Сибирское казачество сценарий

Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»

Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»

Слайд 2.  «Казачество, как историческая драгоценность России! Мы все жестоко виноваты перед казачеством. Коммунистический геноцид, который над казачеством был учинен, — первый геноцид в России и один из первых геноцидов на Земле».

А.И.Солженицын, 1994г.

Слайд 3.  Абсолютно незаметно, без больших празднований, без широкого освещения в СМИ в декабре 2012 г. прошли две великие  даты –

     430 — летие присоединения Сибири к России и 430-летие образования Сибирского Казачьего войска. Трудно переоценить значение этой судьбоносной для всех народов России даты. Великий край — Сибирь — источник богатств нашей страны.

А что касается казаков…Так это именно они подарили России большую часть ее территории — 1/8 часть мировой суши!  От Урала до Аляски (всего лишь за какие-то 60 лет!) первыми прошли казаки. От Урала до мыса Дежнева, от Таймыра до Афганской границы они были первыми.

Все мы, граждане современной России, в неоплатном долгу перед Ермаком и его сподвижниками-последователями. Нелегкой была служба сибирских казаков, и невозможно за 5 минут рассказать о том, как казаки осваивали Сибирь и покоряли Среднюю Азию. В основном, мы знаем о кубанских и донских казаках, а о сибирцах почти ничего. И связано это с тем, что в годы Гражданской войны Сибирское казачье войско погибло почти поголовно, а войсковой архив в декабре 1919 г. попал в руки красноармейцев на станции Тайга и бесследно исчез.

Слайд 4. Давайте вспомним историю покорения Сибири. Как известно, 1 сентября 1580 года на территорию Сибирского ханства, возникшего из остатков Синей Орды, вторгся отряд казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича, нанятый купцами Строгановыми для предотвращения набегов сибирцев, направляемых ханом Кучумом.

          Предыдущий сибирский хан — Едигер — заключил с Иваном IV Грозным союзнический договор. Однако вскоре, в 1563 г., Едигер был убит ханом Кучумом, захватившим власть в Сибирском ханстве.

           Иван Грозный, занятый Ливонской войной, не смог оказать помощь своему союзнику. С тех пор жизнь русских поселенцев на Урале и вблизи сибирских границ превратилась в кошмар. Кучум и его данники из числа местных племен осадили главную русскую крепость Чердын, сожгли Соликамск и вырезали всех его жителей. Беспощадно истреблялось все русское население, осевшее по берегам рек Чусовой, Сылве и Каме.

Слайд 5. О самом Ермаке известно очень немного. Впоследствии его имя обросло легендами и небылицами, в результате которых атаман стал полумифической личностью. Предполагается, что настоящее имя его Василий Оленин, сын Тимофеев, а прозвище «Ермак» (большой половник или подставка под казан) получил за то, что некоторое время кашеварил в казачьей ватаге.

 Доподлинно известно лишь следующее: Ермак — донской казак, к моменту начала похода был очень известным казачьим атаманом — по данным летописей, воевал с Ногайской ордой, командовал казачьим полком во время Ливонской войны (о нем даже есть запись в дневнике польского короля Стефана Батория и письмах Ивана Грозного). Ермак отличался решительностью, смекалкой, большой физической силой и даром красноречия.

6 -7 Слайд. С Ермаком повели в поход своих казаков атаманы Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов и Иван Кольцо. Кроме русских, в отряде были мещеряки, немцы (из военнопленных), литовцы и татары.

Слайд 8.  По сказанию Строгоновской летописи, казаки пошли обратно тем же путем, которым Ермак шел вперед, т.е. по Туре, где они встретились с воеводой Мансуровым и обратно вернулись в край. 29 июля 1586 г. был основан город Тюмень.

Слайд 9.   В 1587 г. в город Тюмень прибыл с 500-ми конных казаков письменный голова Данила Чулков. По царскому указу Чулков достиг р. Иртыш, и при слиянии этой реки с Тоболом основал в том же году город Тобольск.

Слайд 10.  В последующем казацкие слободы возводятся при других городах Сибири, и казаки получают имя этих городов: томские, сургутские и т.д. В официальной переписке все они получили общее название «сибирских» казаков. Правительство, убедившись, какую пользу приносят казачьи поселения на границах, впоследствии на вновь занятых землях стало водворять поселенцев, образуя из них новые казачьи войска.

      В начале 18 века Петр Великий задумал открыть новые пути торговли с Китаем, Индией и другими странами Средней Азии, приказал снарядить экспедицию для исследования стран, лежащих в верховьях реки  Иртыша. Исполнителем этих предположений Императора явился первый сибирский губернатор князь Матвей Петрович Гагарин.   

       Процесс формирования Сибирского линейного казачьего войска, начавшийся в 20-х годах XVIII в., завершился в 1808 году принятием Положения о Сибирском линейном казачьем войске. В 1808 году вследствие войны с Наполеоном, все полевые регулярные войска, находившиеся до этого времени в Сибири, были передислоцированы в европейскую часть России, а охрана Сибирской линии целиком легла  на сибирских казаков, и вплоть до конца XIX века сибирские казаки являлись основой российских вооруженных сил в Сибири.

Слайд 11.  В царской России на плечи казачества ложилась задача борьбы с внешними и внутренними противниками государства. Ликвидация же казачества происходила в 1920-1930 годах.  

