Шли на бой ребята ровесники твои сценарий

Литературно-музыкальная композиция помогает погрузиться в атмосферу военного времени, услышать и понять детей, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. 

МБОУ  Аларская  СОШ

Встреча  пионеров  с  ветеранами  войны  и  тыла

(литературно-музыкальная композиция)

Шли  на  бой  ребята, ровесники  твои

(дети в возрасте от 11 до 18 лет, родители, ветераны, учителя)

                            Подготовила:

                                   учитель русского языка и    

             литературы

                Дуброва О.И.

2017 год

Цели:

  1. Воспитание патриотических чувств  к своей родине, уважения к отечественной истории.
  2. Организация встречи с живыми свидетелями Великой Отечественной войны
  3. Сохранение памяти о детях войны, которые стали героями.
  4. Вовлечение родителей в процесс совместного творчества с                        

детьми

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедиа (во время выступления идет презентация  с фотографиями военных лет, фактами фото пионеров –героев)

Форма проведения: литературно- музыкальная гостиная

Оформление: Сцена оформлена  в соответствии с  тематикой  ( в оформлении принимают участие родители) – изготовление плакатов, надписей, необходимого инвентаря.

Краткий план:

1 часть.

  1. Вступление. Песня «Прощание Славянки». Разыгрывается сцена: играющие дети внезапно становятся взрослыми, защитниками своей земли.
  2. Основное содержание.
  1. Пионеры – Герои Советского Союза. Используем фото –презентацию (Приложение)
  2. Художественное чтение учащимися  отрывков из произведений Л.Кассиль « У классной доски», Воскобойников «Девятьсот дней мужества»
  3. Знакомство с Дневником Тани Савичевой.
  4. Минута молчания
  1. Заключение. Песня «День Победы»

2 часть. Круглый стол. Чаепитие.

Ход мероприятия

Звучит  «Прощание  Славянки»

На  сцене —  застывшие  фигуры  детей. Кто- то  со скакалкой  в  руке,  кто-то  с  мячом,  кто-то  с книгой и т.д.

Ведущий 1 ( в роли ведущего – родитель):

Страна  росла,

Трудилась  неустанно,

Сил  набиралась  мирная  страна.

И  вдруг –

Тревожный  голос  Левитана:

— Внимание,  товарищи,  война!

Война! Война!

В  ушах  гремели  взрывы.

Полнеба  дым  пожарищ  закрывал.

И  в  полный  рост, строги  и  молчаливы,

Все  встали  на  борьбу – и  стар,  и  мал.

На  землю  нашу  грозно  враг  ломился

Под  орудийный  грозовой  раскат…

И  пионер  солдатом  становился

И  воевал  бесстрашно,  как  солдат.

Звучит  песня   «Священная  война». Фигуры  оживают,  встают  в  одну  линию.

Голос из-за сцены:

-Могли  ли  мальчики  и  девочки,  юноши  и  девушки  смириться  с  фашистской  неволей?

Дети: Нет!

Голос: Могли  ли  они  спокойно  слушать  чужую  речь  на  родной  земле,  речь  врага?

Дети: Нет! нет! 

Голос: Могли  ли  они  согласиться  носить  на  шее  бирку  с  трехзначной  цифрой  и  со  словом «ОСТ»?

Дети: Нет! Нет! Нет!

(Идет презентация) Приложение.

Ведущий 2: Вспомним  сегодня  то  страшное  явление,  которое  зовется  коротко «война». Войн  на  Земле  было  много, да  и  сейчас  они  не  прекращаются. Мы  вспомним  о  войне,  которая  не  зря  называется  Великой. Сколько  горя  она  принесла,  сколько  унесла  человеческих  жизней  разных  народов. В  те  годы  весь  шар  земной  был  в  тревоге. Но  больше  всего  досталось  детям.

Ребенок 1: Сколько  мужества  и  героизма  они  проявили,  встав  вровень  с  взрослыми  на  защиту  нашей  страны. Дети  принимали  участие  в  сражениях,  воевали  и  в  партизанских  отрядах  и  в  тылу  врага.

Ребенок 2: Не  звонкими  кострами,  а  горьким,  испепеляющим  пожаром  вспыхнула  земля  на  июньском  рассвете  сорок  первого. Дети  войны… Они  рано  и  быстро  взрослели. Недетская  это  тяжесть,  война,  а  хлебнули   ее  полной  мерой.

Ведущий 1: До  войны   это  были  самые  обыкновенные  мальчишки  и  девчонки. Учились,  помогали  старшим,  играли,  бегали,  прыгали, разбивали  носы  и  коленки. Но  пришел  час,  и  они  показали,  каким  огромным  может  стать  детское  сердце, когда  разгораются  в  нем  священная  любовь  к  родине  и  ненависть  к  ее врагам.

 Ведущий 2: Маленькие  герои  большой  войны. Они  сражались  рядом  со  старшими —  отцами,  братьями.

Читают пионеры:

-Вчера  мы  писали  диктанты,

Чертили  на  досках  круги,

А  утром  уже  интенданты

Нам  выдали  сапоги.

-В  широкой  армейской  шинели

Мы  ростом  казались  малы,

Мы  песни  заливисто  пели,

Скребли,  провинившись,  полы.

-Когда  же,  идя  на  ученья,

Мы  путали  ногу  подчас:

— Двадцать  пятого  года  рожденья!

С  усмешкой  кивали  на  нас.

-Но  фронт  наступил!

Мы  мужали

В  сражениях  день  ото  дня,

С  соседом  до  битвы  сдружаясь,

Друзей  после  битв  хороня.

-Орудия,  танки,  повозки

Гремели  по  городам,

И  пели  по – чешски  и  по- польски

Веселые  девушки  нам.

-А  в  час,  когда  звезды  студены,

Над  онемевшей  рекой

Немецкие  аккордеоны

Рыдали  рязанской  тоской.

Ведущий 1: Мальчишки. Девчонки. На  их  хрупкие  плечи  легла  тяжесть  невзгод,  бедствий,  горя  военных  лет. И  не  согнулись  они  под  тяжестью. Стали  сильнее  духом,  мужественнее,  выносливее.

Звучит стихотворение:

Мы  были  серыми,  как  соль.

А  соль  на  золото  ценилась.

В  людских  глазах  застыла  боль.

Земля  дрожала  и  дымилась.

Просили,  плача:  «Мама, хлеба!»

А  мама  плакала  в  ответ.

И  смерть  обрушивалась  с  неба,

Раскалывая  белый  свет.

Да,  мало  было  хлеба,  света,

Игрушек,  праздников,  конфет.

Мы  рано  выучили  это

Безжалостное  слово  «нет!»

Так  жили  мы,  не  зная  сами,

Чем  обделила  нас  война.

И  материнскими  глазами

В  глаза  смотрела  нам  страна.

Мы  были  бережно  хранимой

Ее  надеждой  в  горький  час-

И  свет, и  соль  земли  родимой,

И  золотой ее  запас.

В исполнении родителей звучит песня «Здесь птицы не поют»

Ведущий 2: В  годы  Великой  Отечественной  войны  тысячи  юных  патриотов  помогали  бороться  с  фашистами  на  фронтах   и  в  партизанских  отрядах,  об  их  подвигах  написаны  песни,  книги,  сняты  фильмы. Четыре  пионера  удостоены  звания  Герой  Советского  Союза.

(Идут слайды с фотографиями пионеров – героев) Приложение.

Пионеры озвучивают:

— Валя  Котик, 17  февраля  1944  года  погиб  от  немецкой  пули,  выполняя  боевое  задание.

    —  Марат  Казей, был  окружен  в  бою  и  чтоб  не  сдаться  врагам,  взорвал  себя  гранатой,  а  вместе  со  мной  взорвались  и  несколько  фашистов.

—  Зина  Портнова,  член  подпольной  организации,  при  выполнении  боевого  задания  попала  в  засаду. Фашисты  жестоко  надругались  надо  мной,  прежде  чем  расстрелять:  выкололи  глаза,  отрезали  уши,  выкрутили  руки.

  — Леня  Голиков  погиб  смертью  храбрых  24  января  1943  года  в  неравном  бою  с  фашистами. Ему  было  16  лет.

     Звучит стихотворение

     Ты  помни,  что  когда- то

В  густом  дыму,  в  крови

Шли  на  бой  ребята,

Ровесники  твои

Пускай  сейчас  их  нету,

Но  только  все  равно

Их  песни  недопетые

Допеть  нам  суждено

Пускай  в  сраженье  правом

Скосила  смерть  ребят

Но  все ж  на  фланге  правом

Всегда  они  стоят

Всегда  герои  с  нами

Стоят  в  строю  одном,

Мы  имена  их  знаем,

В  лицо  их  узнаем!

Ведущий 1: А  вот  как  писатели  того  страшного  времени  рассказывают  истории,  произошедшие  с  детьми.

Пионер: «…Немцы  пришли  в  село. Зашли  в  школу. Шел  урок. Немцы  потребовали,  чтобы  ребята  показали  на  карте,  где  находятся  партизаны. Ксения  Андреевна   и  ребята  сказали,  что  они  не  знают,  тогда  фашист  навел  на  учительницу  пистолет  и  стал  считать. Костя  Рожков   вышел  к  доске  и  изо  всех  сил  ударил  черную  гладь  доски. Так  делают, когда,  исписав  одну  сторону,  собираются  перевернуть  на  другую. Доска  с  размаху  ударила  фашиста. А  Костя  выпрыгнул  в  окно,  которое  было  за  доской,  и  убежал  в  лес. Тут  и  партизаны  подоспели».  (Л.Кассиль. «У  классной  доски»).

Пионер: «…Даша  стала  бойцом  комсомольского  бытового  отряда. Утром  Даша  обходила  жителей  дома… Во  многих  квартирах  лежали  больные  люди. От  голода  они  слабели,  не  могли  подняться  и  ждали  Дашу. Придет  Даша,  принесет  немного  дров,  печку  затопит —  станет  теплее. Однажды  вошла  она  в  квартиру.. а  там  темно, холодно..  и  вдруг  увидела:  в  дальней  комнате  на  кровати,  накрывшись  одеялом,  сидят  двое  детей —  девочка  и  мальчик.

— А  где  мама  ваша? – спросила  Даша.

—  Наша  мама  вчера  утром  пошла  за  хлебом  и  не  идет  назад,  наверное  очередь  длинная, — ответил  мальчик.. Поняла  Даша,  что  мама  у  детей  погибла  от  вражеского  снаряда,  или  упала  на  улице  от  слабости  и, может  быть  умерла». (Воскобойников  «Девятьсот  дней  мужества»)

Ведущий 2:  28  августа  в  Ленинград  пробился  последний  поезд  с  хлебом,  потом  враги  заняли  железные  дороги  на  подступах  к  городу. Только  по  Ладожскому  озеру  небольшие  речные  баржи  подвозили  продукты. В  октябре  начались  штормы,  баржи  выбрасывало  на  берег, как  спичечные  коробки. В  ноябре  пришли  морозы,  озеро  стало  замерзать,  и  баржи  не  могли  пройти  между  льдинами. С  10  ноября  ленинградцы  получали  в  день  125  граммов  хлеба. Небольшой  кусок  хлеба —  и  больше  никаких  продуктов. К  страшному  слову  «блокада»  прибавилось  слово «голод». Ленинградцы  слабели,  многие  едва  двигались, многие  умирали.

Пионеры:

1: Жила  в  Ленинграде  пионерка  Таня  Савичева. Жила  в  большой  веселой  семье. Старшая  сестра, Женя,  работала  конструктором  на  заводе. Брат  Леня,  дома  его  звали  Лекой,  работал  на  другом  заводе. Братья  Таниного  отца,  дядя  Вася   и  дядя  Леша,  работали  в  книжном  магазине. Танина  мама  и  старая  бабушка  варили  обед  большой  семье,  стирали  одежду,  а  в  воскресенье  пекли  вкусные  пирожки. Когда  началась  блокада,  пирожки  печь  стало  не  из  чего. А  потом  наступил  голод. Есть  хотелось  весь  день,  а  по  ночам  снились  пирожки.

2: Тане  Савичевой  было  одиннадцать  лет. Она  вела  дневник. Вот  страницы  из   дневника  Тани  Савичевой

3: Женя  умерла  28  декабря в 12ч. 30 мин  1941  года.

4: Бабушка  умерла 25  января в  3 часа  дня  1942 года

5: Лека  умер  17  марта  в  5  часов  утра  1942  года

6: Дядя  Вася  умер 13  апреля в  2  часа  ночи 1942  года

7: Дядя  Леша  умер  10  мая  в  4   часа  дня  1942  года

8:Мама  13  мая  в  7ч. 30 утра  1942  года

9: Савичевы  умерли.  Умерли   все. Осталась  одна  Таня.

Ведущий 2: Умирающую  Таню  удалось  увезти  из  блокадного  Ленинграда. Но  спасти  ее  было  нельзя. В  Горьковской  области,  в  рабочем  поселке  Шатки, на  ее  могиле  поставили  пионеры   памятник….

Стихотворение читает родитель – папа (желательно наизусть, но можно и просто читать выразительно)

Был  трудный  бой. Все  нынче  как  спросонку,

И  только  не  могу  себе  простить:

Из  тысяч  лиц  узнал  бы  я  мальчонку,

А  как  зовут,  забыл  его  спросить.

Лет  десяти – двенадцати. Бедовый,

Из  тех,  что  главарями  у  детей,

Из  тех,  кто  в  городишках  прифронтовых

Встречают  нас  как  дорогих  гостей,

Машину  обступают  на  стоянках,

Таскать  им  воду  ведрами —  не  труд,

Приносят  мыло  с  полотенцем  к  танку

И  сливы  недозрелые  суют…

Шел  бой  за  улицу. Огонь  врага  был  страшен,

Мы  прорывались  к  площади  вперед.

А  он  гвоздит —  не  выглянуть  из  башен,-

И  черт  его  поймет,  откуда  бьет.

Тут  угадай – ка,  за  каким  домишкой

Он  примостился – столько  всяких  дыр,

И  вдруг  к  машине  подбежал  парнишка:

— Товарищ  командир,  товарищ  командир!

Я  знаю,  где  их  пушки. Я  разведал..

Я  подползал, они  вон  там,  в  саду..

— Да  где  же,  где? – А  дайте  я  поеду

На  танке  с  вами. Прямо  приведу.

Что ж, бой  не  ждет! – Влезай  сюда,  дружище! –

И  вот  мы  катим  к  месту  вчетвером.

Стоит  парнишка – мины,  пули  свищут,

И  только  рубашонка  пузырем.

Подъехали. – Вот  здесь. – И  с  разворота

Заходим  в  тыл,  и  полный  газ  даем.

И  эту  пушку, заодно  с  расчетом,

Мы  вмяли  в  рыхлый, жирный  чернозем.

Я  вытер  пот. Душила  гарь  и  копоть:

От  дома  к  дому  шел  большой  пожар.

И, помню, я  сказал: — Спасибо,  хлопец! –

И  руку,  как  товарищу,  пожал..

Был  трудный  бой. Все  нынче,  как  спросонку,

И  только  не  могу  себе  простить:

Из  тысяч  лиц  узнал  бы  я  мальчонку,

Но  как  зовут,  забыл  его  спросить.

             А.Т.Твардовский

Ведущий 1: В  те  дни  рано  взрослели  мальчишки  и  девчонки,  наши  ровесники:  они  не  играли  в  войну,  они  жили  по  ее  суровым  законам. Величайшая  любовь  к  своему  народу  и  огромная  ненависть  к  врагу  позвали  детей  огненных  сороковых  годов  на  защиту  Родины. Сколько  им  было?  12 – 14. Многие  из  этих  ребят  так  и  не  стали  взрослыми,  их  жизнь  оборвалась  на  рассвете….

Ведущий 2: «Никто  не  забыт,  ничто  не  забыто..» —  пусть  эта  замечательная  традиция  нашего  народа  станет  традицией  и  нашей  жизни,  ребята. Пусть  светлая  память  о  павших  соединится  с  готовностью  беречь  и  защищать  нашу  великую  Родину.

Ведущий 1: И  пусть  каждый  задаст  себе  вопрос: «А  я  смог  бы  поступить  так?» — и, ответив  самому  себе  искренне  и  честно, подумает,  как  надо  сегодня  жить  и  учиться,  чтобы  быть  достойным  памяти  своих  замечательных  ровесников,  юных  граждан  нашей  страны.

Минута  молчания.

Чтение стихотворения:

Зачем  ты,  война,  у  мальчишек  их  детство  украла

И  синее  небо,  и  запах  простого  цветка?

Пришли  на  заводы  работать  мальчишки  Урала,

Подставили  ящики,  чтобы  достать  до  станка.

И  вот  неподкупной  зимою  военного  года,

Когда  занимался  над  Камой  холодный  рассвет,

Собрал  самых  лучших  рабочих  директор  завода,

А  было  рабочим – всего  по  14  лет.

В  усталые  лица  глядело  суровое  время,

Но  каждый  в  себе  довоенное  детство  нашел,

Как  только  рабочую  премию – банку  варенья –

Пред  ними,  мальчишками,  кто-то  поставил  на  стол.

И  вот  над  заводом, над  лесом,  в  снегу  задремавшем,

Среди  подступившей  внезапно  к  сердцам  тишины,

Повеяло  чем — то  давно  позабытым, домашним,

Как  будто  бы  не  было  больше на  свете  войны.

..Ах, банка  варенья, простое  и  верное  средство

Напомнить  о  том,  что,  как  жизнь  у  людей  ни  горька,

Но  будет  еще  у  мальчишек  и  солнце,  и  детство,

И  синее  небо,  и  запах  простого  цветка!

В. Радкевич

Звучит  песня «День Победы». Актеры  кланяются,  уходят.

После выступления пионеры и родители общаются с ветеранами  (за чаепитием), слушают их рассказы, задают им вопросы.

Ожидаемые результаты: дети и родители станут ближе друг другу духовно, потому что вместе будут готовиться к выступлению, а также  пообщаются с ветеранами, которые не понаслышке знают о войне. Участники вместе вспомнят эти трагические события, почувствуют схожие эмоции ( боль за детей войны, гордость за их подвиги и др.), в результате чего они станут роднее друг другу.

Вступительное  слово  

Здравствуйте,  уважаемые  наши  ветераны! Дорогие  для  нас  люди!

Сегодня  мы  пригласили  вас  на  встречу, чтобы  ближе  познакомиться, лучше  узнать  друг  друга. Это  встреча  двух  поколений. Вы  посмотрите  на  нас —  пионеров,  а  мы  внимательно  послушаем  ваши  рассказы  о  себе, о  своей  жизни,  о  бедах, и   ответственности,  которую  на  вас  возложила  ВОВ.

 Мы  хотим  сказать вам  спасибо. Спасибо,  что  вы  пришли  сегодня,  откликнулись  на  наше  приглашение. А  самое  главное  мы  хотим  сказать  вам  спасибо  за  то,  что  сегодня  мы  живем  в  сильной  независимой  стране,  у  нас  есть  возможность  спокойно  учиться, работать,  растить  детей,  и   просто  радоваться  жизни!  Спасибо  вам  сердечное!

  Мы  считаем,  что  люди,  на  чьи  плечи  легли  все  тяготы  военного  времени  —  герои,  хотя  бы  только  потому,  что  они  пережили  этот   тяжелейший  исторический  период  нашей  страны  и  вышли  из  него  достойно, победителями!

  Тема  нашей  сегодняшней  встречи  «Шли  на  бой  ребята, ровесники  твои».

   Эта  тема  неслучайно  выбрана  нами,   мы  хотим  вспомнить  о  том, что  понятия  «война»  и  «детство»  несовместимы  но  это  было,  дети  в  то  время  не  просто  жили,  многие  из  них  вступили  в  партизанские  отряды  и  воевали  наравне  со  взрослыми, их  помощь  также  неоценима. Воевали  и  пионеры,  четыре  из  них  удостоены  звания  Герой  Советского  Союза.

Наш  долг  и  святая  обязанность —  помнить  и  чтить  память  людей, которые  проливали  свою  кровь  за  нас, которые  умирали  от  голода  за  нас, отдали  свои  жизни  за  нас!

Приложение

D:СтолФОТО Документы,паспорта,свидетельстваimg022.jpg

На фото ветеран тыла Пешкова Антонида Трофимовна и ветеран войны Доровской Валентин Николаевич вместе с пионерами.  Апрель 2009 года.

Литература:

  1. Корольков Ю. Леня Голиков – М.: Малыш, 1980 – (Пионеры –герои)
  2. Набатов Г. Зина Портнова.- М.: Малыш, 1980 – (Пионеры –герои)
  3. Присягаем победой: Сборник стихов о Великой Отечественной войне. – М., 1986.
  4. Стихи и рассказы о войне. – М., 2003
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем» №  7, 12 – 2005г
  6. www. wikipedia.ru
  7. http://go.mail.ru/search_

Вундер Вера Викторовна.
Учитель начальных классов
Без категории
Классный час в 4 классе
На тему
« Шли на бой ребята, ровесники твои»
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать 
любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной 
войне.
Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Форма: классный час.
Методы: рассказ­беседа.
Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение 
(песни военных лет), песня «Священная война», марш праздник Победы. 
Рассказы и стихи советских писателей, доклады детей, фронтовые письма и 
фотографии 1941­1942 года, из сообщения о вероломном нападении Германии 
на СССР (Левитан), фрагмент из фильма.
Ход занятия
Ребята, 9 мая наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы, сегодня наш
классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые 
помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.
…Летней ночью, на рассвете, 
Гитлер дал войскам приказ 
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,— 
Это значит — против нас.
Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан)
Учитель начинает тему с исторического экскурса в прошлое: Из сообщения мы 
с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без 
объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав 
мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная 
война (песня «Священная война»).
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины 
и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, 
своих родных.
1) Фото(1) женщина провожает сына на фронт. Фото 1
Учитель обращается к детям с вопросом: «Ребята, скажите, пожалуйста, как вы 
думаете, а кто остался дома?».
Ответ: Старики, дети, женщины. Да, правильно!
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех 
делах.
­ А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
Учитель показывает фотографии детей военных лет.
2) На (2) фотографии изображен мальчик (ему лет 12 ­14), он небольшого 
росточка, а стоит на 2­х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, 
который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, 
который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он 
не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, 
но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать,
и дети помогали взрослым. 3) На (3) фотографии мальчик стоит на табуретке.
Фото 2
Фото 3
Рассказ о мальчике.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень 
тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, 
потому что из­за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во 
время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что 
на какое­то мгновение силы оставили мальчика. То ли из­за того, что он почти 
ничего не ел, то ли из­за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была 
очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и 
здоровый мужчина. Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше 
детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на
фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем­
то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали 
эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались 
именно папе.
4) Посмотрите на фотографию (4) (мальчик на танке). Сейчас девочки 
прочитают вам рассказ про мальчика, который помог взрослым во время боя на 
улицах города.
Фото 4
Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, 
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,— 
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай­ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: — 
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду 
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём. Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота 
Заходим в тыл, и полный газ даём. 
И эту пушку, заодно с расчётом, 
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал­ 
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку, 
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.
5) Ребята, посмотрите на фотографию (5).
Фото 5
­ Что здесь изображено? Как вы думаете?
У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним 
подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них 
напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в
засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время
немцев, не дать пройти им на нашу землю.
­ А кто такие партизаны? Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на
территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.
Песня «Землянка»
Учитель задает детям вопрос: Ребята о чем говорят эти фотографии?
Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на 
заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые 
помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.
Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина
Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков.
Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.
­ Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.
Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в 
госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, 
чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату 
получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, 
если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке 
это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто­то его любит и ждет!
Фото 6
Письмо мальчика на фронт
«Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил 
фашистов чтo есть мочи и поcкoрeeвозвращался домой живым, а то 
мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что 
ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.«Твой сын Женя»
Даже есть стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». 
На эти стихи написана известная песня.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
А солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.
И сегодня я хочу показать вам эти письма. Эти треугольники служили и 
конвертом и листом бумаги, на котором било написано письмо. Этим письмам, 
ребята, 64 года, написаны они были в 1941 – 1942 году. Посмотрите, какие были 
раньше фотографии, это черно­белые снимки небольшого размера.
Фрагмент из фильма о войне (В бой идут одни старики)
Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ 
мужественно сражался и дал отпор врагу.
Отрывок С.Михалков «Быль для детей»
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке, 
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски 
Под Москвой и под Орлом. 
Как, на запад наступая, 
Бились красные бойцы­
Наша армия родная
Наши братья и отцы…
Люди празднуют Победу! 
Весть летит во все концы: 
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин­победитель, 
Мой товарищ, друг и брат, Мой защитник, мой спаситель — 
Красной Армии солдат!
И в заключение ребята прочтут стихотворение М. Пляцковского
Музыка Марш «Праздник Победы»
Майский день сорок пятого
Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.
Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!
Музыка «День Победы»
Подведение итогов
КРОССВОРД 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название города­крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни 
войны.
Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на 
территории, захваченной врагом.
Военная машина с башней и пушкой.
Столица СССР.
Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.
Военный, охраняющий границу государства.

Классный час «Дети войны»

Автор сценария: Аввакумова Мария Ивановна,

учительница 4 б класса МБОУ «СНОШ им. В.Г.Павлова»

Цель:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа, своих родных и близких.
2. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.
3. Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
4. Развитие творческих способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации.

Вступление: Дорооболоруц, о5олор!

1 слайд (Никто не забыт, ничто не забыто)

Мотивационный настрой:

Бугуццу биьиги керсуьуубут туохха ананарый, о5олор? Бу датаны биьиги то5о умнуо суохтаахпытый?

2 слайд (Мирное довоенное время)

Страна росла,

Трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг –

Тревожный голос Левитана:

— Внимание, товарищи, война!

Война!…Война!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы

Все встали на борьбу и стар, и мал.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат…

И пионер солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат..

Погружение в тему: О5олор!

Сэрии уонна о5олор. (3 слайд)

Бу икки тыл эьиги санаа5ытыгар бииргэ туруон сеп дуо? (Суох)Мин санаабар эмиэ, бу икки тыл отой сепсеппеттер, хайдах да бииргэ турар кыахтара суох. О5о диэн – бу уеруу, оонньуу-кетуу, кулуу-салыы. Оттон сэрии – бу елуу-сутуу, урусхалланыы.

Основная часть:

Бэс ыйын 22 кунугэр фашистскай Германия биьиги дойдубутугар сэриинэн саба туспутэ.Онон туох баар киьи барыта бэйэтин тереебут дойдутун кемускэлигэр туруммута. Улахан дьону кытта тэбис тэццэ о5олор эмиэ естее5у кытта сэриилэспиттэрэ. Биьиги Сахабыт сиригэр о5олор сэриигэ барбыт дьоннорун оннугар улэлэспиттэрэ, оттон сэрии буолар сиригэр о5олор партизанскай этэрээттэргэ, дьицнээх сэриигэ киирэн улахан дьону кытта тэбис-тэццэ саа-саадах тутан сэриилэспиттэрэ.

4 слайд.(сэриигэ о5олор)

Ученица:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания мальчики!

Мальчики, поскорей возвращайтесь назад.

Ученик:

Ах, война, что ты, подлая, сделала

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

О5олор сэриигэ кыттан элбэх хорсун быьыыны оцорбуттара, аьара элбэх о5о сэриигэ елбутэ. Фашистар кинилэри о5олор диэн аьымматтар этэ, син биир улахан дьон курдук муцнццллара, сордууллара, елереллере. Сэрии буппутун кэннэ бу о5олорго Герой Советского Союза диэн саамай улахан на5арааданы туттарбыттара.

Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

Ученица 1 : Леня Голиков. Кини партизанскай этэрээккэ сулууспалаабыта. Кини кыра буолан немецтэр харабылларын куттала суох ааьар этэ, немецтэр бу кыра уол партизан буолуо диэн ейдеругэр да охсуллубат этэ.Онон кини араас наадалаах сорудахтары толороро, кини тиэрдибит кердеруулэрин туьанан партизаннар поезд бе5етун то5ута тэптэрбиттэрэ, немецтэр барыахтаах суолларын, муосталарын дэлби тэптэрэр этилэр. Биирдэ, бу кыра уол – Леня Голиков, немец генералын массыынатын гранатанан улту тэптэрэн баран чааьы быьа ойуур устун генералы сырсан, ситэн баран елерен, аьара наадалаах докумуоннаардаах суумкатын былдьаан ылан, партизаннарга тиэрдибитэ.Бу сыаналаах докумуоннары Москва5а ыыппыттара, олус сыаналаах докумуон буолан, Леня Голиковы Герой Советского Союза на5араадатыгар туьэрбиттэрэ. Онно бу баара суо5а 14 саастаах уол буоларын билбэккэ эрэ урдук на5араада5а туьэрбиттэрэ.Кини 1944 сыл тохсунньу ыйга ыарахан охсуьууга елбутэ. Кини онно 16 эрэ саастаах этэ.

Ученик 2: Сэрии са5аланаатын кытта Марат Казей ийэтин кытта олорор дэриэбинэтин немецтэр ылбыттара. Кини 4 кылааьы бутэрэн сылдьара. Оскуолаларыгар немецтэр казарма оцостубуттара. Сотору буолан баран марат ийэтин партизаннарга кемелеспутун иьин немецтэр тутан ылпн елербуттэрэ. Ол иьин Марат кыра балтын илдьэ партизаннарга ойуурга барбыта уонна разведчик буолбута.Кини эмиэ Леня курдук кыргыьыыга елбутэ. Ити кыргыьыыга немецтэр ахсааннарынан элбэхтэр этэ, кинилэр партизаннары тегеруйбуттэрин кэннэ, бутэьин ботуруона хаалыар дылы охсуспута уонна бутэьик гранататынан бэйэтин кытта немецтэри улту тэптэрбитэ. Кини ити геройдуу быьыытын иьин эмиэ Советскай Союз Геройун аатын ылбыта.

Ученик 3: Валя Котик сэрии са5аланыытыгар 11 эрэ саастаах этэ. Кини тереебут куоратыгар немецтэр киирбиттэрин кэннэ табаарыстарын кытта немецтэри утары охсуьарга сананан, партизаннарга кемелеспуттэрэ. Сэрии буолбут сирдэрин керийэн, онно хаалбыт сэрии сэбин хомуйан партизаннарга тиксэрэллэрэ. Немецтэр туох техникалаахтарын, тугу гынаары былааннаналарын разведкалаан билэн партизаннарга тириэрдэллэрэ. Онтон ийэтин уонна быраатын кытта партизаннарга курээн баран, сэриилэспитэ. Немец техникаларын, тимир суоллары урусхаллыыллара, немей ыскылааттарын уматаллара. Ол сылдьан иккитэ бааьырбыта. Кини эмиэ немецтэри кытта тэцэ суох охсуьууга елбутэ. Елбутун кэннэ киниэхэ Герой Советского Союза диэн улахан на5арааданы анаабыттара.

Ученица:

Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

Ученик:

Пускай сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Ученица:

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.

Ученик: Всегда герои с нами

Стоят в строю одном,

Мы имена их знаем,

В лицо их узнаем.

Оттон сэриигэ сылдьыбакка да, дьиэлэригэр хаалбыт о5олорго ессее ыарахан этэ. Кинилэр улахан дьон улэтин толороллоро, аччыктыыллара.

Слайд 5 (письма треугольники)

— Давайте возьмем солдатские треугольники, прочтем их.

В своем письме капитан Масловский обращался к сыну Юрию: «Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.»

Итог:

Сэрии 4 сылы быьа буолбута онно…

Слайд 6 (4 года, … дней, …)

Бу сэриигэ улахан дьону кытта тэццэ сэриилэспит, фроцца кемелеспут, аччыктаабыт о5олор туьунан умнарбыт сатаммат. Кинилэр геройдуу быьыыларын, олохторун ейдуех тустаахпыт. Бу сэрии о5олоро. Кинилэр сорохторо билигин бааллар, кинилэри санаац, билиц, хаьан да маннык алдьархай хатыламматын туьугар.

Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,
Как всходило Солнце в гари,
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда.
Эта память – верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

УРОК МУЖЕСТВА

«ШЛИ НА БОЙ РЕБЯТА,  РОВЕСНИКИ ТВОИ»

Ведущий 1          

Прошли года, прошли десятилетия с тех грозных, огненных военных лет, но каждый год мы  вспоминаем те трагические события далекой теперь уже Великой Отечественной войны. С первых дней войны поднялись азовчане на борьбу с врагом, на защиту своей земли, родного края, любимого города.

22 июня 1941 г. многие азовчане отдыхали за городом,  на Дону, по радио и со слов знакомых узнали о начале войны. В армию было мобилизовано около 45 тысяч жителей города и района. В Приазовье действовали партизанские отряды – Азовский и Александровский.  Рядом с Азовом базировался  248  авиаполк, который защищал донское небо.

Скажите, а где именно он располагался? Правильно. Под  Кулешовкой  и там,  в настоящее время стоит памятник героям летчикам. А где еще в нашем городе стоит памятник  военным летчикам? По улице Московской.

Ведущий  2         

В Азове размещался Отдельный Донской отряд сторожевых катеров. Штаб находился в  районе порта в доме недалеко от крепостных ворот.  Командиром отряда был Цезарь Кунников – Герой Советского Союза.

Ребята, а  скажите, пожалуйста, есть у нас в городе памятник Ц. Кунникову?  Он стоит во дворе школы №3, и она носит его имя.

Ведущий 1          

28 июля фашистские войска захватили Азов, около 5000  молодых людей  были угнаны в Германию, около 600 человек расстреляны. 

Вспомните, пожалуйста, где в нашем городе  находится  мемориальная доска жертвам фашизма в период оккупации города и района 1942-43 гг.?   По  ул. Красногоровская, 15.

Ведущий  2         

7 февраля 1943 г.  наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Взятие Азова было необходимым условием успешного наступления наших войск на Ростов , с целью окружения здесь противника.

Маленький древний Азов к 11 часам 7 февраля был почти полностью очищен от врагов.

Ведущий 1     

Страна росла,

Трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг –

Тревожный голос Левитана:

— Внимание, товарищи, война!

Война!.. Война!!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы,

Все  встали на борьбу – и стар и мал.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат…

И пионер солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий 2          

В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с фашистами на фронтах и в партизанских отрядах, об их подвигах написаны песни, книги, сняты фильмы.

На нашей донской земле были свои юные герои, пусть они не получили высоких наград и званий, но навсегда остались в памяти людей.

Партизан-комсомолец Аркадий Штанько  родился в Азове, жил на улице Карла Либкнехта, учился в школе № 1. Выполняя задание партизанского отряда, 28 августа 1942 г. погиб в неравном бою, прикрывая отход своего отряда от наступающих немцев. Позднее он был награжден орденом Красной Звезды. В городе одна из библиотек носит его имя.

 После окончания войны Аркадий был похоронен в парке с Евдокией Виноградовой. К сожалению, сейчас ничего не известно, за исключением того, что она погибла во время налета фашистских бомбардировщиков на Азов. Неизвестна и дата ее рождения – в городском ЗАГСе практически не сохранились архивы военных лет.

Ведущий 1          

Неуютно чувствовали себя оккупанты на занятых им территориях, не всегда помогало заигрывание с местным населением. Так в селах Приазовья жители, иногда целыми семьями, оказывали помощь партизанам. К примеру, х. Серебряки  так и назвали после войны – «партизанский». Семьи Демьяна Кудлая, Колтаковых и др. держали связь с азовскими партизанами.

В х. Полтава семья Мендрухов помогала партизанам. Один из сыновей  — Юлий по просьбе отца предупредил азовский отряд партизан о готовящейся на него  фашистами облаве. После освобождения села, мальчик погиб, подорвавшись на мине.

 В с. Самарском Саша Бондаренко организовал подпольную группу из старшеклассников сельской школы. В один из дней, когда  фашисты выбросили из  библиотеки и подожгли книги, Саша  спас  и  сохранил несколько книг. Часть его учебников мама Саши передала в наш музей. Саша погиб в январе 1943 г. . Спустя 26 лет он был удостоен медали «За отвагу».

В Александровке, на телефонной станции, работал Вася Беленко. Добытые им сведения, документы он передавал в партизанский отряд. Фашисты арестовали юношу и расстреляли. Посмертно он был награжден медалью «За оборону Кавказа».

Ведущий 2          

Почти семьдесят лет прошло с тех пор… доживи эти мальчики до сегодняшних дней, были бы уже глубокими стариками. А мы их называем уменьшительными именами, ласково – так, как звали их в юности, — Вася, Саша, Юлька… Они навсегда остались молодыми, мальчишки и девчонки, показавшие миру, что такое твердость духа, несгибаемая воля и беспредельная любовь к отчизне.

Давайте, проходя в День Победы мимо памятников героям Великой Отечественной войны, склоним голову, отдадим дань уважения тем, кто уже никогда не увидит ни цветов, ни счастья ради того, чтобы жили мы.

Ведущий 1          

Ребята, вы знаете, что 7 февраля наш город отмечает день, когда Азов был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Надо сказать, что взятие Азова было необходимым условием успешного наступления наших войск на Ростов, с целью окружения здесь противника. Подробнее о тех событиях мы с вами услышим и увидим на экскурсии по музею.

А пока я хочу  обратить ваше внимание на книжную выставку «Шли на бой ребята ровесники твои». Все  представленные книги рассказывают о  юных героях Великой Отечественной войны. 6 книг «Незабываемые годы» рассказывают о героизме, мужестве, патриотизме и трудолюбии, проявленном нашими земляками в годы войны.

Внеклассное мероприятие в 4 классе

«Их детство забрала война».

Цель: показать, как трудно было детям пережить военное время.

Задачи:

расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

вызвать чувство глубокого уважения и признательности к людям, пережившим страшную войну;

воспитывать у учащихся чувства патриотизма и уважения к памяти

защитников Родины; гражданственность, гордость за российский народ, за свою Родину.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, на доске выставка рисунков учащихся, ножницы, листы красной бумаги, клей, ватман со звездой.

Музыкальное сопровождение: аудиозаписи «Священная война», «Бухенвальдский набат», « Журавли», минусовка песни «Пусть всегда будет солнце».

Подготовительная работа:

1.Конкурс рисунков к 9 мая.

2.Беседы с местными жителями.

3.Фотоотчёт.

4.Видеоролик «Из воспоминаний детей войны».

Ход мероприятия:

Слайд 1

 Ведущий:

— Здравствуйте ребята, уважаемые родители и гости! Мы рады видеть вас на нашем мероприятии.

— Ребята, какой праздник скоро будет отмечаться в нашей стране? (ответы учащихся)

— Верно, скоро вся наша страна будет отмечать 72 –ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Трудно найти в нашей стране дом, в который бы не пришло горе.

— С каждым годом становится всё меньше и меньше участников Великой Отечественной войны. Но живы ещё те, кто в военные годы были детьми и подростками. У этих детей разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Это поколение помнит войну и может рассказать о ней. «Дети войны» — так называют это поколение. Так же, как и вы, они мечтали, дружили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день — 22 июня 1941 г.

Слайд 2

Ученица:

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

Ведущий:

«Их детство забрала война» так называется наше сегодняшнее мероприятие, а посвящено оно детям войны. Каково им пришлось в годы Отечественной войны? Как им жилось, что помогало выжить, остаться людьми, выстоять?..

Ученик:

Вот о них сегодня наш рассказ

Не совместимы дети и война!

Как много сказано в одной лишь этой строчке,

Им не нужны были медали, ордена.

Нужна была свободная страна и мама рядом,

Это точно.

Пройдут уже и годы и века

Но память позабыть не даст их никогда.

Слайд 3

Ведущий:

— 22 июня 1941 года Фашистская Германия без объявления войны вторглась на территорию нашей страны. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась почти 4 года … Она унесла жизни почти 27 млн. человек, из них 4 млн. детей.

Звучит аудиозапись песни «Священная война»

В первые дни войны была написана песня «Священная война». Вы её сейчас услышали. Призывно и тревожно звучали в дни войны слова этой песни.

— Ребята, как вы думаете, к чему призывали слова этой песни? (ответы детей)

— Под эти слова отправлялись на фронт солдаты. Все люди от мала до велика встали на защиту своей Родины. Дети сражались на фронтах и в тылу, на трудовом фронте работали по 12-14 часов, недоедая и недосыпая. Младших детей опекали старшие. Очень многие из них воспитывались без отцов. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдали жизнь за то, чтобы мы могли спокойно жить.

— За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

Ученик:

Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

Ученик:

Пускай, сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Ученик:

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.

Слайд 4

Ведущий:

— Страшным было их военное детство. Особенно тяжелая доля выпала ленинградским детям. В сентябре 1941 г. фашисты взяли город в кольцо и пытались его уничтожить. Почти 900 дней длилась блокада, но город выстоял. В окруженном городе осталось 3 млн. людей, из них 450 тыс. детей.

Ученица:

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Ведущий:

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, сме­яться. Они падали от голода. У всех была общая болезнь — дистрофия. А к ней прибавилась и цинга.

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города. 1 июля 1944 года она умерла.

Слайд 5

Ведущий:

 Мы не можем умолчать о самых трагических страницах истории Великой Отечественной войны – об малолетних узниках фашистских лагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

Звучит аудиозапись песни «Бухенвальдский набат»-

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. 27 января 1945 года был освобожден самый страшный лагерь Аушвиц-Биркинау (Освенцим). Там было замучено 7000 детей.

Слайд 6

Ведущий:

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик, Лара Михеенко и другие.

Ученица:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Ученик:

Лёня Голиков был школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученица:

Зину Портнову война застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Сов информбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет…. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Давно уж бои отгремели, Но время не вычеркнет, нет!

Два слитые слова – они пионеры, Герои на сотни, на тысячи лет.

Слайд 7

Ученица:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Поставили ящики, чтобы достать до станка.

Ведущий:

— Сразу повзрослели и те дети, которые были в тылу, потому что надо было во всём помогать взрослым. Они продолжали учиться в школе. После школы работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей; выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

— Несмотря на трудности, даже в войну, люди оставались людьми, сохраняли доброту в душе. А ведь трудно, наверное, видя вокруг смерть, не стать жестоким.. Радость и горе делили пополам. А в одиночку не выстояли бы!

Ученица:

В Старобисловском сельском поселении проживают люди, детство которых пришлось на военные годы. Мы хотим рассказать о военном детстве Ворожейкиной Фаины Фёдоровны, проживающей в д. Бородулино и Вороновичевой Людмилы Васильевны из д. Плоховка Калязинского района.

Слайд 8

Ученица:

Ворожейкина Фаина Фёдоровна родилась в 1928 году в деревне Раковская Василёвского сельского совета. До войны закончила 4 класса. В семье было 9 детей, и возможности учиться дальше не было. Когда началась война, отец и два старших брата ушли на фронт. Сначала Фаина Фёдоровна присматривала за младшими братьями и сёстрами и помогала по хозяйству дома. Потом вместе с мамой работала в колхозе: косила, сушила и убирала сено, боронила, трепала и мяла лён, жала серпом. С 1943 года в возрасте 14 лет стала работать на ферме телятницей.

Слайд 9

Ученица:

Вороновичева Людмила Васильевна родилась в 1936 году в д. Овсянниково Рябовского сельского совета. Во время войны закончила 7 классов. Когда началась война, отец ушел на войну и не вернулся. Людмила Васильевна со слезами на глазах рассказала нам, что было очень голодно, почти всегда хотелось есть. Весной вместе с братом собирали на полях гнилую и мороженую картошку, ржаные колоски, как мама пекла лепёшки из крапивы, лебеды и мха.

Просмотр видеоролика «Из воспоминаний детей войны», который выполнили учащиеся 4 класса Тулякова Алина и Некрасова Елизавета.

Слайд 10

Ученица:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края-

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли окна

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

Ведущий:

Победа! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Именно столько продолжалась Великая Отечественная война. Она закончилась много лет назад и уже несколько поколений не знает что это такое. Пережившие войну дети говорили: «Мы родом из войны, родом из украденного детства».

Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Они пали за мир, за жизнь, за нас! Почтим их минутой молчания.

Слайд 11

Минута молчания

Слайд 12

Ученица:

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену

Продержались, выжили, смогли!

Ученица:

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберёт война!

Изготовление Вечного огня

Ведущий:

-На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, клей, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память обо всех, не доживших до наших дней.

(звучит песня «Журавли»)

Слайд 12

Ученица:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтоб в них зеркально отражалась

Реченька-краса.

Ученик:

Пусть аист гнёзда вьёт над крышей,

Курлычат в небе журавли,

Пусть будет мир, он так нам нужен,

Он нужен детям всей земли.

Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце»

Ведущий:

— Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней.

Слайд 13

— Спасибо за внимание

МОБУ СОШ д. Золотоношка, 2014 год

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Юность, опаленная

войной»

Подготовили

Классные руководители 9 и 11 классов

Гречко В.Н. и

Назаревская А.А.

Классный час «Юность, опаленная войной».

Мы – дети, опаленные войной,

Мы – дети, озаренные победой!»

А.Макаров

Цель: формировать нравственно-патриотическое сознания учащихся; познакомить с юными защитниками Родины, нашими односельчанами с целью сохранения исторической памяти; воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну, за свой народ, уважение к подвигу юных патриотов.

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать всех, кто пришел на наш классный час. Давно окончилась война. Но боль о ней всегда жива. «Дети войны» — так называют поколение, которое помнит ту войну. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же ,как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же , как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство и юность закончились в один страшный день – 22июня 1941года. Вы знаете, что

22июня в 4часа утра, без объявления войны, гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических республик.

Юноша. Война!

Девушка. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье—-

Все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

Ю. Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.

Д Ты помни, что когда – то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята

Ровесники твои.

Ю. 69 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. 69 весен отделяет нас от того дня, когда прозвучали последние залпы победы.

Ученик. Время неумолимо движется, все меньше осталось имен свидетелей той поры. Дети родились после войны, уже выросли, у них родились дети, внуки и война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей истории.

Ученик. Мы вас помним, солдаты!

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей, на все времена

Останетесь вечно живыми.

Учитель: С нашего села ушли на фронт 369 человек, не вернулся каждый второй – это 184 человека.

Ученик. Вечная память погибшим.

Почтим их минутой молчания.

(Минута молчания)

Учитель. Война многим поломала жизнь. Мальчишкам и девчонкам того времени наравне со взрослыми пришлось переносить все тяготы войны.

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем был крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет осознали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Ученик. Детство, опаленное войною,

Гул бомбежек, голод, смерть.

Помним мы какой ценою,

Вы держались, чтоб не зареветь!

В медсанбате, у станков ли, в поле

Устали не знали вы ни чуть.

Выстояли вы, на вашу долю

Выпал самый трудный путь.

Учитель. Сегодня мы посвящаем свой классный час

Тем, кто видел эту войну.

Тем, кто выжил в эту войну.

Тем, кто еще жив.

Тем, кому в сорок первом не было 18 ти….

Тем, чью юность опалила огнем

Великая Отечественная Война

Посвящается нашим землякам, оставшимся в живых детям, юношам и девушкам войны – это учителям нашей школы, которым в ту пору было кому- то столько лет как и вам, кто- то был чуть старше вас, которые позже учили детей добру, рассказывали правду о войне.

Ученик. В военных днях они так и не узнали

Меж юностью и детством где черта?

Им в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта!

Ученик, Есть поговорка: «На войне детей нет».

Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством.

Учитель: Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?…А сейчас послушаем рассказ из воспоминаний Андрея Ефимовича Черненко « Такая длинная , длинная дорога жизни»

( Выступление ученика)

Учитель .Раз уж Андрей Ефимович в своих воспоминаниях говорит о своей супруге Серафиме Анисимовне ,то давайте послушаем ……

Учитель: Еще об одном замечательном человеке , о Татьяне Степановне Харитоновой, расскажет нам….

Учитель: Все они были буквально вашими ровесниками. А можете ли вы представить себя на их месте?

( Ответы учащихся)

Учитель. Да! Не легка была ноша детей военного времени .И детство у них было, действительно, опалено войной.

Ученик: Дети войны. Некоторых ребят, а их очень даже немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники- врачи А из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их отправили в печи крематориев.

Ученик. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.

Учитель. Немногие дожили до наших дней, но память о них должна быть вечной в наших сердцах.

Ученик. Наша скорбь о погибших на войне безгранична. Эта скорбь рождает в нас силу и восхищение подвигами людей. Но не только силу и восхищение, еще и безграничную благодарность всем, кто отдал свои жизни во имя родины. Наша задача не только помнить об этом, но и стремиться быть достойными их, любить свою Родину так же , как любили они и сделать все то, что не успели сделать погибшие.

Ученик. Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений, —

Принес победную весну,-

Поклон и память поколений.

Учитель: В дни , когда страна готовится отметить 69 лет со дня Победы, мы вспомнили учителей нашей школы – участников Великой Отечественной Войны.

Высокий профессионализм, искреннее внимание к ученикам и коллегам, забота о них – это качества характера наших учителей. Поэтому с такой теплотой вспоминают о них и их ученики и коллеги. Сегодня поделиться своими воспоминаниями пришли их бывшие ученики – это Драцкий Александр Федорович, Драцкая Галина Николаевна, Бутенко Татьяна Витальевна , и дочь Татьяны Степановны –Погибо Лидия Александровна.

( Выступления гостей )

Учитель: Все они прожили жизнь, достойную глубокого уважения. И все, кто были когда- то их учениками и все, кто знал их, навсегда сохранят память о них в своих сердцах.

Сегодня, ребята, мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения _ — военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Что особенно запомнилось? Что нового для себя вы узнали?

( Ответы учащихся )

Учитель: Сегодня мы говорили о юношах и девушках, которые не играли в войну – они совершали подвиги не за деньги, не за награды _ просто они хорошо знали цену таким словам, как « патриотизм», « подвиг», « самопожертвование», « честь», « родина». Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

Этими словами мне бы хотелось закончить наш классный час. Всем, спасибо.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Школьные праздники день учителя сочинение
  • Школьный праздник осени сценарий
  • Шлезвиг гольштейн праздники
  • Школьные праздники выходные
  • Школьный праздник описание фотографии устное собеседование