Симеон летопроводец история праздника

Народно-христианский праздник Семён Летопроводец отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю) каждого года. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери. Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.

Семён Летопроводец

Народно-христианский праздник Семён Летопроводец отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю) каждого года. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери.

Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.

В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника… Парни состязались в ловкости – залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать (снять куклака), доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон – делалась к уборке урожая.

Традиции и обряды на Симеон-летопроводец

Главные традиции 14 сентября — начало свадеб и посиделок, обряд посвящения детей в воины и землепашцы, захоронение мух и тараканов.

— «Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». В старину этот день называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.

— День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.

— С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.

— Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки – рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.

— 14 сентября проводится обряд пострига – посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.

— Существовал обычай Семёнова дня — похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам этого обряда.

В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их.

С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию, комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.

— У восточных славян существовало предание, будто в самую полночь на Семёнов день чёрт меряет воробьёв… «Сперва соберёт всех воробьёв в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнёт тех, которые выше краёв его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых чёрт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнёзда и заботятся о размножении своей породы»

Приметы и поговорки на Симеон-летопроводец

  • Время с Семёна дня до Рождества Пресвятой Богородицы называют бабьим летом.
  • На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
  • Первые засидки — новый огонь в избе.
  • С Семёна дня до Гурия (15/28 ноября) — свадебные недели.
  • Семен лето провожает, бабье лето наводит.
  • Если день ясный, до начала зимы будет тепло.
  • Дует южный ветер, значит, зима будет теплой.
  • Если птицы уже улетели на юг, зима наступит рано.
  • Много паутины на полях – осень будет долгой.
  • Коли на Семен-день не убраны колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.

Именины 14 сентября

Марфа, Наталья, Татьяна.

Другие названия: Летопроводец; Семенов-день; Семен-день; Семен; Старого бабьего лета почин; Новолетие; Семеновы осенины; Первые осенины; Засидки; Встреча осени; Марфа

Церковное название: Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской

Значение: Почтение памяти сирийского монаха Симеона и его матери

Традиции: Начало смотрин и свадеб, посиделок; обряд посвящения детей в воины и землепашцы; захоронение мух и тараканов

Народный праздник Симеон-летопроводец отмечается 14 сентября 2022 года (дата по старому стилю – 1 сентября). В православном календаре – это день почитания святого Симеона Столпника.

Этот сирийский монах является основоположником «столпничества», что означает непрерывную молитву на открытой площадке, столбе, башне. Благодаря сильной вере и духу, Симеон все время проводил на столпе. Он обрел дар исцеления духовных и телесных недугов и предвидения будущего. Молва о нем распространилась далеко за пределы Сирии. Многим он помог обрести истинную веру. Даже цари, императоры обращались к нему за советом. Святой Симеон прожил более ста лет и умер во время молитвы.

Традиции и обряды

«Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». Это народный праздник начала бабьего лета, который отмечается народными гуляниями.

День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.

С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.

Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки – рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.

Проводится обряд пострига – посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.

На Симеона-летопроводца хоронят мух и тараканов, которые олицетворяют бедность и домашние неурядицы. Из моркови или репы вырезается гробик. В нем закапываются как можно дальше от жилища пойманные в доме насекомые.

Приметы

Если день ясный, до начала зимы будет тепло.

Много паутины на полях – осень будет долгой.

Дует южный ветер, значит, зима будет теплой.

Если птицы уже улетели на юг, зима наступит рано.

Симеон-летопроводец

Дата в 2023 году 14 сентября 2023 года, Четверг
Церковное название: Преподобного Симеона Столпника, матери его Марфы Каппадокийской
Значение: Почтить память святого Симеона, его матери
Другие названия: Летопроводец, Семенов день, Семен-день, Семен, старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, первые осенины, засидки, встреча осени, Марфа
Традиции: Планирование свадеб, смотрины, захоронение мух, тараканов, посвящение детей в землепашцы

Симеон-летопроводец

Симеон-летопроводец – это религиозный, народный праздник. В этот день каждый год почитают святого монаха Симеона Столпника, его мать – Марфу Каппадокийскую. Он был родом из Сирии, являлся основателем наиболее жесткой формы аскетизма. За свой вклад в создание столпничества был награжден Господом особым даром – прорицанием и возможностью исцелять физические и душевные недуги.

