Шумбрат праздник история

Как пишет "Национальный акцент", представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника "Шумбрат", который пройдет в Ульяновске 28 мая.

31243124 Мордовский праздник "Шумбрат" МОРДОВИЯ Народознание

Мордовский праздник «Шумбрат»

Как пишет «Национальный акцент», представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника «Шумбрат«, который пройдет в Ульяновске  28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории  парка «Владимирский сад» развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе «Играй гармонь» и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

441541 Мордовский праздник "Шумбрат" МОРДОВИЯ Народознание

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. «Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей», — подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник «Шумбрат» состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы — Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

Next Post

  • Антитеррор

  • Защита Отечества

Бронемашина «Каратель» впервые применена в ходе операции против исламистов

Пт Май 27 , 2016

Бронемашина «Каратель» впервые применена в ходе контртеррористической операции против исламистов Бронемобиль впервые использовали в ходе спецоперации в Дагестане В интернете появились кадры боевого крещения бронеавтомобиля «Каратель», который секретно был разработан российскими специалистами. На кадрах видно, что автомобиль оснащен последними технологиями, которые помогают решать боевые задачи, однако, весь спектр его возможностей неизвестен.

«Шумбрат!» — в мордовской культуре это приветствие означает не только «здравствуй!», но и сразу придаёт особое отношение к тому, кому это сказано: «ты брат мне!» И таковая атмосфера братского доброжелательства царила на празднике в Саратовской области в Петровском районе, в селе Оркино, расположившемся в живописнейшем месте…

В основанный здесь настоящим подвижником Александром Сергеевичем Кузнецовым центр мордовской культуры приехали и представители Республики Мордовия, и гости из Саратова, Пензы, и соседи из других районов региона. Угощали друг друга разными снедями (какие там были козьи сыры, я вам доложу… а какой мёд…а какие печёночные оладьи…какие настойки, блины, грибочки, запечёные яйца, хворост…ммммм…), шутили, пели песни, танцевали, произносили речи на разных языках… Кстати, у мордовского народа есть мокшанский язык и эрзянский язык, и они настолько самобытны, что порой носители этих языков, если начнут разговаривать друг с другом – каждый на своём, то часто для лучшего понимания просто переходят на русский.

На сайте Мордовской диаспоры есть хорошее высказывание: «Наша общая история — это история огромной части территории современной России. Мы помним и чтим память о своих предках, обычаях и культуре. В современной динамике жизни люди начинают забывать о своих корнях. А это является недопустимым с точки зрения истинного ощущения себя, как полноценной личности. Многие даже и не подозревают насколько богата, обширна и многогранна наша история.

Самосознание человека определяется прежде всего языком, на котором он разговаривает и думает. Для большинства из нас сегодня таким языком является русский. Но это не мешает нам хранить память о языках наших предков.»

Очень было радостно видеть, как увлечённо люди знакомятся с тем, что наполняло жизнь предыдущих поколений, как угадывают в себе какие-то отклики на приметы из прошлого… А уж когда в залихватских танцах да песнях сливаются в порыве совместного движения – чувствуешь: то, что закладывали мудрые наши предшественники, растекается обновлённой созидательной энергией по жилам! И это придаёт сил и здравомыслия нам в столь непростое время…

Крайне ценно то, что в Оркино чтут память завоеваний и заслуг тех, кто отдавал свои жизни и силы на благо людей. После возложения цветов к памятнику защитникам Отечества. состоялась церемония открытия Мемориальной доски памяти и стены памяти Кузнецову Александру Сергеевичу-основателю Национального мордовского центра, Национальной библиотеки и Музея краеведения культуры и быта мордвы Поволжья, руководителю и аккомпаниатору Фольклорно-этнографического ансамбля мордовской песни «Кучугуры «. Он ушёл из жизни год назад, и теперь вместе с его дочерью Людмилой Кузнецовой старейшина села Оркина, участница «Народного коллектива» ансамбля мордовской песни «Кучугуры» Нина Шнякина открывала памятную доску на стене центра..
Добрым словом помянул в своей речи Кузнецова бывший руководитель общественной организации «Саратовское объединение финно-угорского населения «СОФУН » Павел Чатуров, который являлся другом и единомышленником Александра Сергеевича.
Крепким и кряжистым как дубовый корень назвал его Василий Марискин — генеральный директор ООО «Ягоднополянское», который многие годы работал и дружил с Кузнецовым А.С.

