Северные посиделки сценарий

Сценарий развлечения, разработанный для детей старшей группы и их родителей, направлен на реализацию национально-регионального компонента в ДОУ. Развлечение способствует приобщению  детей к культ

Фольклорный праздник для старших  дошкольников

«Северные посиделки»

Авторы: Никонова И.В.

Бельская С.И.

Цель: приобщение дошкольников к истокам северной культуры.

Задачи:

1. Закрепить знание детей о загадках, песнях, играх и хороводах.

2. Продолжать знакомить детей с традициями севера.

3. Воспитывать любовь к северному фольклору.

4. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

5. Приобщать родителей к воспитанию детей посредством традиций родного края.

Оформление: стол накрытый скатертью, деревянные лавки, расписной сундук, старинный самовар, расписная посуда, национальные игрушки.

Ход праздника:

Ведущий:

Уж в Карелии так идет, что талантливый народ.
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет, 
Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.

Сегодня мы с вами отправимся в гости в карельскую избу на посиделки. Я думаю, там нас уже ждут.  А что такое посиделки мы сейчас узнаем.

Детей встречает хозяйка избы в русском сарафане:

— Здравствуйте, гости дорогие, рада видеть вас у себя в гостях!

Дети: Здравствуй, хозяюшка, здорово ли живешь? Как здравствуешь?

Хозяйка: Очень рада вам, что вы пришли

Ну, садитесь на скамейки.

Свой рассказ сейчас начну.

Свой рассказ сейчас начну, только прялочку возьму…

Хозяйка: В старые времена был обычай у людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Это сейчас, ребята, электричество помогает нам по — разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена, как говорится в пословице: «От скуки бери дело в руки», каждый находил себе дело. Вот и проводили время:  кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вырезают. Весело было! Кто песню затянет, кто частушку. А вы знаете хорошую песню?

Дети: Конечно, мы даже знаем докучные сказки.

Исполнение детьми песни  «Жила — была бабка»

Хозяйка: Где песенка льется, там легче живется! Ну а какой же вечер без веселой, шумной игры? (Приглашает детей на игру «Горелки».)

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами в колонну. Впереди, спиной к ним становится «горельщик». Ему поют:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!

Сделай дело, Глянь на небо –

Звезды горят, Утки летят,

По-морю кричат: «Чекоты, чекоты, не догонишь ты! »

После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит», и игра продолжается.

Хозяйка: Раньше в старину люди не только много работали, но и умели отдыхать придумывали разные приговорки, прибаутки, дразнилки – умели пошутить, а кого и пожурить.

Дети: Мы тоже знаем веселые дразнилки:

1ребенок: Вася, Вася, Василек,

Не ходи на пароход.IMG_0025.jpg

Пароход качается,

Васька кот ругается!

2ребенок: Антошка – картошка,

Голова с лукошко,

Посмотрел в окошко,

Побежала кошка.

3ребенок: Андрей – воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся, на крышу не садятся!

4ребенок: Васька – кисель

На лавку присел,

Все калачики поел,

В печь поставил,

Нам не оставил!

Хозяйка: Какие вы веселые! Вот и раньше в длинные, зимние вечера становились вечерами шуток и прибауток. А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую долгую и интересную жизнь они прожили до встречи с вами? Родились загадки давным – давно, когда топор еще богатством считали. Наши предки думали, что дерево, трава и всякая живность – все понимают человеческий язык. Для того чтоб друг друга понимать придумали охотники и рыболовы особый тайный язык. Медведицу, например, называли «коровой», а корову – «рыкушей» и т. д. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки поговорки. Давай подумаем, поломаем голову, что прячется замудреными да хитрыми словами.

Хозяйка: Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу. (Загадывает детям загадки) :

Черный-пречерный, толстый-претолстый,

в каждом доме нужен. (Чугунок)

Одна изба, пять горенок. (Перчатка)

 Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница)

Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну. (игла)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро. 
А зато когда сыта, 
От Федоры – теплота. (печь)

Однорук, зато рогат,
Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок —
Да в печку.
Вот ухватистый!… (ухват)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

 Рядом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

 Чистый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок)

Хозяйка: Какие вы смекалистые! Все загадки отгадали, а ваши родители такие же смекалистые? Дорогие родители, может кто-то из вас знает историю происхождения пословицы «первый блин комом».

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОГОВОРКИ «ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ»

Удивительное дело, но всем известная поговорка «первый блин комом» изначально никакого отношения к комкам не имела. Да и сами подумайте – в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, «первый блин комом». На самом же деле, звучит это выражение немного по-другому, причём это «немного» — всего в одну букву — меняет весь смысл!

Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причём искажённой, а полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Именно так – «комам», через «а».
А это братья наши меньшие, бурые да косолапые, они же медведи, которых в старину на наши предки комами называли, и даже наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, некогда назывался Комоедицей. В старину культ медведя существовал у многих народов.


 Так всё же почему медведям — первый блин? У многих народов, и у славян в том числе, существовал обычай первые блины отдавать комам, так по-древнеславянски называли медведей. Ведь наши предки почитали праздник Комоедица, который посвящали пробуждению медведей, коих они считали прародителями людей. Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. Их задабривали таким образом, чтобы они не задрали коров, которых пасли на опушке леса.


Со временем пословица претерпела изменение. В уже христианской Руси блин комАм становится комОм. Первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родителях или других родственниках, этот блин и был должен вставать комом в горле. А в городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех усопших.


Ну а в наше время мишек уже никто не задабривает, да и про старый христианский обычай вспоминают нечасто. А вот поговорка прижилась, немного перестроилась на новый лад, да и живет своей отдельной жизнью, обозначая неуспех первого начинания. Вот таков он – первый блин комом! Кстати ещё одна странность. Вы как говорите, печь блины или жарить?  Ведь если когда-то блины именно пекли в печи, то теперь мы их жарим на сковородке. Меняются времена, меняются люди и обычаи, а некоторые выражения так приживаются, что мы даже не задумываемся о их происхождении, а порой они и вовсе становятся крылатыми, но это уже совсем другая история…
А теперь посмотрим,  как вы ловки и удалы.

Игра «Лапти».

Описание: дети стоят в кругу, спиной в круг, ведущий в центре.

Ведущий спрашивает: «Лапти сплели? » Дети: «Нет! »

Ведущий: «Лапти сплели? » Дети: «Да! »

Ведущий: Бросайте их сюда! » Дети бросают через плечо

фант — тапок или др.

Не поворачиваясь в круг, дети под музыку пляшут. Ведущий тем временем,

Путает местами фанты, перекладывает с места на место и забирает часть фантов себе, затем говорит: «Один, два, три – фант бери». Кто остался без фанта, садится.

В конце игры фанты можно разыграть.

Хозяйка: Говорят скороговорки повторить, что комара словить. А вы, ребята, умеете скороговорки проговаривать. Вот и хорошо! Сядем рядком, да поговорим ладком. Слушайте мои скороговорки! Кто скорее запомнит, кто складнее скажет? Слушайте:

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Кто повторить готов? Кто попробует?

Дед Данила

Делил дыню –

Дольку Диме,

Дольку Дине.

Молодцы ребята справились! У каждого Егорки свои скороговорки, а вот под конец я такую скажу, что уж наверняка никто не выговорит:

Перерыл боровок рыльцем дворок.

Дети повторяют скороговорки, соревнуются в четкости, правильности и быстроте произношения.

Хозяйка: Знаете ли вы частушки? Выходи, исполняй:

Дети исполняют карельские частушки:

Как карельские девчата

Красотою славятся,

А как только запоют,

Сразу всем понравятся.

Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

А карельские ребята

Носят все калоши,

Мимо окон ходит боком

Думают хороши.

Мы с веселой песней дружим

По — карельски говорим,

Хорошо живем, не тужим

И с картошкой хлеб едим.IMG_0033.jpg

Мы частушек знаем много,

Знаем целый миллион.

Приезжайте к нам в Карелию

Пропоем на весь район!

Хозяйка: В каждой карельской избе раньше стоял большой сундук, в котором хранили вещи.  В нашей избе тоже есть сундук.  А что в нем лежит, отгадайте.

Ей косички заплетаем

И в колясочке катаем.

Спать кладем

И кормим в срок.

Про кого прочла стишок?

Молодцы отгадали, это кукла.

А сейчас задание для родителей.  Я буду доставать из сундука вещи, а вы уважаемые родители,  должны объяснить их назначение для воспитания детей.

В сундуке находятся: большая книга сказок, старинные семейные фотографии, игрушки бабушек и дедушек, перчаточные куклы для кукольного театра, вязальные спицы, конфетка.

Хозяйка: Вот и закончились наши посиделки. Пора прощаться. До свидания.

05.12.2017

Северные посиделки

Кузнецова Наталия Викторовна

Сценарий внеклассного мероприятия: стихи,игры,песни.

Оценить




785

Содержимое разработки

Cеверные посиделки

«Край наш северный, край наш песенный»

Цель: приобщение школьников к истокам северной культуры.

Задачи мероприятия:

Воспитывать чувства патриотизма, уважения и любви к стране, в которой мы живем – к РОССИИ, к традициям своих предков;

учить детей слушать и воспринимать языковые и художественные особенности северных сказок;

воспитывать у детей чувство причастности к наследию предков на основе активного использования русских народных песен, хороводов, игр, частушек, пословиц, поговорок;

Воспитывать уважительное отношение к национальному, художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного;

Воспитывать любовь к северному фольклору;

Показать достижение каждого ребенка в художественном творчестве;

Добиваться взаимопонимание, доброжелательное отношение между учителями, родителями и детьми.