В этот праздник проводят жаркое лето, приветствуют золотую осень, собирают урожай и проводят праздничные гуляния.

История праздника

Святой Симеон родился в Сирии (город Антиохия) в IV веке. Жизнь в бедности не сломила юношу, он помогал своему отцу в выпасе пары овец. Однажды мальчик проходил мимо христианской церкви и услышал песнопения, которые его сильно заинтересовали. После этого Симеон стал постоянным гостем в храме. Во время молитвы ему явилось видение. Во сне он упорно копал фундамент сооружения, а невидимый голос подгонял его, уговаривая копать еще и еще. Так молодой юноша познал истину, что без труда успехов не добиться. Симеон увидел в этом особый знак. Он покинул отчий дом, поселился далеко в пустыне. Правилами жизни монах принял для себя полный отказ от мирских благ, искушений, постоянные молитвы и самосовершенствование. Симеон во время отшельничества построил огромный столп прямо среди песков пустыни. Он трудился, не зная усталости и отдыха. Все свое сознание он направил на молитвы и познание себя, своей роли в мире, целей и истин. Не страшны были ни голод, ни погода, ни жара. Единственной пищей его было то малое, что приносили в дар люди. Его пример вдохновил множество идолопоклонников и язычников, которые в дальнейшем приняли христианство. Симеон был долгожителем, мощи монаха были захоронены в Антиохии.

Традиции и обряды

14 сентября на Руси считался очень благоприятным для проведения смотрин, планирования пышных свадеб, новоселий. Очень важным ритуалом считался вызов домового – маленького духа, охранявшего дом. За некоторое время до новоселья хозяин ставил рядом с печкой блюдце с молоком, а также мешок. Маленькое существо должно было обрести новый дом. Чуть позже к традиции добавилось угощение домового стаканом водки, самогона, хлебом и солью. Кстати, многие до сих пор придерживаются такого уклада при переезде в новый дом.

Летопроводец означает – лето проводящий, а значит, в этот день начиналась подготовка к зиме. Лето провожали, встречали осень, проводили заготовки, сбор урожая. Симеон-летопроводец считался датой, знаменовавшей начало «бабьего лета». Девушки, женщины подготавливали, трепали пеньку, мыли и стелили лен. К вечеру приходило время садиться за прялку и по нитям гадали, какой муж будет. Если пряжа ложилась ровно – отличный, трудолюбивый муж, если нет – ленивый, растяпа.

Также было принято праздновать этот день проведением ярмарок, гуляний, плясок. Посередине деревни сооружался высокий столб, на вершине находилась фигурка Симеона. Деревенские юноши устраивали конкурс, кто быстрее снимет куклу со столба.

Приметы

  • Во многих деревнях дата 14 сентября была связана с «похоронами мух». Считалось, что этот обряд поможет избежать проблем с насекомыми в будущем. Для этого изготавливали гроб из тыквы, репки или огурца, клали мертвых муж и хоронили по всем канонам.
  • Еще одним интересным обрядом считался постриг детей в землепашцы и воины. Проводился молебен, после которого ребенку выстригали часть волос, сажали на коня и вели по двору. Считалось, что с тех пор воспитание мальчика ложилось на плечи мужской части семьи.
  • Данный праздник означал начало посиделок. Женщины и девушки занимались рукоделием при горящей свече и лампе, общались и делились историями.

До праздника «‎Симеон-летопроводец» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Симеон-летопроводец»

14 сентября православный мир почитает память преподобного Симеона Столпника — христианского святого, аскета, известного самоотверженным служением Богу и человечеству. В народе этот день больше известен под названиями «Семен Летопроводец» или «Семенов день». По старому стилю он праздновался 1 сентября и знаменовал собой не только начало осени, но и наступление нового года, а потому повлек за собой множество обрядов и примет. Многие традиции сохранились до нашего времени.

