Сибирский цирюльник сценарий читать

Читать текст фильма Сибирский цирюльник (1998): фразы, сюжет, описание, краткое содержание кино онлайн

3 июля 1905 года
Дорогой Эндрю!
Ты сейчас вступил в новую пору своей жизни, избрав путь,
который подвергнет испытаниям твои чувство долга и ответственность.
Пожалуйста, выслушай меня.
Я надеюсь, ты уже достаточно взрослый,
чтобы я могла раскрыть одну тайну.
Ты поймешь, что произошло с твоей матерью много лет назад.
Давай, давай! Чик-чик, вжик-вжик — стриги покороче!
Вот так! Чем короче, тем лучше!
Это чья койка? Это не койка, а свинарник какой-то! Гадость!
Кто разрешил развешивать здесь портреты своих мамзелей?
Кто повесил эту лахудру?!

— Это Моцарт.
— Кто?
Это Моцарт, сэр.
Моцарт? Кто из вас тут Моцарт? Быстро два шага вперед!

— Он умер, сэр.
— Умер?! Когда?
Взвод! Ко мне! Становись!
Он умер?! Почему мне никто не доложил?

— Почему мне не доложили?
— Не могу знать, сэр!

— Почему мне никто не сказал?
— Я еще никого не знаю, сэр.
Моцарт великий композитор, сэр. Он умер много лет назад.
Взвод! На плацу! За две минуты в полной выкладке. Становись!
Не забудьте свои противодымные маски!
Выполняйте! Бегом марш! А ну, живей! Шевелись!
Вы, умники, думаете, я не знаю, кто такой Моцарт?
Ну да, конечно, знаешь ты…
Так вот! Срать я хотел на этого Моцарта!
Ты! Повтори: срать я хотел на этого Моцарта!

— Срать я хотел на Моцарта, сэр!
— Молодец! Снимай маску!
Так вот, если хотите снять эти проклятые маски,
повторяйте за мной: срать я хотел на этого Моцарта.

— Срать я хотел на этого Моцарта, сэр!
— Молодцы! Снимайте маски.
Классная стрижка. Но я тебя совсем не слышал.
Я не могу это сказать! Моцарт — великий композитор, сэр.
Вы, девушки, решили побороться с О’Лири по кличке «Бешеный Пес»?
Хотите поиграться? Что ж, посмотрим, кто выиграет!
Я ведь не виноват, сэр, что Моцарт — великий композитор.
История, которую я рассказываю, началась еще до твоего рождения.
Твоя мать покинула родной Чикаго и отправилась в Россию.
Скорый поезд мчался к Москве, где ее ожидало одно деликатное дело.
Простите, мадам, тут… Не смею вас беспокоить.
Ну и что вам угодно?
Спасибо, мадам.
Охрана, мадам.

— Мы телохранители.
— Элитное подразделение.

— В поезде прячется маньяк.
— Головорез.

— Террорист.
— Его сообщник — чернокожий.

— Я видела его.
— Правда видели?

— Коротышка — принц из Африки.
— «Принц» — его кличка.

— Он нападает на иностранок…
— Путешествующих в одиночестве!

— Что, и на вдов тоже?
— Особенно на иностранных вдов!
Какой ужас! Но у меня есть секретное оружие…
О, пожалуйста, покажите нам!
Простите… Извините… нас.
Юнкер Толстой, останетесь охранять даму!
С юнкером Его Императорского Высочества вы вне опасности!
Я не хочу вас беспокоить…
Я юнкер. Великий князь Алексей Александрович —
патрон нашего Военного Императорского училища.

— Садитесь.
— Благодарю.
Я будущий офицер.
А что

Свиридов Алексей

Сибирский цирюльникЪ

Алексей Свиридов

Сибирский цирюльникЪ

В воскресенье несколько раз включал телевизор — та божешь мой — только про него и бубнят. И ведущие, и политики, и сам Михалков…

Особливо, конечно Михалков. Уверенно и бодро, с положенной долей задушенности в голосе и задушевности в интонации вещал он о Русских Офицерах, которые прямо вот такие белые, словно каждое воскресенье по полдня в хлорке мокнут. Православие-самодержавие-народность! Вера-верность-слава-честь! Господа-юнкера-кем-вы-были-вчера… В общем — взвейтесь, соколы, орлами.

И что интересно: все вроде как в школе историю учили. И Михалков тоже. И вроде бы помнить должен, что именно эти вот юнкера Александра-3 к 1904 году дослужились до полковников и генералов, и со всей своей честью-верностью доблестно слили японскую войну. Через десять лет ими же не менее доблестно была практически проиграна первая мировая, а еще через полгода — и гражданская война.

Hо об этом вспоминать не хочется, и Михалков продолжает всю ту же исконо-посконую лабуду: конь-сабля-вино-усы… А от усов запах. По его же собственному описанию: рюмка водки + первая сигарета + свежий снег + кожа седла… Одеколон «Юнкерский», спешите воспользоваться. «Кричали женщины ура, и в воздух лифчики бросали». То есть чепчики, но для нынешнего потребителя это мелко. Hынешнему потребителю необходимо намекнуть, как только — так сразу во все стороны полетят гораздо более интимные предметы туалета всех окрестных женщин.

А для «ценителей высокого искусства» — назойливые напоминания, что фильм стоил сорок лимонов баксов. Публика должна как следует запомнить эту цифру: «Hет, вы расслышали? Давайте повторим еще раз: Сорок! Лимонов! Баксов! Hастоящих! Американских! Почти как у взрослых!»

И салют. А как же без салюта? Все ж таки именины сердца — оказывается, в России тоже могут потратить много денег на кино.

Прямо скажем — общее впечатление преотвратнейшее. И «ЦирюльникЪ» уже не вызывает ни любопытства, ни равнодушия, а вызывает стойкое отвращение, как и вся продукция, про которую слишком настойчиво повторяют, что она покрыта «толстым-толстым слоем». Тем более, когда это слой лубочного рашн-казашн для «них», перемешаного с ничем не маскируемым расчетом сыграть на остатках патриотизма для внутреннего употребления.

Тьфу.

«Сибирский цирюльник» (1998)

Наш «Сибирский цирюльник» начался реально даже не тогда, когда мы с Рустамом Ибрагимбековым закончили сценарий в 1988 году, а в тот самый вечер в марте 1995 года, когда мы с Надей шли получать заветную статуэтку, о которой мечтают все режиссеры всех возрастов и всех континентов, потому что именно «Оскар» давал нам надежду собрать деньги на съемки самого дорогого европейского проекта последнего десятилетия. Это странное чувство, когда ты получаешь заветную награду, а мысли твои далеко обогнали время…

И после «Оскара», через полтора года гигантской подготовки, мы должны были начать снимать. И чем ближе становился первый съемочный день, тем больше меня охватывал страх. Действительно, «Сибирский цирюльник» был для меня словно первой картиной – все заново: новый язык, новая пластика, новый масштаб, для русского кино 90?х – масштаб гигантский, огромные массовки, широкий формат, иностранные звезды…

Я давно мечтал снять фильм о Сибири. Это было не только творческим замыслом, но и моим сыновним долгом – мои корни отсюда, я имею в виду прадеда Василия Ивановича Сурикова.

