Организация работы совета профилактики в школе
Веселова Анна Иосифовна
Социальный педагог
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 78
Калининского района Санкт-Петербурга
Прежде, чем говорить о Совете профилактики, давайте решим, что мы понимает под этим понятием. Проект ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», внесенный на рассмотрение Правительством Российской Федерации и впервые опубликованный 16 августа 2011 г., трактует понятие профилактики правонарушений, как «меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств».
Организация работы Совета профилактики в школе на сегодняшний день одна из наиболее востребованных и пропагандируемых форм работы. К сожалению, у нас в Санкт-Петербурге на уровне города не решен вопрос о единообразии работы данного органа школьного самоуправления, а посему единообразия в документации и организации работы данного Совета в школах города нет. Для примера в Москве данное положение прописано в приложении к приказу Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 года № 265.
Давайте еще раз вспомним, на основании каких нормативных документов создается и функционирует Совет профилактики.
В каждом Положении документы располагаются в порядке подчиненности
Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ;
затем идут федеральные законы:
- ФЗ № 120-99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- ФЗ № 124-98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ № 3266 -92 г. «Об образовании»
Ведомственные приказы и положения, а так же законодательные, нормативные и правовые акты субъекта РФ.
- Уставом общеобразовательного учреждения, постановлениями и
- Положением «О Совете профилактики».
Совет действует на основе принципов гуманности, демократичности и конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред несовершеннолетнему. Совет профилактики призван координировать действие педагогического коллектива с работой других субъектов профилактики правонарушений, работающих с детьми и подростками.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению. (см проект ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»).
Главные задачи Совета профилактики
- разработка и осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающегося;
- изучение психолого -медико-педагогических особенностей личности учащегося и условий его жизни;
- выявление причин и условий, способствовавших совершению учащимся проступков и противоправных деяний, а также принятию мер к их устранению;
- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении у учащихся и своевременное оказание им социальной помощи.
- оказание поддержки семье и взаимодействие с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
К основным направлениям деятельности Совета относятся:
- просвещение – формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- профилактика – реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков, входящих в Программу профилактики; предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; постановка учащихся на учет в ОДН, ВШК и снятие с учета; постановка на учет неблагополучных семей;
- диагностика – углубленное социально-психолого-педагогическое изучение проблемных детей и неблагополучных семей на протяжении всего периода обучения ребенка в школе; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, воспитании и социальной адаптации;
- консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования;
- коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности учащегося, осуществляемое на основе совместной деятельности специалистов Совета и других компетентных лиц;
анализ – изучение результатов работы Совета.
Состав Совета профилактики.
Состав Совета формируется директором школы и утверждается приказом. Совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов совета. Членами Совета могут быть заместители директора, классные руководители, педагоги, социальные педагоги, психологи, представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, представители органов внутренних дел и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом в каждом учебном заведении имеется своя «изюминка», так например, в Совет могут входить представители такого общественного подразделения, как «Совет отцов» или члены «Бабушкиного Комитета». Численность состава Совета составляет от 5 до 12 представителей. Порядок реорганизации и ликвидации, утверждение персонального состава определяются администрацией учебного заведения.
Порядок работы Совета
Совет совместно с администрацией ОУ разрабатывает план профилактики и организует его реализацию. Рассматривает и утверждает планы по направлениям работы, вносит свои коррективы и осуществляет контроль за их исполнением. Получает информацию о случаях проявления конфликтного, негативного и криминального характера в поведении обучающихся, негативного влияния на них родителей или других лиц, сообщения из правоохранительных органов, КДН, органов здравоохранения. А затем организует проверку полученных сведений, принимает меры для нормализации конфликтных ситуаций, примирения сторон или поручает провести проверку и подготовить заключение о постановке учащегося на ВШК и на учет ОДН. Выносит решения о постановке или снятии с ВШК, а также ходатайствует о снятии с учета в ОДН. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. Заседание Совета в течение трех дней со дня его проведения оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем Совета. Протоколы заседаний Совета номеруются с начала учебного года и хранятся у председателя Совета в сейфе вместе с картотекой, состоящих на ВШК.
Конечно, один из самых спорных вопросов по данной теме- как часто проводятся заседания Совета. Мое мнение- 1 раз в 2 месяца (конечно, необходимо учитывать контингент учебного заведения), количество лиц, состоящих на внутришкольном контроле.
