Современное искусство сценарий

Данный материал затрагивает основные виды современного  искусства (архитектуру, скульптуру, оптические иллюзии, граффити, гифки и т.д.) , ведь искусство всегда созвучно своему времени и оказывает

Современное искусство.

Тема искусства всегда является актуальной, зачастую из-за того, что направления сменяют друг друга с огромной скоростью и бывает сложно сориентироваться в их многообразии.В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.

Эстетика рассматривает искусство как форму общественного сознания, специфический род духовно-практического усвоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения.

Под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.

Современное искусство сформировалось на рубеже 1960-70х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму . Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.

Архитектура

Архитектуру относят к пространственным искусствам

Строительство и проектирование зданий сегодня развивается немыслимыми темпами. Современная архитектура отмечена влиянием различных стилей и необычными трансформациями.

Дизайнеры черпают вдохновение в самых разных источниках, а их творения выражают как популярные идеи, так и глобальные проблемы нашего времени. Представители современной архитектуры отказываются от избитых, стандартных форм и материалов, выбирая все новое и необычное.

Основной тенденцией при создании архитектурных проектов сейчас является ориентированность на экологию, использование легких и прочных материалов. Набирают обороты также инновационные технологии, все чаще используемые в строительстве и проектировании. Так, «умный» или энергосберегающий дом – уже далеко не редкость.

Даже сам процесс составления архитектурных проектов в корне изменился. Дизайнеры имеют доступ к программам, значительно облегчающим их работу. Они могут увидеть архитектурные проекты в 3D или видео-формате. Таким образом, качество и темпы их разработки выходят на новый уровень.

Скульптура:

Скульпторы, они как художники, обладают безграничной фантазией и различными задумками. Современное искусство значительно отличается от прошлого тем, что с каждым годом скульпторы создают что-то новое, оригинальное, иногда необычное, понятное только самому автору. Как правило, скульптуры в стиле сюрреализма встречаются все чаще, ведь сейчас больше ценится все неопознанное и таинственное. Сегодня мы рассмотрим талантливых скульпторов, которые уже не первый год создают свои творения и радуют зрителей.

Австралийский скульптор Бруно Торфс (Bruno Torfs) в течение последних 25 лет создает удивительные деревянные скульптуры фантастических и сказочных существ, которые помещает в лесу неподалеку от своего дома. За это время среди пышной тропической растительности поселилось уже около 150 его работ.

Подвижную человеческую голову из нержавеющей стали под названием Metalmorphosis чешский скульптор Дэвид Черни (David Cerny) сделал специально для постоянной инсталляции в американском городе Шарлотт (Северная Каролина). Ее высота составляет 25 футов (7,5 м) и она задумана так, чтобы изо рта в определенное время вытекала струя воды, попадая в расположенный вокруг скульптуры бассейн.

Скульптор Кевин Фрэнсис Грэй (Kevin Francis Gray) родился в 1972 году в Ирландии, сейчас живет и работает в Лондоне. В своих необычных работах из бронзы и мрамора он пытается исследовать проблемы, наиболее свойственные современному человеку — одиночество, разобщенность и закомплексованность

В плену оптических иллюзий

 Самый большой музей оптических иллюзий находится в городе Пусан (Busan) и называется «Trick Eye Museum» . В его ценной коллекции невероятное количество 3D экспонатов. Картины нарисованы на стенах и очень похожи на сцены из жизни. Большинство из них – калька с работ известных живописцев. Среди сюжетов можно найти мультяшные и мифологические. Все произведения выполнены в стиле модерн-арта. С определенных ракурсов персонажи «оживают» и выходят к зрителям. Нужно только найти волшебную «точку».

«Интерактивные процессы расширяют возможности восприятия живописи, делают произведения по-настоящему живыми, вовлекают зрителей в творчество», — уверены сотрудники этого удивительного «хранилища» иллюзий.

Безусловно, музей рассчитан на любителей фотографироваться лично и снимать своих друзей. Здесь можно часами проводить у каждой работы, меняя позы и корча разные рожицы. Если вас некому запечатлеть в забавном положении, это охотно сделают хранители музея. Хороший смешной кадр – одна из их основных обязанностей.

Граффити:

Слово «граффити» происходит от итальянского «graffito», то есть «нацарапанный».Граффити выполняется настенной краской в баллончиках или маркерами.  Сегодняшнее, известное нам граффити появилось как часть культуры хип-хоп в Нью- Йорке. Именно поэтому сленг современных граффистов включает в себя хип-хоповские словечки. Поезда нью-йоркского метро – это любимые объекты граффистов. Они вечерами тайно пробирались в отстойники, а утром поезда отправлялись по своим маршрутам уже совершенно неузнаваемыми. Таким образом граффити получило возможность передвижения и мобильность. Весь мегаполис мог увидеть послание, которое было изображено на вагоне метро. Основные понятия в граффити Writter (райтер) – тот, кто рисует граффити. Tag – подпись райдера. Sketch – набросок, эскиз. To bite – копировать чей-то стиль.

Основные направления в граффити

Tagging Именно с этого вида можно начать отсчет истории граффити, хотя в настоящее время tagging является лишь его приложением. Tag – подпись райтера, его прозвище, которое выполняется им с использованием одного цвета. Это неотъемлемая часть граффити, под всеми работами tag обязательно проставляется.

Bombing Обычно рисуется на транспорте и в очень быстром темпе. В настоящее время бомберы используют для своих целей наземные поезда. Здесь важно не качество, а количество рисунков, сделанных за очень короткое время.

Тhrow up Throw up. Самый простой стиль, предпочитаемый бомберами, для которых приоритетом в работе является не качество, а скорость выполнения. Зачастую его также практикуют новички. Зародился в Нью-Йорке. Этот стиль представляет собой кривые линии букв, закрашенных внутри определенным цветом. Первый цвет – контур, второй – заливка: в throw up используется всего два цвета, преимущественно, черный и белый, либо черный и серебристый. Основное условие здесь – контрастность цветов и их сочетаемость друг с другом.

