Шорский праздник албаа пайрам

Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Праздники шорцев

Чыл пазы — Новый год, отмечается 20-21 марта в день весеннего равноденствия.

Мылтық-Пайрам — праздник охотников и ружья, отмечают в январе. Шорские женщины готовят пельмени, пряча в них – не во всех – мелкие предметы: спичку, монетку, бумажку и пр. Попалась монетка – будешь богат, спичка – бойся пожара и т.д.

Албаа-Пайрам отмечают в июне, празднуя окончание посева травы и посадки овощей.–

Шор-Пайрам — посвящён скотоводству и сельскому хозяйству.

 С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников.      В 1986 г. в с.Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника «Пайрам», приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен «сарын» и героического эпоса «кай» проводились состязания об борьбе «куреш», стрельбе из лука, скачки.

     С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник «Ольгудек», проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля.

Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

Ежегодно в январе шорцы отмечают праздник «Мылтык». 

«Мылтык» в переводе с шорского — «ружьё». 

«Пайрам-Мылтык» — праздник охотников или праздник ружья, который уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. 

В канун этого праздника большинство шорских семей обязательно стряпают шорские пельмени с сюрпризами, в которые вкладывают крохотные предметы – символы. Эти миниатюрные фигурки в пельменях предсказывают судьбу. Если попались пельмени с «монетками» –ждёт богатство и благополучие, «белые и чёрные нитки» – радость или неприятность ожидает, «лодочка» – быть хорошим рыбаком, «сладкие пельмени» – к достатку, солёные – к бедности, «топорик» – много работы… А если попадётся в пельменях «ружьё», главный символ праздника – человек станет хорошим охотником, добытчиком, ждёт его удача весь год.

Современные «начинки» более разнообразные: машина, дом – к их приобретению, «коляска» – к пополнению в семье и т.д.

Традиционно по дворам ходили ряженые, совершая кочаган с благопожеланиями хозяевам, а девушки гадали.

           Верующие шорцы официально считались православными христианами (и носили русские, т.е. христианские имена), но наряду с православием у них прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы — гор, рек, промысловый культ, почитание верховных божеств — Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли свое значение в жизни шорцев шаманы (камы), была развита мифология.

           С середины 1980-х годов идет процесс возрождения духовной культуры шорцев, которое подчас выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, в праздновании особых «национальных» праздников — праздника мифологического прародителя Ольгудека, весеннего Пайрама и др., сопровождаемых исполнением эпоса.     

           Каждый год, в июне, шорский народ отмечает праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут по кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается очень много народу. Жители каждого поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лука, скачки. На этом празднике все гости, а особенно дети, узнают обычаи и традиции шорского народа.

            Один из шорских праздников – «Пайрам-Мылтык» — праздник охотников или праздник ружья. Он также проводится специально для детей, чтобы они знали праздники и обычаи своего народа. Праздник отмечается 19 января и посвящен охотникам. Мальчиков и юношей посвящают и рассказывают, как раньше собирались на охоту и как охотились. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению был приурочен праздник «Мылтык». На празднике все повязывают на березу ленточки. И просят при этом благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье; красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка; голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Традиционные состязания этого праздника – перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня, а также стрельба из лука – определяли самого меткого. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего.

            В нашей республике есть праздники, схожие с шорскими. Один из таких праздников – ысыах и мы празднуем его в июне. Жители радуются наступлению лета и готовятся к сенокосу. Ысыах еще называется якутский новый год. К нему все готовятся заранее и приезжают семьями с детьми и бабушками, дедушками. Также как и у шорцев, наш праздник начинается с обряда благословения, который проводит белый шаман. Он зажигает огонь, бросает в него оладушки и льет священный напиток кумыс. Все собравшиеся на праздник встают в круг, берутся за руки и танцуют танец осуохай. Также как на шорском празднике «Пайрам», на нашем празднике ысыах проводятся конные скачки. Они всегда очень интересные и захватывающие. А еще на празднике проводятся спортивные соревнования. Одно из них – борьба хапсагай, в которой участвуют даже мальчишки.

