Сибирская ярмарка сценарий

На основе сибирского фольклора

Осенняя ярмарка.

(на основе сибирского фольклора)

Звучит русская народная песня «Барыня», в зал входят дети в национальных костюмах, держат трещотки, ложки, бубны. У некоторых в руках лотки с товарами.

1-й. Здравствуйте Хозяева и Хозяюшки! ( кланяется)

Здравствуйте гости и гостьюшки!

2-й. Вот мы и пришли к вам на сибирскую ярмарку.

3-й. На товар посмотреть и себя показать.

4-й. Извините нас в том , что мы в платье худом.

5-й. Подходите ближе, подходите,

И товары наши поглядите!

Музыка звучит громче, в зал гурьбой входят дети, гуляют врассыпную и парами, в руках лотки с товарами. Подготовительная группа рассыпается горошком по залу, а старшая встаёт сзади полукругом.

Дети исполняют песню «Ярмарка»

После исполнения песни «зазывалы  по — очереди зазывают покупателей.

1-й. Кому пирожки, горячие сибирские пирожки?

С пылу с жару, гривенник за пару!

Спешите и торопитесь,

Не бойтесь – не объедитесь!

Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!

2-й. Подходи, не зевай, хлеба покупай!

Каравай, калачи, пышки, пышки горячи!

Булки, плюшки в печи сидели,

На вас глядели и в рот захотели.

3-й. Вот ниточки, есть иголочки

Подходите покупать девицы –душечки.

4-й. Ай – да квас! С медком, с ледком

И густой, и, забористый!

5-й. Иголки не ломки, нитки, тесёмки,

Румяна, помада, Кому что надо!

6-й. У дядюшки Якова товару хватит всякого!

Хором. Тары- бары — растабары!

Расторгуем все товары

7-й. Мы товары приглядели,

Хором песенку запели!

Старшая группа входит, исполняет песню «Ехал батюшка на базар»

Дети садятся на места, продавцы за столы. Двое детей выходят к центральной стене.

1-й.реб. Кукушечка, кукушечка,

Птичка серая рябушечка,

К нам Осень пришла,

Нам добра принесла!

2-й. реб. В короба – холста,

На поля – зерна!

Под русскую народную мелодию входит Осень с корзиной фруктов.

Осень. Я — Осень золотая,

На праздник к вам пришла,

И овощей , и фруктов

Всем людям принесла!

На ярмарку с собою

Я приглашаю всех!

Пусть дольше не смолкают

Веселье , шутки, смех!

Дети подготовительной группы исполняют хоровод «Осенняя»

Осень. Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

Конфеты да баранки

(Обращается к детям)

Вы на ярмарку ходили?

Что же там вы накупили?

Ребёнок. Ложки деревянные,

Расписные, разные,

Сами пляшут и играют,

И народ потешают!

Дети подготовительной группы  исполняют «Кадриль с ложками»

Дети садятся на места.

Осень. Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать.

-Любят девочки- подружки

С маком бублики и …(сушки).

-Выпускает жаркий пар

Древний чайник …(самовар).

-Целый час избу мела

Чистоплотная…(метла).

Волосам моим дружок

Длиннозубый…(гребешок).

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка

За обедом в суп ныряет

Расписная…(ложка).

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки-

К уголочку уголок

Сложен красочный…( платок).

Выходят девочками с платками на плечах:

1-я. Я купила шаль с каймой

Бархатистой, расписной.

2-я. За такую шаль

Золота не жаль.

3-я. А на моём платочке-

Мелкие цветочки.

4-я. А вот тёплый полушалок-

Прекрасный девушкам подарок.

Девочки исполняют «Танец с платками»

Осень. Эй, девчонки — хахатушки

И ребята- молодцы

Запевайте вы частушки

Веселитесь от души!

Исполняются «Частушки» ( сибирская мелодия «Подгорная»)

Дети встают полукругом, взявшись за руки. Пропев частушку, один край за первым человеком проходит в « ворота» , сделанные двумя  детьми с другого края.

  1. Я сидела на рябине, меня кошки теребили,

Маленьки котяточки царапали за пяточки.

2.У кого какая баня — у меня осинова,

У кого какая девка, — у меня красивая!

3. У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

4. Пошла плясать бабушка Лукерья,

Нет волос на голове, нацепила перья.

5. На столе стоит стакан, а в стакане тесто,

Мама с папой, до свиданья, я уже невеста.

6. Ой, топну ногой, да притопну другой,

Сколько я не топочу, всё равно плясать хочу.

7. Не смотрите на меня, что я ростом мала

Мне бы шляпу да сапожки, я бы во — кака была!

8. Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду, попляшу, на народ погляжу!

Вместе. Мы частушка вам пропели , хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Осень. Ну, молодцы, ребята. А какая же ярмарка без скоморохов.

Как при сказочном царе Горохе

Шли весёлою гурьбой скоморохи,

А вот и они к нам пожаловали!

Под народную мелодию входят два скомороха.

1-й. Здравствуйте, ребятишки

2-й. Девчонки и мальчишки!

Осень. Здравствуйте, скоморохи, с чем к нам пожаловали?

1-й. Мы — развесёлые потешники,

Известные скоморохи и насмешники1

2-й. За медный, за пятак,

Покажем вам, эдак и так!

Вместе. Довольны будете здорово,

Удовольствия – три короба!

1-Й. я – СКОМОРОХ Тимошка,

Люблю играть я на гармошке.

2-й. А я – скоморох Антошка,

Люблю я кушать большой ложкой.

Тим. Антошка, а зачем ты на ярмарку пришёл?

Ант. Торговать!

Тим. Воровать?

Ант. Да не воровать, а торговать!

Тим. А…пировать! Ну, тогда я с тобой пойду.

Ант. Ладно, пировать, так пировать! А у тебя деньги то пировать есть? Надо иметь двести рублей.

.Тим. Двадцать свиней? Так, где ж их взять то?

Ант. Да не свиней, а рублей.

Тим. Да не гонял я голубей!

Ант. Тимошка, не смеши людей.

Тим. Просишь меня – побей? С удовольствием!

Берёт палку, бегает за Антошкой.

Осень. Эй, гости дорогие, хватит устраивать скоморошьи бои, лучше ребят потешьте, повеселите.

Тим. И правда, что это я? А давайте лучше устроим на нашей ярмарке «Петушиные бои».

Ант. Трух — тух- тух – 2р.

Ходит по двору петух,

На весь двор кричит,

Кто услышит, тот бежит.

Проводится игра «Петушиные бои»

Ант. Песни русские рекой

Прямо в душу льются,

Не найти душе покой

Ноги в пляску рвутся!

1-й. ребёнок.

Эй, ребята, выходите,

Хороводы  заводите,

Ведь сибирский наш народ

Ловко пляшет и поёт!

2-й. ребёнок.

Мужики здесь мастера,

Ловко правят все дела!

Девочка.

Да и девушки под стать

Им не станут уступать.

Дети старшей группы исполняют танец «Ах ты, берёза»

Мальчик, стоящий за прилавком кричит:

Веники, веники,

Подходите, выбирайте

Их для бани запасайте!

Дети  исполняют песенку «Веники — помелики»

Тимошка. Да, забавную песню исполнили, а загадки наши осенние отгадаете?

Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладкий,

На вид похож на мяч?

Золотое решето

Чёрных домиков полно,

Сколько чёрненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

Стоит матрёшка на одной ножке

Закутана, запутана. (капуста)

Закопали в землю в мае,

И сто дней не вынимали,

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

(картошка)

Тимошка. Молодцы, ребята, справились с загадками.

