Специально придумывали праздники главная визитная карточка города гондолы черные

На примере венецианских гондол можно рассказывать о многообразии городских мифов. Вот вы знали, что почти все гондолы в Венеции имеют чёрный цвет?

Почему в Венеции все гондолы чёрные

ОБЩЕСТВО, История     
26.01.2023    

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи автора
Не пропустите новые
статьи автора

Подписаться

Комментарии 8

Малевич и Генри Форд были правы! Спасибо за статью

Учитывая уровень тогдашней бюрократии (до нас дошло множество документов) по куда менее значительным поводам), полагаю, что версия со смолой наиболее обоснована

Вполне может быть, но легенда про дожа красивая )

Зато они отрываются в цвете на церемониальных гондолах для фестиваля ))

Развернуть комментарии

Автор:

26 января 2023 09:53

На примере венецианских гондол можно рассказывать о многообразии городских мифов, отслеживая их от самых реалистичных до самых сказочных. Кстати, вы знали, что почти все гондолы в Венеции имеют чёрный цвет? Этому факту есть несколько объяснений.

Почему в Венеции все гондолы чёрные

Источник:

Начнём с того, что если исторические свидетельства, что когда-то все гондолы – а ими уже в 11-12 веке владел почти каждый житель – разукрашивались в яркие цвета, обивались всякими тканями вроде бархата и шёлка, в общем, своё транспортное средство каждый украшал кто во что горазд.

Задача понятна – хотелось казаться самым крутым или хотя бы не хуже многих, выделиться из толпы. Вот именно это желание, согласно одной из городских легенд, и стало причиной нынешней традиции делать гондолы чёрными. И необычность в том, что как раз чёрная гондола очень сильно выделялась.

Почему в Венеции все гондолы чёрные

Источник:

В то время жил некий дож (то есть глава республики, между прочим) – не очень молодой. А вот жена у него была – юная красавица. И повадился к ней ездить некий любовник, причём приезжал он на чёрной гондоле, в чёрном плаще и наверняка в чёрной маске. В общем, пошли нехорошие слухи.

Вот как бы вы поступили? Послали бы охрану подкараулить изменницу с её хахалем, всех бы наказали… Дож поступил иначе.

Он издал приказ, чтобы все гондолы в Венеции перекрасили в чёрный цвет и убрали с них все эти побрякушки и разноцветности.

Почему в Венеции все гондолы чёрные

Источник:

Как итог – любовник продолжает приезжать, но по гондоле уже и не определить, что это не сам дож. Видимо, он пустил слух или просто сделал вид, что приплывает к жене самолично – такой вот романтичный человек вами правит, голосуйте за меня снова (дож – выборная должность, кстати). Что стало с женой и настоящим любовником – история умалчивает.

Остальные версии, конечно, блекнут на фоне этой чудесной сказки. Есть вариант, что местным властям просто надоела эта «цветовая дифференциация штанов», возникающие проблемы на «дорогах» и т.д. В общем, просто сказали, чтоб все гондолы стали чёрными с минимальными украшательствами.

Почему в Венеции все гондолы чёрные

Источник:

Отчасти схожая теория – смена технологии производства гондол, когда их начали промазывать чёрной смолой, которая заметно повышала водонепроницаемость плавательного средства. Лодки получались чёрными, всем это так понравилось, что понемногу стало нормой.

Ну и самая грустная версия говорит о том, что когда в 1575-м году в Венеции пронеслась чума и погибло около полусотни тысяч человек, в городе все были в трауре. Но дело даже не столько в трауре, сколько в том, что на разноцветных игривых гондолах по всему городу возили трупы, что выглядело как минимум кощунственным. Поэтому лодки и перекрасили в чёрный траурный цвет.

Почему в Венеции все гондолы чёрные

Источник:

Эту версию, правда, сильно критикуют историки, которые заявляют, во-первых, что чёрные гондолы в венецианских каналах появились гораздо раньше, а во-вторых, что траурным цветом в Венеции тогда считался красный или лиловый, но никак не чёрный.

Впрочем, какие-то иные цвета сейчас можно использовать вполне – чтобы они выглядели всё-таки не такими мрачными и привлекали туристов.

Источник:

Ссылки по теме:

 (700x525, 198Kb)
Гондолы и гондольеры давно стали визитной карточкой Венеции. Из поколения в поколение передавались секреты изготовления этих лодок особой конструкции. Венецианские мальчишки с детства учатся владеть веслом и постигают азы одной из самых редких и романтических профессий, ведь гондольер это не только гребец, но и гид, певец, рассказчик. Сегодня, насмотревшись и начитавшись информации в интернете на тему о гондолах, я хочу поделиться с Вами тем, что узнала.

Об устройстве гондол.
 (700x525, 263Kb)
«Гондола – одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями». Это можно прочесть в энциклопедии. Венецианцы с таким сухим определением никогда не согласятся. Гондола, для них, во-первых – символ Венеции. Во-вторых, — королева лодок. И, наконец, – это прекрасная женщина.
Венеция — единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов. Русский стольник П. Толстой так оценил обстановку в городе на воде в 17 веке: «В Венеции лошадей нет и никакого скота нет, также корет, колясок, телег никаких нет, а саней и не знают». Сначала лодки любой формы и размеров в Венеции назывались гондолами, но каналы всегда были очень узкими, а пассажиров и товару желательно было перевезти побольше, так что лодки постепенно удлинялись и суживались. Современная гондола представляет собой продолговатую и узкую асимметричную лодку, которая скользит по воде, двигаясь «зигзагом», причем гондольер постоянно выправляет ее, чтобы держать нужное направление.

Почему эту лодку зовут «гондола».
 (396x266, 20Kb)
Название «гондола» (кстати, правильно это слово надо произносить с ударением на первый слог), впервые встречается в документе 1094 года и возможно происходит от «gonger» — «морской угорь». Тогда лодки имели произвольную форму и отличались богатством цвета и отделки. К 18 веку в Венеции насчитывалось более 10 тысяч гондол (теперь их не больше 500). Тогда же «в целях борьбы с расточительством» был введен закон, согласно которому все гондолы должны быть черными и одного размера: длина — 11,05 м, ширина — 1,4 м. Но тот факт, что городские власти вдруг решили ввести столь жесткие требования к параметрам лодок было связанно не с борьбой за экономию. Это нововведение имело вполне банальное объяснение.

Почему гондола имеет черный цвет.
 (682x518, 87Kb)
По венецианской легенде, один престарелый дож был женат на очень молодой девушке. Вскоре до почтенного правителя дошел слух, что по ночам его супругу навещает загадочный мужчина в плаще. Слуги доложили правителю, что приплывает он на черной гондоле. Старый дож не смог прекратить тайные встречи молодых людей, за то, в его власти было издать указ о том, чтобы все лодки в городе перекрасили в черный цвет. Так ему удалось отчасти скрыть свой позор.
Есть и иная версия такого цвета гондол: черными венецианские гондолы стали только в 1562 году, когда во время чумы тела умерших перевозили по городу на гондолах. Нарядность лодок выглядела тогда просто нелепо, и правительство издало указ перекрасить гондолы в черный цвет, как гробы. Так печальные события средних веков навсегда изменили лицо города.

Украшение гондолы.
 (320x480, 62Kb)
Венецианская гондола имеет черный цвет. Ее единственным украшением является железный наконечник в виде гребня. Он называется ferro, является самой верхней отметкой лодки, по нему гондольеры определяют, пройдет ли гондола под очередным невысоким мостиком или нет. Шесть полос на ferro символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169г.; седьмая полоса, имеющая другое направление, символизирует остров Джудекка, а закругление – шляпу дожа. С правой стороны гондола на 24 см ниже, это связано с положением гондольера, который опускает весло для управления гондолой только с правой стороны.

