Создай свой сценарий

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария. Обучаем сценаристовв формате онлайн Узнать больше Что такое сценарий? Сценарий — это кино-драматургическое […]

С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.

Что такое сценарий?

Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.

Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража. 

Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц. 

Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей). 

Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.

Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя. 

Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку. 

Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.

Выбор названия

Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:

  • отражать жанр вашего проекта;
  • быть цепким и броским;
  • заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
  • быть лёгким в произношении и запоминающимся.

Логлайн

Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:

  • кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
  • чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
  • что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди). 

Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий. 

Персонажи сценария

Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы. 

На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.

Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.

Структура сценария

На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура. 

Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:

  • показать главные черты героя;
  • рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
  • заявить второстепенных персонажей;
  • продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
  • обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.

Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё. 

Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.

Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться. 

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта. 

Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое. 

Акт 3. Главный герой выходит победителем

В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову. 

Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.

Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку. 

Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь. 

Диалоги и описание действий

Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.

В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.

Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь. 

Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь. 

Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо. 

Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету. 

Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал. 

Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории. 

Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.

Редактирование сценария

Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи). 

Самостоятельно

Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.

Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя: 

  • для чего это написано?
  • как это работает на историю?
  • что даёт это зрителю?

В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?

В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно. 

В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление. 

Редактор

Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания. 

Часто встречающиеся ошибки

Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей. 

Персонажи

Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.

Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать. 

Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?

Конфликты

Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то. 

Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история. 

Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия. 

Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы. 

Мир

Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.

Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.

Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.

Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности. 

В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.

Диалоги

Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.

Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы. 

В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.

В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.

Высказывание и изменение героя

Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию. 

Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.

Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.

В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.

В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.

Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов

Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.

Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта. 

Примеры хороших сценариев

В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже. 

“Рассказ служанки”

Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями. 

“Дюна”

В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария. 

Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”. 

Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.

В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.

Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей. 

“Достать ножи”

Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?

Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра. 

Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась. 

В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.

Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Считаете себя вторым Шекспиром или Кауфманом? Чтобы это выяснить, вам нужно написать сценарий для демонстрации ваших талантов. Воспользуйтесь нашим руководством.

  1. Изображение с названием Write a Script Step 1

    1

    Сделайте титульный лист. Вашему сценарию необходим титульный лист, на котором будут написаны название и ваше имя. Кроме того, он должен содержать вашу контактную информацию и данные вашего агента (если он у вас есть).

  2. Изображение с названием Write a Script Step 2

    2

    Используйте правильный шрифт, поля и интервалы. Нужно использовать шрифт Courier (шрифт печатной машинки), высотой 12 пунктов. Это придаст вашему сценарию более профессиональный вид и улучшит читаемость теста. Также следует выбирать правильный отступ для разных частей сценария, чтобы диалоги, описания сцен и тому подобное были отделены друг от друга.[1]

  3. Изображение с названием Write a Script Step 3

    3

    Добавьте нужные подробности о месте действия и персонажах. Для каждой сцены следует написать вступление: в нем сообщается, где и когда происходит действие — внутри помещения или снаружи, днем или ночью… Имя персонажа пишется прописными буквами над или рядом с его репликой (в зависимости от цели). Кроме того, в круглых скобках можно добавить ремарки о характере реплики или действиях персонажа.

  4. Изображение с названием Write a Script Step 4

    4

    Для каждого вида сценария — будь это кино или пьеса — существует свой определенный формат. И хотя они по большей части одинаковы, каждый имеет свои характерные особенности, изучение которых может потребовать времени.[2]
    Прочтите несколько сценариев выбранного вами жанра, чтобы поучиться у профессионалов.

  5. Изображение с названием Write a Script Step 5

    5

    Не пишите слишком много. На чтение одной страницы сценария обычно уходит около минуты времени, так что тексту на бумаге должно быть просторно.[3]
    В этом смысле сценарий не похож на книгу — для него характерен меньший объем написанного.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Script Step 6

    1

    Сформулируйте основу сюжета. Напишите короткое предложение или фразу, заключающую в себе основную идею, вокруг которой будут развиваться события. Это основа повествования, очень короткая мысль, формирующая цели происходящих событий и развития сюжета.