       В советский период казачье сословие практически исчезло, но когда рухнули идеологические оковы, пали диктаторы и прекратилось навязывание коммунистической элитой своих приоритетов, остатки многочисленных казачьих родов снова стали создавать общины, они объединялись в небольшие организации.

      15. 09. 1990 г. на Учредительном Круге собравшиеся в торжественной обстановке приняли Устав казачьего войска. Сами собравшиеся выступали за создание такой казачьей организации, которая сможет объединить всех казаков Западного региона Сибири.  

       В 1995 г. государственными органами был издан Указ о создании реестра казачьих обществ на уровне государства на всей территории Российского государства. Данный факт положил начало развитию следующих событий: 29.06. 1996 г. прошел Учредительный Круг казаков Сибирского округа.

      С этого дня Сибирское войско находится в подчинение Главного Управления казачьих войск при Президенте России, которое впоследствии реорганизовали в Управление Президента РФ по делам казачества.  

Слайд 12. С 1990 года в России возрождается казачество как  многонациональная, субэтническая  общность  российского населения. Ещё в августе 1990г. в окружной газете «Красный Север» появилась статья народного депутата Тюменского областного Совета народных депутатов Г.С. Зайцева «Союз казаков на крайнем Севере», она стала отправной точкой в истории возрождения казачества на Севере.

Слайд 13.

Слайд 14. В октябре 1992г. в Салехарде прошёл Большой круг казаков ЯНАО. Была образована Обско-Полярная казачья линия, атаманом избрали Г.С. Зайцева.  

Слайд 15.  Процесс создания Пуровского станичного казачьего общества начался в 1995 году. С этого времени пуровские казаки стали принимать самое активное участие в общественной жизни Пуровского района, но по ряду объективных причин законная регистрация общества состоялась 26 мая 1999 года. В этот день вышло постановление администрации Пуровского района «О регистрации Пуровского станичного казачьего общества Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества в п. Тарко-Сале». Этот день и считается официальной датой организации Пуровского станичного казачьего общества.

 Слайд 16.     Первыми организаторами станичного казачьего общества в Пуровском районе был Анатолий Иванович Острягин.

Слайд 17.  В 2007 году состоялся первый выпуск восемнадцати уренгойских казачьих кадетов, двое из них поступили в высшие военные училища, три кадета были призваны в ряды Российской армии.

Слайд 18. В 2008 году из учащихся 7-го класса набран новый казачий кадетский класс численностью 23 ученика. 28 февраля 2009 года  в культурно-спортивном комплексе «Уренгоец» в торжественной обстановке кадеты приняли присягу.

Слайд 19. В 2012 году состоялся второй выпуск казаков, а на их место пришли 23 совсем юных шестиклассника, которые уже много  знают  о казачестве сибирском. Штаб Пуровского станичного казачьего общества уделяет большое внимание развитию и пропаганде казачьей культуры. Сегодня казачьи песни во весь голос слышны на всех праздниках и торжественных мероприятиях. Это очень важная часть нашей каждодневной работы. Песня!

Слайд 20.  Богата Сибирь казачья на традиции и обряды! перечислим лишь некоторые из них:

  • Праздник Сибирских казаков
  •  Обычай братины
  •  Свадебный обряд
  •  Родимый Край
  •  Кулеш
  •  Рецепты приготовления раков
  •  Масленица в традициях сибирских казаков.

 Слайд 21.   Масленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в календаре зиму и весну. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели. Являясь древнейшим праздником, Масленица объединила языческие и христианские верования. Основной обрядовой пищей на Масленицу и символом праздника являлись блины, потребляемые с маслом, сметаной, творогом и связанные с поминовением предков: их стряпали для «поминовения родителей» в Родительскую субботу (накануне масленичной недели), первый испеченный на Масленицу блин клали на слуховое окошко «для родительских душ» или отдавали старушкам на «помин души». Блины играли основную роль и в ритуале под названием «ходить к теще на блины», когда молодожены посещали родителей жены с непременным одариванием тещи и тестя подарками. Праздновать Масленку начинали с понедельника. Каждый день недели имел собственное название: понедельник — «встреча», вторник — «заигрыши», среда — «лакомка», четверг — «разгул», «перелом», «широкий четверток», пятница — «тещины вечёрки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — «проводы», «прощеный день», «целовник».

       Повсеместно любимым масленичным развлечением являлось катание на тройках лошадей, а у казачества также были широко распространены конские скачки. Любимым развлечением сибирских казаков была игра «взятие снежного городка».

       В последний день масленичной недели («Прощеное воскресенье») устраивались проводы Масленицы.

       В воскресенье вечером заканчивалось масленичное гуляние, и люди после вечерней службы в церкви шли к родственникам, крестным родителям, знакомым: несли им блины и просили прощения за «вольные или невольные обиды», причиненные ими в течение года.

       3 недели назад и у нас была Масленица, вот мы и решили по традиции сибирских казаков угостить Вас блинами.

Слайд 22. Согласно «Положения» 1808 года казак выходил на службу с собственным вооружением, снаряжением, обмундированием и лошадьми. За это казак получал жалование 6 рублей 16,5 копеек ассигнациями, провианта 3 четверти и фуража на 7 месяцев. Служба казаков бессрочна — «доколе в силах».

