Спас нерукотворный история праздника

Икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

Икона Спасителя «Спас Нерукотворный»

История

Со­глас­но Пре­да­нию Церк­ви, ико­ны это­го ти­па вос­про­из­во­дят при­жиз­нен­ный об­раз Хри­ста, яв­лен­ный вслед­ствие чу­да.

Исто­рия свя­зы­ва­ет это чу­до со сле­ду­ю­щи­ми со­быти­я­ми. Ко­г­да Едес­ский царь Ав­гарь, стра­дав­ший от не­из­ле­чи­мой бо­лез­ни (про­ка­зы), узнал про со­вер­ша­е­мые Хри­стом чу­де­са, он по­слал к Не­му сво­е­го жи­во­пис­ца, Ана­нию, с тем, что­бы тот вру­чил Ему пись­мо с при­гла­ше­ни­ем по­се­тить го­род Едес­су. Выслу­шав Ана­нию, Хри­стос от­ка­зал Ав­га­рю в лич­ном по­се­ще­нии, од­на­ко не от­ка­зал в Сво­ей ми­ло­сти. Омыв ли­цо и по­тре­бо­вав при­не­сти уб­рус (плат), Хри­стос отёр­ся. В ре­зульта­те на тка­ни плат­ка от­пе­чат­лел­ся Его Бо­же­ствен­ный лик. Че­рез Ана­нию плат был пе­ре­дан ца­рю Ав­га­рю, по­сле че­го тот был ис­це­лен.

Уве­ро­вав во Хри­ста, Ав­гарь об­ра­тил к истин­ной ве­ре сво­их под­дан­ных. Со­глас­но его рас­по­ря­же­нию, Не­ру­ко­твор­ный Об­раз был раз­ме­щён в ни­ше над го­род­ски­ми во­ро­та­ми; он по­чи­тал­ся как ве­ли­кая свя­ты­ня. Ко­г­да один из по­том­ков Ав­га­ря, впав в грех идо­ло­по­клон­ства, за­хо­тел снять этот Об­раз, епископ Едес­ский, по на­став­ле­нию свы­ше, тай­но за­му­ро­вал ни­шу, скрыв Об­раз за гли­ня­ной до­с­кой.

Со вре­ме­нем о ме­сто­на­хож­де­нии Об­ра­за за­бы­ли, но ко­г­да (око­ло 545 го­да) Едес­су оса­ди­ло войско пер­сид­ско­го ца­ря Хоз­роя I, Не­бес­ная Вла­ды­чи­ца, явив­шись ар­хи­ерею Евла­лию (Евла­вию), ука­за­ла на Об­раз и по­ве­ле­ла из­влечь его из го­род­ской сте­ны. Ни­ша бы­ла вскрыта, и к удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих по­ми­мо Не­ру­ко­твор­но­го Об­ра­за (на уб­ру­се) был об­на­ру­жен ещё один, ана­ло­гич­ный ему, вос­про­из­ве­ден­ный на при­кры­вав­шей его гли­ня­ной дос­ке. По воз­не­се­нии го­ро­жа­на­ми мо­литв к Бо­гу и со­вер­ше­нии Крест­но­го хо­да (с Не­ру­ко­твор­ным Об­ра­зом) вра­же­ское войско от­сту­пи­ло, и го­род был из­бав­лен от ме­ча и по­зо­ра.

Ико­ны «Спас Не­ру­ко­твор­ный» в раз­ных ва­ри­ан­тах пред­став­ля­ют лик Гос­по­да ли­бо без на­мё­ка на плат, ли­бо отоб­ра­жен­ным на пла­те (уб­ру­се) или на че­ре­пи­це (чре­пии). Два по­след­них ва­ри­ан­та опре­де­ля­ют­ся как «Спас на уб­ру­се» и «Спас на чре­пии» со­о­т­вет­ствен­но.

Обновление образа Спаса Нерукотворного в Свято-Борисо-Глебском монастыре.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Спас Нерукотворный

Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Собор Святого Петра, Ватикан. VI в. (?)

Спас Нерукотворный. Оригинал образа, не дошедший до наших дней, отцы VII Вселенского Собора считали основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: ведь он не написан художником, а по воле Христа, возник на плате, соприкоснувшимся с Его Ликом.

