Символом летнего праздника троицы принято считать это дерево

Русский календарь
Русский календарь

Так назывался календарь на Руси.

В этом календаре говорилось, что нужно делать каждый день.

Праздничная песня

Песня, в которой славят хозяина дома, желают ему богатства и достатка.

Эту песню поют колядующие.

Проводы зимы

Впишите пропущенное слово.

На этом празднике сжигали чучело.

Праздник проводов зимы и встречи весны на Руси называется 


.

Проводы зимы

Главным угощением на этом празднике были блины.

Этот праздник праздновали целую неделю.

Песни-заклички

Соедините стрелочками песни-заклички и времена года.

Русские праздники

Составьте из слогов названия праздников.

Эти праздники празднуют зимой, весной и летом.

  1. тво дес рож


    .

  2. и тро ца


    .

  3. ни ле мас ца


    .

Символ праздника

Символом летнего праздника – Троицы принято считать это дерево.

Это дерево часто воспевают в стихах и песнях, называют его – белоствольная, кудрявая.

Осенний праздник

Впишите пропущенное слово.

Так называют всё, что вырастили своими руками.

Осенины символизируют сбор


.

Христианские праздники, которые отмечаются летом, особенно любимы нашим народом: кажется, сама природа своим цветением и спелыми плодами украшается к торжествам и дарит всем радостное, приподнятое настроение.

Дата празднования Святой Троицы

Одним из первых летних праздников является Троица. Он отмечается на 50-ый день после праздника Пасхи. Её также называют Пятидесятницей. В 2023 году это будет 4 июня, воскресенье.

Религиозный смысл праздника

Троица отражает религиозный смысл христианского учения о триединстве бога, об одновременном его существовании в трёх лицах: Бог — отец, Бог — сын и Бог — святой дух.

  • Бог — отец существует всегда, ни от кого не рождён;
  • Бог — сын рождается предвечно от отца;
  • Святой дух исходит от святости Бога- отца.

Все ипостаси этой Троицы существуют в гармонии триединства, творя мир, заботясь о всём сущем и освящая его. Верующие всегда обращаются в своих молитвах к Богу «Ты». «Защити», «сохрани», «избавь», и никогда на «Вы», в этом проявляется единство сущностей.

Источником божественной воли является Бог-отец, вершит же волю Бог-сын посредством Святого духа.

В это время христиане вспоминают схождение Святого Духа на Апостолов, учеников Христа, которое было на пятидесятый день после Воскресения. В народе говорят: «Троица – когда лес листвой покроется». В это время храмы украшают березками или березовыми ветвями, пол устилают свежей травой, повсюду стоят вазы с цветами.

Глядя на эти растения, православные вспоминают событие, изображенное на иконе «Троица», когда в Мамвре, под дубом, Аврааму явился Господь и Святой Дух в виде трех ангелов. При этом Авраам обращался к трём Фигурам, явившимся к нему, как к единому существу: «Владыка! Ежели я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего».

В Библии Вы нигде не отыщете термина «Троица», в ней встречаются только упоминания о трёх ипостасях Бога: «…Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино…» и «…идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Символический смысл этой традиции связан со словами Христа, обращенными к апостолам: «Я лоза, а вы ветки». При этом Господь говорит о необходимости постоянной связи, живого общения души человека с Богом. Как лоза наполняет питательными соками ветви, так и душа человека полноценно живет, наполняясь лучами Божественной благодати.

Троица, икона

XV век, Андрей Рублёв, икона «Троица»

На этой общепризнанной иконе Андрея Рублёва, изображающей Троицу, мы можем увидеть, что лица всех фигур — Отца, Сына и Святого Духа идентичны и различаются только их одеждами. В это иконописец вложил смысл триединства и нераздельности сущностей Бога.

Традиции и обычаи праздника

На Троицу было принято украшать не только храм, но и дом ветками березы, девушки в лесу заплетали березам косички, повязывали на ветви цветные ленточки. На Троицу плели венки, гуляли в березовых рощах, присматривали невест или даже играли свадьбы. Считалось это хорошей приметой, обещанием счастья для молодых.

Суббота перед Троицей – важный в православном календаре день поминовения усопших. В это время наводили порядок на могилах, за домашней трапезой вспоминали ушедших родственников.

Традиционным угощением на Троицу у наших предков были блюда из яиц, которые своим золотистым цветом напоминали солнце. С яйцами пекли круглые лепешки, из них делали яичницу и ели всё это с квасом.

После Троицы начинался сбор лекарственных трав, ведь наступала пора, когда в самые долгие и теплые дни года все растения набирали свою максимальную силу, цвели.

Время от Троицы до Петрова дня в старину называли «зелеными святками». И так же, как в зимние святки, в это время гуляли и водили хороводы, гадали о будущем по венкам, опущенным в воду. Это время называли также русалочьими днями: запрещалось купаться в открытых водоемах, так как русалки могут утащить в омут.

По поводу празднования дня Святой Троицы существуют чётко определённые церковные наставления, но существует также ряд народных обычаев и традиций, которые исполнялись православными христианами на Руси на протяжении многих веков.

  • Народное название дня Троицы — «зелёные святки». Перед праздником принято наводить в доме порядок и чистоту. Образа украшают ароматными луговыми травами, полевыми цветами и веточками деревьев.
  • Среди деревьев главным символом праздника принято считать берёзу. Белая береста символизирует чистоту помыслов, а зелёные листья — молодость, обновление, жизнь.
  • Кроме берёзы дом украшали также ветвями других деревьев — дуба, клёна, рябины, липы. Они, согласно народной традиции также дают защиту от зла и символизируют праздник жизни на Земле.
  • Верующие плели венки из лесных и луговых трав — чабреца, мяты, папоротника, васильков, и вешали эти венки на дверь дома. Можно поставить букет из трав на стол. Молодые девушки клали пучки и венки из трав под подушку, чтобы удачно выйти замуж.
  • Принято было печь хлеб, пряники, караваи. Они символизируют достаток и благополучие.

Не только дома, но и церкви принято украшать растениями. Этот обычай связан с ветхозаветным обрядом Пятидесятницы, когда Богу подносили зеленеющие ростки жатвы. Пол церкви в день Троицы устилают свежескошенными травами, а иконы украшают ветками берёзы. Служители церкви облачаются в зелёные одежды. Этот цвет символизирует созидающую и животворящую силу Троицы. Пришедшие на службу прихожане часто держат в руках луговые цветы.

  • Травы с пола храма после службы старались захватить с собою. Считается, что она святая и оберегает от бед и болезни. Траву сушат и хранят, обычно за иконами. Крестьяне использовали её для разных случаев. Например, клали пучок в хранилища и в овин, чтобы не заводились мыши, под крышу, чтобы уберечь дом от пожара. Её заваривали и использовали как целебный напиток, если заболел скот- подмешивали в сено.
  • Ветви деревьев, оставшиеся после праздника Троицы, тоже не выбрасывали. Из них делали венки, которые использовали как домашний оберег.
  • После службы верующие идут домой, чтобы отведать праздничные яства. Принято приглашать в гости близких и дорогих людей, обмениваться подарками.

Непосредственно сам день Троицы именовался в народе «зелёное воскресенье». Дома и храмы украшались растениями, на природе устраивались гуляния, игры, хороводы.

День после праздника назывался «печальным понедельником» или «духовым днём». Вспоминают родителей и других усопших, в церквах проводятся поминальные службы. А по окончании богослужений служители церкви благословляли поля для защиты от природных невзгод и неурожая.

Следующий день, вторник — «богодухов день». Принято было собирать утреннюю росу, которая считалась средством от болезней.