Wild Style Wild Style (Дикий стиль). Очень трудный для чтения стиль, является своеобразной вершиной мастерства райтера: здесь важно уметь не только правильно подбирать контуры, но и грамотно смешивать цвета.

Computer Roc Style В этом стиле буквы разделены, представляя собой разные фрагменты, повернутые под определенным градусом. Создает эффект калейдоскопа.

Character Character («кэрак», характер). Рисунки – карикатуры или комиксы, здесь часто выделяется типичная для комиксов рамка с речью персонажа. Этот стиль предпочитают райтеры, имеющие художественные способности.

Фигурный стиль Фигурный стиль — тот стиль не является самостоятельным. Массивные, фигурные композиции создаются коллективным исполнением. Обычно это изображения каких- либо персонажей или красавиц рядом с надписью.

Гифки:

Анимированный файл формата GIF имеет расширение GIF и включает в себя движущееся изображение. Технически анимированные изображения формата GIF не являются фильмами — они только содержат несколько изображений, которые, сменяя друг друга, создают эффект анимации.

Словенский художник Милош Ражкович (Milos Rajkovic) называет себя Sholim, идет по жизни, слушая Дэвида Боуи. Он создает анимированные портреты людей разного пола и социального статуса. Он вселяет в их мозг, кажется все, чем они живут и о чем думают на самом деле. Смотря на его сверхреалистичные гифки, складывается впечатление, что перед тобой работы психолога, тонко изучающего человеческие пороки. Только он не скрывает своих домыслов, а громко взывает к обществу.

В одном из интервью Sholim признался, что его работы – неисследованные формы с огромным потенциалом для привлечения художественных ценностей в каждый дом. GIF, уверен художник, станет арт-движением будущего.

Гифки Sholima рассказывают обо всем, что наболело. По средствам современных технологий он обличает священников, военных, политиков, бизнесменов, в общем, все институты общества. На его портретах вечные белоснежные маскирующие «я» голливудские улыбки. Он не верит в религию в ее коррумпированном представлении. Не верит в идеальную красоту со слишком напудренным лицом, не верит в людей, чей мозг засорен лишь деньгами, властью, новыми автомобилями и, где внутренние весы взвешивают не добро и зло, а суммы, потраченные на материальные блага. Он говорит: «Глобальная культура – скучна, и мой вклад в нее – борьба с этим. А творчество – лучший инструмент критики».

Персонажи белградского художника – это мы. Глядя на них, невольно думаешь, неужели и я превращусь в существо, чья голова напоминает коробку с ненужными вещами, которые хороши лишь из-за внешнего блеска. Произведения Sholima значимая часть современного искусства, ведь тема гоголевских «мертвых душ» не скоро выйдет из моды.

Модерн арт:

Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво(фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественноенаправление в искусстве,

Известный американский педагог Лоуренс Питер как-то сказал: «Оригинальность обладает двумя противоположными качествами. С одной стороны, она дает возможность вспомнить, что вы видели, с другой – забыть, где это было». Данное изречение сегодня, как никогда актуально.В век современных технологий искусство становится все более банальным. И дело не в том, что мир не может явить на свет талантливых художников, дизайнеров, актеров. Порой им просто негде черпать вдохновение, поэтому многие работы, как калька, похожи между собой. У зрителя возникает ощущение «déjà vu». А модерн-арт соскучился по новым экспериментам и формам. Но как найти то новое и интересное?

Бьянка видит прекрасное повсюду: в доме, на улицах, в парках и скверах. Но это не только молчаливое созерцание, сидящее внутри. Луини хочет, чтобы люди тоже научились замечать удивительное вокруг себя. Несколько лет назад она создала серию работ, где сравнила модели одежды от ведущих дизайнеров с живописными пейзажами, памятниками архитектуры и сладостями. Проект получил название «Where I See Fashion» и тут же привлек внимание профессионалов и любителей необычного искусства. Во-первых, все произведения выполнены со знаком «высшая проба». Во-вторых, в каждом из них необыкновенным образом сочетаются форма, концепция, цветовая гамма и настроение.

Боди – арт:

Боди-арт ( от англ. — body-art) — искусство украшать тело, авангардное направление, возникшее в 60-х годах. Это форма самовыражения художника, при котором в качестве холста используется человеческое тело(как правило, обнаженное). Представители боди- арта использовали свое тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы. Боди-арт берет свое начало с росписи тел древних племен Америки, Африки и Азии(для них это имело религиозное значение). Западные страны познакомились с искусством боди-арта в XVIII веке. Некоторые моряки, побывавшие в Австралии, Африке, Америке, привезли кроме занимательных историй и невероятных болезней, еще и рисунки на своих телах. Боди-арт классифицируется на четыре основные вида : Бодипейнтинг Пирсинг ТатуажСкарификация

Пирсинг (англ. Body Piercings — проколы тела) — вид боди-арта — прокалывание дырок в теле с последующим ношением в них колец, сережек и других красивых, но абсолютно бесполезных предметов. Прокалывать можно абсолютно любые части тела : от ушей, носа и языка до половых органов. Брейн-пирсинг — это прокалывание головы

В Индии татуировки из хны называются «Менди» (Mehndi). Впоследствии они стали так называться и в некоторых других странах Юго-Восточной Азии. На арабском Востоке роспись хной называется просто «хна» — «Хенна» (Henna). В исламе запрещено изображение людей и животных, поэтому арабские женщины предпочитают крупные растительные узоры, цветы и переплетающиеся листья. Сейчас менди в большой моде.

Живопись хной искусство, которое не имеет строгих правил, ведь даже цвет рисунка всегда разный, в зависимости от состава пасты и кожи носительницы, Тем не менее, любая культура имеет свои традиции и свои орнаменты. В Индии любят филигранные линии и изгибы, похожие на кружева. Традиционно каждый узор имеет свое значение. Мотив «рупа» справа телесный, «яти» возрождение, «свар» солнце и «атман» самость (очень декоративен на руке, на запястье, на стопе).

