Шор пайрам праздник шорцев

Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Праздники шорцев

Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Мылтық-Пайрам — праздник охотников и ружья, отмечают в январе. Шорские женщины готовят пельмени, пряча в них – не во всех – мелкие предметы: спичку, монетку, бумажку и пр. Попалась монетка – будешь богат, спичка – бойся пожара и т.д.

Албаа-Пайрам отмечают в июне, празднуя окончание посева травы и посадки овощей.–

Шор-Пайрам — посвящён скотоводству и сельскому хозяйству.

 С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников.      В 1986 г. в с.Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника «Пайрам», приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен «сарын» и героического эпоса «кай» проводились состязания об борьбе «куреш», стрельбе из лука, скачки.

     С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник «Ольгудек», проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля.

Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

Ежегодно в январе шорцы отмечают праздник «Мылтык». 

«Мылтык» в переводе с шорского — «ружьё». 

«Пайрам-Мылтык» — праздник охотников или праздник ружья, который уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. 

В канун этого праздника большинство шорских семей обязательно стряпают шорские пельмени с сюрпризами, в которые вкладывают крохотные предметы – символы. Эти миниатюрные фигурки в пельменях предсказывают судьбу. Если попались пельмени с «монетками» –ждёт богатство и благополучие, «белые и чёрные нитки» – радость или неприятность ожидает, «лодочка» – быть хорошим рыбаком, «сладкие пельмени» – к достатку, солёные – к бедности, «топорик» – много работы… А если попадётся в пельменях «ружьё», главный символ праздника – человек станет хорошим охотником, добытчиком, ждёт его удача весь год.

Современные «начинки» более разнообразные: машина, дом – к их приобретению, «коляска» – к пополнению в семье и т.д.

Традиционно по дворам ходили ряженые, совершая кочаган с благопожеланиями хозяевам, а девушки гадали.

Календарь шорских дат2Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. С 2000 года стали возрождаться традиционные верования, священные места, проводиться обряды. Восстанавливаться и календарные праздники.

Временные календарные циклы шорского народа складывались в процессе его трудовой деятельности и составляли самые существенные звенья в годовом круге шорцев, уклад жизни которых строился на натуральном способе ведения хозяйства — земледелии, рыболовстве, охоте и т. д. Поэтому в основе календарных циклов — богатейший опыт человека, связанный с освоением природы и окружающей среды.

Данный календарь содержит основные календарные даты шорцев. Материал расположен в хронологическом порядке.

Содержание:

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Январькичиг айы (короткий зимний месяц)

В январе проводятся молодежные зимние спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Цель мероприятия – пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

«Малтык-Пайрам» или праздник ружья ежегодно отмечается шорским народом с 18 на 19 января шорцы. В это день мужчины возвращались с малой охоты, обязательно стреляли в воздух.

«Самый момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока, «пот не высохнет». В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа».

«Праздник ружья» своими корням уходит во времена, когда весомую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит и умение владеть оружием.

Услышав звуки ружья женщины накрывали на стол, главное блюдо которого — пельмени. Праздник ознаменует сезон большой охоты. В канун праздника шорские семьи традиционно готовят пельмени с сюрпризами. Внутрь вкладываются маленькие предметы – символы, которые, по поверьям, предсказывают судьбу.

Так блюдо с «монетками» предрекает богатство и благополучие, а «белые и чёрные нитки» — предстоящие радость или неприятность, сладкие пельмени — к достатку, солёные — к бедности. Рыба – символ удачи во всех делах. Однако самой большой удачей было – обнаружить в своем блюде «ружье», поскольку главный символ праздника предрекал его обладателю удачу в охоте на весь год. Шорцы верили, что миниатюрные ружья и топорики из дерева, соль, сахар и прочие предметы в пельменях предсказывают, каким будет предстоящий год.

