Сестры сценарий читать

Читать бесплатно «Сестры» – прощальный фильм Сергея Бодрова Роман Лялин. 1-я страница. Текст этой книги доступен онлайн: тец, рассказав историю двух казахских девочек. Режиссер сам написал сценарий, а продюсером ленты стал руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов – ранее он продюсировал фильмы «Брат». – Мы с Сергеем
  • Текст добавлен: 10 апреля 2021, 04:31

Текст книги ««Сестры» – прощальный фильм Сергея Бодрова»

Автор книги: Роман Лялин

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

«Сестры» – прощальный фильм Сергея Бодрова

Начало нулевых ознаменовалось новой эпохой в российском кинематографе – временем простого кино о сложных судьбах людей. Страна с упоением следила за историей Данилы Багрова в фильмах «Брат» и «Брат-2». Но после того, как Алексей Балабанов заявил, что продолжения не будет, вышел не менее культовый фильм «Сестры» – о судьбе Дины и Светы, за которыми охотились бандиты. Лента стала первой и последней режиссерской работой Сергея Бодрова и дебютом Оксаны Акиньшиной.

Нужна была «та самая» актриса

Сюжет к фильму «Сестры» Сергею Бодрову-младшему подсказал его отец, рассказав историю двух казахских девочек. Режиссер сам написал сценарий, а продюсером ленты стал руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов – ранее он продюсировал фильмы «Брат». – Мы с Сергеем вместе работали, дружили. Было ясно, что он планирует начать режиссерскую работу. И в какой-то момент он принес мне сценарий, я его прочитал. И когда дочитал, стало очевидно, что это нужно снимать. Бюджет у будущей картины был небольшой по нынешним меркам. Однако он превышал тот, что был выделен на картину «Брат». – «Брат» снимался совсем в экстремальных условиях, – делится Сельянов. – К моменту «Сестер» мы уже немножко окрепли. Не помню, какие гонорары были у артистов. Но на пробы выстраивались большие очереди. На роль Дины и Светы было по триста кандидаток в день. Нам было ясно, что это должны быть непрофессиональные актрисы. И приходилось выбирать из очень большого количества претендентов. Сейчас Оксана Акиньшина – звезда. Но тогда, в 13 лет, она была девчушкой из простой семьи, которая видела себя в роли модели. И на пробы пришла без особого энтузиазма – по просьбе модельного агентства, где считали, что для нее это будет полезно. Однако именно отношение Оксаны к будущей роли и сыграло ей на руку. С Катей Гориной, которая сыграла младшую сестру, тоже были сложности. На пробах девочка выдумала себе имя и историю семьи. Поэтому когда Бодров позвонил к ней домой, родители сказали, что такой девочки не знают. И только по описанию Сергея они поняли, что это действительно их дочь. – Она была такая немножко фантазерка, что для творческого человека скорее полезно, чем вредно, – делится Сельянов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Страницы книги >>>  1

    Ваша оценка произведения:

    • 0
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

«СЁСТРЫ»
Россия. 2001. 83 минуты.
Режиссёр Сергей Бодров

Авторы сценария Гульшад Омарова, Сергей Бодров-старший, Сергей Бодров 
Оператор Валерий Мартынов
Художник Валерий Карташов
Музыка Виктора Цоя (группа «Кино») и Глеба Самойлова (группа «Агата Кристи»)
В ролях: Оксана Акиньшина, Катя Горина, Роман Агеев, Татьяна Колганова, Кирилл Пирогов, Дмитрий Орлов, Андрей Краско, Александр Баширов, Сергей Бодров
Премии: приз за дебют и диплом за актёрский дуэт (Оксана Акиньшина и Катя Горина) на фестивале «Кинотавр» в Сочи, Национальная премия кинокритики и кинопрессы за дебют
Оценка — 6,5 (из 10)

Криминальная драма

К моменту появления режиссёрского дебюта актёра Сергея Бодрова он был настолько известен, что не нуждался в пояснении «младший», зато в титрах фильма «Сёстры» его отец уже значился с дополнением «старший». А то, что эта лента получила именно подобное название, с одной стороны, оправдано участием двух главных героинь, сводных сестёр. Но с другой стороны, Бодров как будто специально учёл высказываемые на популярном сайте картины «Брат 2» пожелания зрителей, чтобы авторы сделали ещё одно продолжение под заглавием «Сестра» — про русскую девушку, которую Данила Багров привез с собой из Штатов на родину.
Впрочем, популярный исполнитель данной роли при поддержке той же компании «СТВ» и продюсера Сергея Сельянова поступил чуть хитрее — раскопав давний сценарий о вынужденных бродяжках, написанный Гульшад Омаровой и Сергеем Бодровым-старшим, сам приспособил его к современным реалиям (поэтому тоже попал в соавторы). А вдобавок появился в небольшой роли «крутого незнакомца» (читай — опять Багрова), который мимоходом пообещал старшей из сестёр защиту, если это ей вдруг понадобится. Вот только принимая всерьёз (а не как обычный «киношный прикол») это полуанонимное явление Брата-3, а также искренне уповая на то, что финал демонстративно открыт и просто-таки рассчитан на сиквел (увы, этого не случилось по причине гибели Бодрова), можно вообще принять фильм «Сёстры». Иначе ему следует предъявить претензии этического свойства.
Поведанная история двух юных сестёр — 13-летней Светы и 9-летней Дины (у них одна мать, но разные отцы, причём молодой папаша Дины является бандитом, который после выхода из тюрьмы вступил в кровавые разборки с бывшими дружками), сама по себе не может не вызвать сочувствия, поскольку девчонкам приходится скрываться от безжалостных преследователей. Но все драки и перестрелки в духе именно «Брата 2» представляются чрезмерными и неадекватными для подобного повествования. Слава богу, что у режиссёра всё-таки хватило такта в самый последний момент отвратить Свету от убийства, хотя до этого неоднократно (и не без блеска) обыгрывалось, как она здорово умеет стрелять и даже собирается в будущем наняться снайпером на чеченскую войну или же стать телохранителем. Тем не менее, в конце ленты не исчезает ощущение, что старшая из сестёр, остающаяся в Санкт-Петербурге лишь с бабушкой, практически подставлена её отчимом, который всех своих противников, разумеется, перестрелять не мог, а значит, есть реальная угроза, что они начнут мстить тем, кто не скрылся в Австрии.
И тут одна надежда на «криминального ангела-хранителя» в лице Данилы Багрова, который не окажется пустым позёром, а действительно поможет Свете, если она вспомнит про него и обратится за поддержкой. Правда, странно, что это не было сделано в рамках данной картины, которая не так уж велика по метражу, и лишние минут двадцать ей даже не помешали бы. А вот в финале всё же явно смущает, что тот, кто стал вольным или невольным виновником происшедшего, просто бежит из страны, прихватив с собой только собственную дочь и жену, а не таких уж близких родственников подло бросает на произвол судьбы. Он-то ладно, другое дело — постановщик фильма! И все его предшествующие удачные придумки, мелкие «говорящие детали», обнаруживающие в Сергее Бодрове наличие режиссёрского дара, пропадает втуне. А история двух сестёр, которые так нуждаются друг в друге, а ещё больше — в мужской защите (будь то отец, отчим, якобы названный брат или обычный милиционер), тогда оказывается с червоточинкой, без «правды, в которой сила».
В таком случае эти юные неприкаянные создания вправе будут сказать: «Не сёстры мы вам!».

Евгеньева Лариса (Прус Лариса Евгеньевна)

Сестры

Лариса ЕВГЕНЬЕВА

(Лариса Евгеньевна Прус)

Сестры

С тех пор как Эля себя помнила, она постоянно слышала: «Какая милая! Какая красивенькая! Какая симпатичная!»

