Схема сценария мультсериала

Как повысить производительность и качество в написании сценария мультфильма – наши сценаристы делятся с Вами многолетним опытом работы.

Даже если технически, мультипликационный фильм выполнен на высоком уровне, скучный сценарий целиком погубит всю работу. Поэтому, в мультипликации так важно создавать картину по увлекательному сценарию.

Со стороны, может показаться что работа над сценарием это сугубо творческий процесс. Однако, даже сценаристы с мировым именем придерживаются определённой методики работы.

Сегодня мы расскажем о технике, которая существенно поможет повысить производительность и качество Вашей творческой работы над сценарием.

Поиск идеи для мультфильма

Основой сценария является идея, или сюжет самой мультипликационной картины. Несмотря на то что идея, или история, может быть высказана двумя – тремя предложениями, от того насколько она увлекательна, будет зависеть общий результат.

С одной стороны, разработка идеи потребует от Вас проявить креативность. С другой стороны, даже профессионалы прибегают к помощи сторонних информационных источников. Можно посмотреть известные комиксы, почитать анекдоты, или народные шутки.

Совсем не обязательно создавать Вашу идею как копию уже чего-то созданного, как минимум достаточно интегрировать разные шутки чтобы получить свой вариант.

разработка идеи мультфильма

Создать схему мультфильма

Теперь приступайте к разработке схемы мультфильма, которая представляет из себя набор черновых рисунков. Размещённая на стене, схема из отдельных черновиков будет напоминать комикс, по которому можно понять суть происходящего.

Со стороны может показаться что схематические наброски это уже этап создания анимации, и уж не как не сценария. Тем не менее, наличие такой схемы существенно поможет Вам в дальнейшей работе над описанием отдельных сцен и созданием всего сценария.

К тому же, имея перед глазами схему, Вам будет намного проще добавлять новые, и редактировать уже имеющиеся мысли по созданию Вашей увлекательной истории.

схема мультфильма

Этап написание сценария

Теперь можно приступать к написанию самого сценария. Работа над которым, по сути, является детальным описанием каждой сцены. Одна сцена включает в себя неизменное количество персонажей на неменяющемся фоне. Иными словами, появление нового персонажа, или смена антуража, рождает новую сцену.

Перед тем как приступить к работе, сделайте ещё один подготовительный шаг — не пожалейте время и уделите внимание расстановке сцен в определенную последовательность. Продуманная последовательность сцен обеспечит ясность и гармонию при просмотре мультфильма.

Описание сцены

Каждая сцена должна иметь подробное описание об окружающем фоне, на котором происходит действие. Ваша задача указать все важные детали, которые задают атмосферу происходящего. Укажите где относительно друг друга находятся действующие персонажи и все их последующие действия.

Диалоги

Понятно, что вы напишите непосредственно сами диалоги между персонажами. Однако, вы также должны рассказать о всех сопутствующих деталях происходящего. Если кто-то делает паузу, улыбается, или двигается – опишите как это происходит. Ваша задача максимально подробно передавать действия героев в каждой сцене.

Описание ракурса камеры

В мультипликации, ровно как и кинематографии, расположение камеры относительно действующих лиц играет колоссальное значение в постановке всей картины. Например, кадр сфокусированный на глазах героя выполняет совершенно другую задачу нежели чем кадр сфокусированный на лице героя.

Ракурс камеры в мультипликации это целая тема, и заслуживает отдельной статьи.

Ваша задача точно, иногда даже вплоть до угла, указать для каждого кадра ракурс камеры.

сценарист пишет сценарий

Следите за продолжительностью мультфильма

В большей степени, продолжительность мультфильма будет определяться творческой идеей, над которой вы работаете в самом начале. Тем не менее, сценарий также оказывает значительное влияние на продолжительность.

Почему это важно? Есть огромная разница между созданием 1 минутного анимационного ролика и 1 часовым мультипликационным фильмом. И эта разница в количестве художников-аниматоров. Если в первом случае, можно обойтись силами одного художника, то во втором вам будет нужна команда как минимум из десятка аниматоров.

Поэтому, работая над сценарием не забывайте о своих технических ресурсах — следите за продолжительностью картины.

сценарист с часами

Ревизия сценария

Ревизии сценария является таким же полноценным этапом работы как и собственно его разработка.

Сначала, вам следует ещё раз все перечитать и убрать всё лишнее, или повторяющееся. Любой текст, не приносящий ценности картине подлежит удалению. Профессиональные сценаристы на этапе ревизии могут сократить объём текста в два раза, не то что без потери качества, а напротив с улучшением качества своего произведения.

Далее, вы раздаёте пред-подготовленный сценарий своим друзьям и родственникам, желательно если эти люди из разных кругов общения. От людей с разными взглядами вы будете близки к получению объективной оценки вашей работы. Попросите друзей и родственников дать честное мнение о вашей работе, и написать все замечания.

Получив обратную связь от рецензентов, вы можете окончательно отредактировать сценарий.

И только теперь, вы готовы выпустить свою работу в свет.

автор передаёт сценарий

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ К МУЛЬТФИЛЬМУ?

Что же такое сценарий и как его создать? Сценарий состоит из последовательности сцен и описывает словами то, что происходит в мультфильме. Это детальное описание каждой сцены. Сцена включает в себя действия персонажей на одном фоне. Смена фона или появление новых героев рождает новую сцену. Но если мы напишем, что наш герой встал, пошел туда-то, сделал то-то, то получится о-о-очень скучный мультфильм. Что же делает мультфильм интересным?

Язык мультипликации — это язык волшебных, сказочных или жизненных образов, которые отражают то, что мы хотим передать на экране. То есть наши мысли, чувства, переживания — все, что мы хотим сообщить через свой мультфильм — необходимо выразить с помощью образов. Говорить на языке образов детям очень просто. Дайте ребенку лист бумаги и попросите его что-нибудь нарисовать. Перед вами возникнет целый воображаемый мир, на полненный событиями! Воображение-тот волшебный инструмент, который будет помогать вам в создании мультфильма.

Но процесс создания мультфильма — это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Но процесс создания мультфильма — это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Поиск идеи для мультфильма.

Основой сценария является идея или сюжет. Даже из короткой идеи в два-три слова можно создать увлекательную историю. Где же найти интересные сюжеты для детского мультфильма? Это могут быть:

  • литературное произведение: сказка, рассказ, стихотворение;
  • новая версия известной сказки или истории;
  • забавная история про домашнего питомца;
  • история про любимую игрушку или героя;
  • сюжет — наблюдение за явлением природы или событием;
  • история, придуманная ребенком;
  • сюжет — поздравление с каким-либо событием или праздником;
  • тематический мультрассказ о явлении или событии в мире из любой области знаний;
  • сюжет, рассказывающий о каком-либо значимом для ребенка событии.

Как показывает практика, для ребенка не составляет труда придумать идею мультфильма, поскольку в его голове тысяча прекрасных идей одна лучше другой. Задача педагога — сопровождать ребенка в этой трудоемкой работе от идеи к реализации и созданию конечного продукта на всех этапах создания мультфильма.

Основные части сюжета.

Итак, в сценарии описывается какая-то история. Любая история имеет начало, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и конец. Умелый рассказчик гармонично сочетает все части своей истории, объединяет их в единое целое.

  • Начало. В самом начале происходит знакомство зрителя с героями, их друзьями, местом, где они живут. Многие знают волшебные слова, ведущие в сказку, и звучат они так: «Жили-были…».
  • Завязка. В начале истории происходит какой-то конфликт, событие либо перед героем ставится некая задача: трудная проблема или ситуация. Например, поиск подарка на день рождения или помощь другу, попавшему в беду. Главное, что это событие должно будущего зрителя заинтриговать, заставить сопереживать и ждать ответа на вопрос: «Что же там дальше случится?». Задача авторов — с первых минут мультфильма сблизить зрителя и героя, создать между ними эмоциональную связь, Поэтому пусть герой сразу же начнет проявлять свой характер, с первой же сцены действует, принимает решения, проявляет свои эмоции, реагирует. Только через действия персонажа мы можем раскрыть для себя его внутренний мир, обнаружить, что он похож на нас и ему можно сопереживать.
  • Развитие событий. Мы определились с проблемой, и теперь наш герой начинает искать способы с ней справиться. События развиваются. Каждая следующая ситуация добавляет нам какую-то новую информацию, разворачивает ход событий. Герой может попа дать во все более трудные ситуации. Эмоциональное напряжение увеличивается, заставляя зрителя все больше сопереживать герою.
  • Кульминация. И здесь происходит кульминация, наш герой находит решение проблемы. Происходящие изменения сопровождаются изменением внешнего окружения. На пример, если в начале истории светило солнце и была отличная погода, то потом наступает ненастье, которое достигает своего пика в кульминации.
  • Развязка. Развязка истории неожиданно переворачивает все происходящее, расставляет все по своим местам, показывает, что плохо, что хорошо. Каждый получает по заслугам, добро торжествует.
  • Конец. В хорошей истории не обязательно объяснять что-то, читать мораль. Каждый зритель поймет историю по-своему. Важно, чтобы зритель сопереживал происходящему на экране. Чаще всего в детских историях добро побеждает зло, а ребенок получает опыт победы в трудной ситуации. Этот опыт создает для него внутреннее ощущение защищен ности по отношению к внешнему миру. Внешнее окружение в финале также меняется, природа успокаивается, отражая то настроение, которое соответствует финалу.

