Создание светового сценария

Мы начинаем публикацию материалов, посвященных созданию светового сценария с использованием современного светового оборудования. В этой статье речь пойдет о планировании концепции будущего шоу. Прежде всего необходимо определить задачи будущего светового сценария, получить четкое представление о том, каковы цели и ориентиры — и как вы их собираетесь достигнуть. Еще до того, как начать рисовать план на бумаге, у вас должен быть список приоритетов. Вот основные критерии светового дизайна: степень освещенности, фокусировка внимания, освещение для видео, моделирование, создание перспективы, эстетические соображения. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Мы начинаем публикацию материалов, посвященных созданию светового сценария с использованием современного светового оборудования. В этой статье речь пойдет о планировании концепции будущего шоу. Прежде всего необходимо определить задачи будущего светового сценария, получить четкое представление о том, каковы цели и ориентиры — и как вы их собираетесь достигнуть. Еще до того, как начать рисовать план на бумаге, у вас должен быть список приоритетов. Вот основные критерии светового дизайна: степень освещенности, фокусировка внимания, освещение для видео, моделирование, создание перспективы, эстетические соображения. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Степень освещенности

Степень освещенности является одной из самых главных задач светового сценария. Актер или музыкант, выступающий на сцене, должен быть освещен достаточно хорошо для того, чтобы публика могла его видеть. В театральном световом сценарии может требоваться, чтобы были хорошо видны черты лица актера и его мимика. В других случаях излишняя детализация черт лица может быть не обязательной. Степень освещенности исчисляется в люксах (lux) или фут-канделах (fc).

Фокусировка внимания

В течение представления внимание публики, разумеется, смещается с одного действующего лица на другое и с одной части сцены на другую. Однако художник по свету может и должен контролировать внимание аудитории. У него для этого имеется главное средство — свет. Хорошо освещая главных действующих лиц и основную часть сцены, на которой происходит действие, и при этом поддерживая более низкую степень освещенности на периферийных зонах и второстепенных деталях, художник по свету регулирует фокус внимания публики столь же легко, как это делает объектив фотоаппарата или видеокамеры.

Фокусировка внимания в одинаковой мере зависит как от светового контраста (разницы в уровне освещенности основных и второстепенных частей сцены), так и от общего уровня освещенности. Если равномерно осветить все, что есть на сцене, с уровнем 300 fc, то точка фокусировки будет отсутствовать: в этом случае ничто не притягивает взгляд зрителя и ничто заставляет его удерживать внимание на том или ином предмете или актере. Если же осветить главного героя с уровнем 150 fc, а на остальные части сцены отдать всего 25 fc, то можно быть уверенным, что взгляды публики будут притягиваться хорошо освещенным предметом, и никто не станет отвлекаться на рассматривание более темных участков.

Освещение для видео

В наши дни очень много представлений (как концертов, так и театральных постановок) идет с живым видео. Видео используется в одном из двух форматов: либо в виде живой съемки, которая проецируется на видеоэкраны с большим увеличением, либо в виде заранее подготовленного визуального контента, который воспроизводится во время шоу.

Если в шоу, с которым вы работаете, будет использоваться видео, то требования к освещению будут радикально отличаться от обычных. Уровень и равномерность освещенности, цветовая температура и направление света необходимо будет обсуждать с бригадой видеоинженеров и изменять эти параметры в соответствии с их требованиями. Лучше всего, если на самых ранних этапах разработки светового сценария вы обсудите его с видеорежиссером, чтобы выяснить, что от вас как от художника по свету может потребоваться. От того, как вы осветите действующих лиц и декорации, зависит качество съемки. Современные видеокамеры могут выполнять качественную съемку и при довольно низком уровне освещения, но все же при хорошем освещении будет меньше зерна.

Самое сложное — добиться равномерности освещения по всей сцене, особенно если исполнители много перемещаются во время действия или размещаются на сцене на большом расстоянии друг от друга. Если уровень освещенности будет неравномерным, то видеоинженеру придется все время изменять настройки видеокамеры в целях коррекции недостаточной или излишней экспозиции кадра. Сказать, что это ему не понравится — это не сказать ничего.

Моделирование

Одна из основных задач светового дизайна — придать форму и определенность актерам и декорациям путем моделирования их с помощью света. Смоделировать человека или предмет — значит подчеркнуть силуэт, текстуру и форму предмета путем освещения его с разных углов (и точного контроля над интенсивностью различных световых приборов), что позволит выявить информацию об объекте. Тут действуют те же базовые принципы, как и при съемке в фотостудии. Использование только фронтального освещения делает объект плоским, двумерным. Такое освещение не позволяет придать объекту определенности, глубины, выявить его характерные особенности.

Видеокамера обычно акцентирует тени, в результате чего они выглядят неестественно. Кроме того, при видеосъемке часто используют крупный масштаб, т.е. приближают предмет — тем самым усиливается интенсивность теней. По этим причинам, если в шоу используется видео, художник по свету должен выбрать такой прибор, который позволит осветить предмет более плоско. Но если световой сценарий должен работать прежде всего на публику, то художник по свету может моделировать предмет, подсвечивая его характерные особенности и стремясь к тому, чтобы он выглядел более натурально на расстоянии.

Создание глубины

Свет также может использоваться для создания глубины и перспективы. Управляя освещенностью переднего, среднего и заднего плана (фона), художник по свету делает сцену трехмерной, придает ей определенность. Благодаря этому предметы и люди перестают выглядеть так, словно они «сидят» на голове друг у друга или расположены в ряд. Фоновая подсветка также используется для подчеркивания формы и силуэта предмета.
Эстетика и настроение
Используя цветные лучи, паттерны и проекцию, художник по свету может изменять эстетику представления и влиять на настроение публики. Это одна из тех областей, в которой световые приборы с автоматическим управлением как ничто другое подходят для выполнения задачи. Они могут создавать яркую, праздничную атмосферу или темную и загадочную, или просто рисовать интересную с точки зрения эстетики картину. Несмотря на то, что у каждого человека есть свой собственный взгляд на то, что является эстетически приятным, а что — нет, существуют общие принципы. Художнику по свету необходимо знать, какие цвета контрастируют между собой, а какие гармонируют. Это знание является основой его творчества.

Заключение

В большинстве световых сценариев присутствует комбинация всех вышеперечисленных задач. Вам как художнику по свету необходимо выделить приоритетные области и максимально полно использовать имеющиеся в вашем распоряжении средства. Финальный результат — нередко компромисс между тем, что хотелось получить, и теми возможностями, что предоставляют современные технологии, ваши знания и творческие способности. Не будем также забывать и о бюджете проекта.

Продолжение

Текст Виталия Романова

Одним из наиболее эффектных приёмов для создания в доме комфортной и функциональной системы освещения является использование световых сценариев. О том, как правильно «написать» такой сценарий, и пойдёт речь в этой статье.

Что такое световой сценарий?

что такое световые сценарии

В помещении световые приборы решают разные задачи. Люстры создают общее освещение в комнате, точечные светильники подсвечивают скульптуру, торшеры освещают вашу любимую книгу, когда вы читаете. Все вместе они создают так называемый световой сценарий помещения, своеобразную световую «картину». Стоит заметить, что в рамках одного помещения могут быть реализованы разные световые сценарии в зависимости от функциональных или дизайнерских задач.

Специальные переключатели или пульты, а последнее время в качестве пультов используют мобильные телефоны и планшеты, позволяют одним нажатием клавиши менять световые сценарии в помещении в соответствии с вашим настроением, временем суток, видом деятельности.