А соседский старичок до недавнего времени, встречая ее, трепал пухлую Элину щеку и восклицал: «Очаровашка!»

В раннем детстве у Эли был один страшный страх: чтобы не купили брата.

«Если купите брата, — говорила она, топая ногой, — я его отдам злому Бармалею!»

Так продолжалось лет до пяти. Затем Эля бояться перестала и говорила, хитренько жмурясь: «Не ку-упите. Зачем он вам?» — «Конечно, незачем, если у нас есть такая дочурочка-чурочка, доценька-бегемоценька!»

Эля капризно отмахивалась от маминых поцелуев, но если бы мама перестала ее целовать — она бы, конечно, обиделась.

Самое интересное, что сестра у нее таки появилась. Именно тогда, когда она и думать забыла о всяких там братиках-сестричках, о детских своих страхах не вспоминала, а если и вспоминала, то, разумеется, с усмешкой. Самая настоящая сестра, и не какая-то там уа-уа три пятьсот, как называют младенцев, а вполне взрослая девчонка, Элина ровесница.

Все началось с той страшной телеграммы. Эля поздно вернулась с катка и медленно поднималась к себе на этаж в ожидании предстоящей нахлобучки. В конце концов, думала она, пора это поломать! Она уже абсолютно взрослая и имеет полное право гулять хоть до полуночи. Взяли моду — в половине десятого быть дома! Скажи кому — засмеют! «Вот сейчас и поломаю, — решила Эля. — И нечего откладывать».

У Ольги Петровны, Элиной мамы, которая открыла дверь, было заплаканное, опухшее лицо и красные глаза. Но это не меняло дела. Стоило Эле задержаться на какой-нибудь лишний час, как в доме начинались истерики и слезы. Ограбили, зарезали, цыгане увезли! А цыгане, между прочим, выступают теперь в театре «Ромен». Да-с. Поломать, и именно теперь!

— Надя с Колей погибли…

Эля удивленно смотрела на мать, не понимая, о каких Наде и Коле она говорит.

Был один Коля, девятиклассник, у них во дворе, а с девочкой Надей она ходила когда-то в детский сад, но при чем…

— Дядя Коля и тетя Надя.

Мамина родная сестра и ее муж.

Эля подошла к столу и взяла телеграмму. «КОЛЯ И НАДЯ РАЗБИЛИСЬ МАШИНЕ КИРОЧКА ОСТАЛАСЬ ДОМА КАКОЕ СЧАСТЬЕ ПРИЕЗЖАЙТЕ МАМА».

Мама — значит бабушка. Это ясно. Но при чем здесь счастье?

— Ма, при чем тут счастье какое-то?.. И вообще странная телеграмма. Может, кто-то подшутил?

— Ты соображаешь, что ты говоришь?! — выкрикнула сквозь слезы Ольга Петровна.

— А что? У нас в классе Храповицкий, противный такой мальчишка, сплетник ужасный, полкласса перессорил, ну, так ему прислали картиночку такую самодельную — крест, венок и надпись: «Твоя смерть ходит за тобой по пятам. Ищи себе место на кладбище». Ну, Храповицкого знаешь?

— Я ничего не знаю… ничего не понимаю… Какому Храповицкому?

Побросав в сумку какую-то одежду, Ольга Петровна с треском закрыла молнию.

— Ой, мам, ты вообще соображаешь, что ты говоришь? Храповицкого она не знает! Ты ж сама мне все уши им прожужжала: и здоровается он с тобой, и аккуратный, и улыбка у него располагающая! А это такой притворщик, такой зану…

Ольга Петровна толкнула ее в кресло:

— Сядь! И молча сиди! Молча!

Эля замолчала, надувшись. А мать села в кресло напротив и тихо заплакала, вытирая слезы рукой.

Эля услышала, как в прихожей открылась дверь, и в комнату быстро вошел отец.

— Одевайся, такси ждет, — сказал Сергей Львович жене и взял сумку.

— А я? — спросила Эля, прикидывая, что же лучше — поехать и пропустить контрольную по алгебре или остаться совсем одной и…

— Ты остаешься.

Хлопнула входная дверь, потом дверь лифта. Значит, остаться совсем одной.

Эля достала из морозилки пакет замороженной клубники и стала есть по одной ягодке-ледышке, пока не опорожнила весь пакет. Потом до часу ночи она слушала магнитофон, пока не начали стучать в стену соседи. Утром, конечно, проспала и, завтракая прямо из банки с зеленым горошком, подумала, что не такое уж это счастье — остаться совсем одной.

Родители позвонили через день. Голос у матери был усталый и грустно-спокойный.

— Похоронили вчера. Они в гости поехали на своей машине. Занесло на льду на повороте — и прямо под самосвал. Кира тоже хотела с ними поехать, но ее в последнюю минуту дома оставили, у нее горло побаливало. Вот бабушка и написала в телеграмме, что это счастье. Ну, ладно. Как ты там?

— НорМалек.

— Мы приезжаем завтра. С Кирой.

— Ага. Сколько она у нас будет?

— Все время.

— Это как? — не поняла Эля.

Ответил уже отец. Наверное, он тоже слушал.

— Кира теперь будет жить у нас.

— А… а почему у нас? Почему… почему не у бабушки?

— Мы решили, что вместе вам будет лучше. Ведь вы сестры.

— Ага.

Эля молчала, не зная, что сказать еще. Новость была слишком неожиданной.

— Как ты там? Не голодаешь?

— Не-а.

Она уже почти опустошила холодильник, съев две банки консервированного горошка, банку сайры, банку печеночного паштета, и сейчас как раз собиралась открывать какие-то неизвестные консервы с затерявшейся этикеткой.

— Денег хватило?

— Каких еще денег?

— Мы оставили. На столе под вазой.

— Не видела я никаких денег.

В трубку крикнула уже мать:

— Господи! Как можно быть такой беспомощной, такой несообра…

И гудки. Наверное, кончились монеты.

Эля положила трубку и пошла в свою комнату, по дороге выдернув двадцатипятирублевую бумажку из-под вазы. В нижнем ящике письменного стола она нашла альбом, распухший от фотографий, и почти на каждой была Эля — во всех видах. Улыбающаяся, смеющаяся, серьезная, позирующая, стриженная то так, то эдак, гладко причесанная, с челкой, с хвостом…

Ей пришлось долго перебирать фотографии, пока она наконец не нашла вот эту, старую: капризуха лет двух, толстая, курчавая, похожая на негритенка, сидит, выставив голые пятки и бессмысленно глядя перед собой. С обратной стороны надпись: «Дорогим Оле, Сереже и Эленьке от Кирочки».