Очень многое дало мне посещение удивительнейшего художественного музея и богатейшей научной библиотеки университета в Иркутске. Русские писатели Короленко, Обручев, наш современник Астафьев подтолкнули наше с Ибрагимбековым воображение. Именно в Иркутске я открыл для себя нашего «сибирского Купера» – писателя XIX века Ивана Тимофеевича Калашникова. Его роман «Дочь купца Жолобова», повесть «Камчадалка», «Записки иркутского жителя» дают богатейшую пищу для размышлений. И еще, конечно, знаменитые иркутские летописи… Нас охотно консультировал писатель и блестящий краевед Марк Сергеев.

«Господа юнкера» на премьере фильма (во втором ряду – Марат Башаров и Артем Михалков)

Сценарий «Сибирского цирюльника» мы писали с Ибрагимбековым летом на даче. С нами были дети – играли, гомонили, так что садились мы за письменный стол только вечером… И неизменно просыпались в восемь утра с ощущением, будто и вовсе не ложились.

Заканчивали мы сценарий уже в Риме. Стояла адская жара. В нашем отеле был бассейн, в который мы за полтора месяца ни разу даже не окунулись. Ежедневно мы вставали рано утром, включали кондиционер и при температуре плюс 16 градусов в халатах работали, не останавливаясь. Приблизительно по пятнадцать часов в сутки…

А до этого в течение восьми месяцев готовились, изучали материалы: кто такие юнкера? во что они были одеты? их устав? принципы обучения?.. Как выглядели их спальная комната, лазарет?.. Надо было докопаться до мельчайших деталей: скажем, в какую сторону должна быть направлена кокарда, когда юнкер, раздеваясь, складывал свою форму на ясеневую тумбочку возле своей койки.

Все это я обязан был изучить досконально…

«Сибирский цирюльник» задумывался как эпопея, действие которой происходит в течение двадцати лет конца прошлого – начала нынешнего века. (А точнее, с 1885 по 1905 год.) Такой кинороман требовал восстановления мельчайших подробностей, деталей быта, архитектуры улиц, изучения русского национального костюма всех сословий того периода и пошива его в количестве более шести тысяч штук. Массовые сцены в нашей картине оцениваются в 65 тысяч человеко-дней.

За время съемок нами было создано около 8 тысяч рабочих мест в Красноярске, Нижнем Новгороде, Горбатове, Москве! Мало того, впервые в истории отечественного кино (по крайней мере кино такого масштаба) были оплачены все услуги армии, милиции, ГАИ и других организаций без всяких скидок и льгот. (А все эти услуги, как я знаю, были выведены из бюджета такого изобилующего батальными сценами фильма, как «Война и мир».) Даже солдаты срочной службы, снимавшиеся у нас в массовых сценах, помимо горячего питания на площадке получали зарплату. И пусть мне кто-нибудь скажет, что это было нецелевым использованием средств в конце 90?х, когда наша армия была так унижена и оскорблена!

Впрочем, об армии надо сказать особо. Наш фильм напрямую с ней связан. Он о восстановлении чести и достоинства русского офицера, о настоящей России…

Это романтическая история любви молодого юнкера и американки, приехавшей в Россию. Основное действие разворачивается в Петербурге и в Сибири, частично – в американской офицерской школе в Вест-Пойнте.

В фильме звучит русская, французская, немецкая и английская речь, как и было в той жизни, о которой мы хотели поведать зрителю.

Для многих читающих модные журналы «про кино», съемки – это некий сказочный процесс, полный удовольствия, наслаждения, в конце которого тебя ждут слава и деньги. На самом деле – это тяжелейший труд. Тяжелейший. Полный неожиданностей и проблем. Так, например, в первый же съемочный день мне приходилось доставлять группу на вертолетах МЧС в те места, куда не ступала нога человека. Это было почти в четырехстах километрах от Красноярска, в глухой тайге. И все решать надо было «прямо здесь», «прямо сейчас». Кстати, если бы не братская помощь моих товарищей из МЧС, и особенно Сергея Шойгу, Юры Воробьева, – не снять бы нам этой картины. Потому что снимать кино в нашей стране, а тем более в 90?е, а тем более такое кино, – это постоянная чрезвычайная ситуация.

Я уже говорил, самое трудное – найти тот момент, когда нужно шагнуть через порог начала фильма и сказать в первый раз это заветное слово: «Мотор!» Но поверьте, в тысячу раз труднее начинать картину с финальных ее кадров, потому что ни актеры, ни группа еще не прошли пути, который априори уже за плечами персонажей. Актеры еще не «набрали», не притерлись, еще не могут по-настоящему прочувствовать все то, что должны сыграть в финале. Но производственные обстоятельства порой бывают сильнее твоих первоначальных планов и всех «правильных» представлений о кинопроизводстве, и тогда на место твоей растерянности, которую ты, кстати, не имеешь права показать, приходят интуиция, концентрация, а иногда и Божье озарение.

И тем не менее, как ни тяжело начинать фильм с финала, все-таки, когда у тебя в кадре один или два артиста, ты всегда можешь приостановиться, подумать… В конце концов, снять на следующий день. Но если у тебя в кадре пять тысяч массовки, а это одетые, загримированные люди, то тут вступает в силу теория больших чисел, и некогда искать киноязык, некогда раздумывать, надо снимать, снимать и снимать. Ибо каждый день стоит бешеных денег. А тут еще и другие проблемы: например, нетрудно пригласить шестьдесят парикмахеров, которые обреют полголовы трем тысячам статистов, которые изображают каторжников, но ведь еще нужно этих статистов уговорить, убедить пойти на это! И это тоже входит в твою работу, потому что это часть создания атмосферы. Все до одного человека должны верить тебе и должны получать удовольствие от того, что они делают. А если нет, все это может превратиться в настоящую «каторгу».

Чему только не научишься на съемках, даже вертолетом управлять! Я очень хорошо помню этот день, мы снимали далеко от базы, километрах в трехстах, и для нашего маленького вертолета (съемочного) керосин доставлялся на другом вертолете, а там что-то случилось, и он не смог вылететь. А снимали мы одну из последних сцен в фильме, где Ричард Харрис едет в Сибирь. Этот замечательный английский актер должен был улетать в этот день в Лондон, и у нас не было времени, а керосина оставалось на восемь минут, то есть должно было хватить на два дубля по три минуты и… еще две минуты так, на всякий случай, чтобы сесть, хоть как-нибудь.

