Шорок ел марийский праздник

Марийский народ — одни из последних представителей языческой культуры среди всех народов Европы. И, как и подобает, обычаи их могут значительно отличаться от наших классических представлениях о народных традициях. Поэтому сегодня редакция Pro Город решила

Марийский народ — одни из последних представителей языческой культуры среди всех народов Европы. И, как и подобает, обычаи их могут значительно отличаться от наших классических представлениях о народных традициях. Сегодня редакция решила рассказать о старинном языческом празднике Шорыкйол, по сей день бытующем среди народа мари и сохранившем в себе языческие обряды.

Последние язычники Европы

Мордова, удмурты, коми-пермяки, коми-зыряне, карелы, — все они вступили в тесный контакт с русскими, и постепенно стали неотъемлемой частью России. 

Языческие традиции в республике Марий Эл. Марий Эл, Марийцы, Язычество, Длиннопост, Традиции, Культура

После взятия Казани они сопротивлялись едва ли не дольше, чем сами татары. Бежали в Уральские горы, как спустя сто лет староверы.  В марийских деревнях до сих пор некоторые старики ходят в народных костюмах, до 20-30-х годов были живы традиции, утраченные к тому времени повсеместно. Но главное — и в 21-й век многие марийцы вступили язычниками. Точнее, сами они определение «язычество» не признают и очень обижаются, и религия их называется Марийской Традиционной Религией или «чимари». 

На сегодняшний день основная часть марийцев проживает на территории Республики Марий Эл. Однако марийский народ так же можно встретить в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а также в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Самый древний Новый Год

Шорыкйол, по нашему «Святки», а в простонародье «Овечья нога» — один из самых известных марийских обрядовых праздников. Как и подобает последним представителям  европейских язычников, празднуют его с особым размахом.

Для начала стоит отметить, в основном отмечается он в период зимнего солнцестояния, то есть с 22 декабря. Однако православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством. 

Вообще, название «овечья нога» зародилось неслучайно. Это было связано с особенностью совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец.

К слову, у представителей марийского народа из разных регионов России, название праздника заметно отличается. У нижегородских мари  называется «Васли вады». Также встречаются варианты «Шартял» и «Шачял». Однако смысл праздника это никак не меняется. 

Платье — как символ счастливого будущего

Вообще смысл обрядов Шорыкйола, как ни странно, точно описывает русская поговорка: «как год встретишь — так его и проведешь». Поэтому к своим «святкам» марийцы тоже тщательно готовятся, а неделя перед наступлением праздника считается одной из самых трудных.

Например, если марийская девушка не успевала подготовить к празднику платье — считай, упустила свое счастье. Согласно поверью, именно в дни марийского Нового года можно встретить будущего супруга.

Семейное застолье

Большинство блюд в Шорыкйол — из баранины: пельмени, суп, холодец. А еще на стол ставят шурашан (студень с крупой) и кома мелна (марийские блины).

Перед тем как приступить к угощению, глава семейства должен зачитать молитвы богу Шорык шочыну и богине Шорык шочын аве (Производителю  и производительнице овец). Стоит отметить, что овцам в этот праздник уделяют особое внимание, так как в давние времена они были у марийцев главным источником пропитания.

Ряженых приглашают в дома во время празднования Шорыкйол

Но в любой момент застолье могут прервать. Связано это с тем, что в новогодние дни по деревням ходят ряженые. Шествие возглавляет высокий плечистый Васлий кува — «дед Василий». Это марийский «брат» Деда Мороза. К его приходу в домах тщательно готовятся. Если старик обошел чье-то жилище стороной, это считается дурным знаком.

«Страшные гадания» и священное пиво

Не только ряженые устраивают гуляния на улицах в этот день. Марийцы также устраивают «Страшные гадания». Для этого нужно выйти из села, встать на перекрестке дорог и внимательно прислушаться. Услышанный крик — символ людского мора. Скрип телег — признак обильного урожая. 

Также, согласно историческим свидетельствам, принято было варить пиво в честь праздника. Однако обряд обязательно должен был проходить в присутствии жреца (карта). 

Гадание, связанное с предсказанием судьбыФото из архива Республиканского центра марийской культуры

К сожалению, на сегодняшний день, празднования Шорыкйол в марийских деревнях проходит не так шумно. Однако традиции сохранились. И даже перебравшись в большие города, молодое поколение старается им следовать. 

https://ria.ru/20190102/1548755297.html

Самый древний Новый год: необычные традиции последних язычников Европы

Самый древний Новый год: необычные традиции последних язычников Европы — РИА Новости, 15.03.2021

Самый древний Новый год: необычные традиции последних язычников Европы

В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О… РИА Новости, 15.03.2021

2019-01-02T08:27

2019-01-02T08:27

2021-03-15T14:16

религия

новый год

аналитика — религия и мировоззрение

республика марий эл

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154871/36/1548713601_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_65d789a2eec6d031ee8909e37cd6219f.jpg

