Семык праздник марийцев

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи. Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги,

18:44, 16 июн 2021

Семык у марийцев связан с культом предков, началом лета. В этом марийском празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков. Семык отмечается в разное время в июне, через 7 недель после Пасхи. 

Утром в каждом доме готовятся к этому празднику: пекут пироги, ватрушки, блины и другую выпечку. 

Хозяин дома молитвой освещает стол с кушаньями. На краю блюда, в которое будут класть поминальную пищу, свечи из воска для «начальника» загробного мира (Киямат тӧра), для его помощника (Киямат савус) и для душ умерших родственников (тошто марий-влак).

 Хозяин дома из всех блюд берет по кусочку и кладет в блюдо… Затем и все присутствующие проводят те же поминальные действия. Только после выполнения этой церемонии садятся за стол.

Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом. А после завершения трапезы хозяин берет одну свечу, поминальное блюдо и выходит во двор. Посуду с квасом и едой помогают выносить присутствующие. Все выходят во двор для проводов умерших душ. Там зажигают свечу, поминальные кусочки пищи из блюда кладут на землю.

По народным представлениям считается, что после этого усопшие уходят из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Процессия, «проводив умерших», заходит обратно в дом. Все ненадолго опять садятся за стол. Хозяин дома освящает хлеб и стол молитвой. Один, оставшийся в доме, спрашивает процессию, что сказали умершие на прощание. Кто-нибудь из проводивших отвечает, что они предвещают хороший урожай, теплые дожди, хороший приплод домашнего скота, и что все будут здоровы и во всём будет сопутствовать удача и т.д. Блины, занесенные в дом, разрезаются, яйца очищаются от скорлупы и тоже разрезаются. За столом угощаются недолго, потом выходят из-за стола. Затем идут в гости к соседям. 

После этого все отправляются с блинами, яйцами, квасом и другой едой на кладбище. При входе на кладбище у ворот приносят жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминают всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращаются домой. 

Вступайте в нашу группу «ВКонтакте». Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Фото: скриншот видео

Видео: Республиканский центр марийской культуры

Краткое описание праздника «Семык» («Троица»)

Праздник
«Семык» отмечается летом, после окончания
полевых работ и дает надежду на добрый
урожай. Не зря говорили: «Пашам чот
ыштыше уи ден муйым кочкеш» («Кто хорошо
трудится, тот хорошо ест»), «Ыштет пужвуд
лекмеш, кочкат шер теммеш» («Работаешь
в три пота, будешь сыт до отвалу»).

В
«Семык» люди вставали вместе с солнцем,
топили баню, печку и готовили еду.
Поминали усопших, мыли в бане (мысленно).
«Семык» неделя начинался в понедельник.
В этот день 10-12-летние девочки варили
квас, а взрослые шили новые вещи. Во
вторник убирались во дворе и дома, чинили
забор. Можжевельником окуривали
хозяйство.

В
среду купались в бане, зажигали свечи,
поминали усопших. В четверг выходили
молиться в молельные места «Кусото».
После молельни в деревне ходили друг к
другу в гости. В честь праздника марийский
народ в этот день резал петуха или
курицу. Кому попадалась грудная
дугообразная кость птицы, тот спорит с
кем-нибудь из гостей на что-нибудь, в
основном на платки, одежду и т.п. И на
следующий какой-нибудь праздник они,
т.е. спорящие дарили друг другу подарки,
на что договорились.

В
любой праздник марийский народ ел из
одного Кашка, пил из одной чашки. Этим
он показывает, что народ дышит одним
воздухом, живет дружно, помогает друг
другу и поддерживает во всем. Они не
боялись заразиться чем-нибудь, т.к. очень
хорошо знали друг друга. Тем более перед
праздником они все убирались в хозяйстве,
парились и мылись в бане. Все это
показывает, что марийский народ –
чистоплотный народ. Так же они не садились
за стол, пока не мыли руки, лицо, не
помолясь богу. За стол сперва садились
старшие, они же начинали трапезу. Такой
обычай, поведение показывает уважение
старших и приучает к порядку. Праздник
«Семык» без игр не проходил. Игры родились
на заклинаниях, наговорах, заговорах,
опираясь на силу уважения. Играли в
пары, «Ручейки», в колечко, перетягивание
каната, кидали листья в воду и т.п.