  2. Изображение с названием Write a Script Step 7

    2

    Сделайте набросок истории. Перед написанием собственно сценария и диалогов, продумайте основу сюжета и главные события — это поможет логично развивать повествование и не уходить слишком далеко в отступлениях. Набросок должен быть написан от третьего лица.

  3. Изображение с названием Write a Script Step 8

    3

    Пришло время насыщать рассказ деталями. Опишите основную интригу произведения, но добавьте много подробностей и вариантов развития событий; сейчас можно не думать о формате стили и тому подобном — дайте волю творчеству. В результате вы должны получить сюжет, личности героев, отношения, связи персонажей и саму суть истории. Можно использовать рисунки и диаграммы для наглядности, чтобы наглядно продемонстрировать другим интригу и персонажей сценария.

    • Ваши образы должны стать двигателями событий на экране или сцене, поэтому убедитесь, что они интересны и новы. Не обязательно сразу продумывать их до деталей, но они должны «вжиться» в свои собственные роли, пока пишется сценарий.
  4. Изображение с названием Write a Script Step 9

    4

    Теперь нужно все упорядочить и выбросить лишнее. Когда сценарий уже на бумаге, нужно найти все слабые места, перегружающие описания, чересчур сильные отступления — и вообще все, что затягивает ход событий и ослабляет впечатление от происходящего. Вам понадобится твердость: даже если вы полюбили какие-либо моменты или героев, это не говорит о том, что их стоит оставлять в сценарии после ревизии.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Script Step 10

    1

    Имея готовый набросок сценария, проведите исследование: посмотрите пьесы, телешоу и кинофильмы с аналогичным вашему сюжетом. Сравните вашу работу с другими. Возможно, вы переусердствовали — например, увлеклись тропами? Подумайте, чем ваше произведение отличается от просмотренных вами?

    • Постарайтесь глубоко прочувствовать написанное. Философски подойдите к теме и старайтесь мыслить нестандартно. Так ваш сценарий станет более увлекательным.
  2. Изображение с названием Write a Script Step 11

    2

    Упростите ваш стиль. Вам не нужны причудливые диалоги или сумасшедшие сцены, чтобы удержать интерес аудитории. Как и в написании книги, наиболее ценно — показать присходящее, а не рассказать о нем. Позвольте поступкам героев говорить за них, придайте больше смысла несказанному.[4]

  3. Изображение с названием Write a Script Step 12

    3

    Пропишите сюжет в формате сценария. Точная форма будет отличаться в зависимости от способа показа и даже от географии. Каждая сцена должна иметь заголовок с описанием, а перед каждой репликой должно быть имя произносящего ее героя и так далее. Продюсеры могут даже не взглянуть на сценарий, не соответствующий формату.

    • На этом этапе работы подумайте о приобретении программы для написания сценариев. Таких программ несколько, и они помогут вам придать тексту нужный вид.
  4. Изображение с названием Write a Script Step 13

    4

    Выдерживайте стиль. Помните, что главное в сценарии — действия и диалоги. Старайтесь, чтобы ваши герои говорили реалистично, и не смешивайте стили и лексику — если только не делаете это специально ради нужного эффекта.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Script Step 14

    1

    Опишите сцену. Не забудьте о важных деталях (например, время суток), месте действия и поведении героев. Это не менее важно самих диалогов.

  2. Изображение с названием Write a Script Step 15

    2

    Кратко описывайте действия. Передайте смысл происходящего, а детализацию оставьте режиссеру. Прописывать события «до миллиметра» — не задача писателя. Включив в описание слишком много деталей, вы только расстроитесь в итоге.

  3. Изображение с названием Write a Script Step 16

    3

    Уделите много времени работе над диалоговой частью. Диалог может как сделать персонаж интересным или уничтожить его. Что хуже — большинству людей исключительно тяжело дается написание диалогов. Чтобы получить нужный результат, запишите реальные разговоры — и вы сможете понять, как люди говорят в жизни и какие выражения используют.

    • Послушайте больше людей — так вы сможете придать герою интересные особенности и индивидуальность.
    • Чтобы герои не были похожи друг на друга, у них должен быть свой образ и свой «голос». Помните: образ героя определяет его положение, выбор слов и манеру речи.
    • Прочитайте ваши диалоги вслух, уделяя особое внимание звучанию: не слишком ли оно неуверенное, обыденное или чрезмерное.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Script Step 17

    1

    Отредактируйте сценарий, но не переборщите с перфекционизмом: стремитесь к совершенству, но не пытайтесь довести до него вашу работу.