Сельчане выразили слова благодарности Валентине Кривошеевой — председателю общественной организации мордовского национально-культурного центра «Шумбрат», с чьей подачи возникла и воплотилась эта идея, как дань памяти человеку, глубоко любившему свою Родину, родное село, его культуру и национальные традиции и так много сделавшего в этом направлении.

Настоящей соратницей и продолжательницей дела своего мужа является супруга Александра Сергеевича, Александра Николаевна Кузнецова, которая затем провела увлекательнейшую экскурсию для гостей по прекрасному музею. Коллекция этого сельского музея очень впечатляла и погружала то в сказания о кладах Кудияра (монетки-то действительно находят!), то в быт и досуг разных поколений (предметы обихода, инструменты, одежда, орудия труда вокруг напоминают о том, какой была ежедневная картина жизни людей), то в печатные отражения действительности (сколько же здесь интереснейших книг, брошюр, альбомов)!

С особым интересом я слушала о личном знакомстве Кузнецова с легендарным лётчиком Михаилом Девятаевым, угнавшем при побеге из фашистского плена самолёт… И, кстати, чуть позднее в тот же день с наслаждением погуляла под фюзеляжем Ил-28, установленного на постамент в районном центре, в Петровске… Как говорится, моя авиационная душенька была и тут довольна.

В зале Сельского дома культуры села Оркино на праздник собралось так много зрителей, что некоторым пришлось стоя смотреть концерт, но люди не только не уходили, а с удовольствием хлопали выступавшим. Традиционное приветствие матери земли мордовской Мастаравы со своими сестрами, зажжение родовой свечи-штатола, народные песни и весёлые хороводы накрывали собравшихся волнами талантов мордовского народа. Красивые женщины ансамбля «Лисьмене» дарили своё очарование зрителям.
Этнографическая фольклорная студия «Мерема» не только поразила своим выступлением, ребята также привезли прекрасные мастер-классы и в фойе Национального центра создали прекрасную атмосферу мордовской культуры . Удивительная пластика и чарующие голоса всех, кто выступал в замечательной праздничной программе наполнили гостей энергией творчества мордовской культуры.
Завершающей и приятной частью стали слова благодарности и заслуженные награды в адрес участников межрегионального фестиваля мордовской национальной культуры «Шумбрат».

Во время праздничного общения заместитель министра внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Виталий Шустов задался вопросом о числе национальностей, собравшихся на фестиваль представителей, на что ему кто-то ответил: «Да скажите 160 национальностей, и не ошибётесь!» Окружающие весело согласились, подтверждая, что действительно, по меньшей мере столько имеется в нашей области, а некоторые ведь могут представлять и не одну национальность, когда даже в одной семье переплетаются разные народы. В приветственном слове Виталий Шустов отметил: «Проведение Фестиваля стало доброй традицией для Саратовской области. В рамках мероприятия его гости имеют возможность познакомиться с лучшими образцами исторического наследия мордовского народа. В селе Оркино созданы музей, ансамбль, библиотека, ставшие составной частью общественного мордовского информационно-культурного центра, который более 20 лет собирает, хранит, приумножает богатства национальной самобытной культуры».

От Общественной палаты Саратовской области слова поддержки всех начинаний в этом направлении высказали организаторам праздника Валентина Богданова, Айса Акчурин и Ольга Мотева.

Хочется пожелать всем, кто так бережно относится к многообразию нашего многонационального общества, всяческих успехов и благополучия в продолжении столь замечательного дела сохранения и развития наших традиций!

Мотева Ольга — член Общественной палаты Саратовской области, эксперт Агентства стратегических инициатив по Приволжскому федеральному округу, член Международного союза писателей (КМ), член Российского философского общества, соучредитель РДЦ «Волонтёры культуры».

 #ШумбратвСаратовскойобласти

А вы знали, что Ульяновская область — это единственный регион страны за исключением собственно Мордовии, где каждый год проходит национальный праздник мордовского народа? Стать участником «Шумбрата» можно будет уже в эти выходные, а пока «Народная газета» рассказывает о том, почему это действительно интересно.

