Символ праздника благовещение

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник. В чем особенности иконографии праздника, почему на Благовещение выпускают птиц, что общего у этого праздника и Евангелия - ответы на эти вопросы читайте в материале журнала "Фома".

Приблизительное время чтения: 4 мин.


print

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник. В чем особенности иконографии праздника, почему на Благовещение выпускают птиц, что общего у этого праздника и Евангелия — ответы на эти вопросы читайте в материале журнала «Фома».

Cобытие:

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы
Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.

Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике

Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание».

Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»,

— слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.

Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» (Быт 3:15) уничтожит, прельстившего их змея (дьявола). «Семя жены» — это образ безмужнего зачатия Христа, рожденного от Девы Марии.

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, — строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы (Ис 7:14). Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией  — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.

Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.

Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).

Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, эта традиция «воцерковилась». Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет нашествием на нее Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит  Тебя (Лк 1:35). Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов и появилась современная традиция.

Голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы собираются в стаю и возвращаются в свой питомник. 

Скачать и распечатать:

Читайте также другие публикации о празднике Благовещения

From Wikipedia, the free encyclopedia

The Annunciation (from Latin annuntiatio), also referred to as the Annunciation to the Blessed Virgin Mary, the Annunciation of Our Lady,[1] or the Annunciation of the Lord, is the Christian celebration of the biblical history of the announcement by the archangel Gabriel to Mary that she would conceive and bear a son through a virgin birth and become the mother of Jesus Christ, the Christian Messiah and Son of God, marking the Incarnation.[2] Gabriel told Mary to name her son Immanuel, meaning «God is with us again».[3]

According to Luke 1:26, the Annunciation occurred «in the sixth month» of Elizabeth’s pregnancy with John the Baptist.[4] Many Christians observe this event with the Feast of the Annunciation on 25 March,[2] an approximation of the northern vernal equinox nine full months before Christmas, the ceremonial birthday of Jesus.
The Annunciation is a key topic in Christian art in general, as well as in Marian art in the Catholic Church, having been especially prominent during the Middle Ages and Renaissance. A work of art depicting the Annunciation is sometimes itself called an Annunciation.

Biblical account[edit]

The Annunciation (Evangelismos). Orthodox style icon by anonymous, 1825, Church Museum of the Bishopry of Thessaloniki

In the Bible, the Annunciation is narrated in Luke 1:26–38:

26 And in the sixth month, the angel Gabriel was sent from God into a city of Galilee, called Nazareth,27 To a virgin espoused to a man whose name was Joseph, of the house of David; and the virgin’s name was Mary.28 And the angel being come in, said unto her: Hail, full of grace, the Lord is with thee: blessed art thou among women.

29 Who having heard, was troubled at his saying, and thought with herself what manner of salutation this should be.30 And the angel said to her: Fear not, Mary, for thou hast found grace with God.31 Behold thou shalt conceive in thy womb, and shalt bring forth a son; and thou shalt call his name Jesus.32 He shall be great, and shall be called the Son of the most High; and the Lord God shall give unto him the throne of David his father; and he shall reign in the house of Jacob for ever.33 And of his kingdom there shall be no end.

34 And Mary said to the angel: How shall this be done, because I know not man?

35 And the angel answering, said to her: The Holy Ghost shall come upon thee, and the power of the most High shall overshadow thee. And therefore also the Holy which shall be born of thee shall be called the Son of God.36 And behold thy cousin Elizabeth, she also hath conceived a son in her old age; and this is the sixth month with her that is called barren:37 Because no word shall be impossible with God.

38 And Mary said: Behold the handmaid of the Lord; be it done to me according to thy word. And the angel departed from her.(Luke 1:26–38)

The archangel Gabriel’s greeting to Mary forms the first part of the prayer, Hail Mary; Mary’s response to the archangel forms the second versicle and response of the Angelus prayer. (Various Bible translations also give Gabriel’s salutation as a variation on: «Greetings, you who are highly favored!»)Luke 1:28

A separate, briefer and different annunciation is that given to Joseph in Matthew 1:18

18 Now the generation of Christ was in this wise. When as his mother Mary was espoused to Joseph, before they came together, she was found with child, of the Holy Ghost. 19 Whereupon Joseph her husband, being a just man, and not willing publicly to expose her, was minded to put her away privately.

20 But while he thought on these things, behold the angel of the Lord appeared to him in his sleep, saying: Joseph, son of David, fear not to take unto thee Mary thy wife, for that which is conceived in her, is of the Holy Ghost.21 And she shall bring forth a son: and thou shalt call his name JESUS. For he shall save his people from their sins.

22 Now all this was done that it might be fulfilled which the Lord spoke by the prophet, saying: 23 Behold a virgin shall be with child, and bring forth a son, and they shall call his name Emmanuel, which being interpreted is, God with us.(Matthew 1:18–23)

Manuscript 4Q246[edit]

Manuscript 4Q246 of the Dead Sea Scrolls reads:

[X] shall be great upon the earth. O king, all people shall make peace, and all shall serve him. He shall be called the son of the Great God, and by his name shall he be hailed as the Son of God, and they shall call him Son of the Most High.[5]

It has been suggested that the similarity in content is such that Luke’s version may in some way be dependent on the Qumran text.[6]

In the Quran[edit]

The Annunciation is described in the Quran, in Surah 003:045 (Al-Imran – The Family of Imran) verses 45–51 (Yusuf Ali translation):

45 Behold! the angels said: «O Mary! God giveth thee glad tidings of a Word from Him: his name will be Christ Jesus, the son of Mary, held in honour in this world and the Hereafter and of (the company of) those nearest to God;»

Surah 019:016 (Maryam – Mary) verses 16–26 also refers to the Annunciation.

Eastern Christianity[edit]

Annunciation to Zechariah, taken from an Ethiopian Bible (c. 1700), kept at the British Library

In the Eastern Orthodox, Eastern Catholic, and Oriental Orthodox Churches, the Feast of the Annunciation is one of the twelve «Great Feasts» of the liturgical year, and is among the eight of them that are counted as «feasts of the Lord». Throughout the Orthodox Church, the feast is celebrated on 25 March. In the churches that use the new style Calendar (Revised Julian or Gregorian), this date coincides with 25 March on the civil calendar, while in those churches using the old style Julian calendar, 25 March is reckoned to fall on 7 April on the civil calendar, and will fall on 8 April starting in the year 2100.

