Спас какой сегодня православный праздник

Календарь православных праздников в августе 2023 года включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Календарь православных праздников в августе 2023 года включает три связанных между собой важных церковных торжества, а именно три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Название Спаса проистекает из слова «спасаться» и связано со сбором урожая, то есть сохранением запасов продовольствия на зиму. Каждый из трех августовских Спасов имеет свою историю и традиции, связанные с угощениями. О том, когда принято отмечать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы, а также об истории, традициях и запретах, связанных с этими праздниками, читайте в материале «Известий».

Медовый Спас – 2023: история, традиции и запреты

Первый из трех Спасов — Медовый — ежегодно отмечается 14 августа. Такое название праздник получил в честь пасечников, которые в это время обычно приступали к своей работе. В этот день было принято прославлять их труд.

Важная церковная традиция на Медовый Спас — ранним утром освятить мед в церкви, после чего его можно есть. В Древней Руси существовало поверье: если пасечники вовремя не заломают соты, то соседние пчелы украдут весь урожай.

Медовый Спас также зачастую именуют Спасом на воде. История этого названия проистекает из праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который числится в церковном календаре 14 августа. Поверье гласит, что в древнем городе Константинополе произошла эпидемия, с которой люди не могли справиться.

Священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и осветили ею местные водоемы. После этого болезнь исчезла, и люди поверили в целебные свойства воды. В древности было принято окунаться в этот день в водоемы: считалось, что это очищает человека от болезней и грехов.

Именуют Медовый Спас и Макавеем — в честь мучеников Маккавеев.

Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста, поэтому в этот день действуют строгие правила питания: запрещены мясо и алкоголь. Отмечать праздник следует тихо, непозволительны громкие разговоры. В древности было принято устраивать большие застолья, а трапезу начинали с ложки меда. Существовало поверье: если перед этим загадать желание, оно обязательно сбудется.

Яблочный Спас – 2023: традиции и история

19 августа православные будут праздновать Яблочный Спас. На этот день также приходится церковное торжество Преображения Господня. В этот день верующие вспоминают евангельские события на горе Фавор. Согласно легенде, Иисус Христос повел своих учеников на вершину, где предстал во всем своем величии. Верующие считают, что таким образом Иисус Христос показал людям, как в будущем преобразится мир.

В этот день принято приносить в храм собранный урожай для освящения. Такая традиция связана с поверьем, согласно которому созревание плодов является наградой за всю проделанную работу. Освящая яблоки и другие плоды, церковь наполняет людской труд Божией благодатью, считают верующие. Кроме того, предания гласят, что освященные яблоки обладают магической силой: при откусывании первого кусочка следует загадать желание, и оно сбудется.

На Яблочный Спас принято готовить всевозможные блюда из яблок: варенье, пироги, салаты. Плоды также принято дарить гостям, а также раздавать нуждающимся. При этом в древности верили, что до праздника урожай яблок есть нельзя.

В этот день продолжает действовать Успенский пост, однако 19 августа допускается употребление блюд из рыбы.

Ореховый или Хлебный Спас – 2023: история и традиции праздника

Третий Спас приходится на 29 августа. Праздник имеет несколько названий, одно из которых — Спас Нерукотворный. Согласно Библии, проснувшись, Иисус Христос умылся и вытер лицо полотенцем. На ткани появился лик Сына Божьего, с которого затем написали первые иконы Спаса Нерукотворного. Полотно с ликом Христа исцелило правителя города Эдессы, благодаря чему православие в этих местах стало распространяться быстрее. С тех пор Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня.

Еще одно название Спаса — Ореховый — связано с традиционным временем сбора урожая. Наши предки считали, что именно в этот день орехи полностью созревали. Плоды также было принято нести в церковь для освящения.

Праздник также называют Хлебным Спасом. В это время с полей собирали рожь и пшеницу, а на праздник пекли свежий хлеб. На стол подавали ореховую настойку и пироги. При этом перед ужином было принято проводить подготовку в холодному сезону — чистить колодцы и подземные источники. После застолья наши предки мылись в бане и парились вениками из орешника: считалось, что он защищал от недугов.

Читатели «Известий» также могут ознакомиться с календарем праздников на весь 2023 год. Кроме того, на сайте опубликованы даты выходных в 2023-м.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Даты

Историческое содержание

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В католической церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Ю. Рубан

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.
Битбунов Г.С. Преображение Господне. Событие праздника и его эортологическая динамика.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Преображения Господня,
глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.


Перевод:

Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня,
глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.


