Символ праздника акатуй

09 октября 2020

Чувашский праздник «Акатуй»

09 октября 2020

Акатуй — один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду.

В переводе с чувашского «ака» означает сев, «туй» — свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды.

Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. К Акатую начинали готовиться заранее. По улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали призы для награждения победителей на соревнованиях. Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. В некоторых местах парни вышитые полотенца затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде фартука или юбки.

Почти каждый дом жертвовал на Акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани, платки, рубашки, полотенца, яйца. Молодые люди для участия в скачках подготавливали лошадей, щедро кормили их овсом. Накануне праздника молодежь выезжала на конях и устраивала пробные соревнования «для разогрева ног коней». Для проведения соревнований составлялось своеобразное жюри из почтенных и влиятельных стариков, которое признавалось не только жителями данной деревни, но и всей округой.

В день Акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Соревнования происходили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом. Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем — своеобразной эмблемой праздника. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

На опушке леса на почетном месте усаживались старики — члены комиссии. Около них вкапывали в землю длинный шест с полотенцем на верхнем конце — акатуй ялавĕ (флаг акатуя). Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

Самым популярным видом соревнования на Акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник украшали разнообразные шуточные соревно­вания типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом». Силу и ловкость по­казывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.

Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодежь, да и взрослые успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях. В день Акатуя варили пиво, готовили творожную запеканку «чакат» и национальный суп «шурпе».

Акатуй – один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенне-полевых работ. Он хранит древние традиции чувашского народа, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творческому труду, искусству, спорту.

Праздник пришел из глубины веков, посвящен окончанию весеннего сева. Красивый национальный обряд воспитывал любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. В переводе «ака» означает сев, «туй» – свадьба. Главными «персонажами» на этой символической свадьбе являются соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: керешу — борьба на поясах, бег, скачки. В день «Акатуя» варили пиво, готовили творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе.

На праздник собираются гости из городов и районов, организуются концерты коллективов художественной самодеятельности. На игровой площадке проводятся различные конкурсы – бег с ухватами и чугунками, бег в мешках, бои с мешками на бревне, покорение праздничного столба, перетягивание каната, а на специально огороженной территории – петушиные бои. С годами «Акатуй» стал намного богаче и разнообразнее, превратился в праздник, который включает в себя народные игры, конные скачки, состязания по национальной борьбе. Победители, получившие на празднике славу героя, являются надеждой народа в борьбе за честь и свободу. Ему, герою «Акатуя», дарят барана, который рассматривается как оберег – защитник от вражеской силы. В этот день проходят выставки декоративно-прикладного творчества и дегустация национальной кухни. Доброй традицией стало чествование на празднике не только земледельцев, но и лучших по профессии людей из других отраслей производства.

Акатуй

Акатуй – праздник земледелия. Предки чувашского народа ласково называли его свадьбой сохи и земли, так как соха взрыхляет землю, в которую опускаются семена, а из них рождаются плоды.

В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название Акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли Сухатӳ (суха «пахота» – туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые – Сапан туйĕ или Сапан (из татарского сапан «плуг»).

Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. Перед началом посевных работ чуваши проводили церемонию в белых одеждах в знак чистоты и добродетели. В прошлом самобытный праздник носил религиозно-магический характер. Со временем, после крещения чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой и молодёжными увеселениями.

После великого дня (мăнкун) чуваши начинали готовиться к весенним полевым работам: ремонтировали сельскохозяйственные орудия, готовили семена. В последних числах апреля, перед выходом на пашню, начинали готовиться к торжествам по случаю полевых работ. Для проведения ритуальной части Акатуя заранее варится пиво, готовятся праздничные блюда, красятся яйца.

Празднование в разных домах начинается в разные дни и продолжается неделю. В определённый день, тот кто уже готов к празднику, созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

Как только соберутся гости, хозяин назначает одного знающего ритуал старца руководителем, и тот приступает к исполнению своих обязанностей. Каждому из присутствующих подносится кружка пива, раздаётся по кусочку калача с сыром или с маслом. Руководитель запевает старинную песню «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня – вековечное дело наше»), и все подхватывают этот гимн земледельческому труду. После завершения песни под руководством старца все совершают моления, обращаясь, по обыкновению, в сторону приоткрытых дверей. В старом чувашском быту все дома в деревне строились дверями на восток. Тюркские народы с незапамятных времён совершали свои молитвы, обращаясь в сторону восхода солнца. Эта традиция удерживалась чувашами вплоть до начала XX века.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника Акатуй были конные скачки на три, пять, а иногда и до восьми вёрст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трёх ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т.п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т.д.