Это не шутка: наиболее раннее употребление этнонима «мордва», предположительно, фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях гетов» готского историка VI века Иордана. Конечно, пятнадцать веков назад мордва была совсем иной; самобытный дух этой культуры, к которой относятся до 178 тысяч жителей нашего региона, формировался столетиями. Уникальные костюмы и блюда, обряды, песни, резьба по дереву — все это эрзя и мокша пронесли через свою тысячелетнюю историю. Прикоснуться к ней — все равно что прикоснуться к самой истории Российского государства.

Три праздника

— Этот праздник проводится в Ульяновске уже в восьмой раз, а создавался он нашей автономией с нуля, по образу и подобию Акатуя и Сабантуя, которые мы взяли за основу, — рассказал руководитель региональной мордовской национально-культурной автономии Владимир Софонов, в преддверии праздника давший интервью «Народной». — Сейчас, оглядываясь назад, уверен: мы находимся на верном пути. Большую помощь нам оказывает министерство культуры и министерство образования. Мы привлекаем много детей из детских садов, школ. В итоге совместными усилиями у нас получается неплохой праздник.

Акатуй, Сабантуй и «Шумбрат» — это действительно три главных национальных праздника многонациональной Ульяновской области. История у них разная, разные и традиции, объединяет их общий дух дружбы народов, которые с удовольствием ходят друг к другу в гости. Их, гостей, с каждым годом становится все больше, в том числе и на самом «молодом» из тройки праздников — «Шумбрате».

— Праздник действительно с каждым годом набирает все большую популярность, — поясняет Владимир Софонов. — Участвуют все районы Ульяновской области, привозят свои делегации, выставляют подворья, рассказывают о своих достижениях в районах: где-то больше развита кухня, а где-то — резьба по дереву. 

Называть праздник исключительно региональным будет в корне неверно: в этом году, к примеру, на «Шумбрат» приезжают гости из 12 регионов — и эрзя, и мокша, два субэтноса мордовской культуры. Приедут не просто делегации — целые творческие коллективы из Нижнего Новгорода, Татарстана, Чувашии, разумеется, Мордовии.

— Такое количество гостей позволит сравнить особенности коллективов из разных регионов, увидеть, кто и в чем интереснее. А в целом масштабный праздник подобного рода проводится практически только в Ульяновской области, — делится лидер автономии. — И нам много помогает администрация города Ульяновска и Ульяновской области. Это тоже хороший показатель, что мы выбрали правильный путь.

Три героя

Всего на «Шумбрате» этого года будет организовано 15 тематических площадок, они будут посвящены трем героям мордовского народа — скульптору Степану Эрьзе, известному педагогу, просветителю Авксентию Юртову и летчику с позывным «Мордвин» Михаилу Девятаеву, который в годы Великой Отечественной войны угнал фашистский самолет и совершил настоящий подвиг.

О творчестве Эрьзи, сфор-мировавшемся на рубеже ХIХ — ХХ веков, будет рассказывать выставка под открытым небом. Организаторам «Шумбрата» удалось договориться с музеем его имени: для жителей нашего региона привезут настоящие экспонаты и проведут экскурсии. Да, кстати, в этом году знаменитому скульптору в этом году бы исполнилось 145 лет. Один из немногих памятников ему находится в Ульяновске — в Новом городе.

Именем Авксентия Юртова в Ульяновске назван один из скверов, который, к слову, благоустроили только в 2020 году.

— Я один раз вечером прошелся по этому скверу — все скамейки заняты, и люди не просто отдыхают, они знают, что отдыхают в сквере знаменитого мордовского просветителя, автора первого эрзянского букваря, — пояснил Владимир Софонов. — К лету там будут разбиты клумбы. 

По Михаилу Девятаеву: о нем горожанам расскажут гости из Саранска, которые привезут материалы о его жизни, литературу, отдельные экспонаты. 

Что касается других площадок: площадка «Серебряные колокольчики» — для детей дошкольного возраста, с творческим конкурсом. Конкурс будет проводиться по четырем номинациям, участники — более ста ребят, которые стали победителями предыдущих этапов (шли всю весну).

Площадка «Литературный микрофон» вновь проводит областная библиотека. Акцент будет делаться на мордовской литературе, но читать ее будут, разумеется, горожане любой национальности, включая гостей праздника. Пригласили и авторов из Мордовии, которые будут читать стихи на национальном языке.