Конец

Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. В свою очередь, искусство оказывает сильное влияние на массы, поэтому так важно, отношение самого художника к жизни. Развитие многообразных искаженных направлений в искусстве, так называемого псевдоискусства, созвучно своей эпохе.

Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями.

Однако при всей изменчивости форм искусства в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки — композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени.

Лучшие представители культуры: художники, графики, скульпторы, архитекторы, кинематографисты, актеры, писатели вчера и сегодня стремятся в своем творчестве отражать лучшие мысли и чувства человечества, бережно относиться к шедеврам мировой культуры.

каждого времени есть свои современники.

Пожалуй, мы можем говорить о современном

искусстве, начиная с 60ых годов 20 века.

Современное искусство (англ. contemporary

art; в 90х гг. в ходу был перевод «актуальное

искусство») совокупность художественных

практик, сложившаяся во второй половине ХХ

века. Обычно под современным искусством

понимают искусство, восходящее к модернизму,

или находящееся в противоречии с этим

явлением.

Истоки современного искусства

Со времен Возрождения в западном искусстве

безраздельно господствовал реализм.

Непревзойденными мастерами создания

иллюзии трехмерного пространства по праву

считались Караваджо (1571–1610) и его

последователи. В XIX веке публика ценила в

картинах, прежде всего, достоверное

изображение реальности, удостаивая

наивысших похвал фотографически

скрупулезные картины таких мастеров, как Энгр

(1780–1867). Даже восставшие против строгого

академизма импрессионисты стремились к

предельно точному переносу на полотно своих

чувственных восприятий. Блистательный взлет

стиля модерн (англ. и фр. Art Nouveau, нем.

Jugendstiel) длился немногим более десятка лет,

однако на рубеже ХIХХХ веков его органичные

формы преобладали во всех видах

изобразительного искусства и дизайна.

В 1895 г. выходец, из Германии и торговец

картинами Самуил Бинг открыл в Париже

художественную галерею. Будучи знатоком и

ценителем японского искусства, он распахнул се

двери новейшим течениям в станковых и

прикладных жанрах и назвал свое детище «Art

Nouveau» «Новое искусство». Пережитые

ужасы II мировой войны в корне изменили

взгляды людей на жизнь, сокрушив старые

убеждения и традиционные общественные

устои. Эти перемены затронули многие аспекты

жизни, но нигде не проявились так ярко и

зримо, как в мире искусства.

Особенности современного искусства

1. Частичный отказ от изображения реальных

объектов

2. Предельное обобщение или полный отказ от

формы, беспредметные композиции (из линий,

точек, пятен, плоскостей и др.)

3. Эксперименты с цветом, спонтанное

выражение внутреннего мира художника, его

подсознания в хаотических, неорганизованных

абстрактных формах (абстрактный

экспрессионизм). К этому направлению можно

Урок 8. Современное искусствоИтак, мы добрались до последнего и, возможно, наиболее сложного урока курса. Сложного потому, что невозможно полностью беспристрастно воспринимать события, современниками которых мы являемся. Так или иначе, мы в чем-то соглашаемся или не соглашаемся с описанием, трактовками, восприятием событий, которые происходят сейчас или происходили в недавнем прошлом, в том числе в искусстве.

Более того, изучив предыдущие уроки, многие из вас готовы сами выступить экспертами и даже поспорить, к какому стилю можно отнести то или иное произведение искусства. Поэтому сразу скажем, что 21 век унаследовал тенденции смешения и совмещения стилей, которые подарил миру постмодернизм, и большинство направлений постмодернизма мирно сосуществует с новыми веяниями наступившего третьего тысячелетия.

Мы расскажем вкратце как о новых трендах, так и о развитии трендов прошлых десятилетий в современном мире. И, как и в прошлых уроках, воздержимся от оценок «хорошо» и «плохо», потому что любое искусство имеет право на жизнь и, как показывает реальность, практически любое искусство находит своих поклонников.

Цель урока: понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства.

Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести в него свой собственный вклад.

Содержание:

  • Современная архитектура
  • Современная скульптура
  • Современная живопись
  • Современная литература
  • Современные музыка и зрелищные искусства
  • Проверочный тест

Итак, в нашем фокусе внимания – искусство конца 20-первых десятилетий 21 века, его наиболее яркие представители и образцы их творений. И мы приступаем к изучению!

Современная архитектура

Мы начали урок с того, что 21 век унаследовал традицию смешения и совмещения стилей, которую подарил миру постмодернизм, и большинство течений постмодернизма мирно сосуществует с новейшими веяниями наступившего третьего тысячелетия. В архитектуре это заметно особенно четко. Архитекторы 21 столетия продолжают искать неординарные решения, по-прежнему популярен хай-тек, а бетон, стекло и металл все так же являются основными строительными материалами.

Живы и тенденции минимализма, особенно в жилищном строительстве. Большинство застройщиков стремится сократить издержки на строительство, поэтому экономит на украшении домов. В зданиях общественного назначения внешние украшения в виде замысловатых сочетаний цветов и материалов используются чаще. В целом, в архитектуре 21 столетия можно выделить:

  • Рост популярности высотной застройки.
  • Конструктивность и лаконичность зданий.
  • Геометрическая простота строений.
  • Максимальная энергоэффективность.

Так, современные проектировщики стремятся создать эффект просторности помещения, обеспечить максимальное поступление воздуха и света. Такой подход к энергоэффективности является следствием общего тренда экономии. Чем больше естественного света будет в здании, тем меньше расходы на электроэнергию. Особенно это касается зданий общественного назначения: бизнес-центры, торговые центры, фитнес-центры и т.д.

В 21 веке ощутимо меньше влияние такого стиля, как деконструктивизм, и архитекторы больше не ставят целью шокировать внешним обликом здания. Однако это не значит, что деконструктивизм полностью остался в прошлом. Так, в 2004 году Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получила Заха Хадид (1950-2016), которая считается типичным представителем деконструктивизма в архитектуре.

