Шаблон сценария тестирования

Проектирование и Разработка Информационных Систем. Contribute to kolei/PiRIS development by creating an account on GitHub.

Тестовые сценарии (Test case), тестовые варианты. Оформление результатов тестирования.

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для начала определимся с терминологией, поскольку здесь есть много путаницы, вызванной разными переводами англоязычных терминов на русский язык и разными традициями в тех или иных странах, фирмах и отдельных командах.

Во главе всего лежит термин «тест». Официальное определение звучит так.

Тест — набор из одного или нескольких тест-кейсов.

Поскольку среди всех прочих терминов этот легче и быстрее всего произносить, в зависимости от контекста под ним могут понимать и отдельный пункт чек-листа, и отдельный шаг в тест-кейсе, и сам тест-кейс, и набор тест-кейсов и… продолжать можно долго. Главное здесь одно: если вы слышите или видите слово «тест», воспринимайте его в контексте.

Теперь рассмотрим самый главный для нас термин — «тест-кейс».

Тест-кейс — набор входных данных, условий выполнения и ожидаемых
результатов, разработанный с целью проверки того или иного свойства или поведения программного средства.

Под тест-кейсом также может пониматься соответствующий документ, представляющий формальную запись тест-кейса.

Мы ещё вернёмся к этой мысли, но уже сейчас критически важно понять и запомнить: если у тест-кейса не указаны входные данные, условия выполнения и ожидаемые результаты, и/или не ясна цель тест-кейса — это плохой тест-кейс (иногда он не имеет смысла, иногда его и
вовсе невозможно выполнить).

Иногда термин «test case» на русский язык переводят как «тестовый случай». Это вполне адекватный перевод, но из-за того, что «тест-кейс» короче произносить, наибольшее распространение получил именно этот вариант.

Высокоуровневый тест-кейс — тест-кейс без конкретных входных дан-
ных и ожидаемых результатов.

Как правило, ограничивается общими идеями и операциями, схож по своей сути с подробно описанным пунктом чек-листа. Достаточно часто встречается в интеграционном тестировании и системном тестировании, а также на уровне дымового тестирования. Может служить отправной точкой для проведения исследовательского тестирования или для создания низкоуровневых тест-кейсов.

Низкоуровневый тест-кейс — тест-кейс с конкретными входными дан-
ными и ожидаемыми результатами.

Представляет собой «полностью готовый к выполнению» тест-кейс и вообще является наиболее классическим видом тест-кейсов. Начинающих тестировщиков чаще всего учат писать именно такие тесты, т.к. прописать все данные подробно — намного проще, чем понять, какой
информацией можно пренебречь, при этом не снизив ценность тест-кейса.

Спецификация тест-кейса — документ, описывающий набор
тест-кейсов (включая их цели, входные данные, условия и шаги выполнения, ожидаемые результаты) для тестируемого элемента.

Спецификация теста — документ, состоящий из спецификации тест-дизайна, спецификации тест-кейса и/или спецификации тест-процедуры.

Тест-сценарий — документ, описывающий последовательность действий по выполнению теста (также известен как «тест-скрипт»).

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ТЕСТ-КЕЙСОВ

Тестирование можно проводить и без тест-кейсов (не нужно, но можно; да, эффективность такого подхода варьируется в очень широком диапазоне в зависимости от множества факторов).

Наличие же тест-кейсов позволяет:

  • Структурировать и систематизировать подход к тестированию (без чего крупный проект почти гарантированно обречён на провал).
  • Вычислять метрики тестового покрытия (test coverage 296 metrics) и принимать меры по его увеличению (тест-кейсы здесь являются главным источником информации, без которого существование подобных метрик теряет смысл).
  • Отслеживать соответствие текущей ситуации плану (сколько примерно понадобится тест-кейсов, сколько уже есть, сколько выполнено из запланированного на данном этапе количества и т.д.).
  • Уточнить взаимопонимание между заказчиком, разработчиками и тестировщиками (тест-кейсы зачастую намного более наглядно показывают поведение приложения, чем это отражено в требованиях).
  • Хранить информацию для длительного использования и обмена опытом между сотрудниками и командами (или как минимум — не пытаться удержать в голове сотни страниц текста).
  • Проводить регрессионное тестирование и повторное тестирование (которые без тест-кейсов было бы вообще невозможно выполнить).
  • Повышать качество требований (мы это уже рассматривали: написание чек-листов и тест-кейсов — хорошая техника тестирования требований).
  • Быстро вводить в курс дела нового сотрудника, недавно подключившегося к проекту.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕСТ-КЕЙСА

В отличие от отчёта о дефекте, у которого есть полноценный развитый жизненный цикл, для тест-кейса речь скорее идёт о наборе состояний, в которых он может находиться (жирным шрифтом отмечены наиболее важные состояния).

  • Создан — типичное начальное состояние практически любого артефакта. Тест-кейс автоматически переходит в это состояние после создания.
  • Запланирован — в этом состоянии тест-кейс находится, когда он
    или явно включён в план ближайшей итерации тестирования, или как минимум готов для выполнения.
  • Не выполнен — в некоторых системах управления тест-кейсами это состояние заменяет собой предыдущее («запланирован»). Нахождение тест-кейса в данном состоянии означает, что он готов к выполнению, но ещё не был выполнен.
  • Выполняется — если тест-кейс требует длительного времени на выполнение, он может быть переведён в это состояние для подчёркивания того факта, что работа идёт, и скоро можно ожидать её результатов. Если выполнение тест-кейса занимает мало времени, это состояние, как правило, пропускается, а тест-кейс сразу переводится в одно из трёх следующих состояний — «провален», «пройден успешно» или «заблокирован».
  • Пропущен — бывают ситуации, когда выполнение тест-кейса отменяется по соображениям нехватки времени или изменения логики тестирования.
  • Провален — данное состояние означает, что в процессе выполнения тест-кейса был обнаружен дефект, заключающийся в том, что ожидаемый результат по как минимум одному шагу тест-кейса не совпадает с фактическим результатом. Если в процессе выполнения тест-кейса был «случайно» обнаружен дефект, никак не связанный с шагами тест-кейса и их ожидаемыми результатами, тест-кейс считается пройденным успешно (при этом, естественно, по обнаруженному дефекту создаётся отчёт о дефекте).
  • Пройден успешно — данное состояние означает, что в процессе выполнения тест-кейса не было обнаружено дефектов, связанных с расхождением ожидаемых и фактических результатов его шагов.
  • Заблокирован — данное состояние означает, что по какой-то причине выполнение тест-кейса невозможно (как правило, такой причиной является наличие дефекта, не позволяющего реализовать некий пользовательский сценарий).
  • Закрыт — очень редкий случай, т.к. тест-кейс, как правило, оставляют в состояниях «провален / пройден успешно / заблокирован / пропущен». В данное состояние в некоторых системах управления тест-кейс переводят, чтобы подчеркнуть тот факт, что на данной итерации тестирования все действия с ним завершены.
  • Требует доработки — как видно из схемы, в это состояние (и из него) тест-кейс может быть преведён в любой момент времени, если в нём будет обнаружена ошибка, если изменятся требования, по которым он был написан, или наступит иная ситуация, не позволяющая считать тест-кейс пригодным для выполнения и перевода в иные состояния.

Ещё раз подчеркнём, что в отличие от жизненного цикла дефекта, который достаточно стандартизирован и формализован, для тест-кейса описанное выше носит общий рекомендательный характер, рассматривается скорее как разрозненный набор состояний (а не строгий жизненный цикл) и может сильно отличаться в разных компаниях (в связи с имеющимися традициями и/или возможностями систем управления тест-кейсами).

Атрибуты (поля) тест-кейса.

Как уже было сказано выше, термин «тест-кейс» может относиться к формальной записи тест-кейса в виде технического документа. Эта запись имеет общепринятую структуру, компоненты которой называются атрибутами (полями) тест-кейса.

В зависимости от инструмента управления тест-кейсами внешний вид их записи может немного отличаться, могут быть добавлены или убраны отдельные поля, но концепция остаётся неизменной.

Общий вид всей структуры тест-кейса представлен ниже:

Теперь рассмотрим каждый атрибут подробно.

