Синдром дракона сценарий

Итак, решил написать свою рецензию на сериал "Синдром дракона", который отсмотрел пару недель назад. Шеф на работе рекомендовал - мол, там всё так круто запутано, что ваще, не хуже "Ликвидации" какой-нибудь. Но у меня оказалось своё мнение. Не скажу, что так прям уж запутано - сюжет довольно…

Итак, решил написать свою рецензию на сериал «Синдром дракона», который отсмотрел пару недель назад. Шеф на работе рекомендовал — мол, там всё так круто запутано, что ваще, не хуже «Ликвидации» какой-нибудь. Но у меня оказалось своё мнение. Не скажу, что так прям уж запутано — сюжет довольно линеен, хоть эта линия и извилиста. Не сравнить с «Закрытой школой», например (которую я забросил в начале третьего сезона). Однако по порядку.
Внимание, возможны спойлеры!
Постер_телесериала_«Синдром_дракона»
Сериал основан на реальных событиях. В 93-м году в городе Кировограде умер некий электрик по фамилии Ильин. После его смерти в его доме была обнаружена гигантская коллекция антиквариата и произведений искусства. Сам собой напрашивается вопрос: откуда такая коллекция у простого электрика? Именно об этом и рассказывает сериал. Ну то есть, сериал рассказывает всего лишь версию, потому что он художественный, а не документальный.
На экране параллельно показываются две сюжетные линии: советских времён и наших дней. «Советская» линия начинается в послевоенные годы, когда несколько партийных и военных деятелей откуда-то получают в своё распоряжение коллекцию (рискну предположить, что награбили в Германии — это, кстати, реальный факт, за это Жукова с поста главкома сняли и ещё много кого) и решают, что с ней делать. Хранение коллекции поручают полковнику КГБ Гуськову, а если точнее — то его верному сатрапу Мерзликину, а если уж совсем точно — то одному арестованному украинскому дворянину-бандеровцу, которого освободили, дав новое имя. Дальше с коллекцией работает именно дуэт специалиста по антиквариату Авдеева и его гэбэшного куратора Мерзликина, и их же противостояние (тупого совкового быдла и образованного бандеровца) является основным «двигателем сюжета».
vlcsnap-00009
В принципе, уже одно это многое говорит о режиссёре и сценаристах, но всё же не будем об этом.
Третий ключевой персонаж этой линии — девушка Лида. Добавили её только для того, чтобы была драма, больше она не нужна низачем и в кадре только мешает. Ибо большую часть времени она изображает вот такую эмоцию:
c77bcab48407
Не знаю, является ли это заслугой актрисы или просто персонаж сам по себе как Белла Свон. Нет, ну серьёзно, когда её вот такое лицо висит в кадре по полминуты, это уже не смешно. К концу сериала она меня уже начала конкретно бесить, и сцены с её участием я проматывал. Когда Лида повесилась (причём к этому моменту её играла уже другая актриса), я как-то даже и не почувствовал ничего (ну не может же труп умереть, в самом деле).
Итак, бандеровец влюбляется в Лиду, а Лида в него, но злобный чекистский упырь разлучает их: бандеровцу говорит, будто Лида утонула, причём он (чекистский упырь) же её и утопил, за раскрытие гостайны в виде коллекции, а на Лиде сам женится и увозит её из Кировограда в Подмосковье, чтобы она выучилась на художницу, как мечтала. Причём тут вообще коллекция, спросите вы? Видимо, только притом, что бандеровец такой образованный, в людей ни разу не стрелял (даром что бандеровец), и вообще на эволюционной лестнице стоит на порядок выше чекистского упыря.
Наконец, в середине шестидесятых сюжет начинает развиваться дальше. Гуськов с Мерзликиным решают убрать всех остальных «хозяев» коллекции, чтобы завладеть ей полностью, помогает им в этом страшненькая латышка, по которой по непонятной причине сохнут все мужики.
vlcsnap-00010
В шестидесятых мы тоже то и дело сталкиваемся с совковым быдлом: например, Довжик, разгуливающий по Праге в одних трусах, которого прохожий-чех (культурный европеец!) характеризует как «русский свинья». Все ведь знают, что русские — пьяное быдло, которое от цивилизованной Европы нужно отгородить стеной под напряжением. Или кашалот Семчев в роли партийного товарища Ёлкина, уже само появление его в кадре генерирует рвотные позывы. Не то, что страшненькая латышская шлюха, которой придётся его соблазнять.
vlcsnap-00011
В ходе сцены под названием «кровавые мясники в погонах генералов КГБ» гибнут как кашалот, так и Гуськов, и единоличным «хозяином» коллекции остаётся Мерзликин. Окончательно отобрать её у бандеровца он решит ещё через двадцать лет, и там будет ещё одна драма, от описания которой я избавлю читателя.

