Шаблон сценария школьного мероприятия

В разработке представлена примерная схема оформления сценария массового мероприятия в системе дополнительного образования детей и словарь массовой работы. данная методическая разработка может быть рек

                                                                    Заседание РМО ПДО, 15.05.2014г.

                                                                    МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Оформление сценария массового мероприятия 

Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Массовые мероприятия, безусловно, являются одними из эффективных форм педагогической работы. Именно, благодаря им педагог зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет педагогу  развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. 

Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, линейки, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого педагогического работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. 

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

1) К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. К документальным материалам относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте. Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми, интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки, вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.

Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).

2) Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция  с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.

Критерии отбора материала:

1. Соответствие материала теме и идее.

2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано,  можно было бы показать на сцене).

Когда вами подобран материал, вы переходите к составлению сценария. Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.

Структура сценария массового мероприятия:

1. Титульный лист (приложение 1): вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения) полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности, форма проведения (приложение 2) и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения.

2. Пояснительная записка

Цель мероприятия.

Задачи мероприятия.

Оборудование и технические средства.

Перечисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия. При необходимости указываем количество.

Оформление:

Музыкальное оформление:

Перечисляем всё музыкальные произведения, используемые на протяжении всего мероприятия. Для того чтобы далее в тексте делать ремарки, целесообразно структурировать следующим образом:

Звук №1. Название, авторы.

Звук №2. Название, авторы.

Наглядное:

Презентация «Название», автор (составитель).

Видео №1. Видеофильм «Название», автор (составитель), технический редактор.

Видео №2. Отрывок из видеофильма «Название», автор (составитель), технический редактор.

Декорации, реквизит, атрибуты:

Название, количество.

Дидактический, раздаточный материал:

Название, количество.

Условия и особенности реализации.

Указываем требования к помещению, количество столов, стульев, наличие затемнения, световое решение и т.п.

Методические советы по проведению.

В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия:  раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.

3. Ход (структура) мероприятия.

Эпиграф.

Действующие лица.

Полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.

Имена действующих лиц (в списке и в тексте мероприятия) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами). Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Пример 1:

       ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

       Вася Пупкин – 35 лет, шофер
       Алла Пупкина – 35 лет, его жена
       Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

Семья сидит около стола и слушает радио (звук №1).

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Примечание по оформлению сценария. Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.

Пример 2. Ход мероприятия можно оформить в виде таблицы. По возможности, гиперссылками указывать на тот файл, который используется в данном месте сценария (видео, музыкальный и звуковой файлы). Данный подход обеспечивает четкое структурирование мультимедийного материала и удобство работы с ним.

Помреж (ходит по сцене, бормоча себе под нос).

Так, даже фонограмму без меня включить не могут… Тишина в студии! Живенько, живенько… квадратное катить, круглое тащить, мокрое мочить, сухое, соответственно сушить, это я так шучу, кто не понял, я не виноват! /Замечает людей с кубом и большим глобусом, буквально исполняющим выше сказанное./
А-а-а, двоечники! Попались!

Слай№1, звук №1

Работники студии

…Ну, так вы же сами… нам как скажут…

Помреж

Нет, вы не двоечники!.. Вы типичные жертвы ЕГЭнизации образования! Где сказали, там галочку и поставили – никакой гибкости мышления! (Убрав мегафон, в микрофон.) То ли дело раньше учились!.. По одной и той же шпоре и физику, и историю умудрялись сдавать!… Из одного наводящего вопроса такие теории разворачивали, такие теоремы доказывали!.. Что там Ферма… Пифагор из своих прямоугольных штанов выпрыгивал!

Видео №1

Работники студии

Что, правда?..

Звук №2

4. Литература.

Оформляем по алфавиту согласно ГОСТ.

5. Приложения.

Дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, кроссвордов, схемы, таблицы и т.д.

