Событие праздника рождество христово

Рождество Христово — один из главных православных праздников о воспоминании Рождения Исуса Христа от Девы Марии в Вифлееме. Отмечается 7 января (25 декабря).

По-церковнославянски правильно: Рожество Христово

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание Рождества Исуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском и отмечается всегда в один и тот же день — 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

Содержание:

  • О правильном названии праздника: Рождество или Рожество
  • Рождество Христово. Событие праздника
  • История празднования Рождества Христова
  • Рождество Христово. Устав и Богослужение
  • Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи
  • Иконы Рождеству Христову
  • Храмы Рождества Христова на Руси
  • Старообрядческие храмы Рождества Христова

О правильном названии праздника: Рождество или Рожество

Написание и произношение слова «Рождество» разнится в древнерусской и современной традициях. В старой дораскольной богослужебной традиции и у старообрядцев в наши дни принято наименование «Рожество» (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:


Ржcтво твоE хrтE б9е нaшъ


В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:


Поясняет иерей Иоанн Севастьянов, настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество — церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова — это влияние западно-славянской традиции.


Комментирует иерей Иоанн Курбацкий, настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество» пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго раждает…», «Исусу рождьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы раждается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожду Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рождеством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество», потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.


Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается — славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда, и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть — им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников — людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан — Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение — умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим — им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа — Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник — день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон», во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог!». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) — о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) — о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) — о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) — о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й — о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий, Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман, патриарх Константинопольский (VIII век).


Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Христову →

Читать онлайн


Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?», — намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова:

Ѓвгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Дв7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.


Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Лубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки. Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

Христославы

День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Лубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания.

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь.  Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях — кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. Из праздничного чина. Начало XV в. Андрей Рублев. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва
Рождество Христово. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Икона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Рождество Христово. Вторая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
Рождество Христово. Вторая половина XVIII в. Государственный музей палехского искусства, Палех

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV — началом XV вв.

Церковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника — Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

Христорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был  основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

Церковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

Христорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

Церковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля.  В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Христорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

Христорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина».

Храм во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде — Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша…» С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Мироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом — накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге, Коломне, Гомеле, Рязани. Особенно торжественно, с молебном после Литургии, отмечают Рождество в храмах, освященных во имя этого праздника. Это приходы Русской Православной старообрядческой Церкви Москвы (собор Рожества Христова Рогожской общины), Екатеринбурга, д. Андроново Московской области и д. Павликово Ярославской области. Во имя Рождества Христова освящены белокриницкие приходы в Сиднее (Австралия) и Журиловке (Румыния).

Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва
Храм РПсЦ Рождества Христова в Екатеринбурге

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и с. Сосновка (Украина, Полтавская область).

Храм РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена моленная 1-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехъярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Христорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме:

  • Зачем родился Христос? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • Како подобает Христа славити: православные традиции праздника («Христос раждается славите», текст);
  • Рождество на Руси. Традиции праздника

  • Пра­во­слав­ный цер­ков­ный кален­дарь — Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово еп. Алек­сандр (Миле­ант)
  • Рож­де­ство Хри­стово проф. М.Н. Ска­бал­ла­но­вич
  • Рож­де­ствен­ские рас­сказы для детей
  • Сбор­ник рож­де­ствен­ских рас­ска­зов
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Рож­де­ство Хри­стово
  • Фото­вик­то­рина. Рож­де­ство Хри­стово в живо­писи XIX века

Рож­де­ство́ Хри­стово

1) Важ­ней­шее исто­ри­че­ское собы­тие, состо­яв­шее в рож­де­нии от Пре­чи­стой Девы Марии Гос­пода Иисуса Христа, Иску­пи­теля чело­века, Спа­си­теля мира;
2) Один из дву­на­де­ся­тых Празд­ни­ков, отме­ча­е­мый Цер­ко­вью в честь рож­де­ния Гос­пода Иисуса Христа.

rozhdestvo hristovo - Рождество Христово

В Пра­во­слав­ной Церкви Рож­де­ство Хри­стово счи­та­ется вторым празд­ни­ком после Пасхи, отме­ча­ется 7 января (25 дек. ст. стиль).

Также Цер­ко­вью уста­нов­лены празд­ники, посвя­щён­ные рож­де­нию Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Св. Иоанна Пред­течи. Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы отме­ча­ется 21 сен­тября (нов. ст). Рож­де­ство св. Иоанна, Пред­течи и Кре­сти­теля Гос­подня отме­ча­ется 7 июля (нов. ст.).
Кроме того, в Рус­ской Церкви в XVI — XVII вв. 29 июля (н. с. — 11 авгу­ста) празд­но­вали Рож­де­ство свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца, однако в нашем Типи­коне этот празд­ник отсут­ствует, в Минее 29 июля печа­тают тро­парь и кондак дан­ного празд­ника.

Откуда мы знаем о собы­тии Рож­де­ства Хри­стова?

Обсто­я­тель­ства Рож­де­ства опи­саны двумя еван­ге­ли­стами, апо­сто­лами Мат­феем (из числа 12) и Лукой (из числа 70 уче­ни­ков): Мф.1:18-25 и Лк.2:4-7.

Какова цель Вопло­ще­ния Сына Божия?