Литература:

1. Этнография народов Южной Сибири. Литература, опубликованная в 1944 — 1975 гг. Л., 1981. 100 с./Андерсон Т.В. (сост.)

2. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. Кемерово, 1989. 189 с./Кимеев В.М.

      3. Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12./Соколова З.П.

Календарь шорских дат2Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Как и любой другой народ, шорцы хотят сохраниться как этнос, свою самобытную культуру, язык, традиции и обычаи. С 2000 года стали возрождаться традиционные верования, священные места, проводиться обряды. Восстанавливаться и календарные праздники.

Временные календарные циклы шорского народа складывались в процессе его трудовой деятельности и составляли самые существенные звенья в годовом круге шорцев, уклад жизни которых строился на натуральном способе ведения хозяйства — земледелии, рыболовстве, охоте и т. д. Поэтому в основе календарных циклов — богатейший опыт человека, связанный с освоением природы и окружающей среды.

Данный календарь содержит основные календарные даты шорцев. Материал расположен в хронологическом порядке.

Содержание:

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Январькичиг айы (короткий зимний месяц)

В январе проводятся молодежные зимние спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Цель мероприятия – пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

«Малтык-Пайрам» или праздник ружья ежегодно отмечается шорским народом с 18 на 19 января шорцы. В это день мужчины возвращались с малой охоты, обязательно стреляли в воздух.

«Самый момент прихода с промысла у шорцев имел ряд особенностей. Например, охотник сразу не заносил добычу в дом и сам туда не заходил, пока, «пот не высохнет». В это время нельзя было разговаривать с женщиной. Женщине нельзя было встречать своего мужа».

«Праздник ружья» своими корням уходит во времена, когда весомую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит и умение владеть оружием.

Услышав звуки ружья женщины накрывали на стол, главное блюдо которого — пельмени. Праздник ознаменует сезон большой охоты. В канун праздника шорские семьи традиционно готовят пельмени с сюрпризами. Внутрь вкладываются маленькие предметы – символы, которые, по поверьям, предсказывают судьбу.

Так блюдо с «монетками» предрекает богатство и благополучие, а «белые и чёрные нитки» — предстоящие радость или неприятность, сладкие пельмени — к достатку, солёные — к бедности. Рыба – символ удачи во всех делах. Однако самой большой удачей было – обнаружить в своем блюде «ружье», поскольку главный символ праздника предрекал его обладателю удачу в охоте на весь год. Шорцы верили, что миниатюрные ружья и топорики из дерева, соль, сахар и прочие предметы в пельменях предсказывают, каким будет предстоящий год.

На празднике все повязывают на березу ленточки. И при этом просят благополучия всем людям, своим родным и близким. Ленточки разных цветов: белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье, красный – символ солнца, тепла, жизни и достатка, голубой – символ чистого неба. Традиционные состязания этого праздника: перетягивание палки, тем самым определяли самого сильного парня; стрельба из лука – самый меткий стрелок. Все собравшиеся на праздник вставали в круг, водили хоровод и желали друг другу всего хорошего. Праздник возрожден в 2007 г., проводится только в Мысках.Праздник ружья

Февраль – чел айы (ветренный), азыF айы (медвежий)

В феврале проводится спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

21 февраля – день шорского языка. Международный день родных языков проводится на разных площадках Кемеровской области с 2007 г. («Я – шорец, и я выучу шорский язык!»).

Март — корук айы (бурундучный)

Шорский народный праздник «Чыл-пажи». Это шорский Новый год. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания. Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведении очищения всего жизненного пространства. Одним из ритуалов на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.Чыл пажи

В марте шорцы проводят «Аба-тойы» – праздник Медведя. Медведь у шорцев тотемное животное, существуют легенды, что медведь — это обращенный человек. В шорских семьях коготь и клык медведя до сих пор считается самым сильным оберегом. Праздник был возрождён в 2007 году и с тех пор проводится ежегодно. Медвежий праздник – это комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.