Более того, большинство ее проектов было воплощено в жизнь именно в 21 столетии. Например, Центр Гейдара Алиева в Баку был построен в 2012 году, а в 2014-м признан лучшим зданием в мире и получил премию Design of the Year:

Центр Гейдара Алиева

К слову, здесь мы не увидим свойственных деконструктивизму заостренных агрессивных форм. Да и прочие работы Хадид имеют в целом отнюдь не резкие очертания. Посмотрите, например, на Центр водных видов спорта в Лондоне:

Центр водных видов спорта в Лондоне 1

Отметим, что свойственные деконструктивизму острые углы там все-таки есть, но они заметны лишь с некоторых ракурсов:

Центр водных видов спорта в Лондоне 2

В целом, плавность линий стала заметным архитектурным трендом 21 столетия. Появился новый стиль био-тек, который иногда противопоставляют хай-теку. Био-теку свойственно подражание плавным природным линиям, силуэтам животных и растений. И, в целом, экологические темы являются превалирующими. Как типичный образец такой «экоархитектуры» можно привести напоминающий огромную медузу отель Jellyfish Hotel в Тяньцзине (Китай), который спроектировал Майкл Соркин (1948-2020):

Майкл Соркин, Jellyfish Hotel

Больше вы сможете узнать из книги «Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей» [И. Блохина, 2014]. В любом случае, определяющим трендом архитектуры 21 века становится практичность, причем независимо от того, в каком стиле построено здание или какие следы заимствования стилей прослеживаются в оформлении. В каком-то смысле более практичной стала и скульптура 21 столетия.

Современная скульптура

Скульптура 21 столетия унаследовала тренды второй половины века 20-го. Особенно это касается тенденции к удешевлению и облегчению материалов, из которых изготавливается скульптура. Так, сегодня почти не осталось места скульптурным композициям из бронзы и мрамора ввиду дороговизны и тяжести материалов, сложности обработки и сложностей с транспортировкой для участия в выставках. Хотя, разумеется, это не означает, что традиционная скульптура уже полностью отошла в прошлое.

Как и во второй половине 20 столетия, часто используются более легкие материалы: пластик, стекло, дерево, гипс, проволока, тонкие листы металла и даже бумага. Еще в большей степени, чем в 20 веке, становятся популярны инсталляции – пространственные композиции из различных материалов и предметов. Такие конструкции легко монтируются, демонтируются и перевозятся с места для места, и такая мобильность заметно расширяет возможности презентации своих работ для скульпторов.

И еще один тренд наступившего тысячелетия: скульптуры все сложнее и сложнее четко отнести к какому-то одному определенному стилю. В них очень много иносказательности и огромный простор для фантазии зрителей, когда каждый может увидеть нечто свое. Иногда даже такое, чего не догадался бы показать художник. В общем, тут лучше один раз увидеть, поэтому представим вашему вниманию наиболее знаковые скульптуры начала 21 столетия.

Норвежский скульптор Фредрик Раддум одинаково успешно работает и в прогрессивном жанре инсталляции, и в традиционной бронзовой скульптуре, зачастую воплощая неординарные сюжеты. Например, птица, которая поднимает в небо человека:

Фредрик Раддум, Trans Ī Re

В целом, Фредерика Раддума чаще всего причисляют к сюрреалистам, и в этом точно есть доля справедливости. Интересны творения Александра Лидаговского, который делает как новаторские бумажные скульптуры, так и традиционные. Вот, например, скульптура «Лестница»:

Александр Лидаговский, Лестница 1

Интересно, что ни с одного ракурса невозможно увидеть всех действующих героев композиции. Так, чтобы хорошо рассмотреть кота, вам придется обойти скульптуру сзади:

Александр Лидаговский, Лестница 2

Стоит увидеть и бумажные скульптуры Лидаговского. Например, «Бегунью на старте»:

Бегунья на старте

Вообще, тема здорового образа жизни и спорта обрела в 21 веке особое значение, что отобразилось в скульптуре. Так, в ОАЭ есть скульптура гимнаста, выполняющего упражнение на кольцах, а в США – скульптура представительницы художественной гимнастики, танцующей с лентой. Близка к спортивной тематика скульптуры «Пятикнижие» Фабьена Мереля, где атлет успешно взаимодействует со слоном в деле создания спортивной «пирамиды»:

Фабьен Мерель, Пятикнижие

Нужно заметить, что люди с их устремлениями, эмоциями и переживаниями занимают значительное место в творчестве скульпторов 21 столетия. Тема человека и его переживаний проникла во все виды скульптуры. Очень показательна композиция Кэти Гриннан «Мираж»:

Кэти Гриннан, Мираж

Что хотела сказать автор, каждый может решить для себя сам. Нашлось место в современной скульптуре и индустриальному стилю, предполагающему использование проволоки и прочих металлических элементов, как, например, в работе Тихару Сиота «Неопределенное путешествие», что больше напоминает инсталляцию, нежели классическую скульптуру:

Тихару Сиота, Неопределенное путешествие

В целом, скульпторы современности убедительно доказали, что обычное промышленное железо в умелых руках может трансформироваться в удивительные по красоте и легкости композиции. В качестве примера приведем работу из металлической сетки Эдоардо Тресольди «Человек»:

Эдоардо Тресольди, Человек

Конечно, имен и достойных внимания работ в скульптуре начала 21 века намного больше. Мы выбрали лишь те, что наиболее ясно иллюстрируют обозначенные нами тренды: смешение стилей, использование легких конструкций, необычность идей и сюжетов. Больше вы можете узнать из статьи «Трансформация скульптуры как вида искусства во второй половине XX – начале XXI века» [К. Подольская, 2017]. А мы посмотрим, чем обогатила искусство современная живопись.

Современная живопись

В живописи, как и в скульптуре и архитектуре, тренды 20 века соседствуют с новыми веяниями 21 века. Из прошлого века в нынешний перекочевали традиции концептуализма, поп-арта, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактного импрессионизма, которые существуют в работах художников в причудливых смешениях. И, как и в скульптуре, все труднее отнести то или иное творение однозначно к какому-либо одному стилю. Поэтому представим те работы художников начавшегося третьего тысячелетия, на примере которых проще увидеть господствующие тренды в искусстве.

