Славянский праздник урожая таусень радогощь 7 октября

Славяне праздновали великий праздник — Родогощ (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню пекли огромный медовый пирог, за которы...

Родогощ (Таусень) Жрецы ходили босыми ногами по раскаленным углям (Фото: Jan Cejka, по лицензии Shutterstock.com)

Славяне праздновали великий праздник — Родогощ (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды.

К этому дню пекли огромный медовый пирог, за который после зачина прятался жрец и спрашивал: «Видите ли вы меня?».

Если собравшиеся отвечали утвердительно, то жрец произносил пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором были обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинался пир горой — еда на столе ставилась горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшалась.

В этот день разыгрывалась сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме. Перед наступлением темноты разжигали огонь и прыгали через него, очищаясь. Жрецы ходили босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!».

Во избежание ожогов жрецы вводили себя равномерными ударами в бубен в особое состояние транса.

Праздник заканчивался многолюдными игрищами.

Осеннее равноденствие называли по разному: Таусень, Овсень или Радогощь

Славянский Праздник Радогощь (Новолетие — Таусень, Вересень, Световит, Овсень, Авсень, Усень, Осенины) — день осеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). В разной местности, где проживали разные роды славян, название праздника было различно. Где-то его называли Таусень, где-то Овсень, а где-то Радогощь. Упомянуть все варианты не представляется возможным, но главное, что все эти схожие по звучанию слова являются одним славянским праздником, на котором отмечали Новолетие. Дата осеннего равноденствия приходится с 19 по 25 сентября. Именно тогда заканчивается лето, и наступает настоящая осень. К этому времени созревают плоды, подрастают птенцы и родившиеся весной и летом лесные звери, и что не менее важно, подходит к концу сбор урожая. Поэтому Радогощь — это в равной степени праздник Солнца и урожая.

Славянский Праздник Радогощь

В 2022 году Славянский Праздник Радогощь приходится на 25 сентября

В день осеннего равноденствия ночь равна дню по всей Земле:

В момент равноденствия центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор. Это тот «переломный» момент, когда Солнце переходит из Северного полушария в Южное. Поэтому в Северном полушарии после этого начинается осень, а в южном весна.

Как праздновали Новолетие или день осеннего равноденствия?

После праздника, Солнце уже не припекает и начинает готовиться к очередному перерождению на Коляду. День становится короче, а ночи длиннее и холоднее. Как говорили на Руси: «День убегает не куриными, а лошадиными шагами».

Мать-Природа готовится ко сну, а врата Ирия закрываются до Коляды. На Руси этот день всегда отмечали пирогами и выпечкой, брусникой и яблоками, а также народными гуляньями, игрищами, песнями и хороводами. К празднику пёкся огромный медовый пирог (в человеческий рост). И во время празднования за пирогом прятался жрец или волхв и спрашивал: «Зрите ли мя, детушки?».

Если жреца не было видно, то урожай был богатым. Если же народ кричал, что жреца видно, то урожай был бедным.

Народная примета гласила: «Рябины в лесу много — осень будет дождливая, если мало — сухая. Много ягод на рябине предвещает суровую зиму». У славян существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка рябины вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму.

Славянский Праздник Радогощь

Осеннее равноденствие для наших предков было временем вознесения благодарностей Родным Богам за урожай и достаток, а также воздаяние почестей усопшим. Поэтому первый испечённый хлеб из собранного урожая, приносился в требу Богам. По одной из версий в день осеннего равноденствия у славян наступал седьмой месяц года, посвященный славянскому Богу Велесу, поэтому этот день также называли Вересень. Этот великий праздник славяне справляли в течении двух недель — неделю до и неделю после дня осеннего равноденствия.

Славянский Праздник РадогощьВ конце сентября древние славяне ходили в лес за грибами (в частности за царём грибов — боровиком), ягодами и целебными растениями. Конечно же празднование конца сбора урожая не обходилось без застолий, песен и хороводов. В этот день сжигали соломенную птицу, тем самым провожая Светлых Богов и Предков в Ирий.

Свадьба в день праздника осеннего равноденствия

Как уже упоминалось выше, Новолетие или день осеннего равноденствия был днём урожая. Именно поэтому в этот день почитали славянскую Богиню Ладу. Делалось это не случайно, т.к. она считалась богиней весенне-летнего плодородия и покровительницей свадеб и брачной жизни. В связи с этим, решение о заключении брачного союза принималось именно в летне-осенний период. Игрались же свадьбы чаще всего после полевых работ.

