Составление сценария интервью

Пример готового сценария глубинного интервью и подробные рекомендации по самостоятельной разработке. Статьи и публикации маркетингового агентства "Русопрос"

Гайд для интервью

Когда речь идет о качественных исследованиях, одним из ключевых методов сбора информации является глубинное интервью. Вне зависимости от того, кто именно отвечает на вопросы (эксперт или потребитель определенной категории товаров), процесс свободного общения, диалога позволяет лучше и глубже раскрыть мысли собеседника.

Суть метода состоит в установлении доверительного общения между интервьюером и респондентом, и проходит в формате живой беседы. Глубинное интервью проводится по заранее подготовленному списку вопросов, сценарию. Таким образом, подготовительным этапом является формирование списка вопросов, отвечающих целям и задачам исследования.

Структурирование гайда

Список вопросов (гайд, от английского «guide» — путеводитель) это документ, содержащий темы и блоки вопросов, направленные на достижение основной цели исследования. Как правило, руководство для интервью состоит из серии открытых вопросов, свободных к интерпретации модератора. Таким образом, интервью может проводиться по заготовленной структуре, но с использованием гибких формулировок. Структура интервью может быть выстроена следующим образом:

  • Хронологическое построение. В случае если интервью носит биографический характер, где события следуют одно за другим, результатом должно стать четкое повествование с отражением разных временных промежутков;
  • Описательное построение. Если целью исследования является более детальная оценка какого-либо объекта, явления или события, то структура формируется вокруг вопросов, направленных на изучение мнения респондента о составных частях и отдельных элементах исследуемого материала. Интервью не только должно будет помочь респонденту озвучить собственные мысли или предоставить экспертные оценки, но и предоставить модератору детальное отображение объекта или явления через последовательное отображение его составных частей;
  • Рефлексивное построение. Если для исследования необходимы только мнения и оценочные рассуждения респондента, вопросы должны быть сосредоточены на причинно-следственных связях, и в процессе беседы интервьюер должен зафиксировать полученные выводы.

Профессионализм модератора заключается в принятии самостоятельного решения о необходимости задавать уточняющие и дополнительные вопросы для более глубокого раскрытия темы исследования.

Порядок вопросов и частые ошибки

Как и любое исследование, глубинные интервью требуют масштабной подготовки на каждом этапе. Учитывая, что качественные виды исследования направлены на получение содержательной информации от респондентов (экспертов, потребителей и пр.), модератор должен быть обучен основным методикам ведения беседы, используя список ключевых вопросов. Каждый из этапов подготовки важен, и нарушение условий проведения может исказить получаемые данные.

В основе проведения исследования лежит список вопросов. После того как была определена цель исследования, выбрана структура проведения, необходимо составить перечень вопросов согласно теме, целям и задачам исследования. Формулировки вопросов могут варьироваться, но структура беседы должна выглядеть следующим образом:

  1. Идентификация. После приветствия и согласия на проведение беседы, респондент отвечает на ряд личных вопросов: имя, возраст, социальный статус, и прочая информация, которая может потребоваться для последующей интерпретации данных;
  2. Вводные вопросы. Они направлены на определение зоны интересов респондента, степени погруженности в тему исследования;
  3. Ключевые вопросы. Вопросы, связанные напрямую с объектом исследования. Данные вопросы требуют максимально развернутых ответов и могут потребовать уточнений или дополнений со стороны интервьюера;
  4. Заключение. После получения основной информации, модератор подводит итоги, благодарит респондента, при необходимости просит резюмировать ключевую информацию, предоставляет возможность дать обратную связь.

При самостоятельной разработке сценария интервью необходимо избегать ошибок, которые могут повлиять на сбор и качество получаемой информации, но также необходима подготовка интервьюера, которому крайне важно избегать:

  • Предвзятости (когда модератор подталкивает респондента к «правильным ответам»);
  • Отстраненности (когда интервьюер не ведет дискуссию, а дословно, по порядку зачитывает подготовленные вопросы, не следуя за разговором и ходом мысли респондента);
  • Нарушения процедур проведения (интервьюер не фиксирует информацию, нарушает предусмотренный тайминг);
  • Игнорирования структурной логики сценария (вопросы задаются не структурировано, происходят нелогичные переходы с темы на тему).

Ниже приводим пример готового списка вопросов сценария интервью (рассматривается тематика «изучения потребительского поведения»):

Пример гайда глубинного интервью

Типовая структура сценария интервью

Классической
считается трехэлементная структура
интервью, включающая вводную часть,
основную часть (собственно интервью) и
заключительную часть.

1.
Вводная часть
обычно
содержит приветствие, необходимую
информацию об интервьюере и организации,
информацию о предмете и целях интервью,
о его статусе и последствиях; инструкции
участникам интервью, указания на
продолжительность и структуру интервью.

2.
Основная часть

содержит вопросы, варианты ответов,
специальные инструкции и так называемые
«подстрочные» контекстные указания
участникам интервью. Основная часть
может быть дополнительно структурирована
по темам, формам вопросов, функциям и
проч.

Внесение
подстрочных замечаний (например, мелким
шрифтом или курсивом), которые будут
выполнять функции постановки
коммуникативного действия. Подстрочные
замечания обычно касаются особенностей
воспроизведения определенных вопросов
и фрагментов интервью и режиссирования
пауз и акцентов. Для этого разрабатываются
особые символы. Профессиональные
коммуникаторы, лекторы, политические
деятели, которым приходится довольно
часто и подолгу выступать перед
аудиторией, обычно предпочитают
использовать индивидуальные, понятные
лишь им системы условных обозначений31.
Именно вследствие использования особых
подструктур, подстрочных замечаний и
указателей последовательности вопросов,
сценарий интервью напоминает сложную
карту или схему, за что иногда сценарий
интервью называют «путеводителем»,
«картой» или «схемой» интервью.

3.
Заключительная часть

предполагает помимо благодарности за
участие, внимание и помощь в осуществлении
интервью включение дополнительных
вопросов о личности респондентов,
формально необходимых или иных сведениях
Заключительная часть должна содержать
некоторое социально, профессионально
и/или личностно значимое обобщение.

Очевидно, что
структура сценария интервью может иметь
массу вариантов наполнения и выглядеть
неузнаваемо для аналитически не
нацеленного взгляда.

Рекомендации
по подготовке

сценарного
бланка интервью

Сценарный
бланк интервью
составляется
в соответствии с заранее продуманными
структурными элементами, целями и
задачами интервью. При этом особо
учитываются предполагаемые способы
фиксации информации. Объем сценарного
бланка напрямую зависит от количества
вопросов, формы вопросов (на закрытые
вопросы требуется меньше времени, на
открытые, как правило — больше),
контингента опрашиваемых и предполагаемой
меры их заинтересованности в
интервьюировании, а также общего объема
времени, отводимого на интервьюирование.
Оптимальным временем интервьюирования
в кадровой работе в зависимости от
выполняемых при этом кадровых функций.
считается 10–40 минут. Многие специалисты
в управлении персоналом «укладываются»
в данные сроки, однако, многие подчеркивают,
что обработка бланков интервью занимает
немало времени и часто выходит за рамки
времени, отводимого на интервью.

Особенно важным
обстоятельством для расчета объема и
продолжительности интервью являются
личные характеристики респондентов
(их возраст, работоспособность, объем
памяти, объем внимания, коэффициент
интеллекта, состояние здоровья и т.п.),
мера их готовности и наличие навыков
участия в интервью, характер социальных
ожиданий и стимулов, наличие личных и
профессиональных проблем. В ряде кадровых
работ подобные характеристики учитываются
недостаточно. Например, мало учитываются
индивидуальные особенности и обстоятельства
при проведении в форме интервью оценки
персонала при подборе на вакантные
должности.

Интервью
есть вид поляризованной коммуникации,
при которой интервьюируемый передает
информацию реципиенту (интервьюеру и
другим людям)32.
Поляризованность коммуникации в интервью
задается не равными коммуникативными
позициями, различными функциями и,
соответственно, возможностями влияния
на коммуникативную ситуацию и восприятие
информации участниками интервью.