Аскетический подвиг Симеона Столпника

Начало аскетической жизни святого относится ко времени его юношества. Симеон, которому на тот момент не было и 18 лет, всеми силами души воспринял проповедь старца, разъяснившего ему смысл заповедей Иисуса Христа. В этот момент юноша принял решение удалиться в пустынное место и посвятить себя служению Богу.

Во имя духовного спасения Симеон претерпевал тяжелейшие физические лишения. Почти полвека святой провел в келье, расположенной на четырехметровом столпе, соблюдая строгий пост и беспрестанно вознося молитвы. По этому христианскому подвигу Симеон и получил прозвание «Столпник». Согласно жизнеописанию святого, за усердное служение Бог вознаградил его способностью избавлять людей от моральных и телесных недугов, а также предвидеть грядущие события.

pic

Традиции празднования Семенова дня

Благодаря тому, что день памяти святого приходился на начало нового года, в народе Симеон получил прозвание «Летопроводец». У славян преподобный Симеон — русифицированное «Семён» — считался одним из самых почитаемых святых, ведь день его памяти завершал один жизненный цикл и открывал новый.

Начало нового года считалось благоприятным временем для переезда в новый дом. Туда накануне Семёнова дня запускались животные: по старому поверью они изгоняли нечистую силу. Во время переезда наши предки обязательно приносили из старого дома чугунок — вместе с ним в новое жилище переезжал домовой, хранитель домашнего очага. В Семенов день хозяин обязательно обходил весь дом с иконами.

В семейных гнездах вечером накануне 1 сентября тушили огонь — горели только лампады. Едва начинало светать, в печи разували «новый огонь» — он символизировал начало следующего годичного цикла, привлекал в дом счастье и достаток. Считалось, что работа при таком освещении притягивает богатство.

pic

Один из важнейших древних обрядов — обряд «пострига», то есть посвящения мальчиков, достигших возраста трех лет, в мужчины. В ходе обряда служили молебен, мальчикам на макушке выстригался небольшой клок волос. Крестный отец должен был посадить ребенка на коня и провести коня под уздцы. С этого момента мальчика начинали воспринимать как будущего воина и отца семейства, его воспитанием начинали заниматься преимущественно мужчины.

На Семенов день существовала весьма интересная традиция хоронить мух. Похороны мух символизировали прощание с летом. Кроме того, выметание мух из избы в начале года совершалось в расчете на избавление от ссор и бытовых проблем.

Народные приметы

Семенов день традиционно связывали с началом бабьего лета. По погоде в это время предсказывали, какой будет осень. Если бабье лето началось с ненастной погоды, то и осень будет дождливой. Если стоит ясный день — осень обещает быть ветреной.

С Семенова дня переставали косить траву и засеивать поля. Тяжелая работа в праздник считалась грехом. Поговаривали, что ночью черт придет пересчитать воробьев, поэтому не стоит связываться с полевыми работами.

Начало нового года было хорошим моментом для заключения сделок и договоров. Считали, что соглашение, заключенное на Семена Летопроводца, принесет много выгоды.

Мы давно уже празднуем Новый год 1 января, а Семенов день вместо 1 сентября выпадает на 14 по новому стилю. Однако следует помнить об обычаях, которые сопровождают день памяти святого, и поспособствовать тому, чтобы в вашем доме сохранялось благополучие и процветание.

26 октября — празднование иконы Иверской Божьей Матери

26 октября — празднование иконы Иверской Божьей Матери

Двадцать шестого октября православный мир по традиции поклонится иконе Иверской Божьей матери, прося ее о …

Рождество Христово: традиции, обычаи и молитвы

Рождество Христово: традиции, обычаи и молитвы

Рождество Христово — волшебный праздник, который отмечают во многих странах мира. Чтобы обрести поддержку и …

Рябинник: народные приметы

Рябинник: народные приметы

23 сентября наступает народный праздник под названием Рябинник, или день Осеннего Петра-Павла. В это время …

Макaвей 14 августа: православные и народные традиции

Макaвей 14 августа: православные и народные традиции

Макавей или Медовый спас отмечается 14 августа и является первым из трех августовских праздников. Узнайте как встретить и провести …

Семён Летопроводец
Семён Летопроводец
Посаженье на коня (А. И. Манастырский. Козацкая школа)
Тип народно-православный
иначе Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семёновы осенины, Засидки, «Жанiцьба комiна» (белорус.), Свадьба свечи (укр.)
также Симеон Столпник (христ.)
Значение Вторая встреча осени
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами
Дата 1 (14) сентября
Традиции справляли в деревнях новоселье, зажигали «новый» огонь, обряд «пострига», «похороны мух»

Семён Летопроводец — день народного календаря восточных славян, выпадающий на 1 (14) сентября. В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени.