В день Святой Троицы нет поста, можно вкушать любую пищу. Считается хорошей традицией свататься в этот день, особенно если последующая свадьба произойдёт на Покров. В этом случае семью ждёт счастье и богатство.

Особенно важным в праздник считается уделить внимание нищим и нуждающимся.

Чего нельзя делать на Троицу

Святая Троица — великий праздник. Нельзя в этот день заниматься домашним хозяйством и делать тяжёлую физическую работу. Нельзя стричь, мыть и красить волосы, возбраняется шитьё. Не нужно ремонтировать забор, по народным приметам это повлечёт за собой рождение нездорового скота. Нельзя делать из берёзы мётлы, в этот день следует отнестись к берёзе с почтением. Не следует злиться и ссориться, говорить о людях плохое и думать о нехорошем. День лучше посвятить заботе о близких и молитве. Вся неделя Троицы называется «русалочьей», или «русальной». В эти дни нельзя купаться, по поверьям русалки могут заманить к себе.

Духов день

Следующий за Троицей день называется Духовым. Он считается именинами земли, поэтому строго запрещается заниматься любыми работами на земле, нельзя и наводить чистоту в доме. В этот день посещают церковь и могилы предков, умываются чистой ключевой водой, произнося молитвы Святому Духу, приносят после богослужения веточки березы и хранят их в доме в течение года.

Многие из традиций наших предков давно ушли в прошлое, но, присутствуя на праздничной литургии, принося домой веточки березы, радуясь летнему обновлению природы, каждый может почувствовать себя наследником великой русской культуры.

Видео

Волоколамский митрополит Иларион в доступной форме рассказывает о сути Святой Троицы.

В воскресенье, 3 июня, православные празднуют Святую Троицу. Этот день часто называют также Пятидесятницей или Зеленой неделей, и не случайно. Поскольку Троицу мы празднуем в 50-й день после Пасхи – в этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать.

Однако Троица – это еще и день рождения Церкви. 12 простых неученых людей вдруг стали понимать разные языки и смогли покорить весь мир – не оружием, не силой, а Евангельской проповедью. Как мы знаем из истории Церкви, они даже смогли побеждать самых искусных риторов того времени. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину людей ту силу, благодаря которой они смогли привести ко Христу миллионы людей.

Понятно, что без Божьей помощи апостолы не смогли бы этого сделать, поэтому праздник Троицы – это еще один шанс для нас утвердиться в вере во Христа.

Об этом и многом другом рассказал накануне Троицы епископ Обуховский Иона, Глава Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, наместник Троицкого Ионинского монастыря в новом выпуске видеоблога «Православия в Украине».

Итак, что мы отмечаем в праздник Троицы, и почему церковный праздник стал государственным?

Чем богослужения на Троицу отличаются от  богослужений в другие дни, и что это за особая Троицкая вечерняя?

Известно, что часто Троицу называют «Зелеными святками». Откуда идет традиция в этот день украшать храмы и жилища зелеными побегами и цветами?

О чем нужно помнить, празднуя Троицу? И о чем наместник Троицкого Ионинского монастыря будет говорить насельникам и прихожанам обители в престольный праздник?

«Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа»

– Владыка, Троица – это государственный праздник, и для большинства людей выходной в понедельник – это возможность отдохнуть, выехать на природу, на дачу. Если говорить о Троице в двух словах, то, что мы отмечаем в этот день?

– Действительно, Троица, слава Богу, благодаря тому, что наше государство возвращается, хоть и частично, к традициям христианства, является государственным праздником. Этот праздник всегда попадает на воскресный день потому, что он празднуется через 50 дней после Воскресения Христова, после праздника Пасхи. И всегда в 50-й день совершается память схождения Святого Духа на апостолов, или праздник Пятидесятницы.

Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа. Это день рождения Церкви, поскольку в этот день апостолы получили дары Святого Духа для того, чтобы нести проповедь Евангелия по всему миру.

Ведь кем были апостолы? Это были малограмотные рыбаки, простые работяги. Мы видим исторический парадокс: 12 неученых людей покорили весь мир – не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а проповедью евангельской. Они, действительно, покорили всю вселенную, и без явной помощи Божьей сделать это было невозможно.

Мы видим дары Святого Духа, которые апостолы получили и смогли применить, благодаря чему все мы верим во Христа и являемся чадами Церкви.

«Именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено…»

– А в чем особенности богослужения в этот день?

– Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день по окончании Литургии, то есть утренней службы, совершается особая Троицкая вечерняя, во время которой читаются коленопреклонные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа.

В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

Но именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено, прося, чтобы Господь и нас приобщил к благодати Святого Духа. Чтобы он и нас вразумил тем Духом, которым вразумлял апостолов, вразумлял поколения проповедников святых, которые несли слово Божье всему миру.

«Когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда  коробит»

– Троица имеет несколько названий, в том числе в Украине этот праздник называют «Зелені свята» —  и храмы, и квартиры украшаются зеленью. Скажите, откуда идет эта традиция, и будет ли украшаться храм в вашем монастыре?

– К сожалению, многие церковные традиции, которые сложились на протяжении веков существования Церкви, перекрывают догматическое содержание праздника. Практически каждый человек скажет, что нужно делать на первый, на второй Спас, когда освящается мак, а когда мед или зелень, когда еще что-либо, но не может сказать, с чем связаны все эти традиции.

Меня всегда коробит, когда, скажем, Преображение Господне называется «Яблочным Спасом». Ведь это праздник, когда Господь явил, приоткрыл апостолам свою Божественную славу. Ведь Господь не стал иным в праздник Преображения – Он чуть-чуть только показал им, насколько они смогли воспринять, славу Своего Божества. И когда праздник связывается только с освящением каких-то продуктов питания и прочее, меня это очень сильно напрягает.

Действительно, есть старинная традиция украшать свои жилища, храмы зелеными побегами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека. В знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать, имеет возможность принести плоды ко Христу.

Да, это очень хорошее символическое сравнение. Но когда идет перевес в сторону украшения храмов и домов зеленью, когда Троица ассоциируется исключительно с какими-то ботаническими предметами, это всегда  коробит.

Нужно помнить, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью.

«Главное, о чем нужно помнить, празднуя Троицу, что в этот день родилась Церковь»

– Что тогда главное в праздник Троицы?

– Самое главное, о чем нужно помнить, празднуя Троицу, что в этот день родилась Церковь. В этот день Святой Дух сошел на апостолов, и они стали проповедовать на иных языках, которых ранее не знали, они получили дар разуметь Священное Писание. Ведь они все, повторюсь, были малограмотными простыми людьми. И они смогли, как мы знаем из дальнейшей истории Церкви, зачастую состязаться на равных и побеждать самых искусных риторов и проповедников своего времени.

Поэтому мы и говорим, что в этот день родилась Церковь. В этот день Господь вдохнул в небольшую общину, еще не пришедших в себя после Распятия и Воскресения Христа апостолов, ту силу, благодаря которой они смогли покорить весь мир, благодаря которой они смогли привести ко Христу всю вселенную.

«Если кто-то поступает, по нашему мнению, не так, то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа»

– Владыка, Троица для Вашего монастыря – это престольный праздник, и каждый год Вы в этот день говорите праздничную проповедь. О чем она будет в этом году?

– Наверное, в этом году буду говорить, как и в предшествующие годы, о дне рождении Церкви, о благодати Святого Духа, которая дает человеку возможность спастись и уподобиться Богу.

Ведь мы знаем по слову старца Паисия Афонского, что нашего у нас – только грехи, что в нас есть доброго – по благодати Святого Духа. Буду говорить о том, что если мы видим брата согрешающим или не преуспевающим, или совершающим какие-то ошибки, нужно помнить: прежде, чем осудить его, вынести ему какой-то вердикт, Господь является источником добродетели и преуспевания в человеке, и только благодаря благодати Божьей человек может стать лучше.

