Слова паразиты сценарий

Беседа с подростками по искоренению из их лексикона слов-паразитов, бранных слов

Беседа

 «Слова – паразиты»

Цель:

—  Профилактика в речи проблемы слов-паразитов,  бранных слов.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения сквернословия на Древней Руси и рассказать о смысле этих слов в те времена;

2. Рассказать,  какой вред наносит употребление этих слов тому, кто их говорит и окружающим его людям;

3. Довести до учащихся правила, как избавиться от сквернословия и уберечь чистоту речи от матерных слов, сленга и слов – паразитов;

Слово — это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь.

Франческа Петрарка:

«В то время как люди умные умеют выразить в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать.»

Франсуа де Ларошфуко:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками».

И.С.Тургенев

Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?

Конечно, есть. Это бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.

Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в принципе, короче и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?;

Иду, блин, гляжу, блин, что-то светится, блин (из газеты).

Для того, чтобы говорить, человек затрачивает определенное количество энергии. Сколько ее уходит на слова-паразиты?

Задание: из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине», Н.В.Гоголя) убрать слова-паразиты, сделать вывод об употреблении их в речи. Для чего Н.В.Гоголь использовал их в тексте. «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то. Есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое Сленг? (То же, что и жаргон, — это буквально: испорченный язык.) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ — напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным, таинственным языком.

Задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

1.Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3.Понтово (получаю удовольствие).

4.Выделываться (вести себя вызывающе).

5.Прикол (шутка).

6.Отпад (замечательно).

7.Тащиться (быть в восторге).

Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже не слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» — это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным.

Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Есть такие выражения, которые будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай» или «Не тормози!»

Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в Москве и Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию. Процесс ознакомления страны с неологизмами занимает в среднем полгода.

Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление. Например, после гражданской войны, во времена разрухи и беспризорности, самыми распространенными жаргонизмами были «буза» (шум, скандал, беспорядок) и «лафа» (свободно и хорошо). В 60-70-е гг. XX века появились такие слова, как «балдеть» (проводить время в бездействии и праздности), «кадрить» (флиртовать), «потрясно» (очень хорошо). Почему дети и подростки употребляют сленг: 1) школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль; 2) стремление к разнообразию; 3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.

Психологи уверены: увлечение сленгом — дурная, но преходящая мода.

Хотите жить долго – говорите только хорошее. Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на молекулярном уровне

Известный лексикограф Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». А в конце XX века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, основатель собственного «института квантовой генетики», биолог Петр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью чудо-техники ученый решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению, — заявил Петр Гаряев. – Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко. Поэтому опытам подвергались семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно (по три-четыре часа в день) магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли. А выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвел теплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми. Казалось бы, от растений до людей – огромная дистанция. Но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ – будь то человек, скумбрия или подсолнух – работают по каким-то неведомым пока универсальным законам.

«Любое произнесенное слово – не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет нашу жизнь», — считает Гаряев. – «иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно излечить».

Нам надо учиться замечать сор прежде всего в своей речи, избегать употребления слов грубых, матерных, слов-паразитов. Вы спросите: «А чем опасны такие слова? Почему мы не можем их употреблять? Что они означают?».

— Слово «сволочь» означает мусор, который собирает, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово — пожелание, чтобы человек был лишен своего дома.

— Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный. Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.

— Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание болезни.

— Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.

— «Дурак» означает бурный, неспокойный.

— «Подлец» значит низкий, ползающий, находящийся под ногами. Хотел бы ты себе такого в жизни? Но ведь ты чуть ли не каждый день желаешь ее другим!

— Есть страшная болезнь – парша. От нее выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее противно есть, ее выгоняют из стада. Теперь понятно, что означает слово «паршивый» или «паршивец»? Вот самые, на наш взгляд, безобидные слова! А сколько зла и боли они несут.

Но, пожалуй, самым страшным вирусом современности стала матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не закурить), — безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани».

На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Скверное слово — черная энергия. Скверное слово несет уничтожение. Страшный нож не за поясом, а на конце языка.

Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступление, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Как избавляться от сквернословия? Как уберечь чистоту речи?

Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду:

1. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться выглядеть белой вороной. «Все — пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Попробуй устоять в такой позиции.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).

«Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст». Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не все в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек виден даже тогда, когда совсем не думает об этом.

3. Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление не означает вседозволенности.

4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день — мой главный день. Сегодняшнее мое слово — мое лучшее слово.

Как раньше боролись со сквернословием?

«Не сквернословь. Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Защиты не будет. Крыши не будет над тобой. Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши». Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

Моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль — это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из подворотни?

Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.

Много слов на земле. Есть дневные слова —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова — всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Внеклассное мероприятие по культуре речи

« Слова – паразиты»

Учитель русского языка и литературы

Горькаева Е. М.

КГУ « Большеизюмовская средняя школа»

2016 – 2017 учебный год

Цель: Воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов.

Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, компьютер,  интерактивная доска, проектор.

