Шилдехана это праздник

«Шілдехана» — щит новорождённого | ru | Ассамблея народа Казахстана

В жизни казахского народа любое радостное событие превращалось в праздник, сопровождаемый песнями, танцами, наилучшими пожеланиями, благословением старших. Рождению ребенка так же уделялось огромное внимание. В багаже казахов этому событию посвящен ряд традиционных обрядов, которые оберегают новорождённого до достижения им определенного возраста. Так, первым в жизни человека был праздник рождения ребенка, который назывался «шілдехана».

Обычаи и традиции – часть фундамента культуры и бесценное богатство каждого народа. Заслуженно названный многими странами не понаслышке гостеприимным и доброжелательным, казахский народ соблюдал и чтил обычаи и традиции, которые на протяжении веков претерпевали изменения. Особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, так как именно они являются не только хранителями великого наследия предков, но и посыльными, ответственными в его передаче будущим поколениям. Также большинство обычаев сформировались с целью защиты будущих потомков, и несут в себе нравственное значение.

В настоящее время благодаря культурно-просветительному проекту Ассамблеи народа Казахстана «Қазақтану», направленному на укрепление единства народа на основе общего культурного кода, единых ценностей и общенационального исторического сознания всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности, создана возможность ближе познакомиться со всем, что связано с культурой и бытом казахского народа.

Ранее мы рассказали о забытом национальном обычае «Құрсақ той», который является предвестником всех последующих торжеств, связанных с появлением потомства в семье.

Жизнь человека с момента появления его в чреве матери состоит из определенных этапов. У разных народов, населяющих планету свои обычаи и традиции, культура, история. В культуре казахского народа существует особая хронология праздников, которые сопровождают человека до определенного времени. Принято считать, что в жизни каждого казаха имеют место 12 тоев (празднество, пиршество — прим.ред.). Начинается все с момента рождения. Первый праздник новорожденного, который отмечается у казахского народа — это «шілдехана», сопровождающийся несколькими обрядами.

Название «шілдехана» происходит от персидского слова  «чле» (читается — «челле»). Это сорокадневный период с момента рождения ребенка. В эти дни по традиции в комнату, где находится новорожденный, не впускали никого, даже членов семьи, кроме бабушки и матери. Основной смысл проведения «шілдехана» заключался в том, чтобы защищать ребенка от нечистой силы, злых духов, сглаза, так как период после рождения ребенка до исполнения сорока дней считался опасным для матери и младенца.

В далекие времена, при появлении чада с благой вестью посылали гонцов всем родственникам, друзьям, прося «сүйінші» (вознаграждение за благую, радостную весть — прим.ред.). При оповещении было принято сообщать пол новорожденного, используя следующие выражения: если в семье рождается мальчик, говорят «дүниеге ат ұстар келді» (родился держатель коня), «жылқышы келді» (родился конюх), при рождении девочки — «сауыншы» (доярка), «көйлек тігер» (портниха) или «қырық жеті» (размер установленного калыма у казахского народа).

Осведомленные радостной новостью соседи, родственники, знакомые собираются на «шілдехана той». Гости желают ребенку здоровья и долгих лет жизни, и бросают «шашу» — один из ритуалов торжества. Казахский народ издавна верил, что поздравления и пожелания гостей символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов. Пиршество проходит с весельем, игрой на домбре, устраиваются скачки коней. Интересно, что поздравляют не только приглашенные, но и все осведомленные радостной вестью о рождении ребенка. Той проводится в нечетные дни, обычно — в первый, третий, пятый или седьмой день.

