Семык удмуртский праздник

Работа по теме: Обряды и обычаи народов Алнашского района. Глава: Краткое описание праздника «Семык» («Троица»). ВУЗ: МГУ.

Краткое описание праздника «Семык» («Троица»)

Праздник
«Семык» отмечается летом, после окончания
полевых работ и дает надежду на добрый
урожай. Не зря говорили: «Пашам чот
ыштыше уи ден муйым кочкеш» («Кто хорошо
трудится, тот хорошо ест»), «Ыштет пужвуд
лекмеш, кочкат шер теммеш» («Работаешь
в три пота, будешь сыт до отвалу»).

В
«Семык» люди вставали вместе с солнцем,
топили баню, печку и готовили еду.
Поминали усопших, мыли в бане (мысленно).
«Семык» неделя начинался в понедельник.
В этот день 10-12-летние девочки варили
квас, а взрослые шили новые вещи. Во
вторник убирались во дворе и дома, чинили
забор. Можжевельником окуривали
хозяйство.

В
среду купались в бане, зажигали свечи,
поминали усопших. В четверг выходили
молиться в молельные места «Кусото».
После молельни в деревне ходили друг к
другу в гости. В честь праздника марийский
народ в этот день резал петуха или
курицу. Кому попадалась грудная
дугообразная кость птицы, тот спорит с
кем-нибудь из гостей на что-нибудь, в
основном на платки, одежду и т.п. И на
следующий какой-нибудь праздник они,
т.е. спорящие дарили друг другу подарки,
на что договорились.

В
любой праздник марийский народ ел из
одного Кашка, пил из одной чашки. Этим
он показывает, что народ дышит одним
воздухом, живет дружно, помогает друг
другу и поддерживает во всем. Они не
боялись заразиться чем-нибудь, т.к. очень
хорошо знали друг друга. Тем более перед
праздником они все убирались в хозяйстве,
парились и мылись в бане. Все это
показывает, что марийский народ –
чистоплотный народ. Так же они не садились
за стол, пока не мыли руки, лицо, не
помолясь богу. За стол сперва садились
старшие, они же начинали трапезу. Такой
обычай, поведение показывает уважение
старших и приучает к порядку. Праздник
«Семык» без игр не проходил. Игры родились
на заклинаниях, наговорах, заговорах,
опираясь на силу уважения. Играли в
пары, «Ручейки», в колечко, перетягивание
каната, кидали листья в воду и т.п.

Опираясь
на традиции и обычаи праздника «Семык»,
возобновили празднование этого праздника
в 1994 году. А в 1997 году «Семык» проводился
в д.Варали.

Компонент 6. Особенности обычаев и обрядов Удмуртов.

В
каждом народе есть нечто особенное, что
представляет всеобщий интерес. Таковой
у удмуртов видится их религиозно-мифологическая
система.

Иными
словами «язычество удмуртов» — наиболее
древняя, первобытная, удмуртская сфера
комплекса духовной культуры народа,
становление и развитие системы
религиозно-мифологических представлений
удмуртов о мире.

Система
язычества удмуртов характеризуется
значительной сложностью и развитостью.

Этнографические
материалы об удмуртах — (РФНИИ: 221)
всевозможных богов, божеств, духов и
различных мифологических существ, порой
не совсем ясного происхождения — однако
все они, как полагали верующие удмурты,
так или иначе оказывали воздействие на
жизнь человека и природы в целом.

Общее
число удмуртских богов и божеств было
около 40. На вершине удмуртского Олимпа
возвышался могущественный бог Инмар в
переводе дословно «Что на небе». Но
исследователи переводят «Небесный
человек». Образ удмуртского Инмара
восходит к прафинно-угорскому божеству
«Ильмаринен». Здесь любопытно привести
запись исследователя XVIII в. «…вотский
бог есть так называемый Инмар, коего
жилище кладут на небесах».

Возвышение
Инмара над остальными божествами явление
более позднее и поэтому все моления,
сохранившиеся до наших дней, посвящены
этому богу.

Большое
место у удмуртского народа занимают
служители культа — жрецы, являющиеся
своеобразными посредниками между
божествами и общей массой верующих. Они
же являются непосредственными творцами
религиозно-мифологических идей.