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.

Старики и семейные пары возвращались в деревню сразу же после окончания состязаний. Они приглашали к себе домой приезжих из соседних деревень родственников и знакомых и пировали допоздна.

Соседние деревни обычно старались проводить Акатуй в разное время. Поэтому молодёжь, да и взрослые, успевали погулять на нескольких праздниках кряду: в своей и соседних деревнях.

В состязаниях по борьбе участвовали богатыри нескольких деревень, и таким образом выявляли чемпиона всей округи. Такой паттăр пользовался всеобщим уважением.

У кочевых в прошлом народов соревнования в силе, ловкости и меткости имеют очень древние истоки. Их смысл не столько спортивный, сколько практический, общественный. На общеродовых состязаниях, проводимых ранней весной, выявлялись самые сильные, ловкие и меткие мужчины. На период сезонных летних перекочёвок эти богатыри становились во главе всего рода. От их силы, сообразительности, смелости, ловкости и меткости зависело благополучие всего кочевого сообщества.

Спортивные состязания во время праздников весенне-летнего цикла имели чрезвычайно большое значение. Они служили самым демократическим и эффективным способом выбора предводителей родов и племён. Даже после почти полной утраты кочевнических традиций эти состязания как важное средство сохранения благополучия рода сохранились и органически вошли в состав земледельческих праздников.

В 2012 году в Чебоксарах провели первый Всечувашский Акатуй.

Участники старались строго соблюдать традиции предков. Сначала устроили жертвоприношение, а потом – шествие с песнями и танцами. На празднике собрались 70 фольклорных коллективов – около тысячи человек. Это не только жители республики, но и гости из других регионов России и соседних стран.

Как и в старину праздник начали жрецы – мачавары. Они обратились с молением к чувашскому богу: просили, чтобы природа даровала хороший урожай. Мачавары призвали и гостей праздника жить в мире и согласии, помогать друг другу. После напутствий жрецов участники Акатуя встали в хоровод.

Завершив хоровод, толпа двинулась к ритуальному памятнику Юпа. Там жрецы провели старинный обряд, отдали дань предкам. Считается, что ваттисем (предки) помогают живым потомкам, а значит, их нужно помнить и чествовать.

Изюминкой гуляний стали спортивные соревнования. Состязания – бег, прыжки и борьба на поясах – керешу. Следуя древним традициям, биться начинают мальчики, а потом в схватку вступают взрослые. И много лет назад, и в наше время борцы керешу разыгрывают звание «паттыр» (богатырь) и главный приз – барана.

В 2019 году на VII Всечувашском Акатуе символом гостеприимства, радушия и доброжелательности чувашского народа стал огромный фирменный пирог хуплу. Без него не обходится ни один национальный праздник чувашей. Объект кулинарного искусства в виде огромной книги, весом в 300 килограммов и длиной 30 метров испекли профессиональные хлебопёки. Перед кулинарами республики была поставлена сложная задача, поэтому пирог пекли в течение нескольких дней. В день празднования на главной площади города угощение получили все участники и гости Акатуя.

Украшением VIII Всечувашского Акатуя стали музыкальные видеопоздравления 38 коллективов из 15 регионов России. Символом гостеприимства и радушия чувашского народа стали музыкальные видеопоздравления творческих самодеятельных и профессиональных коллективов-участников праздника. Среди них: народные, эстрадно-фольклорные коллективы областных, городских, сельских домов культуры и национально-культурных объединений российских регионов.

С принятием христианства традиция стала забываться. И сейчас о первой части древнего Акатуя практически не помнят. Зато завершающий этап праздника, который следует уже после окончания сева, с каждым годом становится только популярнее.

 

 Источники: 

 http://basmanvmo.ru/about/info/news/3687/

http://smartnews.ru/regions/cheboksary/8173.html#ixzz7513le7lF

DSC07022.JPG

В конце весны во многих поселениях Чувашии проходит народный праздник Акатуй. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ и хранит в себе древние традиции. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухат (суха «пахота» + туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского сабан «плуг»). По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй», часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящен завершению весенних полевых работ.

Я приведу текст из учебного пособия «Культура Чувашского края», часть I под авторством В.П. Иванова, Г.Б. Матвеева, Н.И. Егорова и др. и сост. М.И. Скворцова. А вот фотографии будут с празднования нынешнего осовремененного Акатуя.

