Синичкин день цель праздника

Экологическое мероприятие

Экологическое мероприятие

«Синичкин день»

     Данное мероприятие  предназначено  для обучающихся объединений по интересам ДДТ, 12 ноября, так как именно этот день считается днём встречи зимующих птиц и в народе называется ««Зиновий – синичник».    

Цель мероприятия:  формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

  1. познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
  2. расширить представления детей о  всероссийских праздниках;
  3. развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
  4.  вовлечь детей в творческую и практическую деятельность      

 по охране и защите зимующих птиц;

  1. воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: внеклассное занятие

Условия для проведения: учебный кабинет

Оборудование: вывеска «Синичкин день»,  иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; иллюстрации  различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц, корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.

На  классной    доске расположена вывеска «Синичкин день», развешаны   иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.

1.Истоки празднования дня синиц

Педагог: 

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте что за птица?

То весёлая …..(синица)

        Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали как «день синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. 

Синицын день сегодня. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку. 

      В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

  1. Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
  2. Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну. 
  3. Свистит синица — на ясный день.
  4. Синицы утром пищат — на ночной мороз.

       Вы спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине — голубую окраску.

    Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

( На доске висят иллюстрации  синиц)

    Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко  и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».

Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи).

  1. Отгадай загадки. На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, маленькие птахи прячутся под стреху, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод.  

 Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

 3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( голубь)

7. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не  даром, галстук красный

 дан с рожденья… ( снегирю)

8. Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки!

(Свиристели)

  1. «Птичьи разговоры».

Голубь – воркует

Утка – крякает

Гусь – гогочет

Филин – ухает

Свиристель – свиристит

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Курица – кудахчет

Угадай птицу по голосу. Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают.

  1. Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр –тюр – тюр

  1. Игра «Прилетели птицы»

  Синичка   предупреждает детей:

— Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

  Синичка  Что неправильно?

Дети. Мухи!

  Синичка  А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

 . Синичка  Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

 Синичка  Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

  Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи …

 . Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

 Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

 Синичка 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

  1. «Живые синонимы».

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Могучий, как…   (орёл).

Мудрый, как…    (сова).

Вороватая, как… (сорока).

Важный или спокойный, как…    (гусь).

Важный или надутый, как…    (индюк).

Верность…. (лебединая).

Любовь и нежность …   (голубиная).

Длинноногий, как….                  (журавль).

Большеглазый, как …     (филин).

Желторотый, как ….        (птенец, цыплёнок).

Взгляд хищный, как у…     (ястреба).

Взгляд зоркий, как у…         (сокола).

Нос с горбинкой, или …      (орлиный).

Шея красивая, или …          (лебединая).

Болтать или трещать, как…        (сорока).

Ворковать, как…                          (голубь).

Накаркать (накликать беду), как…    (ворона).

Долбить (говорить одно и тоже), как…    (дятел).

Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

 Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

  1. Игра «Посчитай птиц»

Вот забавная задача ожидает смельчаков

Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!

Вам задачка от синички такова

Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?

                        Мы кормушку смастерили,

                        Мы столовую открыли.

                        Воробей, снегирь – сосед,

                        Будет вам зимой обед.

                        В гости первый день недели

                        К нам синицы прилетели.

                        А во вторник, посмотри,

                        Прилетели снегири.

                        Три вороны были в среду.

                        Мы не ждали их к обеду,

                        А в четверг со всех краев –

                        Стая жадных воробьев.

                        В пятницу в столовой нашей

                        Голубь лакомился кашей.

                        А в субботу на пирог

                        Налетело  семь сорок.

— Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:                                       

1. Какие птицы прилетали на кормушку? (синицы, снегири, вороны, воробьи, голубь, сороки)                                                              

2. В какой день недели прилетали вороны? ( в среду)                                                      

3. Сколько ворон прилетало? (три)

4. Чем лакомился голубь на кормушке?  (кашей)                                                                    

5. Чем угощались сороки? (пиром)                                                                                      

6. Сколько было сорок на кормушке?  (семь)

Молодцы, и с этим заданием справились!

  1. Отбери корм для птиц. Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». 

     В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала… зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.   

     Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

   Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, —

 И не страшна будет им зима.