Создать атмосферу добра, праздника.

Атрибуты:

Зал оформлен под «поморскую избу»: деревянные скамейки, русская печь, стол с самоваром, тканые половики, и другие предметы быта. Домик – ширма, два ведра с коромыслом.

Ход мероприятия.

1. Звучит русская народная мелодия. 1 слайд

Россия, Россия – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Много у русского народа песен, танцев, старинных обычаев и традиций. Пожалуй, самый красивый и интересный из русских обычаев –

это посиделки.

Вед. Север- это России частица,

Это край, где всегда холода

С песней люди привыкли трудиться

И забыть не смогли никогда.

Говорят северяне суровы,

Что не скажут иное словцо

Лишний раз не поклонятся в ноги

Лишний раз не взойдут на крыльцо.

Это только так кажется — сказки.

Я прошу вас, поверьте друзья

Северянам без песни и пляски

Ну ни как обходится нельзя. (Александр Ипатов)

— О чем это стихотворение? (о Севере)

-Кто назовет тему нашего мероприятия? СЕВЕРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ 2 СЛАЙД

Уч. — Дети, как вы понимаете слово «посиделки»?

ОТВЕТЫ:

Посиделки – это разговоры людей, которые давно знакомы друг с другом.

Посиделки – это слово произошло от слова «сидеть», т.е. когда люди встречаются, начинают общаться между собой и пить чай.

Посиделки или разговор по душам – это устное общение людей; общение, которое связано одной темой, чувствами и высказываниями.

Уч. — Спасибо вам за ответы. Узнаем у нашего помощника, что обозначают эти слова, отправимся к нашему «Толковому словарю» и прочитаем, как же определяются эти слова. (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка)

Посиделки – это зимняя вечеринка молодежи, сопровождающаяся каким – либо занятием, ручной работы.

Вед.:В те далекие времена, собирались вместе красные девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Почему зимние? Да, потому что весной надо засеивать поля, сажать в огородах, летом – ухаживать за овощами и заботиться о посевах, а осенью приходит пора сбора урожая. Некогда! Остаетсязима, когда время для отдыха немного больше. Вот и собирались молодые люди вместе. Это сейчас ребята электричество помогает нам по- разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки» каждый находил себе дело. Вот и проводили время, кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал, кто вязал, кто из глины посуду лепил, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивал. А кто просто вел непринужденную беседу между собой. Весело было: кто песню затянет, кто частушку пропоет, кто потешкой- прибауткой посмешит, а то и в играх посоревнуются.

3 СЛАЙД

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по»сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

Девочка

Зимний вечер темен, долог. Насчитаю сорок елок. То на лавке посижу, то в окошко погляжу. Позову-ка я ребят к нам на посиделки. Будут песни, будут пляски и игра в горелки. Эй, подруженьки-подружки, Веселушки-хохотушки! Эй, ребята-молодцы, Озорные удальцы! Приходите поплясать, Зимний вечер скоротать!

4 СЛАЙД

Отдых – это не безделки-

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки,

Для друзей и для гостей!

5 СЛАЙД

На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

6 СЛАЙД

При лучине ли сидели

7 СЛАЙД

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

8 СЛАЙД

ХОРОВОД (карагод, танок, круг, улица), собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями .

Различают хороводы обрядовые и необрядовые, игровые и плясовые, круговые и некруговые, исполняемые в сопровождении песен или инструмент, музыки, движущиеся мерным шагом и точно следующие музыкальной ритмике.

Вед.:По обычаям старинным

Скоротаем вечер длинный

Вместе с русским хороводом

Посиделки вошли в моду.

Давайте встанем в хоровод как в старину.

Песня «Русская зима» (слова и муз. М.В.Сидорова)

Хозяйка: Где песенка льется, там легче живется! Ну а какой же вечер без веселой, шумной игры?

9 СЛАЙД

А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Мы поиграем не в горелки а в другую северную игру « Лапти».

Игра «Лапти».

Вед: «Лапти сплели? » Дети: «Нет! »

Вед: «Лапти сплели? » Дети: «Да! »

Вед: Бросайте их сюда! » Дети бросают через плечо

фант — тапок или др.

Не поворачиваясь в круг, дети под музыку пляшут. Ведущий тем временем,

Путает местами фанты, перекладывает с места на место и забирает часть фантов себе, затем говорит: «Один, два, три – фант бери». Кто остался без фанта садится.

В конце игры фанты можно разыграть.