  2. Изображение с названием Write a Script Step 18

    2

    Дайте прочесть оконченный сценарий тем людям, чье мнение вы уважаете. Обращайтесь к людям с разными вкусами и личными особенностями. Важно также, чтобы они хотели дать вам честный отзыв о вашей работе.

    • Не позволяйте себе расстраиваться, оскорбляться или злиться из-за критики или замечаний — они всего лишь мнения, а не факты. Доброжелательно и с энтузиазмом воспринимайте чужое мнение, но помните: менять что либо или нет — решать только вам.
  3. Изображение с названием Write a Script Step 19

    3

    Правьте вашу работу столько раз, сколько потребуется. Возможно, иногда это будет неприятно, но вы обрадуетесь, если в итоге сможете донести свое видение.

    Реклама

Советы

  • Определитесь с жанром сценария. Если это комедия, убедитесь, что другие тоже находят его смешным. Если пишете драму — делайте диалоги драматичными и захватывающими.
  • Сценарий должен звучать, как в жизни — а не так, будто это голос робота.
  • Если вы написали киносценарий, попробуйте воспользоваться одним из сервисов поиска новых сценариев — тогда вашу работу оценят профессионалы, а за ее сохранность не нужно будет опасаться.
  • Сценарий пьесы должен иметь титульную страницу с указанием названия, имени автора и приблизительной продолжительности. Сценические и прочие ремарки должны быть написаны курсивом.
  • Прежде чем писать на своей работе слово «киносценарий», проверьте ее на плагиат. Это можно сделать через интернет.
  • Возможно, вам стоит посетить курсы по написанию сценариев — там вы можете получить полезные навыки, особенно в плане развития сюжета, героев или написания диалогов.
  • Делайте сценарий максимально оригинальным.

Реклама

Предупреждения

  • Запаситесь терпением — писательство требует временных затрат, а результаты работы в спешке обычно бывают не на должном уровне. Посвятите написанию время — и получите прекрасный сценарий.
  • Не стоит ждать, что ваш первый сценарий сразу же будет нарасхват. В этот бизнес непросто войти.
  • Если вы захотите сделать постановку, вам нужен будет агент, который поможет передать сценарий продюсерам и режиссерам. Обычно процесс принятия сценария долгий и трудный, так что будьте терпеливы.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 147 200 раз.

Была ли эта статья полезной?

На чтение 11 мин Просмотров 4к. Обновлено 14.12.2022

Программы для сценаристов – это специализированный софт для быстрого решения сложных задач без привлечения лишних помощников и перерасхода времени. Стандартно программное обеспечение для написания сценария дополнена инструментами управления списками сцен, персонажей и локаций. Автору удобно контролировать как процесс развития сюжета, так и точность соответствия написанного текста первоначальной идее.

Сервисы для создания сценария выполняют проверку орфографии, позволяют выполнить импорт текста из файла, что способствует более удобному продолжению работы без необходимости рестарта. Опция экспорта выгружает сценарий из оболочки софта в нужный формат, например DOCX, FDX.

Важно сразу правильно выбрать оптимальные инструменты для написания сценария, чтобы творить с комфортом, а не отвлекаться на финансово технические траблы, которые сбивают настрой и креатив, замедляют процесс написания, влияют на качество результата.


Содержание

  1. Критерии отбора программного обеспечения для написания сценария
  2. Обзор лучших приложений для написания сценариев
  3. 1. Final Draft
  4. 2. КИТ сценарист
  5. 3. Writer Duet
  6. 4. Fade In
  7. 5. Celtx
  8. 6. Highland 2
  9. 7. Trelby
  10. 8. Causality
  11. 9. StudioBinder
  12. Что такое программа для написания сценария?
  13. Заключение

Критерии отбора программного обеспечения для написания сценария

Программы для сценаристов существенно экономят время, позволяя реализовать за короткий период больше задумок. При подборе сценарного софта оценивают такие ключевые факторы:

  1. Цена: в среднем варьируется от 0 до 250$;
  2. Наполненность функционала: часто авторам не хватает стандартного набора инструментов, например, очень полезны автоматическое резервное копирование, просмотр диалогов конкретного персонажа, сравнение версий скриптов для анализа внесенных изменений. Опция синтеза речи позволяет оценить достигнутый результат на слух;
  3. Совместимость с ОС: приложения для написания сценария выпущены под Windows, Linux, Mac.
  4. Формат итогового результата: программы для сценаристов предусматривают написание текстов в Apple Pages, MS Word или Google Docs.