Антошка. 1.2.3.4.5! Будем мы сейчас играть!

Проводится игра «Собери урожай»

Скоморохи прощаются с детьми, уходят под весёлую музыку.

Осень.

Ну-ка, листики, слетайтесь,

В танце нас позабавляйте!

Девочки старшей группы исполняют танец «Осенний этюд»

Осень. Ну что же вы приуныли? На ярмарке так не годится!

Выходите, добры молодцы,

Да  за ними красны девицы,

Будем в игры мы играть

Всей Сибирью ликовать!

Проводится игра «Гори, гори ясно»

Ребёнок у прилавка:

Подходи, налетай,

Выбирай, покупай,

Горшки для мёда,

Горшки для каши,

Продам дешевле,

Все будут ваши!

Проводится игра «ГОРШКИ»

Девочка  

Разойдись, народ,

Меня пляска берёт,

Пойду, попляшу

Себя людям покажу!

Исполняется   хоровод «Калинушка»

Осень. Ярмарке уже пора закрываться,

А нам ещё на карусели кататься!

Проводится игра «Карусель»

Осень. Тут и ярмарке конец,

А кто слушал, молодец!

Всем гостинцев накупили

Никого мы не забыли.

Ребёнок. Погостить у нас приятно,

Мы  ещё вас позовём, А сейчас вам на последок

Мы про осень все споём.

Все дети исполняют песню «Кто сказал, что Осень- грустная пора»

Вед. Ну, детки, хорошо мы повеселились, а теперь

пора матушку Осень проводить.

1-й. реб. . (Выносит хлеб- соль)

Матушка осень, прими от нас хлеб- соль. (кланяется).

Осень угощает детей яблоками, прощается с детьми, уходит.

Вед. А теперь всем предлагаем пройти в группы на чаепитие.

Структурное подразделение МКОУ СОШ№1 — детский сад, Чулымского района

Сценарий образовательной деятельности

(подготовительная группа)

Открытый показ

2021 год.

Провела воспитатель высшей категории: Семенова Г.Н.

Блок Программы «Народная Культура и достопримечательности»: «Сибирская ярмарка»

Тема: «Сибирская Ярмарка»

Интеграция видов деятельности: «Социально — коммуникативное развитие», « Познавательное развитие», « Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять знания детей о русских традициях, народном фольклоре,
  • Расширять знания детей о глиняной и деревянной посуде, изготовлении выпечки в русской печи
  • Знакомить с старинными предметами быта, женскими и мужскими обязанностями в деревне.
  • Знакомить с сибирской ярмаркой народными играми.
  • Познакомить с понятием «Монета», с Сузунским монетным двором.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, умение высказать свою точку зрения, развивать диалог в процессе повествования педагога.
  • Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Воспитательные:

  • Способствовать становлению у детей чувства патриотизма и гордости к своей «малой Родине» Новосибирской области.
  • Воспитывать интерес и любовь к родному краю, его истории, природе
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Планируемый результат: умение слушать воспитателя, высказывать свою точку зрения.

Средства, оборудование, материалы:

наглядные: выставочный материал: глиняная и деревянная посуда в народном стиле, презентация, слайды, фотографии

музыкально-литературные: пословицы, поговорки, загадки, музыка фоном для презентации, музыка для рефлексии, муз. фильм «Ярмарка»

технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: аппаратура для показа презентации.

раздаточные материалы: картон шаблоны-круги ножницы, фломастеры для каждого ребенка.

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель рассаживает детей, начинает занятие.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Есть такие слова: «Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый ….. (Слайд 2),

Воспитатель: хлеб, молодцы ребята,

тогда слушайте следующую загадку:

Бьют меня палками, жмут меня камнями

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами

За что так губят,

А за то, что любят. (Хлеб)

Молодцы, скажите, пожалуйста,

— а почему хлеб бьют палками и жмут камнями? (правильно, так отделяют зерна от колосьев и получают муку.)

— а почему держат в огненной пещере?… .(правильно, выпекают)

— а почему режут ножами?….. (правильно, разрезают хлеб).

Молодцы, ребята, а какие еще изделия из муки вы знаете? (Булочки, бублики, блины, печенье и т д.) (Слайд 3)

Ребята, а вы знаете, что в старину к хлебу относились очень бережно, его называли кормильцем семьи, если в семье был хлеб, значит, в семье был достаток. Наш народ придумал много пословиц и поговорок про хлеб. А вы знаете их? (Слайд 4)

Ребята, а вы знаете, как в старину изготавливали хлеб?

Дети проходят в группу и садятся на стульчики перед экраном с видеопроектором

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Проблемная ситуация(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Да конечно, ребята, хлеб выпекали в русских печах (Слайд 5 и 6). А делали это женщины, они вставали рано-рано, чуть солнышко проснется, и замешивали тесто…..

А чем занимались мужчины? (они занимались тяжелым трудом — они ходили на охоту, пахали землю, занимались рыболовством, изготавливали предметы для быта из дерева, железа и глины) и т.д.

· Скажите, как называется профессия человека, который изготавливает изделия из железа? (кузнец) (Слайд 7). Он работал с железом, металлом. Посмотрите, какими инструментами работал кузнец (Слайд 8). Кузнечное дело — очень тяжелая работа, требующая большой физической силы. Что изготавливал кузнец? (Слайд 9)

· Ответьте на вопрос: Как называется профессия мастера, который работает с глиной? (Слайд 10, 11) Это гончар. Он изготавливал из глины посуду для дома, кувшины, миски, плошки и другую утварь.

· Молодцы, а теперь скажите, как называется профессия мастера, работающего с деревом (столяр, плотник ) ( Слайд 12,13). Какие предметы быта изготавливали плотники и столяры? Чем отличается труд столяра от труда плотника? (плотник не занимается художественной обработкой дерева, столяр делает строительный материал из дерева)

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

А встречались мастера сибирские на ярмарках, где сначала менялись своим товаром друг с другом, а потом люди придумали деньги и стали менять товар на деньги (Слайд 14, 15).

Для людей ярмарки были настоящими праздниками. На ярмарки надевали самую красивую одежду, все были веселы, довольны и продавцы и покупатели, а ребятишек развлекали скоморохи и петрушечники. Выступали бродячие актёры-скоморохи, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни, принять участие в забавах, играх и состязаниях.

Воспитатель: Посмотрите!

Как у наших у ворот,

собирается народ,

все торопятся на ярмарку

и нам надо поторопиться.

Но просто так, мы на нее попасть не можем, мы должны пройти волшебные ворота.

Начинается игра «Золотые ворота».

Дети играют в подвижную игру.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Ребята, давайте с вами подумаем, а чтобы продавать, что нужно (товар, продавец, покупатель, деньги).

Молодцы ребята, покупатели есть, товар найдется, а где взять деньги?

Ребята, а ведь это очень важный вопрос. А откуда берутся деньги?

Воспитатель: А деньги изготавливают на монетных дворах (Слайд17).

Слушайте, ребята, историю как в Сибири-матушке появился двор монетный в поселке Сузун.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту России (Слайд 18). Какая она огромная. Вы же знаете, что наша страна — самая большая в мире.

Давным-давно, когда в Российской Империи правил царь, чеканились монеты разного номинала. Но поскольку территория государства была огромной, власти вынуждены были увеличить количество монетных дворов. Поэтому Сузунский монетный двор — это место, в котором выпускались денежные знаки Российской империи за Уралом.

Посмотрите на следующий слайд – это наша Новосибирская область (Слайд 19) Давайте найдем на ней Сузун.

