Специфика сценария художественно спортивных праздников на стадионе

Работа по теме: собираю гос стандарт. Глава: 2. Особенности режиссуры массовых спортивно-художественных представлений на стадионе.. ВУЗ: КГУФКСТ.

Главный герой
представления — масса. Главная сценическая
площадка — стадион.
Режиссер –
сценарист. Оодноразовость представления.
Особые условия монтажа.(технический:
открытый, закрытый; смысловой).
Выразительные средства: Массовые
упражнения; Построения и перестроения;
Сольные и групповые, вставные номера,
Художественный фон (живой экран).

3. Сценарно-режиссерский замысел и план сценарий спортивно-художественного представления на стадионе.

Замысел
– исходное представление режиссера о
его будем представлению. Что я буду
ставить? (идейно-тематическая основа
представления и его жанр). Как я буду
ставить (постановочно режиссерское
решение представления в целом и отдельных
эпизодов), С кем я буду ставить? (сколько
участников, уровень подготовки). План
сценарий первый официальный документ
в подготовке спортивно-художественного
представления. Заказчик утверждает
либо отвергает предложенный режиссером
сценарий. План сценарий дает ответы:
где будет? Что и как будет? Что для этого
надо. План сценарий состоит из 3 частей:
1.
описание подробно арены сцены, обязательно
указана разметка (обычно 52 по фронту и
35 в глубину). Описание особенностей
стадиона, его возможностей, художественное
оформление арены. 2.
Идейно-тематическая основа, режиссерский
замысел, идея пластического, музыкального
и художественного решения эпизодов и
представления в целом, монтаж). 3.
состав главной постановочной группы.
Это помогает спланировать работу по
организации и проведения представления.
Особое внимание уделяют расчету
участников (запас).

4. Физическое упражнение, как выразительное средство спортивных праздников.

Ф.
У. – элементарные движения, сост. из
элементарных двигательных действий и
их комплексы. Просты, для выполнения.
По характеру и содержанию: вольные (упр.
тип зарядки, имитационные), поточные
(винт, волна, «Белорусская ваза»,
«Спираль», «Кубок»), пирамидковые.

5. Физкультурные парады 30-х годов. Их политическая значимость

Связано это было
с бурным развитием физической культуры
и спорта, с особым интересом и энтузиазмом
молодежи к этой новой форме самовыражения
и самореализации. 1933 г. — появились
массовые гимнастические упражнения.
режиссера Лазарев Окунев. Парад 1937 года
был посвящен 20-летию Октябрьской
революции, впервые он имел определенную
политическую тематику. Парад 1937 года
собрал впервые делегации всех республик
СССР, парады становятся всесоюзными.
Синтез спорта и искусства. Балейтмейстеры
И. Моисеев, Голейзовский. Губанов создали
особый вид поточных упражнений на
конструкции «Белорусская ваза». Позже
«Спираль», «Винт», «Хлопковая коробочка»,
«Павлиний хвост» и др.Прерванные Великой
Отечественной войной парады вновь
возродились в 1945 году. В послевоенные
годы их прошло всего 4 – в 1945, 1946, 1947,
1954, но каждый из них оставил яркий
отпечаток в истории массовых зрелищ.
1945 – появился финал

6. Специфические выразительные средства мсхп

Массовые
гимнастические упр.; Построения и
перестроения: по характеру сомкнутые,
разомкнутые, по характеру смысловые и
не смысловые; Групповые и сольные номера;
Художественный фон.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Афиша центра:

02.02.23Творческие коллективы Белгородского государственного центра народного творчества выступят с программой #суперхиТЫ

22.01.23Интерактивная программа «Январский марафон»

16.01.23Интерактивная программа «Крещенский вечерок»

« Февраль 2023 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   

1

2

02.02.23
Творческие коллективы Белгородского государственного центра народного творчества выступят с программой #суперхиТЫ

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

         

Обратная связь

Отзывы о нас

Специфика режиссуры массовых представлений на стадионе:

Главная  •  Культурно-досуговые учреждения  •  Режиссерам-постановщикам в помощь  •  Методика создания театрализованных представлений и праздников

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА СТАДИОНЕ

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масштабно, с помощью образов, полных символики и обобщения.

По своей архитектонике спортивно-художественные представления на стадионе являются монтажными массовыми действами. Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта и искусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления.

