Снежная королева жизненный сценарий

…старое сказание на психологический лад про классический любовный треугольник в Лапландии по мотива...

…старое сказание на психологический лад про классический
любовный треугольник в Лапландии по мотивам сказки Г.К. Андерсена
«Снежная королева».

С приходом зимы, с наступлением праздников все вокруг нас
становится сказочным. В опере дают “Щелкунчика”, в соседнем детском
театре новая постановка «Снежной королевы”, “12 месяцев”,
“Рождественской истории”. По телевизору показывают “Морозко” и
“Ледяное сердце”. Зимой и я ощущаю себя максимально сказочно. Может
быть, потому что зимой началась моя собственная сказка. Мой
жизненный сценарий, которому суждено было повторяться и
повторяться, повторяться и повторяться… до тех пор, пока в процесс
не вмешалось осознание.

Жизненные сценарии имеют свойство передаваться по наследству.
У каждого он уникальный. Но в то же время сценарий имеет
определенные закономерности,  которые отображаются в
коллективном бессознательном: мифах,  легендах,  сказках.
Воплощаются они с помощью определенного набора архетипов.
Начиная с детства,  мы впитываем опыт возможных сценариев
развития нашей жизни,  через сказки, рассказанные родителями,
 бабушками,  дедушками, а потом таким же образом
воплощаем в жизнь свою сказку.

У каждого своя сказка. Кто-то становится прекрасной Ассоль,
проводя полжизни у берега океана в ожидании того самого
единственного Грея. Приходит ли он? В сказке — да.
Кто-то находит свое чудовище или свою лягушку. Окутывает
его/ее любовью и заботой, ожидая изменений, перевоплощений,  с
надеждой, что любовь смягчит сердце,  растопит лед. Какая
частая фраза:  «Он изменится,  он говорит, что ему тоже
сложно со своей агрессией,  я сделаю все,  чтоб помочь
ему стать другим. Я его спасу».

Кому-то суждено быть Золушкой. Или Настенькой (из Морозко),
добровольно берущей на себя бремя ответственности за всю семью,
чрезмерно вкладывающейся в свой дом и детей.  Золушка ожидает
вознаграждения,  ожидает благодарности, любви и признания за
ее усердный труд. А Настенька превращается в жертву, порицаемую за
ее доброту и открытость.
А кто-то, как Рапунцель, сидит взаперти своих убеждений и
интроектов,  с невозможностью двигаться,  исследовать,
 искать — с невозможностью  жить.

Странную шутку сыграл Андерсен со своей главной героиней — Гердой,
назвав сказку в честь Снежной королевы — повелительницы холода и
снегов, живущей в Лапландии. И это при том, что сама королева
появляется в сказке всего лишь дважды: в начале, когда увозит Кая и
в конце, когда уходит из своего замка, пропуская визит Герды и
возвращение тепла в ледяное сердце мальчика.

Думаю, нужно вернуть ценность Герде: ведь главная героиня
именно она – девочка, совершившая невероятное путешествие,
 спасательную операцию,  о которой ее не просили.

Герда VS Снежная королева (при чем тут
Кай?)

В своей детской жизни Герда лишь умеет
радоваться миру,  розам, снегу, красоте. Девочка довольно
ведомая, доверяющая, наивная, с размытыми личными границами.
«Добрость» и «хорошесть» делают ее безликой и совсем неинтересной в
самом начале сказки. Потому на первый план решительно врывается
другой женский образ — Снежная королева:
таинственная, манящая, цельная, возвышенная, превосходящая многих
других. “Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их
всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном
облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и
заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными
узорами, словно цветами.”

Два образа. Два прототипа. Возможна ли вообще между такими
разными образами конкуренция? И за что? Или за кого?

Сразу увидеть здесь зачатки конкуренции сложно. Но она есть.
Если посмотреть на эту сказку с точки зрения психологии и теории
субличностей, то можно заметить, что Кай и Герда  — это две
части одной личности. Личности, которая переживает кризис.
Личности, готовой вступить в конкуренцию с холодной матерью, чтобы
повзрослеть, чтобы присвоить себе свою собственную
дуальность.

Кай — мальчик с острой нарциссической
травмой, причиненной осколком, попавшим в его сердце и глаз.

Что мы знаем об этой травме? Нарциссически травмированный
ребенок вырастает в среде, наполненной пренебрежением к его
основным потребностям: в любви, защите, принятии таким, какой он
есть, игнорированием его как личности. Такие травмы сейчас не
редкость. Люди, не получившие признания,  восхищения и
одобрения от родителей,  живут с крепкой мыслью о том, что мир
жесток и защищаются от него, раня других саркастическими
высказываниями,  осуждением,  презрением. У таких людей
рацио преобладает над чувствами. С Каем все именно так и случилось,
вдруг, после попадания осколков в его сердце и глаз, мальчик
становится злым, подозрительным, жестоким, циничным. Восхищаясь
Каем, Герда говорит: “- Да-да, это Кай! Он ведь такой умный! Он
знал все четыре действия арифметики, да еще с дробями!”

 

Холодная мать, раня своего ребенка своей холодностью, обрекает
его на жизнь в царстве снежной королевы. Поближе к своей травме и к
холодному недоступному объекту, от которого напрасно требовать
теплоты. Таким образом, Андерсен в метафорической форме описал нам
процесс травматизации ребенка в период становления здорового
нарциссического компонента личности.

Герда — воплощение архетипа
путешественника.

Важно обозначить, что вся сказка “Снежная королева” обладает
качествами мифа, и может быть рассмотрена с точки зрения
мифологической структуры, как конструкции, состоящей из
архетипичных образов. Для дальнейшего разбора, я использовала
структуру Джозефа Кэмпбелла, описанную в книге “Тысячеликий
герой”.

Герда предстает перед нами в сказке  как абсолютно
автономный архетип, проживающий свою историю — архетип
путешественника, искателя.

Путь-инициация — это путь, который должен
пройти каждый путешественник, столкнувшись с преградами и
помощниками. Это путь, символизирующий переход на другую ступень
развития, символизирующий взросление.

 Итак, по базовой структуре любого мифического
путешествия, в сказке присутствуют такие этапы:  

1. Зов к странствиям и отвержение зова. С
приходом весны Герда решает, что Кай умер (утонул в реке,  что
течет за городом). Тут бы Герде и остановиться.   Довериться
своим чувствам. Признать реальность. Но Герда выбирает другой путь.
Она решает идти на поиски Кая, в смерть которого не верит. В этот
момент Герда ведома сигналами мира:

“- Кай умер и больше не вернется! — сказала
Герда.

— Не верю! — отвечал солнечный свет.

— Он умер и больше не вернется! — повторила она
ласточкам.

— Не верим! — отвечали они.

Под конец и сама Герда перестала этому верить.”

2. Преодоление первого порога путешествия.
Первый порог всегда является некой границей настоящего, за которой
больше нет покровительства, опеки и безопасности. Для Герды таким
порогом являлась Река. Области неизведанного, того мира, в который
отправляется Герда, уплывая на лодке по течению, символически
являются открытым полем для проекции содержания бессознательного.
Все что происходит с Гердой дальше — это встреча  с миром
через собственные проекции и защиты. Отправляясь в путь, Герда как
будто не оставляет себе возможности вернуться, передумать,
обессилеть, устать, позвать на помощь. Встреча с этими защитами –
это обязательное условие на пути взросления в этой сказке. Это путь
ради пути: «И девочке почудилось, что волны как-то странно
кивают ей; Тогда она сняла свои красные башмачки, первую свою
драгоценность (прим. – первую жертву) и бросила их в реку…Лодку
уносила все дальше; Герда сидела смирно, в одних
чулках…».

3. Путь испытаний. Перейдя через порог,
отделяющий мир реальности от мира волшебного путешествия, Герда
оказывается в следующей обязательной части мифа — на пути
испытаний.
На этом пути героиня сказки (как и герой любого
мифа) получает много помощи. Возможно, только здесь героиня
начинает воспринимать мир как ресурсное место, и только здесь
узнает о существовании доброго мира, наделенного помогающей и
поддерживающей силой.

