Смысл двунадесятых праздников

12 великих православных праздников

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

двунадесятые праздники икона
Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы
Икона Рождества Пресвятой Богородицы

2. Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.

Икона Воздвижения Креста Господня
Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова
Икона Рождества Христова

5. Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Икона Крещения Господня
Икона Крещения Господня

6. Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.

Икона Сретения Господня
Икона Сретения Господня

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

8. Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

Икона Входа Господня в Иерусалим
Икона Входа Господня в Иерусалим

9. Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.

Икона Вознесения Господня
Икона Вознесения Господня

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева
Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

11. Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.

Икона Преображения Господня
Икона Преображения Господня

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Икона Успения Пресвятой Богородицы
Икона Успения Пресвятой Богородицы

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Двунадесятые праздники

  • Про­по­веди на дву­на­де­ся­тые празд­ники митр. Нико­лай (Яру­ше­вич)
  • Кален­дарь. Цер­ков­ные празд­ники
  • Дву­на­де­ся­тые празд­ники Пра­во­слав­ной Церкви В. Чернов
  • Дву­на­де­ся­тые празд­ники (исто­рико-литург. опи­са­ние) Г.С. Бит­бу­нов
  • Дву­на­де­ся­тые празд­ники в литур­ги­че­ском осве­ще­нии Еп. Вени­а­мин (Милов)
  • Пес­но­пе­ния на дву­на­де­ся­тые празд­ники
  • Тро­пари и кондаки дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков
  • Дву­на­де­ся­тые празд­ники и поми­но­ве­ние усоп­ших свт. Афа­на­сий (Саха­ров)
  • Раз­мыш­ле­ния о Дву­на­де­ся­тых празд­ни­ках митр. Вени­а­мин (Фед­чен­ков)
  • Празд­нич­ные про­по­веди свящ. Даниил Сысоев
  • Дву­на­де­ся­тые празд­ники и Святая Пасха прот. Павел Мат­ве­ев­ский
  • Прак­ти­че­ское руко­вод­ство при совер­ше­нии бого­слу­же­ний в дву­на­де­ся­тые празд­ники, дни Пост­ной и Цвет­ной Триоди схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Празд­ники
  • Дву­на­де­ся­тые празд­ники и Пасха в годо­вом круге
  • Празд­нич­ные кросс­ворды
  • Празд­ники цер­ков­ные. Тесты

Двунадеся́тые пра́здники – 12-ть важ­ней­ших (после Пасхи) годо­вых цер­ков­ных празд­ни­ков, свя­зан­ных с Еван­гель­ской исто­рией и исто­рией Церкви.

dvunadesjatye prazdniki - Двунадесятые праздники

Почему дву­на­де­ся­тые празд­ники полу­чили такое назва­ние?

Впер­вые поня­тие дву­на­де­ся­тые празд­ники в совре­мен­ном смысле появи­лось в 19 веке в рус­ской Литур­гике в книге прот. Г. Деболь­ского.

В Типи­коне исполь­зу­ется термин вели­кие празд­ники.

Опре­де­ле­ние «дву­на­де­ся­тые» про­ис­хо­дит от цер­ков­но­сла­вян­ского коли­че­ствен­ного чис­ли­тель­ного «два­на­де­сять» – «две­на­дцать». Отсюда: два­на­де­ся­тый, дву­на­де­ся­тый.

Как клас­си­фи­ци­ру­ются дву­на­де­ся­тые празд­ники?

А) По содер­жа­нию дву­на­де­ся­тые празд­ники раз­де­ля­ются на Гос­под­ские и Бого­ро­дич­ные.

Гос­под­ские празд­ники уста­нов­лены Цер­ко­вью во славу Гос­пода Иисуса Христа и отра­жают важ­ней­шие собы­тия из Его земной жизни. К ним отно­сятся:

  1. Рож­де­ство Хри­стово (25 декабря / 7 января),
  2. Кре­ще­ние Гос­подне (6 января / 19 янв.),
  3. Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (6 авгу­ста / 19 авг.),
  4. Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня (14 сен­тября / 27 сент.),
  5. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (дата празд­но­ва­ния зави­сит от даты Пасхи),
  6. Воз­не­се­ние Гос­подне (дата празд­но­ва­ния зави­сит от даты Пасхи),
  7. Пяти­де­сят­ница (День Святой Троицы) (дата празд­но­ва­ния зави­сит от даты Пасхи). 

В свою оче­редь Бого­ро­дич­ные празд­ники посвя­щены про­слав­ле­нию Божьей Матери и отра­жают собы­тия из земной жизни Пре­свя­той Девы Марии:

  1. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы (8 / 21 сен­тября),
  2. Вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (21 ноября / 4 декабря),
  3. Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (25 мар. / 7 апр.),
  4. Сре­те­ние Гос­подне (2 / 15 фев.),
  5. Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 / 28 авг.).

