Сороки христианский праздник

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков»

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.  

История

Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.

В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих

Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Празднование

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Стихира

Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.

Акафист святым сорока мученикам Севастийским 

Проповеди

Св. Василий Великий. Беседа на день святых четыредесяти мучеников

Из проповеди, произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:

Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.

Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.

Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.

Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?

Обычаи

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Рецепт жаворонков:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Для смазки: сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма.

Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.

Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Сорок мучеников в литературе и искусстве

Иван Шмелев. Лето Господне

Антон Чехов. Страх

Василий Сухомлинский. О жаворонке, который в окошко улетел

Светлана Копылова. Сорок мучеников Севастийских

Читайте также:

Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?

Пренебрегая исполнением заповедей, мы отрекаемся от Христа

Сорок мучеников Севастийских — где почтить память святых?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Фото из свободных источников

Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.

Традиции

В народе этот день считался днем второй встречи весны (первая была на Сретение, третью ждали на Благовещение), одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы

  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

— Реклама —

Когда отмечается праздник Сороки

Память 40 севастийских мучеников является одним из главных и очень почитаемых праздников, проводится Литургия и немного облегчается Великий пост. Можно употреблять пищу с подсолнечным маслом, а также выпить кагора.

40 святых является непереходящим праздником. Это означает, что каждый год он выпадает на один и тот же день — 22 марта.

В этот день православной церковью чтится память Сорока Севастийских мучеников, принявших жестокую смерть во имя христианской веры. В 2021 году эта дата выпадает на выходной день, воскресенье. В этот день ослабляется Великий пост.

Традиции народного праздника «Сороки»

В народе же Сороки считались вторым пришествием весны – первое отмечалось на Сретение, а последующее, третье, выпадало уже на Благовещенье. По народному месяцеслову этот праздник считался одним из самых важных. Люди верили, что начиная с этого дня весна практически полностью вступала в свои права. Старые люди говорили, что в эту дату с тёплых краёв возвращается 40 разных птиц. А вот символом этого дня у славян с древних времён был жаворонок.

Хозяйки на Руси традиционно 22 марта (9 марта по старому календарному стилю) замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него после лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек – жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук – по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали весну. Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам.

История дня 40 святых

Легенда гласит, что в 320 году в древнем городе Севастии, современной Турции, произошли печальные события. Во времена правления римского императора Флавия Лициния 40 бесстрашных воинов родом из Каппадокии приняли жестокую смерть во имя веры во Христа.

Юноши отказались приносить жертву языческим богам, за что римляне предали их страшным пыткам: раздели и заставили стоять в ледяной воде Севастийского озера. Затем измученным воинам переломали ноги и сожгли на костре, а останки бросили в воду.

История праздника

Воины-мученики были родом из Каппадокии (современная территория Турции) и служили в составе римского легиона в Севастии.

В то время уже был подписан Миланский эдикт, которым императоры Константин Великий и Лициний признали права христиан после трех сотен лет гонений. Однако наместники в провинциях продолжали притеснять и угнетать верующих.

По преданию, полководец Агриколай потребовал от воинов-христиан принести жертвы языческим богам. Когда мужчины отказались, их раздели велели стоять в покрытом льдом озере.

Рядом находиласьтеплая баня, чтобы желающие отречься от Христа смогли в ней согреться.

К утру один из воинов побежал в баню, однако, забежав туда, сразу умер. Один из римлян по имени Аглаий, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере.

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли, а обугленные кости выбросили в воду.

Спустя три дня погибшие за веру явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки, которые светились в воде ярким светом.

Епископ с несколькими клириками ночью собрал их и с честью похоронил.

Имена воинов-мучеников сохранились до наших дней: Кирион, Кандид, Домн, Исихия, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаия, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаия.

Фото: tihvinskiy.ru

Сорок мучеников Севастийских, икона

Приметы праздника

Сегодня Сороку называли именинницей. Считалось, что в этот день она кладет на свое гнездо сорок прутиков. Также по народным приметам с юга прилетает сорок жаворонков и другие птицы.

В народе этот день считали предвестником весны, но еще могут быть 40 заморозков и 40 святых еще могут 40 лопат снега бросить.