Если кто-то поступает, по нашему мнению, не так, то, осуждая его, мы осуждаем Самого Христа, который пока не дал этому человеку Своей Благодати. Мы осуждаем Христа, Который пока еще, по каким-то причинам, по своему помыслу не сподобил этого человека тех даров, которые, возможно, есть у нас и есть у окружающих.

Поэтому всегда, если мы видим, что кто-то делает что-то не так, что кто-то грешит, нужно вздохнуть и сказать: «Господи, дай ему свою благодать, исцели его и исправь его». Вот об этом буду говорить.

– Мы благодарим Вас за ответы на наши вопросы. Поздравляем Вас с грядущим престольным праздником, а наших зрителей – с праздником Святой Троицы! Всего доброго!

Беседу вела Юлия Коминко

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

День Святой Троицы: традиции летнего христианского праздника

Троица наряду с Пасхой — один из самых почитаемых и любимых праздников православных верующих не только в России, но и в мире. Светлый день, в котором заложен глубокий смысл, официально принято считать моментом становления христианской церкви.

Троица

История и значение

Для понимания глубокого смысла Троицы надо вернуться на многие сотни лет назад и проследить череду событий после чудесного воскрешения Спасителя нашего.

Ровно 49 дней после знаменательного события собирались ученики его в Сионской горнице. Ждали апостолы чуда, которое предрек им Иисус еще до смерти мученической. И вот на пятидесятый день от воскрешения наполнился дом шумом и гулом ветреным, заплясали языки огненные. Это Дух Святой спустился с небес. Коснулось пламя каждого из учеников Христа и обрели они способности необыкновенные: язык незнакомый понимать и говорить на нем, будущее предвидеть и исцелять хвори неизлечимые.

Не просто так получили апостолы дар чудесный. Пошли они по земле, рассказывая всем о жизни и смерти Иисуса, неся его учение людям, призывая следовать заповедям Христовым. А огонь небесный, что остался в них, должен был помочь вере в Спасителя разгореться в сердце каждого, кого встречали бы они на пути своем. С того события и утвердилась на земле церковь православная.

Суть праздника заключается в триединстве Божием. Бог-отец, Бог-сын и Святой дух — три неразделимые ипостаси Бога. Что означает единство их в творении добрых дел, прощении покаявшихся. Несет Святая Троица свет и благость в души верующих.

Традиции Троицына дня: обряды и приметы от язычества до наших дней

Три дня длится празднование Святой Троицы.

Накануне наступает Вселенская родительская суббота. Церковь поминает всех, кто когда-либо покинул грешную землю навсегда. Верующие посещают храмы, где проходит всенощное бдение.

Воскресенье отмечено основными событиями Светлого праздника. В храмах совершается Божественная литургия. Священнослужители в праздничном облачении зеленого цвета, преклонив колени, молятся за спасение душ и снисхождения благодати на присутствующих. Православные верят, что в день, когда произошло чудо сошествия Святого Духа на землю, Бог общается с каждым напрямую.

В понедельник наступает Духов день. Полагается с утра умываться водой из колодца или родника. Считается, что так смывается грязь от грехов и неправедной жизни. Особое значение приобретают приметы, связанные с погодой. Можно предугадать, какой урожай ждать, не случится ли засуха или дожди в текущем году.

Символ праздника

Один из ритуалов, исполнение которого строго соблюдается, состоит в украшении церкви, жилищ верующих ветками исконно русского дерева — березы. Корни красивого обряда стоит искать в языческом Семике.

Семик или Зеленые святки — праздник, особо любимый нашими предками. Глубокий смысл его заключался в обновлении пробудившейся природы, окончательной победе тепла и света. Молодые листочки ярко-зеленого цвета, свежая трава были символом возрождающейся жизни и надежд на богатый урожай хлеба. Считалось, что растения в этот день приобретают особую силу. Высушенную зелень зашивали в холщовые мешочки и сохраняли до будущего года как оберег.

Что можно и что нельзя делать в Троицу

  • Перед наступлением Троицы следует навести чистоту в жилище, прибраться в огороде, так как всякая работа с субботы до понедельника не допустима. Пусть руки отдохнут от тяжелого труда, а мысли будут легкими и светлыми.
  • Обязательно посетите церковь. Если нет такой возможности, попросите прощения у Бога.
  • Не купайтесь в Троицу в открытых водоемах. Наши предки верили, что русалки и прочая нечистая сила могут навредить в этот день человеку.
  • Приглашайте в дом дорогих вам людей, угощайте их приготовленными вами кушаньями. Отдыхайте на природе в кругу друзей. Общайтесь тепло, не допуская ссор и брани

Какого числа Троица в 2022

Троица приходится на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья и на десятый после Вознесения. Поэтому Троицын день еще называют Пятидесятницей.

Чтобы определить, какого числа следует встречать праздник, нужно прибавить семь недель к дате Пасхи. На воскресенье — пятидесятый день по счету и выпадает дата Святой Троицы.

В 2022 году православные верующие отметят Пятидесятницу 12 июня.

Даты празднования Светлого праздника в ближайшие годы

  • в 2023 г. — 4 июня;
  • в 2024 г. — 23 июня;
  • в 2025 г. — 8 июня;
  • в 2026 г. — 31 мая;
  • в 2027 г. — 20 июня.

Троица в странах мира

Сложившиеся веками традиции и местный колорит накладывают отпечаток на празднование Троицы в разных странах мира:

  • во Франции народные гулянья сопровождаются шумом и трубными раскатами, что повторяет приметы появления Святого Духа;
    жители солнечной Италии во время праздничного шествия осыпают присутствующих розовыми лепестками, напоминая о языках пламени, даровавшим  апостолам чудесные способности;
  • в “Духовских шествиях”, проходящих в Англии, принимают участие духовые оркестры и хоровые коллективы;
  • в Австрии выпускают в небо белых голубей — символ чистоты Святого Духа;
  • в Германии к Троицыну дню приурочивают посадки деревьев, считая, что если саженец приживется, то несчастья обойдут дом стороной;
  • в Финляндии одинокие парни и девушки стараются найти пару до праздника, иначе по существующей примете придется провести год в одиночестве.

Троица — день, когда Бог говорит с нами, явившись в образе Святого Духа. Очистите души в святом общении. Поговорите с детьми, постарайтесь объяснить им триединство Спасителя нашего. Не отвергайте неверующего. Не обижайте грубым словом того, в чьей душе еще не разгорелось пламя веры. Помогите ближнему приобщиться в великому таинству веры.

Открытки с поздравлениями

«Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян.1:11) Так обратились Ангелы к Апостолам, провожавших глазами возносящегося от них на небеса Христа. Силы Небесные как бы говорили им: пора начинать жить обновленной жизнью – и обновлять мир. А скоро была послана ученикам небесная помощь – Дух Святой, обративший простых рыбаков в великих проповедников, чудотворцев, одно слово которых меняло людские судьбы. Именно это воспоминает Церковь на торжестве, которое именуют День Святой Троицы.

Что означает День Святой Троицы

Этот день издавна был особым еще во времена Ветхого Завета. Конечно, назывался он тогда не День Святой Троицы. Апостолы получили Духа Святого на праздник, который иудеи именовали Шавуот, или Пятидесятница, так как он отмечался на 50 день после Песаха – одного из главных празднований, когда иудеи были рукой Божией выведены из Египта.