Ход мероприятия

Эпиграфы:

Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“. 
Д. С. Лихачев

В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить — и ничего не сказать. 
Ларошфуко де Франсуа

Кто ясно мыслит – ясно излагает»
(Артур Шопенгауэр, немецкий философ 19 века)

Слайд 2

Вед.1 Добрый день, дорогие друзья! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед .2 В лингвистике XX века существует понятие « культура речи», объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»

Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для всего на ней живущего. Широко развивается наука экология, обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. Пришла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто общаемся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу почти смертельные раны!

Вед.2 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

Слайд 3

Вед.1. Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы, к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пересыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют, громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры. Эти « слова – паразиты, «к сожалению» входят в лексикон современного школьника.

Ученик читает стихотворение Ю.Важдаева:

Мы нынче как бы все глупеем

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы не умело.

И чаще как бы невпопад.

(Просмотр видеоролика из « Ералаш» « Почему мы так говорим?»)

Вед.1 Многие из нас грешат словами-паразитами, которые, как, оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают. Что же скрывается за безобидными паразитами?

Вед.2 Слова — паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, без них смысл высказывания никак не изменится.

Вед.1 Давайте посмотрим, что же это за слова, и вы сами увидите, кто из вас их употребляет.

Вед.1. К сожалению, слова — паразиты в русском языке являются бедой нашего времени. Очень сложно уловить смысл сказанного, когда речь человека загрязнена такими словами

Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Ученик читает стихотворение:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Вед.1 В этом стихотворении мы услышали слова — паразиты которые помешали нам понять его смысл.

Вед.2 Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. А знаете вы что, СЛОВА-ПАРАЗИТЫ ВЫДАЮТ НАШИ СЕКРЕТЫ!

Слайд 5

Вед.1 Сейчас мы проведем небольшой тест и вы узнаете себя по тому, какие слова – паразиты вы употребляете:

Слайды 6-8

Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.

“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

Как бы” – словечко подростков и слишком «творческих личностей», которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.

Вед1. В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.

Вед 2. Давайте попытаемся понять, почему слова-паразиты появились в нашей речи и зачем мы их используем.

Слайд 9

— бедный словарные запас, низкая культура, в том числе речи,
— ситуацию, когда человек не хочет говорить (не хочет отвечать на неудобный вопрос, нужно потянуть время)
— когда человек волнуется или торопится
— язык бежит вперед мыслей

Вед.2. Мы уже выяснили, что слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого? 

( учащиеся дают свои варианты ответа)

Вед 1. Да, это очень сложный вопрос, мы приготовили несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь.

Слайд 10

-Вообще ничего не говорить.
— Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи 

— Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
— Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
— Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
— Делать упражнения на дикцию.
— Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
— Стараться чаще выступать на публике.
— Больше читайте, это увеличит словарный запас.
— Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
— Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит. Выписать все слова-паразиты, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
— Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи слова-паразиты.
— Записаться в кружок ораторского искусства.

А теперь давайте немножко поиграем

  1. Игра « Избавляемся от слов – паразитов»

1 команда: Составить предложение со словом «блин».

2 команда: Составить предложение со словом «я в шоке».

Задание: обменяться карточками. Заменить данные слова синонимами.

1 команда вместо « я в шоке» «Впечатляет!»

2 команда вместо «блин» «супер!».)

  1. Задание для обеих команд: придумать как больше синонимов к слову

«прикольный»(Инсценировка заранее подготовленных сценок):

1 группа:

Ученик 1. Привет!

Ученик 2. Привет!

Ученик 1. Все? Отстрелялся?

Ученик 2. Сдул. А Васька, блин, полетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

Ученик 1. А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.

Ученик 2. Ну, похиляли.

Вед 2. Вы что-то поняли? А теперь то же самое, но правильными словами

2 группа:

Ученик 1. Здравствуй, Коля!

Ученик 2. Здравствуй, Антон!

Ученик 1. Экзамен сдал?

Ученик 2. Да Все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.

Ученик 1. И мне трудно дается химия. Я получил «4», но это потому что не доучил.

Ученик 2. Ну, пойдем домой

  1.  Способ«Кукареку»

    В России ходит легенда об одном преподавателе с его особенной методикой. Когда его студенты произносили слова–паразиты, он заставлял их прокукарекать или помяукать. Поначалу все относились к этому с недоумением, а затем втянулись в игру и уже сами с удовольствием использовали метод в общении за пределами университета. Давайте и мы поиграем в эту игру.

Задание для 1 группы:

«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит. Зеленый. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э.. на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом…»

Задание для 2 группы:

— Тут, понимаешь, такая штука. Они шли, а Чубук внизу, а этот, значит, как видит этих – то …прямо человек триста – и вниз! А потом как сцепятся, понимаешь. С тем самым солдатом и этот, значит, как растерялся и его за палец цап!…потом Васька его прикладом раз!.. и связали. Здорово, а?

Вед 1. Засоряют нашу речь слова-паразиты. Человека, речь которого насыщена такими словами, трудно слушать, а порой и смешно. А вот что бывает, когда мысли и речь бедны

Ученик читает стихотворение:

Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил промолчать

И не сказал ни слова.

Потом встал,

Потом сел.