Идентификатор представляет собой уникальное значение, позволяющее однозначно отличить один тест-кейс от другого и используемое во всевозможных ссылках. В общем случае идентификатор тест-кейса может представлять собой просто уникальный номер, но (если
позволяет инструментальное средство управления тест-кейсами) может быть и куда сложнее: включать префиксы, суффиксы и иные осмысленные компоненты, позволяющие быстро определить цель тест-кейса и часть приложения (или требований), к которой он относится (например:
UR216_S12_DB_Neg).

Приоритет показывает важность тест-кейса. Он может быть выражен буквами (A, B, C, D, E), цифрами (1, 2, 3, 4, 5), словами («крайне высокий», «высокий», «средний», «низкий», «крайне низкий») или иным удобным способом. Количество градаций также не фиксировано, но чаще всего лежит в диапазоне от трёх до пяти.

Приоритет тест-кейса может коррелировать с:

  • важностью требования, пользовательского сценария или функции, с которыми связан тест-кейс;
  • потенциальной важностью дефекта, на поиск которого направлен тест-кейс;
  • степенью риска, связанного с проверяемым тест-кейсом требованием, сценарием или функцией.

Основная задача этого атрибута — упрощение распределения внимания и усилий команды (более высокоприоритетные тест-кейсы получают их больше), а также упрощение планирования и принятия решения о том, чем можно пожертвовать в некоей форс-мажорной ситуации, не позволяющей выполнить все запланированные тест-кейсы.

Связанное с тест-кейсом требование показывает то основное требование, проверке выполнения которого посвящён тест-кейс (основное — потому, что один тест-кейс может затрагивать несколько требований). Наличие этого поля улучшает такое свойство тест-кейса,
как прослеживаемость.

Частые вопросы, связанные с заполнением этого поля, таковы:

  • Можно ли его оставить пустым? Да. Тест-кейс вполне мог разрабатываться вне прямой привязки к требованиям, и (пока?) значение этого поля определить сложно. Хоть такой вариант и не считается хорошим, он достаточно распространён.
  • Можно ли в этом поле указывать несколько требований? Да, но чаще всего стараются выбрать одно самое главное или «более высокоуровневое» (например, вместо того, чтобы перечислять R56.1, R56.2, R56.3 и т.д., можно просто написать R56). Чаще всего в инструментах управления тестами это поле представляет собой выпадающий список, где можно выбрать только одно значение, и этот вопрос становится неактуальным. К тому же многие тест-кейсы всё же направлены на проверку строго одного требования, и для них этот вопрос также неактуален.

Модуль и подмодуль приложения указывают на части приложения,
к которым относится тест-кейс, и позволяют лучше понять его цель.
Идея деления приложения на модули и подмодули проистекает из того, что в сложных системах практически невозможно охватить взглядом весь проект целиком, и вопрос «как протестировать это приложение» становится недопустимо сложным. Тогда приложение логически разде-
ляется на компоненты (модули), а те, в свою очередь, на более мелкие компоненты (подмодули).
И вот уже для таких небольших частей приложения придумать чек-листы и создать хорошие тест-кейсы становится намного проще.

Как правило, иерархия модулей и подмодулей создаётся как единый набор для всей проектной команды, чтобы исключить путаницу из-за того, что разные люди будут использовать разные подходы к такому разделению или даже просто разные названия одних и тех же частей приложения.

Теперь — самое сложное: как выбираются модули и подмодули. В реальности проще всего отталкиваться от архитектуры и дизайна приложения. Например, в уже знакомом нам приложении можно выделить такую иерархию модулей и подмодулей:

  • Механизм запуска:

    • механизм анализа параметров;
    • механизм сборки приложения;
    • механизм обработки ошибочных ситуаций.
  • Механизм взаимодействия с файловой системой:

    • механизм обхода дерева SOURCE_DIR;
    • механизм обработки ошибочных ситуаций.
  • Механизм преобразования файлов:

    • механизм определения кодировок;
    • механизм преобразования кодировок;
    • механизм обработки ошибочных ситуаций.
  • Механизм ведения журнала:

    • механизм записи журнала;
    • механизм отображения журнала в консоли;
    • механизм обработки ошибочных ситуаций.

Согласитесь, что такие длинные названия с постоянно повторяющимся словом «механизм» читать и запоминать сложно. Перепишем:

  • Стартер:
    • анализатор параметров;
    • сборщик приложения;
    • обработчик ошибок.
  • Сканер:
    • обходчик;
    • обработчик ошибок.
  • Преобразователь:
    • детектор;
    • конвертер;
    • обработчик ошибок.
  • Регистратор:
    • дисковый регистратор;
    • консольный регистратор;
    • обработчик ошибок.

Но что делать, если мы не знаем «внутренностей» приложения (или не очень разбираемся в программировании)? Модули и подмодули можно выделять на основе графического интерфейса пользователя (крупные области и элементы внутри них), на основе решаемых приложением
задач и подзадач и т.д. Главное, чтобы эта логика была одинаковым образом применена ко всему приложению.

Внимание! Частая ошибка! Модуль и подмодуль приложения — это НЕ действия, это именно структурные части, «куски» приложения. В заблуждение вас могут ввести такие названия, как, например, «печать, настройка принтера» (но здесь имеются в виду именно части приложения, отвечающие за печать и за настройку принтера (и названы
они отглагольными существительными), а не процесс печати или настройки принтера).

Сравните (на примере человека): «дыхательная система, лёгкие» — это модуль и подмодуль, а «дыхание», «сопение», «чихание» — нет; «голова, мозг» — это модуль и подмодуль, а «кивание», «думание» — нет.

Наличие полей «Модуль» и «Подмодуль» улучшает такое свойство тест-кейса, как прослеживаемость.

Заглавие тест-кейса призвано упростить и ускорить понимание основной идеи (цели) тест-кейса без обращения к его остальным атрибутам. Именно это поле является наиболее информативным при просмотре списка тест-кейсов.

Сравните.

Плохо Хорошо
Тест 1 Запуск, одна копия, верные параметры
Тест 2 Запуск одной копии с неверными путями
Тест 78 (улучшенный) Запуск, много копий, без конфликтов
Остановка Остановка по Ctrl+C
Закрытие Остановка закрытием консоли

Заглавие тест-кейса может быть полноценным предложением, фразой, набором словосочетаний — главное, чтобы выполнялись следующие условия:

  • Информативность.
  • Хотя бы относительная уникальность (чтобы не путать разные тест-кейсы).

Внимание! Частая ошибка! Если инструмент управления тест-кейсами не требует писать заглавие, его всё равно надо писать. Тест-кейсы без заглавий превращаются в мешанину информации, использование которой сопряжено с колоссальными и совершенно бессмысленными затратами.

И ещё одна небольшая мысль, которая может помочь лучше формулировать заглавия. В дословном переводе с английского «test case» обозначает «тестовый случай (ситуация)». Так вот, заглавие как раз и описывает этот случай (ситуацию), т.е. что происходит в тест-кейсе, какую
ситуацию он проверяет.

Исходные данные, необходимые для выполнения тест-кейса, позволяют описать всё то, что должно быть подготовлено до начала выполнения тест-кейса, например:

  • Состояние базы данных.
  • Состояние файловой системы и её объектов.
  • Состояние серверов и сетевой инфраструктуры.

То, что описывается в этом поле, готовится БЕЗ использования тестируемого приложения, и таким образом, если здесь возникают проблемы, нельзя писать отчёт о дефекте в приложении.
Эта мысль очень и очень важна, потому поясним её простым жизненным примером. Представьте, что вы дегустируете конфеты. В поле «исходные данные» можно прописать «купить конфеты таких-то сортов в таком-то количестве». Если таких конфет нет в продаже, если закрыт магазин,
если не хватило денег и т. д. — всё это НЕ проблемы вкуса конфет, и нельзя писать отчёт о дефекте конфет вида «конфеты невкусные потому, что закрыт магазин».