В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художественных представлениях нередко участвуют несколько тысяч человек. Такая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влияние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие:

а) Главный герой представления – масса.

Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, выступающих на поле стадиона. Вот они встали на свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников по фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на участниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подняли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упражнения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоугольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интересом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше.

Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения выполняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить все, что было связано с движениями всей массы участников.

Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения упражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представления особое значение приобретают такие действия участников, которые ведут к изменению положения и движения всей массы выступающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изменения, тем больший эффект и интерес они вызывают.

Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важнейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художественных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно расширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, – требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления – массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения.

В связи с этим возникает вопрос о трудности упражнений, включаемых в массовый номер. Известно, что чем труднее упражнение, тем сложнее большой массе участников выполнить его синхронно, сохраняя при этом рисунок построения. Конечно, было бы очень эффектно, если бы все участники одновременно выполнили, например, сальто назад или другое сложное упражнение. Однако включение таких сложных элементов требует одинаково высокой подготовленности всех участников, а также длительной и кропотливой работы над согласованностью движений, что часто не окупается тем зрелищным эффектом, который можно получить от такого номера.

б) Главная сценическая площадка – стадион

Массовость жанра спортивно-художественных представлений определила и адекватную для них сценическую площадку. Наиболее удобной оказалась арена стадиона, где действие может развиваться не только на футбольном поле размером 110 х 70 м., но и на секторах, беговой дорожке, верхней галерее и в проходах трибун.

Благодаря трибунам, зрители имеют возможность наблюдать за развертыванием действия сверху и видеть не только отдельные фрагменты композиции, но и всю композицию в целом. Однако спортивной режиссуре до сих пор не удалось полностью использовать это преимущество стадиона, а именно, создать такую композицию представления, которая с любого места на трибуне просматривалась бы равноценно. Отдельные попытки режиссеров выстроить представление равноценно для всех зрителей пока удались лишь частично. Типичной же является ориентация представления на западную трибуну стадиона.

в) Режиссер – сценарист

Жанр массовых спортивно-художественных представлений не имеет профессиональных сценаристов. Их специально никто не готовит. Поэтому эту сложную творческую задачу обычно приходится решать самому режиссеру-постановщику.

Сценаристы, работающие в других видах и жанрах драматургии, очень далеки от массовых представлений и праздников на стадионе и реально помочь, а тем более работать самостоятельно в этом жанре, как правило, не могут. Как мы уже убедились, здесь необходимо четко представлять себе возможности главного героя – массы участников – знать и в совершенстве владеть выразительными средствами жанра. Нужно также обладать масштабным, «стадионным» мышлением. Ведь так многое из того, что с успехом идет на сцене, не годится для стадиона.

г) Одноразовость представления

Если в театре после премьеры режиссер еще не раз может вернуться к работе над спектаклем, то многотысячное массовое представление на стадионе живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и яркое впечатление. Это обстоятельство не только повышает ответственность режиссера за конечный результат своей деятельности, но и накладывает отпечаток на всю технологию производства массового спортивно-художественного представления в целом. Другими словами, режиссер здесь не имеет права на ошибку.

Важно также отметить, что режиссеру-постановщику массовых спортивно-художественных представлений приходится иметь дело не с актерами-профессионалами, а с многотысячным коллективом, объединяющим обыкновенных людей разных профессий, возраста, пола, подготовленности и пр. Поэтому в данном жанре так важен предрепетиционный период творческой и организационной деятельности режиссера-постановщика. Начинать репетиционную работу с многотысячной массой участников он имеет право только тогда, когда он четко знает, что, как и с кем он будет делать.

д) Особые условия монтажа

В современном массовом спортивно-художественном представлении огромное значение приобретает монтаж, т.е. драматургическое и композиционное соединение отдельных номеров и эпизодов в стройное, целостное и законченное действо.

В практике постановки массовых спортивно-художественных представлений сложились два вида технического монтажа: открытый и закрытый.

Открытый монтаж характеризуется тем, что переход от одной части представления к другой, от эпизода к эпизоду выполняется открыто, на глазах у зрителей. Закрытый монтаж включает элемент отвлечения внимания зрителей от выполнения участниками переходного перестроения.