Сел-встал,

Сел-встал

И сел снова.

Устал

И упал,

Так и не взяв слова.

Учитель:

В завершении мероприятия позвольте дать несколько советов: Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

  1. Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. На стенде представлены разные словари, которые должны стать вашей настольной книгой. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи

  2. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга! (песня) ( Давайте говорить друг другу комплименты…)

Вед. 2 Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как святыню».

Вед. 1. Давайте же будем все вместе овладевать литературным языком!

Бороться за культуру речи!

(Слайд 11, 12)

Симонова Елена Владимировна

учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ № 96

г. Воронежа

Классный час для учащихся 711 классов на тему:

«Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова.

Сквернословие».

Цель: профилактика проблемы в речи словпаразитов, хулы, мата; бранных

слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных,

растения, а также об истоках сквернословия.

Слово это камень: коли метнет его рука, то

уж потом назад не воротишь

Мигель Сервантес

Я часто убеждался в том, что простое слово

благотворно действует на множество людей, и

не автор слова, а само оно приводит в

движение души, скрыто проявляя свою силу.

Франческа Петрарка

В то время как люди умные умеют выразить в

немногих словах, люди ограниченные,

напротив, обладают способностью много

говорить и ничего не сказать.

Франсуа де Ларошфуко

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это

достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?

Конечно, есть. Это бранные слова, словапаразиты, хула, матерная

брань.

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов

телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык

сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и

сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести

культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей

быстротой.

Все мы часто слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в

общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа, чисто, в

принципе, короче и т.д. Это и есть словапаразиты, которые загрязняют нашу

речь. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много,

но ничего не сказал».

Когдато не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными

вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова

или их эквиваленты.

Ну что ты, блин, мне толкуешь! Или я, блин, не знаю?;

Иду, блин, гляжу, блин, чтото светится, блин (из газеты).

Для того, чтобы говорить, человек затрачивает определенное количество

энергии. Сколько ее уходит на словапаразиты?

Задание: из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане

Копейкине», Н.В.Гоголя) убрать словапаразиты, сделать вывод об

употреблении их в речи. Для чего Н.В.Гоголь использовал их в тексте. «Ну,

можете представить себе: эдакой какойнибудь, то есть, капитан Копейкин и

очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг

перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная

Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какойнибудь эдакой, можете себе

представить, Невский проспект, или там, знаете, какаянибудь Гороховская,

черт возьми, или там эдакая какаянибудь Литейная; там шпиц эдакой какой

нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе,

без всякого, то. Есть, прикосновения, словом, Семирамида, сударь, да и

полно!»

Разговор о сленге. Комуто он понятен. Комуто нет! Что такое Сленг?

(То же, что и жаргон, это буквально: испорченный язык.) Щеголяют

сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость,

самостоятельность, выделиться среди всех. Самый легкий способ

напустить на себя туману и говорить какимнибудь непонятным,

таинственным языком.

Задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще

сто лет назад:

1. Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2. Ловлю кайф (получаю удовольствие).

3. Понтово (получаю удовольствие).

4. Выделываться (вести себя вызывающе).

5. Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7. Тащиться (быть в восторге).

Несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг,

что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и

перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что

подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на

слишком засорят ваше общение. Потому что «болезнь сленга» это все

таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно,

человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным…

Интермедия «Поговорим»

Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Покатывается к шкету: «Дай

велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться.

Варежку разинул. Да как дерябнится. Сам с фингалом. Училка чуть не с

Атушек, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была??

Какая лошадь?

Нука, давай все сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли?! Значит один фитиль…

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот, говорит, дай велик. Сел

и почесал.

У него что, чесалось чтонибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил, он и стал

кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

Лингвисты называют сленгом слова, идущие в разрез с нормами

литературного языка. Действительно, если внимательно прислушаться к

молодежному жаргону, в нем можно обнаружить и лексику заключенных, и

профессиональные термины, и исковерканные английские слова.

Есть такие выражения, которые будучи вырванными из контекста,

звучат вполне литературно, например: «Не наезжай» или «Не тормози!»

Некоторые филологи считают, что зарождение новых слов происходит в

Москве и СанктПетербурге, а затем они перемещаются на периферию.

Процесс ознакомления страны с неологизмами занимает в среднем полгода.

Для молодежного жаргона характерно постоянное обновление.

Например, после гражданской войны, во времена разрухи и беспризорности,

А нами распространенными жаргонизмами были «буза» (шум, скандал,

беспорядок) и «лафа» (свободно и хорошо). В 6070е гг. XX века появились

такие слова, как «балдеть» (проводить время в бездействии и праздности),

«кадрить» (флиртовать), «потрясно» (очень хорошо). Почему дети и

подростки употребляют сленг: 1) школьникам просто не хватает

литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль; 2) стремление к

разнообразию; 3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые

или сверстники, принадлежащие к другой компании.

Психологи уверены: увлечение сленгом — дурная, но преходящая мода.