Некоторые авторы не следуют этой логике и допускают в приготовлениях работу с тестируемым приложением. И здесь нет «правильного варианта» — просто в одной традиции решено одним образом, в другой — другим. Во многом это — ещё и терминологическая проблема: «preparation», «initial data» и «setup» вполне логично выполнять без участия тестируемого приложения, в то время как «precondition» по смыслу ближе к описанию состояния тестируемого приложения. В реальной рабочей обстановке вам достаточно будет прочитать несколько тест-кейсов, уже созданных вашими коллегами,
чтобы понять, какой точки зрения на данный вопрос они придерживаются.

Шаги тест-кейса описывают последовательность действий, которые необходимо реализовать в процессе выполнения тест-кейса. Общие рекомендации по написанию шагов таковы:

  • начинайте с понятного и очевидного места, не пишите лишних начальных шагов (запуск приложения, очевидные операции с интерфейсом и т. п.);
  • даже если в тест-кейсе всего один шаг, нумеруйте его (иначе возрастает вероятность в будущем случайно «приклеить» описание этого шага к новому тексту);
  • если вы пишете на русском языке, используйте безличную форму (например, «открыть», «ввести», «добавить» вместо «откройте», «введите», «добавьте»), в английском языке не надо использовать частицу «to» (т.е. «запустить приложение» будет «start application», не «to start application»);
  • соотносите степень детализации шагов и их параметров с целью тест-кейса, его сложностью, уровнем и т. д. — в зависимости от этих и многих других факторов степень детализации может варьироваться от общих идей до предельно чётко прописанных значений и указаний;
  • ссылайтесь на предыдущие шаги и их диапазоны для сокращения объёма текста (например, «повторить шаги 3–5 со значением…»);
  • пишите шаги последовательно, без условных конструкций вида «если… то…».

Внимание! Частая ошибка! Категорически запрещено ссылаться на шаги из других тест-кейсов и другие тест-кейсы целиком: если те, другие тест-кейсы будут изменены или удалены, ваш тест-кейс начнёт ссылаться на неверные данные или в пустоту, а если в процессе выполнения те, другие тест-кейсы или шаги приведут к возникновению
ошибки, вы не сможете закончить выполнение вашего тест-кейса.

Ожидаемые результаты по каждому шагу тест-кейса описывают реакцию
приложения на действия, описанные в поле «шаги тест-кейса». Номер шага соответствует номеру результата.

По написанию ожидаемых результатов можно порекомендовать следующее:

  • описывайте поведение системы так, чтобы исключить субъективное толкование (например, «приложение работает верно» — плохо, «появляется окно с надписью…» — хорошо);
  • пишите ожидаемый результат по всем шагам без исключения, если у вас есть хоть малейшие сомнения в том, что результат некоего шага будет совершенно тривиальным и очевидным (если вы всё же пропускаете ожидаемый результат для какого-то тривиального действия,
    лучше оставить в списке ожидаемых результатов пустую строку — это облегчает восприятие);
  • пишите кратко, но не в ущерб информативности;
  • избегайте условных конструкций вида «если… то…».

Внимание! Частая ошибка! В ожидаемых результатах ВСЕГДА описывается КОРРЕКТНАЯ работа приложения. Нет и не может быть ожидаемого результата в виде «приложение вызывает ошибку в операционной системе и аварийно завершается с потерей всех пользовательских данных».

При этом корректная работа приложения вполне может предполагать отображение сообщений о неверных действиях пользователя или неких критических ситуациях. Так, сообщение «Невозможно сохранить файл по указанному пути: на целевом носителе недостаточно свободного места» — это не ошибка приложения, это его совершенно нормальная и правильная работа. Ошибкой приложения (в этой же ситуации) было бы
отсутствие такого сообщения, и/или повреждение, или потеря записываемых данных.

Для более глубокого понимания принципов оформления тест-кейсов рекомендуется прямо сейчас ознакомиться с главой «Типичные ошибки при разработке чек-листов, тест-кейсов и наборов тест-кейсов».

Свойства качественных тест-кейсов

Даже правильно оформленный тест-кейс может оказаться некачественным, если в нём нарушено одно из следующих свойств.

Правильный технический язык, точность и единообразие формулировок. Это свойство в равной мере относится и к требованиям, и к тест-кейсам, и к отчётам о дефектах — к любой до-
кументации. Основные идеи уже были описаны (см. главу «Атрибуты (поля) тест-кейсов»), а из самого общего и важного напомним и добавим:

  • пишите лаконично, но понятно;
  • используйте безличную форму глаголов (например, «открыть» вместо «откройте»);
  • обязательно указывайте точные имена и технически верные названия элементов приложения;
  • не объясняйте базовые принципы работы с компьютером (предполагается, что ваши коллеги знают, что такое, например, «пункт меню» и как с ним работать);
  • везде называйте одни и те же вещи одинаково (например, нельзя в одном тест-кейсе некий режим работы приложения назвать «графическое представление», а в другом тот же режим — «визуальное отображение», т.к. многие люди могут подумать, что речь идёт о разных вещах);
  • следуйте принятому на проекте стандарту оформления и написания тест-кейсов (иногда такие стандарты могут быть весьма жёсткими: вплоть до регламентации того, названия каких элементов должны быть приведены в двойных кавычках, а каких — в одинарных).

Баланс между специфичностью и общностью. Тест-кейс считается тем более специфичным, чем более детально в нём расписаны конкретные действия, конкретные значения и т. д., т. е. чем в нём больше конкретики. Соответственно, тест-кейс считается тем более общим, чем в нём меньше конкретики.

Рассмотрим поля «шаги» и «ожидаемые результаты» двух тест-кейсов (подумайте, какой тест-кейс вы бы посчитали хорошим, а какой — плохим и почему):

Тест-кейс 1:

Шаги Ожидаемые результаты
Конвертация из всех поддерживаемых кодировок
Приготовления:
— Создать папки C:/A, C:/B, C:/C, C:/D.
— Разместить в папке C:/D файлы 1.html, 2.txt, 3.md из прилагаемого архива.
1. Запустить приложение, выполнив команду php converter.php c:/a c:/b c:/c/converter.log.
2. Скопировать файлы 1.html, 2.txt, 3.md из папки C:/D в папку C:/A.
3. Остановить приложение нажатием Crtl+C.
1. Отображается консольный журнал приложения с сообщением «текущее_время started, source dir c:/a, destination dir c:/b, log file c:/c/converter.log», в папке C:/C появляется файл converter.log, в котором появляется запись «текущее_время started, source dir c:/a, destination dir c:/b, log file c:/c/converter.log».
2. Файлы 1.html, 2.txt, 3.md появляются в папке C:/A, затем пропадают оттуда и появляются в папке C:/B. В консольном журнале и файле C:/C/converter.log появляются сообщения (записи) «текущее_время processing 1.html (KOI8-R)», «текущее_время processing 2.txt (CP-1251)», «текущее_время processing 3.md (CP-866)».
3. В файле C:/C/converter.log появляется запись «текущее_время closed». Приложение завершает работу.

Тест-кейс 2:

Шаги Ожидаемые результаты
Конвертация из всех поддерживаемых кодировок
1. Выполнить конвертацию трёх файлов до пустимого размера в трёх разных кодировках всех трёх допустимых форматов.
1. Файлы перемещаются в папку-приёмник, кодировка всех файлов меняется на UTF-8.

Если вернуться к вопросу «какой тест-кейс вы бы посчитали хорошим, а какой — плохим и почему», то ответ таков: оба тест-кейса плохие потому, что первый является слишком специфичным, а второй — слишком общим. Можно сказать, что здесь до абсурда доведены идеи низкоуровневых и высокоуровневых тест-кейсов.

Почему плоха излишняя специфичность (тест-кейс 1):

  • при повторных выполнениях тест-кейса всегда будут выполняться строго одни и те же действия со строго одними и теми же данными, что снижает вероятность обнаружения ошибки;
  • возрастает время написания, доработки и даже просто прочтения тест-кейса;
  • в случае выполнения тривиальных действий опытные специалисты тратят дополнительные мыслительные ресурсы в попытках понять, что же они упустили из виду, т. к. они привыкли, что так описываются только самые сложные и неочевидные ситуации.