Откровенно говоря, я не очень наблюдал за тем, что и как играет Харрис, мое внимание было приковано к датчику топлива, стрелка которого неумолимо приближалась к нулю. С Божьей помощью сели… И сели, и сняли.

Главную женскую роль в нашем фильме играла замечательная американская актриса Джулия Ормонд. Но если Олегу Меньшикову у себя дома было тяжело начинать с финальных сцен, то можете себе представить, каково было Джулии, которая подобно своей героине Джейн неожиданно должна была погрузиться в абсолютно иной, неведомый ей мир русской Сибири… Конечно же, в работе над ролью актеру необязательно представлять себе весь фильм в целом, ему необязательно знать точное место эпизода в огромном полотне, в мозаике картины. Это обязан знать режиссер. Здесь только он несет ответственность за артиста, он должен во всем помочь ему и повести за собой. Но уже на пятый-шестой день съемок Джулии предстояло сыграть одну из самых драматичных сцен финала! И в такие моменты режиссер не имеет права экономить себя. Он обязан влить в актера всю свою энергию, заставить его верить в свои силы, дать ему почувствовать, что он любим и не одинок. Вообще любовь к артисту – самое надежное средство помочь ему преодолеть даже непреодолимое, любовь к артисту освобождает его от необходимости за эту любовь бороться.

Один из центральных и сложнейших эпизодов фильма – «Масленица». Когда мы стали к ней готовиться (особенно когда уже начали снимать), я вдруг понял тот потаенный смысл, по которому Господь привел меня в ту ночь в дом прадеда. Суриковская цветовая насыщенность, буйство красок, энергия цвета, его живописная пульсация – все это должно было ожить в эпизоде народного праздника. И здесь было важно все – костюмы, лица, точность и сочность деталей, пластика движения камер… и притом осознанное мною, хотя и рискованное движение к так называемому лубку, который является частью народного духа, натуралистической экзотикой, за которую меня потом так часто «крыли» в прессе…

К сожалению, не только производственные проблемы нам приходилось решать. Кто-то из «добрых» сограждан и больших «любителей» моего творчества позвонил в милицию и сообщил, что декорация на льду Новодевичьего пруда заминирована. Все остановилось, актеров и массовку вывели со льда. Приехали спецслужбы, привели собак. На пять часов остановилась работа…

Пять съемочных часов в зимнее время – это практически весь съемочный день. К счастью, конечно, ничего не нашли, но драгоценное время было упущено. Как теперь нагонять? К тому же невероятная оттепель до плюс тринадцати градусов, которая в феврале не наблюдалась более столетия, катастрофически растапливала лед!..

Проблемы наваливались одна за другой. Мало того, что съемочная группа вместе с многотонной декорацией, с пятью тысячами массовки, детьми, лошадьми и санями могли провалиться под лед, так едва не сгорела сама декорация!

Вот тут действительно выясняется, кто чего стоит в группе, потому что счет идет уже на секунды. Свет уходит, лед тает, массовка мечется… и решающим фактором становится профессионализм группы и твое абсолютно точное знание того, чего ты хочешь. На сомнения и раздумья уже нет ни мгновения…

Параллельно идет круглосуточная работа МЧС по укреплению льда, и если бы не их высококвалифицированные специалисты, ушли бы мы все под воду Новодевичьего пруда. Каждые сорок минут нам сообщали о состоянии льда в том или ином месте (прежде всего, конечно, там, где были люди и шли съемки). Три фабрики мороженого круглосуточно работали только для обеспечения нас искусственным льдом. Жидким азотом заливали основание декораций.

Одно из самых страшных воспоминаний об этой съемке – такой глухой и глубокий звук где-то в недрах пруда, такое «ум?м-м?м…». Причем ужас заключался именно в том, что ты совершенно бессилен, как во время землетрясения, ты просто ждешь, что будет дальше.

Дабы избежать паники, знали о реальной ситуации только несколько человек (офицеры МЧС, я и еще трое), остальные ждали съемок – перекусывали, разговаривали, фотографировались, кто-то загорал, ловя удивительно теплое солнце, актеры повторяли тексты… И как это часто бывает, после таких внеплановых затяжных пауз наступает ступор, с людьми что-то делается, они не могут собраться, и тогда совсем простые действия превращаются в непреодолимую проблему. Но тут уж или ситуация – тебя, или ты – ее!

Самое ужасное, как я уже говорил, если это происходит в момент так называемой режимной съемки. Это уникальное время, когда снимать можно всего несколько минут (от пяти до пятнадцати), и именно в эти считаные минуты нужно успеть зафиксировать на пленку все то, к чему готовились несколько дней, а может быть, и месяцев. В нашем случае мы вообще не имели права на ошибку: второй раз фейерверк уже не снять, это было бы просто невозможно, часть декораций должна была превратиться в головешки, второй дубль фейерверка возможен был только после полного восстановления сгоревшего. Потому такая нервотрепка, потому работало сразу шесть камер, потому порой – и ненормативная лексика. Но уж, извините, тут без этого никак… И наконец волшебное слово: «Снято!» Хотя… снято ли? Экран покажет…

Но вот тут можно (и необходимо!) расслабиться, извиниться, если кого-то обидел, обнять, приласкать, дать почувствовать всем, что мы в одной лодке, нам друг без друга не выжить.

Примерно в середине съемочного периода мы уехали снимать в павильоны в Прагу – там была построена великолепная декорация и так же великолепно обставлена. Многие нас спрашивали: а почему в Праге? Ответ был прост – там дешевле, чем на «Мосфильме», а уж про мебель, реквизит и говорить нечего. К сожалению, мы постепенно утратили профессионализм в этом.

Первым эпизодом, который нам предстояло снимать в Праге, был эпизод вальса. Мы очень мучились с Пашей Лебешевым: как снять вальс так, как не снимали его раньше? – и придумали! Это было наше ноу-хау. Мы изобрели замечательный агрегат, прозванный в народе «Паша-мобиль» – это была платформа на роликах, причем камера, закрепленная на этой платформе, сама могла вращаться в любом направлении. Таким образом, мы предельно усложнили движение камеры по бальному залу, а соответственно – и все внутрикадровое движение. Оно стало удивительно красивым, а попутно мы решили и проблему фокуса, потому что главные для нас вальсирующие актеры практически все время были на одном и том же расстоянии от объектива.