Перевод:

На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Молитва в день Преображения Господня

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Перевод:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, живущий во Свете неприступном, являющийся Сиянием Славы Отчей и Образом Ипостаси Его! Когда пришло время, Ты по неизреченному милосердию к падшему роду человеческому уничижил Себя, приняв образ раба, быв послушен даже до смерти (Флп.2:7-8). Однако прежде Креста и добровольной смерти Твоей на горе Фаворской преобразился в Божественной Славе Своей перед святыми Твоими учениками и апостолами, отчасти сокрыв принятую плоть, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и Божество. Даруй же и нам всем, празднующим пречистой Плоти Твоей Преображение, чистым сердцем и неоскверненным духом взойти на Святую гору Твою, в селения святой славы Твоей, где голос чистый празднующих, голос несказанной радости, да там вместе с ними лицом к лицу увидим Славу Твою в незаходящем дне Царства Твоего, и со всеми святыми, от начала мира Тебе угодившими, прославим Всесвятое имя Твое с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.


Перевод:

Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.

Развернуть

Богословское содержание

В этот день Господь Иисус Христос:
– явил Свою Божественную Славу, святость по человеческому естеству, показав вместе с тем, что Он – Всесовершенный Бог и Совершенный Человек;
– указал, как воссияют праведники (в меру их святости) в Царстве Славы;
– явил власть над Небом и преисподней (призвав на гору Фавор пророка Илию и законоположника Моисея);
– продемонстрировал превосходство Евангелия над ветхозаветным законом (Моисей и Илия, ревнители ветхозаветного закона, стояли перед Спасителем как рабы перед Владыкой).

* * *

Событие Преображения Господня, описанное в трех из четырех Евангелий, а также упоминаемое во 2-м Послании ап. Петра, входит в число важнейших церковных праздников. В евангельских рассказах об этом событии оно ставится в контекст рассказа о предстоящих Христу Страстях и Воскресении — так, незадолго до Преображения «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21); спускаясь с горы Преображения, Он повелевает «никому не рассказывать о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17:9); а вскоре после Преображения Он вновь говорит ученикам, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф.17:22-23). Вслед за этим начинается Его путь из Галилеи в Иерусалим на Страсти.

Таким образом, в композиции первых трех Евангелий Преображение — поворотный момент: согласно этим Евангелиям, после Крещения и до Преображения Господь учит народ в пределах Галилеи, а затем отправляется в Иерусалим (совсем не так — в Евангелии от Иоанна, где Господь многократно посещает Иерусалим и до Страстей: такой порядок полностью соответствует реалиям жизни иудеев в Святой Земле, тогда как синоптические Евангелия содержат более условную схему; возможно, этим и обусловлено отсутствие рассказа о Преображении у Иоанна).

Тем не менее, в самом рассказе о Преображении не указано, зачем и почему оно произошло, об этом можно лишь догадываться. Учитывая евангельский контекст — с Преображения начинается путь Спасителя на Страсти, — следует сделать вывод, что ближайшим ученикам Христа (причем тем же самым, кто присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37) — а у синоптиков это явное свидетельство о власти Христа над жизнью и смертью, подобное рассказам Иоанна о воскрешениях сына царедворца и, особенно, Лазаря) необходимо было укрепление в вере перед тем, что они испытали после ареста Господа Иисуса, суда над Ним и казнью. О том же говорил им и глас Отца, засвидетельствоваший Сыновство Иисуса и предписавший слушать Его — а значит, и не сомневаться в Его словах в том числе и относительно Страстей. Фигуры Моисея и Илии явно намекают на Божественное Откровение, содержащееся в Писании, — Моисей и Илия не только восходили на горы для получения откровения от Бога, но и олицетворяли две из трех частей еврейской Библии: Закон и Пророков (третью часть, Писания, или Псалмы, олицетворял Сам Христос, как Сын (в смысле «потомок», «наследник», «преемник») Давида-псалмопевца). Ученики, тем самым, должны были понять, что все, что предстояло Христу, соответствовало библейским пророчествам.

Неслучайно детали рассказа о Преображении явно перекликаются с рассказом о Распятии: и то, и другое событие происходит на некой горе; блистающие одежды Преображения сменяются сначала царской багряницей, в которую Христа в насмешку облекает Ирод (Лк.23:11), а затем унизительным снятием одежд (Мф.27:28); вместо Моисея и Илии со Христом на Кресте беседуют два распятых разбойника (Мф.27:44); Фаворскому свету противопоставляется тьма на Голгофе; вместо гласа Отца с Креста раздается: «Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» (причем свидетели казни, слыша эти слова, вспоминают именно об Илии: Мф.27:46-47), хотя и здесь подтверждается Сыновство Иисуса — на этот раз, не от Отца, а от римской стражи (Мф.27:54), которая «устрашилась», подобно ученикам на горе Преображения.

