Собор двенадцати апостолов праздник

Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на

Тропарь Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов,
глас 4

Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Перевод:

Первенствующие из Апостолов и вселенские учителя, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.

Кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов,
глас 2

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь;/ и́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// сих Просла́вльшаго прославля́ем.


Перевод:

В сей день Камень – Христос прославляет торжественно камень веры, – превосходнейшего из учеников, и с Павлом весь двенадцатичисленный сонм, чью память совершая с верою, мы их Прославившего прославляем.

Ин кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов,
глас 2

Петра́, ве́рнии, ка́меня ве́ры, похва́лим/ и Па́вла Богому́драго,/ созыва́ют бо всех пра́здновати ве́рою,/ собо́рне вку́пе вся двана́десяте, я́ко пропове́дники ве́ре,// прося́ща грехо́в оставле́ния.

Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам

Влады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Собор 12 Апостолов Христовых является древним праздником. Церковь отмечает его 13 июля. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Святые 12 апостолов — Петр и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и брат его Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Фома Близнец, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда, брат Господень или Фаддей, Симон Зилот и Матфий — поминаемые в разное время года, с давних времен также чествуются Церковью в общем праздновании на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Собор 12 Апостолов

Собор 12-ти Апостолов

Жития 12 Апостолов

Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга», то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Читайте также — Что бы сказали апостолы, увидев сегодняшних православных?

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьем. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

1.

12 Апостолов - ПетрПетр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.

2.

12 Апостолов - АндрейАндрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.

3.

12 Апостолов - ИаковИаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

4.

12 Апостолов - ИоаннИоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

5.

12 Апостолов - ФилиппФилипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.

6.

12 Апостолов - ВарфоломейВарфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

7.

12 Апостолов - ФомаФома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.

8.

12 Апостолов - МатфейМатфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.

9.

12 Апостолов - ИаковИаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

10.

12 Апостолов - ИудаИуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

11.

12 Апостолов - СимонСимон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

12.

12 Апостолов - МатфийМатфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний Собор 12 Апостолов. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.

Читайте также — Святые апостолы Петр и Павел

Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два «взвода» в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владимира, Крестителя Руси.Святой благоверный царь Константин Великий(306 — 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов.

Иконы 12 Апостолов

Собор 12 Апостолов - икона 1

Собор 12-ти Апостолов

12 Апостолов (книжная миниатюра, XIII век)

Двенадцать апостолов (книжная миниатюра, XIII век)

Иисус Христос и 12 апостолов (фреска XII века, Каппадокия)

Иисус Христос и 12 апостолов (фреска XII века, Каппадокия)

Фреска церкви 12 Апостолов в Капернауме

Фреска церкви Двенадцати Апостолов в Капернауме

Собор 12 Апостолов (новгородская икона, XV век)

Собор Двенадцати Апостолов (новгородская икона, XV век)

Собор 12 Апостолов ( Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Собор апостолов ( Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

Собор 12 Апостолов - икона 2

Молитвы 12 Апостолам

Тропарь

глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов

глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Молитва святым апостолам

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие! Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Проповеди о 12 Апостолах

Проповедь Патриарха в праздник Собора апостолов в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля 13 июля 2011 года.

Читайте также:

  • Мы — не апостолы, апостолы — не мы?
  • О чём писали апостолы? (ВИКТОРИНА)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

13 июля 2022 года православная церковь отмечает праздник «Собор двенадцати апостолов». В народном календаре – Полупётр, Двенадцать апостолов, Макушка лета. В это время принято ходить в храм, мириться с близкими, слушать кукушку и готовить блюда из яиц.

Фото: pixabay.com

13 июля у православных христиан большой праздник – «Собор двенадцати апостолов». Торжество получило название в честь ближайших учеников Иисуса Христа – двенадцати апостолов. В их числе: Пётр, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов (Зевдеев), Иаков Зевдеев, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иуда Иаковлев, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Искариот. Впоследствии Иуду, который предал Христа, заменит Матфий. История жизни учеников Христа описана в Евангелии и книге «Деяния святых апостолов».

В день Двенадцати апостолов принято мириться с близкими, просить прощения, если в отношениях возникла трещина. Утро наши предки начинали с посещения храма, где и сейчас в праздник проходят торжественные богослужения.

Народный календарь: Двенадцать апостолов

В старину праздник Двенадцати апостолов отмечали с размахом. С утра народ надевал красивую одежду и отправлялся на сенокос. А после завершения работы начиналось веселье, которое продолжалось до полуночи.

В день Двенадцати апостолов, как и на Пасху, красили яйца, но не в разные цвета, а только в желтый. Блюда из яиц задавали тон праздничным столам, где непременно были разные виды яичницы. Яичницу готовили с салом, ветчиной, зеленым луком и укропом, сыром и даже селедкой.

В ряде губерний люди делали кукол из соломы. Их наряжали в яркие платья, украшали разноцветными бусами. С куклами ходили по селу, распевая песни, а потом их раздевали и бросали в речку.