  • Птицы прилетели — скоро будет тепло.
  • Если птица поет в день Сороки, то тепло скоро придет
  • Пасха будет холодной, если 22 марта выпал снег
  • Облачно и мороз — скоро будет тепло и можно сеять.
  • Хорошая погода пророчит богатый урожай гречки.
  • Дружно тает снег — к активному наводнению и буйным травам.
  • Какая погода на Сорок святых — такая и в Петровку.
  • Осадки и мало солнца — не будет наводнения, летом не ожидается продолжительных ливней, а осень будет сухой.
  • В деревне на сороки считали полысевших мужчин: сколько найдут лысых, столько дней еще будут морозы

Традиции и обряды

  • Если в этот день на улице стояла теплая погода, люди сеяли горох. Говорили, что на каждом стебельке вырастет 40 стручков, в которых будет по 40 горошин. Также люди рассеивали мак по огороду, рассчитывая на большой урожай. На праздник варили похлебку из гороха и готовили пирожки с гороховой начинкой. Неотъемлемым блюдом на столе были вареники с маком.
  • Необходимо сходить в церковь на праздник, чтобы поставить 40 свечей. Христиане молятся и благодарят Господа, просят его защитить от болезней и прочих проблем. Обязательно нужно ударить 40 поклонов.
  • Хозяюшкам необходимо испечь ровно 40 булочек, которые выполнены в форме птиц. Это сороки или жаворонки, которые символизируют возвращение перелетных птиц из дальних стран в родные края. Нередко птичек нанизывали на камыш, чтобы запечь их в русской печи. Булочки размещали по саду или угощали знакомых, чтобы домашний скот никогда не болел.
  • Каждая девушка должна разорвать 40 нитей. Также нужно ломать деревянные плашки в количестве 40 штук. Благодаря этому зима быстрее уйдет, а весна вступит в свои полноценные права.
  • Считается, что в это время сорока начинает строить гнездо. Если не тревожить птицу, то она станет оберегом для людей, проживающих в доме. Считается, что название птицы связано с этим праздником.
  • Принято приглашать в дом большое количество гостей. Необходимо создать атмосферу шума и веселья, чтобы почтить память мучеников.
  • Обряд Топтать хохлатку имел особое значение среди народа. Говорили, что топтание хохлатки ранней весной дает возможность уберечь здоровье на весь оставшийся год. Даже пожилые люди выходили в поле и топтались по зеленым всходам.

Традиции праздника

В этот день обязательно идут в церковь, молятся, благодарят Бога за все, просят защиты от невзгод, болезней.

В народе на 40 святых верующие шли в храм и произносили мученикам молитвы, при этом ставили сорок свечей. Также в этот День хозяйки издавна пекли 40 булочек, похожих на жаворонков, и раздавали детям.

Сороки — это более детский праздник,так детям уделяется много внимания в этот день. С давних пор хозяйки в этот праздник делают из соломы 40 небольших гнезд и кладут туда булочки в виде яйца. Такие гнезда выставляются во двор, чтобы порадовать ребятню.

По другим примета, это делает для того, чтобы куры не заходили в чужие дворы и несли яйца только дома. Кроме того, считалось, что такие обереги уберегут птицу от разных болезней. Детей угощали также печеными птичками, устраивали для них разные игры и конкурсы, потому что в этот день в доме должен быть слышен детский смех. Жилище должно быть наполнено радостью и надеждой на лучшее.

Комментарии

Что можно и что нельзя делать в народный праздник «Сороки»

Православная церковь на день памяти 40 святых мучеников Севастийских предписывает верующим отказаться от чрезмерного физического труда. Также в этот день продолжается Великий пост, а, значит существуют определённые запреты в пище. Нельзя употреблять мясо, растительные и животные жиры, молоко, рыбу. Христианам в этот день предписывается проводить время в молитве и совершать добрые богоугодные дела.

В народном календаре также обозначено несколько запретов в праздник «Сороки»

1. Нельзя хозяйкам заниматься рукоделием, а хозяевам – ремонтом во дворе или доме. Считалось, что вся эта работа будет сегодня не впрок, а лишь в тяжесть.

2. Запрещено в этот день ссориться, сквернословить и ругаться. Ослушавшихся ждали невзгоды, хлопоты и даже болезни на протяжении всего года.

3. В праздник «Сороки» нельзя было жадничать или проявлять скупость. Считалось, что отказ в просьбе или любой помощи мог повлечь в скором будущем за собой неурядицы, болезни и даже смерть.

В качестве подаяния в этот день люди раздавали испечённых дома жаворонков, а также молочные продукты или сыр.