The traditional hymn (troparion) for the feast of the Annunciation goes back to St Athanasius. It runs:[7]

Today is the beginning of our salvation,
And the revelation of the eternal mystery!
The Son of God becomes the Son of the Virgin
As Gabriel announces the coming of Grace.
Together with him let us cry to the Theotokos:[n 1]
«Rejoice, O Full of Grace, the Lord is with you!»

As the action initiating the Incarnation of Christ, the Annunciation has such an important place in Orthodox Christian theology that the festal Divine Liturgy of St. John Chrysostom is always celebrated on the feast, even if it falls on Great and Holy Friday, the day when the crucifixion of Jesus is remembered. Indeed, the Divine Liturgy is celebrated on Great and Holy Friday only when the latter coincides with the feast of the Annunciation.[8] If the Annunciation falls on Pascha (Easter Sunday) itself, a coincidence which is called Kyriopascha, then it is celebrated jointly with the Resurrection, which is the focus of Easter. Due to these and similar rules, the rubrics surrounding the celebration of the feast are the most complex of all in Orthodox Christian liturgics.

St Ephraim taught that the date of the conception of Jesus Christ fell on 10 Nisan on the Hebrew calendar, the day in which the passover lamb was selected according to Exodus 12 (Hymn 4 on the Nativity). Some years 10 Nisan falls on 25 March, which is the traditional date for the Feast of the Annunciation and is an official holiday in Lebanon.

Churches marking the location of the Annunciation[edit]

Both the Roman Catholic and Eastern Orthodox Churches hold that the Annunciation took place at Nazareth, but slightly differ as to the precise location. Catholic tradition holds that the Annunciation occurred in Mary’s home, while Eastern Orthodox tradition holds that it occurred at the town well. The Basilica of the Annunciation marks the site preferred by the former, while the Greek Orthodox Church of the Annunciation marks that preferred by the latter.

Feast day[edit]

The feast of the Annunciation is usually held on 25 March.[2] It is moved in the Catholic Church, Anglican and Lutheran liturgical calendars when that date falls during Holy Week or Easter Week or on a Sunday.[9] The Eastern Orthodox Church, Oriental Orthodoxy, and Eastern Catholic Churches do not move the feast. Instead they have special combined liturgies for those years when the Annunciation coincides with another feast. In these churches, even on Good Friday a Divine Liturgy is celebrated when it coincides with the Annunciation.

Greek Independence Day is celebrated on the feast of the Annunciation and 25 March is also a national holiday in the Lebanon.

When the calendar system of Anno Domini was first introduced by Dionysius Exiguus in AD 525, he assigned the beginning of the new year to 25 March since, according to Catholic theology, the era of grace began with the Incarnation of Christ. The first certain mentions of the feast are in a canon of the 656 Council of Toledo, where it is described as celebrated throughout the church.[2] The 692 Council of Constantinople «in Trullo» forbade observance of any festivals during Lent, excepting Sunday and the Feast of the Annunciation. An earlier origin had been claimed for it on the grounds that it appeared in manuscripts of the sermons of Athanasius and Gregory Thaumaturgus but they were subsequently discovered to be spurious.[2]

Along with Easter, 25 March was used as the New Year’s Day in many pre-modern Christian countries.[10] The holiday was moved to January 1 in France by Charles IX’s 1564 Edict of Roussillon. In England, the feast of the Annunciation came to be known as Lady Day,[11] and Lady Day marked the beginning of the English new year until 1752.[11] Also in England, the 1240 Synod of Worcester banned all servile work during the Feast of the Annunciation, making it a day of rest.[12]

In Christian art[edit]

The Annunciation has been one of the most frequent subjects of Christian art.[13][14] Depictions of the Annunciation go back to early Christianity, with the Priscilla catacomb including the oldest known fresco of the Annunciation, dating to the 4th century.[15] It has been a favorite artistic subject in both the Christian East and as Roman Catholic Marian art, particularly during the Middle Ages and Renaissance, and figures in the repertoire of almost all of the great masters. The figures of the virgin Mary and the angel Gabriel, being emblematic of purity and grace, were favorite subjects of Roman Catholic Marian art, where the scene is also used to represent the perpetual virginity of Mary via the announcement by the angel Gabriel that Mary would conceive a child to be born the Son of God.

Works on the subject have been created by artists such as Sandro Botticelli, Leonardo da Vinci, Caravaggio, Duccio, Henry Ossawa Tanner, Jan van Eyck, and Murillo among others. The mosaics of Pietro Cavallini in Santa Maria in Trastevere in Rome (1291), the frescos of Giotto in the Scrovegni Chapel in Padua (1303), Domenico Ghirlandaio’s fresco at the church of Santa Maria Novella in Florence (1486), and Donatello’s gilded sculpture at the church of Santa Croce, Florence (1435) are famous examples.

  • The Annunciation by Johann Christian Schröder, c. 1690

    The Annunciation by Johann Christian Schröder, c. 1690

  • The Annunciation in Russian art, 14th century.

    The Annunciation in Russian art, 14th century.

  • The Annunciation in Armenian art by Toros Taronetsi, 1323.

    The Annunciation in Armenian art by Toros Taronetsi, 1323.

Music[edit]

Hans Leo Hassler composed a motet Dixit Maria, setting Mary’s consent. Johann Sebastian Bach and others composed cantatas for the feast of the annunciation which is still celebrated in the Lutheran Church, such as Wie schön leuchtet der Morgenstern, BWV 1.

