Сочельник церковный праздник

Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой?

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник — праздник перед Рождеством

Рождественский сочельник6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Сочельник

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

— Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

— Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

— Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый — можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.

— Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа» (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

— Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

Рождественский сочельник, вопросы и ответы

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти   в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В России 6 и 18 января наступают дни, предшествующие двум важным для верующих праздникам — Рождеству и Крещению. Эти дни называют сочельником. Как правильно подготовиться к ним, что такое Святки и можно ли гадать в это время — в материале «Ленты.ру».

Когда празднуется сочельник?

В России традиционно празднуются два сочельника — Рождественский и Крещенский. Рождественский сочельник приходится на 6 января — канун Рождества Христова. Крещенский сочельник (или канун Богоявления) — на 18 января.

На службе в церкви Архангела Михаила в селе Ермаковка Омской области, 6 января 2022 года

На службе в церкви Архангела Михаила в селе Ермаковка Омской области, 6 января 2022 года

Фото: Alexey Malgavko / Reuters

Считается, что празднование Рождества в январе — это отличительная черта именно православной традиции, однако это не совсем так. Вместе с Русской Православной Церковью Рождество в ночь на 7 января празднуется в Грузинской, Иерусалимской, Польской и Сербской Православных Церквях. Остальные Поместные Православные Церкви (например, Румынская, Болгарская, Элладская) празднуют Рождество 25 декабря — так же, как и католики.

Эта разница возникла из-за календарей. С 45 года до нашей эры использовался юлианский календарь, введенный Гаем Юлием Цезарем. Такое летоисчисление считается традиционным — по нему в году 365 дней и небольшой остаток, который раз в четыре года выливается в високосный год.

После многолетнего использования такого календаря европейские математики пришли к выводу, что високосного года не хватает, чтобы целиком закрыть календарный цикл — за каждые 128 лет по таким расчетам будет накапливаться дополнительный день, который никак не учитывался. Поэтому Папа Римский Григорий XII в 1582 году добавил в юлианский календарь правку, по которой в октябре этого года за 4-м числом сразу шло 15-е — так предполагалось исправить несовпадение дат.

Однако из-за раскола церкви 1504 года календарь Папы приняла только католическая и зарождающаяся протестантская церковь (западная часть), а православие (восточная часть) сочла реформу хулой и продолжила пользоваться староюлианским календарем. Разница между двумя календарными системами со временем только растет — к XXI веку она составляет 14 дней. Отсюда и возникла разница между датами Рождества.

Россия перешла на использование григорианского календаря в 1918 году, но Русская православная церковь с этим не согласилась и продолжила вести летоисчисление по юлианскому. При этом некоторые церкви, например, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская и Православная церковь в Америке в начале XX века перешли на новоюлианский календарь, который совпадает с григорианским до 2800 года.

Что происходит между Рождеством и Крещением?

Период между сочельниками называется Святки Святки. Несмотря на то что церковь выступает против гаданий, считая их обращением к злым духам, многие люди в течение Святок все равно проводят обряды, чтобы узнать свою судьбу.

Считается, что гадания в ночь на 7 января самые сильные. На Руси людей больше всего волновал урожай, а юные девушки часто пытались таким образом узнать, встретят ли они суженого. Сегодня наиболее интересными остаются именно гадания на любовь

Например, в ночь перед Рождеством девушки могли погадать на суженого при помощи зеркал. Для этого пару зеркал ставили друг напротив друга, а между ними зажигали свечу. Затем гадающая девушка садилась перед одним из зеркал и внимательно смотрела в него — когда пламя свечи в отражении начинало «расплываться», она могла увидеть образ суженного. Однако считалось, что, если не соблюдать осторожность, из зеркала может появиться некая злая сущность, которая похищает девушек в потусторонний мир.

В ночь на Крещение девушки гадали на суженого при помощи иголок. Две иглы натирались любым жиром, чтобы вся их поверхность стала скользкой. После этого их опускали в сосуд с обычной водой и задавали вопрос о нужном человеке. Толкование основывалось на том, как повели себя иголки: если они шли на дно, это сулило неприятность, если сошлись вместе — можно было рассчитывать на искренние и теплые отношения, а вот если разошлись — девушки понимали, что отношения закончатся и им можно даже не тратить свое время.

В Екатеринбурге во время святочного гадания с валенком

В Екатеринбурге во время святочного гадания с валенком

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Конечно, это не все существующие способы гаданий — их значительно больше. Однако какой бы вы ни выбрали, надо помнить, что у них есть определенные правила: например, в помещении, где проходит гадание, должно быть максимально тихо, чтобы ничто не мешало сконцентрироваться на вопросе. Для этого нужно полностью выключить свет. Гореть могут только свечи. Кроме того, гадающий должен снять нательный крест и все украшения, которые опоясывают человека или завязаны на нем — кольца, браслеты. Некоторые еще распускают волосы и снимают обувь.

Еще в Святки колядуют — поют праздничные песни ради подарков и угощений от слушателей. Раньше для этого мероприятия люди наряжались в праздничные костюмы из шкур животных. Кто-нибудь один обязательно должен был нарядиться в козу. Не впускать колядующих в дом считалось дурной приметой. В более крупных населенных пунктах и городах в Коляду проводились ярмарки, а богатые люди отмечали праздники в своем кругу на пышных приемах. После принятия христианства церковь попыталась запретить колядование, так как это поклонение языческим богам, однако традицию искоренить не удалось. Однако сегодня Коляду празднуют с меньшим размахом, особенно в крупных населенных пунктах, а колядуют чаще всего только дети.

Откуда пошло название «сочельник» и что оно означает?