Для просмотра телевизора вы включаете одно сочетание осветительных приборов. С приходом гостей переключаетесь на другое. Ложитесь спать — используете третье сочетание.

При создании светового сценария учитывают:

  • объединение световых приборов в функциональные группы;
  • сочетание нескольких типов световых приборов: люстр, бра, светильников;
  • расположение выключателей, переключателей, панелей управления, диммеров;
  • наличие датчиков движения и присутствия, сенсорных панелей управления светом;
  • параметры источника света (цветовую температуру, возможность диммирования);
  • расстановку мебели, способ открывания дверей;
  • функциональное предназначение помещений и отдельных зон;
  • цветовую гамму интерьера;
  • особенности естественного освещения комнат.

Кроме того, световой сценарий — это еще и подробный план действия для специалистов по электротехнике и автоматизации, которые будут монтировать и настраивать осветительные приборы.

Ещё пару десятилетий назад хозяина квартиры в плане освещения вполне удовлетворяла одна общая люстра в помещении и торшер возле кресла. В современных интерьерах используют до 6 световых групп. Именно увеличение количества групп света стало причиной появления световых сценариев. Чтобы создать определённое настроение в помещении, достаточно нажатием клавиши уменьшить яркость у одних светильников и добавить у других.

Скоординировать работу световых групп, создать наиболее правильные и удобные комбинации световых приборов, продумать сценарии — это задача целой команды специалистов, участвующих в создании световых сценариев и светодизайне. Результат которой — правильное, комфортное и удобное освещение.

Функции световых сценариев

функции световых сценариев

Каждый проект освещения направлен на решение ряда задач. Правильно подобранные световые сценарии:

  • преображает вид и восприятие помещения в зависимости от времени суток;
  • раскрывает достоинства интерьера, создает акценты;
  • поддерживает требуемый уровень освещения в помещении;
  • разделяет пространство на зоны;
  • способствует поддержанию психологического и физического комфорта;
  • обеспечивает функционал каждой отдельной световой сцены;
  • выполняет декоративную функцию.

Создание световых сценариев — это современный, модный, а самое главное, удобный подход к освещению интерьеров. Поэтому если вы находитесь на стадии выбора и проектирования системы освещения, обратите на него внимание. Изучение данного вопроса позволит вам найти индивидуальные и эксклюзивные решения.

Системы «умного» света (элементы «умного дома»)

системы умного света

Световые сценарии служат, прежде всего, для комфорта и удобства. Получить такой результат помогут автоматические системы управления освещением. Их программируют и настраивают по определенным параметрам (интенсивность, яркость и т. д.), и вам достаточно будет одним нажатием кнопки на пульте воспроизвести желаемую световую сцену в комнате.

В данном случае речь идёт о динамических световых сценариях. Их могут создавать сами пользователи, задавая системе необходимые параметры с помощью пульта или планшета.

Это удобная технология, которая будет экономить электричество, выключая осветительные приборы, когда в комнате никого нет. С её помощью можно создать отдельные комбинации освещения для различного времени дня (утренний, вечерний свет), случаев (праздничный, романтический свет), событий (работа, отдых).

Для создания таких систем используют компьютеризированную систему элементов автоматизации, управлять которой можно через центральную панель, мобильный телефон, планшет или пульт.

Некоторые приёмы создания световых сценариев

приёмы световых сценариев

Включите в световой сценарий уютного вечера настольные светильники и торшеры. Обычно они работают в ручном режиме, однако если их объединить в световую группу, то можно с помощью нажатия кнопки на пульте за несколько мгновений создать камерную атмосферу для спокойного общения или чтения.

Передвижение по дому или квартире в ночное время — это вечная проблема. Можно либо разбудить домочадцев ярким светом или самому в темноте наткнуться на какой-либо предмет. Сценарий ночного освещения решит проблему. С помощью клавиши у изголовья кровати можно включать свет на пути к санузлу на 10–15% мощности. А погасить его может повторное нажатие или автоматическая система. В данной схеме можно задействовать и датчики движения.

Используйте диммеры для регулирования яркости света. Они помогут обозначить в гостиной зону отдыха, рабочий уголок, зону для приема гостей. Чаще всего к диммерам подключают сразу несколько светильников. Поэтому с помощью регулятора можно изменять яркость всей световой группы или уровня.

Применение световых сценариев в различных помещениях

применение световых сценариев

В гостиной.

Для этого помещения можно создать несколько световых сценариев.

«Прием гостей»: максимальное освещение, освещение зоны обеденного стола.

«Просмотр телевизора»: приглушенный свет, не бликующий на телеэкране, мягкая домашняя атмосфера, создаётся с помощью торшеров и бра, подсветкой декоративных элементов потолка.

«Романтический ужин»: остаются светильники, акцентирующие внимание на обеденном столе, и мягкий общий свет, но не яркий, приглушённый.

В спальне.

В этой комнате не стоит создавать множество сценариев. Достаточно 2–3 основных.

«Утро»: включены все светильники — яркий свет способствует активизации сил организма.

«Время отдыха»: для создания мягкого света, способствующего расслаблению используйте сочетание приборов для чтения (бра, торшеров, светильников с гибким проводом) и скрытых источников общего света (закарнизной подсветки).

«Время сна»: остается лишь приглушенное свечение встроенных в пол светильников или светящейся светодиодной ленты у основания кровати.

Стоит сказать, что вариантов использования световых сценариев огромное множество. Всё зависит от вашей фантазии и задач. Придумывайте!

Световые сценарии — мощный и функциональный инструмент для дизайна помещения. Подписывайтесь на обновления нашего блога и «пишите» только качественные сценарии для своих световых работ.

Световые сценарии в дизайне интерьеров – это условные наборы инструментов, правил и рекомендаций, помогающие правильно использовать и комбинировать между собой разные источники света.

Такие инструменты используются с целью создания комфортных условий проживания в том или ином помещении. Их разработка – всегда индивидуальный процесс, учитывающий множество функциональных, психологических, физических и иных факторов.

Зачем нужны световые сценарии

Главный смысл разработки световых сценариев для дома состоит в том, чтобы при помощи различных источников света создавать пользователям максимально комфортные и удобные условия для повседневных дел и занятий.

Помимо этого световые сценарии могут решать следующие задачи:

  • «подстраивать» окружающее пространство и менять его визуальное восприятии в зависимости от разных потребностей владельцев;
  • расставлять в комнатах акценты и разделять пространство на функциональные зоны;
  • обеспечивать тот уровень освещённости комнат, который необходим и достаточен для использования помещений по назначению;
  • всеми доступными средствами поддерживать физический и психологический комфорт пользователей;
  • украшать пространство, делать его визуально более привлекательным и интересным.

Световые сценарии стали по-настоящему универсальными и очень эффективными инструментами для управления окружающим пространством и подстраивания его под индивидуальные потребности пользователей.

Как создаются световые сценарии

Световые сценарии

При создании световых сценариев чаще всего используются следующие инструменты:

  • одиночные или сгруппированные определённым образом осветительные приборы;
  • функциональные элементы осветительных систем: переключатели, розетки, панели управления, датчики движения и т.д.;
  • дополнительные опции осветительного оборудования: диммеры, регуляторы температуры света, системы дистанционного управления и т.д.;
  • окна и другие источники естественного света;
  • некоторые особенности интерьера: отделочные материалы, элементы меблировки помещения, зеркала и иные отражающие поверхности и т.д.

