История происхождения сочельника
Сочельником в России называют канун Рождества Христова. В этот день верующие готовятся к великому празднику, многие отправляются на торжественные богослужения.
История происхождения праздника
Греко-католики подобно православным отмечают Сочельник 6 января.
Сочельником называют канун Рождества Христова, который католики и протестанты отмечают по григорианскому календарю – 24 декабря, а православные – по юлианскому, 6 января. Название праздника происходит от слова «сочиво»: так называли зерна пшеницы, чечевицы или риса, вымоченные в семенном (ореховом, миндальном, конопляном или маковом) соке с медом. В старину церковный Устав предписывал употреблять это блюдо на сочельник и навечерие (канун Богоявления) в подражание посту пророка Даниила и трех отроков.
Сочельник завершает сорокадневный Филиппов пост перед Рождеством и является днем приготовлений к празднику. В этот день верующим надлежит отказаться от пищи до появления на небе первой звезды. Эта традиция отсылает к преданию о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Иисуса. Впрочем, в Уставе церкви это предание отсутствует.
Согласно Типикону, поститься следует до окончания вечерни.
Ранние христиане Сочельника не знали, и Рождество для них было менее значимым праздником, чем Пасха. Повечерие Рождества было установлено праздновать в IV веке. В период с V по VIII вв был написан ряд священных песнопений, среди их авторов следует выделить Козму Маюмского, Иоанна Дамаскина, Анатолия и Софрония Иерусалимских.
Традиции Сочельника
На Сочельник семьи одевались в свои самые лучшие наряды, убирали жилище, готовили праздничную еду и накрывали на стол. В центре стола, покрытого непременно белоснежной скатертью, помещали композицию из еловых ветвей и свечей. Хотя Рождество изначально было семейным праздником, существовал обычай приглашать за стол соседей и случайных прохожих, в том числе и нищих. Считалось, что в облике босяка в этот вечер может появиться сам Господь. С Рождеством поздравляли и домашних питомцев, а также бродячих животных: для них во дворе или за порогом выставлялась миска с угощением.
У славян Сочельник традиционно открывал святочные недели, а с вечера можно было начинать колядки. Колядование – это вербальный ритуал, участники которого заходили в гости в окрестные дома, исполняли специальные поздравительные или величальные приговоры и в ответ на них получали угощения. Колядовать ходили и взрослые и дети, и миряне и священнослужители. Стоит отметить, что у колядок языческие корни, и целью ритуала было получение высоких урожаев, увеличение поголовья скота и достижение благополучия в семье.
Видео по теме
- Рождественский сочельник в Календаре
- Крещенский сочельник в Календаре
- Заметки в Сочельник о некоторых традициях В. Кутковой
- Как провести рождественский сочельник
- Когда оканчивать пост в Рождественский сочельник? архиеп. Аверкий (Таушев)
- Для чего в навечерие Рождества Христова учрежден сочельник? свт. Филарет (Дроздов)
Соче́льник (навечерие) – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник).
Происходит от слова «сочиво» – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день).
Это день строгого поста.
В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия св. Василия Великого. Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св. Иоанна Златоуста. Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника.
Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празднуются?
Хотя в буквальном смысле слово «навечерие» означает канун или вчерашний день по отношению к празднику, в церковной традиции этот термин применяется только к двум праздникам: Рождеству Христову и Богоявлению. Кануны остальных праздников называются просто предпразднствами. Это различие обусловлено двумя причинами:
- Остальные праздники имеют один день предпразднства, потому привычный термин «предпразднство» одновременно обозначает канун праздника. Например, когда мы говорим «Предпразднство Преображения Господня, сразу понятно, что речь идет о 5 (18) августа. Однако у Рождества Христова и Богоявления несколько дней предпразднства, потому для обозначения дня непосредственно перед праздником нужен особый термин. Как раз таким термином является «навечерие».
- В навечерия Рождества Христова и Богоявления совершается богослужение по особому, уникальному чину (см. ниже). Потому термин «навечерие» может относиться не только к дню, но и к церковному богослужению этого дня.
