Синилгэн эвенкийский праздник первого снега

Как только выпадает первый снег, эвенки проводят обряд "Синилгэн- праздник первого снега, благословения зимовья. Это праздник души и ликования эвенков, так как

Как только выпадает первый снег, эвенки проводят обряд «Синилгэн- праздник первого снега, благословения зимовья. Это праздник души и ликования эвенков, так как у них с этого сезона начинается великая охота.

Синилгэн проводится на традициях охотничьего обряда Си?кэлавун, символически означающего добывание охотничьей удачи. На праздник съезжаются издалека.

Праздник начинается с совершения обряда очищения Чичипкавун: участники праздника проходят обряд Чичипкан. Чичипкан — это старинный обряд прохождения через «небесные врата» Сам Чичипкан представляет собой ворота из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. по традиции, проходящего скевозь Чичипкан окуривают дымом от багульника. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.

После этого делается Подношение Небу-Буга (Бугаду Имты) в виде крепкого чая и жирной пищи.

Бугаду-Алга — обращение женщины к небу с просьбой послать добычу охотнику.

Старший рода угощает идола Барыылаах сырым костным мозгом. Это обряд Салэйду Алга (Заклинание духа горной тайги) и Бэюрвэ Си?кэлавун (Добывание удачи в охоте на копытного зверя)

Действо завершается Си?кэникэнин – охотничьим хороводом «Дэвэйдэ» вокруг костра.

После праздника гости Синилгэн расходятся до следующего года.

Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиҥкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи». Проводится он после установления снежного покрова накануне открытия сезона охоты на пушного зверя.

Раньше эвенки в начале зимы проводили обряды очищения своих охотничьих снаряжений и встречи первого снега, когда в тайге становятся видны следы зверей.

Якутские эвенки возродили эти обряды и впервые провели праздник первого снега «Синилгэн» в 1996 году. С тех пор это стало традицией. Вот и в это минувшее воскресенье, 17 октября, на 43 км. Вилюйского тракта на кордоне эвенкийской общины «Аркит» состоялся этот замечательный праздник.

В этом году праздник был приурочен юбилею почётного Бэгина эвенков, заслуженного работника народного хозяйства РС(Я), почетного гражданина Оленекского эвенкийского национального района, председателя рескома профсоюза работников агропромышленного комплекса Бориса Ануфриевича Николаева. 17 октября ему исполнилось 70 лет.

Борис Ануфриевич более двадцати лет был председателем Ассоциации эвенков РС(Я), внес личный вклад в социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), в развитие агропромышленного комплекса республики, в защите законных интересов трудящихся сельского хозяйства республики и коренных малочисленных народов Севера.

Фото Ирины КУРИЛОВОЙ

Раньше эвенки в начале зимы проводили обряды очищения своих охотничьих снаряжений и встречу первого снега, когда в тайге становятся видны следы зверей. Якутские эвенки возродили эти обряды и впервые провели праздник первого снега «Синилгэн» в 1996 году. С тех пор это стало традицией.

На 43 км Вилюйского тракта на кордоне эвенкийской общины «Аркит» состоялся этот замечательный праздник. Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиҥкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи». Проводится он после установления снежного покрова накануне открытия сезона охоты на пушного зверя.

Традиционно праздник начался с обрядов приветствия через священного оленя и очищения Чичипкавун. Также обязательный обряд приобщения к родовому огню Эллувка, прошения продления нитей судьбы hулганни. Гости и участники праздника были угощены обрядовым обедом «Давун».

Обряды проводила обрядовая группа Ассоциации эвенков Якутии под руководством Валентина Исакова.

Никто не остался в стороне от участия в национальных играх, в том числе метание маута, стрельбе из пневматической винтовки, охотничьем многоборье Бултамни, эвенкийском футболе, ну и конечно же национальных хороводов.

Синилгэн — праздник души и ликования эвенков

Территория возле районного Дома культуры «Рубин» превратилась на время в импровизированное эвенкийское стойбище: здесь были установлены три чума, горели костры, запах дыма перемешивался с ароматом мясной похлёбки – шули, то тут, то там слышались приветствия: «Мондо аямамал бэел!» – «Здравствуйте, хорошие люди!». В этот день верх-усуглинская земля собрала всех на праздник Синилгэн. Надо сказать, что для района этот праздник традиционный, он прошёл уже в пятый раз. А вот в статусе краевого он стартовал впервые, поэтому и география участников и гостей была более обширной. В Верх-Усугли приехали не только творческие коллективы района, но и делегации из Тунгиро-Олёкминского и Каларского районов, а также Читы.

