Сочельник история возникновения праздника

👍 Сочельником в России называют канун Рождества Христова.

История происхождения сочельника

Сочельником в России называют канун Рождества Христова. В этот день верующие готовятся к великому празднику, многие отправляются на торжественные богослужения.

Сочельник – канун Рождества Христова

История происхождения праздника

Греко-католики подобно православным отмечают Сочельник 6 января.

Сочельником называют канун Рождества Христова, который католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю – 24 декабря, а православные – по юлианскому, 6 января. Название праздника происходит от слова «сочиво»: так называли зерна пшеницы, чечевицы или риса, вымоченные в семенном (ореховом, миндальном, конопляном или маковом) соке с медом. В старину церковный Устав предписывал употреблять это блюдо на сочельник и навечерие (канун Богоявления) в подражание посту пророка Даниила и трех отроков.

Сочельник завершает сорокадневный Филиппов пост перед Рождеством и является днем приготовлений к празднику. В этот день верующим надлежит отказаться от пищи до появления на небе первой звезды. Эта традиция отсылает к преданию о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Иисуса. Впрочем, в Уставе церкви это предание отсутствует.

Согласно Типикону, поститься следует до окончания вечерни.

Ранние христиане Сочельника не знали, и Рождество для них было менее значимым праздником, чем Пасха. Повечерие Рождества было установлено праздновать в IV веке. В период с V по VIII вв был написан ряд священных песнопений, среди их авторов следует выделить Козму Маюмского, Иоанна Дамаскина, Анатолия и Софрония Иерусалимских.

Традиции Сочельника

На Сочельник семьи одевались в свои самые лучшие наряды, убирали жилище, готовили праздничную еду и накрывали на стол. В центре стола, покрытого непременно белоснежной скатертью, помещали композицию из еловых ветвей и свечей. Хотя Рождество изначально было семейным праздником, существовал обычай приглашать за стол соседей и случайных прохожих, в том числе и нищих. Считалось, что в облике босяка в этот вечер может появиться сам Господь. С Рождеством поздравляли и домашних питомцев, а также бродячих животных: для них во дворе или за порогом выставлялась миска с угощением.

У славян Сочельник традиционно открывал святочные недели, а с вечера можно было начинать колядки. Колядование – это вербальный ритуал, участники которого заходили в гости в окрестные дома, исполняли специальные поздравительные или величальные приговоры и в ответ на них получали угощения. Колядовать ходили и взрослые и дети, и миряне и священнослужители. Стоит отметить, что у колядок языческие корни, и целью ритуала было получение высоких урожаев, увеличение поголовья скота и достижение благополучия в семье.

Видео по теме

  • Рож­де­ствен­ский сочель­ник в Кален­даре
  • Кре­щен­ский сочель­ник в Кален­даре
  • Заметки в Сочель­ник о неко­то­рых тра­ди­циях В. Кут­ко­вой
  • Как про­ве­сти рож­де­ствен­ский сочель­ник
  • Когда окан­чи­вать пост в Рож­де­ствен­ский сочель­ник? архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Для чего в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова учре­жден сочель­ник? свт. Фила­рет (Дроз­дов)

Соче́льник (наве­че­рие) – день нака­нуне празд­ника Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) или Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник).
Про­ис­хо­дит от слова «сочиво» – раз­мо­чен­ные в воде зерна пше­ницы, ржи, овса, по тра­ди­ции блюдо, вку­ша­е­мое в этот день).
Это день стро­гого поста.

sochelnik - Сочельник

В сочель­ник слу­жатся цар­ские часы и совер­ша­ется Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого. Если сочель­ник при­дется в суб­боту или вос­кре­се­ние, то цар­ские часы совер­ша­ются в пят­ницу, а в сочель­ник бывает Литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста. Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого слу­жится в сам день празд­ника.

Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празд­ну­ются?