Сороки: традиции и приметы на 22 марта

Православная церковь в этот день почитает память сорока воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа при императоре Лицинии в 320 году в городе Севастия (Малая Азия). Мужчины отказались принести жертвы языческим богам, после чего их раздели и вывели на покрытое льдом озеро, оставив на ночь. Недалеко от озера находилась тёплая баня, чтобы желающие отречься от веры могли в ней согреться. Утром один из воинов, не выдержав мучений, побежал в баню, но, переступив её порог, сразу умер.

Видя стойкость воинов, один из римлян сам разделся и присоединился к ним. На следующий день тела замерзших мучеников были сожжены, а их останки брошены в реку. Позже братья по вере собрали останки и с почестями похоронили.

Традиции и обычаи

На Сороки вторая встреча весны. Крестьяне выходили кликать весну. Этот обряд сопровождался песнями-веснянками.

В народе про этот день говорили: «На 40 мучеников прилетают 40 птиц», «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается». Считается, что в этот день из-за моря прилетают жаворонки.

Ещё 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали о родных и близких обедню или поминовение на проскомидии. Не забывали помянуть покойных и во время трапезы. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын целыми и невредимыми вернулись с войны.

На Руси 22 марта из овсяной или ржаной муки пекли фигурки жаворонков и 40 шариков-«орехов». Начиная с этого дня ежедневно бросали на улицу по одному «ореху», призывая: «Мороз, красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову!» Кормление мороза на протяжении сорока дней связано с народной приметой о том, что после 22 марта может быть ещё 40 ночных заморозков.

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст. л. сахара;
  • 0,5 ч. л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье под крыло жаворонка прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки жаворонков отдавали скотине, а туловище съедали дети.

Приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до Зосима пчельника – 30 апреля) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

По материалам сайта vsyamagik.ru

Ольга Приступенко: «Сорок Святых»

22 марта отмечается православный праздник — Сорока Святых. В церковном календаре это дата именуется как — 40 Святых Воинов Севастийских. Другие названия: Сорок сороков; Сороки (с ударением на первый слог).

История

Зимой 320 года (IV век), в Севастии (в настоящее время территория современной Армении) стояло 40 воинов-христиан из Рима. У императора Лициния была непобедимая армия, которая смело вступала в различные сражения. В ней было 40 воинов, которые проповедовали христианство. Когда пришло время приносить жертву богам, они отказались от действа. Император решил избавиться от всех христиан в своей армии. Несмотря на то что, в то время вышел указ о свободном вероисповедании, со стороны военачальника солдаты неоднократно подвергались пыткам по принуждению сменить вероисповедание. Сорок воинов выстояли в мороз в ледяном Севастийском озере и не отреклись от христианской веры.

Традиции и обряды

Накануне в воскресенье священники советуют посетить церковную службу, послушать проповедь про 40 Севастийских Святых и их духовный подвиг. На Руси особо почитали этот день, в Москве было выстроено сорок сороков церквей.

Еще издавна на Руси эта дата являлась второй встречей с солнцем. Ассоциировалась с окончательным вступлением весны в свои права. Считалось, что из южных стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жавронки. В честь этого события была принята красивая народная традиция: хозяйки выпекали разнообразные хлебобулочные изделия из теста в виде птиц. Таким образом, ждали, чтоб жаворонки на своих крыльях принесли весну. Существует большое количество русских кулинарных рецептов домашней выпечки на любой вкус. У каждой хозяйки свой рецепт на заметку. Русские умелицы в честь праздника готовили медовых, ржаных, постных, дрожжевых, овсяных «жаворонков» — добрых вестников весны, тепла и солнца. В первую очередь угощения раздавались детям, которые просили жаворонка поторопить приход весны. Иногда выпекали вылепленных из теста птиц вместе с гнездами и яичками. Считалось, что в этот день прилетевшие с юга странники начинали вить свои гнезда. Мужчины с детьми готовили скворечники. Наши предки в этот день радовались прилету птиц, светлым дням и обновлению природы.

Праздник 40 святых в народе тесно связан с жаворонками. Замечено, птица во время полета резко пикирует вниз – но никогда не разбивается. Как будто хранимый Богом жаворонок несет на своих крыльях весну.

Из года в год дата праздника не меняется, отмечается 22 марта. Примерно в это же время наступает весеннее равноденствие, весна вступает в свои права. Говорили: «день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». (День весеннего равноденствия в 2021 г. пройдет немного раньше – 20 марта).