Этимология слова «сочельник» до конца не ясна. Принято считать, что слово «сочельник» происходит от слова «сочиво» — так называют традиционное для этого праздника постное блюдо из зерен риса или пшеницы, которое едят с медом или сахаром. Часто в него добавляют мак, орехи или фрукты. При этом по сути сочиво — это то же самое, что и кутья, однако кутью готовят еще и в другие дни — например, на поминки или в Родительскую субботу.

По другой версии, сочиво делалось из бобовых — фасоли, гороха или чечевицы, и сами растения носили такое же название. Некоторые историки и лингвисты предполагают, что сочельник мог получить свое название от сочней — лепешек, которые было принято печь накануне Рождества.

Как правильно подготовиться к сочельникам и провести их?

Сочельник является последним днем Рождественского строгого 40-дневного поста. По одной из русских пословиц, «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому строгий пост готовит людей к радости праздника.

Изначально считалось, что вкушать сочиво в этот день можно только после появления на небе первой звезды. После утренней и вечерней Литургии в храмах выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Иисусу Христу. Свеча знаменует Вифлеемскую звезду, которая возвестила миру о рождении Иисуса Христа — многие верующие не употребляют пищу именно до этого момента.

В кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве во время Божественной литургии с чином великого освящения воды

В кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве во время Божественной литургии с чином великого освящения воды

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Кроме того, церковь не запрещает есть сочиво днем после утренней литургии. Епископ Иона объясняет, что полное воздержание от пищи и воды составляет шесть часов до времени причастия на вечернем богослужении, однако это нигде строго не прописано. По его словам, правильно будет не есть где-то после 21 часа, если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе.

Протоиерей Александр Ильяшенко пояснил, что людям с различными заболеваниями следует соблюдать пост так, чтобы это соответствовало приему лекарств или предписанию врачей.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь — это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел

На сайте православного Церковного календаря также говорится, что необходимо подкрепить физические силы, потому что верующим предстоит еще Рождественское богослужение, после которого можно вкушать праздничную пищу. Однако если не есть до этого момента, то можно получить проблемы со здоровьем, поэтому стоит следовать общепринятым правилам.

Кроме сочива после первой звезды в пищу употребляют еще 12 блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Обычно это запеченная рыба, салаты и рагу из овощей, грибной суп, постный борщ, пампушки, пирожки, вареники, голубцы с грибами, соленья. А вот алкоголь в Сочельник употреблять нельзя — традиционно в этот день пьют узвар из сухофруктов и меда.

Кроме поста есть и другие традиции сочельника. Например, многие семьи к Рождеству устанавливают и наряжают елки. По одной из версий, именно еловые ветви использовали, чтобы скрыть вход в пещеру, где находился новорожденный Христос. Отсюда также пошла традиция вешать на входную дверь украшенный еловый венок.

Во время рождественского богослужения в Вознесенском кафедральном соборе в Новосибирске

Во время рождественского богослужения в Вознесенском кафедральном соборе в Новосибирске

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

На богослужениях в Рождественский сочельник читаются пророчества, предсказавшие рождение Спасителя, а также «царские часы». Они называются так потому, что в России на них всегда присутствовали цари. Все песнопения, звучащие на службе, готовят верующих к принятию тайны Рождества Христова. Также в этот день, как и в Крещенский сочельник, совершается литургия Василия Великого.

В день праздника, как и в Рождественский пост, нельзя венчаться, так как устав Церкви гласит, что таинство венчания не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Насчет росписи четких правил нет, поэтому ЗАГС посетить можно, а венчание отложить на потом.

Запрет на совершение таинства также совпадает и с теми днями, когда церковь не благословляет интимные отношения между супругами — во время постов, накануне постных дней и перед большими праздниками. Однако среди православных христиан ходят споры, можно ли беременеть в Рождественский пост и будет ли это зачатие греховным. При этом считать, что такой ребенок будет нежеланен господу — суеверие, так как он такое же дитя, которое достойно спасения, считают в церкви.

На Руси существовали и народные традиции — например, под запретом было все, что может принести несчастье или смерть. Из-за этого нельзя было пользоваться острыми предметами, ходить на охоту и резать скотину, шить, заниматься готовкой и уборкой. Рождественский пирог тоже нельзя было резать заранее, потому что ножи в Сочельник запрещены. Сегодня насчет уборки нет таких строгих правил, и в Рождественский сочельник верующие иногда наводят порядок в жилищах перед светлым праздником. Считается, что это помогает очистить дом от негатива

Пост держат и в день перед Крещением, однако и в этом случае священнослужители советуют ориентироваться на личные потребности организма, исходя из своих ощущений. Они уточняют, что если этот вопрос сильно беспокоит, то стоит обратиться к духовнику за благословлением.

Утром в Крещенский Сочельник после богослужения начинается освящение воды, которое продолжается в Крещение, 19 января, после литургии.

Крещенскую воду надо пить весь год натощак в небольших количествах, думая о светлом. Ругаться и предаваться негативным эмоциям в такие моменты запрещено.

Важно посетить все богослужения или хотя бы большую их часть, а также принять участие в литургии и таинстве евхаристии.

  • Рож­де­ствен­ский сочель­ник в Кален­даре
  • Кре­щен­ский сочель­ник в Кален­даре
  • Заметки в Сочель­ник о неко­то­рых тра­ди­циях В. Кут­ко­вой
  • Как про­ве­сти рож­де­ствен­ский сочель­ник
  • Когда окан­чи­вать пост в Рож­де­ствен­ский сочель­ник? архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Для чего в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова учре­жден сочель­ник? свт. Фила­рет (Дроз­дов)

Соче́льник (наве­че­рие) – день нака­нуне празд­ника Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) или Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник).
Про­ис­хо­дит от слова «сочиво» – раз­мо­чен­ные в воде зерна пше­ницы, ржи, овса, по тра­ди­ции блюдо, вку­ша­е­мое в этот день).
Это день стро­гого поста.

sochelnik - Сочельник

В сочель­ник слу­жатся цар­ские часы и совер­ша­ется Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого. Если сочель­ник при­дется в суб­боту или вос­кре­се­ние, то цар­ские часы совер­ша­ются в пят­ницу, а в сочель­ник бывает Литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста. Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого слу­жится в сам день празд­ника.

Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празд­ну­ются?

Хотя в бук­валь­ном смысле слово «наве­че­рие» озна­чает канун или вче­раш­ний день по отно­ше­нию к празд­нику, в цер­ков­ной тра­ди­ции этот термин при­ме­ня­ется только к двум празд­ни­кам: Рож­де­ству Хри­стову и Бого­яв­ле­нию. Кануны осталь­ных празд­ни­ков назы­ва­ются просто пред­праздн­ствами. Это раз­ли­чие обу­слов­лено двумя при­чи­нами:

  1. Осталь­ные празд­ники имеют один день пред­праздн­ства, потому при­выч­ный термин «пред­праздн­ство» одно­вре­менно обо­зна­чает канун празд­ника. Напри­мер, когда мы гово­рим «Пред­праздн­ство Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, сразу понятно, что речь идет о 5 (18) авгу­ста. Однако у Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния несколько дней пред­праздн­ства, потому для обо­зна­че­ния дня непо­сред­ственно перед празд­ни­ком нужен особый термин. Как раз таким тер­ми­ном явля­ется «наве­че­рие».
  2. В наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния совер­ша­ется бого­слу­же­ние по осо­бому, уни­каль­ному чину (см. ниже). Потому термин «наве­че­рие» может отно­ситься не только к дню, но и к цер­ков­ному бого­слу­же­нию этого дня.

Таким обра­зом, в Пра­во­слав­ной Церкви два наве­че­рия: 6 января (24 декабря по ста­рому стилю) – наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова и 18 января (старый стиль – 5 января) – наве­че­рие Бого­яв­ле­ния.

Оба наве­че­рия еще назы­ва­ются «сочель­ни­ками» по при­чине упо­треб­ле­ния «сочива» на вечер­ней тра­пезе. Правда, ука­за­ние о вку­ше­нии сочива в Типи­коне дается только для наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и только для того более ред­кого вари­анта, когда наве­че­рие слу­ча­ется в суб­боту или неделю. Однако это част­ное ука­за­ние стало при­чи­ной того, что в оби­ходе оба дня (6 и 18 января) назы­ва­ются «сочель­ни­ками».

Еще раз сле­дует отме­тить: устав­ное назва­ние обоих дней – «наве­че­рия», «сочель­ни­ками» же они назы­ва­ются в быту и в лите­ра­туре.

Древ­ность поста в наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния.

В Древ­ней Церкви в III веке празд­но­вали сов­ме­щен­ный празд­ник Бого­яв­ле­ния 6 января – соеди­не­ние вос­по­ми­на­ний Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня. В связи с этим возник и кре­щен­ский сочель­ник 5 января как пост­ный день, в кото­рый литур­гия совер­ша­лась после полу­дня и соот­вет­ственно тра­пеза была только вече­ром. Таким обра­зом, кре­щен­ский сочель­ник – древ­ней­ший одно­днев­ный пост.

Впо­след­ствии в IV – VI вв. (в разных Помест­ных Церк­вах по-раз­ному) про­изо­шло раз­де­ле­ние празд­ни­ков, и Рож­де­ство Хри­стово было пере­не­сено на 25 декабря. Потому появился еще и рож­де­ствен­ский сочель­ник 24 декабря по ана­ло­гии с постом 5 января.

О бого­слу­же­ниях в сочель­ник.

Для обоих сочель­ни­ков харак­те­рен особый устав бого­слу­же­ния; при этом пра­вила Устава оди­на­ковы для обоих празд­ни­ков и един­ствен­ным отли­чием явля­ется совер­ше­ние в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния вели­кого освя­ще­ния воды в конце литур­гии по заам­вон­ной молитве.

Бого­слу­же­ние совер­ша­ется по одному из двух вари­ан­тов в зави­си­мо­сти от дня, в кото­рый слу­чится наве­че­рие:

Вари­ант I. Сочель­ник в поне­дель­ник – пят­ницу (будний день). Службы: вели­кие часы, изоб­ра­зи­тельны, вечерню с литур­гией свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого (в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния добав­ля­ется вели­кое освя­ще­ние воды).

Вари­ант II. Сочель­ник в суб­боту или вос­кре­се­нье: службы из преды­ду­щего вари­анта рас­пре­де­ля­ются по трем дням:

· вели­кие часы и изоб­ра­зи­тельны пере­но­сятся на пят­ницу и в эту пят­ницу отме­ня­ется литур­гия;
· в само наве­че­рие совер­ша­ется литур­гия свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и потом отдельно от нее вели­кая вечерня (в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния после вели­кой вечерни добав­ля­ется вели­кое освя­ще­ние воды).
· в сам празд­ник служим литур­гию свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого (после нее – еще раз вели­кое освя­ще­ние воды, если это – празд­ник Бого­яв­ле­ния).

Заме­тим, что по Уставу литур­гия в соеди­не­нии в вечер­ней в 1‑м вари­анте и вели­кая вечерня после литур­гии во 2‑м вари­анте должны совер­шаться после полу­дня, однако в нашей прак­тике все ука­зан­ные выше службы сочель­ника совер­ша­ются утром.

Инте­рес­ный момент: в кон­крет­ном году или службы обоих празд­ни­ков совер­ша­ются по вари­анту I, или службы одного празд­ника совер­ша­ются по вари­анту I, тогда как дру­гого – по вари­анту II. Не бывает такого, чтобы по вари­анту II в кон­крет­ном году совер­ша­лись службы в наве­че­рия обоих празд­ни­ков.