На ВШК могут быть поставлены учащиеся:
- Употребляющие психоактивные вещества;
- Состоящие на учете в ОДН, КДНиЗП за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
- Безнадзорные или беспризорные;
- Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- Систематически опаздывающие и пропускающие занятия без уважительной причины (15 — 30% учебного времени);
- Безответственно относящиеся к учебе (систематическое невыполнение домашнего задания, неуспеваемость, повторный год обучения);
Подтверждение основания постановки на ВШК:
- Сообщение из РНК;
- Сообщение из ОДН, постановление КДНиЗП;
- Сообщение из органов опеки и попечительства;
- Решение педагогического совета ОУ;
- Решение Совета профилактики, основанное на служебных записках учителей, классного руководителя.
О дате, времени и месте проведения заседания Совета Профилактики приглашенные законные представители и несовершеннолетние уведомляются письменно я не позднее чем за 3 дня. В приглашении указывается причина вызова на ВШК. На заседание ВШК могут быть приглашены представители субъектов профилактики , проводящих работу с указанным учащимся или его семьей.
В день заседания секретарь обеспечивает членов Совета необходимыми материалами (сообщения, постановления и т.д.), нормативными документами. В случае рассмотрения материала впервые, необходимо письменно предупредить учащегося и его законного представителя о постановке на ВШК (если такое решение будет принято). В ходе рассмотрения материала, ведется протокол беседы, а по итогам рассмотрения озвучивается совместно принятое решение.
Хочу озвучить свое мнение по поводу рассмотрения вопроса о постановке на контроль. Внутришкольный контроль- не панацея, лучше от этого ребенок не будет, а провести ряд таких мероприятий, как
- изучение личности с помощью классного руководителя;
- работа с психологом;
- выявление интересов и организация досуга;
- организация работы силами службы социальной помощи семье и детям района;
- привлечение к работе в волонтерском движении школы;
- посещение по месту жительства;
- доверительные беседы с друзьями и одноклассниками;
- беседы с родителями;
- оказание помощи в устранении пробелов в знаниях по отдельным предметам;
- повышение уровня самооценки.
Как правило, после такого комплекса мероприятий устраняются условия совершения правонарушения и зачастую отпадает необходимость рассмотрения вопроса на заседании СП. В то же время обязательны к рассмотрению сообщения из РНК, ОДН, постановление КДНиЗП, и в этих случаях социальный педагог сообщает уже о проделанной ( если учащийся уже попадал в поле зрения службы сопровождения) работе и предлагает свои меры по стабилизации положения.
К сожалению, современное делопроизводство по-прежнему ( если и не в большей степени) бюрократично, поэтому мною разработаны бланки для облегчения организации работы социального педагога ( см. приложение).
Снятие учащихся с ВШК происходит при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года) положительных тенденций в их учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими так же по решению Совета профилактики, о чем учащийся и его законный представитель так же уведомляются письменно.
|
|
#дтдрядом Контентная фильтрация и документы, регламентирующие работу в сети Интернет |
автор: Тутаева Лилия Васильевна
старший воспитатель МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №60” АГО
Сценарий педагогического совета «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Сценарий педагогического совета
«ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Цель: стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность воспитателей и специалистов в работе по обучению детей правилам безопасного поведения.
Категория: данный материал расчитан на педагогических работников дошкольной образовательной организации.
№ слайда | Ход педагогического совета |
|
Добрый день, коллеги! Сегодня мы будем говорить о детском травматизме. Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость. |
|
Основные черты, характеризующие детский травматизм – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.
В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях. |
|
Практическая работа с педагогами «Причины возникновения несчастных случаев с воспитанниками».