— Встреча с
Колдуньей.
На этом этапе сказания Герда попадает в
чудесный сад, в котором живет женщина умеющая колдовать, она
стремится оставить Герду у себя, лишая ее памяти и воспоминаний о
Кае.

Ложная встреча с
Каем
. Путешествие в замок, в котором якобы живет Кай,
который женился на принцессе.

Выживание в диком
лесу
в заложницах у девочки разбойницы.

4. Как и у каждого героя преодолевающего
испытания, на пути Герды встречаются разные
помощники: цветы, ворон и ворона, олень, лапландка
и финка. Именно благодаря помощникам мир разворачивается
дружественной стороной к Герде, предоставляя ресурсы и
помощь.

5. Апофеоз. Кажется, что весь этот путь Герда
проделала ради Кая и ради того, чтобы растопить его холодное
сердце. НО на самом деле это не так.

Кай и его нарциссическая травма – это жизненный сценарий
Кая.

А жизненный сценарий Герды – преодоление Пути. Волшебного
Пути, который полностью ее изменит. Инициация взрослости. Переход
на следующий жизненный уровень. В новый жизненный сценарий. В свой
собственный жизненный сценарий.

Заключение и выводы или начало и
догадки

“Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где
все было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по
циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, Кай и Герда заметили,
что стали совсем взрослыми.”

Путь любого путешественника или искателя — это путь к себе.
Ведь на самом деле все персонажи этой сказки и процессы, которые с
ними происходят  — это метафорическое отображение процесса,
что разворачивается внутри личности на пути к взрослению. Только
лишь пережив и интегрировав свой собственный “замороженный опыт”,
возможно присвоить его себе и пользоваться им в жизни.

Весь поход Герды за Каем — это и есть поход в
психотерапию.
Все преграды и испытания на этом пути к себе
— это отображение тех процессов и защитных механизмов, которые
 приходит человек со своим психотерапевтом. Замороженная
Лапландия – это место травмы. В гештальт терапии это замороженные
чувства Кая. «…Кай остался один в необозримой пустынной зале,
смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него
трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный,
словно неживой…»

Женщина-колдунья с прекрасным садом —  воплощение
сопротивления. Состояния, в котором так сладко и приятно оставаться
со своей иллюзией,

“- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! —
сказала старушка. — Вот увидишь, как ладно мы с тобой
заживем!

И она продолжала расчесывать кудри девочки и чем дольше
чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая —
старушка умела колдовать.”

Встреча с маленькой разбойницей – это встреча со своей Тенью,
которую сложно принять. Задача Тени — помочь Герде. Разбойница дает
Герде оленя, который становится ее другом, и благодаря которому
Герда находит Кая.

И, в конце концов, встреча с собственной инфантильностью,
проявляющейся в надежде растопить чье-то сердце своими
слезами.

PS (или когда
автор не может остановиться)

Герда вызывает у меня амбивалентные чувства. С одной стороны
мне жаль ее. Следуя своим спасательским инстинктам, она идет по
снежной стране без обуви, не тестируя реальности, чтоб предложить
своему доброму другу немного своих слез. В то же время у меня
возникает ощущение, что у Герды достаточно внутреннего ресурса
справиться со всем предстоящим, а потом интегрировать это в
опыт.

Это моя сказка! Что делать? (рекомендации для
психотерапии)

Самое сложное для Герды — заметить своего внутреннего
спасателя, который отправляется в путь не интересуясь и не
спрашивая, нуждается ли вообще кто-то  в спасении? Это, по
сути, и есть задача каждой Герды. Остановить себя и
поинтересоваться у другого: нужна ли ему помощь? Хорошо ли там Каю?
Счастлив ли он? Ведь, похоже, что Каю и правда хорошо. У него своя
игра в ледяные кубики и свои задачи развития в этой истории.

Спасение отдельных людей от их глубоких травм, может вызвать
повторную ретравматизацию. Заморозка  — это защитная реакция,
которая спасает психику, организовывая ей безопасность. Процесс
размораживания часто дискомфортный и даже болезненный. Здесь
особенно важно иметь точку опоры, иметь поддержку. Здесь точно
сложно обойтись без специалиста, психолога, длительной
терапии.

Если ваша внутренняя Герда неоднократно путешествовала в
Лапландию, сначала достаточно просто заметить это. Затем
остановиться. Определить свою потребность. Увидеть свою роль в этом
треугольнике. Силы, которые двигают вами в этих отношениях.

После этого стоит обратить внимание на вашу реальность.: Где
вы находитесь сейчас? В отрицании? В аутоагрессии (причинении себе
ущерба ради другого)? В избегании? Или в сладких фантазиях о том,
что на этот раз у вас все получится? Только после этого начать
присваивать себе этот опыт, интегрировать его в свою жизнь, учиться
опираться на него, пользоваться им.

И если вам особенно повезет, то в конце Пути или в его новом
Начале вы заметите, что со Снежной королевой, своей главной
конкуренткой, Герда лицом к лицу так и не встретилась.

И, очевидно, что эта Самая Главная Встреча еще впереди.

…но это уже совсем другая сказка.

«Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств».

Пётр Чаадаев.

Андерсен всегда обижался и горячо протестовал, когда его называли «детским писателем», он справедливо полагал, что человек в любом возрасте может интересоваться сказками, каждый раз постигая для себя новые смыслы.

Как и другие сказки Андерсена, «Снежная королева» — многослойное, многоуровневое произведение. Фольклорная основа «Снежной королевы» — древние языческие мифы о потустороннем мире и посмертной жизни души. Герда отправляется в Мир Мёртвых за душой Кая, украденной Духом Смерти. Это архетипический сюжет.

Маленький Андерсен, как и сказочный Кай, много времени проводил с соседской девочкой, которую ласково называл сестричкой, она была первой слушательницей его сказок. Возможно, что именно эта девочка стала прообразом маленькой Герды. И именно в ней воплотился образ заботливой, преданной, оберегающей женщины, похожей на идеальную мать.

А. Штерн [9] считает, что имя главному герою дано не случайно:

«Его инициация записана в вечности задолго до его рождения, она предопределена его неслучайным именем — Кай. Руна «Ка» — человек с поднятыми руками, подбрасывающий вверх солнце символ воскресшего из мёртвых (незнающих, профанов), инициированного, возродившегося к весенней жизни, к Новому циклу; архетип адепта, «нового человека»».

Резникова К.В. [5] отмечает, что имя Герда созвучно имени Герта, так звали одну из женщин, которая способствовала переселению жителей с обжитых, но атакуемых врагами земель, в новые:

«…собственно, по её имени новая земля и получила наименование Гертмания (Германия)».

Ледяная Дева, Фея Льдов, Снежная Ведьма — Снежная королева, владычица над зимой и смертью. Этот образ часто встречается в скандинавском фольклоре и шаманских мифах. Когда умирал отец Ханса Кристиана, его последними словами были: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне».

В начале сказки мы узнаем, что ученики тролля разбили его волшебное зеркало, осколки которого разлетелись по всему свету.

Один осколок попал Каю в сердце, отчего «сердце превратилось в кусок льда», второй осколок попал Каю в глаз. По мнению Т. Василец[3], в сказке о Снежной Королеве представлен подростковый этап становления мужественности, когда мальчик может быть грубым и безжалостным. «Сердце, как будто превращённое в кусок льда» — такое безэмоциональное поведение характерно для подростков, боясь показать свою ранимость, они стремятся спрятать эмоции, подменяя их рациональным отношением к миру.

Второй осколок попал Каю в глаз: «Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны». Т. Василец [3] пишет:

«На ранних этапах созревания мужское начало ещё «слепо»…, то есть недостаточно осознаёт, не видит само себя».

В составе нашей личности, как полагают Белова М., Бисенова Л.[2], есть трикстер-тролль:

«Как и всякий трикстер, он появляется в тот момент, когда в психике возникает застой, он переворачивает всё с ног на голову, заставляет всё видеть в другом свете».

В периоды кризисов мы чувствуем себя так, как будто осколки дьявольского зеркала пронзили наше тело, поведение может меняться до неузнаваемости.

Раненный осколками зеркала Кай начинает проявлять к окружающим неуважение и гордыню, затем тщеславие и переоценка своих возможностей приводят к тому, что Кай привязывает свои сани к самым большим и быстрым, великолепным саням, которые принадлежат Снежной Королеве, и Снежная Королева уносит его в своё царство.