После разрешения от бремени у роженицы наблюдается упадок сил и для их восстановления проводился обряд «Қалжа мал». Для этого специально закалывают барана. В первую очередь молодой матери подают бульон («сорпа»), затем мясо и печень еще до сбора гостей. Эта обязанность лежит на плечах отца семейства. Существует поверье, что ребенок будет неуклюжим, если не проводить данный ритуал. Во время угощения мясом после трапезы женщины, в том числе роженица, обгладывают шейный позвоночник скотины, а расчищенную кость нанизывают на прутья таволги (кустарник с очень крепкой древесиной багрового цвета — прим.ред.) и вешают повыше (в древности — на женской половине юрты). Этот обычай означает оказание чести ребенку и его матери. Кроме того, делается это для того, чтобы шея ребенка быстро окрепла. На протяжении сорока дней молодая мать употребляла мелко нарезанное мясо этой скотины, а также бульон, и укутывалась в теплые одеяния. Все это способствовало оздоровлению ее ослабшего организма. Процесс выведения пота назывался «қалжа тер» или «шілде тер» и означал очищение организма от запекшейся крови, лишних солей и выведение накопившегося холода. Есть поверье, что мать и ребенок подвергались беде, если не соблюдать данный уклад, также ей не дозволено мочить руки в холодной воде и употреблять ее.

В современное время древние обычаи трактуются по-другому. Сейчас той устраивают в кафе, а обряды проводятся уже дома в более узком кругу. В этот день гости одаривают ребенка подарками. Если раньше мальчикам дарили сбрую, седельный набор, упряжку для коня, девочкам — украшения, то в наше время положено дарить предметы первой необходимости для малыша и матери: колыбель, коляску и другое.

Еще одной составляющей празднования «шілдехана» является обряд «ат қою» (наречение новорожденного именем), или еще говорили «азан шақырып ат қою», что означало наречение именем после прочтения азана (призыв к обязательной молитве в исламе — прим.ред.), который принято проводить в дневное время в течение трех дней от роду. Церемонию поручают самому почитаемому человеку среди старшего поколения с целью, чтобы младенец в будущем также стал уважаемым в обществе человеком. Согласно ритуалу, имя малышу выбирают бабушка и дедушка по стороне отца. Они могут уступить это право стороне матери ребенка, либо, согласовав с родителями новорожденного, передать право уважаемому старейшине. Так, авторитетный старейшина берет на руки малыша и произносит ему на ухо три раза «сенің атың…» (твоё имя, и называет выбранное имя).

В первые дни после рождения малыша укладывают в «бесік» — национальную колыбель, которая является культурным наследием казахского народа. Этот обычай называется «бесік той», и отмечается отдельно. Если сам обряд укладывания в колыбель проводится сразу после рождения малыша, то торжество могут отметить на сороковой день от рождения. Этот той является вторым праздником среди обрядов младенчества. О нем мы расскажем более подробно в следующей статье.

Возвращаясь к «шілдехана той», нельзя не отметить ритуал «қырқынан шығару» (праздник «сороковин» — прим.ред.), ставший семейным праздником, в котором обычно принимают участие только женщины. Он в очередной раз демонстрирует значимое внимание, уделяемое в казахской семье новорожденному. Согласно устоявшемуся поверью, по истечении этого периода, самого опасного для матери и малыша, ребенок уже совершенно адаптируется к окружающему миру, успевает окрепнуть, а родители готовы показать его всем. И, как говорят в народе, за это время в него вселяется человеческая душа («40 күнде жан кіреді» — на казахском языке), так как до 40 дней зрение и слух новорожденного, а также другая моторика очень слабо развиты. В связи с этим принято считать, что он официально становится полноценным человеком после проведения данного обряда.

По традиции, мероприятие отмечают не ровно на 40-й день. Так, например, для мальчика обрядовые действия проводят на 37-39-й дни, чтобы он стал сильным и смелым, заботился о семье, защищал Родину, а для девочки — на 41-43-й дни, чтобы она выросла прилежной, покладистой, так как родители верили, что девочка — источник покоя в семье, советчик, близкий человек, проявляющий заботу.

По устоявшейся примете, проведение обряда после установленного срока означало, что мальчик вырастет мямлей, не мужественным, а девочка — взбалмошной и легкомысленной. Есть и второе значение выбора установленной даты. Оно гласило, что в будущем мальчик будет платить меньше калыма за невесту, а девочка наоборот, получит больше калыма (традиционный обычай, выкуп невесты, вносимый женихом родителям девушки — прим.ред.).