Апрель – ан айы (звериный)

Весенний обрядовый праздник «Шачиг» (ледоход). «Шачыг» (от слова «шаги» — кропить, брызгать) – традиционный весенний обряд у шорцев. Он совершался, когда природа пробуждалась от зимнего сна и реки освобождались ото льда.

В прошлом обряд совершался ежегодно, представляя собой своеобразную подготовку к переводу скота на лет­ние пастбища после зимнего стойлового содержа­ния. В обряде сохранилась память о едином про­исхождении домашних и диких животных. Забота о благополучии домашних животных проявлялась в обращении к воображаемым «хозяевам» гор и рек — Таг-ээзи и Суг-ээзи. Шачыг совершал­ся под руководством шачыгчи, т. е. человека, зна­ющего, как надо выполнять обряд. Чаще всего им являлся потомственный представитель того или иного рода. В каждом селе были свои шачыгчи.

В одном из источников обряд представлен следующим образом. Каждый мужчина должен был передать одному из молодых представителей рода перо глухаря, а каждая женщина – ленты чалама. Молодой шорец связывал из них гирлянду и перевозил её на другой берег, чтобы привязать там на берёзу. А шаман, камлая, водил людей по ходу солнца, по кругу и обращался ко всем горам и рекам с просьбой об изобилии зверя и рыбы. Потом все гадали: подбрасывали вверх деревянную чашу и смотрели, как она упадёт — вверх или вниз дном. И собирали «кастак» — «удачу» в виде кусочков бересты и дерева.

Май — пес айы (кандычный)

Праздник колбы. Шорцы были уверены, что растение колба (черемша), достойно уважения и почитания. Колбы с её целебными свойствами была просто спасение для местных жителей в годы Великой Отечественной войны. Да и сегодня это растение – одно из любимых весенних лакомств шорцев. Они трепетно и уважительно относятся к своим традициям и к природе, поэтому решили посвятить колбе настоящий праздник, на котором кульминацией становится презентация национальных блюд.

Июнь — от айы (травяной, месяц прополки)

1 июня шорцы отмечают праздник шорского букваря «Пайрам-Пичик».

Каждый год, в июне, проводится шорский праздник, который называется «Албаа-Пайрам». Праздник проводится, когда жители заканчивают посев трав на своих полях, посадку овощей на огородных участках. Праздник начинается с обряда благопожелания – все жители и гости, взявшись за руки, идут к кругу. В середине горит огонь. Шаман танцует, задабривая дух огня и прося у него мира и процветания всем собравшимся. На праздник собирается много народу. Жители поселка ставят свой стан, в котором представляют предметы быта, национальные блюда. Все собравшиеся одеты в национальные костюмы, исполняют народные песни и героические сказания о шорском народе. На празднике проводятся спортивные соревнования: борьба, стрельба из лук, скачки. Гостей угощают шорским национальным блюдом – талканом.Албаа Пайрам

В июне проводится летняя Спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области.

Июль — пичен айы (сенокосный)

20 июля жители поселка Чувашка Кемеровской области отмечают Прокопьев день, в рамках которого проходит Сказительная ночь «Кай — Ээзи». Праздник начинается с обряда благопожелания путем кормления священного огня. Сказительная ночь должна разбудить кай-ээзи (хозяина кая), чтобы принес своему народу своё благословение.Кай Ээзи

Август — оргак айы (месяц жатвы хлеба)

9 августа Международный день коренных народов мира.Международный день коренных народов мира

В августе проводятся молодежные спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш». Проходит в Таштагольском районе. Главной целью мероприятия является пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.

Сентябрь — ӱртӱн айы (месяц обжигания колосьев хлеба)

Центр шорской культуры «Аба-Тура» (находится в городе Новокузнецк) в августе проводит праздник «Алтын Кузук» («Золотой орех»). Ореховый промысел – сбор кедрового ореха, один из важных видов промыслов шорцев, им они занимаются и по сей день. Территории кедровника также распределялись между родами. Промышлять орех в кедровнике чужого рода можно было лишь с согласия последнего.
Орудия для орехового промысла были крайне простыми, часть их изготовлялась в лесу во время промысла (деревянные терки, молотки-колотушки, веялка, берестяная коробка для переноски ореха и т.д.). Время промысла — от середины августа до глубокой осени.