Сценарные карточки.

Создание сценария – непростая задача для ребенка дошкольного возраста. С помощью опорных сценарных карточек ребенку проще выделить основные элементы сказочного сюжета, выстроить событийную линию своей истории, освоить правила написания сценария. Наличие определенной схемы действий позволяет организовать и направить мысли и внимание ребенка в нужное русло.

При составлении сказок психологи и педагоги используют карточки А. Я. Проппа, исследователя сказок, который выделил и описал основные элементы сказочного сюжета на примере большого количества народных сказок. Все сказки состоят из тех или иных элементов, так как задача народной сказки — в иносказательной форме передать ребенку представления о жизни, о добре и зле, подготовить к переходу по взрослую жизнь через инициацию, испытание, которое выпадает на долю каждого героя сказки. Ребенок примеряет на себя разны ситуации, проживает их, учится делать в жизни правильный выбор.

Н.П. Пунько и О.В. Дунаевская изменили содержание карточек, оставив саму идею. Разработанные ими карточки трактуют элементы сюжета в более общем виде: их можно применить к любой жизненной истории.

В набор сценарных карточек (всего 20) входят, конечно же, герой и антигерой, там есть начало и конец истории, есть элементы, которые помогут создать для героя трудности, направят искать ответы на вопросы, в которых он сможет проявить себя и свои способности. Есть также элементы сказочного мира. В основу сценарной истории положены основные части сюжета сценария: начало, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и конец. Они и составляют ленту событий мультистории. Это помогает ребенку не пропустить этап развития сюжета. На эту ленту, как на нить, ребенок нанизывает события, которые задаются сценарными карточками. Число событий до наступления кульминации в ленте истории ограничено. Их всего три, и этого вполне достаточно для того, чтобы история получилась интересная и при этом не затянутая.

После того как ребенок придумал персонажей и создал про них историю с помощью карточек, он начинает подробно описывать каждое событие. Придумывает, в каком месте про исходит это событие, кто участники события, что происходит в кадре. Если происходят диалоги или звучит закадровый текст, то прописывает их. Каждое событие описывается в виде отдельной сцены.

Написать сценарий детского мультфильма не легче, чем создать его для взрослой полнометражной кинокартины. Хороший мультфильм — это прежде всего история, «цепляющая» зрителя. Как найти идею, способную захватить внимание детей, и на что обратить особое внимание в работе над сценарием? Один из главных авторов мультсериалов студии «Паровоз» Мария Парфенова делится советами с начинающими сценаристами детской анимации.

Мария Парфенова, сценарист студии «Паровоз»:

Чтобы увлечь историей современных детей, сценаристу нужно сначала понять, к кому он обращается: точно предположить реакции аудитории, разобраться, о чем она мечтает, что ее вдохновляет, что пугает, а что смешит. При этом важно помнить, что анимационный сценарий — это особый жанр драматургического произведения, который должен очень подробно описывать каждую сцену, действие и диалоги персонажей.

Сценарному мастерству учат многие вузы мира. Чтобы освоить эту профессию, нужно пройти большой путь и сломать множество копий. Но все имеет свое начало. Автору всегда помогает изучение опыта других. Меня часто спрашивают, как придумать героев, до которых будет дело юному современному зрителю, в какие ситуации их поместить, кому показать свою работу начинающим авторам. Я знаю, что в начале профессионального пути помощь коллег очень ценна, и решила поделиться с вами своими советами.

5 СОВЕТОВ ОТ МАРИИ ПАРФЕНОВОЙ

1. Будьте в постоянном поиске

Как говорил Хаяо Миядзаки, вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды. Набрести на идею для сценария можно, заглянув в себя и вспомнив свое детство. Задайтесь вопросом: что вас тогда волновало и завораживало? Что казалось удивительным и волшебным? Прислушайтесь к своему «внутреннему ребенку».

Начитанность и насмотренность тоже очень важны. Они дают «информационный слой», от которого можно оттолкнуться.

Внимательно наблюдайте за людьми вокруг вас. Часто реальные люди с яркими характерами становятся прототипами выразительных персонажей.

Ведите дневник. Записывайте все мысли, сценки, незаконченные сюжеты. Все, что показалось вам интересным. Эти зарисовки могут пригодиться в будущей работе над сценарием.

2. Интерпретируйте известные сюжеты

Мифы, легенды, сказания и сказки народов мира несут в себе огромный пласт информации и являются неисчерпаемым источником вдохновения для любых современных детских авторов — как литераторов, так и сценаристов. Не пренебрегайте ими.

Изначально такого рода произведения были своего рода страшилками, призванными предупредить, уберечь детей от опасности. Не ходи в темный лес! Там живет злая Баба Яга. Не подходи к болоту! Затянет Кикимора — не выберешься. При этом «темные» духи оберегают и направляют героев сказок. Ведь, к примеру, что бы делал Иван-царевич без помощи Серого Волка? Не отстает и Баба Яга, которая во многих сказках наставляет добрых молодцев и, в итоге, спасает их.

Такая двойственность персонажей дает большой простор для фантазии. Именно неожиданная трактовка известных сказок, характеров и образов героев стала «фишкой» сериала «Сказочный патруль». Мы посмотрели на них по-новому, и это предопределило большой зрительский успех мультфильма.

3. Не забудьте про конфликт

Ничто так ярко не раскрывает характер героев, как «конфликт». Об этом иногда забывают начинающие авторы. Тем временем именно конфликтная ситуация чаще всего является триггером сюжета. В условиях противостояния личностям или обстоятельствам привычные герои раскрываются с неожиданной стороны. Оно позволяет зрителю взглянуть на себя и свою жизнь через призму истории героев и дает развитие персонажам. В любом жанре, будь то литературное произведение, игровое кино или анимационное, конфликт является неотъемлемой частью сюжета, позволяющей зацепить и удержать внимание зрителя.

4. Показывайте, а не рассказывайте

При написании сценария важно понимать, чем он отличается от литературного текста. Главная разница — в диалогах персонажей, которые в анимационном сценарии сопровождаются четким описанием действий героев. Даже самые остроумные и смешные диалоги, если их произносят просто «говорящие головы», теряют свою яркость. Описание действий персонажей во время произносимого диалога — обязательное условие. Чем подробнее они будут прописаны в сценарии, тем лучше у режиссера получится раскрыть характер персонажей.

5. Цените критику и действуйте

Если вы уже написали сценарий для анимации, для начала дайте почитать его своим друзьям. Выслушайте их мнение и подумайте над замечаниями. Часто авторы сильно погружаются в свое произведение, буквально живут им и не желают что-либо в нем менять. Любить свое детище — правильно и замечательно. Но эта погруженность иногда мешает увидеть его слабые места. А вот читатель сразу почувствует, где есть «жулимэ». Стоит прислушаться к мнению окружающих.

Когда вы убедились, что со сценарием все в порядке, приходит пора действовать. Обращайтесь к продюсерам анимационных студий, отправляйте сценарий на всевозможные литературные конкурсы. И тогда ваше произведение обязательно найдет свою аудиторию!


Download Article


Download Article

Animated cartoons are fun to watch and a great challenge to create, as they require creativity, ingenuity, and detail. A successful animated cartoon starts with a good script that fleshes out the characters, setting, and plot of the story. To write a script for an animated cartoon, start by brainstorming unique ideas that take full advantage of the unlimited possibilities of animation. Then, create a draft using the correct [[Write-a-Screenplay|script writing format and language. You should then polish the script so it is ready to be animated and brought to life.

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 1

    1

    Come up with a unique plot. The beauty of animation is that you can come up with the craziest plot imaginable and have it drawn into life. Embrace the possibilities of animation and create a plot that is unique and imaginative. Avoid familiar plot ideas that you’ve heard before. Challenge yourself to create a plot that puts a unique spin on a familiar idea.[1]

    • For example, rather than start with a familiar plot like boy meets girl and tries to get girl, you may go for a plot like boy meets cyborg girl and tries to win her heart by fighting off killer dinosaurs.
  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 2

    2

    Focus on an interesting main character or cast of characters. Create a main character that has distinct characteristics or personality traits. Give your main character a backstory that makes them particular or strange. You may use a real life person as inspiration for your main character or create a main character from scratch.[2]

    • For example, maybe you have a main character who is a young girl born with a third eye. Or perhaps you have a main character who is a creature from the swamp, half-man, half-animal.
    • You can even have a main character that is not human, such as a walking square or a talking lamp.
    • You can also focus your story on a cast of characters, such as an oddball family or a pair of strange siblings.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 3

    3

    Explore a surreal or strange setting. Make up a setting by combining your hometown with your favorite planet. Or exaggerate a setting, such as your high school, by putting it in a black hole in space. Use the setting as inspiration for your characters and your plot.[3]

    • For example, if you decide to use a setting like your high school in space, you may then come up with characters like teenage aliens who go to the high school.
  4. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 4

    4

    Brainstorm with a partner. Tossing ideas back and forth with a partner may help you generate a stronger story for the animation. Ask a friend, peer, or family member to brainstorm ideas with you. Try yelling out a character idea and then having your writing partner respond with a different idea or add on to it.[4]