? Контрольные
вопросы, задания и упражнения

1.
Проанализируйте несколько бланков
интервью. Для этого:

1) выявите структуру
каждого бланка и обоснуйте необходимость
выбранной авторами бланка структуры
интервью;

2) выявите все поля
в анализируемых бланках;

3) проанализируйте
удобство расположения и принципиальную
достаточность полей бланка;

4) предложите
способы усовершенствования бланков.

2.
С учетом выявленных Вами несовершенств
и недочетов формулируйте письменные
рекомендации интервьюерам по составлению
бланков и сценариев интервью.

3. Придумайте
индивидуальную систему условных
обозначений для сценария интервью.

Ролевое
структурирование

сценария
интервью

Профессиональное
интервьюирование предполагает
максимальное использование всех
возможностей диалога в процессе интервью.
Именно с целью повышения результативности
интервью применяется методика ролевого
структурирования.

Ролевое
структурирование сценария интервью

представляет собой набор процедур
подготовки к проведению интервьюирования
и техник диалога в процессе интервью,
позволяющих структурировать межличностное
взаимодействие в ходе интервью и
управлять как текущими, так и
постинтервьютивными социальными
ожиданиями участников интервью.

Наиболее простые
формы социально-ролевого структурирования
сценария интервью включают следующие
действия. На завершающем этапе подготовки
сценария интервью на отдельные вопросы
или группы вопросов как бы накладываются
дополнительные смыслы и нагрузки, в
частности, при помощи речевых и
интонационных техник задаются
социально-ролевые позиции участников
интервью. При этом, безусловно, разработчики
сценария интервью имеют возможность,
главным образом, воздействовать на
позиции интервьюера, но за счет новой
позиции интервьюера в процессе диалога
задаются и ролевые позиции интервьюируемого.

Приведем несколько
примеров и приемов формирования ролевых
позиций участников интервью.

Таблица 1

Приёмы ролевого
структурирования

сценария интервью

Вопросы

Ответы

интервьюируемого

Примечания

Интервьюер
(подчеркнуто строго!):

Как
Вы думаете, Вам удастся справляться
с таким большим объёмом должностных
обязанностей в течении рабочего дня?

__________________________________

__________________________________

_________________

Оценка
ответной ролевой позиции:

˜
адекватная;

™
неадекватная.

Интервьюер:

(несколько
иронично):

Это
Ваше собственное мнение или у Вас есть
объективные основания для подобных
утверждений?

__________________________________

__________________________________

_________________

Оценка
ответной реакции:

˜
безразличная;

™
спокойная;

™
корректная;

™
конфликтная.

Интервьюер:

За
что Вы в последний раз
(перевести
взгляд прямо в глаза собеседника)
критиковали своего бывшего
руководителя?

__________________________________

_________________

Реакция:

˜
не заметна;

™
спокойная;

™
смущение;

™
______________

_________________

В сложных сценариях
интервью роли участников могут меняться
неоднократно от сходных до прямо
противоположных. Например, в стрессовых
интервью иногда применяется приём
демонстрации резкой смены настроений
от абсолютной доброжелательности и
предупредительности интервьюера до
резко критического отношения и даже
неприятия интервьюируемого. Разумеется,
такие ролевые сценарии требуют от их
главных исполнителей некоторого
актерского мастерства, но российские
граждане талантливы и порой так быстро
и точно входят в ту или иную роль, что
возникает проблема выхода из неё. Это
касается и интервьюера, и интервьюируемого.
Так, если в соответствии со сценарием
интервью интервьюер допускает «плановую»
коммуникативную ошибку, например, трижды
не правильно произносит имя или фамилию
интервьюируемого, то конфликтному
человеку с повышенным восприятием своей
значимости очень трудно будет удержаться
от назидательных интонаций, роли
морализатора, критика или даже
преследователя.

К слову, при
выполнении негативных ролей, необходимо
известное «социальное отыгрывание»
ситуации, то есть включение в сценарий
стандартных текстов, объясняющих
интервьюируемому причины неадекватного
или «странного» поведения интервьюера.
Например, это могут быть следующие
объяснения: «В ходе интервью (а Вы были
участником стрессового интервью), Вы,
очевидно, заметили, что я применял в
отношении Вас жесткие интонации. По
условиям сценария интервьюер не имеет
права заранее предупреждать интервьюируемого
о подобных ситуациях. Я добросовестно
выполнил инструкцию и прошу Вас правильно
истолковать мое поведение». С одной
стороны, продолжительность
социально-психологической коррекции
в процессе выхода из подобных интервью
должна быть достаточной с тем, чтобы
испытуемый, выходя от интервьюера,
чувствовал себя достаточно спокойно и
уверенно. С другой стороны, чрезмерно
длительные объяснения и, тем более,
извинения со стороны интервьюера или
устроителей интервью излишни, так как
способствуют смене, а именно — снижению
статуса социально-ролевых позиций. В
подобных ситуациях не должен пострадать
и моральный статус интервьюера и
организаторов интервью.

Персональная
адаптация

сценария
интервью

Сценарий интервью
обычно темо- и целецентричен и
разрабатывается без учета личностных
особенностей интервьюера, то есть
ориентирован на «типичного человека».
Поэтому в нём интервьюер может с
удивлением обнаружить такие формы,
которые ему трудно или невозможно будет
использовать в ходе интервьюирования.
Так, например, существуют определенные
речевые особенности, которые могут
затруднять воспроизведение
труднопроизносимых словосочетаний. То
есть могут возникать технические
трудности. Интервьюеру может быть
неудобно использовать сценарий вопросника
в типовой форме или некоторые словосочетания
и задания интервьюеру могут у него
вызывать раздражение, непонимание или
отрицательные эмоции и реакции. В таком
случае своими непроизвольными реакциями
интервьюер может оказывать неплановое
воздействие на интервьюируемого и тем
самым негативно влиять на результаты
интервью.

Поэтому лучше не
допускать возникновения подобных
ситуаций и осуществлять персональную
адаптацию сценариев интервью. Безусловно,
лучше всего это делать совместно
интервьюеру и разработчикам сценария,
но мне представляется, что незначительные
изменения в сценарий интервью в целях
его усовершенствования и повышения
практичности использования целесообразно
позволять делать и самим интервьюерам
при условии их согласования с руководителями
подразделений.

При интервьюировании
персонала, особенно в компаниях с
совместным капиталом и международных
фирмах часто используется инструментарий,
разработанный для зарубежного персонала
и просто дословно переведенный
профессиональными переводчиками без
согласования с представителями служб
персонала российских отделений и офисов.
При этом вносить какие-либо изменения
строго запрещается. Причины таких
запретов кроются не только в стремлении
точно использовать грамотный инструментарий
и обеспечить стандартизированность и
сравнимость результатов. Подчас не
менее важными причинами подобных
строгостей и запретов являются стремление
сотрудников головных офисов и служб
доказать свою незаменимость, подчеркнуть
и закрепить свой статус, а также недоверие
к профессионализму сотрудников
региональных офисов. В результате
нередко сценарии оценочных, отборочных,
аттестационных, информационных интервью
не коррелируют с особенностями культуры,
менталитета, актуальных языковых форм,
принятыми нормами и психологией делового
общения; сами формы представляются
российским менеджерам по персоналу
громоздкими и не отвечающими нормам
делопроизводства. Кросскультурные
несоответствия и различия, неизбежно
возникающие в многонациональных
организациях следует стремиться
устранять до их использования, так как
часто вызывают недоумение, иронию и
даже недоверие интервьюируемого
персонала к профессиональной компетентности
высшего руководства компании, да и
российских менеджеров по персоналу. Да
и сами менеджеры, понимая недостаточное
совершенство используемого ими
инструментария, подчас формально
относятся к его применению и интерпретации
результатов. А что в результате?
Непонимание, формализм, а в конечном
счете — снижение продуктивности
деятельности компании.

Персональная
адаптация сценария интервью предполагает
выполнение следующих шагов.

Шаг 1 («Ознакомление»).
Следует ознакомиться со сценарием
интервью, его структурой и особенностями.

Шаг 2 («Запоминание»).
Необходимо вслух прочитать вопросы,
стараясь учитывать все подстрочные
замечания и инструкции интервьюеру,
делая паузы для выслушивания предполагаемых
ответов.

