Шорыкйол марийский праздник 2021

В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О... РИА Новости, 15.03.2021

https://ria.ru/20190102/1548755297.html

Самый древний Новый год: необычные традиции последних язычников Европы

Самый древний Новый год: необычные традиции последних язычников Европы — РИА Новости, 15.03.2021

Самый древний Новый год: необычные традиции последних язычников Европы

В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О… РИА Новости, 15.03.2021

2019-01-02T08:27

2019-01-02T08:27

2021-03-15T14:16

религия

новый год

аналитика — религия и мировоззрение

республика марий эл

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154871/36/1548713601_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_65d789a2eec6d031ee8909e37cd6219f.jpg

МОСКВА, 2 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О праздничных традициях возрастом несколько тысяч лет — в материале РИА Новости. Нет платья — нет счастьяВместо гирлянд — цветные ленты. Вместо оливье — ритуальный суп с коноплей. А вместо украшения елки — проверка удочек. Алексей Абрамов специально приехал из Йошкар-Олы в марийское село Шоруньжа, чтобы помочь родителям подготовиться к празднику Шорыкйол. Календарь марийцев зависит от движения солнца и поэтому немного отличается от светского. В этом году Шорыкйол начинается второго января и длится до 11 числа. К своим «святкам» марийцы тоже тщательно готовятся, а неделя перед наступлением Шорыкйола считается одной из самых трудных. «Приходится очень много работать по дому. Помню, в детстве мама заставляла меня с сестрой вышивать полотенца и делать платья», — говорит Анисия Абрамова. Если же марийская девушка не успевала подготовить к празднику платье — считай, упустила свое счастье. Согласно поверью, именно в дни марийского Нового года можно встретить будущего супруга. А вообще смысл обрядов Шорыкйола, как ни странно, точно описывает русская поговорка: «как год встретишь — так его и проведешь». Например, название праздника переводится как «овечья нога» (кстати, слово «йол» в значении «новый год» перекочевало в скандинавские языки): у марийцев принято дергать овец за ногу, чтобы в наступившем году они дали хороший приплод. Дергают за ветки и растущие в саду деревья. А в домах проверяют абсолютно все необходимые в хозяйстве инструменты — в новый год с неисправными вещами не входят. Уникальный праздникОднако стоит перебраться из Марий Эл к нижегородским марийцам, как те на вопрос о празднике Шорыкйола лишь удивленно пожмут плечами. У них этот праздник называется «Васли вады». В зависимости от местности встречаются еще варианты «Шартял» и «Шачял». Однако суть от этого не меняется. По данным Всероссийской переписи населения, в стране проживают 605 тысяч марийцев — в основном в Республике Марий Эл и соседних регионах. Хотя исследователи относят народ мари к язычникам, сами они себя таковыми не считают. «Мы поклоняемся не деревьям, а тому, кто выше», — говорит глава Шоруньжинского сельского поселения Иван Евсеев, указывая пальцем в небо. Верховное божество марийцев — Ош Куго Юмо, «большой белый бог». Согласно мифам он, восседая на золотом небесном троне, видит абсолютно все дела людей. У Куго Юмо есть семья — так называемые высшие божества марийского пантеона. Специальные ритуалы в их честь мари совершают в священных рощах, куда иноверцам можно вступать только с особого разрешения жрецов — картов. Марийской традиционной религии (официальное название) уже несколько тысяч лет и большинство обрядов этот народ сумел донести до нашего времени. А они уникальны. В каких еще дохристианских культурах на территории России Новый год отмечают зимой? Славяне, как и подавляющее большинство европейских и азиатских язычников, встречали его в конце марта — в день весеннего равноденствия. Впрочем, марийский календарь тоже зависит от солнца. «После 