Открытый монтаж характерен для стадиона с круговым расположением зрителей. Монтажное перестроение должно быть красивым, оригинальным и смотреться как относительно самостоятельное действие. Для этого оно обычно подразделяется на несколько этапов, каждый из которых включает действия отдельных групп участников и выполняется под музыку в течение специально отведенного времени. Такой переход от одной части представления к другой проходит очень четко и зрелищно. Поэтому открытый монтаж находит все более широкое применение в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе.

При закрытом монтаже переходное перестроение не требует такой тщательной разработки. Иногда прямо на репетиции указываются лишь направления, характер перемещений и места участников в новом построении. Такой монтаж применяется, к примеру, тогда, когда на поле нужно вынести и установить гимнастические снаряды или другие конструкции. Однако, он хорош лишь при одностороннем ракурсе обозрения. При круговом расположении зрителей он имеет ряд недостатков. Во-первых, не всяким отвлекающим действием можно полностью решить поставленную задачу, а во-вторых, и это главное, отвлекающим оно часто бывает лишь для зрителей, наблюдающих за ходом представления с фронта. Все же остальные видят как раз то, что по замыслу режиссера должно быть от них скрыто.

е) Выразительные средства

Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства, которые определяют жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. Например, невозможно представить себе массовое спортивно-художественное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впечатление, расставить смысловые акценты в представлении.

Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую очередь, главным героем представления – массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры.

К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

• Массовые упражнения;

• Построения и перестроения;

• Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера;

• Художественный фон (живой экран).

Карта сайта

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Контрольная работа

По дисциплине: История и практика художественно-спортивных представлений

Тема: Особенности художественно-спортивных представлений

Работу выполнила:

студентка 3 курса ОЗО РТПиП

Печёнова Ирина Евгеньевна

Работу проверил:

доцент кафедры РТП и П Большакова Галина Борисовна

Тюмень, 2010

Содержание

1. Введение. 3

2. Становление и развитие спортивных праздников в СССР. 4

3. Специфические особенности художественно-спортивных представлений. 17

4. Специфика работы спортивного режиссёра. 21

5. Заключение. 23

6. Библиографический список. 24

1.

Введение

Современный спорт в нашей стране, для которого характерны массовость и исключительно высокий уровень спортивных достижений, привлекает как зрелище миллионы людей. Это могут быть такие крупные мероприятия, как олимпиады, фестивали, спортивные парады, показательные выступления, детские спортивные праздники, а также обычные спортивные соревнования (“Весёлые старты”, эстафеты, итоговые состязания).

Спортивные праздники обладают мощным пропагандистским, воспитательным, образовательным воздействием на людей, поскольку могут осуществить общекультурные и специфические функции физической рекреации и способствуют проявлению творческих сил человека. Спортивные праздники необходимо рассматривать как специфическую форму деятельности и самодеятельности людей по удовлетворению потребностей в занятиях физическими упражнениями и активном отдыхе на фоне положительных эмоций.

Массовые спортивно-художественные представления, как составная часть массовых праздников, являются для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х–начале 80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве ХХII Олимпиады (1980 г.) и ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.).

Спортивные праздники и выступления выполняют не только рекреационные, но воспитательные и образовательные функции. Развитие спортивного шоу-бизнеса сегодня является перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры и спорта. Именно последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях.

Увеличение количества зрелищ подобного рода, естественно, привело к тому, что их организацией стали заниматься люди самых разных профессий — спортсмены, режиссеры, актеры, представители административного аппарата, менеджеры и другие. При организации и проведении подобных мероприятий необходимы специалисты со знаниями и опытом постановок массовых спортивно-художественных представлений, компетентные профессионалы, способные качественно решать задачи и проблемы, возникающие в ходе их деятельности.


2. Становление и развитие спортивных праздников в СССР

С первых лет Советской власти государство и физкультурно-спортивные организации при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляло программу массового развития физической культуры и спорта во всех регионах страны. Повсеместно проводились легкоатлетические кроссы, велогонки, лыжные и др. массовые соревнования.

25 мая 1919 года на Красной площади состоялся парад отрядов Всеобуча, который утвердил форму новых спортивных праздников – парады физкультурников — и их принципы: высокую гражданственность, народность и связь с развивающимся пролетарским искусством.

Первый праздник советских физкультурников не был ярок и зрелищен, многие участники парада прямо с Красной площади уезжали на фронты гражданской войны. Работа по физическому воспитанию масс была тогда полностью подчинена одной главной – усилению вооружённой защиты завоеваний революции.