Просмотры: 8 225

Жизнь наших предков была подчинена силам природы и солнечному циклу, в соответствии с которым проводили многие обряды и праздники. Одним из таких “солнечных” торжеств был Таусень. Он попадал на день осеннего равноденствия, 22 сентября.

Как правило, к этому времени уже был собран урожай, а вот погода оставалась по-летнему тёплой и мягкой, однако дыхание осени уже чувствовалось. Этот день считали особенным “переходным” временем, волшебным и крайне важным. В праздник Таусень проводили всевозможные ритуалы, призванные задобрить богов и помочь людям перед наступающими холодами. Почему же торжество называлось именно так? И как отмечали Таусень древние славяне?

Суть праздника

Таусень был одним из самых главных славянских праздников. Он входил в четвёрку солярных торжеств, даты которых оставались неизменными и были связаны с движением солнца по небу. Можно сказать, что среди осенних торжеств Таусень было главным.

Его название было связано с именованием одного из месяцев славянского календаря. Кстати, также Таусень называли Радогощем. Такой вариант названия указывал, что в праздник люди рады всем гостям.

Таусень - это один из четырех крупнейших кологодних праздников, приуроченных к положениям Солнца / © alexsvatov / alexsvatov.livejournal.com

Таусень – это один из четырех крупнейших кологодних праздников, приуроченных к положениям Солнца / © alexsvatov / alexsvatov.livejournal.com

К приходу Таусеня, как считали, совершается очередное Коло Сварога, то есть солнце проходит свой годовой путь. Осень считалась завершающим этапом этого цикла. Это было время подведения итогов, сбора урожая, подготовки к зимнему времени.

Сам день осеннего равноденствия славяне называли Световитом. Его представляли в облике солнечного старика, который после праздника Таусень начинает терять свою силу.

Это было действительно так – дойдя до дня осеннего равноденствия, солнце начинало бледнеть, дни становились короче, ночи же, напротив, более долгими. Слабость Световита продолжалась до самого зимнего дня рождения Коляды, когда юное и робкое солнце начинает набирать свою силу.

Андрей Алексеевич Шишкин «Световит», 2017 год / a-shishkin.ru

Андрей Алексеевич Шишкин «Световит», 2017 год / a-shishkin.ru

Таусень и его традиции

Как и любой солнечный праздник, Таусень предполагал совершение ряда ритуалов, соблюдение старинных традиций. Если условно разделить все обряды, что совершались во время торжества, выйдет три группы: поминальные, очищающие и религиозные.

Первые из них были связаны с почитанием предков. Не стоит удивляться, почему в праздничный весёлый день народ вспоминал умерших родственников. Это была не скорбь, а желание поделиться радостью с теми, кого уже нет на земле. Наши предки несли дары и угощения к могилам предков, оставляли ритуальные предметы, произносили заговоры, нацеленные на мирное пребывание души умершего в ином мире.

Одна из традиций праздника - символическая птица из соломы и трав. Вестник к предкам, послание уходящим светлым богам / © alexsvatov / alexsvatov.livejournal.com

Одна из традиций праздника – символическая птица из соломы и трав. Вестник к предкам, послание уходящим светлым богам / © alexsvatov / alexsvatov.livejournal.com

Не менее важную роль играли и обряды очищения. Как вы понимаете, Таусень завершал некий календарный цикл, созданный солнцем. Значит, в этот день следовало подготовиться к новому периоду, к началу нового Кола Сварога.

Чтобы достойно начать этот путь, следовало пройти очищение – как физическое, так и духовное. Кстати, обряды очищения связывались также с уборкой жилища и подворья.

Такая традиция сохранилась до наших дней, хотя, конечно, мы редко связываем её с древними очищающими ритуалами. Уборка перед праздником кажется необходимостью для придания положительного эстетического вида дома, но на самом деле суть этих действий гораздо интереснее и глубже.

Ко дню праздника и в жилище, и на подворье следовало навсети порядок / © Елена Грошева / fotokto.ru

Ко дню праздника и в жилище, и на подворье следовало навсети порядок / © Елена Грошева / fotokto.ru

После обрядов очищения человек мог обратиться к божествам, попросить их о заступничестве и помощи, поблагодарить за подаренные радость и добро. Считалось, что в такие смежные периоды (дни весеннего и осеннего равноденствия) миры Яви, Прави и Нави особенно близко подходят друг к другу.