Фото: pixabay.com

Что нельзя делать в день Двенадцати апостолов

Многое в приметах и запретах этого дня пришло из языческих времен. Даже верующие люди участвовали в обрядах, которые, судя по всему, очень далеки от православия. Но к ним прислушивались, старались соблюдать традиции, чтобы не попасть впросак. В день Двенадцати апостолов запрещается:

  • Назначать встречи и свидания в первой половине дня. Они могли закончиться неудачей.
  • Без надобности выходить из дома до полудня. Считалось, что в это время вокруг много нечистой силы, которая способна причинить вред.
  • Заниматься садовыми и огородническими работами, пересаживать растения. Все, к чему прикоснешься в это время, может заболеть и погибнуть.
  • Ругаться, ссориться, упоминать нечистую силу. Люди, не справившиеся с негативными эмоциями, могут вступить в черную полосу, которая затянется надолго. В день Двенадцати апостолов нужно особенно оберегать от перепалок близких.
  • Без веских причин отказываться от приглашения прийти в гости. Это может привести к серьезным ухудшениям отношений.
  • Увлекаться азартными играми. На праздник Двенадцати апостолов игроки могли остаться без денег.

Запреты на Двенадцать апостолов касались ухода за своей внешностью. В частности, запрещалось стричь волосы и ногти – чтобы не укоротить себе жизнь.

Фото: pixabay.com

Двенадцать апостолов: народные приметы

Праздник Двенадцати апостолов богат на приметы. Макушка лета или Полупётр означали вступление в самую жаркую часть сезона. Впереди маячили сенокос, уборка хлеба, сбор овощей и фруктов.

От того, какими были деньки в середине месяца, зависело многое. 13 числа (по новому стилю) народ прислушивался к кукушке. Если птаха куковала долго, понимали – лето будет длинным и теплым, а снег выпадет поздно. Если кукушка после Петрова дня, который отмечается 12 июля, молчала – к раннему снегу. Если карпы прятались на дне водоема – это к непогоде.

В день Двенадцати апостолов отмечают именины Андрей, Григорий, Иван, Михаил, Пётр, Степан, Фаддей. Поздравьте своих родственников, друзей, знакомых. Это очень хорошие люди, достойные внимания и уважения.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, почему 11 июля, накануне Петрова дня, нельзя повышать голос на детей, стричь волосы и рано ложиться спать. Как отмечали на Руси праздник, посвященный святым благоверным Петру и Февронии. А также о том, как праздновали Ивана Купалу. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным традициям.

Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся древним празд­ни­ком. Свя­тая Цер­ковь, че­ствуя каж­до­го из 12-ти апо­сто­лов в раз­ное вре­мя го­да, с дав­них вре­мен уста­но­ви­ла об­щее празд­но­ва­ние им на сле­ду­ю­щий день по­сле па­мя­ти слав­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла († ок. 67). Свя­той бла­го­вер­ный царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337) по­стро­ил в Ца­рь­гра­де храм во имя свя­тых Две­на­дца­ти апо­сто­лов. Ука­за­ния на со­вер­ше­ние это­го празд­но­ва­ния встре­ча­ют­ся в IV ве­ке.

 

Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых 

После крещения от Иоанна в реке Иордане Господь Иисус Христос начал проповедывать Свое Божественное учение, творя бесчисленные чудеса и исцеляя всякие болезни (Мф.4:23). Множество народа из всей страны Иудейской стало стекаться слушать Его дивное учение и просить исцеления своих недугов (Лк.6:17–18). Эти слушатели большей частью скоро оставляли небесного Учителя и возвращались к своим житейским занятиям. Впрочем, некоторые сопровождали Спасителя почти всюду и именовались уже Его учениками (Ин.3:22, 4:1). 

Но и они не все были далеки от житейских интересов и не все одинаково были способны к восприятию Божественных истин. Между тем Христу предстояло решительно выступить и открыто на Свое славное служение роду человеческому, и Ему угодно было из числа учеников отделить несколько избранных, достойнейших. Прозревая душевную чистоту некоторых, Господь еще раньше призвал их порознь для следования за Собою, как бы для испытания их готовности. Теперь, видя эту их готовность, Он вознамерился положить начало теснейшему союзу их с Собой. И вот, однажды вечером удаляется Господь на уединенную гору для молитвы. Всю ночь провел в молитве Божественный Молитвенник (Лк.6:12). Кто знает, что обнимала в это время молитва Господня? Может быть, Сын Человеческий просил Отца Своего Небесного об укреплении на предстоящий Ему подвиг; может быть, Он призывал благословение Отчее Себе на Свое великое дело и избираемым ученикам на их служение этому делу.