Список литературы

  1. Методические рекомендации для педагогических работников ОУ ДОД (требования к составлению и написанию сценария,  методической разработки и методических рекомендаций)/сост. Шевцова М.М., ГОУ ДПО (ПК)С «Кузбасский региональный ИПК и ПРО», Кемерово. — 2011.
  2. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. — №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  3. Седых, Т. Что такое. Словарь массовых форм работы / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2006. — № 15, 1-15 авг. – С. 2-3.
  4. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа сценария массового мероприятия

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Сценарий новогоднего праздника

«Новые приключения Снегурочки»

Адресат – учащиеся 5-6 классов девиантного поведения классов ОУ Нерюнгринского района

Автор (составитель):
Алиева Ильмира Ильдаровна,
педагог дополнительного образования

г. Нерюнгри, 2014 год

Приложение 2

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень форм массовой работы. В него вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • CD-ROM-конкурс
  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста).

А

Аншлаг

Аттракцион

Аккорды литературные

Акция

Альманах

Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)

Анализ (книги, работы)

Ансамбль литературных звезд

Арт-встреча

Арт-пространство (выставочный зал)

Арт-час

Арт-терапия

Ассорти

Аукцион  книжный

Аукцион литературный

Б

Байки литературные

Бал литературный

Бал-маскарад

Балаганчик книжный

Беби-шоу (детское представление)

Бенефис

Бенефис книги

Бенефис читающей семьи

Беседа

Беседа-диалог

Беседа-диспут

Беседа-игра

Беседа-обсуждение

Беседа-практикум

Бестселлер-шоу

Библиодень

Библиокараван

Библио-кафе

Библио-магия

Библионочь

Библио-обзор контрастный (драйв-книга, релакс-книга, элит-книга, статус-книга, книга-шок, книга-сенсация и т.д.)

Библиосумерки

Библио-шоу

Блиц-опыт (форма производственной учебы)

Блиц-опрос

Блиц-программа

Блиц-турнир

Бой интеллектуальный

Бой ораторов

Брейн-ринг

Бренд-автор-шоу (узнаваемый автор)

Бюллетень

Бюро литературных новинок

Бюро творческих находок

В

Вариации литературные

Вернисаж

Вернисаж литературный

Вернисаж газеты

Версиада (игра)

Вечер

Вечер библиографический

Вечер вопросов и ответов

Вечер выпускной

Вечер загадочный

Вечер изящной словесности

Вечер исторический

Вечер книги

Вечер краеведческий

Вечер критики и восхвалений

Вечер литературный

Вечер литературно-публицистический

Вечер отдыха

Вечер памяти

Вечер поэзии

Вечер поэтического настроения

Вечер рецензий

Вечер семьи

Вечер смеха / юмора

Вечер читательских впечатлений

Вечер-аукцион

Вечер-встреча

Вечер-дискуссия

Вечер-комплимент

Вечер-портрет

Вечер-посвящение

Вечер-реквием

Вечер русского романса

Вечер-фантазия

Вечер-элегия

Комильфо-вечер (вечер хороших манер)

Вечеринка литературная (тертулия)

Вечеринка светская

Видео-

Видеовикторина

Видеокруиз

Видеолекторий

Видеосалон

Видеоурок

Видеоэкскурсия

Видеоэнциклопедия

Викторина

Викторина-поиск

Шанс-викторина

Экспресс-викторина

Электронная викторина «БиблиоIQ»

Виражи литературные

Водевиль

Встреча

Встреча за самоваром

Встреча литературная

Встреча тематическая

Встреча-интервью

Встреча-презентация

Выборы литературные

Г

Газета говорящая

Газета живая

Галерея

Гид литературный

Глобус литературный (рассказ о писателях разных стран)

Гороскоп литературный

Гостиная краеведческая

Гостиная литературно-музыкальная

Громкое чтение

Гуляние народное

Гурман-вечер любителей …. жанра

Д

Дайджест

Дайджест проблемно-тематический

Дебаты литературные

Дебют

Дебют литературный

Девичник

Дегустация литературных новинок

Дежа-вю (неизвестное об известных, уже виденных, прочитанных произведениях)

Дежурство («Дежурный по …»)

Декада молодого специалиста

Декада толерантности

Дело литературное №

Деловой круг

Демонстрация

День библиотеки

День веселых затей

День возвращенной книги

День забывчивого читателя

День молодёжной книги

День информации

День книги

День открытых дверей

День профессии

День русских традиций

День специалиста

День читательских удовольствий

День чтения (семейного)