22 декабря день постепенно прибавляется и начинается период зимнего солнцестояния. Поэтому в финно-угорские языки (финский, эстонский, венгерский. — Прим. ред.) от названия праздника перешла приставка «йол», которая означает «новый год», — объясняет глава Федеральной национальной автономии марийцев Наталья Пушкина. Хаос в избеКогда подготовка завершена, Анисия Абрамова, хозяйка дома, накрывает стол. Большинство блюд в Шорыкйол — из баранины: пельмени, суп, холодец. А еще на стол ставят шурашан (студень с крупой) и кома мелна (марийские блины, которые меньше и толще традиционных русских). Перед тем как приступить к угощению, глава семейства Андрей Петрович читает молитвы богу Шорык шочыну («Производителю овец») и богине Шорык шочын аве («Производительнице овец»). Овцам в этот праздник уделяют особое внимание, ведь в давние времена они были у марийцев главным источником пропитания. Неожиданно семейную трапезу прерывает сильный стук в дверь. «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» — доносится с улицы. В новогодние дни по марийским деревням ходят ряженые. Шумное шествие возглавляет высокий плечистый Васлий кува — «дед Василий». Это марийский «брат» Деда Мороза. К его приходу в домах тщательно готовятся. Если старик обошел чье-то жилище стороной, это считается дурным знаком. Свита у «деда Василия» пестрая: различные персонажи, символизирующие добрых и злых духов. Заходя в дом, они учиняют хаос — бегают, бросают кафтаны на пол, тем самым ритуально вызывая хороший приплод для скота. А еще ряженые кидают солому, восклицая: «У-у, нынче корм для скота уродится!» И дергают домочадцев за ноги, постоянно приговаривая: «Пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана!» Для «сказочных гостей» в домах заготавливают специальное угощение: орехи, шаньги (печенья в форме коней и овец). А для человека в образе Кудырчо кугу юмо («Великий бог грома», в народе его еще сравнивают с Ильей-пророком и даже называют так) варят пуру — специальное пиво. Если хозяева щедро угощают гостей, то те им кричат: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» А если даров было мало, ряженые желают дому лишь одного ягненка. Священное пивоВ праздничных гуляньях участвует не только Васлий кува со свитой. В дни Шорыкйола марийцы на улицах устраивают «страшные гадания». Для этого нужно выйти их села, встать на перекрестке дорог и внимательно прислушаться. «Если услышишь крик, то будет людской мор, а если предстоит хороший год, то услышишь пение. Ну а если скрип телег, будто везут снопы, то будет обильный урожай», — гласит предание. Чтобы предсказать урожай, слушали также кур, сидящих на шесте: ведут себя шумно — хлеб не уродится, сидят тихо — уродится. А когда-то, согласно свидетельствам столетней давности, еще подыскивали подходящий дом и варили в нем пиво. Когда оно было готово, в дом приглашали карта (жреца) и тот проводил специальный обряд: отведав немного пива, произносил молитву богам. «О белый наш великий бог! Приди же к нам, создатель, приди, боже, сегодня наш марийский народ празднует Шорыкйол. Вознаградите счастьем, Васлий кува, кугыза! Дайте нам хорошо провести праздник, здоровья! Дайте здоровья, чтобы жить, играть да смеяться! Как полна кушаньями посуда, так же помоги нам жить в довольстве! Как пенится наше пиво, так же дай нам вдохновения в жизни!» — громко произносил жрец. А после этого принимался угощать пивом односельчан. Сейчас, конечно, Новый год в марийских селах проходит не столь шумно. Однако традиции сохранились, причем, как говорит жительница Шоруньжи Анисия Абрамова, даже перебравшееся в большие города молодое поколение старается им следовать. Поэтому марийцы уверены: их потомки январским утром также будут выглядывать в окно — проверять, снежный ли на этот раз Шорыкйол? Если да, то «новый год будет урожайным». А значит — счастливым.