В 1924 году 4000 физкультурников профсоюзных коллективов Москвы провели свой парад, а в 1927 году состоялся первый общемосковский парад физкультурников, в котором приняли участие 18 000 человек.

12-24 августа 1928 года на стадионе «Динамо» проходила Всесоюзная спартакиада, посвящённая принятию первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Она открылась парадом на Красной площади, в котором приняли участие 30 000 тысяч московских физкультурников и спортсменов братских республик. Во время Спартакиады был проведён водноспортивный праздник-карнавал на Москве реке и осуществлена большая инсценировка «Всемирный Октябрь». В этой инсценировке приняло участие несколько тысяч человек. Она строилась на принципе активного участия в зрелище всех присутствующих – зрители превращались в участников действия.

После «Всемирного Октября» развернулся интересный праздник: массовые игры и забавы, танцы и пляски, хоровое пение и коллективная декламация. Конники воинских частей демонстрировали своё мастерство. Спортсмены из разных республик показывали москвичам свои национальные игры, студенты Московского института физической культуры демонстрировали новые спортивные игры (пушбол, бейсбол, пионербол и другие). На одной из площадок состоялись предварительные соревнования по пляскам и танцам, проводимые по программе Спартакиады. В этом празднике приняло участие около 40 000 человек.

Для 30-х годов характерно бурное развитие физической культуры и спорта в нашей стране, строительство новых стадионов, площадок и других спортивных сооружений, создание добровольных спортивных обществ. Всё это не могло не отразиться на содержании физкультурных праздников. В 1931 году в колоннах участников парада на Красной площади прошли 40 000 человек, в 1932г. – 70 000 человек, а в 1933 – 80 000 человек.

В 1933 году после марш-парада впервые были проведены массовые гимнастические выступления. Упражнения исполняли 2000 физкультурников крупнейших заводов Москвы (режиссёр – С. Лазарев) и студенты Государственного Центрального института физической культуры (режиссёр – М. Окунев). С этого года традицией парадов стало выполнение массовых гимнастических упражнений. Парады 1934 и 1935 годов были рекордными по количеству участников по 12 000 человек в каждом.

В параде 1936 года очень интересным и ярким было выступление физкультурников спортивного общества «Спартак». Расстелив огромный войлочный ковёр, они преобразили Красную площадь в огромный стадион, на котором продемонстрировали показательные легкоатлетические выступления и игру в футбол.

Парад физкультурников 1937 года был посвящён 20-летию революции и принятию Конституции СССР. В связи с этим была поставлена задача: найти соответствующую форму проведения парада. Для участия в марш-параде и спортивно-гимнастических выступлениях были приглашены делегации физкультурников союзных республик. Спорткомитеты союзных республик, городов Москвы и Ленинграда провели большую работу по подготовке делегаций к параду. Они привлекли к работе по режиссуре и оформлению выступлений квалифицированные кадры: тренеров по спортивной гимнастике, режиссёров, балетмейстеров, лучших театральных художников и композиторов, определили темы выступлений.

Творческие группы разработали сценарии выступлений, создали эскизы художественного оформления и костюмов, композиторы написали оригинальные мелодии или аранжировали музыку.

Большинство художников союзных республик сумели создать неповторимые стилизованные спортивные костюмы, они использовали не только отдельные предметы и формы покроя народных костюмов, но и органически ввели в спортивные костюмы национальные орнаменты, аппликацию и художественную вышивку.

Разнообразная народная музыка, в исполнении большого духового оркестра, сопровождавшая все выступления делегаций союзных республик, выгодно отличало парад 1937г., от предыдущих.

Основными средствами выражения темы в выступлениях большинства делегаций были массовые гимнастические упражнения преимущественно вольные с предметами. Были показаны национальные виды спорта (борьба и игры), а так же народные пляски, танцы и песни.

Необычайно интересное выступление «Граница на замке» подготовили физкультурники Белоруссии (режиссёры — И. Моисеев и А. Губанов, художник – А. Мандельберг). Тему выступления они решили простыми средствами: декоративными берёзками и блестящими гимнастическими палками. С помощью берёзок «создавали пейзажи» родной Белоруссии: леса с полянами, причудливые формы дорог, лесные завалы, маскировку оборонительных пограничных сооружений. Гимнастические палки в руках физкультурников превращались в «тракторы», трансформировались в «танки» и в «оружие». По мнению специалистов, отзывам прессы и зрителей, это выступление было лучшим на параде 1937г., оно стало эталоном, на который ещё долгие годы ровнялись режиссёры и художники массовых гимнастических выступлений.