Пожалуй, самое замысловатое смешение стилей можно увидеть в картинах Анатолия Пурлика. Тут ощущается влияние фовизма и экспрессионизма, группы «Наби» и постимпрессионизма. И не всегда понятно, чего больше в произведении. Оцените картину Пурлика «Морячки в Гоа»:

Пурлик, Морячки в Гоа

Еще больше «намешано» разве что в картинах Юлиана Зюлковского. Мы видим симбиоз сюрреализма и абстракционизма, кубизма и поп-арта, конструктивизма и элементов восточной живописи. Например, как в его работе «Бестиарий»:

Зюлковский, Бестиарий

Художница Мария Семенская хранит верность традициям сюрреализма, хотя и трактует их немного по-своему. Впрочем, зрители могут поступить точно так же, увидев в картинах что-то свое. Например, как в картине с многообещающим названием «Все, что только можно вообразить»:

Семенская, Все что только можно вообразить

Влияние экспрессионизма наиболее четко прослеживается в работах Натальи Турновой. К слову, обыгрывание идеи картины в разных красках и ракурсах – это тенденция 21 столетия. По факту, перед зрителями предстает одна картина с некоторыми изменениями, однако эти изменения придают каждой из картин статус оригинала:

Наталья Турнова, Лица

Интересно и творчество Семена Агроскина. Он специализируется на простых бытовых сюжетах, передавая красоту каждого мгновенья жизни минимальным количеством красок, но множеством оттенков. Для примера его работа «Соседняя комната», которую видно через приоткрытую дверь:

Семен Агроскин, Соседняя комната 1

К слову, Агроскин точно так же, как и некоторые его современники, тиражирует свои идеи, изображая один сюжет в нескольких вариациях:

Семен Агроскин, Соседняя комната 2

Типичный представитель абстрактного искусства 21 века – это Диана Воуба. Достаточно посмотреть, как представляет себе Диана Воуба «Крик ястреба», чтобы навсегда изменить свои представления о том, что такое конкретика, и что такое абстракция:

Воуба, Крик ястреба

Из новых веяний живописи 21 столетия стоит выделить так называемую «эстетику нуар» (от французского noir – черный), т.е. картины с преобладанием черного цвета. Например, как работа Лукаша Стоклоса «Интервью с вампиром»:

Лукаш Стоклоса, Интервью с вампиром

Есть в современной живописи место и реализму. Так, Уоррен Чанг предпочитает максимально реалистичные изображения людей:

Чанг, Старик

Еще больший фанат реализма – итальянец Аурелио Бруни. Его работы можно отнести к жанру гиперреализма, когда художественными средствами достигается почти фотографическое сходство:

Бруни, Дама с бокалом

Из не получивших особого распространения, однако по-своему интересных направлений в живописи 21 века можно выделить eggcubism или рисование на упаковках из-под яиц (от английского egg – яйцо). Изобретатель стиля и, пожалуй, пока единственный добившийся успеха на этом поприще художник – голландец Энно де Кроон. Фишка в том, что восприятие картины существенно меняется в зависимости от угла зрения:

Энно де Кроон, Портрет

Это основные стили и направления живописи, нашедшие отражение в картинах художников 21 столетия. Больше вы узнаете из статьи «Значение живописи в искусстве XXI века» [Н. Махова, 2015].

Современная литература

Основная часть дискуссий, ведущихся вокруг литературы конца 20 — начала 21 столетия сводится к обсуждению, насколько сильны традиции постмодернизма в современной прозе, и можно ли считать, что постмодернизм сдает свои позиции. На самом деле, более верно говорить не о сдаче позиций, а о трансформации постмодернизма в литературе, как это произошло во многих других видах искусства. В специальной литературе можно даже встретить термин «постпостмодернизм» (приставка «пост» написана 2 раза). Например, как в учебно-методическом пособии «Современная зарубежная литература» [Л. Макарова, 2018].

Что касается зарубежной литературы, ее развитие вполне укладывается в формулу «постмодернизм плюс глобализм», когда возрастающее значение английского языка входит в некоторое противоречие со стремлением сохранить национальные литературные традиции. Так или иначе, англоязычная литература сегодня, пожалуй, испытывает наибольший подъем относительно изданий на других языках.

В качестве примера трансформации постмодернизма можно привести романы Иэна Макьюэна, вышедшие в 21 веке: «Искупление», «Мечтатель», «Сластена», «Закон о детях», «В скорлупе» и прочие. Еще один пример трансформации литературного постмодернизма – это романы Майкла Фрейна «Одержимый», «Шпионы», его пьесы «Демократия» и «Загробная жизнь», вышедшие в конце 90-х и «нулевые» годы 21 века.

В произведениях этих авторов наблюдается исследование способов взаимодействия человека и истории. Такой всплеск интереса к истории можно отчасти считать трендом наступившего тысячелетия. Правда, некоторые авторы и в новейшее время строго следуют традициям постмодернизма и полагают сомнительной возможность установить некую единственную истину в отношении событий, произошедших в далеком прошлом. Примером такого подхода может служить книга Джулиана Барнза «История мира в десяти с половиной главах».

Особое место в литературе 21 века занимает женская проза и тема феминизма. Весьма интересны в этом плане книга Эльфриды Елинек «Любовницы» и роман Дорис Мэй Тейлор «Расщелина». Из отечественных литературных произведений к женской прозе в какой-то степени можно отнести книги Виктории Токаревой и Людмилы Петрушевской, при том, что они интересны не только женщинам.

Отметим, что феминистками в чистом виде ни Токарева, ни Петрушевская не являются, в отличие, например, от Марии Арбатовой, которая именно так себя и позиционирует и в жизни, и в писательском творчестве.