10 СЛАЙД

«Растяпа». Играет нечётное количество человек. Дети встают друг за другом. Под музыку двигаются по кругу пританцовывая. Музыка заканчивается и дети должны найти себе пару. Кто остался один – растяпа.

11 СЛАЙД

Хозяйка: Какие вы веселые! Вот и раньше в длинные, зимние вечера становились вечерами шуток и прибауток. А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую долгую и интересную жизнь они прожили до встречи с вами? Родились загадки давным – давно, когда топор еще богатством считали. Наши предки думали, что дерево, трава и всякая живность – все понимают человеческий язык. Для того чтоб друг друга понимать придумали охотники и рыболовы особый тайный язык. Медведицу например называли «коровой», а корову – «рыкушей» и т. д. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки. Давай подумаем, поломаем голову, что прячется за мудреными да хитрыми слова.

Хозяйка:

 Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Есть загадки в нашем крае, до того мудреные

Кто загадку отгадает, попадет в ученые.

Загадки:

Меня не едят, и без меня не едят. (соль)

То худеет, то толстеет и на весь дом голосеет. ( гармонь)

Деревяшка небольшая, три струны всего на ней,

А как только зазвенит, сразу всех развеселит(балалайка)

4. То блин, то полблина, то та, то эта сторона(луна)

5. На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине (чайник)

6. Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова)

7. Кто приходит, кто уходит, все её за ручку водят (дверь)

Хозяйка: А теперь я загадаю вам загадку, а отгадка в нашей горнице находится.

Сама не ест, а всех кормит?(ложка)

А ну-ка, веселый народ, вот вам ложки звонкие, поиграйте, нас порадуйте.

ВЕД: «Обыкновенная с виду ложка, а если возьмет её в руки мастер, то и заиграет она на все лады

Игра на ложках «Во кузнице» р.н. песня обраб. А.Жарова

12 СЛАЙД

ВЕД: Раньше в старину люди не только много работали, но и умели отдыхать придумывали разные приговорки, прибаутки, дразнилки – умели пошутить, а кого и пожурить.

Дети:- Мы тоже знаем веселые дразнилки:

1ребенок:

 Вася, Вася, Василек,

Не ходи на пароход.

Пароход качается,

Васька кот ругается!

2ребенок: 

Антошка – картошка,

Голова с лукошко,

Посмотрел в окошко,

Побежала кошка.

3ребенок: 

Андрей – воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби бояться, на крышу не садятся!

4ребенок: 

Васька – кисель

На лавку присел,

Все калачики поел,

В печь поставил,

Нам не оставил!

13 СЛАЙД

Ведущий

Что за славный денек, собрался, народ,

Петь, шутить, хороводы водить.

Небылицы в лицах небывальщина,

Небывальщина, да неслыхальщина.

Небылица — то, чего не бывает в действительности; вымысел.

Фома и Ерема.

ВыходятФома и Ерема.

Фома. Здорово, брат Ерема!

Ерема. Здорово, брат Фома!

Фома. Куда путь держишь?

Ерема. На ярмарку иду!

Фома. На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых! А кто же тебе про ярмарку – то сказал?

Ерема. Кума сказала!

Фома. А кума, откуда знает?

Ереме. Кума все знает, что на свете делается! А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома. Бывал!

Ерема. Велика?

Фома. Не мерил!

Ерема. Сильна?

Фома. Не боролся!

Ерема. А кого ты на ярмарке видел?

Фома. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у нее узенькие, а лоб широкий!

Ерема. Это ведь медведь был.

Фома. Какой там медведь! Я прежде медведя знал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема. Да это волк!

Фома. Все ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знал: волк маленький, глаза косые, ушки длинные, с горки на горку подпрыгивает да от собак убегает.

Ерема. Это же заяц!

Фома. Какой там заяц! Я прежде зайца знал: заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетает да почирикивает!

Ерема. Да это ведь горностай! И байки, брат Фома, сказывать – то перестань!

14 СЛАЙД:

Хозяйка: Говорят скороговорки повторить, что комара словить. А вы ребята умеете скороговорки проговаривать. Вот и хорошо! Сядем рядком, да поговорим ладком. Разберите мои скороговорки! Кто скорее запомнит, кто складнее скажет?

Молодцы ребята справились! У каждого Егорки свои скороговорки.

15 СЛАЙД

ВЕД: Знаете ли вы частушки?

Мальчик:Эх, возьму я в руки балалайку

Да, потешу свою хозяйку

Эй, Тимоха и Демьян

Николай, Семен, Иван

Сядем братцы все рядком

Да частушки пропоем.

1.Девочки-беляночки, где вы набелилися?

Мы вчера коров доили, молоком умылися.

2.Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,

Повезу свою подружку всем соседям на показ.