Гондольеры.
 (698x586, 79Kb)
На первый взгляд эти лодки одинаковы, но на самом каждая из них делается под конкретного человека — гондольера (они работают только на собственных лодках). Как правило, эта профессия передается по наследству, но в виде исключения ее можно получить и за другие заслуги (например, победив в «Исторической регате»). В любом случае, для того чтобы получить право управлять гондолой, необходимо проучиться на специальных курсах гондольеров 9 месяцев и сдать серьезные экзамены: по управлению лодкой, по иностранному языку и по истории Венеции. Только после этого мэрия рассмотрит заявку соискателя на получение престижной лицензии. Количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено — 425. Лицензии могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Наибольшие шансы – у уроженцев Венеции. Ну и еще надо быть мужчиной, так как женщин на эту работу не берут. Нынешние гондольеры в основном молодые парни, очень редко можно увидеть мужчину в годах.

Гондольеры — женщины.
 (500x462, 59Kb)
Этим летом в Италии первая в стране женщина смогла успешно сдать экзамены и получить лицензию на управление гондолой. 23-летняя итальянка Джорджия Босколо получила лицензию гондольера в специальной школе, что раньше не удавалось ни одной даме. Правда, весной этого года в Венеции все же появилась первая женщин-гондольер. Однако 42-летняя Александра Хай смогла добиться получения лицензии только после обращения в суд. А Джорджия Босколо сдала экзамены, необходимые для вождения плавсредства (управление гондолой, история Венеции и иностранный язык), наравне с мужчинами. Александре Хай это удалось лишь с третьей попытки. Кроме того, предшественница Босколо не подходила под важный критерий настоящего гондольера — она не умела петь. Но главное, на что делала упор Ассоциация итальянских гондольеров, отказываясь брать Хай в свои ряды, что с момента создания ассоциации, с 1094 года, гондольерами не были ни девушки, ни иностранцы. В итоге только судебное разбирательство помогло ей обзавестись корочкой лодочника. Босколо немилость 425 суровых гондольеров из ассоциации миновала. Джорджия давно и много работала для получения этого статуса. С детства она прониклась романтикой ремесла венецианского лодочника. Ее отец Данте — гондольер. Он, кстати, тоже убежден, что не женское это дело — гондолой управлять. Не отступился от этого мнения отец и после успеха дочери. Впрочем, это не мешает ему теперь гордиться своей наследницей. Ведь она с честью прошла все испытания и осталась единственной женщиной, окончившей курс. Кроме Босколо в потоке было еще две претендентки.

Тарифы гондольеров.
 (640x411, 89Kb)
Лодка стоит дорого — от 30 до 90 тысяч долларов. Самые дорогие – так называемые «свадебные» гондолы. Продолжительность срока эксплуатации гондолы в среднем 15 лет. Но жизнь лодки зависит от многих факторов, в частности от того, где ее хранят; если стоянка расположена где-нибудь в укромном месте на канале, то срок достаточно высок, а если гондолу паркуют на открытой воде, то из-за ветра и волн длительность эксплуатации заметно сокращается. Взять на борт лодка может только шесть пассажиров. Или одного — это уж как угодно будет. Гондольеры берут с каждого до 100 евро за 60-минутную поездку, каждые 20 минут сверху— еще 50. Побывавшие в Венеции говорят, что гондольеры очень напоминают интуристовских таксистов советских времен: важные и ленивые, стоят весь день кучей, но тариф свой до разумного не снижают. Но стоит вам уступить их требованиям, и гондольер оживет, как только что проглотивший жетончик автомат. Будет улыбаться весь оплаченный срок, петь, ловко совать в воду шест, уворачиваясь от других суденышек.

Форма гондольера.
 (506x337, 40Kb)
Гондольера носят соломенное канотье с с красной или синей лентой и красную или синию полосатую футболку. Нарушителей без этой формы одежды могут лишать лицензии. Но часто гондольеры не соблюдают и дресс-код, вместо традиционных костюмов XVIII века одеваясь кто во что горазд.

Гондольеры — особая каста красавцев.
 (525x700, 160Kb)
Гондольеры пользуются в последнее время все большим вниманием женщин. Мальчик с десяти лет учится владеть коварным веслом и с лихостью водить гондолы по узким венецианским каналам. Кроме того, он впитывает сложную науку общения с богатыми туристами, приобретает аристократические манеры и овладевает искусством произносить такие комплименты, которые буквально сводят с ума скандинавок, англичанок и прочих представительниц прекрасного пола. В «своде правил» прописаны некоторые табу, которые уважающие себя «дамские угодники» не имеют право переступать. Так, охмурять разрешается только женщин, которые приехали без мужского сопровождения, разбивать пары строго запрещено. Кроме запретов, в кодексе содержатся рекомендации по поводу способов соблазнения женщин в зависимости от их национальной принадлежности. Если верить авторам данного произведения, канадки и австралийки — весьма легкая добыча, и «сдаются» они после первого же ужина при свечах или романтической поездки на гондоле. А вот для того, чтобы добиться благосклонности горячей латиноамериканской дивы, придется отужинать с ней по крайней мере трижды.

Ассоциация гондольеров.
 (550x366, 45Kb)
Гондольеры имеют свой профсоюз. Для координации своей работы члены профсоюза используют мобильный телефон и электронную почту. Посредством этих средств связи они обмениваются информацией о прибывших туристках, а также отсылают в «штаб» отчеты о проделанной работе. Требования к гондольерам в городе на воде очень серьезны. Во-первых, нужно пройти специальный девятимесячный курс. За это время студенты должны не только научиться управлять своей лодкой, но и сдать тесты по английскому языку, знанию географии Венеции и морскому праву. При условии успешной сдачи выдается лицензия. Можно, конечно, согласно некоторым источникам, попробовать получить пресловутую лицензию «с улицы». Но стоит это удовольствие очень дорого.
Во-вторых, сертифицированный гондольер должен пройти практический курс. В-третьих, в дальнейшей работе гондольер обязан соблюдать старинные традиции цеха, иначе можно потерять лицензию. Гондольеры постоянно нарушают это правило, а Ассоциация гондольеров пытается наставить их на путь истинный. В 2006 году ассоциация развернула кампанию по борьбе с дурным вкусом, пишет газета Times. Была составлена специальная инструкция для владельцев гондол. Согласно этой директиве, традиционная венецианская лодка должна быть черного цвета без украшений, а ее кожаные сиденья — однотонных темных оттенков. Именно в таком виде сохранялась гондола с XVI до начала XXI века. Но нынешние лодочники рядят гондолы как новогодние елки, дабы заманить клиентов. В ход идут мигающие лампочки, флюоресцентные рисунки, плюшевые подушечки, золотые покрывала. Кроме того, гондольеры вместо баркарол и гондольер — традиционных песен — порой исполняют популярные. Ассоциации категорически не нравится неаполитанская ария O Sole Mio взамен канонических песен, поэтому она попросила гондольеров воздерживаться от пения «хитов» во время катания туристов.

Правила движения гондол.
 (639x480, 49Kb)
Сегодня в Венеции менее 500 гондольеров у весла, в то время как без гондол городу не обойтись. Любой колесный транспорт, в том числе велосипед, запрещен, но он и не нужен — по Венеции нужно плавать, а не ездить или ходить. На каналах Венеции, как и на любых городских улицах, есть светофоры. Они висят над перекрестками и имеют только два «глаза»: красный и зеленый. Но гондольер, как правило не доезжая до перекрестка громко кричит, что не столкнуться с кем-нибудь. Сами венецианцы на гондолах ездят нечасто, в основном они используют водные такси (моторные лодки), что дешевле. Для стоянок гондол в Венеции у причалов предусмотрены длинные шесты, вбитые в дно каналов.