Обряд «қырқынан шығару» и «бесік той» тесно связаны друг с другом. В них присутствуют ритуалы купания, одеяния и укладывания малыша в колыбель, поэтому более подробно мы расскажем о них в следующей статье из цикла казахских традиций и обычаев, связанных с младенчеством.

Ляйлим АБЕУОВА

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz.

Ребенок
Иллюстративное фото: pixabay.com: UGC

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка формировались на протяжении столетий. В них отразилась национальная мифология и менталитет нашего народа. До сих пор большинство семей исполняют эти ритуалы, но не всем известно их тайное значение. Об этом и пойдет речь в статье.

Казахские традиции: первые сорок дней жизни ребенка

Традиции казахов, которые связаны с семьей, играют огромную роль в духовной культуре и образе жизни народа. Казахи отличаются любовью к детям, терпеливостью, щедростью и душевной теплотой. Поэтому казахские праздники, связанные с новорожденными, всегда пышные и яркие.

Основные ритуалы для младенцев проводят на протяжении первых сорока дней жизни. Вот о каких обрядах идет речь:

  • Рождение ребенка: шилдехана.

Шилдехана — это праздник в честь рождения ребенка. Традиции казахского народа «шилдехана той» — это групповые обряды вербальной магии, который проводили на нечетный день в первую неделю рождения ребенка — третий, пятый или седьмой.

Гости, которые собирались на празднование рождения ребенка, произносили добрые пожелания, поздравления. Обязательным было щедрое угощение, игра на домбре, иногда устраивали состязания батыров, конные скачки.

  • Традиции Казахстана: калжа той.

Семейные традиции казахов принимали во внимание и состояние роженицы. Для нее проводили специальный ритуал — калжа той. Чтобы молодая мама быстрее восстанавливалась после разрешения от бремени, для нее готовилась калжа — сытное угощение из мяса барашка. Его резал либо муж роженицы, либо привозили его родители.

В пиршестве участвовали родственники и друзья. Еще до начала торжества для женщины, которая родила, готовили мясной бульон (сорпу), давали печень и мясо барашка. Молодая мать ела шею барашка, а кости нанизывали на веревку или прутья. Считается, что это повлияет на физическую выносливость малыша, на то, чтобы он быстрее стал держать головку.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Фото: pexels.com: UGC
  • Казахские обряды: бесик той, бесикке салу.

Празднуют казахи день, когда ребенка перекладывают в люльку. Это происходит на третий или пятый день. Его проводят после празднования шилдехана.

На праздник зовут близких людей (они приносят подарки для новорожденного). Колыбель и приданое для ребенка — бесик тарту — предоставляет сторона родившей женщины (в некоторых регионах дарят родители мужа). Сваты преподносят друг другу подарки, обязательно девять штук (обычай «тогыз апару»).

После застолья приступали к главному — укладывали ребенка в люльку. В кроватку (колыбель) ребенка укладывает бабушка. Предварительно воздух окуривали благовониями, чтобы изгнать злых духов, проводили ритуал тыштыма: через отверстие на дне колыбели протягивали сладости, конфеты и курт. После всем гостям раздавали саркыт — угощение для детей.

Во время шилдехана или бесикке салу проводят обряд имянаречения — есім кою, ат қою. Проведение его поручают старейшему из рода, родителям, мулле или достопочтенному человеку.

  • Традиции казахского народа: кыркынан шыгару.

Кыркынан шыгару (‘сороковины’) — семейный праздник, в котором принимают участие только женщины. Обряд проводят по истечению сорока дней с момента рождения малыша. Считается, что он уже достаточно окреп, чтобы его можно было представить общине.

В религиозных представлениях устоялась мысль о том, что именно на сороковой день в ребенка вселяется душа. После кыркынан шыгару он становится полноценным человеком. Для ритуала готовят:

  • белую скатерть, расшитую национальным орнаментом;
  • деревянную пиалу с ложкой;
  • серебряные монеты (20, 50 и 100 тенге) общим количеством 40;
  • серебряные украшения;
  • ножнички.