  Слайд 23.  Первая   регламентированная  форма сибирцев появилась  как признание  заслуг сибирских казаков перед Россией — они получили особую форменную одежду уланского типа, не имевшую аналогов в других казачьих войсках: темно-синий мундир и такие же шаровары с алыми лампасами. Только сибирцам разрешили носить оружие по старинному обычаю сибиряков — карабин на левой стороне, а боеприпасы на правой.

Слайд 24.  

Слайд 25.   В 1909-м году, приказом по Военному Ведомству   № 518 от 6 октября, казачьим войскам, кроме кавказских и гвардейских, была присвоена новая форма обмундирования, состоявшая из папахи, зимней и летней фуражки, парадного мундира, походного мундира, шаровар, шинели, полушубка, сапог, гимнастерки, шлема (взамен башлыка), перчаток, фуфайки

Слайд 26.  Шашка — символ всей полноты прав у казака. Не обладающий полноправием шашку носить не мог. Вручалась казаку стариками в 18 лет, за особые заслуги раньше, без темляка (петля из ремня или ленты на рукоятке шашки, надеваемая на руку при пользовании оружием). В 22 года при отправке на службу казак получал погоны и темляк. Хранилась в семье на видном месте, передавалась от деда внуку, когда старик терял силу и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследника, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб к умершему. На кругу голосовали шашками. По решению круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и изгнание из казачества.

Слайд 27.  А вот так выглядит современная парадная форма сибирских казаков.

Слайд 28. Сибирские казаки были первыми проводниками русской гражданственности и культуры на наших азиатских окраинах. Они первые в своем наступательном движении вглубь Азии проложили путь нашей торговле и промышленности. Под прикрытием казаков распространилась в Сибири промышленная и земледельческая колонизация. За казаком-воином шел в Сибирь крестьянин-земледелец, а за линией крепостей, редутов и форпостов образовались города и села с промышленным и торговым населением.

Особенно среди казаков было развито чувство товарищества. Эта черта характера была не просто заметной, но поистине неистребимой. Именно среди казаков возникла поговорка — сам погибай, а товарища выручай.

Сценарий торжественного
мероприятия, посвящённого 436-й годовщине со дня присоединения Сибири к России
и образования Сибирского казачьего войска.

Звучит
музыка. Выход ведущих.

Ведущий
1.
Добрый день, уважаемые студенты  и гости
нашего мероприятия

Ведущий 2. Сегодня у нас
новый формат, во-первых, в нашем колледже  подобных мероприятий не было, а
во-вторых события, о которых пойдет речь сегодня, уходят в далекое прошлое.

Ведущий 1. Русскому народу
история отвела роль первопроходца. На протяжении многих сотен лет русские люди открывали
новые земли, обживали их и преображали своим трудом, отстаивали с оружием в
руках в борьбе с многочисленными врагами.

Ведущий 2. В итоге русскими
людьми были заселены и освоены огромные пространства, а некогда пустующие и
дикие земли стали не только неотъемлемой частью нашей страны, но и ее
важнейшими промышленными и сельскохозяйственными районами.

Ведущий 1. В конце XVI в.
началось освоение русским народом Сибири. Оно открыло в истории нашей Родины
одну из самых интересных и ярких страниц, наполненных примерами величайшей
стойкости и мужества. 

Ведущий 2. Сегодняшнее мероприятие посвящено еще одной дате. 436 лет
присоединения Сибири к России.
Сибирские
казаки – прямые потомки первопроходцев Сибири. Начало сибирскому казачеству
положили именно воины дружины храбрейшего казачьего атамана Ермака.

Ведущий 1.

Именно сибирские казаки прошли путь от Урала до Тихого океана и
подарили России территорию размером в две Европы – одну восьмую часть всей суши
– и в течение последующих столетий оберегали границы державы в Западной Сибири
и Средней Азии.

Ведущий 2. 26 октября 1582 г. столица Кучумского ханства город Сибирь был
занят русскими казаками во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем.

Днём войскового праздника
установлено 19 декабря – День Святителя Николая Чудотворца, который
является Небесным покровителем Сибирского казачества

Ведущий 1.

За несколько десятилетий
казаки освоили и взяли под охрану огромные пространства от побережья Арктики до
Китайской границы и от Уральских гор до Тихого океана. 1582 – год образования
Сибирского казачьего войска.

Ведущий 2.В 16 – 19 веках основаны города : Тюмень, Тобольск,Берёзов,Сургут,Томск,Туруханск,Енисейск,Красноярск,Братск,Охотск
,Чита, Иркутск,
Петропавловск,Благовещенск,Хабаровск,Анадырь,Новосибирск,Владивосток

Ведущий 1.Слово предоставляется  директору Н……. технологического колледжа

(Ф.И.О)

Ведущий 2.

Слово предоставляется атаману Н…… станичного казачьего общества

(Ф.И.О)

Ведущий 1. В соответствии с Указом Президента  от 15 июня 1992
г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О
реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» в Н…….
начинается этап возрождения казачества.

Ведущий 2. В
соответствии с федеральным законом Российской Федерации  «О
государственной службе российского казачества» Н….. станичное казачье
общество осуществляет деятельность по обеспечению пожарной безопасности лесных
массивов, участвует в мероприятиях по мониторингу состояния окружающей среды и
природных объектов, проводит патрулирование и рейды по охране общественного
порядка.