Дополнительное толкование событию Преображения содержится во Втором Послании ап. Петра: оно подтвердило «силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (2Пет.1:16), то есть указало на предсуществование Христа до Его прихода к людям и Его силу — а значит, на его Божество (это объясняет и запрет рассказывать о Преображении до Воскресения Христова: в Евангелиях описаны аналогичные запреты рассказывать о чудесах, которые свидетельствуют о Божественной природе Господа Иисуса). В раннехристианских апокрифах такое понимание Преображения раскрывается еще полнее: так, в Деяниях ап. Петра оно описано как особая милость Бога, Который решил «явить Себя в таком образе, в каком Его смог бы увидеть человек», причем сначала Петр увидел такой блеск и услышал такой голос, какие «невозможно описать», отчего «упал, словно мертвый», но затем Господь снова изменил свой вид на такой, какой Петр уже мог выдержать, и раскрыл ему Свои тайны; а согласно Деяниям ап. Иоанна Господь не просто просиял на горе, но и предстал апостолу в образе огромного светящегося великана, вид которого заставил ап. Иоанна кричать от ужаса, пока Господь Иисус не сделался снова человеком обычного роста.

Все эти смыслы так или иначе переданы в песнопениях службы Преображения Господня. Так, в отпустительном тропаре сказано: «Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (καθὼς ἠδύναντο — в той мере, в какой могли [выдержать ее — Божественную славу — они])…»).

Кондак подчеркивает: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…», — ученики вместили Божественную славу в той мере, в какой могли, для того, чтобы в момент Страстей не забыть о том, что Господь страждет добровольно.

Множество оттенков смысла Преображения передают праздничные каноны, написанные великими гимнографами — преподобными Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным; о канонах следует писать отдельно. Еще один текст преображенской службы, принадлежащий перу Космы, по сути открывает собой праздничное бдение — это цикл стихир на «Господи, воззвах». Ниже приведен церковнославянский текст этих стихир и перевод их оригинального — греческого — текста на русский язык.

1.

Прежде Креста Твоего, Господи, гора небеси подобящися: и облак яко сень протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему: тамо бе Петр со Иаковом, и Иоанном, яко хотяху быти с Тобою, и во время предания Твоего: да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих. Имже поклонитися нам в мире сподоби, великия ради Твоея милости.

Прежде Креста Твоего, Господи, гора изобразила небо, а облако распростерлось, как скиния, когда Ты преобразился и был засвидетельствован Отцом в присутствии Петра с Иаковом и Иоанном, как имеющими быть рядом с Тобой и во время Твоего предания [на смерть], чтобы они, узрев Твои чудесные деяния, не испытали малодушия из-за Твоих страданий — поклониться им удостой нас с миром, ради Твоей великой милости.

[краткое содержание: Преображение = укрепление учеников в вере в преддверии Страстей]

2.

Прежде Креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси пред ними, лучею силы озаряя их, отсюду убо человеколюбием, отонуду властию, показати хотя Воскресения светлость: егоже и нас, Боже, в мире сподоби, яко Милостив и Человеколюбец.

Прежде Креста Твоего, Господи, взяв учеников на высокую гору, Ты преобразился пред ними, озарив их лучами силы, желая явить — с одной стороны, по человеколюбию, с другой, по [Своей] власти — блистание Воскресения, которого и нас, Боже, удостой с миром, как милостивый и человеколюбивый.

[краткое содержание: Преображение = намек на Божество Христа и предзнаменование Воскресения]

3.

Гора, яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на нейже нозе Твои стоясте, Господи, превечное бо сокровенное таинство, напоследок явлено сотвори: страшное Твое Преображение, Петру, и Иоанну, и Иакову, иже такова сияния лица Твоего не терпяще, и светлости риз Твоих, ниц на лице земли покрывахуся: иже и ужасом одержими, дивляхуся, видяще Моисеа и Илию, глаголюща с Тобою, хотящая приключитися Тебе. И глас от Отца свидетельствоваше, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоизволих, Того послушайте, Иже и дарует мирови велию милость.