Сохранить традиции предков

Началось мероприятие с заседания круглого стола. Ведущая Алёна Филатова, заведующая отделом традиционной культуры ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края», обозначила его тему: «Проблемы сохранения традиционной культуры малочисленных народов Забайкалья».

Вектор дискуссии задал Николай Арунеев, потомственный оленевод, старейшина рода. Он начал своё выступление на эвенкийском языке, поблагодарив организаторов этого мероприятия за предоставленную ему возможность говорить на языке предков: «Язык – это голос земли, зверей, растений, птиц. И надо не разучиться его понимать и знать». Тема выступления Николая Яковлевича – «Святые места эвенков в Тунгокоченском районе». Чтобы сохранить народные традиции и обычаи, он предложил создать в селе Тунгокочен этнокультурный духовный парк – именно в этом месте сходятся все дороги, откуда бы человек ни двигался: с запада на восток, с севера на юг.

В обсуждении темы приняли участие работники культуры всех трёх северных районов: директор МКУК «Центр эвенкийской традиционной культуры» из Тунгокоченского района В.А. Гарпанеева, директор РЦД из Тунгиро-Олёкминского района Г.Ф. Антоновская, специалист МУК «Каларский межпоселенческий центральный Дом культуры» Каларского района Л.А. Окунева. Они делились опытом работы по сохранению народной культуры, говорили о проблемах и планах. Например, Галина Антоновская рассказала, как при подготовке к мероприятиям она предлагает участникам самим сшить или украсить костюм. На самом же мероприятии зрители могут даже примерить костюмы, ощутив сопричастность к происходящему. Однако главной формой работы она выбрала обрядово-ритуальную: это интересно, зрелищно и познавательно.

М.Г. Малкова, специалист по связям с общественностью комитета культуры и социальной политики МР «Тунгокоченский район», говорила о роли этнокультурных центров в сохранении языка и культуры эвенков. Особый акцент она сделала именно на сохранении языка, отметив, что это задача не только центров, но и образовательных учреждений и, по большому счёту, самих эвенков.

Е.Г. Ерохина, директор ГУК «Учебно-методический центр культуры и народного творчества Забайкальского края», рассказала об основных направлениях и перспективах деятельности КДУ в области традиционной культуры, призвав работников культуры активнее участвовать в фестивалях, конкурсах и грантах.

Круглый стол не решает проблемы – он их ставит. Сохранение традиционной культуры – этот вопрос сегодня актуален. Но он должен решаться в комплексе с возрождением традиционных промыслов, сохранением культуры и ремёсел. Понятно, что заинтересоваными в этом должны быть не только работники культуры, но и другие структуры, и прежде всего – сами эвенки. А организатором и, так сказать, идейным вдохновителем должна стать Ассоциация малочисленных народов Севера.

Как добыть охотничью удаль

Первое и самое главное, с чего начинается любой эвенкийский праздник, – совершить обряд очищения дымом багульника и пройти через Чипчикан (ворота из длинных палок). Николай Арунеев, который проводил обряд, каждому объяснял, как правильно его совершить и что надо делать, чтобы ещё и загаданное желание исполнилось.

Синилгэн – эвенкийский праздник первого снега, благословения зимовья. Синилгэн – праздник души и ликования эвенков, так как это начало великой охоты. Основывается он на традициях охотничьего обряда «Сингкэлавун», главная цель которого заключается в «добывании охотничьей удачи». Истоки этого обряда заложены ещё на самых ранних этапах существования человека – в каменном веке. У эвенков он сохранился и до сих пор практикуется.

Обряд «Синкэлэвун» связан с охотой и подготовкой к охоте. Для удачного проведения охоты на зверя охотник или шаман связывает из прутьев изображение животного и стреляет в него из лука. Если стрела попадает в животного, то охота будет удачной. При этом происходит имитация разделки туши, чтобы всё было как в реальности. Когда всё проделано, охотнику остаётся только пойти в лес и сделать то же самое. Считается, что всё самое сложное уже сделано и решено и осталось только физически повторить это в отношении реального зверя.