3.У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

4.Хороша милашка та, хороша и эта, эта-та, вот эта-та, не хуже той и эта.

5.Пели, пели петухи, потом запели курицы,

Не пора ли вам, ребята, уметаться с улицы.

16 СЛАЙД

Праздник не безделья,

а искусного рукоделья!

А как шили-вышивали,

так и песни напевали.

Песни пели от души,

песни были хороши!

Весело поётся –

весело прядётся!

Девочка: Иголка- иголка

Ты тонка и колка

Не коли мне пальчик

Сшей сарафанчик.

Хозяйка: В народе говорили, какова пряха, такова на ней рубаха.

Песня «Прялица» р.н. мелодия обраб. Ломовой

16 СЛАЙД

Вот и кончилась игра, всем домой спешить пора!

Заканчивались зимние северные посиделки далеко за полночь угощениями:

Говорили : «Получил леденец, тут и празднику конец.»

Хозяйка:

Всех к столу мы приглашаем,

Угостим горячим чаем,

С пирогами, да вареньем,

Да хорошим настроеньем,

Учащиеся:

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С чая лихо не бывает!

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Исполняется песня «Русский чай» (сл. и муз. А.Фр олова)

Чтение стихов детьми.

Берегите Россию –

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой.

Пришло время расставанья, до следующего гулянья!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/284471-severnye-posidelki

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Помещение оформлено под деревенскую избу. Стоит стол, накрытый узорчатой скатертью. На столе поставлен самовар, посуда, блюдо с пирогами. Выходят хозяин с хозяйкой. Хозяйка поёт песню, а хозяин играет на баяне.
Хозяйка.
Светит месяц
Высоко не низко.
Где же гости дорогие?
Далеко ли, близко?

Стук в дверь.

Хозяйка.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин.
Веселья вам да радости!
Гость не гость – хозяину радость!

Мальчики.
Мы пришли, песни в дом принесли,
Пляски задорные,
Хороводы народные,
Потешки, прибаутки
И весёлые шутки.

Девочки.
А пришли мы скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть.
Вместе с вами хороводом песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть

Хозяйка.
Милости просим.
Все гости уселись?
Всем ли места хватило?
Хозяйка поворачивается к гостям и поёт
«Мы вам рады, гости наши.
Добрый день вам,
Добрым людям»!

Садятся за работу. У каждой девочки своя прялка, в руках – веретено. Девочки одеты в широкую рубаху, поверх которой одет сарафан. На плечи накинуты шали. Мальчики одеты в длинные рубахи, подпоясанные кушаком (поясом).
Песня «Как по морю…». Приложение 5.

Хозяйка.
Наша изба ровно тепла.
На дворе капель так и у нас тепель.

Живём мы с вами на Севере. Край этот суровый, но богатый. У нас на Севере перво-наперво богатство – люди, а второе – лес-батюшко. Каждое дерево северянин знает, каждому дереву свой почёт оказывает и в работе и на празднике. Живут у нас на Севере поморы – люди крепкие и стойкие. Самое необходимое для жизни на земле – жить в мире и согласии с матушкой природой. Беречь и любить её, как свою мать: охранять, содержать в чистоте и порядке, как свой дом – наш общий дом. Помнить, что «Каково в дому – таково и самом».

Исполняется песня «Речка Авнюга». Приложение 1

Хозяйка.
Северный народ работящий. За что ни возьмётся – всё в руках спорится. Всё он умеет: и шить, и рубить, и мастерить, и плести. Умеет работать – умеет и отдыхать.
Эй, вы, гости да гостьи,
Молодцы да молодицы!
Вас хозяева просят
Поиграть, повеселиться!

Девочка.
Сделал дело – гуляй смело.

Мальчик 2.
С шуткой, с песней и весельем
И работа спорится.
Люди сходятся –
В хоровод становятся.

Исполняется «Северный хоровод» на песню «Северный хоровод». Приложение 2.

Хозяйка.
Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть.
Мы продолжим занимательный наш путь.
Ждёт забава, не дождётся молодцов,
Вызываем добровольцев – удальцов.

Русская северная игра «Полено». Приложение 4.

Мальчик.
Эй, девчата-хохотушки,
Мастерицы петь частушки.
Запевай поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Мальчики играют на музыкальных инструментах.
Девочки исполняют частушки.Приложение 3.

Днём на солнышке привольно,
Тихо ночью под луной,
Всё широкое приволье,
Северянам – дом родной.

Ёлочки, сосёночки зелёные, колючие
На севере девчоночки – самые певучие.

Открывай, гармонь, гулянку!
Слушай, Бело морюшко,
Я певунья – северянка,
Золотое горлышко.

По задорным по залесьям
Солнце улыбается
Наши северные песни
До небес взвиваются.

