Символ праздника вербное воскресенье

В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается Вербное воскресенье. Этот праздник носит и другое название — Вход Господень в Иерусалим. Ему предшествует Лазарева суббота — день, когда Христос воскресил Лазаря.Христос был далеко от Иерусалима, когда умер Лазарь. Только спустя четыре дня он пришёл в

В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается Вербное воскресенье. Этот праздник носит и другое название — Вход Господень в Иерусалим. Ему предшествует Лазарева суббота — день, когда Христос воскресил Лазаря.

Вербное воскресенье

Христос был далеко от Иерусалима, когда умер Лазарь. Только спустя четыре дня он пришёл в Вифанию. Подходя к могиле Лазаря, Христос приказал снять камень и воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Так свершилось чудо любви, торжествующей над смертью.

Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования её идти в Иерусалим, то многие последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус вдет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: „Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!“» 

Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нём Царя, который пришёл освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: „не бойся, дщерь Сионова! се Царь твой грядёт, сидя на молодом осле“. 

И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. 

И говорил им: „Написано: «дом Мой домом молитвы наречётся“, а вы сделали его вертепом разбойников“». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник входа Господня в Иерусалим издревле (христианская Церковь ввела его в IV веке) назывался Вербным воскресеньем. Верба в северных странах играла ту же роль, что и пальмовые ветки, которыми народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. В Северном полушарии верба первой просыпается от спячки и символизирует ветви, положенные к ногам Спасителя. Поэтому и праздник Входа в Иерусалим называется у нас Вербным воскресением.

Вербу освящали в церкви и несли домой. Ею легонько ударяли домочадцев, желая при этом, чтобы «здоровье у них прибыло». Взрослые ударяли вербой о лавку, где спали дети, приговаривая: «Не я бью, верба бьёт», «Верба хлёст, бьёт до слёз, верба бела — бьёт за дело, верба красна — бьёт не напрасно», или произносили пожелания: «Верба сти — великим расти, верба сти — не учись красти». В Вербное воскресенье хозяин крошил веточки вербы в корм скоту в надежде сохранить его от болезней.

Освящённую вербу хранили в течение всего года. Вербе приписывалась сила охранять дома от пожаров, нивы — от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Наши предки считали, что верба обладает целебной силой. С освящённой вербы съедали по девять шишечек (серёжек), чтобы предохранить себя от лихорадки. Во время грозы освящённую вербу ставили на подоконник и верили, что это спасет от попадания молнии.

Иностранцы, посещавшие Москву в XVI–XVII веках, оставили интересные воспоминания: «В субботу, накануне Вербного воскресенья, перед обедней, из Успенского собора Кремля при большом стечении народа выносили большое дерево (вербу), украшенное разными искусственными плодами, устанавливали его в огромные сани и везли, как при крестном ходе».

В Москве на вербной неделе, шестой неделе Великого поста, уже в пятницу и субботу, а также в воскресенье на половине Красной площади открывался громадный праздничный рынок-гуляние, прозванный «вербой». Цветы, конфеты, книги, золотые рыбки, ювелирные украшения — всё здесь было. Продавались ветки вербы, цветные воздушные шары. 

Традиционно вербными, исчезавшими до следующего года, считались «морские жители» — стеклянные чёртики в пробирках с водой, «нырявшие» с головой при нажатии на резиновую плёнку, прикрывавшую пробирку. 

Здесь же предлагался тоже исключительно «вербный» «тёщин язык» — свистулька с вытягивавшимся длинным бумажным языком, гнусно шипевшим при сворачивании обратно.

Вербное воскресенье. Значение и смысл праздника

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба?

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Вербное воскресенье — шествие на осляти

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая.

Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

У нас пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Источник

У нас есть к Вам просьба…

Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!

Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!

Пожертвовать

Приблизительное время чтения: 4 мин.


print

Приближается Вербное воскресенье. Этот день совершенно особый, и в церковном календаре, и во внешней жизни тоже. Дело в том, что и в само Вербное воскресенье, и накануне на улице можно увидеть огромное количество людей с вербами. Одни их продают, другие покупают, идут с ними в храм. Но зачем все это, в чем смысл праздника, откуда пошла эта традиция — об этом мы поговорили со священником Сергием Кругловым.