Историческая регата.
 (699x528, 338Kb)
Проводится в первое воскресенье сентября и представляет одно из самых живописных зрелищ. Событием, в честь которого учредили фестиваль, стало официальное отречение королевы Катерины Корнаро (венецианки по происхождению) от кипрского престола в пользу Венецианской республики. Катерина, подписав акт отречения, в 1489 году вернулась на родину, где ей была устроена грандиозная встреча с парадом судов. В те времена им сопровождалось почти любое знаменательное происшествие, будь то визит иностранного монарха, избрание нового дожа или папы, чествование победителей.
Современная Историческая Регата начинается с костюмированного парада — символической церемонии встречи королевы Кипра, а затем начинаются гребные гонки. Этот вид спорта пользуется в Венеции популярностью еще с 13 века: благодаря своей специфике, город недостатка в гребцах не испытывал никогда. Зрители принимают в гонках самое живое участие, крича, жестикулируя и подбадривая своих фаворитов. Болельщики располагаются по берегам Канала, а также на особых плавучих трибунах или в пришвартованных к причалу лодках. Победителям регаты достаются символические призы: за 1-е место – красный флаг, за второе, третье и четвертое – белый, зеленый и голубой соответственно. Это – вместо традиционных медалей. До недавнего времени существовали и другие награды, самой курьезной из которых был живой поросенок. Потом, по инициативе защитников животных, поросенка вручать перестали. Все гондолы, принимающие участие в соревновании, отличаются яркой раскраской и разнообразной формой, а команда и многие зрители одеты в историческое платье, которое можно сшить на заказ или взять напрокат в специальных ателье. Непременным компонентом Регаты является карнавальная процессия, в которой вы обязательно увидите таких исторических персонажей как дож и его супруга, королева Кипра, послы и министры, наряженные по моде 15 – 16-го века. Эта винтажно разодетая толпа на фоне старинных зданий и богато украшенные гондолы позволяют зрителю вообразить себя в Венеции времен Возрождения – роскошном и гордом городе.

Ла-Манш на гондоле.
 (699x466, 136Kb)
Недавно двое шестидесятилетних венецианцев впервые в истории судоходства пересекли Ла-Манш на гондоле. Надо сказать, что получилось это у них на редкость быстро: путь из британского Дувра во французский порт Кале, где их встретили друзья и земляки, занял у гондольеров чуть больше семи часов. На протяжении всего 35-километрового путешествия итальянцы пели свои родные венецианские песни и тем самым поднимали себе настроение.

Поэты о гондолах
 (699x565, 90Kb)
Экипажи — точно гробы, Кучера — одни гребцы. Рядом — грязные трущобы
И роскошные дворцы. Нищеты, великолепья
Изумительная смесь; Злато, мрамор и отрепья: Падшей славы скорбь и спесь!
Вяземский.
Ночь тиха, в небесном поле. Светит Веспер золотой. Старый дож плывёт в гондоле
С догарессой молодой. Воздух полн дыханьем лавра. Дремлют флаги бучентавра.
Море тёмное молчит…
Пушкин.
Близ мест, где царствует Венеция златая, Один, ночной гребец, гондолой управляя,
При свете Веспера по взморию плывёт, Ринальда, Годфреда, Эрминию поёт…
Пушкин.

Геннадий VKup

В этот город влюблены многие, и даже на расстоянии! Его аналоги пытаются найти в каждой стране. Например, в России с ним сравнивают Санкт-Петербург и Вышний Волочек, во Франции — Анси, в Бельгии — Брюгге, в Германии — Шпреевальд… Только вот зачем, непонятно :) Отправляемся в маленькое путешествие по Венеции с Геннадием VKup

и ищем сходство с Вышним Волочком

.

— Венеция — город в который можно возвращаться снова и снова, каждый раз находить для себя что-то новое или просто погрузиться в его удивительную атмосферу.

Этим маем, после затяжного рабочего турне по Европе, мы с женой встретились в Вене, взяли машину и отправились в Венецию. До этого мы прилетали туда самолётом, прибывали поездом и вот впервые приехали на машине. Ирония заключается в том, что Венеция — город в котором автомобиль нужен меньше всего на свете. Точнее говоря, он там не может пригодиться совсем. Машина, в принципе, может быть использована лишь на въезде в город по мосту с матерка, вблизи железнодорожной станции и порта. В остальном городе автомобильных проездов нет. Большая многоэтажная парковка есть на острове Трончетто (буква Г на правом краю карты). Где мы и оставили рентованный Гольф на четыре дня по 21 евро за полных 24 часа.

Прямо от парковки водные трамвайчики, назваемые «вапоретто» (vaporetto), отправляются по Большому Каналу (Grand Canal) до площади Святого Марка (piazza di San Marco) и далее до острова Лидо (Lido).

Кстати, остров Лидо это то место, где проходят все современные фестивали, конференции и прочие тусовки, которые называются «венецианскими». Там хорошо развитая сеть разнообразных гостиниц и хостелов и останавливаться на Лидо существенно дешевле. Однако наш отель в этот раз был расположен аккурат на полпути между широко известным мостом Риалто (Rialto) и площадью Святого Марка. Мост Риалто самый первый и самый известный из четырёх мостов через Большой Канал Венеции.

Различные варианты моста в этом месте строились и разрушались начиная с 1181 года. Настоящий вариант каменного моста Риалто был возведён в 1591 году молодым венецианским архитектором Антонио де Понте, выигравшим конкурс в котором в качестве претендента участвовал сам Миклеаджело. До середины XIX века Риалто оставался единственным мостом через Большой Канал. С самого момента постройки на мосту шла оживлённая торговля и плата за торговые места покрывала его содержание, т.ч. для переправы он всегда был бесплатный. Сейчас на нём сосредоточена торговля сувенирами.

Уже в этом году на мосту Риалто были задержаны трое косовских террористов планировавших атаку. К счастью мы узнали об этом уже возвратившись из Венеции. От моста до отеля несколько сот метров приходится добираться своим ходом по узким венецианским улочкам

вдоль каналов

и через маленькие мостики

под которыми снуют шустрые гондолы

Однозначно всем своим друзьям и знакомым мы советуем останавливаться в Венеции на несколько дней. В крайнем случае — на острове Лидо, где стоять подешевле. В год город посещает больше 20 миллионов туристов. Это — ~55000 человек в день. Обычно эта армия появляется к полудню и начинает рассасываться часам к 6 вечера. Вот только вне этих часов, утром и вечером можно ощутить уникальную, даже среди итальянских городов атмосферу Венеции.

Утро в Венеции начинается рано. Колокола храмов, сзывая прихожан к мессе, отвешивают свой первый удар ровно в семь. В это время можно увидеть доставку товаров гондолами в венецианские магазинчики

В продовольственных лавках утром венецианцы делают свои закупки на день

Рынок Риалто

Со вторника по субботу рядом с мостом Риалто по утрам работает один из старейших, если не самый старый, постоянно действующий рыбный рынок (La Pescheria) Европы — Рынок Риалто. Он возник еще во времена Венецианской республики, когда Венеция контролировала морскую торговлю между Востоком и Западом. Вообще-то весь квартал, именуемый Риалто, — а он охватывает мост, подходы к нему с обеих сторон и территорию до Pescheria — традиционно считался торговым центром не только Венеции, но и всей Европы. Нынешний вид квартал принял после большого пожара 1514 года, уничтожившего прежние беспорядочные постройки. Торговые ряды строили в 1520—1550 гг. А крытые лавки — это вообще стилизация начала ХХ века, по мнению специалистов — довольно аляповатая. Рыбный рынок — это достопримечательность Венеции, как рыбный рынок Цукидзи в Токио, как рынок Бокерия в Барселоне. Рано утром лодки рыбаков приходят по Большому Каналу прямо к набережной у моста Риалто и выгружают на прилавки свой богатый свежайший улов.