Гора, некогда окутанная мраком и дымом, на которой стояли ноги Твои, Господи, ныне — почитаемая и святая: ведь тайну, сокрытую прежде веков, в конце времен Петру, Иоанну и Иакову явило устрашающее Твое Преображение: они, не в состоянии вынести сияние лица Твоего и блистание одежд Твоих, склонились лицом к земле; они же и удивились, оказавшись в экстатическом состоянии, созерцая Моисея и Илию, беседующих с Тобой о том, что Тебе предстояло; и глас от Отца засвидетельствовал, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте, ибо Он и дарует миру великую милость.

[краткое содержание: Преображение = раскрытие предвечных тайн Бога, которые должны свершиться во время Страстей, а также подтверждение Богосыновства Иисуса]

4.

На горе высоце преображься Спас, верховныя имея ученики, преславно облистал есть, показуя, яко высотою добродетелей облиставше, и Божественней славе сподобятся. Глаголющия со Христом Моисей и Илиа, показоваху, яко живыми и мертвыми обладает, и Иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог, Емуже и глас Отечь из облака светла послушествоваше глаголющий: Того послушайте, Иже Крестом ада пленивша, и мертвым дарующа живот вечный.

Спаситель, преображенный на высокой горе в присутствии верховных учеников, просиял во славе, указывая, что те, кто являют высоту добродетелей, будут удостоены и славы в Боге. А Моисей и Илия, беседующие со Христом, указали, что Он — Господь живых и мертвых и является Богом, говорившим через Закон и пророков. О нем и глас Отца засвидетельствовал из светлого облака, говоря: «Его слушайте» — Того, Кто разоружает Крестом ад и дарует мертвым жизнь вечную.

[краткое содержание: Преображение = подтверждение: А) власти Христа над жизнью и смертью, Б) Его Божества и В) того, что о Нем говорили Закон и Пророки: вернее, Он Сам и говорил в Писании]

В последней стихире появлется еще один, очень интересный, смысл: Преображение свидетельствует о том, что подвиг христианских аскетов будет вознагражден. Недаром рассуждения о Фаворском свете занимают важное место в православной традиции умной молитвы. Причастность славе Божией — что невозможно без стремления к высоте добродетелей — то, к чему христианин должен стремиться всегда. Так Преображение становится не просто очередным праздником в целом ряду памятей церковного года, но предметом для ежедневного размышления.

священник Михаил Желтов

Источник: телеграм-канал «Индиктион»

Развернуть

Иконография праздника

Православная иконография Преображения Господня основана, главным образом, на евангельском повествовании. Канонические иконы этого типа, как правило, выглядят так.

В центре композиции — гора, на вершине которой находится Господь Иисус Христос. Одной рукой Он благословляет, в другой держит свиток — символ Евангельской проповеди и Книги жизни. Вокруг Христа — облако славы. Обычно оно имеет форму круга или эллипса, на некоторых иконах — форму звезды (количество лучей в разных вариантах икон разнится). Внутри облака славы, имеющего форму круга, нередко бывает изображено несколько концентрических колец, причем, обычно кольца эти тем светлее, чем больше их радиус (внешнее кольцо иногда бывает представлено в темном тоне). Такое иконографическое решение сочетается с библейским свидетельством о том, что Бог обитает в неприступном свете (1Тим.6:16), а также со святоотеческим утверждением, основанном на практическом христианском опыте: чем больше мы познаём Бога, тем больше понимаем, что по строгому счёту, Он непознаваем (Его можно познать только отчасти, насколько Он Сам открывает Себя миру и насколько те или иные творения могут принять Его откровение).

Символика благословляющего жеста Христа может интерпретироваться по-разному, например, как благословение присутствовавших при Преображении апостолов, или как благословение верующих на добрые дела (ведь хотя исторически Преображение Господне произошло около двух тысяч лет тому назад, богомолец, молясь перед иконой, молитвенно общается со Христом «здесь и сейчас»); вместе с тем этот жест может читаться как призвание людей к следованию по стопам Христовым и благословение их на шествие по этому пути.

По правую и по левую стороны от Христа — ветхозаветные праведники: законоположник Моисей и пророк Божий Илия. Это соответствует евангельскому повествованию: (Мф.17:3). Заметим, что тогда как облако славы обрамляет всю фигуру Христа, Илия и Моисей лишь причастны ему — знак того, что Сын Божий — сияние Божественной славы (славы Отца) (Евр.1:3), а по человеческому естеству «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9); Илия же и Моисей являются причастниками Божественной благодати.

