Содержание праздника вербное воскресенье

Вербное воскресенье, или праздник входа Господня в Иерусалим, всегда совершается в шестое воскресенье Великого поста.

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.


Вербное воскресенье в 2022 году: 9 апреля


Содержание:

  • Вербное воскресение. Событие праздника
  • Вербное воскресение. История праздника 
  • Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
  • «Шествие на осляти»
  • Вербное воскресение в народных традициях
  • Вход Господень в Иерусалим. Иконы
  • Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
  • Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.


Библиотека Русской веры
Канон Вербному воскресению →

Читать онлайн


Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе — Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти. 

Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней. 

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.

Вход Господень в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век

Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. 

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. 

Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. Зодчие-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь.

Успенский собор в г. Белозерске Вологодской области

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Благовещенский собор Московского Кремля

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел храма Покрова на Рву в Москве. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата 29 июня 1561 года, когда было завершено строительство церкви. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились фигурные главы собора — вместо первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь.

Собор Покрова на Рву в Москве

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же — царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, — «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба?

Содержание статьи

  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
  • История праздника Вербное воскресенье
  • Почему праздник называют Вербным воскресеньем
  • Традиции Вербного воскресенья
  • Праздничное богослужение
    • Богослужение на Вербное воскресенье
    • Песнопения на Вербное воскресенье
    • Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:
    • Видео о Вербном воскресенье:
  • Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2023 году 9 апреля
  • Проповеди на Вход Господень в Иерусалим
  • Трапеза на Вербное воскресенье
  • Фотоленты
  • Икона Входа Господня в Иерусалим
  • Видео
  • Проповеди в mp3

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Вербное воскресенье - воскрешение ЛазаряПрежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.

Читайте также — Вербное воскресенье: какое торжество и какое горе в этом празднике!

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Вербное воскресенье - шествие на осляти

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь — вон какой!

Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

Вербное воскресенье - веточка вербы

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Читайте также — Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Праздничное богослужение

Вербное воскресенье - богослужениеШестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.

Вербное воскресенье в 2023 году — 9 апреля

Вербное воскресенье в 2024 году — 28 апреля

  • Текст всенощного бдения и литургии с переводом и объяснениями
  • На осленке против смерти, или Об особенностях служб Лазаревой и Вербного
  • Тропарь
  • Величание
  • Кондак
  • Антифоны
  • Задостойник

Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:

  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)
  • Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео
  • Вербное воскресенье. День радостных ладошек
  • Вербное воскресенье — детский праздник

Видео о Вербном воскресенье:

Вербное воскресенье 2023

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2023 году 9 апреля

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Митрополит Антоний Сурожский

Статья Марии Свешниковой: Вербное воскресенье – начало торжества безверия

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Вербное воскресенье в 2022 году выпадает на 17 апреля. Каждый год праздник имеет разные даты, ведь отмечается на шестой неделе Великого поста, за семь дней до Светлой Пасхи. Его также справляют католики и многие протестанты. Официальное название этого дня – Вход Господень в Иерусалим, так как данному событию и посвящено торжество. Как возникло Вербное воскресенье? Откуда пришла традиция использовать веточки вербы? Какие обряды и народные приметы существуют?

Православное Вербное воскресенье

Вербное воскресенье – важный церковный праздник для православных христиан. Его отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Для Церкви это двунадесятый Господний праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Фото: © ТАСС/Тришин Николай

Иисус въехал в город, где собралось много паломников перед праздником иудейской Пасхи, на молодом осле, которого считают символом мира и скромности.

Он следовал по дороге, которую люди устилали своей одеждой и пальмовыми ветвями. Встречали Христа как победителя и пели во славу: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» С этого дня пошла традиция освящать пальмовые ветви, а в России – вербу.

История праздника

Вербное воскресенье начали праздновать в Иерусалиме в IV веке. Упоминание праздника встречается у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского в IV веке. 

С конца VII — начала VIII веков в богослужебных книгах римского обряда появляется заглавие Die dominica in palmas (Воскресный день пальм). В этот же период и возникла традиция освещать пальмовые ветви («вайя»), поэтому церковное название шестой седмицы Великого поста – «седмица ваий».  