Всесоюзные парады физкультурников предвоенных лет отличались чёткой идейной направленностью и проводились, в основном, по единой схеме.

Схема Всесоюзного парада физкультурников 1938 года, как наиболее характерная для парадов предвоенных лет:

1. Церемония приёма парада. Митинг.

2. Торжественный марш участников парада.

3. Спортивно-гимнастические выступления.

В 30-е годы парады физкультурников обретают особые черты. Они превращаются в синтетическое зрелище, впитавшее в себя элементы спорта, искусства и культуры первого в мире пролетарского многонационального государства. Эти парады были глубоко пронизаны партийной и советской идеологией. «Свет кремлёвских звёзд», «Счастливая родина», «Спасибо ВКП(б) за счастливую юность», «Готовим будущих героев» — темы, которые решали на параде 1938 года физкультурники страны.

Для парадов тех лет характерны яркость, красочность костюмов и художественно-декоративного оформления колонн, каскад остроумных режиссёрских и художественных находок и решений, красивые построения и сложные перестроения, синхронность гимнастических движений, исполняемых на ходу, смелость в показе различных видов спорта и отличная строевая подготовка.

Всё это произошло не сразу. В 20-е годы торжественные марш-парады, по существу, мало чем отличались от демонстраций трудящихся. Физкультурники несли те же лозунги, почти те же предметы оформления. Лишь к середине 30-х годов появились признаки новизны и оригинальности. У каждой колонны обозначилась своя тема, которую определяла производственная, национальная и спортивная принадлежность участников марша. Яркие и разнообразные одежды, оригинальное оформление, стремление показать образную картину, связанную с производственной деятельностью, культурой и бытом той или иной республики – всё это рождало художественное впечатление, но требовало большой предварительной работы режиссёров, художников, тренеров и организаторов. Однако они были стеснены в возможностях, поскольку время действия строго ограничивалось временем прохождения колонны перед трибуной.

Участники торжественного марша одним коротким движением или какой-нибудь деталью обозначали замысел темы, звучавшей как тезис, как лозунг. Стиль оформления тяготел к плакатности. Широко стали применяться всевозможные предметы бутафории, картины, диаграммы. Таким образом, была преодолена статичность в элементах оформления.

Был найден более динамичный принцип построения и оформления колонн марш-парада. Спортсмены сами должны были стать объектом зрелища. Появились паузы в марше, стремительные развороты колонн, оригинальные перестроения, показ гимнастических упражнений.

Поиск всё новых изобразительных решений вёлся неустанно – во время торжественного марш-парада стали применяться трансформирующиеся гимнастические снаряды и предметы: булава мгновенно превращалась в раскрывающуюся коробочку хлопка или головку подсолнуха, шест становился гигантским золотым колосом, веслом с цветными лопастями или флагом. Важным компонентом действия стала музыка. Обрёл высокое значение ритм.

Совершенствовали свои выступления гимнасты. Они стали выполнять упражнения на разнообразных гимнастических снарядах. Это требовало тщательной подготовки и большого мастерства спортсменов. Необходимо было не только показать сложные гимнастические упражнения, но и добиться их синхронности и зрелищности. Основная трудность при подготовке массовых выступлений на гимнастических снарядах – необходимость очень быстро их внести на площадь и унести обратно. Было создано много облегчённые гимнастических снарядов.

Для Всесоюзного парада физкультурников 1938г. режиссёры-постановщики делегации Белорусской ССР (К. Галейзовский и А. Губанов) создали многоярусную сварную конструкцию, которая мгновенно заполнялась гимнастами. Отлично отработанные поточные движения гимнастов, цвет их костюмов и «бронза» тел создавали образ причудливой многоцветной вазы, которая многократно меняла свою форму.

Эта композиция открыла возможность использовать поточные движения в самых разнообразных комбинациях массовых гимнастических выступлений. Поточные движения, мастерски перенесённые из хореографии в массовые гимнастические выступления известным балетмейстером К. Галейзовским, развивались, видоизменялись и совершенствовались.

Спортивная режиссура тех лет добилась определенных успехов, особенно в постановке отдельных массовых гимнастических выступлений. Утвердились многие выразительные средства, достаточно умело осуществлялся монтаж сольных и групповых номеров с массовым номером и т.д.

Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами способствовала взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников, вошедших в сокровищницу массового искусства. Этот творческий союз отдельных постановщиков продолжается до сегодняшнего дня.

В 1939 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было установлено ежегодное проведение дня физкультурника и всесоюзные парады физкультурников в Москве стали проводиться именно в этот день.

Почин Москвы в проведении физкультурных праздников в форме парадов был поддержан почти во всех крупнейших городах СССР.

Вслед за летними парадами в практику вошло проведение зимних праздников-парадов. В 1934 году в зимнем параде ленинградских физкультурников, отлично организованном и чётко проведённом, участвовало 100 000 лыжников, конькобежцев и хоккеистов.

Для всех физкультурных праздников и зрелищ 20-х и 30-х гг. двадцатого столетия в Советском Союзе характерна чёткая идеологическая направленность – защита завоеваний революции и укрепление обороноспособности страны.

Прерванные Великой Отечественной войной массовые физкультурные праздники и зрелища возобновились

за год до её окончания. 16 июля 1944 года в Москве на стадионе «Динамо» проводился большой спортивно-гимнастический праздник, посвящённый Всесоюзному дню физкультурника.

В августе 1945 года на Красной площади состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвящённый Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Выступления всех делегаций были пронизаны всеобщим восторгом и ликованием.

В 1946 году Всесоюзный парад физкультурников впервые был перенесён с Красной площади на Центральный стадион «Динамо». Массовые гимнастические выступления и спортивные соревнования приобрели особую праздничность и торжественность. Всё пространство спортивных арен подчинено восприятию спортивных зрелищ. Амфитеатры трибун и их круговая организация обладают преимуществом перед плоскостным расположением зрительных мест.

Круговой амфитеатр открывает не локальные зоны действия, а всё пространство арены. Зритель видит общую картину, слагающуюся из множества разнообразных элементов: гимнастики, спорта, строевой подготовки, художественно-декоративного и музыкального оформления.

С 1946 года на специально оборудованном стадионе «Динамо», где для парадов были выстроены две звуковые студии, появилась возможность проводить массовые гимнастические выступления в сопровождении не только духового оркестра, но и симфонического, оркестра народных инструментов и даже вокалистов.

На стадионах зрители смотрели на поле сверху. Зелёные травяной ковёр стал глубоким и насыщенным по цвету фоном. Линии и цвет стали основными средствами в создании композиций. Многообразные перестроения групп спортсменов в разноцветных костюмах использовались для игры цвета. Наряду с этим режиссёры и художники стали применять и новые цветовые элементы: шарфы, ленты, веера, гирлянды и т.п. Постепенно возникла новая сфера творчество, где происходило слияние спорта и искусства, сфера художественной выразительности и образной содержательности. Физкультурное зрелище стало оказывать такое же эмоциональное воздействие, как музыка, танец или цирковое представление.

Ещё до 1946 года все массовые гимнастические и спортивные выступления, проводимые на Красной площади, повторялись затем в течение нескольких дней на Центральном стадионе «Динамо», и здесь возникли непредвиденные сложности. Зрители на трибунах были одеты по собственному выбору и вкусу. Нередко пестрота одежды на Южной трибуне стадиона резко мешала восприятию зрелища с других трибун. Целостная цветовая композиция разрушалась. Поэтому при подготовке Всесоюзного парада физкультурников 1946 года возникла мысль о создании мягкого по цвету фона на Южной трибуне, который помогал бы органичному восприятию зрелища. При дальнейшей разработке этой проблемы художники и режиссёры открыли новый выразительный приём – смену цветового фона для различных эпизодов. Б. Кноблок предложил «книгу», сброшюрованную из цветных страниц. На Южной трибуне разместились 7 000 участников. В руках у каждого из них была такая книга, которую они листали в определённом порядке. Так на трибуне стали появляться различные фоны и орнаменты, сопровождающие выступления.

На Всесоюзном параде физкультурников 1947 года этот принцип был использован дважды. «Книги» были заменены двусторонними разноцветными флажками. У каждого из 7 000 участников было по два двусторонних флажка, используя которые они создавали нужные фоны и орнаменты. Этот же приём был использован в финале выступления делегации физкультурников РСФСР для создания лозунгов и символов на поле стадиона (режиссёры-постановщики – И. Моисеев и Я. Теверовский).

