Слово на праздник иверской иконы

26 октября 2018 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Успения Божией Матери Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы.

Слово в праздник Иверской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, будь то в связи с воспоминанием о событиях Ее земной жизни или в связи с почитанием тех или иных икон, за Литургией читается небольшой отрывок 2-й главы из Послания апостола Павла к Филиппийцам. Казалось бы, ничего в этом отрывке не говорится о Божией Матери, но это лишь с первого взгляда.

А слова апостола Павла таковы: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, ибо Он смирил себя даже до смерти, смерти же крестной» (см. Флп. 2:5,8). Церковь сочла уместным напоминать всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, именно эти слова апостола Павла, потому что в первую очередь они относятся к Деве Марии.

Когда мы взираем на образ Пречистой Богоматери с Младенцем в руках, мы не воспринимаем эти два изображения как нечто отделенное друг от друга, мы воспринимаем образ в его целостности, Мать и Сына — как одно. Почему так? А потому что в Ней были те же чувства, что и в Ее Божественном Сыне, и потому что Она первая была послушна Сыну Своему даже до смерти. Она воплотила великие слова апостола Павла в Своей жизни и явила всем нам пример.

Но совершенно неслучайно апостол Павел, говоря о чувствах Спасителя и о том, какие чувства мы должны иметь сами, подражая Ему, рассказывает о смирении Господа и Спасителя нашего. Господь смирил себя, быв послушным Богу Отцу даже до смерти. Действительно, Господь в Своей Богочеловеческой личности соединил две природы, Божественную и человеческую, и, наверное, по человеческой природе как не хотелось Ему умирать! Разве можно представить, что Христос с легкостью восходил на Голгофу? Ему было физически больно от ударов, Ему было душевно больно от поношения толпы — Тому, Кто не сделал за всю Свою жизнь ни одного плохого поступка, не сказал ни одного плохого слова. И вот Он, Бог и Человек, — порицаем, избиваем, распинаем… Какая же скорбь была в Его душе и в Его сердце! И эта скорбь, наверное, была бы невыносима, если бы не смирение Господа, через которое Он Свою человеческую природу и Свою человеческую волю полностью подчинил воле Божественной. А поелику у Царицы Небесной, по слову Церкви, были те же чувства, что и у Сына Ее, значит, и Она являет нам в первую очередь пример смирения даже до конца Ее жизни, даже до смерти.

Почему же так превознесено это человеческое качество? Почему о нем говорит апостол, свидетельствуя о жертвенном крестном подвиге Спасителя? Потому что смирение в правильном его понимании является сердцевиной христианской жизни.

У святых отцов очень много написано о том, что есть смирение. Можно об этом целую книгу написать, и, наверное, такие книги уже есть. Но мы не можем прочитать все книги, не можем собрать воедино все святоотеческие высказывания о смирении. И вот сегодня утром, размышляя о том, что мне надлежит сказать вам после Литургии, я открыл творения святого Ефрема Сирина, и, можно сказать, случайно взор упал на поразившие меня слова: «Смирение являет себя в неосуждении ближнего».

Все остальное можно забыть и вспоминать лишь тогда, когда мы с этой задачей справимся. Не может быть смирения, когда мы осуждаем другого, ведь в этом осуждении мы поставляем себя выше другого человека, мы на него смотрим сверху вниз. Почему мы так любим осуждать? Потому что через осуждение мы себя прославляем. Мы словно говорим тем, с кем мы осуждаем или ради кого мы осуждаем человека: «Я ведь не такой! Я не стал бы говорить о всех этих грехах, если бы сам был грешен! Я совершенно другой человек, я гораздо лучше того, кого осуждаю, потому и право имею того судить». О каком же смирении может тогда идти речь? И всякий раз, когда мы, собравшись в кругу родных, близких, друзей, начинаем осуждать другого человека, давайте вспоминать эти дивные слова преподобного Ефрема Сирина.

Царица Небесная Дева Мария, конечно, никого в жизни Своей не осуждала. Это было противно Ее природе, Ее Богом просвещенному сердцу, Ее разуму, Ее чувствам. Но и множество святых угодников сторонились осуждения, понимая, что осуждение — это гибель, в осуждении является наша гордыня, в осуждении мы полностью перечеркиваем всякое смирение.