В нижней части иконы представлены три апостола — очевидцы события. Особое положение их тел, мимика, жесты указывают на то необыкновенное внутреннее состояние, те ощущения, чувствования, которые им довелось испытать в результате Преображения Христа.

Нередко на иконах изображаются три луча, исходящие от Христа на апостолов. Этим подчеркивается, что они оказались способными созерцать Фаворский свет благодаря особому действию Божьему (Божественной благодати).

Нередко на иконах Преображения апостолы бывают представлены трижды: один раз на горе, ниже Христа, другой раз поднимающимися в гору и третий раз спускающимися с горы. Подъем в гору (помимо буквального объяснения) напоминает об их духовном восхождении, а спуск с горы о том, что они, став свидетелями Преображения Господня, спускались с неё духовно преображенными.

См. также: Иконография двунадесятых праздников. Преображение Господне Битбунов Г.С.

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

Совершается бденная служба праздника (по Минее); если праздник случится в воскресенье, то воскресная служба отменяется – совершается только богослужение праздника. См. в Минее на 6 августа / 19 августа.

 На великой вечерне «Блажен муж» не поется, читаются три паремии. На Утрене два канона праздника, написанные святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским. На 9-й песни вместо «Честнейшей» поется припев праздника: «Велича́й, душе́ моя́, на Фаво́ре преобрази́вшагося Го́спода».

 На Литургии праздничные антифоны. Трисвятое поется. Вместо «Достойно» поется задостойник – припев: «Велича́й, душе́ моя́…» и ирмос: «Рождество́ Твое́ нетле́нно яви́ся…». По заамвонной молитве совершается по традиции освящение винограда и плодов.

Интересная особенность. На востоке важнейшими для пропитания являются злаки и виноград, эти плоды и приносятся для благословения, в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии, о чем говорится в молитве, читаемой над «гроздием». В Русской Православной Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, но они освящаются другой молитвой, только как «начатки овощей», при этом, как видно из названия молитвы («Моли́тва о принося́щихъ нача́тки овоще́й») и из ее текста, освящается сам человек, приносящий плоды.

См. также: Преображение Господне. Праздник в православном богослужении Битбунов Г.С.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Содержание статьи

  • Какого числа будет Медовый Спас в 2023 году?
  • История Медового Спаса
  • Смысл Медового Спаса
  • Традиции Медового Спаса
  • Рецепты на Медовый Спас
    • Постная медовая коврижка
    • Меренга медовая
    • Квас медовый
    • Салат медовый
    • Монастырский мед

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2022 году? Медовый (маковый) Спас в 2023 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2023 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.
медовый спас

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Медовый Спас. Иконография

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Медовый Спас. Икона

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Читайте также — Слаще меда

Медовый Спас - память о мучениках

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт свое положение как опасное, гибельное. И если мы это свое подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас – это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, Ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным Своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в Ее земной жизни. И воспоминание этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Читайте также — Спас и макитра

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора, и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый Спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по Промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

медовой спас. Освящение

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови;
2 яблока;
8–10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона;
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

медовый спас 2023


Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2023 году. Читайте также:

  • День Всемилостивого Спаса
  • Маккавеи: 10 фактов о святых и несвятых

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

14 августа в России отмечают Медовый Спас — с этого дня начинается сбор меда и освещение его в церкви. У Медового Спаса много названий: его называют Первым, Мокрым, Спасом-Маковеем, Лакомкой и Медовым праздником. Он совпадает с началом Успенского поста — у древних славян считалось, что именно к 14 августа мед в ульях созревает до полной готовности и его можно собирать. Спасы — народное название трех праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя. Кроме этого, «Спас» интерпретируют как «спасение себя» с помощью пищи: меда, яблок, хлеба. Именно поэтому Медовый Спас — народно-церковный праздник. Об истории Медового Спаса и его традициях — в материале РЕН ТВ.

История медового спаса

Медовый Спас — празднество, которое проходит каждый год 14 августа в честь трех святынь:

  • животворящего Креста Господня;
  • образа Спасителя;
  • иконы Владимирской Божьей Матери.

Медовый Спас — первый из трех, поэтому иногда его так и называют — Первый Спас. Следом идут Яблочный Спас (19 августа) и Ореховый (29 августа). По традиции восточных славян в этот день в храмах совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с медом, пироги, булочки и плюшки.

Фото: © АГН «Москва»/Александр Авилов

Почему медовый спас так называется

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены и пасечники приступают к сбору. У пчеловодов был целый обряд освящения меда в этот день. С утра они осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу меда. Затем «выламывали» из него соты и, отложив часть из них, несли в церковь.