Сюжетная линия наших дней не в пример веселей и интересней. Тут как раз и разворачивается весь детектив.
Всё начинается с того, что из сибирской глубинки в белокаменную приезжает известный видеоблоггер Руслан Усачев.
12b34582933b
Вызван в Москву он был полковником Серебряковым, а зачем именно — не знает даже сам Серебряков. Тут же в кадре появляется и зам Серебрякова — актриса Климова. Ну хоть на ком-то глаз отдохнёт.
vlcsnap-00012
В Одессе на таможне случайно натыкаются на экземпляр морского устава времён Петра I — как выяснится позднее, это предмет из той самой коллекции бандеровца. Серебряков лично привозит устав из Одессы в Москву, в тот же вечер его загадочным образом убивают, вложив в рану нож из коллекции, Климова крадёт какую-то книгу из дома Серебрякова (что как бы говорит нам, что она тоже при делах), Руслан Усачев уже в одиночку продолжает работу над уставом и узнаёт, что устав — подделка. Загадочный дядя из Долгопрудного даёт Руслану следующую зацепку: мастер-антиквар Изя Кёнигштейн из Одессы.
vlcsnap-00013
На пути в Одессу в одном купе с Усачевым оказывается некий офтальмолог в исполнении Павла «Пчёлы» Майкова. То, что эпизодического персонажа играет известный актёр, уже как бы говорит нам, что этот персонаж не такой уж и эпизодический.
vlcsnap-00014
Изя Кёнигштейн осматривает привезённую Усачевым книгу и обнаруживает, что она из подделки вдруг превратилась в подлинник. Логично предположить, что кто-то подменил (лично у меня на подозрении был Майков, но эта гипотеза не подтвердилась). Кёнигштейн рекомендует Усачеву отправиться в Кировоград и поискать что-нибудь там. Когда Руслан уходит от хитрого еврея, тот вызывает двух головорезов (которые всё это время прятались в соседней комнате) и поручает им проследить, чтобы Руслан сошёл с поезда в Кировограде: «Ну если не сойдёт — сами знаете. Ну инсценируете там ограбление» (нахрена?)
Усачев сходит в Кировограде, где устанавливает контакт с местным офицером СБУ и наконец-то узнаёт про коллекцию. Дальше начинаются поиски теперь уже не неизвестно чего, а вполне известной коллекции, ФСБ при этом продолжает идти по линии, которую кто-то для них заботливо выстраивает, отработавших персонажей дела убирают (как Изю Кёнигштейна, например), мы становимся свидетелями горячей сцены Усачева с Климовой (а также голой Климовой в кадре без Усачева — кстати, в версии первого канала вырезали полсекунды, где у Климовой мелькает пилотка), любовных метаний Усачева и Асмус, под конец узнаём, причём же здесь дракон, упомянутый в названии, ну и полюбуемся на совершенно идиотскую сцену перестрелки Асмус и Климовой. Видимо, решили, что ничем не хуже Тарантино, поэтому надо добавить бессмысленную экшн-сцену. Ну какие нахрен микро-узи? Ещё катану бы дали ей.
vlcsnap-00016
Остальные сюжетные повороты, пожалуй, перечислять всё же не буду.