See also[edit]

  • Angelus
  • Annunciade, religious order
  • Annunciation of Ustyug
  • Basilica of the Annunciation
  • Chronology of Jesus
  • Expectation of the Blessed Virgin Mary
  • Greek Orthodox Church of the Annunciation, Nazareth
  • Incarnation (Christianity)
  • Order of the Most Holy Annunciation
  • Roman Catholic Marian art
  • Perpetual Virginity of Mary

Notes[edit]

  1. ^ In Eastern Orthodoxy, Mary is referred to as Theotokos (Greek: Θεοτόκος, from Θεο, theo-, «God», and τοκος, tokos, «bearer»).
  2. ^ Purity is a wider concept than virginity, which is comprised within it, but which relates to a physical aspect only of purity.

Citations[edit]

  1. ^ «Lessons for Holy Days » The Prayer Book Society of Canada». Prayerbook.ca. 2014-03-23. Archived from the original on 2020-10-09. Retrieved 2014-03-27.
  2. ^ a b c d e EB (1878).
  3. ^ «Bible Gateway passage: Matthew 1:18–23 – Complete Jewish Bible». Bible Gateway.
  4. ^ Patella, Michael (2005), The Gospel according to Luke, p. 14, ISBN 0-8146-2862-1
  5. ^ Dead Sea scrolls manuscript Q4Q246, translated in «An Unpublished Dead Sea Scroll Text Parallels Luke’s Infancy Narrative», Biblical Archaeology Review, April/May 1990
  6. ^ The meaning of the Dead Sea scrolls: Their significance for understanding the Bible, Judaism, Jesus, and Christianity, James C. VanderKam, Peter W. Flint, p. 335, Continuum, 2005, ISBN 0-567-08468-X
  7. ^ Speaking the Truth in Love: Theological and Spiritual Exhortations by John Chryssavgis, Ecumenical Patriarch Bartholomu 2010 ISBN 978-0-8232-3337-3 page 85
  8. ^ «The Annunciation and St Augustine». The Annunciation and St Augustine. Retrieved 2020-05-26.
  9. ^ Holweck, Frederick George (1907). «Feast of the Annunciation of the Blessed Virgin Mary» . In Herbermann, Charles (ed.). Catholic Encyclopedia. Vol. 1. New York: Robert Appleton Company.
  10. ^ Groves, Marsha (2005), Manners and Customs of the Middle Ages, p. 27
  11. ^ a b EB (1911b).
  12. ^ EB (1911a).
  13. ^ The Oxford Companion to Christian Art and Architecture by Peter Murray and Linda Murray 1996 ISBN 0-19-866165-7 page 23
  14. ^ Images of the Mother of God: by Maria Vassilaki 2005 ISBN 0-7546-3603-8 pages 158–159
  15. ^ The Annunciation To Mary by Eugene LaVerdiere 2007 ISBN 1-56854-557-6 page 29
  16. ^ Ross, Leslie. Medieval Art: A Topical Dictionary, p. 16, 1996 ISBN 0-313-29329-5

References[edit]

  • Baynes, T. S., ed. (1878), «Annunciation» , Encyclopædia Britannica, vol. 2 (9th ed.), New York: Charles Scribner’s Sons, p. 90
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911), «Annunciation» , Encyclopædia Britannica, vol. 2 (11th ed.), Cambridge University Press, p. 78
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911), «Lady Day» , Encyclopædia Britannica, vol. 16 (11th ed.), Cambridge University Press, p. 62

Further reading[edit]

  • Baxter, Roger (1823). «Monday: Annunciation of the Blessed Virgin.» . Meditations For Every Day In The Year. New York: Benziger Brothers.
  • Knecht, Friedrich Justus (1910). «II. Annunciation of the Birth of Christ» . A Practical Commentary on Holy Scripture. B. Herder.

External links[edit]

  • The Annunciation Icons
  • The Annunciation at art-threads

From Wikipedia, the free encyclopedia

The Annunciation (from Latin annuntiatio), also referred to as the Annunciation to the Blessed Virgin Mary, the Annunciation of Our Lady,[1] or the Annunciation of the Lord, is the Christian celebration of the biblical history of the announcement by the archangel Gabriel to Mary that she would conceive and bear a son through a virgin birth and become the mother of Jesus Christ, the Christian Messiah and Son of God, marking the Incarnation.[2] Gabriel told Mary to name her son Immanuel, meaning «God is with us again».[3]

According to Luke 1:26, the Annunciation occurred «in the sixth month» of Elizabeth’s pregnancy with John the Baptist.[4] Many Christians observe this event with the Feast of the Annunciation on 25 March,[2] an approximation of the northern vernal equinox nine full months before Christmas, the ceremonial birthday of Jesus.
The Annunciation is a key topic in Christian art in general, as well as in Marian art in the Catholic Church, having been especially prominent during the Middle Ages and Renaissance. A work of art depicting the Annunciation is sometimes itself called an Annunciation.

Biblical account[edit]

The Annunciation (Evangelismos). Orthodox style icon by anonymous, 1825, Church Museum of the Bishopry of Thessaloniki

In the Bible, the Annunciation is narrated in Luke 1:26–38:

26 And in the sixth month, the angel Gabriel was sent from God into a city of Galilee, called Nazareth,27 To a virgin espoused to a man whose name was Joseph, of the house of David; and the virgin’s name was Mary.28 And the angel being come in, said unto her: Hail, full of grace, the Lord is with thee: blessed art thou among women.

29 Who having heard, was troubled at his saying, and thought with herself what manner of salutation this should be.30 And the angel said to her: Fear not, Mary, for thou hast found grace with God.31 Behold thou shalt conceive in thy womb, and shalt bring forth a son; and thou shalt call his name Jesus.32 He shall be great, and shall be called the Son of the most High; and the Lord God shall give unto him the throne of David his father; and he shall reign in the house of Jacob for ever.33 And of his kingdom there shall be no end.

34 And Mary said to the angel: How shall this be done, because I know not man?

35 And the angel answering, said to her: The Holy Ghost shall come upon thee, and the power of the most High shall overshadow thee. And therefore also the Holy which shall be born of thee shall be called the Son of God.36 And behold thy cousin Elizabeth, she also hath conceived a son in her old age; and this is the sixth month with her that is called barren:37 Because no word shall be impossible with God.