Газета «Первое сентября» Издательского дома «Первое сентября»,

№ 14/2003. ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Анна КОРЯГИНА, Оксана ШАРАЧЕВА

Хотите жить долго – говорите только хорошее

Ученые доказали: слова могут разрушать живые организмы на

молекулярном уровне

Известный лексикограф Владимир Даль писал в XIX веке: «С языком, с

человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь

человека это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и

духом». А в конце XX века за научное доказательство взялся сотрудник

Института проблем управления РАН, основатель собственного «института

квантовой генетики», биолог Петр Гаряев, автор многих спорных с точки

зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который «переводил»

человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как

эти колебания влияют на молекулы наследственности –ДНК. С помощью

чудотехники ученый решил проверить, как отражаются на живом организме

злые и добрые слова.

Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в

генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы,

вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению, заявил Петр

Гаряев. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы.

Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком

жестоко. Поэтому опытам пс ‘вертись семена растения арабидопсис. В

течение нескольких недель регулярно (по тричетыре часа в день)

магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате

большинство

семян погибли. А выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же

самый магнитофон воспроизвел теплые, добрые слова аппарат

зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали

«срастались», семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и

остались мертвыми.

Казалось бы, от растений до людей огромная дистанция. Но

исследования показали: генетические аппараты всех живых существ будь

то человек, скумбрия или подсолнух – работают по какимто неведомым

пока универсальным законам.

Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая

программа, которая меняет нашу жизнь, считает Гаряев. Иногда слово

может сработать как убийца и даже вызвать рак, а иногда способно излечить.

Профессор, заведующий лабораторией невербальной коммуникации

Института психологии Владимир Морозов:

Важно, не что говорит собеседник, а как. Французский дипломат

Талейран утверждал: слова существуют для того, чтобы скрывать

свои мысли.

Интонации людей безошибочно выдают, что человек собой представляет:

добрый он или злой, скромен или чванлив. Мозговые центры, ответственные

за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с

момента рождения. Многие почти не реагируют на грубые, злые слова.

Тесты подсказали: более 60 процентов взрослых россиян оценивают гневные

и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком

перерождении нашей психики: агрессия стала нормой. Психолог

Государственного университета гуманитарных исследований Александр

Карасев:

Обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните,

когда вас самих обругали грубо, грязно (не важно, по поводу или без),

начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение

портится. Обида приводит к стрессам, стресс к нервным расстройствам, а

те к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии

или булемии, вплоть до инфаркта и инсульта.

Длительный стресс, который могут спровоцировать постоянные унижения

от хаманачальника или грубиянасоседа, доводит людей до психических

расстройств, снижает иммунитет. Тут до изменений на генетическом уровне

рукой подать.

Только сейчас практически вслепую мы на ощупь пытаемся разобраться с

тем, чем еще в древние времена пользовались наши предки. Заговоры,

останавливающие кровь. Молитвы, очищающие сердце. Проклятия, ведущие

к болезням… На самом деле они не что иное, как набор звуков,

расположенных в определенной последовательности. Такое «сотрясание

воздуха» приводит к определенным изменениям в нашем теле. Самое время

начать пользоваться рецептом, полученным эмпирическим путем: хотите

долго жить говорите хорошие слова. (По материалам газеты

«Комсомольская правда)

Нам надо учиться замечать сор прежде всего в своей речи, избегать

употребления слов грубых, матерных, словпаразитов. Вы спросите: «А чем

опасны такие слова? Почему мы не можем их употреблять? Что они

означают?»

Слово «сволочь» означает мусор, который собирает, сволакивают в

кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово пожелание, чтобы

человек был лишен своего дома.

Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный.

Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.

Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание

болезни.

Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает

оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать

неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.

«Дурак» означает бурный, неспокойный.

«Подлец» значит низкий, ползающий, находящийся под ногами.

Хотел бы ты себе такого в жизни? Но ведь ты чуть ли не каждый день

желаешь ее другим!

Есть страшная болезнь парша. От нее выпадают волосы на голове

и появляются струпья на теле. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее

противно есть, ее выгоняют из стада. Теперь понятно, что означает слово

«паршивый» или «паршивец»? Вот самые, на наш взгляд, безобидные слова!

А сколько зла и боли они несут.

Но, пожалуй, самым страшным вирусом современности стала матерная

брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще

можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично: не выпить, не

закурить), безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно

сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить

элементарное предложение, не употребив плохих слов. В медицине известен

синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность

сквернословить.

Скверна мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное,

отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота,

грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь;

непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное.

Грех сквернословия осужден на Карфагенском соборе (правило 71):

«Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие

других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать»

поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рожден и

воспитан матерью. Матерщинник — богохульник».

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не

монголотатарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют

исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как

заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди

вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну,

призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом,

они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в

этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на

берегу реки или озера оскорбиться водяной. Где же человеку можно было

выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место поле.

Отсюда и выражение «поле брани».

Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова

«мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в

значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных

« А» и «мя» в брачный период. В древней Руси считалось неприличным

уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежала к сфере

интимных отношений. Мат отголосок ритуального колдовского

проклятия, противоположность молитвы. Так невозможно молиться и потом

спокойно материться без духовных последствий.