Театрализацию этого обряда гостям праздника показали работники учреждений культуры – эвенкийских центров сел Тунгокочен и Верх-Усугли и РДК «Рубин». Вначале обязателен ритуал – «накормить» огонь, ведь от огня костра во многом зависит жизнь эвенка. А тем временем на сцене уже разворачивается настоящая сцена охоты: звучат бубны, охотники демонстрируют свои ловкость и сноровку. Стрела попала в цель, и охотников радостными криками приветствуют их сородичи в стойбище. Дальше следует ещё один обязательный обряд – «Нимат», в соответствии с которым охотник должен отдать большую часть добычи родственникам и соседям по стойбищу. Поэтому всем гостям праздника – угощение из мяса диких животных. И, конечно, традиционный круговой хоровод – ёхорьё, который очень хорошо показывает единение всех участников мероприятия.

Тем временем гостей уже радушно встречали в чумах. В двух из них, представленных эвенками Тунгокоченского района, показывали быт. В чуме с. Тунгокочен хозяйки Галина Путинцева и старейшина Любовь Пляскина большое внимание уделили кухонной утвари и угощениям национальной кухни. После приветствия на эвенкийском языке они пригласили всех в чум. В левом углу в берестяных туесочках и баночках хозяйка хранит продукты, а на столе – дары леса: рыбные и мясные блюда; ягоды – брусника и голубика, и, конечно же, эвенкийская лепёшка – улон; витаминный напиток из лесных ягод. А убранством чума являются шкуры зверей: лисицы, медведя, песца, вокруг стола разложены кумаланы (коврики из оленьей шкуры). Кумаланы сделаны руками эвенкийских женщин, в каждый такой коврик они вкладывали душу, украшали особым орнаментом.

Возле второго чума гостей приветствует на эвенкийском языке Виктория Гарпанеева, она рассказывает о родах – чум у входа украшают два родовых тотема. Виктория говорит о том, что их род – песенный. Участницы вокальной группы «Семья Кутончиных» исполняют песню на родном языке. Здесь же хозяйки угощают всех вкусностями эвенкийской кухни: рыба солёная и жареная, деликатес из изюбринного языка, разнообразные мясные блюда, мясо глухаря, лесные ягоды, таёжный напиток.

А вот хозяйка чума из Тунгиро-Олёкминского района Галина Антоновская рассказала о том, что эвенки всегда жили в единении с природой, они наблюдали за её явлениями, просили у неё помощи в охоте, работе. Она поведала о том, что большое значение эвенки придавали и четырём стихиям: огню, воздуху, воде, дереву. Всем гостям хозяйка раздала камешки с берега реки и палочки ивы. Держа в руках эти предметы, нужно было с левой стороны войти в чум, остановиться, закрыть глаза, представив реку и дерево, попросить у них помощи в решении своих проблем, а потом тихо выйти через правую сторону чума.

Во время праздника прошел гастрономический конкурс эвенкийской кухни «Агииду Того» («На таёжном костре»).

Людей посмотреть, себя показать

На следующей территории расположились русские площадки, на которых разыгрывались мини-спектакли. Каждое село Тунгокоченского района, принявшее участие в празднике, представило свою программу. Нижнестанцы громко встречали гостей – так на Руси издавна ждали и величали всех, кто посещал русскую избу. А сама изба соответствовала старинному убранству, где был накрыт богатый стол с угощениями.

Осень – время, когда уже собран урожай и можно отдохнуть, сыграть свадьбу. Считалось, что особенно крепкими будут семьи,  в которых венчание состоялось в Покров. Кыкерцы показали стариный обряд венчания. Многообразной была площадка усуглинцев, которые представили на суд зрителей культуру семейских, в их программе также был свадебный обряд.

Ноябрьские Кузьминки показали участницы из с. Ульдурга. Этот праздник на Руси называли ещё «куриными именинами». В этот день можно было забивать кур. Основным блюдом русской кухни на Кузьминки было куриное мясо. Праздник так назван в честь святых братьев Кузьмы и Демьяна. Святых братьев считали покровителями счастливой семейной жизни и домашнего очага, а также  кузнецов и женского рукоделия. К образу чудесного кузнеца обращались в святочных и свадебных песнях. Ульдургинцы напомнили об этом осеннем празднике.

Ну и, конечно же, главным праздником осени считается Покров. О нём подробно и ярко, с песнями и прибаутками, с приглашением в русскую горницу казаков и эвенков рассказали зрителям дарасунцы.

Одним словом, каждый старался показать культуру и традиции своего народа – это и было основной целью работы площадок на празднике.

На детской площадке «Потешный дворик» специалисты Методического краевого центра и работники районной детской библиотеки весь день развлекали детвору. И стоит заметить, что в основном все игры были заимствованы у эвенков. Здесь было очень весело и многолюдно.

Работала и игровая площадка для взрослых – специалисты спорткомплекса «Титан» предлагали посостязаться в перетягивании палки, бросании маута, прыжках через нарты.