Сёстры

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

СЁСТРЫ ЦУРВАН
КЛИНИКА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ
Смотрите внимательно, дети.
Твердые, соединены, казалось бы, связанные,
но всё же одно превращается в… два.
Анжелик!
Все в порядке, нужно только пластырем заклеить.
А мы и вторую щеку покрасим.
Пошли.
Боюсь, у неё останется шрам.
Вы врач?
Нет. Помощница доктора Лакана.
Я доктор Уоллас, Диллон.
Прочитал об этой клинике и приехал волонтером.
Вы молодец.
Нет, я провёл лето в Париже после медицинской школы.
Сам я из Нью-Йорка.
Значит, мы здесь оба — чужестранцы.
Мне пора.
Странный был жест.
Спасибо за помощь.
Как вас зовут?
Анжелик.
Пустите!
Пустите меня!
Отстаньте!
Держите себя в рамках, мисс Кольер. Это детский праздник.
Этого человека обвиняли в безответственных действиях над детьми.
Я репортер из «Уиллис Спектейтр». Вот моя визитка.
Я делаю всё возможное для этих детей.
Боюсь, традиционные методы не всегда действенны, доктор Уоллас.
Простите, я должен идти.
Я устала, Филипп.
Я хочу быть свободной от этого места, от тебя.
Как ты можешь такое говорить, после всего, что я сделал?
Ты меня изучаешь.
Я для тебя — эксперимент.
Если ты уйдешь, все будут видеть одно уродство.
Ещё жжёт?
Филипп, ты мне больше не нужен.
Ты не можешь меня бросить.
Всё в порядке, доктор Уоллас.
Анжелик находилась под моим…
Под моим наблюдением долгое время.
Я знаю, что для неё лучше.
Доктор Уоллас, довольно поздно.
Наверное, вам пора возвращаться в город.
Я бы хотела, чтобы доктор Уоллас остался.
Вы уверены, что хотите этого, доктор Уоллас?
Я скоро вернусь, Анжелик.
Я не могу сказать, что я прямо вломился в двери,
потому что они сами разъехались в стороны.
Филипп так удивился. Вы стали моим рыцарем в оружии.
Рыцарь в блестящих доспехах. Так мы говорим.
Да, вот им-то вы и были.
И что теперь?
Вы знаете, меня тут что-то не особо жалуют.
Я мог бы подбросить вас, если вы хотите.
Правда? Я живу в городе. Вы сможете?
Да-да, с удовольствием.
Может, сообщить докторуЛакану?
Нет. Давайте рисковать.
Он может оставаться со своими детьми.
Доктор относится к вам, как к собственности, верно?
Он просто забыл, что мы больше не женаты.
Анжелик!
Стойте!
Моя мама — виолончелист. Это одна из её любимых пьес.
Она недавно умерла… Ещё одна причина, по которой я сюда приехал.
Сочувствую.
Ничего, я потихоньку привыкаю.
Моя мама тоже была артисткой.
Во Франции.
Мы были молоды, когда она заболела.
Филипп приехал спасать нас.
Откуда она его знала?
Она здесь училась. Много лет назад.
Они познакомились в клинике.
Он примчался из Америки, когда она его позвала, но было слишком поздно.
Больше никакого пения.
Теперь моя очередь сочувствовать вам.
Да нет, это было много лет назад.
Я

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие фильмы

Амазонка в огне (Fire on the Amazon, 1993)

Андромеда (Андромеда, 2004)

Адрес неизвестен (Suchwiin bulmyeong, 2001)

Ангел (Angel, 1999)

Акциум Максимус (Actium Maximus, 2005)

­

… Самое сложное для человека — это справиться со своими страстями…

… На улице капал холодный дождь, в лужах плавали жёлтые листья клёна, уже стемнело, но в городе было светло благодаря фонарям и вывескам. Именно в такой осенний день сорокапятилетний программист Андрей Дмитриевич Звёздочкин пришёл домой, переоделся, умылся и направился на кухню с газетой, где его встречала жена: сорокатрехлетняя Лидия Борисовна…

Муж и жена посмотрели друг на друга с ласковой грустью: они любили друг друга, но до сих пор у них не было детей, и это очень тревожило супругов.

Они сели за стол и посмотрели друг на друга с мыслью: «Как мы могли друг друга полюбить? Мы же такие разные! И, всё-таки, хорошо, что мы вместе…».

Действительно, внешность супругов контрастировала: Андрей Дмитриевич был смуглым кареглазым черноволосым мужчиной в больших очках и походил на грузина, Лидия же была воплощением русской красоты со светлой кожей с нежным румянцем и длинной светлой косой.

Лидия подала ужин, супруги покушали, и Андрей снова уткнулся в газету.

Лидия забрала у мужа газету и изрекла:

— Дорогой, я знаю, что ты переживаешь, как и я, что у нас нет детей, но сегодня я хочу тебя обрадовать: конец грустным мыслям о бездетной старости, я жду ребёнка!

Андрей поперхнулся кофем, уронил очки, широко улыбнулся и спросил:

— Это правда? Ты меня не разыгрываешь, Лидия?

— Нет, дорогой, это — правда! — радостно закричала в ответ Лидия, супруги обнялись и заплакали от счастья…

Сырой осенью им было тепло вдвоём от такой вести…

Всю беременность супруги Андрей старался угодить Лидии, заботился о ней, лишь единожды немного огорчился: когда на УЗИ врач сказал, что у супругов родится девочка…

— Девочка?! — возмутился Андрей — Я, вообще-то сына, наследника хотел!

— Ты — не китайский император, чтобы о наследнике думать! — обиженно ответила Лидия — Бог послал девочку, будем растить девочку!

Время шло, и в начале мая, когда в их любимом городе цвели яблони, Андрей Дмитриевич с букетом цветов и оркестром встречал на украшенной машине жену с девочкой…

Андрей посмотрел на дочь и улыбнулся: она была такая же смуглая и кареглазая, как отец…

— Смугляночка ты моя, в папу пошла! — умилился Андрей.

Ирина (такое имя дали малышке родители) росла спокойной, конечно, были трудности, как со всеми маленькими детьми: и капризничала, и болела, и ночей Андрей и Лидия не спали…

Но, когда девочке исполнилось два года, и из младенца Ирина стала милой девочкой с большими карими глазами и косичкой из тёмных волос, которую украшал бантик, Лидия задумчиво сказала:

— Дорогой, а ведь мы поздно родили Ирочку, мы уже люди не первой молодости, а ей нужна поддержка в жизни, да и не дело одному ребёнку расти. Давай, я попробую родить ей братика или сестрёнку, пока ещё я могу…

Через девять месяцев родилась младшая сестрёнка Ирочки, и все родственники на крестинах Надежды (такое имя дал Андрей второй дочери) изумились:

— Как они не похожи! Ирина похожа на отца: смуглая с жгуче чёрной косичкой, а Наденька — копия мамы: светлые кудряшки, голубые глазки, ну просто прелесть!

Андрей и Лидия лишь улыбались: им было всё равно до внешности дочерей, главное — чтобы сёстры ладили между собой…

Шло время, и девочки пошли в детский сад. Когда Лидия помчалась вечером забирать девочек, воспитательница с восторгом рассказывала:

— Вы не представляете, как Ира и Надя дружны! Они очень слаженно играют вместе, Ира заступилась за Надю, когда один мальчик обозвал её, а Надя помогла Ире нарисовать рисунок!

Дома после ужина сёстры сидели в своём уголке в одинаковых белых платьях и бантиках и играли модными куклами «Барби», а Лидия и Андрей умилялись:

— Ну, ты посмотри дорогой, какая прелесть! Настоящая сестринская любовь! Я думаю, они будут помогать друг другу по жизни…

— Я тоже так думаю…

На утренник в честь Нового Года девочки подготовили стихи, но в последний момент, когда Ирочку подвели к Дедушке Морозу, Ирина испугалась и замялась…

Тут вышла Надя и сказала:

— Дедушка Мороз, можно я расскажу два стиха, а подарок ты дашь мне и моей сестре?

— Можно, добрая девочка… — ответил Дедушка Мороз.

Надя блестяще прочитала два стихотворения, и девочки стали кушать сладости и веселиться, а родители насторожились с мыслью: «Хм… Надя явно активнее и общительнее старшей сестры…».

Шло время, девочки пошли в школу, дружба их только крепла. Они сидели за столом и делали домашние задания, ведь Надя училась в первом классе, а Ира — в третьем.

Надя вдруг обратилась к Ире:

— Сестрёнка, дай, пожалуйста, свою точилку, а то у меня все карандаши сломаны, а точилку я потеряла…

— Конечно, бери, сестричка! — с улыбкой подала точилку Ира.

Сёстры продолжили занятия, когда вдруг Ира попросила Надю:

— Сестрёнка, дай, пожалуйста, свою замазку, моя кончилась, а я ошибку сделала…

— Конечно, вот замазка! —ответила, подавая нужный предмет, Надя.

