Смысл праздника сороки

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.
Фото из свободных источников

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.

Традиции

В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы

  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

— Реклама —

Один из самых любимых в народе праздников — день Сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю.

Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник?

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Сорок мучеников Севастийских. Фреска XIIвека в церкви Панагии Форвьетисы в Осину. Кипр. Фото Игоря Самoлыго

Сорок мучеников Севастийских. Фреска XII века в церкви Панагии Форвьетисы в Осину. Кипр. Фото Игоря Самoлыго

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Читайте также — Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+видео, аудио)

Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.

Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?

Фото: tatmitropolia.ru

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Источник

Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров.

Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Читайте также

  • 40 мучеников Севастийских
  • Православный календарь

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В чём суть Дня сорока мучеников и почему в этот праздник нужно выпекать жаворонков

Если очень хотите замуж, сварите в этот день 40 вареников и угостите ими мужчин. Должно помочь

22 марта 2021, 06:24, ИА Амител

Фото: valaam.spb.ru

Фото: valaam.spb.ru

День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта. В этот день верующие вспоминают страдания 40 Севастийских воинов-христиан. Также считается, что в этот день начинается настоящая весна. Какой же подвиг совершили мученики, что принято делать в этот праздник и зачем 22 марта пекли булочки в виде жаворонков – читайте на amic.ru.

Кто такие эти 40 мучеников, в честь которых назвали праздник?

Фото: pixabay.com.

В 313 году первый христианский Римский император Константин Великий издал указ, согласно которому христиане уравнивались в правах с язычниками и получали свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан.

Так, соправитель Константина, Ликиний, остался верен язычеству и хотел искоренить христианство в своей части империи. Из-за боязни измены Ликиний начал готовиться к войне против Константина и решил очистить своё войско от христиан.

В провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции, также противились христианству. Здесь, в городе Севастии, гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. Зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Несмотря на уговоры и множественные обещания озолотить и продвинуть по службе, 40 воинов остались верны христианству. Агриколай отправил их в тюрьму, где узники без устали молились. Однажды ночью они услышали глас Божий: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Утром воинов снова заставили отречься от веры. Выбор их был твёрд – они отказались и вернулись по приказу обратно в темницу.

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но все они летели мимо цели, а камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущённые мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». И воины поняли, что их охраняет Божья сила.

Допросы повторялись каждый день, только пленники оставались непреклонны и не отказывались от Христовой веры. Тогда язычники решили пытать воинов более жестоким способом. На улице в ту пору стоял лютый мороз – их раздели и загнали в ледяное озеро на всю ночь. Рядом на берегу была растоплена баня, чтобы сломить дух воинов: мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречётся от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. Но один из воинов всё же не выдержал мук: сдался и побежал греться в баню. Но как только он переступил её порог, сразу же упал замертво.

Получается, мучеников было всё-таки 39?

Нет. Позднее этой же ночью Господь послал мученикам спасение: вдруг стало светло, лёд в озере растаял, а вода стала тёплой. Все стражники на берегу спали, среди них бодрствовал только один – его звали Аглаий. Он, увидев, что над головой каждого мученика появился светлый венец, решил присоединиться к стойким христианам. Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» – и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины ещё живы, да в придачу среди них один из тюремщиков. В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. 40 мучеников сожгли, а останки бросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня воины явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру и попросили собрать останки и предать погребению. Так епископ и поступил, кости мучеников были похоронены со всеми почестями и молитвами.

Как звали Сорок мучеников?

Сорок Севастийских мучеников звали так: Кирион, Кандид, Домн, Исихия, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаия, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

В чём смысл этого дня?

По словам священников, в этот день нужно задуматься о самопожертвовании, нетерпимости к предательству. Именно так проявили себя и сорок мучеников.

Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи.

Почему в этот день принято выпекать булочки в виде жаворонков?

На Руси издавна был обычай в День сорока мучеников лепить из теста и выпекать сорок булочек в виде птиц – «жаворонков». Из тёплых краев в это время возвращаются птицы, и хозяйки приговаривали «Жаворонок весну благословил».

Поэтому и выпекалась сдоба в форме жаворонков. По традиции их раздавали детям, чтобы они с весельем и прибаутками зазывали весну. Кто-то просто клал выпечку на окно, кто-то насаживал птицу на палку и шёл кликать весну. Делается это ещё и для того, чтобы в хозяйстве птица была здорова.

По другой версии, выпекая жаворонков, крестьяне обращали внимание на полёт птицы: поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле и не разбивается. Как птица смиренна и доверяется Богу, так и сорок святых доверили свои жизни Христу.

Что ещё нужно делать в этот праздник?

''

Девушки, которые мечтают о замужестве, варят сорок вареников и угощают ими парней.

В День памяти сорока мучеников облегчается строгость поста – можно выпить вина и есть пищу с растительным маслом. Также непременно нужно посетить литургию в храме.

На Руси существовало поверье, что жених, муж или сын благополучно вернутся с войны, если молиться сорока мученикам. 

Конечно, на праздник было принято приглашать в дом близких людей. И чем больше их будет, тем лучше.

Чтобы очень быстро прогнать зиму, девушки рвали 40 нитей и ломали 40 деревянных плашек.