Таким образом, в Православной Церкви два навечерия: 6 января (24 декабря по старому стилю) – навечерие Рождества Христова и 18 января (старый стиль – 5 января) – навечерие Богоявления.
Оба навечерия еще называются «сочельниками» по причине употребления «сочива» на вечерней трапезе. Правда, указание о вкушении сочива в Типиконе дается только для навечерия Рождества Христова и только для того более редкого варианта, когда навечерие случается в субботу или неделю. Однако это частное указание стало причиной того, что в обиходе оба дня (6 и 18 января) называются «сочельниками».
Еще раз следует отметить: уставное название обоих дней – «навечерия», «сочельниками» же они называются в быту и в литературе.
Древность поста в навечерия Рождества Христова и Богоявления.
В Древней Церкви в III веке праздновали совмещенный праздник Богоявления 6 января – соединение воспоминаний Рождества Христова и Крещения Господня. В связи с этим возник и крещенский сочельник 5 января как постный день, в который литургия совершалась после полудня и соответственно трапеза была только вечером. Таким образом, крещенский сочельник – древнейший однодневный пост.
Впоследствии в IV – VI вв. (в разных Поместных Церквах по-разному) произошло разделение праздников, и Рождество Христово было перенесено на 25 декабря. Потому появился еще и рождественский сочельник 24 декабря по аналогии с постом 5 января.
О богослужениях в сочельник.
Для обоих сочельников характерен особый устав богослужения; при этом правила Устава одинаковы для обоих праздников и единственным отличием является совершение в навечерие Богоявления великого освящения воды в конце литургии по заамвонной молитве.
Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие:
Вариант I. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерню с литургией святителя Василия Великого (в навечерие Богоявления добавляется великое освящение воды).
Вариант II. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням:
· великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницу отменяется литургия;
· в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня (в навечерие Богоявления после великой вечерни добавляется великое освящение воды).
· в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого (после нее – еще раз великое освящение воды, если это – праздник Богоявления).
Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1‑м варианте и великая вечерня после литургии во 2‑м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.
Интересный момент: в конкретном году или службы обоих праздников совершаются по варианту I, или службы одного праздника совершаются по варианту I, тогда как другого – по варианту II. Не бывает такого, чтобы по варианту II в конкретном году совершались службы в навечерия обоих праздников.
Навечерие как день строгого поста.
Многие знают, что сочельник (и Рождественский, и Крещенский) – день строгого поста. Однако в чем конкретно состоит пост сочельника? Для ответа на этот вопрос нужно различать пост в древнем понимании и в современном значении этого слова. В древности пост – полный отказ от пищи в течение дня до вечера; в таких случаях единственной трапезой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» понимаем только ограничение на вкушение пищи животного происхождения). Когда навечерие называется днем строгого поста, имеется в виду пост в первом, древнем понимании.
Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.
В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста. Таким образом, строгий поста сочельника предполагает не употребление в течение дня только «хлеба и воды» (как многие могут подумать, увидев выражение «строгий пост»), а наличие только одной трапезы с «вином и елеем».
В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.
В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.
«До первой звезды». Многие церковные и не вполне воцерковленные люди знакомы с утверждением, что в сочельник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая характеристика справедлива частично. Как отмечено выше, в случае сочельника в седмичный день единственная трапеза по Уставу – ужин, который полагается после вечерни в соединении с литургией святителя Василия Великого. Эта служба по Типикону начинается «в 7‑м часу дня», то есть примерно в 13.00 по нашему времени; в таком случае закончится она около 17.00. Учитывая, что это – зимнее время, когда темнеет рано, вполне велика вероятность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким образом, уставное время трапезы примерно совпадает с появлением условной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появления «первой звезды» никогда не рассматривался Церковью как «индикатор» разрешения поста Сочельника!
О трапезе в сочельник.
Приведем указания Типикона о пище в сочельники.
Рождественский сочельник:
- в седмичный день: ужин — «ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога».
- в субботу или воскресенье: дневная трапеза – «снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало» (очень скромная, чисто символическая), ужин – «входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию».