Содержание страницы

  • Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа
  • История происхождения первой в мире иконы
    • Богословский смысл и значение
  • Что говорят предания
    • Авгарь
      • Что известно о нерукотворных копиях, которые были найдены в надвратной нише стены города Эдессы и были ли они
    • Мандилион в Византии
    • Судьба оригинала
    • Другие нерукотворные копии
      • Вероника
      • Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный
      • Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?
      • Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске
  • Иконография
    • Описание
      • Мокрая брада
      • С деяниями
    • Значение
  • Убрус на Руси
    • Авторы копий
    • Новгородская икона 12 века
    • Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник
    • Старинная икона в Тутаеве
    • Явление чудотворной иконы в Ярославле
    • Вятский
    • Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков
      • Любимая икона Петра I
    • Харьковский
  • Почитание
      • Флаг, стяг, знамя
        • Двусторонняя хоругвь
      • Храмы и монастыри
        • Андроников монастырь
        • Монастырь в Клыково и матушка Сепфора
  • Образ в искусстве: фильмы, картины
  • В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя
  • Православная молитва перед образом о детях
  • Зачем читать акафист образу
  • Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа
    • Молитва
    • Похожие статьи

Третий (Ореховый Спас) – праздник в честь образа

Это день, когда нерукотворная икона, на которой отпечатался Лик Иисуса Христа, была перенесена в Константинополь. Это случилось 29 августа 944 г.

Ну а «Ореховым» этот третий за август (после праздников Происхождения или Изнесения Креста и Преображения) «Спас» назвали просто потому, что благочестивые прихожане именно 29 августа приносили для освящения эти плоды земные.

Читайте также:

  • Почему Третий Спас называют Ореховым и Хлебным?  

История происхождения первой в мире иконы

Собственно, иконой Бога Истинного, первой, известной людям, является не образ Спаса, а Он Сам. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын,сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Так говорит о Христе Его любимый ученик, св. Иоанн Богослов.

Богословский смысл и значение

А другой Апостол, Павел, именует Иисуса «образом Божиим», «сиянием славы» Бога Отца (Флп.2:6, Евр.1:3). Церковь вполне признает истинность сохранившихся рассказов об одном из множества чудес Господа – пусть не отраженном Евангелиями.

Что говорят предания

Христианам еще первых веков были хорошо известны:

  • прижизненные рукотворные изображения Господа (до наших дней не дошли);
  • образы, чудесно проявившиеся: именно они, по мысли отцов, свидетельствуют о прямом Божием благословении на почитание икон.

Спас Нерукотворный

Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.

Авгарь

Предание о царе сирийской Эдессы (ныне Урфа) впервые обнаружил Византийский церковный историк Евсевий Кесарийский в IV в. Говорят, что он нашел подлинное письмо правителя города, Авгаря (Абгара V Уккама, жившего в I в.), обращенное к Иисусу Христу. Авгарь говорит о своей вере Ему как Мессии, а еще – просит прийти, исцелить его тяжелую болезнь. К тому же Эдесский царь обещает позаботиться о жизни Спасителя: ведь ей, как он слышал, грозит опасность.

Правитель отправил в Иудею также живописца, который изобразил бы Господа. Вера Авгаря не была посрамлена: Духом узнав намерение художника, Христос велел принести воды, умыл Лик, а затем отер платом – на котором чудесным образом проступило изображение.

Евсевий Кесарийский говорит даже, что вместе с этой первой иконой Авгарю доставили другую бесценную реликвию – письмо Христа. Он, не обещая явиться в Эдессу, так как земная миссия Его была другой, написал, что больной получит полное исцеление, телесное и духовное, по Его Воскресении, когда к царю придет ученик Христов.

Предание говорит, что, приложившись к Лику на плате, царь получил облегчение болезни, а полное ее исцеление – после принятия Крещения от ап. Фаддея. Впрочем, встречаются изображения, на которых именно св. Фаддей вручает Авгарю Нерукотворный Образ.

Отношение к этому рассказу у христиан было различным. Например, Папа Римский Геласий (VI в.) считал его апокрифическим – хотя бы потому, что появилось предание через 400 лет после Воскресения Христова, а ранее о реликвии ничего не было известно. Защитники подлинности рассказа объясняли это тем, что Эдесса долго была захвачена язычниками, так что, избегая поругания святыни, ее пришлось скрыть, замуровав в стене на несколько столетий.

Что известно о нерукотворных копиях, которые были найдены в надвратной нише стены города Эдессы и были ли они

С захватом города связано еще одно предание – о копии Нерукотворного Образа. Известно, что христиане скрыли его над городскими воротами, закрыв глиняной доской.

А в 544 году – открыли святыню, причем обнаружили не только лампаду, чудесно горевшую пред ней более 4 столетий, но еще – отпечаток изображение на закрывавшей его доске.

Так стали различать «Мандилион» (собственно первообраз на ткани) и «Керамион» (его также нерукотворную копию «на черепице»).