Если праздник выпадал в период Великого поста, то постующим предписывалось вкушать невареную пищу растительного происхождения: хлеб, сырые фрукты и овощи, соленья, орехи, сухофрукты и пр. Если в этот день на улице стояла теплая погода, люди сеяли горох. На праздник варили супы из гороха и готовили пирожки с гороховой начинкой.

Обычай печь изделия из теста в виде жаворонков — символов наступающей весны, существовал еще с древнеславянских времен. Как с первым приходом весны — праздновалась масленица, пекли блины, олицетворяющие солнце. Так и в народном календаре — на второй приход весны — 22 марта, выпекали «жаворонков».

Считается что те, кто родился в этот день, наделен большими талантами и незаурядными способностями. Среди них мировые популярно известные личности: герои, политические деятели, дипломаты, художники, музыканты, ученые, изобретатели, медики, писатели и спортсмены. Отличаются крепким упорством отстаивать свою точку зрения, а так же независимым стремлением брать всю инициативу в свои руки и экспериментировать с новыми идеями. Обладают сильным, решительным, отважным и волевым характером победителя.

Приметы:

Если 22 марта случился утренний мороз, то считалось, что такая погода будет еще 39 дней. Говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, пекли такое же количество шариков-колобков — «золотых орехов» из ржаной или овсяной муки. Начиная с этого дня, ежедневно, выбрасывали их на улицу по одному в день. Традиция кормления мороза связана именно с этой приметой.

Если на Сороки холодно – жди сорок холодных утренников. С Сороков и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считалось сорок утренних морозов. Если на праздник было тепло, то следующие сорок дней будут тёплыми. Если птицы встречались в большом количестве, значит, скоро будет ранняя весна. Если на Сороки пал мороз, то просо уродится. Если утром заморозки держались сорок дней, примечали, что лето будет теплым.

Икона 40 Святых – в чем помогает

Сорок Севастийских Святых– небесные покровители всех мужчин, особенно воинов и путешественников.

Перед иконой 40 Святых молятся:

о духовной помощи в трудный час гонений и заточения;

об укреплении силы духа, чтобы достойно перенести испытания;

Молятся иконе Сорока Святым Севастийским, чтобы их родные и близкие благополучно окончили военную службу, целыми, невредимыми с победой, вернулись с войны домой и из дальней дороги. Принято просить за родственников-мужчин и просто за дорогих сердцу представителей мужского пола.

Поздравляем наших Азовчан и всех жителей Донского края с большим православным праздником! Пожелаем мира, счастья, добра, тепла и ласкового солнца, что бы быстрее наступило время обновления, пенья птиц, цветущих садов и прекрасного весеннего настроения!

Один из са­мых лю­би­мых в на­ро­де празд­ни­ков — день Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, 22 мар­та по но­во­му сти­лю. По­че­му же так лю­бят этот празд­ник?

В 313 го­ду свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий да­ро­вал хри­сти­а­нам сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Но власть во мно­гих про­вин­ци­ях по-преж­не­му при­над­ле­жа­ла языч­ни­кам, го­ни­те­лям хри­сти­ан. Так бы­ло и в про­вин­ции Ар­ме­ния, рас­по­ла­гав­шей­ся на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. Здесь, в го­ро­де Се­ва­стии гар­ни­зо­ном ко­ман­до­вал рев­ност­ный языч­ник Аг­ри­ко­лай. И вот зи­мой 320 го­да он по­ве­лел всем сво­им во­и­нам со­вер­шить жерт­во­при­но­ше­ния идо­лам. Со­рок че­ло­век от­ка­за­лись, за­явив, что они — хри­сти­ане и по­кло­ня­ют­ся толь­ко Бо­гу ис­тин­но­му, а не ис­ту­ка­нам.

Сна­ча­ла Аг­ри­ко­лай уго­ва­ри­вал их, обе­щал по­вы­ше­ние по служ­бе, день­ги. По­том стал угро­жать тюрь­мой и по­зор­ной смер­тью. Но во­и­ны от­верг­ли все по­су­лы и угро­зы, и то­гда пра­ви­тель за­клю­чил их в тюрь­му. Уз­ни­ки усерд­но мо­ли­лись и но­чью услы­ша­ли глас: «Пре­тер­пев­ший до кон­ца спа­сет­ся».