Настало утро. Укрепленный ночной молитвой, Господь призывает к Себе на гору учеников Своих, и здесь, среди торжественной тишины, вдали от мирского шума, избирает из них двенадцать. Вот их имена: Симон, Петр и Андрей, брат его, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, который потом предал Христа (Лк.6:14–16; ср. Мк.3:16–19). Все это были большею частью люди простые, малообразованные, бедные галилейские рыбаки. Господь избрал их, как доказавших свою любовь и привязанность к Нему, доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения. Себе Самому Он предоставил их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море. Им Господь открывал тайны Царствия Своего, нередко изъяснял Свое учение наедине (Мк.4:34; Мф.13:36). Он постепенно искоренял их предрассудки, принесенные из Иудейского учения, умерял в них сердечные движения и приводил их в согласие с их обязанностями. Господь очищал и просвещал их ум и сердце, приготовляя их к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения. Они постоянно были при Нем (Мк.3:14), повсюду сопровождали Его, были всегдашними Его спутниками и собеседниками, слушали Его учение, были свидетелями Его жизни и деятельности, Его чудес, Его страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо, и имели сами потом свидетельствовать о том, что видели, слышали, осязали. Сначала они были в отношении к Господу как ученики; в конце Своего земного поприща Он уже назвал их друзьями (Ин.15:14–15), как такими, от которых Он ничего не скрывал; наконец, по Воскресении Своем, наименовал их братиями (Ин.20:17), как самыми близкими к Себе существами. По роду служения своего они Самим Господом наименованы были апостолами (Лк.6:13), т. е. посланниками. Двукратно Христос Спаситель посылал их на проповедь. Сначала, дав им власть творить чудеса, послал их по двое пред лицем Своим только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.10:5 и дал.; Мк.6:7 и дал.). Потом, после смерти и славного Воскресения, послал их проповедовать Евангелие всей твари (Мк.16:15), научать все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Число 12 апостолов, нарушенное отпадением Иуды, вскоре по Вознесении Христа восполнено было избранием по жребию Матфия (Деян.1:20, 23–26). В день Пятидесятницы апостолы прияли Духа Святого, нисшедшего в виде огненных языков и почившего на них Своей благодатью (Деян.2:1–4).

По сошествии уже Святого Духа, по непосредственному призванию Христа и озарению Духа Святого, к лику 12-ти апостолов был присоединен Павел, великий апостол язычников (Рим.11:13, 15:14–19). Исполняя повеление Господне, свв. апостолы через 12 лет по Вознесении Христа, которые по церковному Преданию они пребывали вместе в Иерусалиме, разошлись и везде проповедовали имя Христово (Деян.16:20; Мк.16:20). По всей земле раздался голос их, и до края вселенной разнеслись слова их (Рим.10:18).

Молитвы

Тропарь Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 4

Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак Собору славных и всехвальных 12-ти апостолов, глас 2

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь;/ и́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// сих Просла́вльшаго прославля́ем.

Молитва славным и всехвальным 12-ти апостолам

Влады́ко всемогу́щий, Го́споди Бо́же наш, избра́вый возлю́бленныя Своя́ ученики́ и Апо́столы на про́поведь спасе́ния всему́ ми́ру, да́вый им власть отпуща́ти грехи́, приими́ хода́тайства их о ро́де челове́ческом, его́же и суди́ти с ни́ми и́маши, тех са́мых, я́ко друго́в Твои́х, нам зело́ че́стных, дерза́ем, недосто́йнии, в предста́тельство к Тебе́, многопоспешеству́ющее ко спасе́нию душ на́ших, приводи́ти, моля́щи их усе́рдно. Святи́и первоверхо́внии апо́столи Пе́тре и Па́вле, евангели́сти Христо́вы Иоа́нне Богосло́ве и Матфе́е, первозва́нный учениче́ Андре́е, водруже́нием Креста́ Росси́ю благослови́вый, апо́столи святи́и Иа́кове, бра́те Госпо́день, со други́м Иа́ковом, Фили́ппе, Варфоломе́е, Фомо́, Си́моне, Иу́до и Матфи́е! Вси святи́и Богоизбра́нии апо́столи, изря́днейшии уго́дницы Христо́вы, безбо́жия искорени́телие и ве́ры и́стинныя насади́тели, помози́те нам мо́щным ва́шим пред Го́сподом хода́тайством, изба́витися от вся́каго зла и вра́жия ле́сти, тве́рдо сохраня́ти преда́нную ва́ми ве́ру Правосла́вную, в не́йже ва́шим предста́тельством ни ра́нами, не преще́нием, ни мо́ром, ни ко́им гне́вом от Созда́теля своего́ ума́лени бу́дем, но ми́рное зде поживе́м житие́ и да сподо́бимся ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емего Бо́га, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Версия для печати

Теги

Опубликовано: ср, 13/07/2022 — 07:59

Статистика

Автор(ы) материала

Популярное за 7 дней

https://sputnik-ossetia.ru/20210712/Sobor-dvenadtsati-Apostolov—slavnykh-i-vsekhvalnykh-12498856.html

Собор двенадцати Апостолов — славных и всехвальных

Собор двенадцати Апостолов — славных и всехвальных

13 июля Православная Церковь празднует Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых. 12.07.2021, Sputnik Южная Осетия

2021-07-12T20:11+0300

2021-07-12T20:11+0300

2021-07-12T13:03+0300

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e5/07/0c/12498864_1:0:2389:1350_1920x0_80_0_0_47d35903c5362eae583f38c14e080d4b.jpg

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2021

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_OS

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e5/07/0c/12498864_121:0:2269:1350_1920x0_80_0_0_8e78910f689dc6bc87dd32b75d35f4f0.jpg

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

в мире, справки, церковный календарь

в мире, справки, церковный календарь

Собор двенадцати Апостолов — славных и всехвальных

Подписаться на

НовостиTelegram

13 июля Православная Церковь празднует Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых.

История праздника

Праздник двенадцати Апостолов появился в IV веке от Рождества Христова, когда в церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. Датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день вспоминаются все 12 первых учеников, апостолов Христовых, так называемый малый их круг. Это апостолы Петр, Андрей, Иаков, сын Заведеев, Иоанн, брат его, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев или Фаддей, Симон Зилот и Матфий.