Родители готовят ребенку чистую праздничную одежду, а родственники приносят коржын — корзину подарков для новорожденного. Сам ритуал представляет собой очищение водой. Поэтому заранее готовят ванночку для купания, куда наливают теплую воду:

  1. В деревянную тару кладут серебряные украшения, монеты. В некоторых регионах добавляют в чашу фасоль, асыки для мальчика или бусины для девочки.
  2. Женщины постарше наливают в чашу сорок ложек воды из ванночки. После ребенка поливают этими сорока ложками воды. Омовение сопровождают здравицами и добрыми пожеланиями. После ритуала женщины забирают серебро из миски.
  3. Новорожденному состригают волосы и ногти (волосы хранят завернутыми в полотно как оберег, а ногти закапывают там, где не ходят люди). Женщине (обычно это делает киндик шеше — вторая мама), которая состригает волосы, дают золото по весу состриженного.
  4. На ребенка надевают чистую сорочку, а «ит көйлек» (рубашечку, в которую одевали малыша до 40-ка дней) отдают бездетной женщине.

В конце празднества родители одаривают всех подарками и угощают за роскошным столом.

Сейчас большинство этих обрядов утратило свое магическое значение. Родители чаще всего устраивают пышные торжества в ресторанах и кафе, приглашают тамаду для ведения празднества. Из-за этого ритуалы претерпевают изменения.

Читайте также: Традиции и обычаи казахского народа от рождения до смерти

Рождение ребенка: приметы

Каждый этап социализации новорожденного сопровождался приметами, которым уделяли особенное внимание. Вот некоторые из них, на которые обращают внимание и в наше время:

  • Казахские традиции: запреты, ритуалы и приметы сна.

Не желательно приходить в дом, где родился ребенок, после захода солнца. Запрещено гулять с младенцем при луне. Нельзя развешивать белье малыша, особенно на ночь.

Чтобы оградить новорожденного от сглаза, ему пришивают или цепляют на одежду оберег от злых духов, а у его колыбели должен гореть свет и висеть амулеты (9 штук). Перед тем как ребенка уложить в кроватку, ее окуривают травами, а потом проветривают помещение.

Ребенка ждет известность, если он любит спать на спине. Он будет нерешительным и беспокойным, если поджимает ноги во сне. Станет философом, если для сна переворачивается на живот, вытягивает во сне руки и ноги — будет выдающейся личностью — гением или героем.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Фото: pixabay.com: UGC
  • Кыркынан шыгару: приметы.

Ритуал проводят по-разному для мальчиков и девочек:

  1. Чтобы сын был сильным и мужественным, ритуал делают раньше сорокового дня — 37–39-й день.
  2. Чтобы дочь была прилежной и покладистой, ее кыркынан шыгару совершают позднее 40-го дня — на 41–43-и сутки.

Согласно приметам, мальчик будет мямлей, если провели обряд после сорокового дня, а если «привели в мир» раньше положенного срока девочку, тогда она будет взбалмошной и легкомысленной. Есть и другое объяснение этих временных рамок: мальчик заплатит меньший калым, а за дочь, наоборот, дадут больший выкуп.

Казахские традиции и обычаи при рождении ребенка

Фото: pixabay.com: UGC
  • Ритуалы и приметы, которые помогают в развитии.

Чтобы ребенок быстрее пошел, проводят обряд тусау кесу. Совершают обрезание пут, как только малыш сделал первые шажки. Крестная мама опутывает ножки ребенка черными и белыми нитками так, чтобы они образовали восьмерку, а мужчина, который пользуется уважением, разрезает эти пута и проводит его по белой дорожке. Чтобы малыш был счастливым и здоровым, нужно, чтобы он прополз между ног трех бабушек.

Обряды казахского народа, связанные с рождением ребенка, имеют в основном культурно-бытовой характер, связь с историей и давними аутентичными религиозными традициями большей частью утрачены. Тем не менее все молодые родители исполняют их под чутким руководством более опытных бабушек и дедушек.