А ещё в День памяти сорока мучеников народ рассеивал по огороду мак, так как верили, что в урожай будет собрано в 40 раз больше.

Ещё один обряд – топтание ряста (хохлатки). Считалось, что кто весной его оттопчет, тот убережёт жизнь и здоровье в течение года. Выходили в поле даже пожилые люди и приговаривали: «Топчу, топчу ряст, Бог здоровья даст».

Чего нельзя делать в День сорока мучеников?

В этот праздник запрещён физический труд и уборка дома. Также нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молочные продукты – ведь продолжается Великий пост.

На Руси в этот день не стирали, не занимались шитьём и ничего не чинили. Деньги в этот день лучше не одалживать. Злиться, сквернословить и ругаться также не рекомендуется.

Приметы

В праздник сорока святых приметы в основном связаны с погодой.

  • Если морозно, то такая погода продлится ещё 40 дней, если погода хорошая, то и 40 дней будет тёплая погода.
  • Если прилетают птицы, то это к раннему теплу.
  • А вот если от Сретения до Сороков не пролился ни один дождь, то и лето будет засушливое.
  • Если в День сорока святых выпал снег, то пасхальная неделя будет очень холодной.
  • Если на Сорок святых осадки и мало солнца – не будет весеннего половодья, летом – длительных ливневых дождей, а осень выдастся сухой и спокойной.

Когда отмечается праздник Сороки

Память 40 севастийских мучеников является одним из главных и очень почитаемых праздников, проводится Литургия и немного облегчается Великий пост. Можно употреблять пищу с подсолнечным маслом, а также выпить кагора.

40 святых является непереходящим праздником. Это означает, что каждый год он выпадает на один и тот же день — 22 марта.

В этот день православной церковью чтится память Сорока Севастийских мучеников, принявших жестокую смерть во имя христианской веры. В 2021 году эта дата выпадает на выходной день, воскресенье. В этот день ослабляется Великий пост.

Традиции народного праздника «Сороки»

В народе же Сороки считались вторым пришествием весны – первое отмечалось на Сретение, а последующее, третье, выпадало уже на Благовещенье. По народному месяцеслову этот праздник считался одним из самых важных. Люди верили, что начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права. Старые люди говорили, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц. А вот символом этого дня у славян с древних времён был жаворонок.

Хозяйки на Руси традиционно 22 марта (9 марта по старому календарному стилю) замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него после лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек – жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук – по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали весну. Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам.

История дня 40 святых

Легенда гласит, что в 320 году в древнем городе Севастии, современной Турции, произошли печальные события. Во времена правления римского императора Флавия Лициния 40 бесстрашных воинов родом из Каппадокии приняли жестокую смерть во имя веры во Христа.

Юноши отказались приносить жертву языческим богам, за что римляне предали их страшным пыткам: раздели и заставили стоять в ледяной воде Севастийского озера. Затем измученным воинам переломали ноги и сожгли на костре, а останки бросили в воду.

История праздника

Воины-мученики были родом из Каппадокии (современная территория Турции) и служили в составе римского легиона в Севастии.

В то время уже был подписан Миланский эдикт, которым императоры Константин Великий и Лициний признали права христиан после трех сотен лет гонений. Однако наместники в провинциях продолжали притеснять и угнетать верующих.

По преданию, полководец Агриколай потребовал от воинов-христиан принести жертвы языческим богам. Когда мужчины отказались, их раздели велели стоять в покрытом льдом озере.

Рядом находиласьтеплая баня, чтобы желающие отречься от Христа смогли в ней согреться.

К утру один из воинов побежал в баню, однако, забежав туда, сразу умер. Один из римлян по имени Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере.

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли, а обугленные кости выбросили в воду.

Спустя три дня погибшие за веру явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки, которые светились в воде ярким светом.

Епископ с несколькими клириками ночью собрал их и с честью похоронил.

Имена воинов-мучеников сохранились до наших дней: Кирион, Кандид, Домн, Исихия, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаия, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаия.

Фото: tihvinskiy.ru

Сорок мучеников Севастийских, икона

Приметы праздника

Сегодня Сороку называли именинницей. Считалось, что в этот день она кладет на свое гнездо сорок прутиков. Также по народным приметам с юга прилетает сорок жаворонков и другие птицы.

В народе этот день считали предвестником весны, но еще могут быть 40 заморозков и 40 святых еще могут 40 лопат снега бросить.

