Социально интеграционные функции праздника

Праздник рассматривается как средство социокультурной интеграции личности, способствуя расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной идентичности.

УДК 323.215

ИНТЕГРАЦИОННА Я ПРИРОДА ПРАЗДНИКА

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

Праздник рассматривается как средство социокультурной интеграции личности, способствуя расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной идентичности.

Ключевые слова: Народный праздник, праздничная культура, интеграционный потенциал праздника.

Shamsutdinova D. V., Turhanova R.I.Integration nature of holiday

Holiday considers as means sociocultural intergration of person, promote expansion its social service lines, mastering social and cultural space-time, diffusion of cultural practice and standardize models of conduct, training solidarity and forming cultural identity.

Keywords: national holiday, holiday culture, international potential of holiday.

В настоящее время, в силу определенных проблем межнационального общения есть необходимость интегрировать национальные культуры, но нет достаточных тому примеров, реализованных в жизни. Да и теория еще только нарабатывает опыт. Народный праздник — хорош не только как массовое уличное развлечение, но и рационально организованная образовательная программа, так как отдельные ее ритуалы, это уникальные, имеющие исторический возраст тренинги нравственности, физической силы и культурной ориентированности людей.

Организация культурно-досуговой деятельности участников народного праздника рациональна (разумна), если:

— опирается на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;

— содержательно, программно и методически обеспечен, оправдан в использовании руководителем определенных координационных действий;

— способствует удовлетворению потребности участников в творческой самореализации, а именно, отражает творческую активность и состоятельность участников (мотивационнодеятельный критерий), в процессе самодеятельности подчеркивает индивидуальность, выражает устойчивую уверенность каждого участника в себе (независимо от возраста) как в человеке одаренном и общественно-полезном (когнитивно-психологический, нравственный критерий).

Каждый народ знает, что праздник — не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник — не только «нерабочий» день, но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников- дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей- основной, хотя и двойственный по природе феномен народного праздника. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а с другой, осознать принадлежность к чему- то могучему, историческому, символическому, и церемониальному.

Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества. В подавляющем своем большинстве основные народные праздники, всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир». поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие — аграрным ожиданиям и достижениям, третьи — счастливым семейным датам и т.д., но все они — проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.

Общенародные праздники для многих- шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют человеку испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, представлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно-религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально-песенной или спортивно-физической направленности. В Древней Греции праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами.

Народный праздник в этом смысле — совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники — одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного (с социально-значимыми установками) времяпровождения. Содержание народного праздника как проявление культурного досуга народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда сильнейшим образом заражает души людей могучей энергией и силой.

Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка людей, необходимая в периоды войн, экономических или экологических потрясений.

Праздник играет важную роль в социализации и инкультурации личности. Как известно, социальная идентичность является результатом процессов социализации, интеграции личности через идентификацию с культурной традицией и ее носителями. Участие индивида в праздновании

— способ манифестации его устойчивых связей с социумом, показателем интериоризации человеком базовых культурных ценностей.

Праздник является способом обмена информацией и социальным опытом между людьми (символизация объектов и явлений, использование различных языков обмена информацией — устных и письменных, вербальных и невербальных, языков жестов и телесной пластики, символических и церемониальных действий и т.д.). Участие в празднике входит в комплекс обязанностей по поддержанию социальной солидарности, манифестации своей общественной позиции.

Неотъемлемый атрибут праздничной культуры — способность и желание выразить позитивное отношение к близким через одаривание. Подарок в этой связи служит способом поддержки социально-коммуникативных ролей и отношений личности, индикатором значимости для индивида его социального окружения. Праздничный подарок можно рассматривать как тренинг человеческого участия, форму инвестиции ресурсов в социальные формы коммуникации.

Поддерживая основные формы интегрированного существования сообществ людей, праздник способствует:

а) организации людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социальнотерриториальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производственные, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, классы), социально-бытовые (семьи, социальные страты, сословия), коммуникативные (по языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;

б)регуляции процессов взаимодействия между людьми посредством нормирования и

стандартизации элементов социального опыта и реализации их в работе регулятивных механизмов (ценностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет). Здесь важно отметить, что праздник формирует и транслирует культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в неблагоприятной ситуации неконкурентоспособности (пожилые, инвалиды, пострадавшие от войны или стихийного бедствия и т.п.), формирует ценности благотворительности и милосердия;

в)консолидации и самоидентификации людей в коллективе посредством выработки общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивидуальным и групповым интересам;

г) манифестации социально-статусных ценностей (иерархия социальной престижности и власти, богатство, статус и их символические маркировки — регалии, престижные образцы одежды, украшений, стилистики поведения и пр.);

д)самореализации личности в пространстве праздничного действия. Элементы карнавализации (инверсия социальных статусов, маски, ряжение, переодевание) позволяют человеку сменить социальные роли, выйти за пределы повседневной реальности, войти в особое социально-культурное пространство с атрибутами равенства, анонимности, отсутствия запретов и ограничений.