Неде­лю спу­стя в го­род при­е­хал знат­ный са­нов­ник Ли­сий и ве­лел по­бить во­и­нов-хри­сти­ан кам­ня­ми. Но кам­ни ле­те­ли ми­мо це­ли; ка­мень, бро­шен­ный са­мим Ли­си­ем, по­пал в ли­цо Аг­ри­ко­лаю. Сму­щен­ные му­чи­те­ли вер­ну­ли уз­ни­ков в тюрь­му, чтобы по­ду­мать, как по­сту­пить с ни­ми. Но­чью в тем­ни­це во­и­ны сно­ва услы­ша­ли уте­ша­ю­щий го­лос Гос­по­да: «Ве­ру­ю­щий в Ме­ня, ес­ли и умрет, ожи­вет. Дер­зай­те и не стра­ши­тесь, ибо вос­при­и­ме­те вен­цы нетлен­ные».

На сле­ду­ю­щий день во­и­нов свя­зан­ны­ми по­ве­ли к озе­ру близ го­ро­да Се­ва­стии. В тот день был силь­ный мо­роз. Во­и­нам при­ка­за­ли раз­деть­ся и по­ста­ви­ли пря­мо в ле­дя­ную во­ду. А на бе­ре­гу то­пи­лась ба­ня, и му­чи­те­ли ска­за­ли, что лю­бой из них мо­жет сра­зу же со­греть­ся в ней, ес­ли от­ре­чет­ся от Хри­ста. Всю ночь во­и­ны му­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли хо­лод, обод­ряя друг дру­га. Они пе­ли псал­мы, несмот­ря на боль, при­чи­ня­е­мую об­мо­ро­же­ни­ем. А му­ка эта по си­ле срав­ни­ма с ожо­га­ми от ог­ня. Один из во­и­нов по­сле несколь­ких ча­сов не вы­дер­жал, по­бе­жал на бе­рег, к бане. Но ед­ва он всту­пил на по­рог жар­ко на­топ­лен­ной ба­ни, из-за рез­ко­го пе­ре­па­да тем­пе­ра­тур ко­жа и плоть его ста­ли от­де­лять­ся, и он умер.

Ночь дли­лась, и страж­ни­ки, охра­няв­шие ме­сто му­че­ния, за­дре­ма­ли. Не мог за­снуть толь­ко один из них, Агла­ий. Он был по­ра­жен: как же эти хри­сти­ане, несмот­ря на неслы­хан­ные му­че­ния, не пре­кра­ща­ют мо­лит­вы? В тре­тьем ча­су но­чи он уви­дел, что над озе­ром раз­ли­ва­ет­ся яр­кий свет, со­всем как ле­том. Ста­ло так теп­ло, что лед рас­та­ял. Агла­ий недо­уме­вал: что же про­ис­хо­дит? Взгля­нув вверх, он уви­дел над го­ло­ва­ми во­и­нов све­тя­щи­е­ся вен­цы. Вен­цов бы­ло трид­цать де­вять — по чис­лу остав­ших­ся стой­ки­ми му­че­ни­ков. То­гда Агла­ий сбро­сил с се­бя одеж­ду, крик­нул, бу­дя дру­гих страж­ни­ков: «И я хри­сти­а­нин!» — и по­бе­жал к му­че­ни­кам. Он мо­лил­ся: «Гос­по­ди Бо­же, ве­рую в Те­бя, в Ко­то­ро­го эти во­и­ны ве­ру­ют. При­со­еди­ни ме­ня к ним, да спо­доб­люсь по­стра­дать с Тво­и­ми ра­ба­ми».
Утром вер­ну­лись на­чаль­ни­ки му­чи­те­лей и уви­де­ли, что во­и­ны еще жи­вы, да впри­да­чу сре­ди них один из тю­рем­щи­ков! В яро­сти Ли­сий и Аг­ри­ко­лай ве­ле­ли пе­ре­бить му­че­ни­кам мо­ло­та­ми го­ле­ни, чтобы сде­лать стра­да­ния невы­но­си­мы­ми. Но и уми­рая от му­че­ний, во­и­ны не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся и сла­вить Ис­тин­но­го Бо­га.
Ли­сий при­ка­зал уни­что­жить остан­ки во­и­нов, чтобы хри­сти­ане не по­чи­та­ли мо­щи но­вых му­че­ни­ков. Те­ла свя­тых бы­ли со­жже­ны на ко­ст­ре, а ко­сти бро­ше­ны в ре­ку. Спу­стя три дня му­че­ни­ки яви­лись во сне епи­ско­пу Се­ва­стии Пет­ру и по­ве­ле­ли ему взять ко­сти из ре­ки. Епи­скоп с несколь­ки­ми свя­щен­ни­ка­ми но­чью тай­но при­шли к ре­ке. О чу­до: ко­сти му­че­ни­ков си­я­ли в во­де как звез­ды! Хри­сти­ане со­бра­ли остан­ки свя­тых и с че­стью по­хо­ро­ни­ли их.