    • You can also try making a mind map with your writing partner to help generate story ideas.
  5. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 5

    5

    Create storyboards. Bring your brainstorming ideas to life by drawing storyboards for a few possible scenes in your script. Draw out squares on plain paper and sketch out details like setting, time of day, and scenery for the scene. Include character dialogue and action in the storyboards. See how your ideas work visually in the storyboards.[5]

    • Do storyboarding for a few potential plots or characters you are thinking about. You can then tweak your ideas when you sit down to write the draft of the script.
  6. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 6

    6

    Watch examples of animated cartoons. Get a better sense of the genre by watching cartoons that are considered unique and well-written. Listen to the dialogue of the characters. Notice how the plot in each cartoon moves forward in interesting and unexpected ways. Watch a mix of animated television shows and films. You may watch:

    • The Simpsons
    • South Park
    • Rick and Morty
    • BoJack Horseman
    • The Powerpuff Girls
    • Up
    • Steven Universe
    • The Amazing World Of Gumball
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 7

    1

    Introduce the main character. Establish your main character in the first scene of the script. Open with dialogue that shows the viewer the character. Place the main character in the setting and have them interact or reflect on the setting. Give the viewer a sense of the main character so they can feel immersed in the story.[6]

    • For example, you may open with a scene where your main character goes to work at their job on Mars, showing their daily routine to introduce them to the reader.
    • Or you may open with dialogue of a fight between the main character and their partner, showing their complicated relationship.
  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 8

    2

    Include conflict that involves the main character. The conflict can be something the main character wants, but has a difficult time getting due to obstacles or issues. It can also be a conflict between the main character and another character, where neither character can agree or find common ground. The conflict can also come from an outside factor, such as a bad boss, a mean teacher, or a natural disaster.[7]

    • For example, you may focus on a simple conflict like the main character doesn’t want to go to school that day. You can then come up with what the main character would do instead if they skipped school, focusing on the weird or strange things they might do.
  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 9

    3

    Keep the setting engaging. Bring the setting to life by including details that make it unique and visually engaging. Make the setting particular by including certain objects in a room. Decide what the climate or weather is in the setting. Include buildings and structures that add to the world of the story.

    • For example, you may set your script in a carnival that caters to aliens. You may then include rides that blast the rider to another galaxy or carnival foods that aliens might enjoy.
  4. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 10

    4

    Write dialogue that explores character and conflict. Dialogue in your script should always be doing two things: exploring character and building conflict. Avoid dialogue like “Hi, how are you?” or “Nice day today.” Write dialogue that cuts to the chase and tells the reader something about the character.[8]

    • For example, you may give one character a catchphrase that they say whenever they feel stressed or surprised, such as Homer Simpson’s famous «D’oh!»
    • You can also have one character with a more casual way of speaking and another character with a more formal way of speaking to create contrast. For example, one character may say, “Sup, alien?” and another character may respond, “Hello there, my illustrious alien friend, how lovely to see you.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 11

    1

    Note the location and time of day of each scene. This is called the slugline and should appear in ALL CAPS at the beginning of a scene. Use “INT” for an interior location and “EXT” for an exterior location.[9]

    • For example, you may write: “EXT. CARNIVAL — MIDDAY” or “INT. LIVING ROOM — NIGHT.”

    EXPERT TIP

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Think about the specific details you need to include in the script. Melessa Sargent, the President of Screenwriters Network, says: «Formatting the script for an animated cartoon isn’t much different than writing any other kind of script. However, the directions will be a little different, because you’ll have to describe the characters, locations, sounds, and things like that.»

  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 12

    2

    Format the dialogue for each character. Whenever you use a character name in the script, write it in ALL CAPS. You can then write their dialogue under their name. Center the character’s name and dialogue on the page so it is easy to follow. For example, you may write:[10]

    AL THE ALIEN
    Come on Mom, let’s ride the Blaster!
    MAMA ALIEN
    Not a chance on Mars, honey, way too dangerous.

  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 13

    3

    Include important objects in the scene. Only list objects that are essential to the scene and not merely to create the background setting. The object may be something the main character sees or touches. It could also be a sign that the character reads, and that should be shown to the viewer as well. Include the object in ALL CAPS in the script.[11]

    • For example, you may write: “AL THE ALIEN stumbles over a ROLL OF CARNIVAL TICKETS” or “MAMA ALIEN reads a sign that says “NO MINORS, NO HUMANS.”
  4. 4

    Describe the sounds and actions in the scene. Include any sounds in the scene in parentheses and ALL CAPS. For example, you may write, “(CLANKING NOISES)” or “(EXPLODING NOISES).”[12]

    • You should also write any actions done by the characters in ALL CAPS and bold. For example, you may write, “She KICKS the human” or “He CRIES into his pillow.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 15

    1

    Read the script out loud. Once you have created a draft of the script, read it aloud several times. Notice if it is easy to follow and has a clear conflict. Pay attention to how the dialogue sounds when read aloud. Make sure the dialogue is entertaining and explores character well.[13]

    • You should also read the script aloud to check for any spelling, grammar, or punctuation errors.
  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 16

    2

    Ask others to read the dialogue. To hear how the dialogue sounds, ask friends, peers, or family members to play different characters and read the dialogue aloud. This will help you get a better sense of how the dialogue sounds with different voices. Try running through the script at least once to listen to how it sounds.

    • In script writing, this is called a “read through.” A read through is often done with the voice actors who are playing the characters to ensure the dialogue sounds right in their voice.
  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 17

    3

    Watch a portion of the script and the animation together. Take one scene and have rough animation done to flesh it out. Then, watch it to confirm the scene is working and the script is effective on a visual level. You can do the animation yourself or hire an animator to bring your script to life.[14]

    • If you like the portion that has been animated, you can then get the rest of the script animated. Then, watch the animated cartoon from start to finish to ensure it is to your liking.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I write a cartoon like «Rick and Morty»?

    Community Answer

    Don’t try to write a cartoon like «Rick and Morty». Instead, think about the aspects of Rick and Morty you love, ask yourself why you love them, and apply that to an original idea.

  • Question

    How does one come up with funny scenes and/or jokes?

    Community Answer

    Look at your own life. What is something funny that’s ever happened to you? Maybe you could plant that into the story at some point.

  • Question

    What if I have to make a script out of something that inspires me?

    Community Answer

    To write about something that inspires you, look at your life. Look at your past, present, and speculate about the future. Consider your dreams. Think about the stories, the movies, and friendships that have moved you most, emotionally.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a script for an animated cartoon, start by opening the first scene with dialogue from your main character to immerse the viewers in the story right away. Then, include a conflict that involves the main character, like having them want something that’s hard to get or putting them in a difficult situation with their boss. Additionally, include details about the setting that bring the story to life, such as descriptions of a thunderstorm or a skyscraper. You should also give your characters formal, informal, and other styles of dialogue to reflect their personalities. For tips on how to format your script, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 273,496 times.

Reader Success Stories

  • Thaddeus

    «Exactly what I should do and how, and an example of a cartoon strip.»

Did this article help you?


Download Article


Download Article

Animated cartoons are fun to watch and a great challenge to create, as they require creativity, ingenuity, and detail. A successful animated cartoon starts with a good script that fleshes out the characters, setting, and plot of the story. To write a script for an animated cartoon, start by brainstorming unique ideas that take full advantage of the unlimited possibilities of animation. Then, create a draft using the correct [[Write-a-Screenplay|script writing format and language. You should then polish the script so it is ready to be animated and brought to life.

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 1

    1

    Come up with a unique plot. The beauty of animation is that you can come up with the craziest plot imaginable and have it drawn into life. Embrace the possibilities of animation and create a plot that is unique and imaginative. Avoid familiar plot ideas that you’ve heard before. Challenge yourself to create a plot that puts a unique spin on a familiar idea.[1]

    • For example, rather than start with a familiar plot like boy meets girl and tries to get girl, you may go for a plot like boy meets cyborg girl and tries to win her heart by fighting off killer dinosaurs.
  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 2

    2

    Focus on an interesting main character or cast of characters. Create a main character that has distinct characteristics or personality traits. Give your main character a backstory that makes them particular or strange. You may use a real life person as inspiration for your main character or create a main character from scratch.[2]

    • For example, maybe you have a main character who is a young girl born with a third eye. Or perhaps you have a main character who is a creature from the swamp, half-man, half-animal.
    • You can even have a main character that is not human, such as a walking square or a talking lamp.
    • You can also focus your story on a cast of characters, such as an oddball family or a pair of strange siblings.