— Как же хорошо иметь такую сестру! Я тебя люблю! — Сказала Надя и обняла Иру.

— Я тебя тоже люблю, так же будет всегда, правда? — спросила Ира.

— Конечно! — радостно воскликнула Надя…

Время летело быстро, и девочки стали подростками, Ира пошла в седьмой класс, а Надя — в пятый, Ира стала высоким неуклюжим подростком со стрижкой чёрных волос, а её младшая сестра — милым белокурым голубоглазым созданием с длинными вьющимися волосами…

Ира вышла из школы, а её на крыльце ждала сестра.

— Ты меня ждёшь? — удивилась Ира.

— Конечно, разве я тебя брошу! Пошли домой! — позитивным тоном ответила Надя, и сёстры пошли домой, напевая любимую песню.

— Классно стобой, сестра! — воскликнула Ира.

Сделав уроки и поужинав, сёстры решили отдохнуть: включили музыку, взяли фен и расчёску и стали изображать из себя певиц и переговариваться:

— Стас Пьеха — душка, правда?

— Ну, да, только Фредди Меркурикруче!

Лидия и Андрей Дмитриевич наблюдали за дочерьми, и отец девочек задумчиво протянул:

— Мдаа… они взрослеют, сохранить тёплые отношения будет очень непросто, почти невозможно…

— Почему, дорогой? — изумилась Лидия.

— Потому что они разные, как день и ночь, и не только внешне, но и характерами: Ирина — тихая молчунья с математическим и прагматическим складом ума, Надежда же — творческая личность, само обаяние в общении, прирождённый лидер…

Сёстры тем временем так развеселились, что стало шумно, отец покачал головой и промолвил дочерям:

— Кончайте танцы, идите умываться и спать…

А девочки, переодевшись в милые пижамы, ещё долго читали на планшете классику русской литературы, беседовали и уснули, сказав друг другу:

— Я люблю тебя, сестрёнка, спокойной ночи…

— И я люблю тебя, сладких снов…

Время шло, и вот уже Ирина и Надежда — девушки, Ирина окончила одиннадцатый класс, а Надежда — девятый. За это время Ирина стала ещё больше похожа смуглостью и тёмной стрижкой на цыганку, а Надежда стала милой женственной блондинистой девушкой…

Сёстры сидели на мягком ковре и экспериментировали с косметикой и причёсками, смеялись…

— Наша сестринская любовь вечна, правда? — вдруг спросила Ирина, девушке стало тревожно…

— Конечно, сестра, не сомневайся! — ответила с улыбкой Надежда…

Тут девочек позвал отец и промолвил важно:

— Дочери мои, вы уже кончаете школу, задумайтесь, какую профессию вы хотите выбрать, ведь от этого будет зависеть очень многое, и помните: чтобы вы были счастливыми, нужно, чтобы вы любили свою работу…

— Я буду поступать в Щукинское училище на актрису! — заявила Надежда.

— А я… — растерялась и замялась Ирина — Мне даётся математика, я буду бухалтером…

— Ну, вот и отлично! Удачи вам, дочери, на экзаменах! — воскликнул Андрей Дмитриевич и обнял дочерей…

… Летним жарким днём, когда гудящий город освещался солнцем, а деревья демонстрировали свой наряд из зелёных листьев, Ирина и Надежда встали рано и начали собираться: сегодня они шли каждая на свой экзамен, утром сдавала математику Ира, а чуть позже сдавала актёрское мастерство Надюша. Сёстры решили пойти и туда, и туда вместе, чтобы морально поддерживать друг друга.

Ира расчесала тёмные волосы, надела футболку и джинсы и пошла к сестре: Надежда стояла в красивом голубом платье с распущенными длинными волосами и в шляпке.

—Эй, будущая актриса, хватит собираться, первый экзамен у меня! — ласково пожурила сестру Ирина.

— Всё, я готова, я уже иду, сестрёнка! — ответила Надюша, и сёстры пошли в первый пункт их похода…

Ирина должна была решить на экзамене контрольную работу по математике. Ирина долго возилась, старалась изо всех сил, сдала работу позже всех и с замиранием сердца стала ждать результата в коридоре…

Через полчаса вышла комиссия и вывесила список поступивших, Ирина там была записана последней.

— А почему я последняя в списке? — спросила с волнением у важной дамы в очках Ирина.

— Потому что вы, Ирина Звёздочкина, вообще не должны были поступить, но у нас в группе не хватало одного человека, и мы решили вас зачислить! — ответила важная дама, протёрла очки и с цокотом каблуков отправилась дальше.

Ирина от обиды чуть не плакала, Надя обняла сестру за плечи и ласково изрекла:

— Всё же хорошо, сестрёнка, тебя зачислили, пусть так, я уверена, что ты ещё покажешь себя!

— Спасибо на добром слове… — протянула Ирина — пошли на твой экзамен…

Скоро сёстры были в театральном училище, Надежда от волнения поправляла свои длинные светлые волосы, Ирина успокаивал её:

— Сестра, не волнуйся, ты справишься, а волнением можешь навредить…

Наконец, настала очередь Надежды, девушка зашла в кабинет и не закрыла дверь…

— Так, Надежда Звёздочкина, на каком литературном произведении будете демонстрировать свой актёрский талант? — весело спросил толстый добродушный преподаватель.

— Я прочту роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»! — ответила Надежда.

— Мы все ждём, начинайте! — сказала учительница, что сидела рядом с толстым преподавателем, Надежда начала…

Полчаса никто не шевелился, настолько блестящей была актёрская игра Надежды, она, мимикой, интонацией, жестами без всяких декораций и костюмов ставила великолепный спектакль, и сразу было понятно, за кого из героев она говорит: надменного Евгения Онегина, чистую и возвышенную Татьяну Ларину…

Ирина смотрела в открытую дверь во все глаза и поражалась мысленно: «Вот даёт! Не то, что я! Ах, как бы я хотела быть на её месте! Ну, почему ей успех, а не мне послали небеса, я же старшая! Это несправедливо!».

Надюша закончила и стала ждать вердикта…

С минуту жюри молчало, а потом все встали с кресел и зааплодировали и стали кричать:

— Браво! Талант! Великий талант!

Надежда улыбалась и была мила, как роза, а толстый добродушный преподаватель подошёл к Надежде и промолвил:

— Поздравляю, вы зачислены, вы выступили блестяще, я не только преподаватель актёрского мастерства, но и режиссёр фильмов, я хочу попросить вас сыграть главную роль в моём историческом фильме «Императрица Сиси»! Соглашайтесь, будет большой гонорар…

— Хорошо, я дам ответ завтра, давайте сценарий, благодарю за поддержку и доверие… — ответила скромно Надежда.

— Что вы, это я должен благодарить жизнь за такую актрису на главную роль в моём фильме!

Ирина сидела в коридоре красная, как помидор от зависти и, стиснув зубы и сжав кулаки, горела мыслями: «Как они её расхвалили! Она не заслуживает этого! Ну, Надя, берегись, я сегодня злая! Я должна быть успешной, я старшая сестра, а эта выскочка меня посадила в лужу! Терпеть её не могу! — тут Ирина немного успокоилась и сама удивилась своим мыслям — Что это со мной? Мы же сёстры! Неужели я завидую ей?! Похоже, что так…».

Из кабинета послышалось:

— Я ознакомилась со сценарием и буду сниматься…

—Благодарю вас, Надежда! Этот фильм станет жемчужиной моей карьеры!

Ирина опять раскраснелась от зависти, но вышла Надежда, обняла сестру и радостно воскликнула:

— Прости, что задержалась, я читала сценарий фильма «Императрица Сиси», меня пригласили на главную роль, и я согласилась сниматься…

Ирина оттолкнула сестру и процедила сквозь зубы:

— Мне было всё слышно. Поздравляю…

После этого сёстры пообедали в кафе, и Надюша отправилась гулять в парк, а Ирина пришла домой, закрылась в комнате, стала рвать и бить подушку, плакать и сквозь стон произносить:

— Как я завидую ей! Терпеть её не могу! Поколотила бы!