Заме­тим, что празд­ник Сре­те­ния Гос­подня и празд­ник Бла­го­ве­ще­ния нередко интер­пре­ти­ру­ются как Гос­под­ско-Бого­ро­дич­ные.

Б) По поло­же­нию в системе празд­ни­ков цер­ков­ного года дву­на­де­ся­тые празд­ники раз­де­ля­ются на «непо­движ­ные» (непе­ре­хо­дя­щие), то есть име­ю­щие фик­си­ро­ван­ную дату, и на «подвиж­ные» (пере­хо­дя­щие), то есть при­вя­зан­ные к пас­халь­ному циклу.

Какие дву­на­де­ся­тые празд­ники входят в число непо­движ­ных (непе­ре­хо­дя­щих)?

  1. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы (8 / 21 сент.),
  2. Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня (14 / 27 сент.),
  3. Вве­де­ние во Храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы (21 ноябр. / 4 дек.),
  4. Рож­де­ство Хри­стово (25 декабря / 7 января),
  5. Бого­яв­ле­ние, или Кре­ще­ние Гос­подне (6 / 19 янв.),
  6. Сре­те­ние Гос­подне (2 / 15 фев.),
  7. Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (25 мар. / 7 апр.),
  8. Пре­об­ра­же­ние Гос­подне (6 / 19 авг.) и
  9. Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 / 28 авг.).

Какие дву­на­де­ся­тые празд­ники входят в число подвиж­ных (пере­хо­дя­щих)?

«Подвиж­ными» име­ну­ются 3 празд­ника:

  1. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим (в воскр., пред­ше­ству­ю­щее Пасхе),
  2. Воз­не­се­ние Гос­подне (40‑й день от Пасхи, всегда в чт.) и
  3. День Святой Троицы (50‑й день от Пасхи, всегда в воскр.).

Когда в Церкви сфор­ми­ро­ва­лась система дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

С древ­них времен святые отцы осо­бенно выде­ляли неко­то­рые празд­ники, посвя­щен­ные важ­ней­шим собы­тиям земной жизни Иисуса Христа. До X в. таких празд­ни­ков было меньше 12. В более позд­ние вре­мена назы­ва­лось 12 и более празд­ни­ков (в част­но­сти, празд­ник Тайной вечери, празд­ник Новой недели – Уве­ре­ния Фомы), причем их состав менялся. Окон­ча­тельно система дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков сфор­ми­ро­ва­лась в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви к XVI–XVII векам.

Какова бого­слу­жеб­ная осо­бен­ность дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

Бого­слу­же­ние, свя­зан­ное с дву­на­де­ся­тыми празд­ни­ками, отли­ча­ется особой тор­же­ствен­но­стью.

В каких бого­слу­жеб­ных книгах нахо­дятся после­до­ва­ния дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

Гим­но­гра­фи­че­ские после­до­ва­ния непе­ре­хо­дя­щих дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков содер­жатся в Минее, пере­хо­дя­щих – в Три­о­дях Пост­ной и Цвет­ной, а также в отдель­ных изда­ниях.

Каковы бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков?

Бого­слу­же­ние, свя­зан­ное с дву­на­де­ся­тыми празд­ни­ками, отли­ча­ется особой тор­же­ствен­но­стью. Во-первых, необ­хо­димо выде­лить осо­бен­но­сти, кото­рые харак­терны для всех дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков (и Гос­под­ских, и Бого­ро­дич­ных):

  • Всегда совер­ша­ется все­нощ­ное бдение. Чтобы понять смысл этого пра­вила, нужно учесть, что насто­я­щее бдение – тор­же­ствен­ная служба, кото­рая длится всю ночь (наше «бдение» в срав­не­нии с такой служ­бой – не более чем схема, своего рода «лайт-версия»). Устав доста­точно часто по вос­крес­ным дням раз­ре­шает насто­я­телю ради немощи братии слу­жить вечерню и утреню раз­дельно; однако в дни дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков такое послаб­ле­ние не поз­во­ля­ется.
  • На 9‑й песни канона отме­ня­ется Песнь Бого­ро­дицы («Чест­ней­шую…»), доста­точно часто поются мегал­ли­на­рии (при­певы) празд­ника);
  • На литур­гии пола­га­ется задо­стой­ник;
  • Есть пред­праздн­ство (Рож­де­ство Хри­стово – 5 дней, Бого­яв­ле­ние – 4 дня, осталь­ные празд­ники – 1 день) и попраздн­ство (от 4 до 8 дней).