38 And Mary said: Behold the handmaid of the Lord; be it done to me according to thy word. And the angel departed from her.(Luke 1:26–38)

The archangel Gabriel’s greeting to Mary forms the first part of the prayer, Hail Mary; Mary’s response to the archangel forms the second versicle and response of the Angelus prayer. (Various Bible translations also give Gabriel’s salutation as a variation on: «Greetings, you who are highly favored!»)Luke 1:28

A separate, briefer and different annunciation is that given to Joseph in Matthew 1:18

18 Now the generation of Christ was in this wise. When as his mother Mary was espoused to Joseph, before they came together, she was found with child, of the Holy Ghost. 19 Whereupon Joseph her husband, being a just man, and not willing publicly to expose her, was minded to put her away privately.

20 But while he thought on these things, behold the angel of the Lord appeared to him in his sleep, saying: Joseph, son of David, fear not to take unto thee Mary thy wife, for that which is conceived in her, is of the Holy Ghost.21 And she shall bring forth a son: and thou shalt call his name JESUS. For he shall save his people from their sins.

22 Now all this was done that it might be fulfilled which the Lord spoke by the prophet, saying: 23 Behold a virgin shall be with child, and bring forth a son, and they shall call his name Emmanuel, which being interpreted is, God with us.(Matthew 1:18–23)

Manuscript 4Q246[edit]

Manuscript 4Q246 of the Dead Sea Scrolls reads:

[X] shall be great upon the earth. O king, all people shall make peace, and all shall serve him. He shall be called the son of the Great God, and by his name shall he be hailed as the Son of God, and they shall call him Son of the Most High.[5]

It has been suggested that the similarity in content is such that Luke’s version may in some way be dependent on the Qumran text.[6]

In the Quran[edit]

The Annunciation is described in the Quran, in Surah 003:045 (Al-Imran – The Family of Imran) verses 45–51 (Yusuf Ali translation):

45 Behold! the angels said: «O Mary! God giveth thee glad tidings of a Word from Him: his name will be Christ Jesus, the son of Mary, held in honour in this world and the Hereafter and of (the company of) those nearest to God;»

Surah 019:016 (Maryam – Mary) verses 16–26 also refers to the Annunciation.

Eastern Christianity[edit]

Annunciation to Zechariah, taken from an Ethiopian Bible (c. 1700), kept at the British Library

In the Eastern Orthodox, Eastern Catholic, and Oriental Orthodox Churches, the Feast of the Annunciation is one of the twelve «Great Feasts» of the liturgical year, and is among the eight of them that are counted as «feasts of the Lord». Throughout the Orthodox Church, the feast is celebrated on 25 March. In the churches that use the new style Calendar (Revised Julian or Gregorian), this date coincides with 25 March on the civil calendar, while in those churches using the old style Julian calendar, 25 March is reckoned to fall on 7 April on the civil calendar, and will fall on 8 April starting in the year 2100.

The traditional hymn (troparion) for the feast of the Annunciation goes back to St Athanasius. It runs:[7]

Today is the beginning of our salvation,
And the revelation of the eternal mystery!
The Son of God becomes the Son of the Virgin
As Gabriel announces the coming of Grace.
Together with him let us cry to the Theotokos:[n 1]
«Rejoice, O Full of Grace, the Lord is with you!»

As the action initiating the Incarnation of Christ, the Annunciation has such an important place in Orthodox Christian theology that the festal Divine Liturgy of St. John Chrysostom is always celebrated on the feast, even if it falls on Great and Holy Friday, the day when the crucifixion of Jesus is remembered. Indeed, the Divine Liturgy is celebrated on Great and Holy Friday only when the latter coincides with the feast of the Annunciation.[8] If the Annunciation falls on Pascha (Easter Sunday) itself, a coincidence which is called Kyriopascha, then it is celebrated jointly with the Resurrection, which is the focus of Easter. Due to these and similar rules, the rubrics surrounding the celebration of the feast are the most complex of all in Orthodox Christian liturgics.

St Ephraim taught that the date of the conception of Jesus Christ fell on 10 Nisan on the Hebrew calendar, the day in which the passover lamb was selected according to Exodus 12 (Hymn 4 on the Nativity). Some years 10 Nisan falls on 25 March, which is the traditional date for the Feast of the Annunciation and is an official holiday in Lebanon.

Churches marking the location of the Annunciation[edit]

Both the Roman Catholic and Eastern Orthodox Churches hold that the Annunciation took place at Nazareth, but slightly differ as to the precise location. Catholic tradition holds that the Annunciation occurred in Mary’s home, while Eastern Orthodox tradition holds that it occurred at the town well. The Basilica of the Annunciation marks the site preferred by the former, while the Greek Orthodox Church of the Annunciation marks that preferred by the latter.

Feast day[edit]

The feast of the Annunciation is usually held on 25 March.[2] It is moved in the Catholic Church, Anglican and Lutheran liturgical calendars when that date falls during Holy Week or Easter Week or on a Sunday.[9] The Eastern Orthodox Church, Oriental Orthodoxy, and Eastern Catholic Churches do not move the feast. Instead they have special combined liturgies for those years when the Annunciation coincides with another feast. In these churches, even on Good Friday a Divine Liturgy is celebrated when it coincides with the Annunciation.

Greek Independence Day is celebrated on the feast of the Annunciation and 25 March is also a national holiday in the Lebanon.