В Сузуне выпускались монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей, а также деньга и полушка. Качество монет подтверждала отчеканенная надпись КМ — колыванская медь. (слайд 20, 21)

Позднее на монетах появилась надпись СМ — сибирская монета. Сибирская монета признавалась только в Сибири и на дальнем Востоке. (Слайд 22).

В 1847 году монетный двор сгорел и его восстанавливать не стали.

Сейчас на территории сузунского монетного двора находится музей, в котором рассказывают, как рождались деньги, а еще там стоит памятник сибирской монете (Слайд 23)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам представить, что мы работаем на монетном дворе и изготавливаем монеты. Будем делать их из бумаги и подписывать их как СМ — сибирская монета.

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают, смотрят на экран, ищут на карте поселок Сузун

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Ребята, вы сейчас делали монеты я предлагаю вам небольшую викторину блиц-опрос: (Слайд 24)

Блиц-опрос:

1. Для чего делали монеты?

2. Как называется место, где делали монеты?

3. Какими буквами обозначалась сибирская монета?

4. Как называлось то место, где встречались покупатели и продавцы?

5. Что продавали на ярмарке?

Блиц — опрос закончен, вы молодцы

Ответы детей

Рефлексия

Чем вам запомнилось наше занятие? (Слайд 25)

Что нового вы узнали сегодня?

Кому вы хотите рассказать о нашем занятии.?

Просмотр видео фильма на песню В.Высоцкого «Ярмарка»

Ответы детей, обсуждение ответов.

Дети смотрят муз. фильм

Населенный пункт: Новосибирская область, Мошковский район, п. Широкий Яр

Сценарий знакомит детей с православным праздником Вербное воскресенье. В гости к детям приход Весна. Она рассказывает о старинных обычаях отмечать этот праздник, о чудесной силе вербы. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево могло передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Детям предлагают побывать на ярмарке, которая устраивалась во время праздника. На ярмарке дети продают и покупают угощение, исполняют частушки, отгадывают русские народные загадки, участвуют в различных конкурсах, танцуют. Детей знакомят с русскими народными играми. Провести с интересом праздник им помогают веселые скоморохи. Они поют, играют, соревнуются вместе с детьми. Праздник приобщает детей к истокам русской культуры, знакомит с многообразием обычаев на Руси, расширяет знания о фольклоре, воспитывает любовь к своей Родине, формирует духовно-нравственное развитие и воспитание.

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; развитие творческих способностей детей; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения; формирование духовно-нравственного воспитания.

Действующие лица: Весна, скоморохи: Ероха и Митроха.

Зал оформлен под ярмарочную площадь: стоят расписные домики, прилавки. Стены украшены предметами народного прикладного искусства.

Ход сценария:

Дети заходят в зал, становятся полукругом, говорят слова:

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью,

Великой милостью.

Входит Весна (в руках веточки вербы).

Здравствуйте, ребята!

Это я — Весна-красна,

Отворяйте ворота!

Месяц март прошел –

Белый снег сошел,

А за ними и апрель

Отворил окна и дверь.

Весна: Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева?

Дети: это веточки вербы.

Весна: Правильно, это верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей без слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми». Давайте и вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

Игра «Верба-вербочка»

(Дети вытягивают руки вперед, а Весна проводит по рукам веточками вербы.)

Весна:

Даже в народной медицине не забывали о вербе — ее почки давали пожевать от зубной боли и лихорадки. С давних времен верба считалась символом жизненной силы. Вербное воскресенье – весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и другие детские забавы. Вербные базары устраивались на центральных площадях. Сюда приходили целыми семьями. Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами и покупателями. А чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхвалить его, зазывать покупателей.

Несколько детей становятся продавцами. Они зазывают покупателей:

У нашего Якова – товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Посуда наша – для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

У нас без обману, материал без изъяну!

Дети покупают конфеты, пряники, яблоки (садятся на стулья).

Входят скоморохи Ероха и Митроха.

Ероха:

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, люд честной!

Милости просим на ярмарку!

Митроха:

Мы скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На праздник необходимые,

Простым народом любимые!

Ероха:

Ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается!

Скоморохи исполняют плясовые напевки:

Прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю – плясать пойду!

Ой, топни, нога, не жалей сапога,

Тятька новые сошьет или эти подошьет!

Гуляй, Еремей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет, лапти новые сплетет!

Весна: Наши ребята то же могут веселиться, послушайте скоморохи веселые частушки:

Веселись частной народ
Под мои частушки,
Гармонист плясать зовет
Милые подружки!

Солнце светит так тепло,
И от того нам хорошо!
Будем мы весну встречать,
Будем весело гулять!

Снег последний с нашей крыши,

Словно дождик, льётся.

Под весенними лучами

Веселей поётся.

А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свиданья, валенки!

Жарко солнце припекает,

Набухают почки,
В длинной сказке о зиме

Мы поставим точку.

Почему из глаз моих

Катятся слезинки?

Плыть боюсь я на свиданье

К милому на льдинке.

Полюбуйтесь на меня,

Милые подружки,

На щеках, как на полянках,

Расцвели веснушки

Пьют из вешних ручейков

Голуби, голубки,

Скоро выйду я гулять

В новой мини-юбке!

Вот подснежник голубой

Мне в ладонь склонился,

Так хочу, чтобы весной

Ты в меня влюбился.

Скоро лес наш молодой

Вновь оденется листвой,
Будет петь в нём соловей,

Чтоб жилось нам веселей.

Побежали ручейки
По весенней улице,
Нет причины для тоски,
Верь: все образуется!

Ой, красавица-весна,
Будь с девчатами честна:
Всем раздай свои веснушки,
Ну а мы споём частушки!

Ах! Отлично я учусь –
Я со счета не собьюсь!
У себя и у подружки
Сосчитаю все веснушки!

Как на речке ледоход,
Солнышко сияет,
У причала теплоход
Весну поджидает.

У моей подружечки
Новые веснушечки!
Значит, солнышко пригрело!
Все вокруг помолодело!

Снова лужицы искрятся,
Солнце улыбается!
Воробьи спешат купаться,
Парочки целуются!

Выросли подснежники.
Проснулись все зверушки.
Показались из-под шапок

У людей макушки.

Надоели сапоги,
Надоели курточки,
Наконец-то я бегу
В туфельках и юбочке.

Скоморохи: А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: умеем.

Скоморохи: Сейчас проверим:

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

В миг развеял этот шар

( одуванчик)

Осенью летели к югу

Переждать там злую вьюгу.

Дождались, и вот весной

Возвращаются домой.

( перелетные птицы)

Желанный гость с далёкого края

Вернулся домой о весне распевая.

Очень ловкий молодец,

А зовут его..

(скворец)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

( лес)

Наконец река проснулась,

С боку на бок повернулась.

Затрещал, ломаясь, лёд,

Значит скоро….

(Ледоход)

За окном звенит она

И поёт: «Пришла весна!»

А холодные сосульки

Превратила она в струйки.

Слышно с крыши «шлеп, шлеп, шлеп!»

Это маленький потоп!

( капель)

У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговицы есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармошка.)

Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)

Скоморхи: Молодцы, а теперь давайте поиграем.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца отбивные –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заменив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится Зарей.

Сценка «Как старик корову продавал»

(В качестве массовки можно нарядить детей торговцами семечками, медом, тканями и т.д. Декорации лучше использовать деревенские, сцену украсить плетенными заборами, тыквами и т.д.)