МОСКВА, 2 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О праздничных традициях возрастом несколько тысяч лет — в материале РИА Новости. Нет платья — нет счастьяВместо гирлянд — цветные ленты. Вместо оливье — ритуальный суп с коноплей. А вместо украшения елки — проверка удочек. Алексей Абрамов специально приехал из Йошкар-Олы в марийское село Шоруньжа, чтобы помочь родителям подготовиться к празднику Шорыкйол. Календарь марийцев зависит от движения солнца и поэтому немного отличается от светского. В этом году Шорыкйол начинается второго января и длится до 11 числа. К своим «святкам» марийцы тоже тщательно готовятся, а неделя перед наступлением Шорыкйола считается одной из самых трудных. «Приходится очень много работать по дому. Помню, в детстве мама заставляла меня с сестрой вышивать полотенца и делать платья», — говорит Анисия Абрамова. Если же марийская девушка не успевала подготовить к празднику платье — считай, упустила свое счастье. Согласно поверью, именно в дни марийского Нового года можно встретить будущего супруга. А вообще смысл обрядов Шорыкйола, как ни странно, точно описывает русская поговорка: «как год встретишь — так его и проведешь». Например, название праздника переводится как «овечья нога» (кстати, слово «йол» в значении «новый год» перекочевало в скандинавские языки): у марийцев принято дергать овец за ногу, чтобы в наступившем году они дали хороший приплод. Дергают за ветки и растущие в саду деревья. А в домах проверяют абсолютно все необходимые в хозяйстве инструменты — в новый год с неисправными вещами не входят. Уникальный праздникОднако стоит перебраться из Марий Эл к нижегородским марийцам, как те на вопрос о празднике Шорыкйола лишь удивленно пожмут плечами. У них этот праздник называется «Васли вады». В зависимости от местности встречаются еще варианты «Шартял» и «Шачял». Однако суть от этого не меняется. По данным Всероссийской переписи населения, в стране проживают 605 тысяч марийцев — в основном в Республике Марий Эл и соседних регионах. Хотя исследователи относят народ мари к язычникам, сами они себя таковыми не считают. «Мы поклоняемся не деревьям, а тому, кто выше», — говорит глава Шоруньжинского сельского поселения Иван Евсеев, указывая пальцем в небо. Верховное божество марийцев — Ош Куго Юмо, «большой белый бог». Согласно мифам он, восседая на золотом небесном троне, видит абсолютно все дела людей. У Куго Юмо есть семья — так называемые высшие божества марийского пантеона. Специальные ритуалы в их честь мари совершают в священных рощах, куда иноверцам можно вступать только с особого разрешения жрецов — картов. Марийской традиционной религии (официальное название) уже несколько тысяч лет и большинство обрядов этот народ сумел донести до нашего времени. А они уникальны. В каких еще дохристианских культурах на территории России Новый год отмечают зимой? Славяне, как и подавляющее большинство европейских и азиатских язычников, встречали его в конце марта — в день весеннего равноденствия. Впрочем, марийский календарь тоже зависит от солнца. «После 22 декабря день постепенно прибавляется и начинается период зимнего солнцестояния. Поэтому в финно-угорские языки (финский, эстонский, венгерский. — Прим. ред.) от названия праздника перешла приставка «йол», которая означает «новый год», — объясняет глава Федеральной национальной автономии марийцев Наталья Пушкина. Хаос в избеКогда подготовка завершена, Анисия Абрамова, хозяйка дома, накрывает стол. Большинство блюд в Шорыкйол — из баранины: пельмени, суп, холодец. А еще на стол ставят шурашан (студень с крупой) и кома мелна (марийские блины, которые меньше и толще традиционных русских). Перед тем как приступить к угощению, глава семейства Андрей Петрович читает молитвы богу Шорык шочыну («Производителю овец») и богине Шорык шочын аве («Производительнице овец»). Овцам в этот праздник уделяют особое внимание, ведь в давние времена они были у марийцев главным источником пропитания. Неожиданно семейную трапезу прерывает сильный стук в дверь. «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» — доносится с улицы. В новогодние дни по марийским деревням ходят ряженые. Шумное шествие возглавляет высокий плечистый Васлий кува — «дед Василий». Это марийский «брат» Деда Мороза. К его приходу в домах тщательно готовятся. Если старик обошел чье-то жилище стороной, это считается дурным знаком. Свита у «деда Василия» пестрая: различные персонажи, символизирующие добрых и злых духов. Заходя в дом, они учиняют хаос — бегают, бросают кафтаны на пол, тем самым ритуально вызывая хороший приплод для скота. А еще ряженые кидают солому, восклицая: «У-у, нынче корм для скота уродится!» И дергают домочадцев за ноги, постоянно приговаривая: «Пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана!» Для «сказочных гостей» в домах заготавливают специальное угощение: орехи, шаньги (печенья в форме коней и овец). А для человека в образе Кудырчо кугу юмо («Великий бог грома», в народе его еще сравнивают с Ильей-пророком и даже называют так) варят пуру — специальное пиво. Если хозяева щедро угощают гостей, то те им кричат: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» А если даров было мало, ряженые желают дому лишь одного ягненка. Священное пивоВ праздничных гуляньях участвует не только Васлий кува со свитой. В дни Шорыкйола марийцы на улицах устраивают «страшные гадания». Для этого нужно выйти их села, встать на перекрестке дорог и внимательно прислушаться. «Если услышишь крик, то будет людской мор, а если предстоит хороший год, то услышишь пение. Ну а если скрип телег, будто везут снопы, то будет обильный урожай», — гласит предание. Чтобы предсказать урожай, слушали также кур, сидящих на шесте: ведут себя шумно — хлеб не уродится, сидят тихо — уродится. А когда-то, согласно свидетельствам столетней давности, еще подыскивали подходящий дом и варили в нем пиво. Когда оно было готово, в дом приглашали карта (жреца) и тот проводил специальный обряд: отведав немного пива, произносил молитву богам. «О белый наш великий бог! Приди же к нам, создатель, приди, боже, сегодня наш марийский народ празднует Шорыкйол. Вознаградите счастьем, Васлий кува, кугыза! Дайте нам хорошо провести праздник, здоровья! Дайте здоровья, чтобы жить, играть да смеяться! Как полна кушаньями посуда, так же помоги нам жить в довольстве! Как пенится наше пиво, так же дай нам вдохновения в жизни!» — громко произносил жрец. А после этого принимался угощать пивом односельчан. Сейчас, конечно, Новый год в марийских селах проходит не столь шумно. Однако традиции сохранились, причем, как говорит жительница Шоруньжи Анисия Абрамова, даже перебравшееся в большие города молодое поколение старается им следовать. Поэтому марийцы уверены: их потомки январским утром также будут выглядывать в окно — проверять, снежный ли на этот раз Шорыкйол? Если да, то «новый год будет урожайным». А значит — счастливым.