Десант библиотечный (в детский сад)

Десант литературный

Диалог актуальный

Диалог женский

Диалог литературный 

Дилижанс литературный

Дискуссия

Диспут

Дистусовка

Дни национальных культур

Доклад

Домино книжное

Досье информационно-библиографическое (ИБД)

Дуэль литературная

Ж

Живой журнал

Виртуальный журнал

Открытый журнал

Журнал устный

З

Загадки литературные

Заседание

Звездный час

Звездопад поэтический

И

Игра

Игра библиографическая

Игра деловая

Игра интеллектуальная

Игра историческая

Игра литературная

Игра познавательная

Игра профориентационная

Игра психологическая

Игра ролевая

Игра семейная

Игра экологическая

Игра экономическая

Игра-загадка

Игра-конкурс

Игра-отчет

Игра-представление

Игра-путешествие

Игра-фантазия

Игра-экскурсия

Игротека

Иллюзион русской словесности

Имидж-коктейль (встреча с кем-либо)

Империя игр

Импровизация

Инсценировка

Интервью

Интермедия

Интрига литературная

Инфомания

Информ-дайджест

Информ-досье (сборник материалов о ком-либо, о чем-либо)

Информ-курьер

Информ-релиз

Информминутка

Искушение книгой

Искушение литературное

Исторические виражи

К

Кадр книжный

Каламбур литературный

Конструктор книжный

Казино

Календарь

Калейдоскоп интересных фактов

Калейдоскоп рекомендаций

Капустник

Караван впечатлений,

историй, книг

Карнавал идей, книг

Карнавал литературный

Каскад литературных удовольствий

Кафе литературное

Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)

Квест (командная игра)

Клип-обзор

Клуб веселых и находчивых

Клуб веселых и начитанных

Клуб видеопутешественников

Клуб дискуссионный

Клуб знатоков

Клуб литературный

Клуб любителей чего-либо

Клуб семейного чтения

Книга-поиск

Коктейль

Коллаж

Компас литературный

Композиция литературная

Композиция музыкальная

Композиция поэтическая

Композиция сценическая

Конкурс

Конкурс виртуозной критики

Конкурс заочный

Конкурс краеведческий

Конкурс профессиональный

Конкурс читающих семей

Конкурс чтецов

собственного сочинения

Конкурс эрудитов

Конкурс-концерт

Конкурс-экспедиция

Спринт-конкурс

Фотоконкурс

Консультация

Конференция

Конференция читательская

Конфетти новогоднее

Концерт сказочный

Копилка опыта (форма производственной учебы)

Королевство библиографическое

Креатив-проект

Креатив-лаборатория

Креатив-коллекция

Крестики-нолики литературные

Круглый стол

Кругосветка литературная

Кружок

Круиз литературный

Круиз литературно-краеведческий

Кураж-вечер

Курсы литературные

Л

Лаборатория

Лаборатория творческая

Лаборатория успеха

Лаборатория читательского вкуса

Лаборатория читательского творчества

Лабиринт

Лавка писательская

Лекторий

Лекция

Лестница знаний

Лестница-словесница

Лицей литературный

Лицей для малышей

Лонг-лист

Лотерея книжная

Лото литературное

Лоция литературная

М

Марафон

Маскарад

Мастер-класс

Мастерская радости

Меморина

Месячник первокурсника

Мечты и думы о профессии (профессиональные встречи)

Мини-студия

Миниатюры сатирические

Минута славы

Минутка веселая

Минутки творческие

Минуты радостного чтения

Мистерия

Митинг

Мозаика

Мозговой штурм

Мониторинг книжных новинок

Музей книги

Музей литературный

Музей поэтический (малоизвестные литературные факты)

Мюзикл

Н

Набат литературный

Навигатор книжный

Навигация литературная

Неделя краеведческой книги

Новоселье книги

Нон-стоп (стихи на одну тему, одного автора или авторские)