Кроме того, есть осо­бен­но­сти, харак­тер­ные только для Гос­под­ских празд­ни­ков:

  • При сов­па­де­нии с вос­крес­ным днем отме­ня­ется служба Окто­иха (то есть не совер­ша­ется вос­крес­ное бого­слу­же­ние);
  • На вели­кой вечерне со втор­ника по суб­боту отме­ня­ется «Блажен муж…»;
  • На литур­гии поются празд­нич­ные анти­фоны;
  • По малом входе на литур­гии диакон гово­рит особый вход­ный стих (напри­мер, на Рож­де­ство Хри­стово «Из чрева прежде ден­ницы родих Тя, клятся Гос­подь и не рас­ка­ется: Ты иерей во век по чину Мел­хи­се­де­кову»)
  • Отпуст начи­на­ется особой ввод­ной фразой (напри­мер, «Иже в вер­тепе роди­выйся и в яслех воз­ле­гий….»);
  • В день празд­ника вече­ром на вечерне поется вели­кий про­ки­мен («Кто Бог велий…» или «Бог наш на небеси и на земли…»).

Двунадесятые праздники — это двенадцать православных праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число великих праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств» — Пасхе.

Икона Двунадесятые праздники

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, а по времени празднования — на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих — три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие, то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября. Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы4 декабря. В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово, самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января. Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление, отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне. Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля. Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение.

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье. В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Двунадесятые праздники по хронологии церковного года

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября (8 сентября по старому стилю);
  2. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября (14 сентября по старому стилю);
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря (21 ноября по старому стилю);
  4. Рождество Христово — 7 января (25 декабря по старому стилю);
  5. Крещение Господне — 19 января (6 января по старому стилю);
  6. Сретение Господне — 15 февраля (2 февраля по старому стилю);
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля (25 марта по старому стилю);
  8. Вербное воскресенье — ближайшее воскресенье перед Пасхой, переходящий праздник;
  9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг, переходящий праздник;
  10. Праздник Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье, переходящий праздник;
  11. Преображение Господне — 19 августа (6 августа по старому стилю);
  12. Успение Богородицы — 28 августа (15 августа по старому стилю).

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет? 

Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам.

Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.

Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла. Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:

  1. Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января;
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  9. Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
  10. День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
  11. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  12. Успение Богородицы — 15 (28) августа.

Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.

Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.

1

Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Для нас эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.

Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости — софии — я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru 

Фото в анонсе: Ginnyt, photosight.ru

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

  • Особенности двунадесятых праздников
    • Господские празднования
    • Богородичные празднования
    • Переходящие праздники
    • Непереходящие праздники
  • В чем смысл каждого двунадесятого праздника
    • Рождество Пречистой Божьей Матери
    • Воздвижение Животворящего Креста Господня
    • Введение в Храм Пречистой Богородицы
    • Рождество Христово
    • Богоявление или Крещение Господне
    • Сретение
    • Благовещение
    • Преображение Господне
    • Успение Божьей Матери
    • Вербное воскресение
    • Вознесение Господне
    • Троица или Пятидесятница

Каждый день в году является уникальным и содержит в прошлом события, которые отмечаются церковью в память о тех или иных святых и великомучеников. Однако двенадцать праздников Православная Церковь выделила особым списком, дав им общее название «Двунадесятые».

Особенности двунадесятых праздников

В переводе со старославянского «двунадесять» означает двенадцать. «Двунадесятые праздники» — дни празднования тех или иных событий из жизни и смерти Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. В отличие от обычных дней почитания святых или церковных событий, двунадесятый праздник отмечается три дня и включает:

  • Предпразднество. Накануне празднования христиане вспоминают о событиях, которые легли в основу торжества, настраиваясь на особое духовное состояние.
  • Попразненство. После основного празднования следует его продолжение, оно выражается в попразднестве
  • Отдание. Прощаясь с двунадесятым праздником, в церкви отмечают отдание.

Икона Двунадесятые праздники

Православные празднования, входящие в состав двенадцати главных, делятся на переходящие и непереходящие. В перечне событий, касающихся жизни и смерти Спасителя и Божьей Матери есть еще одно разделение на Господские и Богородичные.

Читайте о праздниках:

  • Чем православные праздники отличаются от светских
  • Что можно и что нельзя делать на праздник Пасхи
  • Православные молитвы на празднование дня рождения

Важно! Следует заметить, что Пасха не входит в список двенадцати главных православных празднований, ибо Воскресение Господне является самым важным и главным событием в человеческом существовании.

Значение Пасхи трудно переоценить, в ней весь смысл христианства, поэтому на иконах в честь 12-ти великих православных праздников Пасха изображается в центре.

Господские празднования

Каждый христианин может назвать Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса и явлениями, произошедшими после Его смерти.