Наве­че­рие как день стро­гого поста.

Многие знают, что сочель­ник (и Рож­де­ствен­ский, и Кре­щен­ский) – день стро­гого поста. Однако в чем кон­кретно состоит пост сочель­ника? Для ответа на этот вопрос нужно раз­ли­чать пост в древ­нем пони­ма­нии и в совре­мен­ном зна­че­нии этого слова. В древ­но­сти пост – полный отказ от пищи в тече­ние дня до вечера; в таких слу­чаях един­ствен­ной тра­пе­зой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» пони­маем только огра­ни­че­ние на вку­ше­ние пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния). Когда наве­че­рие назы­ва­ется днем стро­гого поста, име­ется в виду пост в первом, древ­нем пони­ма­нии.

Пра­вила о посте и тра­пезе в Сочель­ник свя­заны с бого­слу­же­ни­ями и с обо­зна­чен­ными выше двумя вари­ан­тами.

В вари­анте I наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова счи­та­ется днем стро­гого поста, причем стро­гость поста здесь не в каче­стве пищи, а в коли­че­стве ее при­е­мов. Так как здесь вечерня в соеди­не­нии с литур­гией совер­ша­ется после полу­дня, то и пола­га­ется только одна тра­пеза в день – ужин. При этом ужин с упо­треб­ле­нием «елея и вина» — то есть сред­няя сте­пень поста. Таким обра­зом, стро­гий поста сочель­ника пред­по­ла­гает не упо­треб­ле­ние в тече­ние дня только «хлеба и воды» (как многие могут поду­мать, увидев выра­же­ние «стро­гий пост»), а нали­чие только одной тра­пезы с «вином и елеем».

В вари­анте II допус­ка­ется две тра­пезы и потому Типи­кон гово­рит, что «пост не бывает». Это нужно пони­мать не в нашем вос­при­я­тии поста как воз­дер­жа­ния от ско­ром­ной пищи, а в более древ­нем и изна­чаль­ном зна­че­нии тер­мина – нет воз­дер­жа­ния от пищи до вечера. Утром совер­ша­ется литур­гия и после нее пола­га­ется скром­ный, сим­во­ли­че­ский обед. После полу­дня совер­ша­ется вечерня, после нее – более плот­ный ужин с вином и елеем.

В нашей прак­тике все службы наве­че­рия совер­ша­ются утром, потому после окон­ча­ния такой службы вполне допу­стима нор­маль­ная пост­ная тра­пеза. Одно­значно можно ска­зать: те, кто участ­во­вал в бого­слу­же­нии, после его окон­ча­ния вполне имеют право поку­шать днем, так как уча­стие в литур­гии пред­по­ла­гает тра­пезу после нее. Что же каса­ется тех, кто не был в храме утром в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова, то вопрос о посте для них оста­ется откры­тым: они могут и поку­шать после окон­ча­ния днев­ного бого­слу­же­ния в храме, но могут в каче­стве доб­ро­воль­ного подвига и ком­пен­са­ции за про­пу­щен­ное бого­слу­же­ние дождаться вечера.

«До первой звезды». Многие цер­ков­ные и не вполне воцер­ко­в­лен­ные люди зна­комы с утвер­жде­нием, что в сочель­ник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая харак­те­ри­стика спра­вед­лива частично. Как отме­чено выше, в случае сочель­ника в сед­мич­ный день един­ствен­ная тра­пеза по Уставу – ужин, кото­рый пола­га­ется после вечерни в соеди­не­нии с литур­гией свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. Эта служба по Типи­кону начи­на­ется «в 7‑м часу дня», то есть при­мерно в 13.00 по нашему вре­мени; в таком случае закон­чится она около 17.00. Учи­ты­вая, что это – зимнее время, когда тем­неет рано, вполне велика веро­ят­ность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким обра­зом, устав­ное время тра­пезы при­мерно сов­па­дает с появ­ле­нием услов­ной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появ­ле­ния «первой звезды» нико­гда не рас­смат­ри­вался Цер­ко­вью как «инди­ка­тор» раз­ре­ше­ния поста Сочель­ника!

О тра­пезе в сочель­ник.

При­ве­дем ука­за­ния Типи­кона о пище в сочель­ники.

Рож­де­ствен­ский сочель­ник:

  • в сед­мич­ный день: ужин — «ядим варе­ние со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, бла­го­да­ряще Бога».
  • в суб­боту или вос­кре­се­нье: днев­ная тра­пеза – «сне­даем по уломку хлеба, и от вина вку­шаем мало» (очень скром­ная, чисто сим­во­ли­че­ская), ужин – «входим в тра­пезу и ядим совер­шенно: рыбы же не ядим, но со дре­вя­но­мас­лием, и сочиво обва­рено, или кутию с медом: испи­ваем же и вина в славу Божию».

Кре­щен­ский сочель­ник:

  • в сед­мич­ный день: только ужин, отдель­ных ука­за­ний нет, дается отсылка к наве­че­рию Рож­де­ства Хри­стова.
  • в суб­боту или вос­кре­се­нье: днев­ная тра­пеза – «по отпу­ще­нии же литур­гии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина», ужин – «совер­шенно же ядим по отпу­сте вечерни, со елеем».

Как видно, ука­за­ние отно­си­тельно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после вели­кой вечерни Рож­де­ства Хри­стова, когда она совер­ша­ется в суб­боту или вос­кре­се­нье. В осталь­ных слу­чаях гово­рится об обыч­ной пост­ной тра­пезе с «вином и елеем». Таким обра­зом, необя­за­тельно есть только сочиво, можно при­го­то­вить и другие пост­ные куша­нья. При этом типи­кон пре­ду­пре­ждает: «сыра же и яиц и рыб ника­коже дерз­нем кос­ну­тися».