Опираясь
на традиции и обычаи праздника «Семык»,
возобновили празднование этого праздника
в 1994 году. А в 1997 году «Семык» проводился
в д.Варали.

Компонент 6. Особенности обычаев и обрядов Удмуртов.

В
каждом народе есть нечто особенное, что
представляет всеобщий интерес. Таковой
у удмуртов видится их религиозно-мифологическая
система.

Иными
словами «язычество удмуртов» — наиболее
древняя, первобытная, удмуртская сфера
комплекса духовной культуры народа,
становление и развитие системы
религиозно-мифологических представлений
удмуртов о мире.

Система
язычества удмуртов характеризуется
значительной сложностью и развитостью.

Этнографические
материалы об удмуртах — (РФНИИ: 221)
всевозможных богов, божеств, духов и
различных мифологических существ, порой
не совсем ясного происхождения — однако
все они, как полагали верующие удмурты,
так или иначе оказывали воздействие на
жизнь человека и природы в целом.

Общее
число удмуртских богов и божеств было
около 40. На вершине удмуртского Олимпа
возвышался могущественный бог Инмар в
переводе дословно «Что на небе». Но
исследователи переводят «Небесный
человек». Образ удмуртского Инмара
восходит к прафинно-угорскому божеству
«Ильмаринен». Здесь любопытно привести
запись исследователя XVIII в. «…вотский
бог есть так называемый Инмар, коего
жилище кладут на небесах».

Возвышение
Инмара над остальными божествами явление
более позднее и поэтому все моления,
сохранившиеся до наших дней, посвящены
этому богу.

Большое
место у удмуртского народа занимают
служители культа — жрецы, являющиеся
своеобразными посредниками между
божествами и общей массой верующих. Они
же являются непосредственными творцами
религиозно-мифологических идей.

Реализация
языческой обрядовой жизни удмуртов
осуществлялось в особых местах —
святилищах, что сохранилось в Алнашском
районе д.Кузебаево и до нашего времени.

Определенным
свидетельством развитости системы
язычества удмуртов является разработанная
обрядовая жизнь со сложными ритуалами
жертвоприношений.

За
многовековую историю были выработаны
определенные ритуалы жертвоприношений
с молениями. Разным божествам и духам
предписывались разные жертвоприношения,
и сам ритуал был различен.

Даже
краткое рассмотрение отдельных
компонентов языческого комплекса
удмуртов совершенно отчетливо показывает,
что все они, не смотря на крайнюю пестроту
и разнохарактерность, объединяются в
единую систему.

В
системе язычества удмуртов является
наиболее древняя сфера, в частности,
культ огня, земли, представление о жизни
и смерти, душе, поклонение божеству
неба, почитание водоплавающей птице,
культ деревьев и священной роще, наличие
ритуальной постройки — святилище.

Компонент
7. Взаимодействие обычаев и обрядов
удмуртского народа с другими народами

Исследовав
и анализируя некоторые обряды и обычаи
удмуртов, русских, татар и марийцев
можно провести между ними некоторые
параллели. Особенно характерно это для
традиционных праздников, доживших до
наших дней, таких как свадьбы и аграрные
моления удмуртов, связанные с
земледельческими работами. Например,
у удмуртов «Гырон быдтон», у русских
«Троица», у татар «Сабантуй», у марийцев
«Семык» — все эти праздники посвящены
окончанию сева, так называемые праздники
сохи или плуга. Хотя изначально у удмуртов
этот праздник назывался «Ага яшка»,
«Акаяшка», что соответствует удмуртскому
«Герышыд», «Гершыд». Весенний праздник
плуга у разных народов Поволжья имеет
много общего, что служит доказательством
общности происхождения народов этого
региона. Что примечательно, так это
праздник постепенно перешел из праздника
первой борозды в праздник окончания
сева, причем у всех этих народов.

