Сокращенный рабочий день перед праздником у педагогов

Предпраздничный рабочий день: как сокращать для педагогических работников?

Вопрос 

Продолжительность рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю за ставку. Норма часов педагогической работы — 18 часов за ставку (уроки).

Как применить положение Трудового кодекса о сокращении продолжительности рабочего времени накануне праздничного дня (сокращенный рабочий день)?

Ответ 

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка (педагогическая работа)- разные термины трудового законодательства (см. подробно – в Обосновании).

Трудовое действующее  законодательство требует сократить рабочий день накануне праздничного дня, а не продолжительность педагогической работы.

Обоснование 

Рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

         Общая продолжительность рабочей недели установлена  ст. 91 ТК РФ. Распределение рабочего времени по дням в рамках установленной недельной продолжительности максимальным пределом не ограничено, за исключением отдельных категорий работников.    

        Для других категорий работников продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением исходя из нормальной еженедельной продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов (письмо Роструда от 01.03.2007 N 474-6-0 «Многосменный режим работы»). Таким образом, на практике нередки случаи привлечения работников не только к восьми- или семичасовой работе, что практикуется при пятидневной или шестидневной рабочей неделе, но и к работе по 12 часов или даже по 24 часа, т.е. полные сутки. Подобная продолжительность рабочего дня возможна при сменном режиме работы либо при рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда установлена продолжительность рабочего дня исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 ч в неделю.

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки.

Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:

— учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа;

— иная педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Это определено в ч.6 ст. 47 Закона об образовании и примечании 1 Приложения 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, изданному в соответствии с ч.3 ст. 332 ТК РФ и пп. 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466.

        Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом учитывается количество часов по учебному плану, специальность и квалификация работника.

Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час (ч. 1 ст. 95 ТК РФ).

        Исключения из данного правила определены в ч. 2 ст. 95 ТК РФ. Обращаем внимание, что другие исключения ТК  РФ не предусмотрены. Поэтому требование  ч. 1 ст. 95 ТК РФ должно соблюдаться в отношении всех категорий работников, в том числе, и для педагогических работников. Если работникам установлена шестидневная рабочая неделя, продолжительность работы накануне праздника не может превышать пяти часов ( ст. 95 ТК РФ). При этом, законодательство требует сократить рабочий день, а не продолжительность педагогической  работы( педагогической нагрузки) в этот день.

Токмина Светлана Александровна

На вопрос отвечала:

И.В. Тарасова,  

ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Сокращение продолжительности рабочего дня на один час в предпраздничные дни предусмотрено Трудовым кодексом. Однако есть несколько сфер, в которых рабочий процесс продолжается непрерывно, и сократить продолжительность труда перед праздниками не получается. В связи с этим возникает вопрос: есть ли укороченный предпраздничный день у педагогических работников, и можно ли сократить количество учебных часов.

Положения Трудового кодекса для педагогических работников

Сразу скажем, что в законодательстве нет отдельных положений относительно работников педагогической сферы. Укороченный рабочий день положен всем сотрудникам без исключения. Однако необходимо учитывать, что для работников школ, детских садов и других учебно-воспитательных учреждений и так установлена укороченная неделя. Ее продолжительность не превышает 36 часов.

Напомним, что раньше в России действовал КЗоТ (Кодекс законов о труде), по которому для сотрудников с сокращенной рабочей неделей не действовало правило о сокращенном трудовом дне перед государственными праздниками. Однако после отмены КЗоТа был принят новый Трудовой кодекс, и в нем такое ограничение отсутствует.

Таким образом, рабочий день педагога должен быть сокращен тем или иным образом, однако это сокращение может не означать отмены учебных часов. Если же сократить рабочий день вообще нет возможности, педагогам должен быть предоставлен дополнительный отдых в другой день или выплачена денежная компенсация.

Расчет учебных часов в предпраздничный день

Несмотря на возможность сокращения трудового дня, учебные часы в предпраздничный день сокращаться не должны: их количество регламентируется учебным планом, и педагог должен провести положенное количество уроков с учащимися.

Возможны следующие сценарии сокращения рабочего дня:

  • уменьшение нагрузки по заполнению различной документации и планов. То есть сразу после окончания последнего урока учителя могут уйти домой;
  • отмена и перенос различных мероприятий на другое время. То есть проводятся только уроки, а все другие дела переносятся на будние дни;
  • отмена урока, если он выпадает на последний час работы педагога, например, при преподавании во вторую смену.

На практике руководитель образовательного учреждения может принять решение об отмене последнего урока и его переносе на другой день. Решение должно подтверждаться приказом. Такие факты обычно допускаются только перед главными государственными праздниками, из-за которых может быть сокращено время уроков или уменьшено их количество.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

Данная норма распространяется на всех работников, в т. ч. и на педагогических, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Однако необходимо принять во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников обладает определёнными особенностями.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», рабочее время учителей, преподавателей образовательных организаций (далее – ОО), реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, состоит из нормируемой части (18 ч в неделю либо 720 ч в год) и части рабочего времени, не имеющей четких границ.

Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и т. д.

Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей работников, предусмотренных уставом, правилами внутреннего трудового распорядка ОО, квалификационными характеристиками, установленными разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н , и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогических работников (выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, и др.).

Таким образом, если учитывать эту особенность рабочего времени названных категорий работников, необходимо накануне нерабочих праздничных дней применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской деятельностью.

Накануне праздничных дней следует ограничить привлечение указанных работников к другой части их педагогической работы, которая сможет увеличить их рабочее время в сравнении с учебной нагрузкой, предусмотренной расписанием занятий.

Если организация действует непрерывно, то работники получают дополнительное время для отдыха или компенсацию, установленную для сверхурочной работы.

Стоит учитывать, что, согласно ч. 3 ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней, продолжительность работы не может быть более пяти часов, если неделя шестидневная.

Ответ

Утром в новостях напомнили о длинных выходных из-за празднования Международного женского дня, с 7 по 9 марта. Поскольку 8 марта в этом году приходится на воскресенье, то выходной переносится на понедельник, следующая рабочая неделя продлится всего четыре дня. Мария Протопоповна пришла на работу в приподнятом настроении, и ожидая начала урока, решила проверить рабочую почту. Просмотрев информацию о поступивших сообщениях, Мария Протопоповна обратила внимание на письмо из кадровой службы, которое содержало информацию о том, что 6 марта обычный рабочий день, никакого сокращения рабочего дня, работа по расписанию. Предпраздничное настроение сразу пропало. На перемене Мария Протопоповна решила обратиться в кадровую службу за разъяснением, однако потом засомневалась… А имеет ли право учитель на сокращенный предпраздничный рабочий день, ведь уроки сокращать нельзя? Неужели нормы трудового права на учителей не распространяются?

Решение

По общему правилу перечень нерабочих праздничных дней определен частью 1 статьи 112 Трудового кодекса РФ. В этот перечень, в частности, включен Международный женский день — 8 марта.


Нерабочие праздничные дни, указанные в части 1 статьи 112 Трудового кодекса РФ, устанавливаются на всей территории РФ, что вытекает из части 1 статьи 13 Трудового кодекса РФ, согласно которой федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории РФ, если в этих законах и и
ных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.


Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Это прямо следует из части 1 статьи 95 Трудового кодекса РФ.


Стоит отметить, что данная норма
распространяется на всех работников, в том числе и на педагогических работников, для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.


В то же время, принимая во внимание, что режим рабочего времени отдельных категорий педагогических работников имеет свои особенности, необходимо учитывать следующее.


Нормируемой частью рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и др.


Другая часть педагогической работы, указанных работников, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется в порядке, установленном пунктом 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».


Учитывая эту особенность рабочего времени учителей, педагогов дополнительного образования, иных педагогических работников, указанных в
пункте
2.8 приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», применять сокращение на один час к части их рабочего времени, связанной с преподавательской работой, накануне нерабочих праздничных дней невозможно.


В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в нерабочий предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (часть 2 статьи 95 Трудового кодекса РФ).


Под переработкой понимается предусмотренное законом уменьшение продолжительности работы (смены) на один час накануне нерабочих праздничных дней (Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2006 № ГКПИ06-963).


По смыслу части 2 статьи 95 Трудового кодекса РФ переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха по нормам, установленным для сверхурочной работы, или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.


В свою очередь, согласно части 1 статьи 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.


Таким образом, если накануне нерабочего праздничного дня уменьшение продолжительности рабочего времени учителя или иного педагогического работника невозможно, ему должно быть предоставлено дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, или это время оплачивается по нормам сверхурочной работы — не менее, чем в полуторном размере за первые два часа работы, не менее, чем в двойном — последующие часы.


Для сведения также сообщаем, что в 2020 году — 6 марта не считается предпраздничным днем, поэтому он будет обычным — не сокращенным. На час продолжительность рабочего дня по закону сокращается только в те дни, которые непосредственно предшествуют праздничным.

Рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включает:

— учебную (преподавательскую) и воспитательную работу, в том числе практическую подготовку обучающихся, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу;

— другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

— периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям;

— периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

!

1.    Продолжительность рабочего времени педагогических работников
 Важно! Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601.
Для отдельных категорий педагогических работников, работающих в должностях, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается 30-часовая рабочая неделя. К числу указанных работников, согласно Перечню, утвержденному Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. № 225/194/363/126/2330/777/292, относятся: учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, инфицированных туберкулезом; учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции; учителя и педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, работающие в стационарах для детей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции.
 Важно! Норма часов учебной (преподавательской) работы устанавливается в астрономических часах.
При этом норма часов учебной (преподавательской) работы ряда категорий работников включает перемены и динамическую паузу. К таким категориям работников относятся:

  • учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
  • педагоги  дополнительного образования и старшие педагоги дополнительного образования;
  • тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
  • логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
  • учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.

!