Следующий уровень функций праздника связан с обеспечением средств совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:

• формирование корпоративной и профессиональной этики. Праздник задает систему критериев качества осуществления тех или иных профессиональных и социальных функций (культура труда, быта, потребления), уровень соответствия применяемых технологий в той или иной сфере жизнедеятельности общепринятым нормам, которые сложились в процессе исторической селекции;

• социальное воспроизводство членов сообщества (посредством закрепления норм брачно-семейных и родственных отношений и обязательств, правил соседского общежития, стандартов физического развития индивида);

• адаптацию сообщества к природным условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах жизнеобеспечения, в традициях охраны здоровья и

• межличностной взаимопомощи людей, в методах обеспечения коллективной и индивидуальной безопасности членов сообщества;

• физическую и психическую реабилитацию и релаксацию человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы личной гигиены и охраны здоровья, традиции кулинарии, физической культуры и спорта, оздоровительных практик, игровых форм поведения;

• эстетизацию искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества.

Праздничная культура (содержание, формы и виды праздников) отражает как общие изменения в культуре, так и сдвиг в приоритетах в рамках государственной политики. В частности, в современной культуре происходит существенная модификация праздника: уменьшается степень его формализации, становится более явным утилитарный характер празднования (и прежде всего за счет политической ангажированности и маркетинговой нагрузки, когда праздник вынужден решать рекламные и пиаровские задачи его организаторов и спонсоров). Развивается индустрия «праздничной символики». Средства массовой информации продвигают праздники как эффективную форму маркетинговых коммуникаций.

Вместе с тем праздник продолжает оставаться важнейшим средством социальнокультурной интеграции личности, способствуя расширению ее социальных коммуникаций, освоению социально-культурного пространства-времени, распространению культурных практик и стандартизированных моделей поведения, воспитанию солидарности и формированию культурной

идентичности.

Анализ имеющегося опыта организации народных праздников показывает, что на сегодняшний день:

— имеются разные модели культурно-досуговых объединений, специально изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект (детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии, краеведческие объединения, и др.);

— наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм народной культуры;

— наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно-досуговой деятельности, так как вновь открыт оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной культуры, способствующих удовлетворению потребности людей в творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении;

— народный практический опыт оценен педагогической наукой и на этой основе созданы модели культурно-досуговых технологий;

— имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим поколением роли, значения и сущности образцов народной культуры.

4.3. Социально-интеграционные функции праздника
Праздники вовсе времена играли огромную роль в жизни различных народов. Существовали ритуальные пляски и песнопения, сопровождающиеся массовыми гуляниями и отвлечением от повседневных проблем. Исследование феномена праздника сегодня также очень актуально, т. к. праздник является неотъемлемым элементом социокультурной реальности XXI в. Он сегодня рассматривается и используется как коммуникационная технология, как прием объединения различных сообществ и способ трансляции различных социальных идей и представлений. Все современные официальные и неофициальные праздники имеют свою основу в традиционном обществе, где когда-то служили благому делу общин и целых народов. Они делятся на несколько категорий, такие как народные, религиозные, светские, национальные, семейные, профессиональные и др. Спецификой народных праздников является естественность, органичность и стихийность государственных (светские, национальные) – высокая степень
«протокольности» и идеологической направленности религиозных праздников – высокая степень организованности семейных – очень интимный характерно в тоже время традиционность профессиональные близки к народным, но отличаются высокой организацией.
Исторически праздник имеет различные социальные функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров, эстетических ценностей. Праздник – одна из наиболее распространенных форм хранения и передачи из поколения в поколение социально значимого опыта. Являясь формой эстетической и художественной деятельности, включенной непосредственно в ткань социокультурной реально-