Шаг 3 («Имитация»).
Следует повторить предыдущий шаг,
имитируя заполнение вопросника
содержанием ответов воображаемого
респондента и оценками интервьюера.
При этом важно отметить время начала и
время завершения воображаемого интервью.

Шаг 4 («Поиск»).
Просмотр сценария интервью и выявление
причин возникновения проблем. Проставление
пометок в сценарии, позволяющих лучше
видеть текст вопросов, инструкции и
подстрочные замечания, делать правильные
ударения в словах, фразах и предложениях,
фиксировать результаты интервью.

Шаг 5
(«Предложения»).
Формулировка и
аргументация необходимости внесения
изменений в бланк сценария интервью.
Согласование изменений с руководителями
и коллегами.

Шаг 6 («Коррекция»).
Внесение изменений в сценарий интервью
и повторная имитация интервью (то есть
повторение шага 3).

Следует обратить
внимание, что согласование изменений
ни в какой мере не умаляет самостоятельность
и восприятие интервьюера руководством
и коллегами как профессионала. Наоборот,
именно высокий уровень профессионализма
и уверенность в себе позволяют человеку
без стыда и сомнений обращаться за
советом, помощью и консультацией к
другим специалистам. Даже если
сформулированные предложения по
изменению сценария по каким-либо причинам
не будут одобрены, выполнивший данные
действия интервьюер может быть уверен,
что он сделал все, от него зависящее,
чтобы в ходе интервьюирования персонала
были получены качественные результаты.

? Контрольные
вопросы, задания и упражнения

1.
Проанализируйте типичные роли интервьюера.

2. Выберите для
себя несколько ролей, которые, по Вашему
мнению, будут наиболее приемлемы и
удобны для Вас лично.

3. Продумайте,
какими средствами и способами можно
обеспечить ролевое структурирование
сценариев при переходе от одной к другой
или третьей выбранной Вами роли.

4. Какие роли
недопустимы для интервьюера? Аргументируйте
свою точку зрения.

5. Зачем нужна
персональная адаптация сценария
интервью? Чем вызвана особая необходимость
адаптации сценария интервью, разработанного
иностранными авторами?

6. Как выполнить
персональную адаптацию сценария
интервью?

___________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Как Нолан пишет сценарии

Видео: Как Нолан пишет сценарии

Содержание

  • Примеры сценария интервью
  • 1- Сценарий журналистского интервью
  • Часть I: презентация интервьюируемого
  • Часть II: вопросы и ответы
  • Часть III: прощание и выводы (по желанию)
  • 2- Сценарий собеседования
  • Часть I: презентация
  • Часть II: академическая подготовка и опыт работы
  • Часть III: закрытие интервью
  • 3- Сценарий исследовательского интервью
  • Часть I: знакомство с интервьюером
  • Часть II: данные интервьюируемого
  • Часть III: исследования
  • Часть IV: закрытие интервью
  • 4- Сценарий интервью для клинической консультации
  • Часть I: сбор данных
  • Часть II: информация о здоровье
  • Часть III: причина консультации
  • Ссылки

А сценарий интервью Это список обсуждаемых вопросов и вопросов, которые интервьюер собирается задать интервьюируемому в указанном разговоре, которые должны дать последовательные ответы в соответствии с целью интервью.

Интервью — это диалог или беседа, которая может иметь место между одним или несколькими людьми на тему, представляющую общий интерес, с целью узнать их мнение по этому поводу, их убеждения и опыт в данной области. Это может быть личная встреча, то есть личная встреча, по телефону или в Интернете.

С другой стороны, в литературном жанре сценарий — это текст, который представляет содержание для определенной цели, то есть это руководство, которое направляет развитие деятельности.

Сценарий интервью может содержать структурированные вопросы, которые уже написаны заранее; полуструктурированные, некоторые из которых уже готовы, но есть возможность задать открытые вопросы; а подробные вопросы, где указана тема, а вопросы являются бесплатными, возникают в соответствии с ответами респондента.

Примеры сценария интервью

Чтобы написать сценарий, необходимо принять во внимание несколько факторов, таких как цель интервью, журналистское ли оно, работа, расследование, клиническая консультация и т. Д.

Также необходимо учитывать количество интервьюируемых, поскольку оно может быть индивидуальным или коллективным, если оно находится в группе.

Что касается формулировки вопросов, необходимо использовать четкий и понятный язык, отвечать цели собеседования, поддерживать логический порядок от общего к частному, включать открытые и описательные вопросы.

1- Сценарий журналистского интервью

Сценарий журналистского интервью должен содержать вопросы, которые журналист задаст интервьюируемому, чтобы через ответы связать его со своими последователями.

Часть I: презентация интервьюируемого

Интервьюируем: _________________, технический директор футбольной команды Los Dinámicos.

Часть II: вопросы и ответы

Как была физическая подготовка игроков?

На чем вы основали встречу в гримерной?

Есть ли жертвы в игре?

Какую подготовку вы пройдете как посетитель?

Есть ли какие-нибудь особые меры для отметки бомбардира?

Будете ли вы продлевать контракты на следующий сезон?

Вы имеете в виду руководство старшей командой?

Какую мечту осуществить в долгосрочной перспективе?

Часть III: прощание и выводы (по желанию)

Спасибо за ваше время, мы с вами и удачи.

2- Сценарий собеседования

Сценарий собеседования позволяет собирать данные, которые должны быть записаны о соискателе, с информацией, которая интересует работодателя, например, личные данные, проведенные исследования, опыт работы и т. Д.

Часть I: презентация

  1. Приветствие и презентация.
  2. Спасибо за участие и пунктуальность.
  3. Заявление о цели интервью.
  4. Личная информация. Проверка их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места рождения, номеров телефонов и т. Д.

Часть II: академическая подготовка и опыт работы

  • Академическая подготовка

Расскажите о своей тренировке, где вы учились?

Какие курсы, семинары, беседы, семинары и т. Д. Вы прошли в связи с работой, к которой стремитесь?

Вы говорите, пишете и понимаете другой язык?

  • Опыт работы

Что ты думаешь о своей профессии?

Что побудило вас заняться этой карьерой?

Можете рассказать о своей предыдущей работе?

Какой из всех переживаний был самым трудным?

Что вы считаете своими способностями и навыками?

Какой была ваша последняя работа и что побудило вас уйти на пенсию?

Вы работали под давлением?

Что ты чувствуешь, когда работаешь в команде?

Что вас привлекает в этой компании, если вы считаете ее своей будущей работой?

Какие пособия по трудоустройству вы считаете важными для себя и своей семьи?

Часть III: закрытие интервью

Если выбрано, когда оно будет доступно?

Вы бы хотели пройти медицинское обследование?

Спасибо за уделенное время, мы с вами свяжемся.

3- Сценарий исследовательского интервью

В области исследования интервью — это инструмент, позволяющий собрать данные по изучаемой теме.

Таким образом, сценарий исследовательского интервью состоит из подготовки вопросов, которые необходимо задать исследуемому населению, чтобы зафиксировать восприятие, мнения, отношения и т. Д., Которые определяют достижение целей указанного исследования.

Часть I: знакомство с интервьюером

Доброе утро, спасибо, что разрешили мне провести этот опрос. Меня зовут: ________________ Я происхожу из: _______________________ Причина моего присутствия — задать вам несколько вопросов, касающихся образовательных потребностей ваших учеников.

Часть II: данные интервьюируемого

как твое полное имя?

По какой специальности?

Как давно ты закончил учебу?

Стаж в учреждении?

Можете ли вы описать функции, которые вы выполняете?

Часть III: исследования

Считаете ли вы, что ваша роль учителя ценится руководящим составом и представителями детей?

Какие аспекты вы принимаете во внимание перед преподаванием в классе?

Считаете ли вы, что развлекательные мероприятия важны для обучения студентов?

Включаете ли вы в свои занятия динамику и игры?

Есть ли у студентов академическая поддержка дома?

Постоянно ли с вами общаются представители?

Можете ли вы описать участие родителей и опекунов в процессе обучения детей?

Какие занятия вы применяете в своих классах, чтобы заинтересовать учащихся?