Цель вопло­ще­ния Сына Божия была свя­зана с осу­ществ­ле­нием пред­веч­ного Боже­ствен­ного замысла о Спа­се­нии чело­ве­че­ства, направ­лен­ном, в част­но­сти, на его духов­ное и физи­че­ское воз­рож­де­ние. Духов­ное обнов­ле­ние хри­сти­а­нина совер­ша­ется в тече­ние всей его жизни. Ради­каль­ное обнов­ле­ние веру­ю­щих совер­шится в день все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых, когда «пра­вед­ники про­све­тятся, как солнце в Цар­стве Отца их» (Мф.13:43).

Откуда известны день и месяц Рож­де­ства Хри­стова, если в Свя­щен­ном Писа­нии они не назы­ва­ются?

С досто­вер­но­стью дата Рож­де­ния Христа — точные месяц и день этого собы­тия — не известна. В про­шлом раз­лич­ные секты вычис­ляли до 136 раз­лич­ных дат Рож­де­ства. Согласно одному из част­ных суж­де­ний, Хри­стос нахо­дился на земле полное число лет, как число совер­шен­ное. Отсюда сле­до­вало, что Хри­стос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в кото­рый и постра­дал – то есть в день Бла­го­ве­ще­ния, кото­рый, согласно неко­то­рым вычис­ле­ниям, сов­па­дает с днем Рас­пя­тия. А еврей­ская Пасха, на кото­рую был распят Спа­си­тель, выпа­дала в тот год на 25 марта. Отсчи­ты­вая отсюда 9 меся­цев, полу­чали 25 декабря как дату Рож­де­ства Хри­стова.

Эту дату при­ни­мает уже святой Иппо­лит в III веке, и затем ее защи­щают святой Иоанн Зла­то­уст и бла­жен­ный Авгу­стин. Таким обра­зом, весьма веро­ятно, что дата празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­стова выпа­дает на то время, когда оно и про­изо­шло в дей­стви­тель­но­сти.

В соот­вет­ствии с другим мето­дом, дата Рож­де­ства Хри­стова высчи­ты­ва­ется исходя из даты зача­тия Иоанна Кре­сти­теля, кото­рая, в свою оче­редь, опре­де­ля­ется исходя из данных о дате раз­ру­ше­ния Иеру­са­лим­ского Храма путём обрат­ного хро­но­ло­ги­че­ского отсчёта, с исполь­зо­ва­нием данных о порядке чере­до­ва­ния (при бого­слу­же­нии) свя­щен­ни­че­ских чред, и так — вплоть до вре­мени слу­же­ния чреды Авиина, с кото­рым свя­зы­ва­ется чудес­ное явле­ние ангела буду­щему отцу Иоанна Кре­сти­теля, после чего, соб­ственно, и был зачат послед­ний. В 747 г. от осно­ва­ния Рима, то есть за год до пред­по­ла­га­е­мого Рож­де­ния Спа­си­теля, срок слу­же­ния этой чреды состав­лял период с 16 по 23 сен­тября. Отсчи­ты­вая от даты зача­тия Иоанна Кре­сти­теля (кото­рая выпа­дает на 24 сен­тября) 6 меся­цев вперёд, полу­чают дату Бла­го­ве­ще­ния и чудес­ного зача­тия Спа­си­теля. При­ба­вив к этой дате ещё 9 меся­цев, опре­де­ляют дату Рож­де­ства Хри­стова (см.: А.В. Иванов. Руко­вод­ство к изу­че­нию книг Свя­щен­ного Писа­ния Нового Завета. Пред­ска­за­ние о рож­де­нии Пред­течи (Лк.1:5–25)).

Насколько точно изве­стен год, когда родился Хри­стос?

Год рож­де­ния Иисуса Христа на сего­дняш­ний день в извест­ной сте­пени усло­вен. Эту дату уста­но­вил рим­ский архи­вист, монах Дио­ни­сий Малый в 525 г., под­счи­тав этапы прав­ле­ния раз­лич­ных рим­ских импе­ра­то­ров и кон­су­лов. Согласно его исчис­ле­ниям, Спа­си­тель родился в 754 г. от осно­ва­ния Рима. Позже более деталь­ная про­верка пока­зала, что исчис­ле­ние Дио­ни­сия ока­за­лись оши­боч­ными.
В дей­стви­тель­но­сти Иисус Хри­стос родился при­мерно пятью годами раньше, нежели было обо­зна­чено архи­ви­стом. Однако его рас­четы, поло­жен­ные в основу цер­ков­ного кален­даря, с X века сде­ла­лись обще­рас­про­стра­нен­ными в хро­ни­ках госу­дар­ствен­ных лето­ис­чис­ле­ний хри­сти­ан­ских стран (как и про­дол­жа­ется поныне). Сего­дня счи­та­ется, что 749 г. – самая опти­маль­ная и исто­ри­че­ски обос­но­ван­ная дата Рож­де­ния Иисуса Христа, кото­рая не про­ти­во­ре­чит ни Еван­гель­скому повест­во­ва­нию, ни свет­ским хро­ни­кам.

Почему Рож­де­ство Хри­стово в России празд­ну­ется 7 января, а на Западе — 25 декабря?

До XVI века, как на Востоке, так и на Западе, Рож­де­ство Хри­стово празд­но­ва­лось 25 декабря. Но в 1582 году папа Гри­го­рий ХIII пред­ло­жил кален­дар­ную реформу, в соот­вет­ствии с кото­рой в западно-цер­ков­ный обиход был введён новый кален­дарь (полу­чив­ший назва­ние «Гри­го­ри­ан­ский»), при­шед­ший на смену юли­ан­скому кален­дарю. На сего­дняш­ний день раз­ли­чие между старым и новым сти­лями, обу­слов­лен­ное раз­ли­чием юли­ан­ского и гри­го­ри­ан­ского кален­да­рей, состав­ляет 13 суток.