Ведущий 1

В связи с изменениями в Российском
законодательстве: «О государственной службе российского казачества» в
редакции закона от 31 мая 2011 года в Н…… начинается создание станичного
казачьего общества .в 2012 году в соответствии с Приказом Министерства Юстиции
России № 129

от 2 июля 2012 года «Н……станичное казачье
общество»  включено в «Государственный реестр казачьих обществ Российской
Федерации» 

Ведущий
2.
Исполняя функции по несению
государственной службы, НСКО тесно взаимодействует:

·      
с Н…… филиалом отряда авиационной и
наземной охраны лесов Департамента недропользования и природных ресурсов
ХМАО-Югры;

·      
отделом Государственной службы по контролю и надзору в сфере охраны
окружающей среды и объектов животного мира по городу Н……… и Октябрьскому району;

·      
отделом
Министерства Внутренних Дел России по городу Н……..;

(презентация)

Ведущий
2.
В 2002 году в муниципальном учреждении дополнительного
образования детей «Центр «П….» был создан военно-патриотический клуб «Россия».

Ведущий
1.
С 2011 года в связи с изменениями в
муниципальной программе клуб осуществлял свою деятельность на базе «Средней
образовательной школы № …».

Ведущий
2.
В 2013 году военно-патриотический клуб
преобразован в «Военно-патриотическое объединение «Россия – Казачий дозор» Н………
станичного казачьего общества

Ведущий
1.
Воспитанники объединения в составе команды
«Кадет»  неоднократно становились победителями и призерами Окружных,
Всероссийских и Международных соревнований по военно-прикладным видам спорта в
городах Пыть-Ях, Ханты-Мансийск, Владивосток, Севастополь, Санкт-Петербург  и 
Москва.

Ведущий
2.

Мы
передаем слово  Заместителю атамана Н……. станичного казачьего общества
по военно-патриотической работе, руководителю военно-патриотического
объединения «Россия – Казачий дозор»

Ф.И.О.

ВЫСТУПЛЕНИЕ (награждение)

 Песня «Казак клинком побреется» в
исполнении воспитанников ВПО 
(2:41 мин.
отключить звук)

Ведущий 1. «Все, что мог сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной
энергией, и результат трудов его достоин удивления по своей громадности»
, — писал в конце прошлого века известный сибирский ученый и
общественный деятель Н. М. Ядринцев.

Ведущий 2. Действительно, создать русскую Сибирь было очень
и очень нелегко. Скольких трудов и жертв стоило нашему народу превращение
Сибири в органическую часть Российского государства. Редко кто теперь не знает
пророческих слов великого русского ученого и патриота Михайло  Ломоносова «российское
могущество прирастать будет Сибирью!»

Песня «Есаул молоденький» исполняют воспитанники ВПО колледжа .

Ведущий 1.Дорогие
друзья, наше мероприятие  завершается. Мы ещё раз от всей души поздравляем Вас
с этим знаменательным событием.

Ведущий 2.Желаем вам всего самого доброго. До свидания, до
новых встреч!

Материал (6 класс) по теме:
Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»

Предварительный просмотр документа:

Название файла:
sib.kaz_.doc.

Краткое описание:
Материал (6 класс) по теме:
Сценарий мероприятия « История Сибирского казачества»

Нравиться файл? Нажми лайк!

Комментарии пользователей к документу:

Случайные документы:

  1. План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Технокарта урока русского языка «Н и НН в словах, образованных от глаголов»
  2. Классный час по обществознанию по теме: Классный час «Глобальны проблемы современности»
  3. План-конспект занятия по истории (9 класс) на тему: Россия в 1989-1993 гг.
  4. План-конспект урока (5 класс) на тему: План урока
  5. Тест (5 класс) по теме: тесты по родному языку 5 класс
  6. План-конспект урока по английскому языку (10 класс) на тему: «Different Landscapes — Different Countries»
  7. Занимательные факты на тему: Занимательный материал по СБО
  8. Презентация к уроку (основы безопасности жизнедеятельности) по теме: Презентация к уроку ПДД 5 класс
  9. Календарно-тематическое планирование (обществознание , 10 класс) по теме: календарно- тематическое планирование уроков обществознания для 10 класса социально- гуманитарный профиль
  10. Статья на тему: Психологические особенности старшего школьного возраста

Звучит мелодия казачьей песни.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики». 

Казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Казак: Здрово дневали! (кланяется).

Казачка: Здорово ночевали! (кланяется).

Гости: Слава Богу!

Казак: Гость, войди! Традиций не нарушим. Всем известно казаков радушье.

Привечаем мы гостей с добром. Хлебосольство и открытый дом.

Казачка: Дорогих гостей встречаем, хлебом, солью угощаем.

Песней звонкой величаем.

Песня «Приветственная»

Во время песни гости угощаются хлебом, солью и проходят в «воротики». Хозяйка рассаживает гостей за стол, лицом к экрану.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Очень рады, что вы к нам пожаловали. Предлагаем у нас отдохнуть и историю о казаках послушать. Узнать, что за народ такой, да откуда взялся, чем живет, какие традиции имеет. А еще удастся вам ремесло казачье освоить: гостьюшкам – рукоделие, а бравым гостям – шашкой владение.

Выходят дети – ведущие презентации. (5 мин)

1 слайд

1 ведущий: Казаки́ – это исторически сложившаяся общность вольных поселенцев из числа наиболее вольнолюбивых и отважных представителей самых разнообразных наций и народностей.