Совсем другое содержание получила Пятидесятница, когда отмечать Шавуот собрались иудеи-ученики Иисуса, вознесшегося на небо 10 дней тому назад:

  • во время общей молитвы вдруг раздался необычный шум, точно ветер – но воздух был неподвижен;
  • а затем каждого из присутствующих коснулись как языки пламени – таково было видимое явление Третьего Лица Божества, Святого Духа, Утешителя, Которого обещал послать Христос.

Икона Праздника Пятидесятница

Сошествие на апостолов Святого Духа

Души Апостолов, уже готовые к Его принятию радостным ожиданием исполнения обетования Божия, совершенно преобразились Благодатью:

  • отныне рыбаки, не очень хорошо знавшие книги Закона, становятся проповедниками, несущими весть о Христе Воскресшем – да так, что по слову их принимают Крещение буквально тысячи людей; свидетельствует о том не только Евангелист Лука, описавший все это в «Деяниях Апостолов», но еще писания самих учеников, например, исполненные мудрости, глубокого смысла послания свв. Петра, Иоанна, Иакова, Иуды;
  • они, ранее замкнутые в культурном «мирке» иудеев, чей Закон возбранял общение с иноверцами, теперь были готовы выйти даже на всемирную проповедь Бога – по велению Духа, например, св. Петр отправился к язычнику, сотнику Корнилию, благовествовать о Христе (Деян. 10:1-22); свидетельством духовного дарования стало «говорение языками» разных народов, чему удивлялись, недоумевали люди уже в момент случившегося события.

Так родилась Церковь – и существует до сих пор, а Дух преемственно передается от Апостолов – иерархам, священникам даже до наших дней. а еще каждый верующий, подобно первым христианам, получает Его во время Таинства Крещения.

Какого числа Троица в 2023 году

День Святой Троицы в 2023 году придется на 4 июня, а в 2024 — 23 числа того же месяца. Столь разные даты празднования вызваны тем, что церковное торжество зависит от времени наступления Пасхи, которая бывает по разным дням каждый год.

Через сколько дней после православной Пасхи

Праздник Троица, как и иудейская Пятидесятница, также наступает на 50 день по Воскресении Христовом. Это всегда воскресенье.

В каком году была Троица в мае

В мае Троица случается, когда Пасха бывает «ранней», например, приходится на начало апреля. Последний раз Пятидесятница была в мае (27 число) в 2017 году.

На 31 мая Троица выпадет в 2026-м году; а в 2029 — 27 числа.

Между Пасхой и Троицей

Уже с первых веков Церкви день после рождения Церкви дни от Воскресения до Пятидесятницы были особыми: христиане светло отмечали победу Христа над смертью, Его Вознесение, а кульминацией был праздник Сошествия Духа Святого.

Вознесение Господне фреска

Мозаика «Вознесение» на конхе южной апсиде собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Фото Сергея Гасникова

Той же традиции Церковь придерживается даже до наших дней:

  • первая Седмица, которая начинается с самой Пасхи, является сплошной, это – дни, когда не благословляется пост, христиане призываются радоваться о Боге, посещать храмы, часто приступать к Св. Тайнам, соединяясь со Христом Воскресшим;
  • второй воскресный день посвящен истории ап. Фомы, не видевшего Христа по его Восстании от мертвых, желавшего лично увериться, что Воскресение случилось; Евангельское чтение этого дня – о том, как Господь благоволил исполнить желание ученика;
  • следующее воскресенье называют сейчас «православным женским днем», так как оно – память жен-мироносиц, которые первыми увидели Христа Воскресшего, придя к Его гробу рано утром первого дня недели;
  • в четвертый, пятый, шестой по Пасхе воскресные дни читаются фрагменты Евангелия, посвященные чудесам Господа: исцелению расслабленного, обращению к вере женщины из Самарии, поразительному чуду излечения человека, слепого от рождения; все это – торжество силы Божией над немощами человеческими, великая любовь, изливающаяся на мир;
  • наконец, седьмое по Пасхе воскресенье посвящено отцам Первого Вселенского Собора, который установил догмат о Божестве Христа; так Церковь постепенно подводит своих чад к великой тайне Божества, которая открылась человечеству Сошествием Духа.

Святая Троица – это Кто?

Святая Троица — так христиане именуют Бога, единого во трех Лицах, или Ипостасях – Отца, Сына, Святого Духа. Это откровение о Божестве – принадлежность только христианской Церкви. Оно неизвестно из Ветхого Завета, хотя Бог прикровенно открывался тогда как Триединый (например, под видом трех Ангелов – праотцу Аврааму у дубравы Мамвре). Слова «Троица» нет также у Евангелистов – Бога чувствовали, переживали с Ним молитвенное общение, но не формулировали какие-либо положения веры.

Через 50 дней после Пасхи - День Святой Троицы

Андрей Рублёв. «Троица». 1411 год или 1425—1427 г.г. Дерево, темпера. 142 × 114 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Заговорить о них Церковь была вынуждена, когда к христианству начали обращаться массы людей, среди которых было немало «совопросников века сего», пытавшихся доискаться истин о Боге при помощи немощного человеческого разума. Так возникли ереси:

  • Ария, полагавшего, что Христос – небесное, но сотворенное существо;
  • Нестория, думавшего, что Он – простой, хотя облагодатсвованный человек;
  • Македония, других ересиархов, которые отрицали Божество Духа.

Троица: история праздника

Существуют разные мнения о том, когда он начал отмечаться христианскими общинами первых веков:

  • согласно наиболее распространенной позиции, эта традиция берет начало со времен Апостолов;
  • другое мнение утверждает, что «Пятидесятница», упоминаемая, например, «Деяниями Апостолов» представляла собой все же традиционный иудейский праздник, который чтили ученики Христовы, как иудеи; например, св. Лука говорил, что ап. Павел «поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (Деян. 20:16), что было логично для иудея; о том, что первые проповедники Христа чтили именно День Сошествия Святого Духа, прямых данных действительно нет.

А вот с III в. празднование, очевидно, уже было чисто христианским, как свидетельствует, например, христианин из бывших язычников Тертуллиан, говорящий:

Как видно из его слов, день высоко чтился христианскими общинами.

Уже сложившаяся традиция была подтверждена, как общецерковная, решениями того же Второго Вселенского собора, который установил догмат о Триединстве Бога – с 381 г.

Знаки и символы, раскрывающие смысл праздника

Прежде всего это – цвет, с которым он связан: зеленый:

  • он преобладает в праздничном убранстве церквей; они украшаются зеленью: ветвями, травой;
  • таковы же облачения священников, других церковнослужителей.

Символика зеленого проста: это цвет новой жизни, обновления. Он соединяет обновление природы с рождением юной Церкви, началом новой жизни человечества после того, как явился людям Святой Дух.

Символ Троицы - зелёный цвет

Почему на Троицу храм украшают ветками березы

Так как дерево это распространено именно по России, можно сказать, что это – специфически русская традиция, восходящая:

  • к иудаизму, когда во время Шавуота принято украшать синагоги зелеными ветвями, знаменуя обновление, новую жизнь народа, получившего Божии заповеди, а также – плодородие земли;
  • к славянскому язычеству, чье отношение к березе, как чтимому «мировому древу».

Языческий взгляд на природу Церковь переосмыслила: ныне березовые ветви напоминают не только об обновлении природы, души человека, но также – о праотце Аврааме, который первым из людей начал познавать тайну Божественного Триединства, когда у дубравы Мамвре ему явились три Ангела.

Через 50 дней после Пасхи - День Святой Троицы

Почему на Троицу храм украшают ветками березы

Икона Святой Троицы

Икона Святой Троицы один общепринятый символ. Образ всегда лежит на аналое посреди храма, обычно – украшенный цветами. Традиция, вероятно, особенно утвердилась с XIV в., когда появился настоящий шедевр иконописи – а также богословия, образ кисти прп. Андрея Рублева.