В Рос­сии из­дав­на был обы­чай в день па­мя­ти Се­ва­стий­ских му­че­ни­ков ле­пить из те­ста и печь «жа­во­рон­ков» — бу­лоч­ки в ви­де птиц. По­че­му имен­но жа­во­рон­ки? Кре­стьяне, об­ра­щая вни­ма­ние на то, что по­ю­щий жа­во­ро­нок то взмы­ва­ет ввысь, то кам­нем «па­да­ет» к зем­ле, объ­яс­ня­ли это осо­бым дерз­но­ве­ни­ем и сми­ре­ни­ем этих птиц пред Бо­гом. Жа­во­ро­нок быст­ро устрем­ля­ет­ся квер­ху, но, по­ра­жен­ный ве­ли­чи­ем Гос­по­да, в глу­бо­ком бла­го­го­ве­нии скло­ня­ет­ся вниз. Так жа­во­рон­ки, по мыс­ли на­ших бла­го­че­сти­вых пред­ков, изо­бра­жа­ли со­бой песнь сла­вы Гос­по­ду, воз­не­сен­ную му­че­ни­ка­ми, их сми­ре­ние и устрем­лен­ность ввысь, в Цар­ство Небес­ное, к Солн­цу Прав­ды — Хри­сту.

Юрий Мак­си­мов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

21 марта 2021 13:00





Популярный на Руси праздник Сороки отмечается 22 марта, в 2021 году это понедельник. В старину он был одним из любимых праздников, фактически вторая встреча весны (первая — Сретение, 15 февраля; третья — Благовещение, 7 апреля). Для приманивания птиц и весны на Сороки на Руси пекли специальное ритуальное печенье в виде птичек. Поскольку это, как правило, время Великого поста (как и в 2021 году), печенье делают постным — в тесто не добавляют сливочное масло, маргарин, а также молоко и яйца. Подробнее о правилах питания в Великий пост читайте в материале ФАН.

Сороки: что за праздник, история

Народный праздник Сороки назван по созвучию со словом «сорок». Праздник также называют Сорок сороков. Дело в том, что 22 марта Русская православная церковь вспоминает подвиг 40 Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в 320 году (западные христиане вспоминают подвиг 9 марта). События произошли на территории нынешней Турции, в городе Севастии при императоре Лицинии во времена гонений на христиан. 40 римских воинов, которые тайно приняли христианство, отказались участвовать в языческом обряде и тем самым себя выдали. Их подвергли пыткам, а затем раздели догола и вывели на лед (весна в тот год была очень холодной). Неподалеку затопили горячую баню, предложив войти в нее тем, кто готов отречься от Христа. Один из воинов не выдержал пытки, вбежал в баню, но, по преданию, тут же умер. Однако его место на льду занял другой римский воин, который охранял замерзающих мучеников. Таким образом, этот воин также признал себя христианином и был казнен вместе с остальными. Тела 40 мучеников были сожжены, а кости утоплены в озере, но местный епископ собрал останки и предал их христианскому погребению. День памяти Сорока Севастийских мучеников — это мужской день в православии, а День жен-мироносиц (в мае) — женский православный праздник.

Как на Руси отмечали праздник Сороки

На Руси праздник по созвучию называли Сороки, или Сорок сороков. Праздник считался главной встречей весны и отмечался широко. Сороки совпадает с

, когда день становится равен ночи. Праздник, как видно из названия, посвящался возвращению перелетных птиц. Считалось, что весной прилетает 40 разных видов, первыми — жаворонки. Поэтому праздник иногда так и называют — Жаворонки. Пернатых встречали специальным угощением — постным печеньем в виде птичек. Печенье давали и детям, клали на подоконник. Все эти обряды считались очень важными — приманивающими весну. В некоторых местностях пекли строго по 40 печений, крошки ежедневно бросали из окна птицам. Считалось, что это защищает землю от утренних заморозков.