Новый кален­дарь почти весь запад­ный мир принял к концу ХIХ века, многие пра­во­слав­ные страны Востока – в ХХ веке. В нашей стране гри­го­ри­ан­ский кален­дарь был введен боль­ше­ви­ками в 1918 г., но Рус­ская Цер­ковь оста­лась верной ста­рин­ному кален­дарю. Сего­дня вместе с Рус­ской Цер­ко­вью Рож­де­ство Хри­стово по ста­рому стилю празд­нуют Иеру­са­лим­ская, Серб­ская, Гру­зин­ская Церкви и мона­стыри Афона.

Почему языч­ники-волхвы пришли покло­ниться Иисусу Христу?

Как сле­дует из Еван­ге­лия, побуж­де­нием для волх­вов (муд­ре­цов, магов) идти в Иеру­са­лим послу­жило появ­ле­ние на небе необыч­ной звезды. По поводу того, что пред­став­ляла собою эта звезда, суще­ствуют разные мнения.
Согласно одной точке зрения, довольно рас­про­стра­нен­ной, под появ­ле­нием необыч­ной звезды сле­дует пони­мать визу­аль­ное схож­де­ние в одной точке небес­ного свода, в созвез­дии Рыб, двух планет: Юпи­тера, Сатурна, к кото­рым через неко­то­рое время «при­со­еди­нился» Марс. Это собы­тие про­изо­шло в 747 — 748 гг. от осно­ва­ния Рима (748‑й год — 5 лет до начала новой эры). Согласно аст­ро­ло­ги­че­ским веро­ва­ниям, кото­рым могли быть под­вер­жены волхвы, Юпитер ука­зы­вал на слав­ного царя, Сатурн воз­ве­щал пере­во­рот, а Марс зна­ме­но­вал побе­ди­теля.

Допод­линно неиз­вестно, из какой именно страны пришли волхвы. Есть мнение, что они пришли из Аравии или из Персии. Вполне веро­ятно, как думает ряд иссле­до­ва­те­лей, что они могли быть зна­комы с биб­лей­скими про­ро­че­ствами о явле­нии При­ми­ри­теля, Спа­си­теля, в том числе с про­ро­че­ством о вос­хож­де­нии звезды: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Вос­хо­дит звезда от Иакова и вос­стает жезл от Изра­иля» (Чис.24:17). Эти про­ро­че­ства могли стать досто­я­нием восточ­ных (вави­лон­ских, пер­сид­ских…) муд­ре­цов во вре­мена пери­ода плена еврей­ского народа (Вави­лон­ского пле­не­ния).

Откуда известны имена волх­вов, если в Библии об этом не гово­рится?

Имена волх­вов, при­нес­ших Мла­денцу Иисусу дары: Мельхио́р, Каспа́р, Валтаса́р. В Еван­ге­лии их имена не упо­ми­на­ются, но впер­вые встре­ча­ются у прп. Беды Досто­по­чтен­ного (†735). Есть также мнение, что эти три волхва пред­став­ляли три воз­раста и три ветви чело­ве­че­ства: Мель­хиор — старец, семит, Каспар — юноша, пото­мок Хама, Вал­та­сар — воз­му­жа­лый пото­мок Иафета.
Кроме того, суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что волх­вов было не трое, а больше (в част­но­сти этому пред­по­ло­же­нию нахо­дят осно­ва­ние в ран­не­хри­сти­ан­ском искус­стве, в сюже­тах, свя­зан­ных с Рож­де­ством Хри­сто­вым и покло­не­нием волх­вов).

Если Бог суще­ство­вал прежде сотво­ре­ния мира, то почему Пред­ста­ви­тель­ница этого мира, Дева Мария, име­ну­ется Мате­рью Бога?

Бого­ма­те­рью Дева Мария име­ну­ется не в пере­нос­ном зна­че­нии, а в прямом, в связи с тем, что Она и дей­стви­тельно родила Бога, однако не по Боже­ству. В Лице Христа заклю­чено два есте­ства: Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское. По Боже­скому есте­ству Он, конечно, рож­да­ется не во вре­мени и не Девой, а в веч­но­сти от Бога Отца. Бого­ро­дица же родила Спа­си­теля мира по чело­ве­че­ской при­роде. Эту при­роду Сын Божий вос­при­нял в Свою Ипо­стась тотчас после согла­сия Девы Марии сде­латься Мате­рью Мессии (Кото­рое Она озву­чила в ответ на слова Архан­гела Гав­ри­ила), в момент сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия, осу­ществ­лён­ного по бла­го­во­ле­нию Бога Отца при содей­ствии Свя­того Духа. В это мгно­ве­ние Сын Божий, не пере­ста­вая быть Истин­ным Богом, сде­лался Истин­ным Чело­ве­ком.
В про­дол­же­ние всего пери­ода пре­бы­ва­ния в утробе Матери Сын Божий, оста­ва­ясь неиз­мен­ным по Боже­ству, раз­ви­вался есте­ствен­ным обра­зом по чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Когда пришло время родов, Бого­ро­дица родила Его, как Чело­века, но сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, без нару­ше­ния дев­ства. Поскольку же Она родила не обык­но­вен­ного Чело­века, а Воче­ло­ве­чив­ше­гося Бога, постольку и име­ну­ется Бого­ро­ди­цей.