Двенадцатым апостолом вместо Иуды Искариота на Соборе апостолов был избран Матфий. По молитве апостолов Господь через жребий указал на него, как наиболее достойного принять апостольское служение.

Церковь не случайно с давних пор установила общее празднование апостолов. Ведь, по словам митрополита Антония Сурожского, именно апостолы, «научившись от Иисуса Христа любви, несли эту любовь в мир, даря ее всем людям».

Репродукция картины художника Эль Греко Апостолы Петр и Павел - Sputnik Южная Осетия, 1920, 11.07.2021

За эту любовь их истязали, побивали камнями, сажали в темницы, всячески мучили. Ни один из апостолов, кроме Иоанна Богослова, не умер своей смертью: все они приняли мученическую кончину.

Император Константин Великий (306‑337) выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле – это церковь Двенадцати Апостолов. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом.

В 1917 г. в описании святынь храма упоминаются древний византийский двустворчатый образ Петра и Павла, писанный в Греции в XII или XIII веке и присланный папой Римским в дар Петру I; образ св. Николая Чудотворца «особой древности»; Черниговская икона Божией Матери 1658 г.

В начале 1990-х гг. храм передан РПЦ. Ежегодно 13 июля, в день Собора 12-ти Апостолов, в храме проводятся богослужения.

Апостолы – кто они?

Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга». Это праздник посланников, слуг Божиих. Он сам избрал их на служение людям, и они, оставив родных, дома и дела, неотлучно следовали за ним, разделяли его лишения и страдания и, исполняя его волю, проповедовали его учение по городам и странам.

Петр, первый епископ Римский — проповедовал в Никее, Сирии, Малой Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египте,  Британии. В 67 году распят в Риме вниз головой. Мощи его хранятся в Риме.

Андрей Первозванный, брат Петра — проповедовал в Византии, Фракии, Македонии, Малой Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Около 62 года в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть его главы хранится в Амальфи.

Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова — проповедовал в Испании. Около 44 года при царе Ироде Агриппе I усечен мечом в Иерусалиме.

Иоанн Богослов, которому Иисус на кресте поручил заботиться о Своей Матери — проповедовал в Малой Азии, Иерусалиме, Ефесе, на острове Патмос. В начале II века (около 106 года) мирно скончался в Ефесе.

Филипп, земляк Петра и Андрея — проповедовал в Сирии, Малой Азии с апостолом Варфоломеем, а также в Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I веке.  Мощи его хранятся в храме 12-ти апостолов в Риме, а рука — во Флоренции.

Варфоломей, призванный Христом четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом — проповедовал в Сирии, Малой Азии — с апостолом Филиппом, потом в Индии и Великой Армении. В I веке в Баку распят язычниками вниз головой, потом его еще живым сняли с креста, содрали с него кожу и отрубили голову. Часть его мощей хранится в Риме.

Фома по прозвищу Близнец — проповедовал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I веке в Индии скончался, пронзенный пятью копьями. Части его мощей хранятся в Индии, Италии, Венгрии и на Афоне.

Матфей, бывший мытарь Левий, первый евангелист — проповедовал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 году в Африке распят на земле и сожжен людоедами.

Иаков Алфеев, брат Иуды Иаковлева, а возможно и Матфея — проповедовал в Эдессе, Иудее, Газе, Южной Палестине, Египте. В I веке распят на кресте в Египте.

Иуда Иаковлев или Фаддей, сводный брат Иисуса Христа (сын Иосифа Обручника от первой жены) — проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении около 86 года распят на кресте и пронзен стрелами.

Симон Зилот или Канонит — проповедовал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I веке в Абхазии распят на кресте.

Матфий, избранный по жребию в число 12-ти вместо Иуды Искариота — проповедовал в Иудее, Колхиде, Македонии. Около 63 года побит камнями в Иудее. Глава его хранится в Риме, а часть мощей в Трире.

И только апостол Павел не вошел в число 12 избранных. При жизни Христа он был Савлом, ярым гонителем его учеников. Но Господь призвал его на апостольское служение, и он исполнил его так, что теперь вместе с Петром именуется первоверховным.

Народные традиции и обряды

Издревле наши предки во время данного праздничного события отмечали еще один праздник, который также был известен как макушка лета. В это время красили яйца, эта традиция имеет схожесть с празднованием Пасхи. Известно, что цвет яиц обязательно должен быть золотисто-желтым, поэтому использовали для покраски луковую шелуху или листья березы. Люди менялись яйцами, дарили их знакомым и близким, это традиция, которую нельзя было нарушать.

В народе тринадцатое июля также было известно как «яичный день». Такое необычное название было связано с многочисленными блюдами, которые люди в этот день готовили из яиц. Яйца жарили, варили, запекали, добавляя к ним овощи, мясо и рыбу.

Народ облачался в нарядные одеяния, а затем выходил на самую высокую горку в деревне и устраивал празднования, которые длились до самого утра. Люди веселились, трапезничали, водили хороводы и создавали соломенное чучело, которое также наряжали в праздничный костюм. Этот костюм обязательно должен быть дополнен нитками и цветами. Эту куклу затем бросали в реку, так народ прощался со всем плохим, что их преследовало.