Считаете ли вы, что постоянное обновление учителей важно?

Как вы думаете, как поддержка представителей влияет на обучение детей?

Часть IV: закрытие интервью

Спасибо за ваше время.

4- Сценарий интервью для клинической консультации

Когда человек впервые приходит на консультацию к врачу, проводится первичное собеседование с серией вопросов, данные которых записываются в медицинскую карту и позволяют узнать историю болезни пациента.

Часть I: сбор данных

Получение личных данных. Подтверждение их имени и фамилии, семейного положения, количества детей, места и даты рождения, номеров телефонов, адреса.

Часть II: информация о здоровье

Ваши родители или родственники страдали или страдали от каких-либо болезней?

У Вас аллергия на какие-либо лекарства?

Вам когда-нибудь делали операцию?

От каких болезней вы страдали раньше?

Какие вакцины вы получили?

Сколько доставок у вас было?

Вы занимаетесь какой-либо физической активностью?

Часть III: причина консультации

Вы приходите на консультацию по поводу дискомфорта, уточните какой?

Не могли бы вы зайти на физическое обследование?

Диагноз врача: ____________________________

Ссылки

  1. Альварес Б., (2015). Потребитель: Собеседование: 20 вопросов и ответы на них. Получено с: consumer.es.
  2. Fábregues, S et al. (2016). Социальные и педагогические методы исследования. Барселона, Редакция УПЦ.
  3. Gil, E et al. (2007). Сценарий первоначального оценочного собеседования в процессе коллективных действий. Получено с scielo.isciii.es.
  4. Интервью. Получено с: deficion.de.
  5. Варгас, И. (2012). Интервью в качественных исследованиях: новые тенденции и вызовы. Коста-Рика, Центр исследований и преподавания в области образования, Национальный университет.

После подготовительного этапа, включающего определение целей интервью, проведение предварительного расследования, назначение встречи и разработку стратегии, можно приступать к интервью. В самом общем смысле — это разговор двух людей или более с целью получения новой информации. Однако не обычный, из череды тех, которые образуют наши повседневные межличностные коммуникации. Интервью — разговор, который строится по определенным правилам профессионального журналистского общения. Протекает оно в вопросно-ответной форме, когда журналист спрашивает, а собеседник отвечает. Поэтому формула успеха заключается в том, насколько профессионально задаются вопросы и как полно на них отвечают.

Однако интервью — это не только умение задавать вопросы. Как и любой другой акт человеческого общения, оно включает иные, не менее важные вербальные компоненты, способствующие успеху коммуникации. С чего начинается разговор двух людей? С произнесения этикетных фраз, открывающих беседу, со слов приветствия. Далее собеседники, особенно если это их первая встреча, должны установить взаимный контакт. Преамбула интервью, как правило, не выходит за рамки этикетного обмена любезностями или нейтрального разговора о погоде. Существуют, однако, и другие способы, облегчающие собеседникам начало разговора. От того, сумеет ли журналист с первых же слов найти подход к своему герою, установить с ним гармоничные, нацеленные на открытый обмен информацией отношения, получить и развить до деталей интересующие сведения, зависит успешный результат интервью.

Далее очень важно найти верный путь развития беседы, выстроить ее так, чтобы ход ваших мыслей был понятен собеседнику, а последовательность вопросов подчинялась главной целевой установке интервью, чтобы в кажущемся хаосе вопросов и ответов четко прослеживался порядок. Интервью нельзя обрывать на полуслове. Вряд ли можно предвидеть, что скажет собеседник в конце беседы, однако опытный интервьюер не забудет завершить ее на нужной ноте, задав последний и вопросы уточняющие, ну и, конечно, произнеся ритуальные слова прощания.

Встреча с собеседником. Приветствие. Журналисты ежедневно встречают новых людей. Здороваются, обмениваются рукопожатиями, разговаривают, прощаются. Опытные репортеры обычно не задумываются, в какой форме произнести слова приветствия, и выбирают нейтральное «Здравствуйте!», дружеское «Привет!»; фамильярное «Здорово!». Тактика приветствия зависит от конкретной ситуации, степени близости с героем, его социального статуса. Конечно, есть идеальные «на все времена», формы приветствия социально и стилистически нейтральные «Здравствуйте!»; «Добрый день!». В большинстве случаев фантазия и творческий подход будут здесь явно неуместны.

Однако слишком холодное и формальное приветствие может послужить сигналом того, что журналист предпочитает держаться от собеседника на определенной дистанции и не хочет преступать барьер формального вопросно-ответного взаимодействия. Чтобы смягчить форму приветствия, в него можно добавить персональное обращение: «Здравствуйте, Михаил (Иванович)!». От того, в каком ключе, официальном или неофициальном, беседа начнется, зависят ее тактика и конечные результаты.

В выборе нужной формы обращения кроются свои «подводные камни». В современной разговорной практике выделяются четыре стилистических уровня обращения:

• официальный — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Михаил Иванович!);

• полуофициальный — по полному имени и на «вы» (Здравствуйте, Михаил!);

• неофициальный — по имени и на «ты» (Здравствуй, Михаил!);

• фамильярный — по краткому имени и на «ты» (Здравствуй, Миша!).

При выборе того или иного стиля обращения — по имени или имени и отчеству, на «ты» или на «вы»

— в первую очередь учитываются, по крайней мере, два фактора: возраст и социальное положение героя. Если собеседник старше, вне зависимости от того, какое место он занимает в общественной иерархии, лучше обращаться к нему по имени, отчеству и на «вы».

Только при условии, что журналист и его герой относятся к одной возрастной группе, в обращении можно использовать лишь имя, однако желательно, чтобы инициатива была проявлена собеседником. Если же вам не было предложено перейти на обращение по имени, а ситуация и контекст беседы к этому располагают; кроме того, собеседник молод, предложите сами сделать это, что, возможно, поможет разрушить неизбежно возникающие в начале разговора барьеры. В детских и молодежных радио- и телепередачах вполне уместно обращаться к собеседнику по имени и на «ты». Но случаются казусы и у взрослых. Известный журналист Урмас Отт попал впросак, обратившись к латышу Марису Лиепе на европейский манер, только по имени. Рижанин Лиепа предпочел, чтобы его называли подчеркнуто вежливо:

«Я решил начать нейтрально, но в то же время и небезопасно, испытать Лиепу и свое интуитивное его ощущение. И хотя сейчас, когда я перечитываю тот первый заданный Лиепе тогда вопрос, мне немного стыдно, я не могу от него отказаться, просто умолчав о нем. Итак, вот первый вопрос, который я задал в ноябре 1986 года Марису Лиепе, когда он по приглашению передачи «Телевизионное знакомство» приехал в свою родную Ригу.

О. Здравствуйте, Марис! Нам очень приятно встретиться с вами именно здесь, в Риге, потому что вы — рижанин. Мы оба прибалты и можем, наверное, говорить друг с другом даже без отчества. Как вы к этому относитесь?

Л. Ну, учитывая, что я основную часть своей жизни прожил в Москве, я, к сожалению, привык к отчествам.

О. Значит, Марис…

Л. Эдуардович…

О. Эдуардович, да…»1.

К сожалению, примеров фамильярного стиля обращения встречается немало как в печатных СМИ, так и в эфире. Особенно грешат этим ведущие FM-радиостанций, часто намеренно подчеркивающие свою приближенность к той или иной звезде шоу-бизнеса. Они объясняют такую манеру нормами общения, принятыми в данной социальной группе. Действительно, в богемной артистической среде принято обращаться друг к другу на «ты» и по имени, часто используются даже клички. Однако манеры героя, которые формируют его имидж, не должны слепо копироваться журналистами. Им следует понимать, что такая сниженная стилистика обращения — плохой вкус и часто выглядит жалкой и неуместной в широком вещании.