Еще одна площадка для детей — «Серебряный бисер». На ней дети будут показывать свои поделки, площадка тоже традиционная. 

…как и пленэр для художников — на него приедут 13 юных живописцев из Карсунской детской школы искусств. Еще 15 авторов выставит областная школа искусств.

Трудиться — так весь год

Областная мордовская автономия не ограничивается проведением «Шумбрата» раз в год: в феврале, к примеру, каждый год они отмечают день рождения просветителя Юртова и проводят областную или межрегиональную конференцию его имени. 

— Местом проведения всегда был Новомалыклинский район, — пояснил Владимир Софонов. — Потом мы решили, что эту конференцию надо проводить по кустам Ульяновской области. В прошлом году проводили конференцию в Кузоватовском районе. Собралось около 120 преподавателей — исследователей эрзянского народа. 

8 ноября отмечают день рождения Степана Эрьзи. Ежегодно проводятся детские конкурсы — сначала районного масштаба, потом — областной этап. Отдельно организуют конкурс мордовского костюма, в нем тоже принимают участие ребята из всех районов области.

— Еще традиционно мы пристально следим, как изучается родной эрзянский язык в школах Ульяновской области, — рассказал лидер автономии. — Всего у нас восемь школ, где он преподается, это около 400 учеников в четырех районах. Раньше было на 20% меньше. Но у нас есть резервы, надеемся, что изучающих будет становиться год от года больше. К примеру, село Кивать сможет перейти на изучение родного языка. Ульяновская область — единственная, за исключением Мордовии, где преподается в качестве предмета мордовский язык. 

Хотите узнать больше — отправляйтесь на «Шумбрат»!

КСТАТИ

Единение — наше всё!

На прошлой неделе врио губернатора Алексей Русских провел объединенное заседание президиума Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными организациями. 

— Сегодня вопрос сохранения в обществе чувства единения, милосердия и неравнодушия к судьбе Родины приобретает особую важность, — пояснил глава региона. — Это неоднократно подчеркивал президент Владимир Путин. По его словам, именно духовно-нравственные ценности и традиции сделали нас сильнее, и мы должны их отстаивать и защищать. Рад отметить, что именно так и живет Ульяновская область. Для нее характерны атмосфера мира и абсолютного доверия, сейчас дружба народов — это визитная карточка нашего региона.

В регионе действует 31 национальное общественное объединение и 385 религиозных организаций: 221 православная и 138 мусульманских. Проживают представители более 120 национальностей. Около 89% жителей проповедуют христианство, 9,6% причисляют себя к исламу, 1,5% относятся к иным христианским течениям.

— В прошлом году на территории региона проведено почти 1,5 тысячи различных мероприятий с охватом более 100 тысяч человек. Согласно опросу, 99% жителей региона в прошлом году не отмечали неприязненного отношения к себе по национальному признаку, — заявил и. о. первого заместителя губернатора Ульяновской области Александр Костомаров.

Анатолий МАРИЕНГОФ

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей – чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе – состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову. 

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй  – один из самых важных  национальных   праздников  чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» — соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда — пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания — бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат – праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие — «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы – это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля – сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное – не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.

Фото из соцсетей

Республиканский национально-фольклорный праздник «Шумбрат!»

1 ноября в Мордовии стартовал Республиканский национально-фольклорный праздник «Шумбрат!». Впервые  он прошел в 2017 году и с тех пор стал  одним из самых ярких  праздников нашего региона.

Обращение к своим историческим корням, национальным традициям сегодня имеет особое значение.  Будущее народов России, судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие нашей культуры.

Важно помнить,  что истоки национального высыхают там, где не поют народные песни, где преданы забвению обряды, обычаи. Истоки народности пересыхают там, где живут Иваны, не помнящие родства     

Одной из форм сохранения традиционных ценностей и исторической памяти являются национально-фольклорные праздники. Именно через них передается важнейшая информация: как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Об этом  говорили многие видные деятели России.   Вот  суждения Дмитрия Лихачева: «…для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать поговорки и пословицы. Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту, негодным даже для создания новой научной и технической терминологии, ибо и для последней необходима образность, традиция».  

В этом году в связи с необходимостью соблюдения противоэпидемиологических мер Республиканский национально-фольклорный праздник «Шумбрат!» принял виртуальное воплощение.