На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было

распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно

наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной

порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где

писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с

полным воздержанием бранной ругани. Скверное слово черная энергия.

Скверное слово несет уничтожение. Страшный нож не за поясом, а на конце

языка.

Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен

для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует

преступление, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас

духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь,

калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной

смерти.

Как избавляться от сквернословия?

Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов здесь нет, но есть

несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту

беду.

1. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться выглядеть белой

вороной. «Все — пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется

мужество. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чемто

превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не

ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе

сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Попробуй устоять в такой позиции.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы

властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.

Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг

(профессиональный, социальный, семейный).

«Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст».

Если же копировать других, говорить «как все», то нечего потом удивляться,

что у вас не все в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не

вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек виден даже тогда,

когда совсем не думает об этом.

3. Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление не

означает вседозволенности.

4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить

общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы

можно.

5. В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего

времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день мой главный день.

Сегодняшнее мое слово — мое лучшее слово.

6. Как раньше боролись со сквернословием?

«Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова,

от него отлетает ангел».

Защиты не будет. Крыша не будет над тобой.

Внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого

слова наши».

4- Давайте научимся просить прощения, если чтото с языка

вдруг сорвалось.

Моя речь это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль

это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь,

когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой

природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из

подворотни?

Сквернословие это инфекция, которая поражает вашу психику,

внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.

Много слов на земле. Есть дневные слова —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова — всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Приложение 1

Анкета – опросный лист по проблеме сквернословия. (Дети) Дата опроса __________2009 г.

Опрос проводил ________________________ класс _____ школа ___________ Регион ___________________

Сквернословите?

Да (1). Нет (2).

Постоянно в кругу сверстников (1)

или только в «сердцах» (2)

Когда научились (возраст)?

5-10 лет (1), после 20 (3),

1020 лет (2), перестал (4).

У кого научились

компания сверстников (1), семья (2),

школа (3), другое (4).

Сквернословят ли ваши родители?

Да (1), нет (2).

Сквернословие — это хорошо?

Да (1), нет (2).

Почему сквернословите?

В этом нет ничего плохого (1), так делают все (2), не

хотел бы, но стремлюсь не отличаться от компании (3).

Нужно ли бороться с массовым сквернословием?

Да (1), нет (2).

Отмечаете ли Вы сквернословие как отрицательную

характеристику при знакомстве с человеком?

Да (1), нет (2).

Испытываете ли Вы неудобство при невозможности

сквернословить?

Да (1), нет (2)

Если ответы респондента не укладываются в общую схему, то запишите их отдельно и приложите к опросному листу.

Приложение 2

Анкета — опросный лист по проблеме борьбы со сквернословием (взрослые) Дата опроса __________2009 г.

Опрос проводил ________________________ класс _____ школа ___________ Регион ___________________

Изменяется ли Ваше настроение после

того, как Вас нецензурно обругают?

Да (1) нет (2)

Школьный учитель может

сквернословить?

Да (1) нет (2)

Нужно ли бороться со сквернословием?

Да (1) нет (2)

4.Если со сквернословием нужно бороться, то какой метод для этого нужно применить по вашему мнению?

оставьте список ответов, указав сколько человек выбрали один и тот же метод. Методов не будет много, скорее всего

у вас получится 56 вариантов, респонденты будут повторяться).

Бранные слова, непотребные слова,

крепкие слова, скверное слово,

бранная ругань, крепкие выражения.

Нецензурная брань, нецензурщина,

сквернословие, сквернослов, скверна,

матерщина, мат, материться,

матерщинник, матерные слова,

ненормативная лексика.

Мое человечество,

что мы так часто рубим?

Нам нет извиненья, когда мы грубим,

лишь отругиваясь,

Ведь грубость потом

как болезнь, переходит к другим,

И снова от них возвращается к нам

наша грубость.

Грубит продавщица,

и официантка грубит.

Кассирша на жалобной книге

седалищем расположилась,

Но эта их грубость —

лишь голос их тайных обид

На грубость чужую,

которая в них отложилась.

Мое человечество,

будем друг к другу нежней.

Е. Евтушенко.

Ян Коменский «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать

языку, а не наоборот, чтобы не заминаться или не брать назад свои слова, если

скажешь чтолибо неподходящее».

Р. Гамзатов

И близка и вдалеке,

На каком бы языке

Ни беседовал в наш век

С человеком человек,

Я его благодарю,

«Здравствуй!» — гордо говорю.

Слово…

Как мало бережем их,

Их точный смысл,

Окраску,

Динамичность.

Иные их стремятся обезличить,

Как властелины

Подданных своих.

Но слово но слово

Не сгибается дугой.

Оно кристалл,

Что огранен веками.

… Любовно я высвечиваю

Грани

Прекраснейшего слова:

«Дорогой».

Татьяничева

Юношам заданье —

Самообузданье;

Уши, очи, языки —

Для распущенных силки.

Дети не дурите

Языки заприте;

Грех держите взаперти,

Чтобы душу вам спасти.