Октябрь — куртуйак айы (месяц старух)

В п. Шерегеш (Кемеровская область) в октябре проходят детские спортивные национальные игры «Соганым пазагы» («Стрелы будущего»). В программу игр входят такие состязания как: триатлон (ходьба на шорских лыжах, стрельба из лука, бег тонжанов), «Камчы» (плётка), «Метание копья», «Набивание тебека», «перетягивание палки», «перетягивание каната».

Ноябрь — кырлаш айы (морозный месяц)

11 ноября шорские старейшины одобрили праздник «День Снежного человека». Это яркий, семейный, необычный и самобытный праздник.

По легендам глубоко в тайге Горной Шории спрятано одно из чудес Кузбасса – Азасская Пещера, где живет Снежный человек. В 2009 г в 500 километрах от Кемерова местные охотники видели неких человекообразных существ, покрытых шерстью, ростом полтора-два метра. День снежного человека решено отмечать ежегодно, в день открытия горнолыжного сезона, когда тысячи любителей этого вида спорта съезжаются в Горную Шорию со всех уголков страны. В поселке Шерегеш и райцентре Таштагол установлены скульптуры снежных людей в натуральную величину.День Снежного человека

Декабрь — улуF айы (большой зимний месяц)

Религиозные праздники православных шорцев:

Кöлде (Рождество) – вечером на улице пели «орадый», хозяева угощали поющих пирогами, утром славили рождение Бога.

Чылгайақ (Масленица) – устраивали катание с ледяных гор, катание по улицам аала на санках.

Крестос (Пасха) – приносили в дом елочку, наряжали ее бумажными цветами, крашенными яйцами.

Часқы Мукола (весенний Николай) – на этот красили яйца в голубой цвет при помощи цветов кöкчӱке [медуница].

Троица – красили яйца в зеленый цвет березовыми листьями, приносили из леса березки и ставили под окнами.

Кӱскӱ Мукола (осенний Николай).

Используемые ресурсы:

  • Весенний обряд Шачыг. — Текст : электронный // Тадарлар : [сайт]. — URL: https://tadarlar.ru/vesennij-obryad-shachyg.html (дата обращения: 05.05.2022).
  • Мылтык — Пайрам. Праздник Ружья. — Текст : электронный // Тадарлар : [сайт]. — URL: https://tadarlar.ru/myltyk-pairam-prazdnik-ruzhya.html (дата обращения: 28.04.2022).
  • Нейкович, Е. Календарь шорских памятных дат / Е. Нейкович. — Текст : электронный // Централизованная библиотечная система Мысковского городского округа : [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=37eVAV7RAvI (дата обращения: 28.04.2022).
  • Праздники и обычаи шорского народа. — Текст : электронный // Образовательная социальная сеть : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/02/14/prazdniki-i-obychai-shorskogo-naroda (дата обращения: 05.05.2022).
  • СБОРНИК «Мой край Горная Шория». — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/sbornik-zanyatiy-po-proektu-moy-kray-gornaya-shoriya-3322711.html (дата обращения: 05.05.2022).
  • ЧЫЛ-ПАЖИ — ШОРСКИЙ НОВЫЙ ГОД. — Текст : электронный // Национальный акцент : [сайт]. — URL: https://nazaccent.ru/event/184/ (дата обращения: 28.04.2022).
  • Шорцы. — Текст : электронный // МБДОУ №32 «Детский сад комбинированного вида » : [сайт]. — URL: https://mbdou32.kuz-edu.ru/files/mbdou32/doc/Презентации%20фестиваля/Шорцы%20-%20для%20сайта.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
  • ШОРЦЫ ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ РУЖЬЯ. — Текст : электронный // Национальный акцент : [сайт]. — URL: https://nazaccent.ru/content/10371-shorcy-otmetili-den-ruzhya.html (дата обращения: 27.04.2022).