На Руси Вербное воскресенье появилось в X веке. Со временем в Российском государстве стали широко отмечать этот праздник во многих городах и деревнях, приурочивая к нему крестный ход и богослужение.

Лазарева суббота

Перед тем как Сын Господень вошел в Иерусалим, он совершил великое чудо – воскресил Лазаря из Вифании спустя четыре дня после смерти. После этого святой Лазарь прожил еще 30 лет, стал епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Трогательный рассказ об этом событии можно обнаружить в Евангелии от Иоанна. Воскрешение Лазаря поразило людей, и они уверовали в Христа. По традиции в этот праздник православные вкушают икру.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья

В Вербное воскресенье принято освещать веточки вербы, вспоминая встречу Спасителя в Иерусалиме. Все освященные веточки считаются оберегом на будущий год. По традиции отвар из вербы приносит здоровье и богатство, а съеденная почка – счастье.

Также есть старинный обычай, согласно которому пучком вербы нужно ударить родственников, близких и домашних животных, что избавит их от болезней, сбережет от сглаза, злых сил и очистит душу.

Фото: © ТАСС/Кухмарь Кирилл

В этот день верующие приходят в храм. На службе они стоят со свечами и ветками вербы в руках. Читается особая молитва на благословение «ваий». После этого вербы пришедших окропляются святой водой.

Ветки вербы как символ праздника

В нашей стране пальмовые ветви не используют, так как эти деревья у нас не растут из-за климата. Их заменили ветви вербы – первого расцветающего после зимы растения, которое является символом пробуждения природы и начала новой жизни. Поэтому праздник и неделя перед ним обрели свои русские названия: Вербное воскресенье, Вербная (или Пестрая) неделя, Вербич, Вербница.

Рвать вербу, согласно традиции, нужно в Лазареву субботу или за пару дней до Вербного воскресенья. Хранить вербу до праздника нужно в вазе с водой, что поможет сохранить растению свежесть. Освещают его в субботу, некоторые делают это в утро воскресенья после литургии.

После окропления в церкви веточки вербы начинают считаться святынями. Поэтому выбрасывать их в мусорное ведро нельзя. Ветви рекомендуют сжечь, либо пустить по реке, либо закопать, либо отнести в церковь, где и пройдет ритуал сожжения.

Пост в Вербное воскресенье

В Вербное воскресенье допускаются послабления в постном меню. Основой праздничного стола являются рыбные блюда. Овощи и фрукты тоже можно есть в праздник в любом виде. 

Также допускается на столе вино. По традиции отдают предпочтение больше красному вину – можно купить кагор, полусладкие и сухие вина по вкусу. Разрешается выпить и белого вина. Главное – знать меру.

Опубликовано:

15 апреля 2022, 15:58

Ветки дерева на фоне церкви
Вербное воскресенье: история и значение праздника: Pixabay

Вербное воскресенье — весенний праздник обновления, предшествующий Воскресению Христову. Общеизвестны обряды этого дня, связанные с веточками вербы. Но куда важнее знать евангельский смысл праздника и традиции, которые складывались веками.

История Вербного воскресенья

Когда Вербное воскресенье в 2022 году? Этот праздник отмечают в 6-е воскресенье Великого поста за неделю до главного события в христианстве — Пасхи. В этом году по церковному календарю Вход Господень в Иерусалим (официальное название) приходится на 17 апреля. Известны другие народные названия дня — Вербница, Вербич.

Евангельское значение Входа Господнего в Иерусалим

В основе всех христианских праздников лежат евангельские события. Вход Господень в Иерусалим описан во всех канонических Евангелиях:

  • Накануне события, в субботу, Иисус воскресил своего друга и последователя Лазаря. Многие были потрясены этим чудом, уверовали в Христа. Именно этот факт привел фарисеев к окончательному решению погубить обоих. Доктор исторических наук Николай Лисовой отмечает, что Иисус впервые заплакал, услышав о смерти Лазаря, и это был бунт против смерти и тления.
  • В воскресенье Иисус въезжал в Иерусалим на осле. Это было символично: по поверьям того времени, на осле ехали несущие мир, а на коне — войну. Толпа встречающих Христа устилала перед ним дорогу ветками пальмы, пела хвалебные песни.
  • В Иисусе народ видел нового правителя. Но богословы напоминают, что Спаситель пришел не для земной власти, а для мученической смерти ради искупления человеческих грехов.