2 слайд

2 ведущий: Казачество зародилось на окраинах земель Русского и Польского государств в 15 веке. Первоначально проживали казаки в степях и лесостепях Восточной Европы, преимущественно на территории современной Украины. Впоследствии расселились на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, южного Урала, Сибири и Дальнего Востока.

3 слайд

3 ведущий: Донски́е казаки́, донское казачье войско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на территории России и Украины.

4 слайд

4 ведущий: Куба́нские казаки́, Куба́нское казачье войско – часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия.

5 слайд

5 ведущий: Те́рские казаки — это казаки, которые жили вдоль рек на Северном Кавказе. Терское казачье войско — третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, которые действовали под царскими знаменами.

6 слайд

1 ведущий: Оренбургские казаки  — социальная и историческая общность, представители которой жили на территории Оренбургской области.

После Гражданской войны оренбургское казачество было упразднено, большая часть выслана и физически ликвидирована. Первые шаги на пути возрождения Оренбургского казачьего войска были сделаны в декабре 1990 года, когда в войсковой столице прошёл первый круг потомков оренбургских казаков. На основе принятых деклараций 8 декабря 1991 года, была создана одна из старейших в России казачьих общественных организаций Оренбургское казачье войско Союза казаков России, существующая по сей день.

7 слайд

2 ведущий: Ура́льские каза́ки, Уральское казачье войско (до 1775 — Яи́цкое казачье войско) — размещается на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал.  Будучи своеобразной пограничной стражей, уральские казаки регулировали кочевые перемещения казахских родов через Урал и обратно, принимали на себя попытки казахов отбить захваченные у них земли, участвовали в подавлении периодически поднимавшихся восстаний.

8 слайд

3 ведущий: Сиби́рские казаки́, Сибирское Линейное казачье войско — регулярное войско Российской империи в 17 веке, находилось на территории Сибири (включая территорию Северного и Восточного Казахстана). Последними отпрысками современного Сибирского казачества являются: Семиреченское, Амурское и Уссурийское Войска, образованные заботами правительственной власти, стремившейся укрепить в те времена нашу, почти беззащитную китайскую границу.

9 слайд

4 ведущий: Дорогие гости, хочется обратить ваше внимание на то, что казачество возникло на границах Российского государства и всегда служило живым щитом России. Казаки с детства приучались к военному делу, умению владеть шашкой и управлять конем. Они постоянно находились в боевой готовности и защищали интересы государства.

10 слайд

5 ведущий: В наше время казачество расселилось по всей территории России. И, чтобы объединить казаков на местах не традиционного их проживания, в центральном округе Российской Федерации в 1994 году было создано и внесено в государственный реестр казачьих войск Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско». Казаки, входящие в состав Центрального казачьего войска, исповедуют православную веру, чтут и соблюдают казачьи заповеди, свято хранят многовековые традиции казачьего братства, честь и достоинство казака, всегда проявляют уважительное отношение к старикам и старшим по возрасту, воспитывают казачат и молодых казаков в духе преданности идеям казачества и государства.

11 слайд

5 ведущий: Именно к «Центральному казачьему войску» относится Каширское станичное казачье общество и наше кадетское движение.

Хозяйка: А сейчас мы приглашаем вас пройти в казачий курень, чтобы поближе познакомиться с бытом казаков.

Идут в музей (15-20 мин)

1 ведущий:

2 ведущий: Много времени прошло с момента образования казачества, но неизменными остались казачьи атрибуты, определяющие казака.

  • Шашка — холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) — большой позор. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

  • Нагайка — короткая конская плеть — оружие. В повседневной жизни — знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и Совета старейшин.

  • Погоны — часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту или ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

  • Лампасы — часть казачьей одежды, полосы контрастного цвета на брюках, входящих в комплект повседневного и парадного военного обмундирования. Казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего, является символом вольности. Лампасы — это неотъемлемая часть справы, то есть формы казака, даже в мирное время.

3 ведущий: Издревле казачьи земли славились гостеприимством. По казачьим обычаям гость считается посланцем бога. Самым дорогим и  желанным гостем считался незнакомый человек из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Чтить гостя – основа основ казачьей культуры. Тот, кто не оказывает должного уважения гостю – заслуженно подвергается презрению и порицанию.  В любой казачьей станице традиции предков чтили, и к встрече гостей относились с особым трепетом.

4 ведущий: У казаков считалось за правило: куда бы ни ехал — по делам ли, в гости ли — никогда не брать еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице обязательно найдется дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или сослуживец, а то и просто житель, который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. Все самое лучшее гостю: еда и питье,  место за трапезой и на отдыхе. И развлекли гостя по всем законам казачьего гостеприимства: казачьи песни, пляски, прибаутки – все это ждало гостя в любой станице.

Хозяйка: Вот и мы предлагаем вам дорогие гости развлечься да уму разуму поучиться. Мужчинам предлагаем пройти к казачатам-ребятам и попробовать овладеть казачьей шашкой.

А вас ждет интересное рукоделие – вышивание рушников вместе с нашими молодыми казачками.

Мастер-классы (10минут)

Казак: Вот и настал момент прощаться. Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья. Дарим песню на прощанье.

Вместе: До счастливых новых встреч.

Песня «При лужку»

Хозяйка: Спасибо Вам гостьюшки дорогие за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки! Примите от нас в подарок …….