Святая Троица Андрей Рублев

Андрей Рублёв
«Троица». 1411 год или 1425—1427
дерево, темпера. 142 × 114 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Он представляет тайну Божества с одной стороны – прикровенно, с другой – глубоко: на иконе изображены три Ангела, явившиеся праотцу Аврааму, символизирующие Триипостасного Бога.

Характерно, что единственное надписание на иконе – слова «Святая Троица», но преподобный ее создатель никак не конкретизирует, кто из Ангелов символизирует какое Лицо Божества. Именно поэтому образ – плод молитвенного созерцания, может быть, откровения, взывает различные богословские толкования.

Особенности богослужения

Оно завершает Пасхальное время, поэтому последующие воскресные дни называются «неделями по Пятидесятнице». Хотя праздник введен как общецерковный с IV в., служба, как теперь ее знают православные, окончательно сложилась только к IX в. Особые каноны, которые можно услышать во время праздничного всенощного бдения, написаны прпп. Космой Маиюмским, Иоанном Дамаскиным в VIII в.

Молитвы на Троицу

Особенности богослужения

Пожалуй, главная особенность службы Пятидесятницы – то, что на ней, впервые после Пасхи, поется молитва Святому Духу:

Это любимое христианами песнопение во многих храмах поет весь собравшийся народ – оно торжественно открывает службу Вечерни, которая начинается на этот день непосредственно после литургии. Во время этого умилительного богослужения верующие – также впервые после Пасхального периода – молятся, преклонив колени, вместе со священником.

Молитвы

Они довольно продолжительны, а всего их три:

  • первая, составленная свт. Василием Великим, содержит прошение ко Господу о прощении согрешений всех молящихся;
  • во второй священник, народ испрашивают благодать Духа Святого, Его благословение;
  • третье моление посвящено усопшим; Церковь соборно молится о всех почивших «от века», единственный раз в году прилагая к этим прошениям также просьбу о помиловании «во аде держимых».

По окончании третьего моления читаются еще две молитвы ко Господу – более кратких, одна – также о усопших, другая – о ныне живущих христианах, с прошением о даровании веры, памятования о Боге во все дни земного жития.

Что нельзя делать

Особых уставных запретов на какое-либо делание именно на данный праздник, не существует. Традиционно, как на другие великие церковные торжества на Троицу:

  • стараются не работать, или, по крайней мере, не делать домашние дела в ущерб посещению храма; те же христиане, которые должны выполнять служебные обязанности ввиду обстоятельств, благословляются трудиться во славу Божию; греха они, конечно, не совершают;
  • не играют свадьбы, тем более, что это – воскресный день, когда не работают государственные органы регистрации браков.

Современные пастыри также предостерегают от следования различным «народным традициям» языческого происхождения, которые удаляют от Бога, оскорбляют Духа Святого, сам святой день рождения Церкви.

Народные традиции и суеверия

Среди народных суеверий в День Святой Троицы :

  • разного рода «игрища», хороводы вокруг «Троицких березок», имевшие целью «выпросить» у чтимого дерева (!) благополучие, плодородие земли, а также замужество для девушек;
  • всякого рода гадания, а также загадывание желаний; это остатки древних магических практик, прибегать к которым христианину грешно и неразумно;
  • различные запреты вроде возбранения купаться (по причине боязни нападения русалок), или абсолютного запрещения работать.

Духов день – Земля именинница?

Это народное представление связано с днем, следующим за Троицей, посвященным Святому Духу. Оно введено ради утверждения учения о Его Божестве, как противовес еретикам, а к «именинам земли» отношения, конечно, не имеет. Тем не менее, у русских крестьян существовал абсолютный запрет на какие-либо сельхозработы, где нельзя не видеть смешения благочестия – народ однозначно предпочитал работе посещение храме – с языческими суевериями.

Неделя после Троицы – сплошная

7 дней после праздника, как после Пасхи, Церковь не благословляет пощение, включая среду, пятницу – традиционно постные дни. Апостольские правила так пишут об этом древнем установлении:

Действительно, с понедельника по окончании этой сплошной недели начинается Апостольский, или Петровский пост.

Родительская суббота перед Троицей: как поминать

Традиционно православные:

  • в пятницу вечером  накануне Троицкой Родительской субботы приходят на Великую Панихиду (Парастас); записки, поданные на это богослужение с именами усопших, будут еще раз прочтены на литургии субботнего дня;
  • на саму Родительскую Субботу верующие приходят помолиться за литургией и панихидой, совершаемой по ее окончании;
  • кроме этого, стараются принести милостыню о душах почивших близких – чаще всего это продукты.

Троицкая Родительская суббота

Родительская суббота перед Троицей: как поминать

По окончании литургии принято идти на кладбище, чтобы там еще раз помянуть близких. А вот устраивать поминальные тризны на месте захоронения – языческий обычай; не следует также оставлять на могилах продукты.

В чем суть христианского праздника

Смысл православного праздника Троицы многообразен, чаще всего – открывается воцерковленному христианину постепенно. Он – в тайне Бога, явленной людям, насколько они могут воспринять. Но то же празднование побуждает всякого христианина проповедовать Христа – не так словом, как своей жизнью. Ведь с каждым из нас – Сам Дух Святой, от времени Его Сошествия на Апостолов до конца этого мира.

Наталья Сазонова

Текст коленопреклоненных молитв на Троицу

Текст молитв, читаемых в День Святой Троицы

Молитва первая

Пречи́сте, нескве́рне, безнача́льне, неви́диме непостижи́ме, неизсле́диме, непреме́нне, непобеди́ме, неизче́тне, незло́биве Го́споди, [noindex]еди́н име́яй безсме́ртие, во све́те живы́й непристу́пном, сотвори́вый не́бо и зе́млю, и мо́ре, и вся созда́нная на них, пре́жде е́же проси́ти, всем проше́ния подава́яй, Тебе́ мо́лимся, и Тебе́ про́сим, Влады́ко Человеколю́бче, Отца́ Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, нас ра́ди челове́ков, и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свята́го и Мари́и Присноде́вы, и Пресла́вныя Богоро́дицы, И́же пе́рвее у́бо словесы́ уча́, последи́ же и де́лы показу́я, егда́ спаси́тельную страсть претерпе́, подаде́ нам подписа́ние смире́нным, и гре́шным, и недосто́йным рабо́м Твои́м, мольбы́ приноси́ти Тебе́, в вы́и и коле́н преклоне́ниих, о свои́х гресе́х, и о людски́х неве́дениих.

Сам Многоми́лостиве и Человеколю́бче, услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя, изря́днее же в день сей пятдеся́тный, во́ньже по Вознесе́нии Го́спода на́шего Иису́са Христа́ на небеса́, и седе́нии одесну́ю Тебе́ Бо́га и Отца́, низпосла́ Свята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, И́же и се́де на еди́ном коего́ждо их, и испо́лнишася вси неистощи́мыя благода́ти Его́, и глаго́лаша язы́ки ины́ми вели́чия Твоя́, и прореко́ша. Ны́не у́бо моля́щихся Тебе́, услы́ши нас, и помяни́ нас, смире́нных и осужде́нных, и возврати́ плене́ние душ на́ших, Твое́ ми́лование име́я о нас моля́щееся. Приими́ нас, припа́дающих Тебе́, и вопию́щих: согреши́хом, к Тебе́ приве́ржени есмы́ от утро́бы, от чре́ва ма́тере на́шея, Ты еси́ Бог наш. Но я́ко исчезо́ша в суете́ дни́е на́ши, обнажи́хомся Твоея́ по́мощи, лиши́хомся вся́каго отве́та, но дерза́юще на щедро́ты Твоя́, зове́м: грехи́ ю́ности на́шея и неве́дения не помяни́, и от та́йных на́ших очи́сти нас, и не отри́ни нас во вре́мя ста́рости, внегда́ оскуде́ти кре́пости на́шей, не оста́ви нас, пре́жде да́же нам в зе́млю не возврати́тися, сподо́би к Тебе́ возврати́тися, и вонми́ нам благоприя́тием и благода́тию. Возме́ри беззако́ния на́ша щедро́тами Твои́ми, сопроти́в поста́ви бе́здну щедро́т Твои́х мно́жеству согреше́ний на́ших. При́зри с высоты́ святы́я Твоея́ Го́споди, на предстоя́щия лю́ди Твоя́, и ча́ющия е́же от Тебе́ бога́тыя ми́лости. Посети́ нас бла́гостию Твое́ю, изба́ви нас от наси́льства диа́воля, утверди́ живо́т наш святы́ми Твои́ми и свяще́нными зако́ны.