Итак, шо я имею сказать за это кино. Пожалуй, главная моя претензия — это паршивое… Нет, даже не так. Откровенно парашное качество съёмки. Работа операторов, звукооператоров, гримёров, монтажёров — в общем, всех, кого объединяет понятие «съёмочная группа». Такое ощущение, что снимала СГ говнопередачки первого канала «Детективы» — один в один, только актёры подобраны профессиональные, поэтому играют (в основной своей массе) прилично. Особенно зацепила сцена, где Климова подслушивает стаканом через стенку — такое ощущение, будто снимали на веб-камеру, звук писали ей же. Грим — бандеровец в 44-м выглядит на 30, бандеровец в 55-м выглядит на 30, бандеровец в 67-м выглядит на 30, бандеровец в 80-х выглядит всё на столько же, только с наклеенной бородой.
Спецэффекты:
vlcsnap-00007
По-моему, в Майнкрафте огонь и то лучше нарисован.

Сценарий и закрученность сюжета — неплохо, хотя звёзд с неба не хватает. Имею в виду детективную составляющую в нашем времени. Сюжетная линия советских времён — полный провал, больше похоже не на сюжетную линию, а на пропаганду. Все русские — сплошь пьяное мразное быдло, за исключением Лиды, в положительных героях только Лида и бандеровец, ну ещё в условно-положительные можно записать латышку. И всё это идёт в прайм-тайм, да.
vlcsnap-00006
Юдифь смотрит на автора идеи как известно на что

Из актёрского состава — пожалуй, всё-таки порадовала Асмус.
bb0b934606d1
На протяжении одиннадцати серий так умело маскироваться под «белую мышку» — это надо уметь.
Не знаю, отметить ли в отличившихся Мерзликина — тут непонятно, не то он и вправду хорошо сыграл «гэбистского упыря», не то банально переигрывал.

Смотреть ли этот сериал? Да можно, пожалуй. На один раз (во второй вам уже не захочется).

Ну и ещё у меня остался ряд вопросов по сюжету. Если кто понял то, до чего не допёр я — поясните.
На кого всё-таки работала Климова, помимо группы Кравченко-Ёлкина? На себя?
Зачем Климова убирала свидетелей, если Ёлкин прямо сказал, что его люди этим не занимаются?
Зачем убили Серебрякова? Ножичек воткнуть некуда было?
Накой Изя Кёнигштейн послал своих головорезов убить Усачева, если тот не сойдёт в Кировограде? В этом вообще какой смысл был?
Версия с Олегом Олеговичем всё-таки была тупиком? Если да, то зачем его было убивать? И если он был при делах, то зачем его убили до того, как он дал следующую зацепку? И на кого вообще работал ротмистр Чачу?
И главное — почему не проверили вторую зацепку из интернет-кафе? Усачев как офицер ФСБ просто обязан был проверить все версии. Может, потому что этим вторым человеком в кафе была… Климова? Ну а вдруг, нам же этого не сказали.
Куда и зачем поехала Климова после ликвидации группы Ёлкина? Зачем она убила последнего выжившего?
На кой ляд была вся сцена с перестрелкой на узи? Чего ради это было? Что эти две овцы не поделили, Усачева что ли?
Кто все эти люди, которые перестреляли друг друга в Праге?
Зачем инсценировали смерть курьера в Одессе? Почему бы не убрать его сразу? И что произошло бы, если бы он не сверзился на асфальт — рассказал бы Усачеву всё? И чьим он был человеком?
И зачем Дракон вёл Усачева по следу? Зачем это делала группа Ёлкина — понятно, они сами искали коллекцию. Но что нужно было этому главгаду, просто найти себе преемника в лице Усачева? Имхо какая-то чересчур сложная схема для этого (ну или ему на пенсии просто заняться нечем).

Update. По просьбам читателей добавляю ролик с голой Климовой (украинская версия, пилотка в кадре — в наличии)

1 серия

2008 год. На Одесской таможне задерживают курьера с ценным раритетом — книгой «Морской устав». Расследовать дело поручают оперативной группе: полковник Запорожец, майор Щеголева, капитан Волков. 1953 год. Высокопоставленные чиновники ЦК решают создать сокровищницу из принадлежащих им художественных и исторических ценностей, награбленных после революции и во время Второй Мировой войны. Охранять коллекцию приставлены чекист Терехов и бывший заключенный, изменник Родины, а в прошлом реставратор, по фамилии Нилин.