79
сти»
1
, праздник отражает картину мира и модель общества, в котором он существует.
Праздник всегда включает некий промежуток времени, он всегда в своей основе имеет действо, посвященное кому или чему-ли- бо. Важнейшей определяющей чертой праздника является его связь с сакральной, священной или имеющей особую значимость сферой. Сценарий и атрибуты праздника являются символами этой сакральной идеи, поскольку каждый праздник связан с определенной ценностью, иногда высшего порядка, которая является святыней) для празднующей группы»
2
Время праздника всегда предопределено. Праздник предписывает участникам конкретные роли, ограничивая свободу каждого особой всеобщей идеей. Праздник публичен и демонстративен, он создает и поддерживает ощущение общности, участвовать в нем – значит стать частью целого, обрести свою идентичность. Способствует этому и церемониал праздника, в котором слово, музыка, движение, свети цвет, художественно воплощающие идею, создают особую атмосферу.
У праздника есть черты, которые выделяют его из круга других событий. Он создает особое игровое пространство, оттеняет будни, поднимает человека (и общество) над буднями и воспевает праздничную свободу. Важнейшей чертой также можно назвать Эстетика словарь. М Политиздат, 1989.
2
Жигульский К.
Праздник и культура. М Прогресс, 1985. С. 63.
3
Мазаев А. И.
Праздник как социально-художественное явление (опыт историко-теоретического исследования. М Наука, 1978. С. 175.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Вопросы для подготовки к экзамену Предмет: История и теория праздничной культуры

1. Праздник, как
социальное явление. Функции праздника.
Классификация. 1

2. Праздники
сельскохозяйственного природного
цикла древней Греции и их характеристики. 3

3. Панафинеи, как
прообраз государственного праздника
древней Греции. 4

4. Олимпийские
игры и систем спортивных игр в древней
Греции. 5

5. Праздники
древнего Рима эпохи Империализма:
Триумфы, Вакханалии, праздник Деметры
их характеристики. 7

6. Праздники
Французского королевского двора,
дворянские праздники. 8

7. Цеховые праздники
эпохи средневековья. 9

8. Европейские
народные, площадные представления и
карнавальные гулянья 12-18 веков. 10

9.Праздники периодов
Французской буржуазной революции. 12

10.Праздничная
культура России 10-17 веков. Виды праздников.
Скоморошество. 13

11. Реформа Петра
1 в праздничной культуре. Петровские
ассамблеи, маскарады, государственные
праздники. 15

13. Государственные
праздники России 20 века: праздник
пролетарской солидарности, праздник
независимости России, день конституции. 17

14. Государственные
праздники России: Красной Армии,
военно-морского флота, день защитника
отечества, день победы. 19

15. Трудовые
праздники и обряды. Сельскохозяйственные
праздники. 21

16. Профессионально-трудовые
праздники. 23

18.Семейно-бытовые
праздники. Культура обряда имянаречения. 26

19. Семейно-бытовые
праздники. Культура свадебной
обрядности. 27

20. Семейно-бытовые
праздники. Обряд новоселья. 31

21. История и
особенности режиссуры спортивных
праздников. 32

22. Народные и
религиозные праздники России 20 века:
масленица, день Ивана Купала, Рождество
Христово, пасха, троица. 34

23. Массовые
праздники, как психолого-педагогическая
система. 39

  1. Праздник, как социальное явление. Функции праздника. Классификация.

Праздники и другие
развлечения появились еще в
первобытнообщинном строе. Именно тогда
люди поняли, что необходимо менять свои
занятия, чтобы те не наскучили. Праздники
уже тогда помогали человеку вернуть
радость жизни, наладить позитивное
мышление. Они помогают людям создать
культурную идентичность, так как именно
праздничные события могут сближать
даже целые народы. Такие события
заставляют вспомнить главные события
в жизни, так как все прошлые образы в
моменты празднования наполняются
красками и свежими эмоциями. Даже в наши
дни любому человеку приятно получить
поздравления с Новым годом на сайте
социальных сетей или другие поздравления.
Исходя из вышесказанного, можно сделать
вывод о том, что развлечения являются
самыми древними антидепрессантами.
Этот феномен заметили уже давно, но
только в наши дни ученые пытаются найти
логическое объяснение такому влиянию
праздника на психическое и даже физическое
состояние человека. Врачи пытаются
использовать эти сведения для лечения
некоторых пациентов, для которых все
лечение сводиться к улыбкам и отличному
настроению.

Праздник — период
исполнения особых общественных ролей
открытым, публичным, коллективным
образом. Независимо от того, проявляется
ли публично обычная, нормальная
общественная структура с ее иерархией
или же на время создается иная, даже
обратная структура, праздник всегда
выступает периодом, когда подобные роли
подчеркиваются, выражаются четко, и
недвусмысленно. Президент или ректор
появляются во время праздника в
соответствующих одеждах и регалиях;
как правило, костюм ведущего, руководителя
праздничного развлечения, сатирических
представлений так же, как и его слова,
определяет и подчеркивает его функцию.
В праздники люди заслуженные надевают
ордена, члены корпораций, профессиональных
объединений — специфические формы или
знаки отличия. Поэтому праздник дает
возможность увидеть эти роли в действии.