Вообще, должен сказать, что работа знаменитой пражской студии «Баррандов» меня просто поразила. Все функционирует, каждый знает свое место. Аппаратура, декорации, реквизит, мебель – в идеальном состоянии. И не на одну просьбу я не слышал ответа: нет! Хотя справедливости ради надо заметить, что и у нас мастера не перевелись. Одного из главных персонажей нашего фильма – машину «Сибирский цирюльник» – сделали под Нижним Новгородом на военном предприятии, потерявшем в 90?е все заказы. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Все сотрудники завода (от директора до маляра), стосковавшиеся по работе, накинулись на нашу машину и с такой изумительной изобретательностью воплотили все наши замыслы и все фантазии художника Володи Аронина, что даже он был изумлен. Но выполнить дизайн – этого для фильма мало, нужно было, чтобы все это работало, ездило, пилило, валило. Да еще при этом не ломалось. И нижегородцы это сделали!

У нас была идея потом сделать из этой машины множество маленьких детских машинок. Но не сложилось. Машина была привезена в Прагу и осталась там, на пражской киностудии «Баррандов». У нас не было средств вывезти ее оттуда.

В Праге работа над фильмом уже вошла в свое русло, набрала ритм, силу. Актеры заработали по-другому… Вообще, в такой большой по масштабу картине, как «Сибирский цирюльник», очень трудно сохранять внимание ко всем деталям, а ведь именно это и определяет качество работы с материалом. Не должно, не может быть ничего неважного в твоем кадре, будь то подлинная чашка или на несколько секунд появившийся персонаж…

Владимир Ильин – один из любимейших моих артистов. Самобытнейший человек! Роль его в картине совсем невелика, но с какой нежностью и любовью он к ней относился, так наполнял ее живой энергией!.. И именно этим сумел сделать так, что капитан Мокин стал одним из ярчайших и запоминающихся образов фильма.

А Женя Стеблов? Он как бы мой талисман. Мы дружим уже почти сорок лет и до сих пор от этой дружбы не устали. Чудный, нежный и удивительно тонкий артист. Плетет кружево роли, словно паук паутину, и не поймешь из чего.

А Леня Куравлев! Вы знаете, я даже боялся предлагать ему эпизодическую роль вахмистра Букина, настолько она мала и внешне незначительна. Но прав Константин Сергеевич Станиславский: нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Куравлев – артист большой, очень большой. Потому и не боится ничего. Потому и пустоты в нем нет. Никогда.

А вот потрясающая английская актриса Элизабет Спрингс. Я увидел ее в фильме «Разум и чувства» и понял, какой должна быть в нашем фильме графиня. Мы даже сдвинули наш съемочный календарь, чтобы ее снимать. А она была у нас всего несколько часов, но что за дивные были это часы!

А изумительная Марина Неелова! Как давно мы мечтали вместе работать, а встретились всего на несколько дней. Роль-то крошечная! Но как филигранно и с какой отдачей на этом микроскопическом пространстве она сумела создать яркий и узнаваемый образ этакой мамы-эгоистки, так и не понявшей, кто такой ее сын Андрей Толстой.

Вообще съемочный период, и особенно на больших фильмах, для меня по крайней мере, порою походит на заключение, настолько ты изолирован от всего внешнего, от посторонних общений. Поэтому на площадку ко мне приходили иногда дети и Таня. И, честно говоря, имея такую возможность, я был рад, что они рядом. Надя, Тема и Аня в этой картине даже снимались. Надя в маленьком эпизоде. Тема сыграл роль юнкера Бутурлина. А у Анны, по-моему, получилась очень серьезная роль, которая, как мне кажется, имеет очень важное значение для всей концепции фильма, и особенно для его финала.

Про Олега Меньшикова я могу говорить бесконечно, но ограничусь только тем, что скажу: это один из самых крупных артистов нашего времени, и не только для нас, не только для России. Самое поразительное в нем то, что каждая его реакция абсолютно неожиданна. Мне интересно с ним работать уже потому, что я точно знаю, что мы не наткнемся на штамп, как это часто бывает.

И еще одно: нужно обладать огромным мужеством и верностью, чтобы десять лет ждать роли, знать, что тебе будет очень трудно почти в сорок лет играть двадцатилетнего мальчишку, и тем не менее сделать все, чтобы его играть.

Несколько слов еще о четырех центральных фигурах проекта, оставшихся по роду своей деятельности за кадром.

Володя Аронин – потрясающий художник-постановщик. На площадке он был почти незаметен, потому что в кадре все, что связано с декорацией и реквизитом, было изумительно отлажено. Но мгновенно появлялся там, где возникала в нем необходимость. Это знак высочайшего профессионализма!

Знаменитый, талантливейший кинодраматург Рустам Ибрагимбеков, мой давний друг, соавтор. Мы дружим с ним с юности, вместе сделали и мой диплом «Спокойный день в конце войны», и «Ургу», и «Утомленные солнцем»…

Олег Меньшиков – чужой среди сорокалетних, свой среди двадцатилетних…

Оператор-постановщик – гениальный Паша Лебешев, встретиться с которым на этом проекте после большого перерыва в творческом сотрудничестве было для меня огромным счастьем.

И наконец, Леонид Верещагин – лучший, на мой взгляд, продюсер страны. Единственный, между прочим, продюсер – лауреат трех Государственных премий России. Генеральный директор «Студии ТриТэ», с которым я работаю уже более двух десятилетий.

* * *

Юнкера – это, пожалуй, один из основных персонажей нашего фильма. Именно так. Этот коллективный образ должен был существовать как единое целое. Но не формально, а единое целое изнутри. Кто был в армии или военном училище, знает, что ту дружбу, те отношения имитировать невозможно. Они или есть, или их нет. Поэтому до начала съемок фильма по специальному распоряжению тогдашнего министра обороны генерала Родионова все молодые артисты, а было их ни много ни мало около пятидесяти человек, были отправлены в Костромское училище химической защиты, где провели три с половиной месяца, живя по юнкерскому уставу образца 1885 года. Причем без всяких поблажек, от звонка до звонка. За исключением специальных наук, они занимались всем тем, что входило в учебную программу того времени. Это был и Закон Божий, и фехтование, и танцы, и так называемый «подход к ручке», и кодекс офицерской чести, и стрельба, и особенно строевая подготовка, которой они занимались часами. Короче, на их долю выпало все то, что в результате из молодого юнкера делало настоящего русского офицера.

Честно говоря, мало кто верил, что этот эксперимент нам удастся. Все думали так: приедут артисты, дурака поваляют, потом уедут и будут перед камерой изображать юнкеров. Но не тут-то было…

Но уж во что вообще никто не верил, что и Меньшиков, и Ильин окажутся в казарме на это время с юнкерами вместе. Вот это как раз и называется – настоящие артисты, настоящая работа.

И вновь строевая, по несколько часов каждый день. И именно это позволило нашим ребятам-артистам пройти по Соборной площади не хуже, чем кремлевские курсанты. Убежден, не было бы этих трех месяцев Костромы – не возникло бы этой юнкерской выправки, юнкерской доблести и юнкерского братства.