В чем заключается праздник Вербное воскресенье? Этот праздник посвящен въезду Иисуса Христа в Иерусалим после воскрешения Лазаря накануне иудейской Пасхи. День символизирует появление надежды людей на искупление греха, укрепление веры. Для христиан он наполнен идеей милосердия и человеколюбия.

Вербное воскресенье предшествует Страстной неделе, когда вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса. Христиане воспринимают этот день как возможность духовно подготовиться к самым тяжелым дням накануне смерти и воскресения Христа.

Открытка с поздравлением

Поздравление с Вербным воскресеньем: NUR.KZ

История праздника

События, описанные в Евангелиях, в первые годы христианства в Римской империи отмечали как Пальмовое воскресенье. По мере распространения религии на других землях пальму заменили деревьями, которые там росли.

Ветви ивы избрали как ритуальный предмет этого праздника, потому что весной она зацветает раньше других деревьев, символизирует пробуждение после зимы, возрождение к жизни. В этом отразились и славянские корни: у славян был праздник Вербохлест, смысл которого заключался в плодородии и живучести.

Для чего нужна верба в Вербное воскресенье? Освященные ветки обладают особым значением. Лингвист Розантина Горюшина отмечает, что вербу наделяли магическими свойствами, связанными с отпугиванием злых духов. Их как обереги хранили в домах в красном углу у икон до следующего праздника.

С IV века христианской церковью был узаконен обычай освящать веточки вербы. Этот обряд упоминается в богослужебных книгах с VII–VIII веков. Сегодня эта традиция освящена многовековой историей.

Книга на фоне вербных веток

Освящение веток вербы: Flickr

Народные традиции Вербного воскресенья

В христианской церкви Вход Господень в Иерусалим — один из 12 больших праздников. В народной жизни Вербное воскресенье за века обогатилось множеством обычаев, верований, ритуалов.

Что можно делать в Вербное воскресенье?

Главный ритуал праздника связан с ветками вербы. Их принято срезать за несколько дней и ставить в воду, чтобы распустились пушистые почки. Ветки надо брать со здоровых деревьев, не ломать с тех, которые растут на кладбище, около водоема или свалки. Во время праздничного богослужения эти ветки освящают в церкви.

Распространены такие ритуалы и обычаи, связанные с вербой:

  • Поздравляя с праздником, дарят веточки вербы.
  • Принято слегка хлестать ими родных от порчи и сглаза, на здоровье и бодрость.
  • Вербу считают целительной для больных, им рекомендуют съесть несколько почек освященной вербы.
  • Считают, что нужно съесть пару почек вербы, чтобы получить подсказку для решения сложной проблемы.
  • Женщинам, мечтающим о материнстве, нужно бережно хранить вербные ветки. Считают, что они укрепляют мужскую силу.
  • Незамужние девушки делали привороты на суженых и хранили ветки за иконами. Выбрасывать запрещалось, чтоб не сломать свою судьбу и парня.
  • Был и другой девичий обычай: ветку вербы втыкали в землю, если приживалась — это сулило удачное замужество.
  • Благотворным считалось выгонять первый раз домашнюю скотину на пастбище, похлестывая веточкой освященной вербы.

Открытка с поздравлением

Поздравление с Вербным воскресеньем: NUR.KZ

Что нельзя делать в Вербное воскресенье?