Это место находится совсем недалеко от туристских маршрутов, но не всегда туристы на него забредают. Вероятно потому, что хотя рынок и очень близко от моста Риалто, на берегу Большого канала, но дорожка по берегу канала к нему не ведёт. Приходится немного поплутать по запутанным улочкам, чтобы попасть туда. Рынок работает только по утрам — с 7.00 по 12.00.

Сейчас на рынке, конечно, торгуют продавцы всех возрастов. А когда-то лицензию на торговлю рыбой выдавали только бывшим рыбакам со стажем не менее 20 лет. Лицензия на пожизненную торговлю рыбой заменяла пенсию.

Треска, камбала, дорада, сардины, угорь, солнечник, морской черт, кефаль красная и серебристая (сюда бы Костю с полными шаландами!), осьминоги, лобстеры, креветки, кальмары, каракатицы, анчоусы… Все ли из перечисленного вы хотя бы видели вблизи? А уж чтобы попробовать, нужен, как минимум, месяц. Этот старинный рынок просто ломится от огромного количества морепродуктов и всё это шевелится, выползает и подаёт признаки жизни.

Свежайшие осьминоги в недолгом ожидании своих покупателей. На каждого la piovra должен найтись свой комиссар Каттани. Девиз всякого приличного венецианского осьминога — утром в лагуне, днем в супе, вечером в …, в общем, куда судьба забросит. А рядом — анчоусы, называются acciuga/ghe на Севере Италии, alice/i — в центральной и южной Италии

В ресторанах Венеции эти гребешки (Cappesante) вынимают из раковин, обваливают в хлебной крошке с толчёным чесноком и жарят в масле.

Не верьте, если вам будут клясться, что рыбу, не проданную до полудня, отпускают обратно в море. Это байка для туристов. Но до следующего дня рыба, как правило, не остается, она уходит в окружающие рестораны и траттории.

Маленькие крабы, обычно с Северной Адриатики

Креветки-богомол (Canocchia)

Раньше мне представлялось, что каракатица (которая так и пятится, так катится) это огромный и страшный зверь наравне с акулой (несомненно акулой-людоедом). В действительности даже крупные (grande) каракатицы выглядят как обделавшиеся кальмары

Вглубь квартала уходят здания Старых Торговых рядов (Fabbriche Vecchie) и Новых Торговых рядов (Fabbriche Nuove) — здесь можно купить фрукты, овощи и прочую провизию.

Это уже фруктово-овощная часть рынка (Erberia)

Даже если нет планов покупать, то просто сходить поглазеть на рынок Риалто стоит. И красиво, и атмосферно, и интересно.

До другого знакового для Венеци и обласканного туристами места — площади Святого Марка, из района Риалто можно добраться двумя способами. Во-первых, по Большому Каналу, на вапоретто, водном такси или гондоле (gondola).

Цены будут разные от 7 евро на вапоретто (Цена одной поездки. Билет действителен в течении 75 минут после активации. Но если предполагается использовать вапоретто несколько раз и в течении нескольких дней, то много выгодней купить «карту туриста». Они разные на 1, 2, 3 дня и на неделю. Стоят соответственно: 20, 30, 40 и 60 евро. Дети до 6 лет бесплатно. Кроме вапоретто, эта же карта годится и для проезда в городском автобусе на Лидо.), ~50 евро на водном такси и ~80 евро гондолой. (За такси и гондолу платится целиком и не зависит от числа пассажиров, но кажется не более 6 человек.)

Водный вариант даёт обзор Большого Канала и возможность ознакомиться с исторической застройкой его берегов, где каждое здание имеет свою уникальную историю

Мимо церкви Санта Мария делла Салюте (Santa Maria della Salute) по правому берегу Большого канала, вапоретто (мы всё-таки разумные люди) доставит прямо к причалу «площадь Святого Марка».

А до этого с воды откроется замечательная панорама ансамбля площади

Другой, не менее красивый, путь с рынка Риалто на площадь Святого Марка — пешком, по колоритным венецианским улочкам. Если нигде на долго не останавливаться, то он займёт минут 20−25

Но не останавливаться и не глазеть по сторонам, бродя по улицам Венеции, невозможно!

Как, например, можно пропустить дворец Контарини дель Боволо (Palazzo Contarini del Bovolo), в районе площади имени последнего дожа Венеции — Даниеле Манина. Аристократический влиятельный род Контарини дал Венеции восемь дожей. Роскошные дворцы, гордо возвышающиеся на берегу Гранд-Канала, как нельзя более кстати соответствовали и высокому положению семейства, и их богатству. Но среди этих великолепных резиденций особняком стоит один — Боволо

Этот дворец был построен в 1499 году и выглядит очень необычно. Он компактен по площади, но вытянут в высоту. Его изюминка — оригинальная винтовая аркадная лестница, ведущая в готическую башню. Благодаря этой лестнице в названии дворца и появилось уточнение «боволо». На венецианском диалекте это значит улитка. Если подняться наверх этой башни дворца, то откроется великолепная панорама на крыши Венеции, колокольню и купола собора Святого Марка

В противоположной стороне виден купол церкви Санта Мария делла Салюте, стоящей на другом берегу Большого Канала

По пути обязательно встретятся различные творческие личности Венеции, она просто притягивает артистический люд со всего света

Площадь Святого Марка (Piazza San Marco)

Площадь Святого Марка — главная площадь Венеции, её визитная карточка. Поэтому приблизительно с полудня и где-то до шести часов вечера она плотно оккупирована однодневными туристами

И даже так

Это единственное место в Венеции которое сами венецианцы называют piazza — площадь. Другие площади города его жители называют campo или campiello — полем или маленьким полем. Площадь логически состоит из двух частей: пьяцетты (piazzetta) — площадки от Гранд-канала до колокольни,

и непосредственно основной пьяццы — площади Святого Марка

Мостовая основной площади вымощена светлым камнем в нечто, напоминающее рисунок «ёлочка”. Рисунок был выложен в XIII веке с целью маркировать направление движения церемониальных процессий

В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной — 175 м, шириной в широкой части — 82 м, а в узкой — 56 м. Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций (на фотографиях выше — справа), южную (слева) — здание Новых Прокураций. Представителями исполнительной власти Венеции были прокураторы. Их основной функцией было управление государственной недвижимостью. Они должны были следить за эксплуатацией, реставрацией и реконструкцией значимых зданий и сооружений, принадлежавших государству. Собор Сан-Марко в Венеции тоже подпадал под их тотальный контроль. Именно поэтому здание первой прокурации решено было строить возле самого собора. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора эпохи Возрождения.

К Старым Прокурациям пристроена часовая башня. Циферблат украшен знаками зодиака, а по колоколу в начале и конце каждого часа бьют бронзовые статуи.

Одна из фигур бьющих в колокол изображает старого человека, другая — молодого, дабы показать течение времени старый человек бьёт в колокол 5 минут заканчивающегося часа, а молодой — 5 минут начинающегося.

Самым высоким зданием площади Святого Марка является колокольня высотой 99 метров. Эта колокольня первоначально была построена в 1514 году, но в 1902 году полностью обрушилась — причиной послужили многочисленные землетрясения и удары молний, которым подвергалась башня за 400 лет своего существования, а также общий износ постройки. К счастью при обрушении здания не пострадал ни один человек — пропала только кошка смотрителя. Башню решили восстановить в первозданном виде — восстановленная колокольня была открыта в 1912 году.

С колокольни открывается вид на остров Святого Георгия (San Giorgio Maggiore) и остров Лидо (Lido) вдали

Главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка — кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при дворце Дожей.

Согласно легенде, святой Марк возвращался из Аквилеи в Рим. В пути его застала буря, и он остановился возле одного из островов Риалто. Во сне ему явился ангел и произнес: — «Мир тебе, Марк, евангелист мой. На этом месте будет покоится тело твое».