Иногда людям, особенно во власти, нужно принимать решения в отношении того или иного человека, как в связи с продвижением по службе,так и в связи с необходимостью наложить наказание. Конечно, такие размышления всегда связаны с неким анализом личности, в том числес выяснением ее отрицательных черт. Так вот, очень важно, чтобы даже в этом случае подобный анализ никогда не сочетался с осуждением. Конечно, нужно знать, что человек собой представляет, нужно оценить его чувства, мысли, поступки, но это знание должно приводить не к осуждению, а лишь к разумным выводам относительно того, чьи поступки подлежат такому осмыслению.

Казалось бы, все это трудно, но на самом деле очень просто. Достаточно только помнить, что осуждением мы закрываем для себя милость Божию, мы ставим преграду между нами и Спасителем. Ведь Он учит нас не осуждать — через Своего апостола, через Свою жизнь, через жизнь Его Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И, наученные сегодня этой Божественной мудростью, попытаемся каждый в меру своих сил не разрушать нашу связь с Богом, не создавать средостение между нами и горним миром, преграду осуждения, которому всегда сопутствуют злословие, надменность, превозношение самих себя. И пусть смиренный облик Царицы Небесной, всякий раз, когда мы подходим к Ее образу, напоминает нам о том, что было сердцевиной Ее жизни и что Она хотела бы видеть в каждом из нас. Аминь.

26 октября 2018

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»,
глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.


Перевод:

От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»,
глас 1

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.


Перевод:

Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых (иконоборческая ересь) безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе (как) плечи (свои волны), слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»,
глас 8

А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.


Перевод:

Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»,
глас 4

Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.


Перевод:

Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих благодатью, Владычица».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

     


Иеромонах Ириней (Пиковский)

Святые образа

Слово в день празднования Иверской иконы Божией Матери

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы совершаем память Иверской иконы Божией Матери, вернее – память торжественного принесения со Святой Горы Афон в Москву в 1648 году копии иконы Иверской.

По преданию, в IX веке эта икона чудесным образом приплыла по морю к Святой Горе Афон. Монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пошел пешком по воде и принес икону в Иверский монастырь.

Бог многократно творил чудеса через святой образ Богоматери. И не только через оригинал иконы, но и через ее копии, одной из которых является список, перенесенный в Москву в 1648 году при царе Алексее Михайловиче.

Чудесное явление иконы Божией Матери в IX веке, в эпоху иконоборческих споров, словно подтвердило «свыше» то, что ранее VII Вселенский Собор сказал о почитании икон. После тщательного исследования библейских цитат и разных мнений об иконах 367 отцов Собора определили следующее: иконы Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и всех святых и преподобных мужей разрешалось полагать в церквах, в домах и на путях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках. При этом материал икон мог быть самым различным. Они могли быть написаны красками, сделаны из мозаики или из другого пригодного вещества.

«Ибо, чем чаще через изображение на иконах они [Иисус Христос, Богоматерь и святые] бывают видимы, – говорится в определении VII Вселенского Собора, – тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».

В данном определении красной нитью проходит мысль о том, что способ почитания икон, как и почитание святых угодников Божиих и их мощей, отличается от способа почитания единого Бога. Истинное по вере служение может относиться только к одному Богу. Но, поскольку Бог не погнушался человеческой природой, но воспринял ее Себе в лице Иисуса Христа, во Христе, по апостолу Павлу, «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9), следовательно, Христа можно изображать и с уважением относиться к Его образу.

Хотя вторая заповедь Моисея, как кажется на первый взгляд, содержит запрет создавать любые изображения, образы видимых и невидимых вещей, но из Библии видно, что это не так. Сам Бог повелел Моисею сделать ковчег с изображением херувимов (см.: Исх. 25: 17–22). На стенах Иерусалимского храма были не только изображения херувимов, но и пальмовых деревьев и цветов (см.: 3 Цар. 6: 29). И это не противоречило заповеди Божией «не сотвори себе кумира».