На последнем этапе съемок мы снимали лагерь американских кадетов, снимали его в Португалии. Очень трудно заканчивать картину, в которой сто восемьдесят семь съемочных смен, почти сто шестьдесят тысяч метров пленки, четыре страны, четыре времени года. В общем, целая жизнь.

Джулия Ормонд в роли Джейн

Вроде бы съемка как съемка, как каждый день, за одним только исключением, это был день последний – сто восемьдесят восьмой. Сцена осложнилась еще и тем, что в этот последний день (надо сказать, что в Португалии в те две недели, пока мы снимали, была жара, ни облачка, – и все шло «как по маслу») небо над океаном заволокло серо-бурыми тучами. Местные жители предупредили, что надо снимать скорее, эти тучи – предвестники ненастья, которое может продолжаться целую неделю. И опять, как тогда на пруду, счет пошел на секунды. В эти минуты никто, включая меня, не думал о том, что это последний план фильма, не хотел об этом думать.

Я запретил себе об этом думать, но знал, что сейчас произнесу в последний раз в фильме «Сибирский цирюльник» слово: «Мотор!» Между первым днем и сегодняшним лежала огромная картина, гигантский труд, полтора года жизни – моей, моей семьи, моих друзей; но самое странное, и только потом я это понял, что во время этого кадра я все время ощущал тягучее, томительное желание, чтобы ничто не заканчивалось, не кончалось. Не знаю почему, казалось бы, все устали, действительно устали, и слишком много было проблем, но само ощущение счастья от того, что ты создаешь целый мир, что ты что-то неоценимо важное делаешь, и это иногда получается, и что за тобой стоят твои друзья, и на пленке возникает жизнь тех, кого ты любишь и ждешь, чтобы их полюбили другие, совершенно поразительно порождало во мне страстное желание, чтобы все это длилось дальше.

Но все кончается. И нужно было сказать: стоп! И я это сказал. Наш марафон закончился. И как бы ни тяжело было одиночество каждого бегуна в отдельности и всех вместе на этой длинной дистанции, но самое главное произошло – мы добежали до своего зрителя.

* * *

Меня звали на каннский конкурс, но я не поехал. Мне это не?ин-те-рес?но! Наступает момент, когда нервное, потное ожидание решения жюри сменяется безразличием. Оценка критики или коллег не в состоянии ничего изменить в моем отношении к фильму. Дадут или не дадут – какое это теперь имеет для меня значение?

Я ведь сам побывал в роли председателя жюри и на Берлинском фестивале, и на Сан-Себастьянском и хорошо знаю закулисную кухню. У меня не было морального права подставлять «Цирюльника». Картина – не мое личное дело, это коллективный труд, а вокруг фестивальных призов и наград слишком много случайностей и политики.

Максимум, что мы могли себе позволить, – дать «Цирюльника» в качестве фильма-открытия на Каннский фестиваль. Он стал открытием фестиваля.

Никита Михалков в роли императора Александра III

Повторяю, я выиграл главное: на съемках царила удивительная атмосфера братства, о которой можно только мечтать. И второе: картину принял зритель. Чего еще желать? «Цирюльник» потому и сработал, что появился вовремя. И это не моя заслуга, вот, дескать, какой провидец. Нет, это Господь управил.

А такой фильм в самом деле ждали. Поэтому он и через два года продолжал собирать полные залы. Скажем, в Питере, в кинотеатре «Аврора», картина выдержала тысячу сеансов, администрация хотела снять ее с проката, а люди не дали.

* * *

Почему я играл императора? Потому что мы похожи ростом и телосложением – это раз. Потому что я считал за честь его сыграть – это два.

И третье, самое главное: я никому из артистов не мог доверить жизнь и здоровье мальчика, который должен был скакать с императором на передней луке седла. По скользкой брусчатке, да еще под гром литавр оркестра. А так как я хорошо держусь в седле, за это сам и взялся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Путь сибирский дальний

Путь сибирский дальний
Короленко решил твердо: куда бы ни занесла его судьба, он будет работать, и это даст ему силу дождаться лучших времен и свободы.Первое суровое испытание ждало в Тобольске, где когда-то он сидел вместе с Яшкой-стукальщиком.От знакомых ворот Короленко

ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ ИСТОРИК

ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ ИСТОРИК
В 1642 году в семье тобольского служилого человека Ульяна Ремезова родился сын. Ему дали имя Семен. Ремезовумладшему предстояло прожить долгую жизнь, никак не меньше восьмидесяти лет. И он успел сделать столько, сколько другие не сделали бы и за две

Д. Цирюльник Расстрелянная колонна

Д. Цирюльник
Расстрелянная колонна
Многие видели документальные кадры видеозаписи, снятой боевиками Хаттаба, во время разгрома колонны в районе населенного пункта Ярышмарды. Ниже следует рассказ одного из контрактников, находившихся в колонне. Он прекрасно

Сибирский Гамлет

Сибирский Гамлет
Смоктуновский, как и я, почему-то прижился на «Ленфильме», и его экранные работы там как бы очертили круг, в котором уже вполне определенно обозначились те актерские краски, которые отличают любую работу Смоктуновского от множества и множества других.

2. Западно-Сибирский Комиссариат

2. Западно-Сибирский Комиссариат
Переворот в Омске прошел так быстро и безболезненно, что как-то не верилось глазам, когда вечером стали ходить не «красные», а «белые», появились воззвания новой власти и все комиссары исчезли.Вступивший в командование военными силами

Сибирский Гамлет

Сибирский Гамлет
Смоктуновский, как и я, почему-то прижился на «Ленфильме», и его экранные работы там как бы очертили круг, в котором уже вполне определенно обозначились те актерские краски, которые отличают любую работу Смоктуновского от множества и множества других.

ГЛАВА 5. ДВА ФИГАРО («Севильский цирюльник»)

ГЛАВА 5. ДВА ФИГАРО («Севильский цирюльник»)
«Севильский цирюльник». Музыка обрушивается на тебя, как приливная волна, все погребающая под собой. Напор, чисто физический, таков, что перехватывает дыхание. Потом волна отступает, оставляя прозрачные блестки сверкающих на

Глава 1. «Севильский цирюльник»

Глава 1. «Севильский цирюльник»
Октябрьский вечер 1843 года был дождлив и холоден. Мокрый ветер срывал последние листья с деревьев, швырял прохожим в лицо брызги дождя, забирался под тяжелые юбки и плотно застегнутые пальто, заставляя ежиться от холода и ускорять шаг. Но

Перечень наиболее значительных проектов и построек Д. С. Галкина и его коллег в период работы в государственных институтах (1950–1998 гг.) и персональной творческой мастерской (1998–2010 гг.)