Читайте также:  Современная казахская свадьба: традиции

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/signs/1645802-kazakhskie-tradicii-obychai-pri-rozhde/

«Шілдехана» нәрестенің дүниеге келу құрметіне арналған той, қазақ халқының көптеген салт-әстүрлердің  бірі баланың дүниеге келгендегіалғашқы тойы. Бұл салтты еліміздің кей жерлерінде «шілделік» деп те атайды. «Шілдеханаға» шақырумен де, шақырусыз да баруға болады.Қонақтар Перзентіңнің (ұлыңның немесе қызыңның) «бауы берік болсын!» деген тілек айтады. 
Шілде сөзі парсының (қырық сөзінен шыққан. Шілдехананың көне атауы .Шілде күзет болған. Мағынасы: туылғаннан кейінгі қырық күндік күзет (анасы мен баласын жын-шайтандардан 40 күн бойына, яғни қырқына дейін күзету). 
Қазақ халқы думаншыл халықтың бірі. О баста, бұл салт-жора нәрестені үш күнге дейін жын-періден қорғап күзету сияқты ырымдарғабайланысты туған. Осыған байланысты шілдехананың көне атауы Шілде күзет болған. Бұл сөздің мағынасы. Қырық күндік күзет дегенді білдіреді. Арада көп уақыт өтті. Халық өзгерді. Алғашында мәні басқаша болған шілдехана кейіннен жас сәбидің дүниеге келгенін той жасап атап өту рәсіміне айналған. «Шілдеханада» жастар жағы ойын-сауық құрса, үлкендер жағы бата-тілектерін айтады. 
Қазақ халқының әдет-ғұрпында ұл баланың дүниеге келуін ұл туғанға күн туған қыз баланың дүниеге келуін қыз туғанға ай туады деп ерекшебақыт санаған. Отбасының, ұрпақтың жалғасы, шаңырақтың иесі ұл бала болып есептелген. 

      Қазақ халқында ұл бала туылса да, қыз бала туылса да жақын туыстарына хабарлап, сүйінші сұраған. Сүйіншіні алыстағы ағайындарға хабаршы жіберу арқылы сұраған. Сүйінші хабарды жеткізушілер ұл туылған болса немесе жылқышы туылды деп, ал қыз бала туылған болса көйлек тігер немесе сауыншы туылды депхабарлаған. 
Дүниеге келген нәрестенің отбасы (анасы мен әкесі, әжесі мен атасы, т.б.) қуаныштарын көрші-қолаң, ағайын-туысты жинап, той-думан жасап атап өтеді. Ол тойға жақын туыстары мен жора-жолдастары келіп, нәрестенің жақсы азамат болып өсуіне тілектерін білдіріп, шамаларынақарай сыйлықтарын береді, шашу шашады. Баланың анасына туған туыстары ерекше күтіммен қарайды. 
Туылған ер баланы отыз күн, қыз баланы қырық күн суға түсіріп, денесін сылап, буындарын созады. Қырқынан шығару жоралғысын қырық күн өткен соң жасайды. Оны ағайын-туысы болып келетін сыйлы, жасы үлкен әйел кісіге тапсырады Қазір күндегі «Шілдехана» тойының сценариі мүлдем басқаша. Дегенмен, түпкі мағынасы сақталған, яғни бала дүниеге келгеніне байланысты қуаныш тойы ретінде аталып өтеді.

«Шілдехана» сәбидің алғашқы тойы.

«Шилдехана» — это праздник, посвященный рождению новорожденного, одна из многих традиций казахского народа, который является фактический первый праздником в жизни малыша.  По обычаю гостям можно приходить на праздник по приглашению или без него для того, чтобы выразить свое пожелание ребенку и поздравить его родителей .  История зарождения обряда связана с тем, что наши предки считали, что новорожденному  ребенку  в первые сорок дней его жизни нужна защита от различных демонов или сглаза посторонних людей. В этот период наиболее пристально следили за здоровьем и состоянием матери и новорожденного.  По происшествию 40 дней проводились определенные ритуалы и обряды, которые способствовали по мнению старшего поколения, здоровой и счастливой жизни малыша. В наши дни эту дату (40 дней от роду) приурочили к празднованию рождения младенца, когда он достаточно окрепнет, чтобы можно показать его всем и принять поздравления от друзей и пожелания от старшего поколения.