Мандилион в Византии

После того, как император выкупил у эдессян святыню, ее поместили в придворном храме Богоматери в Фаросе. А спустя около 20 лет сюда же доставили Керамион. По воспоминаниям, тогдашних паломников, образы висели ликами друг к другу.

Судьба оригинала

Ни Мандилион, ни Керамион до наших дней не дошли. О том, почему так случилось, опять говорят только предания.

  • Согласно одному из них, обе святыни (или только Мандилион) были взяты из разоренного Константинополя крестоносцами около 1204 г., но корабль, везший их, утонул.
  • По другой версии, образы до сих пор находятся в одном из монастырей. Называют Палестину, Геную, другие места.

Во всяком случае, ныне подлинники святынь миру не явлены, так что некоторые даже сомневаются в реальности их существования. Ответ на сомнения вопрос давно дала история.

Образ Спаса Нерукотворного чаще всего помещают над вратами – города, храма, дома. Не все знают: эта традиция родом из Эдессы, христиане которой водрузили первую в мире икону над вратами города. Есть также свидетельства бывавших там путешественников, рассказывающих, что близ городских ворот находился подлинник письма Христа, как свидетельство Его благословения.


Могла ли возникнуть пережившая полтора тысячелетия традиция «на пустом месте»? Вряд ли.

Другие нерукотворные копии

В основном они известны на Западе. Но не только.

Вероника

Католическая традиция полагает, что это женщина, исцеленная Господом от кровотечения. Она была рядом во время Распятия, отерла Его лик платком. На нем запечатлелось изображение Христа – с закрытыми очами, в терновом венце. Почитание этого образа, который пребывает в соборе св. Петра (Рим) распространилось только с XII в. Православные поэтому сомневаются в подлинности реликвии.

Эль Греко "Святая Вероника", 1580.

Эль Греко «Святая Вероника», 1580.

Исследования: Туринская Плащаница и Спас Нерукотворный

Ткань, в которую при погребении завернули Тело Христа, хранится при соборном храме итальянского Турина. Согласно новейшим исследованиям, на ней присутствуют фрагменты пыльцы растений, характерных для Палестины, а сама ткань вполне может относиться к I в.

Впрочем, достоверность результатов анализов ставится под сомнение множеством посторонних воздействий на реликвию за прошедшие тысячелетия (например, в XVI в. она едва не сгорела). А вот происхождение изображения до наших дней остается непонятным. Ясно лишь, что нанесено оно никоим образом не красками. К тому же, облик Усопшего до деталей совпадает с известными изображениями Христа.

Анчисхатский образ в Грузии –оригинал или список?

Одна из чтимых святынь ныне хранится в музее. Народное предание Грузии считает ее подлинников Эдесского первообраза, впрочем, историки относятся к нему достаточно скептически. Ведь образ представляет Христа как Вседержителя, с благословляющей десницей, а не как Лик на плате или черепице.

Специалисты датируют эту святыню, чудотворность которой несомненна, все же к VII, а не I в.

Анчисхатский Спас

Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი, Нерукотворный образ Спасителя — одна из наиболее чтимых груз. святынь. В древности икона находилась в мон-ре Анчи в Юго-Зап. Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в наст. время хранится в Гос. музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, еп. Анчийскому, А. С. был принесен ап. Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе А. С. в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской»

Чудо в Спасо-Преображенском соборе в г. Шадринске

Это чудо, подобное «удвоению» первообраза иконы, относится к нашим дням. Оно случилось  28 ноября 2007 г.: на стекле киота иконы, не старинной, но написанной в 1997 г., проступило «отражение» Нерукотворного Лика, лишь не цветное, а белого цвета. Прихожанка храма, Нина Криницына, пишет:

«Теперь запечатлённое на стекле шадринское изображение могут видеть собственными глазами и все те, кто посещает храм. Узнав об этом, на Рождество 7 января 2008 года в собор приехало множество людей из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга и других городов…

Ну, почему на наш бедный, ещё до конца не отреставрированный и не отремонтированный храм снизошла Божья благодать? Наверное, для укрепления нашей веры. И мы должны свидетельствовать об этом чуде. Отображение на стекле киота остаётся чётким и ясным.

Поучительно наблюдать за людьми, которые приходят в храм и видят этот чудесный образ. Самое сильное впечатление он производит на молодёжь. У молодого человека душа открыта для восприятия всего доброго и вечного – так же как, к сожалению, для восприятия дурного и нечистого».