Принципы выбора осветительных приборов для той или иной комнаты дома и способы их размещения в интерьере определяются с учётом функционального назначения освещаемых зон и помещений.

Световые сценарии для разных комнат

Гостиная

Для главной комнаты дома существует огромное множество разнообразных световых сценариев. Подходящие подбираются исходя из интересов и увлечений пользователей этого помещения. Обычно в гостиной есть как минимум 3-4 источника света, в том числе традиционная люстра, настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.

С их помощью можно реализовать следующие световые сценарии:

  • «Для гостей». При нем света должно быть как можно больше, и особенно это касается обеденной зоны помещения. Такой сценарий создаёт в гостиной атмосферу, которая располагает к активному дружескому общению, веселью, обеспечивает праздничное настроение и т.д.

    Гостевое освещение

  • «Для семьи». При этом сценарии интенсивность света значительно ниже, чем при предыдущем. Подсветка включается только в определённых зонах – там, где вся семья собирается вместе, чтобы поужинать, почитать, посмотреть телевизор, заняться любимыми хобби и т.д. Нужный уровень света обеспечивается локальными светильниками без использования основной люстры.

    Семейное освещение

  • «Для двоих». Этот сценарий светом акцентирует внимание на зоне отдыха. Здесь локальные источники мягкого освещения создают приятную романтическую атмосферу, настраивающую на отдых и общение с близким человеком.

    Романтическое освещение

Для гостиной имеет смысл приобретать осветительное оборудование с дополнительными опциями: встроенными диммерами, дистанционным управлением, регуляторами температуры света и т.д. При помощи таких приборов гораздо проще настраивать нужный уровень освещённости и при необходимости переключаться между сценариями.

Спальня

Комната для отдыха не нуждается в большом количестве световых сценариев. Обычно здесь реализуются три основных варианта освещения:

  • утреннее – в это время включается самый яркий свет – такое освещение способствует пробуждению, бодрит и активизирует все силы организма. Утреннее освещение обычно создаёт основной источник света в помещении – потолочная люстра или её аналог;

    Освещение для спальни

  • вечернее – при котором комфортно отдыхать, читать любимую книгу, общаться с близким человеком – в общем, приятно проводить время перед сном. Для этого сценария актуально мягкое рассеянное освещение, которое способны создать локальные источники света – настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.;

    Свет в спальне

  • ночное – когда яркость света минимальна. Комната может освещаться только одним ночником, декоративной светодиодной лентой, встроенной в основание кровати или маломощными точечными светильниками, вмонтированными в пол комнаты. Такая подсветка не станет помехой для комфортного и полноценного сна, и с ней же гораздо удобнее будет передвигаться по комнате, если другие светильники включать нет возможности или желания.

    Подсветка в спальне

В некоторых квартирах спальня может совмещать в себе функции места для отдыха и рабочего кабинета. Для таких случаев необходимо продумать зонирующее освещение. В зоне для работы отдельно предусматривают локальные источники света, которые будут полноценно освещать рабочее место, но при этом не будут мешать тем, кто отдыхает здесь же.

Кухня

На кухне особенно важно соблюсти все нюансы организации основного и дополнительного освещения, ведь именно здесь нехватка света или его избыток могут создавать значительный дискомфорт всем пользователям помещения.

Освещение этой комнаты дома делится на рабочее и общее. Первое необходимо для комфортного приготовления пищи и решения других бытовых задач, второе обеспечивает комфортное пребывание на кухне во время семейных ужинов, дружеских посиделок и т.п.

  • Рабочее освещение чаще всего создаётся при помощи точечных светильников: это могут быть встраиваемые приборы, а если габариты кухни позволяют, то и трековые, и спот-системы освещения.

    Освещение в кухне

  • В обеденной зоне располагается потолочный светильник, обладающий достаточной яркостью, но не «бьющий» по глазам сидящих за столом. Это может быть, к примеру, светильник на подвесе с красивым объёмным абажуром или плафоном.

    Освещение в обеденной

В кухонное помещение лучше подбирать простые по форме и лёгкие в плане ухода осветительные приборы. Текстиль, хрусталь, сложный декор – здесь не особенно уместны, они сильно осложнят жизнь хозяйки, которой постоянно придётся мыть, протирать и стирать такие люстры.

Кабинет

Освещение рабочего пространства должно отвечать самым строгим критериям качества и безопасности. От того, насколько правильно подобран световой сценарий для кабинета, напрямую зависит и работоспособность человека, и его самочувствие во время нахождения в этом помещении.

Освещение для кабинета

При недостаточной освещённости будет постоянно чувствоваться сонливость, а также будут частыми проблемы с концентрацией на задачах. Если же света слишком много, он может стать источником раздражительности и повышенной утомляемости.

Для домашнего кабинета актуальны два основных световых сценария: общий и рабочий.

Первый «включается» в периоды отдыха, второй нужен для полноценной и результативной работы.

  • Общий свет обеспечивается основным светильником – как правило, это лаконичная люстра с несколькими режимами интенсивности освещения. Её могут дополнять торшеры, настенные бра и другие локальные светильники, размещённые в непосредственной близости от места отдыха.

    Освещение рабочего стола

  • Рабочий свет создают настольные лампы, споты или светильники-трансформеры, которые располагаются рядом с письменным столом или около него. Основное требование к ним – возможность изменения направления светового потока.

    Свет в кабинете

Выбирая место для светильника, нужно учитывать и то, является ли пользователь правшой или левшой. Если человек – правша, источник света должен располагаться с левой стороны стола, если левша – наоборот, с правой.

Детская

В комнате для ребёнка все элементы интерьера, включая систему освещения, должны подчиняться требованиям безопасности и удобства маленького пользователя. Осветительные приборы подбираются с учётом возраста и потребностей ребёнка.

Естественно, что светильники для комнаты новорождённого и для комнаты школьника будут соответствовать разным качественным и количественным критериям.

Освещение в детской

Оптимальной комбинацией для детской является использование основного потолочного светильника в сочетании с несколькими дополнительными приборами: ночником, торшером, настенным бра. В комнате для школьника будет нужна также настольная лампа.

Свет в детской

Все приборы лучше подбирать максимально простой формы и конструкции. У них не должно быть мелких элементов, острых углов и граней. Не стоит приобретать для ребёнка металлические, хрустальные или стеклянные светильники – они могут стать причиной травмы во время подвижных игр и иного активного времяпрепровождения. Лучше подобрать приборы с плафонами из прочного термостойкого пластика или абажурами из качественного текстиля.

Подсветка для детской

Свет в детской должен быть максимально близким к естественному, но не слишком тусклым и не слишком ярким. Если света будет не хватать, ребёнок скорей всего будет регулярно испытывать вялость, лень и апатию. От слишком яркого освещения будет накапливаться усталость и раздражительность.

Ванная

Для санузлов стандартной площади и планировки традиционным световым сценарием считается использование одного универсального светильника для всех случаев и ситуаций. Обычно в ванной комнате устанавливается потолочная люстра-таблетка или «тарелка» и её света вполне хватает для выполнения повседневных гигиенических процедур. Более просторные санузлы могут дополнительно освещаться парой настенных светильников, располагающихся в зоне зеркала.