  • Рождество;
  • Сретение Господне;
  • Крещение;
  • Преображение;
  • Вход в Иерусалим;
  • Вознесение;
  • Пятидесятница;
  • Воздвижение Животворящего Креста.

Богородичные празднования

В Богородичные празднования православный мир воздает хвалу и почитание Той, Которая дала жизнь Иисуса и стала Матерью всех христиан, принявших Ее Сына своим Спасителем:

  • Рождество;
  • Благовещение;
  • Введение в храм;
  • Сретение;
  • Успение Пречистой Богородицы.

Переходящие праздники

Святые дни, связанные со светлым Воскресением Христовым, которое отмечается в воскресение после первого весеннего полнолуния, отмечаются в разные дни. За неделю до Пасхи православные всего мира отмечают Вербное Воскресение.

Вход Господень в Иерусалим

По прошествии сорока дней после Своего воскресения Иисус поднялся на облаке, это день Вознесения. На пятидесятый день после Пасхи или десятых день после Вознесения Христова Дух Святой сошел на землю, чтобы явить в Троице Бога Отца, Сына, Святого Духа.

Непереходящие праздники

Девять дней в году в определенные дни вот уже много веков Православная Церковь проводит торжественные Литургии в честь Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, ставшей Божьей Матерью, Богородицей.

В чем смысл каждого двунадесятого праздника

Ниже приведен перечень и значение каждого праздника не по хронологии событий, а в соответствии с календарным годом, начиная с осени.

Рождество Пречистой Божьей Матери

Мир настолько погряз в грехах, что спасти его мог только Мессия, заплативший за человечество Своей жизнью. Уникальна история рождения Мессии, о котором в ветхом завете пророки несколько раз описывали Его появление на свет от непорочной Девы. Нею стала Мария, девочка, рожденная праведными родителями Иоакимом и Анной, и воспитанная в монастыре. Именно Деву Марию выбрал Господь, чтобы через Нее вошел в мир Спаситель, Иисус Христос.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Православные христиане 21 сентября отмечают Рождество Пречистой Богородицы.

В канонической Библии мы не найдем сведений о рождении Марии, эти сведения описаны в «Евангелии Иакова», увидевшем свет во втором веке от рождества Христова. Анна, мать будущей Богородицы, до старости была бесплодной, что в Израиле считалось позором. Из-за отсутствия детей священник Иоаким был отстранен от служения.

Пара по отдельности переживала позор, но им обоим в одно и то же время явился ангел и возвестил о скором рождении дочери. Нею и стала Мария. Накануне Рождества Божьей Матери в храмах читается паремия и лития во время всенощной.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

27 сентября в храмах проходят богослужения, во время них вспоминаются события, связанные с обретением Креста, на котором был распят Иисус. Крест — некогда был орудием убийства и позора, ныне это символ искупительной жертвы. Первое празднование возникло в четвертом столетии, когда во время строительства Воскресенского храма на горе Голгофе, были найдены три креста.

На святом месте во время правления императора Адриана, ненавидящего христиан, во втором веке было полностью уничтожено все, связанное с воспоминанием об Иисусе. На месте гроба Господнего возник храм Венере.

Через 2 столетия император Константин снес все капища. Он приказал расчистить гору, во время раскопок, которыми руководила императрица Елена, и были найдены три древа.

Икона Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

По преданию, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус, на каждое древо положили покойника, на одном из трех тот воскрес. В великой силе Животворящего креста значение этого празднования, во время которого христиане соблюдают пост.

Введение в Храм Пречистой Богородицы

Праведные Иоаким и Анна в благодарность Богу за снятие с них печати позора решили посвятить дочь Господу, отдав ее в возрасте трех лет в монастырь.

Священник принял девочку, пророчествуя о ее предназначении спасти мир, и ввел вопреки всем церковным канонам в Святая Святых, куда вход был разрешен только священнику один раз в год. Это событие отмечается 4 декабря.

Рождество Христово

7 января или 25 декабря по старому стилю весь христианский мир провозглашает: «Христос родился». Об это более 2000 лет назад пели ангелы и воссиявшая Вифлеемская звезда. Рождественскому празднованию предшествуют 40 дней поста. Не в чистом царском доме, а в хлеву на соломе родился Спаситель, чтобы пройти человеческий путь от рождения до возмужания, отдать Свою жизнь за спасение людей.

Икона Рождество Христово

«Христос рождается! Славим Его!»

Неделю спустя празднуется Обрезание Господнее, в этот день в России отмечают Старый Новый Год.

Богоявление или Крещение Господне

30 лет Иисус не являл себя, укрепляясь духом.

19 января при крещении Иоанном Крестителем грешников в водах реки Иордан перед ним явился Учитель, Иисус, который, будучи безгрешным, пришел показать людям пример послушания.