https://ria.ru/20180803/1525752066.html

https://ria.ru/20171002/1506004611.html

https://ria.ru/20180325/1517203563.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/154871/36/1548713601_149:0:1589:1080_1920x0_80_0_0_7e712a00783100deae3e5c06cc0d7396.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новый год, аналитика — религия и мировоззрение, республика марий эл, религия

Религия, Новый год, Аналитика — Религия и мировоззрение, Республика Марий Эл, Религия

МОСКВА, 2 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О праздничных традициях возрастом несколько тысяч лет — в материале РИА Новости.

Нет платья — нет счастья

Вместо гирлянд — цветные ленты. Вместо оливье — ритуальный суп с коноплей. А вместо украшения елки — проверка удочек. Алексей Абрамов специально приехал из Йошкар-Олы в марийское село Шоруньжа, чтобы помочь родителям подготовиться к празднику Шорыкйол.

«Мы отмечаем его в начале января — дней семь примерно. Еще его в народе называют святки — он по смыслу примерно совпадает со святками у христиан», — объясняет Алексей.

Календарь марийцев зависит от движения солнца и поэтому немного отличается от светского. В этом году Шорыкйол начинается второго января и длится до 11 числа.

К своим «святкам» марийцы тоже тщательно готовятся, а неделя перед наступлением Шорыкйола считается одной из самых трудных.

«Приходится очень много работать по дому. Помню, в детстве мама заставляла меня с сестрой вышивать полотенца и делать платья», — говорит Анисия Абрамова.

Если же марийская девушка не успевала подготовить к празднику платье — считай, упустила свое счастье. Согласно поверью, именно в дни марийского Нового года можно встретить будущего супруга.

А вообще смысл обрядов Шорыкйола, как ни странно, точно описывает русская поговорка: «как год встретишь — так его и проведешь». Например, название праздника переводится как «овечья нога» (кстати, слово «йол» в значении «новый год» перекочевало в скандинавские языки): у марийцев принято дергать овец за ногу, чтобы в наступившем году они дали хороший приплод. Дергают за ветки и растущие в саду деревья. А в домах проверяют абсолютно все необходимые в хозяйстве инструменты — в новый год с неисправными вещами не входят.

Уникальный праздник

Однако стоит перебраться из Марий Эл к нижегородским марийцам, как те на вопрос о празднике Шорыкйола лишь удивленно пожмут плечами. У них этот праздник называется «Васли вады». В зависимости от местности встречаются еще варианты «Шартял» и «Шачял». Однако суть от этого не меняется.

По данным Всероссийской переписи населения, в стране проживают 605 тысяч марийцев — в основном в Республике Марий Эл и соседних регионах. Хотя исследователи относят народ мари к язычникам, сами они себя таковыми не считают. «Мы поклоняемся не деревьям, а тому, кто выше», — говорит глава Шоруньжинского сельского поселения Иван Евсеев, указывая пальцем в небо.

Верховное божество марийцев — Ош Куго Юмо, «большой белый бог». Согласно мифам он, восседая на золотом небесном троне, видит абсолютно все дела людей. У Куго Юмо есть семья — так называемые высшие божества марийского пантеона. Специальные ритуалы в их честь мари совершают в священных рощах, куда иноверцам можно вступать только с особого разрешения жрецов — картов.

Марийской традиционной религии (официальное название) уже несколько тысяч лет и большинство обрядов этот народ сумел донести до нашего времени. А они уникальны. В каких еще дохристианских культурах на территории России Новый год отмечают зимой? Славяне, как и подавляющее большинство европейских и азиатских язычников, встречали его в конце марта — в день весеннего равноденствия. Впрочем, марийский календарь тоже зависит от солнца.

«После 22 декабря день постепенно прибавляется и начинается период зимнего солнцестояния. Поэтому в финно-угорские языки (финский, эстонский, венгерский. — Прим. ред.) от названия праздника перешла приставка «йол», которая означает «новый год», — объясняет глава Федеральной национальной автономии марийцев Наталья Пушкина.

Хаос в избе

Когда подготовка завершена, Анисия Абрамова, хозяйка дома, накрывает стол. Большинство блюд в Шорыкйол — из баранины: пельмени, суп, холодец. А еще на стол ставят шурашан (студень с крупой) и кома мелна (марийские блины, которые меньше и толще традиционных русских).

Перед тем как приступить к угощению, глава семейства Андрей Петрович читает молитвы богу Шорык шочыну («Производителю овец») и богине Шорык шочын аве («Производительнице овец»). Овцам в этот праздник уделяют особое внимание, ведь в давние времена они были у марийцев главным источником пропитания.

Неожиданно семейную трапезу прерывает сильный стук в дверь. «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» — доносится с улицы. В новогодние дни по марийским деревням ходят ряженые. Шумное шествие возглавляет высокий плечистый Васлий кува — «дед Василий». Это марийский «брат» Деда Мороза. К его приходу в домах тщательно готовятся. Если старик обошел чье-то жилище стороной, это считается дурным знаком.

Свита у «деда Василия» пестрая: различные персонажи, символизирующие добрых и злых духов. Заходя в дом, они учиняют хаос — бегают, бросают кафтаны на пол, тем самым ритуально вызывая хороший приплод для скота. А еще ряженые кидают солому, восклицая: «У-у, нынче корм для скота уродится!» И дергают домочадцев за ноги, постоянно приговаривая: «Пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана!»