Почему плоха излишняя общность (тест-кейс 2):

  • тест-кейс сложен для выполнения начинающими тестировщиками или даже опытными специалистами, лишь недавно подключившимися к проекту;
  • недобросовестные сотрудники склонны халатно относиться к таким тест-кейсам;
  • тестировщик, выполняющий тест-кейс, может понять его иначе, чем было задумано автором (и в итоге будет выполнен фактически совсем другой тест-кейс).

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы придерживаться золотой середины (хотя, конечно же, какие-то тесты будут чуть более специфичными, какие-то — чуть более общими).

Вот пример такого срединного подхода:

Тест-кейс 3:

Шаги Ожидаемые результаты
Конвертация из всех поддерживаемых кодировок
Приготовления:
— Создать в корне любого диска четыре отдельные папки для входных файлов, выходных файлов, файла журнала и временного хранения тестовых файлов.
— Распаковать содержимое прилагаемого архива в папку для временного хранения тестовых файлов.
1. Запустить приложение, указав в параметрах соответствующие пути из приготовления к тесту (имя файла журнала — произвольное).
2. Скопировать файлы из папки для временного хранения в папку для входных файлов.
3. Остановить приложение.
1. Приложение запускается и выводит сообщение о своём запуске в консоль и файл журнала.
2. Файлы из папки для входных файлов перемещаются в папку для выходных файлов, в консоли и файле журнала отображаются сообщения о конвертации каждого из файлов с указанием его исходной кодировки.
3. Приложение выводит сообщение о завершении работы в файл журнала и завершает работу.

В этом тест-кейсе есть всё необходимое для понимания и выполнения, но при этом он стал короче и проще для выполнения, а отсутствие строго указанных значений приводит к тому, что
при многократном выполнении тест-кейса (особенно — разными тестировщиками) конкретные параметры будут менять свои значения, что увеличивает вероятность обнаружения ошибки.

Ещё раз главная мысль: сами по себе специфичность или общность тест-кейса не являются чем-то плохим, но резкий перекос в ту или иную сторону снижает качество тест-кейса.

Баланс между простотой и сложностью. Здесь не существует академических определений, но принято считать, что простой тест-кейс оперирует одним объектом (или в нём явно виден
главный объект), а также содержит небольшое количество тривиальных действий; сложный тест-кейс оперирует несколькими равноправными объектами и содержит много нетривиальных
действий.

Преимущества простых тест-кейсов:

  • их можно быстро прочесть, легко понять и выполнить;
  • они понятны начинающим тестировщикам и новым людям на проекте;
  • они делают наличие ошибки очевидным (как правило, в них предполагается выполнение повседневных тривиальных действий, проблемы с которыми видны невооружённым взглядом и не вызывают дискуссий);
  • они упрощают начальную диагностику ошибки, т.к. сужают круг поиска.

Преимущества сложных тест-кейсов:

  • при взаимодействии многих объектов повышается вероятность возникновения ошибки;
  • пользователи, как правило, используют сложные сценарии, а потому сложные тесты более полноценно эмулируют работу пользователей;
  • программисты редко проверяют такие сложные случаи (и они совершенно не обязаны это делать).

Рассмотрим примеры.

Шаблон тестового сценария по стандартам WorldSkills (демо-экзамен) с комментариями

Для выполнения процедуры тестирования удаления товаров Вам нужно описать пять сценариев.

Удаление может быть выполнимо, а может быть отклонено согласно требованиям предметной области.

Необходимо, чтобы варианты тестирования демонстрировали различные исходы работы алгоритма. Для описания тестовых сценариев в ресурсах предоставлен шаблон testing-template.docx (есть в этом репозитории в каталоге docs).

Расшифровка тестовых информационных полей:

Поле Описание
Название проекта Название тестируемого проекта
Рабочая версия Версия проекта/программного обеспечения (первый тест считается 1.0).
Имя тестирующего Имя того, кто проводил тесты
Дата(ы) теста Дата(ы) проведения тестов – это один или несколько дней. Если тесты проводились в более протяженный период времени, нужно отметить отдельную дату для каждого теста.
Тестовый пример # Уникальный ID для каждого тестового примера. Следуйте некоторым конвенциям, чтобы указать типы тестов. Например,‘TC_UI_1′ означает‘user interface test case #1′ ( ТС_ПИ_1: тестовый случай пользовательского интерфейса#1)
Приоритет тестирования (Низкий/Средний/Высокий) Насколько важен каждый тест. Приоритет тестирования для бизнес-правил и функциональных тестовых случаев может быть средним или высоким, в то время как незначительные случаи пользовательского интерфейса могут иметь низкий приоритет.
Заголовок/название теста Название тестового случая. Например, Подтвердите страницу авторизации с действительным именем пользователя и паролем.
Краткое изложение теста Описание того, что должен достичь тест.
Этапы теста Перечислите все этапы теста подробно. Запишите этапы теста в том порядке, в котором они должны быть реализованы. Предоставьте как можно больше подробностей и разъяснений. Пронумерованный список – хорошая идея.
Тестовые данные Перечислите/опишите все тестовые данные, используемые для данного тестового случая. Так, фактические используемые входные данные можно отслеживать по результатам тестирования. Например, Имя пользователя и пароль для подтверждения входа.
Ожидаемый результат Каким должен быть вывод системы после выполнения теста? Подробно опишите ожидаемый результат, включая все сообщения/ошибки, которые должны отображаться на экране.
Фактический результат Каким должен быть фактический результат после выполнения теста? Опишите любое релевантное поведение системы после выполнения теста.
Предварительное условие Любые предварительные условия, которые должны быть выполнены до выполнения теста. Перечислите все предварительные условия для выполнения этого тестового случая.
Постусловие Каким должно быть состояние системы после выполнения теста?
Статус (Зачет/Незачет) Если фактический результат не соответствует ожидаемому результату, отметьте тест как неудачный. В ином случае обновление пройдено.
Примечания/комментарии Используйте эту область для любых дополнительных заметок/комментариев/вопросов. Эта область предназначена для поддержки вышеуказанных полей (например, если есть некоторые особые условия, которые не могут быть описаны в любом из вышеуказанных полей, или если есть вопросы, связанные с ожидаемыми или фактическими результатами).

Аннотация теста

    Мои комментарии
Название проекта DoeduSam
Рабочая версия 1.0 Эту версию не плохо бы вписать в свойства проекта
Имя тестирующего DEMO_xx
Дата(ы) теста 21.12.2020 текущая

Тестовый пример #1:

    Мои комментарии
Тестовый пример # TC_DP_1 расшифровывается: TestCase_DeleteProduct_x
Приоритет тестирования средний бизнес-правило
Заголовок/название теста Удаление товара без продаж и дополнительных товаров
Краткое изложение теста Товар должен без ошибок удалиться из таблицы товаров
Этапы теста 1. Очистить таблицы продаж, дополнительных товаров, дополнительных картинок и товаров. 2. Добавить тестовый товар в таблицу Products
3. Вызвать метод удаления товара
4. Проверить наличие удаленной записи в таблице
Тестовые данные Название: Моторное масло Motor Oil KE900-90042-R
Изображение: Товары автосервиса8FE07916.jpg
Производитель: Nissan
Активен: да
Цена: 2060
Тут нужно вставить содержимое любой записи из products_a_import
Ожидаемый результат Запись должна быть удалена из таблицы без ошибок и исключений
Фактический результат Запись удалена
Статус зачет
Предварительное условие В базу должны быть загружен тестовый продукт
Постусловие Таблица товаров должна быть пустой
Примечания/комментарии Т.к. мы добавили только товар без продаж и дополнительных товаров, то ошибок в принципе быть не может ни по вине кода ни по ограничениям базы

Что еще можно проверить

  • №2 — удаление товара с дополнительными товарами. Если ограничения настроены правильно (каскадное удаление), то тоже долно удаляться нормально.

  • №3 — удаление товара с дополнительными картинками. Аналогично №2.

  • №4 — удаление товара с продажами. Вариант без предварительной проверки — база должна вернуть ошибку, приложение это исключение должно перехватить и выдать сообщение, что удалять нельзя.