Перечень наиболее значительных проектов и построек Д. С. Галкина и его коллег в период работы в государственных институтах (1950–1998 гг.) и персональной творческой мастерской (1998–2010 гг.)
«Горпроект» («Моспроект»), Гипрогор, «Военпроект»: 1950–1953 гг.1. Жилой дом – проспект

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

СИБИРСКИЙ ХАРАКТЕР

«Цель атакована»
В тихую крымскую ночь самолет летел над Черным морем. Летчик вел машину на значительной высоте, выключив бортовые огни. Самолет не заметили ни пассажиры, ни матросы пароходов, шедших по оживленным черноморским водным дорогам, ни

26-й запасный Сибирский полк

26-й запасный Сибирский полк
24 июня получено было разрешение на отправку с фронта в свои запасные полки особых делегаций, в случае неисправного прибытия в полки рот пополнения, в составе офицеров и солдат, для проверки списков, направленных в полки, маршевых рот

2. Сибирский механик в Англии

2. Сибирский механик в Англии
О достижениях выйского плотинного было донесено заводовладелыгу в Италию, где Демидов проживал теперь постоянно. Вспомнив свои беседы с покойным Алексеем Черепановым, который так убедительно рассказывал о талантах старшего брата, Демидов

17-й СИБИРСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ

17-й СИБИРСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ
Формировался 17-й Сибирский стрелковый полк в Забайкалье. Отличные стрелки, в прошлом охотники-следопыты, солдаты-сибиряки были выносливы и храбры. В 1914 году полк в составе 5-й Сибирской дивизии был двинут на фронт. За успешные боевые действия полк

Почему режиссёр отказался от голливудских звёзд, зачем на кремлёвских башнях гасили звёзды и какую сцену спародировал Стивен Спилберг.

История «Сибирского цирюльника» началась ещё в 1988 году, когда Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали сценарий истории про диковинный механизм, американскую авантюристку и молодого юнкера. С самого начала режиссёр планировал делать масштабный международный проект. Он только что снял советско-итальянскую драму «Очи чёрные», у него был свой агент в Европе, а его брат Андрей Кончаловский уже несколько лет жил и работал в Америке, так что проблем с возможностями и связями не было. Никто не ожидал, что работа пойдет так тяжело и затянется на десять лет.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Агенту удалось заинтересовать проектом итальянца Анджелло Рицолли, который в своё время работал с Федерико Феллинни. Рицолли был заинтересован в выдвижении фильма на «Оскар», поэтому пригласил в проект американского продюсера Мишеля Сейду и сценариста Роспо Паленберга. Работа над фильмом началась в 1991 году, но через два года проект заморозили из-за нехватки финансирования и разногласий с иностранными партнёрами. Никита Михалков переключился на съёмки фильма «Утомлённые солнцем», получил за него первый российский «Оскар», и после этого вернулся к «цирюльнику». Сценарий переписали, снятый материал перемонтировали, нашли российских спонсоров и дальше справлялись уже своими силами.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

В конце 80-х сценарий писался с надеждой, что на главную женскую роль согласится Мэрил Стрип, но теперь её кандидатуру даже не рассматривали. Среди кандидаток были Шэрон Стоун, Ким Бессинджер и Джоди Фостер, но голливудские звёзды отличались большими аппетитами и ставили слишком много условий. Кроме того, Михалков подумал, что критика будет писать, что фильм выехал за счёт громких имён, поэтому роль иностранки отдали молодой английской актрисе Джулии Ормонд. Тем более, что она уже имела представление о русской истории — снималась в телефильмах «Молодая Екатерина» и «Сталин». Помимо неё из западных актёров в фильме снялись знаменитый ирландец Ричард Харрис — будущий Альбус Дамблдор из фильмов о Гарри Поттере, британская сериальная актриса Элизабет Сприггс и американский актёр второго плана Мак Макдональд.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, которого уже снимал в «Родне» и «Утомлённых солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 38 лет, тогда как остальным актёрам было по 20 с небольшим. Перед съёмками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актёрам преподавали верховую езду, фехтование, бальные танцы, строевую ходьбу и даже Закон Божий. Уже знаменитый к тому времени Олег Меньшиков в казармы ехал с большой неохотой, но ему и игравшему надзирателя юнкеров Владимиру Ильину сделали поблажки. Они жили в отдельной каморке, два раза в неделю ходили в баню и даже могли слегка нарушать режим.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Съёмки фильма проходили на восьми площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде, часть съёмок проходила в Москве, Горбатове и Костроме, павильоны были выстроены в Праге, а американский военный лагерь оборудовали в Португалии. Самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник» специально для съёмок сконструировали на военном заводе под Нижним Новгородом, а после работы агрегат был отвезён на пражскую студию «Баррандов».

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Никита Михалков стал первым человеком, ради которого погасили кремлёвские звёзды! До этого их гасили всего один раз во время начала Великой Отечественной войны… Режиссёру надо было снять ночные сцены на Красной площади, а события фильма разворачивались задолго до появления звёзд на шпилях. Разрешение было получено лично у Бориса Ельцина, и на всю работу на Красной площади Никите Михалкову дали 10 часов. Через Иверские ворота срочно проложили рельсы и отсняли проезд конки, а площадь засыпали солью и искусственным снегом. Снимали зимние сцены, а в Москве, как назло, началась оттепель.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель и тут осложнила работу — лёд начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съёмочной группой, поверх него выкладывали сухой лёд и поливали жидким азотом. Специально для этого к работе подключились три фабрики мороженого.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

В 2008 году режиссёр Стивен Спилберг спародировал сцену из «Сибирского цирюльника» в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». По сюжету группа советских военных прорывается через джунгли, а дорогу им расчищает фантастический лесоповальный аппарат на паровой тяге.

На Джулию Ормонд съёмки произвели неизгладимое впечатление. Во-первых, они были очень долгими, она потом рассказывала, что в России у неё было съёмочных дней больше, чем за всю предыдущую карьеру. Во-вторых, она никогда не видела такой изобретательности съёмочной группы и таких нестандартных решений по части костюмов и техники. «Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни», — признавалась актриса.

«Сибирский цирюльник», студия «ТРИТЭ», 1998, реж. Н. Михалков

«Сибирский цирюльник» должен был претендовать на «Оскар», но не успел выйти в прокат к назначенному сроку и по правилам киноакадемии был дисквалифицирован. Фильм открывал Каннский кинофестиваль, и, хоть его и критиковали за голливудские штампы в изображении русской действительности, зрителям это не помешало получить удовольствие от красивой мелодрамы. В России «Сибирский цирюльник» шёл на протяжении двух лет — сначала в широком, а потом в ограниченном прокате.