2 серия

2008 год. После первого таинственного убийства оперативная группа продолжает свое расследование и вскоре находит новую улику в деле о «Морском уставе» – золотой нож с гравировкой. В расследовании сыщикам помогает эксперт по предметам старины Саша Максимова. 1953 год. Нилину дают новое имя – Анатолий Авдеев. С его помощью Терехов обустраивает тайный бункер для хранения сокровищ. Для прикрытия Терехов работает начальником особого отдела на швейной фабрике. Там он встречает молоденькую ткачиху Лиду Савченко, к которой у него проявляется личный интерес.

3 серия

2008 год. По совету коллекционера Зарубина капитан Волков едет в Одессу, где знакомится со знаменитым книжным коллекционером Изей Кенигштейном. После разговора с капитаном Кенигштейн отправляет за ним двух преследователей. 1953 год. Во время одной из немногочисленных прогулок по Кировограду Авдеев по иронии судьбы знакомится с молоденькой ткачихой Лидой Савченко. Очарованный девушкой, он приводит ее в сокровищницу. Проверить работу Терехова приезжает один из учредителей коллекции полковник Еремеев. Он дает Терехову новое задание – сделать дубликаты некоторых ценных книг. Вместе с Тереховым они открывают одну из тайн Авдеева.

4 серия

2008 год. По наводке Кенигштейна Волков приезжает в Кировоград. Майор украинской милиции Харченко рассказывает ему об электрике Авдееве и его «сокровищнице», найденной в Кировограде в 1991 году. Похоже, что «Морской устав» тоже из этой коллекции. 1953 год. У Лиды и Авдеева начинается роман. Об этом узнает Терехов. Он убеждает Лиду, что Авдеев — враг. Чтобы спасти девушку, он предлагает ей уехать из Кировограда и жить в его подмосковном доме.

5 серия

2008 год. Происходит таинственная подмена главной улики – книги «Морской устав». В подмене подозревают эксперта Максимову и коллекционера Зарубина, которым Волков успел показать книгу. 1953 год. Терехов увозит Лиду в Подмосковье и делает ей предложение, а Авдееву сообщает, что девушка утонула.

6 серия

2008 год. Коллекционер Зарубин дает капитану Волкову новую зацепку в расследовании. Волкову нужно ехать в Прагу. До отъезда подполковник Щеголева соблазняет Волкова. В базе работников КГБ обнаруживают документы на странного командировочного. Это выводит опергруппу на новый след. 1956 год. Генерал Еремеев поручает Терехову новое дело: изымать предметы старины у крестьян и присоединять их к общей коллекции. В разговоре со священником — отцом Никодимом, Авдеев говорит, что хочет бросить коллекцию и сбежать за границу. Священник отговаривает его и просит поехать вместе с ним в Киев. Вернувшись из поездки, Авдеев выдвигает ультиматум Терехову.

7 серия

2008 год. Волков и эксперт Максимова понимают, что увлечены друг другом. Максимова восхищается жизнью капитана, насыщенной интересными событиями. Волкову кажется, что за ним все время следят. В Праге, после встречи с вдовой генерала Еремеева, преследователи нападают на Волкова. 1966 год. Генерал Еремеев и Терехов встречаются в Праге. В пражской разведшколе Терехов знакомится с легендарным Че Геварой и таинственным профессором Фильштинским, который рассказывает ему о воздействии психотропных веществ на человека.

8 серия

2008 год. Подполковник Щеголева и капитан Волков независимо друг от друга находят новые улики. Щеголева начинает ревновать Волкова к эксперту Максимовой. Происходит ссора. 1966 год. Планерское. Авдеев узнает, что Лида жива. Его новые тайные покровители устраивают ему встречу с Лидой в Крыму. Лида и Авдеев понимают, что по-прежнему любят друг друга. Генерал Еремеев решает стать единоличным хозяином коллекции и убрать остальных ее владельцев. Для этого он прибегает к помощи Терехова

9 серия

2008 год. Щеголева и Волков едут в Кировоград, где узнают новые подробности о коллекции Авдеева. Майор Харченко активно помогает Волкову в расследовании. 1967 год. По заданию генерала Еремеева Терехов продолжает уничтожать хозяев коллекции. Во время подготовки очередного убийства он знакомится с агентом — эффектной женщиной Кристиной. Она не оставляет равнодушным и Терехова…

10 серия

2008 год. Волков и Щеголева продолжают расследование в Кировограде. Волкову удается обнаружить тайный бункер в доме Авдеева. 1980-ые годы. Терехов встречает свою давнюю знакомую — красавицу Кристину. В жизни Терехова появляется новая страсть. 1967 год. Покидая Крым, Терехов случайно замечает в толпе влюбленную пару, в которой он узнает свою жену Лиду и Авдеева.