  • Птицы прилетели — скоро будет тепло.
  • Если птица поет в день Сороки, то тепло скоро придет
  • Пасха будет холодной, если 22 марта выпал снег
  • Облачно и мороз — скоро будет тепло и можно сеять.
  • Хорошая погода пророчит богатый урожай гречки.
  • Дружно тает снег — к активному наводнению и буйным травам.
  • Какая погода на Сорок святых — такая и в Петровку.
  • Осадки и мало солнца — не будет наводнения, летом не ожидается продолжительных ливней, а осень будет сухой.
  • В деревне на сороки считали полысевших мужчин: сколько найдут лысых, столько дней еще будут морозы

Традиции и обряды

  • Если в этот день на улице стояла теплая погода, люди сеяли горох. Говорили, что на каждом стебельке вырастет 40 стручков, в которых будет по 40 горошин. Также люди рассеивали мак по огороду, рассчитывая на большой урожай. На праздник варили похлебку из гороха и готовили пирожки с гороховой начинкой. Неотъемлемым блюдом на столе были вареники с маком.
  • Необходимо сходить в церковь на праздник, чтобы поставить 40 свечей. Христиане молятся и благодарят Господа, просят его защитить от болезней и прочих проблем. Обязательно нужно ударить 40 поклонов.
  • Хозяюшкам необходимо испечь ровно 40 булочек, которые выполнены в форме птиц. Это сороки или жаворонки, которые символизируют возвращение перелетных птиц из дальних стран в родные края. Нередко птичек нанизывали на камыш, чтобы запечь их в русской печи. Булочки размещали по саду или угощали знакомых, чтобы домашний скот никогда не болел.
  • Каждая девушка должна разорвать 40 нитей. Также нужно ломать деревянные плашки в количестве 40 штук. Благодаря этому зима быстрее уйдет, а весна вступит в свои полноценные права.
  • Считается, что в это время сорока начинает строить гнездо. Если не тревожить птицу, то она станет оберегом для людей, проживающих в доме. Считается, что название птицы связано с этим праздником.
  • Принято приглашать в дом большое количество гостей. Необходимо создать атмосферу шума и веселья, чтобы почтить память мучеников.
  • Обряд Топтать хохлатку имел особое значение среди народа. Говорили, что топтание хохлатки ранней весной дает возможность уберечь здоровье на весь оставшийся год. Даже пожилые люди выходили в поле и топтались по зеленым всходам.

Традиции праздника

В этот день обязательно идут в церковь, молятся, благодарят Бога за все, просят защиты от невзгод, болезней.

В народе на 40 святых верующие шли в храм и произносили мученикам молитвы, при этом ставили сорок свечей. Также в этот День хозяйки издавна пекли 40 булочек, похожих на жаворонков, и раздавали детям.

Сороки — это более детский праздник,так детям уделяется много внимания в этот день. С давних пор хозяйки в этот праздник делают из соломы 40 небольших гнезд и кладут туда булочки в виде яйца. Такие гнезда выставляются во двор, чтобы порадовать ребятню.

По другим примета, это делает для того, чтобы куры не заходили в чужие дворы и несли яйца только дома. Кроме того, считалось, что такие обереги уберегут птицу от разных болезней. Детей угощали также печеными птичками, устраивали для них разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех. Жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.

Комментарии

Что можно и что нельзя делать в народный праздник «Сороки»

Православная церковь на день памяти 40 святых мучеников Севастийских предписывает верующим отказаться от чрезмерного физического труда. Также в этот день продолжается Великий пост, а, значит существуют определённые запреты в пище. Нельзя употреблять мясо, растительные и животные жиры, молоко, рыбу. Христианам в этот день предписывается проводить время в молитве и совершать добрые богоугодные дела.

В народном календаре также обозначено несколько запретов в праздник «Сороки»

1. Нельзя хозяйкам заниматься рукоделием, а хозяевам – ремонтом во дворе или доме. Считалось, что вся эта работа будет сегодня не впрок, а лишь в тяжесть.

2. Запрещено в этот день ссориться, сквернословить и ругаться. Ослушавшихся ждали невзгоды, хлопоты и даже болезни на протяжении всего года.

3. В праздник «Сороки» нельзя было жадничать или проявлять скупость. Считалось, что отказ в просьбе или любой помощи мог повлечь в скором будущем за собой неурядицы, болезни и даже смерть.

В качестве подаяния в этот день люди раздавали испечённых дома жаворонков, а также молочные продукты или сыр.

Сороки: традиции и приметы на 22 марта

Православная церковь в этот день почитает память сорока воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа при императоре Лицинии в 320 году в городе Севастия (Малая Азия). Мужчины отказались принести жертвы языческим богам, после чего их раздели и вывели на покрытое льдом озеро, оставив на ночь. Недалеко от озера находилась тёплая баня, чтобы желающие отречься от веры могли в ней согреться. Утром один из воинов, не выдержав мучений, побежал в баню, но, переступив её порог, сразу умер.

Видя стойкость воинов, один из римлян сам разделся и присоединился к ним. На следующий день тела замерзших мучеников были сожжены, а их останки брошены в реку. Позже братья по вере собрали останки и с почестями похоронили.

Традиции и обычаи

На Сороки вторая встреча весны. Крестьяне выходили кликать весну. Этот обряд сопровождался песнями-веснянками.

В народе про этот день говорили: «На 40 мучеников прилетают 40 птиц», «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается». Считается, что в этот день из-за моря прилетают жаворонки.

Ещё 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали о родных и близких обедню или поминовение на проскомидии. Не забывали помянуть покойных и во время трапезы. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын целыми и невредимыми вернулись с войны.

На Руси 22 марта из овсяной или ржаной муки пекли фигурки жаворонков и 40 шариков-«орехов». Начиная с этого дня ежедневно бросали на улицу по одному «ореху», призывая: «Мороз, красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову!» Кормление мороза на протяжении сорока дней связано с народной приметой о том, что после 22 марта может быть ещё 40 ночных заморозков.