Для проведения ритуальной части акатуй заранее варилось пиво, готовились съестные припасы, красились яйца. Празднование акатуя в разных домах начиналось в разные дни. Праздник продолжается неделю. Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специальном вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.
DSC07043.JPG

DSC07034.JPG

DSC07028.JPG

DSC07029.JPG

В день акатуя деревня принимала праздничный вид, на улицах царило веселое оживление. Праздник проводили на лугу за деревней. Обычно выбирали место рядом с рекой и лесом.
DSC07081.JPG

Еще до полудня население деревни начинало стекаться на традиционное место проведения конных скачек. Впереди шли выборные старики. Вместе с ними верхом на коне ехал один из парней, который нес длинный шест с привязанным к верхнему концу полотенцем – своеобразной эмблемой праздника. Многие отправлялись на акатуй на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую празднично украшали, в гривы вплетали разноцветные ленты и кисти из шерстяной пряжи, дугу обертывали цветной тканью или полотенцем.

Когда народа собиралось достаточно, начинались состязания: бег, скачки, прыжки, борьба, стрельба из лука по цели и т. д. Как правило, состязания начинали мальчики. Сначала соревновались в беге на полверсты. Победители получали до десятка яиц. Детей сменяли взрослые, они бегали на дистанцию от одной до двух верст.

DSC07013.JPG

DSC07086.JPG

DSC07087.JPG

DSC07088.JPG

Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.

Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
SAM_8254.JPG

Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.
DSC07040.JPG

DSC07045.JPG

После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
DSC07020.JPG

DSC07073.JPG

В на этих выходных мне удалось побывать на празднике Акатуй в селе Красноармейское Чувашской Республики. В прошлом году я была на праздновании Акатуя в селе Янтиково. Все фотографии сделаны на этих двух прошедших праздниках.

Добавлю фотографии с волейбола, популярного сейчас среди молодежи 🙂

DSC07052.JPG

DSC07095.JPG

DSC07099.JPG

DSC07101.JPG

DSC07107.JPG

DSC07097.JPG

Почитать (онлайн) материалы про Акатуй можно в Электронной библиотеке Чувашской Республики:

Элле, Кузьма Васильевич. Акатуй [Текст : электронный ресурс] / К. В. Элле ; Чуваш. науч.-исслед. ин-т социально-культурного стр-ва. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 41 024 582 байт). — Чебоксары : Национальная библиотека Чувашской Республики, 2012. — : цв. : ил.
Анисахарова, О. В.
Традиционные праздники чувашского народа [Электронный ресурс] : [о чувашских праздниках и обрядах] / О. В. Анисахарова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 159 191 байт). — // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2006. — № 5. — С. 75-84.
Шарафутдинов, Дамир Рауфович. Языческие обряды финно-угорских народов и чувашей [Текст : электронный ресурс] / Дамир Рауфович Шарафутдинов. — Электрон. текстовые дан. (1 файл : 338 КБ). — // Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2011. — № 3/4. — С. 298-304 : ил.

Добавил:

Koboku1

По своей натуре перфекционист. Поэтому люблю все аккуратно оформлять и упорядочивать, складывать по полочкам. Вот, не пропадать же добру, нажитому за четыре кропотливых семестра. Тут я выложил все мои ответы, курсовые, отчеты и некоторые ДЗ. Они могут вам помочь для получения зачета или сдачи экзамена. Если чего-то не нашли в папочках, то попытайте удачу в разделе НЕОТСОРТИРОВАННОЕ на моей страничке, там все 4 семестра разложены по папкам. ГРУППА КТ-43-15. Годы обучения 2015-2019. Коллекция будет пополняться. Что ж, удачки :З

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Ответы ИКЧ (Васильев).docx

Скачиваний:

633

Добавлен:

15.09.2017

Размер:

276.7 Кб

Скачать

Чувашский национальный праздник «Акатуй»: история происхождения, сохранение и развитие национальных обычаев, культуры, языка, единения чувашей.

«Акатуй» – чувашский народный праздник,
посвященный окончанию весенне-полевых
работ. В переводе «ака» означает сев,
«туй» — свадьба. Главными «персонажами»
на этой символической свадьбе являются
соха и земля, «повенчавшиеся» во время
весенней крестьянской страды. Издревле
чуваши в этот день собирались для того,
что поздравить друг друга с приходом
лета, встать в общий хоровод и спеть
любимые песни. Мужчины устраивали
спортивные соревнования: керешу, бег,
скачки. В день Акатуя варили пиво,
готовили творожную запеканку чакат,
хуплу и национальный суп шурпе.