В
приобщении к культу нового рода также
есть сходные обряды, в частности
обхождения очага, поклоны огню, топят
баню, устраивают девичники, пекут лепешки
(табани), назначают старших на свадьбе,
дарят подарки и наводят чистоту в доме.

Все
это говорит о заимствовании элементов
обычаев и обрядов друг у друга.

Поклонение
единому богу Инмару — доказательство
того, что это произошло под влиянием
ислама и христианства, именно они
способствовали формированию у удмуртов
представлений о едином боге.

Видимо,
со времени подчинения части удмуртов
Булгарскому государству, а затем
вхождение вех групп удмуртов в состав
Русского государства, когда и на
присоединенные земли распространилась
власть единого царя, только тогда стали
складываться условия для возникновения
представлений о едином боге. Большое
значение в этом процессе имело крещение
удмуртов, именно в этот период Инмар
приобретает черты христианского бога.
Постепенно удмурты — христиане, оставаясь
верными своей старой вере, начинают
приходить к сознанию, что «Надо и
по-вотски, и по-русски молиться».

И
все-таки в глубине души большинство
вотяков остаются язычниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев, входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. В этом празднике сочетается радость прихода лета, торжество жизни, уважение и почитание предков.

Семык отмечается в разное время, через семь недель после Пасхи (от рус. Семик – «седьмой четверг после Пасхи, накануне Троицы»). Поэтому в этом году начинают праздновать в среду (вӱргече) 16 июня, а заканчивают в воскресенье – в день Троицы. Определённое место в празднике занимает культ растительности, а также обычаи, связанные с регулированием семейно-брачных отношений, магические обряды и др.

Среда для марийцев считается тяжёлым днём. В ночь со среды на четверг якобы выходят нечистые силы, колдуны и ведьмы (осал вий, локтызо, юзо, вувер). Чтобы уберечься от них, помещение дома, хозяйственные постройки окуривали можжевеловым дымом, над воротами и дверями вешали рябиновые ветки. Православные марийцы на строениях рисовали кресты. В эту ночь домохозяева на улицах зажигали костры, сторожили своё хозяйство, следили за тем, чтобы нечистая сила не могла проникнуть в деревню. Парни ходили по деревне и брёвнами заваливали ворота, закрывали печные трубы, тайком залезая на крышу дома или бани; опрокидывали котлы с водой. Затем молодые люди на всю ночь уходили на луга и весело проводили время – играли возле костра, плясали, собирали цветы. Встретив восход солнца, возвращались в деревню, мылись в бане (тӱвыт моча), которую старшие члены семьи топили на рассвете, окатывали себя водой – настоем из различных цветов и трав. По поверью, это избавляло от болезней и придавало силы. В семьях, где были усопшие, кто-нибудь из старших приглашал их в баню. Для этого там ставился таз с водой и веником.

У этого древнего и красивого обряда есть своя последовательность. Утром в каждом доме тщательно готовились к празднику: пекли блины, пироги, ватрушки, делали сырки (туара) и обязательно в этот день варили куриный суп (чыве шӱр). Заранее варили пиво, квас и медовуху. Необходимо отметить и то, что в обряде сочетаются как языческие, так и христианские традиции. На стол ставили пиво и квас в берестяном туеске, круглые большие пироги, блины, рыбу, салаты, фрукты. Хозяин дома молитвой освещал стол с кушаньями. Только после выполнения этой церемонии садились за стол. Пока горят свечи на поминальном блюде, можно сидеть за столом.