Существовали как общие запреты (для любых церковных праздников), так и присущие только Вербному воскресенью:

  • Надо отложить все повседневные дела, особенно связанные с тяжелым физическим трудом.
  • Не рекомендуют в этот день готовить горячие блюда, о них хозяйке нужно позаботиться заранее. Автор статьи о праздниках Надежда Рычкова пишет, что запрет считался строгим, верующие опасались тяжелых покараний за его нарушение.
  • В праздничный день следует избегать ссор, пожеланий зла другим людям.
  • Вербное воскресенье приходится на Великий пост, поэтому запрещались скоромные продукты. Ради праздника допускалось употребление рыбы и небольшого количества легкого вина.
  • Шумные развлечения и веселое празднование в этот день запрещены. Главное — подготовиться к Страстной неделе.
  • Во время поста нежелательны свадьбы, церковь не проводит венчание в этот день.

Открытка с поздравлением

Поздравление с Вербным воскресеньем: NUR.KZ

Существуют приметы, благодаря которым в Вербное воскресенье предки предсказывали близкое будущее:

  • Погожий теплый день предвещал богатый урожай.
  • Ветреный день предупреждал, что лето будет прохладным.
  • Заморозкам в Вербное воскресенье были рады — они сулили богатый урожай пшеницы.
  • Урожай на овощи и фрукты предвещали появившиеся к этому дню сережки на деревьях.

Существует поверье, что если в Вербное воскресенье посадить цветок, и он быстро приживется, то это привлечет в дом достаток и благополучие.

Вербное воскресенье — богатый по смыслу праздник, предшествующий Светлому Христову Воскресению. Это еще и красивое весеннее торжество, связанное с оживлением природы. Обычаи дня позволяют прикоснуться к богатой народной культуре.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1909354-verbnoe-voskresene-istoriya-i-znachenie-prazdnika/

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

В рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата: 17 апреля

Статус: двунадесятый праздник

Событие:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21).

Весной 30 года от Р. Х. в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Икона праздника:

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

Елеонская гора

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Ослик

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

Дети, постилающие одежду

в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).

Пальмовая ветвь

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней (Лев 23:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк 13:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или Вербным, воскресеньем (Неделя ваий).

Интересные факты

Что значит «осанна»?


Нажмите чтобы перевернуть

«Шествие на осляти» — как это?


Нажмите чтобы перевернуть

Через какие ворота Христос въехал в Иерусалим?


Нажмите чтобы перевернуть

Почему — верба, и когда её освящают?


Нажмите чтобы перевернуть

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

Вербное воскресенье — важный церковный праздник. Его отмечают православные, католики и многие протестанты. Официальное название этого дня — Вход Господень в Иерусалим, ведь именно этому событию и посвящено торжество. У многих людей в нашей стране этот день ассоциируется прежде всего с веточками вербы, которые активно продают накануне.

Когда отмечается Вербное воскресение у православных

Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи, или в шестое воскресенье Великого поста. Православное вербное воскресенье в 2023 году придется на 9 апреля.

Когда отмечается Вербное воскресенье у католиков

Дата праздника высчитывается также, как и в православии. Но дата Вербного воскресенья, как и самой Пасхи, у католиков и православных не совпадает. Расхождение связано в том числе и с тем, что в православии используется юлианский календарь, а в католичестве григорианский. В 2023 году праздник для представителей этой ветви христианства пришелся на 2 апреля.

История праздника

Считается, что праздник возник в Иерусалиме. Его появление относят к IV веку: тогда Церковь ввела обычай освящать пальмы. Отсюда одно из названий праздника — «неделя ваий» (греч. «ваиа» — пальма). Упоминания о празднике встречаются у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского в IV веке. К этому же периоду относятся его изображения на саркофагах. Заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм) появляется в богослужебных книгах римского обряда с конца VII — начала VIII веков.

Суть праздника

Этот день отмечается накануне начала Страстной недели и напоминает о евангельских событиях, предшествовавших крестному страданию Христа и его Воскресению. 

В субботу Иисус сотворил чудо и воскресил Лазаря из Вифании. Это потрясло присутствовавших. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа именно после этого события. 

На следующий день, в воскресенье, он вошел в Иерусалим, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Иисус въехал в город на молодом осле, как Давид после битвы над Голиафом. Его встречали как победителя, приветствовал пальмовыми ветвями и хвалебной песней: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!». На дорогу, по которой он ехал, люди бросали пальмовые ветви и стелили одежды. Именно отсюда берет корни западная традиция освящать пальмовые ветви. В России их заменила верба.