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст. л. сахара;
  • 0,5 ч. л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье под крыло жаворонка прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки жаворонков отдавали скотине, а туловище съедали дети.

Приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до Зосима пчельника – 30 апреля) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

По материалам сайта vsyamagik.ru

Ольга Приступенко: «Сорок Святых»

22 марта отмечается православный праздник — Сорока Святых. В церковном календаре это дата именуется как — 40 Святых Воинов Севастийских. Другие названия: Сорок сороков; Сороки (с ударением на первый слог).

История

Зимой 320 года (IV век), в Севастии (в настоящее время территория современной Армении) стояло 40 воинов-христиан из Рима. У императора Лициния была непобедимая армия, которая смело вступала в различные сражения. В ней было 40 воинов, которые проповедовали христианство. Когда пришло время приносить жертву богам, они отказались от действа. Император решил избавиться от всех христиан в своей армии. Несмотря на то что, в то время вышел указ о свободном вероисповедании, со стороны военачальника солдаты неоднократно подвергались пыткам по принуждению сменить вероисповедание. Сорок воинов выстояли в мороз в ледяном Севастийском озере и не отреклись от христианской веры.

Традиции и обряды

Накануне в воскресенье священники советуют посетить церковную службу, послушать проповедь про 40 Севастийских Святых и их духовный подвиг. На Руси особо почитали этот день, в Москве было выстроено сорок сороков церквей.

Еще издавна на Руси эта дата являлась второй встречей с солнцем. Ассоциировалась с окончательным вступлением весны в свои права. Считалось, что из южных стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жавронки. В честь этого события была принята красивая народная традиция: хозяйки выпекали разнообразные хлебобулочные изделия из теста в виде птиц. Таким образом, ждали, чтоб жаворонки на своих крыльях принесли весну. Существует большое количество русских кулинарных рецептов домашней выпечки на любой вкус. У каждой хозяйки свой рецепт на заметку. Русские умелицы в честь праздника готовили медовых, ржаных, постных, дрожжевых, овсяных «жаворонков» — добрых вестников весны, тепла и солнца. В первую очередь угощения раздавались детям, которые просили жаворонка поторопить приход весны. Иногда выпекали вылепленных из теста птиц вместе с гнездами и яичками. Считалось, что в этот день прилетевшие с юга странники начинали вить свои гнезда. Мужчины с детьми готовили скворечники. Наши предки в этот день радовались прилету птиц, светлым дням и обновлению природы.

Праздник 40 святых в народе тесно связан с жаворонками. Замечено, птица во время полета резко пикирует вниз – но никогда не разбивается. Как будто хранимый Богом жаворонок несет на своих крыльях весну.

Из года в год дата праздника не меняется, отмечается 22 марта. Примерно в это же время наступает весеннее равноденствие, весна вступает в свои права. Говорили: «день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». (День весеннего равноденствия в 2021 г. пройдет немного раньше – 20 марта).

Если праздник выпадал в период Великого поста, то постующим предписывалось вкушать невареную пищу растительного происхождения: хлеб, сырые фрукты и овощи, соленья, орехи, сухофрукты и пр. Если в этот день на улице стояла теплая погода, люди сеяли горох. На праздник варили супы из гороха и готовили пирожки с гороховой начинкой.

Обычай печь изделия из теста в виде жаворонков — символов наступающей весны, существовал еще с древнеславянских времен. Как с первым приходом весны — праздновалась масленица, пекли блины, олицетворяющие солнце. Так и в народном календаре — на второй приход весны — 22 марта, выпекали «жаворонков».

Считается что те, кто родился в этот день, наделен большими талантами и незаурядными способностями. Среди них мировые популярно известные личности: герои, политические деятели, дипломаты, художники, музыканты, ученые, изобретатели, медики, писатели и спортсмены. Отличаются крепким упорством отстаивать свою точку зрения, а так же независимым стремлением брать всю инициативу в свои руки и экспериментировать с новыми идеями. Обладают сильным, решительным, отважным и волевым характером победителя.

Приметы:

Если 22 марта случился утренний мороз, то считалось, что такая погода будет еще 39 дней. Говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, пекли такое же количество шариков-колобков — «золотых орехов» из ржаной или овсяной муки. Начиная с этого дня, ежедневно, выбрасывали их на улицу по одному в день. Традиция кормления мороза связана именно с этой приметой.

Если на Сороки холодно – жди сорок холодных утренников. С Сороков и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считалось сорок утренних морозов. Если на праздник было тепло, то следующие сорок дней будут тёплыми. Если птицы встречались в большом количестве, значит, скоро будет ранняя весна. Если на Сороки пал мороз, то просо уродится. Если утром заморозки держались сорок дней, примечали, что лето будет теплым.

Икона 40 Святых – в чем помогает

Сорок Севастийских Святых– небесные покровители всех мужчин, особенно воинов и путешественников.