Древнейшие христианские иконы в виде настенных росписей на библейские сюжеты и изображения креста относятся к I веку по Рождестве Христовом. Они найдены при раскопках города Помпеи в Италии, засыпанном лавой и пеплом в 79 году. Это было еще время апостолов, так как за 15 лет до этого в 10 километрах от Помпей в городе Путеолы проповедовал апостол Павел (см.: Деян. 28: 13). В катакомбах Доypа-Евpопос в Междуречье до нас дошли христианские фрески с изображением Девы Марии, которые датируются от II века. В римских катакомбах и сейчас можно увидеть фрески II–IV веков с сюжетами на тему воскрешения Лазаря, символы якоря, рыбы, образ Христа как Доброго Пастыря или Агнца. Писатели III века Тертуллиан, Минуций Феликс и Ориген свидетельствовали, что христиане их времени почитали священное изображение креста. Святой Василий Великий просил художников изобразить подвиги святого мученика Варлаама в красках. О том, что к IV веку употребление в церквях икон было уже повсеместным, говорят следующие слова святителя Василия: «Приемлю и святых апостолов, пророков и мучеников и призываю их к ходатайству пред Богом, да через них, то есть по их предстательству, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертания их икон и поклоняюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах».

Поскольку изображения Христа и угодников Божиих в церквях присутствовали с глубокой древности, на тех или иных Соборах обсуждалось не столько принятие или непринятие самого церковного искусства, сколько характер образов и способ их почитания. Так, с V–VI (Трулльского) Собора в 692 году было запрещено использовать ветхозаветный символ Агнца для изображения Иисуса Христа, а рекомендовалось изображать Спасителя в Его человеческом облике. Цель такой рекомендации: дабы созерцая смирение Бога-Слова, мы приводились к воспоминанию Его жизни во плоти, Его страданий и спасительной смерти и таким образом совершившегося искупления мира (см.: 82-е правило Трулльского Собора).

Таким образом, VII Вселенский Собор, память которого мы совершаем ныне, не ввел чего-то нового в иконопочитание, но осмыслил то, что обсуждалось раньше, и уточнил формулировки.

Из слов, сказанных на Соборе в защиту икон, обращает на себя внимание речь Иоанна Фессалоникийского: «Мы делаем иконы тех, кои были людьми и слугами Божиими и носили плоть. В телесном виде мы изображаем не бестелесные какие-либо существа. Если же мы делаем иконы Бога, то есть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми».

После приведения библейских данных о херувимах в скинии и Иерусалимском храме Вселенский Собор доказывал цитатами из отцов психологическую естественность и ценность икон в религии и тем самым освятил труд самих живописцев: «искусство живописца есть занятие священное…», «святые отцы представляют живописца человеком, творящим благочестивое дело».

Таким образом, как пишет церковный историк А.В. Карташев, VII Вселенский Собор защищает вместе с искусством и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его». Богословие VII Собора было своего рода глубоким и непререкаемым благословением науки и культуры.

Греческое слово «икона» означает «образ». Человек живет в мире образов. Вся окружающая действительность, которую мы наблюдаем, отпечатывается в нашем сознании как набор образов. Когда некоторая реальность отражается в другом материале – создается ее образ. Картина, нарисованная по замыслу художника, – это ее образ. Память о другом человеке или прокручивание в уме каких-то событий – это воспоминание их образов. Слово, которым обозначается предмет, – это тоже образ. Мы понимаем предметы и события ровно настолько, насколько мы вмещаем в себя понятия о них и их образы. Поэтому и само Евангелие – это образ Христа и Его учеников, описанный в слове.

Следовательно, и вся культура – от музыки до скульптуры, от литературы до живописи – есть разные способы передачи образов. Тем самым и культурное развитие человека есть научение жить в мире правильных, высоких и гармоничных образов. Отдавая честь образу, мы восходим к первообразу. Отдавая честь художнику, мы почитаем Того, Кто вдохновил художника на творение произведения искусства.

Однако при этом необходимо подчеркнуть воспитательное значение культуры. Не всякое художество освятили святые отцы. Они восставали не только против идолов, но и против фетишизма и кощунственного использования образов. Священным становится творение художника, когда он данные ему от Бога таланты направляет на прославление Его имени, а не своего.