На сцену выходит Ведущий

Ведущий: На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

(по окончанию слов Ведущего еще за кулисами слышны базарные «звуки» кричит торговка семечками: «Кому семечки, покупайте семечки?», «Подковы, подковы» и т.д. Выходит Старик и ведет Корову, его обступает пара покупателей)

Покупатель 1: Хозяин, продашь нам корову свою?

Старик: Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

Покупатель 2: Не много ли просишь, старик, за нее?

Старик: Да где наживаться! Вернуть бы свое!

Покупатель 1: Уж больно твоя коровенка худа!

Старик: Болеет, проклятая. Прямо беда!

Покупатель 2: А много ль корова дает молока?

Старик: Да мы молока не видали пока…

Ведущий: Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика…

(В это время на сцене появляется Паренек, подходит к старику)

Паренек: Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

( на сцену выходит богатая пара: Купец с женой. Что бы сделать сцену смешнее можно на роль купца подобрать невысокого мальчика, сделав ему большой живот из подушки. Жена купца должна быть его выше, одета и накрашена ярко и слегка нелепо)

Купец: Корову продашь?

Паренек: Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

Купец: Да так ли! Уж выглядит больно худой!

Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.

Купец: А много ль корова дает молока?

Паренек: Не выдоишь за день — устанет рука.

(после этих слов Купец достает пачку денег, но Старик выхватывает вожжи из рук Паренька)

Старик: Зачем я, Буренка, тебя продаю? —

Корову свою не продам никому —

Такая скотина нужна самому!

Митроха: Подходи не робей, говори скороговоркой скорей.

Дети выходят и соревнуются в произношении скороговорок:

Евсей, Евсей муку просей.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Хорош пирожок внутри творожок.

Ермоха:

Внимание! Внимание!

Начинается командное состязание!

Тот, кто силушкой богат,

Перетянет наш канат.

Митроха: До чего сильны ребята! Не порвали бы канаты!

Проводится игра «Перетягивание каната».

Ермоха:

А теперь, друзья, начнет

Состязанье – бег вдвоем.

Митроха:

Парам свяжем ловко ноги

Да и пустим по дороге!

Первым кто к черте придет,

Тот подарок и возьмет.

Конкурс «Чья пара быстрее» (призы – леденцы на палочках).

Скоморохи:

Эй, шире круг, рукавички с рук.

Моя правая нога захотела трепака,

Пошел плясать свою барыню казать.

Исполняется народная плясовая «Барыня».(3б+желающие)

Скоморохи: Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке. Молодцы, ребята. Вы очень веселые, ловкие, смелые, быстрые.

Но нам пора, до свидания.

Весна: Наша ярмарка закрывается. Всех поздравляю с праздником Вербное воскресенье

Митроха: А в воскресенье мы будем праздновать светлый праздник Пасхи! В этот день вы будете печь куличи, пасхи, вкусные пироги, красить яйца.Мы с вами сделали красивые пасхальные деревья!

Используемые ресурсы:

  1. https://dohcolonoc.ru/utrennici/6915-stsenarij-prazdnika-verbnoe-voskresene.html
  2. Москва « Омега»2007 С. Михалков « Как старик корову продавал»
  3. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-
  4. https://infourok.ru/izvestnie-russkie-skorogovorki-dlya-detey-766288.html

Сценарий развлечения к празднику «День сибирского купечества» для детей старшей и подготовительной группы

«Мариинская ярмарка»

Цель: приобщение детей к традиции русского народа – ярмарочным гуляньям.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народными играми;

  • Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.

  • Развивать ловкость, быстроту, выносливость;

  • Упражнять в выполнении различных видов движений, через игровые задания.

  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

  • Воспитывать патриотизм и любовь к своему народу;

  • Вызвать эмоциональное проявление радости;

  • Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры;

  • Формировать дружеские взаимоотношения.

Ход проведения:

Ведущий: Добрый день, всем добрым людям,

Пусть денёк весёлым будет.

Сегодня будут игры, шутки, смех,

Радости хватит на всех!

Ведущий: Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Ведущий: — Вы когда-нибудь были на ярмарке?

— А что такое Ярмарка?

Ярмарка – это большой базар. В давние времена на ярмарках торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой, и домашней утварью. Но были и особые праздники, на которых люди могли на других посмотреть и себя показать. И сегодня я хочу пригласить вас на веселую Мариинскую ярмарку: «Ярмарку игр и забав»

Ведущий: Мы девчата озорные!

Вы ребята удалые!

Вас на ярмарку зовём!

Здесь мы игры продаём!

Ведущий: Вы девчонки и мальчишки за руки берегитесь

Да на ярмарку торопитесь.

Веселая музыка всех зазывает

На товар посмотреть приглашает!

Ведущий: Не ходите никуда, подходите все сюда!

Вот товары хороши, что угодно для души!

Игра «Подбери товар»

На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.

Веселая ярмарка всех собирает.

Игры гостям она предлагает.

Не хотите поиграть?

Свою удаль показать?

Ведущий: Кому не досуг – вставайте в круг!

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

 В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит зонтик  с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки.  Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки,).

Ведущий: Дружно, весело играли,

Вы ребята не устали? (ответ детей)

Тогда еще одна игра,

Но более спокойная она!

Игра «Как было, что стало? »

Ведущий: На нашей ярмарке товару не счесть!

Платки и платочки, банты — поясочки

Все для веселья есть!

Девочки платочки разбирайте,

Мальчики кепки надевайте

И в хоровод вставайте!

Заведем хоровод, удивим народ!

Развеселый будет пляс здесь на ярмарке у нас.

Дети берут атрибуты встают за муз. рук. И выполняют движения по его показу.

Под рус. нар. мел. «Гусачек»

Ведущий : Ой, наплясались, да повеселились мы с вами на ярмарке.

И как говориться пора и честь знать.

Но какая — же ярмарка без угощения сладкого.

Без баранок, да пряников мятных.

А еще есть сахарные петушки — угощайтесь детушки!

А для гостей кренделечки, сладкие – ароматные!

Угощает детей сладкими петушками, а гостей кренделечками.

Солнышко садиться, пора домой воротиться!

Ведущий : «Тут и ярмарке конец,

Кто играл, тот молодец!»

СЦЕНАРИЙ

открытого
мероприятия «Щедрая Сибирь»

Вед. Здравствуйте, друзья!!

Посмотрите
вокруг, сколько сияющих глаз и добрых улыбок!

 Отзывчивое сердце у народа
нашего — сразу откликнулся он на
праздник. Праздник в честь нашего огромного края, который зовется
Сибирью!

Сибирь имеет
свое имя, лежит на своем месте, имеет свой 
характер. Так почему же она не может иметь свой день, а мы
сибиряки- свой праздник, 8 ноября мы отмечаем День Сибири. И поэтому  мы
решили  начать Неделю кулинарии с этого замечательного праздника?! А наше
мероприятие называется «Щедрая Сибирь», считается  что понятие «Кулинария»
 тесно связано с щедростью
сибирской тайги. Вы со мной согласны?

Об-ся
1.
Сибирь!
В этом гулком звучании уверенность и надежда, 
твердая поступь человека по бескрайней сибирской земле. Это воздух, рождаемый
сибирскими лесами, которым дышит все живое на земле. Это чистая вода, в
которой и сейчас весь мир испытывает жажду. Это земля, которая в состоянии
усыновить и прокормить все
человечество. Сибирь – это хлеб и мясо, меха и нефть, уголь и газ, золото
и 
алмазы, тайга и могучие реки.