Реализация
языческой обрядовой жизни удмуртов
осуществлялось в особых местах —
святилищах, что сохранилось в Алнашском
районе д.Кузебаево и до нашего времени.

Определенным
свидетельством развитости системы
язычества удмуртов является разработанная
обрядовая жизнь со сложными ритуалами
жертвоприношений.

За
многовековую историю были выработаны
определенные ритуалы жертвоприношений
с молениями. Разным божествам и духам
предписывались разные жертвоприношения,
и сам ритуал был различен.

Даже
краткое рассмотрение отдельных
компонентов языческого комплекса
удмуртов совершенно отчетливо показывает,
что все они, не смотря на крайнюю пестроту
и разнохарактерность, объединяются в
единую систему.

В
системе язычества удмуртов является
наиболее древняя сфера, в частности,
культ огня, земли, представление о жизни
и смерти, душе, поклонение божеству
неба, почитание водоплавающей птице,
культ деревьев и священной роще, наличие
ритуальной постройки — святилище.

Компонент
7. Взаимодействие обычаев и обрядов
удмуртского народа с другими народами

Исследовав
и анализируя некоторые обряды и обычаи
удмуртов, русских, татар и марийцев
можно провести между ними некоторые
параллели. Особенно характерно это для
традиционных праздников, доживших до
наших дней, таких как свадьбы и аграрные
моления удмуртов, связанные с
земледельческими работами. Например,
у удмуртов «Гырон быдтон», у русских
«Троица», у татар «Сабантуй», у марийцев
«Семык» — все эти праздники посвящены
окончанию сева, так называемые праздники
сохи или плуга. Хотя изначально у удмуртов
этот праздник назывался «Ага яшка»,
«Акаяшка», что соответствует удмуртскому
«Герышыд», «Гершыд». Весенний праздник
плуга у разных народов Поволжья имеет
много общего, что служит доказательством
общности происхождения народов этого
региона. Что примечательно, так это
праздник постепенно перешел из праздника
первой борозды в праздник окончания
сева, причем у всех этих народов.

В
приобщении к культу нового рода также
есть сходные обряды, в частности
обхождения очага, поклоны огню, топят
баню, устраивают девичники, пекут лепешки
(табани), назначают старших на свадьбе,
дарят подарки и наводят чистоту в доме.

Все
это говорит о заимствовании элементов
обычаев и обрядов друг у друга.

Поклонение
единому богу Инмару — доказательство
того, что это произошло под влиянием
ислама и христианства, именно они
способствовали формированию у удмуртов
представлений о едином боге.

Видимо,
со времени подчинения части удмуртов
Булгарскому государству, а затем
вхождение вех групп удмуртов в состав
Русского государства, когда и на
присоединенные земли распространилась
власть единого царя, только тогда стали
складываться условия для возникновения
представлений о едином боге. Большое
значение в этом процессе имело крещение
удмуртов, именно в этот период Инмар
приобретает черты христианского бога.
Постепенно удмурты — христиане, оставаясь
верными своей старой вере, начинают
приходить к сознанию, что «Надо и
по-вотски, и по-русски молиться».

И
все-таки в глубине души большинство
вотяков остаются язычниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов.

Основная идея марийского праздника Семык – поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту.

В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сёл и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребёнка.

Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодёжь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы.

В настоящее время Семык – один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета.

В Республике Татарстан в 2009 г. Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в с. Мари-Буляр Муслюмовского района; 21-й – 2 июня 2018 г. в с. Починок Кучук Кукморского района).

Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздниокв Семык являются марийские сёла и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане.

Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек.

Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Семыка, народная кухня, нац. песни и инструментальная музыка марийцев и других народов РТ, мастер-классы по созданию марийской куклы и марийской одежды, выставки работ мастеров декоративно-прикладного творчества.

Для гостей устраиваются специальные состязания: перетягивание каната, бои с мешками, бег в мешках, бег с коромыслом, лазание на шест и другие, экскурсии по марийскому подворью и «Городу мастеров», концертные программы на центр. площадке и малой сцене.

Традиционно на празднике Семык выступают марийские фольклорные и вокальные ансамбли из Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского районов, гг. Казань и Набережные Челны, а также из Марий Эл, Башкортостана, Удмуртии.