Согласно легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада).

Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

В 1807 году по приказу Наполеона в собор Святого Марка из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

Ещё одной визитной карточкой площади Святого Марка являются голуби.

Специально чтобы подкармливать их на площади роились продавцы птичьего корма, но несколько лет назад его продажу там запретили. Правда, это не сильно остановило народ готовый поделиться с птичками

Загадка которую я пока ещё для себя не решил: куда эти сонмы голубей пропадают ночью?

В зданиях прокураций, по обоим сторонам площади, на первых этажах расположены многочисленные кафе. В 1640 году на площади начали продавать впервые в Европе напиток из обжаренных кофейных зёрен, мода на который пришла из Турции.

Если позволяет погода, то по вечерам по обе стороны площади разные кафе выставляют свои оркестры, которые начинают «препляс», кто кого переиграет. Играют в основном популярную классику Часто можно услышать и русскую музыку, которая стала классикой

На стороне пьяцетты, выходящей к воде, установлены две гранитные колонны.

В 1099 году Венеция оказала военную помощь Константинополю, выставив венецианский флот в войне против царя Тира, и союзники одержали блестящую победу. В качестве военных трофеев, среди прочего, Венеция получила три огромные монолитные гранитные колонны. Эти колонны в 1125 году были доставлены морем в Венецию. Во время разгрузки одна из трёх колонн упала в море, затонула и была утеряна, так как погрузилась в илистое дно лагуны. Несмотря на многочисленные попытки, эта колонна до сих пор не найдена.

Две других колонны были успешно перемещены на берег и пролежали около ста лет в безуспешных попытках их установить. Наконец инженер и архитектор Никколо Бараттьери взялся за установку колонн. Для поднятия их он использовал эффект «мокрой верёвки”, известный морякам того времени. Трюк заключался в том, что сухой пеньковый канат удерживающий груз, при поливе его водой сокращался. В качестве платы за работу архитектор получил право расставить между колоннами столики для азартных игр, чтобы получать с них доход.

Место между двумя колоннами использовалось для смертной казни. Осуждённого разворачивали лицом к часам Часовой башни, отбивающим последние минуты жизни приговорённого. Суеверный народ до сих пор предпочитает не проходить между двух этих колонн.

На восточной колонне, той которая ближе к дворцу Дожей, установлена бронзовая статуя крылатого льва.

Объединив Венецию с Италией, Наполеон снял с колонны и перевёз в Париж этот символ могущества Венеции. Лев некоторое время стоял в Париже перед Домом Инвалидов. Впоследствии по решению Венского конгресса его возвратили Венеции и водворили на старое место.

При реставрации в 1985 году определили возраст льва на колоне, оказалось, что скульптуре уже около 2500 лет. Учёные предполагают, что скульптуру отлили в V веке до н.э. в ассирийском городе Тарсе. Во времена первых Крестовых походов — в XI или XII вв.— «освободители Гроба Господня» доставили скульптуру на Апеннины в качестве трофея.

На западной колонне, расположенной ближе к зданию венецианской библиотеки, установлена мраморная скульптура, изображающая воина Феодора Тирона (св. Теодора). Это копия с оригинала, который в настоящее время хранится во Дворце дожей. Оригинал же составлен из торса скульптуры неизвестного римского полководца II века и головы статуи Митридата Понтийского, привезённой также из Константинополя; у ног святого находится такой же составной крокодил — по легенде, это символизирует морское могущество Венеции

Дворец Дожей

По правую сторону пьяцетты, если смотреть со стороны Венецианской лагуны, расположен Дворец Дожей

Немного истории. Дож— титул выборного главы Венецианской республики на протяжении ровно 1100 лет, с 697 по 1797 года. По венецианской легенде, первый дож — правитель был избран в 697 году. Это был некий Паолуччо Анафесто. Первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. Начиная с XIV века, дож избирался из числа представителей самых богатых и влиятельных семей, которых называли ducali и которые на протяжении трех веков смогли монополизировать право быть избранным дожем. Но права его уже были ограничены введением дополнительных институтов власти.

Избрание дожа происходило следующим образом: комиссия из 11 членов выбирала сорок избирателей путем жесткого отбора, эти сорок избирателей, посовещавшись, представляли дожа, который перед назначением должен был пройти всенародное одобрение.

Титул был упразднён Наполеоном в 1797 году. Венеция попала в зависимость от Австрии, многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась.

Дворец дожей (он же Палаццо Дукале) служил резиденцией для дожа, главы венецианской республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство.

Впрочем, тот Палаццо Дукале, которым мы можем любоваться сейчас, не имеет почти ничего общего с тем зданием, которое было построено изначально, больше тысячи лет назад. Дворец, который находился на том месте, был уничтожен ужасным пожаром и отстроен заново к началу 15 века. Нынешнее здание дворца было построено в XIV веке в стиле итальянской готики.

Когда в Венецию приливает основная волна туристов, самое время отправиться на экскурсию по Дворцу Дожей. Но не на обычную, по парадным залам, а на экскурсию «по тайным местам Дворца Дожей”. В конце её вы снова выйдете как раз в парадные залы дворца и вольётесь в общий поток посетителей. От этого никуда не деться. До этого же полтора часа будете блуждать по потайной части дворца с маленькой группой человек 15 и очаровательным экскурсоводом

Попасть во двор Дворца Дожей можно через Бумажную Дверь (Porta della Carta) слева от фасада, выходящего на площадь Святого Марка.

(К сожалению, я перерыл все свои венециански фотографии из разных поездок и с удивлением не обнаружил на них полноценного изображения Бумажных Ворот. Всё что удалось найти это часть ворот сфотографированная с балкона собора Святого Марка на снимке в левом нижнем углу.

Вход во двор и Бумажная Дверь находятся за углом дворца, между ним и собором на следующей фотографии.

А это вид со двора дворца на галерею Фроскари, в конце которой находится Бумажная Дверь

Есть разные объяснения происхождения названия двери, возможно, оно связано с архивом документов, находившимся неподалёку, или, согласно другой версии, с тем, что когда-то тут сидели писари и помогали составлять горожанам документы, жалобы и прошения.

Через Бумажную Дверь и галерею единственный прямой проход во двор Дворца Дожей

Обратите внимание как непритязательно выглядит левая стена внутри двора по сравнению с фасадом. И это так по всему дворцу, то что не предназначено для создания образа величия выглядит очень скромно. Посетители входят через галерею и видят другую, правую сторону двора, которая весьма респектабельна и достаточно величественна для Венецианской республики

Но уже соседняя стена и другие внутренние — очень просты

Хотя большое окно справа на фотографии, это окно самого знаменитого и помпезного зала Большого Совета Венеции. Это самый большой зал не только в Венеции, но и во всей Италии

Приблизительно посредине «величественной стены» проходит граница между представительными залами и рабочими помещениями. Рабочие помещения более чем вдвое ниже, но это никак не отражается на размере окон и другом оформлении стены. Одно окно в правой, рабочей половине принадлежит сразу двум, а выше может и трём помещениям на разных этажах.

Вот здесь собиралась и заседала представительная знать Венеции и это часть обычной экскурсии по дворцу

А здесь работал второй после дожа человек в республике, который делал основную текущую работу и обладал почти такими же полномочиями, только не был венецианским дворянином.

Его заработок позволял легко купить себе дворянство, но тогда он уже не мог занимать эту должность. Такие случаи бывали, но большинство предпочитало заработок знатности

Во времена расцвета Венецианской республики в ней присутствовала некоторая паранойя по поводу секретности. Например, когда готовился и издавался какой-нибудь документ, переписывать его отдавали тремя частями, трём различным писарям, чтобы они не могли знать его в целом. А затем сводили его воедино и хранили вот в этих стенных шкафах в зале Управления Законов

Здесь же хранились записи на всех жителей города.