Что можно и нельзя делать 22 марта

На Руси в этот день было не принято работать, даже по дому, поэтому хозяйки старались все дела (в том числе выпечку печений) закончить накануне. Под запретом были ссоры, споры, скандалы. Поскольку это время Великого поста, запрещалась скоромная пища. Хотя праздник в 2021 году приходится на понедельник, когда пост очень строгий, на Сорок сороков можно есть горячую пищу с растительным маслом и печенье, изготовленное к этому дню. Сороки на Руси также были детским праздником, поскольку дети считаются невинными как пташки божьи. Ребятишкам в этот день разрешалось шалить, шуметь и играть, несмотря на пост. Кроме того, в этот день обязательно нужно было выйти из дома и погулять, чтобы не «проспать» весну.

Приметы

Какая погода на Сороки, такой будет еще 40 дней. На Сороки снег и мороз — можно рассчитывать на хороший урожай. На Сороки тепло и сыро — жди мокрого лета, а урожай может сгнить на корню. Жаворонок запел — к дружной ранней весне. Птицы начинают возвращаться — весна будет ранней, а лето жарким.

40 святых (Сороки) в 2023 году 

Дата в 2023 году: 22 марта , среда
Другие названия:   Сорок сороков; Сорок святых; День сорока мучеников; День жаворонка
Церковное название:   40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Значение:   Почтение памяти 40 мучеников Севастийских
Традиции:   Молитвы Севастийским мученикам о благополучном окончании военной службы; выпечка булочек в виде птиц

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта 2023 года (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

Традиции и обряды

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

В народе 22 марта считается второй встречей весны, когда из теплых стран возвращается 40 видов птиц, в том числе и жаворонок. В честь него хозяйки готовят покрытые медом ржаные или овсяные булочки в виде птиц. Угощение раздается детям, которые просят жаворонка поторопить тепло.

Если 22 марта случился утренний мороз, говорят, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы холод не побил посевы, нужно испечь такое же количество шариков-колобков из овсяной или ржаной муки. Начиная с праздника Сороки, необходимо выбрасывать их на улицу по одному в день.

Приметы

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще 39 дней.

Слышится гром – к голодному году.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

Какого числа 40 святых (Сороки) в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
22 мартаПт 22 мартаСб 22 мартаВс

Другие праздники

Праздники России

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 22
Сколько всего было просмотров: 66466

В чём суть Дня сорока мучеников и почему в этот праздник нужно выпекать жаворонков

Если очень хотите замуж, сварите в этот день 40 вареников и угостите ими мужчин. Должно помочь

22 марта 2021, 06:24, ИА Амител

Фото: valaam.spb.ru

Фото: valaam.spb.ru

День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта. В этот день верующие вспоминают страдания 40 Севастийских воинов-христиан. Также считается, что в этот день начинается настоящая весна. Какой же подвиг совершили мученики, что принято делать в этот праздник и зачем 22 марта пекли булочки в виде жаворонков – читайте на amic.ru.

Кто такие эти 40 мучеников, в честь которых назвали праздник?

Фото: pixabay.com.

В 313 году первый христианский Римский император Константин Великий издал указ, согласно которому христиане уравнивались в правах с язычниками и получали свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан.

Так, соправитель Константина, Ликиний, остался верен язычеству и хотел искоренить христианство в своей части империи. Из-за боязни измены Ликиний начал готовиться к войне против Константина и решил очистить своё войско от христиан.

В провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции, также противились христианству. Здесь, в городе Севастии, гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. Зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Несмотря на уговоры и множественные обещания озолотить и продвинуть по службе, 40 воинов остались верны христианству. Агриколай отправил их в тюрьму, где узники без устали молились. Однажды ночью они услышали глас Божий: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Утром воинов снова заставили отречься от веры. Выбор их был твёрд – они отказались и вернулись по приказу обратно в темницу.

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но все они летели мимо цели, а камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущённые мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». И воины поняли, что их охраняет Божья сила.

Допросы повторялись каждый день, только пленники оставались непреклонны и не отказывались от Христовой веры. Тогда язычники решили пытать воинов более жестоким способом. На улице в ту пору стоял лютый мороз – их раздели и загнали в ледяное озеро на всю ночь. Рядом на берегу была растоплена баня, чтобы сломить дух воинов: мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречётся от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. Но один из воинов всё же не выдержал мук: сдался и побежал греться в баню. Но как только он переступил её порог, сразу же упал замертво.