Удвоение надвратной иконы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска

Удвоение надвратной иконы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска На фото: Отобразившийся на стекле Спаса Нерукотворный образ на темном фоне выглядит как негатив. Если «отпечаток» иконы поместить на светлый фон, то начинает проявляться «позитивное» изображение.

Иконография

Задолго до того, как реликвии были потеряны, по всему миру распространились их копии.

Описание

Это не просто изображение Христа, но еще – образ древней святыни. К особенностям таких икон принадлежат:

  • изображение только Лика;
  • оно пишется чаще всего на фоне белого плата, несколько реже – глиняной черепицы.

При общей узнаваемости образа, есть некоторые его варианты.

Мокрая брада

Христос написан с прямыми – как бы мокрыми – власами и бородой. Это напоминает о том, что Он умыл Лик, прежде, чем приложить плат.

С деяниями

Сравнительно нечасто встречающийся тип образа: на полях его клейма, представляющие историю иконы.

Значение

Икона – прямое свидетельство реальности Бога, Царства Небесного, поэтому ее, как символ веры, часто помещали на знаменах, над вратами города.

Убрус на Руси

Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели св. Ольга, крестившаяся в Константинополе, и ее внук, равноап. Владимир. А первые такие иконы появляются на Руси еще с IX в.

Авторы копий

Большинство их остались неизвестными. Из тех, чьи имена все же сохранились, можно назвать прп. Андрея Рублева, мастеров XVIIв. Симона Ушакова, Феодота Ухтомского.

Новгородская икона 12 века

Это самый древний из известных сейчас русских списков образа. Создавший его мастер неизвестен. До революции икона хранилась при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.

Андрей Рублев, «Спас»: год создания и где находится подлинник

Прп. Андрею приписывают образ, хранящийся в Третьяковской галерее. Он стал образцом для русских мастеров последующих лет. Образ написан во 2 пол. XIV в. Его смысловой центр – Лик Господа, окруженный нимбом.

Спас Всемилостивый

Главная святыня Воскресенского собора города Тутаева (бывший Романово-Борисоглебск) Ярославской области — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса».

Старинная икона в Тутаеве

От других ее отличают большие размеры – высота и ширина образа XV в. чуть менее 3 м.

Ныне икону почитают чудотворной не только православные, но и старообрядцы.

Явление чудотворной иконы в Ярославле

Образ явлен 25 июня 1612 г., когда в город вступило ополчение Минина и Пожарского, шедшее на освобождение Москвы от поляков. Тогда в Ярославле шла эпидемия, от которой многие умирали. Тогда была найдена икона, крестный ход с которой остановил моровое поветрие и одновременно – воодушевил горожан на защиту страны. На месте чудного явления позже воздвигли храм.

Вятский

Список относится к сер. XVII в. Он узнаваем по фигурам Ангелов близ Христа.  Образ прославился прекращением эпидемии, после чего его перенесли в Москву.

Интересный факт

Кремлевские ворота, через которые святыню несли до Успенского собора, с тех пор именуются Спасскими.


Икона 17 века, автор Симон Федорович Ушаков

Любимый иконописец царя Алексея Михайловича создал ее для царской семьи. По кончине государя его вдова Наталья Кирилловна, благословила ею старшего сына, будущего первого Российского Императора.

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный
Ушаков Симон Федорович
Школа: Оружейная палата Московского Кремля
Конец 1660-х — начало 1670-х
Государственный исторический музей, Москва
Из Троицкого собора Успенского монастыря в Александровской слободе.

Любимая икона Петра I

Царь всегда брал ее, отправляясь на войну, позже перевез в Петербург. Список образа возил с собой Александр III. Он был с царем во время железнодорожной катастрофы 17 октября 1888 г., когда при крушении поезда вся царская семья осталась невредима.

Харьковский

Икона написана в XVIII в., находилась при Борисоглебском монастыре. В советские годы ее скрывали верующие, постепенно лик потемнел. Обновление образа произошло 20 июля 1997 г. Чудо засвидетельствовано комиссией епархии. Вот что говорят очевидцы:

«…20 июля, в воскресный день, при совершении Божественной Литургии, во время чтения Св. Евангелия при открытых Царских вратах, прихожанки храма — Канонникова Ксения, Малько Ирина Васильевна и другие — увидели сияние яркого золотистого света в виде вспышки и ощутили как бы движение воздушной волны с тихим шелестом. Произошло это мгновенно и было явно ощутимо. Душа их при этом явлении наполнилась глубоким миром, благоговейным страхом, и они решили исповедываться, чтобы не впасть в заблуждение духа прелести.

Обновление Св. Иконы впервые увидели во время пения Херувимской песни пономарь Пестунов Андрей и девятилетний отрок Николай Забродский.