Албаа-пайрам. Праздник радости и света

В стародавние времена к Ульгеню прилетел журавль, выпросил у повелителя духов огонь и подарил его жителям тайги. С той поры много воды утекло, немало легенд и песен сложено, и в каждой из них живет вера в будущее шорского народа. Очередной областной шорский праздник «Албаа-Пайрам» прошел 16 июня в селе Сарбала Калтанского городского округа. В своеобразном подведении итогов, демонстрации достижений и этнографических находок, встрече единомышленников приняли участие делегации общественных шорских организаций Новокузнецка, Междуреченска, Мысков, Осинниковского и Калтанского округов, Таштагольского района. На поляне перед сельским домом культуры раскинулись шорские станы. На сцене выступали мастера горлового пения – кайчи. Детские и взрослые фольклорные коллективы. Яркие, самобытные, талантливые. Не обошлось без шуток – в составе таштагольской делегации, победившей во всех конкурсных номинациях, приехала семья Йети. Добродушные, располагающие к туризму веселые существа. Национальная виды спорта «Куреш» и стрельба из лука не уступали друг другу в количестве зрителей. Перетягивание каната превратилось в силовое шоу. В конкурсе национальных костюмов традиционные наряды сменяли стилизованные, с переплетением мотивов шорского орнамента и монгольского кроя. О ценности происходящего рассказала Мария Ахрановна Идигешева, паштык обшественной шорской организации Таштагольского района, солистка ансамбля «Чылтыс»:
-При современной индустриализации очень важно чтобы уникальная культура шорского языка не угасла, чтобы шорский язык звучал. Когда народ исчезает, вместе с ним на земле исчезает частица духовности. Поэтому мы стремимся сохранить дух нашего народа, обычаи, традиции и передать их своим детям.
Вместе со старшими активистами общественных организаций в Сарбалу приехало много молодежи. И пайрам, праздник радости и света состоялся.
Ольга ШВЕЦОВА

Шорцы – малочисленный коренной народ Западной Сибири, традиции которого сформировались еще в VI-IX веках в результате объединения культур тюркоязычных и кетоязычных племен.

Сегодня выделяют две группы этой народности: южную и северную, второе название которой «абинцы». Шорцы принадлежат к монголоидной расе, обитают в основном в Кемеровской области, а также в Хакасии, Алтайском и Красноярском краях.

Шорцы

История народа

Традиции и обычаи шорцев имеют давние корни. Считаясь коренным народом Западной Сибири, предки современных представителей этого этноса проделали большой путь, прежде чем оказались на территории Кемеровской области.

Они испытали на себе влияние тюрков, местных племен кузнецких татар, а также телеутов Алтая. Интеграция с другими группами местного населения завершилась к XVII веку. Когда верховья Томи освоили русские, они установили контакты с уже полностью сформировавшейся этнической группой.

На фото: миссионерский стан в верховьях Томи, 1913 год
Миссионерский стан, 1913

Новые ассимиляции начались в начале XX века в условиях советского национально-культурного строительства. В период с 1925 по 1936 год выделился отдельный Горно-Шорский район, и в это же время завершилось объединение групп этой народности в единый этнос.

Ассимиляция с другими народами Союза стала причиной снижения численности шорцев. В 1980-х годах с целью сохранения их уникальных традиций, обычаев и обрядов была принята программа возрождения Горной Шории. Благодаря чему стали вводить язык этой малочисленной группы в школьные программы, создали национальный парк, открыли краеведческий музей.

Шорцы

Уклад жизни

Народные традиции шорцев отражают представления этого этноса о жизни. В основе всего стоит понятие рода, который живет по патриархальным законам. Члены его называются «карындаш», во главе общины стоит «паштык».

На этапе становления народности высшим органом управления считалось родовое собрание. Должности в нем занимали исключительно мужчины. Члены собрания решали все важные вопросы, проводили выборы. Они же были и судьями. Решение суда выносили на рассмотрение всего народа, и если большинство не соглашалось с ним, проводили новое разбирательство.

Шорцы – искусные кузнецы. До прихода в верховья Томи русских мужчины этого этноса занимались обработкой металла. Особенно развито это ремесло было на севере. Изделиями из металла здесь платили дань тюркским каганам, их же выменивали на мех и войлок у кочевых племен.