Вильтер фон дер Фогельвейде

Методическая
разработка классного часа на тему « Учимся говорить красиво, искореняем слова –
паразиты»

Задачи:

Привить любовь и уважение к
родному языку, укреплять веру учащихся в собственные речевые возможности,
поговорить от необходимости искоренять слова-паразиты»

Цели:

Учимся красиво
разговаривать».

— Каждый из вас отвечает на уроках, рассказывает друзьям
разные истории, выступает на мероприятиях. Поднимите руки те, кто доволен своей
речью.

— Сегодня
мы с вами узнаем секреты правильной и красивой речипопробуем справиться с
недостатками своей речи и поверить в свои ораторские возможности.

Ход классного часа

1. Эмоциональный
настрой: 
приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются
одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

·        
желаю
(соприкасаются большими пальцами);

·        
успеха
(указательными);

·        
большого
(средними);

·        
во всём
(безымянными);

·        
и везде
(мизинцами);

·        
Здравствуйте!
(прикосновение всей ладонью)

2. «Мозговой
штурм».

«Речь удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы воспользоваться им».

Гегель Г.Ф.

— Ребята, ответьте
пожалуйста, как вы понимаете, что такое речь?

Ответы учащихся.

Речь —
исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. 

1. Людям каких профессий
особенно важно развивать ораторское мастерство?

2. Как можно развить
ораторское мастерство?

4. Техника речи. Для того, чтобы красиво
разговаривать надо владеть техникой речи. Это:

·        
правильное
дыхание;

·        
дикция;

·        
интонация.

А также знать

·        
язык
мимики, жестов и телодвижений.

Дикция — это способность ясно
и четко произносить слова. Аристотель говорил: «Ясность — главное
достоинство речи». Для того, чтобы у вас была хорошая дикция надо упорно
трудиться.

Задание. Поупражняемся в
произнесении скороговорок, которые помогают научиться преодолевать дикционные
трудности. Сначала читаем медленно, отчетливо выговаривая каждый звук, а потом,
ускоряя темп. Выучите понравившуюся вам скороговорку. (Дети самостоятельно
читают скороговорки, а затем вслух).

Скороговорки.

Бобр добр для бобрят.

Конструктивная инновационная
инструкция к конструктору.

Трое трубачей трубят в
трубы.

Говорилка говорилке говорила
скороговорилку, 
но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку.

Гримировщики гримировали,
гримировали, да не выгримировали.

Интона́ция (лат. intonō «громко
произношу»).

Речевая интонация — это
выразительное повышение или понижение голоса в разговоре.

Мимика — выражение лица, передающие
эмоции и чувства говорящего.

Жесты и телодвижения.

Чувства и установки людей
можно определить также по манере сидеть или стоять, по набору жестов и
отдельным движениям.

         Всем известно,
что паразиты питаются за счет других организмов. А как насчет слов-паразитов?
Они съедают вашу живую речь, превращая в кашу смысл и форму сказанного.
«Мусорные» слова-паразиты в русском языке портят речь любого оратора, превращая
выступление в увлекательную игру по подсчету одинаковых слов в речи. Вот только
до цели сообщение может не довести Слова-паразиты в русском языке: Создают
ощущение неуверенности говорящего, делают речь нечеткой. Способны вызывать
отторжение у слушателя, раздражением можно добиться только антицели
(поссориться, потерять авторитет и т. д.).

          Убивают хорошее
впечатление. Слова-паразиты рождают такие высказывания: «Порой красивый человек
как откроет рот, то хоть стой, хоть беги». Возникает путаница в голове. Очистив
речь от паразитов, можно разложить по полочкам внутреннее убранство сознания.
Съедают ваше и чужое время. В итоге за значительный промежуток времени
произносится минимум полезной информации. Это не практично. Не способствуют
нормальному развитию разговора. Делают речь безобразной. Употребление
слов-паразитов — это признак малограмотного человека. Выдают наши секреты.
Карты на стол! Многие «птицы-говоруны» грешат словами, которые можно объяснить
с точки зрения психологии. Порой ничего не значащие в речи слова-паразиты
выдают иной смысл – наши эмоции, страхи, переживания. «Это самое» – это
словосочетание выдает ленивую натуру, пытающуюся скинуть свои обязанности на
других. «Кстати» – способ неловко чувствующего себя человека привлечь внимание
компании. «Вообще-то» – слово-«накал». Его появление предвещает скандал.
«Короче» – слово является спасательным кругом холериков, который топит их еще
больше. «На самом деле» – атрибут высокомерных и занудных особ, ставящих свое
мнение и «богатый» внутренний мир на первое место. «Значит», «типа» –
слова-паразиты такого плана используются агрессорами и консерваторами. «Просто»
– пристанище человека, зависящего от мнения других людей. «Как бы» – тут либо
подросток, либо «творческая личность». Выражает неопределенность в жизни, неуверенность.
Стоит отметить, что не всегда они свидетельствуют о «бескультурье».
Определенный список слов-паразитов, используемый в повседневности, может
сыграть вам на руку своей многофункциональностью. Во-первых, ускорение
перечисления. Благодаря словам-паразитам можно кратко выразить длительные
перечисления. К примеру: «Мы идем в город – там гуляем, едим пиццу, смотрим
фильм, фотографируемся, делаем покупки…». Благодаря словам-паразитам можно
значительно сократить нудные перечисления и добавить кое-какой эмоциональный
окрас: «Мы идем в город: кино, прогулки, магазины, тыры-пыры/то да се

 Не всякое слово-паразит
является паразитом. Такой вот парадокс. Паразитом оно становится из-за
чрезмерного употребления. Главное же, чтобы ораторская речь была осмысленной.