Перед иконой 40 Святых молятся:

о духовной помощи в трудный час гонений и заточения;

об укреплении силы духа, чтобы достойно перенести испытания;

Молятся иконе Сорока Святым Севастийским, чтобы их родные и близкие благополучно окончили военную службу, целыми, невредимыми с победой, вернулись с войны домой и из дальней дороги. Принято просить за родственников-мужчин и просто за дорогих сердцу представителей мужского пола.

Поздравляем наших Азовчан и всех жителей Донского края с большим православным праздником! Пожелаем мира, счастья, добра, тепла и ласкового солнца, что бы быстрее наступило время обновления, пенья птиц, цветущих садов и прекрасного весеннего настроения!

День памяти сорока Севастийских мучеников отмечается 22 марта. Они были римскими легионерами и приняли мученическую смерть за отказ поклониться языческим богам.

Севастийские воины, ставшие мучениками, были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан.

В народе этот день считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение 15 февраля, третью ждут на Благовещение 7 апреля) и одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Предвестниками весны считались жаворонки.

Традиции праздника, или Зачем сегодня пекут жаворонков?

По одной из версий, традиция печь весной жаворонков пришли из древних языческих времен. Наши предки праздновали день весеннего равноденствия, который приходился на 22 марта. Они считали, что именно в это время после зимовки птицы возвращаются в родные края. Прилетел жаворонок — значит можно начинать работы в полях.

На Руси со временем стали печь птиц из постного теста 22 марта к празднику Сорока святых Севастийских мучеников. Жаворонки из теста означают летящие к Богу души или их молитву.

А в наши дни жаворонки – вкусное весеннее угощение, которое символизирует приход весны, тепла, возвращение перелетных птиц. А также способ прекрасно провести время с детьми: замесить тесто, сделать птичек, запечь и позвать жаворонков принести на крылышках весну: «Жавороночки, прилетите к нам, принесите нам весну-красну. Нам зима надоела — весь хлеб поела».

Рецепт жаворонков для тех, кто не держит пост

Ингредиенты:

  • 1 л молока;
  • 200 г сметаны (25 % или домашняя);
  • 100 г сахара;
  • 350 г муки (замешивать до пластичной консистенции, но не туго);
  • 1 ст. ложка мёда;
  • 100 г изюма (по 1 ягоде на птицу);
  • 1 пачка разрыхлителя теста;
  • 1 пачка ванилина.

Молоко и сметану смешиваем в глубокой миске. Добавляем соль и сахар по вкусу, кто-то любит сладкие булочки, кому-то нравятся менее сладкие. Для аромата можно положить столовую ложку меда. Муку будем добавлять через сито и постоянно размешивать тесто, чтобы оно было без комочков. Не забудем добавить в муку разрыхлитель, чтобы оно вышло пышным.

Размешиваем тесто до тех пор, пока оно не начнет отставать от деревянной лопатки, затем выложим массу на стол и продолжим месить руками, по необходимости добавляя муку. Не переборщите, иначе жаворонки получатся жесткие.

Формируем птичек.

Выкладываем готового жаворонка на противень, застеленный листом пергамента. Отправляем в духовку, разогретую до 180 градусов, на 20 минут. Чтобы булочки-жаворонки получились румяные, можно перед тем, как поставить в духовку, смазать их взбитыми желтками или уже готовые смазать сливочным маслом.

Жаворонки из постного теста

Ингредиенты:

  • 3,5 стакана муки;
  • 1 стакан воды;
  • 0,5 стакана сахара;
  • 1 ч. ложка соли;
  • 1 ч. ложка сахара ванильного;
  • 20 г дрожжей;
  • 1/3 стакана растительного масла;
  • изюм — по вкусу;
  • кунжут — по вкусу.

Дрожжи разведите в миске с сахаром обычным и ванильным, солью. Залейте всё водой. Потом просеивайте в эту смесь муку, начиная замешивать тесто. И влейте масло. Месите, пока оно не перестанет прилипать к рукам.

Готовое тесто уберите под полотенце в тёплое место, где-то на 30 минут. После этого оно должно подняться, затем его необходимо ещё раз обмять.

Тесто разделите на равные шарики, из каждого раскатайте жгутики по 15 см длиной и завяжите их в узелок. Теперь надо сделать правильный декор. В верхней части вытяните тесто в клюв и по бокам прикрепите маленькие кусочки изюма, как глазки. Посадите «птичек» в форму для выпекания на пергамент. Сделайте надрезы снизу, чтобы получился «хвостик».

Разогрейте духовку до 180 градусов. Обмажьте жаворонков растительным маслом, «хвостик» посыпьте кунжутом. Выпекайте булочки 23 минуты. Как они остынут, можете пробовать.

Что нельзя делать 22 марта 

    • В этот день не разрешается кормить птиц хлебом, так можно привлечь в жизнь голод и разорение. 
    • Также нельзя мыть полы или заниматься рукоделием — к слезам или к бесполезной работе. 
    • Не стоит давать в долг — иначе обратно деньги не скоро получишь. 
    • Нельзя застилать стол белой скатертью, поскольку есть риск попасться на обманщика. 
    • Девушкам нельзя надевать блестящее, иначе сорока всю удачу заберет. 
    • Нельзя ругаться или оскорблять кого-либо — в противном случае бед и неприятностей не миновать. 