Телеведущий Лев Новоженов, обратившись вполне вежливо, по имени и отчеству, в эфире к актрисе Валентине Титовой, получил в ответ длинную отповедь: «Я вас прошу, не называйте меня Валентина Антиповна. У актеров существует имя. Я не знаю, зачем нужна приставка-отчество? С ней очень официально, и ощущение, что сидишь глубоко-глубоко под землей…». — «Но это хороший русский обычай», — робко возразил Новоженов своей визави. «Когда выказывают уважение при встрече, действительно говорят: «Здравствуйте, уважаемый Лев Юрьевич!», но если мы с вами встречаемся на глазах у нашей публики, то, конечно, хочется, чтобы они видели не официальное лицо, а своего близкого человека». Ошибка ведущего заключалась в парадном тоне обращения к собеседнице, которая хотела предстать перед зрителем не официальной дамой, а в обличий «друга семьи».

Преамбула интервью. «Разминка». Коротким и на первый взгляд ничего не значащим разговором в начале интервью вы можете достичь больших результатов, чем в продолжение всей беседы. Но с таким же успехом можно и разрушить поставленные цели. Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор2.

В традициях нашего общения начинать разговор, варьируя общие фразы, устанавливающие дружелюбную атмосферу: «Здравствуйте! Очень приятно с вами познакомиться! Как дела? Какая скверная (прекрасная) погода сегодня!». Таков социальный этикет, с помощью которого люди устанавливают между собой первоначальный контакт и «наводят мосты» для дальнейшего общения.

Журналисты, приступая к разговору, не должны отступать от общепринятых кодов общения, хотя соблазн избежать церемоний и «никчемных» фраз существует всегда, со стороны как вечно спешащего журналиста, так и ньюсмейкера, тоже нередко испытывающего прессинг времени. Конечно, бывают случаи, когда преамбула абсолютно неуместна. Например, во время коротких интервью с событийным поводом или на пресс-конференции. Важно лишь не прозевать случай, когда короткий разговор для установления контакта просто необходим.

В зависимости от целей интервью и особенностей собеседника, журналист может выработать такую тактику общения, в которой ритуал начала разговора будет максимально персонифицирован.

Например, собираясь на интервью к члену парламента, желательно прослушать последние выпуски парламентских новостей, с тем, чтобы вступительные фразы приобрели тот смысл, который по-настоящему заинтересует героя: «Вы были на последнем заседании Думы? Что скажете о выступлении депутата N? Как вы считаете, примут ли завтра закон о естественных монополиях?»

Или, направляясь на встречу с победителем конкурса «Учитель года», можно начать разговор о том, какое впечатление произвела на вас атмосфера, в которую вы попали, переступив порог школы, где он трудится. Можно даже поделиться своими детскими воспоминаниями о школьных годах. Таким образом, вы сразу установите с собеседником контакт, проявив личную заинтересованность. И кто знает, может быть, сам он сразу и приступит к разговору на намеченную тему…

Надо признать, однако, что этот прием невозможно применять в любых условиях и к любому типу собеседников. Встречаются, например, весьма занятые персоны, которые не могут тратить время на «пустячные разговоры». Тот же, кто не настроен на откровенную беседу, может воспользоваться вашей болтовней и «увести» вас в другую сторону.

По реакции собеседника на первое обращение внимательный журналист сразу определит психологическое состояние своего героя: а) в каком он расположении духа; б) спешит он или нет; в) проявляет ли интерес к разговору; г) будет ли вести откровенную беседу или намерен скрывать и дозировать информацию.

Преамбула любого интервью (ее называют на спортивный манер также разминкой) выполняет стратегическую задачу установления контакта между журналистом и собеседником, взаимного поиска «общего языка». Всмотримся более пристально в преамбулу беседы — бессмысленную, казалось бы, болтовню. Если это «разговор ни о чем», то каков его смысл? А если разминка перед сражением — из чего она состоит и какие задачи решает?

По признанию многих журналистов, в начале беседы часто приходится разрушать сформировавшиеся в обществе негативные стереотипы относительно всех журналистов: и «наглые», и «хитрые», и «врут все» — в общем, «все беды от журналистов». Не будем здесь рассуждать о причинах появления такого образа. В данном контексте важно осознать, что подобные стереотипы в некоторых случаях являются серьезным препятствием к общению, особенно когда интервьюируется человек, легко поддающийся внушению и представляющий, как правило, малообразованные, малоимущие или пожилые слои населения. Разрушить негативный стереотип, сформированный под воздействием множества факторов исторического, экономического, политического и социального характера, непросто. Задача интервьюера на первом этапе общения — попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече.

Верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя, причем желательно, чтобы предметом разговора стало увлечение или занятие, вызывающее у человека положительные эмоции. Например, в процессе предварительного исследования вам удалось выяснить, что ваш собеседник — заядлый рыбак. Спросите, какую рыбалку и в какое время года он предпочитает, где последний раз ловил рыбу, хорошим ли был улов. Такое на первый взгляд «бессмысленное», не относящееся к целям и задачам интервью общение на самом деле готовит почву для дальнейшего общения. Оно и отвлекает, и развлекает героя, и помогает снять возникшее от встречи с корреспондентом напряжение, создает спокойные, комфортные условия для старта.

Для того чтобы контакт двух людей состоялся, в начале беседы должна быть сформирована дружелюбная, неагрессивная атмосфера. А значит, и предмет разговора не должен касаться таких потенциально провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т. п. Прекрасно разряжают обстановку шутки, остроумные реплики. Смех вообще объединяет людей, конечно, если он к месту. А вот если с чувством юмора хотя бы у одной из сторон не все в порядке, смех может лишь навредить.

Барьеры и настороженность также хорошо преодолеваются искренним комплиментом. Приятные ощущения от признания заслуг, успехов или достижений свойственны каждому человеку. Однако благоприятный климат общения сформируется с помощью комплимента только при условии, если выраженные собеседнику признания журналиста прозвучат чистосердечно, искренне, не подобострастно.

«Я разделяю вашу позицию по этому вопросу…»;

«Признаюсь, не ожидал от вас такого смелого поступка…»;

«Ваше выступление в парламенте получило большой общественный резонанс…».

При этом следует избегать дежурных фраз типа «Я поклонник вашего таланта…», «Для меня большая честь встретиться с вами…». Намного убедительнее прозвучит такой вариант комплимента: «Ваша последняя работа (спектакль, картина, концерт) произвела на меня большое впечатление, я хотел бы подробнее поговорить о ней…». Или такая взвешенная, сбалансированная похвала: «Ваша последняя работа произвела на меня глубокое впечатление, но у многих она вызвала весьма противоречивые оценки. Хотелось бы поговорить о ней подробнее…». Созданию доверительной атмосферы могут способствовать общие интересы или знакомые (подтасовки и вымыслы исключаются).

«Вы помните N? Он работал с вами в отделе новостей» —

«Правда! А вы его откуда знаете? Он был прекрасный репортер!».

«Я знаю вашу сестру — мы встречались часто в одном доме». —

«Надо же, как мир тесен! Да, я часто от нее слышал, что там собирались интересные люди…».

«Говорят, вы только что вернулись из путешествия по Уралу. А я с семьей там отдыхаю каждый год. Где вы были?».

После такой «разминки» можно считать, что вас с собеседником не разделяют непреодолимые барьеры непонимания, вы уже почти знакомы, почти сроднились, у вас уже есть общие интересы. Это сразу упрощает дальнейший разговор, даже если будут затронуты серьезные и не очень приятные для противоположной стороны темы.

Кстати, самым беспроигрышным для «разрядки напряженности» является разговор о домашних животных — собаках, кошках и прочей живности. В них, как правило, хозяева души не чают.

Конечно, заранее продумать, о чем говорить при встрече, очень сложно, можно лишь «завязать узелки», когда изучаете досье своего героя (ага, у него только что родилась внучка; он любит нырять с аквалангом; у него любимый кот и т. д.). Опытные журналисты, как уже сказано, обычно импровизируют. Помогают им в этом наблюдательность и «наметанный глаз» на детали интерьера, стиль одежды, особенности поведения. Интервью с композитором Родионом Щедриным Урмас Отт начал с вопроса… о мебели. Журналист-эстонец заметил, что мебель в кабинете у Щедрина стояла эстонская. Так и потянулась нить беседы…

«В тот момент, когда я заходил в кабинет, я понял, с чего можно начать беседу. У меня почти никогда нет четкой схемы разговора, поэтому я использую любую деталь, которую предлагает мне ситуация. Слава Богу, подумал я, все в порядке. Я был в этом абсолютно уверен еще до того, как получил позволение начинать.