Давайте начнем разговор с объяснения традиции: откуда взялась верба, и почему именно она? Что она символизирует?

Конечно, в контексте этого праздника – Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим – верба символизирует очень многое. Но как всегда, народ не может жить только символом, он привязывает к нему конкретные реалии. В результате чего символ становится святыней и даже предметом, употребимым в быту. Про освященную вербу каких только нет сказаний, какое только предназначение не изобретает для нее православный человек! Обметать дом освященной вербой, чтобы его освятить, ломать вербу на кусочки и закапывать в огороде, чтобы там все хорошо росло… Вплоть до того, что надо друг друга хлестать освященной вербой, что тоже, по мнению некоторых людей, должно приносить какой-то благой результат. 

Конечно, можно смеяться над народными обычаями, но тем не менее, сама тяга человека к святыне говорит о многом. И в ней есть очень глубокий смысл. Бог пришел в мир, освятил мир, освятил творение, и мы не можем отвергать плоть как нечто греховное, достойное уничтожения, а возвеличивать только дух. Плоть и дух – едины. Это явил нам Сам Господь, Богочеловек, в Своем воплощении. Мир предстоит не уничтожить, но спасти. Вот это самая основная мысль христианства.

Освященная верба заменяет собой пальму. Как мы знаем, событие входа Господня в Иерусалим было совсем незадолго до того, когда Господь был схвачен и распят на Голгофе. Перед входом в Иерусалим Он говорил Своим ученикам, что Сыну Человеческому предстоит пострадать, даже до смерти пострадать, и через три дня воскреснуть. Как мы знаем из Евангелий, ученики не очень хорошо понимали, о чем Он говорит. Они считали, что Мессия – это победительный царь, предводитель Израильского народа, который станет во главе этого народа и изгонит, наконец, римских оккупантов-язычников. И Его власть, а через нее и власть Самого Бога Единого, установится не только для всех народов Израиля, но и для всех народов земли. Конечно, через все эти действия иудеи ожидали какого-то блага. Но Господь наш Иисус Христос вел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Его власть была совсем другая. Все это очень долго чувствовали, но не могли понять и сами ученики, и окружающий народ. Именно это и послужило причиной трагического события, когда представители того самого народа, который был Богоизбранным, не узнали пришедшего Сына Божия. Они не поняли, что это Он, не поняли Его действий и отвергли Его. Именно это привело к распятию. 

И вот, как положено Мессии, Машиаху, то есть помазаннику, Господь вошел в Иерусалим. Причем вошел вовсе не во главе войска. Он ехал на ослике, Его пешком сопровождали ученики. Но, тем не менее, народ уже знал, что это великий чудотворец, пророк из Назарета, Который исцелял больных, воскрешал умерших… Накануне было воскрешение Лазаря – событие, которое мы празднуем в Лазареву субботу. Народ был наслышан об этом. Тот же народ слушал Его слова о Царствии Божием, видел Его дела, в которых проявилась духовная сила этого Царства. И вот этот народ, кто из любопытства, а кто из почитания, сбежался встречать Его. 

Ему постилали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани, Его приветствовали пальмовыми ветвями. Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Все кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во Имя Господне!»

Причем же тут верба?

Когда этот праздник пришел на Русь, возник вопрос. Известно, что у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось в наших северных широтах, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. И мы с вами знаем, что процесс этот взаимообразен. Когда бы ни был праздник Вербного воскресенья – а он сдвигается в соответствии с Пасхой, — как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба уже тут как тут.

Вербное воскресенье 2017
Фото Юлии Маковейчук

Соответственно, если Пасха поздняя, то и тепла долгое время нет, очевидно, для того, чтобы верба зацвела поближе к Вербному воскресенью?

Да, потому что у вербы есть свои особенности. Это не роза, она зацветает и в холодных условиях. Но все-таки она, если можно так сказать, исполняет свое послушание и исправно расцветает за неделю до Пасхи.

Расшифровка программы радио «Фома»

Читайте также другие материалы о празднике Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресение) 

Фото Юлии Маковейчук

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яркое поздравление с добрым утром
  • Юбилей 30 лет картинки девушке поздравления
  • Яркие поздравления с добрым утром
  • Юбилей 10 лет девочке поздравления своими словами
  • Я отправил сестре телеграмму с поздравлением прямое или косвенное дополнение ответ