          Очень
важно соблюдать грань и умеренность во всем
. Вместо «вот», «типа»,
«ну», «слышь», «эээ», «значит» рекомендуется оснастить разговорную речь такими
оборотами: «следовательно», «как и предполагалось», «далее же», «по моему
мнению», «определенно могу сказать» и т. д. Фраза: «Ну, значица, пришел я к
ней, блин, и вот, значит, говорит она мне» после трансформации будет звучать
так: «Следовательно, пришел я к ней, вот и говорит она мне

 Заключительная часть.

Сегодня мы с вами говорили о том, что
нужно знать, чтобы красиво говорить

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Скачано с www.znanio.ru

11.12.2018

Внеклассное мероприятие «На чистом, русском языке!»

Татьяна Анатольевна Суворова

Внеклассное мероприятие «На чисто русском языке»
Цель: показать, что представляет собой сквернословие, сленг и слова-паразиты как языковое явление.
Задачи:
• развивать речевую культуру детей.
• способствовать воспитанию негативного отношения детей к порокам человечества,
• побуждать детей к нравственному самосовершенствованию.

Оценить




754

Содержимое разработки

КГБОУ «Маралихинская общеобразовательная школа –интернпат»

Внеклассное мероприятие

«На чистом, русском языке!»

Воспитатель Чепарева В.В.

2018 год

Цель: показать, что представляет собой сквернословие, сленг и слова-паразиты как языковое явление.

Задачи:

развивать речевую культуру детей.

способствовать воспитанию негативного отношения детей к порокам человечества,

побуждать детей к нравственному самосовершенствованию.

Ход мероприятия.

1. Восп-ль: Здравствуйте ребята, уважаемые гости, я рада вас видеть.

— Обращение к эпиграфу мероприятия (слайд 3): «Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает» (Пословица).

— Наш язык удивительно богат. Нет таких звуков, мыслей, образов, для которых не нашлось бы в нем точного выражения. (Слайд 4)

Замечательный русский поэт Н. Рыленков отмечает:

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

— О чем данное стихотворение? (Ответы учащихся)

-Наше мероприятие называется « На чистом, русском языке». И говорить мы будем о сквернословии, словах-паразитах и сленге.

2. Актуализация знаний.

Определение языкового явления.

— Какое значение имеет слово «сквернословие»? (Ответы обучающихся).

— Точное определение данного явления: «Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью». (слайд 5),

— Понаблюдайте за окружающими, родными и собой. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Нецензурная речь доносится с экранов телевизоров. Есть ли у вас такая нехорошая привычка, ругаетесь ли вы дома, в школе, на улице? Как на это реагируют семья, друзья? (Ответы учащихся)

— К сожаленью, сквернословие охватило все возрасты, и особенно молодое поколение. Сквернословие – это проблема и нашей школы, наших старшеклассников.

Ведь в ваших глазах сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Но мало кто знает из вас, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет скрыть вам собственную уязвимость и защищает вас.

( Слайд 7)

-А с какой целью вы, ребята, используете такие слова? (Ответы обучающихся)

Откуда же пришла к нам бранная речь? (Слайд 8)

3. Немного истории.

Восп-ль:

— Матерные слова имеют исконно русские корни. (Слайд 9) В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой для вступления в общение с нечистой силы. Таким образом люди настраивались на их волну и призывали в свою жизнь.

По старинным восточнославянским поверьям, (слайд 10) бранью отгоняли лешего, русалку или медведя. Брань применялась и в народной медицине. Например, лечение лихорадки сопровождалось ругательством. Для защиты от тифа исполнялся обряд с «грязным» словом.

— Мат, действительно, являлся языком общения с темными силами. Колдуны произносили эти слова, призывая себе на помощь зло. (Слайд 11) Но такая речь была запретной. Древние славяне не бранились в Сочельник, чтобы не ссориться весь год, в Ильин день, во время грозы, при иконах, у печи.

Существует мнение, что «мат – славянская традиция», но это является заблуждением, так как сквернословие на Руси до середины 19 в. не только не было распространено, но и преследовалось по закону. (Слайд 12) По Соборному уложению за употребление матерных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. (Слайд 13) Русская церковь также осуждала сквернословие.

 Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово — за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже — он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.(слайд)

— Несмотря на историю происхождения сквернословия, сегодня мы наблюдаем вседозволенность речи. Чем она оборачивается людям? (Ответы обучающихся).- Влияет ли бранное слово на того, кто слышит, но не использует его? (Ответы обучающихся). Каким образом влияет? (Ответы обучающихся)

— Влиянию слов на человека посвящено и стихотворениеВ.Федорова (читает 3-й обучающийся).