  • №5 — удаление товара с продажами. Вариант с предварительной проверкой — в коде нужно проверить есть ли у товара продажи и при наличии продаж вывести сообщение, что удалять товар нельзя.

В тестировании, чтобы проверить, корректно ли работает программное обеспечение (ПО), делают определенные действия и сверяют полученный результат с ожидаемым. Другими словами — моделируют ситуацию работы ПО. Чтобы описать шаги, создают тест-кейсы.

Что такое тест-кейсы

Это четкое описание входных данных, условий и процедуры тестирования, ожидаемых результатов. Они определяют один сценарий — конкретную цель тестирования программного обеспечения. Целью может быть проверка ПО: соответствует ли оно требованиям.

Четко определенные тест-кейсы позволяют многократно запускать одни и те же тесты, применять для последовательно изменяющихся версий программного обеспечения. А еще отслеживать регрессивные ошибки ПО — то есть те, которые повторяются и ухудшают качество продукта.

Отличия

🚀 От чек-листа

В чек-листе перечисляют аспекты ПО, которые нужно проверить. Когда составляют тест-кейс, описывают состояние программного обеспечения и то, как его изменяют. То есть чек-листом определяют, что тестировать. А тест-кейсом — как тестировать. Чек-лист подойдет в качестве исходного документа, чтобы составить тест-кейсы.

🚀 От баг-репорта

Баг-репорт — это отчет об ошибке. Его составляют, когда находят ошибки в работе ПО. Тест-кейс же нужен, чтобы определить, есть ли ошибка. Он помогает составить качественный баг-репорт.

Виды тест-кейсов

Классификация зависит от типа входных данных, действий и ожидаемого поведения ПО.

1️⃣ Положительные. Подтверждают, что ПО соответствует требованиям. Показывают, что при корректных входных данных и действиях пользователя ПО выполняет функции.

2️⃣ Отрицательные. Показывают, что ПО способно обрабатывать некорректные входные данные или неверные действия пользователя. Например, выводить соответствующие сообщения, подсказывать, как исправить ситуацию.

3️⃣ Деструктивные. Демонстрируют, что никакие внешние воздействия или высокие нагрузки не приводят к потере данных пользователя, ПО можно использовать. Условие: нагрузки не разрушают аппаратную часть.

Пример 

У вас есть требование к программной системе расписания занятий: «В систему нужно добавлять новые уроки».

Положительные тест-кейсы должны демонстрировать, что, если ввести корректные данные, новый урок появится в расписании.

Негативные попытаются сломать нормальную работу системы. Например, если добавляют урок, когда нет места в расписании, или не указывают его название.

Деструктивные покажут, сохранится ли расписание при сбоях. Например, если внезапно завершат программу или введут огромное количество данных за короткое время.

Жизненный цикл

У баг-репорта есть полноценный, развитый жизненный цикл. У тест-кейса — набор состояний. Они могут отличаться в зависимости от компании и возможностей систем управления тест-кейсами. Но обычно выделяют четыре состояния:

1️⃣ Не запускался. Тест-кейс создали, но тестирование по нему не проводили.

2️⃣ Пройден успешно. Ожидаемые и фактические результаты работы ПО совпадают.

3️⃣ Провален. Обнаружили дефект: ожидаемый результат минимум по одному шагу тест-кейса не совпадает с фактическим.

4️⃣ Пропущен. Тест-кейс отменили. Например, потому что изменили требования к ПО.

Обязательные атрибуты

Они тоже зависят от внутренней культуры компании или возможностей систем управления тест-кейсами. И даже от типа тестируемого ПО. Но обычно выделяют следующие атрибуты:

✅ Уникальный идентификатор — некое уникальное значение. По нему на тест-кейс ссылаются из других документов или тест-кейсов. Бывает буквенным, числовым, буквенно-числовым. Чаще всего применяют простую сквозную нумерацию.

✅ Краткое описание — лаконичное описание сути тест-кейса. Может содержать ссылку на требование к ПО.

✅ Входные данные — сведения о первоначальном состоянии системы, которое важно для тест-кейса. А еще значения для ввода или передачи ПО.

✅ Шаги — полная последовательность действий. Ее выполняют, чтобы провести описываемую тест-кейсом проверку.

✅ Ожидаемый результат — описание планируемого поведения или результата ПО. Может базироваться на требовании к программному обеспечению, общей логике работы.

✅ Фактический результат — описание итогового поведения или результата ПО. Если они совпадают, это указывают. Когда не совпадают, подробно описывают расхождения. Пометка «не совпадает», «отличается» — это грубая ошибка.

✅ Статус — текущее состояние тест-кейса.

Правила составления тест-кейса

👉 Создавайте простые тест-кейсы. То есть лаконичные и понятные не только вам. Используйте повелительное наклонение, например: «перейдите на домашнюю страницу», «введите данные», «нажмите здесь». Шаги должны быть четкие, без лишних деталей. Так проще понять шаги теста и ускорить работу.

👉 Учитывайте интересы конечного пользователя. Конечная цель любого программного проекта — простое и понятное приложение, отвечающее запросу клиентов. Тестировщик создает тест-кейсы с учетом мнения конечного пользователя.

👉 Избегайте повторов. Если тест-кейс нужен, чтобы выполнить другой тест-кейс, оставьте ссылку по идентификатору в столбце предварительного условия.

👉 Не предполагайте. Не додумывайте функциональность и возможности ПО. Строго придерживайтесь спецификации.

👉 Пишите тестовые примеры. Они должны покрывать все требования к ПО из спецификации. Используйте чек-листы и автоматизированные средства учета покрытия тестами. Это гарантия того, что ни одна функция или условие не останутся непроверенными.

👉 Задавайте идентификатор тест-кейса. Так, чтобы его было легко идентифицировать. Например, когда отслеживают ошибки или определяют требования к ПО на более позднем этапе.

👉 Внедряйте методы тестирования. Эти техники помогают спланировать несколько тест-кейсов и находить ошибки:

  • анализ граничных значений — проверяйте верхние и нижние границы для допустимого диапазона значений;
  • эквивалентное разделение — разбивайте диапазон всевозможных тест-кейсов на равные части/группы с одинаковым поведением;
  • техника перехода состояний — создавайте тест-кейсы, которые покроют поведение ПО при переходе из одного состояния в другое.

👉 Внедряйте самоочистку. Тест-кейс должен возвращать среду в предтестовое состояние. Особенно это касается тестирования конфигураций.

👉 Создавайте повторяемые и самостоятельные текст-кейсы. Они должны всегда генерировать одинаковые результаты: независимо от того, кто их тестирует.

👉 Проводите экспертную оценку. Отправляйте текст-кейсы на проверку коллегам. Они могут обнаружить ошибки в дизайне тест-кейса, которые вы пропустили.

Учитесь создавать тест-кейсы и системы управления ими на курсе «Инженер по тестированию» Skypro. Кроме этого узнаете, как писать чек-листы и тест-планы, составлять отчеты в системах отслеживания ошибок. Проведете функциональное, UX/UI- и регрессионное тестирование — и это только в одном модуле. На курсе рассмотрим еще и тестирование мобильных приложений и API, инструменты тестировщика.

На курсе больше 330 часов теории и практики, пройдете 7 мастер-классов, создадите 4 проекта для портфолио. Доступ к материалам останется навсегда.