О. Хотя я впервые в вашем кабинете, я чувствую себя хорошо, потому что у вас здесь везде эстонская мебель. Вы знаете об этом?

Щ. Да, я об этом осведомлен, что мебель эстонская. И думаю, что ни для кого не секрет, что именно эстонская мебель считается у нас самой качественной. Поэтому наш Союз композиторов оснащен первоклассной мебелью.

Я уверен, что Щедрин мог ожидать чего угодно, только не такого начала. Я получил то, чего хотел, — обычная перед каждой передачей напряженность спала, причем без затрат времени и сил. Теперь задаю заготовленный дома вопрос»3.

Итак, вот основные правила «разминки» перед интервью:

• В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.

• Придерживаться нейтральных, приятных собеседнику тем. Предмет разговора не должен касаться потенциально таких провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т. п.

• Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.

• Не фокусировать разговор на собственной персоне, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

• Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

• Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.

• Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения — оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее.

Первое впечатление формируется у собеседника не только от произнесенных вами первых фраз, но и от того, какое впечатление производит ваш внешний вид. Этот вопрос почему-то очень волнует молодых журналистов, поэтому мы остановимся на нем подробнее в главе, посвященной особенностям невербального общения. Пока же ограничимся общим советом: продумывая свой костюм для интервью, учитывайте возраст и профессию своего героя. Не надевайте коротких юбок на интервью к священнику. Вряд ли уместен строгий деловой костюм на встрече с известным шоуменом.

Стратегия и тактика интервью. Все это желательно продумать заранее, на этапе подготовки, параллельно или после составления вопросника. В стратегические задачи интервью входит создание определенных условий коммуникации, способствующих достижению целей интервьюера при наиболее полной информационной отдаче интервьюируемого. Следует помнить, что информационные цели журналиста не всегда совпадают с информационными намерениями собеседника, в результате чего могут появиться признаки вольного или невольного сокрытия, сдерживания сведений или манипулирования ими. В этой связи стратегическая разработка интервью приобретает особый смысл. Не менее важно продумать стратегию развития беседы и для ситуации, когда налицо совпадение целей журналиста и намерений собеседника. Но даже при удачном стечении обстоятельств не всегда оказываются достигнутыми цели беседы, и удается выполнить задуманное. Однако и в том, и в другом случае ответственность за выполнение информационных задач интервью несет журналист, а не его собеседник.

В рамках данного пособия не представляется возможным разобрать все варианты развития интервью — их на самом деле столько же, сколько конкретных случаев профессиональных контактов журналистов ради получения информации. Тактически все они уникальны и неповторимы, как сами жизненные ситуации и люди, к которым журналист идет на встречу. Однако такая тактическая оригинальность каждого отдельного интервью опирается на несколько основных стратегических принципов, общих для всех интервью и применимых для каждого случая в отдельности. Рассмотрим основные стратегические принципы интервью.

«Подобрать ключ». Это может показаться профессиональной банальностью: удача или провал интервью зависят от того, нашел ли журналист подход к своему собеседнику, сумел ли «подобрать ключ» к нему. Журналисты еще говорят: надо «почувствовать собеседника», «настроиться на его волну», «попасть в его систему координат». Тогда, утверждают они, и выйдет толк.

Надо сказать, что поиск «ключика» к собеседнику есть отправной принцип любого акта коммуникации. Известно также: чтобы состоялся контакт двух сторон (коммуникатора и реципиента, т. е. отправителя и получателя сообщения), необходимо совпадение их кодов общения, в том числе социальных (кодов поколений, социальных слоев). Ну и как минимум должен быть один и тот же язык — русский, английский, французский или какой-либо другой. При несовпадении языковых кодов, когда хотя бы один из участников не владеет языком другого, в диалог должен вступить посредник-переводчик, знающий оба языка. Общение в этом случае опосредуется третьим лицом, и, следовательно, контакт установить сложнее.

Однако общность языковых кодов участников коммуникационного процесса — еще не главный фактор успеха. В интервью нахождение подходов, «ключей» к герою значит больше, чем только понимание собеседниками речи друг друга. Иногда даже опытных журналистов подводит их чутье. Урмас Отт признался, что так и не сумел «подобрать ключ» к Евгению Евстигнееву. Журналисту помешал сложившийся экранный стереотип этого актера, который, как выяснилось, вовсе не совпадает с его собственной натурой.

«Шарму звезды вовсе не всегда сопутствует чисто человеческий шарм. Человек может быть в своей профессии невероятно интересен, и это становится стереотипом, который закрепляет телеэкран. И совсем другим он может оказаться при случайной встрече, так сказать, вне его профессии… Думаю, примерно так и случилось с Евгением Евстигнеевым, который, к испугу зрителей, оказался вовсе не тем, за кого мы его привыкли принимать по его актерской работе. Конечно, это лишь моя попытка объяснить случившееся наиболее удобным для меня способом. Дело может быть и просто в том, что мне не удалось подобрать ключик к Евгению Александровичу. На самом деле я не очень старался его найти, поскольку верил, что он у меня все время в кармане. И я сотни раз видел его на экране, и я был покорен его талантом, и мне казалось, что в общении он должен быть таким же щедрым, каким мне показывал его экран. Конечно, когда все пошло не так, как я рассчитывал, я потерял голову»4.

Несмотря на самые лучшие намерения журналиста, на все его усилия понравиться своему герою, оказывается, что ко многим людям не так-то просто найти подход. Вплоть до конца интервью они оказываются неприступными и черствыми в своих реакциях. Причин может быть множество: и нежелание делиться информацией, и неудачи предшествующего опыта общения с журналистами, и отсутствие симпатии, доверия к данному интервьюеру, да и просто «вредность», подозрительность натуры.

«Крепкими орешками» слывут официальные лица, а также их представители — пресс-секретари или чиновники из отделов по связям с общественностью. Природа их взаимоотношений с работниками прессы конфронтационна в принципе: одна сторона призвана стоять на страже общественных интересов, другая — защищать интересы своего ведомства, корпорации или группы влияния.

Взаимная нелюбовь и настороженность нередко заранее формируют предвзятость и необъективность обеих сторон, в результате чего в общении появляется налет агрессивности. Однако агрессивным подходом журналисту вряд ли удастся достичь поставленных целей. Более того, агрессивность «по цепочке» может перейти к собеседнику, вызвать резко негативную реакцию. Что в итоге? В лучшем случае — минимум информации, в худшем — вас просто выставят за дверь, и тогда можно поставить крест на этом источнике.

Агрессивности противопоставляют настойчивость как наиболее приемлемый способ общения с неподатливыми собеседниками. В отличие от агрессивности она подразумевает уважение и к собственной персоне, и к личности собеседника. Настойчивый, напористый журналист не рубит сплеча, не «выжимает» информацию, а подводит собеседника к ответам на интересующие его вопросы мягко, но уверенно, осторожно, но твердо. В то время как «агрессивный» корреспондент учитывает лишь потребности одной стороны в ущерб правам и свободам другой, «настойчивый» уважает права и мотивы ответчика.

Однако и настойчивость как выбранный вариант информационной стратегии не всегда гарантирует нужную реакцию собеседника. Журналист должен быть готов к отказу в предоставлении сведений. Не стоит при этом делать поспешных выводов типа «Этот чиновник недолюбливает прессу, поэтому ничего не скажет». Лучше задать себе вопрос: кто несет ответственность за неудачную попытку доступа к информации — я или мой герой?

Выбор амплуа. Журналист разрабатывает стратегию беседы с помощью своих ролевых функций. Вопрос, должен ли он быть лицедеем, меняя роли, как актер, в зависимости от характера собеседника, уровня поставленных задач и обстоятельств беседы, всегда вызывал споры. Они, по сути, сводятся к двум противоположным точкам зрения. Одна группа экспертов в области интервью говорит: «Будьте естественными, любое выбранное вами амплуа лишь погубит дело». Другая, наоборот, видит в правильном выборе своего амплуа залог профессионального успеха. В зависимости от обстоятельств журналист может надеть маску «холодные уши», «молодой цыган» и т. д. Все ролевые амплуа, по мнению сторонников этой теории, продиктованы разнообразными ситуациями общения, характером и психологическим состоянием собеседника и журналиста, которые зависят от многих факторов. Например, «молодого цыгана» примут в богемных кругах и отвергнут там, где большую роль играют структурно-иерархические связи, к примеру, в госаппарате.