Приметы погоды  

  • Если день теплый — то такими же будут и ближайшие 40 дней. 
  • Если ветер греет — то лето будет дождливым. 
  • Первый гром — к голодному году. 
  • Морозный день — к урожайному году. 

Весенний праздник «Сороки» – древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с обрядами и традициями русского народа.

Праздник весенних птиц

Праздник «Сороки» отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью.

Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы – жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие – день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.

весенний праздник сороки

Праздник в народе назывался по-разному: «Сороки», «Жаворонки», «Кулики», «Тетерочный день». Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями – тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.

Традиция печь на праздник «Сороки» изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

праздник сороки

Обряды праздника «Сороки»

Праздник «Сороки» считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

праздник сороки сценарий

В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.

Праздник «Сороки» – праздник детский

Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник «Сороки» в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с названиями птиц, природных явлений.

Как можно провести праздник в детском саду?

В детских садах, где проводится праздник «Сороки», сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в народные костюмы, рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.

Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.

праздник сороки в детском саду

Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи – «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.

Праздник «Сороки» помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.

Со́роки
Со́роки
Обрядовое печенье «Жаворонки»
Тип народно-православный
иначе Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в
также Сорок мучеников (христ.)
Значение встреча Весны
Установлен обрядность имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными и южными славянами
Дата 9 (22) марта
Празднование «закликают» Весну[1]
Традиции пекут «жаворонков»[2], выбирается семейный засевальщик
Связан с весенним равноденствием

Со́роки, Жа́воронки — день народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется[3] (равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся в этот день.

Содержание

  • 1 Другие названия праздника
  • 2 В церковном календаре
  • 3 Обряды дня
  • 4 Поговорки и приметы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны, «Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.) — Молодые или молодожёны, «Змиjин дан» (серб.) — Змеиный день, Сорок мученников.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (ок. 320); священномучеников Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона; преподобномученика Иоасафа и преподобномучениц Наталию и Александру (1938); мученика Урпасиана (ок. 295); святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369); праведного Тарасия; Албазинскую икону Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что он дарует нам, при беременности, во время родов[4].

Обряды дня

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта по ст. ст.). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования.

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста[5], пекут «жаворонков»[2] (кое-где «куликов» и «орешки»)[6] из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

(Воронеж. обл.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями — веснянками[7]:

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про тёплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житьё-бытьё про нездешнее!

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Оригинал
Ой ти, соловейку, ти, раннiй пташку,
Ой, чого так рано з вир’iчка вийшов?
Не сам вийшов, Дажбог мене вислав
З правоi ручейки, i ключики видав:
З правоi ручейки — лiто вiдмикати,
З лiвоi ручейки — зиму замикати <…>          

Перевод с укр.[8]
Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,
Ой, что так рано с Вырия вышел?
Не сам вышел, Дажбог меня выслал
С правой рученьки, и ключик дал:
С правой рученьки — лето отмыкать,
С левой рученьки — зиму замыкать <…>

На Сороки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков — «сороки святые — колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся,
Подобру-поздорову!

Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

В белорусских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года — «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям.

Поговорки и приметы

Вторая встреча весны. Сколько проталинок, столько жаворонков. Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей — к ранней весне. На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи! Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья. Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья. Далеко кулику до Петрова дня. Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов — на скорое тепло. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Со́роки святые — колобаны золотые (булочки). Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс. Увидел скворца — знай: весна у крыльца. Журавль солнце приносит. Если на Со́роки синица запела — тепло ворожит. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик — к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей — к ранней весне. Журавль прилетит на наст — к неурожаю. Журавль прилетел — и тепло принёс, на болоте растает. Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья. Ранние ласточки — к счастливому, урожайному году. Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. «Саракí — не суйся блізка да ракí» (белорус.). «Святыя Саракí ў поле саху валаклí» (белорус.). Весна на рябой кобыле едет: то снег, то дождь. «Ластаўкi вылятаюць з возера» (белорус.).

См. также

commons: Сороки (праздник) на Викискладе?
  • Веснянки (песни)
  • Тетёрка
  • Сорок Севастийских мучеников
  • Новруз

Примечания

  1. Кликанье (закликание) весны // Российский Этнографический Музей
  2. 1 2 Жаворонки // Российский Этнографический Музей
  3. Приметы дня (На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается) говорят однозначно, что этот день связан с весенним равноденствием. Вероятно дата была привязана к астрономическому явлению, также как Спиридон-солноворот 12 (25) декабря / Тёмный день 9 (22) декабря, Кирилл-солноворот 9 (22) июня. Гагаузы утром во дворе каждого дома, под деревом или возле калитки, разжигали из «мусора» небольшой костёр с целью «согреть землю», через который перепрыгивали домочадцы. В обрядности дня 40 мучеников отражаются древние воззрения, связанные с инициальной магией (магией «первого дня») и числом 40. Считалось необходимым проделать в небольшом объёме все работы, чтобы в течение всего года сопутствовала удача. Воззрения, связанные с магией числа 40, распространены как у христиан, так и у мусульман, и относятся к числу древнейших [Квилинкова Е. Н.].
  4. Котович, Крук, 2010, с. 108
  5. Если считать, что Пасха (Велик-день), как отражение Благовещенья, приходилась на 25 марта, то именно на пятую неделю поста выпадают Жаворонки.
  6. Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III. — / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005
  7. Заклички весенние (веснянки) // Российский Этнографический Музей
  8. Перевод В. Лобачёва.