Запреты дня

Известно, что в этот день нельзя ругаться, сквернословить, конфликтовать с кем-либо и обижаться на кого-то. Говорят, что если ослушаться запрета, то Господь может наказать этого человека, добавив ему много лишних хлопот.

Нельзя в этот день ходить в лес, особенно этот запрет распространялся на представительниц слабого пола. В народе говорили, что девушки могут заблудиться и попасть в чужие руки.

Нельзя тринадцатого июля, выходя из дома, сразу же смотреть на небо. Изначально вы должны посмотреть по сторонам, затем пройти несколько метров и только потом посмотреть на небо. Если ослушаться запрета, то можно впустить в свой дом темные силы, которые будут мешать вам на протяжении целого года.

В этот день рекомендуется проводить генеральную уборку, но нельзя работать в поле, иначе придет беда, от которой позже будет очень трудно избавиться.

Источник: Издательство «Русская идея»

Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Христовых – древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из двенадцати первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.

Греческое слово “апостол” означает “посланник, слуга”, то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Собор двенадцати Апостолов

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон (нареченный Петром), Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьями. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

  1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.
  2. Андрей Первозванный, брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.
  3. Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.
  4. Иоанн Богослов, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.
  5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.
  6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.
  7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.
  8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.
  9. Иаков Алфеев, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.
  10. Иуда Иаковлев, или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.
  11. Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.
  12. Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.
Собор двенадцати Апостолов

Выше шла речь о первых двенадцати апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как Собор 70 апостолов.

Еще позже, через несколько лет после Вознесения Господа, Им был призван на служение Савл, ставший апостолом Павлом. Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два “взвода” в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владиміра, Крестителя Руси.

Использованы данные из  энциклопедической статьи свящ. Константина Польскова.

Кто из апостолов “больший”?

Особо коснемся в этот праздник вопроса об иерархии почитания апостолов Церковью. Священное Писание на формально-иерархические различия среди апостолов нигде не указывает. Наоборот: во время Тайной вечери, когда апостолы затеяли спор о том, «кто из них должен почитаться большим» (то было одно из проявлений их человеческого несовершенства), Христос «сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк. 22:24-26).

Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Спаситель неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: Преображения на горе Фавор (Мф. 17:1; Мр. 9:2; Лк. 9:28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф. 26:37; Мр. 14:33) и др.

Католики (то есть западные христиане) выделили из всех апостолов Петра по причине своей гордыни первенства его Римского престола (первой имперской столицы) в споре с восточными епископами, и особенно в связи с учреждением новой столицы православной Империи в Константинополе. Унаследованная от Петра Римская кафедра должна была придавать им больший авторитет в политических и богословских спорах.

Католики основывают первенство кафедры св. апостола Петра на ряде мест Священного Писания, где показано первенствующее положение Петра среди других учеников. Не только в общих списках апостолов он называется первым, но также среди троих избранных (Лк. 8:51; Мф. 17:1; Мр. 14:33 и др.). Выражение «Петр же и бывши с ним» (Лк. 9:32), несколько раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди др. учеников. Господь особым образом выделял и дом Петра (Мф. 8:14; Мр. 1:29-30; Лк. 4:38). Христос совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф. 17:25–27). Деяния рассказывают о его руководящей роли в избрании двенадцатого апостола вместо Иуды (Деян. 1:15–26), в день Пятидесятницы (Деян. 2:14–36) и др. случаях.

Главное же, на что указывают католики: от имени двенадцати апостолов именно Петр первым исповедовал Иисуса Сыном Божиим, на что Спаситель сказал ему знаменитые слова: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:16-19).

Собор двенадцати Апостолов

Однако тут же, когда Петр по-человечески не понял слов Христа о грядущих страданиях и пытался Его остановить, Господь резко «сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16. 23). И именно Петр из всех апостолов трижды отрекся от Христа. Об этом повествуется в той же главе, где Христос в споре апостолов о том, «кто из них должен почитаться большим», утверждает равенство между ними, он предупреждает Петра, фактически ставя его ниже других: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34). В день Своего воскресения Христос повелевает Марии Магдалине и другим мироносицам: «Идите и скажите ученикам Его и Петру…» (Мр. 16:7), – то есть отделяет его, павшего, от других учеников.

После глубокого раскаяния Петра Христос восстановил его в апостольском лике (Ин. 21:15–19). Но все это вместе взятое не дает никаких оснований считать Петра иерархически более высоким в сравнении с другими. Даже если в приведенных выше примерах Петру принадлежала, действительно, наиболее деятельная роль среди двенадцати апостолов, «это был примат не власти, а авторитета, старшинства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех», – отмечают православные богословы.

Разумеется, православное богословие решительно стоит и на том, что особо уважительное место Петра среди апостолов не дает ни малейшего основания для утверждения примата римской кафедры. (Можно указать и на то, что не менее, а скорее более всех Христос, пожалуй, выделил апостола Иоанна, поручив ему попечение о Своей Матери. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын твой. И потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». – Ин. 19:26-27. К тому же за апостолом Иоанном не было отступничества, на иконе Тайной вечери он изображен как наиболее близкий ко Христу, его земное служение продлилось дольше всех и именно ему были открыты Господом в Апокалипсисе грядущие судьбы міра.)