https://ria.ru/20180803/1525752066.html

https://ria.ru/20171002/1506004611.html

https://ria.ru/20180325/1517203563.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154871/36/1548713601_149:0:1589:1080_1920x0_80_0_0_7e712a00783100deae3e5c06cc0d7396.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новый год, аналитика — религия и мировоззрение, республика марий эл, религия

Религия, Новый год, Аналитика — Религия и мировоззрение, Республика Марий Эл, Религия

МОСКВА, 2 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О праздничных традициях возрастом несколько тысяч лет — в материале РИА Новости.

Нет платья — нет счастья

Вместо гирлянд — цветные ленты. Вместо оливье — ритуальный суп с коноплей. А вместо украшения елки — проверка удочек. Алексей Абрамов специально приехал из Йошкар-Олы в марийское село Шоруньжа, чтобы помочь родителям подготовиться к празднику Шорыкйол.

«Мы отмечаем его в начале января — дней семь примерно. Еще его в народе называют святки — он по смыслу примерно совпадает со святками у христиан», — объясняет Алексей.

Календарь марийцев зависит от движения солнца и поэтому немного отличается от светского. В этом году Шорыкйол начинается второго января и длится до 11 числа.

К своим «святкам» марийцы тоже тщательно готовятся, а неделя перед наступлением Шорыкйола считается одной из самых трудных.

«Приходится очень много работать по дому. Помню, в детстве мама заставляла меня с сестрой вышивать полотенца и делать платья», — говорит Анисия Абрамова.

Если же марийская девушка не успевала подготовить к празднику платье — считай, упустила свое счастье. Согласно поверью, именно в дни марийского Нового года можно встретить будущего супруга.

А вообще смысл обрядов Шорыкйола, как ни странно, точно описывает русская поговорка: «как год встретишь — так его и проведешь». Например, название праздника переводится как «овечья нога» (кстати, слово «йол» в значении «новый год» перекочевало в скандинавские языки): у марийцев принято дергать овец за ногу, чтобы в наступившем году они дали хороший приплод. Дергают за ветки и растущие в саду деревья. А в домах проверяют абсолютно все необходимые в хозяйстве инструменты — в новый год с неисправными вещами не входят.

Уникальный праздник

Однако стоит перебраться из Марий Эл к нижегородским марийцам, как те на вопрос о празднике Шорыкйола лишь удивленно пожмут плечами. У них этот праздник называется «Васли вады». В зависимости от местности встречаются еще варианты «Шартял» и «Шачял». Однако суть от этого не меняется.

По данным Всероссийской переписи населения, в стране проживают 605 тысяч марийцев — в основном в Республике Марий Эл и соседних регионах. Хотя исследователи относят народ мари к язычникам, сами они себя таковыми не считают. «Мы поклоняемся не деревьям, а тому, кто выше», — говорит глава Шоруньжинского сельского поселения Иван Евсеев, указывая пальцем в небо.

Верховное божество марийцев — Ош Куго Юмо, «большой белый бог». Согласно мифам он, восседая на золотом небесном троне, видит абсолютно все дела людей. У Куго Юмо есть семья — так называемые высшие божества марийского пантеона. Специальные ритуалы в их честь мари совершают в священных рощах, куда иноверцам можно вступать только с особого разрешения жрецов — картов.

Марийской традиционной религии (официальное название) уже несколько тысяч лет и большинство обрядов этот народ сумел донести до нашего времени. А они уникальны. В каких еще дохристианских культурах на территории России Новый год отмечают зимой? Славяне, как и подавляющее большинство европейских и азиатских язычников, встречали его в конце марта — в день весеннего равноденствия. Впрочем, марийский календарь тоже зависит от солнца.