Попавшего в царство Снежной королевы Кая родные считают погибшим. «Порешили, что он умер, утонул в реке, протекавшей за городом».

Герда отправляется искать Кая, надев новые красные башмачки. Судакова Ю.[7] в статье «Женские инициации: посвящение в силу» пишет:

«Первая инициация — это время, когда к девочке первый раз приходят месячные. Во многих культурах этот день отмечался особым образом, ибо девочка переходила из состояния ребёнка в состояние девушки… Инициация очень важна в этот период, так как она разрывает связь с детскими энергиями, и девушка включается в новый, более мощный энергетический эгрегор, она обретает новую силу» и далее. «Для многих женщин месячные — это ненавистное время, которое ассоциируется с чем-то грязным и с болью — это значит нет принятия сексуальности, нет понимания своей силы».

Герда пытается отдать башмачки реке, пугаясь своей сексуальности, и, стремясь отказаться от неё, но вернуть Кая таким способом не получается. Затем Герда в лодке «несётся по течению реки», что может символизировать движение по «реке жизни». И вот она…

«…приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с цветными стёклами в окошках и соломенной крышей».

В мифологии переправа через реку означает переход в Иной Мир. Считается, что уход по течению реки приносит забвение.

В некоторых российских деревнях до сих пор запрещено говорить: «пойти за водой», эти слова воспринимаются как «уйти в иной мир, к мёртвым, по течению реки» принять говорить: «пойти по воду».

Там, куда приплыла Герда, «нигде не было видно ни одной человеческой души», и «у дверей стояли два деревянных солдата», то есть даже стражники неживые. «Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка». Она напоминает Бабу Ягу, встречающую героиню на границе Мира Живых и Мира Мёртвых. Эту главу Андерсен назвал «Цветник женщины, умевшей колдовать», подчёркивая в названии главы колдовскую силу старушки.

Герда «...спросила старуху, не видала ли она Кая. Та ответила, что он ещё не проходил тут, но, верно, пройдёт, так что девочке пока не о чем горевать«. Вероятно, она имела в виду, что пока Кай находится в Мире Живых, хотя обязательно когда-нибудь окажется в Мире Мёртвых. Старуха «заперла дверь на ключ«, кормила Герду спелыми вишнями и «позволяла играть на солнышке«. Гребень в сказках часто символизирует потерю памяти. Колдунье «очень захотелось оставить у себя Герду«, она «расчёсывала ей волосы золотым гребешком» и «чем дольше чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая«. Состояние, в котором Герда находится у старушки — регрессивное, напоминающее пребывание в лоне матери. Это состояние естественно возникает при взрослении, так как психика стремится вернуться к тому, что для неё является безопасным и привычным.

Белова М., Бисенова Л. [2] пишут, что

«В регрессивном состоянии женщина не осознает ни свою чувственность, ни сексуальность, ни желания, пряча их глубоко в Бессознательном, отказываясь от них, как от красных башмачков. Рано или поздно женщина или девочка почувствует неудовлетворённость этим состоянием, и, как Герда, она заплачет, и её сексуальность и желания, её знание того, что ей нужен именно Кай, выйдут на поверхность. Она начнёт спрашивать у тех, кто её окружает, как же его найти».

Отдыхая у колдуньи, Герда набирается сил, в ней проявляется естественное стремление к развитию. По мнению Беловой М., Бисеновой Л.[2]:

«Если девочка удачно прошла этот этап, осознала его плюсы и минусы, она научается пользоваться своим умением отдыхать в мире грёз, книг, фантазий».

Герда убегает от колдуньи и встречает ворона, между ними происходит следующий диалог:

— Вот если бы ты понимала по-вороньи, я рассказал бы тебе обо всём, куда лучше.

— Нет, этому меня не учили! — сказала Герда. — Бабушка — та понимает! Хорошо бы и мне уметь!

Однако Герда отлично находит взаимопонимание с вороном, что помогает ей осознать в себе умения бабушки, что делает Герду ещё немного взрослее. С помощью ворона Герде попадает во дворец, а также знакомится с Принцем и Принцессой.

«Девочка могла жить да поживать во дворце припеваючи, но она прогостила всего несколько дней и стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков, она опять хотела пуститься разыскивать по белу свету своего названого братца. Ей дали и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета с сияющими, как звёзды, гербами принца и принцессы; у кучера, лакеев и форейторов — ей дали и форейторов — красовались на головах маленькие золотые короны. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути».

Герда снова отправляется в путь. Однако «карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам».

От гибели Герду спасла маленькая разбойница, которая символизирует женщину-амазонку, воительницу. Такая часть личности — внутренняя амазонка в небольшом количестве может быть очень полезна для личности женщины. Но, когда её много, она способна разрушить всё вокруг.

Maленькая разбойница держит взаперти живых зверей и пугает их. У неё есть любимый Олень, который с восторгом говорит о царстве Снежной королевы: «Там вечный снег и лёд, чудо как хорошо!» и «Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам!».

Олень у северных народов считается одним из главных магических животных. Например, у саамов олень является необходимым спутником шамана в Мир Мёртвых. Маленькая разбойница «отёрла слезы Герде» и отпустила ее, отдав девочке своего любимого оленя, чтобы он доставил Герду в царство Снежной королевы.

«Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала её, ради осторожности, и подсунула под неё мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.

— Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — будет ведь холодно! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша! Но мёрзнуть я тебе не дам; вот огромные матушкины рукавицы, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки, и вот тебе ещё два хлеба и окорок!»

Ещё долго путешествует Герда, постепенно слабея, но северные жители — Лапландка и Финка поддерживают её. Лапландка согрела Герду, покормила и напоила, «написала пару слов на сушёной треске для Финки, велела Герде хорошенько беречь её, потом привязала девочку к спине оленя, и тот снова помчался».

А потом Герда встретилась с финкой, которая дала указание оленю:

«В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!»

Царство Снежной королевы — холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега — воплощение самой смерти. Солнце — символизирует жизнь, оно не проникает в загробный мир, ледяные залы Снежной королевы освещаются не солнцем, а северным сиянием, следовательно, герой, попавший туда — умерший.

«Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады».

«Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, слово «вечность».

Кай хотел постичь мир, не понимая, что это невозможно сделать без чувств, одним холодным, пусть и абсолютным разумом.

Хлюпин В. в статье «Зловещее очарование туфельки» пишет:

«У детей, воспитанных в невротически-стерильной среде возникает риск атрофии инстинкта выживания, утрачивания психологической гибкости, и, если это случается, они превращаются, что называется, в вечных детей (puer aeternus), вечных студентов и т.д. Личность застывает, цепенеет в своём развитии, меняются только персоны. Прилагательное «вечный» в этом смысле имеет значение консервативный, неизменный. В семейном мифе таких детей всегда можно обнаружить «замороженных» родителей, Снежного короля-отца или Снежную королеву-мать».

Похожую мысль излагает и Т.Василец[ 3]:

«Злой Тролль, разбивший волшебное зеркало, и Снежная Королева — отражение негативных аспектов отца и матери».

Возвращаемся к сказке, Герда нашла Кая, но…

«Он сидел на одном месте — такой бледный, неподвижный, словно неживой», тогда Герда «заплакала; горячие слёзы её упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:

«Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа».

Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался».

Осколки дьявольского зеркала удаляются в обратном порядке, сначала — из сердца, затем — из глаза. Сначала исцеляется эмоциональная сфера — восстанавливается способность испытывать и высказывать истинные чувства, затем — способность «видеть» и «узнавать» других. Для выздоравливающей психики сначала восстанавливается внутренний мир, а потом — внешний. И при этом возникает полноценное ощущение себя и мира.

Герда так радовалась, что «даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да ещё получить от неё в дар весь свет и пару новых коньков».