После завершения трапезы хозяин брал одну свечу, поминальное блюдо и выходил во двор. Там зажигали свечу, поминальные кусочки пищи из блюда клали на землю, в блюде оставалось несколько целых блинов и варёные яйца. Квас и водку по 3 раза выливали на землю. По народным представлениям считается, что после этого усопшие родственники ушли из родного дома. В это время в доме кто-нибудь должен находиться. Проводив умерших, заходили обратно в дом с блинами и яйцами, которые лежали в поминальном блюде. Ненадолго опять садились за стол. Блины, занесённые в дом, разрезали, яйца очищались от скорлупы и тоже разрезались. Считается, что это угощение от усопших, все ели эти блины и яйца. За столом угощались недолго, потом выходили из-за стола, шли в гости к соседям и угощались мясным пирогом палыш, который готовился по особым торжественным случаям.

Спать ложились в 4-5 часов утра. К 10 часам или к обеду отправлялись на кладбище с блинами, рыбой, яйцами, водкой, квасом и другой едой. При входе, у ворот кладбища, приносили жертву «сторожу ворот» (шӱгар капка орол) в виде медных монет. Сельчане поминали всех умерших родственников и знакомых, переходя от одной могилы к другой. Поминающие садились возле могилы, из каждого блюда отщипывали по кусочку и клали на неё, а также выливали немного водки и кваса, и при этом произносили «шужо» («пусть дойдёт»). Вся еда съедалась или оставлялась на могилах, потому что обратно домой с кладбища ничего нести нельзя. Свечи на могилах не зажигались. т.к. это уже специально делалось в среду дома. Необходимо подчеркнуть тот факт, что у марийцев очень развит культ предков. Помянув своих умерших родственников, сельчане возвращались домой. В этот день ходили в гости друг к другу.

Пятница, называемая в народе Лопка Семык (широкий Семик), и суббота были днями всеобщих праздничных гуляний, проходили в беспечном времяпрепровождении. Крестьяне веселились под игру гуслей, волынок. Молодёжь играла в традиционные игры, развлекались на улице. В этот день, после третьего дня гостевания, приехавшие на праздник гости начинали разъезжаться по домам.

В воскресенье крещёные марийцы отмечали Троицу (Тройчын, Лышташ пайрем), а в понедельник – Духов день (Мланде иланыме кече). В эти дни запрещалось работать на земле.

В нашей республике бережно хранятся традиции язычества, дошедшие из глубины веков. Мари сумели сохранить древнюю веру поклонения силам природы – язычество. Народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни мари.

При подготовке материала использована литература:

  • Энциклопедия Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола : [Галерия], 2009. – 872 с.: ил.
  • Календарные праздники и обряды марийцев: сборник материалов / МарНИИ ; сост. О. А. Калинина. – Йошкар-Ола, 2003. – 285 с. –(Этнографическое наследие ; вып.1).

Материал подготовила сотрудник Центра чтения М. И. Мамаева

Восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.

Основная идея марийского праздника Семык – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.

В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сёл и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка.

Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодёжь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы.

В настоящее время Семык – один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

В Республике Татарстан в 2009 г. Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в с. Мари-Буляр Муслюмовского района; 21-й – 2 июня 2018 г. в с. Починок Кучук Кукморского района).

Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздниокв Семык являются марийские сёла и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане.

Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек.

Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Семыка, народная кухня, нац. песни и инструментальная музыка марийцев и других народов РТ, мастер-классы по созданию марийской куклы и марийской одежды, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества.

Для гостей устраиваются специальные состязания: перетягивание каната, бои с мешками, бег в мешках, бег с коромыслом, лазание на шест и другие, экскурсии по марийскому подворью и «Городу мастеров», концертные программы на центр. площадке и малой сцене.

Традиционно на празднике Семык выступают марийские фольклорные и вокальные ансамбли из Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского районов, гг. Казань и Набережные Челны, а также из Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.