Конкурсные отборы, стартовавшие 16 ноября, пройдут без публики. Но жюри по традиции внимательно отсмотрит выступления народных талантов и мастеров изобразительного творчества всех районов республики и Саранска в очном и заочном режиме по видеозаписям. Муниципальными районами будут представлены фольклорные произведения, как в аутентичной, так и в сценической манере исполнения, а также разнообразные по тематике и форме своего воплощения фрагменты обрядовых действ

В программе праздничных мероприятий – презентация Центров национальной культуры республики, в числе которых: Кочелаевский Центр русской культуры имени Ф.В. Сычкова; Центр национальной культуры и ремесел Атяшевского муниципального района; Центр национальной культуры Старошайговского муниципального района; Районный центр национальной культуры, народных промыслов и ремесел Кочкуровского муниципального района; Этно-куд села Лесное Цимбаево и др.

Гала-концерт фестиваля-конкурса можно будет посмотреть на официальном сайте Республиканского Дома народного творчества rdnt13 и его интернет ресурсах: YоuТubе-канале, в группах социальных сетей: ВКонтакте https://vk.com/rdnt13, Одноклассники https://ok.ru/rdnt13 13 декабря в 14.00 часов.

Организаторами праздничного марафона выступили Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Республиканский Дом народного творчества при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия 

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения
мордовского народа с народами Российского государства

Матрена Садыкова 
Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского
народа с народами Российского государства

Проведение праздника
«Шумбрат, Мордовия! «, посвященного 1000-летию единения мордовского
народа с народами Российского государства

Цель мероприятия:
-способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре
мордовского народа;

-вызвать интерес
детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным
костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа;

-формировать
музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных
песен и исполнения мордовских танцев;

-знакомство с
особенностями национального характера мордовского народа.

Праздник «Шумбрат,  Мордовия! »,  посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

http://www.maam.ru/upload/blogs/4d653f25e3c04a24a0dbca76197ec79f.jpg.jpg

Музыкальный праздник
«Шумбрат, Мордовия! «

Музыкальный зал
украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратада
кельгома инжихть! Шумбратада шабат! Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвященный нашей
республике, нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в
которой мы живем?

Дети: — Мордовия!

Ведущий: А как
называется город, столица Мордовии?

Дети: — Саранск!

Ведущий: Правильно.

Ведущий. Ребята, а
как называется город, в котором ты родился,

живешь, ходишь в
школу?

Дети: -Рузаевка!

Ведущий: Правильно.
Это и есть наша малая родина.

Ведущий:

Знаю, есть на земле
города

Интересней, красивей,
крупней,

Но связала судьбу
навсегда

Я с Рузаевкой доброй
своей.

1уч.

Здравствуй, Мордовия,
здравствуй,

Славься, родная
земля!

Щедрой Мордовии,
светлой Мордовии

Добрая песня моя!

2уч.

Республика!

Твой гость — твой сын
и брат

Его как друга
чествуешь

«Шумбрат»-все вместе.

3уч.

Шумбрат! Шумбрат,
Мордовия!

Гайняк! Гайняк,
Мордовия!

Кельгома краеньке-най
панжи маеньке

Мокшеэрзянь
шачема-касома край!

Ведущ. Сейчас
Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики
осознают, что основы их хорошей жизни в братской семье народов России.

4уч.

Земля моя! Мордовия
родная!

Здесь родились мы,
здесь живем

Твои богатства всюду
прославляя

О красоте мордовской
мы поем

5уч.

Здесь в Мордовии поля
без края,

До небес богатые
леса,

От весенних лучиков
играя –

Зацвела Мордовская
земля!

6уч.

Кругом звенят капели.

Ручьи поют, шумят.

О солнечной Мордовии

Ребята петь хотят.

Песня «Роман Аксясь»

Ведущий: В нашей
республике живут люди разных национальностей: мордва, русские, татары, и
другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.

7уч: Мордовия! Земля
моя,

Отчизна роз и
соловья.

Мордовия! Страна
певцов,

Страна стихов и
храбрецов!

8уч.

Здесь небо всюду
ясное

И солнце горячей

Я знаю, нет
прекраснее

Мордовии моей!

9уч. А как легко
здесь дышится,

Какой простор лесной

Родные песни слышатся

Над Мокшей и Сурой.