Хотя в бук­валь­ном смысле слово «наве­че­рие» озна­чает канун или вче­раш­ний день по отно­ше­нию к празд­нику, в цер­ков­ной тра­ди­ции этот термин при­ме­ня­ется только к двум празд­ни­кам: Рож­де­ству Хри­стову и Бого­яв­ле­нию. Кануны осталь­ных празд­ни­ков назы­ва­ются просто пред­праздн­ствами. Это раз­ли­чие обу­слов­лено двумя при­чи­нами:

  1. Осталь­ные празд­ники имеют один день пред­праздн­ства, потому при­выч­ный термин «пред­праздн­ство» одно­вре­менно обо­зна­чает канун празд­ника. Напри­мер, когда мы гово­рим «Пред­праздн­ство Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, сразу понятно, что речь идет о 5 (18) авгу­ста. Однако у Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния несколько дней пред­праздн­ства, потому для обо­зна­че­ния дня непо­сред­ственно перед празд­ни­ком нужен особый термин. Как раз таким тер­ми­ном явля­ется «наве­че­рие».
  2. В наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния совер­ша­ется бого­слу­же­ние по осо­бому, уни­каль­ному чину (см. ниже). Потому термин «наве­че­рие» может отно­ситься не только к дню, но и к цер­ков­ному бого­слу­же­нию этого дня.

Таким обра­зом, в Пра­во­слав­ной Церкви два наве­че­рия: 6 января (24 декабря по ста­рому стилю) – наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова и 18 января (старый стиль – 5 января) – наве­че­рие Бого­яв­ле­ния.

Оба наве­че­рия еще назы­ва­ются «сочель­ни­ками» по при­чине упо­треб­ле­ния «сочива» на вечер­ней тра­пезе. Правда, ука­за­ние о вку­ше­нии сочива в Типи­коне дается только для наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и только для того более ред­кого вари­анта, когда наве­че­рие слу­ча­ется в суб­боту или неделю. Однако это част­ное ука­за­ние стало при­чи­ной того, что в оби­ходе оба дня (6 и 18 января) назы­ва­ются «сочель­ни­ками».

Еще раз сле­дует отме­тить: устав­ное назва­ние обоих дней – «наве­че­рия», «сочель­ни­ками» же они назы­ва­ются в быту и в лите­ра­туре.

Древ­ность поста в наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния.

В Древ­ней Церкви в III веке празд­но­вали сов­ме­щен­ный празд­ник Бого­яв­ле­ния 6 января – соеди­не­ние вос­по­ми­на­ний Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня. В связи с этим возник и кре­щен­ский сочель­ник 5 января как пост­ный день, в кото­рый литур­гия совер­ша­лась после полу­дня и соот­вет­ственно тра­пеза была только вече­ром. Таким обра­зом, кре­щен­ский сочель­ник – древ­ней­ший одно­днев­ный пост.

Впо­след­ствии в IV – VI вв. (в разных Помест­ных Церк­вах по-раз­ному) про­изо­шло раз­де­ле­ние празд­ни­ков, и Рож­де­ство Хри­стово было пере­не­сено на 25 декабря. Потому появился еще и рож­де­ствен­ский сочель­ник 24 декабря по ана­ло­гии с постом 5 января.

О бого­слу­же­ниях в сочель­ник.

Для обоих сочель­ни­ков харак­те­рен особый устав бого­слу­же­ния; при этом пра­вила Устава оди­на­ковы для обоих празд­ни­ков и един­ствен­ным отли­чием явля­ется совер­ше­ние в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния вели­кого освя­ще­ния воды в конце литур­гии по заам­вон­ной молитве.

Бого­слу­же­ние совер­ша­ется по одному из двух вари­ан­тов в зави­си­мо­сти от дня, в кото­рый слу­чится наве­че­рие:

Вари­ант I. Сочель­ник в поне­дель­ник – пят­ницу (будний день). Службы: вели­кие часы, изоб­ра­зи­тельны, вечерню с литур­гией свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого (в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния добав­ля­ется вели­кое освя­ще­ние воды).