У Кая было задание, данное Снежной королевой, которое он должен был выполнить. Сложив слово — вечность, Кай становится «сам себе господин». Ещё он должен был получить коньки, которые можно рассматривать, как символ превосходства человека над льдом. Коньки Кай не получил. Но встреча с Гердой не только избавила Кая от осколков зеркала, но и привела к тому, что задание, данное Снежной Королевой, выполнилось само собой, так как при соединении разума, представленного Каем и эмоций, воплощённых в Герде, человек становится целостным, и все поставленные им цели становятся легко достижимыми. И слово «Вечность» стало означать не вечную смерть, а вечную жизнь, спасение.

Когда Кай и Герда вернулись домой, «бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное!»».

Вечность — это начало без конца. Для Андерсена очень важно, чтобы человек, став взрослым, оставался в душе ребёнком, сохранил веру в Бога. Он полагал, что если человек забывает о Боге, увлекается суетой мира, то в вечности он обрекает себя на страдания и мучения.

Финка сказала о Герде:

«Сила — в её милом, невинном детском сердечке«.

Герда ведёт себя как ребёнок, она открыто проявляет чувства. Открытое проявление чувств — признак психологически здоровой личности. Она живёт полной жизнью, потому что жить — это чувствовать. Чувствовать и проявлять всю палитру эмоций, например, таких, как радость, печаль, счастье и боль.

Рационализму Герда противопоставляет простоту и веру. При этом Герда — уверенный в себе человек. Она знает, чего хочет, может говорить о своих желаниях, ставить цели и достигать их.

Она разрешает себе и поныть: «Ай, я без тёплых сапог! Ай, я без рукавиц! — закричала Герда, очутившись на морозе», — потому что сапоги и рукавицы остались у Финки.

Когда ей было страшно и грустно, Герда плакала, например, когда лодка вместе с ней отошла от берега, Герда «ужасно испугалась и принялась плакать и кричать»; она плакала, поняв, что в цветнике нет горячо любимых ею роз; плакала, когда расставалась с принцем, принцессой и воронами; плакала, когда на неё напали разбойники; «смотрела на финку такими умоляющими, полными слез глазами».

Герда заплакала, когда нашла Кая, а «он сидел … неподвижный и холодный». Может сложиться впечатление, что Герда слишком часто плачет, но также искренне она проявляет и другие чувства, например, «Герда прыгала от радости» в красивом цветнике колдуньи; когда Кай «узнал Герду … радость была такая, что даже льдины пустились в пляс».

Для Герды характерно проявлять свои чувства через поцелуи, так, она…

«принялась целовать розы, выросшие на месте её слез в цветнике старушки»;

«чуть не задушила ворона поцелуями»;

«поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зацвели розами, поцеловала его в глаза, и они заблистали, как её глаза; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым».

Герда говорит о своих желаниях. Когда ей что-то нужно, просит, например, у принца и принцессы она попросила, «чтобы ей дали повозку с лошадью и пару башмаков», и получала значительно больше, чем ожидала.

Она не забывает сказать «Спасибо!» каждому, кто помогает ей, и проявляет уважение даже к вороне, перед которой «Герда присела и поклонилась».

Неудивительно, что Герда стремилась к Каю, её желание подогревали реальные приятные воспоминания: Герда и Кай жили в мире гармонии, покоя и уюта, они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, Герда пела Каю, а он ей подпевал, они устраивали весёлые игры, а…

«Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком под кустами роз!»

На протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным. Она умеет концентрировать внимание на хорошем. «О, Кай, мой милый Кай…» — твердит девочка. Герда верит в то, что Кай ею любит:

«Только бы Кай услышал, что я тут, сейчас бы прибежал за мною!»

И у неё есть основания верить в него и гордиться им. У Кая много положительных качеств. Например, Кай стремился защитить Герду от Снежной королевы, Андерсен пишет, что в круглом отверстии на замёрзшем стекле «выглядывал весёлый, ласковый … мальчик», когда ворон рассказывал о принце, который «держался очень свободно и мило», Герда узнала в нём известные ей качества Кая; привлекательна и тяга Кая к знаниям, он умел считать и знал много информации о различных странах.

Таким образом, мы видим, что положительный образ Кая — это не фантазии Герды, а реальность.

Герда — сильная духом девушка, она не боится терять, не боится сталкиваться с трудностями. Она способна получать удовольствие от своей силы и слабости одновременно. У неё большое и доброе сердце, она может сострадать и сочувствовать, прощать слабости. Девушка, похожая на Герду, всегда знает, чего она хочет от жизни, и делает реальные шаги для достижения этих целей. А её тёплое и доброе сердце способно любить и себя, и других.

Литература:

  1. Андерсен Г.Х. «Снежная королева».
  2. Белова М., Бисенова Л. «Женская инициация. Мама и счастье в личной жизни» (по сказке «Снежная королева»).
  3. Василец Т. «Мужчина и Женщина — тайна сакрального брака».
  4. Любимов П. «Ледяная игра разума», или как сложить слово «Вечность».
  5. Резникова К.В. «Снежная королева».
  6. Самадуров. М.»Снежная королева».
  7. Судакова Ю. Женские инициации: посвящение в силу.
  8. Шаманка Голда. Про Снежную Королеву.
  9. Штерн А. «Снежная королева».

Я знаю, что вы любите читать про случаи из практики, поэтому ловите новую историю, на этот раз про сказкотерапию как метод психологической коррекции.

Приходит ко мне клиентка с запросом вернуть мужа, который ушел к другой.
На мой вопрос: «А зачем, собственно, он тебе нужен?», отвечает: «Люблю, жить без него не могу» (классика невротика).

Окей. Далее аккуратно расспрашиваю клиентку, какими были предыдущие отношения?
Оказывается, что там тоже шла борьба не на жизнь, а на смерть за мужчину, только уже со свекровью.
Ок, продолжаем анализировать.

Определение жизненного сценария через метод сказкотерапии

Как объяснять «сырому» клиенту, по какому сценарию развивается его жизнь?

  • Если сказать прямо, то сработает механизм психологической защиты по Фрейду «отрицание».
  • Водить хороводы вокруг елочки еще 25 сеансов желания у меня лично нет. Моя задача это максимально быстро, экологично и эффективно привести клиента в ту точку, в которую он хочет.
  • В таких случаях я выбираю проективные методики.

В данном случае я выбрала сказкотерапию как метод психологической коррекции.

«Какая у тебя в детстве была любимая сказка?» — спрашиваю я клиентку, и она называет именно ту, которую мне подсказало профессиональное чутье.

Вот удивительно, правда, как то, что нравится детям, влияет на то, какими они вырастают!

Вспомните, в какой популярной сказке, героиня всеми правдами и неправдами возвращает мужчину?
Это сказка с классическим треугольником Карпмана — «Снежная королева»:

  1. Герда -спасатель,
  2. Кай — жертва,
  3. ну а Снежная королева — это преследователь.

сказкотерапия примеры сказок

Это любимая сказка конкурирующих женщин, которые борются за внимание мужчин и вечно их спасают. Ну, знаете, из оперы «догнать и осчастливить».

От кого же можно спасать бедного представителя сильного пола? Да от кого угодно:

  • от злой любовницы, которая из семьи уводит (тогда осколки в сердце — это метафора кризиса среднего возраста у мужчины),
  • от свекрови,
  • от алкоголя,
  • от плохой компании и т.д.

Такая экзистенциальная позиция называется «Я ОК, ты не ОК» — человеку все время кажется, что то, что происходит с партнером, это неправильно, и ему нужно срочно, сиеминутно, не откладывая помочь это исправить. Да-да, привет всем тем, кто спрашивает меня «Как сделать так, чтобы муж больше зарабатывал?». А вы сначала узнайте — он-то этого хочет? Если да, то он сам возьмет денюшку в потный кулачок, запишется на консультацию и решит все свои проблемы.

сказкотерапия метод

Да и вообще я, наверное, психолог с детства, потому как еще в 8 лет удивлялась странным взрослым женским разговорам о том, что женщина должна кого-то там охранять и возвращать, если вдруг мужчина заблудился в чужой постели.
Нафига, дорогие, на-фи-га?

Сказкотерапия: примеры сказок и и жизненные сценарии

Ну и еще немного о сказках и жизненных сценариях, которым следуют люди, любившие эти сказки в детстве.