«После 22 декабря день постепенно прибавляется и начинается период зимнего солнцестояния. Поэтому в финно-угорские языки (финский, эстонский, венгерский. — Прим. ред.) от названия праздника перешла приставка «йол», которая означает «новый год», — объясняет глава Федеральной национальной автономии марийцев Наталья Пушкина.

Хаос в избе

Когда подготовка завершена, Анисия Абрамова, хозяйка дома, накрывает стол. Большинство блюд в Шорыкйол — из баранины: пельмени, суп, холодец. А еще на стол ставят шурашан (студень с крупой) и кома мелна (марийские блины, которые меньше и толще традиционных русских).

Перед тем как приступить к угощению, глава семейства Андрей Петрович читает молитвы богу Шорык шочыну («Производителю овец») и богине Шорык шочын аве («Производительнице овец»). Овцам в этот праздник уделяют особое внимание, ведь в давние времена они были у марийцев главным источником пропитания.

Неожиданно семейную трапезу прерывает сильный стук в дверь. «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» — доносится с улицы. В новогодние дни по марийским деревням ходят ряженые. Шумное шествие возглавляет высокий плечистый Васлий кува — «дед Василий». Это марийский «брат» Деда Мороза. К его приходу в домах тщательно готовятся. Если старик обошел чье-то жилище стороной, это считается дурным знаком.

Свита у «деда Василия» пестрая: различные персонажи, символизирующие добрых и злых духов. Заходя в дом, они учиняют хаос — бегают, бросают кафтаны на пол, тем самым ритуально вызывая хороший приплод для скота. А еще ряженые кидают солому, восклицая: «У-у, нынче корм для скота уродится!» И дергают домочадцев за ноги, постоянно приговаривая: «Пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана!»

Для «сказочных гостей» в домах заготавливают специальное угощение: орехи, шаньги (печенья в форме коней и овец). А для человека в образе Кудырчо кугу юмо («Великий бог грома», в народе его еще сравнивают с Ильей-пророком и даже называют так) варят пуру — специальное пиво.

Если хозяева щедро угощают гостей, то те им кричат: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» А если даров было мало, ряженые желают дому лишь одного ягненка.

Священное пиво

В праздничных гуляньях участвует не только Васлий кува со свитой. В дни Шорыкйола марийцы на улицах устраивают «страшные гадания». Для этого нужно выйти их села, встать на перекрестке дорог и внимательно прислушаться.

«Если услышишь крик, то будет людской мор, а если предстоит хороший год, то услышишь пение. Ну а если скрип телег, будто везут снопы, то будет обильный урожай», — гласит предание. Чтобы предсказать урожай, слушали также кур, сидящих на шесте: ведут себя шумно — хлеб не уродится, сидят тихо — уродится.

А когда-то, согласно свидетельствам столетней давности, еще подыскивали подходящий дом и варили в нем пиво. Когда оно было готово, в дом приглашали карта (жреца) и тот проводил специальный обряд: отведав немного пива, произносил молитву богам.

«О белый наш великий бог! Приди же к нам, создатель, приди, боже, сегодня наш марийский народ празднует Шорыкйол. Вознаградите счастьем, Васлий кува, кугыза! Дайте нам хорошо провести праздник, здоровья! Дайте здоровья, чтобы жить, играть да смеяться! Как полна кушаньями посуда, так же помоги нам жить в довольстве! Как пенится наше пиво, так же дай нам вдохновения в жизни!» — громко произносил жрец. А после этого принимался угощать пивом односельчан.

Сейчас, конечно, Новый год в марийских селах проходит не столь шумно. Однако традиции сохранились, причем, как говорит жительница Шоруньжи Анисия Абрамова, даже перебравшееся в большие города молодое поколение старается им следовать. Поэтому марийцы уверены: их потомки январским утром также будут выглядывать в окно — проверять, снежный ли на этот раз Шорыкйол? Если да, то «новый год будет урожайным». А значит — счастливым.


Начало Нового года, и зима берет свои права, солнце поворачивает на лета, а январь – на мороз! У русских в эти дни идут Святки, у древних татар и чувашей (булгар) – праздновался Нардуган, а марийцы издревле праздновали Шорыкйол!!! Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа. Одним из таких праздников является Шорыкйол (Овечья нога). Праздник имеет несколько названий. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января).    

В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы. Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой.

Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья.

Марийский праздник Шорыкйол Локальные названия праздника. Шортйол (Медведевский, Советский, Оршанский районы РМЭ), Шартял, Шачял (горные марийцы), Сорыкйол (кировские марийцы), Васли вады (нижегородские марийцы). Распространение. Распространен у всех групп марийцев. В традиционной форме продолжает сохраняться в северо-восточных районах РМЭ. Сроки и время проведения. Шорыкйол традиционно отмечается в период зимнего солнцестояния (22 декабря), после нарождения новой луны. Праздник начинается в пятницу и завершается через неделю.

Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (Рошто). Однако при этом первым днем праздника остается пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая приходится за несколько дней до Рождества или после него, а иногда совпадает с ним. Проведение праздника в разное время объясняется тем, что по старому календарному стилю Шорыкйол отмечался в одни сроки с Рождеством. После перехода на новый стиль, дни праздника оказались сдвинутыми и марийцы, придерживающиеся православной религии, стали справлять Шорыкйол в более позднее время. В настоящее время Шорыкйол повсеместно возрождается.


Значение праздника. Праздник Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец.

Однако, такие названия, как Шортйол, Шачял, переводимые как рождение нового года — шочшо у ий, можно считать наиболее верными и соответствующими тому времени, когда проводился праздник — в преддверии наступающего нового года. В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпрепровождение с играми, плясками, песнями. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение. Марийский праздник Шорыкйол Обряды праздника. В дни праздника Шорыкйол проводятся всевозможные обряды, магические действия, гадания, игры и ряженья, моления. Они направлены на обеспечение хозяйственного и семейного благополучия, увеличения в новом году урожайности полей, приплода скота. Основные обрядовые действия приходятся на первый день праздника. В прошлом рано утром домохозяева сооружали на озимом поле снежные кучки в виде стогов, чтобы в новом году получить необходимое количество скирд хлеба. В саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, надеясь собрать богатый урожай фруктов и ягод.

Дергание овец за ноги должно было обеспечить плодовитость овец. Гадания были связаны с предсказанием судьбы, благополучием хозяйства. По погоде судили о том, какими будут весна и лето. В каждом доме в честь праздника Шорыкйол и «хозяина» дома кудорт проводились семейные моления. Выполнялись обряды, связанные с разведением скота. В первый день совершали подворный обход дети и девушки-участницы обряда Удырсий* (Девичий пир). Они поздравляли домохозяев с приходом Нового года и желали благополучной семейной и хозяйственной жизни, приплода овец. Хозяева угощали их ритуальным супом из конопляных семян (кыне шур), орешками и сладостями.

Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком Василием и его старухой — Васли кува-кугыза. Они воспринимались марийцами как предвестники будущего, т.к. предсказывали о будущей жизни, урожае, прибавлении семейства, увеличении поголовья домашнего скота. Ряженые производили проверку хозяйственной деятельности, нерадивых хозяев ругали. Другие дни праздника проходили в веселом времяпрепровождении. Разделившись на группы по возрасту и полу, сельские жители собирались в доме «шорыкйол порт», специально нанятый на период праздника. Там они устраивали различные представления, играли в традиционные игры, например, «Сокыр тага», «Ний кучен», девушки гадали, пожилые рассказывали сказки, истории из жизни. Во время праздника соблюдались некоторые запреты: остерегались стирать белье, шить и вышивать, не выполнялись тяжелые виды работ. Существенную роль играла обильная обрядовая еда, она предполагала достаток на предстоящий год. 

  Марийский праздник Шорыкйол Годовой праздничный цикл у народа мари (Акцорин В.А.) Годовой праздничный цикл у народа мари начинается с праздника Шорыкйол, что в переводе на русский язык означает «овечья нога». Этот новогодний праздник, как отмечает фольклорист В.А. Акцорин, наши финно-угорские предки отмечали еще шесть тысяч лет тому назад. Наиболее древнее название его осталось в фольклорных текстах в таких транскрипциях, как «Шочйол», «Шартял», «Шачъял».

Семантический анализ этих слов позволяет говорить о том, что «шоч», «шач» — это краткая форма причастий «шочшо», «шачшы» — «рожденный»; «йол», «ял», «йыул», «йоул», «йул» в родственных финно-угорских языках (эстонском, финском), а также в шведском и норвежском означает «Новый год» (по-марийски: У ий). Отсюда, Шорыкйол, Шочйол, Шачъял означает «Шочшо у ий» — «Рожденный новый год» и указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок. Древние лунные календари мари, найденные археологами в могильниках Поволжья и Приуралья, датированы II тысячелетием до н.э. В.А. Акцорин указывает на то, что круглые оловянные пластинки с изображением таких календарей носили финно-угорские женщины в качестве украшений на груди, шее и даже на лбу.

Такие календари основывались на смене фаз луны и были довольно точными. Лунные циклы напрямую связывались с функционированием человеческого организма. Мари и сегодня считают, что все серьезные дела, требующие ума, сил, здоровья, следует начинать к полнолунию, в том числе и зачатие ребенка, поскольку прибывающая луна несет с собой расцвет, а убывающая — угасание энергии. Лечебные процедуры с применением пчел, пиявок, муравьев и т.д. считаются наиболее эффективными в дни новолуния и полнолуния. Современная медицина не отрицает того, что колебания биортима организма человека находятся в определенной корреляции с фазовыми изменениями луны. По всей видимости, тогда же был известен и солнечный календарь. Об этом свидетельствует изображение разницы между солнечным и лунным календарями в 11 дней на вышеназванных женских украшениях.

По этой причине праздник Шорыкйол приходился либо на конец декабря, либо на начало января в приложении к современному григорианскому календарю. Впоследствии с принятием христианства праздник Шорыкйол совпал с Рождеством и в некоторых местах проживания мари стал называться Рошто. К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Ритуальная обильная пища своими корнями уходит в архаику, выражая не только сытость, веселье и довольство, но и аграрную магию: стремление воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.