1 сентября с 1492 (7000 год от сотворения мира) по 1699 год (7207 год от сотворения мира) считалось на Руси, по примеру греческой церкви, днём «Новолетия» — накануне заканчивалось лето, а с этого дня начинался новый год; потому и называется днём Семёна Летопроводца[1].

Содержание

  • 1 Другие названия дня
  • 2 В церковном календаре
  • 3 Новоселье
  • 4 Засидки
  • 5 Возжигание огня
  • 6 Обряд пострига
  • 7 Похороны мух
  • 8 Предание о воробьях
  • 9 Поговорки и приметы
  • 10 Примечания
  • 11 См. также
  • 12 Литература

Другие названия дня

Летопроводец, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семёновы осенины, Семён, Марфа, Осенины, Первая встреча осени, Засидки, «Жанiцьба комiна» (белорус.), Свадьба свечи (укр.), Праздник свечи (укр.), Симеон Столпник (христ.).

В церковном календаре

Начало индикта — церковное новолетие, которое установил император Константин Великий в 325 году. В этот день Русская православная церковь почитает: преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфу (ок. 428); преподобномученицу Татиану; мученицу Наталию (1937); праведного Иисуса Навина (XVI до Р.Х.); мученика Аифала диакона, Персидского (380); мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV); мученика Каллисту и братий её, мучеников Евода и Ермогена (309); Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения её иконы) (864); Черниговской-Гефсиманскую (1869), Александрийскую, Августовскую (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) иконы Божией Матери.

Черниговская-Гефсиманская икона Божьей Матери дарует исцеление страдающим параличом, при потере зрения. Перед иконой Божьей Матери «Всеблаженная» молятся о защите от предстоящих неприятностей, о счастье и мире в семье. об утешении в скорбных обстоятельствах[2].

Новоселье

На Семёнов день справляли в деревнях новоселье. За сутки до переезда впускали в дом петуха и кошку. Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечесть. Утром в день новоселья выгребала большуха все уголья, весь жар из печи старого дома в два чугуна: в один, маленький, и в другой — большой. Маленький чугунок предназначался для домового. Большой же старики с почестями и благословением переносили в новый дом.

Ставила большуха маленький чугунок с угольями в старом доме на стол и приговаривала: «Батюшка домовой, милости просим с нами на новое житье пойти, на новое место, к новой хлеб-соли». После чего брала чугунок и шла в новый дом. Там она ходила по углам и трясла чугунок, брякала крышкой, выпускала домового и давая ему право облюбовать себе угол.

Затем старики вносили в новый дом большой чугун с углями, заносили его в бабий кут, ставили на шесток. Невестки ставили на стол хлеб-соль, а большуха вытрясала на под уголья, подкладывала берёзовых дров так, чтобы поленья ложились крест накрест. Затем хозяин вносил домашние иконы, обходил с ними дом изнутри и выходил на крыльцо.

Засидки

На Украине с Семёна кончается «улица» и начинаются засидки, то есть работа в избах при огне[3]. В связи с наступлением осени, под Семён-день вечером гасят старый огонь, а под утро вытирают новый «живой огонь» из дерева и разносят по всей деревне. Также поступают и в околомосковских селениях. В некоторых местах этот обряд проводят на Осенние оспожинки 8 сентября или на Фёклу-зарёвницу 24 сентября.

Перед первыми осенними засидками с тлеющею головней в поле («на постать») ходят, — окуривают ниву в предохранение от всякого попущения, «от лиха, притки и призора».