    Advertisement

  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 3

    3

    Explore a surreal or strange setting. Make up a setting by combining your hometown with your favorite planet. Or exaggerate a setting, such as your high school, by putting it in a black hole in space. Use the setting as inspiration for your characters and your plot.[3]

    • For example, if you decide to use a setting like your high school in space, you may then come up with characters like teenage aliens who go to the high school.
  4. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 4

    4

    Brainstorm with a partner. Tossing ideas back and forth with a partner may help you generate a stronger story for the animation. Ask a friend, peer, or family member to brainstorm ideas with you. Try yelling out a character idea and then having your writing partner respond with a different idea or add on to it.[4]

    • You can also try making a mind map with your writing partner to help generate story ideas.
  5. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 5

    5

    Create storyboards. Bring your brainstorming ideas to life by drawing storyboards for a few possible scenes in your script. Draw out squares on plain paper and sketch out details like setting, time of day, and scenery for the scene. Include character dialogue and action in the storyboards. See how your ideas work visually in the storyboards.[5]

    • Do storyboarding for a few potential plots or characters you are thinking about. You can then tweak your ideas when you sit down to write the draft of the script.
  6. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 6

    6

    Watch examples of animated cartoons. Get a better sense of the genre by watching cartoons that are considered unique and well-written. Listen to the dialogue of the characters. Notice how the plot in each cartoon moves forward in interesting and unexpected ways. Watch a mix of animated television shows and films. You may watch:

    • The Simpsons
    • South Park
    • Rick and Morty
    • BoJack Horseman
    • The Powerpuff Girls
    • Up
    • Steven Universe
    • The Amazing World Of Gumball
  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 7

    1

    Introduce the main character. Establish your main character in the first scene of the script. Open with dialogue that shows the viewer the character. Place the main character in the setting and have them interact or reflect on the setting. Give the viewer a sense of the main character so they can feel immersed in the story.[6]

    • For example, you may open with a scene where your main character goes to work at their job on Mars, showing their daily routine to introduce them to the reader.
    • Or you may open with dialogue of a fight between the main character and their partner, showing their complicated relationship.
  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 8

    2

    Include conflict that involves the main character. The conflict can be something the main character wants, but has a difficult time getting due to obstacles or issues. It can also be a conflict between the main character and another character, where neither character can agree or find common ground. The conflict can also come from an outside factor, such as a bad boss, a mean teacher, or a natural disaster.[7]

    • For example, you may focus on a simple conflict like the main character doesn’t want to go to school that day. You can then come up with what the main character would do instead if they skipped school, focusing on the weird or strange things they might do.
  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 9

    3

    Keep the setting engaging. Bring the setting to life by including details that make it unique and visually engaging. Make the setting particular by including certain objects in a room. Decide what the climate or weather is in the setting. Include buildings and structures that add to the world of the story.

    • For example, you may set your script in a carnival that caters to aliens. You may then include rides that blast the rider to another galaxy or carnival foods that aliens might enjoy.
  4. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 10

    4

    Write dialogue that explores character and conflict. Dialogue in your script should always be doing two things: exploring character and building conflict. Avoid dialogue like “Hi, how are you?” or “Nice day today.” Write dialogue that cuts to the chase and tells the reader something about the character.[8]

    • For example, you may give one character a catchphrase that they say whenever they feel stressed or surprised, such as Homer Simpson’s famous «D’oh!»
    • You can also have one character with a more casual way of speaking and another character with a more formal way of speaking to create contrast. For example, one character may say, “Sup, alien?” and another character may respond, “Hello there, my illustrious alien friend, how lovely to see you.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 11

    1

    Note the location and time of day of each scene. This is called the slugline and should appear in ALL CAPS at the beginning of a scene. Use “INT” for an interior location and “EXT” for an exterior location.[9]

    • For example, you may write: “EXT. CARNIVAL — MIDDAY” or “INT. LIVING ROOM — NIGHT.”

    EXPERT TIP

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Think about the specific details you need to include in the script. Melessa Sargent, the President of Screenwriters Network, says: «Formatting the script for an animated cartoon isn’t much different than writing any other kind of script. However, the directions will be a little different, because you’ll have to describe the characters, locations, sounds, and things like that.»

  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 12

    2

    Format the dialogue for each character. Whenever you use a character name in the script, write it in ALL CAPS. You can then write their dialogue under their name. Center the character’s name and dialogue on the page so it is easy to follow. For example, you may write:[10]

    AL THE ALIEN
    Come on Mom, let’s ride the Blaster!
    MAMA ALIEN
    Not a chance on Mars, honey, way too dangerous.

  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 13

    3

    Include important objects in the scene. Only list objects that are essential to the scene and not merely to create the background setting. The object may be something the main character sees or touches. It could also be a sign that the character reads, and that should be shown to the viewer as well. Include the object in ALL CAPS in the script.[11]

    • For example, you may write: “AL THE ALIEN stumbles over a ROLL OF CARNIVAL TICKETS” or “MAMA ALIEN reads a sign that says “NO MINORS, NO HUMANS.”
  4. 4

    Describe the sounds and actions in the scene. Include any sounds in the scene in parentheses and ALL CAPS. For example, you may write, “(CLANKING NOISES)” or “(EXPLODING NOISES).”[12]

    • You should also write any actions done by the characters in ALL CAPS and bold. For example, you may write, “She KICKS the human” or “He CRIES into his pillow.”
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 15

    1

    Read the script out loud. Once you have created a draft of the script, read it aloud several times. Notice if it is easy to follow and has a clear conflict. Pay attention to how the dialogue sounds when read aloud. Make sure the dialogue is entertaining and explores character well.[13]

    • You should also read the script aloud to check for any spelling, grammar, or punctuation errors.
  2. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 16

    2

    Ask others to read the dialogue. To hear how the dialogue sounds, ask friends, peers, or family members to play different characters and read the dialogue aloud. This will help you get a better sense of how the dialogue sounds with different voices. Try running through the script at least once to listen to how it sounds.

    • In script writing, this is called a “read through.” A read through is often done with the voice actors who are playing the characters to ensure the dialogue sounds right in their voice.
  3. Image titled Write a Script for an Animated Cartoon Step 17

    3

    Watch a portion of the script and the animation together. Take one scene and have rough animation done to flesh it out. Then, watch it to confirm the scene is working and the script is effective on a visual level. You can do the animation yourself or hire an animator to bring your script to life.[14]

    • If you like the portion that has been animated, you can then get the rest of the script animated. Then, watch the animated cartoon from start to finish to ensure it is to your liking.
  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I write a cartoon like «Rick and Morty»?

    Community Answer

    Don’t try to write a cartoon like «Rick and Morty». Instead, think about the aspects of Rick and Morty you love, ask yourself why you love them, and apply that to an original idea.

  • Question

    How does one come up with funny scenes and/or jokes?

    Community Answer

    Look at your own life. What is something funny that’s ever happened to you? Maybe you could plant that into the story at some point.

  • Question

    What if I have to make a script out of something that inspires me?

    Community Answer

    To write about something that inspires you, look at your life. Look at your past, present, and speculate about the future. Consider your dreams. Think about the stories, the movies, and friendships that have moved you most, emotionally.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a script for an animated cartoon, start by opening the first scene with dialogue from your main character to immerse the viewers in the story right away. Then, include a conflict that involves the main character, like having them want something that’s hard to get or putting them in a difficult situation with their boss. Additionally, include details about the setting that bring the story to life, such as descriptions of a thunderstorm or a skyscraper. You should also give your characters formal, informal, and other styles of dialogue to reflect their personalities. For tips on how to format your script, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 273,496 times.

Reader Success Stories

  • Thaddeus

    «Exactly what I should do and how, and an example of a cartoon strip.»

Did this article help you?

181364721Сценарий — сюжетная схема, по которой создаётся некоторое действие (спектакль, фильм, мультфильм…). Предназначен для передачи четкого понимания замысла автора сценария исполнителю (если угодно воплотителю). В мультиндустрии и кинематографии сценарии делятся на литературные, режиссерские и постановочные.
Литературный сценарий — является произведением доступным к восприятию обычным человеком не подкованным профессионально, фактически это литературное произведение доступное в понимании простому читателю.
Режиссерский сценарий — помимо предыдущего содержит описания позволяющие точнее понять ритм, жанр, стиль и всю атмосферу будущего фильма.
Постановочный сценарий — наиболее сухой и сложный к восприятию, но наиболее точно определяющий будущее действие. Учитывает все детали, тонкости сцен. Согласуется с раскадровкой, озвучкой и многими другими факторами.

  1. Где найти идею для мультфильма?

    ☼ (Все пункты будут сопровождаться примерами не связанными с предыдущими, с целью показать разнообразие возможностей)
    Порой многие авторы заходят в тупик с этим вопросом, на самом деле поиск идеи не такая уж и сложная задача.
    Заметьте — вы каждый день живете по какому то сценарию, возможно ежедневные сценарии вашей жизни не на столько интересны, что бы их реализовывать в мультфильме, НО… если отбросить скучные и рутинные промежутки — может получиться довольно неплохая история. Это первый, но не самый лучший вариант поиска идеи. Я лишь обратил ваше внимание на то что сценарии повсюду вокруг нас. Недаром о программном коде зачастую говорят «сценарий», да, программа — это максимально точное выражение понятия «сценарий». Потому что программа выполняется абсолютно точно по написанному коду. Но вернемся к «нашим баранам»…
    Вот вам небольшая подсказка, где и как искать интересные идеи и сюжеты. Попробуйте на протяжении дня отмечать для себя те моменты, которые по вашему мнению были довольно интересны, смешны… Необязательно реальные вещи, быть может в течение дня вы подумаете о чем то интересном… Запишите это в блокнот. А вечером посмотрите сколько оригинальных сюжетов у вас набралось. В своем блокноте вы найдете не мало интересных сюжетов для мультфильма…
    И когда вы определились с идеей — вы должны держать в голове три вещи:
    а) что вы хотите донести до зрителя?(пример — в жизни не все так гладко как хотелось бы)
    б) какой эффект хотите произвести? (пример — рассмешить, сподвигнуть на подвиги, ввести в раздумья)
    в) записывайте все мысли которые приходят в голову на тему вашего будущего мультфильма. Что то вырезать или собрать лучшее проще чем придумывать натянутую сцену.