Автору достаточно понять, что нужно ему и заказчику, оценить фактические критерии каждого приложения для написания сценария, и сделать окончательный выбор, опираясь на дальнейшую информацию в статье.


Обзор лучших приложений для написания сценариев

В этом руководстве мы рассмотрим популярные приложения для написания сценария, а также оценим особенности и возможности каждого из них.

1. Final Draft

Final Draft - программное обеспечение для написания сценария

Программное обеспечение для написания сценария Final Draft существует с 1990 года. Дополнена всеми командами редактирования текста со скриптами, способна форматировать содержимое под требования отраслевых стандартов. Оптимизирована под создание киносценариев, графических романов, комиксов, сериалов. Для удобства использования и лучшей визуализации реализована технология ярких цветовых кодов.

Функции:

  1. Ночной режим для лучшей контрастности и нивелирования отвлекающих факторов;
  2. Переброс диалогов из карточек в сценарий;
  3. Диктовка для голосового заполнения;
  4. Импорт файлов для упрощенного переформатирования;
  5. Добавление шрифтов для работы на нужном языке через вкладку Fonts;
  6. Водяные знаки для интеллектуальной защиты скриптов.

Интеграция:

  • Windows XP-11 (32/64 bit) от 512 MB RAM
  • macOS 10.14 и выше
  • iPhone (версия Final Draft Reader)

Плюсы:

  • Огромные словарь и тезаурус;
  • Свыше сотни шаблонов;
  • Удобный функционал для быстрого и комфортного ввода текста;
  • Простое управление сценами;
  • Принудительное сохранение нумерации страниц;
  • Легкое отслеживание внесенных правок.

Минусы:

  • Слабоинтуитивный интерфейс;
  • Нет проверки орфографии текстов на кириллице;
  • Возможны сбои при экспорте в pdf или rtf.

2. КИТ сценарист

КИТ Сценарист - приложения для написания сценария

Публичная альфа-версия программы КИТ Сценарист выпущена в 2014 году и претерпела свыше двух десятков обновлений. Сейчас доступен стабильный релиз программы для сценариев с индексом 0.7.2 rc14a.

Приложение представляет собой бесплатный софт с удобным меню и продуманным алгоритмом управления списками персонажей, локаций.

КИТ Сценарист ориентирован на русскоязычных авторов. Дополнен технологией карточного представления сценария для лучшей визуализации текстов. Полный список с возможностью быстрого перехода облегчает навигацию по текстам. Для максимальной информативности автора предусмотрено графическое отображение динамики сцен и активности персонажей.

Функционал:

  1. Проверка орфографии;
  2. Полноценная поддержка русского языка;
  3. Раскадровка;
  4. Качественный импорт/экспорт текста, включая FDX, PDF, TRELBY и DOCX;
  5. Синхронизация между устройствами через облачный сервис
  6. Четкая механика работы с актами и папками;
  7. Создание собственных шаблонов в специальной библиотеке;
  8. Практичный модуль сценария;
  9. Возможность изменения нумерации сцен с вставкой новых промежуточных действий;
  10. Наличие блока титров;
  11. Подсчет хронометража;
  12. Поддержка всех стандартов отечественного кинопроизводства.

Доступно на:

  • Windows
  • Mac OS 11.0 или новее
  • Linux
  • Android 5.0 и выше
  • iPhone с iOS 9.0 или новее

Преимущества:

  • Удобный текстовый редактор;
  • Возможность работать с карточками сцен;
  • Создание неограниченного количества историй;
  • Планирование сценария в виде карточек;
  • Бесплатное распространение;
  • Оперативная поддержка разработчиков на сайте и в аккаунтах соцсетей;
  • Редактирование в соответствии со стандартами индустрии.