Ностальгия

О

Обзор библиографический

Обзор аналитический

Обзор литературный

Обзор театрализованный

Обзор-размышление

Обзор-ретро

Обзор-реклама

Обзор-игра

Обзор-интервью

Обзор-путешествие

Обзор-шоу

Обмен информацией (форма производственной учебы)

Обсуждение

Объединение литературное «Творцы и таланты»

Олимпиада

Опрос

Орбита литературная

Отзыв

Открытая трибуна

Открытый микрофон

Отчет творческий

П

Пазл читательских предпочтений

Палаццо книг (зарубежная литература)

Панно любимых книг (авторов)

Панорама

Парад книг (по одной теме)

Парад литературных героев

Парад национальных культур

Параграф книжный (научные знания о чем-либо)

Пеленг (поиск новых литературных имен, читателей)

Передача (теле-, радио-)

Перекресток мнений

Пирамида знаний

Плакат экологический

Плен книжный

Площадка интерактивная

Площадка литературная

Площадка свободного чтения спортивной литературы

Подарок читателю (к Дню …)

Подиум

Подиум литературный

Подиум мнений

Поединок фантазеров

Поле чудес

Полемика

Полигон мнений

Портал информационный

Портфель книжный (обзор новинок)

Посвящение в читатели

Посиделки девичьи

 Посиделки вечерние

Посиделки фольклорные

Последний звонок

Постановка театрализованная

Поучение книжное

Поход за знаниями

Почтамт (обзор периодики)

Праздник

Праздник библиографических открытий

Праздник военно-патриотический

Праздник книги

Праздник семейный

Праздник фольклорный

Праздник читательских удовольствий

Праздник чтения

Практикум

Представление

Представление кукольное

Представление музыкально-игровое

Представление театрализованное

Представление фольклорное

Представление эстрадное

Презентация автора, книги, журнала

Премьера журнала (книги)

Прения

Престиж-встреча

Признание в любви к жанру (книге, автору)

Приключение книжное

Присяга (книге)

Пресс-конференция

Пробег (от Эзопа и Лафонтена до Крылова)

Проводы (зимы)

Прогноз литературный

Программа

Программа игровая

Программа информационная

Программа конкурсная

Программа концертная

Программа литературная

Программа познавательная

Программа развлекательная

Программа творческая

Программа учебно-игровая

Программа чтения (летнего, семейного)

Программа-розыгрыш

Прогулка

Прогулка по литературному скверу

Прогулка по библиотеке

Прожектор библиотеки

Промо-акция

Пропаганда книжной культуры

Пульс библиотечный

Пульс литературный

Путеводитель

Путешествие виртуальное

Путешествие заочное

Путешествие литературно-этнографическое

Путешествие музыкальное

Путешествие по золотому кольцу русской литературы

 ( XIX век)

Путешествие по серебряному кольцу русской литературы (нач.XX века)

Путешествие сказочное

Р

Работа творческая

Радар книжный

Радиоигра

Радиопередача

Развал книжный

Развлечение познавательное

Размышление / рассуждение

Рандеву с книгой

Ракурс литературный

Раритет литературный

Рассказ инсценированный

Ребус

Регата литературная

Репортаж-обзор

Респект-встреча

Ретровзгляд (путешествие в прошлое)

Речевой тюнинг (обогащение словарного запаса)

Ринг библиотечный

Ринг литературный

Ринг правовой

Ринг эрудитов

Ристалище рыцарей слова (книги)

Робинзонада

Родословная книги

Розыгрыш литературный (библиографический)

С

Сад книжный

Сага (сказание)

литературная

Салон литературный

Салон литературно-музыкальный

Салон поэтический

Светёлка литературная

Светофор литературный

Секретные материалы

Семинар

Семинар-практикум

Семинар-тренинг

Сенсация литературная

Серпантин

Сказка вслух

Сказка-подсказка (правоведческие ситуации)

Скатерть-самобранка книжная

Сквер библиотечный

Скоморошинки

Слайд-программа / путешествие

Слет / Сбор

Словесные перепалки

Смех-тайм (ко  Дню смеха)