Вари­ант II. Сочель­ник в суб­боту или вос­кре­се­нье: службы из преды­ду­щего вари­анта рас­пре­де­ля­ются по трем дням:

· вели­кие часы и изоб­ра­зи­тельны пере­но­сятся на пят­ницу и в эту пят­ницу отме­ня­ется литур­гия;
· в само наве­че­рие совер­ша­ется литур­гия свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и потом отдельно от нее вели­кая вечерня (в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния после вели­кой вечерни добав­ля­ется вели­кое освя­ще­ние воды).
· в сам празд­ник служим литур­гию свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого (после нее – еще раз вели­кое освя­ще­ние воды, если это – празд­ник Бого­яв­ле­ния).

Заме­тим, что по Уставу литур­гия в соеди­не­нии в вечер­ней в 1‑м вари­анте и вели­кая вечерня после литур­гии во 2‑м вари­анте должны совер­шаться после полу­дня, однако в нашей прак­тике все ука­зан­ные выше службы сочель­ника совер­ша­ются утром.

Инте­рес­ный момент: в кон­крет­ном году или службы обоих празд­ни­ков совер­ша­ются по вари­анту I, или службы одного празд­ника совер­ша­ются по вари­анту I, тогда как дру­гого – по вари­анту II. Не бывает такого, чтобы по вари­анту II в кон­крет­ном году совер­ша­лись службы в наве­че­рия обоих празд­ни­ков.

Наве­че­рие как день стро­гого поста.

Многие знают, что сочель­ник (и Рож­де­ствен­ский, и Кре­щен­ский) – день стро­гого поста. Однако в чем кон­кретно состоит пост сочель­ника? Для ответа на этот вопрос нужно раз­ли­чать пост в древ­нем пони­ма­нии и в совре­мен­ном зна­че­нии этого слова. В древ­но­сти пост – полный отказ от пищи в тече­ние дня до вечера; в таких слу­чаях един­ствен­ной тра­пе­зой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» пони­маем только огра­ни­че­ние на вку­ше­ние пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния). Когда наве­че­рие назы­ва­ется днем стро­гого поста, име­ется в виду пост в первом, древ­нем пони­ма­нии.

Пра­вила о посте и тра­пезе в Сочель­ник свя­заны с бого­слу­же­ни­ями и с обо­зна­чен­ными выше двумя вари­ан­тами.

В вари­анте I наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова счи­та­ется днем стро­гого поста, причем стро­гость поста здесь не в каче­стве пищи, а в коли­че­стве ее при­е­мов. Так как здесь вечерня в соеди­не­нии с литур­гией совер­ша­ется после полу­дня, то и пола­га­ется только одна тра­пеза в день – ужин. При этом ужин с упо­треб­ле­нием «елея и вина» — то есть сред­няя сте­пень поста. Таким обра­зом, стро­гий поста сочель­ника пред­по­ла­гает не упо­треб­ле­ние в тече­ние дня только «хлеба и воды» (как многие могут поду­мать, увидев выра­же­ние «стро­гий пост»), а нали­чие только одной тра­пезы с «вином и елеем».

В вари­анте II допус­ка­ется две тра­пезы и потому Типи­кон гово­рит, что «пост не бывает». Это нужно пони­мать не в нашем вос­при­я­тии поста как воз­дер­жа­ния от ско­ром­ной пищи, а в более древ­нем и изна­чаль­ном зна­че­нии тер­мина – нет воз­дер­жа­ния от пищи до вечера. Утром совер­ша­ется литур­гия и после нее пола­га­ется скром­ный, сим­во­ли­че­ский обед. После полу­дня совер­ша­ется вечерня, после нее – более плот­ный ужин с вином и елеем.

В нашей прак­тике все службы наве­че­рия совер­ша­ются утром, потому после окон­ча­ния такой службы вполне допу­стима нор­маль­ная пост­ная тра­пеза. Одно­значно можно ска­зать: те, кто участ­во­вал в бого­слу­же­нии, после его окон­ча­ния вполне имеют право поку­шать днем, так как уча­стие в литур­гии пред­по­ла­гает тра­пезу после нее. Что же каса­ется тех, кто не был в храме утром в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова, то вопрос о посте для них оста­ется откры­тым: они могут и поку­шать после окон­ча­ния днев­ного бого­слу­же­ния в храме, но могут в каче­стве доб­ро­воль­ного подвига и ком­пен­са­ции за про­пу­щен­ное бого­слу­же­ние дождаться вечера.