Именно поэтому боги могли с лёгкостью услышать просьбу человека. Однако не стоило забывать, что в мире Нави обитают далеко не самые мирные существа. Для защиты от тёмных сил, что могут воспользоваться сближением миров, требовалось произносить заговоры, носить особые обереги.

Религиозные традиции Таусеня были связаны с ритуальными проводами богини Живы в Сваргу. Эта небожительница считалась покровительницей лета и тепла. Как вы понимаете, в день осеннего равноденствия она теряла свою власть на земле, постепенно уходя в далёкий мир. Двери Сварги закрывались до самой весны. Но народ верил, что Жива вновь возвратится, принося с собой тепло и благоухание цветущих трав.

Богиня Жива в день осеннего равноденствия теряла свою власть на земле, постепенно уходя в далёкий мир Андрей Алексеевич Шишкин «Жива», 2016 год / a-shishkin.ru

Богиня Жива в день осеннего равноденствия теряла свою власть на земле, постепенно уходя в далёкий мир
Андрей Алексеевич Шишкин «Жива», 2016 год / a-shishkin.ru

Необычные обряды праздника

Конечно, Таусень не обходился без пиршества и праздничных угощений, однако главным среди них был пирог. Обычно жители деревень собирались вместе и пекли огромное изделие, что высотой превосходило человеческий рост. Такой пирог был символом плодородия и изобилия, которое дарит осень.

Перед тем, как разрезать пирог на несколько частей, жрец становился за ним и спрашивал: “Видите ли вы меня, детушки?”. Если односельчане отвечали отрицательно, это сулило счастье в следующем годовом солнечном цикле.

Не менее интересным было гадание на опавших листьях. К вечеру разводили костёр, куда каждый нёс охапки листвы. Следовало наметить определённый лист и загадать, чтобы он унёс проблемы и трудности. Если листок сгорал – сложности уйдут в прошлое, если же его подхватывал тёплый воздух и уносил от огня – ещё не время, а потому следует потерпеть.

Примерно таким было главное угощение Таусеня - огромный пирог / rkmia.ru

Примерно таким было главное угощение Таусеня – огромный пирог / rkmia.ru

Таусень олицетворял собой праздник урожая и радости. Полевые работы были позади, а вскоре начиналось время свадебных гуляний, беззаботная и весёлая пора. Таусень словно открывал двери в осень, что уже начинала дышать прохладой, однако не спешила с заморозками и холодами. Это был один из самых ярких и интересных славянских праздников. Очень хочется, чтобы подобные традиции переживали возрождение.

На обложке: «Радогощь 2014» / © alexsvatov / alexsvatov.livejournal.com

С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник Таусень (Радогощь) — древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень (Радогощь) — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был  старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.

Осеннее Равноденствие — один из четырёх священных праздников, которые почитались и торжественно отмечались с древнейших времён. Кроме Осеннего Равноденствия это Зимнее Солнцестояние, Весеннее Равноденствие и Летнее Солнцестояние. Вечный круговорот. И так каждый год во всех культурах мира во все века и времена.
.

РЯБИНКИНЫ ИМЕНИНЫ

На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день рябиновые кисти вместе с листьями вставляли вечером между оконными рамами, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. «Когда солнце слабнет — самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, — возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя — и сгинет нечисть.»

ФЁКЛА-ЗАРЕВНИЦА

В день Осеннего Равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов — сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме. В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов — боровика.
.

Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. «Сложа руки снопа не обмолотишь», «Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб». Чтился в этот день именной сноп. Первый сноп, что сжат был, обмолачивали. Зернышко к зернышку от него собирали. И муку от первого снопа несли большухе. Пекла добрый хлеб большуха, потом ломали хлеб на здоровье. А молотили уже на Феклу — утром ранним, зажигая огонь, оберегая тот огонь от вихря. Залетит вихрь в овин, рассыплет огненные искры, вспыхнут снопы. Останется без хлеба семья.
.

«На Заревницу — хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Бытовало: накормить молотильщиков по древнему русскому обычаю — забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подавалось работникам, была каша. Обычно крупяная, на масле, сдобренная молоком. И первая мера, которую вручал хозяин молотильщикам, был ворох, груда невеяного зерна. Молотильщики подходили с хозяином к «невейке», к неовеянному зерну, и поздравляли с добрым урожаем, желали здоровья.

Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет — Раду. Есть такое поверье. Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы — соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел. Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, — не развязать, т. е. крепким счастьем будет, а свадьба — доброй.
Считалось, что на Феклу Заревницу сердце сердцу открывается, поэтому девушки гадали, спрашивали у домового о суженом.
Зари берут в этот день. Зари — это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой — не уследил ли кто? — руку в овинное окно просовывала. Спрашивала с надеждой: «Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?»
Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение — богатый возьмет в жены.