  • «Аладдин» — это про синдром самозванца, про желание иметь богатую и знатную жену, поддержку… В принципе, там вообще много смыслов.
  • Совеременный мультфильм «Маша и медведь» — здесь мужчина — тряпка, а женщина — истероидный нарцисс. В этом мультике медведь больше не защитник, а нянька, которая разгребает последствия женских выходок. Он очень мягкий, такими мужчинами обычно женщины крутят одним пальцем.
  • «Волшебник изумрудного города» — про поиск себя, про самопринятие : «Тебе не нужно сердце, чтобы быть добрым, мозги, чтобы быть умным — с тобой все ОК.» Про экзистенциальную позицию «Я ОК, ты ОК». Про веру в себя: я иду своей дорогой — нет в жизни идолов, вес наравне и у каждого есть свои таланты.
  • «Король Лев» — если это ваш любимый мультфильм в детстве, то я бы спросила, что у вас с отцом? Если он и есть, то отношения, скорее всего, напряженные. Нет опоры и поддержки от отца. Попытка добиться любви отца.
  • «Анастасия» — поиск себя, сепарация, движение к цели, про доказать кому-то что-то (Анастасии важно, доказать, что она настоящая). Мультик про сильную женщину — целеустремленную.
  • «Рапунцель» — жестокая мать, отца нет. Про самостоятельность и сепарацию. Девочка хочет на свободу от жестокой мамы.
  • «Шрек» — главный герой отвергающий, не ориентирован изначально на семью, он отшельник. Некомпанейский, неамбициозный. Ему важны болото и комфорт. Это мужчина-конформист. Это не рыцарь. Если вы ждете, что муж, который любит «Шрека», будет стоять под окном с цветами и доставать Луну — то это не про него, он не рыцарь.

Вообще определением своего жизненного сценария занимаются все участницы моего курса PROкачай себя. И это, конечно, лишь малая часть всех тех полезных открытий, которые они делают в процессе самопознания.

Многие девочки обожают эту сказку Ханса Кристиана Андерсена. Некоторые из них, с молчаливого одобрения общества, взращивают в себе Герду, другие стремятся походить на Снежную королеву. И те и другие ломают свою женскую судьбу. «Ни Герда, ни Снежная королева не будут счастливы с Каем», – утверждает психолог, директор Белорусского Института Гештальта Наталья Олифирович.

Герда спешит на помощь

Амплуа Герды – «спасательница». Этой девочкой движет Гердажелание совершать подвиги, на которые не отваживаются взрослые. Ее как магнитом тянет к плохим парням: алкоголикам, наркоманам, игроманам. Болезненная привязанность к ним у героини возникает очень быстро. А вот полноценные мужчины в ее поле зрения попадают редко. Главное качество Герды – надежность. В какое бы чудовище ни превратился деградировавший Кай, эта девочка будет ему слепо преданна и истопчет не одну пару башмачков, разыскивая его в злачных местах.

Разрыв в подобных отношениях может наступить только по инициативе мужчины. Герда безропотно будет терпеть до последнего. Более того, она будет убеждать себя и окружающих: «У нас с Каем все чудесно». Что ж, ей нет равных в искусстве игнорирования реальности и своих желаний. «Чего я хочу? Что будет со мной? Куда я иду? А нужна ли я Каю? Есть ли смысл за него бороться?» – эти вопросы Герду не занимают, она торопится спасти попавшего в беду мальчика, отношения с которым еще не определены. В сущности, она ищет того, кого не знает.

Судьба старой девы Герде не грозит – дефективные мужчины охотно зовут ее в загс. Они интуитивно чувствуют, что эта женщина-девочка окружит их лаской и заботой, всегда подставит плечо в трудную минуту (например, во время запоя или наркотической ломки) – и ничего не потребует взамен. Наперекор здравому смыслу Герда будет самоотверженно поддерживать нездорового мужа, выгораживать его и рьяно оправдывать перед теми, кто попытается открыть ей глаза: «Ты гробишь свою жизнь с алкоголиком (наркоманом)». Если Кай будет с ней груб или холоден – Герда закроет глаза. Она, не замечая трудностей, будет тянуть на себе дом, детей, пахать на трех работах (или генерировать идеи, как продвинуть бизнес мужа) – и оставаться в тени. Расплатой для Герды за жизнь в режиме подвига становятся психосоматические заболевания – в первую очередь страдают женские половые органы, почки, легкие.

«Чтобы выскочить из сценария «спасательницы», Герде необходимо быть более чувствительной к себе, учиться понимать свои истинные желания, а также твердо знать, что она нужна Каю, а он нужен ей. И, конечно, прежде чем отправляться в край, где живет Снежная королева, Герде стоит убедиться, что Кай хочет, чтобы его спасли», – говорит психолог Наталья Олифирович.

Маленькая разбойница нуждается в мудром наставнике

Еще одна героиня-девочка, ее психологический возраст не более 6 лет. Маленькую разбойницу пока не интересуют мальчики. Приключения – вот что манит ее сейчас. Она активно ищет себя и позволяет себе роскошь следовать за своими желаниями. Ценное качество Маленькой разбойницы – природная экспрессия. На мир героиня смотрит незамутненным социальными предписаниями взглядом, поэтому порой ведет себя, как бездушный ребенок.

Маленькая разбойница нуждается в опеке психологически благополучного взрослого. Его задача – терпеливо и мягко объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, и развивать у подопечной эмпатию (способность чувствовать и становиться на сторону другого человека). При правильном воспитании Маленькая разбойница научится выстраивать здоровые отношения с людьми и будет счастлива как жена и мать. В карьере она тоже будет успешной – благодаря своей энергичности и целеустремленности.

Снежная королева ищет мужа для усыновления

снежная королеваСнежная королева – единственный женский взрослый персонаж сказки, который ассоциируется с властью, красотой и холодом. В реальной жизни это яркая, успешная женщина, которая точно знает, чего она хочет, и умеет этого добиваться. У нее есть деньги, высокий статус, внешняя привлекательность, но самодостаточные мужчины ее сторонятся. Их отпугивает исходящий от Снежной королевы холод. Она и сама знает о своем душевном изъяне – неумении испытывать любовь. И теряется в догадках, что делать с равным по уровню развития и успешности мужчиной. И если находится смельчак, который пытается растопить лед в ее сердце, героиня, стремясь защитить себя от сильной боли, решительно прерывает отношения.

Для Снежной королевы единственный способ найти партнера – дать ему нечто, что отвлекло бы его от нее самой: позволить управлять небольшой частью бизнеса, подарить машину, не препятствовать запойной игре в компьютерные игры. Поэтому Снежной королеве проще иметь дело с мужчиной-мальчиком, который не предъявляет особых требований и не замечает, что с ней что-то не так. Она символически усыновляет Кая – становится для него заботливой матерью, которая печется о его здоровье, образовании, высоком статусе, приличном заработке. Шансы Кая личностно повзрослеть при таком раскладе равны нулю. Рано или поздно он может взбунтоваться и оставить свою благодетельницу ради теплой, эмоциональной, чувственной Герды. Впрочем, современный прагматичный Кай чаще всего выбирает Снежную королеву.

Девушкам, которых не устраивает сценарий Снежной королевы, необходимо разобраться, как они стали такими холодными (корни проблемы – в детстве) и почему предпочитают общаться с мужчинами не непосредственно, а через предметы.

…старое сказание на психологический лад про классический любовный треугольник в Лапландии по мотивам сказки Г.К. Андерсена «Снежная королева».

С приходом зимы, с наступлением праздников все вокруг нас становится сказочным. В опере дают “Щелкунчика”, в соседнем детском театре новая постановка «Снежной королевы”, “12 месяцев”, “Рождественской истории”. По телевизору показывают “Морозко” и “Ледяное сердце”. Зимой и я ощущаю себя максимально сказочно. Может быть, потому что зимой началась моя собственная сказка. Мой жизненный сценарий, которому суждено было повторяться и повторяться, повторяться и повторяться… до тех пор, пока в процесс не вмешалось осознание.

Жизненные сценарии имеют свойство передаваться по наследству. У каждого он уникальный. Но в то же время сценарий имеет определенные закономерности,  которые отображаются в коллективном бессознательном: мифах,  легендах,  сказках. Воплощаются они с помощью определенного набора архетипов.
Начиная с детства,  мы впитываем опыт возможных сценариев развития нашей жизни,  через сказки, рассказанные родителями,  бабушками,  дедушками, а потом таким же образом воплощаем в жизнь свою сказку.