    ☼ Пример (возможные записи в блокноте):
    * Смотрел новости, милицию переименовали в полицию. Законов, формы и изменений надписей на машинах еще не придумали…
    Суть — бред на высшем уровне правительства.
    * Мишка ходил в жек за справкой о прописке, улицу на которой он давно живет в прошлом году переименовали. По документам он живет на несуществующей улице… Справку не дали…
    Суть — свобода фантазии о бюрократии и власти.
    * Шел домой, зашел в магазин купить пива, попросил «невское светлое в банке». Продавщица спросила «Тебе железом или бумагой?», сказал: «я же в банке просил… Или вы имеете ввиду в пакет упаковать?»… продавщица: «да это я не вам, у менеджера деньги меняла»…
    Суть — туплю…

    Но это только идея, которую нужно развивать далее…

    Ищете бесплатную русскую программу для создания 2D мультиков?
    Попробуйте нашу разработку — ToonJoy Animatics!
    🎁🎁🎁

  2. Дорабатываем идею до сюжета.

    Итак, идея у нас есть. Начинаем ее развивать.
    В каждой истории есть начало и конец. Как правило начало содержит в себе интригу и вызывает интерес к дальнейшим событиям, а конец несет в себе смысловое заключение, подведение итогов и мораль.
    Нет ничего проще сделать такие преукрашения и с вашей идеей. Создание начала — придумайте почему должны будут происходить задуманные события, что их спровоцировало, вызвало, где это происходит. Но в то же время выбросьте все точности которые ведут к явному разоблачению идеи, что бы сохранить интригу. Начало есть, делаем конец. В конце естественно идут последствия, результаты и другие логические заключения действия. Тут надо максимально раскрыть все то что было скрыто, что бы зритель понял то что вы ему хотели показать.
    Вот и получится сюжет.

    ☼ Пример:
    Родилась идея — Петю сбила машина, он перелетел через забор, упал на собаку, та его кусила. Кроме укуса никаких травм больше не получилось. Предположим что было очень смешно. Делаем начало:
    Почему Петю сбила машина? Шел на красный свет. Почему шел на красный? … да слепой он например. Почему слепой объяснять не обязательно, можно начать историю с того что слепой Петя поперся через дорогу на красный свет светофора. Начало есть. Делаем конец:
    Какие последствия и результаты? Болит укушенная нога — остальное в норме. Результат — потер ногу, встал и пошел дальше. Мораль — абсолютно любая, например «если ты слепой — не ходи на красный свет, собаки покусают…». А для интереса можно сделать так что Петя прозрел.

    Сюжет есть, главное что бы он сохранял логику иначе будет непонятен зрителю, о сюжетах с отсутствием логики рассказывать не буду, это будет далеко не «для чайников». Теперь его остается только обрастить «мясом», то есть добавить все тонкости, нюансы и изюминки отображения истории.

  3. Пишем литературный сценарий.

    Какие то надписи, похожие на сюжет обросший плотью, у нас есть. Теперь надо из корявого урода сделать красавца. Приступаем к пластической хирургии и макияжу…
    В каждом предложении и даже слове ранее мы заключили очень краткую информацию о происходящем понятную только нам. Да и то только потому что в голове остались какие то образы и воспоминания о придуманном. Будьте уверены, буквально завтра от них останется меньше половины, а если и останутся — то будут казаться не такими красочными как сегодня. Вот для того что бы сохранить все моменты и пишем литературный сценарий. Стараемся описать как можно больше нюансов, окружения, логики происходящего и тому подобного, но в такой форме что бы было приятно читать (хотя кто желает может сразу отмечать неописанные или неописуемые моменты на полях). Так же в этой форме сценария стараемся уже передать стиль, ритм и жанр истории в таком виде — в каком вы хотите ее преподнести.

    ☼ Пример:

    У нас есть строка из записанного сюжета:
    «Открыл холодильник, взял молоко. Закрывая дверь прищемил палец…»
    Первый вариант обработки:
    «Моя рука крепко взялась за ручку моего холодильного товарища Самсунга и я уверенно потянул дверь на себя. Четкие и ровные ряды провизии приветствовали меня своим непоколебимым видом и лишь пакет с молоком был обмякшим и нарушал всю прелесть парада. «Уволить!!!» решил я, жестко взял «мягкотелого» за макушку и вывел из строя. Я пристально смотрел на него, как на дезертира. Как вдруг… Резкая боль поразила мою руку и я понял что автоматически закрывающаяся дверь холодильника прищемила мне палец…»
    Второй вариант обработки:
    «Кончиком пальца я коснулся блестящей ручки на двери холодильника. Все тело изнывало от ожидания прохладного, мягкого вкуса… Все еще оттягивая сладостный момент, я осторожно потянул дверь на себя… Свет… Мягкий желтоватый свет открыл моему взору стоящую в центре пустого холодильника бутылочку прохладного молока. Рука самовольно обняла бутылку всеми пальцами, успевая насладиться прохладой раньше моего горла… Глоток… Второй…Что то сильно сдавило палец другой руки, закрылась дверца… Да фиг с ними с пальцами, я не могу пропустить эти магические глотки блаженства после вчерашней попойки.»
    В вариантах показана разница стилей и жанров.

    Думаю этот пример достаточно ясно дает понять как преобразовать наброски в литературный сценарий.

  4. Диалоги, монологи и другие кошмары сценария.

    Будем считать что «Ромео и Джульету» мы написали или хотябы какое то подобие, но порой очень часто для будущих творений нужно писать в сценарии диалоги… И вот тут начинается кошмар…
    Основные ошибки — это непроработанность диалогов и натянутость. В первом случае диалог написан непродуманно и оставлен как есть, а во втором он просто неестественный, натянутый, «высосанный из пальца».
    ☼ Возьмем пример:
    — Привет.
    — Привет, как дела.
    — Да вроде как нормально, только вот задумал я тут одну тему…
    — Какую?
    — Хочу убить Гитлера.
    — О, круто! А можно я с тобой?

    Вроде как обычный диалог, ничего нет плохого… но вам ведь тоже кажется что он не интересный и неестественный? В чем же дело?
    Да в том что так пожалуй никто не будет разговаривать. Каждый персонаж имеет свой характер, мысли на момент разговора, свои мировоззрения, убеждения, планы… Это все сказывается на диалоге. А приведенный пример показывает разговор двух запрограммированных машин. Попробуем исправить:
    ☼ — О, здарова, ты то мне как раз и нужен…
    — Привет, а что случилось?
    — Дело есть… на двоих…
    — Хм) Ты прям интригуешь))) Давай выкладывай, что там…
    — ну… короче… надо Гитлера убить..
    — Мля, пошел ты))) Я думал ты серьезно)))
    — В том то и дело что серьезно.

    В чем суть исправлений: мы ушли от банального приветствия и сразу подключили предложения, при этом не сделав приветствие неестественным и сократив часть диалога. Далее уходим от ненормальной фразы «Да вроде как нормально, только вот задумал я тут одну тему«, она явно построена так что уши режет. Заменяем непонятное хвастовство с сомнительной интригой на четкое предложение «Дело есть… на двоих«. Далее короткий шуточный ответ, присущий диалогам только встретившихся друзей и сразу переход к делу.
    После предложения убить гитлера, естественной реакцией будет понимание собеседника что он купился на шутку. Ну и дальше, если необходимо по сюжету, сообщаем что это не шутка. С этого момента можно включать описание, повествование которое не требует построения хитрых диалогов.
    В общем диалоги нужно взвешивать, сокращать и делать естественными. Попробуйте фразы вашего героя произнести где-то в жизни человеку который заранее не знает что это просто проверка фраз и диалога (не исключено что вам дадут по лицу или упекут в психушку, но искусство требует жертв). Посмотрите что будет говорить ваш собеседник.
    Очень осторожно обращайтесь со сленгами и изображением «Эллочек-людоедочек», то есть персонажей у которых основной набор слов выражается в «ну», «че», «эт» и тому подобное. При плохом построении диалогов, зритель подумает что это вы безграмотны, а не ваш персонаж. Используйте литературный «язык Пушкина», его понимают большая часть русскоязычных людей.
    И еще небольшой совет будущим Камерунам, Тарантинам и Кингам: читайте классику и просто больше читайте художественных произведений. Вы обогатите свой лексикон, без обучения научитесь строить хорошие диалоги и получите бесценные интуитивные знания по строению литературных сценариев.
    И не забывайте: написать много — не значит написать хорошо.

  5. Режиссура и постановка. Переделываем рукопись.