Марийский праздник Шорыкйол Как подчеркивается в научной литературе, все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись большим магическим смыслом. Крестьяне мари также сохраняли веру в магию почина, первого дня, как знака доброго пожелания. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных. Рано утром в праздник Шорыкйол хозяин выходил на ток, делал гурты из снега. То было не только магическим действием в знак будущего хорошего урожая, а означало необходимый агроприем, ибо каждый крестьянин понимал: чем больше снега зимой в поле, тем больше хлеба летом в амбаре. В это же утро надо было с силой встряхивать садовые деревья для продвижения их внутренних «соков», что предотвратит общее замерзание.

В праздник Шорыкйол мужчинам полагалось проверить свое охотничье снаряжение и рыболовные снасти, а также плуг и другое весенне-летнее снаряжение. Женщины на специально изготовленных шестах развешивали готовые изделия: вышивки, домотканые полотна, шерстяные клубки ниток, шитые и вязаные вещи. В свою очередь, и дети готовились к демонстрации своих поделок. Жизнь крестьянина нелегка. Надо быть готовым ко всем поворотам судьбы, капризам суровой природы, надо уметь делать все необходимое для жизни с детства. Это есть магия первого дня, следовательно, так будет и в последующие дни, месяцы, целый год, ибо все происходит в первый день нового рождения солнца. Праздник начинали дети. Они гурьбой заходили в чей-либо дом и дружно кричали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» Также три раза должны были ответить хозяева, которые затем высыпали на пол приготовленные заранее орехи. Дети ползали по полу, «бодались» друг с другом и кричали: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» Тем же хозяевам, кто мало угощал детей, они говорили: «Ик пача! Ик пача! Ик пача!» — «Один ягененок! Один ягненок! Один ягненок!» и убегали в соседний дом. Хозяева сердились, ругали детишек, но уже ничего нельзя было поделать: магические слова из уст детей произнесены. Обойдя всю деревню, детишки поровну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеялись, воспроизводя смешные случаи прожитого праздничного дня.

Следует особо подчеркнуть: важнейшему моменту обряда Шорыкйол — подношению даров — мари придавали особое значение. Пекли ÿяча (шаньги), в ряде мест печенье в виде птиц и коня, делали пура (пиво), припасали пÿкш (орехи), а также деньги. Некоторые наши информанты передавали воспоминания своих родителей о том, что благополучие жизни они ставили в зависимость от розданных даров. Очевидно, раздачу даров следует понимать как позднюю форму умилостивительной жертвы духам-покровителям, а самих участников ритуального действа (славильщиков) — заместителями духов. Участие детей в обходе домов служит примером карпогонической (продуцирующей) магии, без которой немыслим праздник Шорыкйол.

Марийский праздник Шорыкйол Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженных во главе с Васли кугыза — дедом Василием (иногда может быть Васли кува — бабушка, жена деда Васли). Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, в разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан, поздравляют хозяев с праздником, принимают угощения. А затем Васли кугыза просит показать свое мастерство каждого члена семьи. Особое внимание уделяется молодым. Если это девушка, то она должна продемонстрировать свое рукоделие: сколько же она сама приготовила приданого, как искусно вышила свою праздничную одежду и т.д.

Если же это парень, то он хвастливо показывал необычным гостям приготовленную собственными руками хозяйственную утварь, охотничьи и рыболовные принадлежности; одним словом, все то, от чего зависит материальное благополучие крестьянской семьи. Нетрудно догадаться, как нелегко приходилось в таких случаях ленивцам, ведь их имена тут же узнавала вся деревня, и смыть такой публичный позор фактически было невозможно до следующего праздника. Поэтому каждый, включая детей, старался, как мог, составить о себе добрую славу. Этот пример свидетельствует о том, что традиционный праздник — это не только веселье и народное гулянье. Это — один из древнейших оценочных инструментов, позволяющих очень тонко регулировать межличностные взаимоотношения в традиционном обществе. Древний марийский обычай запрещал в течение некоторого времени после семейной ссоры браться за изготовление вещи. Согласно верованиям, не каждая береза и не каждому мастеру давала согласие на снятие с нее бересты. Мари всегда полагали, что человек, выполняющий все требования традиции, не может сделать плохую вещь.

Плохую вещь старались не иметь, чтобы не обретать черт плохого человека. Описываемый обычай народа мари имеет еще одну поразительную сторону: несмотря на внешнюю одинаковость вещей во всех домах, они при внимательном осмотре Васли кугыза и всеми ряжеными оказывались разными по своему стилю, почерку, мастерству. Так со временем узнавали изготовителя, а опытный глаз Васли кугыза определял также его физические данные и даже некоторые черты характера. В этом случае высвечивается еще одна сторона традиционных устоев: несмотря на слитность, нераздельность человека с обществом, личность никогда не была полностью растворенной в обществе.

Если единое мировоззрение способствует интеграции, то вещи, материальный мир, наоборот, способствуют дифференциации, проявлению индивидуальности. В данном случае речь идет о той отправной точке, от которой начинается движение в сторону обретения свободы творца, художника. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти. Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы.