11 серия

2008 год. Волков возвращается из Кировограда. В аэропорту его встречает Максимова. Их сразу окружают неизвестные и привозят в загородную усадьбу. Хозяин усадьбы предлагает Волкову и Максимовой рассказать все, что они знают о коллекции. В обмен он гарантирует оставить их в живых. 1980-ые годы. Терехов инсценирует свою смерть и исчезает. У него с Кристиной рождается дочь. Терехов обещает Кристине развестись с женой, когда его сын вернется из Афганистана. Авдеев продолжает охранять сокровища в бункере. Терехов навещает его все реже.

12 серия

2008 год. Щеголева выходит на след Волкова и Максимовой. Начинается погоня. Волков приходит в себя в неизвестном месте. 1990-ые годы. Терехов живет в Москве. Он вынашивает коварный план вывоза коллекции за границу. Вместе с сыном, вернувшимся из Афганистана, и Кристиной он решает убрать Авдеева.

Режиссер: Николай Хомерики
Сценаристы: Вадим Мурованый, Юрий Смирнов
Страна: Россия, Украина
Производство: кинокомпания «RUmedia»
Год: 2012
Cерий: 12
Актеры: Леонид Бичевин, Алексей Серебряков, Дмитрий Муляр, Андрей Мерзликин, Алексей Гуськов, Екатерина Климова, Кристина Асмус, Карина Андоленко, Елена Шевченко, Лев Борисов, Владимир Капустин, Юрий Цурило, Карэн Бадалов, Николай Пономаренко, Никита Емшанов, Александр Семчев, Алексей Кравченко, Павел Майков

Иногда закидываю какие-нибудь проходные сериальчики в телефон и там отсматриваю в минуты, когда необходимо убить время. Так я и посмотрел месяца за три 12-серийный «Синдром дракона».

Сериал основан якобы на реальных событиях. Но основой сценарию послужил лишь один случай, когда в начале 90-х у простого работяги после его смерти обнаружили бесценную коллекцию антиквариата, картин и прочих нештяков. Все остальные события были авторами просто выдуманы.

Действие развивается одновременно в 50-е 60-е и в наши дни.

В 50-х сотрудники КГБ – генерал Еремеев (Алексей Гуськов) и капитан Терехов (Андрей Мерзликин) вытаскивают из лагеря бывшего полицая Авдеева (Дмитрий Муляр), который даром что бывший полицай, а ещё и высокопрофильный знаток антиквариата. Нас знакомят с предысторией Авдеева и показывают, что полицаем он был хорошим: людей не стрелял да и вообще, тяготился своей должностью. Особенно перед наступающей по всем фронтам советской армией. Одного не показали – зачем он вообще в полицаи пошёл со своей высокой моралью и тонкой душевной организацией.

Ему поручают инвентаризацию и охрану огромной коллекции, которую натырили нечистоплотные КГБшники и партаппаратчики.

А в наше время ФСБ пытается расследовать всё, что связано с этой историей: откуда взялась коллекция и куда пропало большинство из её экспонатов. Одновременно за коллекцией охотится таинственная организация и, как выясняется, ещё кое-кто.

Полковник ФСБ Запорожец (Алексей Серебряков) «выписывает» из Иркутска молодого перспективного сотрудника по фамилии Волков (Леонид Бичевин). После этого Серебрякова по уже сложившейся традиции убивают в самом начале фильма.

Волков продолжает расследование, в котором ему помогает подполковник Щёголева (Екатерина Климова). Щёголева щеголяет вот в таких ракурсах:

В общем, задорно, бодренько, лихие повороты сюжета не дают скучать. Я бы даже оценил 7 из 10.