Скоро пришла Надежда и стала рассказывать родителям о своём двойном успехе, Лидия же, чтобы послушать Надю, попросила Ирину порезать картошку…

Надежда так ярко и интересно рассказывала о своём успехе, что Ирину опять стала точить зависть, черноокая девушка взяла ножик, посмотрела на младшую сестру, и нехороший огонь появился в глазах Ирины, у неё промелькнула мысль: «А ведь Каин добил Авеля, если бы я могла… — тут нехороший огонь в душе и глазах Ирины утих, и она сама стала ругать себя — Как можно так думать о своей родной сестре! Это страшный грех…».

Ирина продолжила крошить картошку, попала себе по пальцу ножиком и с грустью подумала: «Господи, это мне за мою завистьсестре?».

Спустя месяц настала осень, сёстры стали учиться, а Надя ещё и заканчивала съёмки в фильме «Императрица Сиси» и уже получила предложение сняться в фильме «Великомученица Варвара». Спустя ещё месяц дела сестёр были в разгаре…

В тот день была суббота, сёстры предвкушали выходной, когда учитель высшей математики дал ученикам неожиданно контрольную работу. Ирина решила задания и сдала тетрадь, учитель просмотрел работу и съязвил:

— Ира Звёздочкина, тебе не бухгалтером, а поломойкой надо быть!

Молодые люди, что учились вместе с Ирой, грубо рассмеялись и жестоко прокомментировали:

— Наша Ира — поломойка! Вот бы посмотреть!

Ира не выдержала, со слезами соскочила и побежала по осенним лужамдомой…

Дома всё было светло и тепло, Лидия Борисовна и Андрей Дмитриевич смотрели телевизор.

— Доченька, Ирина, ты пришла! — обрадовались родители — А у нас в семье радость: по первому каналу показывают фильм с Наденькой в главной роли, «Императрица Сиси», скоро она получит гонорар, а преподаватели были от фильма в таком восторге, что сразу перевели нашу звёздочку на второй курс. В честь этого мы решили оплатить Наде завтра услуги СПА-салона, ей нужно отдохнуть…

Ирина и так была не в настроении, а теперь зависть разгорелась ещё сильней, Ира поцедила:

— А где виновница торжества?

— Она принимает ароматную ванну, отдыхает, трудяжка…

Ирина заглянула в ванную комнату: Надя лежала в пене с наушниками в ушах и напевала любимые песни…

Нехороший огонь снова загорелся в душе и глазах Ирины, она направилась на кухню и стала лазить по ящикам с мыслью: «Лежит ванной, отдыхает! В СПА-салон завтра пойдёт! Это же возмутительно! Вот бы испортить ей шикарный выходной!».

Тут Ирина нашла большой флакон зелёнки и ухмыльнулась с мыслью: «Ха, вылить бы эту зелёнку ей в ванную, точно бы и СПА-салон, и съёмки накрылись бы сестрице!».Ирина с нехорошей мыслью пошла на цыпочках в ванную комнату…

В ванной комнате горели ароматные свечи, из наушников Нади лилась приятная музыка, Надя выглядела счастливой, наивной и беззащитной…

Ирина постояла, потом убрала зелёнку и подумала: «Нет, я не смогу это сделать, она не виновата в том, что талантлива и трудолюбива, пусть веселиться завтра…».

Ира зашла в комнату, упала на кровать и заплакала, вспоминая успех Нади и свою неудачу, которые случились сегодня…

— Уеду жить в другой город, чтобы не видеть ни злого преподавателя, ни равнодушных родителей, ни звёздной сестры!!! — решила Ира, села в машину отца и помчалась по шоссе в Кострому к бабушке…

Ирина была в таком аффекте, что не заметила, как разогнала машину до запрещено высокой скорости. Скоро показалась полиция…

Надюша закончила приятную водную процедуру, вытерлась, оделась и вышла прогуляться, а когда вернулась, то застала родителей в слезах.

— Мамочка, папочка, что случилось? — спросила испуганная Надежда.

— Доченька, твоя сестра в полицейском участке, нужно как-то выручить её оттуда… — сказала Лидия и обняла Надю.

— Я бы не выручал, потому что сама она виновата, села за руль моего автомобиля, не имея водительскихправ! Ты, доченька, не беспокойся, ты завтра отдыхаешь и идёшь в СПА-салон, как я обещал, тебе в понедельник на пары и съёмки «Великомученицы Варвары»… — промямлил отец.

— Нет, я постараюсь выручить сестру. Папа, отвези меня на маминой машине в тот участок, я попробую поговорить с полицейскими, а ты, мама, молись, чтобы полицейские любили или хотя бы знали фильм «Императрица Сиси»! — решила Надежда.

— Спасибо тебе, доченька! — заплакала Лидия и поцеловала Надю в макушку…

…Скоро Надежда вошла в полицейский участок, сердце её бешено колотилось, она увидела сестру в наручниках, а рядом пожилого полицейского…

— Здравствуйте, — начала робко Надежда — Я — актриса Надежда Звёздочкина, сегодня по первому каналу показывали фильм «Императрица Сиси», я исполняю там главную роль. Вы смотрели фильм? Вы меня не узнаёте?

Полицейский пригляделся и с восторгом ответил:

— Конечно же, узнаю! Вы играете в этом фильме императрицу Сиси! Вы там такая обаятельная, мы смотрели фильм всей семьёй! Какие красивые платья в фильме на вас! А как вы в финальной сцене сражались с волками! Вы — начинающая звезда нашего города! Разрешите сделать с вами селфи и подарить вам этот букет роз!

Девушка приняла букет, сфотографировалась с полицейским, а потом обратилась:

— Благодарю за цветы, но я только начинаю карьеру, и мне нельзя испортить репутацию, а моя сестра, Ирина Звёздочкина, сегодня попала к вам, вон, она сидит в наручниках, давайте вы отпустите её, а я вам ещё и автограф оставлю…

— Конечно, для такой юной и гениальной актрисы всё, что угодно! — воскликнул полицейский, подал красивую тетрадь, где Надя оставила автограф…

После этого он отпустил Ирину и спросил:

— Когда мы снова увидим вас на экранах?

— Весной, в кинотеатрах, в фильме «Великомученица Варвара», я снова в главной роли! — ответила девушка, и сёстры сели к отцу в машину.

Андрей Дмитриевич стал кричать на Ирину, ругать, а Ирина сидела, уткнувшись в ладони, и думала: «Что же мне делать? Опять Надя выручила меня, и все её любят и хвалят, а я опозорилась. Как же я завидую сестре, как же мне одиноко…».

Съёмки и учёба двигались медленно, и, хотя у Нади появились гонорары, на которые девушка покупала подарки родителям, красивые наряды себе и оплачивала услуги салона красоты, Ирина терпела это, стараясь занять себя учёбой и бегом по утрам, но чувства зависти и одиночества не покидали Иру…

Весной в кинотеатрах шёл фильм «Великомученица Варвара», где Надежда блестяще исполнила роль юной святой девушки, у Надежды появились фанаты, которые исписали похвалой актрисе весь подъезд. Ира терпела это, стиснув зубы и не общаясь с сестрой, только буркнула:

— Надя, это — твои фанаты! Сама ремонт будешь делать!

— Сестрёнка, — однажды ласково изрекла Надежда — у меня сегодня выходной, ты тоже освобождаешься раньше, мы в последнее время мало общаемся, давай займёмся шопингом вместе, я очень люблю тебя и дорожу твоим мнением, а мне нужно выбрать бальное платье на награждение: во Всероссийском конкурсе кинематографа я получила звание «Лучшая актриса года»…

— Ладно, — процедила с неприязнью Ирина — Пошли!