Крещенский сочельник:
- в седмичный день: только ужин, отдельных указаний нет, дается отсылка к навечерию Рождества Христова.
- в субботу или воскресенье: дневная трапеза – «по отпущении же литургии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина», ужин – «совершенно же ядим по отпусте вечерни, со елеем».
Как видно, указание относительно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после великой вечерни Рождества Христова, когда она совершается в субботу или воскресенье. В остальных случаях говорится об обычной постной трапезе с «вином и елеем». Таким образом, необязательно есть только сочиво, можно приготовить и другие постные кушанья. При этом типикон предупреждает: «сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися».
В наше время многие электронные ресурсы говорят о традиции приготовления в сочельник 12 постных блюд. Подобная псевдотрадиция принципиально не соответствует церковному Уставу! Важно помнить, что особые правила насчет поста в этот день предполагают ограничения в количестве постной пищи, потому трапеза должна быть стандартной, не изобилующей постными яствами.
Традиции
Нет нужды говорить о гаданиях и прочих псевдонародных и нецерковных обычаях, которые практикуются невежественными людьми и связываются с сочельниками. Отметим только нормальные обычаи, которые можно считать приемлемыми для православных христиан.
- Уборка дома. Есть вполне нормальная традиция в сочельник убирать дом и готовить его к встрече праздника. В этом смысле «сочельник» можно уподобить Великому Четвергу, когда принято готовить храмы и дома к празднику Пасхи. Впрочем, необязательно генеральную уборку привязывать к сочельнику, можно ее сделать заблаговременно, учитывая, что в сочельник лучше прийти в храм и принять участие в богослужении (тем более что службы сочельника продолжительные и утомительные).
- Приготовление «сочива» или кутьи. Сочиво — размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; на практике многие варят кашу из цельных зерен указанных культур или из риса. Эту кашу сдабривают медом, добавляют орехи и изюм. Хотя буква Устава предписывает кушать сочиво только в случае навечерия Рождества Христова в субботу или неделю, в реальности его можно готовить во всех случаях. Впрочем, при желании необязательно есть именно кутью, можно приготовить другую постную еду, о чем скажем далее.
- Посещение своих крестных и угощение их кутьей. В Рождественский сочельник есть вполне достойный обычай: верующие угощают кутьей своих восприемников. Сама по себе традиция посетить крестную или крестного и поздравить его с наступающим праздником трогательна и красива, хотя в реальности такая возможность имеется нечасто.
***
архиепископ Аверкий (Таушев)
По народному обычаю, принятому у нас в России, пища не вкушается в Рождественский сочельник до звезды, а в Крещенский сочельник до освящения воды. Но если Богослужение совершается полностью всё, без всяких пропусков и в положенное по уставу время, то оно и кончается в Рождественский сочельник как раз приблизительно ко времени появления первой звезды на небе, а равным образом и освящение воды в Крещенский сочельник оканчивается ко времени наступления вечера, когда и вкушается пища. Ведь по уставу Божественная литургия, соединяемая с вечерней, после которой происходит «славление праздника» (пение тропаря и кондака праздника), в Рождественский сочельник должна начинаться «при часе 7‑м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Крещенский сочельник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В приходской практике это не всегда легко осуществимо, да и Богослужение совершается не всегда полностью, как положено, а потому и оканчивается оно значительно раньше наступления вечера.
Сочельник: что это за праздник
Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина.
День накануне праздника Рождества Христова называется сочельником. Что такое сочельник, в чем смысл этого праздника и как христиане должны отмечать этот день?
Сочельник — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
Рождественский Сочельник
Собственно говоря, сочельник — это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.
Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.
Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.
Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.
Сочельник: традиции
Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное — выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.
Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления — Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления — крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя — Рождеством Христовым.
Читайте также:
- Победить самого себя: Апостол в Крещенский сочельник
- Рождественский сочельник и Рождество Христово
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
«Сочельник»: как на самом деле появилось это слово
Сочельник (сочевник) — народное название кануна Рождества Христова, а также Крещения (Богоявления). Однако «сочни», постные и пресные лепешки, изготавливали именно к Рождеству. Поэтому название «сочельник» связано в первую очередь с кануном Рождества Христова.