Получается, мучеников было всё-таки 39?

Нет. Позднее этой же ночью Господь послал мученикам спасение: вдруг стало светло, лёд в озере растаял, а вода стала тёплой. Все стражники на берегу спали, среди них бодрствовал только один – его звали Аглаий. Он, увидев, что над головой каждого мученика появился светлый венец, решил присоединиться к стойким христианам. Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» – и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины ещё живы, да в придачу среди них один из тюремщиков. В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. 40 мучеников сожгли, а останки бросили в воду, чтобы христиане не собрали их. Спустя три дня воины явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру и попросили собрать останки и предать погребению. Так епископ и поступил, кости мучеников были похоронены со всеми почестями и молитвами.

Как звали Сорок мучеников?

Сорок Севастийских мучеников звали так: Кирион, Кандид, Домн, Исихия, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаия, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

В чём смысл этого дня?

По словам священников, в этот день нужно задуматься о самопожертвовании, нетерпимости к предательству. Именно так проявили себя и сорок мучеников.

Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи.

Почему в этот день принято выпекать булочки в виде жаворонков?

На Руси издавна был обычай в День сорока мучеников лепить из теста и выпекать сорок булочек в виде птиц – «жаворонков». Из тёплых краев в это время возвращаются птицы, и хозяйки приговаривали «Жаворонок весну благословил».

Поэтому и выпекалась сдоба в форме жаворонков. По традиции их раздавали детям, чтобы они с весельем и прибаутками зазывали весну. Кто-то просто клал выпечку на окно, кто-то насаживал птицу на палку и шёл кликать весну. Делается это ещё и для того, чтобы в хозяйстве птица была здорова.

По другой версии, выпекая жаворонков, крестьяне обращали внимание на полёт птицы: поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле и не разбивается. Как птица смиренна и доверяется Богу, так и сорок святых доверили свои жизни Христу.

Что ещё нужно делать в этот праздник?

''

Девушки, которые мечтают о замужестве, варят сорок вареников и угощают ими парней.

В День памяти сорока мучеников облегчается строгость поста – можно выпить вина и есть пищу с растительным маслом. Также непременно нужно посетить литургию в храме.

На Руси существовало поверье, что жених, муж или сын благополучно вернутся с войны, если молиться сорока мученикам. 

Конечно, на праздник было принято приглашать в дом близких людей. И чем больше их будет, тем лучше.

Чтобы очень быстро прогнать зиму, девушки рвали 40 нитей и ломали 40 деревянных плашек.

А ещё в День памяти сорока мучеников народ рассеивал по огороду мак, так как верили, что в урожай будет собрано в 40 раз больше.

Ещё один обряд – топтание ряста (хохлатки). Считалось, что кто весной его оттопчет, тот убережёт жизнь и здоровье в течение года. Выходили в поле даже пожилые люди и приговаривали: «Топчу, топчу ряст, Бог здоровья даст».

Чего нельзя делать в День сорока мучеников?

В этот праздник запрещён физический труд и уборка дома. Также нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молочные продукты – ведь продолжается Великий пост.

На Руси в этот день не стирали, не занимались шитьём и ничего не чинили. Деньги в этот день лучше не одалживать. Злиться, сквернословить и ругаться также не рекомендуется.

Приметы

В праздник сорока святых приметы в основном связаны с погодой.

  • Если морозно, то такая погода продлится ещё 40 дней, если погода хорошая, то и 40 дней будет тёплая погода.
  • Если прилетают птицы, то это к раннему теплу.
  • А вот если от Сретения до Сороков не пролился ни один дождь, то и лето будет засушливое.
  • Если в День сорока святых выпал снег, то пасхальная неделя будет очень холодной.
  • Если на Сорок святых осадки и мало солнца – не будет весеннего половодья, летом – длительных ливневых дождей, а осень выдастся сухой и спокойной.

22 марта Православная Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан из города Севастии (территория современной Турции), которые приняли мученическую смерть за веру во Христа.

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сороки сценарий фольклорного праздника
  • Сороки символ праздника
  • Сороки праздник ударение
  • Сообщение про праздник покрова
  • Сороки праздник рисунки