ОСЕНИНЫ, ТАУСЕНЬ, РАДОГОЩЬ

Древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.
С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»…

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий. В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

***

МАБОН — КЕЛЬТСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ

На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) — фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с ведических времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая. Часто Фестиваль урожая (День благодарности за урожай) проводят в воскресенье за полнолунием, ближайшим ко дню осеннего равноденствия. Это полнолуние называют Урожайной луной. Обычно праздник урожая проходит в конце сентября, но иногда он попадает на начало октября.
В этот день прихожане украшают церкви корзинами с фруктами и овощами их своих садов, продукцией с ферм и свежими цветами. После службы эту еду раздают тем, кто в ней нуждается. Обязательно делают благотворительные сборы для местной общины. Среди фермеров была известна традиция проведения специального ужина, на который приглашались все, кто работал на ферме в течение года, чтобы фермер мог выразить благодарность своим помощникам. Иногда эти ужины называли ужином последнего снопа: сбор урожая закончен и начинается пир. Фермеры соревновались между собой, кто соберет урожай быстрее всех. В средневековье иудохристианская Римская церковь заменила древние сентябрьские фестивали благодарности на Михайлов день (день Архангела Михаила, 29 сентября), празднование которого унаследовало многие традиции старинных фестивалей осеннего равноденствия.

ЗОРОАСТРИЗМ (Иран), ПРАЗДНИК СЕДЕ

Зороастрийский праздник Седе приходится на 23 сентября. Прошло лето, все, что должно дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала – в этот праздник едят семечки. Считается, что когда Солнце входит в первый градус Весов, то силы Зла на Земле – самые сильные и максимально проявленные. В этот праздник воины и жрецы, и вообще все праведные зороастрийцы собираются у Огней. Либо это восемь огней в доме, но чаще делали на природе, собирали костер в виде восьмиконечной звезды. Собирались у этого костра и читали мантры для того, чтобы остановить распространение Зла. Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура – Мазде и Митре – покровителю законности и порядка.

ЯПОНИЯ, Праздник ШУБУН-НО-ХИ

В Японии День осеннего равноденствия Шубун-но-хи считается официальный праздником и отмечается с 1878 г. У праздника существует ещё одно название – Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что день осеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган.
В день осеннего равноденствия Япония исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной». Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия.

До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести. Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Неделя, следующая за этим днем, называется Аки-но Хиган. К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета».
В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган». «И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия. В дни Хигана зацветает Хиган-бана, «цветок осеннего равноденствия». Еще одно название цветка — «мандзюсагэ», что означает «небесный цветок». В буддийских сутрах было упоминание о том, что с неба падают ярко алые цветы, предвещая счастливые события.

Источник — http://www.perunica.ru/novosti/6581-den-osennego-ravnodenstviya-radogosch.html
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Народные гуляния Радогощь

Радогощь (Таусень)

Поздравляю всех Славян!!! Радогощъ!

Овсень Великий. Новолетие

Осеннее равноденствие 2022. Радогощь

Осеннее Равноденствие — один из четырёх священных праздников, которые почитались и торжественно отмечались с древнейших времён. Кроме Осеннего Равноденствия это Зимнее Солнцестояние, Весеннее Равноденствие и Летнее Солнцестояние. Вечный круговорот. И так каждый год во всех культурах мира во все века и времена.

23 сентября 2022 года в 04:03 по Московскому времени Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное и наступит день осеннего равноденствия, т.е. астрономическая осень в северном полушарии, и весна – в южном. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями. В этот день рябиновые кисти вместе с листьями вставляли вечером между оконными рамами, считая, что с этого дня, когда солнце начнет слабеть, рябина будет охранять дом от сил тьмы. «Когда солнце слабнет — самое время рябинкой впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить. Ведь чисты и ветка рябины, и ягода. Держит это дерево крепко силу осеннего равноденствия. А уж коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, — возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя — и сгинет нечисть.»

В день Осеннего Равноденствия наступает время Великого Праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов — сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Осень начинает быстрее двигаться навстречу зиме.

В этот день ходили в лес за грибами. Последний день сбора царя грибов — боровика.

Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем. В натопленных овинах молотят хлеб. «Сложа руки снопа не обмолотишь», «Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб».