По окончании весенних полевых работ
проводился праздник акатуй (дословно
— свадьба плуга), связанный с представлением
древних чувашей о бракосочетании плуга
(мужского начала) с землей (женским
началом). В прошлом акатуй имел
исключительно религиозно-магический
характер, сопровождался коллективным
молением. Со временем, с крещением
чувашей, он превратился в общинный
праздник с конными скачками, борьбой,
молодежными увеселениями.

Акатуй — весенний праздник чувашей,
посвященный земледелию. Этот праздник
объединяет ряд обрядов и торжественных
ритуалов. В старом чувашском быту акатуй
начинался перед выходом на весенние
полевые работы и завершался после
окончания сева яровых.

По окончании всего цикла весенних
земледельческих работ проводилась
торжественная часть праздника акатуй.
В этнографической литературе термин
«акатуй», часто объясняется как
«свадьба плуга», но это не совсем верно.
Гораздо правильнее будет перевести
«акатуй» как «праздник земледелия».
Весь ход праздника показывает, что он
посвящен завершению весенних полевых
работ. К самому торжественному
заключительному циклу акатуя начинали
готовиться заранее. По улицам верхом
на лошадях гарцевали юноши. Они собирали
призы для награждения победителей на
соревнованиях. Молодежь разъезжала по
деревне с длинным шестом, к которому
молодушки привязывали свои лучшие
вышитые полотенца и тканые пояса. Другие
несли плетеные сумки — пестери для сбора
яиц. В некоторых местах парни вышитые
полотенца затыкали рядами за пояс, так
что образовывалось нечто вроде фартука
или юбки. Почти каждый дом жертвовал на
акатуй какую-нибудь вещь: куски ткани,
платки, рубашки, полотенца, яйца и т. п.
Богатые люди жертвовали иногда деньги,
на которые покупали барана. Молодые
люди для участия в скачках подготавливали
лошадей, щедро кормили их овсом, иные
даже давали сырые яйца. Накануне праздника
молодежь выезжала на конях и устраивала
пробные соревнования «для разогрева
ног коней».

Для проведения соревнований составлялось
своеобразное жюри из почтенных и
влиятельных стариков, которое признавалось
не только жителями данной деревни, но
и всей округой. В день акатуя деревня
принимала праздничный вид, на улицах
царило веселое оживление. Соревнования
происходили на лугу за деревней. Обычно
выбирали место рядом с рекой и лесом.
Еще до полудня население деревни начинало
стекаться на традиционное место
проведения конных скачек. Впереди шли
выборные старики. Вместе с ними верхом
на коне ехал один из парней, который нес
длинный шест с привязанным к верхнему
концу полотенцем – своеобразной эмблемой
праздника. Многие отправлялись на акатуй
на подводах, тарантасах. Лошадей и сбрую
празднично украшали, в гривы вплетали
разноцветные ленты и кисти из шерстяной
пряжи, дугу обертывали цветной тканью
или полотенцем. На опушке леса на почетном
месте усаживались старики – члены
комиссии. Около них вкапывали в землю
длинный шест с полотенцем на верхнем
конце – акатуй ялавe (флаг акатуя). Когда
народа собиралось достаточно, начинались
состязания: бег, скачки, прыжки, борьба,
стрельба из лука по цели и т. д. Как
правило, состязания начинали мальчики.
Сначала соревновались в беге на полверсты.
Победители получали до десятка яиц.
Детей сменяли взрослые, они бегали на
дистанцию от одной до двух верст.

Примечательной особенностью праздников
акатуй в последнее время являются
награждение передовиков производства,
концерты самодеятельных и профессиональных
художественных коллективов, соревнования
по современным видам спорта, разъездная
торговля и т. д. В условиях города,
районного центра такая приближенная к
стандарту «массовых мероприятий»
мешанина почти полностью скрадывает
поэзию национальной специфики. Видимо,
акатуй следует проводить, стараясь
сохранить все лучшее от традиционного
его ритуала.

Соседние файлы в предмете История

  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Символика праздника день защитника отечества
  • Символы праздника пасхи
  • Синичкин праздник рисунки
  • Символ праздника 4 ноября день народного единства
  • Символика праздника 4 ноября