Почему на иконах Рож­де­ства Хри­стова Бого­ро­дица изоб­ра­жа­ется обра­щен­ной не к Своему Сыну, а в про­ти­во­по­лож­ную сто­рону?

Иисус Хри­стос – не просто Сын Бого­ро­дицы, но Новый Адам (1Кор.15:45-47), Тот, Кто явился в мир, чтобы иску­пить всех людей. Сле­до­ва­тельно, и Сама Она – не просто Мать, но Новая Ева. По этой при­чине лик Бого­ро­дицы обра­щен именно к тем, ради кого пришёл Иисус Хри­стос. Стало быть, на иконе Бого­ро­дица обра­щена к людям, в част­но­сти к тем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, кото­рые, взирая на икону Рож­де­ства Хри­стова, молит­венно взы­вают ко Гос­поду как к Главе Церкви и к Его Матери, как к Хода­та­ице и Небес­ной Царице.

Когда празд­но­вали Рож­де­ство Хри­стово древ­ние хри­сти­ане?

В ран­не­хри­сти­ан­ской Церкви не было общей тра­ди­ции празд­но­вать Рож­де­ство как отдель­ное собы­тие. К IV веку хри­сти­ане празд­но­вали Бого­яв­ле­ние, вклю­чав­шее в себя само при­ше­ствие Гос­пода в мир, Рож­де­ство, явле­ние Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на про­по­ведь после Кре­ще­ния в реке Иордан. Тема Рож­де­ства Хри­стова была цен­траль­ной в празд­нике Бого­яв­ле­ния.

Выде­ле­ние празд­ника Рож­де­ства, посвя­щен­ного вос­по­ми­на­нию и про­слав­ле­нию именно Рож­де­ния Гос­пода Иисуса Христа по чело­ве­че­скому есте­ству, в отдель­ный, само­сто­я­тель­ный празд­ник про­изо­шло не сразу. Счи­та­ется, что одна из целей этого шага была апо­ло­ге­ти­че­ская: 25 декабря, на третий день после зим­него солн­це­сто­я­ния, в язы­че­ском мире отме­чался «празд­ник непо­бе­ди­мого солнца». Тор­же­ство, сопро­вож­дав­ше­еся обря­дом воз­жи­га­ния огней, было настолько рас­про­стра­нен­ным, что в нем при­ни­мали уча­стие и неко­то­рые хри­сти­ане. Бла­жен­ный Авгу­стин при­зы­вал отме­чать в этот день Рож­де­ство Хри­стово, «не как невер­ные ради солнца, но ради Того, Кто сотво­рил это солнце».

Когда будет празд­но­ваться Рож­де­ство Хри­стово в XXII веке?

С 1 марта 2100 года разрыв между юли­ан­ским и гри­го­ри­ан­ским кален­да­рем уве­ли­чится на один день, поэтому с 2101 года Рож­де­ство Хри­стово будет отме­чаться 8 января по новому стилю, что будет соот­вет­ство­вать 25 декабря по ста­рому. Разу­ме­ется, сме­стятся и все осталь­ные непе­ре­хо­дя­щие празд­ники.

Грех ли — петь рож­де­ствен­ские колядки?

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова было сопря­жено с древ­но­сти с народ­ными обы­ча­ями. К ним отно­сятся и пение коля­док. Как пра­вило, колядки не имеют еди­ного автор­ства, они часто несо­вер­шенны лите­ра­турно, но вели­ко­лепны по своему смыс­ло­вому строю, по искрен­но­сти и радост­ной доб­роте. Обычно, колядка – это малень­кий Рож­де­ствен­ский рас­сказ о вели­чай­шем собы­тии, про­слав­ля­ю­щий глав­ные лица той ночи, кото­рая при­несла важ­ней­шую, радост­ную весть – родился Спа­си­тель мира.

Почему рож­де­ствен­ский символ — елка?

В исто­ри­че­ских источ­ни­ках впер­вые рож­де­ствен­ская елка упо­ми­на­ется в 1419 году: во Фрай­бурге мест­ные пекари укра­сили дерево фрук­тами, оре­хами и булоч­ками, чтобы пора­до­вать детей. В России празд­нич­ную елку попы­тался «наса­дить» Петр I, но к Рож­де­ству Хри­стову это отно­ше­ния не имело — еловые ветки укра­шали город к Новому году. Рож­де­ствен­ские елки появи­лись бла­го­даря при­е­хав­шим в Петер­бург немцам в начале XIX века и при­влекли сна­чала высший свет. Лишь к концу XIX века ель и в России ста­но­вится и народ­ным рож­де­ствен­ским сим­во­лом. Сего­дня рож­де­ствен­скую и ново­год­нюю елку можно встре­тить также у других пра­во­слав­ных хри­стиан Востока. Заме­тим, что ель, как посто­янно зеле­ное дерево, может сим­во­ли­зи­ро­вать жизнь. Отме­тим, что Сам Хри­стос, Кото­рый есть жизнь (Ин.14:6), алле­го­ри­че­ски сопо­став­лял Себя с зеле­не­ю­щим древом (Лк.23:31).

7 января христиане отмечают Рождество – один из самых главных и светлых православных праздников. По преданию, в этот день появился на свет Спаситель мира – Иисус Христос. В материале РЕН ТВ расскажем об истории, традициях и символах Рождества Христова.

