Славянский праздник нового года

Статья: Славянский языческий Новый год | Традиции, Особенности, Факты в фото и видео материалах | Публикации агентства МорозКО.

Славянский языческий Новый год

Славянский языческий Новый год

Наши предки – славяне жили на обширной территории от Черного моря до таежных лесов. Племен было много, но обряды  были схожими. Откуда пришли  славяне и принесли свои обычаи пока остается загадкой для историков. Хотя легенды утверждают, что наши предки – выходцы из великой Северной страны, где сейчас нет ничего кроме снега и льда, но в далеком прошлом там жили мудрые люди, умевшие летать, и их страна называлась греками Гипербореей.

Волхвы – хранители обычаев славян, унесли в небытие многие тайны. До нас дошли лишь некоторые обрывки  славянских традиций. Как искры во тьме, они приоткрывают для нас частицы истории.

В жизни славян можно выделить два события, напоминающих встречу Нового года.  Оба они зависели от астрономического положения солнца:

  • Коляда – Солнце-младенец, только что родившееся в день  Зимнего солнцестояния (21 декабря);
  • Ярило – Солнце-юноша, набирающее силу в день Весеннего равноденствия (21 марта).

Весенний Новый год (Комоедица)  славяне-солнцепоклонники  праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. В это время соблюдались такие традиции, как:

Поминание предков, проводившееся за 2-3 недели до славянского весеннего Нового года.

Масленичные обряды, дошедшие до нас, некогда  назывались Комоедица. В утро «поворотного дня» славяне выходили поприветствовать Солнце-Ярило.  Пекли блины, тонкие круглые лепешки, которые своей формой напоминали Солнце.  Пели, плясали под звуки рожков, трещоток, бубнов.

Славянский языческий Новый год

Почитание Медведя. Славяне верили, что бог Велес, считавшийся не только покровителем скота, но и мудрецом, часто принимает облик Медведя и в таком виде  показывается людям. Медведю приносили дары – первые выпеченные блины, которые относились в лес. Отсюда и древняя пословица: «Первый блин комом», т.е. первый блин, отданный Комоедице. Также было принято рядиться Медведем, надевая вывернутую шубу.

Украшение дерева, часто вишневого, вокруг которого водились хороводы, круги которых символизировали Солнце.

Ритуальное восхваление богов: Велеса, Мокошь, Сварога.

Разжигание костров и сжигание чучела  Марены, олицетворявшее Зиму.

Зимний Новый год (Коляда)  праздновался славянами в декабре, когда после самой долгой ночи года, рождался новый день. Славяне считали, что  в это магическое время старик-солнце Световит умирало, чтобы родиться солнцем-младенцем Колядой. В это время исполнялись языческие обряды:

Велесовы дни (конец декабря). Славяне считали, что мудрый Велес подарил им «Календарь» («Кола дар»), т.е. Коляда – это праздник астрологического календаря славян. В это время поклонялись Велесу, принося ему дары.

Славянский языческий Новый год

Встреча Коляды (конец декабря – начало января) сопровождалась разжиганием костров,  пляской и песнями ряженых – колядками. Возжиганием  Живого Огня,  для чего в лесу выбиралось стройное дерево  (Колесо Сварога), которое ритуально зажигалось и носилось на длинном шесте по всему селению. От него в каждой избе зажигался Новый Живой Огонь. В это время было принято гадать о будущем, призывать  духов предков.

День Деда Мороза (Корочун) —  самый короткий день.  У славян Дед Мороз был суровым и страшным, называли его  и Трескун, и Студенец.  Чтобы умилостивить грозного духа, ему на окно ставили кутью, блины, кисель.

Магическое число 12. Коляду праздновали 12 дней. Это сакральное число использовалось во многих новогодних обрядах: ритуал встречи Коляды проводили 12 волхвов, о будущем урожае гадали по 12-ти снопам. 12 дней должен был гореть священный Живой Огонь Коляды, вода для гаданий бралась из 12 источников.

Украшение жилищ еловыми ветвями. Ель считалась Древом Мироздания. Заостренная макушка – первичная точка Мира, от которой кругами расходятся ветви. Неширокие вверху  символизировали духовное начало, а большие разлапистые нижние ветви – материальный мир.

Многие славянские традиции ушли безвозвратно, но часть из них, видоизменившись со временем, продолжает соблюдаться и по сей день.

Сегодня большинство из нас привыкло отмечать Новый год 31 декабря, хотя на протяжении тысячелетий такой Традиции на Руси не было и в помине. Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу лжецаря Петра I Новый год стали отмечать по западному, в ночь на 1 января, а не как обычно в сентябре. По кОлендарю на тот момент шло лето 7208-е.
Почему современные СМИ не рассказывают народу правду о настоящем славянском Новом Годе и Рождестве…

Пётр Первый вычеркнул 5,5 тысяч лет из истории славян

Петровский указ предписывал 1 января 7208 лета считать 1 января 1700 года по новому летоисчислению. Таким образом, из народной памяти вычеркнули 5508 лет. Существованию таких, казалось бы, шокирующих древних летоисчислений, мы обязательно посвятим отдельный выпуск на нашем канале.
Может возникнуть вопрос: Так-ли это важно, когда встречать Новый год? Ну, подумаешь, раньше отмечали в одно время, сегодня по-другому. Что от этого меняется? Оказывается, очень многое.

Основная особенность праздников наших предков состоит в том, что они выступали как общая гармонизирующая основа, обеспечивающая связь между родом и пращурами, родной природой и космосом.
Дело в том, что космические процессы непосредственным образом влияют на организм человека, происходит перестройка многих систем и изменения в режиме их работы. Задача древних праздников как раз в том и состояла, чтобы правильно настроиться на ритмы Вселенной, Планеты и родной природы.

Когда отмечали Новый год древние славяне

Так, когда же отмечали Новый год наши предки? С каким событием это связано?
В первую очередь, с осенним равноденствием — с одним из важнейшим астрономическим явлением года, когда день становится равен ночи. После осеннего равноденствия световой день начитает таять и сокращаться вплоть до зимнего солнцестояния.
Но почему все-таки наши предки праздновали начало нового годового цикла именно осенью? Ведь ключевых точек в году четыре – осеннее и весеннее равноденствие, а также летнее и зимнее солнцестояние.

Сегодня многие считают, что начало года нужно отмечать на Коляду, поскольку в это время возрождается само Солнце. Есть и сторонники празднования нового года на весеннее равноденствие. В это время Земля освобождается от снега, начинается весенний сев, возрождается природа. Да вот и римляне, к примеру, начинали год с весны. Логика в этих рассуждениях, конечно, есть. Но давайте вспомним несколько важных моментов.
Во-первых, в календаре наших предков день начинался не утром, а с вечера. Отголосок этого мы можем наблюдать в русском крестьянстве, где иудохристианский церковный день также начинается с вечера. И только у католиков в этом плане всё соответствует современности.

Смотря по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень – это вечер года, с которого он и должен начинаться.
Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, оно считалось жреческим. Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие – это начало нового духовного цикла, цикла познания. Тут на первый план выходит умственная и духовная работа.

Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года.
Лишь с потерей знания утраты понимания важности всего духовного осеннее равноденствие стало терять свои позиции, как точка отсчета годового цикла.
Иногда можно встретить и такое мнение праздновать новолетие нужно весной, поскольку в это время начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года – зима, весна и оусень, а летом назывался весь год.

Славянский Новый год – Новолетие

Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление. И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие – праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия.

Славянский Новый год – Новолетие 7529 лета. Правда о празднике и Рождестве. Видео

Коляда

Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское Новолетие, как и Коляда – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами.
Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай. На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы.
Зимние праздники – Коляда, День Великого покоя, Зимний день Перуна, неделя памяти предков.
В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года (лета) – это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу.
Именно начиная с этого времени ( с 22 по 25 декабря) наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям кОлендарь – Коляды дар. С этим периодом связано множество других знаковых событий и праздничных дат у разных народов мира.

Священная дата славян 25 декабря в других религиях и народах

25 декабря сегодня принято праздновать католическое Рождество, то есть рождение Бога.
Да и иудохристианские т.н. «православные» в современном смысле Рождество также до смены календаря выпадало на эту дату.
Но вот что интересно.
Именно 25 декабря, около 5000 лет назад родился египетский Бог Гор.
В 1200 г.д.н.э. в Персии также 25 декабря рождается Митра.
На эту же дату в 900 г.д.н.э. приходится рождение индийского Бога Кришны.
Древнегреческий Бог Дионисий тоже появляется на свет 25 декабря 500 г.д.н.э.
И у всех абсолютно одна и та же история – рождение от девы, появление на Востоке звезды предвестника этого события, у большинства 12 учеников, все они совершают чудеса, например, превращают воду в вино и ходят по воде. Каждого из них ожидает смерть через распятие и воскрешение через 3 дня. Это только ключевые моменты, на самом деле общего гораздо больше. Но в чем причина таких удивительных совпадений? Почему все эти события привязаны к одной и той же дате 25 декабря?

Солнечный культ древних славян

Истоки нужно искать в древнеславянском солнечном культе.
В момент солнцестояния световой день самый короткий в году. Считалось, что в это время «умирало» старое солнце. Но затем световой день начинал потихоньку прирастать и как раз на третий день (25 декабря) появлялось молодое новое солнце. Астрономически эти даты связаны именно с нашими широтами с территории России. 21 и 22 декабря за линией полярного круга «умирало» старое солнце и через три дня — 24,25, 26 декабря возрождалось солнце новое.
В целом множество древнеславянских праздников было связано именно с солнечным культом. Целый ряд иудохристианских праздников привязан сегодня как раз к более древним датам, поскольку они были привычны для славянского народа и не вызывали отторжения…

Дед Мороз – образ из жизни древних славян

…… Согласно древнеславянскому обряду, Дед Мороз (Грозный дед, Красный дед) появлялся на Коляду и разгонял всю ряженую нечисть в память о том, как когда-то Бог Перун разогнал нечисть настоящую. Перун дарил радость и освобождение, как и сейчас Дед Мороз ходит в красной шубе и несет людям радость и дарит подарки
Конечно, Дед Мороз – это не буквально Бог-громовержец как Перун. Это самостоятельный светлый дух праздника. Но многие связывают его именно с теми допотопными событиями. Поэтому не стоит сразу отметать современные традиции, ведь никакой новизны на самом деле в них нет.

Елка новогодняя ряженая

Наши предки не рубили деревья за зря, но известно, что на Коляду люди наряжали живую ёлку на улице, а в дом приносили лишь опавшие еловые ветки, так как считалось, что они отпугивают бродившую по селам и весям злую нечисть.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Надо научиться лишь видеть в нём все то, что так долго и старательно вымывалось из народной памяти, отмечать праздники в соответствии с их природными циклами и объяснять детям реальные подоплёки происходящих событий.

Коляда – день победы сил Света над тьмой

Коляда – это время преображения Солнца и победы сил Света, а вместе с тем время преображения и человека и победы всего светлого в нём. Это настоящее время перемен.

Источник — https://absoluttv.ru/13806-slavyanskiy-novyy-god-novoletie-7529-leta-pravda-o-prazdnike-i-rozhdestve-video.html


На сегодня эта публикация уже заработала 48,48 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Новолетие

Сегодня большинство из нас привыкло отмечать Новый год в ночь с 31 декабря по 1 января, хотя на протяжении тысячелетий такой традиции на Руси не было и в помине. Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу царя Петра I Новый год стали отмечать по западно-европейскому стилю. Да и название праздника «Новый год» было тогда взаимствовано – ведь у наших пращуров он назывался «Новолетие». Как следует из названия (соединение слов «новое» и «лето»), он означает наступление Нового Лета по древнеславянскому календарю. Суть этого праздника – завершение одного временного цикла и начало другого.

Издревле славяне исчисляли время не в годах, а в летах. Древние своды о прошедших событиях назывались летописями, которые писали летописцы. Так, практически все дошедшие до наших дней летописи (Иоахимовская, Ипатьевская, Радзвилловская, «Повесть временных лет» и так далее) повествуют о событиях, произошедших, к примеру «в Лето семь тысяч пятьсот четвёртое…» В память о прежнем названии Нового года такие слова, как «летопись», «летоисчисление» недвусмысленно указывают на это. Мы до сих пор желаем друг другу многолетия, долголетия, интересуемся, сколько прошло лет (а не годов).

До конца XVII века Новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в Древнем Риме) или с сентября (как в Византии). До 1492 года, как полагают исследователи, оба Новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль (у христиан). С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль (у славян-староверов), вытесняющий мартовский. Вообще считается, что до принятия Русью христианства Новолетие праздновалось в день осеннего равноденствия (с 19 по 23 сентября). С 988 года, когда Русь приняла Крещение, появляется новое исчисление времени и юлианский календарь, Новолетие стали праздновать в день весеннего равноденствия ближе к христианским обычаям. В 1348 году по расчётам православной церкви его стали праздновать 1 марта. В 1492 году Иван III издал указ о перенесении празднования на 1 сентября, объединив таким образом праздник сбора урожая со сроком сбора податей и оброка.

И вот наступил 1699 год. Как все знают, царь-реформатор Пётр I прорубал «окно в Европу», когда все люди привыкли ходить через дверь. Он перенимал и вводил всё западное: заставил мужиков носить платья с рюшечками, ленточками, бантиками; заставил брить бороды (богатство Рода), чтобы все мужики были женоликими; навязывал своему народу табакокурение и многое другие непристойности. Так, Пётр I своим указом от 19 (29 — по новому стилю) декабря 1699 года приказал началом года считать 1 января. Этим же указом летоисчисление от Сотворения Мира Пётр I указал заменить на летоисчисление от Рождества Христова:

«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Так 25 декабря 7208 лета от Сотворения Мира стало 1-м января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, 7208 год в России оказался самым коротким – поскольку длился лишь 4 месяца – с сентября по декабрь. Кстати, в 2022 году по традиции праславянских предков наступит 7530 Лето.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром I не случайно. 25 декабря весь христианский мир отмечал Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, то есть 1 января христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Пётр I. Он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом.
При дворе Петра I на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот слово «Год» (God) на этих языках означает Бог. Поэтому славянофилы заметили, что своим указом Пётр I заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом в день его обрезания (эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым (обрезанным) Богом, а не с Новолетием, как это было раньше).