Девушки шли по торговому центру, тихо беседовали, казалось, всё пойдёт на лад…

Вдруг сестёр окружила толпа людей с криками:

— Эта же та актриса, что сыграла Сиси и святую Варвару! Ура! Надежда, разрешите сделать селфи! Дайте автограф, примите цветы! Мы все обожаем фильмы с вами! Когда будет следующий фильм?

Надежда растерялась, скоро её завалили букетами цветов, девушка смущённо посмотрела на сестру, а Ирина раскраснелась от зависти и сказала:

— Я больше с тобой не пойду, выбирай платье на награждение сама!

Ирина вышла из торгового центра и заплакала от обиды, потом накинула капюшон лёгкой куртки, включила на телефоне реп и пошла домой…

Через два часа пришла и Надежда, девушка бросилась к старшей сестре и стала просить прощения…

— Ладно, всё нормально. — С поникшим видом ответила Ирина — Не всем быть звёздами. Купила платье на награждение?

— Купила! Увидишь в день награждения, сестрёнка! — ответила весело Надежда и обняла сестру, Ирина не толкнула Надю, но и не обняла в ответ, что-то точило девушку…

И, вот, настал день награждения, родители были счастливы и щебетали, как весёлые птички, а сама Надежда одела шикарное голубое платье с пышным бальным подолом, украшения, белые перчатки и диадему, а волосы парикмахер завил в красивые крупные кудри…

Ирина хотела поздравить сестру, но, увидев её такой красивой, в лучах родительской любви и всеобщего восторга, ушла в комнату и включила погромче реп. Змей зависти мешал и душил девушку…

Награждение прошло удачно, корреспонденты долго брали интервью у молодой актрисы, фотографы делали снимки для местных и Российских газет, поклонники дарили цветы, а известный режиссёр предложил Надежде роль принцессы Одетт в фильме-сказке…

Ирина всё это смотрела по телевизору, заедая стресс сырниками с вареньем, потом не выдержала, выключила технику и попыталась отвлечься на учёбу, но всё равно в голове крутилась мысль: «Ну, почему ей так везёт?! Всё у неё получается быстро и легко, не то, что у меня! Терпеть её не могу!».

… Учёба продолжалась, девушки успешно сдали сессии, Надежда ещё и снималась в фильме-сказке «Принцесса-лебедь», все хвалили её, а Ирина молчала, терпела, а злость копилась в сердце…

Они не заметили, как пришло лето, и в выходной день Лидия Борисовна и Андрей Дмитриевичобъявили оптимистично дочерям:

— Сегодня мы всей семьёй едем отдыхать на природу, к речке, будем рыбачить!

Надежда обрадовалась, одела летнее голубое платье и шляпку и пошла за родителями, помогая им собрать еду, удочки, покрывало…

Ирина нехотя вышла из комнаты, когда всё было готово, и села в машину, всю дорогу Ирина с ненавистью смотрела на счастливую сестру…

Когда семья приехала на прелестную мягкую зелёную лужайку у реки, отец сестёр сказал:

— Я пойду дальше вдоль реки, поищу рыбное место!

— А я пойду в лес за хворостом и ягодами! — радостно поддержала Лидия…

Сёстры остались на берегу одни. Сначала они расстели покрывало и поставили еду, а потом Надежда с нежной улыбкой подошла к самому краю берега и стала мечтать…

Нехороший огонь снова возгорелсяв Ирине, зависть её поймала в сети, Ирина медленно и тихостала приближаться к сестре, тяжело дыша от напряжения…

Надежда не видела этого и продолжала вслух мечтать:

— Маме я купила золотую подвеску, папе — кожаный дипломат, а тебе я хочу купить…

Тут Ирина решилась и толкнула неожиданно со всей силы Надежду в воду!

Надежда барахталась и звала на помощь, потом вцепилась в дерево, и захлёбываясь, тихо просила:

— Помогите,… спасите,… прошу…

Тут что-то встрепенулось в Ирине, и девушка сама ужаснулась своему поступку и своему поведению за всё это время, в голове промелькнула мысль, которая была раскаянием и лекарством Иры: «Наденька, сестра! Что я творю?! Я же тебя чуть не погубила!!!».

Ира, не задумываясь, нырнула в воду, вытащила младшую сестру, осмотрела, цела ли та и обняла со слезами, а сквозь поток рыданий Ирина говорила:

— Прости меня, глупую, сестрёнка, прости! Я тебя толкнула, я завидовала тебе, обижалась на тебя, а ты всегда оставалась трудягой и талантом! Я чуть не сделала ошибку, но я больше не буду завидовать тебе, я буду радоваться за тебя! Прости, давай дружить и любить друг друга, как в детстве и школьные времена!

Надежда с нежность вытерла слёзы сестры и ответила:

— Я всё поняла и не сержусь, я люблю тебя, сестрёнка, я тоже во многом была не права, но я знаю, как тебе помочь: ты просто не на своём месте, тебе нужно быть спортсменкой, пловцом! Бросай математику, начни спортивную карьеру…

Ирина удивилась, взяла сестру за руки и спросила:

— А мне не поздно идти в спорт? Обычно, этим занимаются с детства…

— Поверь, поменять жизнь к лучшему никогда не поздно! А я и родители поддержим тебя!

— Спасибо, Надя, ты — настоящая сестра! — со слезами счастья изрекла Ирина…

… Скоро Ирина уже соревновалась в плавании за медаль, а на трибуне сидела Надежда и кричала:

— Давай, сестрёнка, я верю в тебя!

Именно в тот день Ирина выиграла первую золотую медаль, а родители со спокойной душой тихо сказали друг другу:

— А всё-таки хорошо то, что хорошо заканчивается, наши девочки снова живут в ладу, а, значит, у них будет поддержка друг друга…

Надежда стала известной актрисой, а Ирина — олимпийской чемпионкой по плаванию, и, хотя они обе вышли замуж, сёстры дружили всю жизнь.

В цифровой прокат вышел фильм «Сестры», создатели которого позиционируют его как «первый российский пост-хоррор». Ная Гусева поговорила с режиссером Иваном Петуховым, оператором Максимом Смирновым и художником Марфой Гудковой о тех вещах, что пугают сильнее любых фильмов ужасов.

Почему вы решили обратиться не к драме и не к классическому хоррору, а именно к так называемому «пост-хоррору»?

Иван Петухов: Однажды сформулировав это для себя самого, повторяю теперь как мантру: «Сестры» — это хоррор, потому что истории женщин, терпящих домашнее насилие — тот же хоррор, только в реальной жизни. Языка драмы и даже триллера недостаточно, чтобы выразить этот кошмар. С первыми продюсерами, к которым я обращался, было тяжеловато. Кто-то не мог срастить в голове «высокую» социальную тему и «низкий развлекательный жанр для подростков». Кто-то остался далеко в девяностых, и хоррор для них — это в лучшем случае «Кошмар на улице Вязов», а взлет жанра в последние десятилетия они как-то не заметили. Кому-то не хватало хоррор-клише. Видимо, так всегда происходит, когда пытаешься сделать что-то новое. К счастью, в итоге правильные люди нашлись.

Почему именно пост-хоррор? Во-первых, это самое «высокое» ответвление жанра. В нем уважают страх, осознают его силу, не размениваются на фантики скримеров. Пост-хоррор не стесняется реальных травм и в итоге оставляет глубокий след. Ему свойственно обращаться в первую очередь к человеческой психологии, темным сторонам личности. Никакой внешний монстр ему не нужен — разве что как повод покопаться в человеческой душе. Мы, признаться, и теперь еще обсуждаем с пиар-отделом и прокатчиком формулировку жанра в каждой новой публикации, но по сути своей «Сестры» — пост-хоррор, им и останется.