Цель: выявить причины, способствующие получению ребенком той или иной травмы. Ход: Педагоги делятся на 2 подгруппы, совместно обсуждают причины детского травматизма. 1 подгруппа описывает причины травматизма в быту. 2 подгруппа – причины травматизма в ДОО. |
|
Обратимся к статистике:
1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным специальным составом; 2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке; |
|
3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы. |
|
Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации. Ранний возраст – травмирование в силу возрастной неуклюжести. Младший, средний возраст – наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши… Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладелиО основным местом происшествия становится двор или прогулочный участок. В зимний период травматизм обусловлен погодными условиями. Наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях. |
|
Работа по предупреждению детского травматизма, прежде всего, должна быть направлена на тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)
Практическая работа с педагогами «Основные профилактические мероприятия в соответствии с сезонностью». Цель: выявить направления профилактической работы в различные периоды (осенне-зимний, весенне-летний). Вывод: Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных: 1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их. 2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка. |
|
Система профилактики детского травматизма в детском саду предусматривает:
1. Четкое выполнение требований безопасности к оснащению территории детского сада:
|
|
|
|
|
|
Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:
1.Инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности; 2. Целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада; 3. Систематическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма 4. Обучение педагогического состава оказанию первой медицинской помощи. Профилактические мероприятия с дошкольниками. Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Для реализации данной задачи в работе учреждения с целью систематизиции работы по таким направлениям, разработан методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения. Данный комплекс включает 61 инструкцию-беседу с детьми по различным ситуациям. Так же прилагается график периодичности проведения данных бесед. |
|
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить ребенка прежде всего в семье. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Практическая работа с педагогами «Формы работы с родителями по профилактике травматизма» Цель: определить наиболее эффективные формы работы с родителями (законными представителями) по профилактике детского травматизма. С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
|
|
Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
|
|
Рассмотрим порядок действия воспитателя при возникновении несчастного случая. Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:
Обратите внимание! Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи. |
|
Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:
Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям. |
|
Уважаемые педагоги! Наш педсовет заканчивает свою работу. Я благодарю вас за участие в работе. |
Список используемой литературы
- Богоявленский М.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. – Л., 1985.
- Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // “Педиатрия”-1991. №1
- Интернет-портал ИНФОУРОК https://infourok.ru/
- Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 1997
Проблема помощи детям и подросткам с
отклоняющимся поведением обозначена в нашем
обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е
преступление совершает подросток.
Особое внимание обращает на себя возрастающее
число обучающихся с патологией репродуктивной
системы, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи. Характерной
особенностью последнего десятилетия является
рост числа социально-обусловленных заболеваний
среди подростков (токсикомания, табакокурение,
алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов,
негативно влияющих на развитие и поведение детей
и подростков, как внешних, так и внутренних,
много. Ими являются:
1. Процессы, происходящие в обществе:
– отсутствие ясной, позитивной
государственной идеологии, направленной на
изменение иерархии общественных ценностей;
– несовершенство законов и работы
правоохранительных органов, безнаказанность
преступлений;
– безработица (явная и скрытая);
– отсутствие социальных гарантий и
государственной поддержки экономически
несостоятельных семей с детьми;
– пропаганда насилия и жестокости через
средства массовой информации;
– отсутствие своевременной и квалифицированной
диспансеризации детей, позволяющей выявлять
физические и психологические нарушения здоровья
детей и подростков, оказывать им по итогам
диспансеризации помощь;
– доступность табака, алкоголя, наркотиков.
2. Состояние семьи, ее атмосфера:
– неполная семья;
– материальное положение семьи (как бедность,
так и богатство);
– низкий социально-культурный уровень
родителей;
– отсутствие семейных традиций;
– стиль воспитания в семье (отсутствие единых
требований к ребенку, жестокость родителей, их
безнаказанность и бесправие ребенка);
– отрицание самоценности ребенка;
– удовлетворение потребностей детей (недостаток
или избыток);
– злоупотребление родителей алкоголем,
наркотиками и др.;
– попустительское отношение родителей к
употреблению детьми психоактивных веществ.
3. Факторы риска, идущие от организации
внутришкольной жизни:
Несовершенство организации управления
процессами обучения и воспитания; плохая
материальная обеспеченность школы; отсутствие
налаженной систематической связи школы с семьей
школьника и рычагов воздействия на родителей, не
занимающихся воспитанием ребенка;
неудовлетворительная организация внеклассной
работы; отсутствие детских организаций в школе.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности,
низкая самооценка, неуверенность в себе,
недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
незнание и неприятие социальных норм и
ценностей, неумение критически мыслить и
принимать адекватные решения в различных
ситуациях, неумение выражать свои чувства,
реагировать на свои поступки и поступки других
людей.
Как правило, ребенок или подросток получает
клеймо «трудного», если его поведение не
соответствует ожиданиям взрослых и для его
воспитания и обучения невозможно применить
наработанные педагогические приемы.