После обедни священник благословлял «новую новину» и освящал принесенный в сотах мед, а дьяк собирал «попову долю». Часть освященного меда сразу передавалась нищим, поздравлявшим пчеловодов с Медовым Спасом. А затем праздник продолжался на пасеках, где собирались толпы детей и подростков. Они получали «ребячью долю», после чего пели хвалебные песни пасечникам и пчелам.

Мокрый Спас и его традиции

Медовый Спас называют еще Мокрым Спасом, или Спасом на воде. В церковном календаре 14 августа — праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот же день отмечается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.

Слово «происхождение» представляет неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Буквально — «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос.

В Константинополе, при греческих императорах, в этот день священную реликвию — Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос, — выносили из дворца в патриарший православный собор Святой Софии и совершали водоосвящение.

Фото: © АГН «Москва»/Александр Авилов

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней».

Этот обычай из Греции перешел и в Россию. В этот день после литургии совершается малое водоосвящение на реках, прудах и озерах, для чего идут туда крестным ходом. На Руси в этот день по традиции освящали новые колодцы и чистили старые. После крестного хода купались в освященной воде и купали в ней домашний скот, чтобы «смыть» болезни и сглаз.

Маковей и его традиции

У Медового Спаса есть еще одно название — Маковей (встречаются варианты Маккавей и Макавей). 14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до новой эры.

Семерых братьев — Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла — казнил сирийский царь Антиох Епифан. Он хотел, чтобы подданные поклонялись языческим богам, но семья Маккавеев отказалась. Царь убивал братьев одного за другим на глазах у матери, но никто из них не предал свою веру — братья были казнены, а мать умерла, не выдержав мук. С тех пор в этот день принято почитать семью мучеников.

Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. Считается, что мак, как и мед в этот день, обладает целебными свойствами, поэтому его обязательно нужно добавлять в пищу. И не только: по поверью, если положить под подушку ребенку освященную в церкви маковую головку, она убережет его от сглаза и поспособствует спокойному сну.

Традиционно в этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К им готовилось маковое молочко — маково-медовая масса, в которую обмакивали блины.

Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк

Суть праздника

В народе Медовый Спас — это праздник меда, когда можно наслаждаться урожаем и готовить разные вкусности. Но для православных это не только день угощения медом, но и возможность помолиться, сходить в церковь для освящения урожая, а также посетить праздничные богослужения. Верующим этот праздник напоминает о необходимости веры в Спасителя. Православные чтят связанные с этим днем события, а также готовятся к празднованию Успения Богородицы, соблюдая Успенский пост, который является одним из самых строгих и многодневных.

Успенский пост

Успенский пост длится две недели — с 14 по 27 августа. По строгости он уступает лишь Великому, однако считается, что из-за обилия созревших плодов соблюдать его относительно легко.

Во время Успенского поста для тех, кто его придерживается, установлен особый порядок приема пищи. По понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение. По вторникам и четвергам позволено принимать горячую пищу без масла. По субботам и воскресеньям — пищу с маслом и вино.

Фото: © unsplash

Традиции празднования Медового Спаса

В Медовый Спас большинство традиций так или иначе связаны с медом:

  • верующие посещают праздничные богослужения в храмах, а также освящают медовые продукты;
  • во время трапез первым на стол подают мед;
  • готовятся разные блюда и десерты из меда с учетом правил поста, например медовые пряники, коврижки или квас;
  • для пасечников этот день считается ключевым в сборе меда;
  • важно не забывать в этот день про помощь ближнему. На Медовый Спас принято помогать по хозяйству вдовам, пожилым и немощным людям. В еще не возбраняется угощать соседских детей медом или подарить баночку нищему;
  • в этот день было принято просить об отпущении грехов. В народе считалось, что Медовый Спас — день отпущения «бабьих грехов»: верили, что женщинами прощаются все грехи, которые они отмаливают в этот день.

Считается, что первая ложка меда 14 августа обладает особой силой, поэтому нужно загадывать желание — и оно исполнится уже в скором времени.