С XIX века кузнечное дело стало угасать: с этого времени традиции шорцев Кемеровской области связаны с охотой. Зверя добывали в основном не для пропитания, а для продажи. Сегодня ремесла отошли на второй план: по традиции,  шорцы Кузбасса занимаются добычей угля.

Быт

Жизнь шорцев всегда была оседлой. Обеспечением семьи занимался мужчина, женщина же вела хозяйство. Особенностью считалось проживание родами: несколько семей объединялись в общины и занимали определенную территорию.

У южных шорцев в одном селении было примерно 10-12 юрт. Располагались они на значительном расстоянии друг от друга. Абинцы, обитавшие на севере, как и русские, объединялись в деревни, где соседствовало несколько родов.

На фото: жилище шорцев, 1927 год
Жилище шорцев, 1927

Традиционные жилища этого этноса – шалаш и юрта. Шалаш представлял собой временный дом из досок и бревен. Ставили его на пашнях и в лесах. В южных поселениях он был всесезонным: зимой его утепляли слоем бересты и землей. Юрты также были срубными с берестяной крышей. После прихода русских шорцы стали строить деревянные избы.

Шорцы разводили лошадей, без них в тайге никуда, а с 19 века стали разводить и коров и овец. Охотились, в том числе на пушного зверя.

В основном питались рыбой: мужчины одного рода собирались в артель и шли на реку для заготовки запасов на зиму. Строили запруды, использовали ящики для ловли рыбы.

На фото: запруда и ящик для ловли рыбы
Запруда на реке

Женщины же занимались собирательством, после прихода на Томь русских, этот промысел стал не только источником пропитания, но и заработком. Особенно ценились  кедровые орехи, за которыми на несколько недель уходили в тайгу целыми семьями.

В горных и степных районах было развито земледелие. Сеяли здесь пшеницу, рожь, ячмень. Из ржаной или пшеничной муки пекли круглые хлебы «калаш» и лепешки «терптек», из ячменной крупы варили «юшу» и добавляли в похлебку.

Среди домашних ремёсел было распространено вязание, выделывали шкуры, валяли войлок. Из бересты изготовляли посуды и всякую утварь. Специально выращивали коноплю и крапиву, из которых женщины ткали.

На фото: шорцы, 1927
Шорцы, 1927

Верования

Массовый переход в начале XX века представителей этой народности в православие не смог полностью искоренить традиционные верования, к которым относится шаманизм, пантеизм и анимизм. С ними же связаны и многие интересные традиции шорцев.

На фото: шаманка в полной амуниции
Шаманка

Мир здесь делят на три сферы: землю Ульгения (высшего божества), мир людей и подземное царство. Важную роль в жизни играют шаманы, которые обеспечивают связь между смертными и божествами. Шаманство у шорцев передается исключительно по наследству.

У каждого предмета есть свой покровитель. К духам относятся с особым почтением, особенно ценят тех, от которых зависит охота. Главным из них считается хозяин гор Таг-эзи: ему приносят жертвенный напиток перед охотой, задабривают пихтовыми ветвями при переходе через перевал, бросают кусочки мяса в огонь после удачной охоты.

До наших дней дошла интересная традиция древних шорцев приносить жертву и духу огня От-эзи во время похорон и поминок. Это считается единственным прямым общением с высшими силами. В остальных случаях прибегают к помощи шамана.

Традиция окружать себя различными амулетами сохраняется до сих пор. Самые ценные амулеты – те, которые связаны с семьей.

Амулеты

Покровительницей детей здесь считают богиню Умай. Ее именем называют душу ребенка от рождения и до трех лет. Над кроваткой младенца обычно вешают ее символическое изображение – маленький лук со стрелой, на конце которой закреплен кусочек заячьей шкурки.

Праздники

Интересные традиции шорцев Кемеровской области связаны с праздниками.

В начале года, 19 января, отмечают День Ружья. Праздник называется «Пайрам-Мылтык»: когда-то это был день посвящения мальчиков в охотники. Накануне в каждой семье лепят большие пельмени с сюрпризами в виде маленьких амулетов.