По их словам, Икона блистала ярким, золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. От иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней, по истечении которых, начало угасать».

Почитание

Образ Спаса часто помещали на боевых знаменах, церковных хоругвях, ему посвящали церкви, иноческие обители.

Флаг, стяг, знамя

Нерукотворный образ не случайно был принадлежностью именно боевых флагов, или знамен. Ведь слово «знамя» имеет один корень со «знамением», зримым проявлением силы Божией. Флаги также именовали стягами – от «стягиваться»: видевшие их воины не только ориентировались во время боя, но, взирая на Лик, укреплялись духом.

Самое известное из боевых таких знамен – Ивана IV, с которым русские войска взяли Казань. Впоследствии с ним также одерживали победы войска Петра I.

Двусторонняя хоругвь

Некоторые боевые стяги подобны хоругвям, используемых во время крестных ходов: на одной стороне Нерукотворный образ, на другой – иное священное изображение. Например, в сибирском Илимске известно знамя казаков с изображением на другой стороне Крещения Господня. Это символизировало Божие заступление, и то, что русские колонисты несли местным народам веру.

Храмы и монастыри

К настоящему времени их известно более 500.

Андроников монастырь

Он построен в середине XIV в. свт. Алексием Московским в память спасения его от морской бури, которое последовало 29 августа. Именование обители восходит к первому настоятелю, ученику прп. Сергия. Обитель известна тем, что здесь подвизался прп. Андрей Рублев. С советских лет здесь – музей его имени.

Монастырь в Клыково и матушка Сепфора

Обитель появилась с 1924 г., ее основали изгнанные из закрытой Оптиной пустыни братия при храме Нерукотворного образа. Его закрыли с 1937 г., а возродился сначала приход, затем – монастырь с 1991 г.

Здесь долгое время проживала схимонахиня Сепфора, известная духовными дарованиями. Сейчас на могилу пока не прославленной подвижницы приезжают паломники.

Образ в искусстве: фильмы, картины

Хотя Христа не раз рисовали художники, попытки воспроизвести Нерукотворный образ в формате портретной живописи очень редки. Одна из них предпринята художником Евграфом Сорокиным (кон.XIX в.). На белом плате написан образ Христа, отличающийся особой выразительностью. Несмотря на то, что это, по сути, картина, художник все равно передал ее Храму Христа Спасителя. А в 2003 г. современные художники сделали фотокопию, которую вручили храму уже восстановленному.

Фильмы об иконе – как правило, документальные. Фантазировать на тему чуда художники не дерзают. Впрочем, икона фигурирует в одном из сюжетов сериала «Агент национальной безопасности», посвященной, однако, не самому образу, а вообще контрабанде икон за рубеж.

Все иконы Иисуса Христа с названиями и фото

В чем помогает и от чего защищает молитва перед Святым Ликом Спасителя

Перед образом молятся:

  • об исцелении болезней, подобно Авгарю:
  • ради укрепления веры;
  • во время нападения врагов.

Икона середины XVI века «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания Константина Воронина

Икона середины XVI века «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене Мати, со сказанием о Нерукотворном образе» из собрания Константина Воронина.

Православная молитва перед образом о детях

Го́споди Ще́дре и Ми́лостиве, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву на́шу и вонми́ гла́су моле́ния на́шего, сотвори́ с на́ми зна́мение во бла́го, наста́ви нас на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твое́й, возвесели́ сердца́ на́ша, во е́же боя́тися И́мене Твоего́ свята́го. Зане́ ве́лий еси́ Ты и творя́й чудеса́, Ты еси́ Бог еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, си́лен в ми́лости и благ в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти и спаса́ти вся упова́ющия на И́мя свято́е Твое́. Ами́нь.

Зачем читать акафист образу

Обычно верующие читают его, когда особенно требуется Божия помощь, а также во дни празднования честной иконе.

Наталья Сазонова

Акафист Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа

Кондак 1
Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти:

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Икос 1
«Иисусе, Спасителю мой, – молил смиренно Авгарь князь Едесский, – прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в нихже от многих лет стражду». Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице:

Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.

Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.

Господи, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 2
Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал еси ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровый в Мя. Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.

Икос 2
Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылаше оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Емуже и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще:

Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою,

Господи мой, Господи, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя.

Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя.

Господи мой, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне.

Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 3
Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление, с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповати на милости Господни и пети Ему: Аллилуиа!

Икос 3
Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Авгаря от мрака гpеxoвного и просветил душу его светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:

Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю – очисти прежде конца вся моя npeгрешения.

Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя по милости Твоей в Царство Твое.

Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою.

Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения.

Господи мoй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша, яко иудее ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже, сице:

Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным.

Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.

Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 5
Благословен грядый во имя Господне – воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.

Икос 5
Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущается сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Мене веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий:

Господи мой, Господи, призри на мя и просвети очи мои, да не усну в смерть.

Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию.

Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 6
Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз от лукавых моих деянии, но яко мытарь, стеня, взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам». Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся:

Господи мой, Господи, Прибежище мое в беде и в скорби, не остави мя едина.

Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя от рук ненавидящих мя.

Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя.

Господи мой, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 7
Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояниях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.

Икос 7
Храм носяй телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти:

Господи мой, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя.

Господи Боже мой, Твой есмь аз, вразуми мя и жива будет душа моя.

Господи Боже мой, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя.

Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 8
Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Ти: Аллилуиа.

Икос 8
Весь был еси любовь к падшим человеком, о, Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:

Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя.

Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей.

Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений.

Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего.

Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананею помилуй, помилуй мя по милости Твоей.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 9
Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.

Икос 9
Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о, Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся:

Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей.

Господи, Спасителю мой Преблагий, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.

Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев в сердце моем.

Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми.

Господи мой, Господи, одеяйся светом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 10
Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллилуиа.

Икос 10
Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:

Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего.

Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя от скорби сея.

Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое.

Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 11
Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о, Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.

Икос 11
Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:

Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя.

Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих.

Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой.

Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем.

Господи мой, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 12
Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою Ти: Аллилуиа.

Икос 12
Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, в скорби и печали сущим: «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся:

Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго.

Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настави мя на путь правды.

Господи мой, Господи, утешение души моея, утеши мя в печали сущаго.

Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою.

Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.

Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.

Кондак 13
О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!

О, Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения падшаго человека, взыщи мя погибающаго и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи по эаповедем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.

О, Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды. Затем читается 1-й икос и 1-й кондак)

Молитва

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Русская Православная Церковь

  • 23 Декабрь 2022

    26 декабря, в понедельник, в 19.00 в Лектории на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ, к 100-летию СССР состоится выступление Михаил а  Борисович а  С МОЛИНА , историк а  русской консервативной мысли, кандидат а  исторических наук, директор а  Фонда «Имперское возрождение» , по теме «Учреждение СССР — уничтож ение  историческ ой  Росси и » .

     

    Адрес: Косыгина, 30.
    Проезд: от м.Октябрьская, Ленинский проспект, Ломоносовский проспект, Киевская маршрут№297 до ост. Смотровая площадка.

  • 28 Ноябрь 2022

  • Все новости
Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ
Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик

Празднование 16 августа, 7 июля — обновление иконы «Спас Нерукотворный» в женском Борисоглебском монастыре Изюмской епархии (Укр. [1])

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа«.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой«.

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г.
Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г.

Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии

Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время Великой Отечественной войны икона хранилась в сыром и холодном погребе, в результате чего сильно потемнела. 9 января 1997 года образ был передана в Борисоглебский храм села Водяное Змиевского района, где её установили в алтаре на горнем месте. В том же году 20 июля во время воскресной литургии произошло чудесное обновление иконы. По словам очевидцев, икона блистала золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. Позолота иконы приобрела светлый вид, от иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней. Сразу после обновления икона была чрезвычайно светлой, как бы сияющей. Впоследствии она немного потемнела, цвета стали контрастнее.

5 августа 1997 года по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима была создана епархиальная комиссия для изучения обстоятельств произошедшего события. На основании её выводов и последовавшего рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года икона была признана чудотворной и благословлено её богослужебное почитание в Слободском крае. Церковное празднование иконы установлено на 7 (20) июля — день чудесного обновления иконы [2].

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе.
http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же [3]

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [4] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [5].

Ино величание

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

См. также

  • Анчисхатский Спас Нерукотворный
  • Святое Чрепие

Использованные материалы

  • «Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа», страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
    • http://calendar.rop.ru/?svt=aug16-perenesenie
  • Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Гл. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. — М., 2008. — С. 25-27
  • Минея. Август, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 127-128, 134:
    • http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2127.html (тропарь)
    • http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2128.html (величания)
    • http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2134.html (кондак)


[1]  Календарь на официальном сайте Украинской Православной Церкви, https://church.ua/calendar/?cd=2022-07-20.

[2]  Обновление образа Спаса Нерукотворного в Свято-Борисо-Глебском монастыре, http://pravoslavie.kharkov.ua/2006/11/23/obnovlenie_obraza_s…tml.

[3]  Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., https://ulita-n.livejournal.com/10680.html.