«До первой звезды». Многие цер­ков­ные и не вполне воцер­ко­в­лен­ные люди зна­комы с утвер­жде­нием, что в сочель­ник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая харак­те­ри­стика спра­вед­лива частично. Как отме­чено выше, в случае сочель­ника в сед­мич­ный день един­ствен­ная тра­пеза по Уставу – ужин, кото­рый пола­га­ется после вечерни в соеди­не­нии с литур­гией свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. Эта служба по Типи­кону начи­на­ется «в 7‑м часу дня», то есть при­мерно в 13.00 по нашему вре­мени; в таком случае закон­чится она около 17.00. Учи­ты­вая, что это – зимнее время, когда тем­неет рано, вполне велика веро­ят­ность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким обра­зом, устав­ное время тра­пезы при­мерно сов­па­дает с появ­ле­нием услов­ной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появ­ле­ния «первой звезды» нико­гда не рас­смат­ри­вался Цер­ко­вью как «инди­ка­тор» раз­ре­ше­ния поста Сочель­ника!

О тра­пезе в сочель­ник.

При­ве­дем ука­за­ния Типи­кона о пище в сочель­ники.

Рож­де­ствен­ский сочель­ник:

  • в сед­мич­ный день: ужин — «ядим варе­ние со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, бла­го­да­ряще Бога».
  • в суб­боту или вос­кре­се­нье: днев­ная тра­пеза – «сне­даем по уломку хлеба, и от вина вку­шаем мало» (очень скром­ная, чисто сим­во­ли­че­ская), ужин – «входим в тра­пезу и ядим совер­шенно: рыбы же не ядим, но со дре­вя­но­мас­лием, и сочиво обва­рено, или кутию с медом: испи­ваем же и вина в славу Божию».

Кре­щен­ский сочель­ник:

  • в сед­мич­ный день: только ужин, отдель­ных ука­за­ний нет, дается отсылка к наве­че­рию Рож­де­ства Хри­стова.
  • в суб­боту или вос­кре­се­нье: днев­ная тра­пеза – «по отпу­ще­нии же литур­гии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина», ужин – «совер­шенно же ядим по отпу­сте вечерни, со елеем».

Как видно, ука­за­ние отно­си­тельно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после вели­кой вечерни Рож­де­ства Хри­стова, когда она совер­ша­ется в суб­боту или вос­кре­се­нье. В осталь­ных слу­чаях гово­рится об обыч­ной пост­ной тра­пезе с «вином и елеем». Таким обра­зом, необя­за­тельно есть только сочиво, можно при­го­то­вить и другие пост­ные куша­нья. При этом типи­кон пре­ду­пре­ждает: «сыра же и яиц и рыб ника­коже дерз­нем кос­ну­тися».

В наше время многие элек­трон­ные ресурсы гово­рят о тра­ди­ции при­го­тов­ле­ния в сочель­ник 12 пост­ных блюд. Подоб­ная псев­до­т­ра­ди­ция прин­ци­пи­ально не соот­вет­ствует цер­ков­ному Уставу! Важно пом­нить, что особые пра­вила насчет поста в этот день пред­по­ла­гают огра­ни­че­ния в коли­че­стве пост­ной пищи, потому тра­пеза должна быть стан­дарт­ной, не изоби­лу­ю­щей пост­ными яст­вами.

Тра­ди­ции

Нет нужды гово­рить о гада­ниях и прочих псев­до­на­род­ных и нецер­ков­ных обы­чаях, кото­рые прак­ти­ку­ются неве­же­ствен­ными людьми и свя­зы­ва­ются с сочель­ни­ками. Отме­тим только нор­маль­ные обычаи, кото­рые можно счи­тать при­ем­ле­мыми для пра­во­слав­ных хри­стиан.