Свет в ванной

На самом деле в интерьерном дизайне есть множество других приёмов, с помощью которых можно разнообразить световые сценарии для ванной комнаты. Среди них – использование:

  • точечной подсветки – встраиваемые споты могут заменить собой основной источник света. Они создают более яркое и энергоэффективное освещение, а сам интерьер при этом кажется более стильным и современным;

    Точечная подсветка в ванной

  • светодиодных лент – ими чаще всего декорируют зону хранения: полки, шкафчики, ниш и т.д. Если площадь и планировка позволяет LED-подсветкой можно декорировать основание ванной – это будет выглядеть очень эффектно и необычно;

    LED-освещение в ванной

  • цветных светильников – их используют в дополнение к основному источнику света. С помощью таких приборов можно легко менять настроение интерьера, создавая в помещении самые разные сценарии: для быстрого пробуждения, спокойного, отдыха, романтического времяпрепровождения и т.д.

    Цветное освещение в ванной

При разработке и реализации любого светового сценария в ванной комнате, нужно учитывать, что здесь допускается использовать только те приборы, которые имеют повышенный уровень влагозащиты. Это условие обеспечения безопасности всех пользователей помещения.

Светодизайн обладает поистине безграничными возможностями, но чтобы их реализовать в полной мере, важно внимательно разобраться с основными принципами построения световых сценариев, то есть изучить особенности разных типов осветительного оборудования и правила их комбинирования.

Перейти к новинкам светильников

Как создать световой сценарий в интерьере

2018-02-28

Свет – это один из самых важных аспектов в интерьере любой современной квартиры. Его правильное использование поможет скрыть недостатки комнаты, а неправильное, наоборот, многократно их усилить.

С его помощью вы можете акцентировать внимание на главных деталях обстановки. Возможности освещения в квартире безграничны! Сегодня мы поговорим о том, как правильно использовать свет в дизайне интерьера.

Световой сценарий – это негласные правила, которые необходимо соблюдать для создания качественного освещения в помещении. Согласитесь, что готовить еду при свете одного только бра не очень удобно, а использование одной люстры в узкой и длинной прихожей будет только раздражать? А каково будет находиться в небольшой спальне, увешанной крупными люстрами и другими мощными источниками света? Вот в этом и заключается цель светового сценария: создать максимально грамотное освещение, которое будет располагать к уюту и удобству при посещении комнаты.

Правильное использование светового сценария важно в любом помещении, вне зависимости от того, большое оно или маленькое, узкое или широкое. Кухня, ванная комната, прихожая, санузел, да и любая другая комната нуждается в тщательном планировании освещения, которое в будущем позволит вам наслаждаться пребыванием в комнате.

Первое и самое главное правило при создании сценария освещения – многофункциональность. Одного правильно подобранного светильника или люстры не хватит для комфортного использования комнаты. Продумайте наперёд отдельные функциональные зоны. Например, на кухне средних размеров нужно создать как минимум 4 сценария: посещение, приём гостей, приготовление пищи, обед/ужин.

Профессиональные дизайнеры интерьеров рекомендуют придерживаться этих базовых правил освещения:

  1. Не используйте слишком резкий и яркий свет там, где должна царить атмосфера уюта и покоя.
  2. Создайте несколько световых сценариев для отдельных ситуаций и времени суток. Утром необходим яркий свет, пробуждающий силы организма, а вечером – более мягкий, расслабляющий, настраивающий на отдых после рабочего дня.
  3. Разделяйте функциональные зоны помещения, используя настенные светильники, споты, подвесные и другие элементы освещения. Одними люстрами в помещении не обойтись.
  4. Визуально расширить маленькую комнату поможет направленное освещение. Направьте несколько источников света на стены, и маленькое помещение существенно расширится.
  5. Низкие потолки поможет замаскировать свет, направленный снизу вверх.
  6. В маленьких помещениях верхнее освещение создаёт чувство дискомфорта. Рекомендуется использовать бра, расположенные по периметру комнаты.
  7. Цвет и яркость освещения подбирается в зависимости от материалов, из которых изготовлен интерьер. Использование белых и глянцевых предметов в интерьере помогает отражать свет, в то время как любые тёмные предметы будут его поглощать.
  8. Используйте игру цвета при выборе абажуров. Оттенки сиреневого цвета, например, имеют сексуальную энергетику и будут очень уместны в спальне. Розовый – цвет беззаботности, винные оттенки создают свет, маскирующий недостатки внешности, а оттенки желтого и оранжевого цветов удачно скрывают недостатки кожи.

Правильно создать световой сценарий в каждом отдельном помещении – это целое искусство. Если вы не хотите тратить деньги на профессионального дизайнера, способного самостоятельно проработать каждую комнату в индивидуальном порядке, мы готовы предложить вам несколько простых советов. С их помощью вы сможете самостоятельно обустроить комнату так, чтобы сравнять все её недочёты и выделить главные преимущества.

Сценарий освещения в гостиной напрямую зависит от того, как вы используете эту комнату. Кто-то традиционно принимает здесь гостей, кто-то использует помещение исключительно для отдыха и чтения книг, а кто-то любит проводить здесь время со своей семьёй. В любом случае, здесь необходимо устанавливать как минимум три-четыре источника света для разных сценариев. Например:

  • Приём гостей. Для этого сценария рекомендуется использовать сразу все возможные источники света для создания праздничного и светлого настроения. Используется люстра, бра, настольные светильники.
  • Времяпровождение за столом с семьёй или друзьями. Рекомендуется установка бра. торшеров или настольных светильников для освещения дивана, журнального столика или другого места. Люстра чаще всего при таком сценарии отключена.
  • Чтение книг. Бра или спот рекомендуется размещать над креслом или диваном. Лучшим вариантом будет установка направленного источника освещения.

Обычно спальня ассоциируется исключительно со сном. Однако не забывайте, что у многих спальня совмещается с гардеробной, местом для отдыха, а у некоторых и вовсе с рабочим местом или целым мини-офисом. Важно продумать для каждой зоны отдельный источник света, особенно для рабочего места. Над столом, если такой имеется, необходимо создать рассеянный мягкий свет, который не будет напрягать глаза и не разбудит вашу вторую половину в случае, если придётся задержаться допоздна.

В гардеробной рекомендуется устанавливать яркий (более 100 Lux) свет, который позволит быстро выбрать подходящую вещь и заметить любые недостатки одежды. Остальные участки комнаты можно освещать мягкими источниками с абажурами, цвет которых напрямую зависит от желаемого настроения помещения.

Важно

Люкс (или Lux) – это единица измерения, позволяющая рассчитать уровень освещенности на улице или в помещении. Например, 100 Люкс – освещенность на улице в пасмурный день. 400 Люкс – освещенность улицы на восходе или закате солнца. До 500 Люкс – стандарт для освещения офисов и кабинетов. От 10 до 25 тысяч Lux – солнечный ясный день, свет в тени.

На кухне особое внимание выделяется световому сценарию в рабочей зоне. Приготовление пищи нуждается в повышенном внимании, особенно при контакте с режущими предметами и кипящей водой. Создайте локальное освещение, использующее большое количество источников света. Отличным вариантом будет использование направленных светильников с максимальной яркостью. Часто светильники встраивают в шкафы, вытяжки, полки и другие предметы мебели и бытовой техники, расположенной в рабочей зоне.

В зоне принятия пищи и приёма гостей используется более мягкий, чаще всего рассеянный свет. Объясняется это просто: при приёме пищи человек нуждается в расслаблении и уюте, что достигается использованием мягкого освещения.