[4]  Вариант: «ли́ка»

[5]  вариант: «изображе́ние».

Третий праздник в честь Спасителя называется в простонародье «Ореховым Спасом». Какое событие отмечает в этот день православная церковь? Знают немногие, поэтому стоит разъяснить происхождение этого праздника.

Содержание

  1. Нерукотворный Спас
  2. История появления первого Нерукотворного образа Спасителя
  3. Исцеление царя
  4. Дальнейшая судьба образа
  5. Освящение орехов

Нерукотворный Спас

Этот праздник отмечается уже после окончания Успенского поста29 августа по новому стилю. Точнее он называется: «Перенесение в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа». Событие это относится к 944 году. Предыстория же произошла в годы земной жизни Спасителя.

История появления первого Нерукотворного образа Спасителя

Один благочестивый царь по имени Авгарь имел страшную
болезнь. Ему мучила проказа и подагра. Он уже не мог самостоятельно
передвигаться. Но, услышав про исцеления Христом многих больных, он решил
написать Ему письмо и передать его со своим слугой Ананией.

В письме царь убедительно просил Христа приехать к нему в город Едессу, указывал место, где можно скрыться от преследования язычников. Также он, поскольку он никогда не видел Христа в жизни, попросил слугу нарисовать Его портрет. Анания сумел передать письмо Иисусу, затем он встал на возвышении, чтобы лучше было видно, попробовал нарисовать портрет Спасителя. Но это ему никак не удавалось. Лицо Христа все время менялось из-за действия Благодати.

От Всеведущего Бога ничего не может скрыться, поэтому Христос узнал о намерении Анании и подозвал его. Затем Он умылся и утерся полотенцем, на котором отобразился Его лик. Таким образом появился первый Нерукотворный образ Спасителя.

Исцеление царя

Отдав его Анании, Христос велел передать царю, что Он пошлет
к нему для исцеления Своих учеников. Когда Авгарь увидел образ на полотенце, он
упал перед ним на колени и стал молиться. Тут же произошло чудо: царь исцелился
от подагры и от проказы, от которой осталось лишь небольшое пятно на лбу.

Вскоре в Едессу прибыл апостол Фаддей, который окрестил царя. После совершения Таинства Авгарь полностью исцелился. В знак благодарности царь велел поместить образ над городскими воротами в нише, где раньше стоял идол. Теперь каждый входивший в город вынужден был поклониться образу Христа.

Дальнейшая судьба образа

Ореховый Спас

Спустя несколько лет внук благочестивого царя снова обратился к идолопоклонству и решил убрать Нерукотворный образ. Епископ, узнав про это, велел замуровать нишу, а перед ней зажечь светильник.

В шестом веке на Едессу напали персы. Тогда епископ вспомнил об образе, велел раскрыть его. К удивлению многих спустя несколько веков светильник перед образом все еще горел! А на черепице, которая закрывала его, отпечатался лик Спасителя.

Епископ взял этот светильник и окропил врагов маслом из
него. Тотчас огонь вырвался и попалил захватчиков, которые в ужасе обратились в
бегство.

Спустя несколько лет Едессу все же смогли захватить персы. Затем ее отвоевали, но опять арабы захватили город. Тогда благочестивый царь Роман повелел перенести Нерукотворный образ в Константинополь. В честь этого события и был установлен этот праздник.

В этот день также празднуется Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Ей молятся женщины, ожидающие появления на свет младенца. Она помогает во время беременности и родов.

Освящение орехов

В народе в этот день принято освящать плоды орехового дерева, которые как раз созревают в это время. Скорее всего, обычай сохранился с языческих времен. В простонародье праздник называют «Спасом –на-холсте» или «Холщевый Спас». С ним связывают улетание птиц в теплые края на зиму. Также в этот день пекли хлеб из новой муки этого года, торговали полотном и холстами.

Протоиерей Андрей Ткачев о Нерукотворном Спасе

Перенесение Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, иже есть святыи Убрус, от Едессы в Царьград, празднуется 29 августа (16 августа ст. ст.)

Содержание

  • Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История
  • Тропарь, кондак и канон празднику
  • Нерукотворный образ Спасителя. Иконография
  • Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа
  • Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История

Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не придет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором при этом чудесно изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из Его учеников. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Вознесении Господа Исуса на небо в Едессу прибыл апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится»,  Авгарь украсил его и установил над воротами города, повелев всякому входящему  в город поклоняться образу Исусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему. Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли  образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году, на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредим. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг был вынужден отступить.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворенному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, пожелал перенести Нерукотворенный образ Спасителя в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Едессы. 16 августа 944 года Нерукотворенный образ был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В 1204 году образ был похищен захватившими Царьград латинянами, потом находился в одной из церквей при дворе королей Франции до французской революции (конец XVIII века). Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 2.