Функции праздников:

1) торжественное
обновление жизни;

2) коммуникативная
и регулятивная (удовлетворение потребности
в общении и снятии социальных барьеров),

3) компенсаторная
— снятие напряжения и восстановление
физических и психических сил,

4)
эмоционально-психологическая — средство
эмоциональной разрядки, т.е. дополнение
предыдущей функции,

5) идеологическое
и нравственное воспитание,

6) целостная функция,
включающая в себя все предыдущие и
поэтому утрачивающая роль определения

7) идеологическая,
8) воспитательная,

9) художественно-эстетическая,
10) информативно-коммуникативная,

11) интегративная,
12) игровая

13)
рекреационно-компенсаторная

Классификация
В календарь
праздников входят международные
праздники, официальные государственные
праздники, неофициальные и личные
праздники, а также профессиональные и
религиозные. Наибольшее количество
праздников – это международные. Они
отличаются различной степенью значимости
и популярности и имеют в разных странах
свой приоритет.

В России самые
известные международные праздники –
это: Международный женский день 8 марта,
1 июня, когда отмечают День защиты детей,
а также 1 октября – День пожилых людей.

Профессиональные
праздники по своей популярности в России
стоят на втором месте: одни из них хорошо
известны, другие отмечаются в узком
кругу тех, кто имеет к ним отношение.
Самые известные: 12 апреля (после полета
Ю.А. Гагарина отмечается как День
космонавтики), День радио празднуется
7 мая, наши блюстители порядка отмечают
День милиции 10 ноября.

Особо почитаются
в России религиозные праздники, причем
как верующими, так и простыми гражданами
— праздники Рождества Христова, Пасхи.
Кроме того, Россия как многоконфессиональное
государство знает основные неправославные
праздники, например, мусульманский
Навруз (праздник равноденствия) и
Ураза-Байрам (окончание поста в священном
месяце Рамадан).

Личные праздники
– это, разумеется, дни рождения, дни
свадеб и прочие даты, которые касаются
отдельной группы людей. Любой, кто
испытывает недостаток в количестве
официальных праздников, может создать
свои личные и праздновать их столько,
сколько пожелает душа.

Государственные
праздники Российской Федерации могут
быть официальными и являться выходными
днями (День Победы – это 9 мая или День
России – это 12 июня), также официальными
и рабочими днями (Татьянин день –
приходится на 25 января). Но, пожалуй,
особо любимыми являются неофициальные
праздники, которые устанавливает народ
(например, Старый новый год – 14 января).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Праздник как феномен
культуры

Праздник — отрезок времени,
выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное
(небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной
традицией. ВИКИПЕДИЯ

Слово также употребляется в иных,
близких по смыслу, значениях:

·                  
официальный день отдыха, установленный в
связи с календарным событием, противоположность будням;

·                  
массовые развлекательные мероприятия,
весёлое препровождение свободного времени;

·                  
день какого-либо радостного события;

·                  
общее состояние душевного подъёма (обычно
в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

ПРА’ЗДНИК [зн], а, м. 1.
В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти
какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз.
святого (церк.). П. пасхи. П. кущей. 2. День торжества в память какого-н.
выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными
собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. Революционные праздники. 3.
Официально установленный общий день отдыха по таким дням (см. праздник в 1 и 2
знач.); противоп. будни.

В «Толковом словаре
живого великорусского языка» В. Даля читаем: «Праздничный день или праздник
вообще-день, посвященный отдыху, не деловой, не работный… день, празднуемый
по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского,
государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности,
до лица». В «Малом толковом словаре» В. и Л. Лопатиных находим современные
«добавки»: «Праздник: 1) День торжества, установленный по случаю какого-нибудь
события, и само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник.
Спортивный праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2) … Общий нерабочий
день (дни) по случаю такого торжества».

Слово «праздник»
образовалось от старинного славянского слова, связанного с трудом.

В России труд всегда был
в почёте. Особенно труд земледельцев. Это почётный, но тяжёлый труд. Поэтому
редкие дни отдыха отличали от трудовых дней словом «праздьнъ». Со временем так
стали называть все дни, не занятые делами, свободные от работы.

Со временем к слову
«праздьнъ» стали добавлять слово «день». Так получились «праздные дни».