Почему в рамках эвенкийского праздника показывают культуру других народов? На Забайкальской земле живут рядом эвенк и русский, бурят и армянин, а также  представители многих других национальностей. И их культуры должны сосуществовать.

Завершился праздник гала-концертом, где свои таланты показали все творческие коллективы. Всем участникам и организаторам праздника были вручены дипломы, памятные подарки и благодарственные письма.

«Первый краевой и пятый районный «Синилгэн» состоялся, несмотря на холодную погоду. Такие мероприятия нужно проводить, чтобы сохранять, развивать, возрождать традиции всех народностей Забайкальского края. Язык, традиции, песенное и танцевальное творчество – наше богатство», – отметила министр культуры Забайкальского края Татьяна Цымпилова.

Она добавила, что принято решение сделать традиционным эвенкийский праздник, посвященный Солнцу, и проводить его в северных районах Забайкалья.

Праздник закончился, оставив после себя яркие впечатления, потому что это было зрелищно, самобытно, весело. Зрители увидели разнообразные национальные костюмы и танцы, услышали песни и речь на эвенкийском языке, познакомились с многовековыми традициями и культурой эвенкийского народа. И если после этого праздника культура эвенков нам стала ближе и понятнее, если хоть немного нам приоткрылись таинства обычаев этого коренного народа, значит, цель этого мероприятия достигнута.

Аят бидекэлду! – Живите хорошо!

Елена КУЗНЕЦОВА,
Елена БАЗЫЛЕВА
Фото Елены Базылевой, Александра Евтушенко, Евгения Галузы

7 нояб. 2019 г., Наш дом – Забайкалье,

Год начинался, когда просыпалась земля, и заканчивался, когда она вновь укрывалась снежным одеялом. Об особенностях современного и древнего эвенкийского календаря корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала главный специалист по эвенкийской культуре таймырского Дома народного творчества Татьяна Болина-Укочёр.

Икэнипкэ

Эвенкийский новый год, эвенки, эвенкия

Эвенкийский новый год. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Этот обрядовый праздник сейчас называют Днём оленевода. Он проводился в весеннее новолуние, за месяц до наступления устойчивого тепла. Знаменовался рождением оленят, появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой — первым кукованием кукушки. Этим праздником начинался эвенкийский новый год. Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы, которая должна способствовать размножению оленей и дичи и давать здоровье и благополучие людям.

Вначале всех приглашают очистить душу и тело дымом багульника, затем — накормить огонь свежеиспечённым хлебом. Говорят, если загадать во время этого обряда желание, оно непременно сбудется. Благосклонность судьбы можно также получить, дотронувшись рукой до деревянного столба «сэвэки». Обращаясь к божеству по имени, просили дать хороший год.

При встрече первого грома, повествующего о наступлении нового года, произносили Алга — просьбу, благопожелание. Когда слышали первые раскаты грома, брали ветки ёрника в правую руку, трижды обходили жилище по движению солнца и произносили:

Арчэ, арчэ!
Мы есть эвенки,
Мы арбагасы имеем.
Чтоб хорошо жили,
чтоб не голодали,
Хорошим годом приходи,
Плохим годом не приходи.

Обряд был направлен на получение священной силы для оживления Природы. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

Синилгэн

Праздник первого снега, благословения зимовья. С этого дня начинается охота. Начинают с обряда Чичипкан — прохождение через «небесные врата». Их делают из раздвоенного ствола лиственницы, наверху крепится тотем в виде лица. Прошедший Чичипкан человек считается очищенным от грехов и болезней прошлого года.

Теперь лишь треть эвенков говорит на родном языке.

Это праздник души и ликования эвенков — с этого дня начинается великая охота. Синилгэн проводится на традициях обряда, символически означающего добывание охотничьей удачи. При этом сильные духом и одарённые охотники берут особый лук и идут на охоту. Когда удача добыта, женщины и дети встречают их с великим ликованием. На праздник съезжаются издалека. Затем многоуважаемый человек рода просит у духа огня благословения и кормит огонь специальным угощением.

Бакалдын

Летний эвенкийский праздник, во время которого происходит так называемая «встреча всех родов». Проводится он на месте, где пересекались кочевые тропы, в самом начале лета, когда распускаются почки лиственницы и всю ночь напролёт кукует кукушка. На вершине сопки разжигают костёр и благодарят солнце. Сначала на такие празднества допускались только мужчины, но потом участвовать в них стали женщины и дети. Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания, заключали торговые сделки и обменивались невестами.