Недостатки:

  • Возможны сбои при импорте сценария в облачный сервис и синхронизации галерей соавторов;
  • Удаление проектов из облака после завершения подписки.

Важно, что все недостатки программы КИТ Сценарист оперативно устраняются разработчиком, который постоянно мониторит отзывы и пожелания пользователей.

3. Writer Duet

Writer Duet - программа для форматирования сценария

Программное обеспечение Writer Duet создана в 2013 году. Оптимизирована для совместной работы нескольких авторов.

Поддерживает практичную технологию корректного разделения онлайн-работы между соавторами за счет выбора администратора с правом распределения полномочий и прав редактирования.

Программа для форматирования сценария поддерживает сохранение проектов в фирменном облаке. Разработано при участии известного автора научно-фантастических романов Саймона Хейнса, который тестировал софт на удобство и пригодность к авторской работе.

Возможности:

  1. Автосохранение правок;
  2. Автономный режим;
  3. Фильтрация по тегам;
  4. Экспорт из любой заданной точки;
  5. Переход из онлайн в отключенный режим;
  6. Сценарий с подсветкой;
  7. Автоматическое о стандартное форматирование.
  8. Выдача разнообразной статистики.

Интеграция:

  • Windows 7+
  • Mac с чипом Apple M1 или новее
  • Linux
  • Android 5.1 +
  • iPhone, iPad с iOS 11.0 или выше

Сильные стороны:

  • Легкое написание сценария;
  • Простое форматирование;
  • Совместная запись в реальном времени;
  • Бесплатная загрузка до 3 скриптов без ограничений по количеству времени и страниц;
  • Бесплатная базовая версия;
  • Хранения документов в облаке;
  • Небольшой размер инсталляции 38-39 Мб.

Слабые стороны:

  • Англоязычный интерфейс;
  • Ограниченный функционал бесплатной версии.

Writer Duet предоставит автору подробную статистику текста, учитывая специфику запроса по локациям, сценам, героям, временным линиям.

4. Fade In

Онлайн-программа Fade In разработана в 2011 году компанией GCC Productions при активном участии сценариста Кент Тессман.

Предусматривает работу с картами в полноэкранном режиме. Предлагает удобное создание PDF-пакетов, промаркированных водяными знакам.

Программа для написания сценария Fade In – неприхотливый, надежный софт со скромными системными требованиями. Предполагает совместную работу нескольких авторов.

Функции:

  1. Автоматическое форматирование сценария под требования отраслевых стандартов;
  2. Виртуальные каталожные карточки;
  3. Предварительный просмотр сцен в отдельном окне;
  4. Сохранение альтернативных вариантов диалога;
  5. Доска битов с цветовой кодировкой;
  6. Выборка всех диалогов конкретного персонажа.

В программе реализован таймер записи и голосовое прочтение сценария.

Доступно на:

  • Windows 7-11 (32/64 bit) от 512 MB RAM
  • Mac OS
  • Linux
  • Android 4.0.3+
  • iOS 11+ (включая iPhone и iPad)

Плюсы:

  • Понятный интерфейс;
  • Редактируемая панель управления;
  • Корректная работа с русскоязычными текстами;
  • Правильный экспорт в другие форматы;
  • Удобная работа с карточками;
  • Инсталляция словарей;
  • Возможность установки русского spell-checker для проверки правописания;

Минусы:

  • Англоязычный интерфейс;
  • Резкий скроллинг с перескакиванием от страницы к странице;
  • Возможны баги при импорте/экспорте текстов.

Стремительный рост популярности программы для сценаристов Fade In связан как с надежностью, удобством софта, так и тем, что бесплатная демо-версия обладает 99% функционала платного релиза за 80 долларов.

5. Celtx

Celtx - многофункциональная среда для написания сценария

Celtx представляет собой многофункциональную среду для создания сценариев с подробными визуальными раскадровками, описаниями планов, обстановки, локаций, персонажей.

Активно развивается с 2013 года, когда компания Celtx Studio сделала ставку на «облачный» формат. Готовые шаблоны упрощают как создание сценария, так и подготовку съемочного процесса.