На чтение 11 мин. Просмотров 11.5k. Опубликовано 07.02.2022

Страна: Россия, Франция, Италия, Чехия

Жанр: драма, мелодрама, история

Год производства: 1998

Режиссёр: Никита Михалков

Актёры: Олег Меньшиков, Джулия Ормонд, Ричард Харрис, Марат Башаров, Марина Неёлова

Слоган: «Он русский. Это многое объясняет»

Награды и номинации: Государственная премия Российской Федерации (2000 год)

«Сибирский цирюльник» – один из знаковых фильмов в творчестве Никиты Михалкова. При этом работа получилась довольно неоднозначной, что наглядно демонстрирует реакция зрителей и кинокритиков. Несмотря на это, сюжет и смысл фильма «Сибирский цирюльник» требуют детального рассмотрения, ведь в онлайн-кинотеатрах кино продолжает пользоваться стабильным зрительским спросом.

Содержание

  1. О чём фильм
  2. Объяснение концовки
  3. Смысл фильма
  4. FAQ

О чём фильм

«Сибирский цирюльник» – история любви между людьми из разных слоёв общества с непохожими жизненными принципами и амбициями. Влюблённые из разных стран, но это не мешает им испытывать светлое чувство, несмотря ни на что.

Джулия Ормонд, Олег Меньшиков

Джулия Ормонд, Олег Меньшиков в главных ролях Андрей Толстого и Джейн Кэлэген. Кадр из фильма.

Содержание «Сибирского цирюльника» делится на две сюжетные линии. Первая относится к второстепенной – противостояние сержанта и новобранца в военном лагере «Вест Поинт», США. Вторая основная, и рассказывает предысторию. Несмотря на то, что начинается фильм с американского военного лагеря, описание мы начнём именно с основной линии, события которой происходят в дореволюционной России. Итак, 1885 год, разъезд «71 километр».

В поезд вваливается весёлая толпа юнкеров, возвращающихся с зимних учений. В вагоне международного класса они прячутся от проводника в купе американской подданной Джейн Кэлэген (Джулия Ормонд). Американка показывает, как может кричать, и ребята выбегают из купе. Все кроме одного – юнкера Андрея Толстого (Олег Меньшиков). Он пьёт с Джейн шампанское, мило беседует о разных пустяках. Когда командир роты забирает пьяного юнкера из купе, тот прихватывает с собой веер американки, при этом забывает там свою фотографию.

Так создаются предпосылки для следующей встречи. Герой Олега Меньшикова влюбляется в свою случайную попутчицу с первого взгляда. Но наивный молодой человек не знает, что Джейн не так проста, как представляется на первый взгляд. Это законченная авантюристка, которая промышляет на жизнь мошенничеством. В Россию она приехала с определённой целью.

Здесь она будет выдавать себя за дочь американского изобретателя Дугласа МакКрекена. Он занимается созданием паровой машины для валки леса, которую планирует назвать «Сибирским цирюльником». Изобретателю нужно финансирование для его проекта, и Джейн обязуется помочь найти выход на императора Александра III, который может выделить субсидию. Для этого девушка затевает лёгкий флирт с генералом Николаем Радловым – начальником императорского военного училища, где учится Толстой.

Она приходит в училище, где общается с генералом, и встречается с Толстым. Здесь же Джейн узнаёт о предстоящем бале, на который получает приглашение. Во время бала она танцует с однокурсником Андрея – юнкером Полиевским (Марат Башаров). После танца тот, догадываясь о чувствах Толстого, отпускает различные шуточки в адрес своей партнёрши. В результате Андрей вызывает своего однокашника на дуэль без защиты. Схватка проходит в гимнастическом зале, и герой Олега Меньшикова получает несерьёзное ранение.

генерал Радлов

Генерала Николая Радлова сыграл Алексей Петренко. Кадр из фильма.

В больничной палате его навещает Джейн, которую специально для этого пригласил Полиевский. Она берёт с Андрея обещание не бросать училище, как тот собирался после дуэли. Толстой уверен, что девушка его любит и испытывает к ней сильное влечение.

Сама Джейн продолжает обхаживать генерала. Радлов воспринимает её флирт за искренние чувства, и решает сделать Джейн предложение. Для МакКрейна это большая удача, ведь покровительство генерала гарантирует получение субсидий. После посвящения юнкеров в офицеры генерал едет свататься и по пути случайно подбирает с собой уже ставшего унтер-офицером Толстого. Радлов написал небольшую поэму, и просит юношу прочитать её для избранницы. Однако, читая текст, Андрей добавляет слова от себя, и фактически признаётся Джейн в любви. Оскорблённый генерал уходит с твёрдым намерением отомстить Толстому за свой позор.

Под матрасом Толстого Радлов находит веер Джейн, и обвиняет юношу в воровстве. Однако серьёзно наказать Толстого начальник училища не может – Андрей единственный, кто исполняет партию в «Севильском цирюльнике», а на спектакле должен присутствовать сам император.

Толстой приходит домой и собирается покончить жизнь самоубийством. Неожиданно к нему приходит Джейн, чтобы дать ответ на сделанное предложение. Она говорит, что не является той женщиной, которая нужна влюблённому юноше и пытается предложить себя. Толстой не соглашается. Джейн намеревается уйти, но неожиданно Андрей падает в обморок. Между ними происходит близость, Джейн рассказывает парню о своей жизни и о том, чем она занимается. Однако Толстому наплевать на всё. Он любит Джейн и уверен, что это взаимно.

Башаров и Меньшиков

Марат Башаров в роли Полиевского и Олег Меньшиков в роли Андрея Толстого. Кадр из фильма.

Во время спектакля Андрей блестяще отыгрывает первый акт, но заметив флирт между генералом и Джейн, которые сидят рядом в зрительном зале, пытается сбежать из театра во время антракта. Друзья возвращают его назад. Во втором акте Андрей рассеян, внезапно он встаёт, выхватывает у одного из оркестрантов смычок и несколько раз бьёт им генерала по лицу.

На следующий день в газетах появляется сообщение о том, что генерал Радлов предотвратил покушение на императора, закрыв того собой. Андрея сажают в тюрьму. Он признаётся в покушении, получает 5 лет каторги и 7 поселения. Джейн, которая впервые в жизни влюбилась по-настоящему, пытается помочь парню, но всё тщетно. Его отправляют в Сибирь, и девушка лишь мельком видит его на перроне перед отправкой на этап.

МакКрекен получает субсидию от императора. Джейн выходит замуж за изобретателя, не теряя надежды найти Толстого на каторге. Она забеременела от той единственной встречи, родила сына. Через 10 лет после рассматриваемых событий, Джейн добивается того, чтобы испытания машины «Сибирский цирюльник» проходили в Сибири, недалеко от того места, где на вольном поселении живёт Андрей.

Пока муж испытывает свой аппарат, валя деревья и распугивая местных жителей, Джейн едет в небольшую деревушку, где находит дом Андрея Толстого, местного цирюльника. Хозяина дома нет, и девушка, побродив по пустым комнатам натыкается на фотографии Андрея с женой и детьми.