When the calendar system of Anno Domini was first introduced by Dionysius Exiguus in AD 525, he assigned the beginning of the new year to 25 March since, according to Catholic theology, the era of grace began with the Incarnation of Christ. The first certain mentions of the feast are in a canon of the 656 Council of Toledo, where it is described as celebrated throughout the church.[2] The 692 Council of Constantinople «in Trullo» forbade observance of any festivals during Lent, excepting Sunday and the Feast of the Annunciation. An earlier origin had been claimed for it on the grounds that it appeared in manuscripts of the sermons of Athanasius and Gregory Thaumaturgus but they were subsequently discovered to be spurious.[2]

Along with Easter, 25 March was used as the New Year’s Day in many pre-modern Christian countries.[10] The holiday was moved to January 1 in France by Charles IX’s 1564 Edict of Roussillon. In England, the feast of the Annunciation came to be known as Lady Day,[11] and Lady Day marked the beginning of the English new year until 1752.[11] Also in England, the 1240 Synod of Worcester banned all servile work during the Feast of the Annunciation, making it a day of rest.[12]

In Christian art[edit]

The Annunciation has been one of the most frequent subjects of Christian art.[13][14] Depictions of the Annunciation go back to early Christianity, with the Priscilla catacomb including the oldest known fresco of the Annunciation, dating to the 4th century.[15] It has been a favorite artistic subject in both the Christian East and as Roman Catholic Marian art, particularly during the Middle Ages and Renaissance, and figures in the repertoire of almost all of the great masters. The figures of the virgin Mary and the angel Gabriel, being emblematic of purity and grace, were favorite subjects of Roman Catholic Marian art, where the scene is also used to represent the perpetual virginity of Mary via the announcement by the angel Gabriel that Mary would conceive a child to be born the Son of God.

Works on the subject have been created by artists such as Sandro Botticelli, Leonardo da Vinci, Caravaggio, Duccio, Henry Ossawa Tanner, Jan van Eyck, and Murillo among others. The mosaics of Pietro Cavallini in Santa Maria in Trastevere in Rome (1291), the frescos of Giotto in the Scrovegni Chapel in Padua (1303), Domenico Ghirlandaio’s fresco at the church of Santa Maria Novella in Florence (1486), and Donatello’s gilded sculpture at the church of Santa Croce, Florence (1435) are famous examples.

  • The Annunciation by Johann Christian Schröder, c. 1690

    The Annunciation by Johann Christian Schröder, c. 1690

  • The Annunciation in Russian art, 14th century.

    The Annunciation in Russian art, 14th century.

  • The Annunciation in Armenian art by Toros Taronetsi, 1323.

    The Annunciation in Armenian art by Toros Taronetsi, 1323.

Music[edit]

Hans Leo Hassler composed a motet Dixit Maria, setting Mary’s consent. Johann Sebastian Bach and others composed cantatas for the feast of the annunciation which is still celebrated in the Lutheran Church, such as Wie schön leuchtet der Morgenstern, BWV 1.

See also[edit]

  • Angelus
  • Annunciade, religious order
  • Annunciation of Ustyug
  • Basilica of the Annunciation
  • Chronology of Jesus
  • Expectation of the Blessed Virgin Mary
  • Greek Orthodox Church of the Annunciation, Nazareth
  • Incarnation (Christianity)
  • Order of the Most Holy Annunciation
  • Roman Catholic Marian art
  • Perpetual Virginity of Mary

Notes[edit]

  1. ^ In Eastern Orthodoxy, Mary is referred to as Theotokos (Greek: Θεοτόκος, from Θεο, theo-, «God», and τοκος, tokos, «bearer»).
  2. ^ Purity is a wider concept than virginity, which is comprised within it, but which relates to a physical aspect only of purity.

Citations[edit]

  1. ^ «Lessons for Holy Days » The Prayer Book Society of Canada». Prayerbook.ca. 2014-03-23. Archived from the original on 2020-10-09. Retrieved 2014-03-27.
  2. ^ a b c d e EB (1878).
  3. ^ «Bible Gateway passage: Matthew 1:18–23 – Complete Jewish Bible». Bible Gateway.
  4. ^ Patella, Michael (2005), The Gospel according to Luke, p. 14, ISBN 0-8146-2862-1
  5. ^ Dead Sea scrolls manuscript Q4Q246, translated in «An Unpublished Dead Sea Scroll Text Parallels Luke’s Infancy Narrative», Biblical Archaeology Review, April/May 1990
  6. ^ The meaning of the Dead Sea scrolls: Their significance for understanding the Bible, Judaism, Jesus, and Christianity, James C. VanderKam, Peter W. Flint, p. 335, Continuum, 2005, ISBN 0-567-08468-X
  7. ^ Speaking the Truth in Love: Theological and Spiritual Exhortations by John Chryssavgis, Ecumenical Patriarch Bartholomu 2010 ISBN 978-0-8232-3337-3 page 85
  8. ^ «The Annunciation and St Augustine». The Annunciation and St Augustine. Retrieved 2020-05-26.
  9. ^ Holweck, Frederick George (1907). «Feast of the Annunciation of the Blessed Virgin Mary» . In Herbermann, Charles (ed.). Catholic Encyclopedia. Vol. 1. New York: Robert Appleton Company.
  10. ^ Groves, Marsha (2005), Manners and Customs of the Middle Ages, p. 27
  11. ^ a b EB (1911b).
  12. ^ EB (1911a).
  13. ^ The Oxford Companion to Christian Art and Architecture by Peter Murray and Linda Murray 1996 ISBN 0-19-866165-7 page 23
  14. ^ Images of the Mother of God: by Maria Vassilaki 2005 ISBN 0-7546-3603-8 pages 158–159
  15. ^ The Annunciation To Mary by Eugene LaVerdiere 2007 ISBN 1-56854-557-6 page 29
  16. ^ Ross, Leslie. Medieval Art: A Topical Dictionary, p. 16, 1996 ISBN 0-313-29329-5

References[edit]

  • Baynes, T. S., ed. (1878), «Annunciation» , Encyclopædia Britannica, vol. 2 (9th ed.), New York: Charles Scribner’s Sons, p. 90
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911), «Annunciation» , Encyclopædia Britannica, vol. 2 (11th ed.), Cambridge University Press, p. 78
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911), «Lady Day» , Encyclopædia Britannica, vol. 16 (11th ed.), Cambridge University Press, p. 62

Further reading[edit]

  • Baxter, Roger (1823). «Monday: Annunciation of the Blessed Virgin.» . Meditations For Every Day In The Year. New York: Benziger Brothers.
  • Knecht, Friedrich Justus (1910). «II. Annunciation of the Birth of Christ» . A Practical Commentary on Holy Scripture. B. Herder.