Во время празднования Семык устраивается продажа национальных кулинарных и промысловых изделий марийского, татарского, удмуртского и других народов РТ.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Перейти к содержанию

Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии

На чтение 2 мин Просмотров 200

Гуляния прошли 12 июня в деревне Быргында Каракулинского района республики

Праздник начался парадом делегаций из районов Удмуртии, а также гостей из Татарстана, Башкортостана и Марий Эл. Все они привезли с собой вышитые вручную полотенца — символы гостеприимства и доброжелательности, и повязали их на импровизированные «мостики дружбы» рядом со сценой.

На красочной церемонии открытия хозяева праздника спели на русском и марийском языках о родной стороне. Легенда о происхождении деревни была рассказана в театрализованной сценке, главные герои которой — лесные марийцы, получившие на камских берегах столько земли от башкирского хана, сколько сумел пройти от восхода до заката их предводитель Токтай-патыр.

Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии 2Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии 3

В 2021 году марийцы Удмуртии отметили Семык в 25-й раз. Празднование приурочили объявленному в республике Году села и 95-летию со дня образования Каракулинского района.

Поздравить марийцев приехала министр национальной политики Удмуртии Лариса Буранова: «Сегодня на Каракулинской земле нас всех собрал марийский праздник «Семык». Этот праздник посвящен радости сегодняшнего дня и надежде на будущее. Очень радостно, что сегодня на марийском празднике присутствуют представители многих национальностей. У нас богатая и дружная семья: 134 народа проживают в Удмуртии в мире и согласии, слыша и уважая друг друга». Также, она поздравила всех собравшихся с Днем России и отметила, что всех уголках страны сегодня проходят различные праздничные мероприятия.

Также к гостям праздника обратились представители традиционной марийской религии — верховные карты (жрецы) из Удмуртии, Татарстана и Башкортостана. Было подписано соглашение между руководством Каракулинского района и Советом марийских организации нашей республики по сохранению и развитию культуры марийцев. Программу праздника продолжили выступления народных коллективов, традиционный обрядовый обед и марийские молодецкие игры.

Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии 4

  • Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии 5
  • Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии 6
  • Марийский национальный праздник «Семык» состоялся в Удмуртии 7

Семык – традиционный праздник марийцев, говорящий о наступлении лета, который открывает летний праздничный календарь. В нём присутствуют обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством и семейно-брачными отношениями. Праздник содействовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.

Журналист, редактор, контент-менеджер сайта, СММ специалист, оператор-постановщик интернет-телеканала «Даур ТВ»

Семик 

Дата в 2023 году: 1 июня , четверг (четверг перед Троицей)
Другие названия:   Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг
Традиции:   Обряд кумления; обряды вокруг березы; поминовение «заложных» покойников

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2023 году он выпадает на 1 июня. Другое название – Русалчин Велик день – праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной – Похороны русалок.

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день – это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик – единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Какого числа Семик в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
20 июняЧт 5 июняЧт 28 маяЧт

Другие праздники

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 110
Сколько всего было просмотров: 49469

Семык — марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В отличие от русского Семика, основной идеей марий­ского праздника является поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту.

Содержание

  • 1 Распространение.
  • 2 Сроки и время проведения
  • 3 Значение праздника.
  • 4 Обряды.
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Распространение.

Праздник распространен у луговых и восточных марийцев.

Сроки и время проведения

Семык отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе (в тот же день, что и православный семик) и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.

Значение праздника.

Семык один из значимых и любимых праздников марийцев. В нём сосредотачиваются сложные и многообразные обряды, связанные с культом предков, сельским хозяйством, семейно-брачными отношениями. Праздник способствовал сплочению сельского коллектива, единению родственных групп.

Обряды.

Обряды раньше совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер.

Среда и четверг — основные дни праздника, в эти дни встречают умерших, водят их в баню; собравшись родственной группой (тукым) поминают, зажигая свечи поименно всем умершим, угощают обрядовой едой, напитками, а затем провожают.

Ночь со среды на четверг считается временем выхода нечистых сил (осал вий). Чтобы они не проникли в дом и не навредили, домохозяева производят всевозможные предохранительные действия — закрывают на засовы двери, в прошлом зажигали костры, сторожили свои дома, деревню, производили разного рода шумы. Для молодежи было характерно устраивать в эту ночь различные веселые проделки, парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. Затем все вместе уходили на луга и до рассвета проводили время в веселье и играх, девушки собирали цветы.