В рабочем кабинете или офисе освещение всегда должно быть ярким (не считая кабинетов, встроенных в спальню). Большинство дизайнеров рекомендует использовать освещение на уровне 400-500 Lux, что не позволит работающему человеку терять концентрацию, ощущать сонливость и просто терять работоспособность. Яркое искусственное освещение активизирует все силы организма, гарантируя работоспособность на протяжении всего дня.

Если кабинет расположен непосредственно в квартире, то мы рекомендуем соблюдать несколько простых правил:

  • Создайте как минимум два сценария освещения: общий и рабочий. Общее освещение будет работать для комфортного нахождения в помещении, а рабочее – для концентрации за рабочим столом.
  • Свет на рабочую поверхность должен падать слева, если владелец стола – правша; справа, если владелец – левша.
  • Используйте стандартные рекомендации по освещению. Оригинальность и неординарность здесь лучше принести в жертву стандартным решениям, гарантирующим работоспособность и концентрацию.
  • На рабочем столе используйте мощный светильник, желательно на эластичной ножке или в корпусе-трансформере. Возможность направлять свет на нужное вам место – важная черта локального светового сценария.
  • Выбирайте абажуры из светорассеивающих материалов. Это поможет сохранить зрение и позволит избежать быстрой утомляемости глаз.

По мнению профессиональных дизайнеров, стандарт яркости освещения для детской комнаты – не более 200 Lux. Менее яркое освещение станет причиной вялости и лени ребёнка, слишком яркое будет негативно влиять на поведение и восприятие. В оформлении детской комнаты необходимо использовать как минимум два источника света: центральная люстра и один или несколько настольных светильников. По желанию устанавливают бра.

Выбирая светильники, не забудьте позаботиться об их безопасности для ребёнка. Попытка вашего чада детально изучить абажур не должна закончиться для него травмами. Особенно травмоопасными могут быть стеклянные плафоны, которые рано или поздно могут упасть и разлететься на осколки. Не менее опасны и модели с металлическими декоративными элементами.

Лучшие детские абажуры – тканевые и пластиковые. Они не разбиваются, не содержат в себе острых граней и декоративных элементов, способных поранить ребёнка.

Это же правило касается настольных светильников, особенно в комнатах детей до 7-10 лет.

Световой сценарий ванной комнаты не менее важен, чем правильная расстановка освещения на кухне. Это ещё одно помещение, которое нуждается не только в комфорте, но и в безопасности для людей любого возраста. Помимо классического центрального освещения и настенных бра, существует и много других интересных примеров освещения. Например:

  • Светодиодные ленты. Потолки, ниши, периметр ванны или зеркал, рельефы и другие выпирающие элементы часто украшаются ленточными источниками света.
  • Напольное освещение. Редко встречается у нас, зато пользуется огромной популярностью в Европе. Визуально увеличивает ванную комнату, параллельно привнося в её интерьер нотку элегантности и неповторимости.
  • RGB-освещение. Цветные источники освещения, которые переключаются регулятором или пультом ДУ – это универсальное дополнение для любых сценариев освещения! Вы сможете подобрать свет для расслабления, для утреннего умывания, для романтического принятия ванной.
  • Точечное освещение. Небольшие лампы, пронизывающие потолок – это оригинальное, экономное и достаточно яркое освещение для небольшой ванной комнаты.

Световые сценарии – это важный пункт в оформлении любого интерьера. Современная квартира с правильно проработанными зонами освещения – это идеальное место для работы, отдыха, приёма гостей и другого времяпровождения. Учитывайте особенности освещения, и вы гарантированно получите комфортную квартиру, жизнь в которой будет радовать вас каждый день.

Световой сценарий – это некий свод правил и рекомендаций, подсказывающих, как нужно использовать и комбинировать разнообразные источники света, чтобы создать в помещении условия, комфортные для проживания или занятия определёнными видами деятельности. Световые сценарии разрабатываются на основании множества факторов отдельно для каждой комнаты в доме или квартире.

Главные принципы создания световых сценариев

Один из родоначальников профессионального светодизайна американский архитектор Ричард Келли определил три важнейших принципа работы со светом при оформлении интерьеров и экстерьеров.

Свет – чтобы видеть

Светодизайн

Основная задача освещения состоит в обеспечении визуального комфорта от нахождения в том или ином пространстве. Чтобы световой сценарий в полной мере соответствовал возлагаемым на него надеждам, при его разработке нужно руководствоваться соответствующими нормативами для жилых и рабочих зон, а также разбираться в возможностях и ограничениях по использованию тех или иных источников света.

Свет – чтобы увидеть

Световой дизайн

Этот принцип подразумевает, что свет должен взаимодействовать с пространством, направляя внимание на те или иные объекты. Благодаря правильному расположению источников света можно полностью изменять восприятие помещения, придавать ему дополнительные объёмы, делить на зоны, интересно обыгрывать особенности.

Свет – чтобы смотреть

Дизайн освещения

Свет представляет собой не только функциональный инструмент, но и средство декорирования интерьеров и экстерьеров. Подчиняя освещение определённому сценарию, дизайнеры могут влиять на восприятие пространства. Благодаря этому в помещениях создаётся атмосфера, которая соответствует их назначению: к примеру, яркий белый свет в ванной комнате помогает легче и быстрее просыпаться по утрам, а мягкое успокаивающее освещение в спальне способствует комфортному засыпанию и полноценному отдыху.

Возможности светодизайна практически безграничны, но для их грамотной реализации нужно обязательно изучить основные правила и способы комбинирования разнообразных осветительных приборов и других нужных устройств и механизмов.

Функции и инструменты световых сценариев

Световые сценарии нужны, прежде всего, для обеспечения комфорта и удобства, но каждый из них также имеет свою цель и выполняет в помещении чётко определённые функции. Среди них:

  • преображение общего вида помещения и восприятия интерьера под разные потребности владельцев;
  • зонирование пространства, расстановка акцентов;
  • обеспечение нужного уровня освещённости помещения;
  • участие в поддержании психологического и физического комфорта;
  • декоративное оформление пространства.

Достичь той или иной цели в дизайне интерьера при помощи освещения помогают следующие инструменты:

  • осветительные приборы различного назначения, объединённые в функциональные группы;
  • определённым образом расположенные в помещении выключатели, панели управления, датчики движения и т.п.;
  • встроенные опции светильников: диммеры, дистанционное управление и другие;
  • источники естественного света;
  • особенности отделки и меблировки помещения (цветовая гамма, отражающие поверхности).

Распределение источников света по квартире или дому осуществляется исходя из функционального назначения отдельных зон и комнат.

Световые сценарии для разных помещений

Гостиная

Сценарии освещения для гостиной подбираются исходя из увлечений и любимых способов времяпрепровождения всех членов семьи. В любом случае для этой комнаты необходимы как минимум 3-4 полноценных источника света: потолочная люстра и в дополнение к ней настольная лампа, бра, торшер.

Популярными сценариями для гостиной являются:

  • «Гостевой», требующий максимального освещения (особенно в обеденной зоне). Когда в комнате включена на полную мощность потолочная люстра и в дополнение к ней работают светильники над обеденным столом, атмосфера в помещении становится более праздничной и располагающей к оживлённому общению и веселью.

    Гостевое освещение

  • «Семейный», не нуждающийся в интенсивном свете, но требующий хорошей подсветки определённых зон, где собираются вместе для просмотра телевизора, чтения или просто общения все члены семьи. Нужное настроение поддержат торшеры или бра, расположенные около дивана, а также подвесные светильники или споты над обеденным столом или кофейным столиком. Люстру при этом сценарии обычно не включают.