У каждого своя сказка. Кто-то становится прекрасной Ассоль, проводя полжизни у берега океана в ожидании того самого единственного Грея. Приходит ли он? В сказке — да.
Кто-то находит свое чудовище или свою лягушку. Окутывает его/ее любовью и заботой, ожидая изменений, перевоплощений,  с надеждой, что любовь смягчит сердце,  растопит лед. Какая частая фраза:  «Он изменится,  он говорит, что ему тоже сложно со своей агрессией,  я сделаю все,  чтоб помочь ему стать другим. Я его спасу».

Кому-то суждено быть Золушкой. Или Настенькой (из Морозко), добровольно берущей на себя бремя ответственности за всю семью, чрезмерно вкладывающейся в свой дом и детей.  Золушка ожидает вознаграждения,  ожидает благодарности, любви и признания за ее усердный труд. А Настенька превращается в жертву, порицаемую за ее доброту и открытость.
А кто-то, как Рапунцель, сидит взаперти своих убеждений и интроектов,  с невозможностью двигаться,  исследовать,  искать — с невозможностью  жить.

Странную шутку сыграл Андерсен со своей главной героиней — Гердой, назвав сказку в честь Снежной королевы — повелительницы холода и снегов, живущей в Лапландии. И это при том, что сама королева появляется в сказке всего лишь дважды: в начале, когда увозит Кая и в конце, когда уходит из своего замка, пропуская визит Герды и возвращение тепла в ледяное сердце мальчика.

Думаю, нужно вернуть ценность Герде: ведь главная героиня именно она – девочка, совершившая невероятное путешествие,  спасательную операцию,  о которой ее не просили.

Герда VS Снежная королева (при чем тут Кай?)

В своей детской жизни Герда лишь умеет радоваться миру,  розам, снегу, красоте. Девочка довольно ведомая, доверяющая, наивная, с размытыми личными границами. «Добрость» и «хорошесть» делают ее безликой и совсем неинтересной в самом начале сказки. Потому на первый план решительно врывается другой женский образ — Снежная королева: таинственная, манящая, цельная, возвышенная, превосходящая многих других. “Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами.”

Два образа. Два прототипа. Возможна ли вообще между такими разными образами конкуренция? И за что? Или за кого?

Сразу увидеть здесь зачатки конкуренции сложно. Но она есть. Если посмотреть на эту сказку с точки зрения психологии и теории субличностей, то можно заметить, что Кай и Герда  — это две части одной личности. Личности, которая переживает кризис. Личности, готовой вступить в конкуренцию с холодной матерью, чтобы повзрослеть, чтобы присвоить себе свою собственную дуальность.

Кай — мальчик с острой нарциссической травмой, причиненной осколком, попавшим в его сердце и глаз.

Что мы знаем об этой травме? Нарциссически травмированный ребенок вырастает в среде, наполненной пренебрежением к его основным потребностям: в любви, защите, принятии таким, какой он есть, игнорированием его как личности. Такие травмы сейчас не редкость. Люди, не получившие признания,  восхищения и одобрения от родителей,  живут с крепкой мыслью о том, что мир жесток и защищаются от него, раня других саркастическими высказываниями,  осуждением,  презрением. У таких людей рацио преобладает над чувствами. С Каем все именно так и случилось, вдруг, после попадания осколков в его сердце и глаз, мальчик становится злым, подозрительным, жестоким, циничным. Восхищаясь Каем, Герда говорит: “- Да-да, это Кай! Он ведь такой умный! Он знал все четыре действия арифметики, да еще с дробями!”

Холодная мать, раня своего ребенка своей холодностью, обрекает его на жизнь в царстве снежной королевы. Поближе к своей травме и к холодному недоступному объекту, от которого напрасно требовать теплоты. Таким образом, Андерсен в метафорической форме описал нам процесс травматизации ребенка в период становления здорового нарциссического компонента личности.

Герда — воплощение архетипа путешественника.

Важно обозначить, что вся сказка “Снежная королева” обладает качествами мифа, и может быть рассмотрена с точки зрения мифологической структуры, как конструкции, состоящей из архетипичных образов. Для дальнейшего разбора, я использовала структуру Джозефа Кэмпбелла, описанную в книге “Тысячеликий герой”.

Герда предстает перед нами в сказке  как абсолютно автономный архетип, проживающий свою историю — архетип путешественника, искателя.

Путь-инициация — это путь, который должен пройти каждый путешественник, столкнувшись с преградами и помощниками. Это путь, символизирующий переход на другую ступень развития, символизирующий взросление.

 Итак, по базовой структуре любого мифического путешествия, в сказке присутствуют такие этапы:

1. Зов к странствиям и отвержение зова. С приходом весны Герда решает, что Кай умер (утонул в реке,  что течет за городом). Тут бы Герде и остановиться.   Довериться своим чувствам. Признать реальность. Но Герда выбирает другой путь. Она решает идти на поиски Кая, в смерть которого не верит. В этот момент Герда ведома сигналами мира:

“- Кай умер и больше не вернется! — сказала Герда.

— Не верю! — отвечал солнечный свет.

— Он умер и больше не вернется! — повторила она ласточкам.

— Не верим! — отвечали они.

Под конец и сама Герда перестала этому верить.”

2. Преодоление первого порога путешествия. Первый порог всегда является некой границей настоящего, за которой больше нет покровительства, опеки и безопасности. Для Герды таким порогом являлась Река. Области неизведанного, того мира, в который отправляется Герда, уплывая на лодке по течению, символически являются открытым полем для проекции содержания бессознательного. Все что происходит с Гердой дальше — это встреча  с миром через собственные проекции и защиты. Отправляясь в путь, Герда как будто не оставляет себе возможности вернуться, передумать, обессилеть, устать, позвать на помощь. Встреча с этими защитами – это обязательное условие на пути взросления в этой сказке. Это путь ради пути: «И девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей; Тогда она сняла свои красные башмачки, первую свою драгоценность (прим. – первую жертву) и бросила их в реку…Лодку уносила все дальше; Герда сидела смирно, в одних чулках…».

3. Путь испытаний. Перейдя через порог, отделяющий мир реальности от мира волшебного путешествия, Герда оказывается в следующей обязательной части мифа — на пути испытаний. На этом пути героиня сказки (как и герой любого мифа) получает много помощи. Возможно, только здесь героиня начинает воспринимать мир как ресурсное место, и только здесь узнает о существовании доброго мира, наделенного помогающей и поддерживающей силой.

— Встреча с Колдуньей. На этом этапе сказания Герда попадает в чудесный сад, в котором живет женщина умеющая колдовать, она стремится оставить Герду у себя, лишая ее памяти и воспоминаний о Кае.

— Ложная встреча с Каем. Путешествие в замок, в котором якобы живет Кай, который женился на принцессе.

 Выживание в диком лесу в заложницах у девочки разбойницы.

4. Как и у каждого героя преодолевающего испытания, на пути Герды встречаются разные помощники: цветы, ворон и ворона, олень, лапландка и финка. Именно благодаря помощникам мир разворачивается дружественной стороной к Герде, предоставляя ресурсы и помощь.

5. Апофеоз. Кажется, что весь этот путь Герда проделала ради Кая и ради того, чтобы растопить его холодное сердце. НО на самом деле это не так.

Кай и его нарциссическая травма – это жизненный сценарий Кая.

А жизненный сценарий Герды – преодоление Пути. Волшебного Пути, который полностью ее изменит. Инициация взрослости. Переход на следующий жизненный уровень. В новый жизненный сценарий. В свой собственный жизненный сценарий.

Заключение и выводы или начало и догадки

“Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, Кай и Герда заметили, что стали совсем взрослыми.”

Путь любого путешественника или искателя — это путь к себе. Ведь на самом деле все персонажи этой сказки и процессы, которые с ними происходят  — это метафорическое отображение процесса, что разворачивается внутри личности на пути к взрослению. Только лишь пережив и интегрировав свой собственный “замороженный опыт”, возможно присвоить его себе и пользоваться им в жизни.