Шаблон и пример тест-кейса

Идентификатор Описание Шаги Входные данные Ожидаемые результаты Фактические результаты Статус
TU01 Проверка входа пользователя с существующими логином и паролем Откройте сайт http://blahblahblah.ru

Введите логин

Введите пароль

Нажмите кнопку «Войти»

Логин = user99 Пароль = pass99 Пользователь должен попасть на главную страницу Как ожидали Пройден успешно
TU02 Проверка входа пользователя с несуществующими логином и паролем Откройте сайт http://blahblahblah.ru

Введите логин

Введите пароль

Нажмите кнопку «Войти»

Логин = user99 Пароль = badlass99 Пользователь должен остаться на странице логина. Появится сообщение «Неверные логин или пароль» Как ожидали Пройден успешно

Главное о тест-кейсах

  • Тест-кейс — это четкое описание входных данных, условий выполнения, процедуры тестирования и ожидаемых результатов.
  • Исходным документом для тест-кейсов может быть чек-лист. Проваленный тест-кейс служит источником данных для баг-репорта.
  • Обязательные атрибуты тест-кейса: уникальный идентификатор, краткое описание, входные данные. А еще шаги, ожидаемый результат, фактический результат, статус.
  • От правильности написания тест-кейсов зависит качество тестирования. Создавайте простые тест-кейсы с учетом интересов конечного пользователя. Избегайте повторов и не предполагайте, пишите тестовые примеры. Внедряйте методы тестирования, самоочистку, консультируйтесь с экспертами.
  • Что такое тест-кейс и зачем он нужен
  • Чем отличаются тест-кейс и чеклист
  • Типы тест-кейсов
  • Атрибуты тест-кейса ручного тестирования
  • Характеристики хорошего тест-кейса
  • Лучшие практики в написании тест-кейсов
  • Формирование тест-кейсов
  • Примеры тест-кейсов ручного тестирования
    • Позитивный
    • Деструктивный
    • Негативный
  • Итоги: тестирование тест-кейса

Во время тестирования QA-инженер работает с большим количеством документации. Чеклисты, наборы тестов, тестовые сценарии, планы тестирования, отчеты о тестировании, анализ тестирования — это лишь часть списка документов, которые должны уметь создавать тестировщики. В этой статье мы расскажем вам, как создавать тест-кейсы для ручного тестирования.

Что такое тест-кейс и зачем он нужен

Тест-кейс — это четкое описание действий, которые нужно выполнить для проверки отдельной функции вашего приложения.

Тестировщик создает тест-кейс, чтобы проверить, работает ли определенная фича должным образом, и чтобы подтвердить, что функционал, UI/UX и другие параметры системы удовлетворяют всем соответствующим стандартам, руководствам и требованиям клиентов.

Чем отличаются тест-кейс и чеклист

Тест-кейсы используются для сложных проектов. Например, когда от поведения системы зависит человеческая жизнь. Это могут быть проекты, связанные с пожарной безопасностью, здравоохранением, финансами и т. д. В таких случаях все нужно тестировать очень тщательно.

Чеклист QA — это список того, что нужно протестировать. Благодаря ему процесс тестирования проходит более четко и аккуратно.

Обычно при работе с простыми системами — сайтами, мобильными приложениями и т. д. — нет необходимости в тест-кейсах. Часто в команде бывает только один-два тестировщика, которые хорошо знают свой продукт. В таком случае время, потраченное на создание и поддержку тест-кейсов, никогда не окупится. Лучше создать чеклист со списком функций, которые нужно проверить — это будет более рационально.

Позитивные, негативные и деструктивные тест-кейсы

В позитивных тест-кейсах используются корректные входные данные и сценарии ожидаемой работы системы. Цель здесь — убедиться, что программный продукт выполняет то, что должен делать, и что система не выдаст ошибку, если это не предусмотрено. 

В целом позитивное тестирование гарантирует, что система соответствует требованиям при позитивных сценариях нормального использования. 

Например, если поле пароля принимает десять символов, пользователь должен иметь возможность создать такой пароль.

Негативные тест-кейсы используют некорректные входные данные и проверяют, не делает ли программа того, чего не должна делать. Негативное тестирование призвано гарантировать, что при получении некорректных входных данных система не будет работать по нормальному сценарию (например, выбросит ошибку). 

Если вернуться к нашему примеру, пользователь не должен иметь возможность создать пароль, состоящий из 11 символов.

Деструктивные тест-кейсы создаются, чтобы узнать предел прочности системы. Нагрузочное тестирование — распространенный вариант деструктивного тестирования. 

Для деструктивного тестирования QA-специалисты могут применять следующие методы:

  • создание большой нагрузки на систему, чтобы это привело к ее отказу;
  • злонамеренное внедрение JavaScript в веб-форму;
  • фаст-кликинг в попытках взломать веб-страницу и т. д.

Атрибуты тест-кейса для ручного тестирования

Как и все тестировочные документы, тест-кейс имеет определенный формат. Он содержит следующие атрибуты:

  1. ID — уникальное сочетание букв и цифр.
  2. Заголовок — основная идея тест-кейса, краткое описание его сути. Например, заголовок тест-кейса для ручного тестирования страницы входа может выглядеть следующим образом: «Проверить вход пользователя с корректными данными».
  3. Предусловия — список действий, которые необходимо выполнить перед выполнением тест-кейса. При необходимости здесь могут указываться учетные данные.
  4. Шаги — описание действий, необходимых для проверки.
  5. Постусловия — список действий, возвращающих систему в исходное состояние (указывается при необходимости).
  6. Ожидаемый результат — то, что мы ожидаем получить после успешного выполнения тест-кейса.
  7. Фактический результат — то, что мы получаем после выполнения тест-кейса (указывается при необходимости).
  8. Статус — Success (успех), Failed (провал), Blocked (блокировка) (указывается при необходимости).

Кроме того, для некоторых тест-кейсов могут потребоваться дополнительные атрибуты:

  • Требования к среде — специальное оборудование, программное обеспечение и т. п. вещи, необходимые для выполнения тест-кейса и не перечисленные в соответствующей спецификации проекта тестирования.
  • Специальные процедурные требования — особые процедуры настройки, выполнения или очистки, уникальные для этого тест-кейса.
  • Межкейсовые зависимости — тест-кейсы, которые нужно выполнить перед этим тест-кейсом.

Характеристики хорошего тест-кейса

Прежде всего, тест-кейс не должен быть зависимым или связанным с другими тест-кейсами. Он должен быть полным и самодостаточным. Следует избегать расплывчатых описаний шагов или ожидаемых результатов. Любые ограничения, отсутствие необходимой информации или чрезмерное количество деталей делают тест-кейсы менее эффективными.

Короче говоря, хороший тест-кейс:

  • понятен любому члену команды;
  • аккуратно и точно написан;
  • соответствует требованиям;
  • воспроизводим;
  • пригоден для многократного использования.

Best practices в написании тест-кейсов

Под  best practices мы подразумеваем правила, которые помогают создавать простые, понятные и полезные тест-кейсы:

  • Перед созданием нового тест-кейса убедитесь, что он не дублирует ни один из уже существующих в системе.
  • Убедитесь, что тест-кейс покрывает 100% требований, которые вы должны проверить.
  • Помните о теории методов тестирования, таких как анализ граничных значений, разделение эквивалентности, техника перехода состояния, угадывание ошибок.
  • Помимо требований к системе, всегда помните о конечном пользователе, который будет взаимодействовать с системой.
  • Не забудьте указать учетные данные, если они необходимы для выполнения теста.
  • Позаботьтесь о тестировщиках, которые будут работать с этим тест-кейсом в будущем. В частности, убедитесь, что все ссылки верны и кликабельны. Пожалуйста, не используйте ссылки на продакшен.
  • Используйте повелительное наклонение, например: «Перейдите на главную страницу», «Введите данные», «Кликните» и т. д. Такая формулировка упрощает понимание этапов тестирования и ускоряет их выполнение.

Формирование тест-кейсов

Обычно при написании тест-кейсов тестировщики пользуются таблицами Excel. Но вы также можете использовать инструменты управления тестированием, такие как TestRail.

Примеры тест-кейсов для ручного тестирования

Позитивный тест-кейс

Давайте попробуем создать наш собственный тест-кейс для ручного тестирования функции поиска на e-commerce сайте компании FootWear. Начнем с позитивного теста.

ID: FWSF-1. (Лучше использовать числа в возрастающем порядке. FWSF = FootWear Search Functionality. Попробуйте придумать комбинацию букв, имеющую отношение к проекту или функции, которую вы собираетесь тестировать).

Заголовок: Проверить результаты поиска с корректными входными данными. (Узнать, какие значения допустимы, мы можем в требованиях).

Предусловия: Нужно иметь предварительно настроенные продукты из разных категорий, отображаемые на сайте. (Для проверки функциональности нам необходимо иметь элементы, доступные для поиска. Вы можете настроить это в панели администратора или в базе данных).