    Семейное освещение

  • «Романтический», акцентирующий внимание на зоне отдыха при помощи мягкого приятного света. В этом сценарии особенно уместно использование свечей или светильников, их имитирующих.

    Романтическое освещение

В гостиной особенно актуально использование светильников с диммерами, дистанционным управлением и другими полезными опциями. При помощи многофункциональных приборов гораздо проще и быстрее переключаться между разными сценариями освещения.

Спальня

В комнате для отдыха нет необходимости создавать много сценариев освещения. Для комфортного времяпрепровождения здесь хватает обычно 2-3 вариантов:

  • «Утренний», когда включены самые яркие источники света. В хорошо освещённой комнате активизируются все силы организма, сонливость уступает место бодрости.

    Утреннее освещение

  • «Вечерний», когда в помещении нужно создать атмосферу для спокойного отдыха перед сном, чтения или неспешного общения с близкими. Для такой обстановки актуален мягкий рассеянный свет, который проще всего организовать при помощи прикроватных светильников-бра или торшеров. В дополнение к ним для большего уюта можно использовать скрытые источники света (например, закарнизную подсветку).

    Вечернее освещение

  • «Ночной», когда комната освещается только приглушенным светом подсветки, встроенной в пол, или светодиодной ленты, украшающей основание кровати. Такое освещение совершенно не мешает спящим, но бывает полезным, например, когда нужно пройти по комнате, не включая другие источники света.

    Ночное освещение

Иногда спальня может служить своим хозяевам ещё и рабочим местом. В этом случае необходимо предусмотреть в зоне, предназначенной для работы, полноценное локальное освещение, которое при этом не будет мешать членам семьи, отдыхающим здесь же. Обычно для этого используется хорошая настольная лампа с возможностью регулировки яркости и интенсивности света.

Кухня

Кухня – это то помещение в доме, где ошибки в организации освещения чувствуются особенно остро, ведь неправильно размещённые над обеденным столом светильники или недостаточно освещённая рабочая зона могут доставить немало дискомфорта пользователям.

Подсветка в кухне

Подсветку рабочей зоны чаще всего выполняют при помощи встроенных светильников. Если габариты помещения позволяют, можно использовать также трековые системы или споты. Обеденная зона нуждается в достаточно ярком, но не бьющем в глаза освещении. Его сможет создать, к примеру, светильник-подвес.

Освещение на кухне

На кухне стоит использовать только такие приборы, которые не требуют сложного и частого ухода за собой. Обычно сюда приобретаются светильники лаконичной формы, выполненные из стекла или высококачественного пластика. Тканевым абажурам на кухне не место – они очень быстро пачкаются и впитывают запахи.

Кабинет

Рабочее пространство предъявляет высокие требования к качеству освещения. В кабинете обязательно должно быть светло, иначе работающий в нем человек будет быстро уставать, постоянно ощущать сонливость, терять концентрацию.

Если кабинет – не офисное помещение, и располагается он в квартире или доме, для него стоит создать два сценария освещения: общий и рабочий. Общий будет нужен для периодов отдыха, а рабочий настроит на нужную «волну», когда потребуется заняться делами.

Освещение кабинета

Общее освещение обычно обеспечивает потолочный светильник и дополнительные источники света около дивана, кресла или журнального столика. Рабочее – настольные лампы, споты, светильники-трансформеры, позволяющие менять направление светового потока и т.п. Свет для работы должен быть яркий, а значит, особое внимание при выборе светильника на стол нужно уделить параметру мощности.

Подсветка в кабинете

При размещении приборов нужно учитывать, что свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны, если пользователь – правша, и, соответственно, с правой, если владелец стола – левша.

Ванная

Традиционный сценарий освещения ванной комнаты обычно ограничивается использованием универсального потолочного светильника. Этот источник света иногда дополняется парой приборов, обеспечивающих дополнительную подсветку в области зеркала.

Чтобы разнообразить освещение санузла и сделать его более комфортным и функциональным, стоит опробовать следующие варианты подсветки для ванной комнаты:

  • точечные источники света – несколько светильников-спотов, размещённых на потолке вместо стандартного одиночного прибора, дадут яркое и экономичное освещение, сделав сам интерьер помещения более легким и современным;

    Точечное освещение в ванной

  • светодиодные ленты – ленточную LED-подсветку чаще всего используют для декорирования полок, шкафчиков, ниш и зеркал. Эффектно и необычно также смотрится ванна, подсвеченная светодиодной лентой по периметру на уровне пола;

    Светодиодное освещение в ванной

  • цветные светильники – такие источники света могут стать отличным дополнением к основным приборам. С их помощью можно создавать любые сценарии освещения: для бодрого утра, спокойного отдыха, романтического вечера;

    Цветное освещение в ванной

  • напольные осветительные приборы – редкий тип освещения для ванной комнаты, актуальный скорей для просторных помещений. Придаёт интерьеру элегантности, зрительно расширяет пространство.

    Напольное освещение в ванной

Все светильники, используемые в ванной комнате, должны иметь повышенную степень влагозащиты, в противном случае их использование в помещении с повышенной влажностью может быть небезопасным.

Детская

Световой сценарий для комнаты ребёнка составляется, прежде всего, исходя из соображений комфорта юных пользователей и полной безопасности всех источников света для них. Освещение в детской должно быть достаточно ярким: тусклый свет может стать одной из причин вялости и лени, а слишком яркий – будет провоцировать быструю утомляемость и раздражительность.

Освещение в детской

В комнате ребёнка оптимально использовать комбинацию из основного потолочного светильника и одного или нескольких дополнительных источников света (настольной лампы, торшера или настенного бра). Наиболее подходящие с точки зрения конструктивных особенностей приборы для детской – те, что имеют простую форму без мелких элементов, острых углов и граней. Их абажуры и плафоны должны быть выполнены из ткани или высокопрочного экологичного пластика. Стеклянные и металлические элементы травмоопасны.

Световые сценарии – это универсальный и очень эффективный инструмент дизайна интерьера. С их помощью можно управлять всей системой освещения дома, легко подстраивая свет под текущие потребности членов семьи.

Выбрать популярные модели светильников

Основные приоритеты в создании светового сценария

При планировании очередного шоу необходимо задуматься об оформлении с применением новейших разработок в области светового оборудования. Заранее надо распланировать будущее представление, наметить ориентиры и цели. Разработать концепцию их достижения.

Список приоритетов

Сначала нужно определить задачи светового сценария и нарисовать план расположения софитов, лазерных установок и т.д. Но перед этим необходимо составить список приоритетов.

Вот он:

  • — уровень освещенности;
  • — заострение (фокусировка) внимания;
  • — освещение при показе видеофрагментов;
  • — моделирование (подчеркивание);
  • — создание эффекта глубины (перспектива).

Уровень освещенности

Этот параметр один из важных в световом сценарии. Выступающего музыканта, актера, певца публика должна видеть хорошо, поэтому его надо осветить.

В одном случае (например, в театре) нужен свет, падающий на лицо, чтобы можно было легко различить мимику. В другом варианте (в танцах, например) – такая детализация не всегда уместна.

Фокусировка внимания

Во время шоу с несколькими артистами на сцене, необходимо быстро переключать свет на говорящего или поющего. При этом на периферии необходимо понижать освещенность.