    Теперь у нас есть литературный сценарий который можно читать и наслаждаться как художественным произведением, но…
    Наша цель создать сценарий, который будет скорее руководством и проектом будущего мультфильма.
    Не буду подробно описывать различия постановки и режиссуры, объединю их в один пункт.
    На данном этапе работы необходимо описать все декорации, фоны, характеры персонажей, их качества и все-все мелочи которые придумали ВЫ. Литературный сценарий рассчитан на передачу ощущений, эмоций и общей стилистики будущего фильма. В то время как режиссерский и постановочный сценарии, направлены на передачу вашего видения людям, которые будут воплощать идею в жизнь.
    ☼ Пример:
    Литературная форма::
    Осень тихо опускалась на город. Розовые облака, в свете уходящего солнца, раскидывали на ветру свои невесомые крылья.
    Режиссура-постановка::
    Задний план: грязноватый, но не мрачный. Осень, листва и т.п. Трава поблекла, но на ней еще лежат разноцветные листья. Ощущение легкого беспорядка. Бледноватый закат. По небу плывут облака слева направо подсвечиваемые солнцем, их раздувает мягким ветром образуя различные красивые узоры. Ощущение приятного, спокойного вечера, подготовки ко сну. Камера движется медленно справа налево и немного назад, перед экраном иногда падает лист, низко пролетает птица…
    «
    Осень тихо опускалась на город. Розовые облака, в свете уходящего солнца, раскидывали на ветру свои невесомые крылья.
    «
    Возможно я немного переборщил с количеством выразительности, но это сделано лишь для того что бы составить полную картину видения и показать  как необходимо описывать происходящее.

  6. Критика и редакция или как убиться ап стену.

    Ну что? У вас все готово? Замечательно! Теперь самый сложный отборочный тур, его конечно можно опустить в сценарном деле, но тогда, уверяю вас, сценарий скорее всего будет интересен менее чем половине ваших  постоянных (будущих) поклонников.
    Что нужно, даже необходимо, сделать на этом этапе: найти пять — десять друзей которые все еще вас терпят и дать им прочитать сначала литературную версию и затем режиссерскую…
    Не забудьте разбудить вашего читателя…
    Он не уснул? Прекрасно, значит он либо не дочитал, либо ему уже есть что сказать, либо он признал вас гением.
    Попросите его рассказать общее мнение о сюжете, спросите что понравилось, а где хотелось поспать, поспорьте на эти темы.
    Лучший вариант дать почитать тому кто вечно вами недоволен, тогда вы точно узнаете насколько можно улучшить ваш сценарий.
    А, я не сказал для чего это? Для протирки «замыленных глаз» и сравнения восприятия других людей. Если вам указали на какую то неинтересную часть или деталь — скажите огромное спасибо человеку и не вздумайте расстраиваться, он сделал за вас половину успеха.
    ☼ Пример:
    — Отлично, ты такой молодец, я бы так не смог придумать.
    — И что, прям все идеально?
    — Ну… в принципе да.
    — А если без принципов?
                                  … опустим часть разговора …
    — Да ты дебил, ну кто так сейас говорит? «Оленька, станьте моей женой!»
    — Ты не понимаешь, я писал на литературном языке, для нормальных адекватных людей…
    — Я адекватный, не переживай. Но Оленька, как то коробит… Почему не написать «Оля, я люблю тебя… Выходи за меня?»
    и т.п.
    Тут главное не переборщить с напором, что бы не подраться с товарищем и все же успеть записать все непонятки и поправки над которыми надо будет поработать. Спросите причем здесь «или как убиться ап стену»? Притом… Для многих это самый сложный и болезненный этап, не каждый способен его принять и пережить оставаясь объективным и целеустремленным. Так вот, «убейтесь ап стену» но примите к сведению всю критику, пусть даже не адекватную.

  7. Слава гению. Затмеваем Кинга.

    Теперь у вас есть полноценный гениальный сценарий, который ничем не уступает произведениям великих творцов.
    Но вам надо его кому то предложить… Я не дам рекомендаций кому предлагать. Просто ищите и предлагайте, в большинстве случаев вас культурно пошлют подальше, но… под лежачий камень вода не течет. Ищите и найдете.
    Так как же переплюнуть Стивена Кинга и других…
    ☼ Пример:
    — Привет Стивен, свали ка с моего трона, теперь я король!

P.S. Статья не является полноценным руководством и курсом ликбеза для будущих сценаристов, но дает понимание основных принципов построения и создания сценариев. Хотите знать больше? Читайте соответствующую литературу, учитесь, в одной статье не описать многолетний опыт и знания накопленные людьми в этой области. Копирование материала допустимо только с личного согласия автора, допустимо цитирование со ссылкой на материал.

Работа над сценарием мультфильма

Карева Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБУ «Темп» г. Амурск

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.

В студии «Приключение» дети создают мультфильмы. Забавные, серьезные, короткие или более продолжительные, но неизменно трогательные. Эти мультфильмы учат дружбе, взаимопомощи, доброте. Так дети, занимаясь творчеством, радуют и своих зрителей.

Сделать мультик самому — это невероятно! В смысле — невероятно интересно!

Создание любого мультфильма начинается со сценария, и именно этот этап вызывает у детей затруднение. Многие с трудом представляют, о чем пойдет речь в будущем мультфильме, кто будет его главный герой. Лепить, рисовать декорации, снимать — намного проще. Ведь для этого существует определенный алгоритм, определенная технология, образцы.

Как же начать работу над сценарием? Как помочь ребенку поверить в свои силы и доказать, что он сам может выступать в роли сценариста? Приходят на помощь в этом полезном и увлекательном занятии различные игры, игровые упражнения, дидактический раздаточный материал. А начинаем мы с сочинения сказок.

В процессе работы над сказками была придумана план-схема, которая значительно облегчает сочинение. Достаточно одного-двух занятий работы со схемой, после которых дети с небольшой помощью педагога сочиняют свои истории.

У каждой сказки всегда есть начало – с чего все начинается. На нашей схеме это « Ж» так как сказка в основном начинается со слов «жил-был» или «жили-были». Дальше с героем сказки что-то происходит, что-то очень важное, без чего и сказки-то не было бы. Это на схеме «!» в букве «О» — что значит «однажды». И, наконец, завершение истории. Это на схеме «К» то есть «конец», чем все закончилось.

Составляем сказку по схеме:

Ж — Жил был …..

!— Что с ним случилось….

К — Чем всё закончилось…

— Когда двигаемся по стрелочке, рассказываем подробности о жизни главного героя (с кем дружит, чем любит заниматься в свободное время…)

Оказывается, что сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах, предметах быта и любимых игрушках. Подойдет любое событие, интересное животное. В нашей студии есть «волшебная коробочка», где хранятся маленькие предметные картинки, например: корова, карандаши, ножницы, петушок, кактус, трамвай, клоун, книга, ботинки и т.д.. Когда ребенок затрудняется в выборе главного героя, коробочка приходит на помощь. Можно вытянуть любую картинку и начать сочинять историю. Дети очень любят эту игру.

Например, вытянул картинку, где изображен карандаш. Пусть ребенок расскажет о том, как он путешествует в дальние страны в поисках приключений.

Не все сказки превращаются в сценарий, но эти занятия не что иное, как развитие речевого творчества, воображения и мышления одновременно.

Занятия по речевому творчеству способствуют развитию познавательной активности, способности видеть необычное, прекрасное, принимать свои самостоятельные, оригинальные решения. Речевое творчество развивает такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В процессе сочинения сказки необходимо поддерживать инициативу детей, стимулировать проявления фантазии, следить, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы. Очень интересные темы «Почему у слона морщинки?», «Почему у жирафа шея длинная?» Сказки, в названии которых есть вопрос, как правило, получаются интересные, ёмкие, хотя и короткие.

На наших занятиях используются и другие игры, упражнения и задания, с целью развития воображения и творческого мышления.

Использование предметов.

Ребенку последовательно предъявляются следующие картинки. Например: часы, коньки, утюг, очки, стакан, юбка, книга. Предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. Чем больше вариантов предложит ребенок, тем более развита у него фантазия.

Укрась слово.

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Что было бы, если бы…

Детям предлагается пофантазировать на различные темы, ответить на вопросы:
…если бы все конфеты исчезли;

…если бы ёжик захотел сменить прическу;

…если бы все слоны стали маленькие как букашки;

…если бы плюшевый мишка ожил.

Четыре картинки.

Перед ребенком на столе лежат четыре предметные картинки, не связанные между собой одной тематикой. Ребенок должен сочинить маленький рассказ, включив в него все предметы, изображенные на картинках.Нередко детские рассказы представляют собой обычное перечисление предметов. Чтобы избежать этого, с детьми проводится подготовительная работа, включающая следующее:

1. Рассмотрите внимательно картинки, которые вы видите перед собой.

2. Подумайте, о ком или о чем будет ваш рассказ, какой герой будет главный.

3.Не забывайте, что в ваш рассказ должны быть включены все предметы, изображенные на картинках.

4. Помните, что в сказках бывает все: неодушевленные предметы тоже могут разговаривать, ходить, бегать, летать…

5. Не забудьте закончить ваш маленький рассказ.

Упражнение «Четыре картинки» можно выполнять, как с группой детей, так и индивидуально. При групповом проведении упражнения картинки крепятся на магнитную доску, а дети по очереди придумывают по 1-2 предложения.Поначалу не все дети быстро включаются в игру. Но когда педагог читает вслух рассказ, который он записал за детьми, интерес разгорается. Постепенно все более и более интересными становятся сказочные рассказы, все активнее и активнее становятся дети.