При Петре I появились первые в России печатные календари. Выпускать их могла только Академия наук под кураторством учёных и властей. Самый первый гражданский календарь датируется 1708 годом, он назывался «Календарь» или «Месяцеслов христианский». Это была небольшая 16-страничная книжка, в которой указывали текущие даты и год, причём в соответствии с разными хронологиями: и от Сотворения Мира (в христианском понимании), и от Ноева потопа, и даже «от начала четырёх монархий – вавилонской, персидской, греческой и римской».

Лета 7262-го (в 1754 году) в Димитровском скиту Беловодья, в 30 мерных верстах от города Тары, Советом Старейшин было принято решение об использовании двух летоисчислений, «дабы избежать гонений и сотворения всяческих бед славянам Святой Старой Православной Веры от государевых служивых людей и от служителей Византийской христианской церкви». Священный Даарийский Круголет Числобога решено использовать для ведения богослужений, празднования праздников и соблюдения постов (П — полное, О — очищение, C — собственных, Т — телес), а введённый царём Петром I на всей территории Российской Империи юлианский календарь – для мирской жизни общинников и прихожан, исповедующих Святую Веру Первопредков.

Надо сказать, что древние славяне жили в гармонии с природой, поэтому большинство обрядов было связано с пониманием законов перехода из одного природного цикла в другой. Ключевых точек в году четыре – осеннее и весеннее равноденствие, а также летнее и зимнее солнцестояние. Дни равноденствия считались одними из лучших для установления внутреннего равновесия, они были важнейшими точками отсчёта в системе миропонимания. Равноденствие – это равенство дня и ночи, с этого момента дневные часы начинают убывать, а ночные – прирастать, вплоть до зимнего солнцестояния, после которого ночь пойдет на убыль. К весеннему равноденствию продолжительность дня и ночи снова сравняется, после чего начинают прирастать уже дневные часы.

До сих пор существуют разные предпочтения относительно выбора времени для празднования Новолетия, и в каждом рассуждении есть своя логика.

Многие считают, что начало года нужно отмечать на Коляду (в день зимнего солнцестояния), поскольку в это время возрождается само Солнце: у древних славян праздник Коляды – это день рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. С этого дня начинались Большие зимние Святки и поворот Солнца на весну. То есть, это время преображения Солнца и победы сил Света над Тьмой, а вместе с тем время преображения самого человека и победы всего светлого в нём. Это настоящее время перемен. Именно начиная с этого времени (с 22 по 25 декабря) наши предки чествовали бога Коляду, подарившего людям славянский календарь – Коляды дар. С этим периодом связано множество других знаковых событий и праздничных дат у разных народов мира: например, в наше время 25 декабря принято праздновать католическое Рождество, то есть рождение Бога. Образно говоря, славянский праздник Коляда – это Солнечное Рождество.

В это время дети и взрослые рядились в сказочных персонажей и зверей и под именем Коляды стучались в избы зажиточных семей. Под задорные песни и пляски они требовали угощений от накрытого стола и желали хозяевам счастья и долголетия. Обидеть колядующих означало навлечь на себя гнев самого Коляды, поэтому накануне Солнечного Рождества начиналась подготовка сладостей и варка кутьи.
Согласно древнеславянскому обряду, Красный Дед (или Грозный Дед) появлялся на Коляду и разгонял всю ряженую нечисть в память о том, как когда-то бог Перун разогнал нечисть настоящую. Перун дарил радость и освобождение, как и сейчас Дед Мороз ходит в красной шубе и несёт людям радость и дарит подарки. Конечно, Грозный Дед – это не буквально бог-громовержец как Перун, а самостоятельный светлый дух праздника.
Всё новое – это хорошо забытое старое. Следует лишь видеть в нём всё то, что долго вымывалось из народной памяти, отмечать праздники в соответствии с их природными циклами и объяснять детям реальные подоплёки происходящих событий.

Есть и сторонники празднования Новых лет на весеннее равноденствие – в это время Земля освобождается от снега, начинается весенний сев, возрождается природа. Мартовский стиль празднования Новолетия обосновывается тем, что весной начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у древних славян в календаре было 9 месяцев и всего 3 времени года – зима, весна и осень (оусень), а летом назывался весь год.

День весеннего равноденствия приходится на языческий праздник — Масленицу (или как его называли древние — Комоедица) – поворотный момент в календаре и укладе жизни. В христианском празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми её традициями: сжигание чучела зимы – Марены, угощение блинами – Комами. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю – олицетворению бога Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старьё и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицу за неделю до дня равноденствия и продолжали веселиться ещё неделю после него.

С 19 по 25 июня у восточных славян был праздник Купало (или день Коловорота), посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По времени он совпадает с христианским праздником «Рождество Иоанна Предтечи», от которого после принятия Русью христианства берёт своё название «Иван Купала» (ещё одно имя Иоанна — Креститель, что с греческого переводится как купатель, т.е. погружатель в воду). Основная часть купальских обрядов производилась ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере – в банях, на юге – в реках и озёрах. Ближе к закату на возвышенностях или у рек возводились костры. В эту ночь совершались также обряды, связанные с травами. Собранные на Купало травы имели большую ценность. Считалось, что ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжались от зари до зари: выбирались «суженые» и совершались брачные обряды – прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе. В этот день опахивались сельские дороги, чтобы «сваты скорее приезжали», или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался.

Самым распространённым мнением относительно выбора одной из астрономических точек для начала славянского года остаётся день осеннего равноденствия. Во-первых, в календаре наших предков день начинался не утром, а с вечера. Судя по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень – это вечер года (солнце с каждым днём раньше уходит за горизонт), с которого он и должен начинаться. Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, так как оно считалось жреческим. Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие – это начало нового духовного цикла, цикла познания. Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе, точка начала познавательной активности имела наиболее весомое значение для выбора начала года.

Таким образом, на Руси славяне праздновали Новолетие в день весеннего или осеннего равноденствия. По мнению отдельных исследователей, на русском Севере Новолетие традиционно праздновали осенью, но во многих регионах страны этот праздник приходился на весну.

По сути самого праздника славянское Новолетие не имеет никакого отношения к нынешнему Новому году. Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское Новолетие – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. В этот день прославляли древних Предков, ратуя не столько о личном благоденствии, сколько о мире и процветании всего Рода. Да и само время благодатное: урожай собран, запасы в закромах. Из зёрен первого сжатого снопа пекли каравай – его пробовали всей деревней, а ещё один каравай посвящали Предкам – его жертвовали Огню.