В наше время многие элек­трон­ные ресурсы гово­рят о тра­ди­ции при­го­тов­ле­ния в сочель­ник 12 пост­ных блюд. Подоб­ная псев­до­т­ра­ди­ция прин­ци­пи­ально не соот­вет­ствует цер­ков­ному Уставу! Важно пом­нить, что особые пра­вила насчет поста в этот день пред­по­ла­гают огра­ни­че­ния в коли­че­стве пост­ной пищи, потому тра­пеза должна быть стан­дарт­ной, не изоби­лу­ю­щей пост­ными яст­вами.

Тра­ди­ции

Нет нужды гово­рить о гада­ниях и прочих псев­до­на­род­ных и нецер­ков­ных обы­чаях, кото­рые прак­ти­ку­ются неве­же­ствен­ными людьми и свя­зы­ва­ются с сочель­ни­ками. Отме­тим только нор­маль­ные обычаи, кото­рые можно счи­тать при­ем­ле­мыми для пра­во­слав­ных хри­стиан.

  1. Уборка дома. Есть вполне нор­маль­ная тра­ди­ция в сочель­ник уби­рать дом и гото­вить его к встрече празд­ника. В этом смысле «сочель­ник» можно упо­до­бить Вели­кому Чет­вергу, когда при­нято гото­вить храмы и дома к празд­нику Пасхи. Впро­чем, необя­за­тельно гене­раль­ную уборку при­вя­зы­вать к сочель­нику, можно ее сде­лать забла­го­вре­менно, учи­ты­вая, что в сочель­ник лучше прийти в храм и при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии (тем более что службы сочель­ника про­дол­жи­тель­ные и уто­ми­тель­ные).
  2. При­го­тов­ле­ние «сочива» или кутьи. Сочиво — раз­мо­чен­ные в воде зерна пше­ницы, ржи, овса; на прак­тике многие варят кашу из цель­ных зерен ука­зан­ных куль­тур или из риса. Эту кашу сдаб­ри­вают медом, добав­ляют орехи и изюм. Хотя буква Устава пред­пи­сы­вает кушать сочиво только в случае наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова в суб­боту или неделю, в реаль­но­сти его можно гото­вить во всех слу­чаях. Впро­чем, при жела­нии необя­за­тельно есть именно кутью, можно при­го­то­вить другую пост­ную еду, о чем скажем далее.
  3. Посе­ще­ние своих крест­ных и уго­ще­ние их кутьей. В Рож­де­ствен­ский сочель­ник есть вполне достой­ный обычай: веру­ю­щие уго­щают кутьей своих вос­при­ем­ни­ков. Сама по себе тра­ди­ция посе­тить крест­ную или крест­ного и поздра­вить его с насту­па­ю­щим празд­ни­ком тро­га­тельна и кра­сива, хотя в реаль­но­сти такая воз­мож­ность име­ется неча­сто.

***

архи­епи­скоп Авер­кий (Таушев)

По народ­ному обычаю, при­ня­тому у нас в России, пища не вку­ша­ется в Рож­де­ствен­ский сочель­ник до звезды, а в Кре­щен­ский сочель­ник до освя­ще­ния воды. Но если Бого­слу­же­ние совер­ша­ется пол­но­стью всё, без всяких про­пус­ков и в поло­жен­ное по уставу время, то оно и кон­ча­ется в Рож­де­ствен­ский сочель­ник как раз при­бли­зи­тельно ко вре­мени появ­ле­ния первой звезды на небе, а равным обра­зом и освя­ще­ние воды в Кре­щен­ский сочель­ник окан­чи­ва­ется ко вре­мени наступ­ле­ния вечера, когда и вку­ша­ется пища. Ведь по уставу Боже­ствен­ная литур­гия, соеди­ня­е­мая с вечер­ней, после кото­рой про­ис­хо­дит «слав­ле­ние празд­ника» (пение тро­паря и кондака празд­ника), в Рож­де­ствен­ский сочель­ник должна начи­наться «при часе 7‑м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Кре­щен­ский сочель­ник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В при­ход­ской прак­тике это не всегда легко осу­ще­ствимо, да и Бого­слу­же­ние совер­ша­ется не всегда пол­но­стью, как поло­жено, а потому и окан­чи­ва­ется оно зна­чи­тельно раньше наступ­ле­ния вечера.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный.

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.  Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Сочельник

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Итак, до Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.

Смотрите также:

Что такое Сочельник

Рецепты Рождественского сочельника

Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество

На заставке фрагмент фото flickr.com/vainsan

Что такое Сочельник, когда и как его отмечают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В календаре есть дни, наполненные особенным, сакральным смыслом.

Считается, что в это время приподнимается завеса над будущим, и можно заглянуть за грань реальности.

Например, при слове «сочельник» в памяти всплывает кузнец Вакула, спешащий к красотке Оксане с золотыми черевичками, суровое «до первой звезды нельзя», гадающие на суженого девушки и черт, укравший с неба месяц.

Зима

Отбросив сказочно-мистическую мишуру, выясним все про Сочельник: что делают в этот день, и что в нем такого необычного?

Что такое Сочельник и когда его празднуют

Канун, Навечерие Рождества Христова – так в церковной традиции именуют Сочельник: это, по сути, не праздник, а «предпразднество», предваряющее одно из главных христианских событий. Православные христиане отмечают Рождественский Сочельник 6 января, у католиков это событие наступает 24 декабря.