Смотр-конкурс

Собрание знатоков

Собрание любителей книги

Состязание литературное

Спектакль

Спор-диалог

Справка-шоу

Стиль-встреча

Стол дискуссионный

Странствия по книголэнду

Студия

Ступени книжные

Сувенир книжный

Суд литературный

Сундучок литературный

Сценка-поздравление

Сценка-сюрприз

Счастливый случай

Т

Творческая лаборатория  (библиотекаря)

Театр книги

Театр кукольный

Телешоу

Телемост

Тертулия (литературная вечеринка)

Территория чтения

Тест

Тир интеллектуальный

Ток-шоу

Тренинг

Тренинг интеллектуальный

Тренинг-практикум

Трибуна полемики смелых гипотез

Тур литературный

Турнир

У

Универсиада

Урок библиографический

Урок библиотечный

Урок веселый

Урок занимательный

Урок краеведения

Урок литературный

Урок памяти

Урок творческий

Урок-беседа

Урок-игра

Урок-путешествие

Урок-сказка

Урок-фантазия

Урок экологический

Утренник

Ф

Фабрика поэтических звезд

Фаворит-книга

Фант-ночь (Новогодний фантастический праздник)

Фаэтон литературный

Феерия

Фейерверк-ночь

Феномен-клуб

Фестиваль дружбы народов

Фестиваль молодежной книги

Фестиваль профессий

Фестиваль здоровья

Флэш-моб (сбор людей с целью проведения одноразовой акции)

Формула успеха (встреча с кем-либо)

Форум

Фото-кросс

Х

Хит-парад

Хобби-клуб

Хоровод

Ц

Церемония

Цикл встреч

Цикл-галерея

Ч

Чаепитие театрализованное

Чародей-вечер 

Час взаимопроверки (форма производственной учебы)

Час вопросов и ответов

Час информации

Час истории

Час литературно-исторический

Час хорошей литературы

Час музыки

Час мультимедийный

Час нестандартных идей

Час общения

Час познаний и открытий

Час поэзии

Час правоведа

 Час профессионального общения (форма производственной учебы)

Час размышлений

Час фантазии

Час экологический

 Чат (виртуальная беседа)

Чтения

Чтения громкие

Чудодейственное чтение

Чтения юношеские

Чудеса в библиотеке

Ш

Шабаш (на ночь всех святых)

Шатер библиотечный

Шедевры литературного мира

Школа

Школа гениев

Школа общения

Школа ремёсел, садоводов-любителей

Школа цветоводов, огородников

Шок-беседа

Шоу

Шоу интеллектуальное

Шоу-блиц

Шоу-программа

Шутка-минутка

Э

Эволюция жанра

Экскурсия

Экскурсия виртуальная

Экскурсия-путеводитель виртуальная

Экспедиция

Эксперимент

Экспозиция

Экспресс-обзор (обсуждение)

Экспромт

Энциклопедия хорошего литературного вкуса

Эрмитаж уникальных встреч

Эрудит-шоу

Эскизы удивительной жизни

Эстафета

Эстет-шоу

Этикет-класс

Этюд библиографический

Ю

Юбилей  книги

Юбилей жанра

Юбилей писателя

Юморина

Я

Явка с повинной (для задолжника)

Ярмарка литературная

Ярмарка творческих идей (форма производственной учебы)

Сценарии > Для школьников > День учителя

…Говорят, что наши дни циничны,
Что важны лишь деньги и расчёт,
Слава и победы в жизни личной…
А в учителях любовь живёт!

Чистая любовь к добру и детству,
И доверчивая жажда красоты.
Нам они передают в наследство
Самые прекрасные черты

(Учитель с …

28.09.2021

Сценарии > Для школьников > День смеха — 1 апреля

…1-й комментатор: 32 января на педагогическом совете с докладом выступил ученик Иванов. По его данным, за II четверть мимо окна кабинета физики пролетело 4865 ворон. Это на 149 ворон больше, чем за этот же период прошлого года. Молодец, Иванов! …

16.03.2021

Сценарии > Для школьников > Выпускной вечер — 11 класс

…Возьмём 3 чайных ложки тринитротолуола с запахом клубники, перемешаем со стаканом глицерилтриолеата, добавим веселящий газ и…приятного аппетита!