 Сколько гибнет их — не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.

— Спасибо всем за участие!

Используемая литература

1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

     Пром – сть,   1988.

3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.      

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные  часы — Волгоград:   Учитель, 2007.

6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.

Сценарий развлечения «Синичкин день»

(старшая группа)

Цель: Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин день»

Задачи:

Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»
Расширить представления о перелетных и зимующих птицах.

Познакомить детей со звуками, которые издают птицы.

Развивать у детей познавательный интерес, внимание.

Способствовать воспитанию любви к пернатому миру.

Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года.

Оборудование: презентация по содержанию конспекта, корм для птиц, деревянные ложки, 2 кормушки, обручи по количеству детей, картинки: снежинка и солнышко, фонограмма песни «Воробьиная дискотека» Ю.Антонов

Ход:(дети входят в зал и садятся на стулья)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вот и отшумела золотая осень, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. И сегодня мы посвятим нашу встречуудивительному миру пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Но улетают от нас одни пернатые, а к нам прилетают другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Педагог: А сейчас узнаем, знаете ли вы названия птиц. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать.

Игра «Прилетели птицы»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …(Дети топают).
Что неправильно?

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!.. (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!.. (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи …(Дети топают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …(Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи.

Все вы молодцы! Замечательно, справились с заданием.

А это что за птичка? (слайд 1)

Правильно синичка. У нее грудка желтая. Что она несет в клювике? (Травинку)

(слайд 2) Свила синичка гнездо, снесла яйцо. Подошло время, кто-то в яйце застучал.(слайд 3) Хлоп – разломились скорлупки. Появились птенчики.

(слайд 4) А под крышей дома, вывела птенцов мама-воробьиха.

(слайд 5) И синичка, и воробьиха, любуются своими птенцами: «Ай да хорошие! Ай да пригожие!»

Воробей в пальтишке сером

Прошагал по крыше смело,

А синичка на карниз

И вышагивает на бис.

Физкультминутка « Шустрая птичка».

(около стульчиков)

Скачет шустрая птичка          (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

(слайд 6) Пока синичкины малыши в гнезде сидят, мама-воробьиха своих птенчиков учит летать да зарядку делать.

Прыг-скок, прыг-скок

Ножки как пружинки

Начинается урок

С маленькой разминки.

(слайд 7, 8) Упражнения под песню «Воробьиная дискотека» Ю.Антонов.

Тут на улице появился кот. (надеть шапочку кота ребенку) Он сразу погнался за воробьями.

(слайд 9)Игра «Воробьи и кот»

Улетели воробьишки от кота. А мама синичка своим птенчикам наказала: «Никогда не приближайтесь к коту. Он наш враг.»(слайд 10) И стала учить маленьких синичек добывать себе еду – червячков, букашек ловить – и с дятлом дружить. (слайд 11) Ведь он достает из-под коры деревьев разных червячков.

(стих сопровождается передачей ритма на ложках )

— Вынь-вынь, вынь, вынь, вынь

Червяка из глубины,

Кинь-кинь, кинь, кинь, кинь

На дорожку у сосны.

Накорми подруг.

— Тук-тук-тук!

(слайды 12, 13, 14)Ритмическая игра «Червячки»

(слайд 15) Научились маленькие синички червячков добывать и из гнезда вылетать.

Игра «Синички в гнездышках»

(Дети стоят в обручах, – это их «гнезда».
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» под музыку вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться в свои обручи. Кто не успел занять обруч, садится на место.)

Пришла зима. Она засыпала землю белым снегом. А воробьи и синички уселись на провода, залюбовались белой сказкой зимы. (слайд 16)

На проводах, на проводах

Черненькие ноты.

Быть не может, что ты.

На проводах, на проводах?

Просто это птицы:

Воробьи, синицы,

На проводах, на проводах

Песни распевают,

Перелетных птиц встречают. (слайд 17 и 1-5 клик)

Дети слушают голоса птиц и соответствующие им изображение на слайде.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Ребята, карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными — к солнышку или Мальчики – зимующие птицы, девочки – перелетные.