Само название «сочельник», как считается, восходит к словам «сочиво» и «сочень», произошедшим от хорошо знакомого нам слова «сок». Сочивом на Руси называли сок, или молоко, из семян, а также кушанье из зерен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский сочельники. Сочнями же назывался вид лепешек на конопляном масле, а также сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без нее (пряженики).
В рождественский сочельник готовились к празднику так же тщательно, как сейчас порой готовятся к встрече Нового года: прибирались в доме, мыли потолок, пол и стены — и, конечно, украшали красный угол, где стояли иконы. На сочельник обязательно соблюдали строгий пост, полностью отказываясь от пищи до полуночи.
Существовали и связанные с сочельником народные поверья: сочни или тесто для них часто использовались для святочных гаданий. В ночь на Рождество или в день самого праздника девушки с сочнем спрашивали имя суженого на улице. Или, например, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих и по облику первого встречного гадали о будущем.
Читайте наши статьи
на Дзен
Сочельник – это рождественский праздник, который особенно почитается христианами всего мира, потому что в эту ночь родился Спаситель. Традиционно отмечается накануне Рождества. В этот день принято поститься до восхода первой звезды и устраивать пышную трапезу вечером в кругу семьи. Праздник имеет историю возникновения, традиции и особенности застолья.
Содержание
- 1 Значение слова сочельник
- 2 Когда празднуют
- 3 История появления праздника
- 4 Традиции празднования
- 4.1 Пост
- 4.2 Богослужение
- 5 Праздничный стол
Значение слова сочельник
Название этой религиозной даты имеет интересное происхождение. Согласно канонам церкви, перед днем, когда родился Иисус, принято было соблюдать строгий пост. Он заканчивался накануне Рождества пышным ужином, во время которого подавалось сочиво – блюдо из отварной пшеницы с медом. Зерно иногда заменялось рисом.
Такое угощение символизировало радость от предвкушения скорого появления Спасителя. Продукты, из которых готовилось сочиво, в прежне времена высоко ценились, поэтому подобная трапеза означала особое отношение к вечере.
Также, есть версия, что слово «сочельник» произошло из старославянского языка. «Сочень» – это рождественские лепешки на конопляном масле.
Когда празднуют
Сочельник отмечается верующими перед Рождеством Христовым. Его дата зависит от конфессии и календаря, который используется в разных христианских церквях. Католики и протестанты применяют григорианский тип исчисления, поэтому у них сочельник приходится на 24 декабря (новый стиль).
Православные церкви пользуются юлианским календарем, дата сочельника отмечается 6 января (по старому стилю).
История появления праздника
Первые истоки и обычаи сочельника датируются пятым веком нашей эры. В те времена его отмечали вместе с Богоявлением. Праздник посвящен особой роли подготовки к появлению на свет Божьего сына. Согласно библейским текстам, Святая Мария и Иосиф в этот день прибыли в Вифлеем, чтобы Иисус появился на свет в городе царя Давида. Православная церковь приняла канон празднования надвечерия Христова в IV веке. Впоследствии были написаны священные тексты и песнопения, которые используются только в ходе рождественских богослужений.
Традиции празднования
Согласно русским православным традициям, вся семья с утра посещает церковное богослужение со святым причастием. За стол садятся только с наступлением темноты, среди остальных постных блюд накануне подготавливаются:
- узвар из сухофруктов;
- кутья с медом (добавляются мак, орехи, изюм);
- кисель.
Детям в качестве угощения предлагают фруктовый мармелад и печенье в виде фигурок животных.
После вечери начинаются колядования с веселыми песнями и колядками. На Руси часто устраивали Вертеп – кукольное театральное выступление с библейскими сюжетами. Центральный атрибут постановки – ясли с младенцем Иисусом; главные персонажи – Мария и Иосиф, волхвы, царь Ирод, ангелы.