Об-ся
2.
А еще
Сибирь – это огромный дом, где дружной семьей живут 
потомки древних сибирских народов. И для всех нас, кто в Сибири родился и живет
– это Родина,
дороже и ближе которой нет ничего на свете.

Среди
просторов нашей страны есть край, где ты родился, где ты живешь, где твой
родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда
будешь вспоминать свой родной край, свою Сибирь!

Об-ся
1.
 Сибирь – это не просто слово,     
                          Не смена верст, не их повтор 
                          Нет ! Тут всему первооснова –     
                         Душа ! А уж потом – простор.

             
А уж потом земли цветенье,    
                         Снега ! И кедры – крепыши    
                         Сибирь – не просто расстояния,    
                         А состояние души.

Об-ся
2.
Коренные
сибиряки уходя на промысел в тайгу,  берут с собой спички, соль  и табак. А
уходят они  не на день, и не на два, а на  долгие месяца.

Вы
скажете, что осенью немудрено прожить на грибах и ягодах. Но знающий человек
найдет в тайге пищу и зимой, и весной.

Тайга
оденет, обогреет и прокормит любого человека. Другое дело, что мы забыли
секреты прадедов, утерянные рецепты предков.

Настоящие
следопыты, отправляясь в тайгу, добывают там хлеб, молоко, масло, варят вкусную
кашу, кисели, стряпают пряники и едят салаты. Да такие, что пальчики оближешь.

Об-ся
1.
Урожай
орехов в тайге велик. А вы пробовали таежное молоко? Чтобы его получить
необходимо кедровые орешки хорошо раздавить в миске и залить крутым кипятком.
Получится молоко, а  «кедровые сливки»  почти в три раза питательнее коровьих.

А
масло из орехов жмут так же, как и из семечек подсолнечника. Но к маслу и
молоку неплохо иметь хлеб и крупу. Этого добра в тайге тоже хоть отбавляй.

Вед. А хлеб пекут из корней
вьюна. Корни колокольчиков  тоже идут на хлеб и кашу.

Крупа
повилики, а растет она даже здесь, чуть выше нашего стадиона, сваренная в
молоке, дает превкусную кашу, превосходнее гречневой. Между прочим, повилика —
самое «горячее» растение на свете. В пасмурные дни ее листья намного теплее
воздуха. Охотники пользуются для  обогрева.

По
берегам озер густо растет камыш. А это как раз то, что нам нужно: камышовый
хлеб очень приятен на вкус и достаточно сытен. Весной в корневищах камыша много
сахара и муки. Надо только как следует измельчить корневища, высушить их, а
потом добыть муку. А если сок выварить, то к чаю будет и сахар.

Стебли
и листья молодого щавеля вполне заменяют капусту.

Черемша
— удивительное растение (его называют еще луком медвежьим) многие любят даже
больше домашнего чеснока и лука.  Едят ее в салатах и винегретах, в супах и
пельменях. Но лучше всего она — с хлебом и солью.

Это
в тайге первый подножный корм: черемша появляется, едва только сойдет снег.
Едят ее в салатах и винегретах, в супах и пельменях. Но лучше всего она — с
хлебом и солью.

Об-ся
2.
 Если вы пришли в лес не весной, а осенью или летом,
поищите растение иван-чай. У нас его не трудно найти, особенно на бывших гарях.

Теперь
можете не ходить за кедровыми орешками: иван-чай снабдит вас для обеда всем
необходимым. Во-первых, из его корней вы добудете муку для хлеба. Во-вторых,
корни отварите — и у вас будет второе блюдо.

Молодые
побеги вполне заменят капусту. Свежие листья пойдут на салат.

Высушенные
листья дадут ароматную заварку — недаром растение называют иван-чаем. И
наконец, из семян вы получите постное масло.

Об-ся
1.
Когда
вы будете делать салат из листьев одуванчика, не забудьте удалить из них
горечь.

Во
многих западных странах салаты из одуванчиков ценятся высоко, а во Франции
одуванчики выращивают на огородах.

Прекрасный
салат получается из листьев первоцвета и побегов папоротника. Их, как и
черемшу, можно солить впрок.

Об-ся
2.
Чего еще не хватает к нашему столу? Неплохо бы иметь морковку,
петрушку, повидло. И то, и другое, и третье вам дадут корни того 
лопуха.

Способ
приготовления тоже простой: отваришь корни — получишь заменитель овощей,
вываришь — будешь есть повидло, высушишь — будет про запас мука, поджаришь —
напьешься кофе.

 Кстати, о кофе. Если сварить его из поджаренных корней
одуванчиков, то вряд ли отличишь от натурального. К такому кофе можно даже не
подавать сахара: в нем его и так достаточно.

Ну,
а  кого не устраивает кофе, тот может сварить кисель из корней саранок. Они
также годятся на кашу и пироги.

Об-ся
1.
Компот
из ревеня и вкусен, и прекрасно утоляет жажду. Если его чуть-чуть добавить к
бруснике или голубике, получится превосходное ассорти.

Заварки для кипятка можно найти в
тайге в любое время года. Летом — это листья малины, земляники, смородины.
Смородину можно заварить с почками.

Есть в тайге еще одно удивительное
растение, из которого получается прекрасный чай. Это даже не растение, а гриб,
который растет на березе. Называется он чагой.

Таежники любят чаговый чай, он
по-настоящему вкусен. Оставленный в чайнике, он неделями не плесневеет.

Вед. Но мы
совсем забыли о грибах и ягодах. В любом уголке тайги вы обязательно встретите
голубику или бруснику. Это у нас голубика растет в диком виде, называют ее  
синий виноград севера.

Во всяком виде хороша голубика, а
особенно вкусна она с таежным молочком. Из брусники можно сварить варенье,
можно ее высушить, заморозить, вымочить. Можно, наконец, съесть прямо в лесу,
горстями — там она кажется еще вкуснее, чем дома.

В
лесу вы найдете землянику, жимолость, смородину, моховку, боярку,  шиповник,
малину, рябину, костянику. .А если вам попадется черемуха — и совсем хорошо. Ее
можно истолочь вместе с косточками, испечь удивительные пряники — корсуны. В
диких ягодах больше полезных веществ, чем в культурных.

Об-ся
1.
Костянику называют сибирским гранатом, по своим свойствам он
далеко оставил позади себя заморского собрат, из него  можно приготовить 
квасы и морсы, кисели и компотываренье и желесиропы и
соки, 
муссы и приправы. Для длительного
хранения ягоды засыпают сахаром или заливают водой и хранят в холодном месте
(холодильник, погреб, ледник).

Вед. Зима в Сибири долгая,
наметает снега выше крыши, мороз не дает стоять на месте. И опять тайга нас
спасает, у нас шубы, шапки и унты из меха лесных жителей. Все мы любим унты
теплые, красивые. Шьют их умельцы, а расшивают бисером мастерица. Мы тоже к
зиме приготовились, расшили унты и выставили их на ваше обозрение.

(Подведение
итогов конкурса по оформлению сибирских унтов. На стенде  представлены рисунки
конкурсантов. Награждение победителей сладкими призами)

А
как приятно зимними вечерами собраться всей семьей за столом и попить настоящий
лесной чай со сладкими пирогом с душистым вареньем. Это не сказка, а самое
настоящее волшебство. И мы приглашаем всех на таежный аукцион. Представляем
лоты:

№1
«Засушенные лепестки шиповника». Как удивительный аромат, легкая грусть о лете,
о безмятежности, о теплом солнышке.

№2.
«Сбор из шиповника и боярышника». Очень полезная вещь для влюбленных, здесь и
витамин «С» в ягодах шиповника, что немало важно для молодого организма, а
боярышник- первый помощник в сердечных делах.