Именно гордое и рациональное наследие могучего первого Рима стало тем уязвимым местом западной церкви, которое дало возможность антихристианским силам ввести римских епископов (пап) в соблазн борьбы за первенство, а затем и за земную политическую власть (“вязать и “решить на земле”), увлекая христианский Запад на путь апостасии – отступления от истинного христианства.

Это было заметно уже в принятии папами языческого титула “понтифик” (Pontifex Maximus – верховный жрец, ведавший также строительством мостов), который носили дохристианские императоры. Выражением этой властной гордыни папства стала и незаконная коронация папой в 800 году собственного “римского императора” (при существовавшем законном в восточной части Римской империи), и “отлучение Римом от церкви” Константинопольского Патриарха в 1054 году из желания папы самому утвердиться в качестве единоличного первоиерарха. Такова была подлинная причина тогдашнего церковного раскола: властно-политическая, а не богословская.

Этими земными целями были продиктованы и папистские искажения вероучения, нарушившие постановления Вселенских Соборов (якобы Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и “от Сына”, Богочеловека; якобы не только Иисус Христос, но и Божия Матерь была зачата Ее родителями вне первородного греха). Понимание природы греховности земного мiра здесь явно искажается. Помимо гордыни первенства, якобы дающего римским папам право подобных самовольных вероучительных нововведений, почти все они имели приземляющий общий знаменатель: вытеснение небесной цели спасения человека – “христианизацией” земли для власти над ней. Отсюда и стремление высшего католического духовенства, в нарушение принципа симфонии властей, подменить собою государственную власть (с параллельной чиновничьей иерархией в виде кардиналов, легатов, нунциев; Ватикан считает себя государством), и превращение Церкви в дисциплинированную армию по “христианизации”, и “приспособительная” мораль иезуитов (“святая цель оправдывает любые средства”).

Из потребностей такого политического властвования гордыня политического первенства римской кафедры в дальнейшем развилась в католичестве в совершенно несуразный догмат “непогрешимости” Римских пап в делах веры как “наместников Христа” на земле, чья власть превосходит решения Соборов. Этот догмат был веден еще в ХI веке папой Григорием VII именно в связи с отколом западной церкви от Православия (1054 г.) и официально утвержден в 1870 году уже как обоснование безпрекословного подчинения всех епископов Ватикану.

В Православной же Церкви «епископам всякаго народа подобает знати перваго из них и признавати его как главу и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии… но и первый [первоиерарх] ничего не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие…» (Апостольское правило 34).

Таким образом, величание апостола Петра Православной Церковью как первоверховного не означает признания некоей его официально предписанной верховной власти над другими апостолами, это лишь добровольная дань уважения к его заслугам. Показательно и то, что последний из призванных апостолов, Павел, тоже за его заслуги именуется Церковью вместе с Петром, призванным в числе первых, как первоверховный.

Апостольская преемственность священства

Комментирует Епископ Александр (Милеант, 1938-2005), РПЦЗ (Из статьи “Соработники у Бога”). Отличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства ибогослужений. Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 г.), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом.

Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно апостолу Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13).

Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручилпосредством учения и крещения (Мф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лк. 22:19), прощать грехи (Ин. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа. Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. гл. 2).

Все случившееся с ними апостолы восприняли как указание свыше. Не собственное их решение, не общество и не внешние обстоятельства, а именно Бог возложил на них миссию апостольского служения. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служениепримирения,» — писал апостол Павел о своем призвании (2 Кор. 5:18).

По-началу апостолы сами преподавали христианскую веру, сами крестили верующих, возлагали на них руки для преподания благодатных даров, совершали Евхаристию и управляли основанными ими христианскими общинами. Однако, как видно из книги Деяний, из их посланий, а также из ранней христианской письменности апостолы постоянно были озабочены делом привлечения помощников в лице «пастырей и учителей,» в которых подготовляли себе преемников и которых рукополагали в епископов, пресвитеров и диаконов. Не всем, кто захочет, а именно избранным ими лицам апостолы поручали совершать все то, что по-началу сами совершали по повелению Господню. Причем это были не единичные случаи, носящие временный характер, а четкий план, которым они повсеместно и единодушно руководствовались. Поступая так, они закладывали ту прочную, надежную иерархическую структуру, которая должна была обеспечить правильное развитие и распространение Христовой Церкви на все последующие века.

О необходимости определенных должностей в Церкви апостол Павел пишет: «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то… имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещеватель ли, увещевай … начальник ли, начальствуй с усердием» (Рим. 12:4-8). Призывая уполномоченных лиц усердно совершать порученное им дело, апостол строго запрещаллюдям, усердным сверх меры, самочинно присваивать себе какие-либо должности в Церкви, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон», — учил апостол (Евр. 5:4). Таким образом, какой бы высокой нравственностью или полезными качествами человек ни отличался, он не смеет, без особого избрания и посвящения со стороны уполномоченных в Церкви лиц священствовать и управлять другими. О себе апостол Павел писал, что «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом [он стал] избранный Апостол» (Гал. 1:1). «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:1-2).

Из сопоставления различных мест Священного Писания, говорящих об избрании и посвящении в церковные должности видно, что в этом процессе всегда тесно переплетаются два момента: с одной стороны – Божие избрание, а с другой – осуществление избрания и особое посвящение кандидатауполномоченными служителями Церкви.