На празднике все повязывают на березу ленточки. И при этом просят благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье, красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка, голубой – символ чистого неба. Традиционные состязания этого праздника: перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня; стрельба из лука – самый меткий стрелок. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего. Праздник возрожден в 2007 г., проводится только в Мысках.Праздник ружья

Февраль – чел айы (ветренный), азыF айы (медвежий)

В феврале проводится спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

21 февраля – день шорского языка. Международный день родных языков проводится на разных площадках Кемеровской области с 2007 г. («Я – шорец, и я выучу шорский язык!»).

Март — корук айы (бурундучный)

Шорский народный праздник «Чыл-пажи». Это шорский Новый год. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания. Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведении очищения всего жизненного пространства. Одним из ритуалов на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.Чыл пажи

В марте шорцы проводят «Аба-тойы» – праздник Медведя. Медведь у шорцев тотемное животное, существуют легенды, что медведь — это обращенный человек. В шорских семьях коготь и клык медведя до сих пор считается самым сильным оберегом. Праздник был возрождён в 2007 году и с тех пор проводится ежегодно. Медвежий праздник – это комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.

Апрель – ан айы (звериный)

Весенний обрядовый праздник «Шачиг» (ледоход). «Шачыг» (от слова «шаги» — кропить, брызгать) – традиционный весенний обряд у шорцев. Он совершался, когда природа пробуждалась от зимнего сна и реки освобождались ото льда.

В прошлом обряд совершался ежегодно, представляя собой своеобразную подготовку к переводу скота на лет­ние пастбища после зимнего стойлового содержа­ния. В обряде сохранилась память о едином про­исхождении домашних и диких животных. Забота о благополучии домашних животных проявлялась в обращении к воображаемым «хозяевам» гор и рек — Таг-ээзи и Суг-ээзи. Шачыг совершал­ся под руководством шачыгчи, т. е. человека, зна­ющего, как надо выполнять обряд. Чаще всего им являлся потомственный представитель того или иного рода. В каждом селе были свои шачыгчи.

В одном из источников обряд представлен следующим образом. Каждый мужчина должен был передать одному из молодых представителей рода перо глухаря, а каждая женщина – ленты чалама. Молодой шорец связывал из них гирлянду и перевозил её на другой берег, чтобы привязать там на берёзу. А шаман, камлая, водил людей по ходу солнца, по кругу и обращался ко всем горам и рекам с просьбой об изобилии зверя и рыбы. Потом все гадали: подбрасывали вверх деревянную чашу и смотрели, как она упадёт — вверх или вниз дном. И собирали «кастак» — «удачу» в виде кусочков бересты и дерева.

Май — пес айы (кандычный)

Праздник колбы. Шорцы были уверены, что растение колба (черемша), достойно уважения и почитания. Колбы с её целебными свойствами была просто спасение для местных жителей в годы Великой Отечественной войны. Да и сегодня это растение – одно из любимых весенних лакомств шорцев. Они трепетно и уважительно относятся к своим традициям и к природе, поэтому решили посвятить колбе настоящий праздник, на котором кульминацией становится презентация национальных блюд.

Июнь — от айы (травяной, месяц прополки)

1 июня шорцы отмечают праздник шорского букваря «Пайрам-Пичик».

Каждый год, в июне, проводится шорский праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут к кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается много народу. Жители поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лук, скачки. Гостей угощают шорским национальным блюдом – талканом.Албаа Пайрам

В июне проводится летняя Спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

Июль — пичен айы (сенокосный)

20 июля жители поселка Чувашка Кемеровской области отмечают Прокопьев день, в рамках которого проходит Сказительная ночь «Кай — Ээзи». Праздник начинается с обряда благопожелания путем кормления священного огня. Сказительная ночь должна разбудить кай-ээзи (хозяина кая), чтобы принес своему народу своё благословение.Кай Ээзи

Август — оргак айы (месяц жатвы хлеба)

9 августа Международный день коренных народов мира.Международный день коренных народов мира

В августе проводятся молодежные спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Проходит в Таштагольском районе. Главной целью мероприятия является пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