Задание: Сформулируйте главную мысль данного стихотворения (слайд 14).

Слова – дрова. Нас греет речь.

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Всё время топится) словами.

И сырость слов,

И сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат, дымят, но мало греют

И душу в непогодь, и кров.

Слова бывают и скверны,

И дым от них такого рода,

Как будто у живой души.

Забиты сажей дымоходы.

В-ль:Самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов».Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово. (дети выполняют задание).

— Одним из доказательств красоты и богатства нашего языка являются русские пословицы и поговорки.

Задание:Продолжите русские пословицы и поговорки о слове (слайд 15):

Браниться – бранись, а на мир слово …

Не ножа бойся, а …

Слово не стрела, а хуже стрелы …

На языке – мед, а на сердце – …

Слово не воробей: вылетит – …

Коня на вожжах удержишь, а слова с языка …

Иное слово пропускай мимо …

Красна речь …

Молодцы.

Знаете, в детстве и сейчас мне очень нравилась программа «Ералаш». А вы знаете такую передачу? Смотрели ее когда-нибудь? Я случайно наткнулась на одну из его серий. Я хотела бы показать его вам. Действие там происходит в 1974 году прошло 40 лет, а как дела обстоят в наше время? Об этом вы мне скажете после просмотра. Слайд 1 (видео ролик «Ералаш» — Почему мы так говорим?)

Скажите, в чем главная мысль ролика? А в настоящее время как обстоят дела? Люди более старшего поколения всегда понимают вашу речь?  Какие слова употреблял мальчик? (ответ) 
Итак, поговорим о сленгах..
Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, тюремный. 
Скажите честно, а вы сами наверняка употребляете в своей речи сленг. Кто-то чаще, кто-то реже, но, тем не менее, все или почти все.  

Сленг, благодаря своей легкости и подвижности, больше ассоциируется с молодежной речью, но немалой популярностью он пользуется и у людей постарше. Вообще, сленг отличается большой массовостью. Носителями одних и тех же сленгизмов могут быть люди разных профессий и образовательного статуса, имеющие криминальное прошлое и вполне благопристойные и интеллигентные.

Что такое сленг мы уже определились, а вот современных примеров еще не приводили. Опираясь на свой личный опыт, на свою речь, речь ваших друзей и одноклассников, я предлагаю вам назвать тот сленг, который сами употребляете. (Дети называют)

А вот примеры, которые нашла я. Слайд 6.

Мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие эквиваленты в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать, перед вами сленговые слова — а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением. 
1. Прикинь –
2. Ништяк –
3. Хавчик –
4. Базар –
5. Прикид –
6. Тусить –
7. Предки –
8. Бро –
9. Ботан –
10. Батл –
11. Сяпки –
12. Рот оф-
13. Фиолетово –
14. Замутить –
15. Глюк –
16. Шухер-
17. Кульно –
18. Го –
19. Фейк –
20. Няшно –
С заданием справились.

Ученые предлагают заменить матерные слова словами- паразитами. Вы знаете какие это слова? (ответы)

Третья страница называется « Слова-паразиты».

Слова- паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, т.е без них, смысл высказывания никак не изменится, служат для заполнения пауз, употребляются людьми с бедным словарным запасом.

Давайте посмотрим в исполнении ребят инсценировку очень интересного стихотворения Аркадия Хайта « Лишние слова».
1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
2. Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
1. Можно трубку положить 
Все давно сгорело.

1. – Как проехать на вокзал? — 
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
2. – Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

1. Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
2. – Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
1. Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Как видно из этого стихотворения, употребление в речи слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям. Какие слова-паразиты употребляете вы?

Молодцы, большинство вы назвали, а вот еще некоторые примеры, которые нашла я, их можно тоже записать в наш паразитариум. 

К сожалению, даже учителя грешат ими, используя слова-паразиты в повседневной жизни. Но учителя стараются, следят за своей речью и с опытом это проходит.

Мы уже выяснили, что сленг, слова-паразиты и нецензурная речь загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого? Давайте предложим свой рецепт.

В-ль: Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали? ( о нецензурной брани, словах- паразитах, сленгах)

-Изменилось ли ваше отношение к сквернословию, словам-паразитам. сленгам?

— Трудно отказаться от этой привычки? А вам?

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: Я-исключение, моя речь- это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России. (ребенок)

В-ль Друзья мои внушайте людям веру

И чаще говорите «Добрый день»!

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Давайте говорить на чистом, русском языке!

— А чтобы информация, которую вы сегодня узнали лучше вам запомнилась, и чтобы с ней могли ознакомиться не только вы, но и учащиеся других классов, давайте сделаем своеобразную газету-молнию (колючку), в которой четко и лаконично отразим основные тезисы нашего сегодняшнего мероприятия.

7

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/336622-vneklassnoe-meroprijatie-na-chistom-russkom-j

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Славянский христианский праздник филиппов день
  • Слова осени на вход на празднике
  • Слова дюймовочки сценарий
  • Славянский стол на праздник
  • Слова нового года на новогоднем празднике