Так, после вознесения Спасителя на Небо, Его апостолы причислили к лику двенадцати нового ученика на место отпавшего Иуды. Помолившись Богу с просьбой указать им достойного кандидата, они бросили жребий. И жребий пал на Матфия (не Евангелиста, а другого), которого с этого времени апостолы объявили своим полноправным сотрудником (Деян. гл. 1).

Собор двенадцати Апостолов

Как видно из Новозаветного Писания и из древних христианских документов, посвящение в священническое служение – будь то епископское, пресвитерское или диаконское – всегда совершалось через рукоположение, т.е. через формальное возложение рук посвящающих на главу посвящаемого. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6). По поводу посвящения пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии св. Лука пишет: Павел и Варнава «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:23). Своему ученику Титу, поставленному в епископа острова Крита, апостол Павел напоминает: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5), но при этом «рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим. 5:22) – очевидно потому, что посвящающий несет ответственность за посвящаемого.

Важно обратить внимание на то, что возложение апостольских рук воспринималось не только как видимый знак назначения на ту или другую должность в Церкви, но считалось проводником, хотя невидимой, но реальной и ощутимой Божественной силы. Только в этом плане становятся понятными слова апостола Павла, обращенные к Тимофею, которого он рукоположил в епископа города Ефеса: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства,» и немного позже: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (1 Тим. 4:14, 2 Тим. 1:6).

При этом, посвящая избранных ими лиц на разные церковные посты, апостолы сознавали, что первопричиной как избрания, так и посвящения являются не они, а Господь: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1). К ефесским пастырям апостол Павел говорил: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28).

Уже с первого века христианства крепко утвердилась традиция, несомненно, установленная апостолами, что рукоположения совершают только епископы. При этом для посвящения в епископскую степень необходимо два или больше епископов, а для посвящения на низшие должности достаточно одного епископа. Вот выдержки из молитв, которые читаются при посвящении в священнство.

«Божественная благодать, всегда врачующая немощных и восполняющая оскудевающих, возводит благоговейнейшего диакона … в пресвитера. Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятого Духа». В ответ на это хор протяжно поет «Господи, помилуй». И дальше епископ молится: «Боже великий в силе и неисследимый в разуме, дивный в совете более сынов человеческих, сам Господи и сего раба Твоего, которого благоволил возвести на пресвитерскую ступень священства, наполни даром Твоего Святого Духа, чтобы он достойно предстоял жертвеннику Твоему, благовествовал Евангелие Твое, священнодействовал слово Твоей истины, приносил Тебе дары и жертвы духовные, обновлял людей Твоих купелью нового рождения. Чтобы он, удостоившись встретить великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Твоего Единородного Сына, в Его втором пришествии получил награду доброго домостроителя соответственно возложенному на него служению, по множеству благости Твоей…»

С самых ранних времен в Православной Церкви очень строго следили за непрерывностью апостольской преемственности, то есть, чтобы каждый новый епископ получал свое посвящение от законных епископов, посвящение которых непрерывно восходило бы к апостолам. Из “Церковной истории” епископа Евсевия Кесарийского (начало IV столетия) знаем, что все поместные древнехристианские церкви хранили списки своих епископов, в их непрерывной преемственности. Это давало возможность отсеивать самозванцев.

«Мы можем, – пишет св. Ириней Лионский (середина III столетия), – перечислить тех, кто от апостолов поставлены епископами в церквах, и преемников их даже до нас» – и действительно, перечисляет по порядку преемство епископов Римской церкви почти до конца II века. Тот же взгляд на важность преемства выражал и Тертуллиан (III столетие). Он писал об еретиках его времени:

«Пусть покажут начало своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа (начало II столетия), поставленного Иоанном; римская – Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени».

Если цепь апостольской преемственности по какой-либо причине оказывается прерванной, то последующие рукоположения признаются не действительными, а священнодействия и таинства, совершаемые назаконно рукоположенными лицами, – безблагодатными. Условие это настолько серьезно, что отсутствие преемственности епископства в той или иной христианской деноминации лишает ее свойства истинной Церкви, даже при наличии в ней неискаженного догматического учения. Такое понимание присуще было Церкви от ее начала.

В то же время таинство священства, правильно совершенное, – неизгладимо. Поэтому запрещается рукополагать два раза того же человека в тот же сан. Таинство Священства, как и таинства Крещения и миропомазания, существенно меняет человека, наделяя его правом и духовной силой учить верующих, совершать богослужения. Однако эта власть и сила действенны только, пока священнослужитель находится в Церкви и в полном послушании ей. Таинства, совершенные запрещенным священником, – недействительны…

В своих «пастырских» посланиях апостол Павел несколько раз останавливается на теме, какими качествами должны отличаться священно-служители. Например: «Епископ должен быть непорочен… держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

Собор двенадцати Апостолов

Апостол Петр так наставляет епископов и священников: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:1-5).

Апостол Павел наставляет Тита, что поставляемый им пресвитер [епископ] должен быть «непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не задорный; не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:5-10).

Ожидая от священнослужителей высоких нравственных качеств, верующие должны при этом учитывать, что благодать священства, хотя и помогает человеку в духовной жизни, не делает его совершенным. Священник или другое духовное лицо – тоже человек, обремененный общими всем человеческими немощами и подверженный тем же искушениям, что и мірские люди. Поэтому Церковь всегда учила, что действенность таинств и благословения священнического зависят не от степени духовной высоты совершающего, а от веры и благоговения принимающих.