Фото: © ТАСС/Антон Новодережкин

Магический букет Маковейчик

В праздник Медового Спаса издавна создавали уникальные букеты-обереги, так называемые Маковейчики. Они защищали семью от самых разных бед и неурядиц, причем на протяжении всего года. В них обязательно должны присутствовать такие цветы и травы:

  • калина — символ красоты, искренней любви и верности друг другу;
  • подсолнух — символ яркого солнца, тепла и взаимной благодарности;
  • календула — крепкая защита от разнообразных болезней и недугов;
  • овес — для отличного урожая и достатка;
  • мята — для того чтобы в семье всегда присутствовал мир, покой, понимание и обязательно доверие;
  • душица — чтобы «роду не было переводу»;
  • володушка (Ласковец) — для искренней ласки и нежности;
  • донник поможет в случае ссоры;
  • маковые головки — обязательная составляющая букетика;
  • веточка полыни — от нечистой силы.

Букет перевязывали красной лентой, освящали в церкви и берегли на протяжении всего года.

14 августа православные христиане России и других стран отмечают церковный праздник — Медовый Спас. Медовый Спас приходится на первый день Успенского четырнадцати дневного строгого поста.

Сегодня 02 Февраля 2023 четверг. Сегодня будет фаза луны Растущая луна и считается что сегодня 12, 13 лунный день. Восход луны будет в 12:52, а заход луны в 07:17. Луна сегодня будет в знаке зодиака Рак. По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне от 1 до 2 балловСегодня для огородников и садоводов благоприятный день +±++Сегодня день благоприятный для совершении рабочих сделок, благоприятный для церемонии свадьбы, благоприятный для финансовых операций, благоприятный для проведения маникюра, для причесок Лунный календарь на сегодня

Растущая луна

12 лунный день

Восход луны 12:52

Закат луны 07:17

Видимость луны 78% на 12:00

Лунные сутки

  • 12 лунные сутки 2023-02-02 12:52:00
  • 13 лунные сутки До следующего дня

Фаза луны

Растущая луна

Луна в знаке зодиака

В знаке: Рак

Магнитные бури

 

Содержание

  1. Что такое медовый спас
  2. Видео: Медовый Спас. 2022, 14 августа
  3. Приметы и традиции на Медовых Спасах:
  4. Медовый Спас 2022 – даты, особенности, традиции и запреты
  5. Почему его называют Медовым Спасом – история
  6. Что делать в Медовом Спасе – традиции
  7. Что нельзя делать на Медовом Спасе 2022
  8. Вам понравятся статьи:

Что такое медовый спас

Видео: Медовый Спас. 2022, 14 августа

Медовый Спас — православный праздник в честь Спасителя (Иисуса Христа), по-другому его еще называют Спасом Первым, Мокрым, а также Водяным. Его полное церковное название — «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня».

Медовый Спас (Первый Спас) — праздник, отмечаемый Православной Церковью 14 августа (1 августа по старому стилю). Именно в этот день происходит освящение нового сбора меда, воды, лекарственных трав и мака, что придает им необыкновенную целебную силу.

Считается, что именно в это время созревает мед, и именно от Спасителя его начинают есть, предварительно освятив в церкви. В этот день раньше совершались крестные ходы к водоемам, освящались воды, после чего в них купались (смывали грехи). После этого дня мы больше не плавали.

По обычаям, на Первый Спас (Медовый Спас) пекли медовые пироги, булочки с медом и маком и шли по домам, всех угощали. Медовый Спас приходится на первый день Успенского четырнадцати дневного поста.

Медовые пироги с маком

Вкусный пирог с медом и маком

Успенский пост — строгий православный многодневный пост в честь Божией Матери. Во время этого поста по понедельникам, средам и пятницам разрешается есть только хлеб, фрукты и овощи (всухомятку), во вторник и четверг можно есть горячую пищу, но без растительного масла, в субботу и воскресенье разрешено употребление пищи с растительным маслом и вино. В праздник Преображения Господня, как и в Успение Богородицы, можно есть и рыбу.

Приметы и традиции на Медовых Спасах:

Если на Медовый Спас пошел дождь, то следующий год будет урожайным, и чем обильнее выпадут осадки, тем больше будет урожай.
На Маккавеев (другое имя Спасителя) собирают мак.
Если на Маккавеи пойдет дождь, в следующем году будет мало пожаров.
С этого дня цветы начинают увядать, так как выпадает обильная роса.
Считается, что с этого дня вода начинает остывать, поэтому после Медового Спаса не купаются.

Медовый Спас сочетает в себе день Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, зарождение честных древ Животворящего Креста Господня и исторически значимое для России событие — Крещение. Православная церковь празднует Медовый Спас 14 августа по новому стилю.

В храме праздник Медовый Спас

Христиане отмечают праздник Маковея

Большинство молодоженов с нетерпением ждут своего «медового месяца». Им хочется в полной мере наслаждаться друг другом, проводить все время вместе, не расставаясь. Не каждая пара задумывается над тем, почему этот период времени называют «медовым». На самом деле, у этого тайтла очень захватывающая история.