А́нгела, ве́рна храни́теля приста́ви лю́дем Твои́м, всех собери́ в Твое́ Ца́рствие. Даждь проще́ние упова́ющим на Тя, оста́ви им и нам грехи́. Очи́сти нас де́йством Свята́го Твоего́ Ду́ха, разруши́ я́же на нас ко́зни вра́жия. К первой молитве присоединяется еще эта Благослове́н еси́ Го́споди Влады́ко Вседержи́телю, просвети́вый день све́том со́лнечным, и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, долготу́ дневну́ю преити́ нам сподо́бивый, и прибли́житися нача́тком но́щи, услы́ши моле́ния на́ша, и всех люде́й Твои́х, и всем нам прости́в во́льныя и нево́льныя грехи́. Приими́ вече́рняя на́ша моле́ния, и низпосли́ мно́жество ми́лости Твоея́, и щедро́ты Твоя́ на достоя́ние Твое́. Остени́ нас святы́ми а́нгелы Твои́ми, вооружи́ нас ору́жием пра́вды Твоея́, огради́ нас и́стиною Твое́ю, соблюди́ нас си́лою Твое́ю, изба́ви нас от вся́каго обстоя́ния, вся́каго наве́та сопротиволежа́щаго. Пода́ждь же нам и настоя́щий ве́чер, с приходя́щею но́щию, соверше́н, свят ми́рен, безгре́шен, безсобла́знен, безмечта́нен, и вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших.

Молитва вторая

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, мир Твой пода́вый челове́ком, и Пресвята́го Ду́ха дар, еще́ в житии́ и с на́ми сый, в насле́дие неотъе́млемое ве́рным при́сно подава́яй, явле́ннейше же сию́ благода́ть Твои́м ученико́м и апо́столом днесь низпосла́вый, и сих устне́ о́гненными утверди́вый язы́ки, и́миже весь род челове́ческий богове́дение свои́м язы́ком в слух у́ха прии́мше, све́том Ду́ха просвети́хомся, и пре́лести я́коже тмы измени́хомся, и чу́вственных и о́гненных язы́к раздая́нием, и преесте́ственным де́йством, е́же в Тя ве́ры научи́хомся, и Тебе́ богосло́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во еди́ном Божестве́, и си́ле, и вла́сти озари́хомся.

Ты у́бо О́тчее сия́ние, существа́ и естества́ Его́ неизме́нное и недви́жимое начерта́ние, исто́чниче прему́дрости и благода́ти, отве́рзи и мне гре́шному устне́, и научи́ мя, ка́ко досто́ит, и о и́хже потре́ба моли́тися, Ты бо еси́ ве́дый мно́гое грехо́в мои́х мно́жество, но Твое́ благоутро́бие победи́т сих безме́рное. Се бо стра́хом предстою́ Ти, в пучи́ну ми́лости Твоея́ отча́яние души́ моея́ пове́рг, окорми́ живо́т мой сло́вом всю тварь неизрече́нною прему́дрости си́лою управля́яй, ти́хое обурева́емых приста́нище, и скажи́ ми путь, во́ньже пойду́. Дух прему́дрости Твоея́ мои́м пода́ждь помышле́нием, Дух ра́зума безу́мию моему́ да́руяй, Ду́хом стра́ха Твоего́ моя́ осени́ дела́, и Дух Пра́вый обнови́ во утро́бе мое́й, и Ду́хом Влады́чним мы́слей мои́х поползнове́ние утверди́, да на всяк день Ду́хом Твои́м Благи́м к поле́зному наставля́емь, сподо́блюся твори́ти за́поведи Твоя́, и Твое́ при́сно па́мятствовати сла́вное прише́ствие, и истяза́тельное соде́янных на́ми. И да не пре́зриши мя тле́нными сопрельща́тися ми́ра сего́ кра́сными, но бу́дущих восприя́тия жела́ти укрепи́ сокро́вищ. Ты бо рекл еси́, Влады́ко, я́ко ели́ка а́ще кто про́сит о Твое́м и́мени, невозбра́нно прие́млет от Твоего́ присносу́щнаго Бо́га и Отца́. Те́мже и аз гре́шный в прише́ствии Свята́го Твоего́ Ду́ха, Твою́ молю́ бла́гость, ели́ка проси́х, возда́ждь ми во спасе́ние. Ей Го́споди, вся́каго благодея́ния бога́тый да́телю, и пода́телю Благи́й, я́ко Ты еси́ подава́яй преизоби́льно и́хже про́сим, Ты еси́ сострада́телен и ми́лостивый, И́же безгре́шно быв пло́ти на́шея о́бщник, и приклоня́ющим к Тебе́ коле́на, приклоня́яйся любоблагоутро́бне, очище́ние же быв грехо́в на́ших.

Даждь у́бо Го́споди, лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́, услы́ши нас с небесе́ свята́го Твоего́, освяти́ нас си́лою спаси́тельныя десни́цы Твоея́, покры́й нас кро́вом крилу́ Твое́ю, да не пре́зриши дел руку́ Твое́ю. Тебе́ еди́ному согреша́ем, но и Тебе́ еди́ному слу́жим. Не ве́мы кла́нятися бо́гу чужде́му, ниже́ простира́ти ру́ки на́ша, Влады́ко, к бо́гу ино́му. Оста́ви нам согреше́ния, и прии́м на́ша коленопокло́нная моле́ния, простри́ всем нам ру́ку по́мощи, приими́ моли́тву всех я́ко кади́ло прия́тное, восприе́млемое пред Твои́м преблаги́м Ца́рством.

Ко второй молитве присоединяется еще эта

Го́споди Го́споди, избавле́й нас от вся́кия стрелы́ летя́щия во дни. Изба́ви нас и от вся́кия ве́щи во тьме преходя́щия. Приими́ же́ртву вече́рнюю рук на́ших воздея́ния. Сподо́би же нас и нощно́е по́прище без поро́ка прейти́ неискуше́ны от злых. И изба́ви нас от вся́каго смуще́ния и боя́зни, я́же от диа́вола нам прибыва́ющия. Да́руй душа́м на́шим умиле́ние, и помысло́м на́шим попече́ние, е́же на стра́шнем и пра́веднем Твое́м суде́ испыта́ния. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша, и умертви́ у́ды на́ша су́щия на земли́.

Да и со́нным безмо́лвием просвети́мся, зре́нием суде́б Твои́х. Отыми́ же от нас вся́кое мечта́ние неподо́бное и по́хоть вре́дну. Возста́ви же нас во вре́мя моли́твы утвержде́ны в ве́ре, и преспева́ющия в за́поведех Твои́х.