Возжигание огня

Раньше крестьяне Огонь называли «богом», «святым огнём»; при вздувании огня читали молитвы. Огонь переносили из старого жилища в новое. Множество обрядов связано с печью, с овином и со светцом. В Полесье бытовал обряд, связанный с первым зажиганием света (огня) на встречу осени, он назывался «женитьбой комина». «Комин» белили, увивали спелым хмелем, цветами. Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи, дынные семена, куски солонины и комья масла[4].

На Украине отмечали «Свадьбу свечи». В Киев в ночь с 1 на 2 сентября (по ст. стилю) на базарах ставились ёлки и украшались плодами нового урожая: фруктами, ягодами и проч. Также ставились напитки и кушанья. Празднество длилось всю ночь. Недалеко от г. Лубны, у священной криницы (источника) по окончании ярмарки посетители ночью зажигали множество свечей[5].

У киевских ремесленников бытовала поговорка: «Женить Семёна», что означало начинать работать при свечах с вечера Семёна дня.

Обряд пострига

Издревле справлялся «при переходе от младенчества» обряд «пострига» — посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 1—3-х лет. Служился молебен, герою торжества выстригали на голове пучок волос — «гуменце» и сажали на коня. Считалось, что отныне его жизнь принадлежит родной земле. Коня под уздцы при объезде двора вёл крестный отец, у стремени шла божатушка со святым Образом. После «пострига» воспитание мальчика от женской передавалось в руки мужской половины дома, к отцу, к дядьям. Дольше всего «постриг» просуществовал у донских казаков, где «на коня сажали» ещё в XIX веке. При этом обряде ребёнка «бичевали»: символически били плетью.

В XIX веке, по свидетельству А. Н. Трунова, у жителей Орловской губернии через год-два после рождения мальчика над ним совершаются так называемые «застрижки». Собравшиеся родные и близкие сажали младенца на стол, на подушку. По правую сторону от него клали на тарелке ножницы; крёстные отец и мать выстригали у малыша крестообразно волосы, а на тарелку клали деньги, после чего мальчика одевали в новую рубашку, заранее приготовленную крёстной[6].

Похороны мух

Существовал обычай Семенова дня — похороны мух (в некоторых местах он проводился на Осенние оспожинки). В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывают туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам этого обряда.

В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мёд наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их[7].

С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию комары перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь.

Предание о воробьях

В самую полночь на Семёнов день чёрт меряет воробьёв… «Сперва соберёт всех воробьёв в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнёт тех, которые выше краёв его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых чёрт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнёзда и заботятся о размножении своей породы»[8].

Поговорки и приметы

Первая встреча осени. Время с Семёна-дня до праздника Рожаниц называют бабьм летом. Семён бабье лето наводит. С бабьего лета — бабий праздник и бабьи работы. Бабье лето ненастно — осень сухая. Семён-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое — наводит. На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали). Переход в новый дом, на новоселье — счастливый. На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай. После Семёна журавли отлетают в тёплый край. На Семёна Столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы. На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты. В этот день чёрт меряет воробьёв меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть. Первые засидки — новый огонь в избе. Кто о бабьем лете жать-косить пойдет, того не то что мужики, а и бабы засмеют. Счастливое новоселье — сухая осень, коли на Семена сухо. Гуси садятся, скворцы ещё не отлетели — осень протяжная и сухая. На Семеновы осенины много тенетника — к осени долгой и ясной, к суровой зиме. На постатъ с головней ходят. Семён-день — севалка с плеч. На Семён день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком маши. Семён день, семена долой. Грех хлеб сеять. «Жанiцьба комiна — свята агню ў печцы» (белорус.). С Семёна дня до Гурия (15 ноября) — свадебные недели.