Одной из проблем нашего времени является всеядность людей. Гипермаркет стал не только способом удовлетворения потребительских интересов в отношении еды, но и в отношении всех сторон жизни человека: мебели, картин, музыки, театра и кино. Особенно всеядными стали наши сограждане в отношении кинофильмов. Большинство наших прихожан, конечно, не скажет, что он или она поклоняются и служат кино как Богу. Но давайте посмотрим, сколько времени стал тратить современный человек на просмотр пустых новостей, пустых сериалов или пустых развлекательных фильмов. Нам трудно сосредоточиться на десять минут на вечернюю молитву, но мы готовы, усевшись в кресле, часами, ночами, сутками смотреть пустое кино. Пустые, а порой и пошлые образы быстро запечатлеваются в нашей памяти. Они стоят перед глазами днем и ночью, они приходят на ум даже во время молитвы.

Бог запрещал Моисею делать изображения мужчин и женщин, птиц и животных по очень важной причине: «дабы вы не развратились» (Втор. 4: 16). Следовательно, не само по себе искусство, воплощение образов в материале греховно, но греховны те кумиры и образы, которые ведут человека к разврату.

Помня это, дорогие братья и сестры, давайте будем чтить святые образы Иисуса Христа, Божией Матери и святых, отдавая честь первообразам, тем личностям, которые на иконах изображены. Давайте будем подражать жизни святых и избегать любых видов зрелищ, которые ведут человека к разврату.

Аминь.

26 октября 2014 г.


(269)

Иверская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в нашей Церкви. Нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы этого образа. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, а также старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине.

Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать и умножаются чудеса. Господь испытывает нас необязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах.

Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.

Но свет этих праздников — лишь раскрытие одной тайны, которая как бы разделяется на три луча: дар Бога, ответ Пресвятой Девы Богу и Ее предстательство за мир. Чем более душа приближается к Богу, тем больше Он ее влечет. Эта тайна делает из Божией Матери в определенном смысле вершину человечества. Подлинная вершина и единственная глава — Христос, Которого Ей предназначено принять. Она — принятие, плодоношение и живое сияние Божественной благодати, обращенной ко всем нам. Как принимаем мы свет Христов, каков наш ответ Богу, как молимся мы Божией Матери, каково наше участие в судьбах других людей, хотя бы одного человека?

Слово Божие показывает, как мы должны ответить на дар Божественной любви. В Евангелии о Марфе и Марии, которое читается почти во все Богородичные праздники, нам показано, какой разной может быть наша любовь. Когда Господь приходит в дом Марфы, она с радостью принимает Его. В мире, где отвергается Христос, где многие, кажется, уже на порог Его не пускают, она места себе не находит от радости, оттого что Господь в ее доме. Она не знает, как угодить Господу, какое угощение Ему предложить. И она хлопочет об этом. А сестра ее, Мария, сев у ног Господа, слушает каждое слово Его.

Внезапно мы слышим упрек Марфы: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Что случилось, откуда у нее такая неразумная ревность? Когда человек слишком глубоко погружается во внешнее служение, в земные заботы, которые могут быть даже благочестивыми, он может потерять самое главное — то, ради чего он совершает свои труды.

Упрек Марфы довольно строгий. Мы можем часто наблюдать такое в православной семье, в Церкви, в любом приходе. Атмосфера любви и радости вдруг омрачается, оттого что кому-то кажется, что другие не так стараются для Господа, как он. Стоит ли удивляться, что порой не только враги Христовы восстают на благочестивых людей, но и друзья их — те, кто в Церкви.

Господь отвечает словами, которые обращены к глубине души Марфы. Дважды Он повторяет ее имя: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом». Дважды повторяет, потому что когда человек целиком погружен в земные заботы, трудно вырвать его из этого состояния, трудно достучаться до него. Этот укор Господа исполнен любви. Он хвалит Марфу за щедрость ее души, за то, что она так Его встречает. И в тоже время говорит, что она слишком о многом печется. А нужно всего лишь одно. Ее труды, ее забота — это нужно, но нужно в свое время и на своем месте. Есть другое, что бесконечно нужнее, чем то, что она делает.

Марфа думает: Христос скажет Марии, чтобы она делала то, что делает ее сестра. А Христос говорит Марфе: то, что делает Мария, — лучше. Придет время, когда Марфа пожалеет о том, что в этот час она не сидела у ног Христа и не слушала каждое Его слово. «Мария благую часть избрала, которая не отнимется от нее», — говорит Христос. Она избрала эту благую часть — быть со Христом, не отступать от Него ни на миг и так служить Ему, чтобы каждое слово, которое Он говорит, слагать в сердце своем.