Об отечественной литературе конца 20 – начала 21 столетия следует сказать отдельно. Дело в том, что развал СССР и последовавшие за этим события непосредственно сказались и на издательской индустрии, и на читательских предпочтениях. С одной стороны, ушли запреты, и бывший «самиздат» (так называли нелегально издававшиеся книги запрещенных авторов) хлынул на страницы литературно-художественных журналов.

С другой стороны, к началу «нулевых» демократия в литературе уже граничила со вседозволенностью, что вызывало часто справедливые нарекания относительно не слишком высокого художественного уровня произведений новых авторов.

Время, рынок и читательские предпочтения расставили все по своим местам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что на стыке тысячелетий мы получили таких незаурядных авторов, как Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Дарья Донцова. Мы с самого начала договорились воздержаться от оценок «хорошо» и «плохо», поэтому просто скажем, что у каждого свой вкус, и, судя по востребованности, эти авторы нашли свою аудиторию.

Итак, вы уже поняли, что современная литература – это неисчерпаемый источник идей и дискуссий. Возможно, в этом контексте вам будут интересны «Три лекции о современной литературе», подготовленные литературными критиками и докторами филологических наук [Н. Лебедева, 2018]. А мы переходим к теме музыки и зрелищных искусств в современном мире.

Музыка и зрелищные искусства

В 21 веке продолжают развиваться все жанры музыки, кино, театра, которые сформировались на протяжении 20 века. Только теперь на их развитие напрямую влияют возможности цифровых технологий, которыми обогатил наш мир 21-й век.

Так, снятое на пленке кино уходит в прошлое, равно как и музыку мало кто пишет на пленку. Мир видео- и аудиоспецэффектов стал практически безграничен, что позволяет сделать шедевр практически из любого отснятого в павильоне материала.

По части спецэффектов Голливуд, как всегда, впереди планеты всей. Отечественный кинематограф в большей степени привержен традициям игрового кино и по-прежнему радует нас душевными сюжетами и искрометным юмором: «Елки лохматые», «8 новых свиданий», «Стартап» и многие другие фильмы.

Помимо цифровизации, наблюдается четкий тренд к ускорению сюжета. Практически любая тема, затянутая в экранном времени на 2 часа, становится неинтересной независимо от сюжета. Причем эта тенденция коснулась и отечественного, и зарубежного кинематографа.

Так, весьма многообещающе-скандальный сюжет фильма «Дубровский», по мнению части экспертов, превратился в нечто тягостное именно из-за затяжного развития сюжета. 2 часа 5 минут экранного времени многих попросту утомили, хотя завязка сюжета была интригующей.

Нечто похожее произошло и со скандальной кинолентой «50 оттенков серого», причем впечатление не спасло даже обилие эротики и БДСМ. По существу, анонсы и снятые по мотивам фильма музыкальные видеоклипы оказались интереснее, чем сам фильм продолжительностью 2 часа 9 минут.

Стремление к большей динамичности действия наблюдается и в театральном искусстве. Осталось совсем мало спектаклей на 3 отделения с 2 антрактами. Сегодня даже классические произведения стремятся уложить в два, а то и одно отделение, не говоря уже о постановках по пьесам современных авторов.

Давно известные сюжеты подвергаются новой обработке и получают новое звучание. Типичным примером является французская рок-опера Mozart Le Concert. Восприятие Моцарта как рок-музыканта в высшей степени неожиданно, однако в такой же степени талантливо, что показали с успехом прошедшие многочисленные гастроли в разных странах.

Заметим, что в 21 веке рок-музыка активно проникает в сферы зрелищного искусства, где раньше это было трудно даже представить. Так, на соревнованиях по фигурному катанию спортсмены регулярно катаются под композиции в стиле рок. В частности, под композиции рок-группы Muse. Мелодичность и пригодность рока для танцевальных постановок – это, пожалуй, еще одно важное открытие 21 века в мире зрелищных искусств.

Следующий тренд – удешевление декораций, особенно в отечественном театре, что, впрочем, связано не столько с эстетическими предпочтениями постановщиков, сколько с тотальной бедностью бюджетных учреждений культуры вообще и театра в частности. Поэтому едва ли не любой спектакль, где сделали богатые декорации, обречен на аншлаг. Зрители приходят посмотреть если не на игру актеров, то хотя бы на оформление декораций спектакля.

Другая причина минимизации и удешевления декораций – это стремление к большей мобильности, когда оригинальные декорации можно даже не везти на гастроли, а попросить комплект офисной мебели или кусок белого линолеума у принимающей стороны.

Все ускоряющийся темп жизни повлиял и на развитие популярной музыки. Быстрые ритмы получают невиданную доселе популярность, и даже медленные композиции предполагают динамичное смысловое развитие событий внутри музыкального произведения.

Особенно явно заметен тренд к ускорению в творчестве тех исполнителей, чья активная фаза деятельности началась в 80-90-е годы 20 века и продолжается до сих пор. Многие из них прибегли к творческой переработке своего раннего песенного материала, переложив его на более энергичную музыку или дополнив интерпретацией в новых для себя жанрах.

Для примера возьмем популярную в 1985 году песню Павла Аедоницкого и Игоря Кохановского «Радоваться жизни» в исполнении эстонской певицы Анне Вески:

В 2013 году эта песня обрела новое, гораздо более энергичное звучание, которое воспринимается очень современно, хотя песне уже почти 40 лет:

Более того, даже не слишком быстрые романтичные композиции, созданные в 21 веке, часто сопровождаются энергичным барабанным ритмом, что, конечно, добавляет динамики произведению. В качестве примера можно привести песню Сергея Патрушева и Андрея Мисина «У любви твои ресницы», исполненную Примадонной нашей эстрады Аллой Пугачевой (2006 год):

И на этой высокой в прямом и переносном смысле ноте мы завершаем наш краткий курс по истории искусства. Пройдя все уроки, вы получили общее представление о развитии основных видов искусства с древнейших времен до наших дней. Разумеется, волшебный мир искусства намного больше и масштабнее, нежели то, что возможно вместить в краткий курс из 8 уроков.