Пречистому Ти образу покланяемся Благии, просящи прощения согрешениям нашим Христе Боже: волею бо благоизволил еси взыти  на Крест, да избавиши яже созда от работы вражия. Тем благодаря вопием Ти, радости вся исполнивыи Спасе наш, пришедыи спасти мир.

Кондак, глас 2.

Неизречннаго и божественнаго Ти к человеком смотрения, неописанное Отчее Слово образ неписанныи и богописанныи поведателен, видяще неложнаго Ти воплощения, почитаем Того лобызающе.


Библиотека Русской веры
Канон Нерукотворенному Образу 

Читать онлайн


Нерукотворный образ Спасителя. Иконография

Иконы Нерукотворенного Спаса попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворенный (вторая половина XII века).

Спас Нерукотворенный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г.
Спас Нерукотворенный. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Поклонение Кресту». Новгород. Вторая половина XII в. Москва, ГТГ

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворенного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка, и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворенного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Спас Нерукотворенный. Ярославль. Первая половина XIII в. Москва, ГТГ
Спас Нерукотворенный. Первая половина XIV в. Из церкви Введения в Ростове Великом, куда попала из деревянной церкви на Борисоглебской стороне, сгоревшей в начале XVIII века. Москва, ГТГ
Спас Нерукотворенный. Третья четверть XIV в. — начало XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Спас Нерукотворенный. Новгород (?). Конец XIV в. Успенский cобор Московского Кремля, Москва
Спас Нерукотворенный «Мокрая Брада». Москва. XV в. Москва, ГТГ
Спас Нерукотворенный. Серапион (?). Великий Устюг. 1447 г. (?). Происходит из Великого Устюга. Первоначально стояла на вратах крепости «на башне Городищенской на Прилуце». Москва, ГТГ

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намека на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.

Спас Нерукотворенный на чрепии. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. 1199 г.

Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы Спас Нерукотворенный с деяниями, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа.

Спас Нерукотворенный. VI–VII вв. (?). Капелла Санкта-Санкторум во дворце Латеран, Рим, Италия
Ангелы, поклоняющиеся образу Спаса Нерукотворенного. Лобковский Пролог (Пролог Захарии), 1282 г. Москва, ГИМ
Спас Нерукотворенный. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Спас Нерукотворенный. XVI в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Спас Нерукотворенный. Вторая четверть XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, Москва

Образ Спаса Нерукотворенного получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда священноиноком изографом Серапионом была создана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь, неоднократно упоминавшейся в исторических источниках. По имеющимся сведениям, эта икона сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», а затем, в XVII веке, была поставлена в срубленную над вратами церковь. В 20-е годы XIX века она была перенесена в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. В настоящее время эта икона (или достаточно близкий по времени список с нее) находится в собрании ГТГ. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Нерукотворенного Спаса из Великого Устюга XVI–ХVIII веков, к числу которых относится икона середины XVI века.

Спас Нерукотворенный. Середина XVI в. Великоустюжский районный краеведческий музей, Великий Устюг

На иконе Спас Нерукотворенный (г. Рыбинск) убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия. Икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову — стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона Спаса была написана ранее этой даты. Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) — все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в.  Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина.

Спас Нерукотворенный. Последняя четверть XVI в. Происходит из Петропавловской церкви имения Петровское Рыбинского уезда. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Спас Нерукотворенный. Русский Север (Поморье?). Последняя четверть XVI в. Собрание А. Д. Липницкого
Спас Нерукотворенный; Не рыдай Мене, Мати, со сказанием о Нерукотворенном образе. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль
Перенесение Нерукотворенного образа Спаса в Константинополь в 944 году. Миниатюра Мадридского Скилица (XII—XIII век) к хронике Иоанна Скилицы

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор Андроникова монастыря

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность — вечевой «сполошный» колокол — единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

Церковь Нерукотворенного Образа Спасителя в Спасской башне Кремля в Казани

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

Церковь Спаса Нерукотворенного образа с Жабьей Лавицы в Пскове

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

В народе праздник Перенесения Нерукотворенного образа Спасителя называется третий Спас. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба. На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В.В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведено следующее: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб». Третий Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и отражалось в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Спектакль гринч похититель рождества сценарий
  • Спектакль на день рождения взрослому сценарий
  • Сочинение описание праздника пасха
  • Спектакль глупый мышонок сценарий
  • Спас на крови праздник когда