Сентябрь — ӱртӱн айы (месяц обжигания колосьев хлеба)

Центр шорской культуры «Аба-Тура» (находится в городе Новокузнецк) в августе проводит праздник «Алтын Кузук» («Золотой орех»). Ореховый промысел – сбор кедрового ореха, один из важных видов промыслов шорцев, им они занимаются и по сей день. Территории кедровника также распределялись между родами. Промышлять орех в кедровнике чужого рода можно было лишь с согласия последнего.
Орудия для орехового промысла были крайне простыми, часть их изготовлялась в лесу во время промысла (деревянные терки, молотки-колотушки, веялка, берестяная коробка для переноски ореха и т.д.). Время промысла — от середины августа до глубокой осени.

Октябрь — куртуйак айы (месяц старух)

В п. Шерегеш (Кемеровская область) в октябре проходят детские спортивные национальные игры «Соганым пазагы» («Стрелы будущего»). В программу игр входят такие состязания как: триатлон (ходьба на шорских лыжах, стрельба из лука, бег тонжанов), «Камчы» (плётка), «Метание копья», «Набивание тебека», «перетягивание палки», «перетягивание каната».

Ноябрь — кырлаш айы (морозный месяц)

11 ноября шорские старейшины одобрили праздник «День Снежного человека». Это яркий, семейный, необычный и самобытный праздник.

По легендам глубоко в тайге Горной Шории спрятано одно из чудес Кузбасса – Азасская Пещера, где живет Снежный человек. В 2009 г в 500 километрах от Кемерова местные охотники видели неких человекообразных существ, покрытых шерстью, ростом полтора-два метра. День снежного человека решено отмечать ежегодно, в день открытия горнолыжного сезона, когда тысячи любителей этого вида спорта съезжаются в Горную Шорию со всех уголков страны. В поселке Шерегеш и райцентре Таштагол установлены скульптуры снежных людей в натуральную величину.День Снежного человека

Декабрь — улуF айы (большой зимний месяц)

Религиозные праздники православных шорцев:

Кöлде (Рождество) – вечером на улице пели «орадый», хозяева угощали поющих пирогами, утром славили рождение Бога.

Чылгайақ (Масленица) – устраивали катание с ледяных гор, катание по улицам аала на санках.

Крестос (Пасха) – приносили в дом елочку, наряжали ее бумажными цветами, крашенными яйцами.

Часқы Мукола (весенний Николай) – на этот красили яйца в голубой цвет при помощи цветов кöкчӱке [медуница].

Троица – красили яйца в зеленый цвет березовыми листьями, приносили из леса березки и ставили под окнами.

Кӱскӱ Мукола (осенний Николай).

Используемые ресурсы:

  • Весенний обряд Шачыг. — Текст : электронный // Тадарлар : [сайт]. — URL: https://tadarlar.ru/vesennij-obryad-shachyg.html (дата обращения: 05.05.2022).
  • Мылтык — Пайрам. Праздник Ружья. — Текст : электронный // Тадарлар : [сайт]. — URL: https://tadarlar.ru/myltyk-pairam-prazdnik-ruzhya.html (дата обращения: 28.04.2022).
  • Нейкович, Е. Календарь шорских памятных дат / Е. Нейкович. — Текст : электронный // Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа : [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=37eVAV7RAvI (дата обращения: 28.04.2022).
  • Праздники и обычаи шорского народа. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/02/14/prazdniki-i-obychai-shorskogo-naroda (дата обращения: 05.05.2022).
  • СБОРНИК «Мой край Горная Шория». — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/sbornik-zanyatiy-po-proektu-moy-kray-gornaya-shoriya-3322711.html (дата обращения: 05.05.2022).
  • ЧЫЛ-ПАЖИ — ШОРСКИЙ НОВЫЙ ГОД. — Текст : электронный // Национальный акцент : [сайт]. — URL: https://nazaccent.ru/event/184/ (дата обращения: 28.04.2022).
  • Шорцы. — Текст : электронный // МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида » : [сайт]. — URL: https://mbdou32.kuz-edu.ru/files/mbdou32/doc/Презентации%20фестиваля/Шорцы%20-%20для%20сайта.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
  • ШОРЦЫ ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ РУЖЬЯ. — Текст : электронный // Национальный акцент : [сайт]. — URL: https://nazaccent.ru/content/10371-shorcy-otmetili-den-ruzhya.html (дата обращения: 27.04.2022).

           Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

           С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников — праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.     

           Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

            Один из шорских праздников – «Пайрам-Мылтык» — праздник охотников или праздник ружья. Он также проводится специально для детей, чтобы они знали праздники и обычаи своего народа. Праздник отмечается 19 января и посвящен охотникам. Мальчиков и юношей посвящают и рассказывают, как раньше собирались на охоту и как охотились. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению был приурочен праздник «Мылтык». На празднике все повязывают на березу ленточки. И просят при этом благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье; красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка; голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Традиционные состязания этого праздника – перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня, а также стрельба из лука – определяли самого меткого. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего.

            В нашей республике есть праздники, схожие с шорскими. Один из таких праздников – ысыах и мы празднуем его в июне. Жители радуются наступлению лета и готовятся к сенокосу. Ысыах еще называется якутский новый год. К нему все готовятся заранее и приезжают семьями с детьми и бабушками, дедушками. Также как и у шорцев, наш праздник начинается с обряда благословения, который проводит белый шаман. Он зажигает огонь, бросает в него оладушки и льет священный напиток кумыс. Все собравшиеся на праздник встают в круг, берутся за руки и танцуют танец осуохай. Также как на шорском празднике «Пайрам», на нашем празднике ысыах проводятся конные скачки. Они всегда очень интересные и захватывающие. А еще на празднике проводятся спортивные соревнования. Одно из них – борьба хапсагай, в которой участвуют даже мальчишки.

Литература:

1. Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 — 1975 гг. Л., 1981. 100 с./Андерсон Т.В. (сост.)

2. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с./Кимеев В.М.

      3. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12./Соколова З.П.

Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в 6-9 веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных местных племен. Народ делится на две этнографические группы:

  1. горнотаёжная (южная), проживают в области, именуемой с 20 века Горной Шорией;
  2. лесостепная (северная), шорцев из этой группы называют абинцами.

Где живут

Шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.

Название

Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.

Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.

Язык

Большое количество шорцев говорят на русском языке, 60% считают его родным. В шорском существует два диалекта:

  1. кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков;
  2. мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков.

Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.

История

С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.

Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.

С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.

Религия

Традиционная вера шорцев — пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня — верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом — звезды и луна, на восьмом — солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.

Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.

В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.

Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.

Еда

Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.

В кухне шорцев существует три вида супа:

  • суп с лапшой
  • бульон
  • суп с крупой

Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.

Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.

Самое любимое блюдо шорцев — пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному:

  • тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной;
  • фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;
  • в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко;
  • варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой;
  • лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не залепляя ушки.

Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.

Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста — домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой —кюрмек.

Внешность

Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза темных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей.

Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали вместо портянок мягкой травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки. Под влиянием русских шорцы начали носить более практичную одежду и нижнее белье.

Жилище

Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьей на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи.

Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения были похожи на русские маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село. У северных шорцев в селениях не было улиц, дома и хозяйственные постройки выглядели бедно и немного запущенно.

В конце 19 и начале 20 века у шорцев было два основных типа жилища: одаг — деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.

Второй тип жилья — низкая срубная юрта из бревен, четырехугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетеную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене.

Шорцы строили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты. У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тесом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно бедно и очень примитивно. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян.

На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырех столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырех столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тесом.

Жизнь

Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нем решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака, принятие христианства.

На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось.

Основным занятием народа до 19 века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С 18 века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землей.