Функционал:

  1. Рисование иллюстраций;
  2. Создание раскадровки с подписями;
  3. доработка эскизов в Photoshop с сохранением изменений в сценарной программе;;
  4. Указание хронометража;
  5. Составление вызывных листов;
  6. Совместная работа с соавторами в облаке;
  7. Библиотека графических символов для внесения заметок;
  8. Воспроизведение анимации;
  9. Совместная работа над проектами через веб-сеть;
  10. Редактор для написания романов;

Интеграция:

  • Windows XP-11
  • Mac OS Х 10.7+
  • Android 4+
  • iOS

Преимущества:

  • Удобное разделение на главы и сцены;
  • Полный набор инструментов для завершения проекта;
  • Поддержка привязки мультимедиа к тексту;
  • Обширная библиотека шаблонов;
  • Наличие русскоязычного интерфейса;
  • Контроль статистику персонажей;
  • Перевод сценариев в другой формат.

Недостатки:

  • Некорректное форматирование;
  • Плохая поддержка кириллицы;
  • Слабая проверка орфографии и грамматики.

6. Highland 2

Highland 2 - инновационный софт для сценаристов с выразительным дизайном

Highland 2 — инновационный софт для сценаристов с выразительным дизайном, продуманным интерфейсом, автоматическим автосохранением и упрощенным вводом текста. Активно развивается с 2017 года, как бесплатный конкурент Fade In и Final Draft.

Предусматривает цветную маркировку внесенных изменений. Оптимизирован для установки на macOS. Последние обновления позволяют бесплатно заполучить весь функционал для удобного написания сценариев любого размера.

Возможности:

  1. Универсальный формат создаваемых документов, которые можно просматривать стандартными текстовыми редакторами;
  2. Интеллектуальный алгоритм автозаполнения текстов;
  3. Полноэкранный режим;
  4. Гендерный анализ.
  5. Комфортный навигатор с дорожной картой сцен, заметок, разделов, персонажей;

Доступно на:

  • Windows 7-11 (через эмулятор)
  • Mac OS Х 10.13 +
  • iOS

Сильные стороны:

  • Небольшой размер;
  • Полноценный набор инструментов;
  • Удобная работа;
  • Пользовательские темы;
  • Контроль статистику персонажей;
  • Поддержка файлов, .markdown, fountain, txt;
  • Перевод сценариев в другой формат.
  • PDF с водяными знаками.

Слабые стороны:

  • Использование эмуляторов для установки под ОС Windows, Android;
  • Сырая поддержка кириллицы;
  • Слабая поддержка разработчика.

7. Trelby

Trelby - хорошо продуманное приложения для упрощенного написания сценария

Trelby — хорошо продуманное приложения для упрощенного написания сценария. Обладает широким перечнем пользовательских настроек. Разработана в 2003 году , но активно продвигается с 2011 года. Предусматривает регулярную доработку за счет мнений пользователей, которые оставляют пожелания в блоге на официальном сайте.

Программа для сценаристов Trelby – имеет открытый исходный код и распространяется бесплатно. Дополнена алгоритмом автоматической поддержки форматирования сценария для повышения эффективности написания истории от начала и до конца.

Функции:

  1. Редактор сценариев: Обеспечивает правильный формат сценария и нумерацию страниц, автоматическое заполнение и проверку орфографии.
  2. Мультиплатформенность: ведет себя одинаково на всех платформах, генерируя один и тот же вывод.
  3. Выбор вида: Несколько видов, включая черновик, режим WYSIWYG и полноэкранный режим в соответствии с вашим стилем письма.

Интеграция:

  • Windows XP-11 и Linux (наличие утилиты для исправления системных ошибок PC Repair)
  • Планируется версия для Mac

Плюсы:

  • 4 уровня настроек;
  • Возможность сохранения нескольких наборов настроек интерфейса для быстрого переключения;
  • Регулирование параметров форматирования для конкретного стиля элемента;
  • Импорт сценариев в формат , (Celtx , Adobe Story, Fountain, Fade In).
  • Импорт примечаний к сценарию в в виде заметок;
  • Полноэкранный режим;
  • Проверка орфографии;
  • Редактор титульного листа;
  • База данных имен персонажей (более 200 тыс. имен),
  • Технология сравнения скриптов для отслеживания внесенных изменений;
  • Полный спектр отчетности по диалогам, локациям, героям;
  • Поддержка пользовательских шрифтов.