  1. Уборка дома. Есть вполне нор­маль­ная тра­ди­ция в сочель­ник уби­рать дом и гото­вить его к встрече празд­ника. В этом смысле «сочель­ник» можно упо­до­бить Вели­кому Чет­вергу, когда при­нято гото­вить храмы и дома к празд­нику Пасхи. Впро­чем, необя­за­тельно гене­раль­ную уборку при­вя­зы­вать к сочель­нику, можно ее сде­лать забла­го­вре­менно, учи­ты­вая, что в сочель­ник лучше прийти в храм и при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии (тем более что службы сочель­ника про­дол­жи­тель­ные и уто­ми­тель­ные).
  2. При­го­тов­ле­ние «сочива» или кутьи. Сочиво — раз­мо­чен­ные в воде зерна пше­ницы, ржи, овса; на прак­тике многие варят кашу из цель­ных зерен ука­зан­ных куль­тур или из риса. Эту кашу сдаб­ри­вают медом, добав­ляют орехи и изюм. Хотя буква Устава пред­пи­сы­вает кушать сочиво только в случае наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова в суб­боту или неделю, в реаль­но­сти его можно гото­вить во всех слу­чаях. Впро­чем, при жела­нии необя­за­тельно есть именно кутью, можно при­го­то­вить другую пост­ную еду, о чем скажем далее.
  3. Посе­ще­ние своих крест­ных и уго­ще­ние их кутьей. В Рож­де­ствен­ский сочель­ник есть вполне достой­ный обычай: веру­ю­щие уго­щают кутьей своих вос­при­ем­ни­ков. Сама по себе тра­ди­ция посе­тить крест­ную или крест­ного и поздра­вить его с насту­па­ю­щим празд­ни­ком тро­га­тельна и кра­сива, хотя в реаль­но­сти такая воз­мож­ность име­ется неча­сто.

***

архи­епи­скоп Авер­кий (Таушев)

По народ­ному обычаю, при­ня­тому у нас в России, пища не вку­ша­ется в Рож­де­ствен­ский сочель­ник до звезды, а в Кре­щен­ский сочель­ник до освя­ще­ния воды. Но если Бого­слу­же­ние совер­ша­ется пол­но­стью всё, без всяких про­пус­ков и в поло­жен­ное по уставу время, то оно и кон­ча­ется в Рож­де­ствен­ский сочель­ник как раз при­бли­зи­тельно ко вре­мени появ­ле­ния первой звезды на небе, а равным обра­зом и освя­ще­ние воды в Кре­щен­ский сочель­ник окан­чи­ва­ется ко вре­мени наступ­ле­ния вечера, когда и вку­ша­ется пища. Ведь по уставу Боже­ствен­ная литур­гия, соеди­ня­е­мая с вечер­ней, после кото­рой про­ис­хо­дит «слав­ле­ние празд­ника» (пение тро­паря и кондака празд­ника), в Рож­де­ствен­ский сочель­ник должна начи­наться «при часе 7‑м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Кре­щен­ский сочель­ник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В при­ход­ской прак­тике это не всегда легко осу­ще­ствимо, да и Бого­слу­же­ние совер­ша­ется не всегда пол­но­стью, как поло­жено, а потому и окан­чи­ва­ется оно зна­чи­тельно раньше наступ­ле­ния вечера.

Сочельник: что это за праздник

Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина.

День накануне праздника Рождества Христова называется сочельником. Что такое сочельник, в чем смысл этого праздника и как христиане должны отмечать этот день?

Сочельник — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Рождественский Сочельник

Собственно говоря, сочельник — это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.

Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.

рождественский сочельник традиции

Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.

Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.

Сочельник традиции

Сочельник: традиции

Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное — выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.

Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления — Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления — крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя — Рождеством Христовым.

Читайте также:

  • Победить самого себя: Апостол в Крещенский сочельник
  • Рождественский сочельник и Рождество Христово

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

«Сочельник»: как на самом деле появилось это слово

Сочельник (сочевник) — народное название кануна Рождества Христова, а также Крещения (Богоявления). Однако «сочни», постные и пресные лепешки, изготавливали именно к Рождеству. Поэтому название «сочельник» связано в первую очередь с кануном Рождества Христова.