А это уже часть специальной экскурсии по секретным помещениям. К хранилищу вплотную примыкают комнаты для следствия и тюрьма. Вот это основное орудие дознания в Венецианской республике — дыба

А напротив сидела тройка (Кстати, тут видно как одна окно на парадной стене дворца, принадлежат нескольким этажам служебных помещений)

Осуждённых тут же отправляли в камеры, которые расположены рядом. Старая тюрьма во дворце состояла из двух частей. Нижняя находилась в подвальных помещениях

Здесь содержалось большинство преступников из простолюдинов. Часто камеры затапливались, но выводить и спасать заключённых никто не думал и им самим приходилось бороться за жизнь, которая длилась там недолго.

Вторая часть тюрьмы располагалась под крышей и называлась свинцовой, т.к. крыша была покрыта свинцовыми листами. Эта часть предназначалась для знати. Нельзя сказать что условия там были значительно лучше. Камеры не затапливало, зато летом температура в них зашкаливала сорок градусов. Помимо того, высота потолка в камерах в верхней части была ~165 сантиметров. А например Казанова имел рост больше 180 см. Вот его камера

Ну, и вход в камеры был на уровне — «вам ниже пояса будет»

Из наиболее знаменитых узников тюрьмы во Дворце Дожей можно назвать Джордано Бруно и Джакомо Казанову. Кстати, Казанова был единственным кому удалось сбежать из неё. Спустя тридцать лет он написал «Историю моего побега», получившую большую популярность и переведённую на многие языки.

Несмотря на то, что камер в обеих тюрьмах было не так уж и мало, в XVI в. было построено отдельное здание, предназначавшееся для содержания преступников. От Дворца Дожей новую тюрьму Карчери отделяет лишь узкий канал, через который перекинут знаменитый Мост Вздохов., названный так потому, что через его зарешеченные оконца ведомые в камеру или на казнь могли бросить прощальный взгляд на город и вздохнуть, горюя о своей участи. Это ещё одна из наиболее фотографируемых туристических достопримечательностей Венеции

Большинство народа считает обязательным сфотографировать этот мост и в основном снимают его с моста на набережной. Если не считать толпу на следующей фотографии, то останется как раз то, что могли увидеть «вздыхавшие на мосту»

Попасть за решётку в Венеции было довольно просто, там была хорошо развита система доносов. Анонимные доносы бросались в прорезь ящика на стене Дворца Дожей.

Гондолы и гондольеры

Невозможно, говоря о Венеции, не рассказать о гондолах. Уже давно гондола стала символом города.

Исторические документы впервые упоминают гондолу в XI в., но её появление отмечено гораздо раньше. А вот красивые предания гласят, что «гондола — это полумесяц, соскользнувший с неба в воды лагуны, чтобы не бросать бесстыдный свет на влюбленных и их жаркие объятия. Оказавшись в воде, он почернел. Сияющими остались лишь изогнутый конец гондолы и острый нос».

Были времена, когда она служила основным транспортным средством в городе. Сегодня гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона.

Прежде всего расставим точки над ударной «о».

Правильно говорить «гОндола», а не «гондОла».

В России говорят неправильно по вине поэтов XIX века. Словесную вольность в русской поэзии позволили ради красоты рифмы. У гондольеров существует особый песенный жанр «баркарола». Так вот, чтобы рифмовать «гондола» и «баркарола», ударение и переставили. (Печально, но на стоянках гондол современной Венеции о баркаролах ни слова. Там только расценки на серенады (20−30 евро), а поют современные гондольеры всякую попсу вроде «O sole mio» или просто насвистывают бодренький неаполитанский мотив).

Размеры и конструкция лодки были регламентированы начиная с XVIII века. Длина лодки составляет 11метров, ширина — 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 400 килограммов. Гондола имеет асимметричную форму, длина обвода её левого борта на 24 сантиметра больше, чем правого, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку.

У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись

На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — «ферро». Шесть выступов набалдашника символизируют шесть районов Венеции, седьмая полоса — направленная в противоположную сторону, символизирует остров Гвидекка (Giudecca), а закругление — шляпу дожа. Впрочем, назначение насадки вовсе не декоративное, «ферро» является противовесом гондольеру, помогает определять высоту приближающегося моста, плюс к этому железный наконечник защищает деревянный корпус судна.

Гондолу вполне можно считать произведением искусства. Для её изготовления используется десять сортов древесины: бук, вишня, вяз, ель, лиственница, липа, красное дерево, дуб и орех. 280 деталей гондолы вытачиваются вручную. Готовая лодка покрывается несколькими слоями специального лака чёрного цвета. К слову, в старину гондолы разительно отличались от современных, так как были раскрашены в разные цвета. Однако после 1562 года цвет корпуса стал черным, каким и остается по сей день. Существует несколько версий откуда пошла такая традиция. По первой, они стали чёрными, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах часто перевозили тела умерших. По другой, громоздкие украшения с гондол убрали потому, что было излишнее увлечение украшательством и порой лодки даже с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюблённые к своим тайным дамам сердца в городе любви. Сегодня гондолы производит и ремонтирует небольшой коллектив потомственных ремесленников, именуемый — верфь Сан-Тровазо в районе Дорсодуро у канала Сан-Тровазо, рядом с одноименной церковью.

Средняя стоимость сегодняшней гондолы ~60000 евро. Первыми гондольерами были рабы, принадлежащие знатным семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниметься граждане Венеции. Образовалась корпорация гондольеров. Пожалуй, один из самых старых, и уж точно самый стабильный профсоюз на планете. В XV—XVI вв.еках в Венеции насчитывалось более 10 тысяч гондольеров.

Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Искусство гондольера является делом семейным и передается от отца сыну. Но в 2009 г. управлять гондолами стали и две женщины: немка А. Хай и венецианка Д. Босколо. Ожидающие клиентов гондольеры очень напоминают таксистов на стоянках в других городах

Техника управления гондолой не гребковая, а толчковая. Гондольер стоит на лодке и управляет ей, глядя вперёд по направлению движения. Весло является как веслом, так и рулём. Гондольер раскачивает гондолу и двигает веслом по особой траектории. Иногда в узких местах каналов он может оттолкнуться от стены ногой.

Посещение Венеции почти что включает в себя обязательный пункт «покататься на гондоле». Проехаться на гондоле можно практически из любой точки Венеции. В местах наибольшего сосредоточения туристов имеются причалы «Gondola service»

Однако стоит иметь в виду, что цены на услуги гондольера кусаются. Сайт Ассоциации гондольеров размещает официальные тарифы. Так, дневная цена прогулки для 6 человек обойдется в 80 евро за 40 минут, 25% — наценка на вечерние 35-ти минутные прогулки (с 7 вечера до 8 часов утра).

За 1,5 часа гондольеры возьмут 120, а за целый день — 150 евро. За отдельную плату гондольеры могут спеть. В гондолу можно дополнительно заказать аккордеониста. Обычно песнопение стоит 35 евро за 20 минут. Оплачивается гондола целиком и стоимость поездки не зависит от числа туристов. Обычная лодка вмещает 6 пассажиров. Несмотря на высокую стоимость, прогулки на гондолах по каналам Венеции весьма востребованы и часто возникают даже ситуацци с «пробками» в движении

Существует неромантический, дешёвый вариант, о котором нельзя не упомянуть: двухминутная поездка на лодке-пароме Трагетто (Trghetto). Трагетто курсируют между площадью Сан-Марко и мостом Риальто. На Большом канале есть несколько фиксированных переправ — стоянок трагетто. Места их расположения обозначены на любой туристической карте. Зимой большинство из них работает до 12−12.30.