Весь поход Герды за Каем — это и есть поход в психотерапию. Все преграды и испытания на этом пути к себе — это отображение тех процессов и защитных механизмов, которые  приходит человек со своим психотерапевтом. Замороженная Лапландия – это место травмы. В гештальт терапии это замороженные чувства Кая. «…Кай остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой…»

Женщина-колдунья с прекрасным садом —  воплощение сопротивления. Состояния, в котором так сладко и приятно оставаться со своей иллюзией,

“- Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! — сказала старушка. — Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем!

И она продолжала расчесывать кудри девочки и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая — старушка умела колдовать.”

Встреча с маленькой разбойницей – это встреча со своей Тенью, которую сложно принять. Задача Тени — помочь Герде. Разбойница дает Герде оленя, который становится ее другом, и благодаря которому Герда находит Кая.

И, в конце концов, встреча с собственной инфантильностью, проявляющейся в надежде растопить чье-то сердце своими слезами.

PS(или когда автор не может остановиться)

Герда вызывает у меня амбивалентные чувства. С одной стороны мне жаль ее. Следуя своим спасательским инстинктам, она идет по снежной стране без обуви, не тестируя реальности, чтоб предложить своему доброму другу немного своих слез. В то же время у меня возникает ощущение, что у Герды достаточно внутреннего ресурса справиться со всем предстоящим, а потом интегрировать это в опыт.

Это моя сказка! Что делать? (рекомендации для психотерапии)

Самое сложное для Герды — заметить своего внутреннего спасателя, который отправляется в путь не интересуясь и не спрашивая, нуждается ли вообще кто-то  в спасении? Это, по сути, и есть задача каждой Герды. Остановить себя и поинтересоваться у другого: нужна ли ему помощь? Хорошо ли там Каю? Счастлив ли он? Ведь, похоже, что Каю и правда хорошо. У него своя игра в ледяные кубики и свои задачи развития в этой истории.

Спасение отдельных людей от их глубоких травм, может вызвать повторную ретравматизацию. Заморозка  — это защитная реакция, которая спасает психику, организовывая ей безопасность. Процесс размораживания часто дискомфортный и даже болезненный. Здесь особенно важно иметь точку опоры, иметь поддержку. Здесь точно сложно обойтись без специалиста, психолога, длительной терапии.

Если ваша внутренняя Герда неоднократно путешествовала в Лапландию, сначала достаточно просто заметить это. Затем остановиться. Определить свою потребность. Увидеть свою роль в этом треугольнике. Силы, которые двигают вами в этих отношениях.

После этого стоит обратить внимание на вашу реальность.: Где вы находитесь сейчас? В отрицании? В аутоагрессии (причинении себе ущерба ради другого)? В избегании? Или в сладких фантазиях о том, что на этот раз у вас все получится? Только после этого начать присваивать себе этот опыт, интегрировать его в свою жизнь, учиться опираться на него, пользоваться им.

И если вам особенно повезет, то в конце Пути или в его новом Начале вы заметите, что со Снежной королевой, своей главной конкуренткой, Герда лицом к лицу так и не встретилась.

И, очевидно, что эта Самая Главная Встреча еще впереди.

…но это уже совсем другая сказка.

На пороге Бесконечности в царстве Снежной Королевы

Гансу Христиану Андерсону удалось короткой сказкой, написанной простым языком, отразить буквально смысл всей вселенной, борьбу за будущее, свободу воли, огромное желание и любовь.


11
7208
4 Апреля 2013 в 21:49

Писатели, люди со зрительным и звуковым вектором, имеют талант описывать окружающий мир системно. Возьмите любое произведение талантливого писателя — везде есть настоящие, не надуманные описания, отражающие действительность в том или ином проявлении.

Зрительный вектор обеспечивает таких людей творческим периферийным зрением, которое мы часто называем интуицией, творческим чутьем. Они обладают блестящим интеллектом и способностью сопереживать, испытывать эмпатию, любовь к другим людям.

Звуковой вектор даёт чувство слога, способность к колоссальной концентрации мысли и выводу её на бумагу в виде точного слова. В итоге мы получаем и наслаждаемся произведением искусства, которое нам позволяет прочувствовать героев и получить вдохновение.

Гансу Христиану Андерсону удалось короткой сказкой, написанной простым языком, отразить буквально смысл всей вселенной. Его «Снежная Королева» в психологии отражает борьбу за будущее, свободу воли, огромное желание и любовь.

Главные герои произведения — Герда, Кай и Снежная Королева — играют огромную роль в построении будущего в сказке. И всё, что происходит с ними, отражает процессы, происходящие в обществе — не сказочном, а настоящем.

Через персонаж Герды писатель выразил вариант светлого будущего всего человечества, а через персонаж Разбойницы — тупиковую его ветвь, отсутствие развития. Уретральная Герда спасает кожно-зрительного Кая от запертой в собственном эгоцентризме звуковой Снежной Королевы, в царстве которой нет времени, а есть только статичное, сонное апатичное пространство и холод. В «чёрную дыру» своего застывшего в развитии звука она затягивает Кая, и ему предстоит потрудиться, чтобы обрести другой, новый мир.

Системно о сказке «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА». Персонаж Кая

Кай, достаточно развитый кожно-зрительный мальчик, оказывается на перепутье, между жизнью и смертью, между Гердой и Снежной Королевой. Увлекшийся самолюбованием и высокомерием, Кай пошёл за удовольствиями, которые Снежная Королева обещала ему. А она обещала ему весь мир, только не настоящий, а ложный — запертый внутри её ледяного царства. Не удивительно, что Кай попался на соблазн, ведь кожный вектор — самый амбициозный и стремящийся к владениям. Чувственный и нежный кожно-зрительный мальчик Кай сам не заметил, как Снежная Королева увела его от настоящей жизни, заморозив его сердце. Он почти почернел от холода, омертвело его тело, он выглядел словно неживой.

Именно так выглядят зрительные последователи звуковых сект — погружённые в себя, не видящие никого, словно неживые, не чувствующие. Больной, запертый в эгоцентризме звуковой вектор уводит их далеко от того, зачем они рождены, — от развития чувств и передачи морально-нравственных ценностей всему миру. Уводит в тупик, из которого сложно выбраться.

Такие кожно-зрительные мальчики, как Кай, нежные, чувственные, с близкими к глазам слезами выживать стали не так давно. С ещё не отработанной жизненной программой они нетвёрдой поступью двигаются по тропинке, проложенной кожно-зрительными женщинами — создательницами известной нам культуры, культуры женского типа. Сценарий кожно-зрительной женщины отработан веками, она развилась и реализовалась полностью. И только кожно-зрительные мальчики плетутся в конце каравана развития человечества, являясь последним звеном развития культуры и основой для развития человека духовного.

Кто такая СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА?

Снежная Королева — это антиразвитие, ошибочная ветвь, тупик. Носительница звукового вектора, единственного из восьми, не имеющего желаний к материальному, но обладающего желанием к познанию духовного, смысла всего происходящего, она отказывается от этого развития в угоду собственному эгоцентризму. Королева в собственном снежном царстве, царстве пустоты и холода, она не имеет никакой связи с внешним миром, не несёт ничего в этот мир, не выполняет свою задачу.

Звуковой вектор определяет роль ночного охранника стаи, функция которого — вслушиваться во мрак саванны, чтобы предупредить стаю об опасности. Он сидит среди тишины абсолютного безмолвия с прикрытыми глазами, сосредотачиваясь на звуках извне и внутри себя, и таким образом развивает мысль. Деревянное лицо, poker face, звуковика с замороженным взглядом внутрь себя создаёт впечатление, что он смотрит сквозь вас. Особенность мироощущения звуковика в том, что он не разделяет мир внутри и мир снаружи, мир физический и мир нематериальный. Для него то, что для других векторов реальность, ощущается как иллюзия.

Качество состояний звукового желания определяет, насколько глубоко он уходит в себя. Апатия, депрессия, потеря интереса к жизни — чем глубже, тем сложнее состояние, вплоть до окончательной потери связи с внешним миром.