Когда молодые ребята заходили в овчарню (в одежде из белого самотканного сукна — материала из овечьей шерсти), они говорили следующие слова: «Шорык йол, шочыкто» — Овечья нога, дай расплод!».

Об этом же говорит и такой факт — горные мари и поныне ходят угощать тех, у кого купили или получили в подарок овцу (горномар. : «шарык тäpӹм йÿктäш кеäт»). От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть — на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу.

Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота.

 ___________________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО

Команда Кочующие

http://aboutmari.com/wiki/Шорыкйол

Книга: Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003.

http://www.mariuver.info/ http://www.mincult12.ru/

Марийские праздники и религиозные традиции.

Уважаемые посетители туристического портала Республики Марий Эл. Сайт находится в режиме бета-тестирования и наполнения.

Шорыкйол («овечья нога») — один из самых известных марийских обрядовых праздников. Праздник имеет несколько названий. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января).

В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы.

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой. Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья.

Другие дни праздника проходят в веселом времяпрепровождении. Сельские жители обычно собираются в доме, специально нанятом на период праздника, и устраивают там различные представления и игры.

58479439 «ОВЕЧЬЯ НОГА», традиционный аграрный праздник МАРИЙ ЭЛ ЧУВАШИЯ

«ОВЕЧЬЯ НОГА» (у марийцев «шорок-йол», у чувашей «сурах ури»), традиционный аграрный праздник с общим названием у марийцев и чувашей, по времени близкий к христианскому празднику Рождества Христова (в некоторых местах его приурочивали к Рождеству). У марийцев праздник продолжался около недели, основное внимание уделялось гаданию о будущем урожае. Молодежь устраивала театрализованные представления, наряжалась в маски. Девушки ходили по домам, собирали солод для изготовления пива. Позже люди со всей деревни приходили пить это пиво, приносили музыкальные инструменты, устраивали пляски. В Марий Эл праздник продолжают отмечать локально.

В это же время проходил чувашский праздник «Овечья нога», который и по названию, и по содержанию был близок марийскому. Дети и молодежь обходили с песнями дома, желали благополучия хозяевам. Устраивали угощение вскладчину. Пели песни, гадали об урожае, о своей судьбе. По вечерам молодежь ходила в хлев; овец хватали за ноги и по цвету шерсти пойманных овец судили о будущем женихе или невесте. У удмуртов праздников в этот период не было, однако они устраивали накануне Нового года гадания об урожае.

У марийцев годовой праздничный цикл мари начинается с праздника Шорыкйол («овечья нога»), где «шоч», «шач» — это краткая форма причастий «шочшо», «шачшы» — «рожденный»; «йол», «ял», «йыул», «йоул», «йул» в родственных финно-угорских языках (эстонском, финском), а также в шведском и норвежском означает «Новый год» (по-марийски: У ий). Шорыкйол означает «Рожденный новый год». Все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись магическим смыслом. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда.

В этот день задабривали кормами и животных. Утром в праздник Шорыкйол хозяин выходил на ток, делал гурты из снега. То было не только магическим действием в знак будущего хорошего урожая, а означало необходимый агроприем, ибо каждый крестьянин понимал: чем больше снега зимой в поле, тем больше хлеба летом в амбаре. В это же утро надо было с силой встряхивать садовые деревья для продвижения их внутренних «соков», что предотвратит общее замерзание.

В праздник Шорыкйол мужчинам полагалось проверить свое охотничье снаряжение и рыболовные снасти, а также плуг и другое весенне-летнее снаряжение. Женщины на специально изготовленных шестах развешивали готовые изделия: вышивки, домотканые полотна, шерстяные клубки ниток, шитые и вязаные вещи. В свою очередь, и дети готовились к демонстрации своих поделок.

Жизнь крестьянина нелегка. Надо быть готовым ко всем поворотам судьбы, капризам суровой природы, надо уметь делать все необходимое для жизни с детства. Это есть магия первого дня, следовательно, так будет и в последующие дни, месяцы, целый год, ибо все происходит в первый день нового рождения солнца.

В праздник Шорыкйол мужчинам полагалось проверить свое охотничье снаряжение и рыболовные снасти, а также плуг и другое весенне-летнее снаряжение. Женщины на специально изготовленных шестах развешивали готовые изделия: вышивки, домотканые полотна, шерстяные клубки ниток, шитые и вязаные вещи. В свою очередь, и дети готовились к демонстрации своих поделок.

s16 «ОВЕЧЬЯ НОГА», традиционный аграрный праздник МАРИЙ ЭЛ ЧУВАШИЯ

s18 «ОВЕЧЬЯ НОГА», традиционный аграрный праздник МАРИЙ ЭЛ ЧУВАШИЯ

Поезд ряженых

s13 «ОВЕЧЬЯ НОГА», традиционный аграрный праздник МАРИЙ ЭЛ ЧУВАШИЯ

«ОВЕЧЬЯ НОГА», традиционный аграрный праздник

Праздник начинали дети. Они гурьбой заходили в чей-либо дом и дружно кричали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» Также три раза должны были ответить хозяева, которые затем высыпали на пол приготовленные заранее орехи.