Художник по свету заостряет внимание людей на определенной зоне или человеке. Говорят, что он регулирует фокус зрителей.

Освещение при показе видеофрагментов

Во многих шоу показывают отрывки видео различного качества. Чтобы они смотрелись гармонично во время представления, необходимо обсудить все нюансы показа с видеоинженерами.

Многие видеокадры бывают блеклые. Если освещение плохое, то при перемещении фокуса они могут и вовсе смазаться. Чтобы этого не произошло, видеоинженеру придется подстраивать камеру много раз, что ему не очень понравится.

Моделирование и создание перспективы

Это процесс позволяет подчеркнуть текстуру, форму и силуэт, освещая их с определенных углов. При этом необходимо держать под контролем интенсивность и насыщенность приборов и светофильтров.

Глубина может быть создана при специальном освещении заднего плана, среднего и переднего. Такая подсветка часто используется для иллюзии (например, маленький гномик)

Для поддержания эффекта глубины можно взять в аренду звуковое оборудование и включить затухающую реверберацию.

Ранее мы рассказывали про историю протоколов управления световым оборудованием. Настало время сделать свое шоу!

Под катом рассказываем о нюансах создания собственного светового шоу, которое пригодится не только на Новый год. Проект не самый простой, но результат стоит того, чтобы потратить на него пару часов своего времени.

Для создания собственного светового шоу требуются «умные» источники света и пульт управления. Наиболее доступное решение — использование адресных светодиодных лент на базе WS2818b и микроконтроллера с Wi-Fi. Подробную инструкцию по работе с адресной светодиодной лентой можно найти в блоге AlexGyver, а программную часть взять у проекта WLED.

В современных домашних инсталляциях для управления светом удобнее всего использовать Wi-Fi и протокол E1.31, а в качестве программы для создания шоу — xLights. Мы решили пойти дальше и разработать собственное E1.31-совместимое устройство и запрограммировать с его помощью небольшое светопреставление. Выбор пал на Minecraft.

Энтузиасты проводят в этой популярной «песочнице» разные мероприятия, в том числе квартирники, спектакли и вебинары. Во всех случаях игра выполняет роль самостоятельной и независимой виртуальной площадки. В нашем случае «сценическое оборудование» находится внутри игры, а пульт управления — снаружи. Эту проблему решает плагин для сервера Minecraft.

Все описанное в статье применимо к любому проекту, где возможно подключение к интернету и есть контролируемые осветительные приборы.

Протокол E1.31


Хотя Art-Net проще, мы выбрали стандартизированный sACN (E1.31). В интернете можно найти реализацию для языков C, C#, Python. Java — не лучший язык для обработки байтового потока, но другого не надо. Необходимая нам функциональность — получение пакетов E1.31 и извлечение необходимых данных, поэтому мы напишем свой приемник. Пакеты sACN отправляются по UDP и состоят из трех слоев. Структура пакета в нотации языка С, взятая из libe131:

/* E1.31 Packet Type */
/* All packet contents shall be transmitted in network byte order (big endian) */
typedef union {
  PACK(struct {
    PACK(struct { /* ACN Root Layer: 38 bytes */
      uint16_t preamble_size;    /* Preamble Size */
      uint16_t postamble_size;   /* Post-amble Size */
      uint8_t  acn_pid[12];      /* ACN Packet Identifier */
      uint16_t flength;          /* Flags (high 4 bits) & Length (low 12 bits) */
      uint32_t vector;           /* Layer Vector */
      uint8_t  cid[16];          /* Component Identifier (UUID) */
    }) root;

    PACK(struct { /* Framing Layer: 77 bytes */
      uint16_t flength;          /* Flags (high 4 bits) & Length (low 12 bits) */
      uint32_t vector;           /* Layer Vector */
      uint8_t  source_name[64];  /* User Assigned Name of Source (UTF-8) */
      uint8_t  priority;         /* Packet Priority (0-200, default 100) */
      uint16_t reserved;         /* Reserved (should be always 0) */
      uint8_t  seq_number;       /* Sequence Number (detect duplicates or out of order packets) */
      uint8_t  options;          /* Options Flags (bit 7: preview data, bit 6: stream terminated) */
      uint16_t universe;         /* DMX Universe Number */
    }) frame;

    PACK(struct { /* Device Management Protocol (DMP) Layer: 523 bytes */
      uint16_t flength;          /* Flags (high 4 bits) / Length (low 12 bits) */
      uint8_t  vector;           /* Layer Vector */
      uint8_t  type;             /* Address Type & Data Type */
      uint16_t first_addr;       /* First Property Address */
      uint16_t addr_inc;         /* Address Increment */
      uint16_t prop_val_cnt;     /* Property Value Count (1 + number of slots) */
      uint8_t  prop_val[513];    /* Property Values (DMX start code + slots data) */
    }) dmp;
  });

  uint8_t raw[638]; /* raw buffer view: 638 bytes */
} e131_packet_t;

Нам интересны следующие поля:

  • номер последовательности — seq_number;
  • номер DMX Universe — universe;
  • количество байт DMX-информации в данном пакете — prop_val_cnt;
  • байты DMX-информации — prop_val;

Так как данные отправляются с большой частотой и по ненадежному UDP, то перепутать пакеты местами достаточно просто. Значение seq_number обозначает номер последовательности и фактически обозначает номер «кадра» в световом шоу, позволяя отбрасывать пакеты с номером меньше актуального. Значение universe помогает упорядочивать пакеты внутри кадра.

Обратите внимание, что один E1.31-пакет может содержать не больше 511 байт полезной информации. Согласно стандарту DMX, нулевой байт, называющийся стартовым кодом, зарезервирован и должен быть равен нулю.

При наличии более одной DMX-области полученные пакеты необходимо упорядочить и объединить DMX-данные, удалив нулевой байт из каждой DMX-области. Полученные DMX-данные можно использовать для управления освещением.

Настраиваем xLights


xLights — свободно распространяемое программное обеспечение для управления DMX-контроллерами. Данная программа поддерживает Windows, Linux и macOS. На момент написания статьи на странице загрузки актуальная версия — 2020.56.

Стартовое окно xLights

Сперва необходимо подключить все доступные контроллеры. Контроллер — это устройство, которое принимает пакеты E1.31, извлекает из них данные и отправляет подключенным DMX-устройствам. В нашем случае контроллер один — сервер Minecraft. Однако если вы используете светодиодные ленты, то скорее всего у каждой ленты будет свой контроллер.

Добавление контроллера — необязательная операция, придумать композицию и протестировать эффекты можно и без наличия осветительных приборов.

Мы используем E1.31, поэтому выбираем «Add Ethernet» и в правой половине указываем необходимые для подключения данные: IP-адрес, протокол E131, номер начальной DMX-области и количество областей.

Количество областей напрямую зависит от количества каналов. Так, при использовании светодиодной ленты WS2812B каждый светодиод требует три канала. Таким образом, одна DMX-область может управлять только 170 светодиодами. Если светодиодов больше, то данному устройству нужно выделить больше DMX-областей.

Добавление контроллера

После указания всех необходимых данных нажимаем на кнопку «Save», которая окрашивается в красный цвет при наличии несохраненных изменений. Мы указали две DMX-области по 510 каналов (511 вместе со стартовым кодом). Число 510 выбрано неслучайно, оно кратно трем, а все RGB-устройства имеют количество каналов, кратное трем.