Для «сказочных гостей» в домах заготавливают специальное угощение: орехи, шаньги (печенья в форме коней и овец). А для человека в образе Кудырчо кугу юмо («Великий бог грома», в народе его еще сравнивают с Ильей-пророком и даже называют так) варят пуру — специальное пиво.

Если хозяева щедро угощают гостей, то те им кричат: «Кум пача! Кум пача! Кум пача!» — «Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!» А если даров было мало, ряженые желают дому лишь одного ягненка.

Священное пиво

В праздничных гуляньях участвует не только Васлий кува со свитой. В дни Шорыкйола марийцы на улицах устраивают «страшные гадания». Для этого нужно выйти их села, встать на перекрестке дорог и внимательно прислушаться.

«Если услышишь крик, то будет людской мор, а если предстоит хороший год, то услышишь пение. Ну а если скрип телег, будто везут снопы, то будет обильный урожай», — гласит предание. Чтобы предсказать урожай, слушали также кур, сидящих на шесте: ведут себя шумно — хлеб не уродится, сидят тихо — уродится.

А когда-то, согласно свидетельствам столетней давности, еще подыскивали подходящий дом и варили в нем пиво. Когда оно было готово, в дом приглашали карта (жреца) и тот проводил специальный обряд: отведав немного пива, произносил молитву богам.

«О белый наш великий бог! Приди же к нам, создатель, приди, боже, сегодня наш марийский народ празднует Шорыкйол. Вознаградите счастьем, Васлий кува, кугыза! Дайте нам хорошо провести праздник, здоровья! Дайте здоровья, чтобы жить, играть да смеяться! Как полна кушаньями посуда, так же помоги нам жить в довольстве! Как пенится наше пиво, так же дай нам вдохновения в жизни!» — громко произносил жрец. А после этого принимался угощать пивом односельчан.

Сейчас, конечно, Новый год в марийских селах проходит не столь шумно. Однако традиции сохранились, причем, как говорит жительница Шоруньжи Анисия Абрамова, даже перебравшееся в большие города молодое поколение старается им следовать. Поэтому марийцы уверены: их потомки январским утром также будут выглядывать в окно — проверять, снежный ли на этот раз Шорыкйол? Если да, то «новый год будет урожайным». А значит — счастливым.

Марийцы республики отмечают собственный Новый год. Древнее торжество Шорыкйол продолжается целую
неделю – с 7 по 14 января. Сегодня один из самых значимых в обрядовом плане
дней.

Как год встретишь, так его и проведешь. Для марийцев это больше
чем просто слова, а потому встречу они организовывают как можно более пышную и
торжественную. Даже задабривают богов с помощью подношений. Хлеб и свекольный
квас – основные символы благополучия – сжигают на костре. Делают это самые
настоящие жрецы.

Марийцы – один из немногих народов, которые по-прежнему
являются язычниками. Причем речь именно о тех, кто компактно проживает в
Башкортостане. Почти все, что делается на празднике Шорыкйол, имеет свое
магическое значение.

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие
ряженых во главе с основными персонажами – Васлий кугыза и Васлий кува, что в
переводе означает старик и старуха. Они воспринимаются марийцами как
предвестники будущего

Праздник Шорыкйол дословно означает «Овечья нога». Как нельзя
лучше название объясняет ритуал поиска жениха для невесты. Вместе с ряжеными
девушка входит в темный хлев, где она должна поймать за ногу овечку. В
зависимости от цвета шерсти предсказывают и будущего мужа.

Фото №1 - Новый год по-марийски: как в Башкирии отмечают Шорыкйол

А вот откуда придет жених, подсказывал брошенный в небо
валенок. Куда смотрит носок – там и следует искать мужа.

Ряженые ходят из дома в дом и со своеобразной проверкой.
Посмотреть, как хозяева ведут быт, хорошо ли встречают гостей. От этого во
многом будет зависеть благополучие в семье. Не пустить их за порог – накликать
беду. Впрочем, до этого дело обычно не доходит.

В деревне Василово все ещё сильны старообрядческие традиции,
именно поэтому она стала центром поведения марийского рождества. Всего же в
республике проживает более 100 тысяч людей этой национальности. Для многих из
них Шорыкйол является священным праздником, в который люди не только благодарят
Бога за прожитый год, но и просят благополучия в наступившем.