Но вот ударили морозы. Не могут птицы букашек из-под коры вытащить. Холодно птицам, голодно им. Как же мы, ребята, можем помочь зимой птичкам? (ответы детей)

(слайд 18)

Птичий домик, птичий домик

Нам сосед вчера принес.

Мы повесим этот домик

Между двух сестер-берез.

В этой маленькой столовой

Будет полочка полна.

Здесь воды прозрачной вдоволь,

Вдоволь крошек и зерна.

Птичьи вкусы и привычки

Хорошо знакомы нам.

Прилетайте в гости птички,

Рады будем мы друзьям.

Игра «Наполни кормушку»

Славный у нас получился праздник. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них приготовили кормушки.
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами! А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпим корм. Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».

КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ начальной школы

«СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Цель: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи: 
— воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

— развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей;

Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.

Форма проведения: внеклассное занятие

Условия для проведения: учебный кабинет

Оборудование:  презентация, корм для птиц (семечки нежареные).

На столе расположены кормушки.

Учащиеся заранее  делают кормушки (либо рисунки).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит пение синички)
Учитель: 
Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица.
И в скворечнике на ветке
Первый гость …
(Синица)
Учитель: Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам.  Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. 12 ноября отмечают праздник «Всемирный день синички» или «Синичкин день»

Именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников.  В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине — голубую окраску.

Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Учитель: сейчас я прочитаю вам небольшой фрагмент из книги Г. Снегирёва «Птицы наших лесов»:
«…Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживёт. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.

                                           «Синица — московка»
                                                    «Синица-лазоревка»

                                                      «Синица — гаичка»

                                                  «Синица — гренадерка»

Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно, да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.

В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу…».

Учитель: Ребята, а как мы можем помочь птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму? (Ответы детей)
Наша помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по — своему отблагодарят человека за заботу и внимание.


Учитель: каких еще зимующих птиц в наших краях вы знаете?
(Ответы ребят)
Учитель: молодцы ребята, а сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно и дайте правильный ответ.
Загадки “Зимующие птицы”
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Кто там прыгает шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Кле! Кле! Кле! — поет со свистом.
(Клёст)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник
(Дятел)

Кто летает. Кто стрекочет –
рассказать нам новость хочет?
(Сорока)

На окне дремала птица:

«Галка-галка, что вам снится?»

Отвечала птица сонно:

«Я не галка, я ….
(Ворона)

Учитель: А сейчас у меня для вас игра на внимательность. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Учитель: Что неправильно?

Дети: Мухи!

Учитель: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые.

Учитель: Молодцы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

Учитель: Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

Дети топают.

Учитель: Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Учитель: Молодцы.
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

Учитель: с «синичкиного дня», с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».

В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.

Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы. Хлебные крошки и остатки мучных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Необходимо как можно чаще устраивать для птиц такие благотворительные «обеды». А для этого, конечно же, нужна «столовая».

Конкурс на «Лучшую кормушку» (либо рисунок).

Учитель: Мы с вами тоже можем оказать посильную помощь птицам и развесить кормушки. А в свободное время подсыпать корм. Вы согласны?
Ответы ребят.

Учитель: 
Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, —

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (Автор: А. Яшин)

Учитель: наше занятие подошло к концу. Сейчас прошу вас взять маленькие листочки бумаги и ручкой или карандашом нарисовать один из смайликов (веселый – если урок вам понравился, без эмоций – если на уроке для вас не было ничего нового, и грустный – если урок вам не понравился)

Цель:

  • приобщение школьников к традициям и обычаям русского народа;
  • формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших», расширение знаний о многообразии птиц;
  • развивать творческие способности у детей.

(Слайд №1) Презентация

…Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
Охранять природу – значит
охранять Родину.
М.М.Пришвин

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово учителя

Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю.

Не зря говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Наша русская природа трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие и здоровье. Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался Синичкиным днём и приходился он на 12 ноября.

(Слайд № 2)

В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».

С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более тёплолюбивые птицы улетали в тёплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в тёплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.

(Слайд № 3)

А сейчас вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент из книги Г.Снегирёва.

«Птицы наших лесов»:

(Под музыкальное сопровождение «Звуки чистой природы №14)

«…Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживёт. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.

Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.