— Как я счастлива , что хотя бы чему-то тебя научила за все эти годы!

(Оба протягивают ведущему …

08.04.2020

Сценарии > Для школьников > Выпускной вечер — 11 класс

…1 Ведущий
Добрый день. В эфире «Новости». Сегодня во всех школах России прозвенел последний звонок. Этому событию и посвящены все наши сегодняшние передачи. Начнем с грустных новостей. К сожалению, сегодня последний день учебного года: больше не …

07.04.2020

Сценарии > Для школьников > Новый год

…русская бабка: По-моему, нам кто-то решил помешать.

Вбегает Санта-Клаус, а все герои разбегаются, прячутся.

Санта-Клаус: Добрый день, мои друзья! Наконец к вам прибыл я! С Новым годом, ребятишки, поздравляю с праздником я и взрослых, и детишек – …

18.10.2019

Сценарии > Для школьников > Новый год

…(на сцену выходят новые русские бабки)
Степановна: Новый год! Новый год!
За окошком — Новый год!
С ёлкой и подарками
Новый год идёт.
Вовановна: Степановна! Ты что, в детский сад пришла Новый год вести? Ты посмотри на публику, перестраиваться надо …

18.10.2019

Сценарии > Для школьников > Новый год

…Бабки подходят к Д.М.

М: Ба, знакомое лицо. Дед Мороз. Чё это ты, старый, устал- то?

Д.М.: Побывал на многих елках: и в Москве, и в Унде, и даже в Караганде. Вот и к вам пришел.

М: Ты, дедуля, посиди, отдохни и на модниц посмотри.
Цветочек …

18.10.2019

Сценарии > Для школьников > День матери

…Вот когда я стану мамой,

Никогда я не устану

Пыль стирать, вязать и шить,

Пирожки для всех лепить,

Чистить каждый день картошку,

Мыть тарелки , чашки, ложки.

Но ,пожалуй, папой буду:

Очень трудно мыть …

13.10.2019

Сценарии > Для школьников > День матери

…А сейчас нашим мамам с помощью волшебной ромашки предлагаем узнать особенности внешности и характера. Сорт этой ромашки называется “Самая– самая”. Вы берете ту ромашку, которая вам понравится.
Мамы выбирают цветки и читают, на которых …

13.10.2019

Сценарии > Для школьников > День матери

…3 участника: мама, сын и робот. Исходная позиция: робот стоит с широко расставленными руками, мама и сын — по бокам от робота, чуть впереди его (так, чтобы ладони робота оказались недалеко от их голов).
Сын (показывая на робота): Ой, кто …

13.10.2019

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская  централизованная  библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.


Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
  2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.
  3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
  7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

– написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

 
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.


Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например,  муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
–  форма и название мероприятия;
–  эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
–  год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.


Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.


Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ     № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45      Поздравление ветеранов.
11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
 
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
 
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.


 Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения  
Продолжительность мероприятия (час, мин)  
 
Форма мероприятия  
 
 
Название мероприятия  
 
 
Место проведения  
 
Количество присутствовавших, всего  
 
в т.ч. по основным читательским группам:
дети до 14 включительно
родители
руководитель детского чтения
молодежь в возрасте от 15 до 24 л.
прочие
 
Содержание или составные части мероприятия  
 
 
 
 
 
Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название). Подробнее в паспорте выставки.  
 
 
 
Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия  
 
 
 
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников  
 
 
Ф.И.О. ответственного за учёт  
 

 Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
 

Число
и месяц
Наименование
мероприятия и тема
Количество
обслуженных
Кто проводил мероприятие и где
       

 
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
 
   

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.


Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.


Список литературы
  1. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
  2. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек:  учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
  3. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. –  С. 27-29.
  4. Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона  / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
  5. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  6. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эпидемия эльфийская рукопись сценарий
  • Чужой район 22 серия праздник
  • Энциклопедия славянских праздников календарные поверья шапарова н
  • Энилэр байрэменэ сценарий
  • Чтобы предложить на праздник