миниатюрные амулеты

Это своеобразные предсказания: за общим столом все наблюдают, что же достанется соседу: миниатюрное ружье, топорик, монетка, нитки, соль или сахар. У каждого мини-амулета есть свой смысл:

  • ружье – хорошему охотнику;
  • топор – умелому хозяину;
  • монетки – к прибыли:
  • нитки – к счастливой жизни.

В день весеннего равноденствия шорцы отмечают Новый год. Праздник у них называется «Чыл пазы». Это время всеобщего веселья. Независимо от возраста, люди переодеваются в медведей и различных мифических существ и ходят друг к другу в гости.

Праздник

В середине июня проходит праздник «Албаа-Пайрам». Устраивают его в ознаменование конца посевных работ. Даже в наши дни сохраняется обычай собираться большими компаниями и под звуки бубна шамана задабривать духа огня.

На празднике всегда устраивают конкурсы:

  • На лучший национальный костюм
  • На лучший стан
  • На лучшее исполнение национальных песен
  • Конкурс национальных блюд.

Албаа-Пайрам – время проведения спортивных состязаний, в которых определяют самых сильных и ловких парней.  Этот праздник сегодня самый масштабный из всех сохранившихся традиционных шорских обычаев. Ежегодно на него собирается много людей из разных районов, здесь звучат народные песни, детям рассказывают сказки, знакомя с культурой и обычаями предков.

Статус проекта: проект не получил поддержки

Фестиваль шорской культуры Албаа-Пайрам

  • Конкурс

    Первый конкурс 2022
  • Тип проекта

    Проекты, предусматривающие проведение фестивалей, премий, форумов в области культуры, искусства и креативных индустрий
  • Тематическое направление

    Многонациональный народ. Этнокультурное многообразие России – ее конкурентное глобальное преимущество, ее сила и самобытность. 193 народа, 270 языков и диалектов.
  • Номер заявки

    ПФКИ-22-1-016769
  • Дата подачи
    20.01.2022
  • Запрашиваемая сумма
    500 495,00
  • Cофинансирование
    425 619,00
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 
    926 114,00
  • Сроки реализации

    01.04.2022 — 30.11.2022
  • Заявитель

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ»
  • ИНН

    4214033811
  • ОГРН/ОГРНИП

    1114214002000

  • Обоснование
  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность и общественная значимость
  • Целевые группы
  • География проекта

Обоснование

Только тот, кто хорошо знает историю и культуру родного края, уважительно и бережно относится к живущим рядом народам, их традициям, творчеству, искусству, станет настоящим патриотом своей Родины, радеющим о сохранении и преумножении духовно-культурного наследия народов своей страны.
Фестиваль как форма работы с населением — это эффективный способ привлечения внимания общественности к национальным традициям и культуре народов России, создания условий для популяризации и сохранения культурного наследия: национальных традиций и обычаев, народных ремесел, искусства, фольклора.
Проведение фестиваля шорской культуры «Албаа-Пайрам» станет интерактивной творческой площадкой для передачи опыта, знаний и умений мастеров декоративно-прикладного искусства начинающим мастерам всех возрастов: жители и гости города смогут приобщиться к творческому процессу и поучаствовать в мастер-классах по шорскому рукоделию. Будет организовано пространство для познавательного отдыха всей семьи: знакомства с шорской мифологией, традициями, обрядами, сказками, эпосом, народными играми, национальным костюмом и музыкальными инструментами. Мероприятия фестиваля — вернисаж под открытым небом, интерактивный музей, экскурсии, мастер-классы, ярмарка, концерт, игры и состязания, мастер-класс по кулинарии, участие в обряде — будут привлекательны для населения разных возрастных категорий, дадут возможность разнопланового освещения истории и культуры шорского народа, позволят показать искусство представителей шорского народа в прошлом и в современности. Сформируется разновозрастная команда единомышленников по сохранению исторической памяти и культурного наследия шорского народа. Результатом проведения фестиваля станет воспитание у молодого поколения уважительного отношения к культурам народов, проживающих на территории многонациональной России.