Литература

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. — М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2
  3. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9
  4. Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. 9, 16, 23 октября 2001 г.
  5. Месяцеслов // Пословицы русского народа, Даль В. И..
  6. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-252-00598-6
  7. Полуянов И. Д. Деревенские святцы / Научный редактор И. А. Кузьмин. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1998.
  8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 608 с.
  9. Скуратівський В. Т. Святвечір: У 2-х кн. — К.: Перлина, 1994. (укр.)
  10. Христова Г. П., Ревнева С. Н. Календарные праздники и обряды Воронежской области // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — М.: Издательство ВГУ, 2005. — С. 7—21.

Ссылки

  • Сороки // Российский Этнографический Музей
  • Встреча весны (заклички, Сороки 22.03, Благовещенье 7.04)
  • Младенцы // Календарь Праздников, Праздники Сербии
  • Свети четиридесет мъченици (Младенци) — 9 март, Horo.bg  (болг.)
 Просмотр этого шаблона Народные праздники славян

Коляда Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица Со́роки Благовещение Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота Троица • Русальная неделя • Иван Купала Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний

На день весеннего равноденствия в марте месяце приходится древний славянский праздник Жаворонки, который мало кто знает и даже люди золотого возраста уже почти и не вспоминают. А праздник Жаворонки имеет свой смысл, свою историю и свои обычаи.

Жаворонки – вестники весны

«Благословите, братцы, старину сказать,

Как бы старину стародавнюю»

(Древнерусский стихотворный сборник Кирши Данилова)

История и культура нашего народа насчитывает не одно столетие. Веками она обогащалась новыми  знаниями и умениями, традициями и обрядами, продолжая хранить память об опыте и обычаях предков.

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. В народе так говорили об этом дне: «Когда вода разольется, / Когда лес зазеленеет, / Когда птицы прилетают, / Тогда и весна приходит». Весна окончательно сменяет зиму, а день меряется с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Считалось, что именно жаворонки на своих крыльях приносят весну. В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». По народному поверью «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Но название «Сороки» появилось не только по числу прилетающих птиц, но и в память о сорока мучениках севастийских, казненных за веру, день поминания о которых приходится на 22 марта.



В преддверии этого народного праздника симферопольская библиотека организовала для своих читателей, а также удаленных пользователей час весеннего настроения «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите».

Во многих странах именно жаворонка считают первой весенней птицей, которая радуется солнцу и возвещает приход тепла. В старину жаворонка считали птицей небесной, «посланником Солнца», за вечное стремление ввысь, как в старину считали «к Богу», птицей, умеющей говорить с богами и просить хорошей погоды или дождя. Одна из легенд о происхождении жаворонка гласит о том, что Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка. Жаворонок является символом поля и луга и живет только в этих местах, о чем детям в своих стихотворениях рассказывают современные авторы: «…Он щедро сыплет трели, / Взвиваясь круто в высоту / С земли – своей постели. / Среди колосьев он живет. / Его домишко тесен…» (С. Я. Маршак  «Жаворонок»), «Жаворонок полевой! / Нет тебя чудесней. / В чистом поле – домик твой, / В ясном небе – песня». (В. Берестов «Жаворонок»).



В праздничный день 22 марта, чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков», их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птичек раздавали детям и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья. Испеченных жаворонков насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Уж вы пташечки, жавороночки, прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную принесите нам.

Жаворонки, жаворонки прилетайте к нам,

Приносите нам Весну – красну, красну солнышку, тёплу гнёздышку.



Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка и т.д. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство.

В народе жаворонок почитался как символ нового дня, надежды, радости и будущего счастья. Пение жаворонка необычайно звонкое. Поэтому и в литературе образ жаворонка жизнерадостный, добрый и встречается как в произведениях писателей, так и в народном творчестве – загадках, пословицах, закличках.



Информационным сопровождением знакомства с народным праздником стала выставка «Зазываем весну жаворонками!», представившая литературу из фонда библиотеки, посвященную жаворонку и приходу весны. Иван Тургенев в своем произведении «Деревня» с теплом пишет: «…На тысячу верст кругом Россия – родной край… Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки…». С ностальгией в «Песне жаворонка» вспоминает Иван Бунин:  «Я помню себя еще маленьким мальчиком, когда я услыхал песенку жаворонка… Трель жаворонка звонкая, и что хранится в тайниках наших душ, что хранится там самого лучшего, откликается на нее…». Алексей Толстой с восторгом восклицает:  «Звонче жаворонка пенье, / Ярче вешние цветы, / Сердце полно вдохновенья, / Небо полно красоты…». У Федора Тютчева в известном с детства стихотворении «Зима недаром злится…» читаем: «…Все гонит Зиму вон, / И жаворонки в небе / Уж подняли трезвон». «Незримый жавронок поёт / Заздравный гимн весне», – у Евгения Баратынского.