     По традиции  полагалось дарить подарок или денежный приз тому, кто первый принесет радостную весть о рождении  ребенка отдаленно живущим родичам, так как рождение ребенка было счастливым событием для всех родственников. Родители ребенка накрывали дастархан и приглашали родственников, соседей и друзей, чтобы совместно отпраздновать  рождение нового члена семьи. Гости выражали свои добрые пожелания новорожденному и его родителям и дарили различные подарки. Если родился мальчик, то ритуал празднования и традиционно  первого купания проводили через 30 дней, если девочки — через сорок дней. Ритуал купания ребенка доверяли одному из старших и самых уважаемых родственников.

«Шилдехана» — первое и знаменательное событие в жизни ребенка.

Теги: тусаукесер, Салт дастур, Қазақ салт-дәстүрлері, бесік жыры, бесик той, бесікке салу, нәресте,

Шилдехана — это праздник в честь рождения младенца. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят «кутты болсын»,»бау берик болсын» («поздравляем!», «пусть малыш будет здоров»). Вечером собравшиеся гости веселятся и угощаются обильным ужином.

Сразу же после рождения встает вопрос, какое имя будет дано ребенку. По обычаю казахов ребенку дают имена батыров, исторических личностей, также к именам любят добавлять бек, бай, хан, султан. Стараются давать красивые имена, имена знаменитых людей, чтобы ребенок хотя бы немного стал похож на того человека, чьим именем его нарекают.  Вместе с тем родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена давались часто в зависимости от ситуации при рождении ребенка. Например, если он появился в месяце Наурыз, то называли сына Наурызбаем. во время айта — Айтбаем,  если рождались одни девочки, то им давали имена Улбосын, Ултуган, Улмекен (ул — мальчик) в надежде, что следующим родится обязательно наследник.

Давать имя, конечно, будут непременно свекры, особенно если это первый ребенок у молодых.  Если же молодые родители захотят назвать своего ребенка сами, то старшее поколение может не на шутку обидеться.  Такая самостоятельность трактуется как неуважение к старшему поколению.  Как только имя ребенку выбрали, проводится обряд  «наречение имени», когда мулла читает азан ребенку в правое ушко (призыв к сбору на молитву), а в левое ушко читается икамат (призыв к началу молитвы). После этого ребёнку оглашается имя и за него читается молитва с прошением для него лучшей доли. Вечером собираются гости из самых близких родственников, отец ребёнка, приносит в жертву барашка, и всё жертвенное мясо раздаётся.

Роженице приносят «калжа». «Калжа» — это мясное блюдо, которая специально готовится для роженицы. Способ ее приготовления очень прост — мелко нарезанную баранину варят, добавляя по вкусу лук. «Калжа» приносят родные роженицы. Это, с одной стороны, забота о женщине, чтобы она быстрее восстановила здоровье, а с другой стороны — знак уважения, внимания. Считалось, что роженице непременно надо съесть калжа, чтобы она не болела болезнями, присущими женщинам после родов – выпадением зубов, высокой утомляемостью и частыми простудами. Помимо поедания калжа, женщине не позволялось купаться в течение семи дней, ее тепло укутывали для того, чтобы она хорошенько пропотела. Горячие супы и обжигающий чай – вот основное питание только родившей женщины. Считалось, что вместе с потом выходят все болезни. Через семь дней роженица возвращалась к обычному ритму жизни.