Трагетто от гондолы, в первую очередь, отличается количеством гондольеров — их всегда два (в гондоле — один), они не так завлекательно одеты, как гондольеры, катающие туристов. У трагетто — очень простые маршруты, всегда с одного берега Большого канала на другой. В трагетто принято «ездить» стоя. Сидеть разрешается совсем пожилым людям и туристам. Такая переправа стоит примерно 1 евро. Поездка на гондоле — минимум от 75 евро (не в сезон) за лодку. Вапоретто недавно подорожало — 7,5 евро за поездку, раньше было 6,5. Для жителей Венето — по-прежнему — один евро.

Ежегодно в первое воскресенье сентября в Венеции проводится Историческая регата (Regata Storica). Перед соревнованиями проводится парад гондол. После парада проводится соревнование гондольеров. Дистанция гонки составляет 7 километров. Каждый остров или район считают своим долгом выставить лодки на соревнование. К сожалению парад и гонку мне ни разу посмотреть не удалось, но тренировки команд приходилось видеть

Ближе к вечеру поток туристов истекает и на улицах после рабочего дня появляются жители города. Что оказалось удивительно для меня, они точно так же как клерки Лондона, кучкуются на улице возле пабов чтобы попить пива после работы. Для Италии это выглядит необычно. Отличие от Англии — каналы вдоль улиц

Ну и внутри пабов венецианский антураж

Выйдя после ужина на улицу попадаешь в уникальную атмосферу ночной Венеции

Отражения огней освещения и подсветки узких улочек создают неповторимые картины ночных улиц

Преображается Большой Канал

Совершенно по другому предстают соборы которые совсем недавно видели днём: Святого Марка Церковь

Санта Мария делла Салюте

В своём рассказе о Венеции я ограничился тем, как можно провести там один, полноценный день. Совершенно не коснулся многочисленных соборов и музеев города

замечательных концертов в залах венецианских дворцов

поездок на близлежащие острова

знаменитого Венецианского карнавала

Одно из названий Венеции — Город Любви. Влюблённые пары со всего мира включают Венецию в свою свадебную поездку

и потом возвращаются туда вновь и вновь

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! ;)

Опрос

Окажись вы сейчас в Венеции, чтобы первым делом сделали?..

Отправился в дом Казановы

Прокатился на гОндоле

Заказал роскошный обед в ресторане

Бузанул бы в какой-нибудь канал

Купил бы себе карнавальную маску

Запикапил какую-нибудь красотку (или красавца)

Искупался в Гранд-канале

Покормил голубей тульским пряником

Написал в соцсетях всем-всем-всем: «Я в Венеции!!!»

Свой вариант ответа. Какой?

Венеция – вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные «шрамы» от пережитых потопов.
Когда я слышу слово » Венеция», в моем воображении рисуется романтическая картинка — вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой  гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.

Италия  2011г.  27.08-10.09 986.jpg

Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он  расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга.
Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.
Венецианский гондольер — это не работа и не профессия, это призвание и искусство!
Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:
«На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани».
Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.

Италия  2011г.  27.08-10.09 1006.jpg

Первоначально словом «гондола» называлась абсолютно любая лодка, невзирая  ни на ее размер, ни на форму,  с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово «гондола»   в  оригинале  звучит  с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия «гондола» этимологически связано со словом  «gonger», которое переводится как «морской угорь».

Каналы Венеции настолько узки, что лодкам с пассажирами и различными товарами, было трудно разминуться.
Поэтому  гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.

Италия  2011г.  27.08-10.09 976.jpg

Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее  асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.
При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.
У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом «форкола».
Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:
для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.
На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — «ферро» .
Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним.
В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.
За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров.
История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет – она возникла в 1094 году.
Без черных гондол город любви и романтики  представить трудно)
Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.

Италия  2011г.  27.08-10.09 969.jpg

Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя.
На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры.
Как правило, они располагаются над «перекрестками», в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два – зеленый и красный.
По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.

Италия  2011г.  27.08-10.09 1007.jpg

Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.
Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером — непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.

Италия  2011г.  27.08-10.09 973.jpg

По традиции, гондольерами   на протяжении веков работали исключительно мужчины.
23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером.
Босколо – семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.
Он до сих пор считает, что гондольер – не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.
http://lenta.ru/news/2009/06/26/gondolier/

Италия  2011г.  27.08-10.09 988.jpg

Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета.
По известной легенде — пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.

Италия  2011г.  27.08-10.09 971.jpg

Есть другая версия запрета на разноцветные гондолы, многие историки считают, что впервые все гондолы были перекрашены в черный цвет еще в трагическом 1562 году, когда в Венеции свирепствовала чума, а трупы умерших приходилось вывозить из города по каналам на черных гондолах.
Нарядные, богато украшенные и декорированные гондолы, ассоциировавшиеся с богатством и роскошью, в дни всеобщего траура выглядели просто нелепо,  поэтому руководство Венецианской республики издало указ о необходимости окрашивания лодок, как и гробов, в траурный черный цвет.

Италия  2011г.  27.08-10.09 1029 - копия.jpg

Прошли столетия,  по узким  каналам Венеции до сих пор  медленно и бесшумно скользят длинные черные гондолы, из украшений на них остался только один символ – железный наконечник, выполненный в виде гребня.

Италия  2011г.  27.08-10.09 986.jpg

Луна проливает серебряный свет на широкий канал, по обеим сторонам которого возвышаются дворцы.
Не торопясь,  гондольер

уверенно правит своей гондолой, послушно плывущей вверх по каналу…

Кто-то мечтает ознакомиться с прекрасной архитектурой города на воде, кто-то – связать здесь себя узами брака, а кто-то отправляется в Венецию чтобы окунуться в культуру этого места и узнать как можно больше о его традициях и особенностях.

Помимо выдающейся архитектуры и пейзажей удивительной красоты, разумеется, Венеция знаменита тем, что расположена на островах в чудесной и живописной лагуне, окруженная со всех сторон водой. Венецианские гондолы, рассекающие по волнам лагуны, часто называют самыми красивыми лодками в мире и считают «визитной карточкой» – одной из главных достопримечательностей Венеции. О них сегодня и пойдет речь.

История

На протяжении многих столетий внешний вид популярного речного транспорта Венеции несколько раз видоизменялся. Нынешняя гондола – это результат длительного процесса «лодочной эволюции» и адаптации к потребностям горожан и непостоянному качеству воды. История города и история этого вида суден тесно переплелись.

istorija_gondoly

Первые упоминания о гондоле датируются 1094 годом, когда дож Венеции Витале Фальера (Vitale Falier) пожаловал некоторым жителям города хартию на право строить гондолы. Несмотря на то что источники, в которых задокументировано появление венецианских суден, весьма старые, они все же в полной мере описывают, как выглядели необычные лодки в далекие времена.

К слову, они разительно отличались от современных гондол, так как были раскрашены в разные цвета. Однако после 1562 года цвет корпуса стал черным, каким и остается по сей день.


Историки полагают, что именно этот цвет использовался венецианцами в качестве траурного элемента, напоминавшего им о жертвах ужасной чумы, напавшей на город. Болезнь отступила, а вот жители Венеции так привыкли к темным лодкам, что не стали менять их цвет.

gondola_chernaja

В конце 1400-х гондолы очень напоминали другие виды водного транспорта, использовавшиеся на тот момент в Венецианской лагуне. Лишь в начале 1500-х годов внешний вид этого вида лодок начал меняться из-за того, что они обычно использовались для перевозки местных бедняков. К концу 1600-х гондолы приняли почти такую же форму, как мы видим сейчас.