Под казачьи песни гости уходят

Сценарий

«Слава тебе, Господи, что  мы – казаки !»

(18 октября – день памяти войсковой казачьей славы)

Звучит мелодия казачьей песни.

Чтец 1: Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем вы хороши:
Вы терпите, когда вам больно,
И веселитесь от души;
Вы зорко бдите честь державы –
Лицом бить в грязь вам не с руки!
С Днем войсковой казачьей славы!
Спасибо, братья-казаки!

Вступительное слово библиотекаря.

Библиотекарь 1: Казачество – это совершенно уникальные люди, это русская, славянская история, неповторимая часть славянского этноса. Невозможно представить появление казачества где-то еще, кроме нашей страны и стран, заселенных восточными славянами – Беларуси и Украины.

Давайте в первую очередь разъясним, кто же такие казаки. В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов. Но впервые слово казак появляется в 14 веке в значении «охранник». Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям.

На самом деле, существует очень много версий и гипотез, откуда именно пошло слово «казак».  Это может быть кавказский народ косоги или топоним их государства – Касахия.  У тюрков было слово «казак» в значении свободного, независимого человека, бродяги. Есть и древнерусское слово «козакъ»  в значении вольнонаемного работника. В принципе, большинство ученых склоняются именно к этой версии.

     Страница 1.   История казачества России.

Библиотекарь 2: В истории казачества главную роль играют три ветви, параллельно развивающиеся на разных территориях. Это Запорожская Сечь, Донское казачье войско и Уральское казачье войско.

Запорожские казаки какое-то время служили на службе у польского короля, числились в реестре, даже успели повоевать с Турцией и Швецией. Однако в дальнейшем начались коренные разногласия между польской администрацией и церковью – с одной стороны, и вольным казачеством – с другой. Что неизбежно переросло в успешную освободительную войну против Речи Посполитой, которая завершилась образованием независимой Запорожской сечи и последующим принятием украинского казачества по его же просьбе в состав Русского государства.

Запорожские казаки, к слову, знамениты не только этими фактами. Вы же наверняка видели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или хотя бы слышали что-нибудь о ней? Да, Илья Репин прославил храбрых казаков, написавших в ответ на ультиматум турецкого султана Мехмеда дерзкое письмо, ставшее известным впоследствии благодаря найденной копии.

Впоследствии из запорожцев, многие из которых были переселены Екатериной ІІ на Кубань, возникло Кубанское казачье войско.

Донское казачье войско всегда имело хорошие отношения с Российским государством, помогая осваивать и колонизировать новые земли. Долгое время оно было независимым, и отношения с русской администрацией велись через послов. Присягнули донские казаки на верность русскому царю лишь в 1671 году. Пятьдесят лет спустя их подчинили военной коллегии, была создана типичная для тех времен администрация. Донские казаки стали охранять южные и восточные границы Российской Империи.

Уральское казачье войско (долгое время называлось Яицким по причине обитания возле реки Яик, нынешнего Урала) в полной мере олицетворяло негласный принцип, по которому беглые могли совершенно спокойно быть приняты в казаки и их никто не выдавал. Такой принцип сохранялся до начала 18 века. Это была наиболее разношерстная казачья группа. Однако им не повезло принять участие в бунте Емельяна Пугачева, после чего случился ряд переименовании, уральские казаки лишились автономии. Существовали и существуют и другие казачьи войска, оставившие свой след в истории:  Сибирское казачье войско, Оренбургское казачье войско и так далее.

Многие географические открытия были сделаны казаками. Казаками были Ермак и Поярков, Дежнев и Атласов. Благодаря своей отваге и бесстрашию казаки смело шли покорять и открывать новые, неизведанные территории. И зачастую им сопутствовала удача.

Чтец 2: Память о бравых казаках живет
В наших с тобою сердцах навсегда.
Вниз по течению она нас несет,
Туда, где казаки все жили тогда. 
Пусть слава рыцарей нашей степи
Не угасает пусть ни на мгновение.
Память о тех, кто при мысли «терпи!»
Мир дарил будущему поколению!

 

          Библиотекарь 1:  В дальнейшем в жизни казачества возникали некоторые перемены: если раньше они слыли бунтарями и поднимали восстания, то уже после стали главными защитниками государственности, гвардией императора, лучшими солдатами и офицерами русского войска. Сам Наполеон отмечал, что казачья гвардия сравнима с его лучшими гвардейцами, покорившими практически всю Европу.

В дальнейшем судьба казачества была тяжелой. Многие казаки погибли или были вынуждены бежать после Октябрьской революции и Гражданской войны. Многих репрессировали в советские годы. В Великой Отечественной Войне тоже был некоторый раскол: большая часть казаков воевала за Советское государство, но были и те, кто служил вермахту.

И лишь в 1990-е годы казачество было в какой-то степени восстановлено, правда, уже далеко не в том количестве, что было ранее. Хотя есть вероятность, что это лишь вопрос времени. В любом случае, флаги казаков вновь развеваются над просторами России.

Страница 2.   Памятная дата казачества.

Библиотекарь 2:  18 октября – День памяти войсковой казачьей славы. Это ни в коем случае не праздник, а памятная дата, которую нужно помнить и которой стоит гордиться. Как и славными людьми – казаками, без которых Россия не была бы такой, какой является сейчас. И не были бы такими восточнославянские государства.