В это время на Него слетел голубь, Дух Святой и послышался голос Бога, сообщившего людям о том, что перед ними Сын Божий. Так Иисус впервые был явлен перед людьми, как Бог.

Сретение

Согласно еврейскому обычаю на сороковой день после рождения родители приносили мальчиков в храм для представления перед Всевышним. Родители брали с собой мирную жертву благодарения за новую жизнь в зависимости от своего благосостояния. Кто вел с собой овцу, кто корову, а Мария и Иосиф принесли двух горлиц, что свидетельствовало об их доходах.

Старцу Симеону, верившему в приход Мессии, было сказано пророчество, что он не умрет, пока не увидит будущего Спасителя мира. Увидев Марию и Иосифа, старец поспешил к ним, взял Младенца и возблагодарил Бога за Сретение или встречу с Миссией.

Икона Сретение Господне

15 февраля — праздник Сретения или встречи с Богом. В народе говорят, что в этот день зима с весной встречается.

Благовещение

7 апреля в день Благовещения православный мир как бы замирает. По преданию в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет», то есть, запрещено что-либо делать.

Благовещение после Пасхи является самым большим праздником.

В этот день милостивый Творец, возлюбивший мир, решил послать на землю Своего Единородного Сына. Эту весть принес праведной Деве Марии архангел Гавриил, сообщив девушке, что она, не знавшая мужа, родит от Духа Святого.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Мария, знавшая еврейские строгие законы, не испугалась, а со смирением приняла весть, полностью доверившись Богу.

Преображение Господне

19 августа многие православные несут в храмы святить яблоки, празднуя яблочный Спас, и мало кто знает, что это день Преображения Иисуса Христа перед учениями в облик Бога или второе Богоявление.

Иисус, взяв с Собой трех учеников, удалился в гору для молитвы. Внезапно Учитель престал перед апостолами в сияющих одеждах. По сторонам Его стояли пророки Моисей и Илия, и снова Божий голос сказал, что перед учениками стоит Сын Божий.

Икона Преображение Господне

Позже двое из учеников забудут об этом явлении, оставив Спасителя на горе Голгофа, умирать на кресте.

Как часто Господь открывается и нам, но в минуты отчаяния многие забывают, что Спаситель Жив и всегда рядом.

Успение Божьей Матери

28 августа, после окончания Успенского пост, православный мир вспоминает о чудесах, связанных с Успением Богородицы.

В Новом Завете нет жизнеописания Божьей Матери после Вознесения Христа, сведения о жизни и последних днях Пречистой оставили апостолы, которые всегда находили поддержку и утешение в Ее объятиях.

За 3 дня до смерти перед Марией явился архангел Гавриил и сообщил, что пришел Ее час возвратиться на небо. По воле Божьей Матери проститься с Ней, чудным образом, были собраны все апостолы, кроме Фомы.

Успение Пресвятой Богородицы

Ученики Христа похоронили Богородицу, так же как Иисуса в скале, привалив вход камнем. Фома появился на третий день после Успения, и очень просил апостолов позволить ему проститься с Божьей Матерью.

Когда камень отодвинули, гроб был пуст. Христос забрал свою земную Мать на Небеса.

Вербное воскресение

Накануне празднования Пасхи, которую евреи отмечали в честь выхода из Египта, Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди устилали дорогу перед Ним своими одеждами и пальмовыми ветками, ликуя и крича: «Осанна!».

В России редко встретишь пальму, поэтому люди идут в храмы с веточками вербы, отсюда и второе название этого праздника — Вербное воскресение. Через 4 дня эти же люди будут кричать Пилату: «Распни!», а через неделю станут свидетелями Воскрешения Иисуса Христа.

Вознесение Господне

Сорок дней воскресший Иисус пребывал с учениками, наставляя и уча их, укрепляя веру в Небесное Царство и вечную жизнь.

Икона Вознесение Господне

В один день Спаситель вошел в облако и поднялся на Небо, пообещав прислать вместо Себя Утешителя, чтобы вовек пребывать с верующими в него людьми. (Мат. 28:20)

Троица или Пятидесятница

Ученики, видевшие вознесение Христа, ожидали обещанного Утешителя в Иерусалиме в течение 10 дней. Во время большого еврейского праздника многие евреи стали свидетелями сошествия на головы учеников огненных языков, которые никого не обжигали.

Дух святой сошел на землю вместо Спасителя, навеки явив перед верующими единство Святой Троицы. 50 день после Пасхи — день празднования Троицы.

Двунадесятые праздники для христиан являются дорогой к духовному совершенству и откровениям Господним.

Двунадесятые праздники

Икона Двунадесятые церковные праздники

В статье мы поведаем о том, какие церковные праздники называются двунадесятыми, как подразделяются по своей тематике и по способу исчисления даты.