Традиции православного Вербного воскресенья

В православии Вербное воскресенье входит в число двунадесятых — двенадцати важнейших после Пасхи — праздников. В отличие от других подобных дней, оно не имеет предпразднства и попразднства. Иногда предпразднством называют Лазареву субботу. 

Начинается празднование со всенощного бдения, на котором читается особая молитва. Молящиеся встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, держа в руках свечи и ветки вербы — они в нашей стране заменяют пальмовые листья. На второй части бдения, утрене, читается особая молитва на благословение «ваий». После нее принесенные вербы окропляют святой водой. Считается, что освященные вербы нужно хранить в доме в течение года.

Традиции католического Вербного воскресенья

Фото: pixabay.com

В католичестве праздничную службу предваряет шествие вокруг храма или в нем. Люди с зажжеными свечами и ветвями (пальмовыми в южных районах, вербными — в северных) в руках проходят, поют праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Такая процессия символизирует вышедших навстречу Иисусу во время Входа Господня в Иерусалим людей.

После шествия проводится месса, которая включает в себя чтение Страстей Господних. Они читаются только в Вербное воскресенье и Великую пятницу. 

Освященные ветви хранятся в домах до следующего Великого поста. В день его начала — Пепельную среду — их сжигают.

Народные поверья

В старину веточками вербы лечили — по народному поверью, хлестали больного человека по спине, приговаривая слова: 

«Верба, верба, вербочка,
Золотая вербочка.
А я вербой похлещу,
И скажу присловье:
Верба, дай, здоровья!». 

Вербу даже давали домашнему скоту, чтобы избавить животных от болезней. 

Традиция слегка бить друг друга освященной вербой сохранилась и поныне. Действие сопровождается словами: «Не я бью, верба бьет!». Считается, что это приносит здоровье и благополучие.

Популярные вопросы и ответы

Почему именно верба стала символом этого праздника?

Согласно Библии, в этот день Иисус въехал в Иерусалим верхом на осле. Народ встречал его и бросал на дорогу одежду и пальмовые ветви в знак приветствия и восхищения. В южных странах атрибутом праздника остаются пальмовые ветви, но в северных регионах, включая Россию, их заменили на более доступные растения. На Руси вербу наделяли положительными свойствами и использовали для защиты от зла. Она и стала новым символом праздника.

Можно ли ходить на кладбище в Вербное воскресенье?

Запрета посещать кладбище в этот день нет. Однако великие праздники — это дни радости, и прежде всего в этот день стоит посетить церковь. А на кладбище лучше отправиться в специальные поминальные дни.

Можно ли играть свадьбу в Вербное воскресенье?

Не забываем, что все еще идет Великий пост, и праздновать свадьбу во время него, особенно накануне Страстной седмицы, не стоит. К тому же Вербное воскресенье — не время для шумных застолий.

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы.

Содержание:

  • История
  • Почему называется «Вербное»
  • Традиции Вербного Воскресенья
  • Что разрешено традициями, а что — нет

История

В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста — Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета — спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.

Jesus entry into Jerusalem

( Giotto di Bondone — Jesus entry into Jerusalem)

Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне — символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью — верба бьёт! Верба хлёст — бьёт до слёз!».

Вход Господень в Иерусалим — это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.

Почему называется «Вербное»

ветви пальм

Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы — именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко — просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.

Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.

В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал «на осляти» — белом коне, «замаскированном» под осла, — как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу — вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.

Традиции Вербного Воскресенья

Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.

Что разрешено традициями, а что — нет:

В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.

С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:

  • Если идёт дождь — жди обильного урожая.
  • Если светит солнышко — снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
  • Если дует сильный ветер — это к прохладному и ветреному лету.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Совместный юбилей супругов сценарий
  • Содержание метода сценариев
  • Совместное отмечание праздников
  • Согреем ладони разгладим морщины сценарий ко дню пожилого человека
  • Совкомбанк расписание на праздники