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Новолетие – это праздник плодородия и семейного благополучия. В это время часто устраивали смотрины, ладили свадьбы (Любомир), к этому дню приурочивали и обряды Имянаречения. До самой ночи водили хороводы, разжигали костры, устраивали шумные гулянья, молодецкие забавы. Завершалось всё трапезой, песнями, плясками, кулачными боями. Считалось, что в это время приоткрываются Врата Междумирья и Души Пращуров сходят на Землю, поэтому особое внимание уделялось почитанию и прославлению Предков. Славянское Новолетие – это, с одной стороны, время для подведения итогов, с другой – для начинания всего нового. Считалось, что любое новое дело лучше всего начинать именно в первые дни Нового Лета.

Древнеславянское летоисчисление

В первый день каждого Нового Лета отмечалось одно их главных событий древнейшей истории славян – Великий праздник Божественного Начала. Своими корнями это событие уходит в глубокое прошлое, возможно, ему не одна сотня тысячелетий. Древние легенды говорят о том, что чуть более 13 тысяч лет назад в результате планетарной катастрофы Земля изменила наклон своей оси, что и послужило началом нового летоисчисления – от Великой Стужи, известной в науке как Великое Похолодание или Ледниковый период. Это новое летоисчисление было приурочено ко дню осеннего равноденствия. Затем, спустя 5,5 тысячелетий, в этот же день было введено следующее славянское летоисчисление – от Сотворения Мира в Звёздном Храме (С.М.З.Х.). Мирный договор с Великим Драконом (древним Китаем) был подписан именно в Новолетие. Это было очень удобно для введения новой точки отсчёта мирной жизни, причём на основной календарной системе это никак не отражалось. То есть, Сотворение Мира между народами произошло в 1 день 1 месяца 5500 лета от Великой Стужи. Таким образом, 1 день 1 месяца 5501 лета от Великой Стужи одновременно стал 1 днём 1 месяца 1 лета от Сотворения Мира, а так как мирный договор был подписан в лето, носящее название Звёздного Храма на Круголете Числобога, то и название нового летоисчисления стало от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Согласно преданию это был тот самый мирный договор — между Великой Расой (славяно-ариями или белыми народами) и Великим Драконом (древними китайцами или аримами, как их тогда называли), который был заключён в день осеннего равноденствия или в 1 день 1-го месяца 5500 лета от Великой Стужи. Победу одержала Великая Раса (её также называют Расея или Рассения), что было отображено в виде образа «Белый витязь на коне поражает копьём Дракона», который был впоследствии изображён на гербе города Москвы. Но так как христиане приписывали все достижения наших предков себе, то сейчас этот образ трактуют как «христианский святой великомученик Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя». Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление «святого» способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна – это церковь, а змей – язычество. Таким образом, существует мнение, что имел место факт использования христианами древнего образа Георгия Победоносца в своих целях.

Говоря о том, кто явился Белым витязем, по легенде (история не сохранила никаких доказательств древней войны между Китаем и Русью) Хануман Асур — князь Рассении, правивший в Беловодье, и Ариман (правитель Аримии, т.е. древнего Китая) «Сотворили Мир», т.е. заключили мирный договор между Великой Расой и Великим Драконом, по которому поверженные аримы построили стену (бойницами в их сторону) для обозначения границы Рассении. Стену назвали Кий-Тай, что в переводе с древнеславянского означает: Кий — забор, изгородь или жердь; Тай – завершение, вершина, великий, то есть «завершающая, ограничивающая, великая изгородь (стена)». То есть в древние времена «Китаем» называли высокий забор или крепостную стену. Например, Китай-город в Москве назван так из-за высокой стены, которая его окружала, а вовсе не из-за китайцев.

С того великого события и начался новый отсчёт лет у наших предков. Говорят, что в память о том событии нашими предками была написана Азъ-Веста (первая весть), или как её называют – Авеста на 12 000 воловьих шкур. Авеста, являющаяся примером древних славянских книг, писавшихся как на пергаменте, так и на золоте, была уничтожена по приказу Александра Македонского, который хоть и был славянином по происхождению, но находился под духовным влиянием иудея Аристотеля. Миру позднее стала известна дольше сохранившаяся искаженная версия Авесты – Зенд-Авеста, которую исказил Заратустра, добавив свои комментарии и исправления.

Вообще, до недавнего времени в России было несколько систем летоисчисления. Эту ведическую традицию (указывать несколько точек отсчета времени) в изменённой форме продолжали до не столь уж далёкого прошлого – достаточно привести выдержку из «Памятной книги Киевской губернии на 1894 год»:

«Хронологический указатель на 1894 год»

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

-От Рождества Христова – 1894 г.,

-От Сотворения Мира – 7402 г.,

-От основания Русского Государства – 1032 г.,

-От крещения Русского народа – 906 г.,

-От начала Московского Государства – 567 г.» и так далее.

Продолжение традиции наблюдается и в 1900 году:

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Таким образом, после введения новой календарной системы ещё довольно долго продолжали указывать дату и по прежнему летоисчислению, и прежний праздник в народе сохранился, невзирая на постановления и указы. Что касается летоисчисления в СССР, советские власти продолжили его вести от Рождества Христова, при этом в каждом советском календаре вплоть до 1991 года подписывали: «NN-ный год Великой октябрьской социалистической революции».

Славянский календарь

Нынче уж не узнать точно, откуда пошёл славянский счёт лет, когда каждому году приписан характер какого-то животного. Сегодня точно известно, что счёт лет у древних славян шёл от Сотворения Мира, а не от Рождества Христова, как нынче, и то, что в «славянском тотемном годослове» было 16 тотемов, вместо 12, которые пришли к нам из китайского гороскопа:

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Славянский календарь основан на 16-тиричной системе, то есть 16 Лет – это один Круг Жизни, и проходя через 9 стихий (16×9), создают периодичность в 144 Лета (Круголет Числобога). Каждое Лето (год) занимало 365,25 дней. Этот же период использовали и египтяне, а потом и в юлианском календаре. Однако к 1582 году юлианский календарь отстал на 10 дней, а сейчас даже на 13 дней, потому что в нём использовалась вековая система, то есть 100 лет, поэтому считается, что древнеславянский календарь был точнее юлианского. В григорианском календаре эту ошибку учли (то есть дошло на вторую тысячу лет). Сейчас у христиан каждый 4-й год високосный, а у наших праславянских предков 15 Лет шло по 365 дней, а 16-ое Лето (високосный год или как его называли – Священное Лето) составлял 369 дней. Таким образом, наши предки многие тысячи лет назад чётко высчитали полную периодичность и создали определённую систему, которую назвали Круг Лет, который включал 16 периодов.

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

От Крещения Руси до наших дней:

Когда христианские миссионеры отправлялись «просвещать» язычников Европы и приобщать их к новой вере, они тут же сталкивались с проблемами: когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты. Иная календарная система не позволяла христианам-миссионерам правильно определить, какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому же сравнительные даты постоянно «плавали». Выход был найден только один – запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский. Та же самая картина наблюдалась и при Крещении Руси – введённый Юлианский календарь народ не принял, потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше, да к тому же ещё начинавшийся не в день осеннего равноденствия, а в начале весны. Но христиане нашли выход из создавшегося положения – они придумали славянские названия для Юлианского календаря и 12 новых месяцев вместо номеров на латыни получили славянские названия: Январь — Просинец, Февраль — Лютень, Март — Березень, Апрель — Цветень, Май — Травень, Июнь — Червень, Июль — Липень, Август — Серпень, Сентябрь — Вересень, Октябрь — Листопад, Ноябрь — Грудень, Декабрь — Студень. Только в таком виде христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана та же реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия.

Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения и в Юлианском календаре месяцы получили славянские названия, древний славяно-арийский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря, так как по новому (Юлианскому) календарю можно было узнать о церковных праздниках и о событиях прошлого, произошедших далеко от славянских земель, а старый календарь нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхозработы и другие дела, ведь одними молитвами сыт не будешь.

Между тем, церковные и светские власти не устраивало то, что народ отмечал праздники по обоим календарям, а также не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого славянского календаря, а приглашённые греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния. Например, дата «1 марта 1005 года н.э.» по Славяно-Арийскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому – на Лето 6512 от С.М., таким образом, разница между Славяно-Арийским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря – 5507 лет. Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по решению православной церкви Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря. Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь: одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. Так, например: День Бога Велеса был заменён Днём Власия; День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей; День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер — Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал; День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита) превратился в Троицу; Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка и т.д.

Кстати, день Крещения Господне – это бывший до Крещения Руси славянский праздник Водосвет: суть и традиции остались прежними, хоть это не христианский праздник и даже католики не отмечают 19 января. Считалось, что купание в проруби заряжает человека здоровьем на весь год, потому что в этот день вода делается светлой и превращается в целебную. Славяне верили, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что вода структурируется и открывается канал общения между людьми и центром Галактики – своего рода связь с космосом.

Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями и отмечает два Новолетия: Христианское Новолетие 1 марта и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия. Никакие запреты Славяно-Арийского календаря не помогали, а принятие жёстких мер вплоть до казней дало обратный эффект. Во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских священников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи «божих людей», и тогда пришлось царю Ивану III «идти в народ», ибо только так власти смогли успокоить восставших людей. Чтобы впредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков. Таким образом, на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря: церковный календарь стал считаться официальным, т.е. государственным, а старый календарь народным.

Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Жизни (144 года). При приближении Лета 7000 от Сотворения Мира (1492 г. н.э.) среди христиан в России росли апокалипсические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки «конца света» прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492 г.) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор: воцерковленные православные отмечают год церковного Новолетия 14 сентября (1 сентября по старому стилю).

Так, сегодня принято считать веком 100 лет, между тем у праславянских предков век составлял 144 года, а год делился на 3 сезона: Оусень, Зима и Весна, а все вместе они назывались одним словом – Лето. Каждое Лѣто имело по 9 Сороковников (9 месяцев), то есть на каждый природный сезон приходится по три Сороковника. Простое Лѣто = 365 суток, в котором все нечётные Сороковники содержали по 41 дню, а чётные ‒ по 40 дней (5×41+4×40=365). Священное Лѣто = 369 суток, в котором все Сороковники содержали по 41 дню (9×41=369). Неполный Сороковник = 40 суток. Полный Сороковник = 41 сутки.

Древние предания повествуют о том, что раньше вокруг Земли вращались 3 луны: две свои собственные и одна привлечённая от погибшей планеты Деи (сейчас это пояс астероидов). Собственная луна Месяц – это наша современная Луна, но тогда у неё период обращения вокруг Земли составлял не 29,5 дней, а 40 суток. Привлечённая луна Фата была с периодом обращения в 13 суток, а малая собственная луна Леля – с периодом обращения в 9 суток. Сама планета Земля совершала полный оборот вокруг Солнца за 360 дней (то есть старый круголет был равен 360 дням). Отсюда у нас осталось понятие, что любой полный круг равен 360 градусам.
В древнем круголете было 9 месяцев (по названию большой луны), и каждый месяц равнялся 40 дням (в соответствии с периодом обращения Месяца — 9 х 40=360). Неделя равнялась 9 дням по периоду обращения луны Лели (мы до сих пор поминаем наших умерших на 9 и 40 день). Потом произошли планетарные катастрофы, и планета Земля поочерёдно потеряла две свои луны – Лелю и Фату. В результате этих катастроф Земля приобрела наклон оси вращения и изменила скорость своего обращения, отчего круголет увеличился до 365 дней, а оставшийся Месяц стал вращаться с периодом в 28 дней. Об этом же космическом событии повествуют и Египетские мифы.
После крушения лун были внесены корректировки, и в древнеславянском календаре появились полные, т.е. нечётные месяцы (которые имели по 41 дню), и неполные (чётные) – по 40 дней. Так круголет увеличили до 365 дней, а неделя осталась 9-дневной.

Сегодня у нас год разделён на 12 месяцев (12 разных табличек) и неизвестно, в какой день начнётся новый месяц или год. Древнеславянский календарь в этом плане был гораздо удобнее: всего 2 таблички – в нечётных месяцах 41 день, в чётных – 40 дней, поэтому если Лето (год) началось в понедельник, то и все нечётные месяцы (1, 3, 5, 7, 9) начнутся в понедельник, а чётные в шестицу (так называлась суббота). Древние славяне легко могли вычислить, какой был день недели тысячи и даже сотни тысяч лет назад, потому что в самом Круголете каждый год начинался в определённый день недели.

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Названия месяцев:

1) Рамхатъ – месяц Божественного начала (41 день);

2) АйЛетъ – месяц новых даров, люди собрали весь урожай (40 дней);

3) БейЛетъ – месяц белого сияния и покоя Мира (41 день);

4) ГэйЛетъ – месяц вьюг и стужи (40 дней);

5) ДайЛетъ – месяц пробуждения природы (41 день);

6) Эйлетъ – месяц посева и наречения – в этот месяц сеяли семена в землю и проходили обряды имянаречения (40 дней);

7) ВейЛетъ – месяц ветров (41 день);

8) ХэйЛетъ – месяц получения первых даров природы (40 дней);

9) ТайЛетъ – месяц завершения («Тай» – это вершина, т.е. завершение Лета) (41 день).

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Новолетие приходилось на 1 день 2-го месяца Оусени (в Рамхатъ), то есть на день осеннего равноденствия (это связано с тем, что весь урожай был собран, закрома наполнены, и новое Лето начиналось с полного достатка).

Многие элементы славянского календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись.

Например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через неделю (9 дней) и через месяц (40 дней), то есть на 9-й и 40-й день. 7 месяцев вынашивает мать чадо во чреве своём и 40 сороков (40 месяцев) потом кормит его грудным молоком. А через 40 сороков (или 4 лета и 4 месяца) после рождения первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, в результате чего она становится Ведающей Матерью или Ведьмой. Сейчас под ведьмой понимается совсем другое.

Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения, ибо в 9 лет происходит первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков. Когда же детям исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (лоб в древности – макушка головы, лобное место, а то, что сейчас называют лбом, называлось челом), для детей начинался новый этап в жизни. В 108 месяцев (или в 12 лет) наступает совершеннолетие человека, и он проходит обряды Совершеннолетия и Имянаречения, после чего мальчиков начинают обучать родовым ремёслам и воинскому искусству. А ещё через 108 месяцев, то есть в 24 лето, он, принимая Духовное освящение Священным Огнём, познает истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение Родового имени. В 33 лето наступает время Духовного совершенствования. А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения.

Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяца, что составляет единый круг Круголета. До этого срока она вестует – познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет – заканчивает вестовать и становится ведуньей или вестой. Если девушка ничему не научилась или не сберегла целомудрие, что являлось большим позором, то таких называли невестой, то есть неумехой, не ведающей. И когда таких брали в жёны, то это называлось браком, а не свадьбой.

Семидневная неделя напрямую связана с библейской историей сотворения мира Богом, поэтому она к нам пришла тоже из христианства. До принятия Русью христианства в неделе было 9 дней:

1) Понедельникъ – день, который наступал после недели — «по неделе», – всегда был рабочим днём у славян после отдыха;

2) Вторникъ – второй день в неделе – в этот день славяне также трудились;

3) Тритейникъ (а не «среда» — середина христианской недели) – третий день традиционно был днём отдыха, а также «постно-разгрузочным» днём;

4) Четверикъ или Четвергъ – рабочий день или день труда;

5) Пятница – пятый и средний день славянской недели – день труда (в пятницу традиционно можно было работать, однако тяжёлый труд в этот день не поощрялся);

6) Шестица (а не «суббота» — от последнего дня еврейской недели «шаббат») – шестой день недели у славян был «выходным»;

7) Седмица – седьмой день – рабочий (но славяне обычно устраивали отдых от ежедневных хлопот – у них были семейные дела);

8) Осьмица (ось мира) – восьмой или «осьмый» день – рабочий (в этот день люди старались закончить все дела);

9) Неделя (от словосочетания «нет дел») – само название дня говорит о том, что в девятый день славяне ничего не делали, а отдыхали и развлекались (в этот день ходили в гости, собирали пиршества и справляли свадебные обряды, чествовали бога солнца — Ярилу).

Таким образом, у праславян была очень удобная структурированная система труда и отдыха (3, 6, 9 дни были выходными), то есть они два дня трудились, один день отдыхали – при 9-дневной неделе было три дня отдыха – человек не перетруждался. Начиная со 2-го века после прихода на Русь христианства церковь начала продвигать реформы практически во всех сферах жизни и быта древних славян, и неделя на Руси стала короче на 2 дня, а в году стало по 12 месяцев – примерно по 30 дней в каждом (это как раз было оправданно и тем, что Луна к тому времени уже вращалась вокруг Земли примерно за 29,5 дней, а не за 40).

У наших предков — древних славян не только Лета считались Кругами по 16 лет, но и полное прохождение Ярилы-Солнца по Небесам средь звёзд за год тоже содержало число 16: эти равные части назывались Небесными Чертогами Сварожьего Круга. Каждому Чертогу соответствует свой покровитель – бог или богиня, а также тотемное животное вместо знаков Зодиака:

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Квадратный вариант Сварожьего Круга:

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

С появлением на Руси 12-месячного христианского календаря в славянском зверином гороскопе появилось 12 тотемных животных (славянский тотемный месяцеслов):

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Древний славянский календарь, так же как и скандинавский или кельтский, имел руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами, а уже позднее была добавлена запись Буквицей с краткий раскрытием смыслового значения. Руны 16 Небесных Чертогов, их начертание имеет определённую связь с расположением звёзд на небосводе и с Природными стихиями, поэтому очень часто эти Руны помещались на оберегах — не только на тех, которые носили люди, но и на оберегах, защищающих домашний скот и птицу. Кроме того, данные обереги можно встретить на посуде и на другой домашней утвари.

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Количество часов в одних сутках было также 16 (Сутки = 16 часов). Славяно-Арийские сутки начинались в 18 григорианских часов по зимнему и в 19 часов по летнему времени. Каждый час = 1½ григорианскому, т.е. по 90 минут по современным меркам. Каждый час так же имел своё название:

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

У славяно-ариев не было минут и секунд. Час делился на 144 части, часть – 1296 долей, доля – 72 мгновения, мгновение – 760 мигов, миг – 160 сигов, сиг – 14000 сантигов. Таким образом, это было {{{1}}} 0,000000003305 секунды. Такая точность недостижима даже с помощью самых совершенных современных хронометров. Для чего она была нужна древним славянам, мы — их потомки можем только догадываться.

Эксперты по древнеславянскому календарю утверждают, что на первый взгляд, вышеперечисленные меры времени трудно запоминаемы и неудобны, а современная система мер (григорианский календарь) более упорядочена и наглядна, но на самом деле нынешняя система архаична, менее точна и хранит в себе отпечатки многих политических переделок.

Старый Новый год
В Лето 7090 (1582 год) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введён новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы (на сегодняшний момент – 13 дней, поэтому Старый Новый год отмечаем по Юлианскому календарю спустя 13 дней после Нового года).
Не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли окончательно только в феврале 1918 года.
Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен» – он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным.

Источники:

1) Подробнее ➤

2) https://славяне. Сайт/slavyanskij-kalendar-jivotnih/

3) Подробнее ➤

4) Подробнее ➤

5) Подробнее ➤

6) Подробнее ➤

7) Подробнее ➤

8) Подробнее ➤

9) Подробнее ➤

10) Подробнее ➤

Славянский Новый год – Новолетие 7529 лета.

Мы  привыкли встречать  Новый год 1 января, несмотря на то, что раньше на Руси подобного обычая не было. Он появился сравнительно недавно, когда согласно указу Петра Первого Новый год начали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января, а не как раньше это делали — в сентябре. Соответственно получилось так, что из истории славян вычеркнули 5508 лет.

Когда издревле отмечали Новый год наши предки? И с чем это было связано?

Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). Равноденствие – это равенство дня и ночи, с момента которого день начинает убывать, а ночь – нарастать вплоть до зимнего солнцестояния, после которого уже ночь начинает убывать. К весеннему равноденствию длина дня и ночи снова станет одинаковой, после чего начинает укорачиваться ночь.

Таким образом славянское Новолетие не имеет ничего общего с современным Новым годом. В это время открывались врата между мирами, и души пращуров спускались на землю. Принято было в такой момент прославлять предков, выступая с просьбой о мире и процветании для всего славянского Рода. Славянское Новолетие – время для подведения итогов и зачатия всего нового.

Если в современном мире Новый год — семейный праздник, то славянское новолетие – это общинное мероприятие, которое отмечали всем родом.

В процессе застолья с обилием овощей и фруктов возносились слова благодарности Матушке-природе за ее дары. В это урожайную пору подготавливали запасы на зиму. Это был праздник плодородия, благополучия. В народе устраивали смотрины, играли свадьбы. До ночи водили хороводы, жгли костры, пели песни, плясали.

Почему же русичи встречали начало новой леты осенью?