День памяти войсковой казачьей славы18 октября  традиционно встречали до 1920 года донские и кубанские казаки как день почитания предков, павших в битвах за родину.

В память битвы под Лейпцигом в 1813 году Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни. Кроме того, казакам-гвардейцам были пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

«Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу!». Эти слова принадлежат Наполеону Бонапарту. Действительно, казаки являлись предметом зависти многих европейских императоров: историки пишут, что британская королева Виктория пыталась создать подразделения по типу казачьих, наделив их землёй и дав им волю, но ничего из этого не вышло: духа казачьего не было! И это у британцев — отчаянного народа-покорителя, завоевавшего полмира!

Чтец 3: Мы не забудем о казачьей славе,
О подвигах военных их вовек!
И помнить никогда не перестанем
О них, героях численных побед!
Тебя сегодня с памятною датой
Поздравить я спешу и пожелать,
Чтобы Родину берег, как те казаки,
Готовые за это жизнь отдать!
Войсковую казачью славу помним,
И благодарность им в сердцах храним!
И гордостью мы души переполним,
И дух казачий снова возродим!

 

       Библиотекарь 1:  День памяти войсковой казачьей славы — не праздник, а памятная дата, выпадающая на 18 октября. Её следует помнить всегда, а относиться к ней нужно со всей серьёзностью. Казаки — свободолюбивые люди, по доброй воле шедшие на рубежи своей родины, где им каждую секунду грозила смертельная опасность, были не только завоевателями: они вольно или невольно становились мостом между государством Российским и порубежными народами, способствуя, как ныне модно стало говорить, посредниками межкультурного и межэтнического общения. Недаром же Лев Толстой сказал: «Казаки создали историю России». Считать ли казаков этносом — дело историков, антропологов и культурологов. Пора прекратить споры по поводу того, кто был «более прав», белые или красные казаки: в гражданской войне правых и победителей быть не может. Есть герои, но об их геройстве можно спорить и спорить: жертв несоизмеримо больше, и герои — тоже своего рода жертвы чьей-то политики.

Однажды историки придут к единому мнению. Да так ли это важно? Важно другое: казачьи традиции и былую славу казачества возродить нужно обязательно. И возрождать есть что даже, несмотря на то, что из истории, из быта и из памяти поколений вымарано почти всё. Но что-то же осталось! И «Любо!» тем, кто сделал и ещё сделает возрождение духа народного, духа казачьего делом своей жизни!

Чтец 4: Традициям казачества мы всегда верны,
И на ногах своих стоим мы крепко.
Чтят подвиги казачества внуки и сыны,
Достойными хотят быть своих предков!
Ты тоже помни, что в твоей груди
Казачье сердце бьется от рождения.
Пусть будет оно сильным и горячим,
Не знающим тревоги и сомнения.

Страница 3.    Слава Тебе, Господи, что мы — казаки!

       Библиотекарь 2: Где бы мы не были, мы крепко держимся наших казачьих обыкновений. Поэтому нас можно истребить, уничтожить, но победить, изменить нас, нельзя. Пока в наших жилах течет казачья кровь, никакая революция, никакой коммунизм, никакие гонения и лишения не изменят нашей духовной сущности, не изменят наш вольный свободолюбивый дух, не вырвут из наших душ любовь к свободе, к справедливости, законности, к вере в Бога, не вырвут веру в святость человеческой жизни и личности.

Чтец 5: С Днем памяти казачьей славы,
С днем доблести и славы войсковой,
Хранит Господь и церкви златоглавые,
Всех казаков с ядреною душой!

Желаем быть защитниками дальше,
Хранить традиции и дух свой боевой,
За это кланяемся вам нижайше,
Желаем быть хранимыми судьбой!

Библиотекарь 1: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы викторины по казачеству.

Викторина «Вехи казачьей славы».

Чтец 1:

Я верю в возрождение казака!

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.

Увы, забытый ныне властью образ.

Лишь жив доселе в памяти людской.

Он ратник был, какого поискать,

Лихой джигит, пластун не уязвимый.

С противником в сто крат превосходящих сил

Из боя выходил казак — непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,

Ремесленник, в делах неутомимый,

Он покорил Сибирь, он строил города,

И Вере Православной был защитником всегда.

Библиотекарь 2:  Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого, правда в разное время и с разной силой, но все, же возникает. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. И чтобы такого не произошло с нами, вы на протяжении года или чуть больше изучали историю казачества. Ведь казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины.

И сейчас мы с вами собрались для того, чтобы провести интеллектуально- познавательную викторину по истории казачества.

Вопросы викторины:

1.Кто такие казаки?

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».

2.Значение терминов:

казачий круг — общее собрание казаков, которое состоялось на майдане.

Майдан — большая площадь, обычно перед церковью

Атаман — главный в казачестве

Есаул — помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года).

Из истории казачества.

Казаки (козаки) — группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. К началу 16 века обе группы выросли в России, Казахстана и Украины. Точное происхождение казаков неизвестно; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в 10-14 веках. К концу 14 века образовались две крупные группы казаков, проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским царством заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск. Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь…

Национальные блюда казаков.

Хлеб, пирожки, кулебяки, сметану, кислое молоко, ряженку, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски, сало и вареные яйца, вареники, блинчики с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом, гарбузянная  каша,

3.  Органы управления казачьим войском?   