External links[edit]

  • The Annunciation Icons
  • The Annunciation at art-threads

7 апреля 2023 года Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Содержание статьи

  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2023 году
  • История Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы
      • Тропарь предпразднеству
    • Ирмос 9-й песни
  • Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Стихи про Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Святые отцы о Благовещении
  • Проповеди и статьи про Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы в 2023 году
  • Благовещение Пресвятой Богородицы в литературе
    • Благовещение Пресвятой Богородицы — непереходящий праздник

Благовещение Пресвятой Богородицы — в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2023 году

Благовещение означает «благая», или «добрая» весть. 

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о Своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, — напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. — Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от Своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…»

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Источник, возле которого произошло Благовещение

Источник, возле которого произошло Благовещение

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому («гражданскому») календарю.

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринималось и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение Блаженной Девы Марии).

Благовещение. Китайская икона, XVIII век

Благовещение. Китайская икона, XVIII век

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

«Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Днесь всемирныя радости начатки  предпразднственное воспети повелевают: се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие,  и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.  Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Тропарь

Днесь спасения нашего главизна,  и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует,  тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная,  Господь с Тобою.  Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.  Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Припевы

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Ирмос 9-й песни

 Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.  Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных, не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

«Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гаврииловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою».

Протоиерей Андрей Ткачев

«На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания — ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь».

Протопресвитер Александр Шмеман

«И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нем, в его сердцевине — Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно…»

Митрополит Сурожский Антоний

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещение

Читайте также — Благовещение: картины и иконы

Стихи про Благовещение Пресвятой Богородицы

Валерий Брюсов

Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

27 августа 1902

Марина Цветаева

В день Благовещенья
Руки раскрещены,
Цветок полит чахнущий,
Окна настежь распахнуты, —
Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Подтверждаю торжественно:
Не надо мне ручных голубей, лебедей, орлят!
— Летите, куда глаза глядят
В Благовещенье, праздник мой!

В день Благовещенья
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми.
— Ничего для себя не надо мне
В Благовещенье, праздник мой!

Константин Бальмонт

Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?

Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах у всех
Синие цветочки.

Сколько синеньких цветков,
Отнятых у снега.
Снова мир и свеж, и нов,
И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре.

От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля
Молодой травою.

В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве,
Это праздник света!

Протоиерей Николай Гурьянов

Благовещение Святое —
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В черством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьет;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И, внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землей.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.

Святые отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословенна Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

Святитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветающая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь«.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения» (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный нисшел до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповрежденною, и пребыть на веки Матерью Бога воплощенного? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Нее! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесенную над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изреченного в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших Царство Небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошел, чтобы нас на небеса возвести».

Проповеди и статьи про Благовещение Пресвятой Богородицы

  • Великий дар свободы. Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
  • Благовещенские страхи.  Протоиерей Андрей Ефанов
  • Подражая Богородице.  Протоиерей Андрей Ткачев
  • Благовещение. Протопресвитер Александр Шмеман
  • Город Назарет, день Благовещения (из воспоминаний прошлого века). Иеромонах Макарий (Маркиш)
  • Благовещение. Сергей Аверинцев
  • Довериться Богу до конца. Митрополит Сурожский Антоний
  • Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы. Протоиерей Димитрий Смирнов
  • Благовещение Пресвятой Богородицы: о Богослужении. Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы: выйти в жизнь без остатка. Митрополит Сурожский Антоний
  • Икона Благовещения: Навстречу восходящему солнцу Евангелия. Князь Евгений Трубецкой
  • Радость Благовещения (ФОТО)

Традиции Благовещения Пресвятой Богородицы в 2023 году

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

Фото: Патриархия.ру Благовещение. Традиция

Фото: Патриархия.ру

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция, «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле — поиск Царствия Божия».

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбиваются на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Патриарх Алексий II выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек.

Благовещение. Святейший Патриарх Алексий. Фото: Патриархия.ру

Благовещение. Святейший Патриарх Алексий. Фото: Патриархия.ру

Благовещение Пресвятой Богородицы в литературе

  • Иван Шмелев. Благовещение
  • Поль Клодель. Благая весть Марии

Благовещение Пресвятой Богородицы — непереходящий праздник

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2024 году

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля в 2025 году

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Опубликовано:

22 марта 2022, 14:27

Храм
Благовещение: дата, история праздника и приметы: Pixabay

Благовещение Пресвятой Богородицы входит в список двунадесятых непереходящих христианских праздников. Почему этот день так любим верующими, какова его история и приметы? Краткий экскурс в прошлое и рекомендации по проведению праздника дают исследователи культов Диана Хорсанд и Григорий Дьяченко.

Дата и истоки празднования Благовещения

Что означает праздник Благовещение? Это один из переломных моментов и ключевых празднеств года, открывающих двери в теплый сезон, предвестник пробуждения природы и надежды на спасение человечества сыном Божьим. В этот день Мария получила известие о том, что уже очень скоро станет матерью Иисуса Христа, будущего Спасителя. Как именно это произошло и что было дальше?

Когда Благовещение в 2022 году?

Согласно православному календарю, в 2022 году Благовещение отмечают 7 апреля. В 2022 году день торжества приходится на четверг. Сакральное событие имеет фиксированную дату, которая не меняется год от года, привязана к новому стилю и григорианскому календарю. Несмотря на суть и важность события в православной традиции, в Казахстане нет дополнительных выходных по случаю Благовещения.

Дева Мария

Скульптура Девы Марии: Unsplash/Jonathan Dick, OSFS

Благовещенье Пресвятой Богородицы в христианской традиции считают последним значимым праздником на стыке зимнего и весеннего сезонов. Оно входит в список двенадцати ключевых дат религиозного календаря православных славян, как указано в книге «Православный календарь на 2022 год».

У католиков Благовещение относится к менее значимым датам. Приверженцы западного канона христианства празднуют его на две недели раньше, 25 марта (старый стиль, юлианский календарь). Принято считать, что если Благовещение совпадает с плавающей датой Пасхи, его празднование не откладывают и не переносят. Правила Великого поста на день праздника послабляются.