И все же большинство журналистов сочетают в работе оба принципа — и «натуральный», и «ролевой». Они, как правило, ведут себя естественно, но надевают различные маски, когда того требуют обстоятельства. Так и в повседневной жизни: родитель в воспитательных целях может либо надеть маску требовательного учителя, либо выступить в роли «заботливой курицы», когда ребенок заболел. Единственным и необходимым условием того, чтобы партнер (ребенок или интервьюируемый) поверил вам, является честная игра. Тогда обвинения в манипуляции, которые часто предъявляют журналистам- «игрокам», будут беспочвенны. Кроме того, лживые или неискренние маски, использованные журналистом («закадычного друга» в ситуации недружеских отношений или «исповедника», когда собеседник не намерен откровенничать), лишь добавят настороженности в непростые и без того отношения. Поэтому в беседе с собеседником, чьи взгляды вы не разделяете, лучше придерживаться нейтралитета. Это вовсе не значит, что журналист должен поддакивать человеку с фашистскими или расистскими убеждениями, оправдывать наклонности убийцы или насильника. Напротив, его позиция в разговоре должна быть непременно озвучена, но без эмоций, а просто как иная точка зрения.

Логика, хронология или импровизация. Планируя очередное интервью, журналисты, как правило, много внимания уделяют семантической составляющей своих вопросов, их смысловому наполнению. Действительно, от того, что вы спросите у собеседника, во многом зависит то, что он ответит. Но не все. Не менее важным и стратегически значимым компонентом интервью является правильно выбранная последовательность задаваемых вопросов. Установить нужный порядок в перечне вопросов — задача, которую журналист должен решать в каждом отдельном случае. Конечно, сценарных разработок интервью может быть безгранично много, как беспредельно разнообразны события, человеческие судьбы и связанные с ними истории. Но все же и здесь просматриваются закономерности, позволяющие выбрать оптимальную тактику в бесконечном, казалось бы, разнообразии ситуаций.

По большому счету все журналистские истории можно разделить на три типовых. В основе первой лежат события, второй — предметы общественного обсуждения, третьей — личность собеседника. Концептуальное их различие заключается в том, что истории первого типа развиваются по законам времени, а принцип их подачи — хронологический; второго — по законам разума, и в них принципиальное значение приобретают логика, следование ее законам, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий; истории третьего типа, связанные с «человеческим фактором», разворачиваются в интуитивно-импровизационном ключе. Конечно, бывают истории смешанного плана, когда событие, к примеру, рассматривается не только как последовательность каких-либо сюжетов, но и как цепочка причинно-следственных связей. Так, в освещении гибели подводной лодки «Курск» параллельно с хронологическим принципом подачи материалов велась и логическая работа журналистов, а с помощью экспертов осуществлялся анализ причин случившейся трагедии.

Хронологический, логический, интуитивно-импровизационный принципы лежат также в основе трех подходов к разработке сценария интервью. Хронологический принцип реализуется, если журналиста интересует, как разворачивалась во времени история, свидетелем или очевидцем которой был его собеседник. Логический — когда предметами обсуждения являются общественная проблема, конфликт интересов или ситуации, связанные с драмами человеческих взаимоотношений. Импровизация подходит больше, если в центре внимания журналиста находится человеческий характер, с его психологическими особенностями и неповторимой индивидуальностью. Существуют три стратегических принципа последовательности задаваемых вопросов — хронологический, логический, импровизационный. В первом случае в центре внимания — события; во втором — предметы общественного обсуждения; в третьем — человеческий характер.

Не менее важно выстроить список задаваемых вопросов по значению. Большинство журналистов придерживаются нестрогих правил планирования интервью.

• Преамбула интервью, или «разминка», — это разговор для «наведения мостов», его тема может и не перекликаться с основной задачей интервью.

• В начале интервью задаются нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы. Однако, если вы предполагаете, что ваш герой будет стремиться уйти от ответа, можно пойти на маленькую хитрость, например расширить тематическое поле беседы.

• Далее можно приступать к основным вопросам. Заинтересовать собеседника, заставить его «шевелить мозгами» — цель любого интервьюера, с кем бы и по какому бы поводу он ни говорил.

Интересный вопрос — это и подарок интервьюируемому: он, как палочка-выручалочка, выведет его на хороший ответ. При этом интересный вопрос — очень индивидуальное понятие. То, что покажется нестандартным одному герою, на другого навеет скуку.

Известного телеведущего Владислава Флярковского вопрос студентки журфака заинтересовал лишь потому, что никто его о подобном не спрашивал. А ведь ничего оригинального в нем не было:

— Какие качества вы больше всего цените в человеке?

— Мне 42 года, но вы первая, кто задает этот вопрос. Приятно.

Я никогда не думал, что мне ценнее всего… Веселость, открытость… Вы знаете, я бы сказал — порядочность, но само слово «порядочный» — это не точное определение того, что ты имеешь в виду. Каждый понимает по-своему. Я подразумеваю человека, который не врет, не предает, отзывчив, надежен…5

• Самый главный вопрос, ради которого интервью и затевалось, стоит припасти напоследок. Жесткие или неприятные для героя вопросы никогда не задаются в начале разговора.

• Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью — хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

Составляя вопросы и разрабатывая сценарий интервью, не стоит забывать, что главная роль в нем принадлежит вовсе не журналисту, а его собеседнику. Именно он является основным коммуникатором, в его распоряжении информация, и в принципе он волен поступать с ней как угодно. Журналист же, как это ни обидно звучит, является лишь транслятором, передаточным звеном между своим собеседником и обществом. Эта банальная мысль на практике нередко забывается, и в центре разговора часто оказывается не информатор, а журналист. Беседа в итоге концентрируется не на ответах, а на вопросах, которым придается большее значение, чем информации как таковой. Такой осознанный или неосознанный журналистский эгоцентризм ведет к профессиональной «глухоте», неумению слушать, когда задаваемые вопросы не вытекают из ответов, а собеседник оказывается на информационном поле пассивным игроком.

Стратегический принцип интервью — пробуждение активности собеседника и поддержание ее точной реакцией журналиста на ответы.


Секреты идеального интервью. Как подготовиться к интервью. Советы эксперта | Prosto.Film

Видео: Секреты идеального интервью. Как подготовиться к интервью. Советы эксперта | Prosto.Film

Содержание

  • Что такое сценарий интервью?
  • Структура сценария интервью
  • Идентификационные данные интервью
  • Идентификационные данные опрашиваемого
  • Батарея вопросов
  • Как написать сценарий интервью?
  • Шаг 1
  • Шаг 2
  • Шаг 3
  • Шаг 4
  • Шаг 5
  • Идентификационные данные интервью
  • Идентификационные данные опрашиваемого
  • Батарея вопросов
  • Примеры
  • Сценарий интервью с мексиканским исследователем
  • Идентификационные данные интервью
  • Идентификационные данные опрашиваемого
  • Батарея вопросов
  • Сценарий интервью о COVID-19
  • Идентификационные данные интервью
  • Идентификационные данные опрашиваемого
  • Батарея вопросов
  • Сценарий интервью в социальных сетях
  • Идентификационные данные интервью
  • Идентификационные данные опрашиваемого
  • Батарея вопросов
  • Сценарий интервью об аборте
  • Идентификационные данные интервью
  • Идентификационные данные опрашиваемого
  • Батарея вопросов

Сценарий интервью помогает интервьюеру задать правильные вопросы, хорошо провести собеседование и сэкономить время.

Что такое сценарий интервью?

Сценарий интервью — это в основном список тем и вопросов, которые интервьюер намеревается задать своему собеседнику. Они могут быть очень полезны независимо от жанра интервью, будь то рабочее, журналистское или журналистское расследование.

Кроме того, сценарии интервью можно использовать в любых обстоятельствах, будь то интервью для радио, телевидения, для компании, для газеты или журнала.