Чтился в этот день именной сноп. Первый сноп, что сжат был, обмолачивали. Зернышко к зернышку от него собирали. И муку от первого снопа несли большухе. Пекла добрый хлеб большуха, потом ломали хлеб на здоровье. А молотили уже на Феклу — утром ранним, зажигая огонь, оберегая тот огонь от вихря. Залетит вихрь в овин, рассыплет огненные искры, вспыхнут снопы. Останется без хлеба семья.

«На Заревницу — хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок». Бытовало: накормить молотильщиков по древнему русскому обычаю — забота хозяйки. И первым кушаньем, которое подавалось работникам, была каша. Обычно крупяная, на масле, сдобренная молоком. И первая мера, которую вручал хозяин молотильщикам, был ворох, груда невеяного зерна. Молотильщики подходили с хозяином к «невейке», к неовеянному зерну, и поздравляли с добрым урожаем, желали здоровья.

Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет — Раду.

Есть такое поверье. Ходит в этот день Фекла-заревница, подоткнув подал красного сарафана. Волосы у Феклы — соломенные лохмы. Что огненные пряди волосы. Не плетет их Фекла в косу, не завязывает в бабий узел.

Еще есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, — не развязать, т. е. крепким счастьем будет, а свадьба — доброй.

Считалось, что на Феклу Заревницу сердце сердцу открывается, поэтому девушки гадали, спрашивали у домового о суженом.

Зари берут в этот день. Зари — это желания о любви. От подруг докучливых, от доглядев матушкиных тайно бежала девица к овину. Поутру мог овинный домовой сказать девице о суженом, о милом. И часто парни подшучивали, а то и старики, зная о девичьих думках, решались скрытно забраться в овин. А девица с оглядкой — не уследил ли кто? — руку в овинное окно просовывала. Спрашивала с надеждой: «Овинный домовой, батюшка заревной, не смейся, не лукавь, возьми оржаной калач и назначь: мне житье-бытье собирать ли? Суженого ждать ли?»

Коли кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесенный девицей калач, девица решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А теплым, лохматым покажется прикосновение — богатый возьмет в жены.

Древний славянский праздник урожая, День Световита, Закрытие Сварги. Таусень — это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия. Это был старый праздник Нового Года (новолетье), время заслуженных наград славянина за его труды.

с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Таусень (Радогощь). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.

Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец или старейшина и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»…

Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

На осеннее равноденствие древние кельты отмечали Мабон (Mabon) — фестиваль второго урожая и созревания яблок. Традиции Мабона с языческих времен живы во многих европейских странах, где в конце сентября традиционно проводятся праздники урожая. Часто Фестиваль урожая (День благодарности за урожай) проводят в воскресенье за полнолунием, ближайшим ко дню осеннего равноденствия. Это полнолуние называют Урожайной луной. Обычно праздник урожая проходит в конце сентября, но иногда он попадает на начало октября. В этот день прихожане украшают церкви корзинами с фруктами и овощами их своих садов, продукцией с ферм и свежими цветами. После службы эту еду раздают тем, кто в ней нуждается. Обязательно делают благотворительные сборы для местной общины.

Среди фермеров была известна традиция проведения специального ужина, на который приглашались все, кто работал на ферме в течение года, чтобы фермер мог выразить благодарность своим помощникам. Иногда эти ужины называли ужином последнего снопа: сбор урожая закончен и начинается пир. Фермеры соревновались между собой, кто соберет урожай быстрее всех.

В средневековье Римская церковь заменила древние сентябрьские фестивали благодарности на Михайлов день (день Архангела Михаила, 29 сентября), празднование которого унаследовало многие традиции старинных фестивалей осеннего равноденствия.

Зороастрийский праздник Седе приходится на 23 сентября. Прошло лето, все, что должно дало свои плоды и теперь отмирает, теряет былую форму. Жизненная сила передается плодам и семенам. Седе воплощает закон, по которому одни формы разрушаются, заменяясь другими естественным, гармоничным способом. Этот закон очень важен и для людей. Зороастрийцы считают, что он также гармонично должен работать во внутреннем и во внешнем мире человека. Как символ отделения зерен от плевел, крупиц ценного опыта от отработанного материала – в этот праздник едят семечки.

Считается, что когда Солнце входит в первый градус Весов, то силы Зла на Земле – самые сильные и максимально проявленные. В этот праздник воины и жрецы, и вообще все праведные зороастрийцы собираются у Огней. Либо это восемь огней в доме, но чаще делали на природе, собирали костер в виде восьмиконечной звезды. Собирались у этого костра и читали мантры для того, чтобы остановить распространение Зла.