Пост
Сочельник завершает длительный пост, который соблюдают православные христиане. В этот день нельзя принимать пищу до восхода первой звезды на вечернем небе. Обычай воздерживаться от пищи «до первой звезды» связан с легендой о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении Христа. Больным, детям и беременным женщинам разрешено есть постную пищу.
Празднование происходит при свечах, стол украшается колосками пшеницы, ягодами рябины. Употребление медовой кутьи знаменует собой окончание зимнего поста.
Мясные блюда можно есть только после полуночи, когда наступит Рождество.
Богослужение
Верующие христиане в сочельник утром посещают храм для служения, обычно в этот день читается литургия Иоанна Златоуста. Она длится примерно три часа. Это священное действо призвано подготовить человека к Всенощной литургии в ночь с 6-го на 7-е января, по окончании которой прихожане причащаются.
Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то рождественскую всенощную служат в пятницу.
После посещения церкви верующие воздерживаются от приема пищи, женщины убирают дом, подготавливают блюда к праздничной трапезе. При появлении первой звезды на небосклоне семья садится ужинать.
Праздничный стол
Особое внимание уделяют украшению стола к семейному ужину. Хозяйки подготавливают белоснежную скатерть, достают новый сервиз, зажигают свечи, кладут небольшой пучок соломы (символ яслей Иисуса). В центре размещают еловые ветки, связки чеснока. Кулинарное торжество проходит в кругу членов семьи, также есть традиция носить вечерю крестным родителям.
Трапеза должна начинаться с хвалебной молитвы, прославляющей Христа. Сначала отведывают кутью, после чего приступают ко всем остальным блюдам. На Руси ставили на стол двенадцать постных блюд – в соответствии с количеством апостолов.
Кутья для сочельника готовится заблаговременно, поскольку пшеничные зерна варятся несколько часов. В состав входят:
- цельная пшеница (заменить можно рисом, ячменем, пшеном);
- мед (сахар);
- перетертый мак;
- грецкие орехи;
- сухофрукты – изюм, курага, чернослив, яблоки.
С наступлением полуночи на стол можно ставить мясные блюда.
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Рождественский сочельник — предпразднество, последний день поста перед Рождеством и Святками. Православная Церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а Рождественский сочельник приходится на 6 января.
Сочельник и Сочиво
В Рождественский сочельник пост отличается особой строгостью, но в то же время день этот наполнен радостным ожиданием великого события. В этот день было принято готовить сочиво — постное блюдо из пшеницы (или других зерен) с медом, отсюда и название «сочельник». Богослужебное название сочельника — навечерие. Из всех двунадесятых, т. е. важнейших после Пасхи двенадцати православных праздников, только два предваряются сочельником — Рождество Христово и Крещение Господне, что подчеркивает их особую значимость.
Служба Рождественского сочельника
Служба Рождественского сочельника длиннее, чем обычная, и торжественнее. Она объединяет несколько богослужений:
- Великие, то есть особым образом совершаемых лишь три раза в год (в Рождественский и Крещенский сочельники и в Великую Пятницу) часов, состоящие из псалмов, молитв и чтения Евангелия,
- Литургия
- Вечерня, которая перенесена в этот день с вечера на первую половину дня.
После Литургии на середину храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождества. Эта свеча символизируют Вифлеемскую звезду, которая возвестила миру, что родился Христос (именно до этого момента многие верующие отказываются в сочельник от пищи вообще).
Смысл Рождественского Сочельника
Все это — специально выделенное в церковном календаре предпразднество, необычная служба, даже традиция особенным образом поститься — помогает приблизиться к пониманию того, что произошло в следующую за этим днем ночь две тысячи лет назад. Всемогущий Господь, Которого никто и никогда не видел, пришел на землю и явил Себя человечеству во плоти, стал на одну ступеньку с человеком, чтобы дать возможность человеку прийти к Богу…
В ночь с 6 на 7 января большинство православных верующих отправляются уже на Рождественское праздничное богослужение, чтобы соприкоснуться со всеобщей радостью, пришедшей в мир вместе со Спасителем.