Дальнейшие физкультурные праздники и зрелища, проведённые не только в Москве и Ленинграде, но и в ряде других городов, показали безграничные возможности этого приёма.

На Всесоюзных парадах физкультурников, проводимых на стадионе «Динамо» (1946, 1947 и 1954гг.) резко сократилось число участников торжественных маршей и увеличилось число участников массовых гимнастических выступлений и спортивных соревнований.

Содержание гимнастических выступлений делегаций физкультурников союзных республик изменилось – сократился показ народных танцев, увеличился объём спортивной и художественной гимнастики, акробатики, национальных видов спорта. Увеличение количества участвующих в гимнастических выступлениях дало возможность значительно разнообразить композиции выступлений и сделать их более красочными. В программы Всесоюзных парадов было введено большое количество спортивных соревнований: по лёгкой атлетике, борьбе, боксу, волейболу, футболу, тяжёлой атлетике и т. д.

7 сентября 1947 года на стадионе «Динамо» был проведён праздник, посвящённый 800-летию Москвы. Это был первый синтетический праздник – в нём кроме сильнейших спортсменов и больших групп гимнастов участвовали мастера искусств, профессиональные и самодеятельные коллективы.

Вокальные номера транслировались по радио, на специальных щитах, уложенных на зелёное поле стадиона, выступали танцоры.

В последующие годы такой вид массового зрелища стал довольно распространённым.

Последний парад физкультурников прошёл в мае 1954 года. После смерти Сталина — большого друга физкультурников — они тихо сошли на нет.

С 1956 один раз в 4 года в Москве проводятся спартакиады народов СССР, по количеству видов спорта и числу участников превосходящие Олимпийские игры.

Крупнейшим в Советском Союзе и небывалым по масштабам и массовости в мировой истории спорта соревнованием была I Спартакиада народов СССР. Она проводилась в августе 1956 г. В соревнованиях по 22 видам спорта участвовало 9200 спортсменов. Они представляли все союзные республики, а также два крупнейших советских города — Москву и Ленинград. Открылась эта спартакиада на лучшем в Советском Союзе стадионе имени В. И. Ленина в Лужниках.

В массовых стартах 6-й Спартакиады народов СССР в 1975 участвовало 54 млн. человек, в финальных соревнованиях — 7,1 тыс. спортсменов из всех союзных республик.

В СССР к 1976 состоялось 44 чемпионата мира, 26 чемпионатов Европы, 5 соревнований на кубки Европы, Международные дружеские спортивные игры молодёжи (1957), Универсиада (1973), Всемирный конгресс спортивной науки (1974).

Физическая культура и спорт стали в СССР самостоятельной, сферой культурного строительства.


3. Специфические особенности художественно-спортивных представлений.

Главной особенностью художественно-спортивных представлений на стадионе является синтез искусства и спорта. Художественно-спортивное представление на стадионе

это форма театра под открытым небом, своеобразие которого диктуется своеобразием сценической площадки — стадион.

Стадионное пространство трехмерно, обзор здесь 3/4 или круговой, трибуны расположены амфитеатром, масштаб сценической площадки равен масштабу поля стадиона.

Основными героями спортивно-художественного представления на стадионе являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены — непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и искусства, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, которому посвящено представление.

Главное в специфике спортивно-художественного представления на стадионе — его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением массовых гимнастических упражнений, построений и перестроений. Что бы масса участников воспринималась как единое целое, нужна синхронность, согласованность в движениях и чёткий рисунок. Только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить спортивно-художественного представления на стадионе по принципу концерта, т.е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями является нецелесообразным. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями.

Основной структурной единицей спортивно-художественного представления на стадионе является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: I) начало (экспозиция) 2) главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и искусства, 3) финал (кульминация), 4) уход.

Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов спортивно-художественного представления на стадионе. С этой целью в действие вводится группа участников (600-1500 человек, в основном девушки), которые в практике получило название «фонирующей группы». Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы — укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с другим в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления. Фонирующая группа была впервые введена в массовое спортивно- художественное представление в 1979г. на празднике открытия VII Спартакиады народов СССР (главный режиссёр Б. Н. Петров).

В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа.