Когда отмечают Рождество Христово

В христианской традиции Рождество считается одним из главных праздников. По значимости – вторым после Пасхи. Рождество Христово отмечают каждый год 7 января (25 декабря по старому стилю). В этот день завершается долгий и строгий Рождественский пост и начинаются Святки – время от Сочельника (6 января) до Крещения Господня (19 января).

Праздник Рождества знаменует появление на свет Иисуса Христа в Вифлееме. В этот великий и торжественный день верующие славят Спасителя и его Мать, Пресвятую Деву Марию.

История и события Рождества Христова

Рождество начали праздновать еще в I веке, однако до IV века его справляли 6 января, одновременно с Крещением. Отдельный праздник Рождества в Римской церкви установили в начале IV века.

Согласно священному писанию, Иисус Христос родился в Вифлееме. В то время по всей Иудее объявили перепись населения: каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Дева Мария и Иосиф Обручник были потомками царя Давида и потому пошли в его город – Вифлеем. Все дома и гостиницы были переполнены, и путники были вынуждены остановиться на ночлег в пещере (или вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Фото: © Базилика Рождества Христова в Вифлееме. ТАСС/EPA/ATEF SAFADI

В этой пещере и наступило рождение Христа – Спасителя мира, посланного на Землю, чтобы примирить людей с Богом и спасти от греха. Чтобы возвестить миру о появлении Господа, на небе появилась необычайно яркая Вифлеемская звезда. Первыми поклониться Иисусу пришли простые пастухи. А за ними явились вавилонские мудрецы, волхвы. Они вручили Младенцу свои дары – ладан, золото и смирну. Это были не просто ценные подарки, а символы. Золото указывало на царское достоинство Спасителя, ладан означал Божество, а смирна – Его будущее погребение. В те времена смешанной с маслом благовонной смирной помазывали умерших.

Узнав о рождении Христа, царь Ирод, правивший тогда Иудеей, задумал убить его. Жестокий тиран приказал избавиться от всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. О планах царя Ирода Святое Семейство предупредил Ангел. Он явился к Иосифу Обручнику и велел ему увести Богородицу и сына Божьего в Египет. Когда Ирод умер, Святое Семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Христа.

Символы христианского Рождества

Пожалуй, самый известный символ Рождества Христова – ель. Это дерево имеет большое значение в христианской традиции. По преданию, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев, Дева Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру, где родился Иисус, ветками ели.

А в Европе существует легенда о том, что, когда деревья приносили Спасителю в дар свои плоды, ели было нечего предложить. Она стояла у подножья пещеры, не решаясь приблизиться. И тогда Младенец сам протянул к ней руку.

Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам. С тех пор Вифлеемская звезда изображается на многих иконах, а в домах ей украшают верхушку рождественской ели.

Фото: © ТАСС/ EPA/SARAH YENESEL

Во многих странах Рождество ассоциируется с прославляющим Господа звоном колокольчиков и свечами. На Руси символами Рождества также были сочиво и кутья – блюда из пропаренных злаков с медом. Без них рождественский стол в то время был немыслим.

Традиции Рождества – что нужно делать в праздник

Перед праздником Рождества верующие соблюдают строгий пост, который продолжается 40 дней. В Сочельник (6 января) принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды.

Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных.

После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд – по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка.

Фото: © РИА Новости/Виктор Толочко

Рождество принято справлять радостно, весело – в кругу самых близких и родных людей. Во время Святок люди ходят друг к другу в гости, а также помогают нуждающимся. Эта традиция зародилась еще в Древней Руси. В ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов или ангелов, ходили по деревне и поздравляли соседей рождественскими песнями – колядками. В ответ добрый хозяин должен был отблагодарить их угощением или подарком.

Что нельзя делать на Рождество

Рождество – великий и значимый праздник для всех христиан. В этот день не следует заниматься уборкой, домашними делами и тяжелой работой. Чистоту и порядок в доме нужно навести заранее. Считается, что в этот светлый праздник нельзя ругаться, выяснять отношения и сплетничать.

В рождественскую ночь желательно не спать, а посетить службу в храме. Также в этот день нельзя забывать об умерших родственниках – нужно почтить их память, поставив на подоконник зажженные свечи. За праздничный стол не рекомендуется садиться в темной одежде, лучше выбрать наряды белого цвета. Если к вам неожиданно пришли гости, их обязательно нужно приветить и накормить. Отказать даже непрошеным гостям в праздник Рождества считается грехом.

В чем отличие христианского Рождества от католического

Католическая церковь отмечает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православная – с 6 на 7 января. Это отличие объясняется разницей между григорианским и юлианским календарями. Вместе с Россией Рождество 7 января, например, отмечают Сербская, Грузинская и Иерусалимская Православные Церкви.

В отличие от православных христиан, у католиков нет строгого поста. Вместо этого у них проходит Адвент – время духовного очищения. Он начинается с четвертого воскресенья и длится до праздника Рождества. По традиции, католики составляют венки из еловых веток, в которые ставят четыре свечи. Ими принято украшать не только церкви, но и свои дома.

Фото: © unsplash/Max Beck

Рождество Христово на Руси

На Руси праздник Рождества был одним из самых любимых и веселых. Его праздновали всей семьей – накрывали на стол, пекли пироги и открывали двери своего дома для гостей. К этому светлому дню готовились заранее: наводили порядок в избах, топили баню и готовили новую одежду.