Принято считать, что название события произошло от слова «сочиво». Это постное блюдо, подаваемое на стол в вечер перед Рождеством. Есть и другая версия, тоже кулинарная – речь идет про сочни, лепешки на масле, которые хозяйки традиционно пекли на Рождество.

В году бывает 2 сочельника, перед Рождеством и перед Крещением. Так повелось, потому что ранее эти праздники отмечались один день. Православный Крещенский Сочельник в церковной традиции называется Навечерие Богоявления, он приходится на 18 января.

Чаепитие

Как проходит Сочельник

В Рождественский Сочельник верующие вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов, пришедших с дарами, Богомладенцу Христу. В этот день в православной церкви проходит особое богослужение, начинающееся с Великих (Царских) Часов. Название пошло от стародавней традиции, согласно которой на этой службе обязательно присутствовали цари.

Далее идет литургия Василия Великого, начинающаяся с Вечерни, во время которой на середину храма выносится горящая свеча. В Крещенский Сочельник после литургии начинается водосвятие.

Служба

Что делают в Сочельник перед Рождеством за порогом церкви

Тем, кому дороги традиции, важно понимать, что Сочельник – это тихий и светлый семейный праздник, не предусматривающий бурного веселья.

Его проводят в семейном кругу при зажженных свечах, в атмосфере уюта, душевного тепла и ожидания чуда. В старину всей семьей выходили посмотреть на звезды. Приметы рождественской ночи сообщали, какой будет год: звездное небо обещало хороший приплод скота и знатный урожай лесных ягод.

Семья

Нарядившись в светлые одежды (темные тона не уместны, рассматриваются как плохая примета), члены семьи усаживаются за стол. Принято считать, что на нем должно быть 12 блюд – по числу апостолов.

Священники считают это скорее народной, нежели церковной традицией: кулинарные подвиги не должны быть в приоритете, главное в Сочельник перед Рождеством – молитвы, сохранение особенного настроя в преддверии праздника. Но традиция прижилась. Значит, будем готовить!

Угощения на Сочельник

Для тех, кто не придерживается строгого церковного устава (а таковых немало) — это повод собраться всей семьей за столом для совместной трапезы, неспешной, наполненной душевным теплом. В суетливом ритме современности это ценно, поэтому не стоит осуждать такой «кулинарно-застольный» подход.

Еда

Необязательно готовить 12 блюд, тем более что они должны быть постными: до 7 января Филиппов пост остается в силе. Для хозяек это своеобразный кулинарный вызов, но не стоит опускать руки.

Главная «фишка» в этот день — кутья (она же сочиво, она же коливо). Угощение состоит из зерновой, иногда бобовой основы, смешанной с маковым, ореховым или миндальным соком (сочивом, отсюда одно из названий).

По стародавней традиции чаще всего использовали зерна пшеницы, уместна также перловка, пшено, рис или смесь круп. В сочиво добавляют сухофрукты, орехи, иногда – варенье.

Смесь круп

Вот старинный способ приготовления сочива из кулинарной книги Елены Молоховец.

  1. 400 г пшеницы перебирают, промывают, помещают в кипяток. После закипания откидывают на дуршлаг, промывают прохладной водой.
  2. Промытое зерно возвращают в кастрюлю, заливают водой. Когда содержимое закипит, емкость накрывают крышкой и помещают в горячую печь на 4 часа. Получится томленая пшеничная каша – ее оставляют для остывания.
  3. Теперь нужно получить «маковое молоко», без которого сочиво не сочиво. Стакан мака обваривают крутым кипятком, сливают жидкость, промывают холодной водой. Эту процедуру повторяют дважды.
  4. Подготовленный мак растирают в каменной посудине, пока зерна не побелеют и не потеряют целостность. К маку добавляют 0,5 стак.сахара или пару ложек меда, перемешивают.
  5. Соединяют 2 части, зерновую и маковую. Для получения нужной консистенции подливают немного остывшей кипяченой воды.

Рецепт прост, сложно лишь найти один из его ингредиентов – русскую печь. В качестве альтернативы подойдет мультиварка, желательно с функцией скороварки: там крупу можно томить несколько часов, не боясь, что содержимое выкипит.

Подойдет и обычная духовка. Если запастись терпением, можно сварить пшеницу на плите, при необходимости доливая воду.

Еще одно весьма желательное угощение для застолья в Сочельник – это узвар.

Кто-то считает его обычным компотом, и напрасно! Для приготовления узвара берут сушеные яблоки, груши, виноград, вишню, абрикосы, чернослив – на свой вкус, щедро, не жалея. Поместив сухофрукты в воду, дожидаются закипания, проваривают минут 10 и снимают с огня.

Напиток должен настояться в течение нескольких часов. Сахар добавлять не нужно, а вот мед не помешает.

Узвар

Что еще уместно приготовить в Сочельник, когда вся семья собралась за столом?

  1. постные пироги (с капустой, повидлом, рисом, т.д.);
  2. винегрет и другие овощные салаты;
  3. рыбные блюда;
  4. постные голубцы (с крупой и пережаренным луком);
  5. вареники с капустой, картофелем, вишней, пюре из бобовых;
  6. овощное рагу;
  7. соленья, грибы;
  8. кисель;
  9. печеные яблоки (с медом, корицей);
  10. постные сладости (пастила, пряники).

Постно – не значит скучно! Сочельник с его атмосферой душевного тепла может стать прекрасным поводом создать кулинарный шедевр наподобие медовой коврижки или пшеничной галеты под луковым мармеладом.

Кулинария

До первой звезды нельзя: что это значит

Рождественским Сочельником завершается Филиппов пост. Это день для верующих самый строгий: прием пищи разрешается после появления первой звезды. Здесь проводится аналогия с Вифлеемской звездой, возвестившей миру о родившемся Иисусе.