Обратите внимание, что настройки контроллеров и композиции сохраняются в каталог, который указан как каталог шоу (Show Directory).

После настройки контроллеров можно переходить к настройке композиции.

Организация композиции

Вкладка Layout

Переходим на вкладку Layout в xLights. На данной вкладке можно видеть три области:

  • список моделей (левая верхняя четверть);
  • настройки выделенной модели (левая нижняя четверть);
  • внешний вид инсталляции (правая половина).

При первом открытии ни одна модель не выделена, а в настройках доступны параметры композиции. В параметре Background Image можно указать изображение, например, фотографию дома, квартиры или любого места, которое планируется для организации шоу.

Для добавления устройства в композицию необходимо выбрать его тип, а затем «нарисовать» его в окне композиции. По умолчанию xLights предоставляет базовые элементы и несколько «сложных» фигур. Тем не менее, предусмотрена возможность создания собственных моделей и отправки «сырых» DMX-данных.

Пример заполненной композиции. Выделена модель Common lightning.

Доступные настройки зависят от типа используемой модели. Наиболее интересным моментом является сопоставление моделей контроллерам. В нашем случае используется один контроллер, поэтому модели занимают каналы по возрастанию в порядке добавления в композицию. При использовании нескольких контроллеров необходимо явно указывать, кто управляет моделью в параметре Start Channel.

Также рекомендуется уделить должное внимание параметру Name, который задает имя модели в xLights. Грамотное назначение имен впоследствии несколько облегчит процесс программирования шоу.

После изменения параметров модели необходимо нажать кнопку Save, иначе изменения будут сброшены.

Моделей, которые предоставляет xLights, достаточно для создания первых композиций. В меню добавления моделей есть кнопка с иконкой скачивания. Это позволяет загрузить готовые модели из разных источников. Тем не менее, иногда возникает необходимость в собственных моделях. Для этого случая есть два вида решения:

  • Custom (иконка с мордашкой);
  • DMX (иконка с цветным текстом DMX).

Модель типа Custom позволяет создавать световые устройства с собственной разметкой. Для этого необходимо добавить в композицию модель Custom, затем в настройках найти параметр Model Data в группе Custom и открыть редактор модели нажатием на троеточие.

Редактор модели Custom

Модель типа Custom позволяет создавать трехмерные модели с различной адресацией источников света в модели. Создание собственной модели представляет собой заполнение номеров управляющего канала в таблицах. Обращаем внимание, что данный редактор подразумевает использование однородных элементов в модели. Иными словами, все светильники в модели должны использовать одинаковое количество каналов. По умолчанию используются RGB-светильники, которые используют по три канала. Так мы разметили девять источников света, но модель потребляет 27 каналов.

Выбор типа DMX-устройства

В случае, когда тип Custom не способен решить проблему, например, используется DMX-совместимое не световое оборудование, на помощь приходит модель типа DMX. xLights имеет некоторое представление о не световых DMX-устройствах и предлагает выбрать тип устройства из списка. Если используемое устройство не присутствует в списке, то стоит выбрать General и указать количество используемых каналов и их названия в настройках модели в параметре Strand/Node Names. Мы использовали генератор огня, который принимает значения «высота огня в блоках» и «продолжительность огня».

После создания композиции можно приступать к программированию шоу.

Создание шоу

Вкладка Sequencer

Создание шоу — наиболее времязатратное действие. Переходим на вкладку Sequencer. Большинство элементов интерфейса будут неактивны, так как последовательность не создана. Последовательность создается через FileNew Sequence или комбинацией клавиш Ctrl+N.

В первую очередь xLights задаст вопрос о типе последовательности. Это может быть музыкальное шоу (Musical Sequence) или анимация (Animation). Первый тип требует указать музыкальный файл, который будет использоваться в светопреставлении. Вне зависимости от выбранного типа необходимо указать кадровую частоту для шоу. По умолчанию предлагаются значения 20 или 40 кадров в секунду. Данная настройка напрямую зависит от способности оборудования работать с требуемой скоростью. Мы рекомендуем начинать с 20 кадров в секунду.

Последним вопросом при создании шоу будет выбор моделей.

Вкладка Sequencer после создания композиции

После создания последовательности ранее заблокированные элементы интерфейса становятся доступны, а на временной шкале отображаются все созданные и добавленные в последовательность модели.

Рассмотрим панели, расположенные над вкладками. Нижняя вкладка с мелкими иконками — панель эффектов. В отличие от моделей эффекты перетаскиваются на временную шкалу, а не устанавливаются кликом. Верхняя панель делится на блоки, слева направо:

  • операции с композицией (создание, сохранение и т.д.);
  • выравнивание эффектов по времени или по клеткам шкалы времени;
  • операции с последовательностью (запуск, пауза, остановка, перемотка, зацикливание);
  • включение или отключение отображения окон во вкладке Sequencer;
  • увеличение и уменьшение масштаба временной шкалы и настройки последовательности;
  • трансляция последовательности на контроллеры (справка, остановить, погасить все лампы, включить отображение на контроллеры).

На вкладке Sequence есть несколько окон:

  • Model Preview;
  • House Preview;
  • Color;
  • View;
  • Effect Settings;
  • Layer Blending;
  • Layer Settings.

Нам интересны только первые пять. Окно Model Preview позволяет увидеть, как выделенная на шкале времени модель отображает эффект, а House Preview позволяет увидеть все модели в контексте композиции.

С помощью окна Color можно задать разрешенные для модели цвета. По умолчанию xLights предполагает, что используются RGB-светильники, и разрешает использовать все цвета. Если вы хотите запретить какие-то цвета, необходимо снять отметки и нажать кнопку Update.

Окна View и Effect Settings позволяют указать время воспроизведения эффекта и задать его параметры. Мы не будем рассказывать про каждый эффект и его настройки, оставим это зоной для ваших экспериментов. Если эффект нравится в предпросмотре xLights, его можно вывести на контроллеры и посмотреть результат вживую.

В окне Effect Settings также присутствует кнопка Update. Ее следует нажимать, если модель, которая воспроизводит эффект, изменилась, иначе может быть некорректное отображение эффектов.

Настройки эффекта DMX

Ранее мы упоминали про DMX-совместимые устройства, которые не являются световым оборудованием, но могут управляться через xLights. В нашем случае это генератор огня, требующий два канала. Если каналы устройства были подписаны при создании композиции, то они отобразятся в настройках эффекта DMX.

Демонстрация эффекта DMX на генераторе огня

Обращаем внимание, что xLights позволяет задавать эффекты не только всему устройству, но и каждой линии (strand) или каждой ячейке (node) сложного устройства. Для этого достаточно дважды кликнуть по устройству на временной шкале.

Демонстрация результатов


Для демонстрации мы взяли фрагмент композиции «RADIO TAPOK — Потрошитель». Хотя возможности Minecraft по отображению световых эффектов весьма ограниченны, а автор — любитель в этой области, постановка получилась достаточно интересной.

Плагин для Minecraft все еще в разработке, но его исходный код уже доступен в репозитории на github.com.

Заключение


Мы кратко рассмотрели процесс создания светового шоу в xLights. Если вас заинтересовала данная тема, то рекомендуем к ознакомлению сайт xlights.org. Там можно найти инструкции и людей, которые могут ответить на вопрос как на форуме, так и в Zoom.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Создание пользовательских сценариев
  • Солдат озату сценарий татарча
  • Современные праздники карелии
  • Создание командного сценария
  • Солдат озату кичэсенэ сценарий