Ты играй, моя гармошка,
Ты подруга, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй.

Пусть же ярче светит солнце!
Пусть цветут сады, поля!
Что б ещё была прекрасней
Северная сторона.

Хозяйка.
Гости дорогие! Где же наши небылицы?

Девочка.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах.
Щёлкают орешки
Да творят насмешки.

1 небылица
— Фома, что из леса не идёшь?
— Да медведя поймал.
— Так веди сюда.
— Так он не идёт.
— Так сам иди.
— Так он меня не пускает.

2 небылица
— Федул, у тебя в избе тепло?
— Тепло. На печи в шубе согреться можно.

Мальчик.
А что наши девчата делают?

Девочка.
Шьют да порют.

Мальчик.
А матушки?

Девочка.
Порют да плачут.

Хозяйка.
Язык болтает, рукам мешает.
Делу время – потехе час.

Выбегают два скомороха
— Я – скоморох Прошка.
— Я – скоморох Егорша.
— У меня, скомороха Прошки
— Игр, забав полное лукошко.

Егорша.
Собирайся, народ!
Становись в хоровод.
Без толчеи и спешки
Вас ожидают потешки.

Хозяйка.
А ну-ка, Данилка, начинай дразнилки…

Мальчик.
Федя-медя, съел медведя…

Девочка.
Плакса, вакса, гуталин.
На носу горячий блин.

Мальчик.
Андрей – воробей, не гоняй голубей.
Голуби боятся – на крышу не садятся.

Прошка.
Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один,
Что забавы и Потешки
Заменяют витамин.

Егорша.
Где же это видано,
Уж, где это слыхано,
Чтоб курочка бычка пасла,
Поросёнок яичко снёс.
Чёрный медведь по небу летал,
Чёрным хвостиком помахивал.

Прошка.
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла.
92 блина, 2 корыта киселя,
47 пирогов, да нашла едоков.

Игра «Ручеёк»

Хозяйка.
Веселил нас много раз
Русский танец «Перепляс».
Сколько удали, задора.
Сколько радости во взоре.
Выходи смелее, друг,
Плясуны вступают в круг.

Девочка подходит к мальчику.
Уж я топну ногой,
Да притопну другой,
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши-ка ты со мной!
Эх, и тили-тилишок,
Попляши-ка, мой дружок!

Мальчик отвечает девочке.
Ставлю ножку на носок
А потом на пятку.
Стану «русского» плясать,
А потом вприсядку!

Танец «Северный перепляс»

Девочка.
Коля, Коля, Николай!
Сиди дома, не гуляй!
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

Мальчик.
Серёжа оглянулся.
Пузырьком надулся.
А пузырёк скок-скок,
Скачет, скачет в погребок.

Мальчик.
Ой, да хватит вам ребята!
Играть давайте

Дети встают в круг и рассчитываются.
Северная игра «Растяпа». Приложение 4.
Северная игра «Жёстка». Приложение 4.

Хозяйка.
Пусть кружится веселее хоровод,
Пусть потешит сам себя честной народ.
Исполняется северный танец «Топотуха».

Девочка.
Красна песня ладом.
А сказка – складом.
Сказке конец,
А кто слушал – молодец!

Мальчик.
Играть – не уставать,
Не ушло бы дело.

Девочка.
Гостю почёт – хозяйке честь.

Мальчик.
Гость доволен – хозяйка рада.

Девочка.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья.

Дети обращаются к зрителям.

Мальчик.
На новое вам лето,
На красное вам лето,
Куда конь хвостом
Туда и жито кустом.

Девочка.
Куда коза рогом
Там и сено стогом.

Мальчик.
Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится!

Все хором.
Где труд – там и счастье.

Хозяйка. Жил – был Колобород,
Он развёл огород.
Уродился огурец,
Играм, песенкам конец!

Классный час

«Северные посиделки»

Методические материалы

Педагогические работники образовательных организаций

Горохова Наталья Александровна –

учитель начальных классов

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

с. Мыс Каменный, 2016

Классный час «Путешествие в тундру»

Цели:

— пробуждение интереса и любви к родному краю;

— знакомство детей с природой родного края;

— воспитание бережного отношения к природе;

— формирование экологических знаний у учащихся;

— развитие кругозора детей;

— развитие мышления, речи.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, импровизированный чум, аудиозаписи голосов птиц и животных, выставка детских рисунков и поделок, костюмы персонажей сказок, презентация, аудиозаписи ненецких песен

1 Ведущий: Добрый день, ребята и уважаемые взрослые! Почтальон принес письмо (читает).

«Письмо с далекого юга»

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети с далекого юга. Мы очень хотим с вами подружиться, узнать о вашей жизни, о вашем крае, о природе. Хотим узнать, знаете ли вы сказки.