В конце 18 века кузнечество стало исчезать, так как появилось много привозных русских изделий. Ослабла связь с кочевниками и усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев стала охота. Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До 19 века охотились с использованием лука, затем начали применять ружье, которое получали от русских купцов. В те времена охотой занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба, присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и орехов, которые в 19 веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже у русских заимствовали пчеловодство.

В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева.

На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики.

Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в селах. Многие уезжают в близлежащие города, где устраиваются на работу. Те, кто проживает в селе, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.

Культура

Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:

  • сказок
  • преданий «ербек», «пурунгу чоок»
  • легенд
  • охотничьих рассказов
  • поговорок
  • песен
  • загадок «тапкак»
  • пословиц «кеп сос», «улгер сос».

Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса — щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы. Другие музыкальные инструменты народа:

  • бубен — тююр;
  • колотушка — орба;
  • трехструнный инструмент — тулу пуяк;
  • двухструнный инструмент — кайгомысек;

К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.

Традиции

У народа есть свои праздники:

  • Шор-Пайрам
  • Мылтык-Пайрам
  • Чыл пазы
  • праздник прародителя Огульдека
  • весенне-летний праздник Пайрам

Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждет человека в этом году.

Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).

Шор-Пайрам является праздником, посвященным сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.

На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:

  • лучшее представление национального костюма;
  • лучший стан;
  • лучшее исполнение народной песни;
  • конкурс национальных блюд;

Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:

  • тебек
  • куреш
  • стрельба из лука
  • камчы

На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.

Когда в семье рождался ребенок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имен, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка — березку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей.

Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребенком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходить замуж с 14 лет. Три дня после свадьбы новобрачные живут в шалаше, построенном из священной березы. Первым в него входил жених, он разводил костер. Невеста в это время стояла у входа и дарила всем, кто принимал участие в строительстве шалаша, медные кольца. Эти кольца каждая девочка начинает собирать еще с детства.

В шалаше молодые принимают от гостей подарки, угощают всех квасом абырткой. Через три дня временное жилище молодых сносили и уносили в лес. Молодые начинали строить собственную юрту и временно проживали в доме мужа с его родителями.

В Хакасии отметили шорский праздник охотников

Источник изображения: пресс-служба Миннацполитики Хакасии

В Аскизском районе в поселке Бискамжа Родовая община коренного малочисленного народа шорцев «Элим» совместно с администрацией Бискамжинского поссовета устроили настоящее торжество для жителей поселка – национальный праздник шорской культуры «Мылтык Пайрам» (Праздник ружья, первой охоты).

Пресс-служба Миннацполитики Хакасии сообщает, что организаторы познакомили с историей праздника. Рассказали, как чествовали охотников, которые вернулись с добычей из тайги после долгого похода, чем угощали в шорских семьях.

— В канун праздника большинство шорских семей обязательно стряпало шорские пельмени «Пелбен», в которые вкладывали крохотные предметы – символы. Эти миниатюрные фигурки в пельменях предсказывали судьбу. У шорцев много традиций и обычаев, и мы их передаем из поколения в поколение, знакомим с другими культурами. Тем самым укрепляя дружеских связи между народами, проживающими на территории Хакасии, — рассказала Людмила Тимовкина, руководитель Родовой общины коренного малочисленного народа шорцев «Элим».

Все желающие смогли проверить себя на ловкость. Команды мальчиков соревновались в национальных спортивных состязаниях: Тадар шанаба чугуруш, Чуктеп чугуруш, Пайбаба шабыш. Семейные команды участвовали в конкурсе лепка пельменей «Каан пельбен», а ребятишки мастерили поделки из бересты.

Завершился праздник «Мылтык Пайрам» за общим столом — всех угощали национальным блюдом «Каан пельбен», травяным чаем, ягодным морсом и выпечкой.

Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шор пайрам праздник посвященный скотоводству
  • Шопен концерт сценарий
  • Шондибан коми праздник
  • Шомбай эшлэпэсе сценарий татарча
  • Шолпан жандарбекова сценарий