Не в этом ли заключается совершенство человека? Человек — словесное существо. Его подлинность можно измерить тем, какие слова для него дороже всего. Где тот человек, который бы каждое слово Христово не просто слушал, а слагал в сердце своем? Это только о Божией Матери так сказано в Писании.

Как говорит апостол Иаков, совершенный человек не согрешает в слове. По словами мы осудимся, и по словам оправдаемся. И за всякое слово праздное даст ответ человек в день суда. Речь идет, прежде всего, не о пустых, наводняющих мир словах, которые делают людей пустыми — бессловесными. А о словах истинной жизни, которые не должны стать праздными. Слово Христово есть жизнь вечная. Так Мария (и другая Мария, Пречистая Божия Матерь) приобщается Божественной красоте, радости, совершенству. Благую часть она избрала — быть со Христом. И эта благая часть, любовь ко Христу, не отнимется от нее.

Что разлучит нас от любви Божией? Ни бесы, ни люди не смогут этого сделать. Бог хочет всегда дать нам эту благую часть. Ради этого Он пришел в мир и ради этого принял поругание и смерть. Чтобы мы от наших внешних трудов, которые Он благословляет и принимает, восходили в нашей любви — ко Христу, к жизни вечной, предстательством Пречистой.

Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!


~ Протоиерей Александр Шаргунов

источник: ruskline.ru

Православные праздники были еще издавна почитаемы и долгожданны. Одним из любимых и больших церковных праздников является Иверская икона Божией Матери, которые православные христиане очень ждут.
Днями почитания иконы являются: 26 октября, 25 февраля, 6 мая

Празднество почитания Иверской иконы Божией Матери пришло к нам с Афона. Именно там находится оригинал этой иконы. 25 февраля стал днем этой иконы еще примерно с IX–XI веков. По сказанию как раз в этот день монахи Иверского монастыря обрели эту чудотворную икону. Она приплыла к полуострову, и явилась священнослужителям, в огненном столпе простиравшимся до самого неба. Достал ее из воды Святой Гавриил. Старец прошел по водной глади, как обычные люди ходят по суше, и принес ее на Афонскую землю. Икона находится на вратах, поэтому её еще называют Привратницей. На сегодня существует несколько списков с иконы, один из них находится в часовне около Воскресенских врат в Кремле.

Празднуют этот праздник с древних времен. Находясь в храме, люди молятся в этот день, просят заступничества и здравия для близких людей у Божией Матери, читают молитвы, слушают песнопение, ставят свечи. Праздник этот выпадает на 25 февраля именно потому, что в этот день икона впервые появилась пред Иверским монастырем. Также празднуют и 26 февраля – день поступления копии иконы Божией Матери Иверской в Москву.

Эту икону очень почитали на Руси. Иверской иконе Божьей матери молились об избавлении от разных бытовых неурядиц, об утешении в горе. Также в молитвах просили защиты от пожара и об умножении плодородия земли. На Иверскую русские люди обычно устраивали банное обиходье. Жарко топили баню, ставили на полки настои из целебных трав и приводили в парилку больных падучей — эпилепсией. Говорили, что лечебный травяной дух может изгнать болезнь.

Не будем пренебрегать традициями почитания праздников и в такой благодатный День обязательно поздравим всех и пожелаем мира, здоровья, кротости, любви к ближнему, умиротворения души.

Дорогие Друзья! Поздравляем Вас с прекрасным Днём Иверской Иконы Божией Матери! Пускай Божия Матерь хранит и оберегает Вас от бед и невзгод.