Само слово «праздный»,
стало словом нарицательным. Этим словом стали называть людей, которые ленились
трудиться.

Праздные дни, наоборот,
отмечали очень торжественно и чинно. Например, праздные дни Пасхи. К праздным
дням основательно готовились: чисто убирали дом, готовили специальные
праздничные угощения. В праздные дни было положено одевать лучшую одежду. В
праздные дни надо было вести себя по-особому и соблюдать все установленные для
праздных дней правила. Особо значимые праздные дни стали называть
«праздниками». Такими праздниками стали: Рождество, Крещение, Богоявление и
другие,- всего двенадцать дней в году, связанных с церковными памятными днями

Праздники — это
своеобразные рубежи жизни: на них ориентируются, к ним готовятся. В отведенные
для него дни мы собираемся вместе и, стряхнув груз повседневных забот,
переключаемся, отдыхаем, набираемся энергии, оглядываемся назад и мечтаем о
будущем… Взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника — веселого,
нарядного, дружественного и бывают очень разочарованны, если их ожидания
обмануты. Потому время праздника мы всегда стараемся сделать ярким, разноцветным,
объединяющим людей в их радости, запоминающимся надолго.

А еще праздники любят за
необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность,
элементы костюмированного шоу, эмоциональность, за возможность «себя показать и
других посмотреть».

Праздники — неизменные
спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость
близким!

Праздник — не календарное
понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен
культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или
чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением
в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник —
антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма
человеческого бытия.

Исторические корни
праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом,
трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными
ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,
выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую,
нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения,
коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза
будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни
углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся
найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от
плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей,
Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со
времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли
в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов,
поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,
танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов
легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают
способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы
поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности
и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет
оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается
выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая
преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации
праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как
формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.
Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго
следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за
официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Особое значение в
праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная
насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм,
зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят
праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая
пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Признаки праздника:

Существуют разные типы
праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими
признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности,
осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем,
определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием
в принятии участия в праздничной деятельности. Праздник соединяет людей узами
общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем
где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в
таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с
важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией
производства и т. д.

Типология праздников
многообразна:

— народные
(национальные). Народным праздникам свойственна естественность, органичность,
самостийность;

религиозные праздники
являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная
близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах
религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные
праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы
светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует
возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.

— государственные.
Государственные праздники отличает высокая степень протокольной
регламентированности, выраженная идеологическая направленность;

профессиональные,

— семейные
и др.

Когда же речь идет о
семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В
узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и
регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают,
преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет
преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи
невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в
том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается,
трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи,
ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного
и материального цензов.

Семейные праздники очень
многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их
ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного
события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на
общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим
торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда
радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не
воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины
супружества.

Функции праздников

Всякий исследователь,
рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса
функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П.
Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти
исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Выделим
самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную,
компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную (сплочение), эстетическую
и другие функции «Праздник» преследует несколько основных целей:

— развлекательная — отдых
от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.

— воспитательно-обучающая
– не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая
функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и
обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.

— коммуникативная функция
(т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей
праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни
к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на
праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на
праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера
становятся хорошими приятелями.

Идеологическая функция
праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения
к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и
предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные.
Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно
эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях
самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей.

Компенсаторная функция
праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в
буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении,
эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни
удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки.
Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения
и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка
— способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных
эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или
иллюзорный.

Рекреативная функция
праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с
удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная —
биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях,
наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора — самая благоприятная. Песни,
танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных
удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни
для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни.

–обучающая функция –
сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные,
танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное
использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

– воспитательная функция
– проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

– развивающая функция –
гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления,
расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для
самоутверждения и самореализации;

– коммуникативная
функция– объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в
процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с
применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с
другими детскими коллективами;

– эстетическая функция –
развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

– просветительская
функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению,
кинофильмам, радиопередачам, чтению;

– развлекательная функция
– создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение
занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

– релаксационная функция
– снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых
приемов и самой игры.

За последние годы в нашей
жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому
отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в
праздниках значительно возросла.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Социальная сущность массового праздника
  • Сорочинская ярмарка сценарий мюзикла
  • Сообщение про праздник сабантуй
  • Сорокоуст церковный праздник
  • Сообщение про праздник рождество христово