В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу…»

Учитель. Птицы всегда живут рядом с жилищем человека. Люди научились наблюдать за птицами и даже понимать их. Они создали «Синичкин календарь», по которому можно было предсказать погоду. Я хочу познакомить вас с некоторыми его приметами.

(Слайд №4)

«Синичкин календарь»

  • Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева – ночью ожидаются заморозки.
  • Воробьи вялые, сидят на веточках нахохлившись – это к непогоде.
  • Если в зимнее время воробьи расщебетались – это к оттепели.
  • Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями – жди сильных морозов.

Учитель. Ребята, а как вы помогаете птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму?

(Ответы детей)

Ваша помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по-своему отблагодарят человека за заботу и внимание.

У известного детского писателя Николая Сладкова есть небольшая сказка, которая так и называется:

«Зимние долги»

Действующие лица: Воробей, Ворона, Синица, Дятел.

(Слайд весеннего леса №5)

Ворона (хриплым, простуженным голосом). Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки).
Страсть драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

Ворона (невозмутимо).
А вот испорчу! Как задам вопрос…

Воробей (беззаботно).
Во напугала!

Ворона (руки в боки).
И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?

Воробей.
Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали…

Ворона (радостно каркнув).
То-то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?

Воробей (растерянно).
А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка.
И ты, Ворона, была…

Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперёд).

Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей  выбираю. Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

Воробёй (упираясь).
Другие, может, и думать забыли…

Ворона (не унимаясь).
А ты слетай да проверь!

(Ворона важно уходит. Воробей «летит» в сад, где встречает Синичку.)

(Слайд весеннего сада №6)

Воробёй (остановившись перед Синицей).
Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?

Синица.
Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Я сад стерегу от плодожорок и листогрызов. (Улетает)

(Воробей летит дальше в лес. Около дерева стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивлённо спрашивает.)

(Слайд берёзового леса №7)

Дятел.
По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

Воробей (чирикнув).
Да вот расчёт с меня требуют… А ты, дятел, как расплачиваешься?

Дятел (важно).
Уж так-то стараюсь… Лес вот от короедов оберегаю…

Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим больным.

Ну, будь здоров. Извини, у меня дела…

(Дятел уходит. )

Воробей (в задумчивости протягивает).
Ишь ты, а я думал…

(Неторопливо входит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся Воробью, громко каркает.)

Ворона. Карр-карр!

(Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности.)

Воробей.
Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают…

Ворона (самодовольно выпятив грудь).
А я что тебе говорила?

Воробей.
А я что – хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!

(Выходят все действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди.)

Ворона. Мы благодарим, ребята, вас …

Синица. За вашу помощь в трудный час!

Дятел. За заботу, понимание…

Воробей. А главное – внимание!

Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!

(Уходят)

Учитель. Ребята, понравилась вам сказка?

А о каких долгах говорили птицы?

А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну старинную игру, в которую когда-то в далёком детстве играли ваши бабушки и дедушки, а может даже прабабушки и прадедушки.

Игра называется:

«Воробушки и хитрая Ворона»

При помощи русской народной считалочки мы выберем «хитрую ворону», а остальные будут воробушки.

Катилось яблочко мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!

Кладётся на пол обруч – это «гнездо» «вороны».

«Воробушки» должны «летать» вокруг «вороньего гнезда», и подразнивать «ворону»:

«Карр-карр-карр – воровка!
Карр-карр-карр – плутовка!
Высунь нос ты из гнезда,
Не догнать нас никогда!»

Таким образом «воробушки» стараются выманить «ворону» из «гнезда».

Но ворону не зря в народе прозвали хитрой: едва прозвучали последние слова дразнилки, она, не выходя из круга, хватает зазевавшегося дразнилку.

Выигрывает тот, кто спасся от «вороны» и не попал в её «гнездо».

(Играют.)

Учитель. Понравилась вам игра, ребята?

А сейчас мы будем проверять домашнее задание. Дома вы читали рассказы
о зимующих птицах. Что интересного вы о них узнали, внимательно ли вы читали, мы выясним с помощью викторины.

Викторина «Знаешь ли ты птиц?»