В Сочельник было принято колядовать. Дети наряжались в костюмы ангелов, пастухов или животных и ходили из дома в дом. Ряженые пели рождественские песни – колядки и просили у радушных хозяев угощения и подарков. Также в Рождество каждый верующий считал за честь накормить и приветить одинокого путника или подать милостыню нищему.

На Рождество девушки, по традиции, гадали на любовь, урожай, детей и семью. Для магических ритуалов чаще всего использовали зеркала, кольца, иголки, башмаки и воск.

Фото: © РИА Новости/Виктор Драчев

Приметы на Рождество

На Руси существовало множество примет, связанных с Рождеством. По погоде в Сочельник и день Рождества судили, каким будет урожай в этом году. Ясный и морозный день предвещал достаток, а вот если праздник выпал на новолуние, богатого урожая можно не ждать.

Плохой приметой считалось увидеть на Рождество мышь – к денежным потерям. А вот встретить собаку предвещало большую удачу. На праздник было принято звать много гостей. В древности верили, что если первым явится темноволосый мужчина, то год будет денежным и удачным.

Те, у кого было свое хозяйство, гадали на здоровье с помощью зерна и воды. Их одновременно давали курице и смотрели, к чему она притронется в первую очередь. Если птица начинала клевать зерно, это к здоровью и долголетию, а если начнет пить воду – к болезням.

Приблизительное время чтения: 14 мин.


print

История Рождества

По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Первые христиане праздновали также Вознесение Господне, Крещение, День сошествия Святого Духа на апостолов. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату?!

О причине этой странной «забывчивости» христиан и многом другом можно узнать в материале «К Кому нас ведет звезда: история Рождества».

Где родился Христос

Где родился Христос

Чтобы увидеть место, где, согласно Преданию, родился Спаситель, нужно прийти в базилику Рождества Христова в Вифлееме. Место Рождества Спасителя находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами. Подробнее узнать о месте рождения Христа и посмотреть фото из базилики можно в материале «Где родился Христос?».

Доказательства Рождества

Многие неверующие и сомневающиеся люди спорят: а существовал ли Христос в действительности? Одно из неоспоримых доказательств земной жизни Спасителя — научное изучение обстоятельств Его рождения и святынь, связанных с Рождеством. Об этом — материал «Рождество Христово: вещественные доказательства».

Когда родился Христос

Как это когда? — удивится неискушенный читатель, — разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так? Тайну о том, когда действительно родился Спаситель, приоткроет Андрей Десницкий в материале «Когда родился Христос?».

Пророчества о Христе

Рождество Христово 2023

Количество сбывшихся библейских пророчеств исчисляется сотнями, но сегодня мы почти ничего не знаем о них. Но есть одна категория библейских пророчеств, которую можно считать исключением. Правда, сами по себе они тоже известны главным образом специалистам по библеистике. Зато о том, как они сбылись, знают сотни миллионов наших современников. Это ветхозаветные пророчества о Христе.

О том, что предсказывали ветхозаветные святые и каким образом это сбылось, вы узнаете из статьи «Пророчества о Христе».

Смысл Рождества

Поклонение пастухов. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1646

В день Рождества христиане вспоминают событие, случившееся в Вифлееме более двух тысяч лет назад. Что изменило это событие в мире и в людях, почему и зачем Бог даровал нам Самого Себя и как нам правильно принять этот высший дар?

«Фома» не раз писал о смысле этого великого праздника, например, в очерке известного современного богослова протодиакона Андрея Кураева: «Андрей Кураев: Дары Рождества». Или в материале Сергея Худиева «О смысле праздника Рождества Христова».

Традиции Рождества в разных странах

Христиане всего мира празднуют Рождество как один из самых главных и долгожданных дней в церковном году. И у каждого народа, у каждой страны, у каждой ветви христианства — свои уникальные традиции.

Журнал «Фома» собрал богатую подборку материалов о том, как «Как встречали Рождество на Руси», «Как празднуют Рождество в Африке», «Как празднуют Рождество в Греции», «Как празднуют Рождество в Индонезии и Японии», «Как празднуют Рождество в Армении», «Как празднуют Рождество в Германии», «Как празднуют Рождество на Кипре», «Рождество в Якутии».

Молитвы Рождества

Тропарь Рождества Христова

глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети, с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.

Перевод:
Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова

глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Oтроча Младо, Превечный Бог.

Перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!

Иконография Рождества Христова

Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения праздника были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христов. За ее основу были взяты Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

О том, каким мы видим Христа на иконах Рождества, и о том, как менялаясь иконография праздника в течение многих веков, можно узнать в материале «Иконография Рождества Христова».

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник — это канун, или, как его еще называют, навечерие, Рождества Христова. В этот день православные христиане готовятся к великому празднику, читают особые молитвы в храме и дома, готовят традиционное блюдо из зерен пшеницы и меда — Сочиво (рецепт вы найдете в материале «Сочиво»).

Что такое вертеп

Рождественский вертеп

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Подробнее об истории Святого Вертепа и о том, как во всем мире развивалась прекрасная семейная и театральная традиция мастерить вертепы, вы прочтете в материале «Искусство, рожденное верой: о рождественском вертепе» с прекрасными фотографиями Владимира Ештокина.