Дети с удовольствием участвуют в разработке сказочного сюжета и в игре незаметно пополняют свой словарный запас, и, что самое главное, упражняются в искусстве рассказчика. Сначала ребенок сочиняет вместе с педагогом, а после совместного выполнения нескольких упражнений уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно.

В ходе занятий по речевому творчеству осуществляются следующие главные виды деятельности детей:

1. Придумывание продолжения либо другого конца сказки.

2. Придумывание сказок (групповое либо личное) используя план или схему.

3. Придумывание идеи или замысла, определяющего содержание фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверить идею на друзьях, спросить: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.

4. Рисование сказок.

Развивая и воображение, и речь одновременно мы стимулируем детей к высказыванию собственных идей в работе над сценарием. Занятия по речевому творчеству способствуют развитию познавательной активности, способности видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; способности принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные, оригинальные решения. Речевое творчество развивает такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творите, выдумывайте, пробуйте вместе с детьми! Мультипликация не только развлекает, но и обучает. Занятия анимацией оказывают положительное воздействие и могут стать прекрасным средством развития творческого потенциала, мышления, фантазии.

Литература.

2. Обогащение и активизация словарного запаса. Игровая деятельность./Автор-составитель С.В.Королева.- Волгоград: ИТД «Корифей», 20101. Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников // URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html

3. Развитие речи. Занимательные материалы к занятиям по развитию речи. / Автор-составитель З.А. Ефанова.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010

4. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Главный козырь «Смешариков», самого успешного отечественного мультсериала, — отличные сценарии. Даже на первом для профессионалов анимационном фестивале России — Суздальском, где иронически-снисходительно относятся к упрощенным круглым героям леденцовых цветов, «Смешарики» получали премии за лучшую драматургию. У этого цикла, изначально рассчитанного на малышей, огромное количество старших поклонников, опять же благодаря остроумным и часто совсем не похожим на детские сюжетам, полным литературных отсылок и киноманских цитат, начиная с названий серий: «Полеты во сне и наяву», «Большие гонки» и «Танцор диско», «Педагогическая поэма» и «Дар», «Господин оформитель» и «Основной инстинкт», «Кто подставил кролика Кроша?» и «Ежик в туманности». Все эти истории написал петербуржец Алексей Лебедев.

Художественный руководитель и идеолог «Смешариков» Анатолий Прохоров любит рассказывать о том, как безуспешно он в поисках новых сценаристов вел семинары для драматургов, пробовал многочисленных авторов — от студентов до пенсионеров-литераторов. Сравниться с Лебедевым не мог никто.

Умение написать хороший сценарий для коммерческого проекта сегодня в нашей анимации (как, впрочем, и в игровом кино) уникально, школы нет, и те сомнительные истории, которые российские зрители видят на экране, имеют бледный вид рядом с бодрыми зарубежными шреками. «МН» встретились с Алексеем ЛЕБЕДЕВЫМ, чтобы выяснить, откуда он такой взялся и что нужно, чтобы сочинить хороший сценарий для мультсериала.

—Откуда у вас такая сценарная лихость, где вы учились?

—Я учился в театральном, на актерско-режиссерском курсе у Корогодского. Помню себя театральным студентом, как на первом–втором курсе все начинали друг перед другом выпендриваться: а что ты имеешь в виду в своем отрывке? где у тебя сверхзадача, где у тебя исходное событие? Тогда по большому счету никто не понимал, о чем речь, да и теперь не понимают. Никто не может сделать просто событийный анализ пьесы. И даже я, хоть и был выпускником театрального, сначала не умел.

Алексей Лебедев: «Я когда учился в театральном, все поражались моему военному прошлому, в программистские времена — театральному. А теперь программистскому» // фото © Артем Житенев

—То есть люди просто не понимают, что происходит в пьесе?

—В целом да. Черт с ними, драматургами. Судя по фильмам, которые выходят, людей, умеющих читать сценарии, — раз, два и обчелся. Продюсеры вкладывают бешеные деньги в то, что — заранее видно — нельзя использовать. Они видят там какую-то фишечку А на мой взгляд, все начинается с героя. Большой соблазн сделать аттракцион, закрутить интригу и вроде не дать соскучиться, но должен проявиться характер. И мне кажется, я понимаю, как это делается.

—Как получилось, что вы начали писать сценарии?

—Когда я выпустился, уже понимал, что не хочу заниматься театром, это мутотень какая-то, но что-то ведь делать надо? Пошел в нашу театральную библиотеку и стал искать материал для постановки. Убил недели три, а потом подумал: а попробую-ка сам. Написал, но решил, что не буду этого ставить. Это было году в 9798м. Так у меня получился сценарий для полнометражного игрового фильма «Шкаф эпохи бидермайер», который через пятые руки дошел до Бронзита (один из самых знаменитых отечественных режиссеров анимации, номинант на «Оскара». — Д.Г.). А Костя тогда грезил игровым кино. В результате ничего не вышло, но этот «Шкаф» — мой первый настоящий сценарий из четырех самодостаточных новелл — с тех пор не раз возникает. После Бронзита его еще хотел сделать Баширов, с Украины звонили. Там юмор был, нескучно. Потом ко мне обратились с просьбой помочь со сценарием Высоцкий с Сикорским (питерские соавторы, режиссер и художник анимации. — Д.Г.). Хороший совет для начинающих драматургов — никогда не отказываться от самых сумасшедших предложений и никогда не спрашивать гонорара. Я работал программистом, выходные были свободны, что-то написал

—Ничего себе переходы: учился в театральном, работал программистом, стал сценаристом.

—А до этого я еще был военным, я ж суворовское училище Ленинградское окончил. Я когда учился в театральном, все поражались моему военному прошлому, в программистские времена — театральному. А теперь программистскому.

—Вы на программиста тоже учились?

—Да, я окончил матмех, у них есть такая классная вещь — второе высшее образование. В этом была логика. Такими вещами, как драматургия, человек должен заниматься, когда у него не горит зад, когда он не готов на все на свете, лишь бы взяли Необходимо внутреннее равновесие, чтобы сконцентрироваться, а не смотреть в рот и пытаться угадать желания человека, который сам не знает, что он хочет. Программирование мне это обеспечило.

—Вы тяготеете к очень простым и внятным историям, это большая редкость для наших сценаристов.

—Я думаю, что если человек засмеялся или заплакал, то есть ты вызвал какие-то сантименты, то работал не зря. А если человек задумался, то кто его знает о чем он задумался: о твоей ли истории или о том, не оставил ли дома включенный утюг? Мы продавцы сантиментов, даже не продавцы смыслов. Я чувствую свою ограниченность: я не могу сказать ничего особенного, но могу попытаться сделать историю, которая будет узнаваема, переживаема, которая будет цеплять. А что будет дальше происходить со зрителем — это как критика чистого разума. Я просто должен пробудить накопленный зрителем опыт — не гипнозом, а связными историями. А этого можно достичь только через воздействие на чувство, причем гуманным способом, а не депресняком и мрачняком. У Станиславского есть девиз «Проще, легче, веселее!». Это ж гениальный код к любому ремеслу.

—Получается, что вы в «Смешариках» создали для нас новый формат коротких историй

—Это не была идея продюсера, это моя хитрость. Началось с того, что были изображения персонажей и наивное предположение художника и продюсера, что тут можно действовать как в компьютерной игре: этот у нас пчеловод, тот любит на лыжах кататься. И — оп! Появятся характеры. До этого, как я понимаю, сценарии были такие. «Вышел герой на крыльцо, посмотрел на гору: «О, какая гора большая, пойду-ка я на нее заберусь. Ой-ой-ой, что же я забираюсь на лыжах, надо лыжи снять». Снял лыжи. «А теперь я лыжи надену и съеду». Надел, съехал. «Хорошо!». Было очень большое застолье, и все собирались выдумывать персонажей. Но я сказал, что это бесполезно. Что характеры персонажей я лично могу родить только в истории, причем не в одной, а в каком-то количестве. Я же помню из своего театрального опыта, что хорошая труппа должна строиться по амплуа героев «Горя от ума», я это старался объяснить. Теперь-то я этих монстров знаю настолько, что любой микроскопический анекдот могу превратить в историю, знаю, как с помощью их реакций сделать, чтобы получился конфликт и даже месседж. Но сейчас мне глаза застилает характеры и фон, а в первый раз я, когда на персонажей глянул Ужас. И, начиная сочинять сценарии, пытался от героев абстрагироваться, забыть, как они выглядят. Когда возник первый сценарий «Скамейка», Анатолий Валентинович Прохоров, который, по-моему, еще и не думал этим заниматься, мне позвонил: «Слушай, это здорово, а ты можешь написать два сценария?» Я тогда еще не знал, что должен буду две с половиной сотни нафигачить. Тогда половины героев еще не было, а некоторые были без характеров.

—То есть с каждым сюжетом разрабатывался новый герой?

—Да, потихоньку, причем он не сразу становился на главную роль.

—Прохоров говорил, что позже увидели нехватку женского персонажа возраста мамы. Есть как бы бабушка Совунья и внучка Нюша.