Реальное насилие гораздо страшнее сестер, облаченных в черные одеяния

«Сестры». Реж. Иван Петухов. 2022

Марфа Гудкова: До моего знакомства с Ваней я относилась к хоррорам именно как к чему-то поверхностному. Когда мне прислали сценарий, я сразу увидела слово «хоррор» и немного напряглась. Я больше любитель драмы и психологического триллера без специфического усиления ужаса. У меня были сомнения насчет появления в истории мифов и легенд: зачем они здесь нужны, если у нас перед носом уже сплошной кошмар в виде домашнего насилия? Но в процессе работы я поменяла свое мнение. Эта легенда дает нам контраст: несуществующий ужас — ничто по сравнению с тем, что могут переживать женщины каждый день. Реальное насилие гораздо страшнее сестер, облаченных в черные одеяния. Сначала я боялась, что такое сопоставление даже упростит историю, но в итоге очень рада, что доверилась Ване и его видению процесса.

Никакое кино не переломит этого на корню, но поднять новую волну обсуждений мы в силах

И.П.: Марфа, кстати, присоединилась к «Сестрам», сначала отказавшись от них. Мы созвонились, и она сказала, что тема — да, но настолько жанровая подача ей не близка, а заниматься тем, во что не верит, она просто не сможет. Я подумал, как здорово, человеку не все равно, нам такие и нужны. Тогда я как раз вычищал из драфта клише ужастиков, о чем Марфа не знала. Я понял, что мы мыслим в одном направлении.

Максим Смирнов: Я прочитал сценарий и почувствовал, что история во мне откликается. Задумчивость, пересечение линий, отсутствие однозначности. Когда мы начали обсуждать референсы, стиль и видение в целом, я понял, что к поведению главных героев у меня много вопросов. Что заставляет людей в паре совершать такого рода вещи — например, терпеть насилие или, наоборот, нарушать границы другого? Потом эти вопросы я как зритель обращал к себе. В этом для меня большая ценность этой истории. С таким сюжетом и персонажами очень интересно работать.

«Сестры». Реж. Иван Петухов. 2022

Хотелось бы поблагодарить вас за освещение темы домашнего насилия. Почему вы вообще за нее взялись?

И.П.: Спасибо стоит сказать специализированным фондам и центрам, что раз за разом поднимают проблему на поверхность в потоке других новостей. Едва начав об этом читать, понимаешь, что за каждой статьей, интервью, видео — бездна других, а за ними — еще одна, темнее и глубже. Десятки и сотни историй. В какой-то момент это перестает быть вопросом выбора, нужно просто что-то делать. Раз уж ты сценарист и режиссер — пиши и снимай об этом кино, иначе голоса этих женщин из твоей головы уже никуда не денутся.

Было очень важно разрушить миф о чужой беде, которая приличных людей не касается

Дальше был вопрос, как добиться достоверности. Как выбрать точный язык, интонацию. Мы с командой работали над тем, чтобы дать зрителю возможность почувствовать — не понять, а именно почувствовать — что переживает женщина, страдающая от домашнего насилия. Это «почувствовать», пережить вместе с героиней, в «Сестрах» самое важное. Помню первоначальный скепсис: как мужчина-автор может передать на экране то, что ощущает женщина в такой ситуации? Пришлось копать глубже, больше спрашивать, больше слушать, складывать мир из деталей, встреченных в документальных монологах, статьях, личных историях. Судя по первым отзывам, сложенная нами картина оказалась болезненно точной.

Но есть и внешний слой. Большинство людей знают только про самые вопиющие случаи домашнего насилия. Всё, что за их пределами — статистика, и она пугает больше, чем то, что мы показали в фильме. Процент женщин, убитых в ситуации домашнего насилия. Процент женщин, убивших из-за защиты. Никакое кино не переломит этого на корню, но поднять новую волну обсуждений мы в силах, а осведомленность в этом случае буквально спасает жизни. На какую бы долю процента ситуация не изменилась после, это того стоит.

«Сестры». Реж. Иван Петухов. 2022

Из какого опыта все это было собрано? Были ли консультанты на площадке?

И.П.: Все сложилось из нашего общего чутья и желания слушать и слышать. С каждым новым членом команды, прочитавшим сценарий, что-то добавлялось или сокращалось. «У моих знакомых было ровно так же» было маркером того, что мы на верном пути. На читках с Ирой [Старшенбаум] мы проходились буквально по каждой строчке, а когда подключился Никита [Ефремов] — еще раз. В итоге, поделившись материалом с экспертами и представителями фондов, мы поняли, что добились нужного уровня психологической достоверности.

Если говорить о стереотипах, то важно было увести зрителей от клише о том, что домашнее насилие — это «пьяный муж избил жену, а потом они протрезвели и оба счастливы». Маргинализация темы — одна из причин того, по которой люди от нее отворачиваются. Поэтому в фильме почти нет алкоголя и очевидного физического насилия. Зато есть психологическое, экономическое, сексуализированное. Было очень важно разрушить этот миф о чужой беде, которая приличных людей не касается.

Все художественные элементы мы старались сделать максимально естественными

М.С.: У нас на площадке было так заведено, что никто не стеснялся задавать вопросы. Всем хотелось разобраться и сильнее углубиться в тему фильма.

И.П.: Не было такого, что кому-то старшему на площадке виднее. Да, мы делаем пост-хоррор, первый в России, очень здорово. Но не менее важно, что тема фильма затрагивает множество реальных людей с реальными судьбами и чувствами. И нам важно было думать, как они это посмотрят и как отреагируют. Увидит ли себя в героине потенциальная (простите за грубость формулировки) жертва? Узнает ли себя агрессор? Эта ответственность заставляла раз за разом перечитывать, выверять и улучшать.

«Сестры». Реж. Иван Петухов. 2022

Как вы создавали эту гнетущую атмосферу в фильме?

М.С.: Вот, например, коридор — мы специально его таким придумали. Героиня проходит по нему каждый день, как только встает с кровати. Мне хотелось, чтобы все было очень лаконично и чисто, чтобы ничего визуально не отвлекало. Как будто весь мир главной героини вообще не имеет дополнительных элементов. Лаконичность очень часто психологически давит. Все художественные элементы мы старались сделать максимально естественными, потому что так они будет выглядеть реалистичнее и страшнее.

Чем дальше развивается действие, тем лучше зритель понимает природу этих царапин

М.Г.: Было очень сложно с визуальной точки зрения. Условно, это квартира в каком-нибудь Новокузнецке. Абсолютно обычная, зритель должен в это поверить. Но при этом ее вид должен волновать, доставлять дискомфорт. Перед нами стояла важная задача: сделать так, чтобы человек, который ни разу не сталкивался с домашним насилием, понял весь его ужас. Например, в том же коридоре ты сначала не обращаешь внимание на стены. Потом начинаешь замечать на них какие-то царапины, вмятины. Чем дальше развивается действие, тем лучше зритель понимает природу этих царапин и может представить, как они появились. Еще мы внесли такую «жизнь» коридора — с каждым новым сценарным днем он сужался, как бы сжимал героиню в своих тисках. Это был такой неожиданный и интересный, почти театральный ход, передающий состояние героини.

М.С.: Мы даже придумали легенду о том, что вообще происходило в жизни героини до этого. Как она мечтала сделать этот красивый ремонт в квартире, начать в нем новую жизнь, воплотить все свои надежды на что-то хорошее, освободиться от тяжести прошлого. И уже потом, когда она оказывается заперта в этой квартире-клетке со своим мужем, тот начинает вести себя совсем иначе.

На съемках фильма «Сестры»

Какие фильмы были для вас ориентирами?