Минусы:

  • Переполнение вкладок при длинных именах скриптов;
  • Не всегда работает поддержка заглавных букв;
  • Проблемы поддержки файлов, имена которых прописаны в юникоде.

8. Causality

Сценарное приложение Causality

Сценарное приложение Causality имеет оригинальную рабочую среду, которая представлена пробковой доской с карточками-сценами. Автору нужно заполнять и перемещать блоки, чтобы создать свой уникальный сюжет.

Оптимизирована под линейные сценарии, но предусматривает возможность развития отдельных веток и сюжетов. Алгоритм упрощенного построения причинно-следственных связей на доске избавляет автора от запоминания множества фактов и нивелирует риски сценарных ляпов.

Функционал:

  1. Сквозной подход для естественного пересечения сюжетных линий;
  2. Возможность заполнения подтекстных блоков с доп информацией;
  3. Временная шкала для корректной оценки хронологий событий;
  4. Удобная панель инструментов;
  5. Возможность ручной установки размера полей для удобства чтения результата.

Доступно на:

  • Windows (64-х) 7-11, Linux 18.04+
  • Mac OS Х 10.13 +
  • iOS (в разработке)

Преимущества:

  • Небольшой размер;
  • Превосходная визуализация всего проекта;
  • Курсорное перемещение по тексту;
  • Простое перетаскивание и добавление/удаление блоков со сценами;
  • Практичные клавиши-модификаторы с опцией замены Cmd на Ctrl и наоборот (кому что привычней);
  • Удобная навигация по сценарию;
  • Экспорт всей доски в PNG для отправки соавторам;
  • Полноэкранный режим.

Недостатки:

  • Необычный интерфейс, требующий изучения и привыкания;
  • Сложности со внесением правок в карточки.

9. StudioBinder

StudioBinder - специализированный сценарный софт с мощным модулем визуализации для построения оптимального макета съемок

StudioBinder — специализированный сценарный софт с мощным модулем визуализации для построения оптимального макета съемок. Обеспечивает исключительные условия для творчества без риска потери заметок и сносок.

Способствует точной оркестрации событий. Помогает создавать детальные сцены без проволочек по времени и переработок. Дополнен обширной базой шаблонов.

Возможности:

  1. Командная работа;
  2. Конструктор вызывных листов;
  3. Создание раскадровок по шаблонам и предпочтениям пользователя;
  4. Расписания съемок;
  5. Удобная панель инструментов.

Интеграция:

  • Windows 7-11 и Linux
  • Chrome OS
  • Mac OS Х
  • Web

Сильные стороны:

  • Редактор сценария;
  • Полноэкранный режим;
  • Проверка орфографии;
  • Поддержка шрифтов;
  • Активное развитие разработчиком.

Слабые стороны:

  • Большая стоимость;
  • Урезанный функционал бесплатной версии.

Что такое программа для написания сценария?

По сути, программы для написания сценариев — это сервисы для создания, редактирования, форматирования и печатания сценария для фильмов, телешоу или книг.

С их помощью сценаристы соблюдают строгие отраслевые правила форматирования, изучают и корректируют язык и грамматику, а также сохраняют резервные копии своих документов. Сценаристы могут добавлять действия, диалоги, сюжетные линии, заголовки сцен, переходы, скобки, имена персонажей и многое другое.


Заключение

Большинство программ для сценариев имеют как бесплатный (базовый), так и платный (профессиональный) релиз. Рабочие версии доступны для скачиваний на сайте разработчика, здесь же присутствует мануал по установке и использованию. Каждый желающий может бесплатно поэксплуатировать сценарный софт и рационально оценить необходимость вложений для приобретения профессиональной версии.

По возможности поделитесь обзором со своими коллегами и оставьте комментарий.

В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

С чего начать писать сценарий

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Создание сценария — творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять — стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

1Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат — полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.
 

  Помните, что идея, которая кажется вам стопроцентным блокбастером, не обязательно зацепит остальных. Автор зачастую не способен объективно отстраниться от своего труда, поэтому на самом раннем этапе полезно пропустить идею через критический фильтр тех, чьему мнению вы можете доверять.
 