Признаками проблемных детей могут
являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов;
– отставания в интеллектуальном развитии;
– ориентации на другие виды деятельности;
– отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений;
– пренебрежительное отношение к делам класса;
– демонстративный отказ от участия в трудовых
делах;
– пренебрежительное отношение к общественной
собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков;
– употребление психотропных и токсических
веществ;
– тяга к азартным играм;
– курение;
– нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к
педагогам и взрослым:
– грубость;
– драки;
– прогулы;
– пропуски занятий;
– недисциплинированность на уроках;
– избиение слабых, младших;
– вымогательство;
– жестокое отношение к животным;
– воровство;
– нарушение общественного порядка;
– немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное;
– скептическое;
– негативное;
– ожесточенное.
Безусловно, таким детям необходима
педагогическая реабилитация.
В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы
профилактике правонарушений, бродяжничества и
беспризорности” в школе сформирован Совет по
профилактике правонарушений (Приложение 1),
который проводится 1 раз в месяц, в состав
которого входят: представители администрации,
родительского комитета, Совета
старшеклассников, классные руководители.
Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы,
заседания педагогического совета школы,
администрацию школы.
Школа по вопросам профилактики безнадзорности
и правонарушений тесно сотрудничает с внешними
субъектами профилактики:
- Ежегодно составляются и реализуются совместные
планы с сотрудниками ПДН ОВД и ГИБДД, - Ежемесячно (и по мере необходимости) собираются
материалы на несовершеннолетних совершивших
общественно-опасные деяния в территориальную
комиссию по делам несовершеннолетних - Школа сотрудничает с работниками прокуратуры.
- Школа обращается в «Комплексный Центр
социального обслуживания населения», органы
опеки и попечительства для организации работы с
семьями «группы риска»; - Школа тесно сотрудничает с учреждениями
дополнительного образования по вопросам
занятости школьников во внеурочное время,
вовлечение их в кружки и секции, так из
несовершеннолетних состоящих на учетах посещают
кружки и секции.
Так же в школе созданы условия нормального
воспитания и развития личности ребенка:
- гуманный стиль отношений между всеми
участниками образовательного процесса; - демократические принципы и стиль управления
учреждением, включающие адекватную реакцию на
общественный заказ; - разумная дисциплина и порядок как условия
защищенности ребенка и взрослого в
образовательном пространстве; - возможность проявления детских инициатив и
их поддержка со стороны взрослых
В начале каждого учебного года в школе
создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в
тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся
в социально-опасном положении, с целью
последующей помощи им. Силами педагогов и
администрации традиционно проводятся рейды с
целью выявления детей, не приступивших к
занятиям 1 сентября. Работниками
социально-педагогической службы – тщательно
планируется работа с подростками с девиантным
поведением: составляется план работы Совета
профилактики правонарушений, план совместной
работы школы и подразделения по делам
несовершеннолетних по предупреждению
правонарушений среди подростков, план работы по
профилактике употребления психически активных
веществ среди несовершеннолетних, план
мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой
пропаганде; планируются
санитарно-просветительская работа. В школе на
протяжении нескольких лет ведется папка работы
по профилактике девиантного поведения учащихся,
где фиксируются все данные об учащихся,
состоящих на внутришкольном учете и учете в
районном подразделении милиции по делам
несовершеннолетних, а также данные о семьях,
находящихся в социально-опасном положении. В ней
ведется учет сведений о проведенной работе с
учащимися из «группы риска», записываются выводы
и рекомендации специалистов: социального
педагога, классных руководителей,
психолога.
На заседаниях Совета профилактики
правонарушений регулярно заслушивают вопросы
поведения и успеваемости «трудных» подростков,
анализируют оперативную обстановку в школе.
В решении проблем предупреждения
правонарушений среди несовершеннолетних
эффективны проводимые в учебных заведениях
правонарушений. В их организации участвуют
сотрудники ГИБДД, пожарной охраны, представители
общественных организаций в лице членов комиссии
по делам несовершеннолетних, специалисты по
делам семьи, молодежи, занятости,
правоохранительные органы; работники
медицинских учреждений, психолог, социальный
педагог школы. План работы (приложение 2)
утверждается директором школы.
В рамках профилактики правонарушений
проводятся следующие мероприятия.
1. Беседы для учащихся.
2. «Круглые столы» для учащихся и
преподавателей по темам:
3. Специальные выпуски: Школьных газет,
листовок, стендов, рисунков
4. Семинары для преподавателей,
педсоветы.
5. Заседание Совета профилактики
правонарушений учебного заведения с
обсуждением вопросов устранения причин и
условий, способствующих правонарушениям детей,
подростков, собеседованиями с учащимися и их
родителями, отчетами классных руководителей.