Под первой звездой допустимо понимать как небесное тело, так и зажженную свечу, которую выносят в этот день на середину храма после литургии: кому что ближе.

В январе световой день короткий, поэтому долгожданную звезду можно увидеть до наступления вечера. Однако, если небо покрыто тучами, момент появления светила отследить не удастся.

За звездой

Выход для тех, кто пунктуально соблюдает «правило первой звезды» — посетить-таки храм. Дело в том, что Вечерня, во время которой выносится горящая свеча, приходится на первую половину дня.

Ранее это богослужение соответствовало названию и начиналось в послеобеденное время – когда, действительно, в небе появлялись первые звездочки. Со временем из снисхождения к немощи мирян церковную традицию изменили. Теперь, посетив в первой половине дня Вечерню, можно начинать трапезу.

Строгий пост в Сочельник готовит верующих к грядущей радости великого праздника. Все как в пословице: сытое брюхо к молитве глухо. Если подобная строгость кажется непосильной, можно просто ограничить дневной рацион: не стоит доводить ситуацию до абсурда.

В Крещенский Сочельник действует похожее правило. 18 января верующие придерживаются однодневного поста, пищу не вкушают до выноса свечи после утренней литургии.

Гадания в сочельник

В народе верили, что в период между двумя Сочельниками, Рождественским и Крещенским, нечистая сила спускается на землю и гуляет среди людей без свойственной ей агрессии, сохраняя миролюбивый настрой. А значит, есть шанс заглянуть в будущее – в этом состоит смысл гаданий.

Гадание

Основной контингент гадающих (в старину и сейчас) – девушки, уверенные, что Сочельник – это такое волшебное время, когда можно разузнать все о суженом. Как – вариантов не счесть.

  1. «Прабабушкин» способ – гадание на воске. Понадобится пара восковых свечей. Одну нужно зажечь, от второй отколоть кусочек парафина, поместить в ложку и расплавить на пламени первой. Жидкий воск выливают в емкость с холодной водой, по образовавшейся фигуре делают вывод о будущем – насколько позволит фантазия.
  2. Любительницы украшений оценят гадание на кольцах. Понадобятся серебряные, золотые, обручальные, простенькие (бижутерия), с драгоценным камнем. Все это роскошество помещается в таз. Гадающая с завязанными глазами вытаскивает одно из украшений. Перстень с камушком обещает богатую жизнь, бижутерия – отсутствие изменений, серебро указывает, что кого-то испытывает сильные чувства к гадающей. Обручальное же колечко говорит само за себя.
  3. Зеркальное гадание в Сочельник перед Рождеством – не для слабонервных. Устанавливают 2 зеркала напротив друг друга, зажигают свечи. В отражении получится зеркальный коридор. Предполагается, что в нем должен появиться суженный (например, кузнец Вакула с золотыми черевичками). Гадающая располагается между зеркалами. Остается ждать, замирая от страха, появления героя. Есть вариант в современной аранжировке, где вместо зеркал используются 2 монитора.
  4. Если нервная система и без зеркал в плачевном состоянии, выбирают гадание поспокойнее. Например, по СМС: просто, забавно, хотя не без сюрпризов. Требуется отправить сообщение на любой номер (первое, что придет в голову) и ждать ответа. Интригующе!

Девчата

Издревле под Рождество и Крещенье девушки выходили на улицу спросить у первого встреченного мужчины имя: предполагалось, что это и будет имя суженого.

В 21 веке это гадание на Сочельник можно проводить, не покидая дома: достаточно набрать с мобильного первый пришедший в голову номер. Если ответит женский голос, серьезных перемен в личной жизни ждать не стоит. У обладателя мужского голоса нужно постараться узнать имя.

По мнению священников, настоящий христианин не должен прибегать к гаданиям – бессмысленному и греховному занятию, которое является разновидностью оккультизма и препятствует выстраиванию отношений с Богом.

Сказка

Среди ученых есть гипотеза, что гадающий контактирует не с нечистой силой, а с собственным Бессознательным, получая через него доступ к информационному полю Земли. В научном мире гадания тоже не приветствуются.

Например, психологи объясняют подобные действия попыткой сбросить с себя ответственность, «подстелить соломку» – а это не способствует личностному росту.

Даже противники гаданий в Сочельник не спешили ложиться спать, засиживались до позднего вечера – ждали колядующих.

Колядование в Сочельник

Традиция колядовать старше христианских празднований. Она связана с языческими верованиями славян, в частности – с прославлением бога Солнца, Даждьбога.

С принятием христианства колядование сохранилось, но в обрядовых песнях стали славить Христа.

Дети

Колядующие шумной компанией ходили от двора ко двору, прославляли в песнях Иисуса, желали хозяевам всяческих благ – на это отводился весь период Святок, но в Сочельник обряд наполнялся особенным смыслом. В дар колядники получали продукты (выпечку, сало, орехи, фрукты, т.п.), мелкие деньги или мотки пряжи. По завершении «обхода» устраивалась совместная трапеза.

Считалось, что приход колядующих способствовал благополучию в доме.

Ребятишки

Сегодня подобное действо, как и другие традиции Сочельника, может показаться экзотикой, но почему бы не удивить самого себя, организовав «поквартирный обход» в компании друзей?

Одарить соседей праздничным настроением, включая надоедливых любителей громкой музыки, крикливых детей и репетирующего дома скрипача. Сочельник, Рождество – двери в мир нового, неожиданного, но доброго и светлого открыты!

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Сочельник… Так именует Церковь всего два дня в году: перед праздниками Рождества и Крещения. Суть их – не в суетливой подготовке к торжествам, а в создании духовного настроя, позволяющего приобщиться к великим событиям истории человечества. 