Марийский праздник Шорыкйол

С 7 по 14 января проживающие в республике марийцы будут отмечать Шорыкйол

С 7 по 14 января проживающие в республике марийцы будут отмечать Шорыкйол (в переводе овечья нога) — праздник рождения нового года, который по национальному календарю наступает не первого, а седьмого января.
В этом году по случаю праздника Шорыкйол решено устроить большое торжество республиканского масштаба, которое состоится 9 января в деревне Василово Калтасинского района. На него съедутся не только марийцы со всех уголков республики, но и многочисленные гости.
— Приглашаем на праздник всех, будет весело и вкусно, — заверил председатель региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» Виталий Ялаев. — Будем кататься с горок, накроем столы, накормим марийскими блинами и другими угощениями, покажем национальные обряды.
В прошлом марийцы связывали с праздником Шорыкйол благополучие своего хозяйства и семьи, добрые перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день торжества, в который девушки ходили по домам и обязательно заглядывали в темноте в овчарню, чтобы поймать за ногу овцу. Какой масти попадется животное, таким и будет будущий жених: светлой — значит блондин, темной — шатен. Неотъемлемой частью веселого праздника является шествие ряженых во главе с основными персонажами: Васлий кугыза (стариком Василием) и Васлий кува (его старухой). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего.
Как уточнил Виталий Ялаев, в настоящее время на территории республики проживает более 103 тысяч марийцев. К местам их компактного расселения относятся несколько районов: Мишкинский, Калтасинский, Краснокамский, Бирский, Янаульский, Балтачевский, Шаранский и Дюртюлинский.

Народные календарные праздники и обряды представляют особую ценность в культурном наследии марийского народа. Их празднование играет важную роль в сохранении самобытности народа. Одним из таких праздников является Шорыкйол (Святки).  Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января), и длиться  целую неделю.

Формируясь в течение  многих веков, развиваясь в различных  исторических условиях, они сыграли важную роль в сохранении самобытности народа. Праздники и обряды складывались в процессе трудовой деятельности наших предков и были связаны с циклическим развитием природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ – весеннего сева, пахоты,  уборки урожая и т.д.  Разнообразные обряды и обычаи, магические  действия, приметы,  гадания,  игры, жертвоприношения – все они направлены на обеспечение плодородия земли и получение благодатного урожая, а также здоровья, высокой рождаемости и семейного благополучия  людей, приплода домашнего скота. ПраздникШорыкйол (Святки),  в котором соединились элементы культура предков, гадания, языческий обряд посещения домов  ряжеными  Васликува, кугыза, имел отчетливую аграрно-магическую направленность. Вся праздничная обрядность была направлена на увеличение будущей урожайности полей и поголовья скота.

К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Хозяйки в день наступления Шорыкйол  (Святки) готовили праздничные  блюда. Почти во всех домах готовили суп из баранины,  стряпали блины, пироги, пельмени из баранины, специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощали ряженых. В зависимости от того, кому и что попадается во время еды, предсказывают судьбу на год. Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. В праздничный  период девушки гадали. Они кидали валенок за ворота,  в какую сторону упадет, с той стороны и жениха ждать. Девушки на выданье гадали   о замужестве – выйдут ли замуж в новом году. Какая жизнь ожидает их в замужестве.

Старшее поколение пытались узнать о будущем семьи, стремились определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и  дергали овец за ноги, так как они играли важную роль в хозяйстве: их приносили в жертву богам, употребляли в пищу в качестве продуктов в период тяжелых работ, а шкуры использовали для пошива одежды. Молодежь гадала на суженых. Собираясь около полуночи, выходили на перекресток дорог, падали ниц на землю и слушали – разные звуки, «слушать» ходили также в баню и «под окнами». Верили: что услышишь, то  сбудется. Самое жуткое и страшное гадание было на перекрестке дорог. Чтобы нечистая сила не нападала во время гадания, всегда «очерчивались»  по кругу ножом или топором, гадающих   должно быть нечетное число. Они ложились на снег и слушали звуки, распространяющиеся по земле.

Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженых во главе сВасликугуза – дедом  Васлием. Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутыемехом наружу, лохматые шапки, разнообразных  масках,  весело и шумно заходят они в дома односельчан.