 

2Логлайн — максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата драматургии. Постарайтесь ввести в логлайн какой-то конфликт и продемонстрировать оригинальность сюжета. Вот, например, логлайн, который вы легко узнаете.
 

  Молодой холостяк, регулярно отмечающий Новый Год с друзьями в бане, по стечению обстоятельств оказывается в другом городе и обнаруживает себя в квартире с молодой симпатичной женщиной. Куда приведет их это случайное знакомство?
 
 

3Когда общая концепция фильма уложилась в вашей голове, нужно подобрать 3-5 похожих фильмов в том же жанре. Они станут для вас ориентиром, но это не значит, что можно заимствовать из них идеи.
 

  Маститые сценаристы советуют регулярно анализировать чужие фильмы, разбирать их по сценам и кадрам, подмечая авторские приемы — так можно накопить опыт.
 
 

4Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто — второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Это будет структурой вашего сценария — его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария — это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.
 

  Если ответственно отнестись к подготовке двух этих документов — работать будет гораздо проще. Четкий план и структурированное видение сюжета — это половина всего сценария.
 
 

5Самое время приниматься за синопсис. С ним можно «продать» сценарий продюсерам. Синопсис — квинтэссенция вашего сценария. В нем должны быть кратко описаны завязка, опорные точки сюжета, кульминация и развязка фильма. Но все карты открывать сразу не стоит — синопсис должен заставить продюсера прочитать ваш сценарий целиком. Объем может составлять от 1000 знаков до двух-трех печатных страниц. С хорошо проработанным синопсисом уже можно приступать к поискам продюсера и режиссера для вашего будущего фильма.
 

  Часто судьба даже самой хорошей идеи заканчивается здесь — некачественный синопсис, невнятное изложение сюжета и банальные грамматические ошибки отправят ваш будущий фильм в мусорную корзину раньше, чем продюсер сможет разглядеть его потенциал.
 
 

6Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.
 

  Главная задача тритмента и сценарной заявки — захватить внимание, заинтриговать и продать вашу идею будущему заказчику. Именно с ними вы пойдёте к «большим людям» из киностудий.
 
 

7Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше — объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.
 

  Начинающие авторы часто совершают одну и ту же ошибку — едва поставив финальную точку в тексте, они принимаются перечитывать его и пытаться привести в порядок. И вот идея фильма уже не кажется такой привлекательной, диалоги выглядят натужными, а герои становятся похожими на одноклеточных амёб. Не поддавайтесь писательскому пессимизму — закройте текст, возьмите перерыв и отвлекитесь на что-нибудь другое, пока вас снова не посетит вдохновение.
 
 

8Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.
 

  Первая редакция должна усадить вас в кресло зрителя. Только поставив себя на его место можно увидеть преимущества и недостатки будущего фильма.
 
 

9А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма — все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам — может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух — похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.
 

  Научиться смотреть на свой текст как на чужой сложно, поэтому на любом из этих этапов полезно подключить к работе друзей и знакомых. В больших киностудиях к работе над первым драфтом сразу подключается команда профессиональных редакторов, и этот этап может стать самым тяжёлым для сценариста. Они «лучше» знают, как писать сценарий, и часто на глазах автора меняют его первоначальную идею до неузнаваемости.
 
 

10Поставив после многочисленных редакций последнюю точку, вернитесь в начало — самое время придумать название. Все заголовки, которыми были подписаны предыдущие документы — это всего лишь рабочие варианты. Но только теперь, когда вы полностью раскрыли всю свою идею, прописали весь сюжет и персонажей, можно определиться с финальным названием.
 

  Название должно быть кратким, понятным и отражающим всю суть фильма. Помните, что эти слова, рождённые бессонными ночами, будут потом красоваться на каждой афише, билборде и в заголовке статей, посвященных фильму.
 
 

Сценарий к фильму: образец

Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем — это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.
 

СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР

Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

ДИКТОР З/К:

А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ

Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

ВЕДУЩИЙ В/К:

С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА

Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

ВЕДУЩИЙ З/К:

Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.


Обложка: Andraz Lazic

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создай свой праздник
  • Сокращенный сценарий сказки снежная королева
  • Создай настроение праздника
  • Создай атмосферу праздника
  • Современные легкие салаты на праздник