Использование сценариев интервью происходит в основном в структурированных интервью. Это тип интервью, в котором вы заранее знаете, какую информацию хотите собрать, и где интервьюер ограничивается только соблюдением установленного порядка вопросов.

Кроме того, сценарии интервью используются для полуструктурированных интервью, которые похожи на структурированные интервью, хотя интервьюер может задавать вопросы, которых нет в сценарии.

Структура сценария интервью

Сценарий интервью должен содержать следующие три раздела:

Идентификационные данные интервью

В этом разделе просто будут размещены данные для идентификации интервью, в котором можно найти следующее:

  • День собеседования
  • Время собеседования
  • Продолжительность собеседования
  • Место, где проводилось интервью

Идентификационные данные опрашиваемого

Затем помещается раздел с соответствующей информацией о человеке, с которым будет проводиться собеседование. Некоторые из этих данных могут быть следующими:

  • Имя
  • Возраст
  • Место рождения
  • Город, в котором вы сейчас живете
  • Профессия
  • Семейное положение

Батарея вопросов

Последний раздел является наиболее важным в сценарии интервью, это сектор, в котором размещены все вопросы, которые вы хотите задать интервьюируемому. Поскольку это руководство, важно, чтобы вопросы были не слишком длинными и были хорошо написаны.

Если интервью носит структурированный характер, вопросы будут задаваться в заранее установленном порядке, которому интервьюер должен следовать без отклонений.

Для полуструктурированного интервью в сценарии будут некоторые общие вопросы, чтобы интервьюер мог ими руководствоваться, и таким образом не забудьте проконсультироваться по любой интересующей теме. Однако порядок, в котором были заданы вопросы, может не соблюдаться.

Как написать сценарий интервью?

Чтобы подготовить сценарий интервью, необходимо выполнить ряд шагов, которые будут описаны ниже. Для практических целей в качестве примера объяснения каждого шага будет взято интервью с Лионелем Месси.

Шаг 1

Первым шагом в разработке сценария интервью является выбор темы для исследования и человека или персонажа для интервью.

Например, собеседование будет проводиться с Лионелем Месси, и его основная тема или цель — узнать, собирается ли он продлить свой контракт с «Барселоной», когда он закончится.

Шаг 2

Затем вы должны исследовать и попытаться узнать все о предмете и человеке, с которым будет проводиться интервью. Таким образом, вы получите обширные знания по предмету, которые позже помогут сформулировать более точные вопросы.

Например, прочитайте все последние новости о контракте Месси и посмотрите видео интервью, проведенных сегодня, которые затрагивают эту тему. Кроме того, изучите все, что связано с Месси, например, место его рождения, где он в настоящее время живет, количество детей и полученные титулы, а также другие данные.

Шаг 3

Когда у вас есть информация о теме и персонаже, вы переходите к написанию целей, которых вы хотите достичь, с помощью вопросов.

Например, основной целью интервью с Месси было бы:

  • Собираетесь ли вы продлить контракт с Fútbol Club Barcelona?

Шаг 4

Затем мы приступаем к написанию всех вопросов, которые будут заданы на собеседовании. Это зависит, с одной стороны, от количества времени, доступного для проведения интервью, а, с другой стороны, от типа интервью.

Если это структурированное интервью, вопросы должны быть точными и располагаться в определенном порядке, имеющем определенную логику.

Если это полуструктурированное интервью, вы можете разместить открытые вопросы или триггеры тем, которые относятся к темам, которые вы хотите обсудить.

В обоих случаях тоника вопросов должна иметь вначале более общий характер, чтобы интервьюируемый чувствовал себя комфортно, а затем направлять его к цели интервью.

Например, в случае интервью с Месси будет проведено полуструктурированное интервью, поэтому вопросы могут быть такими:

  • Как вы провели каникулы?
  • Как все остальное пришло к вам?
  • Как вы себя чувствовали в прошлом сезоне?
  • Как ты себя чувствуешь до конца сезона?
  • Какие цели вы ставите перед собой в клубе?
  • Собираетесь ли вы продлить контракт с Fútbol Club Barcelona?

Шаг 5

На последнем этапе мы приступаем к созданию сценария интервью, размещая идентификационные данные интервью вверху. Затем — идентификационные данные опрашиваемого. И, наконец, батарея вопросов.

Например:

Идентификационные данные интервью

  • Дата интервью: 9 января 2021 г.
  • Время интервью: 10:35.
  • Место проведения интервью: Кастельдефельс, Испания.

Идентификационные данные опрашиваемого

  • Имя: Лионель Месси
  • Возраст: 33 года
  • Место происхождения: Росарио, Аргентина.
  • Город, в котором вы сейчас живете. Кастельдефельс, Испания
  • Профессия: футболист.
  • Семейное положение: женат

Батарея вопросов

  • Как вы провели каникулы?
  • Как все остальное пришло к вам?
  • Как вы себя чувствовали в прошлом сезоне?
  • Как ты себя чувствуешь до конца сезона?
  • Какие цели вы ставите перед собой в клубе?
  • Собираетесь ли вы продлить контракт с Fútbol Club Barcelona?

Примеры

Ниже приведены краткие примеры сценариев интервью:

Сценарий интервью с мексиканским исследователем

Следующий пример — сценарий интервью о загрязнении, проведенного с мексиканским исследователем.

Идентификационные данные интервью

  • День собеседования: 10 декабря 2020 г.
  • Время интервью: 15:50.
  • Место проведения интервью: Мехико, Мексика.

Идентификационные данные опрашиваемого

  • Имя: Карлос Сапата
  • Возраст: 39 лет
  • Место происхождения: Мехико, Мексика.
  • Профессия: исследователь.

Батарея вопросов

  • Каковы наиболее серьезные проблемы загрязнения в Мексике?
  • Какие меры принимаются для снижения уровня загрязнения?
  • Как применять эти меры?
  • Какие изменения, как ожидается, вызовут эти меры по охране окружающей среды?

Сценарий интервью о COVID-19

Следующий пример — это сценарий интервью о COVID-19, которое проводится с испанским врачом.

Идентификационные данные интервью

  • Дата интервью: 5 января 2021 г.
  • Время интервью: 18:45.
  • Место проведения интервью: Мадрид, Испания.

Идентификационные данные опрашиваемого

  • Имя: Мария Антония Гонсалес
  • Возраст: 45 лет
  • Место происхождения: Бадахос, Испания.
  • Профессия: врач.

Батарея вопросов

  • Какова текущая ситуация с COVID-19 на территории Испании?
  • Какова загруженность коек в больницах Мадрида?
  • К какому сроку предполагается, что все население будет вакцинировано?

Сценарий интервью в социальных сетях

Следующий пример — сценарий интервью о социальных сетях с аргентинским психологом.

Идентификационные данные интервью

  • День собеседования: 21 октября 2020 г.
  • Время интервью: 8:50.
  • Место проведения интервью: Буэнос-Айрес, Аргентина.

Идентификационные данные опрашиваемого

  • Имя: Диего Хименес.
  • Возраст: 47 лет
  • Место происхождения: Кордова, Аргентина.
  • Профессия: психолог.

Батарея вопросов

  • Почему молодые люди проводят так много времени в социальных сетях?
  • Как социальные сети влияют на молодежь?
  • В чем опасность социальных сетей?

Сценарий интервью об аборте

Следующий пример — сценарий интервью об аборте, проведенного с чилийским врачом.

Идентификационные данные интервью

  • День собеседования: 29 ноября 2020 г.
  • Время интервью: 13:20.
  • Место проведения интервью: Сантьяго-де-Чили, Чили.

Идентификационные данные опрашиваемого

  • Имя: Лаутаро Вега
  • Возраст: 53 года
  • Место происхождения: Сантьяго-де-Чили, Чили.
  • Профессия: врач.

Батарея вопросов

  • Каковы основные причины аборта?
  • До какого срока беременности можно делать аборт с низким риском?
  • Какие осложнения могут возникнуть во время аборта?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сочельник церковный праздник
  • Сообщение про праздники буддизма
  • Составить приглашение на праздник на английском
  • Сочинение на тему ваш любимый праздник
  • Составление сценария игровой программы