Продолжайте читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы, ходить в театр, на концерты и выставки, и вы откроете для себя много новых имен, авторов и произведений. Далее предлагаем вам ответить на вопросы проверочного теста и подумать, можете ли вы внести свой вклад в развитие современной культуры и искусства.

Вы уже поняли, что искусство – это образное переосмысление действительности и передача смыслов художественными средствами. Поэтому произведением искусства может считаться практически что угодно, где смысл выражен художественными средствами: картина, скульптура, инсталляция, мелодия и так т.д.

Если вы пишите стихи или картины, музыку или романы, вам стоит задуматься о том, чтобы поделиться своим творчеством. Мы желаем вам успеха и будем рады видеть вас на наших новых курсах!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А в заключение нашего краткого курса по истории искусства предлагаем пройти экзамен по всему изученному материалу. 

Может ли искусство быть доступным? Скорее всего, вам не раз приходилось слышать от друзей мнение из серии «я не разбираюсь в современном искусстве» или «это не для меня». Как понять, что вам близко из современного творчества, что нравится, как развить вкус? ART ЛИХОРАДКА – это новый формат, арт-вечеринка, на которой каждый человек может приобщиться ко всем граням современного искусства.

На встрече с основателем BORSCH Gallery Анной Большаковой удалось обсудить эти вопросы и узнать более подробно об ART ЛИХОРАДКЕ.

Аня, расскажи, как возникла идея создания ART ЛИХОРАДКИ?

Цель ART ЛИХОРАДКИ, как и проекта BORSCH Gallery, – это устранение барьеров между миром современного искусства и широкой публикой. Когда я вплотную занялась галереей и начала искать зоны для роста, то обнаружила, что у большинства людей очень сдержанное и отстраненное отношение к современному искусству – эта ниша считается уделом состоятельных персон. Этот факт стал искренней неожиданностью для меня, ведь современное искусство может и должно быть доступным! После осознания этой проблемы я всерьез задумалась над ее решением и вкладом, который могу сделать лично.

Каков основной посыл?

Проект создан для того, чтобы собирать на одной площадке и в один вечер представителей всех современных культурных направлений, а также людей, которым было бы интересно в них разобраться. В рамках этого вечера мы предлагаем собравшимся приобрести работы современных молодых авторов в минимальном ценовом сегменте – до 10 000 руб., что является ключевой составляющей мероприятия. Мы хотим сделать все, чтобы наши посетители купили свою первую картину и втянулись в процесс, поддерживая таким образом молодых авторов и вступая в наш «Клуб начинающих коллекционеров».

Работы художников, представленные в BORSCH Gallery, принимают участие в ЛИХОРАДКЕ?

В рамках проекта мы не выставляем те работы, которые уже представлены в галерее. Основная задача ART ЛИХОРАДКИ – привлечение внимания к молодому искусству в целом, поэтому никаких строгих условий на этот счет мы не ставили. В выставке, конечно, могут принять участие художники, с которыми мы сотрудничаем в рамках проекта BORSCH. С учетом ценовой политики и принципов формирования пула представляемых работ (более 10 участников и более 120 экспонатов) мы уже два раза устраивали open-call и отбирали новых авторов или новые серии работ уже известных нам художников специально для ART ЛИХОРАДКИ.

Сама занимаешься поиском талантливых художников?

Иногда в «межлихорадочное» время я беру на заметку художников, которых вижу на выставках или нахожу в соцсетях, чтобы в дальнейшем при формировании экспозиции предложить им участие. По сути, для меня не имеет значения, как художник нас нашел, из какого он города или с какой галереей сотрудничает,– если мы интересны друг другу в рамках этого проекта, все решает портфолио и работы в наличии.

Отбираю авторов и представляемые работы лично я, иногда дополнительно советуюсь с несколькими художниками, чье мнение является для меня авторитетным.

Как происходит отбор? Есть ли критерии выбора участников мероприятия?

Одно из основных условий – я работаю с художниками, а не с работами. Мне не интересны заявки, в которых нас просят продать 2-3 работы, даже если я вижу, что у картин высокие шансы быть проданными. ART ЛИХОРАДКА – это все-таки проект галереи BORSCH, в котором мы представляем от своего лица имена молодых художников, зарабатываем доверие аудитории и в первую очередь поддерживаем авторов, которых считаем талантливыми и перспективными.

Расскажи про структуру мероприятия. Кто отвечает за перформансы, музыкальную программу?

Мероприятие делится на основную (выставка-продажа) и параллельную программы. На первом мероприятии за обе части отвечала я. ART ЛИХОРАДКА vol.2 проходила в коллаборации с командой TOT:SPOT, поэтому общий сценарий мы разрабатывали вместе. У ребят богатый опыт участия в крупных фестивалях и организации мероприятий, поэтому за музыкальную программу отвечали они, арт и экспериментальную музыкальную часть мы составляли вместе, советуясь и открывая друг для друга новые имена. Основная программа осталась в моей компетенции.

Аня, что больше всего нравится при подготовке к очередному проекту?

Момент, когда все начинает складываться в общую картину – экспозиция на продажу, площадка, звук, перфомансы, люди.

В процессе организации сталкиваешься с массой организационных задач, которые кажутся нерешаемыми и откатывают проект на шаг назад. Выбор оптимальной даты, невозможность всем «неотъемлемым» частям цепочки оказаться в Москве в нужный момент и уместить все желаемые работы в экспозицию и т.д. Но потом, наверно, в качестве награды за то, что не опускаешь руки, наступает состояние «потока», и приходят ощущения, что все складывается так, как должно. Мы называем это волшебством.

У вас довольно необычный формат: модулярные лайвы, аудиовизуальные перформансы, пространственные инсталляции… Назови любимую часть мероприятия!

Любимая часть мероприятия – наблюдение за происходящим вокруг. Когда я вижу интерес публики к авторам и их работам, а также улыбки людей, я понимаю, что все усилия не напрасны.