На выставке представлены научно-популярные издания «Иллюстрированная энциклопедия птиц», альбом «Наши питомцы», «Птицы крымского полуострова» М.М. Бескаравайного, «Птицы зимующие в Крыму» Л.И. Сивельниковой, произведения Алексея Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…», Афанасия Фета «К жаворонку», Самуила Маршака «Жаворонок»,  Василия Жуковского «Жаворонок», прозаические произведения Константина Ушинского «Утренние лучи», Виталия Бианки «Чьи это ноги?» и «Замечательные дома», Ивана Соколова-Микитова «Жаворонок»,  сказка для малышей Юлии Левченко «Жаворонок» и др. Дополняют выставку сборники «Русский фольклор», «Как у наших у ворот…», «Копилка народной мудрости».

Романс «Жаворонок» (сл. Нестора Кукольника) является одним из самых популярных произведений из вокального цикла Михаила Глинки «Прощание с Петербургом». У Петра Чайковского есть две пьесы «Песня жаворонка»: одна входит в цикл «Времена года», вторая в  «Детский альбом».

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем и помнит. Хотя бы потому, что Жаворонки – еще один прадничный повод полакомиться вкусной свежеиспеченной сдобой и порадоваться приходу весны!

21 марта 2021 13:00





Популярный на Руси праздник Сороки отмечается 22 марта, в 2021 году это понедельник. В старину он был одним из любимых праздников, фактически вторая встреча весны (первая — Сретение, 15 февраля; третья — Благовещение, 7 апреля). Для приманивания птиц и весны на Сороки на Руси пекли специальное ритуальное печенье в виде птичек. Поскольку это, как правило, время Великого поста (как и в 2021 году), печенье делают постным — в тесто не добавляют сливочное масло, маргарин, а также молоко и яйца. Подробнее о правилах питания в Великий пост читайте в материале ФАН.

Сороки: что за праздник, история

Народный праздник Сороки назван по созвучию со словом «сорок». Праздник также называют Сорок сороков. Дело в том, что 22 марта Русская православная церковь вспоминает подвиг 40 Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в 320 году (западные христиане вспоминают подвиг 9 марта). События произошли на территории нынешней Турции, в городе Севастии при императоре Лицинии во времена гонений на христиан. 40 римских воинов, которые тайно приняли христианство, отказались участвовать в языческом обряде и тем самым себя выдали. Их подвергли пыткам, а затем раздели догола и вывели на лед (весна в тот год была очень холодной). Неподалеку затопили горячую баню, предложив войти в нее тем, кто готов отречься от Христа. Один из воинов не выдержал пытки, вбежал в баню, но, по преданию, тут же умер. Однако его место на льду занял другой римский воин, который охранял замерзающих мучеников. Таким образом, этот воин также признал себя христианином и был казнен вместе с остальными. Тела 40 мучеников были сожжены, а кости утоплены в озере, но местный епископ собрал останки и предал их христианскому погребению. День памяти Сорока Севастийских мучеников — это мужской день в православии, а День жен-мироносиц (в мае) — женский православный праздник.

Как на Руси отмечали праздник Сороки

На Руси праздник по созвучию называли Сороки, или Сорок сороков. Праздник считался главной встречей весны и отмечался широко. Сороки совпадает с

, когда день становится равен ночи. Праздник, как видно из названия, посвящался возвращению перелетных птиц. Считалось, что весной прилетает 40 разных видов, первыми — жаворонки. Поэтому праздник иногда так и называют — Жаворонки. Пернатых встречали специальным угощением — постным печеньем в виде птичек. Печенье давали и детям, клали на подоконник. Все эти обряды считались очень важными — приманивающими весну. В некоторых местностях пекли строго по 40 печений, крошки ежедневно бросали из окна птицам. Считалось, что это защищает землю от утренних заморозков.

Что можно и нельзя делать 22 марта

На Руси в этот день было не принято работать, даже по дому, поэтому хозяйки старались все дела (в том числе выпечку печений) закончить накануне. Под запретом были ссоры, споры, скандалы. Поскольку это время Великого поста, запрещалась скоромная пища. Хотя праздник в 2021 году приходится на понедельник, когда пост очень строгий, на Сорок сороков можно есть горячую пищу с растительным маслом и печенье, изготовленное к этому дню. Сороки на Руси также были детским праздником, поскольку дети считаются невинными как пташки божьи. Ребятишкам в этот день разрешалось шалить, шуметь и играть, несмотря на пост. Кроме того, в этот день обязательно нужно было выйти из дома и погулять, чтобы не «проспать» весну.

Приметы

Какая погода на Сороки, такой будет еще 40 дней. На Сороки снег и мороз — можно рассчитывать на хороший урожай. На Сороки тепло и сыро — жди мокрого лета, а урожай может сгнить на корню. Жаворонок запел — к дружной ранней весне. Птицы начинают возвращаться — весна будет ранней, а лето жарким.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смысл праздника сабантуй
  • Со временем покой ценишь намного больше чем праздники
  • Снять дачу на праздник
  • Снять студию на праздник
  • Снять гостевой дом на новогодние праздники