Наиглавнейшем праздником для христиан является Пасха. Следом за ней по значимости идут церковные праздники, которые называют двунадесятыми (иногда дванадесятыми). По количеству их 12, и посвящены они важнейшим событиям, связанным с земной жизнью Иисуса (такие именуются Господскими) и Богородицы (именуются Богородичными). Также различают переходящие и непереходящие праздники. Непереходящие празднуются всегда в одну и ту же дату. А вот дата переходящих связана с Пасхой.

Господские двунадесятые праздники

Таких в году насчитывается 7. В списке они расположены согласно особенностям православного церковного календаря, год в котором начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

  1. Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. Крещение Господне (19 января)
  4. Вход Господень в Иерусалим (переходящий, ближайшая дата- 25.04.2021)
  5. Вознесение Господне (переходящий, ближайшая дата- 10 июня 2021, четверг)
  6. День Святой Троицы (переходящий, ближайшая дата- 20 июня 2021, воскресенье)
  7. Преображение Господне (19 августа)

Богородичные двунадесятые праздники

Это церковные события, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы Девы Марии. Список в порядке православного календаря:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Это первый из двунадесятых праздников в православном календаре.
  2. Введение во храм (4 декабря)
  3. Благовещение Богородицы (7 апреля)
  4. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это последний в православном календаре двунадесятый праздник.
  • Двенадцатый праздник — Сретение Господне. Его отмечают ежегодно 15 февраля. Он уникален тем, что имеет признаки и Господского и Богородичного.

Непереходящие двунадесятые праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 сентября)
  2. Воздвижение Креста Господня (Господский, 27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы(Богородичный, 4 декабря)
  4. Рождество Христово (Господский, 7 января)
  5. Крещение Господне (Господский, 19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (Богородичный, 7 апреля)
  8. Преображение Господне (Господский, 19 августа)
  9. Успение Пресвятой Богородицы (Богородичный, 28 августа)

Переходящие двунадесятые праздники

Таких в православном календаре всего 3, и все они господские. Это:

  1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю перед Пасхой, в воскресенье). Также называется Вербным воскресеньем.
  2. Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи)
  3. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)

Список всех двунадесятых праздников по порядку

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
  2. Воздвижение (27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
  4. Рождество Христово (7 января)
  5. Крещение (19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (7 апреля)
  8. Вход Господень в Иерусалим (за 7 дней до Пасхи)
  9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи)
  10. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)
  11. Преображение (19 августа)
  12. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Двунадесятые праздники- православная икона

Содержание статьи

  • Пасха.
  • Двунадесятые праздники.
  • Рождество Богородицы.
  • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.
  • Рождество Христово.
  • Богоявление, или Крещение Господне.
  • Сретение Господне.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы.
  • Преображение Господне.
  • Успение Божьей Матери.
  • Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Установленные Православной церковью праздники – это особо торжественные, священные периоды в ее литургической жизни, они представляют основные моменты Священной истории и несут в себе живое воспоминание о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. Смысл праздника в том, чтобы дать людям возможность «покидать» на время поток земной жизни и созерцать вечное.

Первые христианские праздники (например, Пасха) установлены по аналогии с еврейскими. Постепенно литургическое творчество церкви создает целый ряд праздников. Число их особенно умножилось в 4 в., поскольку возникла настоятельная необходимость заменить языческие праздники христианскими, утоляя естественную потребность людей в праздновании главных моментов природной жизни. Каждый отдельный праздник стал выражением определенной богословской идеи и нес в себе догматическое содержание. Как правило, устанавливаемый праздник закреплял выводы и решения церковных соборов по спорным богословским вопросам. Так, развитие идеи рождественских торжеств было связано, с одной стороны с необходимостью христианизировать два больших языческих праздника – рождение непобедимого Солнца (25 декабря) и рождение Диониса (6 января), а с другой стороны – с богословскими спорами, которые происходили на Никейском соборе. В этом смысле праздник Рождества – это одновременно праздник победы православия и над язычеством, и над арианской ересью.

Пасха.