Примечания

  1. На 1-ом Вселенском Никейском соборе в 325 году было принято решение перенести начало Нового лета (нового года) с 1 марта на 1 сентября. После крещения Руси церковь считала наступление нового года с 1 сентября. Однако официальным в государстве долгое время считался новый год с 1 марта. И только с 1492 года (7000 год от сотворения мира) официально было введено сентябрьское новолетие. Крестьяне же долгое время считали началом года весеннее равноденствие или Благовещенье (Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год).
  2. Котович, Крук, 2010, с. 247
  3. Сапіга, 1993
  4. Лозка, 2002, с. 176
  5. Гальковский, 2000
  6. Трунов, 1869
  7. Сахаров, 1895
  8. Агапкина, Топорков, 1989, с. 238-239

См. также

  • Симеон Столпник

Литература

  1. Агапкина Т. А., Топорков А. Л. Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы / Отв. ред. Н. И. Толстой; Институт славяноведения и балканистики АН СССР. — М.: Наука, 1989. — С. 230—253. — ISBN 5-02-011351-4.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  4. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2  (белор.)
  5. Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  6. Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  7. Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9  (укр.)
  8. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1895. — 245 с.
  9. Трунов А. Н. Понятия крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной. Записки Российского географического общества. — СПб., 1869.
 Просмотр этого шаблона Народные праздники славян

Корочун • Коляда Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица Со́роки • Благовещение Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота Троица • Русальная неделя • Иван Купала Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли «летопроводцем» и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин — первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Семенов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) — народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября. 

О жизни и подвигах христианского подвижника писали его ученик Антоний, христианские историки Феодорит Киррский, Феодор Чтец, Евагрий и др. 

Согласно преданиям и житиям святых, преподобный Симеон, родом киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в Каппадокии. Затем ушел в ближайший монастырь, где семь дней просил принять его. Получив разрешение, он стал послушником, а в восемнадцать лет — иноком. Прославился аскетическим образом жизни, направленным на служение Богу. Так, Симеон сделал себе пояс из древесных ветвей, которые высохнув, впивались ему в тело; переселялся на дно высохшего колодца (озера), затем в покинутую хижину, при подошве горы, в каменную пещеру, чтоб никто не мешал его молитвам и общению с Богом. 

Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый столп, на который поставил келью, а затем обнес его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам, и стал известен как мудрый духовный наставник. О нем знали во всей Римской империи и за ее пределами. Императоры писали ему о своих делах и спрашивали совета. 

Св. Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 г.), более 40 лет из которых он провел на столпе. 

На Руси с днем памяти св. Симеона Столпника совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, отчего преподобный Симеон и получил название летопроводца. На этот день приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия — «начало индикта». На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. было принято решение перенести начало нового лета — нового года с 1 марта на 1 сентября. В связи с этим, с XIV в. по 1700 г., до известного Указа Петра I, перенесшего празднование нового года на 1 января, день св. Симеона был первым днем нового года. 

Действо новолетия начиналось в полночь ударом вестовой пушки в Кремле. При этом слышался колокольный звон на колокольне Ивана Великого и открывались городские ворота. Утром народ сходился в Кремль. По окончании утренней службы в Успенском соборе, патриарх выходил в западные двери со святыми образами, в сопровождении духовенства. Перед вратами, на церковном дворе совершалось «патриаршее молитвословие». Царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха.

Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени («Семен лето провожает»). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или «старое» бабье лето («Семен бабье лето наводит»), которое продолжалось до 8/21 сентября — дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси «Семенскою». Об этом времени говорили: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина — матушка: на дворе сентябрь — в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!» (Коринфский А.А. 1995. С. 368).

В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: «Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла»; «Сухая осень, коли на Семен-день сухо»; «На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная»; «Если на Семен- день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера» (воронежск.); «На Семена ясно — осень ведреная» (тульск.). Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: «Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая» (костромск.); «После Семена журавли отлетают в теплый край»; «Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы» (московск.); «На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы» (нижегородск.).

Существовало поверье о том, что на Семен-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса (новгородск.).). Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда «семь городов наперед обойдешь — никакой яствы не найдешь», да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли, и по направлению прыжков, определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем св. Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном.

Кроме того, по народным представлениям считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть.

С Семенова дня начинались засидки (см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур («Семен-день — семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев» — воронежск.); завершали посев ржи («В Семенов день севалка с плеч»; «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй» — костромск.); солили огурцы.

С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синко де майо праздники сша
  • Симеон верхотурский праздник
  • Симеон богоприимец праздник
  • Симек чувашский праздник поздравления
  • Симек праздник чувашей