Празднества продолжаются с полудня до заката. Читают молитвы Ахура – Мазде и Митре – покровителю законности и порядка.

В Японии День осеннего равноденствия Шубун-но-хи считается официальный праздником и отмечается с 1878 г. У праздника существует ещё одно название – Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что день осеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган.

В день осеннего равноденствия Япония исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган. Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной».

Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души. Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия. До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести.

Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году, и приходится он, как говорят японские источники, «примерно на 23 сентября». Точную дату дня осеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Неделя, следующая за этим днем, называется Аки-но Хиган.

К 23 сентября проходит пик летней изнуряющей жары и дневного зноя («жара – до дней Хигана»), и наступает благодатный солнечный сезон «бабьего лета». В Японии есть и такая поговорка: «Осенний Хиган похож на весенний Хиган».

«И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия.

В дни Хигана зацветает

Хиган-бана

, «цветок осеннего равноденствия». Еще одно название цветка — «мандзюсагэ», что означает «небесный цветок». В буддийских сутрах было упоминание о том, что с неба падают ярко алые цветы, предвещая счастливые события.

С гигантскими пирогами и хороводами отмечали на Руси славянский праздник Родогощ или Туасень. Торжество приурочено Солнцу и урожаю. По традиции в честь светила устраивались массовые гулянья. Родогощ празднуется в первую неделю октября и в 2022 году выпадает на 7 число.

Что такое праздник Таусень

О празднике Родогощ или Туасень до настоящих времен дошло очень мало сведений. Согласно исследованиям доктора исторических наук Юрия Селезнева, торжество посвящено четвертому состоянию солнца.

Например, праздник Коляда отмечается в честь зимнего солнцестояния и знаменует рождение нового солнца. Масленица — это весеннее равноденствие, Ивана Купала — летнее, а Таусень определяет час, когда солнце идет на убыль. С 7 октября дни становятся короче, ночи длиннее, а само светило уже не так греет, как обычно.

Славянский праздник Родогощ или Таусень в 2022 году отмечается 7 октября

Праздник солнечной убыли имеет сразу несколько названий. Оно зависит от региона. Известны еще Овсень и Хорос. Названия Родогощ и Туасень популярны в центральной России, а Авсенью торжество до сих пор величают белгородские общины.

К этому периоду уже заканчивается сбор урожая. Дозревают фрукты и овощи, вырастают звери и птицы, родившиеся весной, поэтому Родогощ — закрывает и подводит итоги плодоносного весеннего и летнего времени.

Традиция празднования Родогоща

Родогощ или Туасень славяне отмечали громко и весело. Для гуляний выбиралось самое возвышенное место в деревне. Там разводили костер, к которому крестьяне приносили различные угощения. Каждый нес то, на что богат. Зачастую это был хлеб, молоко, мед, фрукты.

У костра пели, танцевали, водили хороводы, прыгали через огонь, веря, что языки пламени избавят их от различных недуг. Обязательно нужно было провести обряд, что восхваляет природу и предков. Жрецы ходили по раскаленным углям и пели: «Яже — потоптаже». Чтобы угли не оставили на стопах ожоги, перед тем, как на них ступать, жрецы проводили специальный ритуал с бубнами, который помогал им войти в транс и не чувствовать боли.

Перед тем, как садиться за праздничный стол, выносился пирог — главное угощение на Таусень. В старину его пекли с человеческий рост. Он мог быть с медом, ягодами и капустой. За ним прятался главный жрец и прашивал в присутствующих, видят ли они его. Если ответ был утвердительным, что жрец загадывал желание, чтобы в следующем году получилось собрать урожай получше и пирог испечь больше.

После Родогоща пора идти под венец

Все полевые дела закончены, урожай собран, поэтому пришла пора заняться своей личной жизнью. Так считали предки, и во время празднования устраивали смотрины. Холостые парни и девушки искали себе пару и прославляли богиню Ладу, которая является покровительницей семейной жизни и плодородия. Ее просили помочь в поисках любви, хорошего супруга или жены.

Не обходилось празднование и без гаданий. Крестьяне присматривались к рябине. Если ягод было много, то дожди будут часто идти, а если мало, то засухи не миновать.

Источник: Triboona

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Славянский праздник троицын день
  • Слова незнайки на празднике
  • Слова детской песенки наступает праздник наших мам
  • Славянский праздник смерти
  • Слова на праздник папе