Сочельник

Содержание страницы

  • Что значит слово «сочельник»
  • Рождественский — 6 января
    • Как провести день накануне Рождества
    • Как проходит служба
  • Крещенский — 18 января
    • Как подготовиться к Богоявлению
    • Особенности богослужения 
  • Какие традиции существуют в России для этих дней
    • Похожие статьи

Что значит слово «сочельник»

Богословы считают, что наименование взято от единственного рода снеди, которую Церковь разрешает верующим в эти дниЭто так называемое сочиво. У историков и лингвистов не сложилось единого мнения о том, что это за блюдо.  

  • Согласно большинству источников, так называли на Руси чечевицу, горох, фасоль. При этом сочиво – как само растение, так и кушанье из него. Монастырские уставы XVI в. имеют ввиду под этим блюдом «кашу с соком», то есть более или менее жидкую похлебку. 
  • Русский литургист М.Скабалланович отождествляет сочиво и коливо, упоминаемое житием вмч. Феодора Тирона. Согласно емуон явился Константинопольскому архиепископу около 361-362 г. Это было время императора Юлиана Отступника, гонителя христианстваЦарь велел обрызгать кровью языческих жертв всю пищу на рынке, чтобы, таким образом, заставить   верующих   оскверниться. 

 Свт. Димитрий Ростовский пишет: «Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему: «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены  идоложертвенной  кровью».  Как выход для верующих, он посоветовал приготовить коливо. Судя по всему, византийцы не знали тогда ни этого блюда, ни его названия. Великомученику пришлось объяснить, что это – вареная с медом пшеница, какую часто готовили жители родного города святого, Евхаит. 

  • Наконец, согласно третьей версии, название дня происходит от сочней – лепешек, которые пекли хозяйки накануне Рождества. 

Среди современных православных наиболее распространено отождествление сочива с коливом вмч. Феодора Тирона, видимо, из-за богословского толкования значения кушанья. Ведь вареные зерна с медом обычно принято подавать на поминальной трапезе. В канун Рождества и Богоявления такая поминальная еда, к тому же единственная за день, напоминает о том, что Господь родился среди людей не на радость, а для крестной смерти. 

У православных христиан он отмечается 24 декабря (6 января н.ст.). Это последний день поста перед Рождеством Христовым. 

Как провести день накануне Рождества

Многие христиане, особенно женщины, накануне торжества сосредоточиваются на приготовлении праздничной трапезы, проводя день среди суеты. Наиболее правильно – начать утро с посещения богослужения, а лишь затем, духовно приготовив себя молитвой, участием в литургии, приступать к житейским делам. 

Как проходит служба

Служба Рождественского Сочельника – достаточно долгая. Вот ее составные части. 

  • Царские часы. Они служатся только трижды за годперед РождествомКрещениемв Великую Пятницу. Название происходит от того, что в Византии, а также России на богослужении  присутствовал царь. Это – знакомые православным последования 1, 3, 6, 9 часов, но на каждом из них читаются тропари, посвященные Рождеству, а также отрывки из пророчеств, и, конечно, слова Евангелистов, повествующие о Рождении Спасителя. При совершении часов священник обычно выходит на середину храмаВ начале и конце служба сопровождается каждением всего храма и верующих. 
  • Литургия; это один из немногих дней, когда она служится по чину, составленному свт. Василием Великим. 
  • Вслед за тем совершается Вечерня. В конце ее перед алтарем ставится зажженная свеча. Это – символ Вифлеемской звезды. Так как Вечерня начинает богослужебный день Рождества, по ее окончании верующие могут вкушать пищу. 

 

Крещенский — 18 января

 

5 (18 н.ст) января – единственный постный день, предваряющий праздник Богоявления. Это – напоминание о том, что Господь, погрузившись в воды Иордана, взял на себя грехи людей, чтобы потом принять за них смерть на Кресте. 

Как подготовиться к Богоявлению

Многие, погрузившись в радость Святых дней после Рождества, теряют представление о смысле пришествия Господа, Его РожденияСтрого постный день – повод остановиться, оглянуться,   возможно,  приготовить себя к принятию Святых Таин. 

Особенности богослужения 

Служба включает Царские часы с воспоминанием Евангельских событий, литургию св. Василия Великого, вечерню. По ее окончании происходит Великое освящение воды, Великой Агиасмы. Она раздается верующим.

В прошлом в Церкви существовали разные точки  зрения на проведение Крещенского Сочельника, что зависело от дня седмицы, на который он приходился.  

Однажды накануне Крещения ростовский архиепископ Феодосий по случаю воскресного дня, «малой Пасхи», разрешил верующим города не соблюдать пост, монахам – вкушать рыбу, молоко, мирянам – мясо. За это митрополит Московский Иона велел арестовать Феодосия. Он даже хотел лишить Ростовского владыку кафедры. От столь крутых мер уберегло раскаяние архиепископа. Впоследствии архиереи помирились.

Какие традиции существуют в России для этих дней

В число издавна сложившихся благочестивых традиций Рождественского и Крещенского Сочельников входят: 

  • приготовление праздничной выпечки; 
  • посещение богослужения;
  •  постная трапеза в кругу семьи; 
  • перед Рождеством крестьяне проводили уборку, под застилали соломой как напоминание о яслях – кормушке для скота, куда Богоматерь положила Младенца; 
  • по возможности – исповедь, Причащение Святых Таин. 

Сочельник – время, когда Церковь мудро советует еще раз остановиться, оглянуться на свою жизнь, чтобы встретить праздник с полным сознанием его значения. Не будем пренебрегать этой возможностью, проводя день за житейской суетой. 

Наталья Сазонова.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Составить приглашение на праздник на английском
  • Сочинение на тему ваш любимый праздник
  • Составление сценария игровой программы
  • Сочельник история возникновения праздника
  • Сообщение про праздники англии на русском языке