Икона Божией Матери Иверская

  • I
    Прекрасный Праздник в честь Иверской Иконы Пресвятой Богородицы

  • II
    Трогательные поздравления с Днем Иверской Иконы Божией Матери

  • III
    Душевные поздравления с Днём Иверской Иконы Божией Матери

  • IV
    Красивые стихи к празднику Иверской Иконы Пресвятой Богородицы

  • V
    Красивые картинки и открытки с Днём Иверской Иконы Божией Матери

Прекрасный Праздник в честь Иверской Иконы Пресвятой Богородицы

Зажигайте в храме свечи и молитесь за людей
В этот благодатный вечер и на следующий день.
Попросите в Бога счастья для людей, не для себя,
Сбережет пусть от ненастья Божья мать Иверская.
Вы молитесь всей душою и всем сердцем за других,
Станьте пред святой иконой, вспомните себя и их.
Иверская пусть хранит вас, счастья в семьи принесет,
Пусть Господь благословит вас, от плохого вас спасет.

Иверская богоматерь пусть хранит вас от невзгод,
Помолитесь вы на счастье, не ведя молитвам счет.
Благоденствия просите вы на много лет вперед,
Ведь молитва — это сила, это знает наш народ.
Благодатью наполняйте в храме вы свои сердца,
Счастья и любви желайте, мудрого, порой, словца.
Не кичитесь, не бранитесь, почитайте вы святых,
Утро каждое молитесь, обращаясь к слуху их.

Настал праздник православный, праздник Иверской святой,
И в народе его славят, пусть молитвою простой
Но молитва та сильнее всех поклонов и в сердцах
Часто она душу греет и глупца, и мудреца.
Иверская Божья матерь очень сильная икона,
Она сердце вам излечит, и вы будете спокойны.
Зажигайте свечи, люди, освещая души,
Пусть тепло их будет вечным внутри и снаружи.

Песнопение во храмах в это утро слышно всем,
Человеческие души предстают во всей красе
Пред иконою великой, перед Иверской святой,
Успокаивает ликом Богоматерь нас с тобой.
Мы тихонечко с тобою в храме свечечку зажжем,
Мы помолимся иконам и тихонечко пойдем.
Нет прекраснее молитвы, что исходит от души,
Мы помолимся и вытрем капли изо лба в тиши.

В это утро во всех храмах много люду собралось
И все молятся о главном, и все просят, чтоб пришлось
Человечеству жить в мире, чтоб не знали мы войны
Чтоб друг друга все любили, чтоб друг друга берегли.
Нам молитовка поможет, верный путь укажет нам,
И, наверное, быть может, скоро посетим вновь храм.
Вновь помолимся тихонько за родных и за себя,
Пусть благословит сегодня матушка Иверская.

С праздником вас поздравляю и сказать сейчас хочу,
Вы молитву прочитайте, попросив другим удачи.
Ведь молитва сильна очень, и сегодня праздник ведь
Иверская Богоматерь будет вас всегда беречь.
Приложитесь вы к иконе и зажгите свечи
Благоденствие в ваш дом придет в этот вечер.
Не желайте вы другим ничего плохого,
Счастья лучше попросите для всего живого!

В конце февраля однажды появилась,
Икона Богородицы, как чудо, перед монастырем,
И пусть случилось это много веков назад,
По сей день мы дату эту в сердце бережем!
Сегодня вы перед Иверской иконой молитесь,
И отпустить вам Бог все ваши грехи,
Откройте сердце и чуду искренне дивитесь,
Тогда и сбудутся все главные ваши мечты!

Богородица иконописца однажды благословила,
И тот отобразил ее лик святой нам на века,
Икона та, несет огромную Божью силу,
И способна творить настоящие чудеса!
Сегодня приклони колени перед Божьей матерью,
И проси у нее исцеления тела и очищение души!
Пусть поможет он человеку верующему щедро,
И исполнит добродетельные, светлые мечты!

День Иверской иконы Божией Матери

Иверской Матери Божьей сила велика,
От сильнейших недугов порой исцеляет она,
Сегодня ты свечку ей поставь всенепременно,
Чтоб было здоровье твое крепким, отменным!
Я с праздничком поздравлю вас от души,
Пусть будут деяния ваши праведны и велики,
И пусть не встретится вам серьезных преград,
Пусть каждый из вас своей жизни будет рад!

С иконой этой пришла к нам благодать,
И мне так хочется в праздник этот тебе желать:
Сердечного счастья, со всех сторон добра,
Чтоб в Бога вера всегда в твоем сердечке жила.
Пусть принесет тебе молитва вдохновения,
Выдержки, удачи и прекрасного настроения,
Вы от всей души у Матери Божьей просить старайтесь,
И ее великой силой всецело исцеляйтесь.