Через три дня после рождения ребенка, родители проводят еще один обряд. Этот обряд  называется «бесик той», когда родителям дарят их первую люльку и киндик шеше пеленает малыша и кладет его в бесик, все это дело сопровождается специальнымит песнопениями и завершается застольем.  У казахского народа есть понятие «киндик шеше». При рождении ребенка, специально приглашенная женщина разрезает пуповину появившемуся на свет ребенку. «Киндик кесу» (разрезать пуповину) ребенку достается уважаемой женщине или мудрой бабушке. После чего женщине вручают положенный презент «киндик кесер». Женщину, обрезавшую пуповину, называют «киндик шеше» (шеше-мать), и она также считается матерью ребенка. Позже «киндик шеше» может прийти в дом, где растет ребенок и попросить любую вещь, в чем не отказывают. Киндик шеше обязательно должна была быть энергичной, благовоспитанной, честной, обладать и другими хорошими качествами, и, так как согласно магическим верованиям, бытующим у казахов, ее качества передаются ребенку. Пуповина служила оберегом, ее заворачивали в ткань и пришивали к его колыбели.

К изголовью колыбели привязали тұмap – амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где был установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок памперсов!), бросили конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разобрали женщины, не имеющие детей.

На седьмой день, во время праздничного угощения киндик шеше обязательно получала шейную часть барана — «мойын ет», которую должна была тщательно очистить от мяса, чтобы ребенок был таким же чистым и гладким, как кость. Затем она насаживала позвонки на палочку, чтоб ребенок крепко держал шею. В дальнейшем эти палочки хранили в укромном месте в течение всей жизни человека.

Считалось, что те, кто не лежал в бесике, не получил должного воспитания.

При написании статьи использовались следующие материалы:

  1. А. Абатаев «Некоторые верования и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка»
  2. Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая. Алма-Ата. Наука.1986 г.
Четыре казахских праздника в честь рождения ребенка, про которые вы могли не знать
Фото — Открытые источники

Первые 40 дней после рождения младенца у казахов всегда очень насыщенные.

Рождение малыша дает поводы для застолий чуть ли не каждый день. Редакция Caravan.kz составила список этих поводов и связанных с ними традиций.

Шилдехана

Так называется празднество, посвященное собственно рождению ребенка. Шилдехана проводится в первую неделю после радостного события, обязательно в нечетный день — третий, пятый или седьмой.

Родители сообщают всем счастливую новость, приглашая на той, а гости приносят новорожденному первые подарки и желают ему всех благ — считается, что чем больше добрых слов, тем лучше для судьбы малыша. Шилдехану стараются проводить пышно, отмечая не только застольем, но и айтысами, байгой, кокпаром. При этом по традиции в этом празднике должна участвовать только молодежь, пожилые люди приходят уже на следующие праздники.

Его древний смысл — защитить новорожденного от злых духов, отпугнуть их шумом и весельем, показать, что есть кому вступиться за младенца. Сейчас этот праздник часто проводят в день выписки, собирая всю семью от мала до велика.

Калжа той

Отдельное застолье проводится в честь новоиспеченной матери. При этом первоначальный смысл этого тоя был исключительно практическим — его устраивали, чтобы помочь роженице как можно скорее восстановить силы после родов. Для калжа тоя сторона мужа обычно заранее готовила ягненка, которого зарезали после рождения ребенка. Взрослых животных не брали, потому что у роженицы зачастую слабело не только здоровье целиком, но и зубы, поэтому ей могло быть сложно жевать жесткое мясо. Но даже ягнятину было принято варить очень долго, чтобы мясо получилось как можно нежнее, а сорпа стала густой и ароматной. Роженица начинала есть еще до начала тоя — ей отдавали печень, которая считалась одной из самых питательных и полезных частей.

На калжа той приходили только женщины, и такое приглашение было для них особой честью. Они также желали роженице как можно больше хорошего, обменивались своим материнским опытом, дарили полезные подарки.

Далее наступало время сорпы. Недавно родившую мать укутывали в одеяла и начинали поить горячей сорпой. Этот обычай называется «шилде теры», то есть женщине нужно как следует пропотеть, согревшись ароматным бульоном. Во времена, когда под рукой не было, например, антибиотиков, это был эффективный способ помочь иммунитету женщины справиться с возможными осложнениями после родов.