2 Ведущий: Ну, что ребята, расскажем детям, которые не были на севере, о нашем крае? Ребята узнают, что такое чум, кто такие пастухи-олене­воды, какие имена дают ненецким детям, почему просторы тунд­ры называют морошковой землей и многое другое….

Олени, полярные совы, лемминги, песцы, пере­летные птицы гуси-лебеди — кого только не встретишь на про­сторах морошковой земли! Несомненно, запомнятся ребятам счи­талки, загадки, сказки. И поэтому, сегодня мы с вами отправимся в пу­тешествие по нашему удивительно богатому природному краю, где живем мы с вами. Это — Ямальский край.

Чтец 1: Ямальский край — заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Ямальский всех вас приглашаю.

1 Ведущий: Кому как не нам, детям своего края, хорошо знать землю своих предков, своего народа. А небо? Небо белой ночизвенит от по­лета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи неужели вас не заворожит? Но как обо всем этом всем рассказать? Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Сказка, пой о жизни моего края! Лейся, песня!

Звучит ненецкая песня, показ слайдов.

2 Ведущий: Тундра… Почти безлесная и холмистая равнина, известная кочующими стадами оленей, раз­ными птицами, зверями и рыбой. Зимой, долгой и студеной, — снега, бураны, метели. Весной долгожданной — новорожденные олешки-авки и вереницы летящих перелетных птиц. Летом, коротким, теплым, светлым круглые сутки, предстает тундра в зе­лени-траве, в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней гонимые оводами и комарами стада дальше, на север. А осенью, темной и слякотной, — кочевка оленьих стад обратно на юг и начало охотничьего промысла.

1 Ведущий: И привела нас, ребята, песня к чуму. (В импровизированном чуме накрыт стол. На столе угощения – дары тундры. Дети в национальных костюмах приглашают к себе в гости)

Чтец 2:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —

С другом к нам на посиделки приходи.

Соберемся у ненецкого огня,

Зазвучат легенды, песни для тебя.

С жизнью ненцев познакомишься, друг мой,

Ты вниманьем посиделки удостой.

Чтец 1:
Словно люльку, дверь тяжелую качни —

Обогрейся, покалякай, отдохни.

Если я убил оленя, вдоволь ешь.

Мяса нету — посмотри, как окунь свеж.

Ну а нету даже рыбы у меня —

Мы вкусим тепло домашнего огня.

2 Ведущий: Сидя у огня, дети всегда слушали сказки и отгадывализагадки. Скажите, дети, как вы думаете. Откуда взялись сказки? (ответы детей).

1 Ведущий: Сочиняли сказки люди, народ, еще в те давние времена, когда и книжек не было. А может, и были книжки, да только в северные края, где живут ненцы, где пасутся олени, книжки не попадали. А если бы и попали книжки — кто бы их читать стал? Грамотных-то не было…

Но без сказок нельзя! Скучно жить без сказок. Вот и приду­мали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы де­ти знали родной край, в котором живут, птиц, зверей и рыб — все, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными.

Подумайте и скажите, откуда эти строки?

2 Ведущий: …так бежали дети за матерью много дней и ночей по камням и болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили! Где пробегут, там красный следостается. («Кукушка»).

1 Ведущий: …- ступай в лес, заберись на дерево. Как только мы с работникомпокажемся, крикни кукушкой. Только на глаза не попадайся…» («Хозяин иработник»)

2 Ведущий: …тут подлетела Серая Весенняя, Куропатка и говорит: — Ай, — яй — яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг дружку! А зря дрались -вон, сколько места! — и улетела, («Черный и белый»)

1 Ведущий: …подняли они большой, шум. И пока ссорились, — потеряли крошку. Кинулись искать. А в это время, на шум прилетела куропатка, увидела две ровные кучки крошек да обе исклевала, («Снегирь и мышонок)

2 Ведущий: …Хорошо зажили с тех пор старик со старухой. Утром встанут, крикнут: «Из мешка!» — и на столике всякие вкус­ные вещи сами собой появляются. Днём есть захочется, опять крикнут: «Из мешка!» — и еда уже перед ними.

1 Ведущий: …— Врешь ведь,— скосила на нее глаз хитрунья.— Твой век короткий, а уму-разуму учиться долго. Ворон живет триста лет и то всех моих уловок не знает. Это он тебя надоумил. («Как ворон лису перехитрил»).

2 Ведущий: — На берегу моря, оказывается, житья нет! В лесу житья нет! Придется мне жить в тундре среди холмов, в кустарниках, вместе с совой.(«Куропатка»).