Рождественские и святочные рассказы

Рождество Христово 2023

Рождественский или святочный рассказ — это особый литературный жанр, который берет начало в средневековых религиозных мистериях. Чаще всего это волшебная история, полная чудес, рассказывающая о событиях, которые происходят с героем или героями в период святок, то есть между Рождеством и Крещением. Сюжет святочного рассказа — преображение души путем испытаний и необыкновенных событий. У традиционного святочного рассказа — чаще всего добрый и радостный финал.

На сайте журнала «Фома» можно прочитать замечательные современные рождественские рассказы: «Так и промычали мы свое первое Рождество», «Рождество, мама…», «Лимон на ёлке», «Калямка».

Рождественские колядки

Одна из старинных народных традиций Рождества Христова — петь колядки. Этот обычай раньше был языческим, но после того, как Русь стала христианской, стал одним из добрых способов прославлять Господа Иисуса Христа.

Подробности о традиции колядования вы найдете в статье «Украинские колядки», а тексты некоторых колядок есть по ссылкам: «Как в Иерусалиме…», «Небо и земля», «Рождество Христово — Ангел прилетел», «Ночь тиха, ночь светла».

Кроме того вы можете узнать, что протоиерей Игорь Фомин отвечает на вопрос читателей, правда ли, что «Рождественские колядки — это язычество?».

Рождество с детьми

«Что сделать, чтобы детям понравилось Рождество» — вопрос, который журнал «Фома» задал совершенно разным людям, от народной артистки России Екатерины Васильевой до директора школы-интерната для детей-сирот Людмилы Соболевой.

Тайна Рождества

Рождество Христово — что говорят эти слова современному человеку? Казалось бы, весь мир отмечает это событие. И даже в книгах про Гарри Поттера время Рождества — самое желанное в году. И не только потому, что к нему приурочены пиры и балы — просто это время, когда ликует душа. К примеру, в пятом томе читаем: в канун Рождества Гаррин «крестный, по-детски радуясь тому, что встречает праздник не один, распевал рождественские гимны». Иеромонах Димитрий (Першин) рассуждает о празднике в материале: «Рождество как Альфа и Омега».

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», — поют в эти святочные дни в Церкви. О каком разуме идет речь? Мы привыкли видеть, как вера и разум разделяются, иногда даже противопоставляются. Было бы понятно, если бы Церковь пела о том, что миру воссиял свет веры. Но разума? Библеист Сергей Худиев отвечает на самые трудные вопросы сомневающихся в материале «Свет разума».

Рожественская елка

Традиция украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, точнее, из земли Эльзас. Там в начале XVII века практически повсеместно устанавливали к Рождеству это вечнозеленое дерево. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому Адам и Ева утратили после изгнания из Рая. Но с Рождением Христа у людей снова появился шанс приобщиться вечности.

Подробно о традиции украшать елку читайте в иллюстрированном очерке «Рождественская ёлка».

Стихи о Рождестве

Рождество Христово во все времена вдохновляло лучших поэтов и писателей на создание литературных произведений. На нашем сайте собрана «Большая подборка стихов о Рождестве», а еще есть материал о том, какие стихи о Рождестве подойдут для семейного чтения и рождественских спектаклей: «Что разучивать с ребенком?»

Есть у нас также интересный аудио- и видеоархив: «Сергей Безруков читает Сергея Есенина (видео)», «Андрей Финягин читает стихи Валерия Брюсова „Рождество Христово“ (видео)», «Николай Шатохин декламирует стихотворение Михаила Кузмина „Ёлка“ (видео)», «Евгений Стеблов читает стихотворение Алексея Плещеева „Зимний вечер“».

Рассказы о Рождестве

«Письма о Рождестве» — подборка писем известных писателей и наших современников.

«Рождественские элегии» — пронзительный рассказ Владимира Гурболикова о жизни и смерти, о великой тайне Рождества и обретении веры.

Фильмы о Рождестве

Рождество Христово 2023

Рождественские истории, которые каждый год рассказывают нам кинофильмы, — довольно добропорядочный, давний и консервативный жанр со своими законами и традициями. Это истории о любви и чудесах, которые случаются в отведенный для них отрезок времени, когда один год сменяет другой и силы зла, пусть ненадолго, но должны уступить силам добра.

В материале «Что смотреть в рождественские дни» Валерия Ефанова специально для «Фомы» составила список из 11 фильмов и четырех анимационных картин, которые помогут нам под разными углами зрения взглянуть на то, как отражается Евангельская история в кинематографической оптике.

«Рождество дядюшки Скруджа» и «Нарисованый добрый мир — Рождество мультипликатора Михаила Алдашина» раскроют нам другие грани кинотрадиции Рождества.

Открытки к Рождеству

Почему-то именно бумажная, красиво оформленная открытка может передать ту душевную теплоту, которую хочется донести адресату. Электронным это не удается. Первая открытка к Рождеству появилась в 1794 году в Англии.

О том, кто ее нарисовал и как дальше развивалась «открыточная» рождественская традиция, вы узнаете в материале «История рождественской открытки» и богато иллюстрированном старинными открытками очерке «Рождественская открытка: как все начиналось».

Вопросы о Рождестве

Протоиерей Игорь Фомин отвечает на вопросы читателей: Можно ли православному праздновать католическое Рождество? Можно ли праздновать Рождество, если я не постился? Можно ли в Рождественский пост ходить на каток?

О том, откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям, рассуждает православный публицист Александр Ткаченко: «Новый Год и Рождество: можно ли праздновать Новый год, откуда взялась ёлка?»