Август православного церковного календаря отмечен особыми торжествами, посвященными Спасителю Иисусу Христу. Эти праздники в народе называются Спасов. Последний Спас (орех) празднуется 29 августа по новому стилю. В православной народной традиции три Спасителя — Спас Медовый (14 августа), Яблочный Спас (19 августа), Ореховый Спас (29 августа).

Медовый Спас 2022 – даты, особенности, традиции и запреты

Медовый Спас или Маковей отмечается 14 августа. Праздник имеет много запретов и обычаев. Медовый Спас — первый из серии праздников, которые называются Трех Спасов. Каждый из Спасов совпадает с одним из христианских праздников, но имеет народные традиции.

Маковей приурочен к началу другого важного события — в этот же день начинается Успенский пост 2022 года . Как славяне празднуют Медовый Спас и что говорит об этом празднике церковь?

Почему его называют Медовым Спасом – история

«Медовый Спас» — это народное название праздника, где слово «Спас» — производное от «спасать» или «хранить» . С древних времен считалось, что именно с этой даты можно собирать мед в ульи и заготавливать его на зиму.

То же самое относится к орехам и меду, поэтому Спасителей три – Мед, Яблоко и Орех. Об этом мы упоминали, когда рассказывали, когда Спасы 2022.

Мед, яблоко и орех на Маковея

Три спасителя: Мед, Яблоко и Орех

Некоторые историки предлагают альтернативные толкования имени, где «Спасение» — сокращение от слова «Спаситель» , то есть Иисус Христос. Вторая версия показывает, что «Спасение» — это название первых двух недель августа в лексиконе древних славян.

В народе Медовый Спас называют еще «Маками» — в честь памяти христианских мучеников Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла. В народном календаре указано, что мак созревал 14 августа.

Мак собирали и использовали для приготовления выпечки или других продуктов, так что название тоже можно отнести к этому историческому факту.

Третье название праздника – «Мокрый Спас» или «Спасение на воде» . Эти фразы появились после того, как, по легенде, в Константинополе разразилась страшная эпидемия. Избавиться от него можно было только освящением водоемов, которое осуществлялось с помощью куска креста, на котором был распят Сын Божий.

Что делать в Медовом Спасе – традиции

В этот день пчеловоды должны собрать мед из ульев и отнести соты в церковь для освящения, после чего часть оставляют себе, а другую часть – в приношение священникам.

Сбор меда на пасеке

Настало время сбора меда

У славян была традиция, сохранившаяся до наших дней – на Мокрый Спас нужно было ходить на водоемы и купаться в них всей семьей. Такой ритуал обещал крепкое здоровье и благополучие на весь год. Примечательно, что после Спаса на воде уже нельзя купаться в реках и озерах – вода начинает цвести и становиться прохладнее

Хозяйки издавна собирали маки, освящали их в церкви и пекли из них булочки или пироги. В современном мире эта традиция тоже соблюдается, но мак можно купить в магазине — сути обряда это не меняет.

Медовый Спас для православных – это повод сходить в церковь, после чего люди собираются дома всей семьей и готовят праздничный обед. Садятся за стол, читают молитвы и благодарят Бога, а затем каждый член семьи должен загадать желание и съесть ложку меда. Считается, что тогда все задуманное обязательно сбудется.

Что нельзя делать на Медовом Спасе 2022

Помимо традиций, у этого праздника, как и у любого другого, есть свои запреты. Воздержитесь от следующих действий, чтобы не прогневать Бога:

нельзя ссориться и сплетничать;
запрещено работать в саду;
не убираться в доме, не стирать белье;
нельзя заниматься рукоделием;
не отказывайте в помощи нуждающимся;
не устраивать громких застолий.

Лучшее, что вы можете сделать в этот день, это пойти в храм. Маковей отмечается в церкви медом, выпечкой с маком и букетами трав под названием «Маки». Аконит, чабрец, бархатцы и маки – обязательные растения для такого букета, можно дополнительно добавить лечебные травы.

Вам понравятся статьи:

Православные праздники в августе 2022
Какой сегодня православный праздник
Рождество Христово в России
Народные приметы о смерти человека
Приметы о погоде на сегодня и на завтра

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сочинение описание зимние праздники
  • Спецназ беларусь праздник
  • Спектакль блокадный ленинград сценарий
  • Спартанский праздник карнеи
  • Спектакль любой сценарий