1 Ведущий: Невестка ответила:

— Моя чернота вместе со мной на свет появилась. Так, слово за слово, и поспорили. Рассердилась невест­ка на свою свекровь и говорит:

— Пока видны еще мои следы, пойду-ка я обратно в свою землю («Почему совы не видят солнечного света»)

…Эх, ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький и хитрее тебя!…(«Мышонок и Олененок»)

2 Ведущий: Но, что – то мы засиделись! Пора и побегать, поиграть в догонялки. Несомненно, запомнятся ребятам с юга счи­талки и загадки которые мы приготовили:

Считалочки

1 Чтец: Дети всюду на земле —

в тундре, в городе, в селе —

летом,зимнею порой

день проводят за игрой.

2 Чтец: Только прежде чем играть,

нужно всех пересчитать,

чтоб узнать,

кто все же будет

догонять вас и искать…

1 Чтец: Прилетели в тундру утки-

позолоченные грудки,

чтоб утяток выводить…

А тебе сейчас водить!

2 Чтец: Сильный северный олень

нас катает целый день!

Но на нарты всем не сесть-

Значит ты, останься здесь!

1 Чтец: Вышло солнце из-за туч,

Уронило солнца луч

прямо в травы и цветы…

Этот лучик ищешь ты!

1 Ведущий:

Но вернемся в чум, где у огня всегда дети отгадывали загадки. Обычно взрослый начинает с таких слов: Моя загадка говорит…

(Ведущие поочерёдно загадывают загадки)

— Летом меховые, зимой – берестяные. (Рога оленей)

— Летом красным сукном одета, на одной ножке стоит. (Морошка)

— Невидимо придет, невидимо уйдет. (Сон)

— В чум входящего бьет, уходящего бьет. (Полог чума)

— В безбрежном море щепка плавает. (Луна)

— Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

— Летом греет, зимой холодит. (Солнце)

— Жевать не жую, а все пожираю. (Огонь)

Литературные загадки

По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (Сова.)

Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

И на охоте помогает. (Собака.)

Птицы белоснежные,

Дружные, верные.

Осенью с нами прощаются,

Весною опять возвращаются. (Лебеди.)

Кто в жестокую пургу

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается? (Куропатка.)

На тоненьких ножках

Под ветром дрожит.

Как только обсохнет —

За мамой бежит. (Олененок.)

По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается —

От врагов спасается. (Олень.)

2 Ведущий: Молодцы! И загадки умеете отгадывать.

Звучит ненецкая песня.

1 Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Песня вернула нас обратно, домой. Понравилось вам наше путешествие? Что нового для себя вы узнали? (Ответы детей)

2 Ведущий: Мы сегодня мысленно побывали в вашей семье, но временно вы живете в интернате. Это пока ваш дом, ваша семья. Воспитатель, учитель вам вместо мамы, И вы должны их слушать так же, как и своих родителей. Для всех нас дом — это нечто гораздо большее, чем квартира.

1 Ведущий: Дом — это место, где мы живем, учимся и работаем. И для нас с вами этим общим домом является наш Ямал. Ямал — гостеприимная земля.

Лакомбой! – говорят ненцы. С небом живите— так говорят ненцы, прощаясь. Живите всюду в ладу с Богом, с природой и с собой!

  • Дата публикации: 17.01.2022
  • Автор:
  • Должность: старший воспитатель
  • Учебное заведение: МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 116 «Веселый лучик»
  • Населённый пункт: Петрозаводск



Пожаловаться!

Библиографическое описание

ГОСТ Р 7.0.100–2018

Бельская Светлана Ивановна сценарий развлечения «Северные посиделки» / С. И. Бельская. – Текст : электронный // Педагогический альманах : электронное СМИ. — URL: https://www.pedalmanac.ru/298814. — Дата публикации: 17 января 2022.

ГОСТ 7.82-2001

Бельская, С. И. сценарий развлечения «Северные посиделки» [Электронный ресурс] / Светлана Ивановна Бельская // Педагогический альманах : [сайт]. — 2022. — 17 января. — [Россия]. — Режим доступа: https://www.pedalmanac.ru/298814, свободный. — Загл. с экрана.

ГОСТ Р 7.0.5-2008

Бельская С.И. сценарий развлечения «Северные посиделки» // Социальное партнёрство в сфере образования «Педагогический альманах» : cетев. издан. 17.01.22. URL: https://www.pedalmanac.ru/298814 (дата обращения: 01.02.2023).

Рецензии

Для данной публикации рецензий не найдено.

Поделитесь своими успехами с коллегами!

Свидетельство о публикации № 298814

Автору публикации предоставляется скидка 50%

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Северные обряды праздники традиции
  • Северная осетия новогодние праздники
  • Сдэк расписание на праздники 2022 график
  • Сдэк выходные дни на январские праздники 2022
  • Сделают ли майские праздники 10 дней