поход по рынку

Кадр из фильма.

За толстым в Сибирь уехала его бывшая домработница Дуняша, которая всегда любила своего барина. Джейн понимает, что всё кончено, она садится в повозку и уезжает, не догадываясь о том, что Андрей её видел издалека, но не решился подойти.

Вторая сюжетная линия переносит зрителя в 1905 год. Действия развиваются на территории военного лагеря, где один из курсантов – сын Джейн и Андрея – повесил над кроватью портрет Моцарта. Сержант по прозвищу «Бешеный пёс» не знает композитора, и в ответ на насмешки заставляет всех надеть противогазные маски.

Кто из курсантов согласится назвать Моцарта, дерьмом, может снять противогаз. Соглашаются, все, кроме сына Джейн. В итоге, курсант постоянно ходит в противогазе, и в конце концов, сержант вынужден признать, что Моцарт великий композитор, и заявить об этом во всеуслышание.

Джулия Ормонд

Прекрасная Джулия Ормонд. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Сибирский цирюльник» очень точно отображён в слогане. Суть фильма сводится к тому, что русские всегда идут до конца, невзирая ни на что. Андрей Толстой за мимолётную влюблённость попадает на каторгу, признаваясь в преступлении против императора. При этом по сюжету фильма понятно, что он и Джейн никогда не будут вместе.

Курсант американской армии постоянно носит противогазную маску, потому что считает Моцарта великим. Он не идёт на поводу большинства, и не ищет лёгких путей. В результате грозный сержант чувствуется вою вину перед мальчишкой. Опытный вояка уже не рад своему распоряжению, однако не может отменить приказ, чтобы не потерять лицо. При этом сам курсант не идёт на поблажки, и добивается именно того, чего хочет.

Зная склонность Михалкова к пафосу, объяснение концовки сводится к неукротимости русского духа. При этом в фильме очень прозрачно высмеиваются переменчивые американские «ценности».

Смысл фильма

Смысл картины «Сибирский цирюльник» раскрывается словами Джейн, сказанными по ходу повествования. Она не может понять русскую душу, и уверена, что русские всегда идут из крайности в крайность: на войну с песнями, со слезами под венец. Это весьма точно замечание полностью объясняет смысл.

Простой юнкер ради любви осмеливается бросить вызов самому генералу. При этом он идёт до конца, и следует своим принципам. Он отправляется на каторгу по ложному обвинению, хотя мог бы отделаться более лёгким наказанием. Сибирь буквально выбивает из него наивность, делая Толстого практичным и приземлённым человеком. Он живёт с Дуняшей и больше не грезит мальчишескими идеалами. Именно поэтому он не выходит к Джейн, хотя точно может привлечь её внимание. Андрей больше не хочет наступать на одни и те же грабли.

Вообще, в конце фильма главные герои словно меняются местами. Если вначале Джейн была прагматиком, а Андрей влюблённым юношей, то потом всё меняется. Джейн живёт прошлым, и поэтому пытается найти Андрея. Однако в душе она остаётся прежней и для достижения цели действует привычными для себя способами. Андрей живёт настоящим. Для него история с Джейн осталась в прошлом, которое он не хочет ворошить.

Никита Михалков

Никита Михалков в роли императора Александра Третьего. Кадр из фильма.

FAQ

Почему фильм назван «Сибирский цирюльник»?

Говорят, что фильм не соответствует историческим реалиям. Каким именно?

Почему фильм провалился в прокате?

Почему фильм не приняли в США?

Шикарный, хорошо снятый, глубокий фильм.

62.45%

Слишком пафосный, как почти все у Михалкова.

8.87%

Олег Меньшиков потрясающий, на нем держится фильм.

13.21%

Можно посмотреть, но не более того.

9.62%

Напишу в комментариях.

0.94%

Проголосовало: 530

Михаил Новожилов

Михаил Новожилов

Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

  • Текст добавлен: 26 сентября 2016, 11:57

Текст книги «Сибирский цирюльникЪ»

Автор книги: Алексей Свиридов

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Свиридов Алексей
Сибирский цирюльникЪ

Алексей Свиридов

Сибирский цирюльникЪ

В воскресенье несколько раз включал телевизор – та божешь мой – только про него и бубнят. И ведущие, и политики, и сам Михалков…

Особливо, конечно Михалков. Уверенно и бодро, с положенной долей задушенности в голосе и задушевности в интонации вещал он о Русских Офицерах, которые прямо вот такие белые, словно каждое воскресенье по полдня в хлорке мокнут. Православие-самодержавие-народность! Вера-верность-слава-честь! Господа-юнкера-кем-вы-были-вчера… В общем – взвейтесь, соколы, орлами.

И что интересно: все вроде как в школе историю учили. И Михалков тоже. И вроде бы помнить должен, что именно эти вот юнкера Александра-3 к 1904 году дослужились до полковников и генералов, и со всей своей честью-верностью доблестно слили японскую войну. Через десять лет ими же не менее доблестно была практически проиграна первая мировая, а еще через полгода – и гражданская война.

Hо об этом вспоминать не хочется, и Михалков продолжает всю ту же исконо-посконую лабуду: конь-сабля-вино-усы… А от усов запах. По его же собственному описанию: рюмка водки + первая сигарета + свежий снег + кожа седла… Одеколон «Юнкерский», спешите воспользоваться. «Кричали женщины ура, и в воздух лифчики бросали». То есть чепчики, но для нынешнего потребителя это мелко. Hынешнему потребителю необходимо намекнуть, как только – так сразу во все стороны полетят гораздо более интимные предметы туалета всех окрестных женщин.

А для «ценителей высокого искусства» – назойливые напоминания, что фильм стоил сорок лимонов баксов. Публика должна как следует запомнить эту цифру: «Hет, вы расслышали? Давайте повторим еще раз: Сорок! Лимонов! Баксов! Hастоящих! Американских! Почти как у взрослых!»

И салют. А как же без салюта? Все ж таки именины сердца – оказывается, в России тоже могут потратить много денег на кино.

Прямо скажем – общее впечатление преотвратнейшее. И «ЦирюльникЪ» уже не вызывает ни любопытства, ни равнодушия, а вызывает стойкое отвращение, как и вся продукция, про которую слишком настойчиво повторяют, что она покрыта «толстым-толстым слоем». Тем более, когда это слой лубочного рашн-казашн для «них», перемешаного с ничем не маскируемым расчетом сыграть на остатках патриотизма для внутреннего употребления.

Тьфу.

Страницы книги >>>  1

    Ваша оценка произведения:

    • 0
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Симс 4 праздники традиции
  • Сибирский цирюльник михалков кто написал сценарий
  • Симс 4 праздники варианты
  • Сибирские национальные праздники
  • Симс 4 праздник черепах