Но! Как же без ложки дёгтя? А вполне можно! Особенно, если вместо неё – ложка говна!

Начнём с того, что поголовно все КГБшники в фильме – отмороженные беспредельщики. Воруют, пытают, убивают, насилуют. (Вместо гусей – опять Гуськов). Бывший полицай по сравнению с ними просто ребёнок. Причём, как главные герои Гуськова и Мерзликина, так и второстепенные.

Вот вам пример. Гуськов поручает Мерзликину пробить по области – насчёт икон и прочего ценного антиквариата у населения. И вот уже двое молодых сотрудников ездят по деревням, якобы собирая народный фольклор. Бабулька доверчиво впускает парней в дом, кормит их борщом, поит самогоном, поёт им в микрофон песни.

Ночью молодые КГБшники просыпаются, собирают бабкины иконы, а саму хозяйку… душат подушкой! Нихренассе! Вот, оказывается, чем комитет госбезопасности при кровавом совке занимался!

А руководители компартии, по мнению авторов, выглядели как-то так:

Будучи в Праге, русский турист нажирается, в трусах бродит по улице и орёт. На замечания местного населения он кричит, что уже был здесь в 45-м на танке.

Внезапно один чех узнаёт его: «Гриша! Помнишь? Это же я!» Пьяный в сиську Гриша кривит морду и отмахивается от мужика – нет, не узнал. Бывший брат по оружию сквозь зубы цедит вслед русскому пьяндыге: «Русская свинья!»

Что это, авторы? Что за говноклюква собственного урожая?!

Генерал представляет Терехову Кристину – агента КГБ. «Боевая промежность советской разведки!» — заявляет он. Кристина парирует: «Сейчас модно говорить – вагина!»

Да и современные ФСБшники не блещут моралью и чистотой помыслов. Цитируя отзыв с одного киносайта: «Сотрудники госбезопасности в этом фильме занимаются чем угодно, кроме обеспечения госбезопасности».

Вот вроде и фильм интересный, а с такой начинкой. Поэтому отнесу его к категории крайне вредных поделок. Двоечникам по истории смотреть категорически запрещаю.

Умные люди говорят, что наше телевидение отстает от западного на пять-шесть лет. Так что, извините, снова о наших: видимо, после заокеанского всплеска сериалов волна докатилась и сюда. Обычно так бывает с волнами — чем дальше, тем тише.

На прошлой неделе в эфире Первого канала после предварительного показа по украинскому «Интеру» (кажется, украинский рынок используется как гигантская фокус-группа) стартовал многосерийный фильм «Синдром дракона», 12 серий. Время действия растянулось с начала пятидесятых до конца нулевых. Локации тоже более чем обширные: Москва, Одесса, Прага, Киев, Крым, Кировоград. Бюджет, прайм-тайм, все дела. На плакатах красиво написано: «Новый проект Николая Хомерики». То есть не ширпотреб, а индпошив.

Безусловно, «Синдром дракона» выделяется на общем безрадостном фоне отечественного мыла. Помимо ощутимой бюджетной свободы, режиссеру, последний полнометражный фильм которого прокатывался в кино обидной одной копией, были даны и родной ему оператор Алишер Хамидходжаев (в титрах внушительно подписанный: «Хамидходжаев Алишер Султанович»), и композитор Игорь Вдовин, и славный актерский состав — от нелепо погибающего в первой же серии Алексея Серебрякова до вернувшейся на экран femme fatale из «Чужой» Натальи Романычевой. Не все играют ровно, но стараются. А уж история и того краше.

«В доме умершего электрика треста столовых Ильина была обнаружена колоссальная коллекция картин, икон, книг, серебряной утвари»

Как сообщили официальные пресс-релизы, «Синдром» выведен из случая, произошедшего в украинском Кировограде в октябре 1993 года, когда в доме умершего электрика треста столовых Ильина была обнаружена колоссальная коллекция картин, икон, книг, серебряной утвари. Оцененный в баснословную сумму (говорили о миллиарде долларов) клад был национализирован молодым украинским государством, а история пошла в народ, обрастая все более немыслимыми подробностями. Видимо, эти слухи и образовали костяк сценария, сработанного кировоградскими же авторами: директором местной телекомпании Вадимом Мурованым и тележурналистом Юрием Смирновым.