Вообще Господь и Его апостолы возбраняли верующим становиться судьями своих пастырей, потому что они ответственны перед Богом. «Кому много дано, с того много спросится». Поэтому святой Иоанн Златоуст (IV столетие) говорил: «Я не думаю, что многие пастыри спасутся».

Когда так мало людей готовы жертвовать собой ради духовного блага ближних, надо по крайне мере ценить тех, которые согласились взять на себя дело служения Богу и ближним.

«Поминайте наставников ваших, – наставляет апостол Павел, – которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их… Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неустанно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Ев. 13:7, 17). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1 Фес. 5:12-13). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17-18).

Итак, будем дорожить тем, что наша Церковь сохранила не только учение Христово в его первоначальной чистоте, но и благодатное священство и таинства, переданные Церкви святыми апостолами. Большинство современных “церквей” давно все это растеряли. Будем молиться за тех, кто совершают священническое служение в Церкви и помогают нам обновиться и окрепнуть духовно!

Апостольские правила

К статье преосвященного епископа Александра следует добавить, что Апостольские правила предусматривают извержение из сана и отлучение от Церкви духовенство, как недостойное апостольской преемственности, за целый ряд канонических нарушений и преступлений. В частности, из наиболее актуальных сегодня правил следует напомнить (курсив наш): «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен…» (прав. 45). То же, если кто «в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священного извержен, и отлучен» (прав. 65). «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их…: да будет извержен. Аще же мiрянин: да будет отлучен» (прав. 70). Новостильников прямо касается извержение из сана за недопустимое празднование Пасхи: «аще кто… с иудеями праздновати будет» (прав. 7).

Извержение из сана предусматривается за развод, блуд и прелюбодеяние, содомский грех, клятвопреступление, воровство и многие другие грехи, а также за сребролюбие: участие в процентных финансовых операциях (см.: 17 правило I Вселенского Собора; 10 правило VI Вселенского Собора; 4 правило Лаодикийского Собора и др.). 23 правило VI Вселенского Собора запрещает требовать деньги за таинства: «Ибо благодать не продаваема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа… Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен…». С деньгами связано и такое важное правило: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется…» (прав. 29). Очень актуально с советских времен и поныне также правило 30: «Аще который епископ, мiрских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним».

13 июля православная церковь отмечает Собор славных и всехвальных 12 апостолов.

Этот праздник отмечается на следующий день после поминовения первоверховных апостолов Петра и Павла.

Собор 12 апостолов

Праздник посвящен избранным ученикам Иисуса Христа: Петру, Андрею Первозванному, Иакову Заведееву, Иоанну Богослову, Филиппу, Варфоломею, Фоме, Левию Матфею, Иакову Алфееву, Иуде Фаддею, Симону Кананиту и Матфию (вместо Иуды Искариота).

Первые упоминания об этом празднике встречаются в IV веке. Как следует из Евангелий, после воскрешения Христа на 12 учеников снизошел Святой Дух. Апостолы сразу смогли говорить на разных языках, чтобы проповедовать христианство в других странах, а также творить чудеса.

Все они претерпели множество бед и приняли мученическую смерть, за исключением Иоанна Богослова.

Народные традиции 13 июля

В народном календаре 13 июля связан с пиком летней жары. По этому поводу крестьяне по-особому наряжались и шли на покос. А после работ устраивали народные гуляния и чествовали разгар лета до поздней ночи.

В некоторых губерниях полагалось делать из соломы чучело, облачать его в сарафан и украшать бусами, лентами и полевыми цветами. Эту куклу с песнями носили по деревне, потом раздевали и бросали в реку.

Также было принято красить яйца, причем только в желтый цвет, и обмениваться ими друг с другом. Хозяйки 13 июля готовили с применением яиц разные блюда, в том числе пироги и разные виды яичницы.

Что можно делать 13 июля

В христианский праздник принято молиться 12 святым апостолам. Делать это можно как в храме, так и дома.

13 июля желательно попросить у других прощения, примириться с недоброжелателями и забыть все обиды. А когда потребуется — оказать помощь, и не только близким.

Что нельзя делать 13 июля на Собор апостолов

Издавна на Собор 12 апостолов запрещается стричь волосы. Поверье гласит, что в противном случае можно укоротить себе судьбу. Поэтому поход к парикмахеру лучше отложить на другую дату, пишет utro.ru.

Не следует употреблять алкоголь. Лучше вообще отказаться от любых напитков, кроме воды. Желательно избегать шумных компаний. Рекомендуется остаться дома и посвятить время духовному очищению.

13 июля нельзя ругаться и сквернословить, чтобы не навлечь несчастья. Не следует и увлекаться азартными играми. Велик риск потерять все деньги.

Приметы на 13 июля

  • Кукушка кукует после Петра и Павла — лето выдастся долгим и жарким;
  • Много росы поутру — к солнечной погоде;
  • В небе облака желтого цвета — жди грозы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Собор всех святых праздник поздравление
  • Собор всех святых праздник 2022
  • Собор архистратига михаила история праздника
  • Собор архангельских святых праздник
  • Собор архангелов праздник когда