Цель

  1. Целью проекта является создание условий для популяризации шорской народной культуры и искусства, сохранения культурных традиций коренного народа юга-востока Западной Сибири среди жителей Междуреченского городского округа Кемеровской области – Кузбасса.

Задачи

  1. Подготовить и организовать вернисаж интерактивной выставки фоторепродукций картин «Горная Шория» шорской художницы Любови Арбачаковой.
  2. Создать интерактивный музей предметов шорского быта XVIII – XIX веков.
  3. Организовать подготовку проведения мастер-классов по сохранению традиций и ремесел шорского народа с участием мастеров декоративно-прикладного искусства клуба «Колорит» г. Междуреченск.
  4. Подготовить проведение ярмарки сувенирных шорских изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных междуреченскими мастерами.
  5. Подготовить игровую программу традиционных спортивных состязаний «Богатыри-алыпы» с привлечением волонтеров.
  6. Организовать проведение под открытым небом концерта детского ансамбля песни и танца шорской культуры «Чалын» г. Междуреченск.
  7. Подготовить проведение шорского обряда благопожеланий с участием потомственной шорской шаманки.
  8. Провести фестиваль шорской культуры для жителей и гостей Междуреченского городского округа.
  9. Организовать передвижные выставки фоторепродукций картин Любови Арбачаковой «Горная Шория» и мастер-классы по шорскому рукоделию по запланированным территориям Междуреченского городского округа.

География проекта

Междуреченский городской округ Кемеровской области-Кузбасса, включая отдаленные поселки: Ортон, Чебал-Су, Камешки, Майзас.

Целевые группы

  1. 1. Зрители и участники фестиваля – жители и гости г. Междуреченска разных возрастных категорий.
  2. 2. Мастера декоративно-прикладного творчества клуба «Колорит» Междуреченского городского округа, в возрасте от 18 до 65 лет.
  3. 3. Участники детского ансамбля песни и танца шорской культуры «Чалын» г. Междуреченска г. Междуреченска.
  4. 4. Жители разных возрастов отдаленных поселков Междуреченского городского округа – Ортон, Чебал-Су, Камешки, Майзас.
  5. 5. Волонтеры-подростки 15-17 лет из отдела по делам молодежи Управления культуры и молодежной политики Междуреченского городского округа.

В Хакасии отметили шорский праздник охотников

Источник изображения: пресс-служба Миннацполитики Хакасии

В Аскизском районе в поселке Бискамжа Родовая община коренного малочисленного народа шорцев «Элим» совместно с администрацией Бискамжинского поссовета устроили настоящее торжество для жителей поселка – национальный праздник шорской культуры «Мылтык Пайрам» (Праздник ружья, первой охоты).

Пресс-служба Миннацполитики Хакасии сообщает, что организаторы познакомили с историей праздника. Рассказали, как чествовали охотников, которые вернулись с добычей из тайги после долгого похода, чем угощали в шорских семьях.

— В канун праздника большинство шорских семей обязательно стряпало шорские пельмени «Пелбен», в которые вкладывали крохотные предметы – символы. Эти миниатюрные фигурки в пельменях предсказывали судьбу. У шорцев много традиций и обычаев, и мы их передаем из поколения в поколение, знакомим с другими культурами. Тем самым укрепляя дружеских связи между народами, проживающими на территории Хакасии, — рассказала Людмила Тимовкина, руководитель Родовой общины коренного малочисленного народа шорцев «Элим».

Все желающие смогли проверить себя на ловкость. Команды мальчиков соревновались в национальных спортивных состязаниях: Тадар шанаба чугуруш, Чуктеп чугуруш, Пайбаба шабыш. Семейные команды участвовали в конкурсе лепка пельменей «Каан пельбен», а ребятишки мастерили поделки из бересты.

Завершился праздник «Мылтык Пайрам» за общим столом — всех угощали национальным блюдом «Каан пельбен», травяным чаем, ягодным морсом и выпечкой.

Заметили опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шорские праздники список
  • Шорские национальные праздники
  • Шорок ел марийский праздник
  • Шор пайрам праздник шорцев
  • Шор пайрам праздник посвященный скотоводству