Во время празднования Семык устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий марийского, татарского, удмуртского и других народов РТ.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В нем сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, которые связаны с культом предков, растительности, с семейно-брач-ными отношениями. В прошлом все они были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению.

Распространение.

Праздник распространен у луговых марийцев РМЭ, восточных марийцев.

Сроки и время проведения.
Семык отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.

Значение праздника.

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. Он знаменует собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В нем сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, которые связаны с культом предков, растительности, с семейно-брач-ными отношениями. В прошлом все они были направлены на упрочение хозяйства, семейного благополучия людей. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, усилению взаимосвязи родственных групп, их единению.

Обряды.

Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер.

Среда и четверг — основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают.

Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы.

В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний. Крестьяне веселились под игру гусли, волынок. Молодежь играла в традиционные игры, развлекалась на улице. В этот день часто затевались свадьбы. В субботу или в воскресенье праздник заканчивался. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник —Духов день (мланде шочмо кече). После этих праздников наступало время яра кенеж (‘свободное лето.) или сынгса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2-3 недели. В течение этого времени не работали на земле.

В настоящее время праздник проводится в трансформированном виде, отдельные традиционные обряды продолжают выполняться.

Источник

Справочник «Марийские праздники». Калинина О.А.

У нас на слуху, в основном, зимние рождественские святки. Однако есть еще так называемые Зеленые святки, выпадающие на Троицкую неделю.

Главным днем Зеленых святок является Семик. В этот день принято поминать «заложенных» покойников – людей, умерших неестественной смертью. Расскажем, когда будет отмечаться Семик в 2023 году, как зародились обычаи празднования и каковы его традиции.

Когда отмечается Семик в 2023 году

Высчитать дату Семика несложно: после окончания Пасхи необходимо отмерить седьмой четверг, он наступает за три дня до Троицы, когда провожают весну и встречают лето. Семик в 2023 году выпадает на 1 июня. Это будет сорок седьмой день после Пасхи.

История праздника Семик

При подготовке к празднику Семик в 2023 году, хорошо бы внимательно изучить его историю и традиции. В дохристианские языческие времена, когда официального годового календаря еще не существовало, именно Семик отождествлял собой переход от весны к лету. Праздник настолько органично вошел в народные обычаи, что и после принятия христианства на Руси его продолжали почитать. Ведь поминовение умерших и ушедших из жизни всегда было у наших предков значимым ритуалом.

В конце XIX – начале XX века девушки Центрального региона России отмечали праздник семицко-троицкими гуляниями. Эти традиции зафиксированы в архивных рукописях Императорского Российского Географического Общества и на художественных полотнах. Был распространен Семик у приволжских народов – марийцев и чувашей.

История праздника Семик

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. Фото: wikipedia.org

Интересна история праздника Семик на различных российских территориях. В Западной Сибири на берегах Оби Семик широко отмечался до середины двадцатых годов прошлого века. А в некоторых отдаленных местах региона традиция праздновать Семик сохранялась практически до новейшего времени — 90-х годов прошлого века. Зеленые святки и в 2023 году могут широко отмечать, например, в сельских районах  Новосибирской области. Даже если название праздника Семик уже и не упоминается, некоторые основные традиции его в народе продолжают жить.   

Традиции праздника Семик

На картинах, изображающих проводы весны и Зеленые святки, чаще всего присутствуют молодые девушки. На Семик среди подросших девочек проводили обряд кумления. Юные барышни выбирали себе задушевных подруг, учились гадать на суженого. Символ Семика – береза как олицетворение жизненной энергии. Вокруг нее водили хороводы во имя предстоящего хорошего урожая. На дерево повязывали ленты, платки, бусы.

Березовыми ветками украшали на кладбище могилы умерших родственников. В некоторых областях в этот день приоритет отдавали поминовению «заложенных» покойников. Сначала поминали их души, а только после этого души своих родственников. Семик – единственный день в году, когда можно заказывать панихиду по покойнику, которого церковь отказалась отпевать при погребении.