Библиотекарь Мари-Ошаевской сельской библиотеки            Н.А. Чиванова

В Башкирии отметят марийский праздник Шорыкйол

Древний марийский праздник, знаменующий наступление нового года, отметят в республике с 7 по 14 января.

Традиционно в Башкирии его празднуют широко: пекут блины, гадают, ряженые ходят по домам, праздник продолжается и на улице, обязательный его атрибут – катание с горок.

Особенно большое значение придается первому дню праздника: в этот день девушки ходили по домам, заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Считалось, что такой ритуал приносит в дом плодородие и благополучие.

Центральные фигуры праздника — Шорыкйол Васлий кугыза (старик) и Васлий кува (старуха), воспринимаемые марийцами как предвестники будущего. Они возглавляли шествие ряженых по дворам.

Ряженые производили своеобразную проверку домохозяйств, особое внимание обращая на соблюдение утверждённых предками норм и правил семейной и хозяйственной жизни.

Шорыкйол – праздник с богатой историей. С ним связано немало поверий и обычаев. В Башкирии традиция его празднования по сей день бережно сохраняется,

— рассказал председатель региональной марийской национально-культурной автономии «Эрвел Марий» РБ Виталий Ялаев.

В республике торжественное празднование Шорыкйол пройдет 9 января в деревне Василово Калтасинского района.

Уважаемые посетители туристического портала Республики Марий Эл. Сайт находится в режиме бета-тестирования и наполнения.

Шорыкйол («овечья нога») — один из самых известных марийских обрядовых праздников. Праздник имеет несколько названий. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (7 января).

В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы.

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой. Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Среди ряженых часто встречаются медведь, гусь, лошадь, журавль, коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обязательным блюдом является баранья голова, кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья.

Другие дни праздника проходят в веселом времяпрепровождении. Сельские жители обычно собираются в доме, специально нанятом на период праздника, и устраивают там различные представления и игры.

Шорыкйол

Цель:
Пробуждать
интерес детей к календарно — обрядовому

 празднику
«Шорыкйол».

Задачи:

1.      Знакомить
с календарно – обрядовым праздником «Шорыкйол», обычаями и традициями народа
мари.

2.     Побуждать
желание  нести добро и радость  через веселый праздник.

Материалы
и оборудование:

·       
Оформление
зала  в стиле марийской избы:  печь, скамейки, стол с угощеньями, зыбка с
куклой.

·       
Костюмы 
ряженых, маски медведя и козы.

Материалы:
платок, веник,
ножницы детские, сантиметр, краски, книжка, музыкальный
инструмент, градусник, машина, монета, кубик.

Действующие лица:

Ведущий 

Васликува
— бабушка

Васликугыза
— дедушка

Орина-
хозяйка

(Звучит весёлая марийская музыка)

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
Зима не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один
из них — Шорыкйол или Новогодние святки. Шорыкйол – это праздник веселья,
гаданий, игр, плясок. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как
праздновали этот замечательный праздник.

Ведущая: Давайте сейчас с вами заглянем в
марийскую избу и посмотрим, как же в старину проходил этот праздник.

На сцене слева стоит
стол, вокруг – стулья, на столе — скатерть с народной вышивкой, самовар, за
столом сидит хозяйка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку.
Справа на сцене – маленькая скамейка, на ней ручная прялка.

Орина: Времечко-то как быстро бежит.
Только недавно с урожаем справились, а уже Шорыкйол.  Интересно, придут к нам
нынче ряженые? Я для них и угощенье приготовила.

Хозяйка собирает на стол (пироги, блины, уяча).

Раздается стук в дверь. Входят
дети.

Дети: Салам лийже!

Орина: Салам лийже, йоча- влак! Пурыза, пурыза, уна лийыда!

Дети: Шорыкйол! Шорыкйол!

Орина: Шорыкйол! Шорыкйол!  (Кидает орешки на пол. Дети
берут по одному ореху).

Дети: Ик пача! (Один ягненок.)

Орина: Ой – ой! Мало ягнят обещают. Еще орешки надо им дать.
(Добавляет орешки).

Дети: Кум пача! (три ягненка).

Орина: Ой, спасибо! А теперь угощайтесь. Вот пироги, блины.
Играйте, пойте, веселитесь. Ведь сегодня один из веселых праздников марийского
народа. Он знаменует рождение Нового года.

                           ПЕСНЯ:

Орина: Песня ваша очень понравилась.