Ещё одна интересная традиция — кормление реки с пожеланиями добра и счастья, чтобы в реках было всегда полно рыбы. С заходом солнца шаман камлал и просил у духов счастья для всех людей на земле.

Здесь танцевали круговой танец ёхарьё, устраивали спортивные состязания. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Месяц — это «луна»

Эвенкийский календарь состоял из 13 лунных месяцев. Поэтому месяц называется «бега», что в переводе значит «луна». Позднее один месяц был потерян. Новый год у эвенков начинался с весны.

Месяц январь — мирэ — «месяц плеча». Название очень точное. Действительно, в январе из-за горизонта начинает выглядывать солнышко и лучами касается плеч человека.

Февраль — гиравун — «месяц шага», «месяц пешей ходьбы на охоте». Солнце в это время года поднимается над горизонтом выше, чем в январе, и природа делает шаг к теплу, к весне.

Март — эктэнкирэ — «месяц роста рогов». В марте у самцов северных оленей начинается рост рогов.

Исследователи говорят, что люди расселились в Сибири в эпоху позднего палеолита.

Апрель — туран — «месяц ворона». Время, когда эти птицы начинают высиживать яйца.

Май — сонкан — «месяц телят». В это время проходит отёл самок домашних северных оленей.

Июнь — мучун — «месяц зелени». Света в изобилии, зелень набирает силу.

Июль — чорилин — «месяц солнцепёка». Самый тёплый месяц.

Август — иркин — «месяц чистки оленьих рогов». В эту пору у северных оленей прекращается рост рогов, и с них начинает сходить бархатистая кожица, обнажая кость рога.

Сентябрь — сирудян — «время начала оленьих игр». Начинается свадебная пора у диких и домашних оленей.

Октябрь — угун — «месяц замерзающей воды». Устанавливаются отрицательные температуры, появляются забереги на реке.

Ноябрь — хукдарпи — «месяц глубокого снега, сильного мороза». Точнее про ноябрь не скажешь.

Декабрь — хэгдыг — «самый длинный, самый большой». Кочевники тайги в это суровое время года находились в стойбище, время тянулось медленно. 

Когда приходит цивилизация, традиции теряются.

Год начинался с головы

Ранее у эвенков существовал календарь, в основе которого лежало тело человека. Такой календарь описал известный тунгусовед В. Туголуков. Древнейший главный календарь всех эвенков был построен по принципу счисления месяцев по верхней части человеческого тела. В суставном календаре очевиден астрономический принцип построения.

Сонная — голова, или вершина (начало) года, месяц, когда день начинает прибывать.

Эвримира — левое плечо (год как бы начинает спускаться вниз).

Ичан — левый локоть руки.

Билян — запястье левой руки.

Унму — суставы, образующие основания пальцев левой руки.

Чаратки — средние суставы пальцев левой руки.

Огитки — последние, нижние суставы пальцев левой руки.

Мужчины коренных народов Севера - это вожди, добытчики и экстремалы.

Год прошёл половину своего пути и переходит на пальцы правой руки, начинает восхождение в обратном порядке: огитки, чаратки, унму, билян, ичан, туктиримира — правое плечо.

Эту основную календарную систему эвенки различных районов приспосабливали к местным условиям и давали месяцам ещё и дополнительные, описательные названия.

Эвенкийский праздник «Синилгэн» основывается на традициях охотничьего обряда «Сиҥкэлавун», главной целью которого заключалась в «добывании охотничьей удачи»

Проводится он после установления снежного покрова накануне открытия сезона охоты на пушного зверя.

«Раньше эвенки в начале зимы проводили обряды очищения своих охотничьих снаряжений и встречи первого снега, когда в тайге становятся видны следы зверей, рассказывает на своей страничке в социальных сетях журналист Ирина Курилова, — Якутские эвенки возродили эти обряды и впервые провели праздник первого снега «Синилгэн» в 1996 году. С тех пор это стало традицией. Вот и в это воскресенье, 17 октября, на 43 км. Вилюйского тракта на кордоне эвенкийской общины «Аркит» состоялся этот замечательный праздник.»

В этом году праздник был посвящён юбилею почётного Бэгина эвенков Бориса Ануфриевича Николаева. Сегодня он отмечает 70 лет.

Фото Ирины Куриловой 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сильвестров день или куриный праздник
  • Синий фон праздник
  • Сильвестр сталлоне написал сценарий рокки
  • Синий трактор украшение праздника
  • Сильвестр праздник немецкий