—Там все есть. Есть Нюша как воплощение тотальной женственности. Она содержит все. По Питеру едут байкеры, и я вижу, что одна байкерша — Нюша. И это правильно. Все, что связано с опытом, мы скинули Совунье. Например, разбитое сердце. Когда ясно — «не случилось» (был такой сценарий, кажется «Утерянные извинения»). Если бы это была Нюша, то воспринималось бы легко: сегодня не случилось, так завтра случится. А если это Совунья, то появляется весомость.

—Так звучит, будто вы сочиняете драму для взрослых.

—Мы снимаем семейное кино. В фильме для детей, понятно, должен быть главный или один из главных героев — ребенок. Если герой — ребенок, то хоть про атомную войну рассказывай, у тебя есть канал, через который ты строишь диалог с ребенком, он сопереживает герою.

—Значит, если у вас одна из главных героинь — бабушка, то это будут смотреть бабушки?

—Мы можем через бабушку выстроить диалог с бабушкой. Или с тем, у кого есть бабушка или соответствующего возраста мама.

—Но вы же через Совунью с бабушками не разговариваете?

—Потому что нет такой задачи. Но сделать серию про артрит можно. Про то, как ты пошла в булочную, поскользнулась, сломала шейку бедра, тебе долго никто не мог помочь, а потом ты получила воспаление легких (я историю своей бабушки рассказываю). Все шесть минут бабушек будет от телевизора не оторвать, потому что это имеет отношение к их жизни.

—Анатолий Прохоров любит рассказывать, как вы на спор написали для «Смешариков» сюжет про проституцию.

—Да, было такое. «Проституция» — это слово из взрослого языка. Если идти от сути, то это продажная любовь. Ребенок лишен нашего метаязыка, но что такое продажная любовь, он понимает, он встречается с этим. Кстати, когда я написал 223 серии и мне осталось семь, я подумал: а напишу-ка я последние серии про семь смертных грехов. Правда, никомуне сказал об этом, чтобы не пугать. Пришлось обратиться к католическому катехизису, там очень грамотно расписано, что есть что. И вдруг я сталкиваюсь с проблемой: не могу написать детский сценарий про похоть. Потому что эта тема связана с гормонами, и как-то выстроить диалог с ребенком не получится. Я выкрутился, придумал аналогию похоти — графоманию. В писании вообще, а не для кого-то есть потеря любви. Но это хитрость. Это единственный пример, когда я понял, что не обо всем могу написать.

—Так, значит, вы написали 230 серий «Смешариков» из 264?

—Да, плюс меня попросили написать десять новых 13-минутных серий, чтобы показать другим сценаристам, как почувствовать темп другого формата. Еще я написал второй полный метр, который не знаю, будут ли делать.

Всюду наши

«Смешарики» — первый российский анимационный проект, с успехом идущий более чем в 60 странах мира, среди которых США, Великобритания, Германия, Испания, Португалия, Таиланд и др. В США сериал получил название GoGoRiki, почти во всем остальном мире он известен как Kikoriki. Для иностранного зрителя «Смешариков» адаптируют, из-за чего теряются не только исключительно российские фишки, что понятно, но зачастую и важные подтексты. В результате на зарубежных каналах сериал позиционируется как продукт для 6–8-летних. Самой полной адаптации «Смешарики» подверглись в Китае, где не только другие реалии, но и серьезная цензура. Для сериала, названного там «Кай Син Цю» («Открытые сердцем»), даже написана другая музыка и введено два новых персонажа — Панда и Дракон, которые будут действовать в снимаемом специально для этой страны мини-сериале «Путешествие Смешариков по Китаю».

—Первый, «Смешарики. Начало», ведь тоже ваш?

—Да, первый тоже, но там получилось не совсем то, что задумывалось.

—Но ведь проект с этими новыми 13-минутными фильмами и полными метрами продолжается, почему вы ушли? Он стал вас душить?

—Слушайте, ну это неправильно. Я Илье Попову (продюсеру. — Д.Г.) говорю: нельзя так доить корову, чтобы кровь из нее шла. Можно 1200 серий сделать, но зачем?

—Вам кажется, что проект должен закончиться? А ведь под него создана студия. И что ж, ей теперь закрыться?

—А почему не начать новое?

—Пока сериал приносит деньги, вряд ли его закроют.

—Ну когда-то же он должен перестать И почему бы не пройти еще раз и не собрать ту же самую поляну? А я сейчас начал делать новый анимационный сериал и как продюсер, и как сценарист для канала «2х2». Я соскучился по взрослому, по матерщине.

—Что, действительно мат будет?

—Нет, это скорее настроение. Расчет на взрослых и студентов. Попробуем захватить и подростков, но не знаю, как получится. Набираем новых людей, делаем маленькую студию. Сейчас мы готовим пилот, и я с теми, кто снимает, воюю — они хотят сделать красиво, чтобы было плавное движение.

—Неужели классическая анимация в сериале?

—Нет, это флеш. Но снять подробную анимацию на тех финансовых условиях, что у нас есть, невозможно. Мы пытаемся делать ставку на юмор и на смысл. Например, в «Саус-парке» при всей его изобразительной скудости удается делать очень точные оценки.

—Конечно, но тогда дизайн должен быть очень современный, а наши продюсеры этого боятся, предпочитают что-нибудь сладенькое.

—Да. Я понимал, что у меня будет шанс что-то сделать, только если не будет давления заказчика. Это ад. Я стараюсь не соваться в такие ситуации, и все считают, что у меня плохой характер. Потому что чуть что, я говорю «извините» и ухожу. Я поэтому и согласился на очень маленький бюджет: платите мало, но тогда вы мне доверяйте. Ты и так занят работой над формой, над решением творческих задач, а когда ты еще связан чьим-то вкусом, когда ежедневно меняются критерии и установки, как в зоне Стругацких, где не только творить, но существовать невозможно. Тогда у тебя практически нет шансов сделать что-то стоящее.

—Все продюсерское кино такое. Вы с самого начала совершенно случайно попали в тепличную обстановку. Вероятно, потому, что ваш продюсер Илья Попов никогда этим не занимался. Ну и благодаря уму и опыту худрука Анатолия Прохорова. Без этого неизвестно, состоялся бы сериал или нет.

—Это да. Там продюсерская составляющая проекта совершенно непостижимым образом не вмешивалась в творческую.

—И тем не менее возвращаясь к тому, с чего мы начинали. Есть ли надежда, что в коммерческой анимации появятся новые сценаристы?

—Я уверен, что если бы количество продюсеров увеличилось, возникли бы откуда-то сценаристы и драматурги. Когда есть стратегия, появляется тактика. Мало продюсеров, которые ставят ясные задачи и которые могут позволить себе рисковать. В этих условиях можно самому обучиться и стать профессионалом. У нас государство деньги дает на анимацию, а в результате зритель посмотрит эти фильмы пару раз и все. Но это же неправильно. Государство как заказчик должно не столько обслуживать нас, создателей, сколько себя — публику, детей. Соответственно деньги должны идти от тех, кто отвечает за то, что зритель фильмы увидит. Если это полный метр, то дистрибьютор, если сериал — канал. То есть каналу даются деньги на производство с условием, что он должен фильмы показывать. Ему придется делать такое, что люди захотят смотреть. Это какой-то выход из ситуации.

—В нашей стране это будет означать, что появится еще один перевалочный пункт для денег, на котором осядет еще 50%.

—Пусть осядет. Но я думаю, не осядет, каналы же нужно наполнять контентом, и они будут рады за чужой счет сделать разведку. И если в следующий раз государство не даст денег, а канал видит, что кино собирает аудиторию, то он решится и сам снимать. Государство делает то, что оно должно делать, — геологоразведку. А потом приходят люди, зарабатывающие деньги.

«Двухголовый Леша Лебедев»

Лебедев — человек уникальный, он двухголовый, как дракон, и это объясняет, отчего многое может в драматургии. С одной стороны, он театральный актер и режиссер, а с другой — работал системным программистом в американской компании, то есть у него системные мозги. А известно, что драматургия не может без системных мозгов, там нужно постоянно складывать некий пасьянс с жесткой структурой, который при этом должен быть каждый раз свежим. Кроме того, Леша очень быстро рос на «Смешариках». До него нам предлагали какие-то обычные сюсюкающие детские истории. У него уже первые два сценария были очень профессиональными, хоть и простыми. Но, начиная с третьего сценария «Фанерное солнце», в его историях вдруг появилась удивительная тонкость, которую уже, если угодно, можно назвать взрослой, но которую дети тоже могли осознать. Леша все время набирал обороты, и в финале у него уже было много таких экзистенциальных историй, что вставал вопрос: «А детям-то что в них?» Так Лебедев вырулил на сценарии «с двойным смысловым дном», как мы это назвали. И тогда у нас уже для других сценаристов в так называемом «Сценарном евангелии «Смешариков» появилось первое требование: история должна быть интересна взрослым и понятна детям. Формирование этого типа истории — Лешина неоспоримая заслуга, и в истории отечественной художественной культуры для детей, где всегда было много сюсюканья, пожалуй, мы благодаря Лебедеву первыми открывали взрослый мир, взрослые чувства и психологические ситуации старшим дошкольникам.

Анатолий Прохоров, худрук «Смешариков»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Схема сценария короткометражки
  • Схема сценария кинофильма 8 букв подсказка л
  • Схема сценария квн
  • Схема сценария диалога
  • Схема сценариев использования территории

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии