Шор пайрам праздник посвященный скотоводству

Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Праздники шорцев

Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Мылтық-Пайрам — праздник охотников и ружья, отмечают в январе. Шорские женщины готовят пельмени, пряча в них – не во всех – мелкие предметы: спичку, монетку, бумажку и пр. Попалась монетка – будешь богат, спичка – бойся пожара и т.д.

Албаа-Пайрам отмечают в июне, празднуя окончание посева травы и посадки овощей.–

Шор-Пайрам — посвящён скотоводству и сельскому хозяйству.

 С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников.      В 1986 г. в с.Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника «Пайрам», приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен «сарын» и героического эпоса «кай» проводились состязания об борьбе «куреш», стрельбе из лука, скачки.

     С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник «Ольгудек», проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля.

Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

Ежегодно в январе шорцы отмечают праздник «Мылтык». 

«Мылтык» в переводе с шорского — «ружьё». 

«Пайрам-Мылтык» — праздник охотников или праздник ружья, который уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. 

В канун этого праздника большинство шорских семей обязательно стряпают шорские пельмени с сюрпризами, в которые вкладывают крохотные предметы – символы. Эти миниатюрные фигурки в пельменях предсказывают судьбу. Если попались пельмени с «монетками» –ждёт богатство и благополучие, «белые и чёрные нитки» – радость или неприятность ожидает, «лодочка» – быть хорошим рыбаком, «сладкие пельмени» – к достатку, солёные – к бедности, «топорик» – много работы… А если попадётся в пельменях «ружьё», главный символ праздника – человек станет хорошим охотником, добытчиком, ждёт его удача весь год.

Современные «начинки» более разнообразные: машина, дом – к их приобретению, «коляска» – к пополнению в семье и т.д.

Традиционно по дворам ходили ряженые, совершая кочаган с благопожеланиями хозяевам, а девушки гадали.

Российская Федерация

Кемеровская  область

Управление
образования

Администрации
Топкинского муниципального района

муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя
общеобразовательная школа № 2»

652300,
Кемеровская область, г. Топки, ул. Топкинская, 8, тел.: 3-10-09

Материал по краеведению.

«Шорцы – кузнецкие люди»

Описание: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/027/041/big/260x172xtelengity.jpg,q1452691716.pagespeed.ic.Q2XU3skJGW.jpg

                                                         Автор: Семендяева Е.И.

                                                                
учитель начальных классов                                                       

г.Топки, 2020

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..…………
3

1. Из истории народа …………………………………………………………. 4

2. Шорцы нашего времени

2.1. Территориальная
расположенность народа ……………………… 6

2.2. Самоназвание ……………………………………………………….
7

2.3. Язык народа ………………………………………………………..
8

2.4. Религия
…………………………………………………………….. 9

2.5. Национальные блюда
………………………………………….… 11

2.6. Внешность
………………………………………………………… 12

2.7. Жилище шорцев
…………………………………………………. 13

2.8. Жизнь шорского народа
…………………………………………. 15

2.9. Культура шорского народа  ……………………………………….
17

         
2.10.
Традиции шорцев ……………………………………………….. 19

Заключение
…………………………………………………………………… 20

Литература
…………………………………………………………………… 21

В бассейне реки Кондомы издавна
обитал многочисленный род «Шор» по их имени стали называть всех жителей
верховья Томи и её притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы – народ, воспринявший язык
и обычаи тюрков.

Описание: https://tadarlar.ru/wp-content/uploads/2015/09/oiun.jpg

Из
истории народа

Это лесные оседлые племена, но
своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них
было родовое деление, во главе рода стояли князья. Своей письменности у шорцев
не было, но свои надежды, радость, горе они выражали в песнях, сказках, легендах.
По религии они были шаманистами, так же, как и их предки – тюрки верили, что
мир населён многими невидимыми добрыми и злыми богами и духами, которые могут
помогать или вредить людям. Некоторые, самые сильные люди получают тайные
знания, им даётся дар разговаривать и общаться с духами. Их называли
«шаманами».

Описание: hello_html_m7591ea47.jpg 

Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали
по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей,
предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно важное дело не обходилось без
шамана.

Описание: hello_html_5127cdb1.jpgКаждый род имел свои охотничьи
угодья и пахотные земли. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу,
коноплю, ячмень. Землю обрабатывали сохой и «абылом»  – особой лопатой, которая
передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи,
ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо. Основным
занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12
лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В
древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса.
Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку.
Охотились зимой на лыжах и нартах. Охота является основным занятием шорцев и в
настоящее время. Древнюю историю в Шории имеет и рыболовство. Рыбу ловили с
помощью самодельных сетей, мордушек, сачков, били железными острогами, стрелами
из лука, устраивали запруды из камня. Рыба занимала важное место в питании,
шорцев, особенно летом.

Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке
железа из руды и изготовлению различных железных изделий.

Еще сибирские летописцы называли     население    верховьев

Томи, Мрассу и Кондомы «кузнецами». Отсюда и пошли названия:
Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля. Именно по рекам Кондоме,
Мрассу и Бельсу обнаружены следы разработок    железных   руд.     Из железа
шорцы делали самые разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода и
военного снаряжения

Свои изделия шорцы обменивали у
калмыков и кыргызов на лошадей, корав, овец, войлок, выделанные овечьи шкуры.

Кроме кузнечного дела, у шорцев
было хорошо развито изготовление деревянной посуды из березового капа из кедра,
берестяной посуды, туесов, бураков больших размеров.

С 6 по 9 век шорцы были в составе
Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был
тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими,
енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского
ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые
пришли с Севера.

Первые письменные свидетельства о
шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья
реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате
основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не
относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район,
центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район
прекратил существование в 1939 году.

С 1940-х годов начался процесс
ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который
продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные
изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие
поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом.
Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной
Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать
в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает
основная часть шорцев.

Территориальная
расположенность народа

Описание: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0837/00007d66-cbabf232/img15.jpg

Шорцы являются малочисленным коренным
народом Западной Сибири. Всего в мире около 14000 представителей этой
народности. На территории Кузбасса – 10672 человек. 

Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в
юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области
в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и
других районах, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и
Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв, в таких городах, как
Таштагол, Шерегеш, Новокузнецк.

Делятся на две этнографические группы:


южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила
название Горная Шория);


северную, или лесостепную (так называемые абинцы).

https://s3.travelask.ru/system/images/files/001/207/564/wysiwyg/5.jpg?1539616139

Самоназвание

Все родовые группы шорцев (абинцы,
каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится
«человек татарин».

Описание: https://187011.selcdn.ru/thumbnails/photos/2019/06/14/ffbcd37rtff8o0vf_1024.jpg

Название «шорцы» за народом закрепилось
после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы.

Описание: https://i2.wp.com/www.kdc-chebula.ru/wp-content/uploads/2019/04/esh0071r.jpg?fit=966%2C640&ssl=1

Русские именовали народ кузнецкими
татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и
другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.

Сами шорцы называли себя по именам
родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в
Таяшской волости назывались таяш-чоны.

Описание: https://gazeta.a42.ru/images/uploads/2H2f2IHbHKo.jpg

Язык народа

Свыше 40%  шорцев говорят на
русском языке и считают его родным. Большинство говорят на шорском языке.
Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский
язык  подразделяется два диалекта:

1. Кондомский, относится к
северно-алтайской группе западно-тюркских языков;

2. Мрасский, относится к
кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в
Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе
с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков.

Каждый из диалектов распадается на
несколько говоров.

В дорусское время шорцы владели
древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом.

Описание: https://tili.tadarlar.ru/wp-content/uploads/2015/12/alfavit-tadar-tili.jpg

С 1920-х годов был создан литературный
язык на основе мрасского диалекта (современный литературный язык шорцев) и
началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на
самосознании шорцев.

Описание: http://i.bookfi.net/covers/625000/578086480859efb3b9a9e0432c992045-g.jpg

Для изучения шорского языка в Новокузнецком
филиале-институте Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ)
создана научная школа по изучению шорского языка.

Описание: https://tadarlar.ru/wp-content/uploads/2015/06/uchi-rodnoi-iazyk.png

Религия

Традиционная вера шорцев – пантеизм,
анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три
сферы: земля Ульгеня – верховного божества в шаманизме, земля людей и земля
злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом – звезды
и луна, на восьмом – солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли
его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы
Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала,
владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.

Описание: https://pp.userapi.com/c638924/v638924214/18627/xsOt-AwCOhk.jpgСвязывающим между божествами и
людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал
различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на
помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у
шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные
виды и могут быть животными или насекомыми.

В начале 20 века основная часть
коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное
христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось
христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех,
кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов
в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев
появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.

Описание: https://cdni.rbth.com/rbthmedia/images/all/2016/06/06/altai/29802.jpg

Но языческие религиозные обряды и
верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть
немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
Религию шорцы сохранили до наших дней.

Национальные блюда шорского народа

Издавна основной пищей в рационе
народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили
и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили,
чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и
делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали
использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем,
медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста
(тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные
лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных
шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая
считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты:
творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали
употреблять больше овощей.

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/776003/e2ddb377-d77f-4e51-8b55-a42b4361e6e3/s1200

В кухне шорцев существует три вида
супа:

• суп с лапшой

• бульон

• суп с крупой

Мясные бульоны варят долго, на
медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий
лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать
говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей.
Особенность его в том, что готовится он не так долго.

Шорская кухня очень калорийна,
потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда
и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или
современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят
только на жирной сметане.

Самое любимое блюдо шорцев – пельмени пелбен.
Готовят их тоже по-особенному:

Описание: https://i.ytimg.com/vi/ktkIDwMFRMo/maxresdefault.jpg• тесто делают из ржаной муки,
иногда с добавлением пшеничной;

• фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и
конины;

• в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко;

• варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой;

• лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не
залепляя ушки.

Описание: https://sxodim.com/uploads/astana/2016/06/qymyz-003.jpgЛюбимыми у народа являются напитки
на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи,
иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают
водку аргы и брагу абыртка.

https://s1.travelask.ru/system/images/files/001/207/568/wysiwyg/6.jpeg?1539616218 

Национальным продуктом у народа является
кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови,
получится ыста – домашняя ливерная колбаса.

https://s2.travelask.ru/system/images/files/001/207/569/wysiwyg/22.jpg?1539616236

Из выпечки популярны пирожки с различными
начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой – кюрмек.

Внешность

Описание: https://cf.ppt-online.org/files2/slide/u/uJLrzNe6CITEc3RWf1B7phY9jbDwkx2tGao4OZ0AX/slide-63.jpgШорцы являются представителями
монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы.

Мужчины и женщины носили рубахи (кунек),
штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и
обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо,
подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди.
Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей.
Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из
покупных тканей.

Описание: https://tadarlar.ru/wp-content/uploads/2015/11/Obuv-shortcev.jpg

Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с
длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо
портянок мягкой травой осокой.

Описание: https://tadarlar.ru/wp-content/uploads/2015/11/Golovnoiubo%D0%BE.jpg

На голове женщины носили платки, мужчины
надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с
тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки.

Под влиянием русских шорцы начали
носить более практичную одежду и нижнее белье.

Жилище

Жизнь народов была
оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на
время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были
заброшены или после смерти одного из членов семьи.

Народ проживал
маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения
располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали
только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в
домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип
селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было
более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около
которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и
хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.

https://s1.travelask.ru/system/images/files/001/207/572/wysiwyg/8.jpg?1539616323В
конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг – деревянный
шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были
земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах,
в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним
жилищем.

Его
утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.

Описание: http://e-lib.gasu.ru/main/tadina/tadina.files/image010.jpgВторой
тип жилья – низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали
тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа.
Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя
досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.

Шорцы строили избы
русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков
рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа
строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором
из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были
обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была
выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.

На юге хозяйственные
постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах.
Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены
они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек
были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3
этажей, крытые железом и тесом.

Жизнь шорского народа

Семья у шорцев
патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя
«карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные
общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака,
принятие христианства.

На общем собрании
проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были
старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения
спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили
разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.

Основным занятием
народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на
севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали
их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия
русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они
проживали, Кузнецкой землей.

В конце 18 века кузнечество
стало исчезать, так как появилось много привозных русских изделий. Ослабла
связь с кочевниками и усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев
стала охота. Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю.
Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя,
горностая, рысь, выдру. До 19 века охотились с использованием лука, затем
начали применять ружье, которое получали от русских купцов. В те времена охотой
занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба,
присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли
сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и
орехов, которые в 19 веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми
артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались
бортничеством, позже у русских заимствовали пчеловодство.

https://s1.travelask.ru/system/images/files/001/207/574/wysiwyg/10.jpg?1539616370В
горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие.
Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках,
на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой
кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами,
обработкой кожи, рогов и дерева.

На табакерки, пороховницы,
черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на
кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1545908/pub_5d350629998ed600ae41d9ca_5d354371a1b4f100ad6d60ca/scale_1200Сегодня
большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство
остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше,
где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой
современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в
селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу.

Те,
кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским
хозяйством.

Культура шорского народа

Фольклор шорцев богат и
состоит из самых разных жанров:

• сказок;

• преданий «ербек», «пурунгу чоок»;

• легенд;

• охотничьих рассказов;

• поговорок;

• песен;

• загадок «тапкак»;

• пословиц «кеп сос», «улгер сос».

Описание: http://www.oguznews.com/wp-content/uploads/2013/08/574dcd84887224fb2e694eab3118b0f0-1024x600.jpgГероические
поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров,
исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к
музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса – щипкового
двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие
музыкальные инструменты народа:

• бубен – тююр;

• колотушка – орба;

• трехструнный инструмент – тулу пуяк;

• двухструнный инструмент – кайгомысек;

К большому сожалению,
сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание
урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали
возобновляться традиционные праздники народа:

• Шор-Пайрам – является праздником,
посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо
традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую
длинную косу;

https://s3.travelask.ru/system/images/files/001/207/577/wysiwyg/2.jpg?1539616482
Мылтык-Пайрам – отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят
пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет,
который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году;


Чыл пазы – это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего
равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных
существ (качаган);

• праздник прародителя Огульдека;

• весенне-летний праздник Пайрам. На
праздник собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:

       • лучшее представление
национального костюма;

       • лучший стан;

       • лучшее исполнение народной песни;

       • конкурс национальных блюд.

Шорские праздники сопровождаются
исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями  по национальным видам
спорта:

https://s2.travelask.ru/system/images/files/001/207/576/wysiwyg/11.jpg?1539616468•        тебек

•        куреш

•        стрельба из лука

•        камчы

https://s3.travelask.ru/system/images/files/001/207/575/wysiwyg/12.jpeg?1539616392

На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и
вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.

Традиции шорцев

Наравне с культурой шорский
народ имеет и свои традиции. Познакомимся с некоторыми из них.

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1658344/dd6d2e06-8e56-4c45-8ef1-5161e43378b4/s1200?webp=falseКогда
в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто
присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду,
особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если
был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка – березку. У кроватки
новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.

Описание: http://www.kuzbass-zags.ru/images/e115411c82d09e62f43c2b282695e308.jpg Большой
удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует
богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы
новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него
входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем,
кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая
девочка начинает собирать еще с детства.

В шалаше молодые
принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня
временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить
собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.

Сегодня наблюдается постепенное
исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего
нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начинает возобновляться
традиционные праздники шорцев.

Важнейшей проблемой для
современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского
образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в
городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на
обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на
селе, официально считаются безработными, – несмотря на то, что большинство этих
«безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев
промыслами.

Основная масса шорцев занята в
работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское
хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый
образ жизни – охота, которая является основным промыслом для населения.

Сильные и выносливые, работоспособные
и пытливые шорцы талантливы от природы. У Горной Шории и у других прекрасных
уголков кузбасской природы – большие перспективы. Самобытный шорский  народ
вместе с Кузбассом смотрит в будущее с уверенностью и надеждой.

Описание: http://kuzbassnews.ru/sites/default/files/images/news2017/i_8_0.jpg

                                                                    
Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0dd6/0019008d-24a1a3ed/hello_html_64f12960.jpg

Литература

https://yandex.ru/images/search?text=шорцы

https://www.yandex.ru/yandsearc

https://infourok.ru/proekt-narodi-kuzbassa

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.yandex.ru/yandsearch?text=язык

http://openarctic.info/index.php/atnography/

https://ako.ru/oblast/obshchaya-informatsiya/indigenous-population.php

Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:

  1. горнотаёжная (южная), проживают в области, именуемой с 20 века Горной Шорией;
  2. лесостепная (северная), шорцев из этой группы называют абинцами.

Где живут

Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.

Название

Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.

Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.

Язык

Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта:

  1. кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков;
  2. мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков.

Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.

История

С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.

Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.

С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.

Религия

Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.

Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.

В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.

Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.

Еда

Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.

В кухне шорцев существует три вида супа:

  • суп с лапшой
  • бульон
  • суп с крупой

Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.

Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.

Самое любимое блюдо шорцев — пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному:

  • тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной;
  • фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;
  • в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко;
  • варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой;
  • лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не залепляя ушки.

Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.

Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста — домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой —кюрмек.

Внешность

Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей.

Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.

Жилище

Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.

Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.

В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг — деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.

Второй тип жилья — низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.

Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.

На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.

Жизнь

Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.

На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.

Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.

В конце 18 века кузнечество стало исчезать, так как появилось много привозных русских изделий. Ослабла связь с кочевниками и усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев стала охота. Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До 19 века охотились с использованием лука, затем начали применять ружье, которое получали от русских купцов. В те времена охотой занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба, присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и орехов, которые в 19 веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже у русских заимствовали пчеловодство.

В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.

На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.

Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.

Культура

Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:

  • сказок
  • преданий «ербек», «пурунгу чоок»
  • легенд
  • охотничьих рассказов
  • поговорок
  • песен
  • загадок «тапкак»
  • пословиц «кеп сос», «улгер сос».

Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:

  • бубен — тююр;
  • колотушка — орба;
  • трехструнный инструмент — тулу пуяк;
  • двухструнный инструмент — кайгомысек;

К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.

Традиции

У народа есть свои праздники:

  • Шор-Пайрам
  • Мылтык-Пайрам
  • Чыл пазы
  • праздник прародителя Огульдека
  • весенне-летний праздник Пайрам

Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.

Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).

Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.

На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:

  • лучшее представление национального костюма;
  • лучший стан;
  • лучшее исполнение народной песни;
  • конкурс национальных блюд;

Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:

  • тебек
  • куреш
  • стрельба из лука
  • камчы

На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.

Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка — березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.

Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.

В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.

Беседа «Праздники коренных народов Кузбасса»  

Виды детской деятельности: 

познавательная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Интеграция образовательных областей: «Познание «(формирование целостной картины мира, «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».

Цели: продолжать знакомить детей с родным краем, обогащая и расширяя знания о памятных местах родного края, познакомить с коренными жителями шорцами и телеутами; с их национальными праздниками; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Материалы и оборудование: фотографии Горной Шории, карта Кемеровской области, слайды с изображением Кемеровской области, фото народности телеуты и шорцы.

Воспитатель: Родной край! Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир. Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет. Мы живем в Сибири.

— А кто скажет, в какой области мы живем?

Если посмотреть на карту, то мы увидим, что Кемеровская область находится почти на середине Российского государства.

-В далекие-далекие времена, по берегам реки Томь, Мрассу и Кондома проживали малочисленные тюрко-язычные группы – горные шорцы и телеуты. У каждого народа были свои праздники, которые они почитали,и я хочу сегодня вас познакомить с некоторыми из них.

У шорского народа есть свои праздники:

•Шор-Пайрам

•Мылтык-Пайрам

•Чыл пазы

•праздник прародителя Огульдека

•весенне-летний праздник Пайрам

Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.

Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).

Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.

На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:

•лучшее представление национального костюма;

•лучший стан;

•лучшее исполнение народной песни;

•конкурс национальных блюд;

Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:

•тебек

•куреш

•стрельба из лука

•камчы

На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.

А у телутского народа праздники отличаются от шорских.

Национальный телеутский праздник был и остаётся частью духовного наследия малой народности.

– «Сомо» – праздник получил по наименованию берёзок – покровителей семейного очага. Известно, что в весенний праздник «Сомо» телеуты одевались в нарядную одежду, собирались на поляне у берёзовых колок. Эти берёзки и называют «сомо». Ставили их с восточной стороны дома. Каждая берёзка посвящалась определённому божеству. Первая – Эй хану, вторая – Мурдук хану, третья – Темир хану (железному), четвёртая – Эркен хану, пятая – Парчи хану – самому высокому богу, находившемуся на пятнадцатом слое, где и Ульгень. Шестая берёзка была вдовья. Эта последняя берёзка всегда была расположена на небольшом расстоянии от остальных. Для телеутов сомо – практически то же самое, что для православных людей – иконы.

Телеутский праздник «Тутмаш байрам» посвящён наступлению весны, пробуждению природы. Он называется так в честь национального блюда, приготовляемого из конины с тестом и залитого «шурпой» – бульоном, в котором варилось мясо. . В этот день гостеприимно открыты двери во всех домах, и на каждом столе – главное угощение: сваренный по старинным национальным рецептам суп.

Национальный телеутский праздник «Пайрам» отмечается в июле. В «Пайрам» включены конкурсы национальных блюд, танца, частушек, а также спортивные состязания.

В последний день июля отмечают языческий праздник телеутов – ДеньТоми. История его уходит далеко вглубь столетий. Река Томь считалась кормилицей народа, поэтому ей поклонялись, ей приносили жертвы. Было важно, чтобы по весне она не выходила из берегов, а летом была полноводной и богатой рыбой. Именно поэтому специально для реки-кормилицы в конце июля устраивали праздник. Во время Дня Томи поют обрядовые песни, танцуют на берегу, катаются по реке на лодках и катерах, участвуют в состязаниях по ловле рыбы, «задабривают» реку, разбрасывая в воде кусочки хлеба.

Вот видете, какие интересные празднки существуют у разных народов. Вам понравилась беседа? ( Ответы детей). В следующий раз мы с вами познакомимся еще с праздниками наших коренных народов Кузбасса, а на сегодня это пока всё, на улице мы разучим с вами одну из национальных шорских игр.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/498992—prazdniki-korennyh-narodov-kuzbassa


1



2


Шорцы («шор-кижи» или «тадар-кижи», «кижи» «человек»), малый народ Сибири, живущий в юго- восточной части Западной Сибири, на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых районах Республики Хакасия, Республики Алтай, Красноярском и Алтайском крае. Первые письменные свидетельства о степных шорцах («кузнецких татарах») относятся к началу XVII веку, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Шорцев ранее называли кондомские татары, мрасские татары, томско-кузнецкие татары, кузнецкие татары, черневые татары, шоры.


3



4


Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом.


5


По своей религии шорцы были шаманистами. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов — хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана — особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню.


6


Обычная одежда шорца рубаха (кунек) из кендыря (название халата — кендыр, произошло от растения, из волокон которого делали холст), или из покупной ткани, с прямым или косым воротом, иногда обшитым цветной материей, застегиваемым на пуговицы, и штаны (чембар, штан) с поясом-веревкой из кендыря. Верхняя одежда халат (шабур), короткий, застегивающийся вверху на одну пуговицу и запахивающийся слева направо, подпоясываемый кушаком. Воротник у халата стойка, рукав с расширенной манжетой. Стан халата был туникообразного покроя: одно или два полотнища холста перекидывали через плечи, в бока вшивались два широких треугольных клина; рукава были прямые. Ворот, грудь, иногда и нижняя часть пол обшивались тесьмой. Часто в таком халате из самотканного конопляного холста шорец бродил по тайге в дожди и холода, только зимой надевая еще второй, дополнительный.


7


Женская одежда, за исключением рубахи- платья, почти одинакова с мужской, отличалась лишь украшением. Длинная, почти до земли, рубаха служила одновременно и платьем и шилась с разрезом на груди. Штаны (гитан) короче мужских, без разреза. Верхний халат шили из кендыря или покупного манчестера (у зажиточных) и плиса (темного цвета). Грудь халата украшалась вышивкой цветными нитками или раковинами каури, полы и обшлага тоже украшались примитивной вышивкой. Зимой шорки носили тот же халат, но для тепла часто надевали два таких халата один поверх другого. Носили и рукавицы из овечьей шерсти, на юго- западе шерстяные чулки и кушаки, приобретаемые от соседей кумандинцев.


8


В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, всё мироздание разделено на три сферы, на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом солнце, а на девятом живёт сам Ульген доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних шорцев, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала). Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптыг ныбактар сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально- поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни; из всех жанров наиболее развитым был героический эпос.


9


Чыл пажи Новый год, отмечается марта в день весеннего равноденствия. Мултык праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Шор-Пайрам — праздник посвященный скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (пример: конкурс красоты, конкурс на самую длинну косу)


10


Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. В настоящее время основная масса шорцев занята в работах в шахте, старые ценности такие как охота, рыболовство и сельское хозяйство постепенно ушли на второй план. Лишь в Шерегеше сохраняется старый образ жизни — охота, которая является основным промыслом для населения. Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами.


11


Кемеровская область: город Таштагол 1528 город Междуреченск 1523 город Новокузнецк 1508 город Мыски 1495 пгт Шерегеш 1109 посёлок Ключевой 232 посёлок Усть-Кабырза 231 посёлок Ортон 196 посёлок Чувашка 164 город Осинники 150 пгт Спасск 133 посёлок Бородино 130 посёлок Малиновка 128 город Кемерово 115 посёлок Усть-Анзас 115 Республика Хакасия: город Абакан 263 село Балыкса 160 пгт Бискамжа 1


12


Фёдор Степанович Чиспияков ( ) Шорский писатель, поэт и просветитель, один из основоположников шорской литературы, фамилия происходит от шорского слова «чиспияк» «маленький господин тайги», от нарицательных чыс «тайга, лес» и пияк «маленький господин». Фёдор Степанович Чиспияков родился в 1906 году в улусе Косой Порог (ныне в черте города Междуреченска Кемеровской области). Учился в церковно-приходской школе. После Октябрьской революции работал учителем в Горной Шории. В годах учился в ленинградском Институте народов Севера. Стал первым шорцем, получившим высшее образование. Потом обучался в аспирантуре в Москве. По возвращении на родину стал работать в органах просвещения Горношорского района. Первая книга Чиспиякова (сборник стихов «Шолбан») вышла в 1934 году. В 1940-е годы написал повесть «В долинах Мрас-су», рассказы «Чулеш», «Таныш» и другие произведения. Перевёл на шорский язык ряд произведений русской литературы (например «Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Является автором ряда школьных учебников.


13


Юрий Арбачаков (22 октября 1966) Родился Усть-Кезес Кемеровской области в семье шорцев. Начал заниматься боксом в возрасте 13 лет под руководством Юрия Айларова. В 1989 году выиграл чемпионат СССР, был включён в состав сборной СССР и стал чемпионом Европы и чемпионом мира. Всего на любительском уровне провёл 186 боёв, в 165 из них победил. В 1990 году Юрий Арбачаков заключил контракт с японским клубом «Киоэй-боксинг» и перешёл в профессионалы. В июне 1992 года в бою с тайцем Муангчаем Киттикейземом завоевал титул чемпиона мира в наилегчайшем весе по версии Всемирного боксёрского совета (ВБС, WBC). Таким образом он вошёл в историю как первый российский боксёр, ставший чемпионом мира среди профессионалов по версии этой организации. В 1997 году после девяти успешных защит уступил титул чемпиона тайцу Чатчаю Сасакулу. После завершения спортивной карьеры вернулся в Россию. В 2011 году избран президентом Профессиональной боксёрской ассоциации России. С 1993 года в Кемерове проводится Всероссийский боксёрский турнир на призы Юрия Арбачакова.


14


Серге́й Влади́мирович Майтаков ( 7 января 1990) Родился в Междуреченске, Кемеровская область, СССР) российский горнолыжник, бронзовый призёр чемпионата мира среди юниоров 2010 года в слаломе, двукратный чемпион России. Наиболее успешно выступает в слаломе и гигантском слаломе. Студент Новосибирского гуманитарного института. Тренируется у Александра Кондратенко и Александра Назарова. На чемпионате мира 2009 года занял 28-е место в гигантском слаломе, проиграв победителю более 7 секунд. Медаль, выигранная Майтаковым на юниорском чемпионате мира 2010 года, стала первой для россиян за последние 7 лет. Вошёл в сборную России на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере. На Олимпиаде занял 40-е место в гигантском слаломе, а всупергиганте и слаломе не сумел добраться до финиша. В марте-апреле 2010 года на чемпионате России в Терсколе выиграл 4 награды в 5 дисциплинах: золото в супергиганте и гигантском слаломе, серебро в суперкомбинации и бронзу в скоростном спуске. В гигантском слаломе выиграл у серебряного призёра Степана Зуева более 1,5 сек. В январе 2011 года получил травму, из-за которой вернулся на трассы лишь осенью 2011 года. В январе 2012 года на этапе Кубка Европы в Ленцерхайде одержал победу в гигантском слаломе. На следующий день там же занял второе место в слаломе, уступив 0,31 сек только итальянцу Роберто Нани. 9 марта 2013 года впервые в карьере попал в 30-ку лучших на этапах Кубка мира, заняв 26-е место в гигантском слаломе на этапе в Краньской- Горе.


15


1. интернет-ресурс: 2. интернет-ресурс: интернет-ресурс: 4.интернет-ресурс: 5. интернет-ресурс: 6.интернет-ресурс:


16


В Хакасии отметили шорский праздник охотников

Источник изображения: пресс-служба Миннацполитики Хакасии

В Аскизском районе в поселке Бискамжа Родовая община коренного малочисленного народа шорцев «Элим» совместно с администрацией Бискамжинского поссовета устроили настоящее торжество для жителей поселка – национальный праздник шорской культуры «Мылтык Пайрам» (Праздник ружья, первой охоты).

Пресс-служба Миннацполитики Хакасии сообщает, что организаторы познакомили с историей праздника. Рассказали, как чествовали охотников, которые вернулись с добычей из тайги после долгого похода, чем угощали в шорских семьях.

— В канун праздника большинство шорских семей обязательно стряпало шорские пельмени «Пелбен», в которые вкладывали крохотные предметы – символы. Эти миниатюрные фигурки в пельменях предсказывали судьбу. У шорцев много традиций и обычаев, и мы их передаем из поколения в поколение, знакомим с другими культурами. Тем самым укрепляя дружеских связи между народами, проживающими на территории Хакасии, — рассказала Людмила Тимовкина, руководитель Родовой общины коренного малочисленного народа шорцев «Элим».

Все желающие смогли проверить себя на ловкость. Команды мальчиков соревновались в национальных спортивных состязаниях: Тадар шанаба чугуруш, Чуктеп чугуруш, Пайбаба шабыш. Семейные команды участвовали в конкурсе лепка пельменей «Каан пельбен», а ребятишки мастерили поделки из бересты.

Завершился праздник «Мылтык Пайрам» за общим столом — всех угощали национальным блюдом «Каан пельбен», травяным чаем, ягодным морсом и выпечкой.

Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников – праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.

Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

Один из шорских праздников – «Пайрам-Мылтык» – праздник охотников или праздник ружья. Он также проводится специально для детей, чтобы они знали праздники и обычаи своего народа. Праздник отмечается 19 января и посвящен охотникам. Мальчиков и юношей посвящают и рассказывают, как раньше собирались на охоту и как охотились. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению был приурочен праздник «Мылтык». На празднике все повязывают на березу ленточки. И просят при этом благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье; красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка; голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Традиционные состязания этого праздника – перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня, а также стрельба из лука – определяли самого меткого. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего.

В нашей республике есть праздники, схожие с шорскими. Один из таких праздников – ысыах и мы празднуем его в июне. Жители радуются наступлению лета и готовятся к сенокосу. Ысыах еще называется якутский новый год. К нему все готовятся заранее и приезжают семьями с детьми и бабушками, дедушками. Также как и у шорцев, наш праздник начинается с обряда благословения, который проводит белый шаман. Он зажигает огонь, бросает в него оладушки и льет священный напиток кумыс. Все собравшиеся на праздник встают в круг, берутся за руки и танцуют танец осуохай. Также как на шорском празднике «Пайрам», на нашем празднике ысыах проводятся конные скачки. Они всегда очень интересные и захватывающие. А еще на празднике проводятся спортивные соревнования. Одно из них – борьба хапсагай, в которой участвуют даже мальчишки.

Литература:

  1. Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 – 1975 гг. Л., 1981. 100 с./Андерсон Т.В. (сост.)
  2. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с./Кимеев В.М.
  3. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12./Соколова З.П.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шопен концерт сценарий
  • Шондибан коми праздник
  • Шомбай эшлэпэсе сценарий татарча
  • Шолпан жандарбекова сценарий
  • Шолохов судьба человека сценарий