Не хочется отдавать предпочтение какому-либо определенному направлению искусства, представленному на ART ЛИХОРАДКЕ, – я не хочу их разделять, скорее, стараюсь собрать воедино, создавая определенную уникальную атмосферу.

Каждая часть по-своему интересна: почти во всех помещениях программа менялась каждые 1-2 часа. В этот раз наш проект согласились поддержать известные художники и музыканты (например, в рамках параллельной программы со spoken word-перфомансом выступили художники Павел Пепперштейн и Ксения Драныш). Не менее интересно было следить за выступлениями молодых артистов и музыкантов, открывая для себя новые имена. Во внутреннем дворике Squat ¾ можно было познакомиться с работами студентов школы Родченко (видеоарт). Надеемся, что каждый из гостей мероприятия нашел что-то для себя.

Почему именно «Squat 3/4»? Чем зацепило это пространство? Долго ли искали площадку?

На самом деле, «Squat 3/4» приглянулся мне довольно давно, но в силу обстоятельств наше предметное общение сложилось сильно позднее. На первой же встрече ребята поддержали проект, и мы не раздумывая приступили к выбору даты.

Почему? Само название отсылает к опыту одного из разновидностей «сквоттинга», культурным центрам, которые образовывались на самозахваченных территориях группами людей творческих профессий.

Помимо миссий заведения, заложенных в его названии, зацепила архитектура этого места. Squat ¾ располагается в здании бывших центральных бань, построенных по проекту архитектора Л.Кекушева. В помещениях сохранились элементы модерна, а также следы советских реконструкций. Более того, коммуникации, кафельная плитка и повышенная влажность отсылает посетителей к историческому прошлому помещений, что делает их еще более привлекательным для художников. История и неповторимая атмосфера Squat ¾ послужили отправной точкой для многих проектов параллельной программы, представленных на обоих мероприятиях.

Много ли картин из представленных на выставке удаётся продать? Бытует мнение, что современное искусство плохо продаётся.

Да, современное искусство в России продается действительно не так легко, как нам бы хотелось. В узких кругах даже принято говорить, что «рынка нет». И это снова неразрывно связано с разобщенностью, про которую я говорила в начале: большинство людей даже не знает, как подступиться к искусству, – не то что купить.

Но лично я верю в то, что процесс запущен. Все виды онлайн коммуникаций, оцифровывание информации, рост доверия к онлайн рынку, поворот основных наших музеев и институций в сторону людей – все это возводит опоры моста между массовым потребителем и искусством. Теперь людям не нужно ехать в музей, чтобы узнать о существовании какого-либо художника или идти в галерею, где ты находишься под пристальным вниманием сотрудника, чтобы купить картину.

Да, есть такой момент…

Количество информационных онлайн-каналов, образовательных программ, виртуальных экспозиций лучших мировых музеев позволяет абсолютно каждому человеку, имеющему компьютер, прикоснуться к ранее пугающему его миру. Сегодня через социальные сети мы всего за несколько часов можем изучить предложения и сделать свой выбор.

За последние несколько лет появилось множество проектов, которые направлены на поддержку молодых художников. Я уверена, что все вместе мы сможем раскачать неравнодушную молодежь, рассказать о такой профессии, как художник, и создать открытое сообщество, в котором представители творческих профессий и люди, интересующиеся искусством, смогут не только сосуществовать, но и находиться в непосредственной коммуникации.

Кто ваша аудитория? Побывав у тебя на мероприятии в апреле этого года, я увидела самую разнообразную публику. Мероприятие начинается в 19:00, вы охватываете разные возрастные категории, таков и был расчёт?

На первом мероприятии мы делали ставку только на вечернюю программу и ограничивали время мероприятия четырьмя часами.

По итогам стало очевидно, что все многообразие наших пожеланий хронологически не укладывается в один вечер, поэтому вторая ART ЛИХОРАДКА должна была продлиться всю ночь. Это решение позволило нам расширить диапазон музыкальных и художественных направлений (например, танцевальные жанры электронной музыки, сопровождающие visual arts и т.д.). Из вечерней выставочной программы все помещения Squat ¾ менялись до неузнаваемости, перетекая в ночную.

Так как миссия мероприятия подразумевает общедоступный и удобный для всех формат, то время начала осталось неизменным.

Если говорить о продажах в современном искусстве – кто является покупателем?

Если говорить о покупателях в целом, то в нашей стране пока это узкий круг коллекционеров, владельцы бизнесов, галеристы и другие работники артмира, звезды шоу-бизнеса; кроме того, каждый уважающий себя банк имеет на сегодняшний день внушительную коллекцию современного искусства. Одни начинают со спекулятивных намерений, другие – для социального престижа, но, в конце концов, все становятся членами одного клуба – клуба любителей искусства.

Конечно, современное искусство постепенно становится интересным и широкой публике – множество покупателей работ галереи BORSCH именно из их числа. Наша роль в том, чтобы их становилось больше и больше!

Каковы планы на будущее? Когда следующее мероприятие? Расскажи о нем в общих чертах.

Мы планируем успеть сделать еще одно мероприятие в 2018 году, скоро будет объявлен конкурс на участие. Подробностей раскрывать не буду, но все желающие могут следить за информацией на нашем сайте.

Пока акцент только на Москву?

Да, и связан он исключительно с нашими возможностями. Конечно, первые эксперименты проще всего ставить в прогрессивном мегаполисе и тем более в городе, где мы живем и работаем. Но миссия проекта подразумевает как можно более широкое распространение. Поскольку наша цель – это не только увеличивать продажи, но развивать культуру покупки современного искусства, в первую очередь хотелось бы поддерживать интерес в других больших городах России, а после строить планы выхода на другие рынки.

Фотографии: Павел Горелов, Полина Пухликова, Евгений Михайлов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сокращенный день перед праздником законодательство
  • Содержание праздника крещение господне
  • Современная сервировка стола дома на праздник
  • Содержание праздника вербное воскресенье
  • Совместный юбилей супругов сценарий