№3.
«Желе из  костяники».  Всем видно, что это желе из красной ягоды, но какой? Вот
вопрос! Я хочу услышать варианты ответов, даю  подсказку- ягода лесная. А еще
эта ягода хорошо снимает температуру при простуде.

№4.
«Желе из жимолости». Эта ягода  очень хорошо снимает давление, усталость после
трудового дня, укрепляет память. Ягода неприметная, но весьма полезная.

(Проходит
аукцион, стартовая цена 5 рублей).

Об-ся
1.
У
каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Чувство
малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и
непритязательной красотой, есть  у  каждого человека ,свет отчего дома и тепло
родного очага согревает  и освещает его путь всю жизнь.

 Вед. И дай Бог, процветать
народам, которые живут и 
прославляют своим трудом нашу великую и могучую 
Сибирь!        

Есть
у нас пословица «Соловья баснями не кормят». Мы это не забываем и поэтому
угощаем тем, что припасло для нас щедрое сибирское  и сладких напитков лета.

(Дегустация
кондитерских изделий)

Занятие для детей 6-7 лет об истории города Омска. НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Елизаветинская ярмарка».

Занятие для детей 6-7 лет об истории города Омска

Занятие для детей 6-7 лет об истории города Омска

Цель: формировать знания детей о родном крае (город Омск).

Задачи:

  • продолжать расширять знания детей об истории города Омска;
  • развивать познавательный интерес;
  • расширять кругозор;
  • обогащать словарный запас дошкольников;
  • воспитывать интерес детей к истории родного края.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • фотографии и картинки;
  • ароматическая палочка с лёгким запахом;
  • СД-запись ( музыка из кинофильма про фантастику;
  • Людмила Николаева и ансамбль «Русская Душа» — Золотая Ярмарка;
  • угощение (пироги, бублики, оладьи, блины);
  • карта Омской области и близлежащей территории;
  • доска;
  • маркеры.

Ход занятия «Елизаветинская ярмарка в Омске»

— Здравствуйте, омичи!

— Почему я назвала вас омичами?

— Сегодня мы побываем на сибирской ярмарке, а поможет нам машин времени. Садитесь поудобней, закрывайте глаза (звучит музыка из кинофильма про фантастику).

— Открывайте глаза, мы на месте.

— Омская крепость, построенная на границе русских владений с казахской степью, стала городом. (Показать фото.)

Сначала торговля велась только внутри города и была незначительна. Затем на левом берегу Иртыша против Омской крепости был поставлен Елизаветинский маяк, при котором открылся торг.

Сейчас нам предстоит совершить путешествие по этой ярмарке. На ярмарке был установлен строгий порядок торговли. Купцы, крестьяне, ремесленики, промышленники торговали в строго определённом месте — на торговых рядах. Мы с вами сегодня посетим только два торговых ряда — крестьянский и купеческий.

— На этом торговом ряду свои товары предлагают крестьяне. (Показать фото.)

Крестьянский торговый ряд

Для того чтобы узнать, что именно они принесли для продажи, вам нужно выполнить задание. В пословице, которую я вам прочитаю, пропущено одно слово, какое именно, вы должны догадаться.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ… ИЗ ПРУДА. (Рыбку.)

— Рыба всегда занимала важное место в питании русского человека. А в Сибири она нередко целый год являлась его основной пищей. В Иртыше водились осетры, стерлядь, нельмы, язи, щуки, налимы, окуни, чебаки. (Показать картинки.)

Даже привычные лепёшки нередко выпекали из сухой толчёной рыбы и икры. В Сибири на рыбу был огромный спрос.

— В сибирских городах и крепостях собиралось много охотников, которые, отправляясь за пушниной, стремились запастись на первое время сушёной и солёной рыбой для себя и своих собак. На ярмарку привозили по 30-50 телег в день. Рыбу продавали штуками, вёдрами и возами. Но не только рыбой торговали на ярмарке.

Вот для вас ещё одна загадка: Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (Лиса.)

— Одним из самых развитых промыслов в Сибири был пушной. Сибирь давала царю соболей, чёрных лисиц, белок. (Показать картинки.) Главным орудием охоты у русских были «кулемы» — ловушка с приманкой. (Показать картинку.) Пушнину раньше называли «мягкой рухлядью». Пушнину могли купить только богатые, а вот без этого товара не мог обойтись ни бедный, ни богатый.

ХУД ОБЕД, КОГДА… НЕТ. (Хлеб)

— Прииртышье снабжало хлебом сибирские города и крепости. В Сибири продавали на ярмарке: калачи, караваи, пироги, бублики, оладьи, блины. (Накрыт стол, на котором стоит настоящее угощение, приготовленое родителями.)

Сибирь славилась своим сливочным маслом. Крестьяне приносили на продажу деревянную и глиняную посуду, приводили скот: овец, коров, лошадей. (Рассказ сопровождается показом картинок.)

— Поиграем в русскую народную игру «Где был Иванушка?» Вставайте в хоровод.

Купеческий торговый ряд

— Вот мы прошли весь крестьянский ряд. Переходим на следующий. Этот ряд особенный. Он манит запахом восточных благовоний (можно поджечь ароматическую палочку с лёгким запахом), яркими тонкими тканями и блеском драгоценных камней. (Показать картинки.)

— Кроме местных торговцев, на Елизаветинскую ярмарку приезжали тарские, тюменские и табольские купцы, приезжали из степи казахи и калмыки. (Показать на карте.)

— Торговали в Омске и иноземные купцы. Из Средней Азии в Сибирь поступали крупный и мелкий рогатый скот, лошади, хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Из Китая везли чай, его обменивали на русскую пшеницу. Кроме чая, иноземные купцы везли с собой шёлк, изделия из фарфора — в основном посуду и статуэтки, сахар — лединец, корень женьшеня, пряности: гвоздику, корицу. Иноземные купцы привозили на продажу украшения из драгоценных камней. (Рассказ сопровождается показом картинок.)

— Вы должны отгадать, как назывались бусы из крупного синего и белого хрусталя. (Проводится по типу «Поле чудес».

Задаются вопросы, ответы на которые начинаются с отгадываемой буквы.

О — название какой реки, протекающей в Омской области, переводится как «тихая»? (Омь.)

Д — говорят, что ложка этого вещества способна испортить бочку мёда. (Дёгать.)

Е — фамилия автора сказки «Конёк — горбунок». (Ершов.)

К — в какой стране берёт своё начало река Иртыш? (Китай.)

У — Ермак вёл своих казаков «за камень». Какие горы так называли? (Уральские.)

Й — в Сибири этот молочный продукт называют кефир, а за границей в него добавляют фрукты и называют…..(Йогурт.).)

Слово это — ОДЕКУЙ.

— Что-то засиделись мы, пора и нам на ярмарку.

Игра «Ручеёк».

— Приглашаю вас отведать вкусных калачей, бубликов, да блинов.

(Звучит музыка: Людмила Николаева и ансамбль «Русская Душа» — Золотая Ярмарка. Дети угощаются блинами, оладьями, бубликами, калачами.)

— Хорошо повеселились, угостились, а теперь пора домой. Садимся в машину времени (звучит музыка из кинофильма про фантастику).

— Вот мы дома.

  1. Где мы побывали?
  2. Что новое узнали?
  3. Что вам больше всего понравилось?
  4. Сохранилась ли в Омске традиция проводить ярмарки?
  5. Кто был на ярмарке?
  6. Что вы делали на ярмарке?