Молитва третья

Приснотеку́щий, живо́тный, и просвети́тельный исто́чниче, соприсносу́щная Отцу́ соде́тельная си́ло, все смотре́ние за спасе́ние челове́ческое прекра́сне испо́лнивый, Христе́ Бо́же наш, сме́рти у́зы неразреши́мыя, и закле́пы а́довы расто́ргнувый, лука́вых же духо́в мно́жество попра́вый.

Приведы́й Себе́ о нас непоро́чное заколе́ние, и те́ло да́вый пречи́стое в же́ртву, вся́каго греха́ неприкоснове́нное же и непрохо́дное, и стра́шным сим, и неисповеди́мым священноде́йствием живо́т нам ве́чный дарова́вый, во ад сше́дый, и вереи́ ве́чныя сокруши́вый, и во тме седя́щим восхо́д показа́вый, началозло́бнаго же и глуби́ннаго зми́я богому́дростным льще́нием улови́вый, и вери́гами мра́ка связа́вый в та́ртаре и огни́ негаси́мом, и во тме кроме́шней неисчетноси́льною Твое́ю затверди́вый кре́постию, великоимени́тая Прему́дросте О́тчая, напа́ствуемым вели́кий помо́щник яви́выйся, и просвети́вый седя́щия во тме и се́ни сме́ртней.

Ты сла́вы присносу́щныя Го́споди, и Отца́ Вы́шняго Сы́не возлю́бленный, присносу́щный Све́те от присносу́щнаго Све́та, Со́лнце пра́вды, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и упоко́й ду́ши рабо́в Твои́х, пре́жде усо́пших оте́ц и бра́тий на́ших, и про́чиих сро́дник по пло́ти, и всех свои́х в ве́ре, о ни́хже и па́мять твори́м ны́не, я́ко в Тебе́ всех держа́ва, и в руце́ Твое́й содержи́ши вся концы́ земли́. Влады́ко Вседержи́телю, Бо́же оте́ц и Го́споди ми́лости, ро́да сме́ртнаго же и безсме́ртнаго, и вся́каго естества́ челове́ческаго Соде́телю, составля́емаго же, и па́ки разреша́емаго, живота́ же и сконча́ния, е́же зде пребыва́ния, и е́же та́мо преложе́ния, ле́та измеря́яй живы́м, и времена́ уставля́яй сме́рти, низводя́й во ад и возводя́й, связу́яй в не́мощи, и отпуща́яй в си́ле, настоя́щая потре́бне стро́яй, и бу́дущая поле́зно управля́яй, сме́ртным жа́лом уя́звенных воскресе́ния наде́ждами веселя́яй.

Сам у́бо Влады́ко всех, Бо́же Спаси́телю наш, наде́жде всех конце́в земли́, и су́щих в мо́ри дале́че, И́же и в сей после́дний и вели́кий спаси́тельный день Пятдеся́тницы пра́здника, та́йну Святы́я и Единосу́щныя, и соприсносу́щныя, и нераздели́мыя, и неслия́нныя Тро́ицы показа́вый нам, и наи́тие и прише́ствие Свята́го и Животворя́щаго Твоего́ Ду́ха, в ви́де о́гненных язы́ков на святы́я Твоя́ апо́столы излия́вый, и благове́стники тех поста́вивый, благочести́выя на́шея ве́ры, и испове́дники и пропове́дники и́стиннаго богосло́вия показа́вый.

И́же и в сей всесоверше́нный и спаси́тельный пра́здник, очище́ния у́бо моли́твенная, о и́же во а́де держи́мых сподо́бивый приима́ти, вели́кия же подава́яй нам наде́жды ослабле́ния содержи́мым от содержа́щих я́ скверн, и утеше́нию Тобо́ю низпосла́тися. Услы́ши нас, смире́нных, и Твои́х раб моля́щихся Ти, и упоко́й ду́ши рабо́в Твои́х, пре́жде усо́пших, на ме́сте све́тле, на ме́сте зла́чне, на ме́сте прохлажде́ния, отону́дуже отбеже́ вся́кая боле́знь, печа́ль и воздыха́ние и учини́ ду́хи их в селе́ниях пра́ведных, и ми́ра и ослабле́ния сподо́би их, я́ко не ме́ртвии восхва́лят Тя, Го́споди, ниже́ су́щии во а́де испове́дание дерзну́т принести́ Тебе́, но мы, живи́и, благослови́м Тя и мо́лим, и очисти́тельныя моли́твы и же́ртвы прино́сим Тебе́ о душа́х их.

К третьей молитве присоединяется еще эта

Бо́же вели́кий, и ве́чный, Святы́й, человеколюби́вый, сподо́бивый нас в сей час ста́ти пред непристу́пною Твое́ю сла́вою, на пе́ние и хвалу́ чуде́с Твои́х, очи́сти ны недосто́йныя рабы́ Твоя́, и пода́ждь благода́ть е́же сокруше́нным се́рдцем, невозноси́тельно приноси́ти Тебе́ Трисвято́е славосло́вие, и благодаре́ние вели́ких Твои́х даро́в, я́же сотвори́л еси́ к нам, и твори́ши всегда́ в нас. Помяни́ Го́споди не́мощь на́шу, и да не погуби́ши нас со беззако́нии на́шими, но сотвори́ вели́кую ми́лость со смире́нием на́шим, да грехо́вныя тмы избежа́вше, во дни пра́вды ходи́ти бу́дем, и оде́явшеся ору́жием све́та, ненаве́тно пребу́дем от вся́кия ко́зни лука́ваго, и со дерзнове́нием просла́вим о всех, Тебе́ еди́наго и́стиннаго и Человеколю́бца Бо́га. Твое́ бо я́ко вои́стинну и вели́кое вре́сноту та́инство, Влады́ко всех, и Тво́рче, вре́менное реше́ние Твои́х тва́рей, и е́же по сих совокупле́ние, и упокое́ние е́же во ве́ки.

Тебе́ благода́ть о всех испове́дуем, о вхо́дех на́ших, я́же в мир сей, и исхо́дех, наде́жды нам воскресе́ния, и жизни нетле́нныя, Твои́м нело́жным обеща́нием предобруча́ют, я́же прии́мем в бу́дущем второ́м прише́ствии Твое́м.

Ты бо еси́ и воскресе́ния на́шего Нача́льник, и пожи́вших неумы́тный и человеколюби́вый Судия́, и мздовоздая́ния Влады́ка и Госпо́дь, И́же и приобщи́выйся нам прии́скренно пло́ти и кро́ве, снизхожде́ния ра́ди кра́йняго, и на́ша стра́сти неотме́тныя, внегда́ во́лею во иску́с поста́вити, прии́м за милосе́рдие щедро́т, и в не́мже пострада́л еси́ Сам искуси́вся, искуша́емым нам быв самообеща́нный помо́щник, те́мже и совозве́л еси́ нас в Твое́ безстра́стие.

Приими́ у́бо Влады́ко, мольбы́ и моле́ния на́ша, и упоко́й вся отцы́ коего́ждо, и ма́тери, и ча́да, и бра́тию, и сестры́ единоро́дныя, и купноро́дныя, и вся пре́жде почи́вшия ду́ши, в наде́жди воскресе́ния жи́зни ве́чныя учини́ ду́хи их, и имена́ в кни́зе живо́тней, в не́дрех Авраа́ма, и Исаа́ка, и Иа́кова, в стране́ живы́х, в Ца́рствии Небе́снем, в раи́ сла́дости, све́тлыми а́нгелы Твои́ми, вводя́ вся во святы́я Твоя́ оби́тели, совоздвиза́яй и телеса́ на́ша в день, во́ньже определи́л еси́ по святы́м Твои́м и нело́жным обетова́нием. Несть у́бо Го́споди, рабо́м Твои́м смерть, исходя́щим нам от те́ла, и к Тебе́ Бо́гу на́шему приходя́щим, но преставле́ние от печа́льнейших на поле́знейшая, и сла́достнейшая, и на упокое́ние и ра́дость.