Дети ползали по полу, «бодались» друг с другом и кричали: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» Тем же хозяевам, кто мало угощал детей, они говорили: «Ик пача! Ик пача! Ик пача!» — «Один ягененок! Один ягненок! Один ягненок!» и убегали в соседний дом.

Хозяева сердились, ругали детишек, но уже ничего нельзя было поделать: магические слова из уст детей произнесены.  Обойдя всю деревню, детишки поровну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеялись, воспроизводя смешные случаи прожитого праздничного дня.

Все магические действия праздника «Овечья нога» направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти.

Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы. Когда молодые ребята заходили в овчарню (в одежде из белого самотканного сукна — материала из овечьей шерсти), они говорили следующие слова: «Шорык йол, шочыкто» — Овечья нога, дай расплод!». Об этом же говорит и такой факт — горные мари и поныне ходят угощать тех, у кого купили или получили в подарок овцу (горномар. : «шарык тäpӹм йÿктäш кеäт»). От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть — на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу.

Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота.

Лит.: Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Next Post

  • Люди, факты, мнения

ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕСТНОГО КРАЯ

Вт Ноя 27 , 2012

ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕСТНОГО КРАЯ, работало в Уфе с 1908. Было создано группой интеллигенции из числа преподавателей, работников земства, врачей, интересовавшихся краеведением, народными обрядами и […]

30 декабря 2022, 01:15 3.5к.

Шорыкйол

Праздник начинается в пятницу и завершается через неделю

Шорыкйол

Фото: из архива Республиканского центра марийской культуры

Праздник Шорыкйол (Овечья нога) традиционно отмечается в период зимнего солнцестояния (22 декабря), после нарождения новой луны. Праздник начинается в пятницу и завершается через неделю.

Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (Рошто). Однако при этом первым днем праздника остается пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая приходится за несколько дней до Рождества или после него, а иногда совпадает с ним. Проведение праздника в разное время объясняется тем, что по старому календарному стилю Шорыкйол отмечался в одни сроки с Рождеством. После перехода на новый стиль, дни праздника оказались сдвинутыми и марийцы, придерживающиеся православной религии, стали справлять Шорыкйол в более позднее время. В настоящее время Шорыкйол повсеместно возрождается.

Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла. Он завершает старый и начинает новый год. В прошлом народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. Однако, такие названия, как Шортйол, Шачял, переводимые как рождение нового года — шочшо у ий, можно считать наиболее верными и соответствующими тому времени, когда проводился праздник — в преддверии наступающего нового года. В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпрепровождение с играми, плясками, песнями. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

В дни праздника Шорыкйол проводятся всевозможные обряды, магические действия, гадания, игры и ряженья, моления. Они направлены на обеспечение хозяйственного и семейного благополучия, увеличения в новом году урожайности полей, приплода скота. Основные обрядовые действия приходятся на первый день праздника. В прошлом рано утром домохозяева сооружали на озимом поле снежные кучки в виде стогов, чтобы в новом году получить необходимое количество скирд хлеба. В саду трясли ветки плодовых деревьев и кустарников, надеясь собрать богатый урожай фруктов и ягод. Дергание овец за ноги должно было обеспечить плодовитость овец. Гадания были связаны с предсказанием судьбы, благополучием хозяйства. По погоде судили о том, какими будут весна и лето. В каждом доме в честь праздника Шорыкйол и «хозяина» дома кудорт проводились семейные моления. Выполнялись обряды, связанные с разведением скота. В первый день совершали подворный обход дети и девушки-участницы обряда Ӱдырсий* (Девичий пир). Они поздравляли домохозяев с приходом Нового года и желали благополучной семейной и хозяйственной жизни, приплода овец. Хозяева угощали их ритуальным супом из конопляных семян (кыне шур), орешками и сладостями. Вечером по домам выходила группа ряженых во главе со стариком Василием и его старухой — Васли кува-кугыза. Они воспринимались марийцами как предвестники будущего, т.к. предсказывали о будущей жизни, урожае, прибавлении семейства, увеличении поголовья домашнего скота. Ряженые производили проверку хозяйственной деятельности, нерадивых хозяев ругали.

Другие дни праздника проходили в веселом времяпрепровождении. Разделившись на группы по возрасту и полу, сельские жители собирались в доме «шорыкйол порт», специально нанятый на период праздника. Там они устраивали различные представления, играли в традиционные игры, например, «Сокыр тага», «Ний кучен», девушки гадали, пожилые рассказывали сказки, истории из жизни.

Во время праздника соблюдались некоторые запреты: остерегались стирать белье, шить и вышивать, не выполнялись тяжелые виды работ. Существенную роль играла обильная обрядовая еда, она предполагала достаток на предстоящий год.

В 2023 году праздник Шорыкйол выпадает на 6-13 января.

Материал подготовлен на основе информации интернет-журнала «Кидшер» и открытых источников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шор пайрам праздник шорцев
  • Шор пайрам праздник посвященный скотоводству
  • Шопен концерт сценарий
  • Шондибан коми праздник
  • Шомбай эшлэпэсе сценарий татарча