Название: Занятие для детей 6-7 лет об истории города Омска.
Автор:
Павлушко Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ города Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида»
Месторасположение: Россия, город Омск.

Дата изменения: 11.04.2021
Дата публикации: 05.08.2014

Фанфары, музыка фоном

Ведущий: Добрый день, участники фестиваля «Сибирь многоликая»! Мы рады приветствовать вас в нашем зале!

Ведущий: Здравствуйте люди народов Сибири!
– Изэнер! (на хакасском языке)
– Экии! (на тувинском языке)
– Сайн байна! (на бурятском языке)
– Дорово Мэнду! (на эвенкийском языке)
– Яхшлар! (на алтайском языке)
– Здравствуйте! (на русском языке)

Ведущий: Обширный Сибирский регион простирается на территориях северо-восточной Евразии. Сибирские просторы ограничивают на западе Уральские горы, на востоке – Тихий океан, на севере – Северный Ледовитый океан!

Ведущий: На сибирских территориях издревле проживают такие народности как: якуты, тувинцы, алтайцы, долганы, шорцы, сибирские татары, буряты, хакасы, нанайцы, удэгейцы, ненцы, ханты, манси и многие другие!

Ведущий: Самыми древними народами, которые населяют Сибирь, считаются чукчи, ительмены и коряки. Такое разнообразие предков нынешних сибиряков указывает на богатую и разностороннюю культуру Сибири!

Ведущий: Все народы различны! Как у каждой птицы – своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура, свои песни и танцы!

Ведущий: С древних времен и по сегодняшний день сибиряки занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Поэтому настоящая сибирская кухня — это сочетание мяса, дичи, рыбы и неповторимых таежных приправ!

Ведущий: А сколько разных блюд! Это и бурятские позы, русские щи и пельмени, тувинский хан, байкальский омуль, строганина из оленины у ненцев,  эвенкийские панты оленей, перечислять можно долго. И все это национальное разнообразие  кухни  Сибири!

Ведущий:

В краю чудес – краю Сибирском –
Немало дива для гостей!

Ведущий:

А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать СВОЕЙ!

Ведущий: Слово для открытия Фестиваля «Сибирь многоликая» предоставляется заместителю министра образования и науки республики Хакасия Юрию Гавриловичу Сагалакову!

Ведущий: Слово  предоставляется директору ассоциированной школы ЮНЕСКО – Нине Федоровне Богинской!

Ведущий: Представляем жюри нашего Фестиваля:

* Председатель жюри – Валерий Иванович Лушников, кандидат педагогических наук.
Члены жюри:
* Танбаева Анна Антоновна, ведущий консультант отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства Образования и Науки  Республики Хакасии;
* Феоктистова Татьяна Николаевна, директор «Республиканского  центра дополнительного образования детей»;
* Леонова Светлана Леонидовна, методист по работе с детьми – «Центр культуры и народного творчества им.И.П.Кадышева» ;
* Коробейникова Надежда Александровна, специалист отдела школьного и дополнительного образования управления образования Администрации города Абакана.

 
Ведущий: На Конкурс представлены…

Ведущий: Выступления творческих коллективов до 15 минут!

Звучит музыка

Ведущий:

Расцветай, наш край Сибири,
Белым садом расцветай.
Мы с тобою вместе выросли,
Наш родимый, отчий край!

Ведущий:

Сегодня дружбы Дом построим мы,
Ему отныне процветать и разрастаться,
И мы горды, что гости всей сибирской стороны,
Готовы в Доме дружбы собираться!

Ведущий:

В палящий зной и лютый холод,
Как воплощение мечты,
Стоит в степи сибирский город
Невыразимой красоты!

Ведущий:

Окраина России нашей,
Начало родины большой,
Нет города милей и краше,
Чем Абакан любимый мой!

Многообразие культур Сибири покажет делегация школы № 25 города Абакана. Встречайте!

Выступление

Ведущий:

Сибирь  сплотила ты народы
Дружбой братской на века.
Не страшны нам злые силы
Мы живём семьёй единой.
А единство, дружба, братство –
Наше главное богатство!

Ведущий:

Друзья, дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед
И пусть под знаком нашей дружбы
Любимый край наш расцветет!

На сцене наши друзья из села Подсинее Алтайского района! Аплодисменты!

Выступление

Ведущий:

Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой!

Ведущий:

Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь, среди этого приволья,
Остановившись, время спит!

Ведущий:

И не сыскать красивей в мире
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и пОля шири,
И буйный первозданный лес.

Ведущий:

Холмы, как небольшие горы,
А реки все имеют нрав:
Весною – холодны и скоры,
А летом – дремлют среди трав!

Для вас выступают ребята Первомайской средней общеобразовательной школы!

Выступление

Ведущий:

Сибирь заботлива и строга:
Всех-всех накормит, напоит,
Но и напомнит: Дела много!
Сибирь лениться не велит!

Ведущий:

Здесь с детства можно научиться
Рыбачить, овощи растить,
С огромным лесом подружиться –
Его богатства находить.

Ведущий:

Ведь этот лес – источник силы:
В нём тысячи лечебных трав,
Поляны ягод витаминных,
Грибы и шишки на ветвях.

Ведущий:

Здесь даже просто воздух лечит,
Вдохнёшь – и все тревоги прочь!
Сибирь с тобою мы навечно!
И в летний зной, и в хмурый дождь.

Ведущий:

Нам по сердцу твои метели,
Морозы лютые зимой.
Любимый край берёз и елей…
СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!

Дорогие друзья! На сцене – Куйбышевская школа-интернат!

Выступление

Ведущий:

Я проживаю в Великой Сибири –
В самом безоблачном радужном мире,
Пурга безобидно ласкает окно,
Мой регион – Енисея  окно!

Ведущий:

Нет территории лучше моей,
В белом снегу я поник до ушей,
Я предан Великой застывшей Сибири,
Как самому райскому сну в этом мире!

Мы приглашаем  на сцену Черногорский   горно-строительный  техникум! Аплодисменты!

Выступление

Ведущий: Каждый народ отличается своими традициями, кухней, языком, обычаями и культурой!

Ведущий: Уважение к себе предполагает уважение к соседу, к иной культуре, обычаям и религии!

Ведущий:

Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе,
Ты будишь жить во мне
Сибирь моя большая,
Пока живет Чувашия в тебе!

Ведущий:

Шире круг, шире круг
Выходи смелее друг.
Гости чувашские у нас
Начинают свой рассказ!

Мы приглашаем Доможаковскую школу с представлением чувашской культуры!

Выступление

Ведущий:

Земля моя  сибирская родная,
Родная сердцу, милая земля!
В России нету лучше края,
В тебе судьба и жизнь моя!

Ведущий:

Люблю тайгу, люблю снега,
Люблю сибирские морозы,
Люблю – когда поет пурга,
Не спят красавицы березы!

Ведущий:  

Вдруг ручейком неторопливым
Прольется сказка в тишине.
И мир загадочно красивым
Предстанет, улыбнется мне! 

Ведущий:

Сибирь, к тебе я обращаюсь!
Люблю твоих степей безбрежность,
Шум городов и даль дорог.
К тебе, Сибирь, сыновью нежность
Я навсегда в душе сберег!

Приглашаем  на сцену  команду школы № 26 города Абакана! Аплодисменты!

Выступление

Ведущий:

Хакасия! Я вижу твои древние курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья, –
Они – как зарубцованные раны,
Под сердцем у тебя, земля моя!

Ведущий:
Как выйдешь ты в степь – ликует душа!
Вокруг только даль и одна  тишина.
Лишь ветер гуляет в бескрайней степи,
Да мысли о прошлом бушуют внутри!