Праздник Иконы Божьей Великой Матери,
Принимай от меня сердечные поздравления,
Пожелаю я тебе благостей и великого счастья,
И чтоб всегда приподнятым было настроение.
Пусть Бог тебе всегда в жизни помогает,
А молитва сердечная от грехов сберегает,
Пусть полон будет дом твой нежности и любви,
Пусть будет красивой дорога твоей судьбы!

В Иверском Храме веру икона оберегает,
Людей с нечистым сердцем в стены не пускает,
А тех, кто искренен, наполняет своим откровеньем,
И наделяет души их и тела исцелением!
Я шлю тебе приветы в праздник и поздравления,
Я хочу, чтоб пришло к тебе благословение,
Желаю тебе красивой, чистой и яркой жизни,
И пусть все хорошее сегодня помножится трижды!

День Иверской иконы Божией Матери

Трогательные поздравления с Днем Иверской Иконы Божией Матери

Много тысяч лет тому назад,
Иверская Икона миру явилась,
Она преследовалась много раз,
Но по сей день силу чудотворную сохранила.
Сегодня светлый праздник, поздравляем,
Здоровья всем и счастья желаем,
Пусть Матерь Божия Вам даст благословенья,
Пусть дарит жизнь вам только вдохновенье.

Иверская Икона – сила чудотворная,
От бед и зла спасает она,
Лечит все неизлечимые хвори,
Оберегом жизни считается она.
В день праздника большого, примите поздравления,
Молитесь и получите благословенье,
Пускай везёт вам во всём всегда,
Всех благ вам, радости, душевного тепла.

Чудотворною считают Иверскую Икону,
От болезней и бед исцеляет она,
Там, где икона долго сберегалась,
Из родника бьёт чистая и сладкая вода.
Сегодня праздник светлый и красивый,
Молитвами мы предаемся пред Иконою сполна,
Пусть будут благословенны здоровья ваши, силы,
Пусть жизнь течёт, как полная река.

Сегодня праздник Иверской Иконы,
Она хранит весь мир от бед и зла,
В молитвах православные получают исцеление,
Духовное и телесное сполна.
В светлый праздник, поздравления примите,
С чистой совестью в душе живите,
Желаем вам удачи, счастья,
Пускай минуют вас ненастья.

Иверскую Икону нарекли Портаитиссой,
При входе в храм молились ей всегда,
Чудотворная Матерь Божия с младенцем,
Здоровьем наделяет каждого сполна.
Молитесь пред Иконою усердно,
Просите духовного и телесного исцеленья,
Пусть вера и надежда вас не покидает,
Пускай Господь от бед оберегает.

День сегодня, просто чудо,
И погода так хороша,
Пред Иконою Иверскую молится, будем,
Пусть очистится душа от греха.
Сегодня праздник Иконы чудотворной,
Мы поздравляем всех от души,
Пускай мечты ваши сбываются,
Пусть будут помыслы всегда чисты.

В день праздника Иверской Иконы,
Всем желаем радости, здоровья и добра,
Пусть помогает вам вера в Бога,
Пусть будет жизнь удачею полна.
Пускай молитва от беды вас бережёт,
Пускай тревоги мимо пролетают,
Пусть утешение, спокойствие в дом придёт,
Пусть новости всегда приятно удивляют.

День Иверской иконы Божией Матери

Душевные поздравления с Днём Иверской Иконы Божией Матери

25 февраля Икона появилась,
Перед Иверским монастырём,
Это было много тысяч лет тому назад,
Но до сих пор мы в памяти мы эту дату бережём.
Перед иконой смиренно помолитесь,
Прощения попросите за все грехи,
Выйдя из храма, приятно удивитесь,
Потому, что непременно сбудутся ваши мечты.

Святая икона поднималась по огненному столбу,
Чтоб охранять всех верующих на берегу,
Иверский монастырь защищён от бед и зла,
Ведь сила Иконы Божией Матери велика.
Всем православных сегодня поздравляем,
Молиться искренне, всех призываем,
Чтоб вера в Господа от чистого сердца исходила,
Чтобы на всё терпения вам и сил хватило.