История праздника

В книге «Полный церковно-славянский словарь» протоиерей Григорий Дьяченко указывает, что главный смысл Благовещения — возвещение Архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о зачатии Христа от Духа Святого. Этот момент считают невероятно важным и трогательным, ведь именно зачатие Иисуса подарило всему человечеству надежду на спасение. Благодаря его рождению, жизни, делам, его учению, страданиям ради людей, распятию и последующему чудесному воскрешению люди обрели веру в вечную жизнь после смерти.

По легенде, описанной в Евангелие от Луки, Мария пошла по воду к источнику в Назарете. В тот момент, когда она склонилась, чтобы набрать воды, с небес сошел Архангел Гавриил и известил о том, что она благословенна между женами и станет матерью Сына Божьего. На месте встречи построили церковь в честь ангела, принесшего благую весть.

Праздник Благовещения сопоставляют с Пасхой. По погодным условиям в этот день прогнозируют погоду на дни пасхальных торжеств. Православные ждут появления первых перелетных птиц, ведь один из образов Благовещения, часто изображаемый на открытках к празднику, белый голубь с зеленой веточкой в клюве. Это символ благой вести о зачатии Спасителя, зарождении новой жизни на земле и начала теплого сезона.

Как надо отмечать Благовещение? Исторически сложилось, что во все времена праздник Благовещения обязательно включает в себя следующие атрибуты:

  • Литургию и крестный ход с запуском в небо белого голубя.
  • Использование голубого цвета как главного в одежде священнослужителей и убранстве домов и храмов.
  • Исповедь и причастие.

Сразу после праздника принято начинать пахоту и посадку на полях и огородах. Благовещение можно считать третьим и финальным аккордом в череде сезонных праздников, которые провожают зиму и встречают весну.

Голубь

На Благовещение в небо выпускают голубя: Pixabay

Приметы и особенности праздника

Благовещение — это не только традиционный, но и всеми любимый праздник со своими особенностями и народными приметами. Как принято отмечать его в церковных общинах и семьях, какие запреты следует соблюдать?

Что можно делать на Благовещение?

На Благовещение принято праздновать и отдыхать, хорошо одеваться, просить у Бога поддержки и милости, готовить традиционную выпечку и рыбные блюда, жечь костры и прыгать через огонь, а также обращать внимание на погодные приметы.

Ряд традиционных благовещенских развлечений радуют детей и взрослых:

  • На Благовещение накрывают щедрый стол с рыбными блюдами (юшка, запеченная или жареная рыба), морепродуктами, с кашами из любых круп, блюдами из бобов, грибов и овощей. Его дополняют сладости (сухофрукты, мармелад, зефир и шоколад) и фрукты.
  • На праздник пекут жаворонков из теста, подбрасывают их в небо, призывая весну и ожидая возвращения перелетных птиц. Пекут просфоры по две штуки на каждого члена семьи и освещают их в храме.
  • В городах и деревнях жгут костры, прыгают через них, окуривают дымом одежду для защиты от нечистой силы, избавления от заикания и сглаза. Вокруг костров водят хороводы, до утра поют песни веснянки, призывая весну.
  • Освещают посевное зерно перед иконой Богородицы.

Что нельзя делать на Благовещение?

Традиционное отношение к празднику выражено в поговорке «Птица гнезда не свивает в этот день», так что работать в святой праздник ― большой грех. Нельзя ссориться, сорить деньгами и вести расточительный образ жизни.

Существует ряд табу, которые необходимо знать и учитывать на Благовещение:

  • Работать категорически нельзя. Не стоит отправляться в дорогу по делам или начинать новые проекты. Считается, что грешников в этот день даже в аду не мучают, дают им отдохнуть. Обязательный выход на работу считается трудом по принуждению и грехом не считается.
  • Нельзя брать и давать в долг деньги.
  • Нельзя приобретать и надевать новые вещи, так как они не прослужат долго.
  • Запрещено вступать в конфликты, осуждать и критиковать людей, чтобы не навлечь беду на себя и свою семью.

Храм

На Благовещение встречают весну: Pixabay

Приметы на Благовещение

Некоторые бытовые и погодные приметы на Благовещение носят религиозный или мистический характер:

  • Внутрь просфор кладут монетки на счастье и богатство. Тот человек, которому они попадутся, должен первым засеять поле.
  • Крошки от освященного хлеба скармливают домашним животным на здоровье и для плодовитости, а также добавляют в семена для нового посева, чтобы урожай был щедрым.
  • Утром 7 апреля задолго до восхода солнца бьют в колотушки и медную посуду, чтобы защитить скотину от волков. Примета гласит: чем дольше идет звук, тем дальше волки от дома.
  • Если правильно загадать желание, оно обязательно сбудется, потому что небеса открыты для просьб людей.
  • Если умыться остатками талого снега, то здоровье будет крепче.
  • Если накалить на сковороде соль, прочитать над ней молитвы и добавить в блюда домочадцам, то болезни отступят.
  • Позвонив монетами в кошельке, пока кукует кукушка, можно приумножить богатство.
  • Дожди в Благовещение предвещают жаркое лето, а ясное небо обещает обильные летние дожди.

Благовещение имеет добрую энергетику. Это всеми любимый и долгожданный праздник. Воспользуйтесь возможностью прикоснуться к традициям народа и православия, отметьте Благовещение в соответствии с канонами.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1906733-blagoveschenie-istoriya-prazdnika-i-primety/

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости

Почему на Благовещение выпускают белых голубей: история и традиции праздника

Рассказываем, почему Господь выбрал именно Деву Марию для рождения Спасителя, какой духовный смысл несёт Благовещение и как принято встречать этот праздник

07 апреля 2022, 06:36, ИА Амител

Благовещение / Фото: janeb13 с сайта Pixabay

Благовещение / Фото: janeb13 с сайта Pixabay

Благовещение — великое событие евангельской истории, которое ежегодно отмечается православными 7 апреля, или за девять месяцев до Рождества Христова. Праздник относится к двунадесятым — входит в двенадцать важнейших по церковному календарю. В народе существует множество традиций и запретов, нарушив которые, человек может накликать на себя беду.