Эгоцентричная мысль Снежной Королевы, что она владеет всем миром, полностью захватывает её существо и создает иллюзию, что это так и есть. Она заставляет верить в это и других, а именно кожно-зрительных мальчиков. Зрительный вектор всегда тянется к старшему брату по квартели информации — звуку. Не развиваясь, зрение боится, не может выйти в любовь. А неразвитый звук и рад этому, ещё дальше отдаляя зрительника от цели и замораживая его развитие в ложной вере как способе перестать бояться. Так создаются секты.

Снежная королева и её царство — пустота, холод, безмолвие, отсутствие чувств, движения, статичность, в нём нет времени и всё мнимо совершенно: льдины, разбитые на удивительно ровные части, снежинки, имеющие пропорциональные формы, сама она, восседающая на зеркале Разума, самом лучшем зеркале в мире.

Поцелуй Снежной королевы заставил Кая позабыть Герду, и единственным его желанием стало быть господином самому себе и заполучить новые коньки. Осколок зеркала в глазах и сердце Кая превращают его из любящего развитого зрительного мальчика в самодовольного истукана. Он становится чёрствым, бессердечным, лишается душевной чуткости. Метафорично автор рисует изменённого Кая, наслаждающегося созданием ледяных — неживых и не способных испытывать чувства — образов.

Герда

Уретральный вектор по природе своей — единственный из восьми, изначально отдающий. Другие вектора проходят путь развития, чтобы стать отдающими, а уретральный вектор изначально направлен наружу. Это животный альтруизм, фонтан жизни, огромного желания жить на всю катушку, это вождь стаи, ведущий группу в будущее. Уретральный вектор отдаёт по нехваткам, он милосерден. Благодаря решению вождя, по просьбе кожно-зрительной музы мы стали человеками культурными и гуманными, то есть перестали съедать кожно-зрительных мальчиков, отказались от каннибализма. Милосердие, врождённое чувство ответственности, природное влечение к Каю, отсутствие страха стирают все возможные препятствия на пути к цели, и уретральная Герда бросает дерзкий вызов самой Снежной Королеве.

Она развита, не по-детски мудра и настойчива. Герда пройдёт все испытания, чтобы своими горячими слезами растопить лёд, сковавший сердце Кая, чтобы он снова почувствовал, как трепещет его душа и бьётся его живое, полное чувств сердце. Так уретральная Герда обеспечит будущим людям важнейшее звено в развитии человечества — кожно-зрительного мальчика.

Маленькая разбойница

Эта героиня представляет собой вариант отсутствия будущего. Она живёт в шайке бандитов, которые наживаются грабежом и хулиганством, которые даже хотели съесть Герду и отняли у неё всё, что ей дали принц с принцессой.

Маленькая разбойница попросила сохранить жизнь Герды, чтобы поиграть с ней как с игрушкой. У неё олень и голуби, которые сидят взаперти, а развлекает она себя тем, что ножичком поглаживает им горло.

Маленькая разбойница смугла, широка в плечах, ведёт себя мужеподобно: стремится доминировать, размахивает ножом, угрожает и хвастается. Она — подавленная уретральная девочка, которая вследствие неправильного воспитания (подавление родителями) пытается вести себя как доминантный самец.

Уретральный вектор — природная отдача, животный альтруизм, не ограниченный культурой, первичными ограничениями, огромная жизненная сила, желание жить. Такие дети рано созревают сексуально, и родители, думая, что это ненормально, грубо прерывают раннюю мастурбацию. Раз за разом отец с анальным вектором, для которого его девочка должна быть чистой и непорочной, бьёт свою подрастающую уретральную дочь, заставая её за этим занятием. На бессознательном уровне уретральная девочка знает, что будь она мальчиком, то к её ярко выраженной сексуальности относились бы гораздо мягче. Так она начинает вести себя наподобие уретрального самца, изображать мальчика.

Чем больше подавление, тем больше уретральная женщина становится мужеподобной, вплоть до лесбийских отношений с кожно-зрительной самкой.

Уретральный подросток по причине подавления может даже убежать из дома, противопоставив себя миру взрослых. Со временем для него весь мир, всё общество становятся враждебными, и выживать он начинает, создавая свою бандитскую шайку. Становясь асоциальным, уретральный вектор имеет тупиковое будущее, погибая не в бою за родину, а на очередной бандитской «стрелке».

В произведении перемешаны мужские и женские сценарии уретрального вектора, но тем не менее оно удивительно точно. Герда с развитым, не подавленным уретральным вектором имеет будущее. Она идёт на поиски Кая, выполняя свою природную видовую роль. Маленькая разбойница остаётся в тупике своего противопоставленного обществу бандитского мирка.

Осколки

Природа осколков зеркала — природа зла, неприязни и ненависти, искажающая восприятие. Чувство неприязни развилось в человеке как добавочное желание к пище. У животных такого чувства нет, а у человека есть. Мы ощущаем друг друга, отдельность себя от других, свою обособленность чувством неприязни. Вся зрительная культура направлена на преодоление чувства неприязни, вплоть до гуманизма и неспособности убить другого.

Осколки неприязни коварного зеркала влекли к Снежной Королеве, которая восседала на «самом лучшем зеркале» — зеркале ненависти. Только ненаполненный звук в состоянии испытывать истинную ненависть по отношению к окружающему миру, желание всё заморозить вокруг себя, умертвить, ведь в аберрациях ощущений этот мир мешает звуку жить.

Чем больше осколок, тем больше неприязни к ближнему, чем больше нереализованности в человеке, тем больше неприязнь.

Свобода выбора — предпринять усилия

Герда в каждой сцене сказки осуществляет свободный выбор в пользу развития, светлого будущего. На её пути было много соблазнов, каждое время года предлагало ей другую жизнь — без забот, беспокойств, усилий: весна — красивый сон, вечное цветение; лето — лучших женихов и жизнь в самом дворце; осень — остаться в шайке и жить разбойной беспечной жизнью. Цветы пели свои песни, времена года рассказывали свои рассказы и навязывали свои мнения, но, несмотря на все соблазны, Герда сопротивлялась и помнила о Кае, знала, что он где-то рядом, и она победила и саму себя, и Снежную Королеву.

Каждый из нас, развиваясь, делает такой выбор, преодолевая себя (лень, апатию, предрассудки, мнения, неприязнь к другим и т. п.). Всё человечество также находится на перепутье миров, ежесекундно делая свой выбор. С тех самых пор, как первый звуковик спросил, глядя на звёздное небо в свете яркой луны под пение сверчков: «Кто Я?».

Говорят, что ничего мы не выбираем, всё заложено в нас и предопределено генами, воспитанием, окружением. Но всё существует по принципу: «задано, но не обеспечено». Мы обеспечиваем сами своё развитие, мы выбираем — развиваться или нет. Страдать или получать наслаждение, получать или отдавать. Каждый вектор на любом уровне развития.

Судьба дана нам, но её нужно ещё и взять. Мы выбираем лично, группой и миром. Мы зависим друг от друга. Если мы отказываемся реализовываться и предпринимать усилия, мы лишаемся будущего.

Чтобы иметь возможность осуществить выбор, необходимо знать законы природы, знать, как человек устроен психически. Эта система и законы развития необходимы людям, чтобы продвинуться, сдвинуться с мёртвой точки и иметь будущее. Эта система познания себя, своих желаний, окружающих нас людей и мира — это тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Познавая других, мы научаемся ощущать мир не только через свои свойства, а через свойства других, мы начинаем отличать, понимать. Через осознание неприязнь становится средством приятия.

Познание себя — средство для осуществления свободы выбора, делая который мы проживаем жизнь, а не страдаем в мизерном мирке своих мнений и желаний.

Только звуковой вектор по-настоящему задаёт вопрос: «В чём смысл жизни?». Он желает знать, что такое Я и что вообще происходит вокруг, что с этим миром, который какой-то нереальный. Познавая себя и Вселенную, звуковик начинает выходить наружу и понимать ценность окружающего мира, всего существующего на Земле. В этом и состоит его задача.

Корректор: Валерия Старкова

Автор публикации:


Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смешные характеристики людей на праздник
  • Снежная вечеринка сценарий новогоднего утренника
  • Смешные фразы про праздники
  • Смешные фразы на праздник
  • Смешные тосты на праздник