Шаги:

  1. Откройте домашнюю страницу. (Ссылка не обязательна, ее наличие может затруднить поддержку тест-кейса в будущем).
  2. Введите в поле поиска ключевое слово, связанное с названием доступного продукта.
  3. Выполните поиск, кликнув значок поиска или нажав Enter.
  4. Проверьте результаты.

Ожидаемый результат: На странице результатов поиска отображаются все релевантные результаты.

Деструктивный тест-кейс

Еще один пример — деструктивный тест-кейс.

ID: FWSF-2.

Заголовок: Проверить устойчивость поиска к SQL-инъекциям.

Предусловия: Подготовьте SQL-запрос, который вы собираетесь вставить в поиск.

Шаги:

  1. Откройте домашнюю страницу.
  2. Введите SQL-запрос в поле поиска.
  3. Выполните поиск, кликнув значок поиска или нажав Enter.
  4. Проверьте, правильно ли отображаются результаты, нет ли сообщений об ошибках на странице результатов поиска.

Ожидаемый результат: Для защиты от SQL-инъекций отображение предупреждающих сообщений должно быть отключено.

Негативный тест-кейс

Наконец, вот вам негативный тест-кейс.

ID: FWSF-3.

Заголовок: Проверить ввод на недопустимые значения.

Предусловия: Выпишите недопустимые значения для поля ввода поиска из системных требований.

Шаги:

  1. Откройте домашнюю страницу.
  2. Введите комбинацию недопустимых значений в поле поиска.
  3. Выполните поиск, кликнув значок поиска или нажав Enter.
  4. Проверьте, отображается ли предупреждающее сообщение «Пожалуйста, используйте только допустимые символы».

Ожидаемый результат: Отображается предупреждающее сообщение «Пожалуйста, используйте только допустимые символы». Поиск можно продолжить.

Итоги: тестирование тест-кейса

Итак, мы разобрали основы написания тест-кейсов. Совет напоследок: чтобы проверить, насколько хорош ваш тест-кейс, покажите его человеку, который ничего не знает о проекте, над которым вы работаете. Вопросы, которые вы услышите, помогут определить слабые места вашего тест-кейса. Обратите внимание на эти моменты и постарайтесь внести изменения как можно скорее, иначе в будущем для поддержки тест-кейсов потребуется гораздо больше времени и усилий.

С тем, что тест-кейсы призваны помочь установить
соответствие тестируемого функционала заявленным требованиям, мы уже
разобрались в
прошлой статье. Теперь самое время понять, что же представляют из
себя подобные тестовые сценарии.

Проверенный шаблон

Наша практика показывает, что сценарии должны быть написаны
по определенному шаблону. Это позволяет облегчить процесс работы с ними по проекту.
Хороший тестовый сценарий обязательно включает в себя:

  • Описание
    – отражает цель проверки.
  • Предусловие
    (предварительные шаги)
    – содержит список шагов, которые необходимо
    выполнить до начала теста.
  • Шаги
    – метод выполнения теста, описанный по шагам.
  • Ожидаемый
    результат
    – предусмотренное поведение системы после прохождения по шагам.
  • Статус
    кейса
    – проставляется в соответствии с тем, соответствует ли фактический
    результат ожидаемому.

Перечисленные пункты – обязательный минимум. Однако в
некоторых случаях целесообразно расширение набора составляющих. Так, в
сценариях могут появляться такие пункты, как глубина покрытия ТК, приоритет
проверки, флаг включения в автотесты, id обнаруженных багов, связанных с
проверкой и прочее.

Обязательные
требования к тест-кейсам

  • Отсутствие зависимостей друг от друга. Поскольку
    тесты могут дополняться, меняться, терять свою актуальность и удаляться – как в
    таком случае поступать с тестами, на которые ссылались эти кейсы? Кроме того,
    взаимосвязь может ввести в заблуждение, будто работа продукта соответствует
    ожиданиям.
  • Четкие
    формулировки и высокая вероятность обнаружения ошибки.
  • Наличие детальной,
    но не избыточной информации.
    Если проверке подлежит процесс авторизации,
    тест-кейс должен содержать логин и пароль.
  • Легкая
    диагностика ошибок.
    Обнаруженная ошибка должна быть очевидной.
  • Исследование
    соответствующей (непосредственно той, что нужно) области приложения, выполнение
    нужных действий.

Углубиться в проект
мало, или Кому поручить написание тест-кейсов

Создание тест-кейсов – довольно сложный процесс, который
требует не только основательного углубления в проект, но и определенных
навыков. И потому тест-дизайнеры, в чью компетенцию входит эта работа, должны:

  • Налаживать эффективную коммуникацию с
    разработчиками, менеджерами и пользователями для сбора данных по проекту и
    проведения QA-анализа.
  • Правильно расставлять приоритеты, отделять более
    важное от менее значимого.
  • Одинаково легко видеть систему в целом и проводить
    декомпозицию, чтобы была проверена каждая отдельная фича.
  • Точно формулировать мысли и уметь их донести до
    коллег и заказчика.
  • Умело применять техники тест-дизайна.

Выбор правильной техники тест-дизайна (способа создания тестов) особенно важен, ведь именно от этого зависит эффективность самих тестов.

Можно создать огромное количество тест-кейсов, которые мы будем даже не в состоянии выполнить или которые помогут нам выявить лишь тривиальные проблемы. Только правильно выбранная техника позволит свести к минимуму количество тестов, которые необходимо пройти, чтобы выявить серьезные ошибки. Это ключевой момент в написании сценариев, и мы непременно расскажем о техниках тест-дизайна подробнее в будущих статьях.

Пишем тест-кейсы –
что дальше?

А дальше отправляем их на ревью, после чего – либо на
автоматизацию, либо в план ручного тестирования.

Пример тест-кейса

Рис.:Пример оформления тест-кейсов

Имейте в виду, что
автоматические тесты требуют более полного
описания, включая, скажем, зависимые значения для проведения расчетов. Для ручной же проверки такая детализация не имеет смысла, равно как и для небольших по объему проектов; особенно для стабильных компаний с небольшой текучкой кадров, где большое количество досконально описанных тест-кейсов – лишние затраты на обслуживание тестирования.

Каких результатов
ждать?

1.
Положительного,
когда ожидаемый результат совпал с фактическим.

2.
Отрицательного,
когда ожидаемый результат не совпал с фактическим, выявлена ошибка.

Однако существует и третий вариант, когда прохождение теста
блокируется каким-либо дефектом.

Так что, по сути, результата может быть всего два. Кстати,
каждый конкретный тест-кейс призван решить конкретную задачу, проверить
конкретный элемент «цепочки» и ожидаемый результат для этого элемента всегда
один. Прочего быть не должно.

Рекомендации в помощь

В завершение нам остается разве что поделиться парой хороших
советов:

  • Приступайте к тестированию как можно раньше, ещё
    до выхода первого билда.
  • В первую очередь проводите позитивные тесты и
    только потом переходите к негативным.
  • Начинайте с простых проверок. Используйте типовые
    пользовательские данные для ввода в систему. Если тест не пройдет даже на таких
    значениях, существование проблемы станет очевидным.
  • Сложные и негативные сценарии запускайте только
    после проверки простых. Если продукт хорошо справляется с очевидными задачами, испытайте
    его реакцию на неочевидные.
  • Раскладывайте приложение на отдельные модули и
    для каждого из которых составляйте список проверок (чек-лист).
  • Не забывайте обновлять тесты, как только была
    обнаружена ошибка или изменена функциональность.

Успехов!

Полезно прочитать:

  • Нужны ли тест-кейсы вашему проекту?

Smartsheet Contributor

Kate Eby

January 25, 2019

In this article, you’ll find the most useful free, downloadable test case templates in Microsoft Excel and PDF formats. Learn how to use these templates to review and verify certain features and functions of an application, software, a trial, or a test and update those features and functions based on test results.

Test Case Planning and Execution Template

Test Casde Planning and Execution Template

Download Test Case Planning and Execution Template

Excel | Word | PDF | Smartsheet

With this complete test case planning and execution template, you can map out test plans for individual components of a project or trial, seamlessly execute tests, and analyze the data that comes from a test. You can also track tests by test ID and name, identify each step of a test, add priority levels and notes, and compare actual versus expected results. This complete testing template is compatible for all tests, from clinical trials to software updates.