В 1800-х в их корпус добавились некоторые технические новинки, асимметричный дизайн, к примеру, позволяет гондольерам с легкостью управлять судном, ловко маневрируя между другими лодками.

gondola-2

Еще несколько десятков лет назад гондолы были оснащены деревянными кабинами, которые назывались «felze» и прикреплялись к центру корпуса. Такое сооружение воздвигалось на лодки в плохую погоду чтобы укрыть пассажиров от дождя, однако вскоре было признано ненужным: кабина мешала гондольерам видеть дорогу.

Кстати говоря, сегодня гондолами пользуются исключительно туристы. Согласно некоторым подсчетам, на сегодняшний день волны великолепной Венецианской лагуны рассекают около полусотни гондол, что вдвое меньше, чем в 1580.

Символы и детали

ferro_da_prora

Каждая деталь гондолы что-то символизирует. Особое значение декораторы Средневековья придали кованым и металлическим частям, соединив элегантность и практичность.

Так, например, железный нос судна, «ferro da prora’», обычно выполненный в s-образной форме, что напоминает изгибы Гранд Канала (Canal Grande), был создан для того, чтобы гондольер смог использовать свой вес при балансировке лодки. Также на гондолах установлен противовес-штандарт с шестью зубьями, которые символизируют шесть районов Венеции.

Гондольеры

Туристы, приехавшие в Венецию, могут ошибочно предполагать, что все гондолы очень и очень похожи или и вовсе одинаковы. Однако это не так. На самом деле эти удивительные «черные лебеди» делаются по некоторым параметрам, официально утвержденным властями города, а все остальное производится исключительно под конкретного гребца.

gondolieri

Гондольеры всегда работают на собственных лодках, стоимость которых, к слову говоря, достаточно высока: от 25 до 75 тысяч евро. Уникальная профессия гребца гондол передается от поколения к поколению.

Но кровных уз не хватит, чтобы подвозить туристов на красивой лодке. Чтобы получить специальную лицензию необходимо пройти 9-месячное обучение на курсах гондольеров, а по их окончании сдать серьезный и сложный экзамен.

gondola-3

Более того, претенденты на управление гондолами также обязаны подтвердить свое знание английского языка. И лишь тогда представители мэрии согласятся рассмотреть заявку на получение лицензии. Стоит отметить и тот факт, что гондола – это дело мужское. Однако истории известны случаи, когда на корму венецианских «лебедей» становились представительницы прекрасного пола.

Интересные факты о гондолах

  1. Современные гондолы одновременно похожи и не похожи. Как упоминалось выше, мэрия Венеции определила стандарты, по которым изготавливаются лодки. Все они весят 700 килограмм и состоят из 280 частей, вырезанных из восьми разных видов дерева: дуба, вяза, лайма, лиственницы, пихты, вишни, ореха и красного дерева.
  2. Существует несколько версий, объясняющих черный цвет современных гондол. По одной из них, мэрия подписала указ, запрещающий красить лодки в черный цвет, чтобы положить конец нешуточной борьбе, которая развязалась между представителями венецианской элиты. Все дело в том, что состоятельные владельцы гондол ранее старались украсить свои лодки тем или иным способом, чтобы продемонстрировать всем и каждому свою состоятельность. Согласно второй версии, черный цвет гондол обозначает скорбь венецианцев, переживших ужасную чуму, унесшую тысячи людей.
  3. Известные писатели и поэты регулярно сравнивали «черных лебедей» Венеции с гробами. И некоторые исследования подтверждают, что гондолы у венецианцев ассоциируются со смертью.
  4. Первая женщина-гондольер получила лицензию на управление этим видом транспорта в 2010 году. Джорджия Босколо (Giorgia Boscolo), 24-летняя дочь 40-летнего «ветерана»-гондольера продолжила путь отца. Получить необычную профессию намеревалась и немка Алекс Хай (Alex Hai), однако девушке не удалось сдать экзамен по управлению судном.
  5. Одна венецианская компания предлагает туристам научить их вести гондолы. Row Venice соглашается выделить профессионального гондольера, который за полтора часа расскажет вам азы его работы, а также поможет закрепить услышанное на практике. В ваше распоряжение выдадут не гондолу, а другую лодку, которая, впрочем, является почти точным аналогом «визитной карточки» Венеции. Сайт Row Venice: www.rowvenice.com
  6. Вместо катания на гондоле туристы также могут отправиться в верфь Скверо Сант-Тровазо (Squero San Trovaso), где строятся новые лодки и обслуживаются старые. На изготовление одной гондолы может уйти порядка 500 часов, поэтому в год в Венеции становится лишь на 20 «черных лебедей» больше.
  7. Если же вы хотите посмотреть на гондолы не в процессе изготовления, а во всем их величии, вам однозначно стоит наведаться в Венецию в первую субботу сентября. В этот день в Гранд Канале проходит парад украшенных гондол и их гребцов. Более того, здесь устраивается и историческая регата «Регата Сторика» (Regata Storica), а также соревнование между венецианскими лодками.

Сколько стоит покататься на гондоле?

Посещение Венеции почти что включает в себя обязательный пункт: «покататься на гондоле». И это неудивительно: город открывается с другой, внешней стороны, когда вы плывете по волнам Венецианского залива. Что может быть более романтичным в Венеции, если не прогулка поздним вечером на гондоле в компании своей второй половинки? Однако стоит иметь в виду, что цены на услуги гондольера не так уж и низки.

Обычно гребцы запрашивают 80 евро за 40-минутную прогулку, однако эта стоимость аренды всей лодки.

Так, например, если вы путешествуете с четырьмя друзьями, то проезд обойдется в 20 евро каждому. Однако помните, что количество мест в гондолах всегда ограничено. Более того, в вечернее время стоимость поездки увеличивается (в пределах 20 евро).

October 18 2011, 15:49

Category:

  • Путешествия
  • Cancel

Почему все гондолы черного цвета?

Весло вставляется в единственную уключину. Она тоже деревянная. Ее изготавливают из орехового дерева. В такой уключине имеется ряд пазов, куда попеременно можно вставлять весло, меняя длину рычага и тем самым регулируя скорость движения гондолы…

Гондолы и гондольеры

Версия первая: некий венецианский дож, женатый на молоденькой девушке узнал однажды, что по ночам к его супруге приплывает неизвестный синьор в длинном черном плаще на черной гондоле. Это была единственная чернаягондола во всей Венеции, все остальные лодки каждый раскрашивал на свой вкус. Не желая быть опозоренным всенародно, дож издал приказ перекрасить абсолютно все гондолы в черный цвет. Любовник по-прежнему наведывался по ночам к догарессе, но уже никто не мог определить он это был или же сам дож.

Версия вторая: в 1562 году Венецию охватила эпидемиячумы. Количество умерших было колоссальным. Их тела перевозили на гондолах в течение продолжительного времени. И тут кто-то из венецианского правительства обратил внимание на то, что яркий праздничный окрасгондол, на которых перевозят тела умерших выглядит нелепо и даже кощунственно. Вскоре издали указ, по которому все гондолы Венеции нужно было перекрасить в черный, траурный цвет, цвет гробов. С тех пор гондолы так и красят исключительно в черный цвет. Кстати, спустя 100 лет в Венеции вновь вспыхнула эпидемия чумы и в память о ней построили вторую покрасоте церковь Венеции — Санта-Мария делла Салюте, о которой мы вкратце рассказывали в материале «Как успеть осмотреть Венецию за 3 дня? День третий».

Какая версия является реальностью остается загадкой.

гондолы в венеции


Как успеть осмотреть Венецию за 3 дня? День первый
Где плавал Байрон, или там, где нельзя плевать в купающихся
Голуби Венеции: откуда, и почему такие храбрые?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Специальная компьютерная программа выполняющая определенные действия согласно заданному сценарию
  • Список белорусских праздников
  • Специалист занимающийся написанием текстов различного характера реклама сценарии слоганы
  • Список английских праздников на английском языке
  • Спец цон астана график работы на праздники