Впрочем, составить детектив в полном смысле этого слова авторам не вполне удалось. Несмотря на то что в кадре идет расследование, загадку расшифровывает не номинальный сыщик (наделенный неказистым внутренним монологом капитан Волков в исполнении Леонида Бичевина), а само экранное действие, следить за которым не так уж просто. История с коллекцией скачет по временной шкале, словно загнанный заяц: из начала 1990-х в начало 1950-х, из 1950-х в 2000-е, затем снова назад. А если учесть, что главные герои могут в ходе какого-нибудь флешбэка еще и припомнить совсем былое, то волей-неволей во время просмотра сосредотачиваешься прежде всего на чтении подтитровок с указанием времени и места действия. Без этих повествовательных костылей события пятидесяти лет должны были бы окончательно слипнуться в единый нераспутываемый клубок предательств, кошмаров, любовей, семейных и государственных тайн. Отличный символ нашей общей истории, пути которой неисповедимы и непознаваемы: ничего не кончилось в Советском Союзе 1991 года — и ничего не началось после. Роли и грехи передаются от отца к сыну. Раньше рыцари плаща и кинжала — главные герои «Синдрома» — разъезжали на «Волгах», а теперь на «Ауди». Но и тогда, и сейчас они ласково протирают стоящие на столах бюсты Дзержинского.

Этой заложенной в сюжете темпоральной путаницей воспользовался постановщик. Получив на руки кособокий сценарий (некоторые диалоги написаны как будто инопланетными захватчиками), Хомерики принял неочевидное, но, кажется, единственно верное решение — опереться на освященную временем отечественную сериальную традицию. Минуя «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и ура-патриотические телефильмы второго путинского срока, «Синдром дракона» даже на уровне названия корреспондирует исключительно с перестроечной телеклассикой. Прежде всего с поставленными по братьям Вайнерам «Визитом к Минотавру» и «Входом в лабиринт», а также с грандиозным «Противостоянием» Семена Арановича по Юлиану Семенову. «Синдром» — их младший брат. И по манере изложения с метаниями между эпохами, и по изломанным судьбой героям, по той железной уверенности в том, что стоит только топнуть по тонкому льду настоящего, как сразу окажешься в темном омуте, где мертвые ласково, но цепко хватают за ноги и тянут ко дну живых. В «Синдроме» эта связь времен явлена буквально: в финальной серии обколотому психотропными лекарствами фээсбэшнику Волкову явятся все жертвы сокровища, за которым он охотится.

«Ничего не кончилось в Советском Союзе 1991 года — и ничего не началось после»

Тут бы впору изумиться стилистическому чутью Хомерики, если бы не одно существенное отличие, которое указывает, что Хомерики превосходно чувствует не только жанровые условности, но и свою собственную инфантильную эпоху. В былые времена для борьбы с минотаврами и оборотнями, повылезавшими из темных углов дремучей советской реальности, экрану требовались либеральные рыцари — честные следователи прокуратуры (как Шакуров в «Визите к Минотавру») и незапятнанные прошлым воины госбезопасности. Они картинно содрогались от выпавшего им ужаса, но били зверя. В «Синдроме дракона» эта роль справедливо отводится их наследникам.

Что ж, таких неловких, беспомощных, странных чекистов мы на госканалах еще не видели. Интеллигентный артист Серебряков тужится перед компьютером, совершенно недовольный собой: «Ты устал, Запорожец, ты устал! Думай, Запорожец, думай!»; его молодой подопечный, выписанный за талант из самого Иркутска, оставляет за собой горы свидетельских трупов; чекистская бой-баба (Климова) гарцует на каблуках с двумя береттами; их общий генерал-начальник (Цурило) в основном морщит могучий затылок. Кто эти люди?

Типичная сборная имитаторов, каждый из которых про себя понимает, что в подвал лучше не заглядывать, а то мало ли что.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Силиконовая дура сценарий
  • Символ праздника сабантуй
  • Символы новогоднего праздника своими руками
  • Синдбад мореход сценарий
  • Сизьыл юон удмуртский праздник