Test Case Point Estimate Template

Test Case point Estimate Template

Download Test Case Point Estimate Template

Excel | Smartsheet

Assess the approach needed to test software, determine testing checkpoints and preconditions, and analyze all test results with this comprehensive test case point estimate template. Use this template to rate priorities and complexities based on a high-to-low measure, allocate testing time for each specific step, and determine the amount of work associated with each test.

Manual Testing Test Case Template

Manual Testing Test Case Template

Download Manual Testing Test Case Template

Excel | Word | PDF

With this manual testing test case template, you can record testing steps and data, analyze expected results versus actual results, and determine whether or not you can consider a test to be a success. With space to record each individual step of the testing process, the test ID and name, and additional notes to consider during analysis, this template allows you to run through every possible result in a trial and determine if it passed or failed inspection.

Automation Testing Test Case Template

Automation Testing Test Case Template

Download Automation Testing Test Case Template

Excel | PDF

Use this automation testing test case template to review the success or failure of an automated software, application, or feature. Document the test name and ID, the test duration, each separate step and component, and any notes about the test, including the parts of the test that are automated. Simply download and fill out this form to fit the needs of whatever automated application you are testing.

User Acceptance Testing Test Case Template

User Acceptance Testing Test Case Template

Download User Acceptance Testing Test Case Template

Excel | PDF

With this user acceptance testing (UAT) test case template, test newly designed software to ensure that it matches the designated specifications and meets all user-provided requirements. Track individual applications, the steps to execute them, and both the expected and actual results with this comprehensive testing template.

SQL Server Integration Services Testing Test Case Template

SQL Server Integration Services Testing Test Case Template

Download SQL Server Integration Services Testing Test Case Template

Excel | PDF

Manage, test, and track all SQL server integration services with this detailed test case template. You can use this SQL test case template to ensure that all programming and data management systems are working correctly and test any updates or quick fixes.

What Is a Test Case Document?

A test case document is a set of steps that a team can execute to test certain scenarios based on the needs of the function, from clinical trials to software updates and even project management changes. Each test case includes a set of preconditions as well as test data, expected results, actual results, and post-conditions that help determine the success or failure of a test.

All steps of a test case are meant to check the functionality and applicability of each test, based on the preconditions and expected results. A test case is considered the smallest unit of a testing plan and contributes to the overall test script or user story.

To begin a test case, one must first describe the actions and parameters they mean to achieve, verify, or challenge regarding any expected behavior of a test. There are sets of conditions and variables that the tester uses to determine the quality and success of a system, trial, feature, or software, and the end results can confirm these facts.

What Is the Purpose of a Test Case?

A test case can help you easily identify any problems, unplanned issues, or missed details in a project, update, or trial. Additionally, test cases provide the following benefits for the individuals or teams who carry them out:

  • Minimize ad-hoc testing
  • Make manual test case management easier and more streamlined
  • Save valuable time when testing and analyzing results
  • Enable testers to develop individual test cases for specific scenarios
  • Verify the success of updates or changes
  • Make it easier to share results with stakeholders and gain buy-in from all involved parties
  • Lessen the effort and error rate involved in testing
  • Define and flesh out all positive and negative test results or behavior
  • Divide tests into positive and negative segments
  • Eliminate the number of bugs or errors in an end product
  • Communicate all specific conditions from the start in order to eliminate confusion
  • Keep management updated on the quality status of a test
  • Help testers generate detailed summaries and reports on test status, defects, bugs, etc.
  • Track productivity and trace all problems back to the source
  • Help testers write and report on more comprehensive test case results

What Are the Components of a Test Case?

A test case is comprised of many different components: It assesses what is being tested, the expected results of a test, and the process involved in testing each specified element of a case.

In general, test cases should include the following:

  • Test Process: This includes the test review and approval, the test execution plan, the test report process, use cases (if applicable), and performance risks.
  • Positive and Negative Tests: Positive tests should help check whether the functionality is performing correctly, while negative tests should check every reverse situation where an error or issue could occur.
  • Test Case ID: This helps you correctly and uniformly document each test case and its corresponding results; it also helps you avoid retesting the same things.
  • Test Scenario: This includes all the information about a test in the form of specific, detailed objectives that will help a tester perform a test accurately. It will not, however, include specific steps or sequences.
  • Test Steps: The steps should tell a tester, in detail, exactly what they should do during each step, including specific objectives.
  • Test Data: This section includes all the information and data that a test collects throughout the duration of the process.
  • Expected Results: This includes any detailed and precise information or data that a tester should expect to see and gather from a test.
  • Actual Results: This includes all positive and negative results that you receive from a test and that help you confirm or reject the expected results and detect any issues or bugs.
  • Confirmation: This is the part of the process during which testers discuss and review whether or not a test was a success or a failure, based on the results.

What Is the Difference between a Test Case and a Test Scenario?

Although they may seem quite similar, test cases and test scenarios are two very different aspects involved in testing the functionality of a new software, update, or process. Test cases are specific conditions under which a new functionality is tested, whereas a test scenario is the overall end-to-end functionality of an application when it is working correctly.

Test cases are usually lower-level actions that can be created or derived from test scenarios. They give information about preconditions, what is being tested, how the test will be carried out, and the expected results.

Test cases require detailed documentation in order to assess how a test is proceeding, and a test case verifies the output of a function.

On the other hand, test scenarios are made up of test procedures, which encompass many test cases. Test scenarios are generally considered to be higher level and include groups of test cases, depending on the following factors: the functionality being tested, the type of test being performed, and the duration of the test.

Overall, test scenarios help reduce the complexity and confusion involved in creating a new product or updating a new function.

Tips to Write, Implement, and Track Test Cases

In order to gain the most from the tests you are running, you must create comprehensive, detailed, and test-specific test cases that describe exactly what is being tested, why it is being tested, and what the expected results should be.

To run the most effective test cases and gain powerful, actionable insights, follow these simple tips:

  • Make the test steps as clear as possible, avoiding vague objectives and directions.
  • Ensure that the test has no more than 15 steps to avoid confusion. If there are more than 15 steps, break the test into separate tests.
  • In the test directions, include any additional documents or references that might be relevant to the test itself.
  • Include a detailed description of the requirement being tested, and explain in detail how the test should be carried out for each requirement.
  • Provide details on all the expected results, so the tester can compare the actual results against them. Of course, this step is unnecessary if the expected results are obvious.
  • Use active case language when writing the steps, and make sure they are as simple and clear as possible.
  • Avoid repeating any of the same steps, as this could add confusion to an already complicated process.
  • Include the test name and ID in the testing instructions.
  • Keep the end user in mind as you develop the test and its variables.
  • Reread and peer review the test case instructions before finalizing them.
  • Remember that the test case should be repeatable, traceable, and accurate.

Test Case Use Cases

You can leverage test cases for a variety of purposes: to gain insight into how processes are performing; to determine how software updates are being used; and to figure out how business trials or tests are progressing.

Some of the most common use cases for test cases include the following:

  • Confirming login functionality on a username and password combination
  • Checking to see how the login function reacts to a valid or invalid username or password
  • Seeing what happens when someone inputs an empty response for either the username or password component

Numerous companies, such as HP Quality Center and Jira, use test cases to track and update their processes.

Improve Your Test Cases with Free Test Case Templates in Smartsheet

Empower your people to go above and beyond with a flexible platform designed to match the needs of your team — and adapt as those needs change. 

The Smartsheet platform makes it easy to plan, capture, manage, and report on work from anywhere, helping your team be more effective and get more done. Report on key metrics and get real-time visibility into work as it happens with roll-up reports, dashboards, and automated workflows built to keep your team connected and informed. 

When teams have clarity into the work getting done, there’s no telling how much more they can accomplish in the same amount of time. Try Smartsheet for free, today.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чыл пажи шорский праздник
  • Шаблон сценария свадьбы
  • Чыл пажи сценарий
  • Шаблон сценария открытия
  • Чыл пажи праздник шорцев