При изучении традиции праздника Семик можно вновь обратиться к опыту регионов, накопленному в течение столетий. Например, на берегах Вятки на Семик на кладбищах устраивались в честь утопленников буйные поминки. А вот на Смоленщине в Семик даже запрещалось подходить к реке и, конечно, стирать и полоскать белье во избежание появления в деревне утопленников.

Популярные вопросы и ответы

Что обычно сеяли в Семик?

Зеленые святки предназначены были, в основном, для сеяния ячменя. При этом для этого праздника характерны различные аграрные ритуалы. Молодежь гуляла возле посевных площадей, проводила игры с колосками, славила будущий урожай.

Какие еще есть названия у этого праздника?

Как у всех народных, берущих свое начало в глубокой древности, праздников, у этой даты множество других названий. Значение их скрыто в глубине веков. Основное альтернативное название – Русалчин Велик день — произошло из-за того, что именно на эту дату намечались Похороны русалок, ритуальный обряд, символизирующий прощание с весной. 

Другие названия памятной народной даты начала лета: 

●      Троица умерших;
●      Велик четверг;
●      Великоденный четверг;
●      Тюльпа; Семуха;
●      Мавский Велик день;
●      Навская Троица;
●      Рипей;
●      Сухий четверг.

Становится совершенно ясно, что названия дню давались представителями различных российских областей и территорий. Изучение обычаев предков представляет собой немалый интерес для историков и краеведов нашей страны.

May 27 2015, 16:10

Category:

  • Праздники
  • Cancel

Семик — марийский праздник Семык

Полный календарь.

Сегодня у луговых и восточных мари один из значимых праздников весенне-летнего календарного цикла — Семык. Отмечается он со среды (у православных — с четверга) по субботу или воскресенье Троицкой недели (на седьмой неделе после Кугече / Пасхи). Как и Кугече, Семык связан с культом предков, является частью кон пайрем «щёлоков праздник».

Основные дни — среда и четверг, «в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают. Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы» ((Калинина 2006)).

В пятницу — лопка С. «широкий С.» — устраивали игры, гулянья под гусли, волынки, затевали свадьбы.

В воскресенье православные мари отмечали Троицу, в понедельник — Мланде шочмо кече «земли рождения день» / Духов день.

После С. наступало яра кенгеж «свободное лето», или сынгса жап «цветения ржи время», когда нельзя работать на земле, вывозить навоз, красить одежду, стирать: может быть град, ураган. В настоящее время выполняются лишь отдельные обряды.

Семык — удобное время для колдовства, наведения порчи на болезнь и смерть и проч. Но как это делать, я рассказывать не буду. Разве что только в личке — в познавательных целях.

Добавить в друзья

Сегодня у марийцев начинается Семык.  Этот праздник распространен у луговых и восточных мари, онг отмечается через семь недель после Пасхи, в среду, а заканчивается в воскресенье, в день Троицы.

Как рассказали в Республиканском центре марийской культуры, основная идея праздника — поминовение умерших родственников, также у них просят у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. Основными днями праздника считаются среда и четверг, в эти дни в старину члены семьи, собравшись вместе, поминали умерших родственников, готовили для них обрядовую еду. 

Ночь со среды на четверг считалась самой опасной — временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы уберечься от них, люди разжигали костры, стреляли из ружей, создавая шум, караулили дома. Обязательным считалось окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать свое тело веником, связанным из 41 вида растений. Молодые парни и девушки на всю ночь уходили на луга встречать Семык и возвращались домой под утро. Семык заканчивался в субботу, а в воскресенье православные марийцы праздновали Троицу (Трочын кече).

Ранее «Марийская правда» писала о том, что В Марий Эл создали передвижную выставку о марийских сказках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семык марийский праздник что означает
  • Семык марийский праздник традиции
  • Семык марийский праздник поздравления открытки
  • Семык марийский праздник когда
  • Семык марийский праздник дата