Зачем 7 апреля выпускают ввысь белых голубей, а также что можно и что нельзя делать на Благовещение — читайте на amic.ru.

  1. Что такое Благовещение?
    В Книге пророка Исаии записано: «Се, Дева, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис 7:14). 25 марта (7 апреля по новому стилю) Дева Мария увидела архангела Гавриила, который сообщил, что носит она под сердцем младенца. В ответ на удивлённый вопрос девушки, как такое возможно (ведь интимной близости с мужчиной Дева Мария не имела), архангел объяснил, что зачала дитя она от Святого Духа и родит в назначенное время Спасителя. Эта история впоследствии воплотилась в молитве: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

  2. Почему Отец Небесный избрал Деву Марию для рождения Мессии?
    По свидетельствам третьей книги Нового Завета, родословная Девы Марии идёт от семени Авраамова — родоначальника евреев. Её предком был и Давид — второй царь народа Израиля. А по словам пророков Ветхого Завета, Мессия должен был произойти именно из рода Давидова.

    По обету родители отдали Марию в услужение Господу в храм, где она прожила детство и юность. Всё её время было посвящено изучению Святого Писания, чтению молитв, занятию рукоделием. Необыкновенное смирение, душевная чистота, чуждость греха и непорочность мыслей привлекли к Деве благодать Господню. За эти качества и выбрал её Отец Небесный, чтобы явить людям Сына своего — Спасителя мира.

    Чтобы не нарушить святости и непорочности, обручником и мнимым мужем Девы Марии стал восьмидесятилетний старец Иосиф, который по прямой линии также происходил из рода царя Давида. О жизни его почти ничего неизвестно. В святых литературных источниках можно найти повествования о том, как Иосиф спас Богоматерь и Богомладенца от царя Ирода, и как они жили в Египте.

  3. Какой духовный смысл заключён в событии Благовещения?
    В Священном Писании упоминается несколько версий появления Гавриила перед Марией. В одном сказано, что в момент сошествия архангела Пресвятая ткала пурпурную завесу для Иерусалимского храма, в другом — что читала предсказание пророка Исаии. Часто эти версии объединяют и толкуют как события, произошедшие одно за другим.

    Само согласие Марии на непорочное зачатие показывает истинное послушание Отцу Небесному. Безоговорочно передав собственную судьбу в руки Всевышнего, Пресвятая Дева и тело своё, и душу отдала на Божий Промысел во спасение всего человечества от бездны греха и порока. Так и каждый христианин должен повиноваться воле Господа — делать то, что Бог просит от нас, и воздерживаться от того, что он делать не велит.

  4. Зачем на Благовещение отпускают белых голубей?
    Голубь, особенно белый, на Руси всегда олицетворял собой мир или хорошие вести. После принятия христианства он стал символом Святого Духа, который снизошёл на Иисуса Христа во время его Крещения в реке Иордан.

    Непорочное зачатие Пресвятой Богородицы также связывают с сошествием на неё Святаго Духа. Архангел Гавриил произнёс: «Дух Святой найдёт на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя». Отпустить в небо белого голубя — значит донести до Господа, что помыслы твои чисты, а душа освобождена от грехов и готова к вечному христианскому служению.

  5. Что нужно cделать на Благовещение?
    Посетить церковь, навестить родителей и больных родственников, помочь нуждающимся, попросить прощения у тех, кого обидели. Если торжество выпадает на рабочий день, можно пойти в храм вечером или во время перерыва на обед. Вполне достаточно и нескольких минут искренней молитвы перед иконой Благовещения, чтобы облегчить душу и почувствовать поддержку Пресвятой Девы Марии. Свободное время лучше посвятить семье или прогуляться по улице, наблюдая за пробуждением природы.

  6. Что разрешено есть на Благовещение?
    7 апреля всегда приходится на самый продолжительный и строгий из всех православных постов — Великий. Однако на Благовещение допускаются послабления в еде. Мирянам разрешено употреблять горячую пищу, заправленную растительным маслом, раз в день можно съесть рыбу и даже выпить бокал вина.

    Также не запрещается ставить на праздничный стол любые морепродукты, фасоль и бобовые, свежие и запечённые овощи, фрукты, сладости без добавления яиц и молочных продуктов. Лучшие варианты из напитков — это чай на травах и компот.

  7. Какие запреты существовали на Руси 7 апреля?
    Наши предки на Благовещение старались избегать физической работы. Считалось, что трудиться в церковные праздники — это великий грех. Даже поговорка до сих пор существует: «Птичка гнезда не вьёт». Это как раз о Благовещении так говорили.

    Однако исторически такой порядок был установлен ещё язычниками. До принятия христианства на Руси люди боялись прогневить богов и регулярно устраивали праздники в честь сева, сбора урожая и других значимых событий. Работу в эти дни откладывали, так как боялись накликать на себя в наказание болезни и нищету.

  8. В Благовещения на Руси категорически запрещалось:
    — начинать новое дело — оно закончится провалом;
    — шить, вязать, плести (кружева, макраме) — нить будет путаться, а вещь быстро износится;
    — высаживать деревья и цветы — они не приживутся;
    — начинать полевые работы — урожай будет скудным, пострадает от вредителей или сгниёт раньше времени.

  9. Почему на Благовещение не устраивали пышных застолий?
    Считалось, что если в дом позвать много гостей, праздновать бурно и с обильными возлияниями, в семье заведётся пьяница. Старались ограничиться скромным застольем в семейном кругу, а если приглашали к себе, то только ближайших родственников. Ну и к тому же этот день почти всегда приходился на Великий пост с его строгими ограничениями в меню.

  10. Почему 7 апреля не прикасались к волосам?
    По поверьям, если на Благовещение вымыть голову или сделать стрижку — значит навлечь на себя беды и несчастья. Славяне считали, что волосы — мощный источник энергии, и верили, что вместе с ними человек может «обрезать» собственную удачу и судьбу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синичкины именины сценарий
  • Символика праздника дня народного единства
  • Символы праздника покров
  • Синичкины именины праздник
  • Символ праздника акатуй