Праздник праздников, или «велик день» – это Пасха, воспоминание воскресения Иисуса Христа из мертвых. Древнейший из всех христианских праздников праздновался апостолами, и именно они завещали совершать христианскую Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия, через неделю после Пасхи еврейской. Даты празднования Пасхи и других переходящих праздников на каждый год содержатся в т.н. пасхалии. Богослужение Пасхи отличается от всех праздничных служб своей праздничностью и торжественностью. Перед началом пасхальной утрени священнослужители облачаются в светлые священные ризы. Ровно в полночь начинается крестный ход: церковь идет «во сретение» восставшего из гроба Христа. Перед затворенными дверьми храма произносятся славословия Святой Троице, после чего с пением пасхального тропаря («Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!») верующие входят в церковь. В конце утрени все присутствующие в храме приветствуют друг друга возгласом «Христос воскресе!» и дарят пасхальные красные яйца, символ воскресения и жизни. Священник зачитывает огласительное слово Иоанна Златоуста, призывающее всех, независимо от степени благочестия, насладиться светлым торжеством. На пасхальной литургии Евангелие читается всеми служащими иереями на разных языках – церковнославянском, греческом, латинском и т.д. Праздник Пасхи продолжается семь дней. В продолжение всей седмицы в храме не закрываются царские врата. В субботу Светлой недели на литургии освящается артос, «просфора всецелая», которая в течение праздничной недели находится на аналое перед иконостасом. Артос, символизирующий присутствие в храме самого воскресшего Христа, раздробляется и раздается верующим.
См. ПАСХА.

В советский период истории России возник обычай посещать кладбища в день Пасхи. Этот обычай не отвечает православной традиции, согласно которой для поминания усопших в послепасхальное время установлен особый день – Радоница – вторник второй после Пасхи («Фоминой») седмицы.

Двунадесятые праздники.

Остальные праздники, совершаемые Церковью, по своей значимости и степени торжественности богослужения подразделяются на великие, средние и малые. Праздники великие, или двунадесятые, которые называются так, потому что их двенадцать, это Благовещение, Рождество, Крещение, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Успение Богородицы и Воздвижение Креста. Великие праздники подразделяются на «неподвижные», т.е. имеющие фиксированную дату, и «переходящие», день празднования которых зависит от дня Пасхи. Великие праздники имеют дни предпразднества (предпразднства), попразднества (попразднства) и отдания праздника. Дни предпразднества служат для подготовки к достойной встрече торжества. Попразднество – продолжение праздника, в дни которого прославляются второстепенные участники праздничного события. Последний день праздника – день отдания – отличается от других дней попразднества большей торжественностью. Богослужение в самый день великого праздника посвящается исключительно воспоминаемому событию и достигает особой торжественности. Священнослужители облекаются в светлые ризы, и богослужение совершается при полном освещении храма.

Рождество Богородицы.

8 (21) сентября. Богослужебный год начинается в сентябре. Первый двунадесятый праздник осени – это Рождество Богородицы. Он установлен в 4 в. и отмечает «начало нашего спасения» – рождение Богоматери. Обстоятельства рождения Девы Марии подробно описаны в апокрифическом Евангелии от Иакова. Оно повествует о благочестивой, но бездетной еврейской чете – Иоакиме и Анне, которым суждено было стать родителями Богородицы. Мария родилась в семье праведников, среди ее предков было немало прославленных мужей Ветхого Завета. Явление в мир Девы Марии, «чистого сосуда Божия», было подготовлено подвигом благочестия многих поколений. Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией. В паремии включены библейские тексты, описывающие события и явления, прообразующие Богоматерь. Празднуя Рождество Богородицы, Церковь прославляет высочайшую степень приближения Божества к человечеству. По слову Иоанна Дамаскина, день Рождества Марии – праздник всемирной радости, потому что «Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы пременилась на радость».
См. также РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.

 http://www.wco.ru/icons/     ИКОНА РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

14 (27) сентября. Праздник посвящен двум событиям церковной истории. Первое – это явление «звездного креста» как знамения победы императору Константину, выступившему против язычника Максенция. Второе – чудесное обретение истинного креста Господня в Иерусалиме матерью Константина Еленой. Когда при Елене на Голгофе извлекли из-под спуда истинный крест Христов, патриарх Макарий, воздвигая (возвышая) его, показывал крест народу. В воспоминание первого Воздвижения перед всенощной крест, украшенный цветами, полагают на святом престоле, а перед ним возжигают крестообразно поставленные свечи в память о чудесном явлении «звездного креста» Константину. Во время всенощной настоятель после троекратного хождения вокруг престола воздвигает крест на голову и выносит из алтаря на середину храма для поклонения верующих. Песнопения праздника прославляют крест – знамение спасения человечества. Крест возносится над миром как символ победы над смертью.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

21 ноября (4 декабря). Праздник связывается с воспоминанием о том, как Иоаким и Анна посвятили свою дочь Марию Богу и какими необычными знамениями сопровождалось это событие. Трехлетнюю Марию привели в Иерусалимский храм в сопровождении непорочных дев. Дитя ни разу не обернулось к родителям, девочка смело подошла к первосвященнику, который возвел ее на третью ступень жертвенника, а затем, движимый Святым Духом, ввел в Святое Святых, место, скрытое от взоров людей, куда сам он имел право входить только один раз в год. Духовный смысл события состоит в том, что Мария, переступившая заветный порог, сама была предназначена стать «одушевленным храмом», т.е. стать Матерью Богочеловека. В песнопениях богослужения многократно развивается тема храма.
См. также ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Рождество Христово.