Дева Мария иконописца Луку благословила,
Чтобы святой лик от изобразил на века,
И до сих пор Икона Божией Матери имеет огромную силу,
И может творить чудеса.
Преклонимся перед Иверской Иконой Божией матери,
Просим исцеления для тела и души,
Пускай она поможет верующему каждому,
Пусть будут светлыми помыслы и мечты.

Сила Иверской Иконы Божией Матери велика,
От бед и недугов исцеляет она,
Свечу в этот день перед иконой поставим непременно,
Чтобы вы судьбе всё было отменно.
Поздравляем с праздником вас от души,
Пускай возможности ваши будут велики,
Пусть на дороге жизни не будет никаких преград,
С вами встречи пусть каждый будет рад.

Икону сопровождает Божия благодать,
В этот день всем вам хочется пожелать,
Огромного счастья, удачи, добра,
Чтоб вера в Господа всегда в сердце жила.
Терпения вам, выдержки и вдохновения,
И всегда отличного настроения,
Молитвами от недугов исцеляйтесь,
Жить честно всегда старайтесь.

Сегодня день Иверской Иконы Божией Матери,
Примите искренние поздравления,
Желаем вам благополучия и счастья,
И всегда отличного настроения.
Вера в Господа пускай вам жить помогает,
Молитва пусть от бед оберегает,
Живите в радости и любви,
Удивительной вам, красивой судьбы.

Вход в Иверский храм Икона оберегает,
Людей с нераскаянными грехами не подпускает,
Православным с чистою душой и откровениями,
Грехи отпускает и дарит исцеление.
Сегодня праздник, примите поздравления,
Пусть снизойдёт с небес благословение,
Удачи вам, красивой жизни,
Пускай здоровье умножится трижды.

Торжественно в храме звонят колокола,
День Иверской Иконы Божией Матери отмечаем,
Желаем исцеления, радости, тепла,
Пускай приятные сюрпризы вас ожидают.
Молитва пусть в жизни вам помогает,
Икона пусть от недугов исцеляет,
Верьте в заветную мечту,
Господь пускай хранит вашу судьбу.

День Иверской иконы Божией Матери

Красивые стихи к празднику Иверской Иконы Пресвятой Богородицы

Романс Иверской иконе Богородицы

..смотреть и все не насмотреться
в твои Прекрасные Глаза,
где столько Грусти и Блаженства,
где столько Света и Добра…

искать и все не наискаться
Твоей Духовной Красоты…
и только Ангелы слетятся
на нежный взмах Твоей руки…

дышать и все не надышаться
прозрачной свежестью молитв,
что пред Иконою родятся
созвездьем светлых слез моих…

..смотреть и все не насмотреться
в твои Прекрасные Глаза,
где столько Грусти и Блаженства,
где столько Света и Добра…

Иверская икона! не уходи…

Портаитисса, Привратница,
Радость Афонской горы!
сиянием солнечным празднична
икона вселенской судьбы…

еще не ушла Богородица
из храма священной земли,
где тайна хранится пророчества
последним Посланьем Любви…

пребудь нам Покровом и Радостью,
Огненным Светом в ночи…
Портаитисса, Привратница!
пожалуйста, не уходи…

…На праздник Иверской иконы
сияньем солнечного дня,
светло напомнив сердцу горы,
звучит небесная река –

прозрачным ветром дивных песен
и строчкой древнего псалма
простор Иверии чудесен,
благословен на все века!

и вновь дыханье жизни новой
с надеждой чувствует душа,
молясь пред Иверской иконой,
что дарит нам Любовь всегда!

«Иверская Привратница Небесная»

…в иконе Иверской ЛЮБВИ хранится тайна
Пасхальной красотой святой души…
в иконе Иверской бесценное посланье
для всех народов и людей Земли…

в иконе Иверской Святая Приснодева
таинственно присутствует Живой…
в иконе Иверской Иверии напевы
звучат грузинской горною рекой…

Красивые картинки и открытки с Днём  Иверской Иконы Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

Иверская Икона Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

Иверская Икона Божией Матери

День Иверской иконы Божией Матери

Иверская Икона Божией Матери

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смешарики праздники со смешариками титры
  • Смешной сценарий сказки курочка ряба
  • Служба спасения праздника
  • Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях
  • Смешарики праздники со смешариками 2006