Большой Войсковой круг    

Совет Атаманов

Войсковой Атаман     

Атаманское правление

Войсковой штаб

Экономический совет 

Совет старейшин        

Ревизионная комиссия

4.Где расселялись казаки?

Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.

5.Традиции казаков?

В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие.

Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть — это означает, что казак готов защищать честь России.

Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай».

Начиная с двух лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу.

При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу.

Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили.

Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная — по дому хлопотала.     

Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец  

Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего — это закон.   

Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей.        

Детям, тем, кто баловался,  мог и посторонний казак надрать уши.

6.Вера казаков.

Православие.

7.Праздники у казаков?

Святки.  Особенно масштабно казаки праздновали Святки, они устраивали массовые гуляния, состязания на лошадях. Девушки ночи посвящали гаданиям. С гаданиями у казачек были связаны почти все празднования. Они не упускали возможности опустить венок на Ивана Купала, покатать яблочко в яблочный спас, для того, чтобы узнать свою судьбу.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Праздник казаков всех войск.

Отмечается, как день Победы 5,3 тысячи казаков над 150-ю тысячами турок в конце сентября 1641 г. в крепости Азов.

8. Чем занимались казаки?

Военным делом, рыболовством, земледелием и скотоводством, охотой.

9.Казачьи заповеди?  

1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;

 2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ        

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!»        

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

 5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ    

6.ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

7.ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

11.Оружие казаков?

Шашка, сабля, кинжал, засапожный нож – стилет, нагайка.

12. Женщина — казачка.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.

13.Круг служебных обязанностей казаков.

Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентировался. Первенствовали чисто военные функции.  Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, винокуренные заводы и золотые прииски, обеспечивали работу таможен.

14.Одежда казаков.

Папаха – головной убор донского казака.

Кубанка – головной убор кубанского казака.

Казакин – у донских казаков

Бешмет – у терских и кубанских казаков

Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного,

у терских – синего цвета.

Бурка, шаровары.

15.Откуда получали доходы казаки?

Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное.

16.Формально в Российской империи атаманом всех казачьих войск страны был с 1827 года

1. император 2. наследник престола 3. военный министр 4. наказной атаман.

17. Спас у казаков – это…(исключите лишний ответ)

1. Казачий православный праздник 2. Искусство ведения боя

3. Система боевой подготовки 3. Система подготовки духа казака

18. Сколько лет уходило на военную подготовку молодого казака

1. 5 лет 2. 7 лет 3. 9 лет

19. «Казацкие чайки» — это

1. птицы, живущие в станичных городах 2. казачьи корабли 3. казачьи кони

20. Старые казаки говорили: «Когда ЛАВА в бою — ковыль перед ней ложился на двенадцать аршин вперёд». «Лава» — это….

1. способ ведения битвы стенка на стенку

2. внезапность при наступлении на врага

3. временное отступление

21. Джигитовка – это

1. искусство владения шашкой 2. искусство езды на коне

3. выполнение сложных упражнений при верховой езде

22. Что означает дословно в переводе с языка донских казаков понятие «Шермиции»

1. национальные традиционные казачьи игры 2. примерные бои, устраиваемые на праздниках 3. состязания казаков 4. кулачный бой 5. Верны все ответы

23. СЕРЬГИ (у мужчин) — означали его роль и место в роду. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Укажи, как носил серьги казак в 1 и 2 случаях.

1. единственный сын у матери

2. последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии

Выбери ответ 1. одну серьгу в левом ухе

2. серьгу в правом ухе

3. серьги в обоих ушах

1-1

2-2

24. КОЛЬЦО — мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Соотнеси как носили кольца казачки с приметами

  1. серебряное кольцо на левой руке 1. жених служит
  2. Золотое кольцо на правой руке 2. вдова
  3. Кольцо с бирюзой 3. девушка на выданье
  4. Два золотых кольца на одном пальце левой руки 4. замужняя

1-3

2-4      

3-1

4-2

25. Без чего казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.

1. Без молитвы 2. Без шашки 3. Без атамана 4. Без хлеба

26. Вставь пропущенные слова.

Шашка — символ всей полноты ( 1)……. у казака. С потерей силы старик меняет шашку на (2)…… При отсутствии (3) ………. шашка ломается пополам и укладывается в гроб.

1-власти

2-посох

3-наследника

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Библиотекарь 1: Дорогие ребята. Мы закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. Большое спасибо за активное участие, за правильные ответы. До свидания. До новых встреч.

Литература:

  1. Астапенко, М. Донские казачьи атаманы [Текст]/М. Астапенко.-Ростов н/ Д, 1996.- 347с.
  2. Небратенко, Г.Г. Обычаи вольного казачества [Текст]/ Г.Г. Небратенко.- Ростов н/Д, 2010.- 232 с.
  3. Скорик, А.П. Возникновение донского казачества [Текст]/ А.П. Скорик.- Новочеркасск, 1992.-93 с.
  4. Шумов, В.В. История казачества [Текст]/ В.В. Шумов.- Ростов н/Д, 2011.- 275с.
  5. Шишков, А.В. Сто великих казаков [Текст]/ А.В. Шишков.- Москва, 2007.- 298с.

Материал подготовила:

библиотекарь Гнидина Л.В.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Симс 4 сулани праздники
  • Сибирский цирюльник сценарий читать
  • Симс 4 праздники традиции
  • Сибирский цирюльник михалков кто написал сценарий
  • Симс 4 праздники варианты