Поэтому технический монтаж имеет такое же значение, как и смысловой. В практике постановки спортивно-художественного представления на стадионе сложились два вида монтажа: открытый и закрытый монтаж. Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, поиск рисунков построения, в которых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия — на перестроения, т. е. поиск логических переходов из одного рисунка в другой. Задача художника спортивно-художественного представления на стадионе состоит в том, чтобы с первого до последнего выступления, провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии и в костюмах, и в декорациях.

Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике.

Неотразимое впечатление производит художественный фон — специфическое средство режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников (от 3-х тысяч человек и больше) на одной из трибун стадиона,

на котором создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе «Динамо».

Но самое главное – создание эмоционального впечатления. Эффект неожиданности (

трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли).


4. Специфика работы спортивного режиссёра

Подготовка массовых художественно-спортивных представлений требует высококвалифицированной работы специалиста — спортивного режиссера. Физкультурный праздник — это комплекс разнообразных спортивных, культурных и художественно-тематических мероприятий. Для художественного воплощения замысла этих представлений режиссеры используют не только разнообразные виды спорта, но и элементы искусства, новейшие достижения техники.

Основу структуры спортивного праздника составляют три элемента: заказчик – кто диктует условия; сам праздник, который проводят те, кто создает, воплощает идеи заказчика (постановочная группа, спортсмены и артисты со своими новейшими технологиями, спортивные сооружения, спонсоры) и зритель – воспринимающая сторона.

Подготовка к спортивному празднику начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды условно можно разделить на несколько этапов: подготовительный, организационный, этап проведения, заключительный этап. На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности специалистами, ответственными за эти виды работ. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный – от месяца до полугода, этап проведения – 1-7 дней, заключительный этап – от недели до месяца.

Массовые спортивно-художественные праздники требуют высокой ответственности и самостоятельности в деятельности каждого участника данного мероприятия. Но при этом основная ответственность ложится именно на режиссера, решающего творческие, организационные, административно-хозяйственные и финансовые вопросы.

Основными задачами в деятельности спортивного режиссера является создание и проведение спортивно-художественного представления. Для успешного проведения спортивно-художественного представления необходимо обладать: творческим началом, креативными способностями, чтобы создавать «идею» праздника, сделать его зрелищным; организаторскими способностями, чтобы организовать и успешно провести праздник; осведомленностью в экономических вопросах, финансовом планировании, материально-техническом обеспечении, чтобы «продать» праздник заказчику, просчитать экономический эффект мероприятия.

Режиссер является не только постановщиком представления, но организатором и «продавцом» своего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей.


5. Заключение

Спортивные праздники таят в себе огромные возможности для телесного и духовного оздоровления людей, для их активного отдыха. Благодаря своим функциональным возможностям они могут способствовать формированию потребностей в занятиях физическими упражнениями, в расширении и углублении процессов неспециального (непрофессионального) физкультурного образования участников праздника. Соблюдение принципов культурологического подхода к процессу организации спортивного праздника является необходимым условием, которое способствует переходу спортивного праздника из простого развлекательного массового зрелища, в одно из средств физической рекреации. Массовые спортивно-художественные представления и праздники на стадионе имеют важную особенность: режиссерам-постановщикам каждый раз приходится придумывать что-то новое, оригинальное, способное поразить зрителей. Значение спортивных праздников невозможно переоценить, они необходимы народу. Именно на спортивных праздниках, как правило, зритель становится непосредственным участником, является активной частью мероприятия, заражает остальных зрителей своим энтузиазмом и активностью. Наступает цепная реакция, все зрители превращаются в участников, – это высшее достижение проводимого мероприятия.

6. Библиографический список

1. Сегал, М.Д. Физкультурные праздники и зрелища / М.Д. Сегал. ‒ М.: Физкультура и спорт ‒ 1977г.

2.

Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX в.): учеб. пособие / В.М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. ‒ Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» ‒ 2007г. ‒ Т.4. ‒ 870 с.

3.

Футлик, Л.И., Козлова, Р.П. Словарь./ Пермский государственный институт искусств и культуры. ‒ Пермь: УПЦ «ДИККС» ‒ 1999г. ‒ 113 с.

4.

Ведущая роль музыкального сопровождения в организации проведении спортивно-массовых мероприятий Любина Н.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.acis@mail.vis.ru – Загл. с экрана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Список блюд на праздник
  • Специальность организатор праздников
  • Специально придумывали праздники главная визитная карточка города гондолы черные
  • Список ближайших праздников
  • Специальная компьютерная программа выполняющая определенные действия согласно заданному сценарию