Слышится стук в дверь. Входят Васликува
и Васликугыза.

Васликува: Салам лийже, йоча-влак! Таче ме тендан марий
калыкын эн йоратыме, эн онай пайремжым — Шорыкйолым эртараш толынна.

Васликугыза:  Здравствуйте, хозяева добрые!

                          С Новым
годом!

                          С Новым
счастьем!

                          С Новым
здоровьем! ( Кланяются)

Васликува: Васликугыза, а ребятки-то раньше нас пришли.
Видимо мы с тобой засиделись у Салики. Шустрые они, резвые, а мы- то с тобой
уже постарели, совсем медленно ходим.

Васликугыза: Правду говоришь, Кува.

Орина: Проходите за стол. Угощайтесь! Попейте, покушайте. А
я вам покажу свою работу. Вон сколько пряжи сделала, носков навязала, платье
вышивала (показывает гостям).

Ведущая: Хозяйка у нас старательная
рукодельница. Вышивки у неё красивые, аккуратные; много носков навязала, пряжи
напряла. Скотина накормлена. Ну, а дети чем порадуют?

Орина: А не порадовать ли нам гостей
веселым танцем?

ТАНЕЦ

Васликугыза: Молодцы, ребята. Повеселили нас. 
А я знаю марийские игры «Лапти» называется.

Игра «Шергашым шылтен» («Ший тоен модмо») — «Колечко» 

Играют дети, подростки и молодёжь. Сидящим игрокам ведущий
подкладывает в руку или фартук кольцо, монету. Другой игрок отгадывает, у кого
находится спрятанная вещь. Отгадал – садится с остальными игроками, не отгадал
– остается в роли отгадчика.

Васликува: Ребята, и у меня есть очень
интересная игра «Ведьмина метелка»   

 Сейчас
мы и посмотрим: кто быстрей, смекалистей, умней будет.

Проводится
игра «Ведьмина метелка». Дети встают в круг и передают веник. Кто не успеет
передать веник, тот отгадывает загадку.

1.Через
поле напрямик скачет белый воротник (заяц).

2.Летом
спят, а зимой бегут.

В гору
деревяшка, под гору – коняшка (сани).

3.Белая
звездочка с неба упала,

На
ладошку легла и пропала (снежинка).

4.Без
рук, без ног,

А
рисовать умеет (мороз).

5.Снег
на полях,

Лед на
реках,

Вьюга
гуляет,

Когда
это бывает (зимой).

Ведущий:
Васликува,
Васликугыза, вы немножко отдохните, а наши девочки исполнят вам песню.

ПЕСНЯ:

Васликугыза: В старину одним из обычаев на этот праздник
был таким: люди выходили в хлев и, держа овечку за ногу, просили приплод двух-
трёх ягнят, поэтому и праздник называется «Шорыкйол» — «Овечья нога». И одной
из старинных игр на этот праздник была игра «Сокыртага» — «Слепая овца».

(Правила
игры: Одному водящему завязывают глаза. Остальные разбегаются. Водящий ловит
детей с завязанными глазами.)

Ведущий: А ещё на Шорыкйол был такой
обычай — гадать.

А хотите погадать да судьбу свою узнать?

Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие
предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз.инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина – водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

Ведущий:
Васликугувай,
Васликугызай, покажите свое мастерство. Спляшите! (Старик со старухой пляшут
мар.танец)

Васликугыза: Спасибо вам! Пусть у вас будет
полный амбар хлеба.

Все: Пусть будет!

Васликува: Пусть у вас будет полный двор
скотины!

Все: Пусть будет.

Васликугыза: Будьте здоровы, живите долго!

Все: Будем, будем.

Васликува: Пусть ваши дети будут
послушными, умными.

Все: Будут, будут.

Васли-кугыза
и Васли-кува
:
Будьте счастливы!

Все: Спасибо!

Васликугыза: Айста ынде пырля кушталтена.
Выходите, ребята, потанцуем.

ОБЩАЯ
ПЛЯСКА:

Васликува: Здесь нам было хорошо

Но
надо идти в другой дом, там нас тоже ждут.

 Под
музыку Васликува и Васликугыза уходят.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шорыгина православные праздники
  • Шорт миськон удмуртский праздник
  • Шорский праздник албаа пайрам
  • Шорские праздники список
  • Шорские национальные праздники