И.П.: Мы, конечно, пересмотрели все ключевые пост-хорроры последнего десятилетия и обсудили их, в первую очередь, с Максимом. Но не скажу, что пытались что-то скопировать — скорее, искали общие точки. Пост-хоррор — это ведь еще и особый визуальный стиль, темп, ритм, хотелось ими напитаться. При этом главный референс лично для меня родом из 1981 года, когда никакого «пост» и в помине не было — «Одержимая» Анджея Жулавски. Мне обычно тяжело дается хоррор-классика, но это и не то чтобы классический хоррор. Я вообще с трудом могу объяснить, что это. Зато Изабель Аджани там просто завораживающая, а эмоциональное воздействие фильма сложно с чем-то сравнить. Уникальное кино.

Нам в России вообще свойственно мистическое сознание, поиск ответов за пределами реального

М.С.: У меня были свои операторские источники вдохновения. Может, заметите тем парочку реверансов Даррену Аронофски, Алистеру Банксу Гриффину и оператору Халиду Мохтасебу. И, конечно, я в абсолютном восторге от характера камеры в фильмах Роберта Эггерса, Ари Астера, Джордана Пила.

М.Г.: А я тот странный человек, который старается не искать референсы. Иногда они сбивают. Мне важно ориентироваться на собственное ощущение, ловить атмосферу, пропускать ее через себя и передавать так, как я это чувствую и вижу. Но вместе с ребятами я посмотрела много их референсов, потому что мне важно было понять, как они это видят. От себя могу сказать разве что про «Красную пустыню» Антониони и «Догвилль» Триера. Они мне помогли больше в пространственной геометрии, ритме, композиции и ощущениях. Все-таки это тоже женские истории, чем-то похожие на нашу, где дом превращается в тюрьму.

«Сестры». Реж. Иван Петухов. 2022

Зачем нужна была легенда, сопровождающая нас на протяжении всего фильма?

И.П.: Мистический слой задуман в истории и как дань жанру, и как возможность расширить «инструментарий» фильма — посмотрите хотя бы на анимационную часть в начале. Но в первую очередь, чтобы оттенить слой реалистический. Какой ужас страшнее: потусторонний или бытовой? Посмотрев фильм, вполне можно сделать вывод.

Это ведь еще и история о том, как в отсутствие цивилизованных способов решения проблемы — а их ничтожно мало — женщина прибегает к куда более жестоким и даже смертельным мерам. Увы, это реальность, цифры не врут. Кроме того, нам в России вообще свойственно мистическое сознание, поиск ответов за пределами реального мира, и жутковатые мантры вроде «стерпится — слюбится» вполне в это встраиваются. Из этого поля смыслов и родилась легенда.

Перепроверяешь: это сейчас было не манипулятивно ли?

Если говорить о содержании легенды, она, как и многое в фильме, построена на совмещении реальности и вымысла. Исторический слой основан на фактах самосожжения старообрядцев в России в ответ на преследования властей, а также на подобных ритуалах вплоть до наших дней. Самосожжение — последнее средство неповиновения и протеста. По следам этих материалов и родилась наша легенда, все связанные с ней ритуалы — вымышленные, конечно. Мы хотели использовать это в качестве подводки для зрителя, чтобы он сам задумался — почему человек готов сжечь сам себя? Чего он боится настолько сильно?

«Сестры». Реж. Иван Петухов. 2022

Подобные фильмы оставляют след и на зрителях, и на создателях. Что принес этот фильм вам?

И.П.: После всего прочитанного начинаешь, конечно, присматриваться к окружающим: парам, семьям, друзьям и знакомым. Но еще больше — к себе. Перепроверяешь: это сейчас было не манипулятивно ли? А это не психологическое давление? Зерно насилия есть в каждом из нас — нужно сделать все, чтобы не дать ему прорасти. И важно знать, как и почему совершается насилие, чтобы понимать, как его предотвратить.

Читайте также

  • Poster

    Генрих Игнатов: «Призраки появляются за счет монтажа»

  • Poster

    Динара Друкарова: «Бросить всё и уехать на край света»

  • Poster

    «Она обладала магией делать вечным все, чего касался ее взгляд»

  • Poster

    Любовь Борисова: «Мы свирепо хватаемся за жизнь — в этом наша философия»

  • Poster

    Юрий Стоянов: «В России смех всегда сквозь слезы»

  • Poster

    Юлия Киселева: «Режиссеры не понимают, что такое наука»

Сестры - 1-2 серии

Что объединяет учительницу, парикмахершу и бизнесвумен? Они родные сёстры, а ещё — наследницы бизнеса, который никак не делится на троих.

Сестры - 3 серия

Смогли разделить бизнес — придётся делить и долг. Пока Ира и Оля делают всё, чтобы не остаться в Саратове, в Маше просыпается директор.

Сестры - 4 серия

Бизнес — это люди, и к каждому нужен подход. Сёстры находят работу для вдовы отца и его зама. Осталось договориться с администрацией.

Сестры - 5 серия

Пришла пора перемен в компании. Маша пытается строить бывшего гендира, Оля покушается на мат, а Ира предлагает поработать над доверием.

Сестры - 6 серия

Есть такие сотрудники, на которых держится вся фирма. Сёстры ищут замену незаменимому завхозу. Серьёзная должность — серьёзный отбор.

Сестры - 7 серия

Соцсети автосервиса оказываются в руках зумера, а сами сёстры — в клубе успешных женщин. Что может пойти не так?

Сестры - 8 серия

Мастер по свиданиям Ира открывает охоту на саратовских кавалеров, а Оля пытается скрыть свои перемены в жизни от коллег из Ртищево.

Сестры - 9 серия

Отношения могут принести немало разочарований. Ира сталкивается с шантажом, а Оля и Маша начинают сомневаться в своих мужчинах из-за пиццы.

Сестры - 10 серия

Игорь уходит в запой, и присматривать за его работниками придётся Ольге. Сёстры получают шанс произвести впечатление на местную богему.

Сестры - 11 серия

Маша и Ира готовятся блистать или краснеть на телевидении. Оля пытается привести в чувство любимого, за которого переживает кое-кто ещё.

Сестры - 12 серия

Никакого харассмента! Ира объявляет войну отношениям на работе, пока её сёстры вовсю предаются порокам. Чья возьмёт?

Сестры - 13 серия

Сёстры перешли дорогу похоронной мафии. Теперь их точно закопают! Самое время исповедаться в своих грехах.

Сестры - 14 серия

Лена обращается за советом к гадалке, Маша — к священнику. Но как правильно распорядиться чемоданом денег? Тут каждый должен решить сам.

Сестры - 15 серия

Нужно уметь договариваться. С собой, когда хочется переключиться на новые отношения, или с кем-то, кто готов дорого заплатить за молчание.

Сестры - 16 серия

День рождения Лены превращается в вечер откровений, когда сёстры решают сыграть в «правду или действие». О некоторых вещах лучше не знать.

Сестры - 17 серия

Сёстры снова в ссоре. Оля пытается со всеми помириться, а Иру и Машу волнует личная жизнь. Есть ли лёгкий и эффектный способ всё исправить?

Сестры - 18 серия

Некоторые отношения, как и производственные травмы, причиняют боль. Но сёстры со всем разберутся. Или усложнят всё ещё больше.

Сестры - 19 серия

Маша может продать что угодно. Но как вернуть всё назад? Лена тоже поспешила — с выбором парня. Только Ира знает, чего хочет. Точнее, кого.

Сестры - 20 серия

От таких предложений не отказываются. Карьера в Москве, поездка на Кубу или бизнес в Саратове — что выберут сёстры?

Сестры - Фильм о фильме

«Драка века» и честные женские разговоры — за кадром сериала «Сёстры».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сестры сценарий сергея бодрова
  • Символ праздника покров
  • Сестры зайцевы праздник пива
  • Символ праздника пожилых людей
  • Символ праздника песах