Само название «сочельник», как считается, восходит к словам «сочиво» и «сочень», произошедшим от хорошо знакомого нам слова «сок». Сочивом на Руси называли сок, или молоко, из семян, а также кушанье из зерен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский сочельники. Сочнями же назывался вид лепешек на конопляном масле, а также сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без нее (пряженики).

В рождественский сочельник готовились к празднику так же тщательно, как сейчас порой готовятся к встрече Нового года: прибирались в доме, мыли потолок, пол и стены — и, конечно, украшали красный угол, где стояли иконы. На сочельник обязательно соблюдали строгий пост, полностью отказываясь от пищи до полуночи.

Существовали и связанные с сочельником народные поверья: сочни или тесто для них часто использовались для святочных гаданий. В ночь на Рождество или в день самого праздника девушки с сочнем спрашивали имя суженого на улице. Или, например, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих и по облику первого встречного гадали о будущем.

Читайте наши статьи
на Дзен

Сочельник – это рождественский праздник, который особенно почитается христианами всего мира, потому что в эту ночь родился Спаситель. Традиционно отмечается накануне Рождества. В этот день принято поститься до восхода первой звезды и устраивать пышную трапезу вечером в кругу семьи. Праздник имеет историю возникновения, традиции и особенности застолья.

Содержание

  • 1 Значение слова сочельник
  • 2 Когда празднуют
  • 3 История появления праздника
  • 4 Традиции празднования
    • 4.1 Пост
    • 4.2 Богослужение
  • 5 Праздничный стол

Значение слова сочельник

Название этой религиозной даты имеет интересное происхождение. Согласно канонам церкви, перед днем, когда родился Иисус, принято было соблюдать строгий пост. Он заканчивался накануне Рождества пышным ужином, во время которого подавалось сочиво – блюдо из отварной пшеницы с медом. Зерно иногда заменялось рисом.



Такое угощение символизировало радость от предвкушения скорого появления Спасителя. Продукты, из которых готовилось сочиво, в прежне времена высоко ценились, поэтому подобная трапеза означала особое отношение к вечере.

Также, есть версия, что слово «сочельник» произошло из старославянского языка. «Сочень» – это рождественские лепешки на конопляном масле.

Когда празднуют

Сочельник отмечается верующими перед Рождеством Христовым. Его дата зависит от конфессии и календаря, который используется в разных христианских церквях. Католики и протестанты применяют григорианский тип исчисления, поэтому у них сочельник приходится на 24 декабря (новый стиль).

Православные церкви пользуются юлианским календарем, дата сочельника отмечается 6 января (по старому стилю).

Сочельник рождественский

История появления праздника

Первые истоки и обычаи сочельника датируются пятым веком нашей эры. В те времена его отмечали вместе с Богоявлением. Праздник посвящен особой роли подготовки к появлению на свет Божьего сына. Согласно библейским текстам, Святая Мария и Иосиф в этот день прибыли в Вифлеем, чтобы Иисус появился на свет в городе царя Давида. Православная церковь приняла канон празднования надвечерия Христова в IV веке. Впоследствии были написаны священные тексты и песнопения, которые используются только в ходе рождественских богослужений.

Традиции празднования

Согласно русским православным традициям, вся семья с утра посещает церковное богослужение со святым причастием. За стол садятся только с наступлением темноты, среди остальных постных блюд накануне подготавливаются:

  • узвар из сухофруктов;
  • кутья с медом (добавляются мак, орехи, изюм);
  • кисель.

икона и ель

Детям в качестве угощения предлагают фруктовый мармелад и печенье в виде фигурок животных.

После вечери начинаются колядования с веселыми песнями и колядками. На Руси часто устраивали Вертеп – кукольное театральное выступление с библейскими сюжетами. Центральный атрибут постановки – ясли с младенцем Иисусом; главные персонажи – Мария и Иосиф, волхвы, царь Ирод, ангелы.

Пост

Сочельник завершает длительный пост, который соблюдают православные христиане. В этот день нельзя принимать пищу до восхода первой звезды на вечернем небе. Обычай воздерживаться от пищи «до первой звезды» связан с легендой о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении Христа. Больным, детям и беременным женщинам разрешено есть постную пищу.