А́ще же и что согреши́хом к Тебе́, ми́лостив бу́ди нам же и тем, зане́ ниеди́н есть чист пред Тобо́ю от скверн, ниже́ а́ще еди́н день живота́ его́ есть, ра́зве Ты то́чию еди́н, на земли́ яви́выйся безгре́шный Госпо́дь наш Иису́с Христо́с, И́мже вси упова́ем ми́лость получи́ти, и оставле́ние грехо́в.

Сего́ ра́ди нам же и о́нем, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог, осла́би, оста́ви, прости́ грехопаде́ния на́ша, во́льная и нево́льная, я́же в ве́дении и не в ве́дении, предъявле́нная и забыва́емая, я́же в дея́нии, я́же в помышле́нии, я́же в словеси́, я́же во всех на́ших жития́х и движе́ниих.

И отше́дшим у́бо свобо́ду и осла́бу да́руй, нас же су́щих зде благослови́, коне́ц благи́й и ми́рный да́руя нам же и всем лю́дем Твои́м, и ми́лости и человеколю́бия утро́бу отверза́яй нам, на стра́шном и ужа́сном Твое́м прише́ствии, и Ца́рствия Твоего́ досто́йных нас сотвори́.

К третьей молитве присоединяется еще одна

Бо́же вели́кий и вы́шний, еди́не име́яй безсме́ртие, во све́те живы́й непристу́пном, всю тварь му́дростию созда́вый, раздели́вый посреде́ све́та, и посреде́ тмы.

И со́лнце у́бо положи́вый во о́бласть дне, луну́ же и зве́зды во о́бласть но́щи. Сподо́бивый нас, гре́шных, и в настоя́щий день предвари́ти лице́ Твое́ во испове́дании, и вече́рнюю Тебе́ слу́жбу принести́. Сам Челове́колю́бче Го́споди, испра́ви моли́тву на́шу, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, и приими́ ю́ в воню́ благоуха́ния. Пода́ждь же нам настоя́щий ве́чер и приходя́щую нощь ми́рну, облецы́ ны ору́жием све́та, изба́ви нас от стра́ха нощна́го, и от вся́кия ве́щи во тме преходя́щия. И да́руй нам сон, и́же во упокое́ние не́мощи на́шей дарова́л еси́, от вся́каго диа́вольскаго мечта́ния измене́н. Ей Влады́ко, всех благи́х пода́телю, я́ко да и на ло́жах на́ших умиля́ющеся воспомя́нем и в нощи́ пресвято́е и́мя Твое́. И поуче́нием Твои́х за́поведей озаря́еми, в ра́дости душе́вной воста́нем к славосло́вию Твоея́ бла́гости, моли́твы и моле́ния Твоему́ благоутро́бию принося́ще о свои́х гресе́х, и о всех лю́дех Твои́х, и́хже моли́твами[/noindex] Пресвяты́я Богоро́дицы, в ми́лости посети́.

[свернуть]

Завтра, 7 июня, православные христиане будут отмечать очередной двунадесятый праздник после Пасхи – Троицу. В народе ее называют Пятидесятницей, поскольку она приходится на 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. Церковное название праздника – День сошествия Святого Духа: оно указывает на событие, в память о котором он учрежден. Сошествия Святого Духа на апостолов описывается в Библии. Суть Троицы заключается в триединстве Бога – Отец, Сын и Святой Дух.

  • На Троицу принято наряжать березку, главный символ праздника
  • Обычаи и запреты праздника Троицы

С Троицей, как с любым другим религиозным праздником, связаны народные традиции, обряды, также запреты. Главный цвет праздника – зеленый, а главный символ – береза. На Троицу наряжают березу, освящают ее веточки в храмах во время праздничной службы, несут домой, и хранят в течение года. Церковная служба на Троицу – одна из самых ярких: священники облачены в праздничные зеленые одеяния, залы украшены зеленью, пол – травой, иконы – цветами.

На Троицу принято наряжать березку, главный символ праздника

Березка является главным символом праздника Троицы: ее наряжают, вокруг нее водят хороводы, ее веточки освящают, и хранят в качестве оберега. Березка, а точнее, ее веточки, используются в народных обрядах – из них принято плести венки, их в свои косы вплетают незамужние девушки. Под березкой на Троицу устраивают трапезу, а ее веточками украшают дома, оконные проемы, двери.

Причин, почему наряжают на Троицу именно березку, две.

Историческая – березка символизирует дубраву Мамвру, в которой рос большой дуб. Считается, что под ним Авраам встретится с Богом, явившимся к нему в образе ангелов. На некоторых иконах увековечено данное событие.

Символическая – березка символизирует возрождение души, ее расцвет, обновление. Березовые веточки питаются энергией дерева, и если их сломить, то спустя некоторое время они усохнут. Так, если человека «отрезать» от рода, его жизненная энергия также будет иссякать. Заблудшие человеческие души, потерявшие веру в Бога, напоминают иссохшие веточки березы, отделенные от дерева.

Ветки березы на Троицу во время или после праздничной службы освящают, приносят в дом, раскладывают на подоконниках, вставляют в оконные проемы, подвешивают на дверь. Считает, что они оберегают дом от нечисти, негативное энергетики, а жильцов – от несчастья. Также с березовыми веточками незамужние девушки проводят обряды:

  1. перед Троицей они идут в лес, отламывают несколько веточек от молодых березок, и плетут из них венки. Плести нужно аккуратно, чтобы не сломать веточки. По возвращению домой, венки также аккуратно расплетают. Хороший знак, если веточки остались целыми, а листочки – зелеными;
  2. березовые веточки в четверг незамужние девушки вплетают в косы, и если в воскресенье на Троицу они остаются целыми, листочки – свежими, значит, скоро будет свадьба.

С веточками березы запрещено проводить магические ритуалы. Хранят их год, а потом ни в коем случае не выбрасывают, как обычный мусор. Веточки нужно или сжечь, или пустить по воде.

Обычаи и запреты праздника Троицы

Праздник Троица начинается с утреннего Богослужения, с одной из самых красивых церковных служб. Православные первым делом идут в церковь, освящают веточки березки, молятся. Вечером они возвращаются в церковь на Великую вечерню. Помещения в церквях украшают различной зеленью, пол – травой, иконы – полевыми цветами. Украшают не только березовыми, но и липовыми, кленовыми веточками, лопухом, мятой, чабрецом, папоротником, любистком, васильками.

В праздничный день нужно придерживаться некоторых правил поведения. Недопустимо, чтобы на Троицу православный человек:

  1. занимался домашней работой;
  2. занимался уборкой в доме, приготовлением пищи;
  3. мыл пол, гладил, стирал;
  4. шил, вышивал, вязал, кроил;
  5. занимался различными работами в саду и огороде;
  6. ссорился, скандалил, спорил;
  7. конфликтовал;
  8. сквернословил, осуждал, обсуждал;
  9. обижал кого-то или сам обижался;
  10. чревоугодничал.

На Троицу нельзя купаться в водоемах: еще предки верили, что в этот день русалки выходят на берег, и могут утащить на дно. Троица – день отдыха, и никакие занятия не должны отвлекать от участия от церковной службе и молитв.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Символичный праздник это
  • Символичный или символический праздник
  • Символическое значение праздника святки
  • Символическое значение праздника пасха
  • Символическое значение праздника масленица