10уч.

Наш край родной —
мордовская земля,

Тебе все наши песни и
стихи

И любим мы раздольные
поля,

Суры и Мокши чистые
пруды!

11уч.

Земли есть и
красивей,

Мне не надо иной.

Ты ведь тоже Россия,

Край Мордовский мой!

12уч.

Выступать мы мастера.

Все мы русские и
мордва.

Пели песни русские

Теперь поем
мордовские.

Песня «Луганяса
келунясь» — исполняют средняя группа

13уч.

Мордовия моя – леса и
пашни,

Цветов и птиц
привольная страна.

Ужели стороны родимой
краше

На свете есть другая
сторона?

14уч.

Времени счастливая
пора

Реки дружбы — Мокша и
Сура!

Чтоб звенели песнями
слова

Породнились с
русскими мордва!

15уч.

Етась тялось сась
тундась

Ванды ули мазы майсь

Сембе нармоттне
сайхть меки,

Конат тушендсть лямбе
крайс.

Песня «Нармоннятне
лиеда»

Ведущий: Родина!
Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной
солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,

которая начинается с
треска набухающих почек.

16уч.

Мордовия! Зову тебя я
милой

И самой дорогою
стороной,

Ведь ты меня вспоила
и вскормила

И мне земли не
надобно иной.

17уч.

Ни с чем ты
несравнимая

Пленяешь красотой,

Земля моя любимая

Горжусь твоей
судьбой.

18уч.

Во Франции, в Италии

В Америке –везде!

Мордовские матрешки

В большой, большой
цене.

19уч. Мордовские
умельцы

Те чудеса творят,

О деревянных куклах

повсюду говорят.

Песня «Матрешки»

Ведущий.

На мордовских
посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали,
вышивали,

Поиграть не забывали.

Ребята! Сегодня мы
поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки»)

Ацинят, ацинят

Сараз вацихть
кяднянза

Эшиняса штазень (моем
в речке)

Парьхциняса нардазень
(вытираем руки)

Проводим пальчиковую
гимнастику для рук: Тя сурнесь –бабаце

Тя сурнесь –атяце, тя
сурнесь-аляце,

Тя сурнесь –тятяце,
тя сурнесь — монць!

Ведущий.

В России, средь
березовых просторов,

Полянка есть — Мордовия
моя!

Она, как песня
матери, с которой

За горы уходил и за
моря.

На той полянке город
есть красивый,

Кормилец мой и
вдохновитель мой.

Над Мокшею там
наклонились ивы,

Такие же, как рядом
над Окой.

Волну к волне
соединяют реки:

И вот уже журчит одна
струя.

Мордовия! Любимая
навеки!

Моя полянка — сторона
моя.

Песня «Шачем крайняй»
— исполняет Балясникова Настя

Ребенок:

Цветут сады, горят
Рузаевские огни,

И мирный день шагает
по планете.

Сегодня праздник,
радостный такой:

Танцуйте, пойте,
веселитесь дети!

Танец «Сударушка»

Ведущий:

Наша республика
богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга,
где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут
кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские
яблоки, ягоды и фрукты.

Ведущий: А сейчас,
ребята, отгадайте загадки.

1. Не дерево, а с
листочками. Аф шуфта, а лопав,

Не рубашка, а сшита.
Аф панар, а стаф,

Не человек, а
разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)

/книга/.

2. Поле белое Паксясь
акша

Семена черные.
Видьмотне равчт.

Кто умеет сеять, Кие
машты видемост,

Тот умеет собирать ся
машты кочкамост

(Чтение книги)
(книгань лувомась)

Ведущий.

А сейчас послушаем
пословицы – валмуворкст

Ялгатне содавихть
зиянцта — Друзья познаются в беде.

Виде кись инь
нюрьхкяняс — Правдивая дорога самая короткая.

Шачема вастфтома
ломанць, кода пизофтома — Без родного места, человек как без гнезда.

Шачема вастта питни
мезьге аш — Дороже родного места – ничего нет.

Эсь кудсот
стенатневок лездыхть — В своем доме и стены помогают.

Ведущий: В старину,
да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках
они пели свои национальные песни.