Здесь мнения расходятся. Часть людей полагает, что начало года логичнее отмечать на Коляду, так как   это время возрождения Солнца. Другие — что  встречать новую лету стоит в день весеннего равноденствия. В это время с Земли сходит последний снег, стартует посевная пора, возрождается природа.

Но несмотря на это, большинство склоняется все же к тому, что так как осеннее равноденствие – это старт нового духовного круга, начинаться нравственная работа должна именно осенью.

Так что же это, славянское Новолетие?

Само слово состоит из частей “новый” и “лето”, которые вместе звучат как “новолетие”. Кстати, год у наших праотцов состоял не из 12 месяцев, а из 9, содержащих в себе 40 дней каждый. Однокоренные  слову «лето» слова в родном языке мы используем и по сей день: летопись, летописец, летоисчисление, фразу.

Коляда – бог победы света над темнотой.

Во время зимнего солнцестояния славяне издревле отмечали главный праздник для всего следующего лета – это появление нового солнца, которое приходило на смену убывающему. Начиная с 22 декабря наши предки поклонялись богу Коляде. В час солнцестояния умирало старое солнце, и  на 25 декабря поднималось молодое — Коляда. Раньше  большинство торжеств было завязано именно на культе солнца.

У древних славян Дед Мороз, он же Красный дед, приходил на Коляду и изгонял всех бесов. Елки в те времена не срубали, а украшали живые деревья на улице. Дом наряжали опавшими еловыми лапами для изгнания злой нечисти.

Приближающийся 7529 год по славянскому календарю — это год кричащего петуха.

Славянский календарь слагается из 16 знаков в отличие от 12 по восточному. Чего же ждать от наступающего года кричащего петуха?

У славян петух считался священным животным. Он ассоциировался у них с Солнцем, так как кукарекал поутру. И собственно петуха заводили первым в новый дом для привлечения богатства и благосостояния.

Новый 7529 год будет временем рассвета, призыва к пробуждению. Но в то же время ожидать, что с наступление

м новой леты все невзгоды исчезнут сами, бессмысленно. Приготовьтесь побороться за свое счастье. Под защитой петуха считаются люди, рожденные в 1941, 1957, 1973, 1989, 2005, 2021 годы. Появившихся в год петуха сложно провести. Они рациональны, храбры, прозорливы, остроумны, амбициозны, но вместе с тем и агрессивны.  Петух опекает семейную жизни и трудолюбие. Поэтому  для семейных петухов  год обещает быть удачным .

Новая лета

До середины марта 2021 года по славянскому календарю на пьедестале почета —  Прядущий Мизгирь. А вот в день весеннего равноденствия — 20-го марта, его заменит тотем Кричащего Петуха.

В 2021 году или в 7529 лето животным для поклонения станет Кричащий Петух .Так давайте узнаем, чего ожидать от нового главы года каждому знаку по отдельности. Годы рождения и принадлежность к определенному знаку Славянского календаря вы можете посмотреть в таблице после статьи.

Славянский новый год 

•             Тотем Темный сох.

Человеку, явившемуся на свет под тотемом Лося, нужно набраться храбрости и уверенности. Гоните сомнения, и всё затеянное непременно исполнится.

•             Тотем Жалящий шершень.

Для людей-шершней новый год предстоит непростым и плотным на события.

•             Тотем Притаившийся лют.

Волкам  в приближающемся году окажется нелегко. Для достижения желаемого, придется потрудиться над собой с точки зрения правдивости и взаимности.

•             Тотем Огненная векша.

Это будет ваше время! Ловкость и сообразительность помогут белке получить желаемое в 2021 году.

•             Тотем Жемчужная щука.

Сдержанность Щуки поможет ей преодолеть любые тяготы и невзгоды.

•             Тотем Бородатая жаба.

Год обещает быть сложным. Мудрость и смирение всё перетрут.

•             Тотем Дикий вепрь.

Это будет ваш год! Все выстроится как вы задумали, успевай только строить планы.

•             Тотем Белый филин.

С опорой близких и друзей вы добьетесь успехов в главном для вас деле.

•             Тотем Шипящий уж.

Удача в делах и в карьере будет обеспечена при условии собранности и старания.

•             Тотем Крадущийся лис.

Хитрого лиса поджидает нелегкий период.

•             Тотем Свернувшийся еж.

Ежи в 2021 году смогут положиться на помощь Петуха во многом.Это ваше лето, дерзайте!

•             Тотем Парящий орел.

Хоть 2021 год прогнозирует Орлу немало трудностей, но отлично развитая  интуиция и способность на одном дыхании принимать выбор спасут ситуацию.

•             Тотем Прядущий мизгирь.

Для семейного мизгиря всё сложится удачно без каких-либо неожиданностей.

•             Тотем Кричащий петух.

Счастливых лотерейных билетов вам выпадет много. Это финансовое благополучие, семейное, карьерное. Главное – не проворонить шанс!

•             Тотем Тур Золотые рога.

Скажи “стоп” агрессивной настойчивости, и тогда 2021 год подарит много перспектив.

•             Тотем Огнегривый конь.

2021 год поспособствует путешествиям и предпринимательству, поэтому, если вы еще не бизнесмен, самое время им стать.

Уважаемые читатели, мы рассказали вам про славянский новый год и тотемный годослов древних славян. Будем надеяться, вам было интересно узнать про ваши корни и их обычаи, некоторые из которых, например, святки, народные гуляния, переодевания в ряженых, встречаются до сих пор.

Зимнее солнцестояние — начало славянского года

Традиционные общества, главным занятием для которых было земледелие, имели совершенно другое представление о времени, нежели в нашу эпоху. Более того, древние славяне жили не по солнечному календарю, как мы, а по лунному, что налагает существенные отличия в измерении времени.

Славяне – прежде всего, земледельческое племя.

Славяне-земледельцы. Источник: Pinterest

Зимние месяцы в северных широтах, на которых расселились славянские племена, характеризуются кратковременным появлением солнца и долгим тёмным временем суток. Понятно, что в такие дни крестьяне чаще всего сидели дома, занимались ремеслом и не могли работать в поле. Для наших предков зимнее солнцестояние, сутки, во время которых наблюдается самая длинная ночь, становилось поворотным пунктом в году.

До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ. Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, уже не будет. Ясно одно — конец декабря и начало января для дохристианской общины имел примерно такое же значение, как, например, известный праздник Ивана Купала. И многие традиции, имевшие и до сих пор имеющие место быть у россиян, берут своё начало ещё с языческих времён.

Нечистая сила: способы новогодней борьбы

В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства.

Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян.

Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: Pinterest

Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти.

Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест. Сохранение домашнего скота в сохранности — основа жизни общины, поэтому их безопасности уделялось повышенное внимание.

Домовой — один из известнейших представителей «нечистой силы».

Домовой — один из самых известных представителей нечистой силы. Источник: Wikimedia Commons

Новогодние гадания

Неотъемлемой частью новогоднего праздника были гадания. Человек всегда стремится узнать о своём будущем, о том, что ждёт его в новом году. А кто, как не нечистая сила, выходящая в наш мир в Новый год, может помочь в этом?