25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей. Ночная служба под Рождество начинается с исполнения торжественной песни С нами Бог… и произнесения пророчества Исайи о Спасителе. Празднованием Рождества Христова церковь прославляет в родившемся Младенце истинное соединение божественной природы с человеческой и приход в мир Солнца правды. Празднику предшествует 40-дневный Рождественский (или «Филиппов») пост. Двенадцать дней после праздника называют святками, или святыми днями.
См. РОЖДЕСТВО.

Богоявление, или Крещение Господне.

6 (19) января. Этот праздник напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа. Он принял крещение на Иордане от Иоанна Предтечи и вступил на путь открытого служения для искупления мира. При крещении Спасителя было явление Святой Троицы: голос Бога Отца назвал Иисуса своим возлюбленным Сыном, а Святой Дух явился из отверстых Небес в виде голубя. Праздник Богоявления предваряется сочельником, служба которого сходна с рождественской. В конце вечерни совершается чин освящения воды. Богоявленская вода, называемая агиасмой, символизирует одухотворение и преображение земной стихии. Празднуя Крещение, церковь утверждает веру в непостижимую тайну Св. Троицы.
См. БОГОЯВЛЕНИЕ.

 http://www.wco.ru/icons/     ИКОНА КРЕЩЕНИЕ

Сретение Господне.

2 (15) февраля, отмечается на сороковой день после Рождества. Закон Моисея предписывал над каждым младенцем мужского пола совершать обряд посвящения Богу. Младенец Иисус также был принесен в Иерусалимский храм Марией и Иосифом. Богомладенца принял на руки благочестивый старец Симеон, которому дано было знать, что он не умрет, пока не увидит Бога. Так в Иерусалимском храме произошла встреча Ветхого и Нового Завета.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

25 марта (7 апреля). Церковь празднует Благовещение, вспоминая описанное в евангелиях от Матфея и Луки явление архангела Гавриила Деве Марии, сообщившего ей благую весть о том, что она станет Матерью Бога. Этот христианский праздник заменил принятое у многих языческих народов празднование наступления весны. Благовещенье приходится на дни Великого поста или иногда на дни Пасхи. На какой бы день ни пришелся праздник, устав предусматривает полное совершение литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
См. БЛАГОВЕЩЕНИЕ.

Преображение Господне.

6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков. Преображение символизирует явление нового Небесного царства, возвещает о будущем преображении твари (тварного мира). Христианский праздник Преображения совпадает с периодом сбора плодов, поэтому в этот день принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая (отсюда народное название праздника «Яблочный Спас»).

 http://www.wco.ru/icons/     ИКОНА ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Успение Божьей Матери.

15 (28) августа. Это последний двунадесятый праздник церковного года. Успение Богоматери – это смерть, конец земной жизни Марии. Но кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. За порогом смерти ее ждало воскресение и вознесение на Небо. У одра Богоматери произошло соединение церкви земной и небесной, так как попрощаться с Марией явились живые и уже умершие апостолы, иерусалимские священники и девы, ангелы и архангелы. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.
См. УСПЕНИЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ПРАЗДНИК.

Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница.

Эти три двунадесятых праздника относятся к подвижному циклу и не имеют фиксированных дат празднования.

Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. На литургии вспоминается, как Спаситель пришел со своими учениками в Иерусалим на праздник Пасхи и въехал в город в знак смирения, «сидя на молодом осле». Народ, наслышанный о совершенных им чудесах, встретил его как царя, постилая перед ним одежды и пальмовые ветви. По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.
См. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его. Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.
См. ВОЗНЕСЕНИЯ ПРАЗДНИК.

Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения. Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.
См. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

Кроме двунадесятых праздников, церковь отмечает средние и малые праздники: дни, посвященные памяти святых, знаменательным событиям, а также многочисленным чудотворным иконам.

Большим уважением на Руси пользуется праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 1 (14) октября. Он посвящен избавлению Константинополя от сарацин в 10 в. Однажды в те дни св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний узрели во время молитвы во Влахернском храме Богоматерь, распростершую свой омофор (покров) над христианами. После этого грекам удалось отразить сарацин. На Руси праздник установлен в 1164 князем Андреем Боголюбским (см. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, СВ.).
См. также КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ.

 http://www.wco.ru/icons/     ИКОНА ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Снежный барс сценарий
  • Смоук тестирование пример сценария тестирования
  • Снежный бал вход на праздник
  • Смотр художественной самодеятельности сценарий культурное наследие
  • Снежные забавы сценарий