Слайд №8

1. Что самое главное для зимующих птиц? (Слайд № 9)

2. Какой птице дали снежное имя и почему? (Слайд №10)

3. Чем питаются синицы летом? А зимой? (Слайд № 11)

4. Какая птица проводит всю осень и зиму в компании с синицами? (Слайд №12)

5. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? (Слайд № 13)

6. Какая птица запасает на зиму корм? (Слайд №14)

7. Под деревом рябины выеденные плоды. Кто здесь обедал? (Слайд №15)

8. Какую птицу можно спутать с поползнем? (Слайд №16)

9. Кто носом деревья сажает? (Слайд №17)

10. По какой примете можно узнать самца дятла? (Слайд №18)

11. Назовите самую крошечную зимующую птицу. (Слайд № 19)

12. Какое дерево дятла поит? (Слайд № 20)

13. Кто ни разу шага не сделал? (Слайд №21)

14. Чем можно подкармливать зимующих птиц? (Слайд № 22)

(Жури подводят итоги викторины.)

Учитель. А сейчас я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки и спеть весёлую песенку про воробья.

Воробьиная песенка (Слова П.Синявского, музыка З.Компанейца)

1.

Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Чтобы слушался получше
Этот хитрый озорник,
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.

Припев:

Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,
Даже воробьям.

2.

Интересная работа —
Дрессировка воробья, —
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я!
Но зато в селенье нашем
Удивляется народ –
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.

Припев:

3.

Оттого, что эту птицу
Я в обиду не даю,
Стали кошки относиться
С уваженьем к воробью.
Я готов, как говорится,
Поручиться за него,
Что теперь он не боится
Никого и ничего.

Учитель. Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.

Наш час общения подходит к концу. И в заключение вот что хочу сказать.

(Под музыкальное сопровождение «Звуки чистой природы №1)

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. И как хорошо, если этот великан будет добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не спугнёт птицу, не оставит после себя мусора…

К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей, а помогать. Помните, если будет хорошо нашей природе, то будет хорошо и нам жить на нашей Родине.

Необходимо как можно чаще устраивать для птиц благотворительные «обеды». А для этого, конечно, же нужна «столовая».

Учитель.
Сейчас ещё 1 конкурс на лучшую (модернизированную) кормушку «столовую».

Голосование жетонами (дети, гости, учитель).

Пока жюри подводит итоги проводится игра «Третий лишний».

Награждение участников.

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день»

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба — то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Актуальность:

Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

— активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

— развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

— упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

— развивать умение строить причинно-следственные связи;

— учить понимать образный смысл загадок;

— воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки».

Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».

Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).

Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.

Пальчиковое упражнение «Птички».

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

И дальше полетели. (Повторяют первое движение).

Непосредственно — образовательная деятельность «Какие разные птицы!»

Интегрирование областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание альбома «Птицы».

– Отгадывание загадок.

Методы и приемы:

1. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

2. Словесное описание муляжа птицы.

Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

— Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

3. Работа по карточкам с изображением птиц.

Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.

4. Отгадывание загадок о птицах.

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2) Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3) В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4) Трещала с самого утра:

«По-р-ра! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

5. Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель: Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите какой он. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к своим местам за столом.

Лепка воробья.

Показ способа лепки воробья:

Воспитатель: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

Прогулка «Наблюдение за птицами».

Воспитатель:Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать вывод с детьми:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц.

— Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать – что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Дети надевают шапочки птиц (перелетныз и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

птицы

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речисловесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.

Дидактическая игра «Чьи клювы и лапы».

Дидактическая игра «Чьи клювы и лапы»

Вечер: Игра малой подвижности «Успей занять место»

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

  • Кар – кар! (Ворона).
  • Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).
  • Ча-ча –ча! (Сорока).
  • Курлы – курлы! (Журавль).
  • Свири свир! (Свиристель).
  • Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
  • Ку- ку! (Кукушка).
  • Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
  • Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске — четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?

Работа с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1974.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.

6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.

7. Лучич М.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

Приложение:

Зимующие птицы.

Зимующие птицы.

Перелетные птицы.

Перелетные птицы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Символы праздника нового года
  • Символ праздника урожая
  • Синичкин день сценарий доу
  • Символ на свадьбу что подарить
  • Символы праздника коляды