Взрослые члены общины гадали по передвижению их скота или кур. В толковании знамений, безусловно, помогали волхвы — жрецы славянской языческой религии. Гадали, опять же, в местах, считавшихся пограничными между мирами. Особенно подходили огороды и перекрёстки.

Святочные гадания.

Святочные гадания. Источник: Pinterest

Многие языческие традиции не дожили до наших дней. Исключение составляет гадание на суженого, о чём можно найти многочисленные упоминания в художественной литературе. В древности это считалось очень опасным мероприятием — любое, даже малейшее, нарушение правил, могло привести к смерти человека. На суженого гадали обычно дома, ночью, в тёмной комнате. Нечистая сила после выполнения всех нужных условий являлась молодой девушке в виде молодого человека, с которым её должна была связать судьба.

Ряженые

Ещё одной традицией, сохранившейся на долгое время и после принятия христианства, было ряжение. Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова.

Молодые люди чаще всего наряжались в стариков и старух, встречались и зооморфные образы. Молодёжь пугала стариков, вламывалась к ним в дом, устраивала хаос и, довольная, уходила восвояси. После принятия христианства официальная церковь стремилась ограничить эти «бесовские» развлечения. Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот.

Ряженые.

Ряженые. Источник: Pinterest

Проводилось множество игр, связанных с ряжением. Например, два человека составляли собой «кобылку», на которую садился третий, и вся эта процессия с криком и шумом перемещалась по поселению. Парни также переодевались в быка, который гулял по деревне и пугал девиц, пока кто-то не «оглушал» его горшком.

Новый год 1 января: долгая дорога к современности

С принятием в Древней Руси христианства на эти территории распространилась новая, гражданская, дата Нового года — 1 марта. Долгое время, вплоть до 14-го века, «народный» и «церковный» праздник сосуществовали.

В 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, согласно решению Никейского собора. Это, однако, не соответствовало устоявшемуся земледельческому календарю: если 1 марта ещё как-то можно было объяснить стартом работ в полях, то новая дата вызывала вопросы. Противоречие сохранялось, пока Иван III, политика которого заключалась в унификации жизни в стремительно расширявшемся государстве, окончательно не установил единую дату праздника.

Почти два века подданные Московского царства отмечали Новый год 1 сентября, пока в 1700 году Пётр I не вернулся к языческому календарю. Российская империя встречала год уже в привычном для современного человека режиме — 1 января. И именно тогда распространяется в России всеми любимая ёлка как главный атрибут праздника.

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь. До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта. С началом аграрного цикла. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. Это закономерно, так как эти праздники знаменуют в славянской традиции рождения бога Ярилы. Рождение природы. Это начало нового посевного периода. Значит, и начался новый год. В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев. Приходится он на 21 сентября.

В древности дни весеннего равноденствия считались большим праздником. Природа вновь возрождается, животные начинают вести более активный образ жизни, готовясь к продолжению рода: просыпаюстся медведи, в борьбе за самку соловьи расточают трели, а лоси устраивают бои. У многих народов мира с глубочайшей древности этот праздник стал магическим, ритуальным, одним из главных праздников природного календарного цикла. Считалось, что в этот день в годичном круговороте Весна, олицетворяющая собой оживление и возрождение природы, приходит на смену Зиме.

У славян пеклись «жаворонки» как символ вестников весны. В Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу. Прощаясь с Зимой, русичи славили бога весеннего солнца и плодородия — Ярилу. Ярило принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия. Ярило — бог весны, воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой. Ярило распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает живительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств. На Масленицу сжигали чучело Морены, Богини Зимы и Смерти. Во время огненных действ существовал также обычай катать зажженные колеса, которые также символизировали горящее Солнце.
Древние кельты и германцы встречали перелетных птиц и готовили для богини весны и утренней зари Остары маленькие пшеничные булочки и крашеные яйца, которые являлись символами новой жизни. В день весеннего равноденствия начинается Новый год у многих народов и народностей: Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с эти явлением природы. В этом регионе важным событием является древнейший земледельческий праздник Навруз. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. В Японии отмечают Хиган – первый весенний праздник. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон неописуемо красивого цветения сакуры. Все желающие наслаждаются этой живописной картиной, символизирующей торжество весны и обновление природы.

В 7000 лѣто (1492 году) по инициативе Великого князя Московского Ивана III новолѣтие было официально перенесено на 1 (21 по новому стилю) сентября и отмечалось так более двухсот лѣт. Московский церковный собор в сентябре Лѣта 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала лѣта с марта на сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.

С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Петр I, своим указом 1699г. декабря в 20 день, указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчесление славян, царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. Это знаменует следующий этап в становление христианской культуры. Так как календарь, не так то просто вытеснить из менталитета народа. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее. Поздравляли с новым Богом «new good», а не с новым летом. Разница существенная, так как коляда был в языческой традиции, а таким указом стирался важный праздник аграрного цикла. 20 февраля 1918 г. в России вводится новое летосчисление. Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.

Стоит поговорить и 21 декабря, когда славяне отмечали Карачун. Это начало святочной недели, когда, наконец, солнце побеждает. День, нарождается. И считается, что после святочной недели отмечался славянами Коляда. Имя славянского бога Коляда тесно связано с именем бога Божича – младенца. Именно он знаменует рождение нового солнца.
Так, что новый год точнее новолетие отмечалось у славян с 21 (1 по древнему стилю) марта и нам оно сейчас больше известна, как » Масленица «. Масленица – самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник. Его история уходит корнями еще в дохристианскую Русь: главный ритуал Масленицы – сжигание соломенного чучела Зимы – отголосок языческих обрядов.

И хотя, пришедшая на смену язычеству, христианская религия отвергала все прежние культы, этот праздник так и не удалось стереть из народной памяти, настолько любим он был простым людом. Сегодня Масленица – это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране мира не празднуют ничего подобного! Но из-за поста веденного церковью, этот праздник в марте не празднуется. Религия также не обошла стороной день это время, наполнив духовным смыслом природное явление. После весеннего равноденствия в человеке просыпается биологическое начало, он становится более чувствительным и эмоциональным. Для духовного совершенствования в этот период мировые религии предлагают посты и молитвы, которые призваны найти в своем внутреннем мире источник Божественного. За 40 дней до Пасхи начинается пост, который должен очищением подготовить душу человека для принятия Благодатного Огня, который символизирует Святой Дух. Дата праздника Пасхи, которая отмечается каждый год в разное время, отсчитывалась от дня весеннего равноденствия следующим образом: 20-21 марта — первое новолуние — первое воскресенье, которое и считалось праздничным днем.

Еще немного по английски » новый год» — » new Year»( Нев Яр), новое Ярило )))).
=================================================================

группа «ВѢДИ» http://vk.com/v_e_d_i

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Следствие ведут знатоки авторы сценария
  • Слова белочки на новогоднем празднике
  • Слова зимушки зимы на новогоднем празднике
  • Славянский праздник альтернатива хэллоуину
  • Следственный комитет проф праздник