Родительские общешкольные и классные собрания,
лекции или беседы специалистов.
На заседание Совета планируется
комплекса мероприятий по профилактике
правонарушений позволяющий привлечь к работе по
предупреждению правонарушений и преступлений
несовершеннолетних всех участников
воспитательного процесса, что, в свою очередь,
оказывает положительное воздействие на
оперативную обстановку и способствует
качественному улучшению профилактической
работы в подростковой среде.
Школа проводит большую работу по формированию
здорового образа жизни у учащихся. Регулярно
проводить анкетирование учащихся с целью
выявления уровня знаний о факторах риска, анализ
отношения детей разного возраста к психически
активным веществам, выявление знаний и отношения
детей разных возрастных групп к здоровому образу
жизни. При анализе выявляется, что уже в 6-м классе
дети четко осознают опасность, связанную с
употреблением ПАВ, резко негативно
высказываются против употребления ПАВ и верят в
действенность профилактических мер, они сами
готовы принимать участие в такой работе. Дети
всех возрастных групп имеют полное
представление о ЗОЖ, стараются его
придерживаться. Регулярно проводятся беседы о
здоровом образе жизни, которые помогают
становлению у детей санитарно-гигиенических
навыков. Школьным библиотекарем оформляется
выставки книг.
С целью привлечения учащихся к регулярным
занятиям физической культурой и спортом,
пропаганды здорового образа жизни, выявляются
сильнейшие учащиеся и формируются сборные
команды школы для участия в районных, областных
соревнованиях. В школе работает спортивная
секция по настольному теннису, организована
школьная футбольная команда. В начале каждого
учебного года составляется календарь
спортивно-массовых мероприятий. Учащиеся школы
участвуют в общешкольных, зональных, районных
соревнованиях. В школе проводятся Дни Здоровья,
соревнования по футболу, волейболу.
В целях развития детского самоуправления в
школе может работать детское общественное
объединение «Альтаир», учащихся 5 – 11 классов.
Дети с удовольствием занимаются
благоустройством территории школы, сквера у
памятника. Учащиеся оказывают помощь инвалидам и
пожилым людям, ежегодно принимают участие в
акциях
Ребенок приходит в школу, уже имея определенные
культурные интересы, потребности и способности,
овладев собственными образцами деятельности,
которые в массовой школе часто остаются
неосознанными, невыраженными и
невостребованными. И так называемые «трудные»
дети, дети с проблемами развития, дети группы
риска имеют внутренний культурный контекст и
приобщены к определенной субкультуре, а через
нее – к определенным образцам деятельности.
Поэтому так важно использование соответствующих
технологий, способствующих саморазвитию и
корректированию целей подростка, помощи в
усвоении ими образцов культурной деятельности
Большое внимание Советом по профилактики
правонарушений уделяется программе по
пропуску занятий без уважительной причины,
система профилактики преступлений против
несовершеннолетних, насилия и жестокого
обращения с ними, их гибели и травматизма,
система профилактики правонарушений,
девиантного поведения, бродяжничества,
безнадзорности в детской среде, а так же раннего
семейного неблагополучия.
Задачи программ:
- Защита прав и законных интересов
несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации; - Раннее выявление семейного неблагополучия;
- Создание условий для психолого-педагогической,
и правовой поддержки учащихся; - Осуществление индивидуального подхода к
учащимся «группы риска» и оказание помощи в
охране их психофизического и нравственного
здоровья; - Осуществление консультативно-профилактической
работы среди учащихся, педагогических
работников, родителей. - Организация профилактической работы по
предупреждению правонарушений и преступлений
среди несовершеннолетних и против
несовершеннолетних, в том числе противодействие
жестокому обращению с детьми; - Организация профилактической работы по
пропускам занятий без уважительной причины;
В результате профилактических мероприятий,
проводимых в ОУ снизилось количество
обучающихся пропускающих занятие без
уважительной причины.
К сожалению, проводимая профилактическая
работа с некоторыми семьями не всегда имеет
положительный результат, родители отказываются
приходить в школу, не являются на заседания
Совета по профилактики, во время рейдов не
открывают двери, отказываются общаться с
педагогами.
Итак, можно сделать выводы о том, что работа
Совета по профилактике правонарушений
необходима, так как дети всегда находятся в
«группе риска» и требуют повышенного внимания со
стороны взрослых, а родители не всегда понимают
всю сущность проблемы.
Приложения