Песня «Лайме порась»

Ведущий: Прощаясь,
мне бы очень хотелось пожелать вам:

«Пусть город
начинается с тебя,

В его объятья ты на
свет родился

В народе говорят
совсем не зря:

Где ты родился, там и
пригодился!

Средь дочерей и
славных сыновей

Учись, взрослей и
силы набирайся,

И стань хозяином
Рузаевки своей.

И в реку жизни
ручейком вливайся! »

Ведущий. И закончить
наш праздник, я бы хотела такими словами: «Наш мордовский народ очень
гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и
мордовским напитком –позой»

Озак, озак, сими шову
поза, ярхцак суронь пачат

Сяда мялезд ладят.

Шумбрат — мордовское приветствие — по-русски: «здравствуйте». А ещё это национальный праздник мордовского народа. Ульяновская область — чуть ли не единственный регион страны, за исключением самой Мордовии, где этот праздник традиционно проводят каждый год.

Этнические костюмы, песни, танцы, резьба по дереву, традиционная кухня. Накануне во «Владимирском саду» сосредоточилась тысячелетняя история одного из коренных народов Поволжья. Тему продолжит Павел Петряков.


— Всем гостям, всем друзьям мы добро несём. Я, богиня Масторава, пришла поздравить вас и угостить национальным пирогом каймаком. Угощайтесь. пожалуйста!
Спасибо.


Узнаваемые мокшанские и эрзянские мелодии в минувшую субботу разносились над Ульяновском. Каймак и квас ещё на подходе к месту празднования задали тон хорошему настроению — Алексей Русских поблагодарил ульяновскую мордву за сохранение национальных традиций, языков и культуры. В восьмой раз в регионе отмечается национальный праздник Шумбрат.


Марианна ТУТОЛМИНА
РЕЖИССЁР МЕРОПРИЯТИЯ
Много площадок сегодня работает на территории парка Владимирский сад. Среди этой прекрасной природы в этот замечательный день. Сейчас мы находимся на площадке «Дружбы». Так называется эта площадь, где представлено подворье из наших районов области, со всех концов, где вы можете увидеть всё. И национальные угощения, и сувениры и какое-то творчество современное.


Городской парк превратился в «маленькую Мордовию». Людей в этнических нарядах больше чем в обычной одежде. Участники красочного торжества — мокшане и эзряне из 14 районов Ульяновской области.


Александр КАРЬГИН
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ, НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Уверен, яркий праздник шумбрат послужит взаимообогащению культур, укреплению дружбы народов нашей многонациональной страны.


По всему Владимирскому саду раскинулись площадки, на которых можно было попробовать себя в традиционной мордовской вышивке, смастерить куклу-оберег, полюбоваться национальной резьбой.


Владимир СОФОНОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ-КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ
Ежегодно праздник шумбрат собирает более тысячи посетителей. Шумбрат это мощная объединяющая сила, поэтому к нам присоединяются новые люди, становятся нашими сторонниками в развитии мордовской национальной культуры.


Традиционные пироги, маринованные грибы, лепёшки на сметане, сюкорт, сало, блины.


Павел ПЕТРЯКОВ
КОРРЕСПОНДЕНТ
-О, вот это вот, скажите, мне сразу понравилось. На пельмень похоже, на вареник. Что это такое еще раз, скажите, пожалуйста?
-Еще раз. «Чугунсыпрякат» — вареники с картошкой.
-ммм…
-Раньше, конечно варили в чугуне, но сейчас, конечно мордва тоже современная, вариться на газу.
-Очень вкусно, очень вкусно. Я бы тут всё попробовал!


Любители активных развлечений, могли тут же выплеснуть накопившуюся энергию в традиционных мордовских старинных играх. Потягать тяжелое бревно на время, кто быстрее. Посоревноваться в гиревом спорте.


— Второе место он занял по бревну. Это чисто мордовский вид спорта. А он первое место. И второе место по гирям занял.


Мордовский «Шумбрат» в минувшую субботу дал старт масштабному Дню дружбы народов и череде национальных праздников в Ульяновской области.
29 мая на ипподроме пройдет областной чувашский праздник Акатуй, а 6 июня, там же, татарский Сабантуй.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шри ланка праздник весак
  • Шуточный медосмотр на 23 февраля сценарий
  • Шум людей на празднике
  • Шри ланка на новогодние праздники цены
  • Шуточный гороскоп на праздник