Празднование происходит при свечах, стол украшается колосками пшеницы, ягодами рябины. Употребление медовой кутьи знаменует собой окончание зимнего поста.

Мясные блюда можно есть только после полуночи, когда наступит Рождество.

Сочельник рождественский

Богослужение

Верующие христиане в сочельник утром посещают храм для служения, обычно в этот день читается литургия Иоанна Златоуста. Она длится примерно три часа. Это священное действо призвано подготовить человека к Всенощной литургии в ночь с 6-го на 7-е января, по окончании которой прихожане причащаются.

Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то рождественскую всенощную служат в пятницу.

После посещения церкви верующие воздерживаются от приема пищи, женщины убирают дом, подготавливают блюда к праздничной трапезе. При появлении первой звезды на небосклоне семья садится ужинать.

Праздничный стол

Особое внимание уделяют украшению стола к семейному ужину. Хозяйки подготавливают белоснежную скатерть, достают новый сервиз, зажигают свечи, кладут небольшой пучок соломы (символ яслей Иисуса). В центре размещают еловые ветки, связки чеснока. Кулинарное торжество проходит в кругу членов семьи, также есть традиция носить вечерю крестным родителям.

кутя праздничная

Трапеза должна начинаться с хвалебной молитвы, прославляющей Христа. Сначала отведывают кутью, после чего приступают ко всем остальным блюдам. На Руси ставили на стол двенадцать постных блюд – в соответствии с количеством апостолов.

Кутья для сочельника готовится заблаговременно, поскольку пшеничные зерна варятся несколько часов. В состав входят:

  • цельная пшеница (заменить можно рисом, ячменем, пшеном);
  • мед (сахар);
  • перетертый мак;
  • грецкие орехи;
  • сухофрукты – изюм, курага, чернослив, яблоки.

С наступлением полуночи на стол можно ставить мясные блюда.



Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Рождественский сочельник — предпразднество, последний день поста перед Рождеством и Святками. Православная Церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а Рождественский сочельник приходится на 6 января.

Сочельник и Сочиво

В Рождественский сочельник пост отличается особой строгостью, но в то же время день этот наполнен радостным ожиданием великого события. В этот день было принято готовить сочиво — постное блюдо из пшеницы (или других зерен) с медом, отсюда и название «сочельник». Богослужебное название сочельника — навечерие. Из всех двунадесятых, т. е. важнейших после Пасхи двенадцати православных праздников, только два предваряются сочельником — Рождество Христово и Крещение Господне, что подчеркивает их особую значимость.

Служба Рождественского сочельника

Служба Рождественского сочельника длиннее, чем обычная, и торжественнее. Она объединяет несколько богослужений:

  • Великие, то есть особым образом совершаемых лишь три раза в год (в Рождественский и Крещенский сочельники и в Великую Пятницу) часов, состоящие из псалмов, молитв и чтения Евангелия,
  • Литургия
  • Вечерня, которая перенесена в этот день с вечера на первую половину дня.

После Литургии на середину храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождества. Эта свеча символизируют Вифлеемскую звезду, которая возвестила миру, что родился Христос (именно до этого момента многие верующие отказываются в сочельник от пищи вообще).

Смысл Рождественского Сочельника

Все это — специально выделенное в церковном календаре предпразднество, необычная служба, даже традиция особенным образом поститься — помогает приблизиться к пониманию того, что произошло в следующую за этим днем ночь две тысячи лет назад. Всемогущий Господь, Которого никто и никогда не видел, пришел на землю и явил Себя человечеству во плоти, стал на одну ступеньку с человеком, чтобы дать возможность человеку прийти к Богу…

В ночь с 6 на 7 января большинство православных верующих отправляются уже на Рождественское праздничное богослужение, чтобы соприкоснуться со всеобщей радостью, пришедшей в мир вместе со Спасителем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сочинение на тему британские праздники
  • Составление приглашений на праздник
  • Соцработник праздник когда
  • Сообщение про праздник сретение
  • Составить пользовательский сценарий стартапа