Рождественские блюда

Если следовать народным поверьям, на рождественском столе должно присутствовать 12 блюд. Традиционно ими должны быть: блины, рыба, заливное, студень, молочный поросенок, жареная курица, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые пряники, хлебцы с маком и медом. Но содержание современного рождественского стола со временем приобрело не столь традиционный характер — многие блюда со временем у простых людей нашли свою замену более дешёвым или удобным в приготовлении вариантом.

Но все же есть самый традиционный вид рождественского меню, которое мы и хотим предоставить вашему вниманию в статье «Рождественское меню».

Сочиво

В Сочельник, вечер накануне Рождества, православные христиане готовят особенное блюдо — сочиво. Это вареные зерна пшеницы, риса или чечевицы, заправленные медом.

Подробный рецепт традиционного сочива вы найдет по ссылке: «Сочиво».

Рождественский гусь

Главное место рождественского стола бесспорно занимает рождественский гусь. Рождественский гусь с яблоками, рождественский гусь с апельсинами, рождественский гусь, фаршированный рисом и грибами — вариантов здесь множество. Нужно только выбрать наиболее подходящий рецепт рождественского гуся и, когда придет время, — начинать готовить «главное блюдо».

Подробные рецепты читайте по ссылкам: «Рождественский гусь», «Рождественский гусь с яблоками», «Рождественский гусь с апельсинами», «Рождественский гусь с рисом».

Рождественский кекс

Рождественский кекс — ещё одно блюдо, которое является украшением рождественского стола. Да, сегодня почти все можно купить в магазине… Но люди, несмотря на ритмы современной жизни, все-таки предпочитают тратить свое время и силы на приготовление выпечки. Причем в разных европейских странах в приготовлении рождественского кекса — свои нюансы. Немецкий рождественский кекс, английский. А ведь на основе готовых рецептов можно и пофантазировать, чтобы придумать свой собственный рождественский кекс.

«Фома» предлагает несколько рецептов кекса, вы найдете их по ссылкам: «Немецкий рождественский кекс», «Рождественский кекс».

Рождественское имбирное печенье

Накануне Рождества все мы видели в магазинах смешных имбирных человечков и ангелов. Их можно испечь дома! Рецепт вы найдете по ссылке: «Рождественское имбирное печенье»

Поздравления с Рождеством

Мы составили и подобрали для вас поздравления с Рождеством Христовым на русском, украинском и польском языках. Поздравьте своих родных и близких, прочитав материал «Поздравления с Рождеством Христовым на русском, украинском и польском языках».

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Рождество Христово

1979 год

Около двух тысяч лет назад, в такую же ночь, как сегодняшняя, Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Ребенка, со всей его хрупкостью, беззащитностью, которая «поистине» является образом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей, все дающей, на все надеющейся…

Один из современных наших духовников, отец Софроний, пишет: «Откровение о Боге говорит: Бог есть любовь, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы; и как трудно людям согласиться с этим…» Трудно, потому что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном. На самом деле: где же тот свет Любви Отчей, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом, в горечи сердца сознаем: Лучшие думы мои, достояние сердца моего — разбиты, дни мои прошли, преисподняя станет домом моим — где же, после этого, надежда моя? И то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое — «кто«увидит?.. И вот жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать Ему: Зачем Ты дал мне жизнь? Я пресыщен страданиями, тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? Я знаю, что Ты благ, но почему, почему Ты так безразличен к страданию моему? Я не могу Тебя понять…

Разве не подымается этот крик со всей земли нашей, холодной, осиротелой, полной страха, и горечи, и боли? И какой же ответ дает Бог на это вопрошание, на эту тоску?.. Вот пример того, что говорит и как говорит Господь, из той же книги отца Софрония о Старце Силуане: «Жил на земле человек, муж гигантской силы духа; он долго молился с неудержимым плачем: Помилуй мя!.. Но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: „Ты неумолим!.“. И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг, на мгновение увидел живого Христа. Огнь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продолжалось еще мгновение, он умер бы. После этого он уже „никогда“ не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая…»

И эта любовь — не чувство, не доброе отношение Божие к нам: это Сам Бог, пришедший в мир плотью новорожденного Христа. Он создал мир по любви; Он создал мир, чтобы разделить с ним ту ликующую, торжествующую жизнь, которая называется любовью и которая доходит до такого напряжения, до такой полноты, что она уже за пределом всякого ограничения, всякого умаления. Она отдает себя, забывая все, кроме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хрупкости, подобной этой плоти Ребенка, родившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь:»Отзовитесь!.«.

Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы — пойдем к любви! Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!..

И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов. Принесли они злато: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в «каждом» из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету!

Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится, как благоухание, лаской, любовью, теплотой…

Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу; Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить, подобно нам, а для того, чтобы умереть, подобно нам; жить «нашей» смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность…

Кто хочет идти по Мне, да отвержется себя, да забудет о себе, да вспомнит только о том, что тысячи вокруг нуждаются в любви. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь — это не обязательно умереть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви; любви, которая дает; любви, которая не защищает своего; любви, которая»себя» не защищает, не замыкается… Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить — отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей — светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни! Аминь.

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Событие праздник морских фонарей геншин импакт
  • Событие организация праздников
  • Событие 201 сценарий пандемии
  • Собственная безопасность фсин россии праздник
  • Собрание рдш сценарий