В период праздника соблюдались разные запреты — не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган. Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семик), была днем всеобщих гуляний, в этот день часто затевались свадьбы. В субботу или в воскресенье праздник заканчивался. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник — Духов день (мланде шочмо кече). После этих праздников наступало время яра кенеж («свободное лето») или сынгса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2-3 недели. В течение этого времени не работали на земле.

В настоящее время праздник проводится в модернизированном виде, как фольклорный фестиваль.

См. также

  • Семик

Примечания

Литература

Калинина О. А., перевод Глушковой З. М. Марийские праздники = Марий пайрем-влак. — Йошкар-Ола: Республиканский центр марийской культуры., 2006.

Ссылки

  • Семык. ABOUTMARI.COM. Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 10 декабря 2010.
  • Марина Субботина Семык городского формата. Удмуртская правда (10.12.2010). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 10 декабря 2010.
  • Анатолий Радыгин Варали — «возникший позже». Семык на юбилее деревни. Удмуртская правда (2006 г.). Архивировано из первоисточника 6 июля 2012. Проверено 10 декабря 2010.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Семык23 майыште эртаралтеш

    1 слайд

    Семык
    23 майыште эртаралтеш

  • Тоштыен-влакым шарналтатТиде кечын тоштыеҥ-влак лӱмеш сортам чӱктат
А тиддеч...

    2 слайд

    Тоштыен-влакым шарналтат
    Тиде кечын тоштыеҥ-влак лӱмеш сортам чӱктат
    А тиддеч 2-3 кече ончыч пурам шолтеныт, кушкыжмын мончаш олтеныт, тоштыеҥым мончаш пураш, унала ӱжыныт.
    Вӱргечын эрдене эрак коҥгаш олтеныт, мелнам кӱэштыныт, сортам чӱктен пелештеныт.

  • Самырык-влакОжно самырык-влак, ош вургемым чиен, олыкыш каен, муро-влакым мур...

    3 слайд

    Самырык-влак
    Ожно самырык-влак, ош вургемым чиен, олыкыш каен, муро-влакым муреныт

  • Муро улоМарий-влакын, руш калыкын семынак, Семык пайремлан пӧлеклалтше мурыжо...

    4 слайд

    Муро уло
    Марий-влакын, руш калыкын семынак, Семык пайремлан пӧлеклалтше мурыжо уло. Олыкмарий-влак коклаште тыгай муро шарлен.

  • Таче мыланна Семык пайрем«Тачат гына мыланна Семык пайрем,
Эрлат мыланна Семы...

    5 слайд

    Таче мыланна Семык пайрем
    «Тачат гына мыланна Семык пайрем,
    Эрлат мыланна Семык пайрем.
    Вес тыгане Семык пайрем шумешкыже
    Мемнан гына вуйнаже Юмо деч.
    Элнет гына мланде — лоп мланде,
    Алашемын йолжымат нумалеш».

  • Руш калыкРуш калык Семыкым (Семик маныт) 24 майыште палемда да идалыклан ик г...

    6 слайд

    Руш калык
    Руш калык Семыкым (Семик маныт) 24 майыште палемда да идалыклан ик гана, лач тиде кечын веле, шкем шке пытарыше але вес амал дене колышым, кӧм черке огеш отпеватле, панихидым заказатлен кертеш.

  • Пале-влакТиде кечын ӱдымо шож чапле лектышым пуа.
 - Семык кечын шемым ошемда...

    7 слайд

    Пале-влак
    Тиде кечын ӱдымо шож чапле лектышым пуа.
    — Семык кечын шемым ошемдаш, йӱштылаш огеш лий. Вӱдыш пурен каен колышо ынже лий манын, вӱд воктеч кораҥ кошташ темленыт.
    — Семык кечын ургаш, кугу пашам тӱналаш темлен огытыл, шкетын чодыраш каяш чареныт.
    Материалым марий культур рÿдерын сайтше гыч налме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семык марийский праздник что означает
  • Семык марийский праздник традиции
  • Семык марийский праздник поздравления открытки
  • Семык марийский праздник когда
  • Семык марийский праздник дата