Встречайте! На сцене  учащиеся Казановской  школы!

Выступление

Ведущий:

Живым ковром меж снежных гор покоясь,
Горишь жарками – блёстками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс,
Обвил тебя, Хакасия моя!

Ведущий:

Как трудно выразить  к тебе любовь словами.
Хакасия, ты в сердце будешь  всегда с нами!

Дорогие друзья! Для вас выступает лицей «Эврика» город Саяногорск!

Выступление

Ведущий: Хакасия – неповторимый по уникальности край, проезжая по его дорогам, удивляешься разнообразию картин природы. То выжженная солнцем степь, то травяной ковер с разноцветными головками цветов. Если же дорога заведет путника в хвойную тайгу, то он поразится высоте пихт, толщине кедра, янтарной смоле лиственниц, а если повезет, то отведает он наше знаменитое сибирское лакомство – знаменитые кедровые орешки!

Ведущий: Не менее богат и животный мир тайги. Здесь можно встретить и белую куропатку, жителям крайнего Севера, и самого крупного из оленей – лося. Живут здесь косуля, марал, медведь, рысь. Гордостью хакасской тайги являются белка, соболь, горностай, колонок и другие пушные звери. Не менее разнообразен птичий мир: глухарь, тетерев, рябчик – законные обитатели тайги!
Встречайте! На сцене вас приветствует таежный край – село Таштып!

Выступление

Ведущий:

Абаза – красивый город,
Наша гордость и краса.
Окружая город, горы
Подпирают небеса!

Ведущий:

День и ночь кипит работа
В шахте рядом с Абазой
И рассвета позолота
Спорит с неба бирюзой!
Абаза – шахтерский город,
Город славы трудовой!

Ведущий:

Абаза – таежный город,
Наша гордость, наша честь.
Ты всегда нам будешь дорог
И спасибо, что ты есть!

Дорогие зрители! Свое выступление вам дарит школа № 49 г. Абазы!

Выступление

Ведущий:

Хакасия моя! Мой край обетованный…
Раздольные поля и пряный дух степей,
В торжественный закат и на заре туманной
Несказанной красой любуюсь я твоей!

Ведущий:

Сибирский рай! Земля в цветенье диком,
Где в полыхании трав горят огнём жарки,
Алмазный трепет звёзд в ночном мерцании тихом
И ветер, как бродяга, гуляет у реки!

Уважаемые земляки! Для вас выступает  сплоченная команда средней общеобразовательной школы села Очуры! Встречайте!

Выступление

Ведущий:

Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах  стоит курган,
Где струится Абакан
По раздольной стороне!

Ведущий:

Буду далеко, вдали
От моей родной земли,
Но лишь подумаю о ней, –
Радость в сердце всё сильней!

На сцене «Воротская  школа № 6»! Аплодисменты!

Выступление

Ведущий:

Золотая Хакасия, солнечный край,
Полюбились навек мне родные просторы,
Вековая тайга, твой ореховый рай,
Богатырь Енисей и Саянские горы!

Ведущий:

Нежно краски твои мне ласкают глаза,
Я парю, глядя в даль на Таштыпское поле,
Вот река Абакан, вот моя Абаза,
Табуны скакунов, что резвятся на воле!

Ведущий:

Много бурь над тобой пронеслось за века,
Прошумел над тобой миллион ураганов,
Сколько вод унесла через годы река,
Охраняя покой твоих древних курганов!

Ведущий:

Здесь и Кадышев пел, Каратанов творил,
Кильчичаков писал и работал Топанов,
Доможаков вершину свою покорил,
Путь в науку торил знаменитый Катанов!

На сцене учащиеся Национальной гимназии имени Николая Федоровича Катанова! Аплодисменты!

Выступление

Ведущий:

Мы живем в Сибири, Красноярском крае,
Нет просторов шире, нет полей бескрайней.
В нашем крае много и лесов и речек.
Родиной гордится каждый человечек!

Ведущий:

Красота природы и степей просторы,
Чистые озера, и леса, и горы.
В заповедных зонах соболи, лисицы,
Средь высоких елей сойки и синицы!

Дорогие ребята! Встречайте  наших друзей из  села Шушенское!

Выступление

Ведущий:

Край у нас богатый, даже дети знают
Что Сибирь в России щедрой называют.
Щедрой на богатства, что дает природа,
На добро и чуткость нашего народа!

Ведущий:

А талантов сколько, рождено в Сибири
Суриков, Астафьев – все их знают в мире.

Все это сибирский край родной чудесный.
И для нас, как прежде, нет прекрасней места!

Приглашаем на сцену наших добрых соседей, учащихся школы№6 города Минусинска Красноярского края!

Выступление

Ведущий:

Хакасия моя! Под щедрым солнцем небо,
Лазурный блеск озёр, духмяные луга,
Колышатся волной в полях колосья хлеба,
И дикий Енисей штурмует берега.

Ведущий:

Венчают взгляд бескрайние просторы
Где хвойные леса и воздух чист и пьян.
Стоят как на посту в дремучих думах горы
И тонут в облаках хребты седых Саян!

На сцене звучит выступление  ребят из  села Боград! Аплодисменты!

Выступление

Ведущий:

Объединяет нас то,
Что мы  Сибири дети
И на любом языке
Скажем слова мы эти:

Ведущий:

Мы за мир, мы за дружбу
Дружбу народов на всей земле
Мы хотим, чтоб жили дружно
В нашей Сибири люди все!

Встречайте! Выступает  «Лицей» города Абакана!

Выступление

Ведущий:  Вот и подошел к завершению  наш фестивальный марафон. Вместе мы построили Дом дружбы! И этот Дом – наша  Сибирь!

Ведущий: Подошло к концу наше знакомство с национальной  культурой разных народов Сибири!
И закончить  наш Фестиваль нам бы хотелось следующими словами:

Ведущий:

Будь толерантен
(Попросту терпим)
К культурам и обычаям иным:

Ведущий:

Все в мире важно,
Все – его лицо,
И все достойны быть,
Сомкнув друзей кольцо!

Ведущий: Желаем, чтобы и вас всегда окружали дружба, мир, взаимопонимание!

Ведущий: Всего хорошего, до свидания! (хором)

Звучит музыка

Участники
1.         МБОУ «СОШ № 25»г. Абакан
2.         МБОУ «Доможаковская СОШ»
3.         ГОУ СПО Черногорский   горно – строительный  техникум г. Черногорск
4.         МБОУ «Лицей «Эврика» г. Саяногорск
5.         «Национальная гимназия-интернат  им. Н.Ф.Катанова» г. Абакан
6.         МБОУ «Боградская СОШ»
7.         МБОУ «Казановская  СОШ»
8.         МБОУ «Куйбышевская СОШИ»
9.         МБОУ «Первомайская СОШ»
10.       МБОУ «СОШ № 26» г. Абакан
11.       МБОУ «Воротская СОШ № 6»
12.       МБОУ «СОШ № 49» п. Абаза
13.       МБОУ «Таштыпская СОШ»
14.       МБОУ «Очурская СОШ»
15.       МБОУ «Подсиненская СОШ»
16.       МБОУ «Лицей» г. Абакан
17.       МБОУ «СОШ №6» г. Минусинск
18.       МБОУ «СОШ №3» с. Шушенское

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Симс 4 праздник урожая весь год на чердаке
  • Сибириада сценарий читать
  • Симс 4 праздник урожая благодарность что делать
  • Си бзэ си псэ си дуней сценарий
  • Симс 4 праздник света