В завершение калжа тоя было принято проводить несколько ритуалов с костями съеденного ягненка. Асык, специально очищенный близкой к роженице женщиной, вешали в изголовье колыбели. Еще одну кость покрупнее откладывали для мастера, чтобы он сделал специальную трубочку, которая поможет малышу ходить в туалет, лежа в колыбели. А шейные позвонки ягненка нанизывали на нитку и вешали в укромное место — считалось, что тогда малыш будет крепким, здоровым и рано начнет держать голову. Эти косточки нужно было очистить особенно тщательно, чтобы ребенок был таким же гладким и белым.

Сейчас калжа той обычно устраивает новоиспеченная бабушка со стороны отца, и это, скорее, дополнительный повод для праздника. Матери с новорожденными зачастую не решаются поехать в ресторан, где проводится калжа, из соображений безопасности, подарки и пожелания им передают позже.

Бесик той

Отдельного празднества удостоилось перекладывание младенца в колыбель. Бесик для казахов всегда был особенным предметом. Ломать его и тем более сжигать строго запрещалось, считалось, что это прервет род человека, для которого бесик был сделан. Нельзя было качать пустой бесик, это могло привлечь злых духов.

На этот небольшой праздник обычно приглашаются самые близкие родственники с обеих сторон. Они приносят подарки для матери и малыша, сваты также обмениваются дарами. Главное действие начиналось после застолья.

Сначала комнату с бесиком окуривали специальными травами, чтобы очистить ее от присутствия темных сил. Потом наступало время ритуала «тыштырма» — в отверстие в бесике, которое исполняет роль горшка, кладут всякие сладости, курт, иримшик, и они должны упасть наружу. Когда это происходит, угощения собирают женщины, которые не могут забеременеть, чтобы они смогли стать матерями. Часть сладостей достается детям.

И вот тогда бабушка берет младенца и кладет его в бесик. Мальчика в бесике накрывали богатым чапаном, а рядом клали камчу, чтобы в будущем ребенок мог стать влиятельным богатым человеком. Для девочек было принято класть свои дары, чтобы они выросли красавицами и были счастливы в жизни.

Также есть вариант обряда, в котором он заканчивается очень весело: бабушка, которая клала младенца в бесик, садится на колыбель сверху, хватает камчу и притворяется, что бесик это лошадь, на которой она скачет. Тогда другие гости начинают задавать ей шутливые вопросы об этом «путешествии», а старушка остроумно отвечает.

Бесик той в последние годы проводится реже, чем раньше.

Қырқынан шығару

Название этого праздника можно перевести примерно как «вывод ребенка из 40 дней». Считалось, что именно на сороковой день ребенок становится мене уязвимым для злых сил, поэтому этот день праздновали особым ритуалом. До этого малыша никому не показывали, видеть его могли только мать и бабушки.

Для этого ритуала готовится ванночка с теплой водой, которую ставят на белую ткань. Потом из этой ванночки сорок ложек воды нужно перелить в деревянную чашу, в которую также кладутся украшения, фасоль, монетки, желательно золотые и серебряные. также можно положить бусины для девочки и асыки для мальчика. Считается, что все это принесет удачу и богатство.

Ребенка кладут в ванночку и поливают его водой из чаши, а гости в это время произносят добрые пожелания. Украшения длостаются женщинам, которые проводили омовение.

После этого младенцу впервые в жизни стригут ногти и волосы. Ногти было принято закапывать в землю там, где не ходят люди, а волосы хранились в отдельном свертке. Обычно стрижку доверяли кіндік шеше, которая за эту важную роль получала богатый подарок.

Также ребенка переодевали в новую одежду, а рубашку, которая была на нем во время церемонии, дарили бездетной женщине.

Также на сороковой день принято приглашать муллу, который даст ребенку официальное имя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Школьные праздники статьи
  • Школьная елка праздник
  • Шикарный сценарий на день матери
  • Школьная вселенная сценарий
  • Шикарный накрытый стол на праздник