2.    Учебная нагрузка педагогических работников
Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
 Важно! Объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом работодателя.
Локальные нормативные акты образовательных организаций по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава*), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов) в отношении следующих категорий работников:

  • учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
  • педагоги  дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
  • тренеры-преподаватели и старшие тренеры-преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
  • логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
  • учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности;
  • преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.

В остальных случаях изменение объема учебной нагрузки допускается исключительно по соглашению сторон.
* Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения установлены Приложением VI к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
 Важно! Об изменениях объема учебной нагрузки по инициативе работодателя, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений.
Работник вправе отказаться от работы в измененных условиях.
При нежелании работника работать в новых условиях работодатель обязан предложить работнику имеющуюся у него другую работу (вакантную должность соответствующей квалификации, или нижестоящую вакантную должность, или нижеоплачиваемую работу), не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Работник вправе отказаться от предложенной работы.
 Важно! Предложение другой работы должно быть оформлено в письменном виде.
При отсутствии у работодателя другой работы или при отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается.
В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников ограничивается верхним пределом в следующих случаях:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;
2) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году.  
3) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, устанавливается в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.

!

3.    Режим рабочего времени педагогических работников
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха для педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, и иных работников образовательных организаций.
При установлении режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников следует учитывать:
а) режим деятельности организации, связанный с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определенного времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;
б) продолжительность рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также продолжительность рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;
в) объем фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников;
г) время, необходимое для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;
д) время, необходимое для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
 Важно! Режим работы руководителей образовательных организаций определяется графиком работы с учетом необходимости обеспечения руководящих функций.
Нормы времени установлены только для педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме  учебной (тренировочной) нагрузки  учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.
Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее – занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. 
 Важно! Учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.
 Важно! Другая часть педагогической работы не конкретизирована по количеству часов. К такой работе относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности.
Другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • самостоятельно – подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
  • в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
  • правилами внутреннего трудового распорядка – организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
  • планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, – выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, – выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
  • трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
  • локальными нормативными актами организации – периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

 Важно! При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются:
— сменность работы организации;
— режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий;
— другие особенности работы. 

В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
 Важно! В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу в период летнего каникулярного времени обучающихся, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.
Режим рабочего времени руководителей образовательных организаций в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.
Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников, привлекаемых с их письменного согласия в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, определяется в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени педагогических работников в каникулярное время.
Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» установлены особенности режима рабочего времени педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, педагогов-психологов, а также воспитателей в дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием.

!

4.    Разделение рабочего дня на части
Важно! При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются.
В исключительных случаях в организации с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) устанавливает локальным нормативным актом для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. 
 Важно! Время указанного перерыва в рабочее время не включается.
 Важно! Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями педагогической работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.
В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более двух часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
 Важно! Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

!

5.    Работа по совместительству
Педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях.
 Важно! Продолжительность работы по совместительству педагогических работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:
— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, – 16 часов работы в неделю;
— для других категорий педагогических работников – половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.
Не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
б) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
в) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
г) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
д) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
е) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся и др.;
ж) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников;
з) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.
 Важно! Выполнение работ, указанных в подпунктах «б»-«ж», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Объем учебной нагрузки при работе по совместительству у того же и (или) у другого работодателя на должностях профессорско-преподавательского состава не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки.
Учет рабочего времени педагогических работников государственных (муниципальных) учреждений ведут с помощью унифицированной формы 0504421, утвержденной Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. В остальных случаях используют унифицированные формы № Т-12 или № Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.

  • Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены)
  • Статья 96. Работа в ночное время

Комментарий к ст. 95 TК РФ

Для всех работников предусмотрено сокращение рабочего времени в предпраздничные дни, а для работающих при шестидневной рабочей неделе — и накануне выходных дней, с предоставлением соответствующих компенсаций в тех случаях, когда такое сокращение по условиям производства невозможно.

Судебная практика по статье 95 TК РФ

Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2006 N ГКПИ06-963

Часть 1 статьи 95 Трудового кодекса РФ устанавливает общее правило об уменьшении продолжительности рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, распространяется на всех работников и является обязательным для работодателей.

В части 2 статьи 95 Трудового кодекса РФ законодатель урегулировал вопрос о продолжительности работы накануне нерабочих праздничных дней в непрерывно действующих организациях, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены). Тогда предусмотренное законом уменьшение продолжительности работы (смены) на один час именуется переработкой и подлежит компенсации в виде дополнительного времени отдыха или оплате по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2012 N АПЛ12-497

При исчислении нормы рабочего времени также учитывается и положение статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой из рабочего времени исключается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней, что соответствует требованиям части второй статьи 91, статьи 95 и статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, во второй части которой закреплено, что в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Решение Верховного Суда РФ от 14.06.2012 N АКПИ12-613

В соответствии с пунктом 1 Порядка при исчислении нормы рабочего времени учитывается в том числе положение части первой статьи 95 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть из рабочего времени исключается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Созвездие детские праздники
  • Сокращенный рабочий день перед праздником при сменном графике работы
  • Созвездие талантов сценарий концерта
  • Созвездие агентство праздников
  • Современные закуски на праздник